Занимательный материал на уроках обучения грамоте (из опыта работы). Дидактические игры на уроках обучения грамоте

Дидактические игры способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, самостоятельности, инициативы; решают определенную дидактическую задачу: изучение нового материала или повторение и закрепление пройденного, формирование учебных умений и навыков.

Характер деятельности учащихся в игре зависит от места ее на уроке или в системе уроков. Она может быть проведена на каждом этапе урока и на уроке любого типа.

«Внимательные покупатели»

Учитель раскладывает на своем столе различные предметы.

Названия некоторых из них начинаются на один и тот же звук, например: кукла, кубик, кошка; мишка, мяч, миска; матрешка, мышка.

Задание: Из всех игрушек вы можете взять только те, названия которых начинается со звука [к], затем отобрать игрушки, названия которых начинается со звука [м’].

«Рассеянный поэт и доверчивый художник»

Подготовить иллюстрации и стихотворения.

Задание: Посмотрите, какой рисунок получился у доверчивого художника (показывает иллюстрацию).

Он утверждает, что нарисовал эту картину к такому стихотворению:
Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом!

Как вы думаете, что нужно было нарисовать? Какие слова перепутал художник? Чем они похожи? Какой звук у них разный? Какой первый звук в слове сом? Давайте протянем этот звук и внимательно его послушаем.

«Рыбалка»

Задание: Поймайте слова со звуком [л] (или любыми другими звуками).

Ученик берет удочку с магнитом на конце лески и начинает ловить нужные картинки со скрепками. Пойманную «рыбку» он показывает другим ученикам, которые хлопком отмечают правильный выбор.

Задание: «Вылови местоимение – рыбку, определи лицо и число, положи в нужное ведерко».

«Телевизор»

На доске или наборном полотне учитель вывешивает картинки на каждую букву спрятанного на экране телевизора слова по порядку.

Задание: Ученики должны из первых звуков слов сложить это слово. Если ученики правильно назвали слово, то экран телевизора открывается.

Например: спрятанное слово - месяц. Картинки: медведь, ель, сирень, яблоко, цапля.

«Речевое лото»

Ученикам раздаются большие карты с изображением шести картинок (под картинками написаны соответствующие названия предметов).

Задание: Нужно определить, какой звук есть во всех словах. Затем учитель показывает картинки, называет слова и спрашивает: «У кого есть это слово?» Выигрывает тот, кто первым закроет все картинки на большой карте без ошибок.

«Узнай букву»

Учитель называет буквы, вырезанные из плотного картона, затем одному ученики завязывают глаза и просят его ощупать букву и назвать ее.

После того как назовут все буквы, они составляют из букв р с а у к л слова: рука, сук, мак, рак, лук, русак (можно использовать любые другие буквы).

Игра помогает не только усвоить начертания печатных букв, но и развить умение составлять из букв слова.

«Угадай слово»

Задание: Вставьте пропущенные буквы и составьте из них новое слово. Какое слово получилось?

Учителя начальных классов, как известно, отличаются особой изобретательностью. Им удается даже самые непростые научные истины воплотить в занимательные, игровые, но тем не менее содержательные формы.

Учитель развивающего обучения по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова М.ОБОЖИНА предлагает свои дидактические игры по обучению грамоте. Материал соответствует программному содержанию первых двух разделов "Букваря" В.В. Репкина и др.

Формирование первоначальных представлений в слове

1. Сорви нужный листочек

Учитель называет слова. Ученики выбирают нужную модель, или называют номер листочка.

Слово, называющее предмет.

Слово, называющее действие.

Слово, называющее признак.

Слова для предъявления: яблоко, слива, спелый, цветок, сорвать, красный, упали, круглые, висят и т.п.

2. Кто в домике живет?

На доске – три домика, на каждом нарисован свой знак.

У детей – три фишки.

Учитель называет три слова. Ребенок, работающий у доски, указывает на соответствующие домики. Остальные дети показывают фишки с места.

Слова для предъявления: гном, поет, веселый; щенок, маленький, лает; черный, пробежал, кот и т.п.

3. Да, нет (выборочный слуховой диктант)

Учитель произносит слова к первой модели: кукла, большая, ложка, ходит и т.п. Дети показывают знаки согласия или несогласия.

Аналогично организуется работа по второй и третьей моделям.

4. Найди дорогу

Предлагается высказывание:

У дороги сидит лохматая собака. Ученики соединяют модели стрелочками в нужной последовательности.

П р и м е ч а н и е: стрелочки отражают только последовательность слов в высказывании.

5. Живые слова

У доски пять учеников. Каждый из них держит одну из фишек:

Шестой ученик – водящий. Учитель произносит высказывание: За новой партой сидят ученики; На ветке сидит маленькая птица и т.п. Задача водящего – составить живое высказывание, то есть расставить детей в нужном порядке.

6. Найди лишнего!

На доске неправильно составленная модель высказывания. Детям предлагается найти лишнее слово.

Коза пасется на лугу.

Задание может быть с противоположной задачей: найти недостающее слово в модели.

7. Укрась высказывание

Учитель произносит высказывание: Девочка поет песню.

Учитель показывает место, где дети должны вставить слово-признак.

Маленькая девочка поет песню.

Маленькая девочка поет веселую песню.

При выполнении задания дети могут составить модели новых высказываний.

8. Закончи высказывание

Детям предлагается закончить высказывание.

Книга лежит на... .

Человек находится в... .

Мы играли на... .

Дети пошли утром... .

9. Куда спрятался?

Учитель последовательно помещает маленький предмет: на стол, под стол, за дверь и т.д. и спрашивает, где этот предмет. Дети отвечают словосочетанием, четко выделяя слово -"помощник" (служебное слово).

10. Найди слово-"помощник"

Учитель читает высказывание с предлогом. При повторном чтении ученики подают знак в том месте, где есть предлог (хлопки или др.).

Лена едет в трамвае.

На ветке сидят снегири.

Над лесом летит самолет.

Ира спряталась в шкаф.

Андрей вышел из класса.

11. Вылечи высказывание

В а р и а н т 1

Учитель предлагает на слух высказывание без предлогов. Дети должны произнести его правильно, с нужным предлогом.

Гнезде пищат птенцы.

Платок лежит... кармане.

Вазу поставили... стол.

Чайник кипит... плите.

Рыба живет... реке.

Задание сопровождается составлением моделей высказываний.

В а р и а н т 2

Исправьте ошибки устно.

В стене висит портрет.

Суп варят на кастрюле.

Молоко налили на чашку.

Сорока села в дерево.

Мальчик стоит в мосту.

Дети пошли на лес.

Из дерева опадают листья.

Ира пришла с магазина.

12. Вставь слово

Учитель называет словосочетания с предлогами. Дети должны вставить между ними слова, называющие признаки.

в... лесу

под... деревом

на... улице

Можно попросить детей дополнить высказывания.

У... дуба засохли ветки.

У Алеши поднялась... температура.

Лодка отплыла от... берега.

13. Помоги другу

Учитель произносит высказывание и просит детей указать соответствующую модель, если такая есть.

Например: Зайчик бежит по дорожке.

Звуковой анализ

1. Наоборот

Учитель произносит слова. Дети должны произнести эти слова наоборот.

Сон, раб, ноль, лоб, ком. (Нос, пар, лен, пол, мок.)

Задание сопровождается составлением звуковых моделей слов.

2. Нужный работник

Дети должны назвать одинаковый звук в каждой паре слов.

книга гора сумка
бокс гуси пес

веник пол
свет клумба

3. Разложи по кирпичикам дом (звуковой анализ)

Учитель предлагает высказывание, с которым дети должны работать в такой последовательности:

  • составление схемы целого предложения;
  • составление слоговых моделей под моделями слов;
  • выделение гласных звуков точками.

Дом стоит на горе.

4. Соотнеси слово

Учитель предлагает соотнести слово с домиком, обозначающим первый звук в этом слове (согласные звуки).

Слова дети подбирают сами.

– твердый, звонкий согласный звук.

– мягкий, глухой согласный звук.

5. Хор гласных (звуки гласных)

Учитель называет слова. Дети хором протяжно произносят только гласные звуки без ударения, потом с ударением. Слова подбираются такие, у которых нет различия между звуками и буквами. При выполнении задания звуки буквами не фиксируются.

Мышата гуляли

– [ы] – [а] – [а] – [у] – [а] – [и]

– [ы] – [а"] – [а] – [у] – [а"] – [и]

6. Ритмический рисунок

Дети составляют ритмический рисунок слов (слоговая модель с ударением).

При озвучивании модели дети хлопками выделяют ударения.

7. Какое слово длиннее

Дети отвечают на вопрос: какое слово длиннее, предварительно составив звуковую модель.

Слова для предъявления: час, минута, ручей, река; червяк, змея; ключ, ключик.

Дидактические игры на уроках обучения грамоте

Составил: учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным

изучением отдельных предметов №28»

Тимошенко О.Н.

Курск 2016

В данном пособии представлены разнообразные игры и задания, направленные на формирование знаний, умений и навыков по обучению грамоте. Эти игры помогут развить речь, внимание, творческое воображение, логическое мышление, коммуникативные качества ребят.

Пособие можно использовать учителям начальных классов для коллективной и индивидуальной работы в 1 классе.

Введение ………………………………………………………….. 4

Игры со словами.

Слово – звук …………………………………………………………. 6

Слово – цвет …………………………………………………………. 9

Слово – образ …………………………………………………………. 12

Слово – ассоциация ……………………………………………………….. 13

Слово – понятие ……………………………………………………….. 17

Слово – действие ………………………………………………………… 20

Слово – творчество ……………………………………………………….. 21

Список литературы ………………………………………………………… 23

Введение.

Поступив в школу у детей происходит резкая смена ведущих видов деятельности: игровая деятельность сменяется учебной, что отрицательно сказывается на развитии ребёнка. Очень хорошо в роли переходной формы от игры к учёбе выступает дидактическая игра, которая органично соединяет обучение с игровой формой его организации.

Сущность игры заключается в том, что в ней для ребёнка важен не результат, а сам процесс. В этом то и «плюс» для нас, учителей, что мы можем программировать и ставить конкретные цели, а ребёнок не заметно для себя, играя, достигать результатов, которых мы и хотим от него добиться.

Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным интересом, эмоциями, не становятся полезными – это ненужный груз.

Ученик на уроке пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как учёба их не захватывает.

Занимательность может быть задана неожиданной для учащихся постановкой или формулировкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой ведения урока (опрос в виде интервью и т.д.). Нужно только отыскать что-то интересное и увлекательное в русском языке.

Надо только найти золотую середину: не усложнять – дети не поймут – и не упрощать, облегчая учение, - дети будут постоянно искать лёгкие пути, чтобы поменьше трудиться. Необходимо сменить кнут если не на пряник (он и так порой в избытке в семьях как замена радости общения), то уж во всяком случае на интересные уроки.

Играя и занимаясь тем, что нравится, дети часто проявляют необычную усидчивость и устойчивое внимание. При систематическом использовании игр на уроках психические процессы (память, внимание) начнут приобретать произвольность, что необходимо для дальнейшего успешного обучения.

Дидактические игры разделены на четыре группы:

фонетические

графические

грамматические

игры, направленные на развитие связной речи.

В этом пособии подобраны игры на развитие связной устной

речи. Цель данного пособия – обеспечить учителей материалом, который поможет обучать детей в игровой форме. Представленные игры способствуют развитию речи, внимания, творческого воображения, логического мышления, коммуникативных качеств. Место игры в структуре урока зависит от той цели, с которой её использует учитель. В начале урока игра может применяться для подготовки учеников к восприятию учебного материала, на операционном этапе – с целью активизации учебной деятельности или на этапе закрепления и систематизации новых понятий.

Игра « Восстанови сказку»

Цель : Поможет в развитии логического мышления, фонематического слуха, сосредоточенности.

Оборудование : текст сказки.

Взрослый говорит детям о том, что хотел прочесть им сказку, но в его книге исчезли почти все буквы, и ему придётся рассказывать сказку, произнося лишь ту часть слов, которая осталась. Дети должны будут угадать её название. Примеры знакомых сказок:

Жи… -бы…де…и ба… . И бы…у ни… Ку… Ря…

Сне… Ку… яй… не…про…,а зо… . Де… би… би… - не ра… . Ба… би… би… - не ра… ю Мы… бе… хво… мА…, я… упа… и ра… . Де… пла…, ба… пла… , а Ку… ку… . Не пла… де…, не пла… ба… . я сне.. ва… я… не зо… , а про…. .

Идё… бы…ка… ,

Взды… на хо… .

Во… до… ко… .

Се… я упа… .

На… Та… гро… пла… .

Уро… в ре… мя… .

Ти… ,Та…, не пла… .

Не у… в ре… мя… .

По… де… ре… . Вы… ре… бо… - пре… .

Ста… де… ре… тя… . Тя… - потя… вы… не мо… . По.. де… ба… . Ба… за де.. , де… за ре… . Тя… - потя… , вы… не мо… .

Игра « Зашифрованные песни»

Цель : Научит умению слушать, концентрировать внимание, поможет в развитии фонематического слуха.

Оборудование : образцы текстов.

Взрослый предлагает детям угадать детскую песенку, которая зашифрована на специальном языке. Первая строчка из песенки может быть написана на доске и несколько раз произнесена взрослым.

Например:

Шыр пир ю пяпюжгы

Зэлемъгый гёсрыг,

Фёд гяг, фёд гяг,

Зэлемъгый гёсрыг.

Или:

Ф дляфэ зытэр гюсмэщыг,

Ф дляфэ зытэр гюсмэщыг,

Зёфзэн гяг ёкюлэщыг.

Сэромэмъгы ём пир.

Ключ к разгадке следующий:

Звонкие согласные заменены глухими, глухие – звонкими, «л» меняется на «р», «м» на «н», «ч» на «щ», «й» остаётся незаменённой.

Игра «Каламбуры»

Цель: научит слышать слово, сравнивать слова, делать логические выводы.

Оборудование: стихотворные тексты.

Учитель просит детей вслушаться в текст стихотворения и ответить, что необычного в нём.(Тексты стихотворений основаны на игре слов: столкновении в одном тексте различных значений слова или омонимов).

Например:

Вместо рубахи не носите брюк вы ,

Вместо арбуза не просите брюквы ,

Цифру всегда отличите от буквы ,

И различите ли ясень и бук вы ?

Говорили тиграм львы:

Эй, друзья, слыхали ль вы,

Что не может носорог

Почесать свой нос о рог ?

Не ходи, как все разини ,

Без подарка ты к Розине ,

Но ей делая визиты ,

Каждый раз букет вези ты .

Такса

Сев в такси спросила такса

За проезд какая такса ?

А водитель:

Денег с такс

Не берём совсем,

Вот так-с.

Игра « Разноцветные слова»

Цель : Обогатит словарный запас, расширит цветовое восприятие, поможет в развитии образного мышления.

Оборудование : карточки с заданиями.

Взрослый объясняет, что в русском языке есть много слов, которые обозначают цвета. Одни из них связаны с минералами, другие – с плодами, третьи – с цветами. Учитель даёт детям тему: «Животные», «Птицы», «Минералы», «Цветы», и ребята должны назвать как можно больше цветов, соответствующих данной теме. Можно упростить задание, позволив ученикам соединить стрелочками слова левого и правого столбиков.

Например:

Продукты золотой

стальной

серебрянный

молочный

кремовый

Минералы салатный

кофейный

изумрудный

Плоды рубиновый

бирюзовый

лимонный

абрикосовый

Металлы малиновый

Игра «На вкус и цвет…»

Цель : Обогатит словарный запас, расширит цветовое восприятие, научит сравнивать и делать логические выводы.

Оборудование : карточки с заданиями.

Учитель раздаёт детям карточки, разделённые на две половины.

Алый

Апельсиновый

Брусничный

Васильковый

Вишнёвый

Жемчужный

Изумрудный

Каштановый

Кирпичный

Лазурный

Молочный

Морской волны

Пурпурный

Пшеничный

Сиреневый

Хаки

Шоколадный

Янтарный

Ярко-зелёный

Светло-синий

Тёмно-оранжевый

Беловатый

Коричневый

Тёмно-красный

Тёмно-голубой

Сине-зелёный

Фиолетово-красный

Золотисто-жёлтый

Светло-лиловый

Коричневато-зелёный

Коричневый

Прозрачно-жёлтый

Беловатый с переливами

Густо-розовый

Оранжевый

Ярко-красный

Слева и справа слова, обозначающие цвета. В левой колонке есть цветовые термины, соответствующие словам в правой колонке, и наоборот. Дети должны отыскать это соответствие.


Игра «Сказки из разноцветных слов»

Цель: поможет в развитии творческого воображения, фантазии, речи.

Оборудование : тексты цветных сказок И. Зиедониса или другие.

Учитель предлагает детям САМИМ сочинить Сказку, используя какой – либо из цветов.

Для начала он читает сказку Иманта Зиедониса «Серая сказка».

Серая сказка.

Я – серый .

Я – серый , как мышонок, как птица, как пепел, как пыль.

Я – серый , но что бы без меня делали яркие краски!

Где я? Повсюду.

Вот растаял снег, обнажилась земля – серо вокруг, скучно. Весна пока что серая . Но вот лопнула серенькая скромная почка – расцвела верба. Разве она была бы так хороша и бела, если б я не был таким серым ?

Вот вылезает из серой земли тюльпан, а вот и ревень высовывает свои красные, как у чёрта, рога. В серых сумерках плывут над лугом белые простыни тумана!

Затем можно предложить детям начало цветных сказок для того, чтобы они могли придумать продолжение.

Например:

«Синий-синий конь в горохе!..»

Продолжите.

«Вчера выпал снег…»

Продолжите.

«Солнце, как яичный желток…»

Продолжите.

Игра «Только весёлые слова»

Цель : Расширит словарный запас, поможет развить наблюдательность и сосредоточенность.

Играть лучше в кругу. Ведущий определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: «Клоун». Второй: «Радость». Третий: «Смех» и т.д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут. Можно сменить тему и называть только зелёные слова, только круглые, только колючие и т.п.

Игра «Автобиография»

Цель: Научит вести рассказ, перевоплощаться, мыслить логически.

Вначале учитель берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Дети должны его внимательно выслушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из детей, который это угадает, пробует взять на себя роль Ведущего и перевоплотиться в какой-либо предмет или явление.

Например:

« Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная, неизящная. От небрежного обращения погибаю. И становится темно не только в душе…»

«Могу быть толстым и худым. Красивым и не очень. Со мной можно играть, но аккуратно. Когда я однажды похудел по вине Пятачка, Ослик Иа всё равно мне очень обрадовался…»

Игра «Если бы, да кабы»

Цель : Научит детей умению строить логически завершённое предложение, перевоплощаться, вставать на точку зрения другого.

Оборудование : карточки для игры.

Учитель предлагает детям закончить начатое им предложение. Оно строится по следующей схеме: «Если бы я был(а) кет-то(чем-то), то я бы…, потому что(чтобы)… .

Учитель поясняет: чтобы предложение получилось законченным, надо представить себя тем, о ком(о чём) идёт речь.

Например:

Если бы я был фруктом, то зелёным и невкусным мандарином, чтобы меня никто не съел.

Если бы я была кузнечиком, то сидела бы в зарослях картофеля и таращила на мир жёлтые глаза.

Игра «Цепочка ассоциаций»

Цель : поможет в развитии ассоциативного мышления, расширит словарный запас.

Игра проводится в кругу. Учитель называет какое-либо слово, допустим «мед», и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово?

Игрок, допустим, отвечает: «пчелу». Следующий игрок, услышав слово «пчела», должен назвать свою ассоциацию на это слово, например «боль» и т.д. Что может получиться?

Мёд пчела боль врач красный крест флаг страна Казахстан Астана и т.д.

Пиктограммы.

Цель: познакомит со словосочетаниями, поможет в развитии ассоциативного и образного мышления, внимания и памяти.

Оборудование : карточки со словосочетаниями по тематике занятия, карандаш, тетрадь.

Во время этой игры учитель использует карточки со словосочетаниями, соответствующие тематике занятия.

Он предлагает детям зарисовывать пиктограммами, простенькими рисунками те словосочетания, которые будет диктовать.

После того как дети выполнят это задание, они должны будут переключиться на какую-либо другую игру, а затем вспомнить те словосочетания, которые они зарисовали. Допустим тема «Осень»

Учитель может продиктовать следующие словосочетания:

золотая осень, прощальный крик, перелётные птицы, холодный ветер.

Игра «Рисунок – ассоциация»

Цель : Поможет в развитии ассоциативного и образного мышления, внимания и памяти, научит сосредоточенности и усидчивости.

Оборудование : карточки с рисунками ассоциациями

Во время этой игры учитель использует карточки с рисунками-пиктограммами и словами – ассоциациями на них. Дети,получив карточку, должны соединить рисунок и слово, объединив их по смыслу на своё усмотрение.

Примерные слова:

    ветер

    радость

    туман

    любовь

    красота

    непогода

    цветение

ветер

шум

красота


С помощью ассоциаций можно запомнить любой стихотворный текст. Учитель диктует текст, а ключевые слова ребёнок зарисовывает в тетради. Затем по опорным словам он вспоминает стихотворение.

Примерное стихотворение для тренировки :

«Когда я взрослым стану» В. Лунин

Когда я взрослым стану

Я всё позволю сыну:

Руками есть сметану,

И прыгать мне на спину.

Валяться на диване, На стенке рисовать,

Жука хранить в кармане,

лица не умывать,

Кричать,

По лужам бегать,

Спилить у стула ножки,

Не спать и не обедать,

Скакать верхом на кошке.

Крутить в часах пружину,

Пить воду из-под крана.

Я всё позволю сыну,

Когда я взрослым стану.

Игра «Тайны двойного»

Цель : познакомит с понятием «антонимы», поможет в развитии логического мышления, научит сосредоточенности.

Если ученик уже знаком с понятием «антонимы», ему проще включиться в эту игру. Если же нет, учитель объясняет, что это такое, и предлагает с помощью антонимов поиграть в загадки (научиться их сочинять и отгадывать).

Берём два слова: мокрый и сухой. Предлагаем детям угадать: что может быть одновременно мокрым и сухим? (лодка, лист, обувь и т.д.).

Даём ещё одну загадку (берём два слова: гладкий и шероховатый):

Что может быть одновременно гладким и шероховатым? (зубная щётка, наждачная бумага и т.д.).

Что может быть одновременно горячим и холодным? (утюг, холодильник, лампа и т.д.).

Игра «Слова-мячики»

Цель : расширит словарный запас; закрепит понятия об антонимах, синонимах, омонимах; поможет в развитии внимания и логического мышления; научит сосредоточенности, сдержанности, умению владеть своими эмоциями и др.

Оборудование : мяч.

    Игра «Антонимы – синонимы».

Дети стоят в кругу. Учитель бросает мяч одному из игроков и одновременно произносит слово, допустим, «тихий». Ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением («громкий»). Игра движется по кругу таким образом, чтобы каждый участник мог произнести слово-антоним.

Аналогично можно играть:

    с синонимами (весёлый – радостный);

    с омонимами (клуб дыма – клуб собаководов);

    с отглагольными существительными (бег–бежать, стук–стучать);

    со словосочетаниями (красивый – дом, быстро – бежать);

    с животными и их детёнышами (лошадь – жеребёнок) и многим, многим другим.

    Игра «Первый, второй, третий, четвёртый».

Дети стоят в кругу. Учитель передаёт мяч одному из участников игры и просит назвать признак какого-либо явления или предмета. То же самое делают ещё двое участников, а четвёртый игрок должен по трём признакам назвать предмет (явление).

Допустим:

1 –й игрок произносит слово «серебряный»,

2 –й – «лёгкий»,

3 –й – «маленький»,

4 – й называет предмет – «кубок».

Или:

1 –й произносит «далёкий»,

2 –й – «круглый»,

3 –й – «твёрдый»,

4 –й называет предмет – «шар».

Игра «Устный кроссворд»

Цель : обогатит словарный запас, поможет в развитии логического мышления, научит правильно задавать вопросы и давать конкретные ответы и определения словам.

Ведущий загадывает слово, например, «земля», но вслух не произносит. Называет первую букву. Участники игры, чтобы угадать слово, задают примерно такие вопросы Ведущему:

Это та, которая больно кусает?

Нет, это не змея.

Это те, которые водятся в Беловежской пуще?

Нет, это не зубры.

Это то место, где живём все мы?

Да, это земля.

Если же Ведущий не может угадать то, о чём его спрашивают, он должен назвать вторую букву слова.

Игра «Из плохого – в хорошее».

Учитель предлагает детям поиграть в превращения: из плохого сделать хорошее, из злого – доброе, из слабого – сильное и т.д. внимательный

заботливый

добрый

Можно взять любую пару антонимов и пробовать сделать то же самое.

Игра «Восстанови пословицу»

Цель : Познакомит с новыми пословицами, поможет понять смысл народных высказываний, научит строить логически завершённое предложение.

Оборудование : тексты пословиц.

На доске или на карточках в левом столбике – начало пословиц, в правом – окончание. Нужно найти начало и окончание пословицы, соединить их в одно целое и объяснить её смысл.

Век живи,

Дарёному коню

Как аукнется,

Любишь кататься,

Не зная броду,

Лес рубят-

Делу время –

Не в свои сани

Поспешишь –

Семь раз отмерь,

В гостях хорошо,

а дома лучше.

щепки летят.

век учись.

в зубы не смотрят.

не суйся в воду.

тем больше дров.

так и откликнется.

люби и саночки возить.

потехе час.

не садись.

людей насмешишь.

один раз отрежь.

Игра «Волшебное слово»

Цель: Поможет в развитии образного мышления, творческого воображения, речи.

Учитель пишет на доске слово, с помощью которого нужно будет сочинить сказку (рассказ, стихотворение).

Например:

С - сани

О - облако

Л - лучик

Н - набор

Ц - царевна

Е – енот

На основе этих шести слов дети должны будут сочинить свой рассказ или сказку.

Игра «Сказки наизнанку»

Цель : Научит умению фантазировать, сочинять, рассказывать.

Учитель предлагает детям в известной сказке поменять главных героев местами, т.е. добрых сделать злыми, а злых – добрыми, смелых – трусливыми и наоборот, и на основе этого сочинить новую сказку.

Например:

Волк в сказке «Волк и семеро козлят» добрый, а Коза -злая.

В сказке «Теремок» не медведь рушит Теремок, а Мышка.

Поросята в сказке «Три поросёнка» голодные, злые, а волк трусливый, несчастный.

В «Сказке о рыбаке и рыбке» не старик просит у рыбки подарки, а рыбка - у старика.

Литература:

Исаенко В.П «Игры наших детей»

М.: Культура и спорт, 1996

Калугин М.А. «Развивающие игры для младших школьников»

Академия развития, 1996

Максимук Н.Н « Игры по обучению грамоте и чтению»

М.: «ВАКО» ,2006

Мищенкова Л.В. «36 занятий для будущих отличников»

Синицына Е.И «Через игру к совершенству»

М.: «Лист» 1997

«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».

Дидактические игры на уроках обучения грамоте.

«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь - это игра».

А. С. Макаренко.

Главная задача учителей, работающих с первоклашками,— помочь детям усвоить про-граммный материал и в то же время сохра-нить им детство.

Дидактические игры, с одной стороны, спо-собствуют формированию внимания, наблю-дательности, развитию памяти, мышления, развитию самостоятельности, инициативы. С другой — решают определенную дидакти-ческую задачу: изучение нового материала или повторение и закрепление пройденного, формирование учебных умений и навыков. В игре дети охотно преодолевают значительные трудности, трени-руют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учени-ков глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение,облегчает процесс усвоения знаний. Игра стимулирует познавательную актив-ность учащихся, вызывая у них положитель-ные эмоции в процессе учебной деятель-ности. Помня слова А. С. Макаренко о том, что «хорошая игра похожа на хорошую ра-боту», каждому учителю необходимо научиться умело использовать игру на уроке.

Характер деятельности учащихся в игре зависит от места ее на уроке или в системе уроков. Она может быть проведена на любом этапе урока и на уроке каждого типа.

При подборе игр необходимо помнить о том, что они должны содействовать полноценному всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности.

Описание дидактических игр.


«Внимательные покупатели».

Учитель раскладывает на своем сто-ле различные предметы. Названия некоторых из них начинаются на один и тот же звук, например: кукла, кубик, кошка; мишка, мяч, миска и т. п.

Вы пришли в магазин. Ваши роди-тели заплатили за игрушки, названия
которых начинаются на звук [к] или [м]. Эти игрушки вы можете взять. Вы-бирайте, но будьте внимательны, не бе-рите игрушку, за которую не платили!

Сложность задания в том, чтобы вместо игрушки, название которой на-чинается, допустим, на звук [м] (мат-решка, мышка), не взять игрушку, название которой начинается на звук [м"] (мяч, мишка).

«Животные заблудились».

Заблудились в лесу домашние жи-вотные: осёл, петух, лошадь, кошка, собака, свинья, курица, корова. Катя будет их созывать, а Коля пусть внима-тельно слушает и рисует на доске сло-говую схему каждого слова. Он должен показывать, какой слог тянулся, когда Катя звала животных. Если они верно выполнят эту работу, животные выбе-рутся из леса.

«Рассеянный поэт и доверчивый художник».

Ребята, посмотрите, какой рисунок получился у доверчивого художника

(показывает иллюстра-цию). Он утверждает, что нарисо-вал эту картину к такому стихотво-рению:

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом!

Как вы думаете, что нужно было на-рисовать? Какие слова спутал худож-ник? Чем они похожи? Какой звук у них разный? Какой первый звук в сло-ве сом? Давайте протянем этот звук и внимательно его послушаем.

«От бочки до точки».

Повстречалась бочка с почкой и говорит: «Ой, как мы похожи! Только первые звуки у нас разные». Какие это звуки? Назовите их. Какое еще слово получится, если первый звук в слове бочка заменить на звук [д]? На звук [к], [н], [м], [т]?

«Рыбалка».

Дается установка: «Поймать слова со звуком [л]» (и другими звуками).

Ребенок берет удочку с магнитом на конце лески и начинает ловить нуж-ные картинки со скрепками. Пойман-ную «рыбку» ребенок показывает дру-гим ученикам, которые хлопком отме-чают правильный выбор.

«Телевизор».

На экране телевизора прячется сло-во. На доске или наборном полотне ве-дущий вывешивает картинки на каж-дую букву спрятанного слова по поряд-ку. Ребёнок (дети) должен из первых звуков слов сложить спрятанное слово. Если ребенок (дети) правильно назвал(и) слово, экран телевизора откры-вается.

Например: спрятанное слово - ме-сяц. Картинки: медведь, ель, сирень, яблоко, цапля.

«Рассели животных».

Стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Дети должны выбрать тех из них, в названии кото-рых есть звук, соответствующий букве на крыше, и поместить в окошки с прорезями.

Например: домики с буквами Ц и Ш. Выложены следующие картинки: собака, цапля, лягушка, цыпленок, синица, мишка, мышка, курица, кош-ка, щенок.

Предварительно все слова прогова-риваются.

«Цепочка слов».

Кладется картинка, к ней в виде це-почки прикладывается следующая, изображающая предмет, название ко-торого начинается с того звука, кото-рым заканчивается предыдущее слово, и т.д.

«Собери цветок».

На столе лежит серединка цветка. На ней написана буква (например, С).

Рядом выкладываются цветочные ле-пестки, на них нарисованы предметы, в названиях которых есть звуки [с], [з], [ц], [ш]. Ученик должен среди этих лепестков с картинками выбрать те, где есть звук [с].

«Незнайка с кармашками».

В кармашек Незнайке вставляется изучаемая согласная бук-ва. Вокруг вывешиваются гласные буквы. Нужно прочитать слияния (Один ребенок показывает указкой, остальные читают хором.)

«Найди ошибку».

Детям раздаются карточки с че-тырьмя картинками, изображающими предметы, названия которых начина-ются на одну и ту же букву. Ученики определяют, какая это буква, и кладут ее в середину карточки. Под каждой картинкой даны звуковые схемы слов, но в некоторых из них специально сде-ланы ошибки. Учащимся надо найти ошибки в схемах, если они есть.

«Собери букет».

Перед ребенком лежат две картинки с голубой и розовой вазами, в которых стоят стебли цветов с прорезями. Ре-бенку говорят: «Догадайся, в какую вазу нужно поставить цветы со звуком [л], а в какую - со звуком [р]». (Розо-вая - [р], голубая - [л].) Рядом лежат цветы: зеленый, синий, черный, жел-тый, коричневый, фиолетовый, оран-жевый, малиновый и т.д. Ребенок рас-ставляет цветы по вазам. Синий цве-ток должен остаться.

«Речевое лото».

Детям раздаются карты с изображе-нием шести картинок (вместе со слова-ми под картинками). Ребенок опреде-ляет, какой звук есть во всех словах, Затем ведущий показывает картинки или слова и спрашивает: «У кого есть это слово?» Выигрывает тот, кто пер-вым закроет все картинки на большой карте без ошибок.

«Буква заблудилась»

На магнитной доске расставлен буквы, которые перепутал Незнайка.

Гласные: О С Е М У

Согласные: Н К ИАТ

Дети находят то, что перепутал Незнайка, доказывают правильность своих слов, ставят буквы на место.

«Назови букву».

Эту игру можно проводить почти на каждом уроке. Игра способствует лучшему запоминанию изученных букв.

Учитель (или ученик) показывает буквы, а дети по цепочке называют их. Если буква названа неправильно, учащиеся хлопком рук по-дают сигнал (каждый ребенок — участник игры).

«Покажи букву».

Один ученик стоит с указкой у «ленты букв» и показывает те буквы, которые по цепочке называют сами дети. Можно усложнить игру, если показывать только согласные или гласные.

«Узнай букву»

Учитель предлагает детям буквы, вырезанные из плотного картона, затем одному ребенку завязывают глаза и просят его ощупать букву и назвать ее. После того как назовут все буквы, они составляют из букв р с а у к л слова: рука, сук, мак, рак, лук, русак. Игра помогает шестилеткам не только усвоить начертания печатных букв, но и развить уме-ние составлять из букв слова.

«Найди слова в слове».

На доске вывешивается слово или картинка с указанием количества букв в слове, изображенном на ней (тогда дети сами складывают слово из букв разрезной азбуки и читают его).

Дается установка: «Возьмите буквы из исходного слова, составьте из них слова и запишите их».

«Математическая грамматика».

Ребенок должен выполнить действия на карточке и при помощи сложения и вычитания букв, слогов, слов найти искомое слово.

Например: с + том - м + лиса - са + ца = (столица)

«Допиши словечко».

На карточке написан рифмованный текст или стихи, в которых одно слово (или больше) пропущено. Учащиеся должны собрать из букв разрезной азбуки рифмованное слово и записать его.

Например: Воробей взлетел повыше:

Видно все с высокой (крыши).

Игра «Лишний звук»

Из каждого слова «вынь-те» по одному звуку. Сделайте это так, чтобы из оставшихся звуков получи-лось новое слово с другим лексическим значением. Например: горсть - гость (всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран).

Игра «Добавь звук »

До-бавьте один звук в слова, записанные на доске, чтобы получилось совершенно новое слово.

Например: роза - гроза (стол, лапа, шар, рубка, клад, укус, усы, дар).

Игра «Замени и прочитай»

В данных словах замените один согласный звук.

Например: корж - морж (ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, орел, клин, норка, тоска, свет, полено, рамочка).

«Лучший грибник»

У учителя две корзины: в одну складываются гри-бы-слова, в которых есть буква, а в другую — буква п. В какой корзине слов больше?

Слова: шампиньон, боровик, опята, мухомор, поганка, лисичка и т.д.

«Лучший капитан»

На доске отмечаются берега: берег Е и берег И. К какому берегу пристанут лодки-слова? слова подбираются на любую тему «Овощи», «Фрукты», «Животные» и т.д.

«Поставь цветок в вазу»

Поставь цветы-слова в вазы. В одной ва-зе — слова с ь, в другой — без мягкого знака. В какой вазе больше цветов-слов?

Используемые слова: ландыш, колокольчик, мак, роза, пион, тюльпан, сирень и другие.

«Угадай слово»

Вставьте пропущенные буквы и составь-те из них новое слово.

Какое слово получилось?

Сколь..кий, ск.мья, ло..кий, ..сенний, сла..кий (завод).

Здра..ствуй, д..кабръ, курор.. +..ка (ветка).

Ги..кий, т.щил, лё..кий, пл..тил, мор... (багаж).

Ло..кий, д..рога, ло..ка, ш..рокий, ве..ка,вет..р +ль (водитель).

Пло.., с..рока, л..сной, у..кий, гла..кий (поезд).



Вверх