Латы — доспех из крупных металлических пластин. Латные доспехи Как выглядят латы

Латные доспехи, защищающие грудь и нижние конечности, использовались древними греками и римлянами, но вышли из употребления после краха Римской империи из-за их стоимости и трудозатрат, требовавшихся для производства или доспехов. Отдельные металлические пластины снова стали использоваться с конца 13 века для защиты суставов и голеней, их носили на полном . К концу 14 века были разработаны большие и более полные элементы для доспехов. В начале 1500-х годов дизайн шлема и подшлемника изменился, в результате чего появился так называемый нюрнбергский доспех, многие экземпляры которого являются шедеврами мастерства и дизайна. Европейскими лидерами в производстве доспехов были северные итальянцы и южные немцы. Это привело к появлению миланского стиля доспеха в Милане, и готического стиля доспеха в Священной Римской империи. Англия производила доспехи в Гринвиче, и развивала свой собственный уникальный стиль. Максимилиановские доспехи появился спустя непродолжительное время, в начале 16 века. Максимилиановский доспех обычно выражался рифлением и декоративной гравировкой, в противоположность более простому так называемому белому (т.е. гладкому) доспеху конца 15 века. Эта эра характерна появлением закрытых шлемов , в противоположность и образца 15 века. В Японии элитные самураи носили доспехи, сделанные из плотно сшитых пластин , которые имели характеристики, аналогичные цельному латному доспеху. С прибытием европейцев японцы добавили стальные пластины к своим вариантам доспехов. Турция также широко использовала латные доспехи, но турецкие доспехи включали в себя большое количество , которая широко использовалась ударными войсками, такими как корпус янычаров. В остальной части мира, тем не менее, общая тенденция была: кольчуга, чешуйчатые доспехи , и лямеллярный доспех .

Полный латный доспех был очень дорог в производстве, и использовался в основном только верхними слоями общества; щедро украшенные доспехи оставались модными среди знати 18 века и генералов долго после того, как они потеряли военное значение на поле боя вследствии появления мушкетов. Упрощенный латный доспех, обычно состоявший из нагрудника , мориона или кабассета, и перчаток, однако, также стал популярным среди наемников 16 века, и есть много ссылок на так называемый амуниционный доспех, массово производимый для пехотинцев по цене много меньшей, чем полный латный доспех. Этот выпускаемый серийно доспех был часто более тяжелым и изготовленным из металла более низкого качества, чем рыцарский доспех. Начиная с 15 века доспехи, специально разработанные для турниров (а не для сражений), и парадные доспехи вновь становятся популярными. Многие из поздних доспехов были украшены библейскими или мифологическими мотивами.

Использование доспехов не было ограничено Средневековьем, и фактически доспехи широко использовалась большинством армий до конца 17 века, как для пеших, так и для конных войск. Шло развитие огнестрельного оружия, которое сделало все доспехи, кроме самых лучших и самых тяжелых, устаревшими. Увеличивающаяся мощность и доступность огнестрельного оружия и природа массовой, финансируемой государством пехоты привели к тому, что оставалось все меньшее число воинов в латных доспехах, которые заменялись на более дешевые и более мобильные войска. Защита ног (набедренники, наколенники , поножи , сабатоны) была первой частью доспеха, от которой отказались в пользу мобильности, она была заменена высокими кожаными ботинками. К началу 18 века только фельдмаршалы, командующие и члены королевских семей оставались в полном доспехе на поле боя, поскольку они представляли собой заманчивую цель для огня мушкетов. Однако всадники, особенно кирасиры, продолжали использовать нагрудные и наспинные пластины, которые могли защитить их от дистанцированного огня, и либо шлемы, либо «секреты» - стальную защиту, которая носилась на голове под мягкой шляпой. Другие доспехи были скрыты под декоративной униформой. Доспехи (бронежилеты) имели краткое появление в американской гражданской войне с переменным успехом. Однако бронежилеты того времени были дороги и таким образом покупались отдельными солдатами, а не были штатными, поскольку эффективность такого доспеха очень сильно варьировалась в зависимости от его производителя. Импровизированный латный доспех был успешно воспроизведен известным австралийским преступником Недом Келли и его бандой, давая им большое преимущество в их перестрелках с полицией. Бронированная конница Наполеона, как и Французской, Немецкой, и Британской империй (тяжелая конница, известная как кирасиры), активно использовались в течение 19 века вплоть до первого года Первой мировой войны, когда французские кирасиры пошли чтобы встретить врага в доспехах за пределами Парижа. Во время войны обе стороны экспериментировали со шрапнельными доспехами, и некоторые солдаты использовали свои собственные доспехи, но узкоспециализированные баллистические доспехи, такие как «американский щит тела Брюстера», не имели широкого распространения.

Латные доспехи вновь кратковременно появились во время Второй мировой войны в советских войсках пехотных штурмовых войсках, которые носил стальные нагрудники, способные остановить пули пистолетов и пистолетов-пулеметов. Японцы и американцы имели несколько опытных образцов, но ни один не выпускался серийно из-за их стоимости и потребности в металле в других производствах. В корейской войне бронежилет вновь появился у пехоты США, и затем в еще большей степени бронежилеты использовались во Вьетнаме. В наше время существуют легкие кевларовые шлемы и бронежилеты, последние часто усилены керамическими вставками.

Материалы, используемые в латных доспехах

Первый латный доспех был бронзовым, и носился элитными солдатами, в греческих армиях в частности. Бронза, хотя и не была столь же прочной, как железо, была проще в изготовлении и обработке, что делало ее удобной для изготовления больших пластин. Железо со временем стало использоваться продвинутых вооруженных силах Европы и Ближнего Востока. Постепенно методы обработки стали были усовершенствованы, и сталь заменила железо почти везде, кроме нательных доспехов. Сталь постоянно делалась все более прочной и более толстой для защиты от пуль, но, в конечном счете, достаточная защита была слишком тяжела и дорога для большинства войск. В 20 веке для изготовления пластин стали использоваться титан и особо прочная «баллистическая» сталь. Впоследствии появились керамические пластины, сделанные из оксида алюминия и кремниевого карбида.

Латные доспехи сегодня

Технология изготовления латных доспехов значительно продвинулась за последние 50 лет, возможно, опережая развитие огнестрельного оружия в течение этого периода. Таким образом, можно утверждать, что уровень усовершенствования технологий материалов и бронежилета будет означать возврат к философии Средневековья: высококвалифицированные и хорошо защищенные отдельные воины заменят массы недостаточно обученных и дешевых призывников. Текущая тенденция, показанная в войнах нашего времени, таких как те в Ираке, Ливане, и Шри-Ланке, состоит в том, что стороны конфликта, способные предоставлять лучшую броню своим войскам, дают им большое преимущество в бою. Эта тенденция способствует различиям в уровне потерь современными экипированными войсками и их врагами, партизанами, которые часто не имеют аналогичного уровня защиты. Современные баллистические жилеты предлагают намного лучшую защиту против обычного армейского огнестрельного оружия, чем даже таковые 40 лет назад, увеличивая шансы выжить в бою и уменьшая потребность в людских ресурсах.

Строение латного доспеха

Латный доспех состоял из шлема, (или ), наручей, рукавиц, кирасы (задняя и нагрудная пластины) с , набедренных щитков и кулета , набедренников, наколенников, поножей и сабатонов. В то время как такой доспех выглядит весьма тяжелым, полный латный доспех мог весить всего 20 кг, если он был сделан из пропорциональной по толщине стали. Это меньше, чем вес современной полной выкладки пехотинца (обычно 25 - 35 кг), и вес латного доспеха был распределен более равномерно. Вес доспеха был настолько хорошо распределен, что здоровый человек мог бежать, или вскочить в седло лошади. Современная реконструкция показала, что было возможно даже плавать в таком доспехе, хотя это было конечно трудно. Для здорового и обученного человека в доспехе было возможно бежать и поймать небронированного лучника, как это было показано в реконструкционных боях. Мнение, что полностью вооруженного рыцаря нужно было поднимать на коня с помощью системы блоков, является мифом, происходящим от произведения Марка Твена «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура». (И, фактически, существование латного доспеха в течение эры Короля Артура - также миф: рыцари 6 века носили бы кольчугу вместо этого). Даже рыцари в чрезвычайно тяжелых турнирных доспехах не поднимались лебедкой на своих лошадей. Этот тип «спортивных» доспехов предназначался только для церемониальных копейных матчей, и они изготавливались чрезвычайно толстыми, чтобы защитить владельца от серьезных несчастных случаев, таких как тот, что вызвал смерть Короля Франции Генри II.

Турнирные доспехи всегда более тяжелые, более неуклюжие и более защищенные, чем боевые. Это объясняется тем, что никто не хочет быть убитым в игре, но на поле битвы стоит вопрос жизни и смерти, поэтому подвижность и выносливость - более важный аспект для выживания в бою, чем пассивная защита. Поэтому боевой доспех - это компромисс между защищенностью и подвижностью, в то время как турнирный доспех делает акцент на защищенности, в ущерб подвижности.

Влияние развития оружия

Латный доспех является «мече -стойким». Он также хорошо защищает владельца от копья, или ударов пики , и обеспечивает приличную защиту против дробящего оружия . Развитие латного доспеха спровоцировало развитие наступательного оружия. В то время как этот доспех был эффективен против режущих и рубящих ударов, их слабые места могли быть поражены длинными клиновидными мечами (эстоками) или другим оружием, разработанным специально для этой цели, таким как поллэксы и алебарды. Эффективность стрел и болтов арбалетов против латных доспехов все еще является предметом споров. Некоторые утверждают, что большие луки и/или арбалеты могли регулярно пробивать латный доспех, другие утверждают, что они могли это делать крайне редко вследствие того, что наконечники стрел были сделаны из намного менее качественного металла, по сравнению с лучшей сталью того времени, которая обычно шла на латные доспехи. В пользу последней версии приводят также такие аргументы, что стоимость экипировки лучников, при предположении, что наконечники стрел изготавливались бы из высококачественной стали, была бы огромной. Различные рифления на поверхности доспехов были не только украшением, но также укрепляли пластины доспеха против изгиба под тупым ударом и могли привести к тому, что удары рубящего оружия застревали на поверхности доспеха или отскакивали, вместо того, чтобы соскользнуть в более уязвимый сустав. В руководствах по фехтованию в доспехах, преподававшихся в немецкой школе фехтования, нападающий концентрируется на этих «слабых точках», что привело к появлению стиля борьбы, сильно отличающемуся от боя без доспехов. Из-за наличия таких слабых мест большинство воинов носило кольчугу под латным доспехом. Позднее, полные кольчуги были заменены частичным их использованием, названными госсетами, вшитыми в поддоспешник. Дальнейшая защита латного доспеха заключалась в использовании маленьких круглых пластин, названных ронделями , которые закрывали область подмышек, налокотники и наколенники с «крыльями», чтобы защитить внутреннюю часть сустава. Развитие в 14 веке латного доспеха также вызвало развитие различного древкового оружия . Это оружие разрабатывалось, чтобы обеспечить сильный удар и концентрацию энергии на маленькой площади, и тем самым нанести урон через пластины доспеха. Булавы и поллэксы с молоткообразными наконечниками использовались для нанесения травм через доспех без его разрушения.

Доспех это оборонительное вооружение, которое состоит из самого доспеха. При этом выделяют следующие разновидности доспехов: мягкий, кольчатый, пластинчатый, пластинчато-кольчатый. Естественно разновидностей доспехов гораздо больше и сегодня мы разберём некоторые из них более подробно. Также в состав доспеха входят боевое наголовье, поножи, наручи и другие средства защиты.

Доспех готический

Сплошной доспех европейской тяжёлой конницы второй половины XV в., предшественник максимилиановского, отличается от последнего большей функциональностью, высоким качеством обработки металла и выделки деталей, изяществом форм и несколько меньшей точностью соединения деталей, отсутствием желобков. По совокупности свойств некоторыми исследователями определяется как наиболее совершенный сплошной доспех.

Доспех декоративный

Интерьерный доспех, который производится с целью оформления и украшения различных интерьеров. Такой вид доспеха представляет собой копию боевого, охотничьего и других видов доспеха, но при этом не выполняет своих первоначальных функций.

Доспех гетерогенный

Доспех, включающий в свой состав элементы, состоящие из частей, которые нежёстко соединены и имеют небольшие размеры.

Доспех гомогенный

Доспех, который содержит в своём составе в основном крупные части, состоящие из одного материала, а также большие по размеру.

Доспех гомогенно-гетерогенный

Доспех, который сочетает в себе свойства как гомогенного, так и гетерогенного доспехов.

Доспех жандарма

Классическая разновидность сплошного доспеха, который был распространён во второй половине XV в. Впервые был принят на вооружение при короле Карле VII. Применялся французскими жандармами - тяжёлой кавалерией из обедневших дворян. В качестве наголовья доспеха применялся салад, у которого конец тульи переходит в длинный назатыльник. Привинченный к верху латного нагрудника предличник защищает нижнюю часть лица. Верхняя часть лица прикрыта неподвижным забралом, в котором на высоте глаз имеется поперечная щель, обеспечивающая обзор.

Плечи прикрыты наплечниками из находящих друг на друга блях, соединённых, в свою очередь, с налокотниками. Подмышки закрыты кольчужной сетью и, кроме того, прикрыты низко опущенными к нагруднику щитками плеч. Латный нагрудник из одной пластины имеет внизу утолщение, называемое «панцирем» и обеспечивающее дополнительное усиление этой части доспеха. Набрюшник и набедренники выполнены в виде несколько изогнутых пластин, находящих друг на друга подобно черепице. У сидящего в седле воина они закрывают ноги до колен.

Бедра могут быть защищены только набедренниками или дополнительно и боковиками (налядвенниками). Латный наспинник (спинная пластина) также имеет «панцирь», продолжением которого является крестцовое покрытие, достигающее, когда всадник сидит, седла. Под латами область таза дополнительно защищается кольчужной юбкой.

Наколенники, прикрепляющиеся к налядвенникам (нижняя часть бедра) и поножам, состоят из 5 пластин, центральная (наложенная на боковые как коньковая черепица) сильно выгнута в виде купола. Поножи состоят из наголенника и наикринника, соединённых шарнирами и застегивающихся с внутренней стороны ноги. Обувь остроносая, с длинным остриём и шпорами в виде помещённого на длинном стержне колеса с длинными лучами.

Острия башмака и шпоры пристёгиваются оруженосцем после того, как рыцарь садится на коня, и отстёгиваются прежде, чем он спешится. Локти закрыты налокотниками, предплечья - продолжением латных рукавиц. Доспех относительно лёгкий (общий вес 15-30 кг), но может быть полностью надет и надёжно застегнут только при помощи оруженосца. Надевается поверх мягкого комбинезона (штанов и куртки), кольчужных элементов.

Сперва надеваются башмаки, затем налядвенники, соединённые ремнями с поясом. После них надеваются поножи, набедренники, наколенники, затем латы, набрюшник и наплечники. Последними закреплялись щитки плеч прикреплёнными к комбинезону и проходящими сквозь специальные отверстия нагрудника ремнями. Дополнительную защиту правой стороны тела обеспечивает щиток копья.

Щит как самостоятельное вооружение не предусматривается и практически не используется. Вооружение всадника - меч, копье, дага, кортик; у офицеров, кроме того, - клевец. Лошадь тоже несёт латный доспех, полностью закрывающий грудь, спину, круп, бока, шею и голову, наложенный на кольчужную сеть или соединяющийся ею. К концу XVI в. доспех претерпел изменения. Снято с вооружения копье, вместо него жандарм получил шпагу и кортик, исчезли набедренники, укоротился и стал легче нагрудник. Кираса заменена полукирасой.

Доспех кольчатый

Доспех, который изготовлен из металлических колец, при этом размер их неодинаков. К данной разновидности доспеха можно отнести кольчугу и байдану.

Доспех ламинарный

Доспех, включающий в свой состав пластины, которые изготовлены из твёрдого материала. Пластины, достаточно длинные и располагаются горизонтально, между собой они связаны.

Доспех латный

Доспех, основу которого составляет относительно небольшое количество крупных, плоских или изогнутых (часто сложного рельефа) пластин (лат), соединённых друг с другом в единое целое при помощи вспомогательных деталей, шарниров или несоединяемых, независимых. Латы как доспех, обеспечивающий защиту груди, живота и спины (аналог кирасы), известны, уже в Древнем Египте, широко распространены у кельтов и в Древней Греции, где выделывались в виде двух соединённых шарнирами жёстких выгнутых пластин из кованой бронзы, точно воспроизводящих рельеф мускулатуры заказчика (владельца), в связи, с чем изготовлялись строго индивидуально (Гиалоторакс).

Из простого латного доспеха (кираса, накладные поножи, наручи, наплечники) этот доспех в дальнейшем развился в сплошной путём увеличения количества деталей, соединения их друг с другом и точной взаимной подгонки. Максимальное развитие и совершенство достигнуто в готическом доспехе конца XV в. и в максимилиановском доспехе начала XVI в., полностью закрывающем все тело. В России доспех этого типа получил название дощатого или досчатого.

Доспех латный XVII и XVIII

Сплошной доспех со временем упрощается, закрывает уже не все тело, уменьшается количество деталей, в первую очередь лишаются прикрытия ноги, таз, спина. Доспех, особенно нагрудник кирасы, очень тяжёл и массивен, чтобы защитить от пули. Нагрудник короткий, набрюшника обычно нет, набедренники в виде длинных, пристёгнутых к кирасе налядвенников, образующих над коленом выступ наколенника с боковыми, ушками. Поножи обычно отсутствуют. Шлем типа бургиньот часто имеет характерный для этой эпохи, восточного типа наносник в виде прута, дающего внизу завиток, и ещё один завиток над выступом забрала.

Иногда подобное украшение есть на назатыльнике. Наплечники симметричны - они, как и наручи, чешуйчатые. Последние войска, имеющие на вооружении такой доспех, - кирасиры Людовика XIV. Доспех носят воронёный, нагрудник ещё более укорачивается, набрюшник короткий, налядвенники большие. Руки закрыты чешуями, боевое наголовье - капеллина с назатыльником и наносником, напоминающая японское наголовье. На тулье султан.

Вначале XVIII в. в доспехе остаются только капеллина и кираса, очень короткая, прикрывающая тело до уровня рёбер и глубоко вырезанная под мышками. В дальнейшем отказываются от наспинника, а нагрудник кирасы надевается и закрепляется на теле посредством ремней. Иногда вместо полукирасы надевают железный нашейник типа латного ожерелья, со спускающимся на грудь широким выступом. К этому воротнику могли крепиться наплечники и доспехи предплечья.

Доспех максимилиановский

Доспех, получивший распространение в эпоху Возрождения, использовался рыцарями Европы. В его состав входит около 200 крупных элементов, снаружи покрыт рёбрами и желобами. Общее количество деталей, включая пряжки, соединительные болты, крючки и прочие мелкие детали, доходит до 1000. Ребра (жилки) и желобки выработаны и направлены так, чтобы удары копья скользили вне сочленений доспеха, что повышает защитные свойства доспеха. Кроме того, они выступают, как ребра жёсткости и повышают прочность доспеха, одновременно позволяя снизить его вес. Назван по имени императора Максимилиана I, для вооружения, армии которого был разработан. Средний вес доспеха 22-30 кг, шлема — 1,5-4 кг, кольчуги — 4-7 кг, щита — 3-6 кг, меча — 1-3 кг. Общий вес доспеха редко превышал 40 кг.

Боевое наголовье - армэ - имеет навершие с отверстиями около ушей, иногда выдающийся по навершию гребень не плоский, а в виде жгута. На тыльнике (тулье) имеется трубка для султана. Забрало из одной или двух частей, верхняя (козырек) защищает лоб, нижняя (дыхало) - подбородок; имеет прорези или изготовлено в виде решётки. Иногда забрало состояло из трёх и более частей. Подбородник закрывает всю нижнюю часть лица до нижней губы, его продолжает скреплённое с ним горловое прикрытие из нескольких изогнутых пластин. Сзади к навершию при помощи чешуй крепится затыльник из нескольких чешуй.

Основа и упор для доспеха - оплечье-бармица из трёх передних и задних пластин, закрывающих шею, к ней крепятся латы, наплечники, армэ. Бармица - род нашейника, имеет с левой стороны шарнир, справа застёжки или запонки. Всегда изготовлялась по мерке, тщательно подгонялась в соответствии с антропометрическими данными владельца доспеха, так как обеспечивала подвижность и прочность сочленений, возможность движений головой.

Плохо подобранная бармица причиняет боль, лишает воина подвижности, способности управлять вооружением. Иногда вместо армэ применяли шлем с ожерельем, с прямым основанием, который не имел горлового прикрытия и затыльника. Нижний ровный край шлема при повороте головы скользил в пазе или вдоль верхней закруглённой закраины шейного прикрытия (ожерелья). Ожерелье выполняло функции прикрытия горла, затылка, по внешнему виду напоминало бармицу, только очень широкую и надевавшуюся через голову, почему и не требовало подгонки к владельцу.

Однако нижний край шлема и ожерелье друг к другу подгонялись очень тщательно, чтобы не препятствовать движениям головы. Эта конструкция, в отличие от предыдущей, не позволяла в бою наклонять или запрокидывать голову без угрозы для безопасности рыцаря. Латы состояли из соединённых шарнирами нагрудника, снабжённого большим ребром, и наспинника. Нагрудник обычно выковывался из одного листа железа. Ребро отводило удар, желобки направляли его.

Форма нагрудника менялась - выпуклый остроконечный в конце XV-начале XVI в., в середине XVI в. он становится вытянутым продолговатым, с 1570-х гг. изготавливается с остриём, а с начала XVII в. - тупым и коротким. Очень редко вся кираса изготавливалась из чешуй. К нагруднику в подмышках при помощи ремней прикреплялись подмышковые чешуйки.

Набрюшник состоял из 2-3 пластин. Набедренники закрывали бока, начиная от талии, и верхнюю часть ног (верхнюю треть передней и боковой поверхности бедра), часто являлись продолжением набрюшника. Состояли из нескольких чешуй или пластин, в конце XVI в. удлинились, чтобы прикрыть бедро от тазобедренного сустава до коленного и компенсировать отсутствие вышедших из употребления налядвенников.

Нижнюю часть спины прикрывало крестцовое прикрытие из 1-3 чешуек, не имеющих выреза, делавшегося в готическом доспехе для плотного прилегания к поверхности седла. Поверх лат к бармице ремнями прикреплялись оплечья. Правое оплечье всегда меньше, чтобы не мешать движениям руки; кроме того, левая сторона, по которой обычно наносится удар, требует большей защиты.

Известны доспехи для левшей. Шейные прикрытия есть не у всех доспехов и представляют собой гребни или крылья над плечами, защищавшие от крючьев и мешавшие стащить с рыцаря шлем. Иногда вместо них прикрепляли круглые бляхи. Наручи разделены налокотником на две части. Верхняя - цилиндр и несколько скреплённых с ним чешуй. Нижняя, защищающая предплечье, изготавливалась в виде двустворчатого цилиндра с шарнирами и запонками, к верхней крепилась ремнями. Налокотник выпуклый, в ранних моделях с остриём, крепится к наручам винтами.

Обитые жестью рукавицы (перчатки) в некоторых испанских и итальянских доспехах были с пальцами, тогда каждый палец обшивался чешуйками или кольцами, в прочих доспехах пальцы покрывались общими чешуями, иногда только обозначаясь снаружи. Большой палец во всех случаях отделён от прочих, имеет отдельное чешуйчатое покрытие. Отверстие перчатки оформлено браслетом или крагой на шарнире и застёжке.

Фокр (кронштейн) составной, причём нижняя часть (опора) прикреплена к кирасе неподвижно, а сам крюк мог при необходимости опускаться на шарнире. Налядвенники из двух пластин (передней и наружной боковой) крепились ремнями. Наколенник состоял из конической или сферической передней части и наружной боковой, а также четырёх чешуй. Поножи для голени полуцилиндрические, их створки называются наголенник и наикринник (наножник и наголенник), соединены на наружной поверхности ноги шарниром и застёгиваются на внутренней.

Позднее поножи утратили заднюю половину и стали крепиться ремнями. Поножи для стоп прикреплены к наголеннику поножным шарниром. Под доспех надевались замшевые лосины, комбинезон, кольчуга до середины бедра или чуть короче, с длинными рукавами. Чешуи доспеха прикреплялись друг к другу снизу вверх. Крупные чешуи прикреплялись поверх меньших. Удар копья и острия меча скользил по чешуям до встречи со следующей чешуёй, далее с возвышенными рёбрами и полосками, где и терял силу. Слабые части доспеха дублировались снизу кольчугой.

Доспех мягкий

Доспех, в изготовлении которого использовались ткань и кожа. Существовали разновидности, которые предусматривали и бронирование.

Доспех охотничий

Доспех, получивший распространение у охотников, которые охотились на крупного зверя - например, на кабана.

Доспех парадный

Доспех, который надевали только для особенно торжественных событий. Во всех случаях отличался от боевых доспехов одного с ним времени меньшим весом, менее качественной подгонкой деталей и богатой отделкой. Известны парадные доспехи и латы, изготовленные целиком из золота, серебра, инкрустированные драгоценными камнями, причём толщина лат иногда не превышает 5 мм (самый ранний золотой доспех открыт в погребении бронзового века). Европейский латный парадный доспех, кроме того, отличался отсутствием фокра (крючка для копья) и симметричностью наплечных щитков. Иногда обшивался дорогими тканями.

Доспех пластинчато-кольчатый

Доспех, который состоял из колец и пластин. К такому виду доспехов можно отнести бахтерец и юшман.

Доспех пластинчатый

Доспех, в состав которого входят пластины, причём их форма и размер могут быть различны.

Доспех полный

Доспех, в состав которого входят панцирь, поножи, шлем, наручи, щит и другие элементы.

Доспех рыцарский

Полный доспех, который носили рыцари Европы в Средние века.

Доспех сплошной

Одна из разновидностей чешуйчатого или кольчато-чешуйчатого доспеха, который полностью защищал тело воина.

Доспех спортивный

Доспех, который применяли для защиты спортсменов во время военно-спортивных состязаний. Турнирный доспех также считается спортивным доспехом.

Доспех стёганный

Доспех мягкой формы, состоящий из слоёв кожи или ткани. Между слоями обычно вшивали хлопковую или шерстяную прокладку, которая прошивалась как по прямым, так и по косым линиям.

Доспех тренировочный

Доспех, который надевали во время тренировок воинов, т. е. когда отрабатывались воинские упражнения.

Доспех турнирный

Доспех, который надевался европейскими воинами на турнирах. Как правило, сплошной, тяжёлый, сильно ограничивающий подвижность рыцаря доспех, который со временем сильно упростился и трансформировался в неполный доспех, обеспечивающий защиту только головы, передней поверхности туловища (преимущественно левой его части) и левой ноги, бёдер. Изготавливался из очень толстого железа.

Доспех для конного копейного турнира с барьером (решёткой) исключал использование поножей. Нога для предотвращения травмы от скольжения по барьеру защищалась особой конструкцией луки седла в виде ящика. Налядвенники и набедренники изготавливались из цельной пластины. Руки обычно не защищались, левая имела рукавицу, правая прикрывалась щитом. Кираса имела один, иногда два (передний и задний) фокра, а позднее начала снабжаться счетчиками ударов.

В дальнейшем отказались от наспинной пластины кирасы - таким образом, прикрывали только переднюю поверхность тела. К левой части нагрудника часто привинчен дополнительный щиток. Пространство между плечом и грудью закрывают подмышковые прикрытия в виде дисков. Если имеется только левый диск, то правый наплечный щиток увеличен, часто имеет вырез для копья. Левый наплечник иногда составляет единое целое со сплошным шлемом. Боевое наголовье - решетчатый шлем, бургиньот, вначале XVI в. применяют наголовье «жабья голова». Этот шлем прикрепляется к нагруднику, иногда и к наспиннику. В конце XVI в. использовался преимущественно салад.

Тарч трансформировался в деревянный плащ. Если копье не имело щитка, правая рука приобретала наруч, защищавший её переднюю поверхность. Общий вес доспеха достигал 80 кг.

Турнирный доспех для пешего боя оставался полным (сплошным) вплоть до прекращения проведения турниров, от современного ему боевого отличался отсутствием набрюшника, набедренников и крестцового прикрытия, заменённых колоколообразной юбкой, более надёжно защищавшей область таза. Наплечные щитки почти симметричны. Общий вес доспеха колебался в пределах 25-40 кг. Боевое наголовье - решетчатый шлем, бургиньот, в XVI в. — салад.

Доспех узелковый

Защитное вооружение в виде надеваемого на тело покрытия, сплетённого из древесных волокон, коры, прутьев, лиан, просмолённых верёвок. Толстые узлы, туго завязанные вплотную друг к другу, обеспечивали надёжную защиту от стрел, духовых игл, рубящих ударов бронзовых и даже железных клинков. Различные разновидности этого доспеха широко применялись аборигенами Африки, Полинезии, Америки.

Доспех чешуйчатый

Доспех, состоящий из пластин, имеют форму чешуи.

Готический доспех, Германия, XV век


Миланский доспех, Италия, XVI век


Доспех крылатых гусар, Польша, XVI век



Разные типы доспехов в качестве музейных экспонатов

Латы — доспех из крупных металлических пластин, анатомически повторяющий мужскую фигуру. По сравнению с другими видами брони, изготовление такого доспеха было наиболее сложным и требовало немалого количества стали, а потому искусство изготовления лат стало активно развиваться лишь начиная с середины XIV века.

Из-за этих трудностей латный доспех даже в XV веке стоил недешево и часто изготавливался под персональный заказ. Конечно, позволить себе такую роскошь могли только представители знати, поэтому латы и стали символом рыцарства и высокого происхождения. Так насколько же эффективен подобный доспех и стоил ли он своих денег? Давайте разбираться:

Миф 1: латы весили так много, что упавший рыцарь не мог подняться без посторонней помощи

Это не так. Суммарный вес полного боевого доспеха редко превышал 30 кг. Цифра может показаться вам большой, но не стоит забывать, что вес равномерно распределялся по всему телу, к тому же латники, как правило, сражались на конях. С учетом этого мы получаем приблизительный вес современной экипировки армейского пехотинца. Более тяжелые разновидности относились к доспехам турнирным, нарочно жертвующими подвижностью в пользу увеличения толщины брони, что снижало риск получить травму при ударе копья или падении с лошади. Современные реконструкторы неоднократно доказывали , что в реплике полного доспеха можно не только быстро бегать, до даже фехтовать и карабкаться на лестницы.

Миф 2: латный доспех можно было легко пробить обычным оружием

И это ложь. Основная отличительная особенность латного доспеха — великолепная сопротивляемость всем видам повреждения. Режущие удары не наносят ему никакого вреда, разве что рыцарь на полном скаку подставится под удар бердыша. Колющие удары могли пробить мягкую, плохо закаленную сталь, но более поздние доспехи неплохо держали и удар острого конца боевого молота. К тому же, доспех (вопреки мнению массовой культуры, любящей украшать латы шипами и ребрами) был исполнен максимально гладким и обтекаемым, чтобы равномерно распределять энергию от удара и увеличивать тем самым прочность всей конструкции. По‑настоящему эффективными средствами против латника были кинжалы, которыми из-за максимально короткой дистанции атаки проще всего попасть в сочленения доспеха, и двуручные мечи , специально созданные в качестве контрмер против тяжелой пехоты и кавалерии. В противовес часто приводят видеозаписи, на которых испытатель пробивает латный нагрудник моргенштерном или люцернхаммером. Здесь нужно отметить, что теоретически это и в самом деле возможно, но нанести прямой удар с широким размахом под идеально прямым углом во время боя очень тяжело, а в противном случае у латника есть все шансы полностью или частично избежать повреждений.

Миф 3: достаточно просто попасть в уязвимое место, и латник будет повержен

Это спорный вопрос. Да, в латном доспехе существует несколько слабых точек (ременные подвязки, щели в сочленениях и суставах), попадание в которые и в самом деле нанесет ощутимый урон противнику. Но сделать это было совсем непросто:

Во-первых, под доспехом рыцари носили как минимум гамбезон, состоящий из нескольких слоев плотной льняной материи. Он обеспечивал хорошую защиту сам по себе, будучи на удивление прочным и легким, а большинство рыцарей не гнушались натянуть поверх него еще и кольчугу. Таким образом, оружию надо было преодолеть несколько слоев брони, прежде чем достигнуть тела.

Во-вторых оружейники, быстро осознавшие основную слабость лат в боевом столкновении, старались максимально обезопасить рыцаря от угрозы. Все ремни и подвязки были скрыты глубоко внутри доспеха, специальные «крылья» (продолжение литой пластины брони) служили экраном для сочленений и суставов. Все части доспеха прилегали друг к другу как можно плотнее, что в давке и суматохе крупных сражений значительно повышало шансы на выживание.

Так чем же были плохи латные доспехи?

Основной минус — требовательность к уходу. Из-за большой площади самого доспеха металл быстро ржавел, и его приходилось предохранять от коррозии. Со временем оружейники научились воронить латы, что делало их более темным и давало неплохую защиту от окисления. В походных условиях доспех смазывали маслом, а в мирное время хранили в изолированных условиях, как правило завернутым в несколько слоев материи. В остальном, доспех был куда эффективнее любых аналогов — перетершиеся ремешки можно быстро и просто заменить, а выправить вмятину на цельной пластине куда проще, чем ремонтировать кольчугу или заменять сегменты в ламеллярной броне. Впрочем, самостоятельно надеть латный доспех было подчас практически невозможно, а получив ранение — так же тяжело снять. Многие рыцари успевали истечь кровью из пустяковой раны, что выводило их из строя на весь бой.

Конец золотого века лат пришел вместе с началом эпохи огнестрельного оружия. Когда огнестрел появился на вооружении регулярных армий, латы начали постепенно исчезать из обихода. Свинцовая пуля пробивала такой доспех без особых проблем, хотя на ранних этапах, когда мощь огнестрельного оружия была невелика, он все еще могли служить весьма эффективной защитой.

Доспехи рыцарей Средневековья, фото и описание которых представлены в статье, прошли сложный эволюционный путь. Их можно наблюдать в оружейных музеях. Это настоящее произведение искусства.

Они удивляют не только своими защитными свойствами, но и роскошью, величием. Однако мало кто знает, что монолитные железные доспехи рыцарей Средневековья датированы поздним периодом той эпохи. Это уже была не защита, а традиционная одежда, которая подчеркивала высокое социальное положение владельца. Это своеобразный аналог современных дорогих деловых костюмов. По ним можно было судить о положении в обществе. Подробнее об этом мы поговорим дальше, представим фото рыцарей в доспехах Средневековья. Но сначала о том, откуда они пошли.

Первые доспехи

Оружие и доспехи рыцарей Средневековья развивались вместе. Это и понятно. Улучшение летальных средств обязательно приводит к развитию оборонительных. Еще в доисторические времена человек старался защитить свое тело. Первыми доспехами являлась шкура животных. Она неплохо защищала от неострых орудий: кувалд, примитивных топоров и т. д. Совершенства в этом достигли древние кельты. Их защитные шкуры иногда выдерживали даже острые копья и стрелы. Удивительно, но основной упор в защите делали на спину. Логика была такая: в лобовой атаке можно было укрыться от снарядов. Удары в спину увидеть невозможно. Бегство и отступление было частью боевой тактики этих народов.

Матерчатые доспехи

Мало кто знает, но доспехи рыцарей Средневековья в ранний период были из материи. Их трудно было отличить от мирной гражданской одежды. Отличие только в том, что они склеивались из нескольких слоев материи (до 30 слоев). Это были легкие, от 2 до 6 кг, недорогие доспехи. В эпоху массовых боев и примитивности рубящих орудий - идеальный вариант. Любой ополченец мог себе позволить такую защиту. Удивительно, но такие доспехи выдерживали даже стрелы с каменными наконечниками, которые с легкостью пробивали железо. Это происходило за счет амортизации о ткань. Более зажиточные вместо них использовали стеганые кафтаны, набитые конским волосом, ватой, пенькой.

Народы Кавказа вплоть до 19-го века использовали подобную защиту. Их валяная из шерсти бурка редко разрубалась саблей, выдерживала попадание не только стрелы, но и пуль от гладкоствольных ружей со 100 метров. Напомним, такая броня была на вооружении нашей армии вплоть до Крымской войны 1853-1856 гг., когда наши солдаты гибли от нарезных европейских ружей.

Кожаные доспехи

На смену матерчатым пришли доспехи рыцарей Средневековья из кожи. Широкое распространение они получили и на Руси. Мастера по коже широко ценились в то время.

В Европе они слабо были развиты, так как применение арбалетов и луков - излюбленная тактика европейцев в период всего Средневековья. Кожаная защита применялась лучниками и арбалетчиками. Она защищала от легкой кавалерии, а также от собратьев по оружию противоположной стороны. С дальних расстояний они могли выдержать болты и стрелы.

Особенно ценилась кожа буйвола. Достать ее было практически невозможно. Только самые богатые могли себе это позволить. Были относительно легкие кожаные доспехи рыцарей Средневековья. Вес был от 4 до 15 кг.

Эволюция доспехов: ламмелярные доспехи

Далее происходит эволюция - начинается изготовление доспехов рыцарей Средневековья из металла. Одна из разновидностей - ламмелярые доспехи. Первые упоминание подобной технологии наблюдаются в Междуречье. Доспехи там делались из меди. В подобную защитную технологию стали применять из металла. Ламмелярные доспехи представляют собой чешуйчатые панцири. Они оказались самыми надежными. Пробивались только пулями. Главный их недостаток - вес до 25 кг. Надеть его одному невозможно. Кроме того, если рыцарь падал с коня, то был полностью обезврежен. Подняться было невозможно.

Кольчуга

Доспехи рыцарей Средневековья в виде кольчуги были самыми распространенными. Уже в 12-м веке они получил широкое распространение. Доспехи кольчатые весили относительно немного: 8-10 кг. Полный комплект, включая чулки, шлем, перчатки, достигал до 40 кг. Главное преимущество - доспехи не стесняли движение. Позволить их себе могли только самые зажиточные аристократы. Распространение среди среднего класса происходит только в 14-м веке, когда богатые аристократы надели латные доспехи. О них пойдет речь далее.

Латы

Латные доспехи - вершина эволюции. Только с развитием технологии ковки металла можно было создать такое произведение искусства. Латные доспехи рыцарей Средневековья своими руками сделать практически невозможно. Это был единый монолитный панцирь. Позволить себе такую защиту могли только самые богатые аристократы. Их распространение приходится на Позднее Средневековье. Рыцарь в латных доспехах на поле боя - настоящий бронированный танк. Сразить его было невозможно. Один такой ратник среди войска склонял чашу весов в сторону победы. Италия - родина такой защиты. Именно эта страна славилась мастерами по производству доспехов.

Желание иметь тяжелую защиту обусловлено тактикой битвы средневековой кавалерии. Во-первых, она наносила мощный стремительный удар сомкнутыми рядами. Как правило, после одного удара клином против пехоты битва заканчивалась победой. Поэтому в первых рядах шли самые привилегированные аристократы, среди которых был сам король. Рыцари в латах почти не погибали. Убить его в бою было невозможно, а после боя пленных аристократов не казнили, так как все друг друга знали. Вчерашний враг сегодня превращался в друга. Кроме того, обмен и продажа пленных аристократов составляли порой главную цель сражений. Фактически, средневековые битвы были похожи на На них редко погибали «лучшие люди», однако в реальных боях это все же бывало. Поэтому необходимость в совершенствовании постоянно возникала.

«Мирная битва»

В 1439 году в Италии, на родине лучших мастеров кузнечного дела, произошла битва у города Ангиари. В ней приняло участие несколько тысяч рыцарей. После четырех часов баталии погиб только один ратник. Он упал с коня и попал под его копыта.

Конец эпохи боевых доспехов

Англия положила конец «мирным» войнам. В одной из битв англичане, возглавляемые Генрихом XIII, которых было в десятки раз меньше, использовали мощные уэльские луки против французских аристократов в латах. Маршируя уверенно, они чувствовали себя в безопасности. Каково же было их удивление, когда сверху начали сыпаться стрелы. Шок был в том, что до этого они никогда не поражали рыцарей сверху. Против лобового поражения использовали щиты. Сомкнутый строй из них надежно защищал от луков и арбалетов. Однако уэльское оружие смогло пробить доспехи сверху. Это поражение на заре Средневековья, где погибли «лучшие люди» Франции, положило конец подобным битвам.

Доспехи - символ аристократизма

Доспехи во все времена были символом аристократизма не только в Европе, но и во всем мире. Даже развитие огнестрельного оружия не положил конец их использованию. На доспехах всегда был изображен герб, они были парадным мундиром.

Их надевали на праздники, торжества, официальные встречи. Конечно, парадные доспехи делали в облегченном варианте. Последний раз их боевое применение было в Японии уже в 19-м веке, во времена восстаний самураев. Однако огнестрельное оружие показало, что любой крестьянин с винтовкой намного эффективнее, чем профессиональный воин с холодным орудием, облаченный в тяжелые латы.

Доспехи рыцаря Средневековья: описание

Итак, классический комплект среднестатистического рыцаря состоял из следующих вещей:

Оружие и доспехи не были едиными за всю историю Средневековья, так как они выполняли две функции. Первая - защита. Вторая - доспехи являлись отличительным атрибутом высокого социального положения. Один сложный шлем мог стоить целые деревни с крепостными. Не каждый мог себе его позволить. Это касается и сложных доспехов. Поэтому найти два одинаковых комплекта было невозможно. Феодальные доспехи - это не унифицированная форма солдат-рекрутов в поздние эпохи. Они отличаются индивидуальностью.

Латная защита конечностей появилась в начале XIV века в Испании и Португалии как усовершенствование наручей и поножей , позаимствованных ими во время Реконкисты у арабов .

Вначале были позаимствованы кожаные наручи и поножи , как самые лёгкие к изготовлению (в остальной Европе эти кожаные наручи и поножи не получили популярности), а затем, как только научились ковать металлические, представлявшие собой вначале почти плоские слабовыгнутые пластины, их тут же усовершенствовали, дополнив такими же пластинами, прикрывавшими бёдра и плечи (часть руки между локтевым и плечевым суставом), получив тем самым примитивную латную защиту рук и ног. В качестве наплечников тогда использовались появившиеся ранее хрупкие прямоугольные щитки ailettes , напоминавшие погоны , покрытые геральдикой и изготовленные по той же самой технологии, что и настоящие деревянные щиты. Вскоре научились ковать настоящие трубчатые наручи и поножи , защита бёдер и плеч стала совершеннее, а вместо ailettes стали использовать настоящие металлические наплечники.

Латные руки и ноги, появившиеся в начале XIV века, вплоть до последней четверти XIV века носились вместе с бригантиной просто потому, что из-за падения Рима в Европе разучились ковать кирасу . В связи с чем встречающиеся на некоторых миниатюрах и фресках рыцари в «вёдрах» (вышедших из употребления к концу XIV века ) с явно латными руками и ногами на самом деле одеты вовсе не в латы , а в бригантины , одетые с латной защитой рук и ног. И лишь в конце XIV века с появлением кирасы появился первый латный доспех (первые латы , называвшиеся белый доспех ), представлявший собой кирасу, носимую с латной юбкой, латной защитой конечностей и шлемом.

  • Белый доспех

Белый доспех - любой доспех белого цвета

Белый доспех - любые латы не являющиеся воронёными, не покрытые тканью и не раскрашенные одновременно

Белый доспех (англ. white armour , нем. alwite ) - первые и ранние полные латы , конца XIV-начала XV веков, названные так чтобы отличать их от бригантин . Эволюционировали в Италии в пузатый миланский доспех , а в Германии в угловатый кастен-бруст .

Ранние латы, называемые белый доспех , обнаруживают сходство как смиланским доспехом , так и кастен-брустом , при этом по внешнему виду они больше похожи на миланский доспех, а по устройству соединения нагрудника кирасы с её напузником на кастен-бруст. В миланском доспехе напузник находится поверх нагрудника, в белом же доспехе напузник (если был) находился, как и в кастен-брусте под нагрудником. При этом кираса в зависимости от региона могла быть как пузатой, подобно миланскому доспеху, так и с отвисшей грудью (выпуклой снизу), подобно кастен-брусту, но без угловатостей присущих кастен-брусту. Латная юбка была похожа на миланскую, но часто без набедренных щитков (tassets), в некоторых вариантах обнаруживая сходство с короткими вариантами юбок кастен-бруста. В отличие и от миланских доспехов и кастен-брустов, белый доспех носился не с латными рукавицами, а с латными перчатками. В качестве шлема обычно носился грандбацинет - надёжный шлем опирающийся на плечи, характерный как для кастен-брустов так и для миланских доспехов в стиле итал. alla francese (а-ля французский). Но при этом забрало грандбацинета нередко имело не классическую круглую форму, а остроносую форму хундсгугеля в сочетании опять же с заострённым затылком, вместо округлого.

Полных ранних лат до наших дней не дошло, а отдельные сохранившиеся части, могут трактоваться и как детали ранних миланских доспехов.

  • Миланский доспех

Мила́нский доспе́х - полный латный итальянский доспех , появившийся в конце XIV и существовавший до начала XVI века. Это первый тип доспехов, в котором латы (стальные пластины) закрывали всё тело. Особенности конструкции:

  • шлем типа «армет », первоначально - армет с ронделем , позднее армет, саллет или иные варианты шлема;
  • большие налокотники, позволившие отказаться от щита;
  • несимметричные наплечники, в отдельных образцах закрывавшие друг друга на спине;
  • латные рукавицы с длинными раструбами.
  • Кастен-Бруст (доспехи)

Кастенбруст (нем. Kastenbrust - буквально «коробчатая грудь») - германские доспехи первой половины XV века . Помимо коробчатой груди для этих доспехов были характерны шлем - гранд-бацинет (круглый шлем опирающийся на плечи, с забралом , перфорированным ниже зрительных щелей), очень длинная латная юбка и латные рукавицы.

Несмотря на наличие большого количества изобразительных источников, однозначно доказывающих распространённость данных доспехов в Германии в первой половине XV века (то есть до появления готических доспехов во второй половине XV века), до наших дней дошло крайне мало доспехов. И до последнего времени считалось что единственный сохранившийся образецкастенбруста находится в венской ратуше и датирующаяся 1440 годом (шлем, часть защиты руки (включая латные рукавицы) и некоторые другие из частей доспеха, утеряны). Но недавнокастенбруст из Глазго, считавшийся ранее подделкой, на основании металлографического анализа был признан подлинным.

Что касается кирасы, хранящейся в Metropolitan Нью-Йорка, то нет однозначного мнения можно ли её отнести к кастенбрустам . Кроме того, некоторые исследователи, в частности Эварт Оакешотт, написавший «European Weapons and Armour. from the Renaissance to the Industrial Revolution» , используют более строго определение того, что считать кастенбрустом , согласно которому ни кастенбруст из Вены, ни кастенбруст из Глазго, к кастенбрустам не относятся по причине отсутствия угловатости.

  • Уориковский доспех

Доспех c надгробия Ричарда Бошана , 5-го (13-го) графа Уорика , дал историкам повод говорить об отдельном типе доспехов. Однако наличие абсолютно идентичного изображения в церкви Santa Maria delle Grazie в Мантуе говорит о том, что это скорее всего один из вариантов экспортных доспехов, изготовленный в Италии для английских феодалов и рыцарей. Основные его отличительные особенности:

  • Кираса с характерными выштамповками, очевидно - рёбрами жёсткости;
  • Вместо армета изображена «жабья голова» , однако в бою скорее всего использовался именно классический для того времени армет;
  • Набедренники выполнены из пяти сегментов. Очевидно, эта черта впоследствии была перенесена в гринвичский доспех английскими мастерами-оружейниками.
  • Готический доспех

Готический доспех - германский доспех второй половины XV , характерной особенностью которого являются острые углы, особенно заметные на налокотниках, сабатонах (латной обуви) и перчатках, а также шлем - салад, в вариантах без гребня, очертаниями очень похожий на германскую каску . Кроме того, как правило, данный тип доспеха имел бросающееся в глаза гофрирование и рифление, которые повышали прочность доспеха в качестве рёбер жёсткости. Другой особенностью доспеха, которая не бросается в глаза, было то, что данный доспех был сконструирован так, чтобы обеспечить максимальную свободу движений, так, например, кираса имела конструкцию, позволяющую свободно сгибаться и разгибаться. Исключением были лишь полуперчатки-полурукавицы некоторых доспехов, лучше защищающие пальцы, чем перчатка, но более подвижные, чем рукавица, в которых большие фаланги четырёх пальцев руки состояли из одной рельефной пластины, при том, что остальные фаланги могли двигаться свободно.

Иногда данный тип доспеха называют германской готикой, а современный ему миланский доспех - итальянской готикой, на основании того, что за пределами Германии и Италии порой смешивали итальянские и германские части доспехов (особенно часто так делали в Англии ), получая доспех, имеющий смешанные черты. Аргументом против такого использования терминологии является то, что миланский доспех существовал (с небольшими конструктивными изменениями) и до, и после готического доспеха (готический доспех существовал с середины XV века, и в первые годы XVI века - до появления максимилиановского доспеха , а миланский доспех с конца XIV века и продолжал носиться в начале XVI века).

По стилю готический доспех делится на высокую и низкую готику, а также на позднюю и раннюю. Про некоторые заблуждения:

  • Некоторые ошибочно полагают, что для готического доспеха характерно отсутствие набедренных щитков (tassets), но на самом деле это особенность наиболее известных образцов - существуют менее известные образцы готических доспехов, у которых tassets не утеряны.
  • Обычно считают, что для высокой готики обязательно обильное рифление, но встречаются образцы высокой готики, имеющие характерный силуэт высокой готики, но не имеющие рифления (в частности такие встречаются как среди выкованных Пруннером, так и среди выкованным Хельмшмидтом, которые были в то время одними из известнейших кузнецов-доспешников).
  • Поздняя готика и высокая готика - не одно и то же, дешёвые образцы поздней готики порой имеют признаки низкой готики.
  • Максимилиановский доспех

Максимилиановский доспех - германский доспех первой трети XVI века (или 1515-1525, если считать обязательным характерное рифление), названный так по имени императора Максимилиана I , а также с намёком на максимальность защиты. При этом название «максимилиановский» не означает того, что любой доспех, носившийся Максимилианом I , является максимилиановским.

По внешнему виду максимилиановский доспех схож с итальянскими доспехами в стиле итал. alla tedesca (а-ля германский), но создан в Германии/Австрии под впечатлением итальянских доспехов, славившихся своей надёжностью и защитой (взамен пожертвованной свободы движений). При внешних очертаниях, делающих его похожим на миланский доспех (с поправкой на отличающийся изгиб кирасы), имеет конструктивные особенности, унаследованные от германского готического доспеха , такие, как обилие рёбер жёсткости (изготовленных путём гофрирования ), позволяющих получить более прочную конструкцию при меньшем весе. При этом доспех, в отличие от готического, подобно миланскому, делался не из мелких, а из крупных пластин, что связано с распространением огнестрельного оружия, из-за чего пришлось жертвовать знаменитой гибкостью и свободой движений готического доспеха ради способности выдержать пулю, выпущенную с дистанции. Благодаря чему рыцаря в таком доспехе из тогдашнего ручного огнестрельного оружия можно было гарантированно поразить только стреляя в упор, при том, что нужны очень крепкие нервы, для того чтобы не выстрелить преждевременно в атакующего рыцаря на бронированном коне, который может затоптать и не прибегая к оружию. Также играла роль низкая точность тогдашнего огнестрельного оружия, и то, что стреляло оно с небольшой и, главное, практически непредсказуемой задержкой (порох на затравочной полке загорается и сгорает не мгновенно), отчего выцеливать уязвимые места у движущегося всадника было нереально. Помимо создания рёбер жёсткости путём гофрирования в максимилиановских доспехах широко применялся ещё один способ создания рёбер жёсткости, при котором края доспеха выгибались наружу и заворачивались в трубочки (по краям доспехов), которым путём дополнительного гофрирования придавали форму витых верёвок, в результате чего крупные пластины получали по краям очень жёсткие рёбра жёсткости. Интересно, что у итальянских итал. alla tedesca (а ля германский) края крупных пластин тоже выгибались наружу, но не заворачивались. В готических же доспехах вместо выгибания края пластин гофрировались и могли иметь наклёпанную позолоченную окантовку в качестве украшения.

Непосредственным предшественником максимилиановских доспехов являются доспехи в стиле Schott-Sonnenberg (по Оукшотту), имеющие многие признаки максимилиановских доспехов, и отличающиеся, прежде всего, отсутствием рифления, а также рядом других менее заметных признаков, включая отсутствие выгнутости краёв, выполненной в виде витой верёвки, как у максимилиановского доспеха.

Характерной особенностью максимилиановских доспехов считаются латные рукавицы, способные выдержать удар мечом по пальцам, но с распространением колесцовых пистолетов появились максимилианы с латными перчатками, позволяющими стрелять из пистолетов. При этом латные рукавицы хоть и состояли из крупных пластин, но всё же эти пластины были несколько меньше чем в миланском доспехе, а их число больше, что обеспечивало немного большую гибкость при примерно равной надёжности. Кроме того, защита большого пальца соответствовала по конструкции защите большого пальца у готического доспеха и крепилась на специальном сложном шарнире, обеспечивающем большую подвижность большого пальца.

Другой характерной особенностью являются сабатоны (латная обувь) «Медвежьи Лапы», соответствующие модной в то время обуви с очень широкими носами, от которой пошло выражение «жить на широкую ногу». Позднее после выхода из моды эти сабатоны и обувь были прозваны «Утиными Лапами».

Одной из наиболее примечательных особенностей, бросающихся в глаза, является забрало, имевшее следующие формы:

  • «гармошкой» (англ. bellows-visor ) - ребристое забрало из горизонтальных рёбер и щелей
  • «воробьиный клюв» (англ. sparrow beak ) - классическая остроносая форма забрала, имевшая широкое распространение на протяжении двух столетий - в XV-XVI века
    • классическая конструкция с одинарным забралом
    • конструкция появившаяся в 20 годы XVI века, в которой «клюв» делится на верхнее и нижнее забрало, так что можно откинуть вверх верхнее забрало («разинуть клюв») улучшив обзор, при опущеном нижнем забрале (естественно такое забрало встречалось лишь у поздних максимилианов)
  • «обезьянье лицо» (англ. monkey-face ), оно же «моськин нос» (англ. pug-nose ) - имеющее ниже зрительных щелей выступающую решётку из вертикальных прутьев похожую на радиатор
  • «гротескное» (англ. grotesque ) - забрало представляющую собой гротескную маску виде человеческого лица или морды зверя

Сам шлем имел рифление и ребро жёсткости в виде невысокого гребня. Что касается его конструкции, то имелось четыре варианта защиты нижней части лица:

  • с наподбородником откидывающимся вверх подобно забралу, и нередко закреплённого на том же шарнире что и забрало;
  • с наподбородником который не крепился на шарнире, а просто пристёгивался спереди;
  • с двумя нащёчниками смыкающимся друг с другом у подбородка подобно дверцам (так называемый флорентийский армет);
  • в котором нижняя часть шлема состояла из левой и правой половинок, откидывающихся вверх подобно бомболюку, при закрывании смыкающихся друг с другом спереди и с относительно узким назатыльником сзади;

из которых в Германии наибольшей популярностью пользовались вариант с откидывающимся наподбородником и несколько меньшей популярностью вариант с двумя нащёчниками, в то время как в Италии были популярны варианты, в которых защита нижней части лица состояла из левой и правой частей. Кроме того вариант с откидывающимся наподбородником не нуждался в диске, торчащем подобно гвоздю с огромной шляпкой из затылка, и предназначенным для защиты от перерубания (ударом по затылку) ремня, стягивающего вместе нижнюю часть шлема. Что любопытно, варианты которых защита нижней части лица состояла из левой и правой частей, в XV веке (в предыдущем по отношению к максимилиановскому доспеху) итальянцы частенько оснащали дополнительным наподбородником на ремнях.

Защита горла и шеи - горже (латное ожерелье ) существовало в двух вариантах:

  • Фактически состоящий из традиционных наподбородника и назатыльника. В отличие от конструкции XV века , наподбородник не закреплён жёстко на кирасе и смыкается с назатыльником, образуя сплошную латную защиту шеи, под которой находится настоящее горже; так что получалось два подвижных конуса.
  • Так называемый бургундский, обеспечивающий наилучшую подвижность головы; гибкое горже, состоящее из латных колец, способное наклонятся в любую сторону, на котором закреплён свободно-вращающийся шлем характерным креплением в виде двух полых колец (в виде витых верёвок), свободно скользящих одно в другом.

Увеличение пластин германских доспехов привёдшее к появлению максимилианов сопровождалось так же и увеличением размеров наплечников, в результате чего отпала необходимость обязательного наличия пары ронделей (круглых дисков для защиты подмышек). В результате чего помимо максимилианов с традиционной парой ронделей, встречались и максимилианы лишь с правым ронделем прикрывавшим вырез в наплечнике для копейного крюка торчащего из кирасы, так как левый наплечник полностью прикрывал подмышку спереди. Что касается максимилианов не имеющих ронделей, то нет единого мнения имели ли они правый рондель (который был затем утерян), или вовсе не имели ронделей.

  • Гринвичский доспех

Гринвичский Доспех (англ. Greenwich Armour ) - доспехи XVI века , производившиеся в Гринвиче в Англии, завезёнными германскими оружейниками.

Гринвичские мастерские были основаны Генрихом VIII в 1525 и имели полное название англ. «The Royal „Almain" Armouries» (буквально - «Королевские „Германские" Арсеналы»,фр. Almain -французское название Германии). Поскольку мастерские были созданы для изготовления именно "германских" доспехов, то производство возглавлялось германскими оружейниками. Первым англичанином, возглавившим производство, стал Уильям Пикеринг (William Pickering) в 1607 году.

Хотя доспехи и должны были, по мысли Генриха VIII, воспроизводить германские, они, тем не менее, несли в себе как германские, так и итальянские черты, в связи с чем Гринвичские Доспехи, хоть и изготовлялись германскими мастерами (при участии английских подмастерьев ), выделяются исследователями в отдельный «английский» стиль.

Схема заимствований из различных стилей в Гринвичских Доспехах выглядит следующим образом:

  • Кираса (включая как форму так и конструкцию) - в итальянском стиле.
  • Шлем (примерно до 1610 года) - в германском стиле с «бургундским» горже .
  • Набедренные щитки и набедренники - в нижнегерманском и Нюрнбергском стиле.
  • Защита плеч - в итальянском стиле.


Вверх