Конспект ОД по ознакомлению с миром природы в старшей группе «Путешествие в мир природы. Конспект образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с миром природы «Путешествие по экологической тропе

Конспект занятия для детей старшей группы детского сада

Тема: «Наедине с природой».

воспитатель первой квалификационной категории Матвеева Марина Сергеевна. АНОДО «Планета детства «Лада» детский сад «Белочка» №176.
Назначение: Занятие для детей старшего дошкольного возраста.
Цель:
1. Формирование умения составлять описательный рассказ по картинкам.
2. Уточнить представления детей о характерных особенностях каждого сезона.
3. Формирование представлений о закономерной повторяемости изменений в жизни природы, от сезона к сезону.
4. Учить детей рассматривать и обследовать объекты неживой природы, делать выводы.
Ход занятия:
На полу сидим в кругу. Раздаточные карточки у детей.
Воспитатель: Ребята, давайте сыграем в игру «Когда это бывает?»
Пришло время загадок.
Пусты поля
Мокнет земля
Дождь поливает
Когда это бывает.

Снег на полях
Лед на реках
Вьюга гуляет
Когда это бывает.

Тает снежок
Ожил лужок
День прибывает
Когда это бывает

Солнце печет
Липа цветет
Рожь поспевает
Когда это бывает
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а отгадайте загадку: «Зимой беленький, а летом серенький».
Дети: Это заяц.
Воспитатель: Правильно, это зайка. А сегодня он к нам прискакал, узнать, что мы знаем о природе.
На столе диаграмма, у детей карточки со знаками по временам года.
Начинаем рассказ: Оля (по карточке) – Это осень. Осенью бывает дождь. Появились лужи. Солнце осенью светит реже. Погода пасмурная…
Дети рассказывают друг за другом, один начинает, второй продолжает, третий заканчивает. Так о каждом времени года.
Воспитатель: Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой, мир живой природы. У нас на столе лежат картинки: мальчикам нужно отобрать изображение не живой природы, а девочкам живой природы и потом объяснить, чем отличается живая природа от неживой (движется, растет, питается, дышит, размножается). Давайте проверим правильно ли выбраны картинки: человек, кит, собака, птица, слон, дерево, цветок, ежик. Все они питаются, растут, дышат, поэтому их относят к живой природе.
А солнце, облака, радугу, камни, почву, воду относят к неживой природе, так как у них нет способности к росту, питанию, дыханию. Молодцы, ребята, справились с заданием.
Физминутка: - Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Зайчик будет бросать вам мяч, а вы будете его возвращать с ответом.
-после зимы идет…
-после лета…
-зимний месяц…(ответы нескольких детей)
-летний месяц…(ответы нескольких детей)
-после вторника…
-день, а потом…
-ночь, а за ней…
-выходные…
-перелетная птица…
-зимующая птица…(ответы нескольких детей)
-кто на зиму впадает в спячку…(ответы нескольких детей)
-кто первый прилетает весной…
-какая птица не вьет себе гнездо…
-осенний месяц…(ответы нескольких детей)
-весенний месяц…(ответы нескольких детей)
Воспитатель: А какие природные явления вы знаете? (Ветер, снег, радуга, листопад, капель, ледоход, иней, роса, туман, сосульки, капель, град, дождь, солнце).
А какие бывают только зимой? Летом?
А какие бывают облака? (кучевые, перистые, грозовые и дождевые)
А из каких идет дождик и снег?
А как называется лес, в котором растут сосны и ели? А если деревья? А если все вместе? (ответы детей).
В конце занятия зайка спрашивает: «Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили, что нового узнали». Хвалит детей и дарит медальки со своим изображением.

Ленура Муртазаева
Конспект занятия по ознакомлению с природой в старшей группе «Путешествие в природу»

Программные задачи:

Научить детей отличать живые объекты от неживых. Развивать речь детей.

Развивать умение отвечать на вопросы, аргументировать свои ответы.

Развивать навыки учебной деятельности. Закрепить знания о природе родного края. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: картинки о природе, волшебная шкатулка. Иллюстрации с изображением признаков живой природы: растет, дышит, питается, двигается, размножается. Глобус, два пластиковых стаканчика. Вода.

Раздаточный материал:

Карточки с изображением объектов живой природы. Карандаш. Мел.

Салфетки.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, у меня на столе стоит шкатулка, чтобы открыть шкатулку необходимо отгадать загадку.

«Яркое солнце

и голубое небо,

горы, океаны,

равнины, леса.

Вода и песок,

и вокруг все живое.

Как все это называем мы друзья?»

(Природа)

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?

Воспитатель: Давайте мы с вами будем сегодня путешественниками и отправимся на поиски клада. Но, чтобы найти клад надо выполнить несколько заданий (сидя за столами, дети смотрят картинки о природе (беседа по содержанию).

Воспитатель: Что вы видели?

Дети: Природу.

Воспитатель: Правильно. Все, что нас окружает, не сделано руками человека – это природа. Она бывает живая и неживая. Ребята, а какие объекты живой природы вы видели?

Дети: Растения, цветы, деревья.

Воспитатель: Правильно, все живое: растет, дышит, питается, двигается, размножается. А какие объекты неживой природы вы видели?

Дети: дождь, ветер, солнце

Воспитатель: Молодцы, вы правильно назвали объекты живой и неживой природы.

Пальчиковая гимнастика «Пальчик – мальчик, где ты был».

Пальчик – мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил

С этим братцем щи варил

С этим братцем кашу ел

С этим братцем песни пел.

Воспитатель: Ребята, у вас на столах лежат карточки с изображением природы. Возьмите карандаши и стрелочками распределите объекты живой и неживой природы (дети выполняют задание).

Воспитатель: Скажите, что вы отнесли к живой и неживой природе?

Дети: Кактус, свекла, божья коровка – это все живое, а луна, солнце, облако, туча с дождем – это неживая природа.

Воспитатель: Ребята, а мы с вами относимся к живой или неживой природе?

Дети: Мы относимся к живой природе.

Воспитатель: Почему?

Дети: Мы дышим, растем.

Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо»

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветер тише, тише, тише

Деревцо все выше, выше.

Воспитатель: Правильно, мы часть природы, мы живые, а все живое – растет, дышит, размножается, питается. А как мы с вами дышим?

(воспитатель предлагает выполнить дыхательное упражнение).

Воспитатель: У вас на столе лежат салфетки, возьмите их и подуйте, как ветер, дыхательная гимнастика «Ветер».

Дыхательная гимнастика «Ветер».

Воспитатель: Ребята, мы сейчас проведем опыт, и рассмотрим объекты неживой природы.

1. Опыт с водой (воспитатель показывает сам). Воспитатель переливает воду с одного стакана в другой.

Воспитатель: Что стало с водой, она перестала, быть водой или нет?

Дети: Нет, не перестала.

2. Опыт с мелом (совместно с детьми).

3. Один из детей показывает опыт вместе с воспитателем. Берут мел и ломают его пополам.

Воспитатель: Что стало с мелом? Он перестал, быть мелом или нет?

Дети: Нет.

Воспитатель: Правильно, мел остался мелом, только кусочки стали меньше, вода тоже осталась водой.

Воспитатель делает вывод: мел и вода - объекты неживой природы.

Воспитатель: Ребята, вы справились со всеми заданиями. А, что нового мы с вам и узнали? А понравилось ли вам? Что больше понравилось? А что вызвало трудности?

Воспитатель: Давайте мы с вами закончим нашу беседу прекрасным стихотворением Л. Дайнеко «Голубая планета»

Вот на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нем солнце, дождь и гром

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том доме светлом ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом.

Воспитатель: На этом наше занятие закончено. Вы молодцы!

Публикации по теме:

Конспект интегрированной НОД по ознакомлению детей с природой и развитию речи в старшей группе «Поздняя осень» Программное содержание: уточнить знания детей об изменениях, которые происходят в живой и неживой природе поздней осенью. Активизировать.

Конспект НОД по ФЭМП и ознакомлению с природой в старшей группе Конспект НОД по ФЭМП и ознакомлению с природой в старшей группе Тема. Волшебное королевство знаний Программное содержание: закрепить знания.

Конспект НОД в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим и природой на тему"Наша родина- Крым". Интеграция образовательных областей:.

Конспект итоговой ООД по ознакомлению детей с природой в подготовительной группе «Путешествие паровозика из Ромашково» Цель: выявить уровень знаний и умений детей подготовительной к школе группы по ОО ООП «Ознакомление с природой». Задачи: Обобщить знания.

Конспект занятия по ознакомлению с природой Красноярского края в старшей группе детского сада Конспект занятия по ознакомлению с природой Красноярского края в старшей группе. МДОБУ "Детский сад № 28 "Аленький цветочек"" г. Минусинск.

Цель:

Познакомить детей с праздником «Синичкин день»

Задачи:

Образовательные:

Уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах;

Закреплять умение различать перелетных и зимующих птиц;

Формировать умения и навыки наблюдения за птицами;

Развивающие:

Развивать внимание, память и мышление;

Развивать речь, умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы;

Развивать эстетический вкус, умение видеть прекрасное в окружающем мире;

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательное и бережное отношение к птицам,

Воспитывать желание помогать зимующим птицам.

Материал и оборудование: карточки с изображением перелетных и зимующих птиц.

Ход ООД:

Воспитатель: Сегодня приглашаю Вас, дети, на прогулку в удивительный

зимний лес, который подарит вам интересные встречи.

Мы заходим с вами в лес, полон сказок и чудес,

Будем вместе наблюдать, волшебство всё замечать.

Закройте глаза и представьте, что мы с вами очутились в зимнем лесу.

Присядем на полянку. Кто что представил? Чьи голоса вы слышали? (Ответы детей).

Воспитатель: Понравилась вам прогулка по лесу? А сейчас давайте вернёмся в нашу группу.

(На доске изображение синички-главной героини мероприятия.)

Воспитатель:

Как только, на улице похолодало, многие птички засуетились как будто их кто- то напугал. Да нет, пугать никто не пугал. Вот только дождики да морозы не всем птицам по душе. Пришла пора некоторым из них улетать в теплые края. Раньше всех от нас улетают стрижи и ласточки, в сентябре отбывают грачи, скворцы, кукушки, а к ноябрю покидают нас все перелетные птицы.

Но улетают от нас одни пернатые, а с нами остаются другие птицы. Сегодня мы их поприветствуем.

Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен.

Как только на улице похолодало, многие птицы засуетились, как будто их кто- то напугал. Почему это происходит?

(ответы детей)

Воспитатель:

Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг.

Другие - те народ иной:

В мороз над лесом кружат,

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

К их пёрышкам взъерошенным

Не пристают снежинки,

Они и под порошами

Резвятся для разминки. (К. Мухаммади)

Динамическая пауза (3мин.)

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится (Дети шагают на месте)

Прыг - скок, прыг - скок (Прыгают)

Завертелась, как волчок (Повороты вправо - влево)

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку (Дети имитируют движение)

И с дорожки на плетень,

Тири - тири, тень - тень (Прыжки).

Воспитатель:

Я загадки загадаю,

Кто загадку отгадает,

Тот картинку получает.

Загадки

  1. Кто приклеил майским днем.

Рукавичку над окном,

Поселил в неё птенцов.

Непоседливых жильцов? (Ласточка)

  1. Летом за пахарем ходит.

А под зиму с криком уходит (Грач)

  1. В серой шубке перовой.

И в морозы он герой.

Зимовать не улетает,

Под карнизом обитает (Воробей).

  1. Кто там прыгает, шуршит,

лее! лее! лее!- поет со свистом! (Клест)

  1. Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник (Дятел)

  1. Верещунья, белобока, а зовут её …. (Сорока)
  2. На окне дремала птица: "Галка-галка, что вам снится?” Отвечала птица сонно: "Я не галка, я ….(Ворона)
  3. Кто летает темной ночью, и схватить мышонка хочет? (Сова)
  4. Мы в скворечнике живем, песни звонкие поем (Скворец)

10 Эта птица никогда, для птенцов не вьет гнезда (Кукушка)

  1. Серенький, аккуратненький, воркует сидит, на подружку глядит. (Голубь)
  2. Угадайте, что за птица.

Скачет по дорожке,

Словно кошки не боится-

собирает крошки (Воробей)

  1. Окраска сероватая,

Повадка вороватая.

Известная персона

Кто она? (Ворона)

  1. Что такое - посмотри!

Выпал снег, на нем огни

Это птицы (Снегири)

  1. Села на кормушку

Птица с желтым брюшком. (Синица)

Воспитатель (с показом картинок): А знаете ребята, что с давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день - день встречи зимующих птиц. С давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день, т. е., день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами. Издавна к этому дню люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.

Воспитатель: А сейчас для вас задачка, слушайте внимательно:

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Поползень - лесной сосед,

Будет вам зимой обед.

В гости первый день недели.

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Две вороны были в среду.

Мы не ждали их к обеду,

А в четверг со всех краев -

Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог.

Налетело шесть сорок.

З. Александрова «Новая столовая»

Я предлагаю вам смоделировать эту задачу. Выбрать картинки с изображением птиц в необходимом количестве и посадить их в кормушку. Сейчас мы проверим, знаете ли вы зимующих и перелетных птиц. По моей команде зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а перелётные - в другую. Затем каждая стая смотрит, нет ли чужих (дети раскладывают картинки с изображением птиц в две разные стаи)

Воспитатель:

С песней праздник веселее,

Без неё нам жить нельзя,

Потому на конкурс песни

Приглашаю вас, друзья!

У каждой птички своя песня,

Давайте вспомним, как они поют:

Утки - кря, кря, кря

Вороны - кар, кар, кар

Совы - ух, ух, ух

Воробьи - чик - чирик

Дятел - тррр - тррр

Синица - тинь - тинь.

Итог занятия:

О каком празднике мы разговаривали сегодня? (Синичкин день)

Что самое интересное вам запомнилось?

ЦЕЛЬ: обобщить и систематизировать представление о растениях и животных по основным и существенным признакам. Учить использовать полученные знания в играх. Поддерживать интерес к явлениям живой природы. Развивать мышление, навыки звукового анализа слов. Воспитывать экологическую культуру детей, речь, внимание, умение анализировать содержание вопросов и загадок. Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, чувство ответственности перед своей командой. Формировать устойчивый интерес к явлениям и объектам природы.

ХОД ЗАНЯТИЯ.
Воспитатель. Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости. Я рада приветствовать вас всех на нашем занятии. Сегодня состоится КВН между командами «БЕЛЬЧАТА» и «МЕДВЕЖАТА». Ребята хотят продемонстрировать свои знания о природе и доказать, что они являются
настоящими друзьями природы. Ребята, а вы знаете, что для проведения игры нам потребуется справедливое жюри. Я предлагаю выбрать доктора Айболита, потому что он хорошо знает всех зверей и птиц, он их лечит, и поэтому очки никому присуждать не станет. Но доктору Айболиту нужны помощники. Сейчас мы выберем из присутствующих. В конце КВН-а жюри подведёт итоги и объявит победителя. Итак, начинаем КВН. Приветственное слово команде Медвежата. Команда поёт песню «Раз морозною зимой», слова А. Коваленкова, музыка Н.Киппера. Ответное слово команде Бельчата. Песня «Белочка».

1 конкурс Пословицы о природе. Команды по очереди называют пословицу о природе.

Красна птица пером, а человек умом.
Слово не воробей, вылетит- не поймаешь.
За двумя зайцами погонишься- ни одного не поймаешь.
Зима спросит, что летом делал.
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Под лежачий камень вода не бежит.
Без труда, не вытащишь и рыбку из пруда.

2 конкурс «Шаги». Вызываются два участника из двух команд. Кто больше назовёт диких зверей – это для команды Бельчат, а для Медвежат- домашних животных. Участники называют слово и делают шаг. Ещё два участника для Бельчат – растения огорода, для Медвежат – растения леса.Сейчас слово предоставляется жюри, они подведут итоги двух конкурсов.

3 конкурс «Четвёртый лишний». Всем участникам раздаются картинки, и
дети находят лишний предмет.

4 конкурс «Загадывание загадок». Каждая команда загадывает команде
соперников свои загадки.

Трав копытами касаясь, Всё время стучит,
Ходит по лесу красавец, Деревья долбит,
Ходит смело и легко, Он их не калечит,
Рога раскинув широко. (Крымский олень) А только лечит. (Дятел)

Всю ночь летает, Теремок ползёт.
Мышей добывает, На себе его везёт
А станет светло- Хозяюшка богатая,
Спать летит в дупло. (Сова) Хозяюшка рогатая. (Улитка)

У него чудесный В беленьких платьях,
Золотистый цвет Жёлтые глазки…
Он большого солнца Ты назовёшь их
Маленький портрет. (Одуванчик) Без всякой подсказки.(Ромашки)

5 конкурс «Прочитай слово». На доске выставлены картинки для двух
команд. Участники должны прочитать слово по первым звукам названий
этих картинок. На доске предоставлены для прочтения слова – лиса, дуб,
бук, кот.
Входит сказочные герои Лиса и Кот (взрослые)
Лиса Из сказки нас сюда позвали,
Я не ослышалась, мой друг?
Здесь песни мы слыхали.
Кот И загадки здесь звучали.
Лиса О, загадки загадать
Словно денежки считать.
Я загадочки люблю
Вот, пожалуйста, одну.
Лиса выставляет слово «собака» из картинок», а дети угадывают.
Кот Ну, Лиса, ты загадала
Помнишь как ты убегала?
Лиса Помню друг ты мой
Ну, побегаем с тобой.
Игра «Догони меня». Лиса с Котом убегают.

Физминутка
Хоровод «Шире круг»
Шире круг, шире круг, Дружат солнце и весна,
Музыка зовёт Дружат звёзды и луна,
Всех друзей, всех подруг Дружат в море корабли,
В шумный хоровод! Дружат дети всей земли.
Дружат птицы в вышине, Шире круг, шире круг,
Дружат рыбы в глубине, Музыка зовёт
Дружит с небом океан, Всех друзей, всех подруг
Дружат люди разных стран. В шумный хоровод!

6 конкурс капитанов. От капитанов много зависит, особенно если он со своей
командой отправляется в лес.
А сейчас наши капитаны прочитают стихотворение «Лесные правила».
Если в лес пришёл гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай. Никогда не забывай
Мусор с травки убирать. Зря цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять; в лес приходят отдыхать.
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.

Капитаны назовите правила поведения в лесу.
Нельзя разорять птичьих гнёзд.
Нельзя разжигать костры в лесу.
Нельзя разорять муравейники.
Не рвать цветы.
Не шуметь в лесу.
Не мусорить.

7 конкурс «Что перепутал художник». Команды получают
картины и должны найти ошибки художника.

8 конкурс «Экологический экзамен». А сейчас конкурс проведёт доктор
Айболит. Д. Айболит задаёт вопросы по очереди, то одной, то другой
команде.
1 Будет больше белочек, значит… (станет больше семян, прорастёт больше
растений).
2Увеличится количество грибов, будут… (сытыми и здоровыми животные).
3Сохранится больше деревьев, значит… (станет больше кислорода, тени от
солнца и
просто красоты).
4Больше птиц, меньше… (вредителей, гусениц).
5Чистое озеро – это (много рыбы, отдых людей).
6Человек – это часть природы или её хозяин? (часть природы)
Доктор Айболит подведёт итоги ещё трёх конкурсов.

9 конкурс «Музыкальный». Слушая магнитофонную запись, дети отгадывают
кто кричит.

10 конкурс «Узнай нас». Ребята, а сейчас вы должны угадать из каких сказок
эти животные, насекомые.
Возле леса на опушке А дорога далека
Трое их живёт в избушке А корзина нелегка
Там три стула и три кружки Сесть бы на пенёк
Три кроватки, три подушки. Съесть бы пирожок. (Маша и медведь)
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)

Отворили дверь козлята В этой книжке – именины
И пропали все куда-то. Много было там гостей.
(Волк и семеро козлят) А на этих именинах
Появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку,
Чуть её не погубил
Но коварному злодею
Кто-то голову срубил.(Муха- Цокотуха)
11 Спортивный
Воспитатель
Под землею он живет,
Червяков, жучков жует. (Крот).
Сейчас мы посоревнуемся в ловкости и быстроте. Команда строится друг за другом. Нужно проползти «под землёй », как движется крот. Для этого каждый ребёнок, начиная с последнего, проползает под ногами детей и становится вперёд. Побеждает команда, выполнившая задание быстрее.
Воспитатель
Волосата, зелена,
В листья прячется она,
Хоть и много ножек,
Бегать все равно не может.
(Гусеница).
Следующее соревнование.
Построение команд в затылок друг другу, стоя на одной ноге. Другую, согнутую в колене, держит рукой. Свободной рукой все держатся за длинную веревку. По сигналу две "гусеницы" прыжками двигаются, кто быстрее, к финишу.

12 конкурс Поэтический. Дети рассказывают стихотворения о природе.
Мы сажали в полях Если я сорву цветок,
И дубки, и тополя, Если ты сорвёшь цветок,
И орешник, и осину, Если все: и я, и ты,-
Рядом красную рябину, Если все сорвём цветы,
Клён, черёмуху, сосну Опустеют все поляны,
И берёзу не одну. И не будет красоты.

Мы любим лес в любое время года, Добрым мир создал творец,
Мы слышим речек медленную речь Солнце – общий наш отец,
Всё это называется природа А земля конечно мать
Давайте же всегда её беречь! Нужно землю охранять!

Нас в любое время года учит мудрая природа
Учит по календарю, по живому букварю.
Птицы учат пению, паучок терпению.
Учит нас пчелиный рой дисциплине трудовой.
Обучает жить в труде и по справедливости.
Отражение в воде учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте, учит солнце доброте.
У природы круглый год обучаться нужно.

13 Воспитатель, ребята, а вы знаете, что на свете важнее всего? Сценка детей
«Кто важнее».
Я- солнышко, самое главное. Всем нужно тепло.
Я- вода, главнее. Без меня погибнете от жажды.
Я- воздух, всё живое дышит. Без меня не было бы жизни. Я- самый важный.
Я – почва, я самая важная. Пусть будет солнце, воздух и вода, но без меня
ничего не вырастет.
Я – растение земли украшение. Я тебя главнее, я на тебе расту.
Я – насекомое, я тебя опыляю. Без меня у тебя не будет семян.
Я – заяц, травоядное животное, тебя, растение я съем, значит я важнее.
Я – хищник, волк. Я на тебя охочусь, я сильнее и важнее тебя.
Я – человек. Могу управлять водой, ветром, распахать землю, посадить
растение, разводить животных. А на тебя волк могу охотиться.
Я – микроб. Если ты, человек, не вымоешь руки, то заболеешь. Значит я
главный.
Человек. Не хвались микроб. Солнце, воздух и чистая вода тебя победят.

Дети с каждой фразой берут друг друга за руки, образуя круг. В конце дети
говорят: «Всё связано со всем!» и поднимают руки вверх.

Воспитатель. Это один из главных законов экологии- науки, которая изучает,
как человек и природа влияет друг на друга и что нужно делать, чтобы
сохранить природу.

Заключительная песня «Мы дружные ребята» слова Н. Найденовой,
музыка С. Разорёнова
Слово предоставляется жюри, оно подведёт итоги нашего КВНа.
Награждение команд.

Ирина Савельева
Ознакомление с миром природы (старшая группа)

«Ознакомление с миром природы (старшая группа ) ».

Природа – это внешний мир , в котором мы живем; этот мир подчиняется неизменным на протяжении миллионов лет законам. Природа первична , она не может быть создана человеком и мы должны воспринимать ее как данность. В более узком смысле слово природа означает сущность чего-либо

С каждым годом в нашей стране открываются все новые природные богатства . Но по мере развития промышленности увеличивается и спрос на них.

Еще бытует неправильное представление о природе как о неисчерпаемой кладовой, природа истощается . В связи с бурным развитием техники загрязняются воздух, вода, исчезают ценные животные и растения. Это волнует все человечество.

В соответствии с программой «От рождения до школы» в процессе осуществляются образовательные и воспитательные задачи, которые неразрывно связаны между собой.

Неотъемлемая часть умственного воспитания сенсорная культура. Она направлена на совершенствование анализаторов, накопление у детей чувственного опыта, что является основой для последующих обобщений, формирования элементарных природоведческих понятий .

Усвоение детьми знаний должно быть тесно связано с развитием их познавательных способностей , сенсорного аппарата, логического мышления, внимания, речи, наблюдательности, любознательности . Для развития мышления и формирования основ материалистического миропонимания нужно знакомить детей с предметами и явлениями природы , приучить их искать объяснение наблюдаемых явлений и подводить детей к осознанию связей и отношений между ними. В процессе осознания причинных связей и отношений между явлениями природы развивается мышление.

Приучая наблюдать, т. е. целенаправленно сосредоточиваться на явлениях природы , мы тем самым развиваем внимание детей, которое находится в тесной связи с общим умственным развитием и является существенным условием «готовности детей к обучению» .

Интерес к природе тоже необходимо воспитывать. Показывая детям, что и как надо наблюдать у животных и растений, обращая их внимание на внешний вид, движения, повадки, воспитатель формирует не только знания о природе , но и отношение детей к ней. Нужно только всегда учитывать возраст ребенка и знать, что привлекает его внимание в данном предмете или явлении.

Данные исследований последних лет показывают, что развитие любознательности у детей старших групп повышается в связи с приобретением ими умений находить существенные признаки у растений и животных и устанавливать связи между строением отдельных органов и условиями жизни растений и животных.

В процессе ознакомления детей с природой необходимо осуществлять нравственное, физическое, трудовое и эстетическое воспитание.

В нравственном развитии ребенка особое место занимает воспитание у него любви к родной природе и бережного отношения к живому. Детям особенно близко и дорого то, что они сами вырастили. Наличие в детском саду животных и растений, за которыми дети наблюдают и ухаживают, помогает воспитывать у них такие качества, как бережное отношение к природе , любовь и привычку к труду, ответственность за порученное дело.

Для воспитания у детей трудолюбия, бережного отношения к природе необходимо учить их простейшим приемам выращивания растений и ухода за животными. Очень важно при этом, чтобы дети получали радость от процесса и результата труда, чтобы работа на земельном участке развивала мышцы и укрепляла их нервную систему. Формируя такое качество, как трудолюбие, необходимо знакомить детей с трудом взрослых в природе , воспитывать уважение к их деятельности. Пребывание и труд детей в природе нужно использовать для укрепления их здоровья и физического развития.

Природа является одним из основных средств эстетического воспитания детей. Красота природы не оставляет безучастными даже самых маленьких детей. Знакомя их с природой , надо обращать внимание на шум леса, журчание ручья и пение птиц, форму и окраску листьев, запах цветов, движение животных и т. д. Необходимо, чтобы дети научились чувствовать прекрасное, с тем, чтобы в дальнейшей своей жизни они умели воспринимать мир во всей его красоте и всем многообразии.

Расширять и уточнять представления детей о природе . Учить наблюдать, развивать любознательность . Закреплять представления о растениях ближайшего окружения : деревьях, кустарниках и травянистых растениях. Познакомить с понятиям «лес» , «луг» и «сад» .

Продолжать знакомить с комнатными растениями.

Учить ухаживать за растениями. Рассказать о способах вегетативного размножения растений.

Расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека.

Учить детей ухаживать за обитателями уголка природы .

Расширять представления детей о диких животных : где живут, как добывают пищу и готовятся к зимней спячке (еж зарывается в осенние листья, медведи зимуют в берлоге) .

Расширять представления о птицах (на примере ласточки, скворца и др.) .

Дать детям представления о пресмыкающихся (ящерица, черепаха и др.) и насекомых (пчела, комар, муха и др.) .

Формировать представления о чередовании времен года, частей суток и их некоторых характеристиках.

Знакомить детей с многообразием родной природы ; с растениями и животными различных климатических зон.

Показать, как человек в своей жизни использует воду, песок, глину, камни.

Использовать в процессе ознакомления с природой произведения художественной литературы, музыки, народные приметы.

Формировать представления о том , что человек- часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.

Учить укреплять свое здоровье в процессе общения с природой . Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон - растительность - труд людей) .

Показать взаимодействие живой и неживой природы .

Рассказывать о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений.

Сезонные наблюдения

Осень. Закреплять представления о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека.

Знакомить детей с тем, как некоторые животные готовятся к зиме (лягушки, ящерицы, черепахи, ежи, медведи впадают в спячку, зайцы линяют, некоторые птицы (гуси, утки, журавли) улетают в теплые края).

Зима. Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимней природы (холода, заморозки, снегопады, сильные ветры, особенностях деятельности людей в городе, на селе. Познакомить с таким природным

явлением, как туман.

Весна. Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе : тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, травка и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени. Наблюдать гнездование птиц (ворон и др.) .

Лето. Расширять и обогащать представления о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений (природа «расцветает» , много ягод, фруктов, овощей; много корма для зверей, птиц и их детенышей).

Дать представления о съедобных и несъедобных грибах (съедобные-маслята, опята, лисички и т. п. ; несъедобные-мухомор, ложный опенок).



Вверх