Место социальной работы среди гуманитарных наук. Взаимосвязи социальной работы с другими социально-гуманитарными дисциплинами. Сферы реализации социальной работы

Междисциплинарные связи в изучении проблем человека, общества и характера их взаимодействия реализуются через комплексные исследования. Соотношение теории социальной работы с другими теориями опирается на традиционные модели системного подхода. Выявление взаимодействия социальной работы с другими науками показало ее междисциплинарный характер, а также отличие от таких смежных областей знания, как социология, психология и т. д. Общее между социальной работой как наукой и другими общественными науками заключается в том, что она опирается на основополагающие идеи философов, социологов, психологов, ставших классиками для всех наук об обществе и человеке, в том числе и для социальной работы. Среди них К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, Т. Парсонс, 3. Фрейд, К. Роджерс, Ж.-П. Сартр и др.
философия выступает методологической основой социальной работы, так как определяет общие принципы и подходы к пониманию тех или иных проблем, стоящих перед человеком. Философия как наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир в целом и место в нем человека, она исследует познавательные ценности, социально-политическое, нравственное и эстетическое отношение человека к миру. Тем самым она определяет подходы в отношениях к человеку других людей и их объединений и отношение самого человека к ним, к своему существованию, формам жизнедеятельности и защиты. Вся деятельность социального работника связана с человеком, его взаимоотношениями с окружающим миром, т. е. направлена на совершенствование человеческих отношений. фундаментальным основанием и духовно-нравственным измерением социальной работы, таким образом, становится гуманизм. В этом - основной философский смысл социальной работы. Большое значение для понимания проблем социальной работы имеет социальная философия. Для социальной работы актуальны такие универсальные социокультурные категории, как человек, социум, конфликт, социальное время и пространство, образ жизни и т.д.
Социология занимает ведущие позиции, как в процессе практической деятельности социального работника, так и в ходе его профессионально-теоретической подготовки. Изучая общество в целом, все виды общественных отношений, социология призвана исследовать прежде всего, социальные аспекты общественных процессов, социальные явления и социальные отношения. Социология позволяет социальным работникам ориентироваться в социуме, т. е. помогает понять, что собой представляет конкретное общество и те группы, которые слабо социально защищены. Отмечая связи социологии и социальной работы, выделяют несколько направлений: познавательное, методологическое, образовательное, организационно-методическое.
Социология тяготеет к тем теориям социальной работы, которые ориентированы преимущественно на так называемую структурную социальную работу, связанную с оптимизацией работы учреждений социального обслуживания населения, повышением эффективности социальной политики в обществе в целом. Значительная часть современных теорий социальной работы выросла из социологических концепций того или иного характера.
Многие подходы к социальной работе опираются на те или иные психологические воззрения. Психоанализ явился основой для диагностической теории социальной работы, что позднее определило метод индивидуальной психосоциальной работы. В последние десятилетия особенное значение для стратегии социальной работы приобретают положения гуманистической психологии (главные из них - о самоактуализации А. Маслоу и личностном росте К. Роджерса). Во-первых, в своей основе сущность, содержание и методы социальной работы определяются принципом гуманизма и, во-вторых, эти положения позволяют понять человека как целостную личность, находящуюся во взаимодействии со своим окружением.
И социальная работа, и психология имеют прикладной характер, а для практики социальной работы особое значение приобретают следующие направления:

  • Психодиагностика - отрасль психического знания, связанная с постановкой психологического диагноза (актуальна для социального прогнозирования, консультирования и психотерапевтической помощи и др.
  • Психологическое консультирование - оказание помощи психически нормальным людям для достижения ими каких-либо целей, более эффективной организации поведения.

Современная психология представляет большие возможности использования социальной работе различных способов взаимодействия с клиентом: психодрама, музыкотерапия, ролевая игра и др.
Для социальной работы актуальны связи практически со всеми областями общественного знания. Взаимосвязь социальной работы и социальной педагогики трактуется по-разному. Ведущий специалист в области социальной педагогики в России А. В. Мудрик справедливо заметил, что любой социальный педагог - это социальный работник, но не всякий социальный работник - социальный педагог. Под этим подразумевается, что социальная работа - это всякая деятельность, направленная на решение тех или иных проблем клиента (медицинских, правовых, экономических, психологических, воспитательных и т. д.); в то время как социальная педагогика - это социальная работа, приоритетом которой служат педагогические цели и задачи, т. е. все то, что направлено на развитие личностного потенциала клиента. При таком понимании социальная работа - это понятие с более широким объемом содержания, чем социальная педагогика, хотя надо отметить, что социальная работа и социальная педагогика - это самостоятельные образовательные и научные программы. Социальная педагогика может рассматриваться как одна из важнейших основ социальной работы и как одна из учебных дисциплин, формирующих профессионализм социального работника.
Особое внимание заслуживают взаимосвязь социальной работы и антропологии, как науки, изучающей человека, преимущественно ранние формы социокультурной организации общества, традиции, быт, образ жизни социально-этнических общностей, этносов. Важнейшим звеном, органически соединяющим социальную работу и антропологию, является социальное пространство - социально освоенная часть природного богатства как среды обитания людей, пространственно-территориальный аспект жизнедеятельности общества и предметного мира человека.
Среди дисциплин, имеющих теоретический и прикладной смысл для практики социальной работы, следует назвать правоведение, так как оно исследует право как систему обязательных социальных норм, охраняемых силой государства, и другие общественные науки.

Место социальной работы в структуре социально-гуманитарных наук является предметом дискуссий. Несмотря на отсутствие устойчивых связей социальной работы и социологии, социальной работы и психологии, открытым остается вопрос взаимовлияния социальной работы и социальной педагогики, социальной работы и социальной политики, социальной работы и социальной истории, социальной работы и социальной экологии, социальной работы и социальной медицины подобное. Ведь постоянно развиваются как социальные науки в целом, так и социальная работа частности. Совместные усилия представителей разных дисциплин формируют современное социальное знание.

По мнению современных немецких ученых, социальная работа, которая является частью сервисной индустрии, в значительной мере зависит от развития многих социальных дисциплин. Это сказывается на подготовке социальных работников, система которой охватывает сложную институциональную вертикаль (от краткосрочных курсов по обучению организаторов досуга в докторантуру по социальной работе), а также горизонтально-предметное разнообразие (от педагогики до танатологии - науки о смерти и умирания).

Связи социальной работы с другими дисциплинами имеют взаимный характер. С одной стороны, социальные работники пользуются научным аппаратом и методиками, которые предлагают различные социально-гуманитарные дисциплины. Правда, в отличие от других социальных наук, социальная работа рассматривает социальные проблемы и проблемы конкретного клиента как с точки зрения их специфических признаков, которые описывают различные науки, так и с точки зрения общих (интегративных) свойств.

Ведь осуществление социальной помощи предполагает предварительный сбор информации, ее системный анализ, выдвижение гипотез, построение моделей развития. Благодаря этому происходит качественное определение проблемы во всей ее полноте, планирования специалистами совместно с клиентами дальнейших действий, которые должны привести изменения существующего положения. При этом социальные работники не могут сосредотачиваться только на индивиде, как это делают психологи, или на социальном окружении - как социологи. Они изучают социальные аспекты проблем, способствуют выработке конструктивного (во многих случаях - комплексного) их решения. Вместе наработки социальной работы представляют интерес для представителей других специальностей и дисциплин, поскольку она изучает реальные социальные факты, конкретный практический опыт. Совокупность этих фактов является основой для научного анализа в рамках различных дисциплин, позволяющего выявить и научно осмыслить тенденции развития исследуемых событий и процессов.

Утверждение социальной работы как социального института, развитие практических моделей деятельности работников способствовал появлению новых научных направлений - социологии социальной работы, психологии социальной работы.

Социальная работа, возникнув как общественное явление, как особая сфера деятельности людей, пройдя определенный путь развития, все чаще становится объектом специальных научных исследований. Научное осмысление социальной работы в России начиналось с выявления в общественной жизни социальной роли такого феномена, как благотворительность, а также с попыток применить для научного обоснования социальной защиты людей, оказания помощи нуждающимся различные философские, психологические, психотерапевтические, социологические, медицинские подходы.

Теоретическое обоснование социальной работы в настоящее время идет как бы в трех направлениях. Во-первых, определяется место социальной работы как науки среди таких дисциплин, как социальная философия, социальная история, политология, социальная психология и др. Во-вторых, ведется поиск собственной теоретической константы социальной работы как специфического объекта исследования и, в-третьих, выявляется ее взаимодействие с другими науками о человеке и обществе.

Таким образом, в теории социальной работы складываются системные представления о социальной защите, социальных гарантиях, социальном обслуживании, помощи и поддержке людей, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях. При этом усиливается ориентация на целостный подход к теории социальной работы, на создание юридического фундамента социальных технологий.

В наше время развитие теории социальной работы идет в условиях постоянных дискуссий. С особой остротой обсуждается вопрос о ее месте в системе наук. Теория социальной работы имеет все структурные признаки, позволяющие судить о ее сформированности как науки: она имеет специфический предмет исследования, объект исследования, закономерности, присущие предмету исследования, специфические понятия, категории, принципы и методы деятельности. При этом ее относят к группе прикладных наук и характеризуют как междисциплинарную.

Характеристика, специфика теории социальной работы как целостной научной системы знаний во многом зависит от состава, природы и содержания, образующих систему компонентов, т.е. от структуры, которая ограничивает пространственное проявление свойств отдельных компонентов системы. Порождая особые интегративные свойства новой целостности, необходимые для реализации ее функций. Системный подход как методологический принцип предполагает не только рассмотрение, анализ существующих систем, но и их создание или конструирование, синтез для определенных, выдвинутых жизнью целей. Эта двойственность системного подхода отражает реальное положение дел и тесную связь анализа и синтеза как методов познания. Наглядным примером в этом отношении служит конструирование системы социальной защиты и обслуживания населения в Российской Федерации как важнейшего направления социальной политики государства в условиях перехода на новый экономический базис. Система социального обслуживания населения с ее разветвленной структурой учреждений, служб, центров и органов управления является, с одной стороны, продуктом организационной деятельности людей, коллективов, образующих эту систему, а с другой - составляет то самое структурное пространство, поле деятельности, в рамках которого осуществляется социальная работа, происходит ее совершенствование и развитие. В процессе организационной работы идет оптимизация состава, структуры, интеграция и модификация всех элементов в единую систему.

Предмет исследования социальной работы как науки - социальные отношения и взаимосвязи разных уровней людей с их биосоциальной природой, разнообразными материальными, духовными и социальными потребностями и интересами, обладающими разным уровнем образования, культуры, жизненного опыта, различающиеся психологией и степенью активности участия в социальных процессах. Именно то обстоятельство, что человек является основным компонентом социальной работы и главным интегрирующим фактором ее системы, предопределяет структурное содержание теории социальной работы как науки, которая обуславливается не только отношениями людей друг к другу, но и отношениями людей к знаниям, взаимосвязям различных областей и технологий социальной работы.

Теория социальной работы выявляет и исследует существенные, необходимые связи и явления, присущие социальным процессам и социальному развитию общества и обусловливающие характер и результативность экономического, психологического, педагогического и управленческого воздействия на развитие и поведение социальных общностей, групп и личности. Сюда относятся: исследование таких проблем, как закономерности, принципы и методы осуществления социальной работы с различными социальными группами; пути и способы эффективной реализации функций социальной работы, ее кадрового и информационного обеспечения; структурно-функциональный анализ деятельности различных государственных и общественных институтов социальной защиты и обслуживания населения; закономерности, принципы функционирования механизма социального управления в системе социальной работы. Важное практическое значение при этом имеют комплексные междисциплинарные исследования социальных проблем с выходом на социальный прогноз и моделирование развития социальных процессов, а следовательно, и возможность определения путей оптимального решения социальных противоречий и конфликтов.

По характеру решения проблем социальная работа занимает особое место среди таких наук об обществе, как философия, история, политология, правоведение, экономика и т.д.; она тяготеет к психологии, социологии, педагогике, медицине.

Наиболее глубоким социальным основанием, основополагающей целью социальной работы является гармонизация всей системы отношений - в семье, коллективе, нации, обществе в целом. Таким образом, практическая суть социальной работы определяет и ее содержание как науки.

Обобщая сказанное, можно сделать следующий вывод. Способствовать тому, чтобы каждый человек жил и действовал в соответствии со своей социальной природой, - такова практическая цель социальной работы, которая определяет и ее теоретическую основу как науки о человеке, способах улучшения его социального самочувствия.

Подобный подход исключает сведение задач социальной работы только к обоснованию необходимости социальной помощи или же социальной защиты определенных слоев населения, к некой совокупности суждений и рекомендаций по данным проблемам. Подобное редуцированное понимание упрощает ее действительное содержание и не раскрывает полностью ее социальной сути. Безусловно, социальная помощь, равно как и социальная защита населения, являются важными направлениями социальной работы. Однако ее социальная суть значительно глубже и может быть понята только с широких социальных позиций, в том числе с позиций социально-философского мировоззрения.

Социальная работа применяет принципы социально-философского познания к анализу конкретной проблемы социальной сферы. В отличие от конкретных социальных наук она рассматривает проблемы с точки зрения их специфических признаков и интегративных свойств. Социальная работа включает предварительный сбор информации, системный анализ объекта, выдвигает гипотезы, сопоставляет факты, строит модели развития.

С учетом данной характеристики социальной работы определяются и критерии компетентности социального работника общего профиля. Социальный работник такого типа - это не узкий специалист по психотерапии, проводимой с индивидами или семьями. Он не специализируется только на работе с группами и коллективом. Диапазон его действий включает и то, и другое. Чаще всего по роду своей профессиональной деятельности он должен консультировать индивидов и семьи, быть фасилитатором в группе, прослеживать, мобилизовывать и даже создавать соответствующие общественные ресурсы, то есть быть компетентным во многих областях знаний. Свою компетентность высококвалифицированный специалист проявляет в таких направлениях деятельности как:

оценка потребностей, ситуаций, действующих сил, степени возможного риска;

планирование соответствующих действий;

обеспечение интересов клиента;

принятие на себя ответственности за свои профессиональные действия;

выбор оптимального решения и т.д.

таким образом, социальному работнику необходимы и когнитивные, и межличностные навыки, организационно-административные способности. Кроме того, практика социальной работы требует, чтобы специалист, обладающий знаниями во многих областях, был кроме того человеком творческим и настойчивым, подвижным и гибким.

Все это свидетельствует о том, что социальная работа носит междисциплинарный характер.

Социальная работа как наука состоит из двух основных разделов: теоретико-методологического, фундаментального (методология, законы, категориальный аппарат науки) и прикладного (области социально-практического, управленческого приложения теоретического и эмпирического знания, научное обеспечение решения практических социальных задач в обществе, которые призван решать социальный работник). Практическая деятельность социального работника весьма многогранна.

По своей природе социальная работа, имманентный характеристикой которой является интегративность, не может опираться на одну какую-то теорию или модель практики. Разнообразные формы социальной работы как бы проходят насквозь все теории, представляют собой комплексные конструкции различных моделей практики социальной работы. В частности, если теория помогает понять определенные сочетания обстоятельств, обусловливающие те или иные социальные проблемы, то она является адекватной для данной формы социальной работы. Гуслякова Л.Г. Проблемы взаимодействия теории и практики социальной работы // Социальная политика и социальная дифференциация: вопросы теории и практики социальной работы. Барнаул -Москва, 1993, с 116 - 119.

Теория действенна, если она определяет конкретные направления деятельности по оказанию социальной помощи человеку в зависимости от его социальных прав и гарантий. В то же время эти направления состоят из определенных компонентов социальной работы как профессиональной деятельности и реализуются через разные формы и средства в зависимости от социальной ситуации. Таким образом, содержание теории социальной работы и основные направления ее как профессиональной деятельности определяются социальной практикой. В случае отсутствия такого воздействия используемая теория не может быть эффективной.

Определение места теории социальной работы в системе других наук в немалой степени зависит от содержания ее категорий, от особенностей ее методов, от исследованности проблем, составляющих ее основное содержание.

В процессе познания теории социальной работы как целостной системы научных знаний, как прикладной науки взаимосвязи и характеристики ее компонентов выявляются не сразу, а постепенно, по мере проникновения в их природу, сущность. Накапливая знания об одних аспектах социальной работы, научная система создает благоприятные предпосылки для познания других аспектов и для более глубокого проникновения в сущность предмета, исследования в целом. При этом важно использовать в комплексе весь арсенал инструментария научного познания, а именно: наблюдение и эксперимент, описание и теоретическое объяснение, обоснование и логические доказательства, сравнение и аналогию, обобщение и абстрагирование, индукцию и дедукцию, анализ и синтез, гипотезу и научную теорию в целом.

Становление и развитие социальной работы как самостоятельной науки проходит в условиях постоянных дискуссий по ее основным методологическим проблемам. И одновременно с развитием научной теории социальной работы идет осмысление и выделение методологических принципов использования явлений (факторов, процессов) социальной практики, методолого-мировоззренческое их познание.

Введение в России новой профессии "социальный работник" налагает на отечественные образование и науку соответствующие обязательства: непрерывная подготовка кадров и научно-методическое обеспечение деятельности социальных служб, учебного процесса, развитие теории и практики социальной работы. Проблематика социальной работы опирается на междисциплинарные исследования здесь как никогда очень важна взаимосвязь и взаимопроникновение социальной работы и социальной педагогики. Ведь социальная педагогика имеет интегральный характер, объединяя знания о человеке, обществе, культуре; находясь на стыке медицины, психологии и других наук, то есть все то, что необходимо социальной работе при приобретении мультидисциплинарного характера в процессе становления как науки.

Социальная работа как наука представляет собой сферу челове­ческой деятельности, функция которой состоит в выработке и тео­ретической систематизации объективных знаний об определенной действительности − социальной сфере и специфической социаль­ной деятельности. Социальную деятельность можно определить как про­фессиональную и общественную деятельность различных организаций (государственных, об­щественных и частных), специалистов и активистов, направленную на решение проблем социальных субъектов (индивидов, семей, групп и слоев). Анализ существующих форм и методов социальной работы, разработка оптимальных методов и техноло­гий разрешения социальных проблем указанных объектов − одна из важнейших задач социальной работы как научной дисциплины.

Каждая наука представляет собой сплав теоретических и эмпи­рических знаний, теории, методов и методики (техники). Особен­ность же социальной работы как научной дисциплины состоит в единстве знаний и умений. Это ее основополагающий принцип. Без такого единства нет науки, без такого единства не может состояться социальный работник как специалист в этой важнейшей для жизни людей области.

Неотъемлемыми компонентами каждой науки являются законо­мерности, принципы и методы. В специальной литературе закономерности социальной работы предлагается разделить на две группы: 1) закономерности функци­онирования и развития субъекта социальной работы; 2) закономерности, отражающие существен­ные связи между субъектом и объектом социальной деятельности.

В качестве принципов теории социальной работы можно назвать:

Общефилософские принципы: детерминизм, отражение, развитие.

Общие принципы социальных наук: историзм, социальная обусловленность, социальная значи­мость.

Специфические принципы социальной рабо­ты (соблю­дения конфиденциальности в работе; преемственности всех видов и форм социального обслуживания; адресности; приоритета содей­ствия гражданам, находящимся в ситуации, угрожающей их здоро­вью или жизни; профилактической направленности; содействия со­циальной реабилитации и адаптации и др.).

Содержательные принципы социальной работы – гума­низм, справедливость, альтруизм, гармонизацию общественных, групповых и личных интересов, самообеспечение. Психолого-педагогические принципы – мо­дальность, эмпатия (сочувствование), аттракция (привлекатель­ность), доверие. Методические принципы – дифференцирован­ный подход, преемственность, последовательность, непрерывность, компетентность. Организационные принципы – всеобщность, ком­плексность, посредничество, солидарность, субсидарность (вспомо­жение).

Методы – это способы, совокупность приемов и операций в социальной работе; способы достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи.

Многие методы, используемые в социальной работе, являются междисциплинарными, что предопределяется универсальным характером социальной работы как вида деятельно­сти. Поэтому, характеризуя методы социальной работы, их делят на экономические, правовые, политические, социально-психологичес­кие, медико-социальные, административно-управленческие и др. 1.2. Социономия. Под социометрией будем понимать отрасль социально психологических и социологических исследований межличностных отношений в малых группах, осуществляемых с помощью количественных методов. Существуют две основные структуры, которые необходимо изучать: на социологическом уровне - макросоциологическую структуру, на социально-психологическом уровне - микросоциологическую структуру. Если на первом уровне анализируются и рассматриваются все основные социальные проблемы общества, то на втором - межличностные отношения в малых группах. Социолог выстроил систему наук и методов, которые должны изучать оба уровня структур и разрешать возникающие проблемы. Это: социономия - наука об основных социальных законах, социодинамика - наука о процессах, происходящих в малых группах, социометрия - система методов выявления и количественного измерения межличностных, эмоциональных отношений людей в малых группах, социатрия - система методов излечения людей, испытывающих затруднения в поведении в малых группах. Последние две системы имеют прикладной характер и базируются на теоретических представлениях о социальных группах,- которые составили основное предметное поле эмпирических исследований в 1930-1940-х гг. Социономия исследует и объясняет законы, которым подчиняются социальное развитие и социальные отношения. В рамках системы социономии по-прежнему имеют место метафорические понятия "мы", "масса", "община", "общность", равно как и понятия "класс", "государство", "церковь" и многие другие коллективы и товарищества. Социометрическому исследованию надлежит дать точное и динамическое значение этим понятиям, охватывающим истину лишь приблизительно. Социономия - наука об основных социальных законах. 1.3Проблемы научной идентификации социальной работы. Наука – системное теоретическое знание об объективной действительности.Теория социальной работы – обобщенное, системное знание о предмете, закономерностях и принципах социальной работы. Теория социальной работы выявляет и исследует существенные, объективные необходимые связи и явления, присущие конкретным социальным процессам и обуславливающие результативность психологического, педагогического и управленческого воздействия на состояние и поведение личности, социальной группы или общности.Одну из важнейших задач социальной работы как области научного знания М.В.Фирсов видит в научном обосновании социальных институтов, способных обеспечить безопасность и развитие человека, активизацию его жизнедеятельности, оптимальные стратегии жизни в динамически изменяющихся социально-экономических условиях. При этом этот ученый полагает, что указанный эффект достигается гармонизацией личностных и общественных ресурсов, оптимизацией последствий свободного рынка, развития условий для социального функционирования личности и общества в целом. М.В.Фирсов полагает, что проблемное поле социальной работы включает: - выявление закономерностей жизненных стратегий человека в условиях дезадаптации, девиации, кризисов и катаклизмов;- разработку истории, теории, методологии социальной работы как области научного познания о человеке и практики помощи и поддержки в различных трудных жизненных ситуациях;- разработку теории социальной работы как парадигмы, описывающей и объясняющей трудные жизненные ситуации человека, институциональные связи и общественные отношения в аспектах благосостояния;- обоснование теории и методов оценки состояния среды обитания человека, образа жизнедеятельности, уровня обеспечения ресурсами для индивидуального развития и благосостояния;-разработку теорий, методов и средств оценки уровня индивидуального развития, восстановления, стабилизации. «Закономерность» - наиболее сущест­венная, необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь всех сторон и компонентов общественных явлений, процессов и сис­тем. Закономерности СР - существенные, устойчивые и повторяющиеся связи, проявляющиеся при взаимодействии субъекта и объекта социальной работы, обусловливающие характер и направлен­ность ее влияния на развитие конкретных социальных явлений, процессов, отношений. Ос­новные закономерности социальной работы: взаимосвязь социальных процессов в обществе, социальной политики и социальной работы; обусловленность содержания, форм и методов социальной работы конкретными обстоятельствами жизнедеятельности различных групп, общностей, индивидов; решение социальных проблем через личностные потреб­ности и интересы клиентов; зависимость результативности социальной работы от про­фессионализма и нравственных качеств специалистов, воз­можностей социальной системы государства и общества. 1.4. Основные характеристики социальной работы как области научного знания: междисциплинарность, интегративность, специфичность понятийного поля. Социальная работа как наука состоит из двух основных разделов: теоретико-методологического, фундаментального (методология, законы, категориальный аппарат науки) и прикладного - области социально-практического, управленческого приложения теоретического и эмпирического знания, научного обеспечения решения практических социальных задач в обществе, которые призван решать социальный работник. Его практическая деятельность весьма многогранна: на низовых уровнях организации общества (семья, микрорайон, трудовой коллектив) это регуляция межличностных и групповых отношений, организация социального обслуживания населения, коррекция девиантного поведения, предупреждение и локализация конфликтов, социальное просвещение и консультирование, психопрофилактика и т.д.; на уровне функционирования региональных и муниципальных структур социальный работник, кроме того, решает и проблемы занятости и миграции, занят осуществлением социоинженерного проектирования, крупных инновационных мероприятий в сфере производства и управления.

По своей природе социальная работа, имманентной характеристикой которой является интегративность, не может опираться на какую-то одну теорию или модель практики. Разнообразные формы социальной работы как бы пронизывают все теории, представляют собой комплексные конструкции различных моделей практики социальной работы.

Сбалансированность всех компонентов конкретного вида социальной деятельности, степень их распространения на другие сферы социальной практики, их важность для всех субъектов этой деятельности - вот критерии условий, которыми проверяется любая теория, используемая на практике. В частности, если объяснения, содержащиеся в определенной теории, помогают нам понять определенные сочетания обстоятельств, обусловливающих те или иные социальные проблемы, то эта теория является адекватной для данной формы практики социальной работы*.

Теория действенна, если она определяет конкретные направления деятельности по оказанию социальной помощи человеку в области его социальных прав и гарантий.

В то же время эти направления состоят из определенных компонентов социальной работы как профессиональной деятельности и реализуются посредством разных форм и средств в зависимости от социальной ситуации. Таким образом, содержание теории социальной работы и основные направления ее как профессиональной деятельности определяются социальной практикой. В случае отсутствия такого воздействия используемая теория не является эффективной.

Определение места теории социальной работы в системе других наук в немалой степени зависит от содержания ее категории, особенностей ее методов, исследованности проблем, составляющих ее основное содержание. Это еще раз подчеркивает междисциплинарный характер.

В процессе познания теории социальной работы как целостной системы научных знаний, как прикладной науки взаимосвязи и характеристики ее компонентов проявляются не сразу, а постепенно, по мере проникновения в их природу, сущность. Накапливая знания об одних аспектах социальной работы, научная система создает благоприятные предпосылки для познания других аспектов и более глубокого проникновения в сущность предмета исследования в целом. При этом важно использовать арсенал инструментария научного познания в комплексе: наблюдение и эксперимент, описание и теоретическое объяснение, обоснование и логические доказательства, сравнение и аналогию, обобщение и абстрагирование, индукцию и дедукцию, анализ и синтез, гипотезу и научную теорию в целом. Это обеспечивает комплексный характер социальной работы.

Итак, становление и развитие социальной работы как самостоятельной науки проходит в условиях постоянных дискуссий по ее основным методологическим проблемам. И одновременно с развитием методологии социальной работы как научной теории идет осмысление и выделение методологических принципов использования явлений (факторов, процессов) социальной практики, ме-тодолого-мировозренческое их познание социальной работой как специфической областью социального знания.

Обобщая сказанное, можно сделать следующий вывод. Способствовать тому, чтобы каждый человек жил и действовал в соответствии со своей социальной природой, - такова практическая цель социальной работы, которая определяет и ее теоретическую основу как науки о человеке, способах улучшения его социального самочувствия. Именно такой подход исключает сведение задач социальной работы с точки зрения теории только к обоснованию необходимости социальной помощи и социальной защиты населения.

Следует подчеркнуть, что теория социальной работы имеет все структурные признаки науки: предмет исследования, объект исследования, закономерности, присущие предмету исследования, определенные понятия, категории, принципы и методы деятельности. Однако теория социальной работы относится к прикладной науке.

В оценке научного статуса социальной работы как научной дисциплины в России существует два подхода.

1. Сторонники первого подхода исходят из того, что теоретическую основу социальной работы составляют несколько сложных наук о человеке и обществе – это социальная философия, антропология, социология, медицина, право, психология, этика и др.

2. Сторонники второго подхода доказывают самостоятельность социальной работы как научной дисциплины, выделяя внутри неё теоретические и прикладные аспекты.

Социальная работа как наука выявляет и исследует существенные, необходимые связи и явления, присущие социальным процессам и социальному развитию общества и обусловливающие характер экономического, психологического, педагогического и управленческого воздействия на развитие и поведение личности.

Социальная работа занимает особое место среди таких наук об обществе, как философия, история, политология, правоведение, экономика, и тяготеет к психологии, социологии и медицине.

Общетеоретическое положение социальной философии является методологическим основанием для решения более частных вопросов социальной работы на научном уровне, как науки о человеке и его социальных связях. Улучшение социального самочувствия человека, совершенствование условий его жизни, обеспечение достойного социального существования являются основными практическими задачами социальной работы и определяют её научное содержание.

Социальная работа связана с социологией, познания в области социологии позволяют социальному работнику исследовать социальные проблемы. Например, использование метода интервьюирования в социальной работе помогает разговаривать с человеком, помочь ему раскрыться, почувствовать себя в безопасности. Психология также тесно связана с социальной работой, помогает определить факторы, влияющие на психику и поведение.

Социальная работа связана с социальной экологией. Она определяет модели отношений между организациями и их окружением. Здесь необходимы знания биологии, влияние генетики на человеческий организм.

Программы обучения социальных работников включают глубокую медицинскую подготовку. Например, трудотерапия – получение знаний в области медицины для работы с инвалидами.

14. Роль социологии в организации социальной работы

Социальная работа взаимодействует с социологией семьи: деятельность социологии семьи позволяет решить проблемы социальной работы, связанные с проведением экспертизы семейного положения клиента, а также социального положения, материального и социального положения разных семей. Без социологического осмысления социальных ситуаций, социальный работник чаще всего не может понять проблем, которые возникают у клиента, определить пути их решения.

Не менее значимо влияние на социальную работу социологии труда - отрасли социологической теории и практики, организующей целесообразность деятельности человека, социальной группы.

Характеризуя специфику положения и образа жизни различных профессиональных и должностных групп населения, характер их трудовой деятельности, социология труда дает социальному работнику возможность понять специфику влияния на решение проблем клиента его профессионально - трудовой среды, характерных черт работников различного профиля, уровня их обеспеченности как следствие труда на конкретном рабочем месте.

Важно, что социология труда акцентирует внимание на профессиональных заболеваниях, стереотипах мышления, традиционных видах поведения представителей различных социально-профессиональных групп. Это позволяет социальному работнику использовать все подходы к решению проблем клиентов, выработать стратегию организации социальной помощи нуждающимся, а также воздействовать на социальную политику фирм, государственных органов управления, общественных организаций. Социология труда исследует проблемы занятости, безработицы, социальной защиты работника в трудовом коллективе. Те же проблемы решает и социальный работник.

Все большее влияние на социальную работу оказывает социология духовной жизни. Социология духовной жизни предоставляет специалистам по социальной работе данные об особенностях поведения, положения, социальных ориентаций представителей различных социокультурных групп, общностей людей, разделенных по духовно-идеологическим, нравственно-этическим, художественно-эстетическим и другим ориентациям.



Вверх