Конспект экологического занятия в подготовительной группе «Здравствуй, дерево! Беседа о лесе в подготовительной группе

Конспект проведения занятия

по экологическому воспитанию

детей подготовительной группы

«Лес в жизни человека»

Цель : уточнить и расширить знания о лесе. Воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи:

Образовательные задачи:

1.Уточнять и расширять имеющиеся представления детей о лесе.

2. Формировать осознанно – правильное отношение к объектам природы.

Развивающие задачи:

1.Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, используя художественное слово (пословицы, загадки, стихотворения).

2. Развивать в детях чувства сопричастности ко всему живому и прекрасному.

3.Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей.

Воспитательные задачи:

1.Воспитывать эстетические и нравственные чувства, заботливое отношение к природе.

2.Воспитывать эмоционально – доброжелательное отношение к живым объектам природы.

Словарная работа: березовая роща, березняк, хвойный лес, ельник, еловый лес, сосновый бор, сосновый лес, дубовая роща, дубрава, дубравушка, лиственный лес, смешанный лес.

Предварительная работа: беседа о лесе, о его пользе, рассматривание иллюстраций с изображением лиственного, хвойного, смешанного лесов, альбомов: «Звери леса»; «Времена года», «Дикие животные», «Вот так птички – птички невелички», «Насекомые», «Съедобные и ядовитые грибы», «Ягоды», «Царство цветов», заучивание стихов, пословиц, песен о лесе; отгадывание загадок на лесную тематику; рисование на тему «лес».

Ход занятия:

Воспитатель: Кто-то бросил нам в оконце,
Посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?

От кого пришло письмо,
Вам ведь хочется узнать?
Тогда надо постараться,
И загадку отгадать.

Сейчас я вам ее зачитаю:

Загадка Я люблю гулять по лесу В лесу хожу я каждый день. Все в лесу мне интересно: Каждый куст и каждый пень.

Дружу я с дубом, с вербой, с кленом,
Зверей понятен мне язык.
Зовусь я дедом Спиридоном.
Я не волшебник, я - …
Дети: Лесник.

Воспитатель : Молодцы, ребята, загадку правильно отгадали. Письмо пришло от Лесничего - от дедушки Спиридона. Вот что он пишет: «Дорогие ребята! Приглашаю вас на прогулку в лес. Я знаю от лесных обитателей, что вы их большие друзья. И Лес будет рад видеть вас у себя в гостях. До встречи. Дед Спиридон».

Воспитатель: Ну что, принимаем приглашение дедушки Спиридона? Отправляемся на прогулку в лес.

И вот мы с вами в лесу. Лес – это целый мир! Это дом для зверей, птиц, насекомых, растений.

Без чего не возможно представит лес? (без деревьев)

А какие деревья вы знаете мы сейчас проверим

1. от дровец ее в печи уголечки горячи

Из дощечек ладят бочки

Для больных готовят почки

А когда растет она-

Белоствольна и стройна.(береза)

А если лист с березы, то он какой? …(березовый)

Если в лесу растут одни березы? …..(березовая роща, березняк)

Что весной собирают с деревьев березы?... (березовый сок)

Он очень полезен, в нем много витаминов, он уталяет жажду в жару.

2. Кузовочки, лапоточки

Что за дерево дает?

И в июле пахнет медом,

Ароматом пчел зовет..(липа)

Какие листья …..(липовые)

А какие дары нам приносит липа?.......(мед липовый, цветки липы заваривают и пьют настой липовый от простуды)

3. дружно к деревцу спешат

Птицы и зверята-

Витаминами зимой

Ягода богата….(рябина)

Какие листья?.....(рябиновые)

4. у дерева этого листья немножко

Похожи на пальцы раскрытой ладошки

Какое же дерево шлет нам поклон?

Не дуб, не береза, а дерево…(клен)

Какие же листья у клена?...(кленовые)

5. если на небе появятся тучи

Прячутся птицы под кроной могучей

Здесь кабаны у него под корнями

Громко похрустывают желудями,

Мебель из дерева сноса не знает,

Вредных микробов кора убивает.

Дерево это живет сотни лет

Кто его знает? Подскажет ответ?..(дуб)

Какой лист у дуба?... дубовый

Как называется лес, где растут одни дубы?...(дубрава)

Назовите дары дуба? Кому они нужны?

А как называются деревья о которых мы говорили?... лиственные

Какие еще лиственные деревья вы знаете?...(осина, тополь, кедр, ольха..)

Если в лесу растут одни лиственные деревья, как он называется?... (лиственный)

6. это дерево не елка.

Хоть есть шишки и иголки.

Как колонна каждый ствол, сверху крона, как шатер…(сосна)

Если в лесу растут одни сосны?.... (сосновый бор)

Сосна- это высокое дерево, поэтому нижних веток у нее нет. Она очищает воздух от микробов.. смола очень полезна.

7. что же это за девица?

Не швея, не мастерица, ничего сама не шьет

А в иголках круглый год…(елка)

Елка солнца не любит. Она очищает воздух. Из ее древесины делают бумагу, музыкальные инструменты.

Если в лесу растут одни ели?……….(ельник)

Что же у ели и сосны

Вместо листьев?.........хвоя

8. есть у родственницы елки неколючие иголки

Но в отличие от елки – опадают все иголки…(лиственница)

Если в лесу растут одни сосны, ели, лиственница, как называют такой лес?...........(хвойный)

Что же приготавливают из этих деревьев?.........

Таблетки, настои.

Ребята, а мы с вами оказались в лесу, где разные деревья, хвойные, лиственные, как лес называется?....(смешанный)

Одним из даров природы, которое человек научился использовать это дерево.

Как мы его используем?...

Мы ходим по деревянному полу, закрываем и открываем двери из дерева, окна, сидим на деревянных стульях, за деревянными столами. Храним одежду в деревянных шкафах, игрушки и книги на деревянных полках. Но прежде чем все это сделать, кто же валит лес? …- лесорубы.

Правильно, они валят деревья, обрубают ветки, вывозят из леса на больших машинах на деревообрабатывающий завод. Где их распиливают на доски, а потом строят дома, заборы, мебель.

Ребята, вот есть такая пословица: « Возле леса жить – голодному не быть». Чем же в лесу можно полакомиться?...(грибами, ягодами, орехами)

Какие лесные ягоды вы знаете?....(земляника, черника, брусника, малина, костяника)

Какие грибы можно найти в лесу?...(белый, подосиновик, подберезовик, сыроежку, опенок…..)

Грибы можно собирать только со взрослыми, не следует брать в руки, тем более пробовать на вкус незнакомые или ядовитые грибы.

Послушайте загадку: «Возле леса на опушке,

Украшая темный бор

Вырос пестрый, как Петрушка,

Ядовитый…….мухомор

Можно ли уничтожать мухоморы?

Правильно, нельзя, мухоморы- лекарство для лосей.

Игра « 4-й лишний»

Воспитатель: рассмотрите картинки, назовите, что лишнее?

Малина, черника, земляника, крыжовник

Подосиновик, подберезовик, лисички, мухомор

А из чего можно приготовить вкусный лесной чай?..(душица, зверобой, иван-чай, земляника..)

Все эти растения какие?... лекарственные

Почему их так называют?.....

Потому что они применяются при лечении разных заболеваний.

Физкультминутка

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Крылья сложили назад.

Ребята, лесовик Спиридон, в своем письме написал нам рассказ, давайте послушаем..Лесовик: Гулял как-то я по лесу и сочинил рассказ.
«Однажды я пошел в лес и вижу: листья растут в дереве. Птичка села из куста. Муравей вылез в муравейник. Сова сиди на дупле. Дятел стучит к дереву. Гусеница ползет под веточкой. Заяц убегает к лисе. Цветы растут над деревом.»

Ребята, а вы знаете как нужно вести себя в лесу?.....

(давайте вспомним правила поведения в лесу)…….

“ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ”.

1. Ветки не ломать, деревья не калечить, не делать на них вырезки, ни травинку, ни лист зря не рвите.

2. Не подходи близко к гнездам птиц, не прикасайся к гнезду, иначе птицы могут покинуть гнездо насовсем.

3. Береги муравейники. Помни – муравьи – санитары леса.

4. Не разжигай костер. От огня погибают растения, задыхаются животные и насекомые.

5. В лесу можно поиграть, пошуметь, покричать, поаукать, но главное – никому не мешать, а то лес затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

6. Не рви цветы, за тобой пройдут сотни людей, и им тоже будет приятно видеть цветы.

7. Не лови ради забавы бабочек, стрекоз и других животных.

8. Не сори в лесу. Убирай за собой мусор и стеклянную посуду. Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки.

д/и « можно- нельзя»

дети анализируют варианты поведения людей в лесу, поднимают фишки (зеленая – верно, красная- нет0

можно(нельзя) : ломать ветки, кувыркаться в траве, разжигать костры, любоваться красотой природы, рвать цветы, собирать грибы, разорять гнезда, разорять муравейники, отдыхать на пне, уничтожать ядовитые грибы, собирать ягоды, оставлять после себя мусор,

О лесе существует много пословиц, давайте мы их с вами повторим

ПОСЛОВИЦЫ О ЛЕСЕ.

1. Кто лес губит, тот свой народ не любит.

2. Кто умеет добрым быть, тот сможет лес беречь и любить.

3. Птиц, зверей в лесу оберегайте и всегда им помогайте.

4. Рощи да леса – всему свету краса.

5. По лесу ходи – под ноги гляди.

6. Лес и вода – брат и сестра.

7. Растения – Земли украшения.

8. Лес не школа, а всех учит.

9. Много леса – не губи; мало леса – береги; нет леса – посади.

10. Лес – богатство и краса, береги свои леса.

11. И лес шумит дружней, когда деревьев много.

12. Враг природы тот, кто лес не бережет.

13. Сломить дерево – секунда, а вырастить – годы.

Молодцы ребята, очень много пословиц о лесе знаете.

Ну вот и заканчивается наша прогулка по лесу. Мы много с вами узнали о пользе леса: дает древесину, лекарства, грибы, ягоды, орехи. В лесу мы наслаждаемся природой. Лес – это наше богатство! Берегите лес!


Анкудинова Елена Юрьевна

Подробности

Михедова Людмила Григорьевна , воспитатель МБДОУ детский сад №2 «Сказка» Кулундинский район, Алтайский край с.Кулунда

Беседа «Кора деревьев».

Цель: Формировать представление о коре деревьев.

Задачи: Уточнить понятие «кора», для чего она служит дереву.

Закрепить значения о деревьях, растущих у нас в детском саду.

Учить узнавать по внешнему виду дерево, его возраст.

Уточнить и расширить знания о том, для чего нужна древесина.

Познакомить детей с лечебными свойствами коры и деревьев.

Продолжать воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое отношение к ним.

Словарная работа: древесина, кора, береста.

Предварительная работа: рисунки деревьев в разные времена года, выставка поделок из древесины, коры, бересты.

Материал: кусочки коры деревьев березы, сосны, тополя, листы голубой бумаги, тесто, семечки.

Ход занятия.

Воспитатель: Дети, в выходные дни я была в лесу. В лесу было красиво. Гуляя по лесу, встретила человека, который осматривал деревья, насыпал корм в кормушки для животных и птиц.

Как вы думаете, кто это был?

А кто такой лесник?

Я шла по тропинке и нашла вот эти кусочки (показываю).

Как вы думаете, что это?

(кора деревьев).

А с каких деревьев?

Для чего деревьям нужна кора?

(она защищает от солнца, мороза, ветра, от того, что бы не вытекал сок).

Молодцы! Я загадаю вам загадку, а вы отгадаете про что эта загадка.

Нам в дождь и зной поможет друг,

Зеленый и хороший

Потянет нам десятки рук и тысячи ладошек. (дерево).

А из чего состоит дерево?

(Корень, ствол, ветки, крона).

Физкультминутка.

Руки подняли и помахали-

Это деревья в лесу

Логти согнули, кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем.

Крылья мы сложим назад.

Дети, скажите какая кора на стволе?

Какая на веточках?

(На стволе толстая, на веточках тонкая в виде кожицы.)

А что находится под корой деревьев?

(Древесина).

Правильно, а в древесине находятся сосудики, по которым течет сок.

Скажите, а можно по коре определить возраст дерева и с какого дерева кора?

(показываю кору сосны).

Описываем. Сосна стройная, красивая. Словно стрелы уходят вверх прямые сосновые стволы. Внизу кора грубая и шершавая светло - коричневая, а вверху - тонкая золотисто-оранжевая.

Чем ценна сосна?

(Ствол сосны дает строительный материал, а смолу называют «живица лечебная», заживляет раны соком хвои и настоем почек. Лечат кашель, простуду. Хвойные ванны успокаивают организм человека).

(показываю кору тополя).

Высокий, стройный тополь с зеленовато серым гладким стволом и густой зеленой кроной, украшает площади и улицы. Тополь прекрасно очищает воздух от пыли и копоти и выделяют больше чем другие древесные деревья

(сосна, ель).

Что делают из древесины тополя (бумагу).

А из почек тополя?

(крема, духи, одеколон).

(показываю кору березы).

Расскажите какое это дерево?

Дерево старое, ствол внизу темный, покрытый грубой, морщинистой корой, а вверху более светлое, серебристо белое. На белой бересте четко выделяются темные черточки – полоски, через которые береза дышит. В жару они открываются и пропускают воздух к корням дерева. Береза после зимы принаряжается в более белые сарафаны, они сбрасывают испортившиеся за зиму верхний ствол бересты.

Чем полезна береза? (получают березовый сок).

Да, березовый сок лечебный, витаминный.

Что надо сделать, чтобы береза не болела после сбора сока?

(Замазать глиной, землей, чтобы не было «кровавых слез»). – Что еще?

(Ветки березовые, веники - хворь выгоняют. Из березовых почек и бересты готовят лекарство, мази).

Правильно, в давние времена, когда не было еще бумаги, люди писали на бересте. Сейчас рисуют картины.

А еще дети, березу называли деревом счастья.

Березка – символ России.

Дети, скажите от чего гибнут деревья?

(От мороза, насекомых, ветра, люди недобросовестно относятся: рубят деревья, ломают).

Кого из птиц называют «Лесной доктор» (Дятел).

Назовите деревья, которые растут в детском саду.

(Клен, тополь, рябина, береза).

Какую пользу приносят деревья?

Они забирают вредные вещества, а выделяют кислород, который нужен человеку. Правильно.

Деревья это украшение нашей земли, так давайте ее беречь.

А сейчас мы с вами сделаем красивую аллею березок.

(пальчиковая гимнастика).

Дети лепят березку из теста, семечек.

В конце занятия любуемся красивыми березками, вручаю медальки «Юнный эколог».

Надежда Личман

Цель. Расширение и систематизирование знаний детей о лесах родного края.

Задачи . Образовательная . Уточнить представления детей о лесе и его обитателях. Закрепить знания о диких животных; насекомых; птицах; растениях и их назначении; формировать умение отвечать полным, развёрнутым предложением.

Закреплять умение терпеливо выслушивать ответ товарищей, дополнять его новыми сведениями, не повторяясь. Ввести в активный словарь понятия «тайга, смешанный». Знать правила поведения в лесу.

Развивающая. Развивать зрительную память, наглядно-образное мышление, умственные способности детей.

Воспитательная : Воспитывать заботливое отношение ко всему живому, формировать бережное отношение к природе.

Образовательные области: познавательная, речевая, физическая.

Материальное обеспечение: макет с изображением диких животных, деревьев, кустарников, грибов; муравейника с муравьями, картины с изображением леса, фонограмма звуки леса и пение соловья.

Методы работы: словесные (объяснение, беседа, наглядные (демонстрация фото, картинок). Предварительная работа:

Чтение художественной литературы, беседы, загадки о животных, о растениях, разучивание стихотворений о природе.

ХОД НОД

Организационный момент.

Загадывание загадки о лесе.

Воспитатель обращается к детям: «Ребята, послушайте загадку»:

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (Лес)

Введение в тему. Беседа.

Лес – наш друг, а друзей любят и берегут. Ребята, как называется край, в котором мы живём?

Дети. Наш край называется Сибирь.

Вос-ль. Мы живём в Сибири. Наш край большой, красивый и богат природными ископаемыми. Сегодня мы поговорим о наших сибирских лесах. Они удивительные и непохожие друг на друга.



На севере Сибири – тёмные, густые, вечнозелёные леса из елей и пихт. Такой лес называется… Как называется такой лес?

Дети: Такой лес называется тайга.

Правильно. Входишь в такой лес, как в пещеру. Сумрачно и тихо. Не видно красивых цветов, не слышно пения птиц. Многие люди думают, что в таком лесу живут баба яга и леший. В тайгу не ходят в одиночку, можно заблудиться.

Около нашего города Омска растут другие леса - в них рядом с ёлками встречаются и другие деревья: сосны, берёзы, липы, осины, клёны, вязы.

Такой лес называется… Как называется лес?

Дети . Такой лес называется смешанным.

Вос-ль . Такой лес всё время меняется: весной, пока не распустятся листья на деревьях, в нём цветут ветреница и медуница. Летом в лесу много зелени. Очень красив лес осенью. О нём поэт И. А. Бунин сказал:

«Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный».

А хотите, мы с вами совершим прогулку в лес?

Дети. Хотим!

Вос-ль. А поедем мы на сказочном транспорте. Пусть это будут наши стульчики. Мы закроем глаза, скажем волшебные слова, и наши стульчики полетят в лес. (Дети говорят волшебные слова, имитируют полёт.)

Раз, два, три.

Стульчик мой лети!

Ну, вот, мы и прилетели. (Фонограмма «Звуки леса»).

Что мы скажем, прежде, чем войдём в лес?

Дети. Поздороваемся с лесом.

Вос-ль. А ещё что мы скажем?

Дети. Не бойся, лес, мы тебя не обидим. Мы только посмотрим, что растёт и кто живёт в нашем сибирском лесу.

Вос-ль . Ребята, кто же нас встречает на опушке леса?


Дети . Маленький лесной человечек – гномик.

Вос-ль. У гнома много друзей в лесу среди зверей и птиц.

Гном. Здравствуйте ребята. Далеко ли вы собрались?

Дети. В лес, посмотреть, что в лесу растёт и кто живёт.

Гном. Чтобы вы не заблудились, я пойду с вами и буду вашим гидом. В лесу растёт много разных деревьев, кустарников. Попробуйте их узнать. Я загадаю вам загадки, а вы найдите отгадки.

Её всегда в лесу найдём

Пойдём гулять и встретим,

Стоит, колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем. (Ель)

Гном. А как вы догадались, что это ель? (Ответы детей)

Ягода – не сладость,

Зато глазу радость,

И лесам - украшение,

И дроздам – угощение. (Рябина)

Почему вы решили, что это рябина? (Ответы детей)

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит.

А в один из тёплых дней,

Май серёжки дарит ей. (Берёза)

Почему это берёза? (Ответы детей)

Молодцы! Знаете деревья.

Летом в сибирском лесу растёт много ягоды, хочу узнать, знаете ли вы ягоды. Как называются вот эти ягоды? (Показ) (Черника).

А как называется эта ягода? (Показ) брусника, земляника, шиповник.


Кто собирал лесные ягоды?

Кто знает, зачем люди собирают шиповник?

Дети. Заваривают чай, для лекарства.

Кто расскажет о шиповнике?

Игорь. Шиповник – это дикая роза, растёт около полян. Шиповник цветёт розовыми цветами. А плоды созревают в августе. В ягодах много витаминов. Из ягод шиповника готовя компоты, варенье, повидло, мариелад.

Гном . В наших лесах много грибов. На этой полянке все грибы расти не могут. Поэтому, у меня есть картинки, попробуйте узнать грибы на картинках.

Какой гриб в лесу самый главный?

Дети. Белый гриб, боровик.

Гном. Кто собирал грибы? Как вас учили собирать грибы?

Артём . Грибы надо срезать ножом или выкручивать из земли, не нарушая грибницу.

За лесными дарами в лес приходят люди, а ещё их любят лесные звери и птицы. Назовите их. Дети перечисляют зверей и птиц.

Ребята, вы не устали в лесу? Сейчас мы с вами отдохнём, поиграем. Динамическая пауза.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)

Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу).

Отдохнули! Отгадайте е загадку.

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело, и легко,

Рога раскинув высоко. (Лось)

Дети . Лось – самый большой и смелый зверь в лесу.

А эта загадка про какого зверя?

Он большой и неуклюжий,

Спит зимой, не любит стужи.

Он живёт в лесах, горах,

На людей наводит страх.

Но уж мимо не пройдёт,

Если где увидит мёд. (Медведь)

Почему его называют «хозяином тайги?»

Дети. Он самый сильный зверь в лесу.

Гном. А что вы знаете про медведя?

Семён. Как только выпадет снег, залегает медведь в берлогу. Там тепло и уютно. А когда наступают сильные морозы, медведь засыпает. Поздней зимой у медведей родятся слепые медвежата. Когда снег растает, медведь просыпается.


Гном. А ещё в лесу живёт много птиц. Каких птиц вы знаете? Дети перечисляют птиц.

А какую птичку называют волшебником и почему?

Дети . Соловья. Когда приходит весна соловей защёлкает, засвистит на все лады.

Гном. В наших лесах живёт много разных насекомых. Идёшь по лесу, идёшь, и вдруг видишь:

На поляне возле ёлок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нём миллион.

Кто живёт в этом доме?

Дети. Муравьи.




Гном. Почему муравьёв называют «лесными санитарами»?

Дети. Они не дают размножаться вредным для леса насекомым, разносят семена растений, рыхлят почву.

Ребята, как вы думаете, почему люди любят приходить в лес?

София. Лес дарит нам чистый воздух, чистую воду.

Настя. Защищает поля, луга от ветра, даёт древесину для строительства.

Алиса . А ещё лесные дары: ягоды, грибы, орехи, лекарственные травы.

Саша. В лесу люди отдыхают, любуются красотой леса.

Итог.

Обобщение. Лес – это дом для растений и животных, а человек в нём гость. Каким должен быть гость?

Никита. Гость должен быть чутким, внимательным, не мешать хозяевам.

Гном. Благодарю вас, ребята, за хорошие знания о лесе, приглашаю вас в лес за лесными дарами. До свидания.

Вос-ль. Ребята, мы всегда должны помнить, что мы должны охранять и беречь природу нашего края, потому что край – наша Родина.

Можем ли мы что-нибудь унести из леса?

Дети . Можно взять то, что лесу не нужно: шишки, опавшие листья, необычные сучки, кусочки коры.

Наша прогулка подошла к концу. Что нужно сказать лесу?

Дети. Спасибо за чудесную прогулку. До свидания, лес!

Садимся на наши волшебные стульчики, закрываем глаза и говорим волшебные слова:

Раз, два, три.

Стульчик мой лети!

Вот мы и дома. Вам понравилось в лесу? Наша прогулка закончилась, но мы обязательно приедем в лес ещё раз.



Спасибо за внимание, дорогие друзья!

Конспект беседы о лесе для детей 5-7 лет "Путешествие по комнатам зеленого дома"

Коробкина Алевтина Германовна, воспитатель МДОУ Детский сад «Улыбка», Пермский край, поселок городского типа Суксун.

Описание: Данный материал можно использовать воспитателям, вожатым и учителям начальных классов, а так же родителям по экологическому воспитанию.

Цель: продолжать формировать представление о лесе и профессии лесника.
Задачи:
Образовательные.
Содействовать:
уточнению и систематизации представлений о лесе и профессии лесника;
укреплению познавательного интереса и любви к природе;
эстетическому восприятию красоты природы, через репродукции картин;
Развивающие.
Содействовать:
развитию связной речи, умению поддерживать беседу, отвечать на вопросы полным ответом;
развитию уважения к трудовой деятельности человека профессии лесника;
развитию мышления, внимания, памяти.
Воспитательные.
Содействовать:
воспитанию любви и бережного отношения к природе.

Материал:
репродукции картин художников:
Шишкин «В лесу графини Мордвиновой»,
Шишкин «Корабельная роща»,
Левитан «Березовая роща»
Иллюстрации по теме
фонограмма «Звуки леса»
корзинка лесных орехов

Предварительная работа:
чтение детям природоведческой литературы,
рассматривание репродукции картин художников о природе,
чтение и заучивание стихов на экологическую тему,
экскурсии в парк, сосновый бор.

Организация: дети стоят в кругу, взявшись за руки.
Хороводная игра «По малину в лес пойдем»
1. По малину в лес пойдем, в лес пойдем
в лес пойдем (дети идут по кругу).
Плясовую заведем, заведем, заведем
(поочерёдно выставляют ноги)
Припев:
Солнышко на дворе (руки поднимают вверх, пальцы раскрыты – «солнышко»)
А в лесу тропинка (сложенные вместе ладони выполняют волнообразные движения перед собой)
Сладкая ты моя, ягодка – малинка (скользящие движения ладоней – движение «Тарелочки»)
2.Ты, малинка, не в роток, не в роток, не в роток (щипковой захват трёх пальцев ведущей руки, выполняют движение ко рту)
Насыпайся в кузовок, кузовок, кузовок.
(щипковой захват трёх пальцев ведущей руки имитируют собирание ягод в корзину, перед грудьюПрипев: движения те же
3. Как малины наберем, наберем, наберем. (щипковой захват трёх пальцев ведущей руки имитируют собирание ягод с земли – с наклоном корпуса)
Пирогов мы напечем, напечем, напечем (движение «пирожки»).
Припев: движения те же.
4. Пирогов мы напечем, напечем, напечем. (движение «пирожки»).
Всех соседей позовем, позовем, позовем (движение кисти рук, ладошки обращены к лицу – «приглашение»).
Припев: движения те же.

ХОД БЕСЕДЫ.

Воспитатель: Что мы сегодня задумали с вами?
Дети: отправится в путешествие по разным комнатам.
Воспитатель: по каким комнатам можно путешествовать?
Ответы детей
Воспитатель: поможет нам загадка, которую придумал поэт Йован Йованович – Змай, слушайте внимательно!

В одно прекрасное село
Хочу я нас позвать.
Тому немало повезло,
Кто смог гам побывать.
Там каждый дом и каждый двор
Зелёной крышей крыт,
Цветами вытканный ковёр

На улице лежит
Там нет заборов и дверей
Открыты окна в сад.
Там встретят песнями гостей,
На славу угостят.
Кому бывать там повезло,
Тот повидал чудес!
А необычное село
Зовут …
Дети: Зеленый лес
Воспитатель: а как догадались, что загадка про лес?
Дети рассуждают.
Воспитатель: Да, наше путешествие в большой зеленый дом и по его комнатам.


Воспитатель: помните, какую загадку, утром, нам загадал Незнайка? Женя пришел сегодня первый и может повторить, давайте все внимательно послушаем Женю.
Женя: «многоэтажный дом, который не строил человек. С невидимыми стенами и с невидимым потолком. В этом доме очень разные квартиры. В верхних этажах - светлые, сухие. В нижних этажах – темные и сырые. В доме есть теплые квартиры, в которых Можно жить круглый год. Есть холодные квартиры, в которых Можно жить только летом или весной».
Автор загадки: Иванова Валентина Тарасовна

Воспитатель: почему можно лес назвать домом?!
Дети: дом, потому что растения и животные, не могут жить друг без друга.
Воспитатель: вы знаете таких жильцов, кто друг без друга жить не может в лесу?
Дети: высказывают и доказывают свои версии, раскладывают картинки лесных обитателей, связанных между собой.


Воспитатель: что же за невидимые стены в этом доме, который не построил человек?
Дети: можно идти по лесу и разное видеть, стенок нет, а все равно разное.
Воспитатель: да, лес очень разный! Шуршит сухими брусничными листьями сосняк.


Воспитатель: это где мы были?


Дети: В сосновом лесу.
Воспитатель: сосновый лес ещё называют БОР. Пошли дальше и видим, изумрудный ковер черники.


А теперь в какой лес вошли?


Дети: в хвойный лес.
Воспитатель: и хвойный лес тоже называют БОРОМ. Перешли в другую комнату. А стенку увидели?
Дети: нет, мы перешли из соснового бора в еловый лес.
Воспитатель: да, разные комнаты, разный лес. Пошли дальше. Непролазна чаща кустарника. Это что там растет?


Дети: малина
Воспитатель: идем дальше по лесу. Дошли до болота.


Лес стал редким. Прошли болото. И вдруг стало кругом светло-светло. Какой лес радует светом и белизной?


ИСААК ИЛЬИЧ ЛЕВИТАН «БЕРЕЗОВАЯ РОЩА»
Дети: березняк
Воспитатель: а жильцов можете назвать?
Дети называют лесных жителей
Воспитатель: какой лес любит бурый МЕДВЕДЬ?
Дети: где много ягод и есть река.
Воспитатель: медведь хищник, но если есть растительная пища, то обходится и без мяса. В речке рыбку выловит, вот ему и хватит. Потому, как его называют?
Дети: всеядный.
Воспитатель: ну, а где любит жить ЛИСИЦА?


Дети: в норе, среди корней роет нору.
Воспитатель: что за невидимые потолки, почему в загадке так сказано?


Воспитатель: какой первый этаж?
Дети: под землей корни, мыши живут, кроты.
Воспитатель: кто же живет повыше?
Дети: в кустах живут кукушки, делают гнезда. А дятел ещё повыше дупло долбит. Белка еще выше дятла может сделать дупло. Выше делают те птицы, которые любят поближе к небу быть.
Воспитатель: да, соколиные семейства. Какие же квартиры сухие и светлые?
Дети: те, которые на деревьях, белки и птицы.
Воспитатель: какие заняты круглый год?
Дети: летом, потому что многие птицы улетают на зиму в теплые страны.
Воспитатель: у кого темные квартиры?
Дети у медведя, лисицы, барсука, ежа.
Воспитатель: кто охраняет лес?
Дети: лесничий.
Воспитатель: лесничий, лесник, лесовод. Она из древних профессий, с давних пор на Руси охраняли леса. Больше чем 150 лет тому назад в Петербурге был открыт лесной институт. Сейчас это Лесотехническая академия, университет или институт


У нас на Урале, лесотехнический университет готовит лесничих, которые выращивают леса во всех уголках России. Так, зачем люди придумали профессию лесничих, если лес растет сам и без человека? Мы узнаем, если зайдем лесотехнический университет и превратимся студентами этого университета


ДЕТИ САДЯТСЯ НА СТУЛЬЧИКИ, ИМИТИРУЯ АУДИТОРИЮ УНИВЕРСИТЕТА.
Воспитатель: Зачем лесничий охраняет лес, а вот зачем. Вдруг - лесной пожар? Вдруг плохой человек с топором придёт? Вдруг - заведется вредная гусеница, жучок? Вот и прощай лес! А чтобы этого не было на кордоне, лесник отправляется в обход. Он обходит лес и первый видит, если появится жук-короед.


Жук-короед небольшой, а может съесть большой лес. Жуков столько, что на каждом дереве сидят, у каждого сучка сидят, грызут и точат. Их руками не снимешь. И тогда лесник вызывает помощь. Прилетит самолёт, и разбросает жёлтый ядовитый порошок. Забегает короед, но никуда не деться, не спастись.
Воспитатель: так зачем создают кордон?
Ответы детей
Воспитатель: если рубить лес, то только старые деревья, а молодые не трогать, тогда вреда не будет. Так и СЕКУТ лес, секут - значит, валят старые большие деревья. Вывозят лес грузовыми машинами - лесовозами.


Лесовозы вывозят длинные деревья с обрубленными сучьями - ХЛЫСТАМИ они называются. Пилят деревья пилами.


Когда вывезут хлысты, на большой поляне, где раньше очень старые деревья росли одни пеньки остаются.
Воспитатель: так, какие деревья секут в лесу лесорубы?
Ответы детей
Воспитатель: так, а как же тогда лес восстанавливается? Кто его сажает
Дети: наверно, лесник?
Воспитатель: чтобы уверенно ответить на мой вопрос, слушайте дальше
А на кордоне - лесном посту - возле избы лесника - грядки! А на грядках не помидоры, не огурцы растут. ЧУДО


маленькие, пушистенькие ёлочки растут! Когда жарко, их поливают, и землю вокруг них тоже разрыхляют граблями. Все, как на огороде. У ёлочек на грядках земля чёрная. А у сосенок - песок. Кто что любит! Весной этого лесного питомника, саженцы - совсем еще молоденькие сосенки и ёлочки - привезут на лесосеку. Здесь их посадят, будет расти новый лес.


Воспитатель: а почему саженцы привезут на лесосеку?
Дети: потому, что там вырубили старые деревья.
Воспитатель: А лет через семьдесят станет взрослым. Быстро или долго? Вот тебе 6, а тебе сейчас 7 лет. На ёлочке её возраст легко считать по рядам лап, как по ступенькам. Или можно узнать по кольцам на стволе разрезанного дерева.


Так самое удивительное заключается в том, что посадит один человек, а пользоваться этим деревом будут уже люди другого поколения, наверно, про них можно будет сказать, что это дети ваших будущих внуков или даже правнуков?! Дерево очень медленно растёт. Так кто же знает ГРАМОТУ леса?!
Дети: ЛЕСНИК.
Воспитатель : наше путешествие подходит к концу, давайте вспомним стихотворение поэта
Алексея Кольцова "Домик лесника»
Под фонограмму «Звуки леса» дети рассказывают по строчке стихотворение

В темном лесе, за рекой
Стоит домик небольшой,
С двумя светлыми окнами,
С распашными воротами.
Под замком те ворота,
И калитка заперта,-
Чтоб не зашел туда рогатый
Леший, страшный и косматый;
Чтобы не зашел туда упырь,
Ни проезжий богатырь,
Кто ж живет тут одиноко,
От жилья кругом далеко?
Рыболов ли небогатый?
Иль разбойник бородатый
В нем спасается мольбой
С сундуками и казной?
Живет в доме с давних пор -
Караулит царский бор -
Лесной староста с женою.
Третьей дочкой молодою.

Заключение.
Воспитатель: вот и вернулись мы с вами из путешествия по лесным комнатам. Что вам больше понравилось в путешествии?
Ответ детей
Воспитатель: что нового узнали?
Ответ детей
Воспитатель: лесник передал вам угощение, как вы думаете, что это может быть?
Ответ детей
Воспитатель: корзинка лесных орехов.
Воспитатель: один ли лесник бережёт лес?
Дети называют людей разных профессий, которые помогают леснику.

Спасибо за внимание!



Вверх