Как сохранить деревья. Социально-экологический проект «Как сберечь дерево Это интересно — как проходит акция по сдаче макулатуры

Проект «Сохрани дерево» направлен на воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста, рассчитан на 1 месяц (краткосрочный). Он носит комплексный характер - включает в себя исследовательско - творческую, познавательную и практическую деятельность. Методика работы с детьми в рамках проекта разработана на основе интегрированного подхода. Проект содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта.

Данный проект предназначен для детей младшего дошкольного возраста. Материал может быть использован родителями и воспитателями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тип проекта: краткосрочный, групповой

Участники проекта: воспитанники второй младшей группы, воспитатели, родители (законные представители).

Руководитель проекта: воспитатель Лядская Елена Александровна.

Срок реализации: 1 месяц (октябрь)

Актуальность проекта: Вопрос взаимоотношения человека с природой остается по-прежнему актуальным. Дети мало общаются с природой. Зачастую наблюдается небрежное, порой жестокое отношение детей к природе, в частности к деревьям. Деревья окружают нас везде, но дети, как правило, не обращают на них внимание. В свою очередь, деревья являются лучшими объектами для наблюдения, так как наделены ярко выраженными сезонными изменениями. Таким образом, следует, что необходимо систематично знакомить детей с деревьями, растительным миром и формировать бережное и сознательное отношение к природе.

Цель проекта: формировать у детей представления о деревьях, как о живых организмах, к которым нужно относиться бережно.

Задачи проекта:

  1. Углубление знаний о деревьях.
  2. Формирование представлений о необходимости бережного отношения к природе, желании её беречь и охранять.

Методы: наглядные; словесные; практические; игровые, информационно-коммуникационные.

Приёмы: наблюдения; моделирование; проблемная ситуация; системно-деятельностный подход; развивающие игры, ИКТ и др.

Объект проекта : деревья на участке детского сада

Предмет проекта: процесс включения детей и их родителей при ознакомлении с деревьями, как средство воспитания любви и бережного отношения к природе.

Ожидаемые результаты:

Дети:

1. Уметь применять осознанно-правильное поведение к природе.

2. Уметь передавать свои впечатления о природе друзьям, родителям в различных формах: рисунках, рассказах, сказках и т.п.

3. Обобщить знания о деревьях и их пользе для человека.

Родители:

  1. Повысить интерес к расширению экологических знаний.
  2. Привлечь к участию в жизни ребёнка в детском саду.

Деревья бывают разные, их можно сажать в

Землю, зимой у дерева нет листьев, птицы

На деревьях вьют гнёзда.

Формы:

Изучение художественной и познавательной литературы;

Наглядный материал.

Почему нужно беречь и охранять деревья?

Каково значение деревьев для человека?

Формы:

Беседы;

Чтение художественной литературы;

Дидактические игры;

Настольно-печатные игры и др.

Изучение деревьев на участке детского сада во

Время прогулки

Формы:

Наблюдения;

- целевая прогулка, экскурсии по экологической тропинке ДОУ;

Рассматривание иллюстраций.

Информирование родителей о проекте (целях и задачах)

Формы:

Индивидуальные беседы, консультации;

Совместные прогулки, акции, конкурсы.

Создание ППРС, необходимые материалы для реализации данного этапа: подготовка методического обеспечения, фотоматериал, ИКТ, литературный материал.

  1. МОТИВАЦИЯ ПРОЕКТА

(моделирование проблемной ситуации)

Цель для мотивации детей: введение в игровую ситуацию, постановка и обсуждение проблемной ситуации. Поиск решений проблемной ситуации с последующим определением плана выполнения действий.

Формы: игровая ситуация «Рябинка просит помощи у ребят». Во время прогулки на участке детского сада воспитатель замечает, что рябина плачет (заранее на стволе дерева развешены капельки слёз). Воспитатель, вместе с детьми расспрашивает у рябины, что случилось. Рябина рассказывает, что некоторые её ветки сломаны. Дети выясняют, по каким причинам произошла такая беда. Дерево поясняет детям, что ветки сломались не только от воздействия погодных условий (ветер, сильный дождь, гроза), но и от небрежного отношения человека к природе.

Мотив: небрежное, порой жестокое отношение людей к природе, в частности к деревьям несёт большой вред окружающему миру.

Воспитатель нацеливает детей на поиск решения данной проблемы: как можно помочь рябине? Что дети могут сделать, чтобы сохранить деревья?

Исходя из поиска решений, дети под руководством воспитателя, должны прийти к выводу, что они недостаточно знают о жизни деревьев и бережном отношении к ним.

Цель для мотивации родителей: знакомство с проблемной ситуацией, конечной целью распределения видов деятельности.

Формы: индивидуальные беседы

Создание ППРС, необходимый материал для реализации данного этапа: участок детского сада, дерево (рябина), информационный материал в родительском уголке, капельки слёз.

  1. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Период

Работа с детьми

Цель

Формы

1-2 неделя октября

Знакомство с жизнью дерева

Беседы: «Здравствуй, дерево!», «Как деревья помогают человеку?»

Чтение х/л:

И. Семенова «Берёза»

М. Ивенсен «Ёлочка»

И.Э. Грабарь «Рябинка»

И.И. Шишкин «Дубовая роща»

Экскурсия: рассматривание деревьев на территории детского сада

Образовательные ситуации: «Знакомство с деревом»

Дидактические игры: «Что нужно деревьям?», «Какие разные эти ветки»

Наблюдения: «Как деревья готовятся к холодам?»

Трудовая деятельность: сгребание сухих листьев и веток в определённое место

Продуктивная деятельность: КТД «Осенняя ветка»

Опыты: «Деревянный брусочек»

3-4 неделя октября

Беседа: «Как сберечь деревья?»

Чтение х/л:

О. Высоцкая «Наш сад»

А. Прокофьев «Наш лесок»

Рассматривание репродукций с изображениями деревьев:

И. Левитан «Цветущие яблони»

Экскурсия: посещение экологической тропинки

Образовательные ситуации : «Поможем дереву выжить»

Дидактические игры: «Цветут ли деревья?»

Наблюдения: «Падают, падают листья»

Трудовая деятельность: сбор разноцветных листьев

Продуктивная деятельность: лепка «Моё любимое дерево», рисование «Осенние листья»

Опыты: «Ветка дерева в воде»

Период

Работа с родителями

Цель

Формы

1-2 неделя октября

Привлечение родителей к совместной продуктивной деятельности

Конкурс: «Возьми природу за руку…»

Выставка рисунков : «Деревья осенью»

Памятка : «Деревья – какие они?»

Изготовление макета: «Чудо – дерево»

Совместный просмотр видеофильма: «Как сберечь деревья?»

3-4 неделя октября

Акция: «Собери макулатуру - сохрани дерево!»

Практикум: «Прогулки с детьми на природе»

Папка-передвижка: «Радость общения с природой»

Создание мини-галереи: «Такие разные деревья»

Создание ППРС

Изготовление дидактического, демонстрационного, раздаточного, выносного материала. Подготовка видеофильма «Как сберечь природу?» для совместного с родителями просмотра.

  1. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА

Дети

Цель: представление результатов продуктивной деятельности в форме мини-галереи. Постановка новой проблемной ситуации.

Формы: организация мини-галереи «Такие разные деревья».

Родители

Цель: участие в подготовке мини-галереи.

Формы: мини-галерея «Такие разные деревья».

Продукты проекта:

Разработанные памятки, папки-передвижки для родителей;

Макет «Чудо-дерево»;

Систематизированный литературный и демонстрационный материал по теме «Деревья»;

Коллективная работа «Осенняя ветка»;

Видеофильм «Как сберечь деревья?»;

Участие в акции «Собери макулатуру - сохрани дерево!»

Игра-викторина «Деревья».

Выводы проекта:

  1. Систематизированы и расширены знания детей о деревьях.
  2. Сформированы грамотные и безопасные модели поведения людей в природе, осознанного отношения детей к окружающим деревьям и растительному миру.
  3. Активизированы познавательные интересы: наблюдательность, сравнительный анализ, мышление.

План на перспективу: в весенний период запланировать посадку молодых саженцев на территории детского сада с осуществлением систематичного процесса ухаживания за ними.

Используемая литература:

1. Н.А. Рыжова. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000г.

2. В. Степанов «Учебник для малышей «Родная природа»», М.: «Фламинго», 2007г.

3. И. Ерофеева «Времена года», М.: «Линг-книга»,2008г.

4. О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию», М.: «Просвещение», 2005г.

5. В.А. Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями», М.: «Просвещение», 1981г.

6. О.М. Масленникова, А.А. Филиппенко «Экологические проекты в детском саду». Издательство: Учитель, 2016г.

Информационные и электронные ресурсы :

1. http://katalog.iot.ru - Каталог образовательных ресурсов сети Интернет.

2. http://www.edu.ru - Федеральный центр информационно - образовательных ресурсов.

«Сохрани дерево!»

Воробьева Анастасия,

Ганжа Игорь

МБОУ Рассветовская СОШ, 6 класс.

Руководитель: Андреева Ольга Тимофеевна,

учитель географии МБОУ Рассветовской СОШ

Ежегодно в конце каждой четверти ученики, учителя и работники нашей школы делают генеральную уборку кабинетов, занимаются благоустройством школы. В шкафах накапливается много использованной бумаги. Кроме того в течение года мы наблюдали, что в конце учебного дня в школьных урнах оказывается до 4 кг бумажного мусора. Обследовав другие кабинеты школы, домашние шкафы и столы мы пришли к выводу, что ситуация везде одинакова. Невольно возник вопрос: «Неужели всю эту бумагу надо нести в мусорный контейнер, где и без того достаточно много брошенной бумажной упаковки, газет, журналов, картонных коробок и даже книг? Можно ли так легкомысленно относиться к использованной бумаге?»

Сопоставив объем выбрасываемой бумаги, потребность общества в бумаге и затраты на ее производство, мы поняли, что существует проблема: количество природных ресурсов, используемых для производства бумаги, сокращается, а такой ценный ресурс как макулатура выбрасывается на свалку! Что же с бумажными отходами можно сделать? Ученики нашего 6а класса решили разобраться в этом вопросе. Так появилась идея проекта «Сохрани дерево!».

Цель проекта: привлечение внимания к проблеме неэффективного использования бумаги и выявление способов сохранения бумаги с целью сохранения окружающей среды. Для реализации данной цели необходимо было решить несколько задач:

    изучить экологические проблемы современного мира, связанные с бытовыми отходами;

    провести работу по изучению состава образующихся в школе и дома отходов и проанализировать источники их образования;

    разработать план мероприятий по сбору макулатуры учащимися школы.

На первом этапе выполнения проекта мы теоретически обосновали его важность, раскрыв историю и технологию производства бумаги. Использование макулатуры позволяет существенно экономить древесину и уменьшать вырубку лесов. При изготовлении бумаги из макулатуры расход энергии ниже в два раза, а воды – в сто раз. По оценкам экспертов, россияне ежегодно выбрасывают более 100 млн. тонн бумаги, которая отправляется на свалки, увеличивая количество мусора вокруг городов. Нами были разработаны рекомендации «Что мы можем сделать для экономии бумаги?»(Приложение 1).


Практическая часть реализации проекта – сбор макулатуры. Один из самых эффективных способов организовать масштабный сбор макулатуры - привлечь к этому процессу школьников. Что бы собрать больше макулатуры, надо привлечь как можно больше людей школы, а ещё лучше поселка. Для их активизации участия в акции «Сохрани дерево!» нами была разработаны агитационные материалы (Приложение 2) «Значение леса и его сохранение»- листовка, презентация и материал для радиогазеты (Приложение 3). С содержанием материалов мы ознакомили учащихся школы на классных часах. А так же были проведена радиогазета по данной тематике. В итоге было собрано 1500 кг макулатуры.


В нем приняли участие 18 классов. А в начале текущего учебного года, уже сами учащиеся и учителя обратились к нам с просьбой организовать сбор макулатуры в сентябре, а не ждать мая. В акции принимали участия не только учащиеся 23 классов школы, но и все работники во главе с директором Алексеевой Верой Яковлевной. В ходе осеннего сбора макулатуры мы собрали 1400 кг.

Отправленная на переработку макулатура сохранит жизнь 51 дереву, т.е. одну пятую часть деревьев нашего школьного парка. Мы сэкономили около 700 кубометров воды, т.е. половину её месячного использования в нашей школе и 4500 кВт/ч электроэнергии, т.е. три месяца использования энергии в нашей школе.

План нашего проекта можно реализовывать и в других школах. Рекомендации по экономии бумаги можно представить за пределами школы.


Акцию «Сохрани дерево!» знают и поддерживают жители нашего поселка. О ней был опубликованы материалы в ежемесячной рекламно-информационно-развлекательной газете «Рассвет» и районной газете «Диалог».

Приложение 1.

Что мы можем сделать для экономии бумаги?

    Заполнять тетради в соответствии с требованиями по предмету; использовать тетрадь до последней страницы.

    Использовать для черновиков и творческих работ чистые листы из старых тетрадей, а также заполненные с одной стороны листы для печати А-4.

    Учебники беречь для последующих поколений учеников.

    Уменьшить количество покупаемых журналов и делитесь ими.

    Ненужные журналы, газеты, книги использовать для творчества.

    Распечатывать на принтере те документы, которые действительно нам необходимы.

    При возможности использовать принтер, автоматически печатающий с двух сторон бумаги.

    Применять новые технологии в передаче и представлении информации: использовать электронную почту, презентации, слайды и т.п.

    Покупать бумагу, сделанную из вторичного сырья.

    Завести коробку для бумажных отходов .

Приложение 2.

«Значение леса и его сохранение»

Приложение 3.

Материал для радиогазеты.

Оглянитесь вокруг: газеты, журналы, реклама в почтовых ящиках, документы на рабочем столе, обои на стенах - это все сделано из бумаги, на производство которой идут разные породы древесины или бумажные отходы - "макулатура".

Потребность в бумажных изделиях возрастает с каждым днем, и с каждым же днем возрастает вырубка лесов. Например, площади лесов Америки, в недалеком прошлом составлявшие 900 миллионов гектаров, в настоящее время сократились до 262 миллионов гектаров. Многие наводнения, пыльные бури и засухи, загрязнение атмосферного воздуха и внутренних водоемов, утрата биологического разнообразия - все это печальные последствия вырубки леса. Ежегодно теряется 13 миллионов гектаров леса, тогда как вырастает только 6! Это значит, что каждую секунду с лица планеты исчезает лес размером с футбольное поле!

Эту ситуацию необходимо исправлять!

Все говорят об экологическом кризисе, но реально почти никто ничего не делает! Чем можем помочь мы? Например, собирать макулатуру! Ведь использование макулатуры позволяет экономить древесину. Хотите сделать доброе дело? Давайте приберем в своих квартирах - соберем старые газеты, журналы, книги и принесем их в школу. Соберите макулатуру и сдайте ее!

Сколько леса вы можете спасти таким образом? Одна тонна макулатуры, сданной на переработку - это 10.000 тетрадей, 230 кубометров воды и 1500 кВт/ч электроэнергии, сбереженной при производстве бумаги. Ребята, мы с вами должны спасти от гибели хотя бы одно дерево!

Объявляем в нашей школе акцию «Сохрани дерево!»

Все на сбор макулатуры!

В зоне строительства деревьям грозят самые разные повреждения, насаждения могут существенно пострадать, в том числе и из-за уплотнений почвы. Это очень серьезная проблема. С последствиями уплотнений в прикорневом пространстве деревьев можно бороться, но практика показывает, что нанесенный ущерб невозможно устранить на 100%.

Ошибки и небрежность

Даже если насаждения благодаря предпринятым мерам защиты и пережили строительный период без повреждений, то зачастую при завершении работ и уборки участка деревья все-таки серьезно страдают в случае непрофессионального обращения с почвой и прохождения транспорта по прикорневой площади.

Причины уплотнения почвы кроются в ошибках и небрежностях, допускаемых при строительных работах. Не соблюдаются границы, дозволенные для работ возле деревьев, грунт уплотняется под колесами машин, загрязненная почва покрывается коркой, что тоже приводит к уплотнению. Для устроения последствий таких ошибок необходимо проводить аэрацию.

Чтобы сохранить деревья, независимо от их вида и возраста, в местах застройки необходимо заранее предпринять меры защиты. Они должны быть продуманы еще на стадии планирования и к началу строительства выполнены. Непоправимый ущерб деревьям может быть нанесен уже в ходе подготовки территории для застройки. О безопасности насаждений нужно заботиться с момента начала строительных работ и до сдачи объекта.

Если застройку проводят на участке с большими и старыми деревьями, в зоне парка или леса, то возникает риск пространственной открытости растущих там деревьев. В данном случае насаждения оказываются не защищенными от неблагоприятных погодных условий (например, от сильных порывов ветра). Также возрастает вероятность возникновения солнечных ожогов коры.

Реакция деревьев на допущенные ошибки может проявиться не сразу, последствия становятся видны, как правило, через три года, а то и через десять лет. Что дерево в плохом состоянии, станет очевидным, когда оно из-за ухудшения условий роста засохнет или упадет.

К защите насаждений в месте застройки следует подходить со всей ответственностью, ведь и для деревьев справедливо высказывание: лучше предотвратить, чем затем лечить!

Вскрышные работы землеройной машиной неподалеку от елей и движение транспорта к стройплощадке свели к нулю шансы сохранения дерева. Эти ели из-за снятия и уплотнения почвы, а также повреждения корней испытали столько, что их выживание находится под вопросом.

Защита корневой системы деревьев

К началу строительных работ следует обязательно принять меры защиты каждого дерева и его прикорневого пространства. Подлежащее защите прикорневое пространство (прикорневая зона) представляет собой участок под деревом, равный площади проекции кроны на землю плюс 1,50 м наружу.

Защита плодородной почвы с живущими в ней микроорганизмами, так же как и сохранение нормального функционирования корней, имеет большое значение. Только постоянные, прочно установленные защитные ограждения способны сберечь дерево. Сдвигаемые ограждения часто оказываются непригодными для защиты и могут переставляться строителями по их желанию.

Площади для подъезда, складирования и пребывания строителей, захватывающие корневые зоны, требуют особой подготовки. Нельзя недооценивать опасность уплотнения почвы из-за постоянного хождения по этой площади людей и негативного воздействия выхлопных газов при разогреве двигателей.

Часто не учитывают, что дерево нуждается в нетронутом прикорневом пространстве. Складирование стройматериалов и устройство строительного городка привели к опасным для деревьев повреждениям почвы и корней.

Нарушение водного баланса вследствие работ по снижению уровня грунтовых вод не может не сказаться на состоянии деревьев (независимо от того, будет ли это временное или постоянное снижение уровня). В обоих случаях нужны серьезные исследования, чтобы разработать и предпринять выравнивающие меры. Если не уделить внимание этой проблеме, затронутые насаждения могут тяжело пострадать: у них засыхают вершины, а нередко и все дерево медленно погибает.

Застойное переувлажнение, таящее в себе особую опасность, по большей части является следствием уплотнения почвы, которое не связано с прямым воздействием на нее. Проблема возникает из-за неправильной обработки почвы либо вследствие образования верхнего тонкого слоя грунта с сильной примесью глины и илистой грязи. Многие деревья довольно быстро гибнут из-за застойного переувлажнения.

Если планируется изменение рельефа местности, необходимо проверить переносимость таких изменений деревьями.

При начале строительных работ нужно обязательно учитывать, что любое вмешательство приводит к продолжительным негативным последствиям и угрожает жизни деревьев, и только грамотно организованная защита может сохранить насаждения.

Стволы были защищены досками, а о защите корней не позаботились. По этим соснам видно, как негативно сказались на них проведенные работы с перемещением земли и прокладкой коммуникаций. Деревья погибли.

Защита от механических повреждений

Защитные ограждения для деревьев могут изготавливаться из досок или металлической сетки. Важно соблюдать достаточное расстояние от ограждения до дерева: к границе проекции кроны нужно добавить еще, как минимум, 1,5 м за ее пределы.

  • Брусья или бревна (толщина в отрубе не менее 8 см) нужно прочно закрепить.
  • Расстояние между стойками не должно превышать 2 м.
  • На стойках следует крепить либо по шесть горизонтально располагаемых струганых досок (20 x 2 см) с зазором по 20 см друг от друга, либо проволочную сетку (толщина проволоки 2,5-3,0 мм, размер ячеек от 40 до 60 мм), либо стальную рулонную армированную сетку (типа 0 221 или Р 257 размером 5,00 х 2,15 м).
  • Высота ограждения должна составлять 2 м.
  • Защитный забор необходимо сохранять с момента начала строительства и до окончания сооружения всех внешних строений.

Если ситуация складывается таким образом, что возведение защитного ограждения вокруг дерева невозможно, то необходимо другими способами предохранить ствол и корневые наплывы дерева от механических повреждений.

Иногда стволы прикрывают набивной оболочкой, например из соломенных матов и досок или из обрезков шин и бревен, но, как правило, этого бывает недостаточно. Необходимы стабильные и прочные устройства из брусьев и досок, которые будут защищать корневые наплывы, комель, ствол и основание кроны. Если потребуется, следует подвязать вверх нижние ветви.

Сооружение постоянного и закрепленного в земле неподвижного защитного ограждения у дерева гарантирует сохранность дерева и его корневой зоны.

Проезжие трассы над корневыми зонами

В принципе проезжие трассы не должны пролегать над корневыми зонами. Но если все-таки эти зоны невозможно обойти, то ширину и протяженность трасс следует устанавливать минимальными. Поверхность земли необходимо засыпать выравнивающим слоем (толщиной около 15 см) из песка или галечника фракцией до 4 мм. Затем настелить распределяющим давление геонетканым материалом. Далее всё сверху покрыть дренирующим слоем из смеси естественного гравия или щебня с фракцией камней от 9 до 36 мм и общей толщиной 20 см. По завершении строительных работ эту вспомогательную дорогу следует демонтировать. Но при соответствующем планировании и точной прокладке такая строительная дорога может послужить базой для будущих дорог и подъездов.

Строительные трассы либо необходимые на короткий срок подъездные дороги также сооружают с помощью специальных шестиугольных соединяющихся плат из пластикового рециклата или алюминия. Платы взаимно сцепляются, в связи с чем трасса отличается высокой стабильностью и хорошим распределением усилий. Благодаря размеру плат (0,25 кв. м) и их структуре можно отказаться от сооружения специального фундамента. Как правило, достаточно лишь уложить выравнивающий слой из геонетканого материала толщиной в несколько сантиметров.

Проблема № 1

Лесные пожары - ежегодная трагедия в масштабах всей страны. Только за 2012 год выгорело более 10 млн га, это на 20 % превосходит показатели 2011 года и по размеру превышает показатели таких европейских стран, как Португалия или Австрия. На восстановление такой территории, по расчётам экспертов, уйдут десятилетия. Кроме того, при тушении пожаров используются фторсодержащие поверхностно-активные вещества, которые могут нанести серьёзный экологический ущерб окружающей среде.

Совет. Соблюдайте правила пожарной безопасности. Не бросайте горящие спички, окурки, не разводите костры на торфяниках, в местах с подсохшей травой, на участках повреждённого леса, под кронами деревьев и в хвойных молодняках, не оставляйте промасленные и пропитанные горючими веществами материалы.

Проблема № 2

Не сгорело, так ушло под сруб… Это печальная действительность - ведь Россия является одним из крупных поставщиков древесины за границу. Хуже того, вырубкой занимаются и без специального на то разрешения. Согласно официальной статистике, незаконные вырубки составляют порядка 1,2 млн кубометров древесины в год. Государство активно противодействует браконьерам, однако отследить каждого, кто собирается срубить дерево в лесу, практически невозможно.

Совет. Не занимайтесь вырубкой леса, в том числе, в виде исключения срубив ёлочку под Новый год. Это преступление, наносящее ощутимый ущерб экологии, и оно преследуется по закону вплоть до уголовной ответственности. К примеру, минимальный штраф за незаконный сруб одной ели в Московской области - 7800 рублей, а если вы срубите дерево на особо охраняемой природной территории, штраф может достигать 100 000 рублей (ст. 260 УК РФ).

Проблема № 3

Охота как хобби - явление не столь редкое, как может показаться. Несмотря на то, что с развитием цивилизованного общества человеку теперь не приходится добывать еду в полевых условиях, некоторые продолжают убивать животных забавы ради. Ещё более печальное обстоятельство - это получение прибыли от браконьерства. Природоохранные зоны для того и создавались, чтобы сохранить на Земле разнообразие флоры и фауны, однако многие готовы преступить закон и нарушить экологическое равновесие ради банальной наживы. В повседневной жизни мы тоже с этим сталкиваемся - кто не видел у метро людей, торгующих ландышами, занесёнными в Красную Книгу? А ведь спрос рождает предложение - если мы будем их покупать, браконьеры не оставят попыток их добыть.

Совет. Не занимайтесь неосознанным браконьерством! Понятие «браконьерство» касается не только охоты на животных, особенно в лесах, находящихся под особой защитой государства (природные заповедники), но и сбора растений, находящихся под угрозой исчезновения, к примеру, ландышей или подснежников. Помните, что браконьеры преступают закон, и наказание за это предусмотрено и Уголовным кодексом России.

Проблема № 4

Майские праздники, летние вечера - пора весёлых посиделок под открытым небом. Затем мы под каждой берёзой наблюдаем валяющиеся пакеты, упаковки, бутылки и прочий мусор, который не удосужились собрать «посетители» леса. Ещё более плачевную картину представляют собой самоорганизующиеся свалки ненужных вещей на опушках леса. Там можно обнаружить не только металлолом или стройматериалы, но и опасные с точки зрения человека старые бытовые приборы, будь то холодильник, который может выделять фреон в окружающую среду, или старая газовая плита. Нерадивые автовладельцы умудряются выкидывать даже старые аккумуляторы, испорченные шины или даже проржавевшие машины целиком. Даже если опустить тот факт, что такие предметы в принципе не разлагаются очень долгое время, представьте себе, что будет, если начнётся пожар, а в старой плите сохранился газ. Что если это произойдёт рядом с дачными посёлками? Конечно, о существовании особо крупных лесных свалок власти осведомлены, однако организовывать новые свалки там, где ему захочется, человек не в праве.

Совет. Стоит начать с малого - просто не оставлять за собой в лесу горы пластика, полиэтилена и стекла. Чтобы 1 пластиковая бутылка полностью разложилась в природных условиях - потребуется около 10 лет, а стеклянная - более 100 лет. Лес - это дом для многих живых существ, помните - что вы у них в гостях, а не наоборот.

Находясь в городе

Проблема № 5

Даже жители мегаполисов могут содействовать сохранению природы. Это не так сложно, как кажется, зато несёт много пользы. Деревья - это воздух, в условиях городского смога и выхлопных газов, зелёные насаждения - спасательный круг. Ежегодные субботники собирают сотни горожан, активисты экологических организаций, таких как Гринпис, вместе со всеми желающими выезжают на природу и занимаются посадкой деревьев в местах массовых вырубок. Каждый может внести посильный вклад в дело по защите окружающей природы.

Совет. Принимайте участие в субботниках. Приучите себя и ваших детей к тому, что каждый несёт ответственность за окружающую его природу и может приобщиться к её восстановлению. Сажайте деревья, принимайте участие в волонтёрских программах по санитарно-оздоровительной профилактике лесных массивов, если не хватает времени - можно сделать отчисление в благотворительные фонды, которые организуют посадки деревьев и защиту их от вредоносных жуков - инвестиции в будущее леса будут оценены по достоинству вашими потомками.

Проблема № 6

Мы стараемся сохранить природу не только ради себя, но и ради будущего наших детей. В Европе забота об экологии пресловутой красной нитью проходит через всё школьное обучение. В нашей стране особое внимание эковоспитанию детей начали уделять сравнительно недавно. Тем не менее родители могут и должны быть для детей примером в плане заботы о природе, и в частности, о лесах.

Совет. Будущее поколение должно быть экоориентированным, поэтому с самого детства стоит учить детей любить и беречь природу. Можно просто объяснить ребёнку, почему по пути на дачу нельзя выбрасывать из окна машины фантики, а можно отправить ребёнка на экологические занятия в группе, где воспитатель в ходе игры сможет объяснить ребёнку, как важна природа в нашей жизни.



Вверх