Мифические существа народов мира - добрые и не очень


Сегодня киноэкраны заполонили зомби, вурдалаки, вампиры и прочие монстры. Но на самом деле ужасные существа – это далеко не всегда порождение фантазии современных сценаристов и режиссёром. В древних мифах и в фольклоре существуют и более страшные сущности, правда, многие из них не такие распиаренные, как попавшие на экраны.

1. Блеммия


Блеммии - довольно древние существа. Впервые упоминания о них появились у древних греков и римлян. Физически они очень похожи на обычных людей за одним существенным отличием - у блеммий нет головы. Рты, глаза и носы находятся у них на груди. Согласно древним источникам (к примеру, о блеммиях писал Плиний), эти существа были довольно широко распространены по всей Северной Африке и на Ближнем Востоке. В более поздней литературе блеммий также описывали, как каннибалов.

2. Сфена


Сфена - монстр из греческой мифологии. Намного больше людей знает ее сестрицу Медузу. Знаменитая горгона была младшей из семейки, у нее было 2 старшие сестры - Евриала и Сфена.

Как и у ее сестер, у Сфены были длинные острые клыки и змеи красного цвета вместо волос. Истории рассказывают, что Сфена была самой свирепой и кровожадной из семьи, она убила больше мужчин, чем обе ее сестры, вместе взятые.

3. Хитоцумэ-кодзо


В японских мифах рассказывается о множестве сверхъестественных монстров, которых как правило называют Ёкай. Одна из разновидностей Ёкай - хитоцумэ-кодзо, который является чем-то вроде Циклопа: он имеет только один гигантский глаз посередине лица. Тем не менее, хитоцумэ-кодзо еще более жуткий, чем циклоп, поскольку выглядит, как маленький лысый ребенок.

4. Мананангал


Это отвратительное существо происходит из Филиппин. Оно имеет некоторые общие черты с вампиром, хотя мананангал более отталкивающий, как по внешнему виду, так и по поведению. Мананангал обычно изображается как очень некрасивая женщина, которая способна отрывать себе нижнюю часть тела, отращивать гигантские крылья и летать в ночное время. Мананангалы имеют длинный хоботок на месте языка, который они используют, чтобы высасывать у спящих людей кровь. Больше всего они любят беременных женщин, а если быть конкретнее, то высасывать сердце их плода.

Тем, кто столкнется с мананангалом, стоит избегать летающего туловища и попробовать посыпать чесноком и солью отделенную нижнюю часть тела этого существа - это убьет его.

5. Келпи


Один из самых известных монстров в кельтской мифологии, келпи - существо, которое выглядит как лошадь и водится в озёрахр Шотландии. Келпи любят заманивать людей, топить их в озерах, затаскивать к себе в логово и съедать.

Одной из отличительных черт келпи является их способность превращаться из лошади в человека. Чаще всего они принимают облик привлекательного мужчины, который заманивает жертв в свою берлогу. Намного реже келпи появляется в виде красивой женщины. Согласно легенде, одним из способов определить келпи в человеческой форме являются их волосы, которые постоянно влажные и полны водорослей. В некоторых историях также говорится, что келпи сохраняют копыта даже в человеческой форме.

6. Стригой


Стригои, которые похожи на более известных полтергейстов, являются одними из самых древних существ в этом перечне. Они относятся к дакийской мифологии и позже были переняты румынской культурой. Это злые духи, которые воскресли из мертвых и пытаются возобновить нормальную жизнь, которую они вели когда-то. Но при этом существовании стригои пьют саму сущность жизни из своих родственников. Они чем-то похожи своими действиями на вампиров.

Нет никаких сомнений, что люди по всей Восточной Европе смертельно боялись стригоев. Что примечательно, эта вера сохранилась и поныне, особенно в сельских районах Румынии. Всего 10 лет назад родственники недавно умершего вырыли его труп и сожгли сердце, поскольку считали, что усопший превратился в стригоя.

7. Йогорумо


Наверняка никто бы не отказался, если бы его соблазнила самая красивая женщина в мире, после чего повела его к себе домой. Сначала такой мужчина чувствовал бы себя самым счастливым человеком, но это мнение наверняка вскоре изменилось бы, когда эта красивая женщина показала бы свою истинную сущность - гигантского паука-людоеда. Очередной японский монстр из рода Ёкай - йогорумо. Это гигантский паук, способный превращаться в красивую женщину, чтобы завлекать добычу. После того, как йогорумо овладевает человеком, он заворачивает его в шелковую паутину, впрыскивает яд, а затем пожирает добычу.

8. Черная Аннис


Также известная как Черная Агнес, эта ведьма является традиционным персонажем в английском фольклоре. Некоторые полагают, что ее корни можно проследить гораздо дальше - до кельтской или германской мифологии. У Черной Аннис отвратительное синее лицо и железные когти, а еще она любит питаться людьми, особенно маленькими детьми. Ее любимое занятие - бродить по оврагам в ночное время, в поисках ничего не подозревающих детей, похищать их, затаскивать в свою пещеру, после чего готовить детей на ужин. После того, как Аннис доедает детей, она делает из их кожи одежду.

9. Леший


Леший - дух лесов и парков во многих славянских культурах. По сути, он является защитником леса. Леший дружит с животными, которых он может позвать себе на помощь и недолюбливает людей, хотя, в некоторых случаях, фермерам удается подружиться с лешими. В этом случае они защищают посевы людей и даже могут научить их магии.

Физически, лешие описываются как высокие люди с волосами и бородой из лозы и травы. Тем не менее, они также являются оборотнями, способными изменяться в размере: от самого высокого дерева в лесу до мельчайшей травинки. Они могут даже превращаться в обычных людей. При этом леших могут выдать светящиеся глаза и обувь, одетая задом наперед.

Лешие - это вовсе не злые существа, скорее они обманщики и любят озорство. К примеру, они любят запутывать людей в лесу, а иногда и заманивать людей в свои пещеры, имитируя голоса их близких (после этого, заблудившихся могут защекотать до смерти).

10. Домовой


В славянской мифологии считается, что в каждом доме есть свой домовой. Обычно его описывают, как маленького бородача, покрытого волосами. Он считает себя хранителем дома и не обязательно злой. Его действия полностью зависят от поведения жителей. Домовой злится на людей, которые пренебрегают своим домом и которые ругаются. А тем, кто хорошо себя ведет и заботиться о доме, домовой незаметно помогает с домашними хлопотами. Также ему нравится наблюдать за спящими людьми.

Не стоит злить домового, ведь он начинает мстить людям. Сначала в доме начнут раздаваться потусторонние стоны, биться тарелки и пропадать вещи. А если домового окончательно довести, то он может убить людей в их собственной кровати.

Для любителей истории и непознанного . Читайте сами, рассказывайте детям.

По материалам сайта dawdlez.com


Человеческое воображение, особенно в кошмарных снах, способно породить образы ужасных чудовищ. Они являются из тьмы и вселяют необъяснимый страх. За всю многотысячелетнюю историю существования человечество верило в достаточно большое количество подобных монстров, имена которых старались даже не произносить, так как они олицетворяли вселенское зло.

Часто Йови сравнивают с более известным всем Бигфутом, но приписывают ему австралийское происхождение. По легенде, Йови жил исключительно в Блу Маунтин, в горном регионе, который расположен на западе от Сиднея. Образ этого монстра появился в фольклоре аборигенов, чтобы отпугивать европейских иммигрантов и переселенцев, хотя есть факты, свидетельствующие о том, что миф имеет более давнюю историю. Были люди, которые говорили о встрече с этим существом, которого считают «злым духом», хотя официальных подтверждений о нападении Йови на людей нет. Говорят, что при встрече с человеком Йови останавливается и пристально смотрит, а потом исчезает в густом лесу.


В эпоху колониальных войн, многие мифы появились или обрели новую жизнь в разных уголках мира. К примеру, в регионах Южной Америки стали поговаривать о существовании гигантских анаконд. Эти змеи достигают в длину до 5 м, а тело, в сравнении с обычными анакондами, у них гораздо массивнее. К счастью, никто еще не встречался с такой змеей, ни живой, ни мертвой.


Если углубиться в мифологию славян, то можно поверить в существование такого существа, как домовой. Это небольшого роста бородатый мужчина, который может жить в домашнем животном или даже вселиться в человека. Утверждают, что в каждом доме живет домовой, который отвечает за атмосферу в нём: если в доме порядок и согласие, то домовой добрый, если в доме часто ругаются, то домовой злой. Злой домовой способен устраивать постоянные несчастные случаи, которые делают жизнь невыносимой.


С головой крокодила и мордой собаки, с конским хвостом и плавниками, с большими клыками Буньип является достаточно большим монстром, который, как утверждают, живет на болотах и в других частях Австралии. Его имя происходит от слова «дьявол», но ему приписывают и множество других качеств. Чаще всего об этом монстре говорили в 19 веке, а сегодня считается, что существо до сих пор существует и живет на паритетных отношениях с местными. Больше всего в это верят аборигены.


Существо Бигфут известно всем. Это большое существо, которое живет в разных частях США. Он очень высокий, его тело покрыто шерстью черного или коричневого цвета. Говорят, что при встрече с ним человек цепенеет в прямом смысле этого слова, находясь под действием гипноза. Были люди, которые свидетельствовали о случаях, когда Бигфут забирал людей с собой в лес и держал их в своей берлоге долгое время. Правда это или нет, но образ Бигфута во многих вселяет страх.


Дзикининки – это особенное существо, рожденное японским фольклором. В прошлом это был человек, который после смерти трансформировался в ужасного монстра. Многие считают, что это приведение, питающееся человечиной, поэтому люди, которые в это верят, сознательно избегают посещения кладбищ. В Японии считают, что если человек очень жадный при жизни, после смерти превращается в дзикининки в наказание и испытывает вечный голод мертвечины. Внешне дзикининки похож на человека, но с непропорциональным телом, с большими святящимися глазами.

Это существо имеет тибетские корни. Исследователи считают, что йети переправился в Непал по следам переселенцев народности шерпа, эмигрантов с Тибета. Говорят, что он бродит по окрестностям, иногда метает огромные камни и страшно свистит. Йети ходит на двух ногах, его тело покрыто светлой шерстью, а во рту собачьи клыки. И простые люди, и исследователи утверждают, что встречались с этим существом в реальности. Поговаривают, что оно проникает в наш мир из потустороннего мира.


Чупакабра – это достаточно небольшое существо, но способное причинить много проблем. Впервые об этом монстре заговорили в Пуэрто-Рико, а позже и в других частях Южной и Северной Америки. «Чупакабра» в переводе означает «сосущий кровь коз». Это имя существо получило в результате большого количества необъяснимых смертей домашнего скота местного населения. Животные погибали от потери крови, через укусы на шее. Чупакабра был замечен и в Чили. В основном все свидетельства о существовании монстра устные, ни тела, ни фотографии его нет. Живым поймать монстра тоже никому не удалось, но он очень популярен во всем мире.


В период с 1764 по 1767 год Франция жила в большом страхе из-за оборотня, то ли волка, то ли собаки. Говорят, что за период своего существования монстр совершил 210 нападений на людей, из которых убил 113. Никто не хотел встречаться с ним. На монстра даже была открыта официальная охота королем Людовиком XV. Многие профессиональные охотники выслеживали зверя с целью убийства, но их попытки были тщетны. В результате его заговоренной пулей убил местный охотник. В чреве зверя были найдены людские останки.


В мифологии американских индейцев существовало кровожадное существо Вендиго, продукт проклятий. Дело в том, что в мифах алгонкинских племён утверждалось, что если при жизни человек был каннибалом и ел человеческое мясо, то превращается после смерти в Вендиго. Говорили и то, что он может вселиться в любого человека, завладев его душей. Вендиго в три раза выше человека, его кожа разлагается, а кости выпирают наружу. Это существо постоянно испытывает голод и жаждет человеческой плоти.


Шумеры, представители древней, но достаточно развитой цивилизации, создали свой эпос, в котором рассказывали о богах, богинях и их повседневной жизни. Одним из самых популярных эпосов был «Эпос о Гильгамеше» и рассказы о существе Гугаланне. Это существо в поисках царя убило большое количество людей, разрушало города. Гугаланна – это быкообразный монстр, которого боги использовали как орудие мести людям.


Как и вампиры, это существо испытывает постоянную жажду крови. Оно также пожирает человеческие сердца и обладает способностью отсоединять верхнюю часть своего тела и проникать в дома людей, особенно в дома, где живут беременные женщины, чтобы напиться их кровью и выкрасть ребенка с помощью своего длинного языка. Но это существо смертное и его можно убить, посыпав солью.


Черная Аннис, как воплощение зла, известна всем в Британии, особенно в сельских регионах. Она является главной героиней местного фольклора 19 столетия. У Аннис синего цвета кожа и страшная улыбка. Дети должны были избегать встречи с ней, так как она питалась детьми и овцами, которых обманом или силой забирала из домов и дворов. Из кожи детей и овец Аннис делала пояса, которые затем носила на себе десятками.


Самое страшное из самых страшных, Диббук, является главным героем еврейской мифологии. Этот злой дух считается самым жестоким. Он способен разрушить жизнь любого и уничтожить душу, при этом человек не будет осознавать то, что с ним происходит и постепенно погибать.

«Сказка о Кощее Бессмертном» принадлежит мифологии и фольклору славян и рассказывает о существе, которое нельзя убить, но которое портит жизнь всем. Но у него есть слабое место – его душа, которая находится на конце иглы, которая спрятана в яйце, что находится внутри утки, которая сидит внутри зайца. Заяцсидит в крепком сундуке на верхушке самого высокого дуба, растущего на сказочном острове. Одним словом, путешествие на этот остров приятным назвать трудно.

В культуре каждого народа присутствуют мифические существа, обладающие как положительными, так и отрицательными качествами.

Некоторые из них известны во всем мире. Другие же наоборот, знакомы только конкретной этнической группе.

В данной статье мы приводим популярный список мифических существ с картинками . Более того, вы узнаете их происхождения, а также , связанные с ними.

Гомункул

В эпоху Средневековья, алхимики верили, что такое мифическое существо как Гомункул (лат. homunculus — человечек) можно получить искусственным образом, как .

Фауст с Гомункулом

Для этого требовалось соблюсти множество разных условий, с обязательным использованием мандрагор. Алхимики были уверенны, что такой маленький человечек способен оградить своего хозяина от бед.

Домовой

Это одно из самых популярных мифических существ в славянском фольклоре. Большинство знают о нем из сказок. До сих пор некоторые верят, что Домовой может влиять на жизнь владельца дома.

Согласно мифу, чтобы он не делал зла никому из хозяев, его необходимо задабривать разными угощениями. Хотя часто это приводит к обратным последствиям.

Бабай

В славянской мифологии это ночной дух. Обычно им пугают непослушных детей. И хотя у Бабая нет какого-то конкретного образа, зачастую о нем говорят, как о старике с мешком, в который он сажает вредных детей.

Нефилимы

Нефилимы жили во времена до потопа, и о них даже упоминается в Библии. Эти существа являются падшими ангелами, которые однажды прельстились красотой земных женщин и вошли с ними в половые отношения.

В результате этих связей начали рождаться нефилимы. Буквально это слово означает «те, кто заставляет других падать». Они были очень большого роста, а также отличались неимоверной силой и жестокостью. Нефилимы нападали на людей и производили серьезные разрушения.

Абаасы

В якутском фольклоре этих каменных чудовищ изображали с железными зубами, живущими в лесной глуши. По мере взросления, они все больше походили на детей.

Изначально Абаасы ели растительную пищу, а позже стали охотиться на людей. Их изображают с одним глазом, одной рукой и одной ногой. Эти мифические существа наносят вред каждому человеку, насылая на него болезни и несчастья.

Абраксас

Это мифическое существо появилось в учениях гностиков. На заре христианства существовало достаточно много сект, которые старались создать религию на основе иудаизма и язычества.

Согласно одному учению, все сущее произошло в высшем Царстве света, из которого исходят 365 разрядов духов. Главного из них зовут Абраксас.

Его изображают с туловищем человека и головой петуха. На месте ног у него две извивающиеся змеи.

Бааван Ши

В шотландской мифологии под ним подразумевали кровожадное существо. Когда человек видел ворона, превращающегося в красивую девушку в платье, это значило, что перед ним был сам Бааван ши.

Злой дух недаром носил длинное платье, поскольку под ним он мог прятать свои оленьи копыта. Эти злые мифические существа располагали к себе мужчин, а потом выпивали из них всю кровь.

Баку

Оборотень

Одно из самых известных мифических существ, встречающихся у разных народов мира. Под оборотнем подразумевается человек, способный перевоплощаться в животных.

Чаще всего оборотнями являются волки. Подобные видоизменения могут происходить по желанию самого оборотня, либо в связи с лунными циклами.

Вирява

Народы севера так называли хозяйку лесов. Как правило, ее изображали в виде красивой девушки. Виряве служат животные и птицы. Она дружелюбно настроена к людям, и при необходимости может оказать им помощь.

Вендиго

Вендиго – это злой дух-людоед. Он является ярым противником любых излишеств в человеческом поведении. Ему нравится охотиться и внезапно нападать на своих жертв.

Когда какой-либо путник оказывается в лесу, это мифическое существо начинает издавать устрашающие звуки. Вследствие этого человек кидается наутек, но убежать ему не удается.

Сикигами

В японских мифах это духи, которых может вызвать колдун Омме-до. Несмотря на свои маленькие размеры, они могут вселяться в животных и птиц, чтобы затем управлять ими.

Манипулировать Сикигами для мага весьма опасно, поскольку в любой момент времени они могут начать атаковать его самого.

Гидра

Это мифическое существо описано в произведении древнегреческого поэта Гесиода. Гидра имеет змеиное тело и множество голов. Если отрубить одну из них, на ее месте сразу же вырастает две новых.

Уничтожить Гидру практически нереально. Она охраняет вход в царство мертвых и готова напасть на любого, кто встретится у нее на пути.

Драки

В английской мифологии так названы водяные фейри. Превращаясь в деревянные блюдца, медленно плывущие по водной глади, они стараются завлечь в ловушку женщин.

Как только женщина коснется такого блюдца, Драк в тот же миг хватает ее и утаскивает к себе на дно, где ей предстоит ухаживать за его детьми.

Злыдни

Это языческие злые духи в мифах древних славян. Они представляют большую опасность для человека.

Злыдни пристают к людям и даже могут вселяться в них, особенно если они одиноки. Часто эти мифические существа принимают облик бедных стариков.

Инкубы

В легендах многих европейских стран так называли демонов мужского пола, жаждущих женской любви.

В некоторых старинных книгах, этих существ представляли в виде падших ангелов. Они обладают настолько высокой репродуктивностью, что от них появились целые народы.

Леший

В большинство людей знает, что мифическое существо Леший – это хозяин леса, зорко следящий за всем своим имуществом. Если человек не делает ему ничего плохого, то он относится к нему дружелюбно и даже может помочь найти выход из лесной чащи.

Но плохих людей он может намеренно заставлять ходить кругами по своим владениям, сбивая их с пути. Леший умеет смеяться, петь, хлопать в ладоши или рыдать. С наступлением холодов, он уходит под землю.

Баба-Яга

Один из самых популярных персонажей русских сказок. Баба-яга является хозяйкой леса, и ей подчиняются все животные и птицы.

Как правило, она представляется в виде негативного персонажа, однако иногда может приходить на помощь разным героям.

Баба-яга живет в избушке на курьих ножках, а также умеет летать на ступе. Она приглашает зайти в свою обитель детей, чтобы потом съесть их.

Шишига

Живя в лесу, это мифическое существо нападает на заблудившихся людей и потом съедает их. В темное время суток Шишига предпочитает шуметь и бродить по лесу.

Согласно другому поверью, Шишиги любят издеваться над людьми, которые начинают приниматься за какую-либо работу, предварительно не помолившись. Из этого следует народное поверье, что они приучают людей к правильному распорядку жизни.

Если вам понравился список мифических существ с картинками – поделитесь данной статьей в социальных сетях. Если же вам вообще нравятся – подписывайтесь на сайт I nteresnye F akty.org . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

С нечистью на Руси было плохо. Богатырей в последнее время развелось столько, что поголовье Горынычей резко упало. Лишь однажды блеснул Ивану луч надежды: назвавшийся Сусаниным пожилой мужичок пообещал провести его к самому логову Лиха Одноглазого… Но наткнулся лишь на покосившуюся древнюю избу с выбитыми окнами и выломанной дверью. На стене было выцарапано: «Проверено. Лих нет. Богатырь Попович».

Сергей Лукьяненко, Юлий Буркин, «Остров Русь»

«Славянские монстры» - согласитесь, звучит диковато. Русалки, лешие, водяные - все они знакомы нам с детства и заставляют вспомнить сказки. Именно поэтому фауна «славянского фэнтези» до сих пор незаслуженно считается чем-то наивным, несерьезным и даже слегка глупым. Сейчас, когда речь заходит о магических чудовищах, мы чаще вспоминаем зомби или драконов, хотя в нашей мифологии есть такие древние существа, по сравнению с которыми монстры Лавкрафта могут показаться мелкими пакостниками.

Обитатели славянских языческих легенд - это не радостный домовенок Кузя или сентиментальное чудовище с аленьким цветочком. Наши предки всерьез верили в ту нечисть, которую мы сейчас считаем достойной лишь детских страшилок.

До нашего времени не дошло практически ни одного оригинального источника, описывающего вымышленных существ из славянской мифологии. Что-то покрылось мраком истории, что-то уничтожили во время крещения Руси. Что мы имеем, кроме смутных, противоречивых и зачастую непохожих друг на друга легенд разных славянских народов? Немногочисленные упоминания в работах датского историка Саксона Грамматика (1150-1220) - раз. «Chronica Slavorum» немецкого историка Хелмолда (1125-1177) - два. И, наконец, следует вспомнить сборник «Веда Словена» - компиляцию древних болгарских ритуальных песен, по которым также можно делать выводы о языческих поверьях древних славян. Объективность же церковных источников и летописей в силу очевидных причин находится под большим сомнением.

Книга Велеса

«Книгу Велеса» («Велесова книга», дощечки Изенбека) долгое время выдавали за уникальный памятник древнеславянской мифологии и истории, датируемой периодом 7 век до нашей эры - 9 век нашей эры.

Ее текст якобы был вырезан (или выжжен) на небольших деревянных планках, некоторые «страницы» частично сгнили. По легенде, «Книгу Велеса» в 1919 году обнаружил под Харьковом белый полковник Федор Изенбек, который вывез ее в Брюссель и передал для изучения слависту Миролюбову. Тот сделал несколько копий, а в августе 1941 при наступлении немцев таблички были утрачены. Выдвигались версии, что они были спрятаны фашистами в «архиве арийского прошлого» при Анненербе, либо вывезены после войны в США).

Увы, подлинность книги изначально вызывала большие сомнения, а недавно было окончательно доказано, что весь текст книги - фальсификация, выполненная в середине 20 века. Язык этой фальшивки представляет собой смесь разных славянских наречий. Несмотря на разоблачение, отдельные литераторы до сих пор используют «Книгу Велеса» как источник знаний.

Единственное имеющееся изображение одной из досок «Книги Велеса», начинающейся словами «Велесу книгу эту посвящаем».

Истории славянских сказочных существ может позавидовать иной европейский монстр. Возраст языческих легенд впечатляет: по некоторым расчетам, он достигает 3000 лет, а корнями уходит в неолит или даже мезолит - то есть около 9000 лет до нашей эры.

Общеславянский сказочный «зверинец» отсутствовал - в разных местностях говорили о совершенно разных существах. У славян не было морских или горных чудовищ, зато в достатке водилась лесная и речная нечисть. Не было и гигантомании: наши предки очень редко задумывались о злых великанах вроде греческих циклопов или скандинавских етунов. Некоторые чудесные твари появились у славян сравнительно поздно, в период их христианизации - чаще всего их заимствовали из греческих легенд и внедряли в национальную мифологию, создавая, таким образом, причудливую смесь верований.

Алконост

Согласно древнегреческому мифу, Алкиона, супруга фессалийского царя Кеика, узнав о гибели мужа, бросилась в море и была превращена в птицу, названную по ее имени алкион (зимородок). В русский язык слово «Алконост» вошло в результате искажения старинного высказывания «алкион есть птица».

Славянский Алконост - райская птица с удивительно сладким, благозвучным голосом. Она откладывает яйца на морском берегу, потом погружает их в море - и волны успокаиваются на неделю. Когда из яиц вылупляются птенцы, начинается шторм. В православной традиции Алконост считается божественным посланником - она живет на небе и спускается вниз, чтобы донести до людей высшую волю.

Аспид

Крылатая змея с двумя хоботами и птичьим клювом. Живет высоко в горах и периодически совершает опустошительные налеты на деревни. Тяготеет к скалам настолько, что даже не может сесть на сырую землю - только на камень. Аспид неуязвим для обычного оружия, его нельзя убить мечом или стрелой, а можно лишь только сжечь. Название от греческого aspis - ядовитая змея.

Аука

Разновидность проказливого лесного духа, маленького, пузатого, с круглыми щеками. Не спит ни зимой, ни летом. Любит морочить голову людям в лесу, отзываясь на их крик «Ау!» со всех сторон. Заводит путников в глухую чащу и бросает их там.

Баба-Яга

Славянская ведьма, популярный фольклорный персонаж. Обычно изображается в виде противной старухи с растрепанными волосами, крючковатым носом, «костяной ногой», длинными когтями и несколькими зубами во рту. Баба-Яга - персонаж неоднозначный. Чаще всего она выполняет функции вредителя, с ярко выраженными наклонностями к каннибализму, однако при случае эта ведьма может добровольно помочь храброму герою, расспросив его, попарив в бане и одарив волшебными дарами (или сообщив ценные сведения).

Известно, что Баба-Яга живет в глухом лесу. Там стоит ее избушка на куриных ногах, окруженная частоколом из человеческих костей и черепов. Иногда говорилось, что на калитке к дому Яги вместо запоров - руки, а замочной скважиной служит маленький зубастый рот. Дом Бабы-Яги заколдован - в него можно войти только сказав: «Избушка-избушка, повернись ко мне передом, а к лесу задом».
Как и западноевропейские ведьмы, Баба-Яга умеет летать. Для этого ей требуется большая деревянная ступа и волшебная метла. С Бабой-Ягой часто можно встретить животных (фамильяров): черного кота или ворону, помогающих ей в ведьмовстве.

Происхождение имения «Баба-Яга» неясно. Возможно, оно пришло из тюркских языков, в возможно, образовано от старосербского «ега» - болезнь.

Баба-Яга, костяная нога. Ведьма, людоедка и первая женщина-летчик. Картины Виктора Васнецова и Ивана Билибина.

Изба на курногах

Лесная избушка на курьих ножках, где нет ни окон, ни дверей - это не вымысел. Именно так строили временные жилища охотники Урала, Сибири и финно-угорских племен. Домики с глухими стенами и входом через люк в полу, поднятые на 2-3 метра над землей, защищали и от охочих до припасов грызунов, и от крупных хищников.В похожих сооружениях хранили каменных идолов сибирские язычники. Можно предположить, что фигурка какого-нибудь женского божества, помещенная в маленький домик «на куриных ножках», и породила миф о Бабе-Яге, которая с трудом помещается в своем доме: ноги в одном углу, голова - в другом, а носом упирается в потолок.

Банник

Дух, живущий в банях, обычно представлялся в виде маленького старичка с длинной бородой. Как и все славянские духи, проказлив. Если люди в бане поскальзываются, обжигаются, падают в обморок от жары, шпарятся кипятком, слышат треск камней в печи или стук в стену - все это проделки банника.

По-крупному банник вредит редко, лишь когда люди ведут себя неправильно (моются в праздники или поздно ночью). Гораздо чаще он помогает им. У славян баня ассоциировалась с мистическими, жизнетворными силами - здесь часто принимали роды или гадали (считалось, что банник может предсказывать будущее).

Как и других духов, банника прикармливали - оставляли ему черный хлеб с солью либо зарывали под порогом бани задушенную черную курицу. Существовала и женская разновидность банника - банница, или обдериха. В банях также жила шишига - злой дух, показывающийся только тем, кто идет в баню, не помолившись. Шишига принимает образ знакомой или родственницы, зовет человека с собой париться и может запарить до смерти.

Баш Челик (Стальной человек)

Популярный персонаж сербского фольклора, демон или злой колдун. Согласно легенде, царь завещал троим сыновьям выдать их сестер за того, кто первый попросит их руки. Однажды ночью некто с громовым голосом явился ко дворцу и потребовал в жены младшую царевну. Сыновья исполнили волю отца, и вскоре лишились подобным образом средней и старшей сестры.

Вскоре братья опомнились и отправились на их поиски. Младший брат повстречал прекрасную царевну и взял ее в жены. Заглянув из любопытства в запретную комнату, царевич увидел закованного в цепи человека. Тот представился как Баш Челик и попросил три стакана воды. Наивный юноша напоил незнакомца, тот восстановил силы, разорвал цепи, выпустил крылья, схватил царевну и улетел. Опечаленный, царевич отправился на поиски. Он выяснил, что громовые голоса, которые требовали в жены его сестер, принадлежали повелителям драконов, соколов и орлов. Те согласились помочь ему, и вместе они победили злого Баш Челика.

Так выглядит Баш Челик в представлении В. Таубера.

Вурдалаки

Живые мертвецы, поднимающиеся из могил. Как и любые другие вампиры, вурдалаки пьют кровь и могут опустошать целые деревни. В первую очередь они умерщвляют родных и знакомых.

Гамаюн

Подобно Алконосту, божественная женщина-птица, основная функция которой - осуществление предсказаний. Хорошо известна присказка «Гамаюн - птица вещая». Также умела управлять погодой. Считалось, когда Гамаюн летит со стороны восхода, следом за ней приходит буря.

Гамаюн-Гамаюн, сколько мне жить осталось? - Ку. - А чего так ма…?

Дивьи люди

Полулюди с одним глазом, одной ногой и одной рукой. Чтобы двигаться, должны были сложиться пополам. Живут где-то на краю света, плодятся искусственно, выковывая себе подобных из железа. Дым их кузниц несет с собой мор, оспу и лихорадки.

Домовой

В самом обобщенном представлении - домашний дух, покровитель очага, маленький старичок с бородой (либо весь покрытый волосами). Считалось, что у каждого дома есть свой домовой. В домах их редко называли «домовыми», предпочитая ласковое «дедушка».

Если люди устанавливали с ним нормальные отношения, кормили (оставляли на полу блюдце с молоком, хлеб с солью) и считали его членом своей семьи, то домовой помогал им выполнять мелкую работу по дому, следил за скотом, караулил хозяйство, предупреждал об опасности.

С другой стороны, разозленный домовой мог быть очень опасен - ночью щипал людей до синяков, душил их, губил лошадей и коров, шумел, бил посуду и даже поджигал дом. Считалось, что домовой жил за печкой или в конюшне.

Дрекавак (дрекавац)

Полузабытое существо из фольклора южных славян. Его точного описания не существует - некоторые считают его животным, другие - птицей, а в центральной Сербии ходит поверье, будто дрекавак - душа мертвого некрещеного младенца. Сходятся только в одном - дрекавак умеет жутко кричать.

Обычно дрекавак - герой детских страшилок, однако в отдаленных районах (например, горный Златибор в Сербии) в это существо верят даже взрослые. Жители деревни Тометино Полье время от времени сообщают о странных нападениях на свой скот - по характеру ранений сложно установить, что это был за хищник. Крестьяне утверждают, что слышали жуткие крики, поэтому здесь наверняка замешан дрекавак.

Жар-птица

Знакомый нам с детства образ, красивая птица с яркими, ослепительными огненными перьями («как жар горят»). Традиционное испытание для сказочных героев - добыть перо из хвоста этого пернатого. Для славян жар-птица была скорее метафорой, чем реальным существом. Она олицетворяла огонь, свет, солнце, возможно - знание. Ее ближайший родич - средневековая птица Феникс, известная и на Западе, и на Руси.

Нельзя не вспомнить такого обитателя славянской мифологии, как птица Рарог (вероятно, искаженное от Сварог - бог-кузнец). Огненный сокол, который может также выглядеть, как вихрь пламени, Рарог изображен на гербе Рюриковичей («Рарогов» по-немецки) - первой династии русских правителей. Сильно стилизованный пикирующий Рарог со временем начал походить на трезубец - так появился современный герб Украины.

Кикимора (шишимора, мара)

Злой дух (иногда - жена домового), предстающий в образе маленькой уродливой старушки. Если кикимора живет в доме за печкой или на чердаке, то постоянно вредит людям: шумит, стучит в стены, мешает спать, рвет пряжу, бьет посуду, травит скот. Иногда считалось, что кикиморами становились умершие без крещения младенцы, либо кикимору могли напускать на строящийся дом злые плотники или печники. Кикимора, обитающая на болоте или в лесу, приносит гораздо меньше вреда - в основном лишь пугает заплутавших путников.

Кощей Бессмертный (Кащей)

Один из хорошо известных нам старославянских отрицательных персонажей, обычно представляемый в виде худого, скелетообразного старика с отталкивающей внешностью. Агрессивен, мстителен, жаден и скуп. Трудно сказать, был ли он персонификацией внешних врагов славян, злым духом, могущественным волшебником или уникальной разновидностью нежити.

Бесспорно, что Кощей владел очень сильной магией, сторонился людей и часто занимался излюбленным для всех злодеев в мире делом - похищал девушек. В отечественной фантастике образ Кощея довольно популярен, причем его представляют по-разному: в комическом свете («Остров Русь» Лукьяненко и Буркина), или, например, киборгом («Судьба Кощея в киберозойскую эру» Александра Тюрина).

«Фирменной» особенностью Кощея было бессмертие, причем далеко не абсолютное. Как мы все наверняка помним, на волшебном острове Буяне (способным внезапно исчезать и появляться перед путешественниками) стоит большой старый дуб, на котором висит сундук. В сундуке сидит заяц, в зайце - утка, в утке - яйцо, а в яйце - волшебная игла, где спрятана смерть Кощея. Его можно убить, сломав эту иглу (по некоторым версиям - разбив яйцо об голову Кощея).

Кощей в представлении Васнецова и Билибина.

Георгий Милляр - лучший исполнитель ролей Кощея и Бабы-Яги в советских киносказках.

Леший

Лесной дух, защитник животных. Выглядит как высокий мужчина с длинной бородой и волосами по всему телу. По сути не злой - ходит по лесу, оберегает его от людей, изредка показывается на глаза, для чего умеет принимать любой облик - растения, гриба (гигантского говорящего мухомора), животного или даже человека. Лешего можно отличить от других людей по двум признакам - его глаза горят волшебным огнем, а обувь надета задом наперед.

Иногда встреча с лешим может закончиться плачевно - заведет человека в лес и бросит на съедение зверям. Однако те, кто уважительно относятся к природе, могут даже подружиться с этим существом и получить от него помощь.

Лихо одноглазое

Дух зла, неудачи, символ горя. Относительно облика Лиха определенности нет - это либо одноглазый великан, либо высокая худая женщина с одним глазом посреди лба. Лихо часто сравнивают с циклопами, хотя кроме одного глаза и высокого роста, у них ничего общего.

До нашего времени дошла поговорка: «Не буди Лихо, пока оно тихо». В прямом и иносказательном смысле Лихо означало беду - оно привязывалось к человеку, садилось к нему на шею (в некоторых сказаниях несчастный пытался утопить Лихо, бросившись в воду, и тонул сам) и мешало ему жить.
От Лиха, впрочем, можно было избавиться - обмануть, прогнать силой воли, либо, как это изредка упоминается - передать другому человеку вместе с каким-либо подарком. Согласно совсем мрачным предрассудкам, Лихо могло прийти и сожрать вас.

Русалка

В славянской мифологии русалки - разновидность проказливой нечисти. Ими становились утопленницы, девушки, умершие недалеко от водоема, либо люди, купающиеся в неурочное время. Русалок иногда отождествляли с «мавками» (от старославянского «навь» - мертвец) - детьми, умершими без крещения либо задушенными матерями.

Глаза таких русалок горят зеленым огнем. По своей натуре они существа гадкие и злые, хватают купающихся людей за ноги, тянут под воду, либо заманивают с берега, обвивают руками и топят. Бытовало поверье, что смех русалки может вызывать смерть (это делает их похожими на ирландских баньши).

Некоторые поверья называли русалок низшими духами природы (например, добрые «берегини»), не имеющими ничего общего с утопленниками и охотно спасающими тонущих людей.

Различались также «древесные русалки», живущие в ветвях деревьев. Некоторые исследователи причисляют к русалкам полудениц (в Польше - лаканиц) - низших духов, принимающих вид девушек в прозрачной белой одежде, живущих в полях и помогающих полевому. Последний представляет собой также природного духа - считается, что он выглядит как маленький старичок с белой бородой. Полевой обитает на возделанных полях и обычно покровительствует крестьянам - за исключением тех случаев, когда они работают в полдень. За это он насылает на крестьян полудениц, чтобы те своим волшебством лишили их рассудка.

Следует также упомянуть водяницу - разновидность русалки, крещеную утопленницу, не принадлежащую к разряду нечисти, а потому сравнительно добрую. Водяницы любят глубокие омуты, но чаще всего селятся под мельничными колесами, катаются на них, портят жернова, мутят воду, вымывают ямы, рвут сети.

Считалось, что водяницы были женами водяных - духов, предстающих в облике стариков с длинной зеленой бородой из водорослей и (редко) рыбьей чешуей вместо кожи. Пучеглазый, толстый, жутковатый, водяной живет на большой глубине в омутах, командует русалками и прочими подводными обитателями. Считалось, что он разъезжает по своему подводному царству верхом на соме, за что эту рыбу в народе иногда звали «чертова лошадь».

Водяной по своей натуре не злобен и даже выступает покровителем моряков, рыбаков или мельников, однако время от времени любит пошалить, утащив зазевавшегося (или обидевшего) купальщика под воду. Иногда водяного наделяли способностью к оборотничеству - превращению в рыб, животных или даже бревна.

Со временем образ водяного как покровителя рек и озер изменился - он стал рассматриваться как могущественный «морской царь», живущий под водой в шикарном дворце. Из духа природы водяной превратился в эдакого волшебного самодура, с которым герои народного эпоса (например, Садко) могли общаться, заключать соглашения и даже побеждать его хитростью.

Водяные в представлении Билибина и В. Владимирова.

Сирин

Еще одно существо с головой женщины и телом совы (сыча), обладающее чарующим голосом. В отличие от Алконоста и Гамаюна, Сирин - не посланник свыше, а прямая угроза для жизни. Считается, что эти птицы обитают в «индийских землях рядом с раем», либо на реке Евфрат, и поют для святых на небесах такие песни, услышав которые, люди начисто теряют память и волю, а их корабли терпят крушение.

Нетрудно догадаться, что Сирин - мифологическая адаптация греческих сирен. Однако в отличие от них, птица Сирин - не отрицательный персонаж, а скорее метафора искушения человека разного рода соблазнами.

Соловей-Разбойник (Соловей Одихмантьевич)

Персонаж поздних славянских легенд, сложный образ, сочетающий черты птицы, злого волшебника и богатыря. Соловей-разбойник жил в лесах под Черниговом около речки Смородины и в течение 30 лет сторожил дорогу в Киев, никого туда не пропуская, оглушая путешественников чудовищным свистом и ревом.

У Соловья-разбойника было гнездо на семи дубах, однако в легенде также говорится о том, что у него имелся терем и три дочери. Былинный герой Илья Муромец не испугался супостата и выбил ему глаз стрелой из лука, причем во время их боя свист Соловья-разбойника повалил весь лес в округе. Богатырь привез плененного злодея в Киев, где князь Владимир ради интереса попросил Соловья-разбойника посвистеть - чтобы проверить, правду ли говорит молва о супер-способностях этого злодея. Соловей, конечно же, свистнул, да так, что чуть не разрушил половину города. После этого Илья Муромец увез его в лес и отрубил голову, чтобы больше такое безобразие не повторялось (по другой версии, Соловей-разбойник в дальнейшем выступил помощником Ильи Муромца в бою).

Для своих первых романов и стихотворений Владимир Набоков использовал псевдоним «Сирин».

В 2004 году «родиной» Бабы-Яги было объявлено село Кукобой (Первомайский район Ярославской области). Ее «день рождения» празднуется 26 июля. Православная церковь выступила с резким осуждением «поклонения Бабе-Яге».

Илья Муромец - единственный былинный герой, канонизированный Русской Православной церковью.

Баба-Яга встречается даже в западных комиксах, например - «Hellboy» Майка Миньолы. В первом эпизоде компьютерной игры «Quest for Glory» Баба-Яга - главный сюжетный злодей. В ролевой игре «Vampire: The Masquerade» Баба-Яга - вампир клана Носферату (отличаются уродливостью и скрытностью). После ухода Горбачева с политической арены она вышла из подполья и перебила всех вампиров клана Бруджа, контролировавших Советский Союз.

* * *

Перечислить всех сказочных существ славян очень сложно: большинство из них изучены очень слабо и представляют собой местные разновидности духов - лесных, водных или домашних, причем некоторые из них были весьма похожи друг на друга. Вообще, обилие нематериальных существ сильно отличает славянский бестиарий от более «приземленных» собраний монстров из других культур
.
Среди славянских «монстров» очень мало монстров как таковых. Наши предки вели спокойную, размеренную жизнь, и поэтому существа, которых они себе придумывали, были связаны с элементарными стихиями, нейтральными по своей сути. Если они и противостояли людям, то, по большей части, лишь охраняя матушку-природу и родовые традиции. Истории русского фольклора учат нас быть добрее, терпимее, любить природу и уважительно относиться к старинному наследию предков.

Последнее особенно важно, ибо старинные предания быстро забываются, а вместо таинственных и озорных русских русалок к нам приходят диснеевские рыбо-девицы с ракушками на грудях. Не стыдитесь изучать славянские легенды - особенно в их изначальных, неадаптированных для детских книг вариантах. Наш бестиарий архаичен и в каком-то смысле даже наивен, однако мы можем им гордиться, ведь он - один из самых древних в Европе.

Мир не такой уж и простой, каким он кажется на первый взгляд. Ученые уже много раз твердили о том, что где-то существуют параллельные миры, из которых приходят различные мифические существа, ранее не ведомые человеку. Получается, что сказки, легенды и мифы не являются выдумкой, их, скорее всего, можно назвать былинами.

Существует некий бестиарий – средневековый сборник, в которых представлено подробное описание различных вымышленных мифических существ. Ниже в статье будет представлено описание мифических существ – список с картинками и названиями.

Единороги

Если говорить о «добрых» мифических существах, то нельзя не упомянуть такого, как единорог . Но какие они, единороги? Чаще всего на фото и картинках в виде единорога изображаются красивые белые лошади, во лбу которых есть один острый рог. Единороги всегда считались символом целомудрия и борьбы за справедливость. Эзотерики также утверждают, что они должны быть с синими глазами, красной головой и белым туловищем. Раньше единороги изображались с телом быка или козла, и только недавно их тело приобрело вид лошади.

Если верить мифам, то эти существа обладают невероятным запасом энергии. Приручить их весьма непросто, но они могут покорно лечь на землю, если к ним подойдет девственница. Для того, чтобы оседлать единорога, необходимо обзавестись золотой уздечкой.

Что касается быта такого мифического существа , то он тоже является весьма сложным. Единороги едят исключительно цветы, а в качестве питья употребляют только утреннюю росу. Купаются они только в чистых лесных водоемах, в которых после этого вода приобретает целебные свойства. Главная сила единорогов сосредоточена в их роге, которому тоже приписывают целебные силы. Эзотерики утверждают, что человек, который встретил единорога, станет безумно счастливым.

Пегас

Пегас – еще одно мифическое существо , которое схоже с лошадью. Во многих энциклопедиях пишут, что этот крылатый конь является сыном медузы Гаргоны и Посейдона – Бога морей, жившего в Древней Греции. Основной функцией Пегаса было нахождение на Олимпе, где он передавал своему отцу молнии и громы. Когда Пегас спустился на землю, он своим копытом выбил Гиппокрену. Гиппокреной называется источник муз, который выполнял функцию вдохновения всех творческих личностей на полезные действия.

Валькирии

Отдельного внимания стоят мифические существа женского пола, среди которых обязательно стоит упомянуть валькирий. Валькириями называются некие девы-воительницы, которые также выполняют роль спутниц и исполнительниц воли Одина – верховного Бога в германо-скандинавской мифологии. Валькириями можно назвать символы почетной смерти в боях. Когда во время боевых действий умирал воин, к нему прилетали валькирии на крылатых лошадях и забирали погибшего в небесный замок Валгаллу, в котором начинают прислуживать ему за столом. У этих существ есть еще одна отличительная способность – они могут предсказывать будущее.

Названия других мифических существ женского пола:

  • Норны – прядущие женщины, которые могут определять рождение, жизнь и смерть человека;
  • Парки – три сестры и дочери ночи, которые тоже имеют способность предопределить жизнь любого человека. Первую дочь зовут Клота. Она прядет нить жизни. Вторая дочь – Лахесис, является хранительницей жизни. Атропос – третья дочь, которая обрезает жизненную нить;
  • Эриннии – богини мести. Как правило, на фото и картинках они изображаются всегда с факелами в руках. Такие существа подталкивают человека совершать мстительные действия за какие-либо обиды;
  • Дриады – женщины, которые охраняют деревья. Все свою жизнь они проводят в деревьях, а также умирают вместе с ними. У дриад есть свои подопечные, которые им помогают сажать и выращивать деревья;
  • Грации – мифические существа, которые являются олицетворением юной прелести и красоты. Основная цель граций – возбуждение любви в юных девичьих сердцах. Кроме этого, грации всегда приносили радость тем, кто попадался им на пути.

Мифические птицы

Говоря о мифических существах, необходимо обязательно упомянуть птиц , так как они тоже занимали ведущие места в различных сказаниях и легендах.

Грифоны и ему подобные

Продолжают список мифических существ чудовища , являющиеся результатом скрещивания двух или нескольких могущественных животных.

  • Грифоны – крылатые существа, у которых есть голова орла и туловище льва. Грифоны охраняли золото и сокровища Рипейских гор. Их крик является весьма опасным для всего живого. От звука, которые издают грифоны, погибает все в округе, даже человек;
  • Гиппогрифы являются результатом скрещивания грифа и лошади. У гиппогрифов имелись также крылья;
  • Мантикора – существо с человеческим лицом. У мантикоры есть три ряда зубов, тело льва и хвост скорпиона. Глаза у нее наливаются кровью. Перемещаются мантикоры молниеносно. В пищу употребляют только человеческие тела;
  • Сфинкс имеет женскую голову, грудь и львиное туловище. Его основной задачей было охранять Фивы. Каждому, кто проходил мимо сфинкса, он загадывал загадку. Если человек не мог ее отгадать, то сфинкс его убивал.

Драконы

В список мифических существ попадают и чудовища , которые внешне очень напоминают драконов.

Русские мифические существа

Теперь стоит рассмотреть мифические существа, жившие в России .

  • Злыдни — проживали в болотах и приставали к людям. Имели способность вселиться в старого человека, у которого нет детей. Злыдни являлись олицетворением мрака, нищеты и бедности. В доме эти существа поселялись за печью, запрыгивали человеку на спину и ездили на нем;
  • Хухлик – ряженый водяной черт. Этот нечистый дух живет в водоемах и любит шутить над людьми и устраивать им разные пакости. Наиболее активным хухлик является во время Святок.

Колыбель человеческой цивилизации.

Рассмотрев такой список мифических существ, следует отметить, что все они являются выдуманными. И это будет считаться именно так до тех пор, пока не будут предоставлены какие-то факты, свидетельствующие об их действительном существовании.



Вверх