Экологический праздник в начальной школе. Сценарий. Внеклассное экологическое мероприятие для младших школьников

Открытое мероприятие по экологическому воспитанию

начальной школе ФГОС).

Подготовила и провела Честных Наталья Викторовна

"Путешествие по экологической тропе" во 2 классе

Цели и задачи:

    формирование представлений и элементарных знаний об экологии;

    анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой;

    развитие индивидуальных способностей учащихся;

    воспитание бережного отношения к природе;

    формирование познавательных интересов во внеурочное время.

Планируемые достижения учащихся:

    Усвоить, что экология – это наука, которая учит бережно относится к окружающему миру.

    Понять, что в исчезновении птиц и животных в лесах виноваты люди.

    Учиться защищать природные ресурсы.

    Развивать индивидуальность в процессе творческих и интеллектуальных заданий.

Оборудование:

    аудиозапись голов птиц;

    индивидуальные творческие задания;

    цветные карандаши;

    мультимедийная презентация по теме “Путешествие по экологической тропе”;

Ход мероприятия

Учитель: - Добрый день, уважаемые гости! Добрый день, ребята!

Дорогие ребята! Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Давайте их поприветствуем!

Ребята, сегодня мы отправимся в необычное, но очень серьёзное и важное путешествие по просторам нашей земли. Только так можно разузнать все её тайны, разглядеть её красоту, увидеть все беды и помочь ей. Я желаю вам всем сегодня добра!
Если вам будет трудно, я помогу!

Я готова начать работу и поэтому показываю вам этот знак. (Открытые ладони).

Пожалуйста, кто хочет начать работу, ответьте мне этим же знаком. (Дети показывают ладошки)

ученик:
Я спешу сказать вам: «здравствуйте!»,
Чтоб пожелать здоровья доброго.
ученик:
Я спешу сказать вам: «благости!»,
Чтоб пожелать вам счастья нового.
ученик:
Я спешу сказать вам: «радости,
Удач, успехов и везенья!»

Сегодня мы собрались вместе, чтобы еще раз подумать, поразмышлять о таком важном вопросе, как охрана природы. Чтобы понять природу, нужно ее хорошо знать и любить. Этой теме мы и посвящаем наше мероприятие.

ученик:
Я живу на земле, где тревожно и горько
Пахнет лист тополиный, промытый грозой,
Где в печи розовеет пшеничная корка,
Где сплавляет пучина свинец с бирюзой.
На земле, осчастливленной солнечным светом,
Изнывающей в лунной несбыточной мгле,
Непонятной безжизненным стылым планетам,
Трижды грешной и трижды прекрасной земле!

Учитель:
А, давайте вспомним, как всё начиналось!

Одну простую сказку,
а может и не сказку,
а может непростую,
хочу вам рассказать
Ее мы помним с детства,
а может, и не с детства,
а может и не помним,
но будем вспоминать!
(фонограмма звуки леса, слайды)

(видео)

ученик: Когда – то, собравшись с последними силами,
Создал Господь планету красивую
Дал ей форму шара большого
И посадил там деревья, цветы
Травы невиданной красоты.
Много животных там стало водиться
Змеи, слоны, черепахи и птицы
Вот вам подарок, люди владейте
Землю вспашите, хлебом засейте
Всем завещаю вам я отныне –
Вы берегите эту святыню.

Сегодня мы с вами отправимся в Зеленую страну по экологической тропе. Зеленый цвет – это цвет живой природы. А природу можно сравнить с большой увлекательной книгой. Любая травинка, каждая птичка, каждая бабочка – это страницы книги природы. Мы - её часть и призваны быть не жадными потребителями, а мудрыми друзьями. Мы все - дети природы.

Послушайте историю о лесе.

Кадр Лес

– Жил был лес.

Кадр Птицы

– Обитали в лесу птицы. Птицы пели задорно и весело. Послушай (звучит аудиозапись голосов птиц филина, кукушки, дятла, соловья)

Кадр Звери

– Жили в лесу и звери. Резвились на полянах, охотились. Рассмотри слайды.

Каких зверей узнали? (Енот, белка, заяц, ежик, волки, медведь, лось, олень, лиса)

Кадр Человек

– Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило.

Кадр Вырубка леса

– Стал человек тогда вырубать лес.

Кадр Пожар в лесу

– Стал разжигать костры, и огонь погубил лес.

Кадр Загрязнение водоемов.

– Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в лесу.

Кадр Воздух

– Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух.

Кадр Засорение отходами

– Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (бутылками, резиной, бумагой).

Кадр Просьба леса

– Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу.

– И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи.

Ученик:

Я - лес! Я - в беде!
Взгляните, люди, на меня:
Пылаю я в дыму огня.
Меня взрывают, роют, жгут.
Меня совсем не берегут
Бутылки, банки, коробки.
Погибну скоро я с тоски
Услышьте голос мой родной
Я плачу дождевой слезой
Я задыхаюсь, не молчу
Землетрясениями кричу.
Я гневаюсь раскатом грома.
Хочу быть чистым и здоровым!
Очнитесь, люди!
Учитель

– Почему в лесу никто не живет?

Ученик

– Человек разрушил жизнь леса.

Учитель

– Вспомните, какая наука рассказывает нам о связи природы и человека?

Ученик

– Экология.

Все организмы на планете связаны между собой: живое и неживое, растения и животные, человек и природа.

Учитель

– Чтобы помочь лесу, прогуляемся по лесной экологической тропе и исправим ошибки человека.

Задание 1

Учитель

– У вас на столах лежат листочки с загадками, прочитай загадку, отгадай дерево, и узнаешь название дерева. Найди его рисунок. Эти деревья мы посадим в нашем лесу.

Весной зеленела, летом загорела,
Осень в сад пришла, красный факел зажгла.
Ответ (Рябина)

Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей.
Ответ (Берёза)

Зимой и летом – одним цветом.
Ответ (Ёль)

Никто её не пугает,
А она вся дрожит. (Осина)

С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают. (Липа)

Породы деревьев вывешиваются на доску.

Кадр Деревья

Учитель

– Вот и выросли в нашем лесу новые красивые деревья. Приятно бегать меж стволов и играть в подвижные игры.

Задание 2

Учитель

– Кого ещё не хватает в нашем лесу?

Ученик

– Не хватает птиц и зверей

Учитель

На столе у вас лежат конверты. Приготовь клей. Достань из конвертов пазлы. Собери картинку из пазлов, наклей на лист бумаги, отгадай животное или птицу, прикрепи к доске. (на пазлах фотографии: медведя, лисы, совы, енота, дятла)

Кадр Звери в лесу

– Лес преобразился. Снова запели птицы, и звери начали резвиться на полянках.

Физкультминута

Звери и птицы благодарят нас за помощь и приготовили для нас подарок – задание.

Задание 3

Енот Егорка принес его в этом конверте (достать конверт). Это кроссворд о природе.

Кадр Кроссворд

Отгадаем кроссворд вместе.

Вопросы к кроссворду

1. Группа животных, тело которых покрыто перьями. (птицы)

2. Течет, течет - не вытечет,
Бежит, бежит - не выбежит. (река) 3. Летом вырастают, А осенью опадают. (Листья)

4. Назови одним словом деревья, травы, кустарники. (растения)

5. Житель планеты, наделенный разумом. (человек)

6. Чем дышит человек. (воздух)

7 Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане.(Береза)

Учитель

Природа – главное слово в нашем задании. Ведь охрана природы – главная цель экологии. А мы продолжаем наше путешествие по экологической тропе.

Кадр Охрана природы

ученик: Илья
На планете нашей голубой
Есть то место, где живем с тобой,
Родина моя – Тамбовские края
Будем мы всегда беречь тебя!

ученик:
Здесь растут и елка и сосна,
И березка белая моя,
Дуб, осина, клен
Все деревья в нем
Край Тамбовский,
Я в тебя влюблен

Учитель:
А какова же экологическая ситуация нашей области?

ученик:
Чтоб сохранить красу родной Земли,
Чтобы сберечь растенья и цветы,
Все исчезающие виды
В книгу Красную сейчас занесены.
ученик:
Там сон-трава и медуница,
Прекрасная кувшинка, горицвет,
Венерин башмачок и ландыш,
Весны чудесной вестник-первоцвет.
ученик:
Красная книга- книга тревоги,
Знай, все растения в ней - недотроги.
Рвать не нужно их, друзья,
Охраняйте их всегда!

Презентация (Красная книга Тамбовской области) Из-за того, что лесов становится всё меньше, а воздух и вода загрязняются, страдают многие растения и животные. Под угрозой исчезновения находятся многие животные, которых истребляют ради меха или мяса, а иногда просто так, ради развлечения. В Красную книгу Тамбовской области внесён русский выхухоль, обитающий в реках области, большой тушканчик, бурый медведь, рысь и другие. А также редкие птицы, гнездящиеся здесь или встречающиеся пролётом: дрофа, сокол-сапсан, степной орёл, скопа.

Очень многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых цветков. В «Красной книге Тамбовской области» оказались 228 видов растений. Вот лишь некоторые из них: купальница, ландыш, кувшинка, шпажник, рябчик русский.

ученик: (видео « Вальс цветов»)
С целым миром спорить я готов,
Я могу поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди, плачут
И росу роняют на песок.
Кто не верит, всех зову я в сад-
Видите, моргая еле-еле,
На людей доверчиво глядят
Все цветы, как дети в колыбели.

ученик:
Цветы, как люди, на добро щедры,
И, щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца обогревая,
Как маленькие теплые костры.

ученик:
Не рви цветов, не надо!
Их нежный аромат,

наполнит воздух сада,
Они так красят сад!

Давайте сохраним ромашки на лугу,
Кувшинки на реке,
Фиалки, ландыши для нас
Весёлый май в садах припас.
Но мы их рвать не будем.
Пускай цветут на радость людям!
Дерево, цветок, трава и птица,
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!

ученик:
Берегите землю, люди!
Нашу Родину и место, где живём,
И посёлок наш, который все мы любим,
Улицу родную, где растём!

ученик:
Берегите красоту родного края,
Шелест листьев, трав весенних цвет,
Край Тамбовский сравнить мы можем с раем,
Ведь красивей места для меня уж нет!
Люди, берегите вы всё это,
Берегите всё, что дал вам Бог!
Чтоб родной землёю этой,
Каждый житель бы гордиться мог!

Задание 4

На столе у вас большие круги, похожие на дорожные знаки. Это знаки – напоминания о поведении человека в лесу. Расскажи о значении этого знака. Повесь его в нашем лесу (на доску).

ученик:

Берегите Землю! Берегите!

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики...

Берегите молодые всходы

На зелёном празднике природы,

Небо в звёздах, океан и сушу

И в бессмертье верящую душу, -

Всех судеб связующие нити.

Берегите Землю! Берегите...

Итог урока

Давайте посмотрим, как теперь живется в лесу нашим деревьям, зверям, птицам.

(Музыкальный клип). Живёт повсюду красота

Учитель: Наша встреча подходит к концу. В заключение я хочу произнести слова китайской мудрости, которая гласит: путешествие в тысячу миль начинается с одного шага. Давайте все вместе сделаем этот шаг навстречу природе.

Перед вами дерево, символизирующее ваше отношение к природе. Если вы готовы принимать активное участие в деле охраны природы, возьмите листочек и прикрепите его на деревце.

(дети прикрепляют листики)

Посмотрите, как преобразилось наше дерево! И пусть также вклад каждого из нас в дело охраны природы преобразит всю нашу планету! И тогда человек будет по-настоящему счастлив!

Песенка друзей природы
1. Ничего на свете лучше нету,
Чем беречь любимую планету.
Чтоб деревья землю украшали,
Чтоб цветы повсюду расцветали.

2. Мы свое призванье не забудем:
Помогаем птицам, зверям, людям.
Мы хотели б, чтобы птицы пели,
Чтоб леса зеленые шумели.

3. Пусть цветет цветочная поляна,
Вырастают сосны-великаны.
Будет чистым небо голубое,
В этом мире мы нужны с тобою

Цель: воспитание экологически грамотного, социально активного школьника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.

Задачи:

  • Учить детей быть ответственными за свои поступки.
  • Формировать культуру поведения в природе.
  • Обогащать представления об окружающем мире.
  • Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.
  • Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость
  • рационально относиться к компонентам неживой природы.
  • Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться, заботиться о своём здоровье.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор,
  • Красная книга,
  • плакаты с предупредительными знаками,
  • картинки с изображением животных,
  • карточки с заданиями,
  • чай из лекарственных трав,
  • сообщения уч-ся,
  • плакат "Правила гигиены".

Ход мероприятия

Ребята, что такое глобус?

Вступление

Держа в руке глобус, ученик рассказывает

Самая прекрасная, родная,
Разноцветная, веселая, живая,
Ты для нас, как мать, одна на свете,
Мы твои заботливые дети.

Но порой, под нашими руками
Красота твоя бесследно исчезает.
Задыхаются от грязи океаны,
Звери, птицы, травы погибают.

Где бы мы ни жили на планете,
За твою судьбу мы все в ответе.
Мы твои помощники, друзья,
Мы, Земля, с тобой одна семья.

Мне радостно слышать вас и обидно.

Ребята, нас услышала наша Земля, но что-то голос у неё грустный. Что случилось?

Это было давно. Я пробуждалась каждое утро и была счастлива. Неужели я когда-то могла радоваться, могла любить? А ведь любила, любила весь мир, все вокруг: солнце, небо, травы, журчание рек, пение птиц. Я любила созданную природу, как заботливая мать любит своего ребенка.

Как же я была прекрасна в то время!

Первый человек появился на свет. Вначале он чувствовал себя частью природы, но разум, который я вложила в его мозг оказался направлен не только на создание, но на разрушение. Он начал порабощать меня, растения, животных. Он разрывает мои недра на куски и достает внутренности, заполняет мою прозрачную кровь ядами, он перекрывает мне вены плотинами, душит меня вредными газами, ранит атомными взрывами. Во что превратилась некогда прекрасная Земля? Неужели я создала и вскормила собственного губителя! У вас еще есть немного времени, чтобы спасти меня и самих себя. Я верю в ваши силы, в ваш ум и добрые сердца.

Ребята, что же случилось с нашей планетой? Почему она жалуется?

(С нашей планетой произошла беда, её здоровью угрожает опасность).

СЛАЙД № 1

Тема нашего занятия так и звучит "Планета в опасности".

Человек наносит природе большие и маленькие раны. И сегодня мы поговорим об этих тревожных сигналах природы, а также совершим путешествие по станциям и поработаем в группах

Какие же задачи мы поставим перед собой, чтобы решить проблему с болезнью нашей планеты?

И что угрожает нашей планете Земля?

На все эти вопросы ответите вы сами.

Сегодня вы окажетесь в роли ученых - специалистов: ботаников, зоологов, географов, которые помогут спасти планету. Что они изучают?

Задания для групп.

1. Ботаники расскажут, что угрожает "легким нашей планеты " - растениям.

2. Зоологи расскажут о состоянии "братьев наших меньших" - животных.

3. Географы расскажут о том, что угрожает "крови", т.е. почве, воде и воздуху.

(Учащиеся читают, затем от каждой группы выступает представитель с отчетом)

Выступают ботаники

У нас в стране 18 тысяч видов травянистых растений. А сколько из них занесено в Красную книгу: колокольчики, подснежники, ряд видов тюльпанов и пионов, зверобой.

Ветреница алтайская! Они уменьшают содержание пыли в воздухе в 3 раза, а газов и дыма в 2 раза. А люди за последние 100 лет поставили под угрозу исчезновение 25 тысяч видов высших растений. Да и площадь лесов ежеминутно сокращается на 20 га.

Выступают зоологи

Здравствуйте, птицы: соловьи, совы, воробьи и голуби!

Здравствуйте, звери: тигры, львы, слоны, волки!

Если бы человек каждый день вот так здоровался не только с родными и знакомыми, но и со всем живым, что его окружает, может быть, до сих пор на земле жили бы все те животные и растения, которых мы уже больше никогда не увидим - люди уничтожили их.

Уничтожение продолжается и сейчас. Цели разные: кто-то хочет получить больше денег за продажу редкого животного или его меха. Кто-то хочет поохотиться в свое удовольствие, а кто-то, не думая, вырывает с корнем цветы, убивает палкой лягушку, бросает камнем в птицу - развлекается. Иногда слышишь: "Человек - царь природы!"

Но кто поставил человека над природой? Сам человек! А кто человек без природы?

Представить себе это невозможно... без воздуха, воды, пения птиц, ароматов лугов, шелеста листьев. Все это нам щедро дает природа, а взамен просит только бережного, доброго отношения. К сожалению, ни растения, ни животные не могут говорить.

Выступают географы

Без воды и не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Вода работает на гидроэлектростанциях - добывает ток. И моет всех тоже вода. А ещё вода самая широкая и удобная дорога, по ней плывут суда и везут тяжелые грузы и пассажиров. Но почти вся вода содержит значительное число солей, что делает ее непригодной к употреблению.

Пресных вод приходится очень мало.
Поэтому воду нужно беречь.
Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле - вода!
Экономь её и береги -
Мы ведь на планете не одни!

СЛАЙД № 2

Признаки грозной беды.

1. Вырубка лесов. Ботаники

2. Гибель животных. Зоологи

3. Загрязнение воды. Географы

4. Загрязнение воздуха.

5. Накопление мусора.

6. Отравление почвы.

Учитель

Кто виноват во всех причинах болезни планеты? (Человек)

Видно, люди забыли о том, что мы навсегда в ответе за всех, кого приручили. за тех животных, растениях, которые живут рядом с нами, за ту речку, которая бежит в нашем селе, за ту планету, на которой нам посчастливилось жить.

Ведь у каждого из нас только одна планета. Мы не можем себе выбрать другую, так же, как и Земля не может себе выбрать другое человечество. И прав А. Экзюпери, предупреждавший: " Все мы пассажиры большого корабля по имени " Земля ", значит пересесть из него просто некуда.

Следовательно, болезнь планеты угрожает здоровью и жизни самого человека. Как же добиться гармонии человека и его планеты?

Я думаю, что нам следует прислушаться и придерживаться такого правила: "Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету."

Я уверена, что первые три пункта этого правила вы выполняете.

Интересно, а как вы приводите себя в порядок?

Прежде, чем заботиться о здоровье планеты, мы сами должны быть здоровыми, крепкими.

Вспомним правила гигиены здоровья.

А какие меры охраны природы вам известны в нашей стране?

(Заповедники, заказники, национальные парки, Красная книга)

Итак, отправляемся в путешествие.

1. Станция "Лесная почта"

Каждой группе дается задание.

На эту станцию часто приходят письма от животных, растений, которые просят у вас совета. Вам нужно внимательно прочитать их и дать ответ устно на некоторые из них и помочь им.

Письмо №1

На день рождения Кате подарили щенка. Наконец- то сбылась ее мечта. Она так долго просила родителей купить ей щенка. И вот теперь у нее появился новый друг. Катя каждую минуту играла с ним, кормила, гуляла. А потом ей подарили говорящую куклу, о щенке Катя вспоминала все реже, а когда он заболел, сказала маме: "Больной собаке не место в доме, пусть живет на улице".

Правильно ли поступила девочка?

Письмо №2

Олег стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.

Что ты делаешь?- спросила бабушка. Пчел прогоняю, они жалят цветы.

Бабушка улыбнулась и, позвав к себе внука, что-то рассказала ему. После этого Олег выбросил прутик, удивленно пожав плечами.

А я и не знал об этом.

Что сказала бабушка внуку?

Письмо № 3

Сережа, гуляя с папой в лесу, развели костер и пекли картошку. Потом папа залил костер из ручья, чтобы не было пожара, а банки и пакеты закопал.

Как убедить папу Сережи в том, что в лесу разжигать костер нельзя?

Ответ: Кострище в лесу не зарастает 5-7 лет, а до полного разложения консервной банки нужно 90 лет: полиэтиленового пакета 200 лет.

Наша природа богата лекарственными растениями, которыми лечатся люди и животные

СЛАЙД № 4

2. Станция "Лесная Аптека" на службе человека.

Добрый врач, бывалый врач
Чуть услышит стон и плач
В ранний час и полночь
Поспешит на помощь.

Какая группа больше напишет лекарственных растений? (Рассказывает ученик)

Дерево, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

СЛАЙД № 5

Физминутка

Игра "Это я, это я, это все мои друзья!"

Кто задорный и веселый,
Верность правилам храня,
Бережет нашу природу
От коварного огня?

Кто поджег траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?

Кто из вас в реке купался
И на пляже загорал?
А когда домой собрался
Мусор за собой убрал?

На привале кто в лесу
Жег засохшую сосну?
А потом так поспешил
Что костер не затушил?

Кто, гуляя на лугу,
Зря не топчет там траву,
Насекомых кто не лови
И цветы совсем не рвет?

Кто животных, птичек любит?
Кто кормушки мастерит
Кто природу охраняет?
За порядком кто следит?

СЛАЙД № 6

3. Станция "Маленькие тайны природы"

Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его? (Нет, только в ответ на боль, даже слабую).

Почему крапива сильно "жжется"? (В волосках ее листьев есть муравьиная кислота, при прикосновении к коже кончик волоска ломается, сок выделяется в ранку, вызывает жжение).

Какой зверь на земле самый чистоплотный? (Барсук. Около норы чисто, туалет - глубокая ямка устраивается в нескольких метрах от норы, чистит шерсть).

Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (Она выделяет едкую жидкость, раз попробовав, птица запоминает яркого жучка).

Назовите самого прожорливого хищника планеты (Стрекоза, она съедает пищи за день в несколько раз больше, чем весит сама).

Куда исчезают лягушки, жабы зимой? (Спят).

Ты натер ногу в пути, как облегчить боль? (Приложить лист подорожника).

Если случится тебе простудиться, появится кашель, поднимется жар. Подвинь к себе кружку, в которой дымится слегка горьковатый душистый отвар. (Ромашка)

Чтение примет на плакате!

СЛАЙД № 7

4. Станция " Музыкальный калейдоскоп".

Наши ученые вспомнят песню: зоологи - песни, в которых поётся о животных

  • Ботаники - о цветах, растениях,
  • Географы - о погоде, воде, воздухе

Спойте строчку, а можно и 1 куплет, песни.

("У природы нет плохой погоды"; "Что мне снег, что мне зной"; "Снег кружится, летает, летает"; "Мороз снежком укутывал, смотри, не замерзай"; "От улыбки в небе радуга проснётся"

СЛАЙД № 8 *

5. Станция "Природные синоптики".

На заранее разрезанных листочках записаны приметы. Нужно их "собрать". За быстроту - 1 балл, за правильность - 2 балла.

  • В январе/ к вечеру/ потеплело - к осадкам. (3 листка)
  • В феврале усилился ветер к вечеру - к осадкам.
  • В январе к вечеру усилился мороз - к ясной погоде.

Экология - наука, изучающая, как растения, животные и человек взаимодействуют между собой и с окружающей их неживой природой

Игра "Закончи чистоговорку на экологическую тему".

Ять-ять-ять - Природу нужно охранять.
Ля-ля-ля - Мы спасём тебя, Земля.
Ождь-ождь-ождь - Не нужен нам кислотный дождь.
Я-я-я - Наука экология.

Итог занятия

  • Что угрожает нашей планете?
  • Как решить проблему с болезнью нашей планеты?
  • Как вы должны заботиться о природе? (о птицах, о чистоте, на речке - мусор, битые стекла)
  • Какие экологические катастрофы вы видите в нашем селе? (асф. завод)
  • Как их можно устранить?

Я уверена, что вы уже сейчас начнете заботиться о своей планете.

СЛАЙД № 9

Земля - наш дом

(3 ученика рассказывают стихотворения)

Я речь свою веду о том,
Что вся Земля - наш общий дом, -
Наш добрый дом, просторный дом, -
Мы все с рожденья в нем живем.
Земля не спит и каждый день
Глядит в глаза своих детей.
Тебе и мне глядит в глаза,
И нам с тобой молчать нельзя.
Ещё о том веду я речь,
Что мы наш дом должны сберечь.
И мы докажем, что не зря
На нас надеется Земля.
Ребята понравилось вам мероприятие?
Давайте украсим нашу планету цветами!
Вы хорошо работали, Спасибо вам!

Мы Вас чаем угощаем, и здоровья всем желаем! (Чай из лекарственных трав)

Губарева Ирина Михайловна МОУ ДОД СЮН с. Веселая Лопань Педагог дополнительного образования Праздник на тему: « Лес – наше богатство» Цель занятия: содействовать формированию экологической культуры воспитанников. Задачи занятия:

    Обобщение знания детей о взаимодействии человека с природой. Развитие творческого мышления, устной речи, устойчивого внимания, памяти. Воспитание правильного отношения к окружающей природе.
Методы проведения: наглядный, информационно-рецептивный, репродуктивный. Возраст: 8 лет. Условия проведения: кабинет. Оборудование и материалы. 1.Рисунки животных, птиц, деревьев. 2.Экологические знаки. 3. Лист ватмана. Методические советы на подготовительный период.

На подготовительном этапе дети учат стихи о природе. Рисуют экологические знаки.

План проведения занятия. 1.Организационный момент. 2.Сообщение темы. 3.Обобщение знаний воспитанников. 4.Практическая работа. Показ мини – спектакля. 5.Подведение итогов.

Ход проведения мероприятия.

1.Организационный момент. Дети входят в класс и останавливаются. Педагог. Добрый день, друзья! Рада всех вас видеть. Надеюсь, что у вас хорошее настроение и давайте им поделимся друг с другом. Рефлексия. У кого сегодня бодрое настроение – поднимите ладошки вверх, а у кого грустное – ладошки вниз. Дети читают стихотворение по строчке С. Погорельского. 1. Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес. Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою?
    Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
    Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
    Всё открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
Дети садятся на свои места. 2. Сообщение темы. Педагог. Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: « Мы - хозяева природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.» И сегодня мы с вами поговорим на тему: «Лес – наше богатство» и посадим лес. 3. Обобщение знаний воспитанников. Педагог. Почему мы с лесом дружим, Для чего он людям нужен? А)Доскажите фразу.
    Лес – это наше богатство! Лес – это зеленый наряд нашей Земли. Там, где лес, всегда чистый воздух. Лес – это дом для зверей и птиц. Лес – это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай. Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.
Педагог. С ранней весны и до поздней осени в лесах, на полянах цветет много цветов: только стаял снег, а в лесу уже распускается первые цветы. Какие первые цветы весны вы знаете? Педагог. Наступает лето и на смену весенним цветам приходят летние (лесные цветы) цветы. Какие вы знаете лесные цветы? (Колокольчики, одуванчики, васильки, ромашки).
    Носит одуванчик
Желтый сарафанчик. Подрастет, нарядится в беленькое платьице, Легкое, воздушное, Ветерку послушное. Он заметный, золотой, Постарел и стал седой. И как только поседел, Вместе с ветром улетел.
    Маленькое солнце на моей ладошке,-
Белая ромашка на зеленой ножке. С белым ободочком желтые сердечки… Сколько на лугу их, сколько их у речки. Зацвели ромашки – наступило лето. Из ромашек белых вяжутся букеты. В глиняном кувшине, в банке или чашке Весело теснятся крупные ромашки.
Педагог. Есть тесная связь между жизнью леса и его обитателей и жизнью человека. Знаете ли вы, что? Летучие мыши приносят огромную пользу, уничтожая вредных насекомых. Птицы – это лесные доктора. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Сова уничтожает за год около 1000 грызунов.
Б) Загадывание загадок. Дети отгадывают загадки, находят рисунки к отгадкам и прикрепляют на доску. Педагог. А теперь проверим, как вы знаете обитателей леса? * Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый-краса! А зовут её …(лиса).
* Он, как ёлка весь в иголках, Ловит смело страшных змей. И хотя он очень колкий, Обижать его не смей! Он в лесу живет, но вхож И в сады, отважный …(еж)
* Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. (медведь)
* Зимой на ветках яблоки, Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это… (снегири) * Горбоносый, длинноногий, Великан ветвисторогий, Ест траву, кустов побеги, С ним тягаться трудно в беге, Коль такого довелось Встретить, знайте, это… (лось)
* В сосне дупло, В дупле – тепло. А кто в дупле Живет в тепле? (белка)
* Возле дуба острым рылом Деловито землю рыл он. Видно, желуди искал. Я пугать его не стал. Не спугнул и мой Полкан, Очень грозен был…(кабан)
* Он по-рабочему одет- Удобно, просто, ловко. На нем малиновый берет И пестрая спецовка. (дятел) В) Беседа о правилах поведения в лесу. Нахождение экологических знаков на доске. Педагог. Когда вы идете в лес, то должны хорошо знать, как вести себя в лесу. Какие правила поведения в лесу вы знаете?
    Не оставлять мусор в лесу, а вырыть яму, собрать мусор и все закопать. Не ломать зеленые ветки и деревья, не качаться на них. Не разорять муравейники и птичьи гнезда. Не рвать большие букеты цветов, особенно беречь и не рвать растения, занесенные в Красную книгу (ландыш, подснежник, колокольчик). Не разжигать костры, беречь лес от пожара. Помните: из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнем в лесу!
Г) Викторина о лесе и его обитателях.
    Из какого дерева делают спички? (Из осины) Какое дерево применяется для изготовления лыж? (Береза) Из какого дерева делают пианино? (Из ели) Какие дрова самые жаркие? (Дубовые и березовые) Какое дерево чаще всего высаживают в городах? (Липа) Почему? Какое дерево символ нашей Родины? (Береза) Какие животные спят зимой? (Медведь и еж) Гуляя с родителями по лесу, Света и Алеша увидели большой муравейник.
- Давай, посмотрим, что внутри муравейного домика, - сказал Алеша. - Давай, - с интересом ответила Света. Дети взяли большую палку и начали ворошить муравейник. Увидев, чем заняты дети, мама подбежала к ним, забрала палку и сказала. - Если бы муравьи могли говорить, они бы сказали вам, что… Что сказали бы муравьи? Д) Чтение стихотворения детьми.
    Я не хочу такого мира,
Где все так серо, все уныло… Опомнись, вздрогни, человек. Не долог на земле твой век. Но что после себя оставим? И чем себя мы здесь прославим?
2. Убитой птицей на заре? Лесами черными в огне? И свалкой мусора огромной? Иль атмосферою зловонной? Иль речкой с мертвою плотвой? Полями с выжженной травой?

3. Опомнись, вздрогни, человек! Перед природой ты в долгу, И славен будет пусть твой век Травой душистой на лугу. И трелью птиц веселой, звонкой, И шумным плеском родника, И гроздьями рябины тонкой, И синим глазом василька, И свежим ароматом трав, И рощи шумом, и дубрав…
4. Практическая часть. Инсценирование мини – спектакля «Лесные жители». Рассказчик. Довелось мне как-то раз Услышать вот такой рассказ… В ночь чудес- на Иванов день, (Такое бывает, уж ты мне поверь!) На поляне, под сосной Заседал народ лесной. Под сосною той сидели: Лесовик, Лесная Фея, Водяной с сестрой своею. Только бабушка Яга Почему-то не пришла. Собранье это Леший вел, Там шел серьезный разговор.
Леший. Собрались мы на совет- Как избавиться от бед?! В лес, друзья, пришла беда, Помощь срочная нужна.
Лесовик. Леса здесь когда-то стояли густые, Шумели липы молодые, Березки нежно всем кивали, В своих сережках щеголяли, Осины протяжно скрипели, А птицы так радостно пели.
Фея. А сосны, как стражи, в бору здесь стояли, Дубы вековые, как старцы, ворчали. И елок пушистых зеленый народ Водил на поляне свой хоровод.
Кикимора. В болотах такая была благодать! Во мху так приятно было лежать. И мягко, и влажно, и ягод не счесть- Бывало, что за день устанешь их есть. (Обращается к Водяному) А ты, братец мой, отчего не речист? Ведь каждый ручей был прозрачен и чист.
Водяной. Да что говорить? Загрязнили озера и реки. А виною тому все они – человеки!
Леший. Верно ты, дружок, сказал: Человек не тот уж стал. Обогатиться все хотят, Вот и рубят все подряд. Веселые липки пошли на кули, За них заплатили большие рубли. Березы на ложки срубили, Дубовую мебель куда-то спустили, И сосны и ели опять продают, Их рубят и пилят- куда-то везут, А люди-то не понимают, Что сами край свой разрушают. Нам пора вооружаться: Дурман- травою запасаться, Одолень-траву берите И на охрану все идите.
Фея. Все ко мне на инструктаж! Расскажу я вам сейчас, Как с дурманом обращаться, Одоленью как сражаться. Для чего дурман-трава, Знаю только я одна. Заденешь ты кого дурманом, Тотчас он станет словно пьяный, И будет спать он крепким сном, Про все забудет он потом. Одолень всех одолеет- Силу травка та имеет. Леший. А ну, все мигом поднялись И на охрану разошлись! Лесные жители расходятся в разные стороны. Слышится песня, на поляну выходят «туристы» (с гитарой, рюкзаками, топорами). У одного из них в руках коробка с надписью «Динамит».
Туристы (поют). Нет ничего приятнее Природы среднерусской, Когда у вас есть топоры, И динамит, и тол. Там будет речка за бугром, С прекрасною закуской! Глуши её , души ее, Тащи ее на стол!
1-ый турист. Вот хороший водоем, Давайте здесь сейчас рванем.
2-ой турист. Рыбку будем тут глушить И костерчик разводить.
3-ий турист. Здесь прекрасно отдохнем, Выходные проведем.
4-ый турист. Готовтесь рыбку брать, друзья, Динамит бросаю я.
Зажигает привязанный к коробке шнур. В это время на поляну выходит Водяной.
Водяной. Я – Водяной, я – Водяной. Мне реки, море- дом родной. Вы осквернить мой дом хотели, Да, Слава Богу, не успели! Тушит запал.
Туристы (хором) Только в сказках так бывает, Нечисть разна выползает.
Водяной. Но я не сказка и не миф. Проси прощенья, пока жив!

Туристы (на коленях ) Ты прости нас, Водяной, Отпусти ты нас домой, Про динамит мы позабудем И даже рыбу есть не будем.
Водяной. На сей раз я вас отпущу, Но вас я всюду отыщу. Коль нарушите запрет, Вам пощады, знайте, нет! Поселюсь я в ванне, в бане, Буду жить я даже в кране. Вас везде я отыщу И на дно всех утащу.

Появляется Кикимора. Эй, мой братец Водяной, Ты что, их отпустил домой? Ну ты, братец, и простак… Я бы сделала не так.
Кикимора (туристам). Вот уж я вас не прощу, Всех сейчас я проучу! Вы и на болоте были? Все болото загрязнили, Голубику растоптали, Клюкву с корнем вырывали! Вас за это не прощу, С собой в болото утащу!
Кикимора старается поймать туристов, те разбегаются в разные стороны, моля о пощаде.
Туристы. Госпожа Кикимора! Нам домой уже пора! Нас в болото не тащи, Других виновников ищи! Мы на болоте не бывали, Клюкву мы не вырывали. А коль по ягоды пойдем, То ни ветки не сорвем!
Кикимора. Ну, ежели не вы, то Отпустить мы вас должны. Кикимора (Водяному). Ну что, брат Водяной, Отпускаем их домой? Мы, кажись, их напугали Да кое-что им втолковали.
Водяной. Да только поняли ль оне, Сумлеваюсь я вполне. Кикимора (туристам). А мы проверим их сейчас Вы что усвоили у нас?
1-ый турист. Не будем речку загрязнять, Динамитом баловать.
2-ой турист. Будем ягоды умело брать, Зря болото не топтать.
Водяной и Кикимора (вместе). И тишину не нарушать!
Туристы (хором). Мы это тоже будем знать, И строго будем соблюдать Все мы правила лесные – Станем мы совсем другие!
Водяной. Ну чтож, усвоили все так. На дно тащить нельзя никак. Вы восвояси отправляйтесь, Да больше нам не попадайтесь.
Рассказчик. Все собрав, туристы спешно Враз оставили то место И подальше от реки Молча по лесу пошли, Думая, соображая, Что за напасть вдруг такая. Решили, что болотный газ Им вскружил мозги сейчас. Сразу все повеселели, Даже песенку запели. Шли да шли, и вдруг нашли Поляну солнечного света.
(Зрителям) Вам интересно слушать это? На полянке они сели, Костер устроить захотели, Тут же музыку врубили И все правила забыли.
Туристы (поют). Мы не должны ждать милости От матушки-природы. Пускай природа-матушка Сама дает доход. Пищите- трепещите, Сады и огороды: Туристы-гитаристы Отправились в поход. Ах, до чего ж за городом Приятно и красиво. От свежего от воздуха Кружится голова. 1-ый турист. Васек, иди-ка дерево спили Да на поленья поруби. Сейчас костерчик разведем Да картошки напечем. Вруби-ка, Серый, громче маг. Ты, Птаха, отступи на шаг. Соорудим здесь костерок. Все о*кей, все будет спок! Забудьте все – то был мираж! Продолжается кураж. Рассказчик. И пошла у них работа: Там березку рубит кто-то, Кто-то хворост собирает Да в костер его таскает. Ну, а музыка орет – Всех зверей испуг берет. Вот на этот шум и гам Леший к ним явился сам.
Леший (выключая магнитофон). Это что за тарарам? На вас глядеть-то стыд и срам! Захламили всю поляну! Лесовик, ты только глянь!
Лесовик. Все-то вы здесь истоптали, Растений сколько изломали!
Леший. Вас разве в школе не учили? И дома вам не говорили? Природу нужно уважать, Беречь, любить и охранять. В лесу у нас свои законы, И вам, друзья, они знакомы. Лесовик. Позвольте дать один совет: Всегда любите этикет, А музыка у нас не хуже – Да только слушать ее нужно. (Звучит фонограмма шума леса, пения птиц).

Леший. Что притихли, обормоты?

Вряд ли поняли вы что-то!

Вы нарушили запрет,

Вам теперь пощады нет.

Рассказчик. Услышав грозный приговор,

Друзья, не поднимая взор,

Забыв про удаль и кураж,

Решили – это не мираж,

И, кинув свой магнитофон,

Из лесу бросились все вон.

Леший. Ну, этих вроде проучили –

Дорогу в лес они забыли.

Запомнят наш с тобой урок

И другим накажут впрок.

Лесовик, бери трофеи,

Да пойдем отсель скорее.

Лесовик. Тише, тише, царь лесной,

Что за звук за той сосной?

(Леший и Лесовик прислушиваются. До них долетает звук ручной пилы).

Леший. Пойдем-ка, брат, мы поглядим,

За порядком проследим.

(Уходят. На поляне появляется Баба Яга с пилой).

Баба Яга (поет ). По утрам не ждет меня работа,

Я давно на пенсии сижу.

Вот избушка прохудилась что-то,

Коттедж себе соорудить хочу.

Ну разве это много –

Всего один коттедж.

Судить не надо строго –

Избушке тыща лет.

Лунным светом залита дорожка,

Выхожу с пилой я на простор.

Спилить осталось мне еще немножко,

Чтобы вокруг поставить частокол.

Появляется Леший и Лесовик.

Леший. Это что же ты, Яга,

Костяная ты нога!

Законы леса нарушаешь,

Самовольный выруб начинаешь?

Баба Яга. Моей избушке тыща лет:

Ни удобств, ни зала нет.

Где гостей мне принимать,

Банкеты разные справлять?

Всю жизнь в лесу вы проторчали,

От жизни вы совсем отстали.

Я же в ступе полетала –

Таки коттеджики видала…

Ну че тут с вами говорить?

Пошла я лес себе валить.

Леший. Ты что же, спятила, Яга?

Лесовик. Лес – богатство и краса!

Береги свои леса!

Баба Яга. Да вы сами-то свихнулись

Или только что проснулись?

Скоро лес растащат весь –

Срублю, пока возможность есть.

(Лешему).

Да ты послушай чередом –

Трактора гудят кругом.

Там пришли уж лесогубы,

Сплошь леса они погубят.

(Баба Яга уходит.) Леший. Да, кипит у них работа. Решать нам надо, братец, что-то. С ними нам не совладать, Лесную Фею надо звать. У ней дурман и одолень – Напустит им такую лень. Леший (хлопая в ладоши ). Лесная Фея, покажись! Скорей на помощь к нам явись! Появляется Фея. Леший (Фее). Одурмань всех лесогубов, Что леса бездумно губят. Фея. Эта сошка мелковата! Вы пугните их, ребята, Они и уйдут отсюда сразу! Лес-то рубят по приказу, Как накажет наниматель, То есть их работодатель. Вот к нему я и пойду, Сон да дрему наведу.
Рассказчик. Вооружась дурман-травою, Одолень забрав с собою, Фея в офис пробралась, Колдовать там принялась. Офис. За столом сидит «начальник», что-то пишет, считает. На столе телефоны. Начальник. Итак, три тыщи два куба. Это семь миллионов два рубля; Надо в доллары перевести Да в банк швейцарский отвезти. Входит Фея. Фея. Я – невидимая Фея, Дурманить головы умею. Одоленью я взмахну, Сон да дрему наведу. И дурманом помашу, Сон ваш в явь я превращу. Фея обходит вокруг «начальника», обмахивая его травою. Начальник. Ох, я, кажется, устал. Часок-другой бы подремал. Ах, мне слышен сладкий звон. Где же я? Меня уносит сон… Сон. Появляется худой, бледный мальчик, он тяжело дышит, кашляет – ему не хватает воздуха. Начальник. А это кто еще такой Тут стоит передо мной?
Мальчик. Я – праправнук твой Андрей.
Начальник. Что же хилый ты такой? Иль родился ты больной?
Мальчик. Кто леса повырубал? Ты что, дедушка, не знал – Леса воздух очищают, Их легкими планеты называют, А ты всё денежки копил И об этом позабыл. Мне вклады в банках не нужны И виллы в жизни не важны. Ты, дед, мне выжить помоги – Для нас планету сбереги. Послушай, как она гудит, Она о помощи кричит!
Мальчик читает стихотворение Е. Шклавского. Взгляни на глобус – шар земной Ведь он вздыхает, как живой. И шепчут нам материки: «Ты, береги нас, береги!» В тревоге рощи и леса, Роса на травах, как слеза. И тихо просят родники: «Ты береги нас, береги!» Грустит глубокая река, Свои теряя берега. И слышу голос я реки: «Ты береги нас, береги!» Остановил олень свой бег: «Будь Человеком, человек! В тебя мы верим – не солги, Ты береги нас, береги!» Начальник (просыпаясь). Какой я ясный видел сон – Не позабудется мне он. Вот он глобус – шар земной, Такой прекрасный и родной. Леса рубить я прекращаю, Деревьев новых насажаю. Пусть плодоносят и цветут, На радость людям пусть растут. Выходят все герои спектакля и читают хором. Давайте будем Беречь леса! Они - богатство и краса! 5. Подведение итогов. Рефлексия. У кого после нашего мероприятия настроение бодрое – поднимите ладошки вверх и поапплодировали.

Список используемой литературы.

    Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми. – Воронеж: Учитель, 2006. Захлебный А. Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1984. Кувашова Н.Г. Праздники в начальной школе – 2. – Волгоград: Учитель, 1997. Максимов Н. А. За страницами учебника географии. – М.: Просвещение, 1971. Потапова Л. М. Детям о природе. Экология в играх для детей. – Ярославль: Академия Холдинг, 2002.
  • формирование представлений и элементарных знаний об экологии
  • ;
  • анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой
  • ;
  • развитие индивидуальных способностей учащихся
  • ;
  • воспитание бережного отношения к природе
  • ;
  • формирование познавательных интересов во внеурочное время.
  • Планируемые достижения учащихся:

    • Усвоить, что экология – это наука, которая учит бережно относится к окружающему миру
    .
  • Понять, что в исчезновении птиц и животных в лесах виноваты люди
  • .
  • Учиться защищать природные ресурсы
  • .
  • Развивать индивидуальность в процессе творческих и интеллектуальных заданий
  • .

    Оборудование:

    • аудиозапись голов птиц;
    • выставка книг “Природа – твой дом”
    ;
  • оформление стенда “Охрана окружающей среды”
  • ;
  • индивидуальные творческие задания
  • ;
  • анкеты
  • ; ;
  • цветные карандаши
  • ;
  • мультимедийная презентация по теме “Путешествие по экологической тропе”
  • ;
  • карточки – знаки отличия индивидуальных достижений
  • .

    Ход мероприятия

    – Сегодня на нашем уроке мы совершим воображаемое путешествие по экологической тропе. Экологическая тропа – это маршрут в лесу, где человек изучает природу, учится охранять зверей и птиц, деревья и травы. Послушайте историю о лесе.

    Кадр 1 Лес

    – Жил был лес.

    Кадр 2 Птицы

    – Обитали в лесу птицы. Птицы пели задорно и весело. Послушай (звучит аудиозапись голосов птиц филина, кукушки, дятла, соловья)

    – Каких птиц вы услышали? (филина, кукушку, дятла, соловья)

    Послушай песню о соловье в исполнении ученицы музыкальной школы.

    (На скрипке исполняется музыкальное произведение “ Соловушка”)

    Кадр 3 Звери

    – Жили в лесу и звери. Резвились на полянах, охотились. Рассмотри слайды.

    Каких зверей узнали? (Енот, белка, заяц, ежик, волки, медведь, лось, олень, лиса)

    Кадр 4 Человек

    – Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило.

    Кадр 5 Вырубка леса

    – Стал человек тогда вырубать лес.

    Кадр 6 Пожар в лесу

    – Стал разжигать костры, и огонь погубил лес.

    Кадр 7 Загрязнение водоемов.

    – Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в лесу.

    Кадр 8 Воздух

    – Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух.

    Кадр 9 Засорение отходами

    – Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (бутылками, резиной, бумагой).

    Кадр 10 Просьба леса

    – Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу.

    – И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи.

    “ Помогите вернуть былую красоту, птиц и животных!”

    Кадр 11

    – Почему в лесу никто не живет?

    – Человек разрушил жизнь леса.

    – Вспомните, какая наука рассказывает нам о связи природы и человека?

    – Экология.

    Экология – наука о взаимоотношениях живой и неживой природы.

    Все организмы на планете связаны между собой: живое и неживое, растения и животные, человек и природа.

    – Чтобы помочь лесу, прогуляемся по лесной экологической тропе и исправим ошибки человека.

    Задание 1

    – У вас на столах лежат картинки с загадками, на которых изображены деревья средней полосы России. Переверни картинку, прочитай загадку, отгадай – и узнаешь название дерева. Эти деревья мы посадим в нашем лесу.

    Весной зеленела, летом загорела,
    Осень в сад пришла, красный факел зажгла.
    Ответ (Рябина)

    Не заботясь о погоде,
    В сарафане белом ходит,
    А в один из тёплых дней
    Май серёжки дарит ей.
    Ответ (Берёза)

    Зимой и летом – одним цветом.
    Ответ (Ёль)

    Никто её не пугает,
    А она вся дрожит. (Осина)

    С моего цветка берёт
    Пчёлка самый вкусный мёд.
    А меня все ж обижают,
    Шкурку тонкую сдирают. (Липа)
    Породы деревьев вывешиваются на доску.

    Группы готовят краткое сообщение о породе своего дерева, используя школьный гербарий.

    Кадр 12. Деревья

    – Вот и выросли в нашем лесу новые красивые деревья. Приятно бегать меж стволов и играть в подвижные игры.

    Задание 2

    – Кого ещё не хватает в нашем лесу?

    – Не хватает птиц и зверей

    На столе у вас лежат конверты. Приготовь клей. Достань из конвертов пазлы. Собери картинку из пазлов, наклей на лист бумаги, отгадай животное или птицу, прикрепи к доске. (на пазлах фотографии: медведя, лисы, совы, енота, дятла)

    Задание 3

    Игры с жителями леса.

    Выбери самого сильного и ловкого игрока из команды. Между стульями лежит змея. Двое игроков, по сигналу, хватают змею.

    Цель игры: первым вытащить змею из–под стульев. Кто выиграл, тот играет со следующим участником.

    Кадр 13 Звери в лесу

    – Лес преобразился. Снова запели птицы, и звери начали резвиться на полянках. Они благодарят нас за помощь и приготовили для нас подарок – задание.

    Задание 4

    Енот Егорка принес его в этом конверте (достать конверт). Это кроссворд о природе.

    Кадр 14 Кроссворд

    Отгадаем кроссворд вместе. Каждой группе по вопросу.

    Вопросы к кроссворду

    1. Как называется верхний плодородный слой земли?
    2. Водяной поток, протекающий по четко обозначенному руслу?
    3. Синоним слова звери.
    4. Назови одним словом деревья, травы, кустарники.
    5. Житель планеты, наделенный разумом.
    6. Назови синоним слова атмосфера.
    7. Как называется солнце на языке астрономов?

    – Природа – главное слово в нашем задании. Ведь охрана природы – главная цель экологии.

    Кадр 15 Охрана природы

    – Нужно ли охранять природу?

    – Охранять природу нужно от мусора, грязи, дыма и копоти, нерадивых туристов и других нарушителей экологии. В лесу нужно проводить субботники по уборке мусора, лесничий должен охранять лес от браконьеров и вырубки, пожарные тушить лесные пожары, государство создавать заповедники для сохранения редких животных и растений ученики школ помогать взрослым посильным трудом.

    Задание 5

    На столе у вас большие круги, похожие на дорожные знаки. Придумай знак – напоминание о поведении человека в лесу. Расскажи о значении этого знака. Повесь его в нашем лесу (на доску).

    Кадр 17 Итог урока

    Давайте посмотрим, как теперь живется в лесу нашим деревьям, зверям, птицам.

    (Музыкальный клип).

    Задание 6

    Заполни анкету.

    Цель: выявление материала для дальнейшей работы.

    Возьми лист, на котором напечатана анкета. Ответь на вопросы.

    1. Что изучает наука ЭКОЛОГИЯ?

    – Природу;
    – Сказки разных народов.

    2. Кому приносит вред дым из труб заводов?

    – самолётам;
    – всем живым существам.

    3. Какую книгу называют “Красной?”

    – атлас мира;
    – книгу редких животных и растений.

    4. Где животные могут не бояться охотников и человека?

    – в заповеднике;
    – в цирке.

    5. Куда можно выбрасывать мусор в лесу?

    – в берлогу медведя;
    – в мусорный бак или забирать с собой.

    Завершение путешествия

    Чтение стихотворения Любови Сироты

    Скворечник

    Он сказал с неподдельной любовью:
    "Мне природа – родная сестра.
    Про охоту и рыбную ловлю
    Я могу говорить до утра.
    Разве что-то сравнится с азартом
    Следопыта, восторгом стрелка
    Или, скажем, с дрожаньем внезапным
    Пробудившегося поплавка?
    Если надобно выдумать слово –
    Только с ч а с т ь е м назвать бы я мог
    И блаженную тяжесть улова,
    И ухи ароматный дымок...”
    Дай вам Бог и погоды, и пищи,
    Только я не за вас – за мальца,
    Что заботливо ладит жилище
    Для простого рябого скворца.
    Есть ли дело светлей и безгрешней,
    Чем сколачивать, шкурить бока
    Золотистой фанерной скворечни –
    Деревянного особнячка?
    И, пристроив к доверчивой кроне,
    День за днем, запрокинув лицо,
    Все-то взглядывать из-под ладони:
    Не явился ли гость на крыльцо?
    И – мелькнули на фоне проема,
    На кургузой площадке крыльца
    У дверей обретенного дома
    Долгожданные крылья жильца!
    Вот он вышел на краешек кровли,
    Шевельнув молодые листы...
    ...Есть восторг и в охоте, и в ловле,
    Есть природа – но нет доброты.
    И стоишь, затаивши дыханье,
    И вбираешь, и ловишь, и ждешь
    Посвист, щелканье и трепыханье,
    Пестрых перьев счастливую дрожь.

    – Вот и подошла к концу наша экскурсия. Думаю, что вы сегодня многое узнали об экологии, и будете природу беречь и охранять. Выставка книг “ Природа – твой дом” заинтересует любителей природы. В библиотеке вы всегда найдете книги о растениях, животных и птицах. Берегите природу!

    С.Л. Трифонова

    учитель начальных классов

    МОУСОШ № 8

    « Будь природе другом »

    Цель занятия:

    Формирование представлений и элементарных знаний об экологии;

    Воспитание экологической культуры детей, привлечение внимания учащихся к бережному и правильному отношению к природе.

    Задачи:

    Углубить представление об источниках загрязнения окружающей среды;

    Развивать экологическое мышление у детей;

    Развитие познавательного интереса к природе, чувства ответственности за свои поступки;

    Воспитывать у детей бережное отношение к природе, привычку заботиться о природе и ее обитателях.

    Планируемые достижения учащихся:

      Усвоить, что экология – это наука, которая учит бережно относится к окружающему миру.

      Понять, что в исчезновении птиц и животных в лесах виноваты люди.

      Учиться защищать природные ресурсы.

      Развивать индивидуальность в процессе творческих и интеллектуальных заданий.

    Оборудование:

      оформление плаката « Будь природе другом»

      творческие задания;

      мультимедийная презентация по теме “Путешествие по экологической тропе”;

    Эпиграф:
    Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша! (А.П. Чехов)

    I .Организация начала урока.

    УЧИТЕЛЬ. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! Здравствуй, природа! Здравствуйте, леса и реки, моря и озера, поля и горы! Здравствуйте, птицы! Здравствуйте, звери! Если б человек каждый день вот так здоровался не только с родными и знакомыми, но и со всем живым, что его окружает, может быть, до сих пор на Земле жили бы все те животные и растения, которых мы больше никогда не увидим – люди уничтожили их. Уничтожение продолжается и сейчас. Цели разные: кто-то хочет получить побольше денег за продажу редкого животного ли его меха, кто-то хочет поохотиться в свое удовольствие, а кто-то, не думая, вырывает с корнем цветы, убивает палкой лягушку, бросает камнем в птицу – развлекается. Красиво изданные «Красные книги» - это горькое повествование о самом беспощадном, бездумном и непрерывном истреблении неповторимо многообразной жизни на земле. А красный цвет-это сигнал тревоги, опасности, предупреждения. Он, как красный сигнал светофора, предупреждает: «Осторожно! Может случиться беда».

    Иногда слышишь: «Человек – царь природы!», но кто поставил человека над природой? Сам человек! А кто человек без природы? Представить себе невозможно… Без воздуха, воды, пения птиц, аромата лугов, шелеста листьев. Все это щедро дарит нам природа, а взамен просит только бережного, доброго отношения. Ведь человек – это часть природы. (сл .- 2)

    Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

    А говорить мы сегодня будем о природе, о человеке, об экологии.

    Сегодня на нашем занятии мы узнаем, какую роль играет человек в охране природы. Можно сберечь и лес, и сад, и поле, и речку, и все, что нас окружает, если усвоить ряд несложных правил поведения в природе. И мы сегодня проверим, насколько хорошо вы знаете тот мир, который вас окружает, и что нужно делать, чтобы его сберечь? К концу занятия подготовим экологический плакат « Будь природе другом».

    Учитель. А что же такое "экология”? Экология это наука о нашем доме – о планете Земля. Все, кто как-то знаком с экологией убежден, что спасение человечества возможно лишь тогда, когда каждый из нас овладевает экологическими знаниями и живет по экологическим законам жизни.

    ЭКОЛОГИЯ – это наука о взаимодействиях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. “Эко” по-греч. – дом, “логос”-наука. (слайд 3)

    Именно для сохранения нашей природы и планеты возникла наука «Экология» и профессия «эколог».

    Кто из вас знает, а чем занимается эколог?

    Да, это очень важная современная профессия. Эколог пытается помочь людям разобраться в том, как понимать друг друга природе и людям, как научиться жить в сотрудничестве.

    Какие проблемы существуют? (слайд 4)

    Желаю нам дружно поработать, узнать много нового и полезного для себя.

    Итак, тема нашего урока: “ БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ!”

    Послушайте историю о лесе.

    1 Лес (слайд 5)

    – Жил был лес.

    2 Птицы (слайд 6)

    Обитали в лесу птицы. Птицы пели задорно и весело.

    3 Звери (слайд 7-8)

    Жили в лесу и звери. Резвились на полянах, охотились. Рассмотри слайды.

    4 ЦВЕТЫ

    Цветы украшали (слайд 9)

    5 Человек

    Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило.

    6 Вырубка леса (слайд 10)

    Стал человек тогда вырубать лес.

    7 Пожар в лесу

    Стал разжигать костры, и огонь погубил лес. (слайд 11-13)

    8 Загрязнение водоемов.

    Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в лесу. . (слайд 14)

    9 Воздух

    Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух. (Слайд 15)

    10 Засорение отходами.

    Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (бутылками, резиной, бумагой). (слайд 16-17)

    11 Просьба леса

    Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу. . (слайд 18)

    И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи.

    Помогите вернуть былую красоту, птиц и животных!”

    Учитель

    Почему в лесу никто не живет?

    Ученик

    Человек разрушил жизнь леса.

    Учитель

    Вспомните, какая наука рассказывает нам о связи природы и человека?

    Ученик

    Экология.

    Экология – наука о взаимоотношениях живой и неживой природы.

    Все организмы на планете связаны между собой: живое и неживое, растения и животные, человек и природа.

    Учитель

    Чтобы помочь лесу, прогуляемся по лесной экологической тропе и постараемся исправить ошибки человека.

    Задание 1

    Учитель

    У вас на столах лежат картинки с загадками, на которых изображены деревья средней полосы России. Переверни картинку, прочитай загадку, отгадай – и узнаешь название дерева. Эти деревья мы посадим в нашем лесу.

    1 .Весной зеленела, летом загорела,
    Осень в сад пришла, красный факел зажгла.
    Ответ (Рябина)

    2. Не заботясь о погоде,
    В сарафане белом ходит,
    А в один из тёплых дней
    Май серёжки дарит ей.
    Ответ (Берёза)

    3. Зимой и летом – одним цветом.
    Ответ (Ёль)

    4 . Никто её не пугает,
    А она вся дрожит. (Осина)

    5. У меня длинней иголки,
    Чем у ёлки.
    Очень прямо я расту
    В высоту. (
    сосна)

    На какие группы можно разделить эти деревья? (хвойные, лиственные).

    . Деревья

    Учитель

    Вот и выросли в нашем лесу новые красивые деревья.

    Задание 2

    Учитель

    Кого ещё не хватает в нашем лесу?

    Ученик

    Не хватает птиц и зверей

    Учитель

    На столе у вас лежат конверты. Приготовь клей. Достань из конвертов загадки. отгадай животное или птицу, прикрепи к доске. (картинки)

    Черный жилет, красный берет.
    Нос, как топор, хвост, как упор.(Дятел)

    Кто на елке, на суку
    Счет ведет: ку-ку, ку-ку?(кукушка)

    Угадайте, что за птица
    Света яркого боится,
    Клюв крючком, глаз пятачком? (Сова)

    Синяя косынка, темненькая спинка.
    Маленькая птичка. Звать ее...(Синичка)

    Под дождём она гуляет,
    Щипать травку обожает,
    Кря кричит, Всё это шутка,
    Ну конечно это – (Утка)

    Хожу в пушистой шубе,
    Живу в густом лесу.
    В дупле на старом дубе
    Орешки я грызу. (белка)

    Комочек пуха,
    Длинное ухо,
    Прыгает ловко,
    Любит морковку.(заяц)

    Всех зверей она хитрей,
    Шубка рыжая на ней.
    Пышный хвост - ее краса.
    Этот зверь лесной - …. (лиса)

    Летом по лесу гуляет,
    Зимой в берлоге отдыхает. (Медведь)

    Задание 3

    Учитель

    Чтобы стало в лесу красиво, чего не хватает?

    Ученик

    Не хватает цветов.

    Учитель

    На столе у вас лежат конверты. Приготовь клей. Достань из конвертов загадки,отгадки прикрепи к доске.

    Я шариком пушистым Белею в поле чистом, А дунул ветерок - Остался стебелёк. (одуванчик)

    Белые горошки
    На зелёной ножке. (ландыш)

    Стоят в лугах сестрички -
    Золотой глазок, белые реснички . (ромашка)

    Эх, звоночки, синий цвет,
    С язычком, а звону нет.(колокольчик)

    Лес преобразился. Снова запели птицы, и звери начали резвиться на полянках. Радуют своей красотой и ароматом цветы. (слайд 19)

    Задание 4

    Задания группам. Чтобы лес не потерял свою привлекательность, существуют правила поведения, которые вам надо расшифровать.

    (слайд 20,21,22,23)

    Задание 5

    "Ситуации".

    1 группа.

    Идут по лесу два мальчика. У дороги им повстречался ручеёк. Вода в нём мутная, грязная. Один мальчик решил привести ручеёк в порядок. Другой посмеялся над ним. И всё-таки первый мальчик очистил ручеёк, расчистил дно, убрал упавшие в него ветки. А потом сказал:

    Пусть этот ручеёк будет служить и людям, и животным.

    1). Кого бы вы взяли себе в друзья и почему?

    2). Как бы вы поступили в этой ситуации?

    2 группа.

    1. Олег стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.

    Что ты делаешь?– спросила старушка.

    Пчел прогоняю. Они жалят цветы.

    Старушка улыбнулась, и что–то сказала Олегу. После этого Олег выбросил прутик, удивленно пожав плечами.

    А я и не знал об этом.

    ВОПРОС: Что сказала Олегу старушка?

    3 группа.

    1. Гуляя по лесу с родителями, Аня и Алеша увидели большой муравейник.

    Давай посмотрим, что внутри муравейника, – сказал Алеша.

    Давай, – с интересом ответила Аня. Дети взяли большую палку и начали ворошить муравейник. Увидев, чем заняты дети, мама подбежала к ним, забрала палку:

    Если бы муравьи могли говорить, они бы сказали вам, что...

    ВОПРОС: Что сказали бы муравьи? Почему?

    Задание 6

    Учитель

    Сейчас мы проверим, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"!

    Если я приду в лесок

    И сорву ромашку? (нет)

    Если съем я пирожок

    И выброшу бумажку? (нет)

    Если хлебушка кусок

    На пеньке оставлю? (да)

    Если ветку подвяжу,

    Колышек подставлю? (да)

    Если разведу костер,

    А тушить не буду? (нет)

    Если сильно насорю

    И убрать забуду. (нет)

    Если мусор уберу,

    Банку закапаю? (да)

    Я люблю свою природу,

    Я ей помогаю! (да)

    Задание 7

    Учитель

    Территорию нашего поселка окружают живописные места . Со всех сторон нас окружает лес, рядом протекает река Кута. В окружении поселка отсутствуют загрязняющие природу промышленные производства и предприятия.

    Все лето и осень жители нашего поселка выходные дни проводят в лесу или на берегу реки . Такой отдых позволяет им насладиться великолепными видами, созданными самой природой, позагорать на берегу реки, или спрятаться в тени деревьев и надышаться чистейшим лесным воздухом , собирая грибы да ягоды. (фото детские на природе)

    Однако, отсутствие организованности в размещении, проживании, питании, проведение различных мероприятий во время отдыха приводит к увеличению загрязнением бытовыми отходами.

    С каждым годом растет количество отдыхающих. И с каждым годом после их отъезда увеличивается количество неубранного бытового мусора и поврежденной растительности.

    Посмотрите, что может произойти на отдыхе в природе, может кто-то узнает себя . (Слайд 24-27)

    Сценка

    1 турист : Сегодня мы пришли гулять,

    Благо лес - рукой подать!

    Закупили всё подряд:

    Пищу, спички, лимонад.

    2 турист : Свежий воздух возбудит

    Наш здоровый аппетит!

    А пакеты, банки, склянки…

    Лес большой, он всё вместит!

    Лес, он что, ничей?

    Туристы: (хором) Ничей!

    3 турист : Расположимся скорей!

    Тут уж нам не помешают:

    Жги и лей, руби и бей!

    4 турист : Урны нет! Неси в кусты!

    Мы с природою на “ты”!

    1турис т: Мусор птицам разбросаем!

    В речку скинем все бутылки –

    В море пусть плывут посылки!

    2 турист : Мы цари! Молчи природа!

    Всё здесь наше – лес и воды!

    (звучит музыка, туристы разбрасывают банки, бутылки и уходят)

    Матушка природа:

    Ты, человек, любя природу,

    Хоть иногда её жалей!

    В увеселительных походах

    Не растопчи её полей!

    Она – твой давний, добрый лекарь,

    Она – союзница души.

    Не жги её напропалую,

    И не исчерпывай до дна.

    И помни истину простую,

    Нас много, а она – одна!

    Ведь нам известно, как хрупка природа и как долго она восстанавливается после нанесенных повреждений. нужно заботиться об окружающей природе, попытаться организовать уборку остающегося после отдыха мусора.

    Задание 8

    Учитель

    Природа прекрасна и загадочна. Люди, иногда даже не замечая этого, наносят ей большие раны. Чтобы предостеречь их и сохранить природу, существуют особые природоохранные знаки.

    У каждой команды нашего класса есть по 2 природоохранного знака. Вы должны их объяснить и прикрепить на наш плакат. (рисунки)

    Задание 9

    Информация: Свалка по имени «Земля». (слайд 28-29)

    Количество бытового мусора в последнее время резко возросло. Мусор стал монстром цивилизации! Города и населенные пункты буквально обрастают свалками. А отходы гниют, отравляя воздух, почву, воду. ( Слайд 30)

    Может ли при этом человек оставаться здоровым ? (слайд 31)

    «Мусор приносит золото» – так считают те, кто заботится о природе. Во многих странах имеются фирмы по переработке мусора. В Германии их – 50 тысяч. В нашей стране таких предприятий единицы. Металл отделяют магнитным сепаратором, прессуют и отправляют на металлургические заводы. Мусор сортируется. Полиэтиленовая тара попадает в машины наподобие мясорубок и из них получается фарш – гранулы. А из них снова делают бутылки, игрушки и др. Из шин получают нефть, бензин.

    Игра «Пойми меня».

    (определить, что является отходами)

    Задание 1.

      У меня очень много игрушек из нее.

      Она бывает разноцветной, ее очень трудно сломать.

      Предметы, сделанные из нее, легкие.

      Если ее поджечь, то появится серый, едкий дым.

      Ее нельзя выбрасывать, так как в природе она не разлагается . (Пластмасса.) 200 лет.

    Задание 2.

      Его делают из песка.

      Брошенное в лесу, оно может стать причиной пожара.

      Чаще всего оно прозрачное.

      Если его сильно нагреть, оно тянется.

      Когда падает, оно разбивается. (Стекло.) 1000 лет.

    Задание 3.

      Это получается, когда становится старым или ломается.

      Это можно увидеть везде: в городе, в деревне, даже вдоль дорог.

      Это можно сдать и получить деньги.

      Это можно переплавить, что бы сделать что-то новое.

      Это бывает цветным и черным . (Металлолом.) (Консервная банка – более 30 лет)

    Задание 4.

      Ее изобрели китайцы.

      В нашей стране ее получают из древесины.

      Она легко горит.

      Из нее получается очень много мусора.

      На ней обычно рисуют или пишут . (Бумага – 2 года)

    Особым видом загрязнения окружающей среды является бытовой мусор. В городах, селениях, местах отдыха – повсюду свалки бутылок, консервных банок, полиэтиленовых пакетов, которые не только уродуют облик мест нашего проживания, но и наносят большой вред природе и здоровью человека.

    Что можно сделать?

    Мусор можно: ( слайд 32)

    а) Переработать и получить полезные вещи.
    б) Отвезти на свалку.
    в) Сжечь.
    г) Выбросить на землю, в речку, озеро.

    Задания:

      Какой пункт необходимо убрать из списка и почему?

      Из оставшихся пунктов назвать самый безвредный для природы способ утилизации отходов.

    ПОКАЗ работ из вторсырья.

    Экологическая работа «Мусорная фантазия»

    Итог

    Ребята мудрые слова
    Пусть вспомнят не однажды:
    Отец – нам лес,
    Нам мать – река,
    А Братец – кустик каждый.
    И чтобы жизни каждый день
    Стал счастья полной чашей,
    Природу нужно отогреть
    Теплом, заботой нашей.
    Пусть мир становится добрей
    И лучше год от году!
    Возьмемся за руки друзья,
    И защитим природу!

    Будем же беречь нашу землю. Повсюду. На каждом шагу. Все вместе и каждый в отдельности. Другой планеты у нас не будет. Земля - величайшее чудо, она у нас одна. Завтрашний день будет таким, каким мы создадим его сегодня . (слайд 33-34)

    Рефлексия:

    Посмотрите, у вас на столах лежат ладошки зеленого и желтого цвета . напишите на них, что бы вы могли сделать для сохранения нашей планеты Земля. (Выполнение коллективного коллажа «Мы – дети Земли». Прикрепление вырезанных ладошек детей с надписями на плакат на доске. На плакате посередине изображение Земли.) (слайд -35) А.А.Плешаков. Экология для младших школьников. Москва, изд-во «Дрофа», 2000г.

    Добро пожаловать в экологию» О.А. Воронкевич. 2003г.

    «Планета-наш дом» И. Белавина 1995г.



    Вверх