Зачем ныряем: крещенские купания – церковный обряд или народная традиция? Откуда пошла традиция на Крещение нырять в прорубь

Крещение Господне – христианский праздник, появившийся благодаря крещению Иисуса в реке Иордании. Согласно Евангелие на Иисуса в тот момент снизошел Святой Дух, а глас небес провозгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение».

В связи с праздником в России появилась народная традиция окунаться в прорубь. Часть православных церквей отмечают крещение Иисуса по юлианскому календарю – 19 января, другая по новоюлианскому календарю – 6 января.

Суть

Люди, верующие в Бога, окунаются в проруби или в других открытых источниках. Есть поверье, что вода в период Крещения обладает целительными свойствами, а так же способна укрепить духовное и физическое состояние.

Люди не боятся замерзнуть и заболеть ведь вода в проруби – символическое очищение от всех грехов. После омовения происходит перерождение души, а помыслы становятся чище, чем сама вода.

Традиции

Перед Крещенским днем принято соблюдать строгий пост. Также накануне праздника многие верующие готовят праздничный стол, включающий в себя: постную кутью, блины и кисель.

Купание в проруби происходит с 18 на 19 января, большинство людей окунаются ночью или ранним утром, когда немноголюдно, а проруби не загрязнены. Главная традиция перед омовением – освящение купального места. Для этого специально приходит священник, очищающий место путем троекратного погружения креста и чтением соответствующих молитв.

В праздник нужно посетить церковь, чтобы поставить свечку и попросить отпустить грехи насущные. У самой проруби принято совершать омовение – некоторые погружаются полностью, другие омывают лицо и руки.

Вода в местах купания, которые посетил священник, считается святой. Поэтому часто люди приходят на купание с бутылками и набирают немного целебной воды домой.

Правила

Погружаться необходимо с головой, причем установленное количество раз – три. Во время купания желательно креститься и не забывать произносить молитву: "Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа".

Окунаться в купальнике запрещено, разрешается погружение лишь в ночной рубашке. Многие приносят для омовения чистые вещи, которые в дальнейшем не используют для каждодневной носки, а хранят, как святой оберег.

В Крещенские дни запрещено работать, в этот день полагается забыть о мирской суете и полностью посвятить день отпущению грехов. Не рекомендуется употреблять алкоголь и закатывать пышные торжества, ведь праздник не предполагает долгие гуляния с песнями и плясками.

Купание на Руси

На Руси в день Крещения, когда заслышится первый церковный звон, разжигали огромный костер на берегу. Тепло предназначалось Иисусу, который после окунания в ледяную воду мог погреться у костра. Начинали готовиться уже за неделю до праздника: искали подходящее место, выстругивали большой крест и размещали его около проруби.

Спозаранку все собирались на богослужения, а после отправлялись к речке. При этом местные жители приходили с кухонной утварью, в которую черпали святую воду. Было даже поверье – чем раньше зачерпнешь, тем чище и святее она будет.

Потом толпа расходилась по домам, где женщины накрывали на стол, а мужчины окропляли святой водой все хозяйство. Считалось, что данная традиция подарит семейству успешное начинание во всех делах, а дом будет полной чашей. На Руси в день Крещения было запрещено зниматься стиркой. Ходило поверье, что крест священника отпугивал всю нечисть из воды и теперь она сидит на льду, ожидая грязного белья. И если кто-то пожелает затеять стирку, то нечистая сила прицепится к одежде, потом попадет и в дом.

У многих сложилось неверное мнение, что в Крещение требуется купаться в проруби или обливаться ледяной водой на морозе. На самом деле это никогда не было обязательным условием для каждого верующего человека.

Праздник Крещения несет в себе смирение, очищение от грязных помыслов, искупление грехов и покаяние. В этот день люди должны быть ближе друг к другу и терпимее, помогать и поддерживать, благодарить Бога, восстанавливать душевное спокойствие и оставлять все плохое в прошлом.

Первое купание в проруби на Крещение возникло как традиция, после принятия христианства в Киевской Руси в 988 году. 19 января церковный праздник – Крещение Господне, во время Божественной Литургии совершается великое освящение воды, имеющей целительную силу. Принято считать, что все водные стихии в этот день обретают чудодейственные особенности, укрепляющие телесные и душевные силы.

Что означает купание в проруби на Крещение?

Прорубь, в которой купаются, называют иорданью, к ней приходят после торжественного Богослужения, без молитвы священника не принято окунаться в воду. Батюшка благословляет желающих совершить обряд купания на Крещение - читает молитву перед полынью и троекратно погружает в неё крест, только после завершения молитв можно совершать ритуал. Предписывать традиции свойство очищать и смывать грехи – неправильно, для избавления от грехов надо покаяться и .

Откуда пошло купание в проруби на Крещение?

Праздник, к которому примыкает традиция, самый древний - Крещение Господне было введено как отдельное событие в церковном служении около 377 года. Древние христиане в этот день приходили на Иордан, место, где Иисус Христос принял крещение. Обряд крещенского купания – народная традиция, которую человек совершает по личному желанию, никаких церковных предписаний по данному вопросу нет. Вода, освященная в этот день, имеет особые свойства, что доказано научными исследованиями.

Что дает купание в проруби на Крещение?

Если рассматривать вопрос что дает купание на Крещение, следует понимать, что человек ожидает получить от таких действий. Окунуться в воду в крещенские морозы, не так просто даже при большом желании. Главное - должна быть вера, что вода имеет свойство исцелять недуги, и процедура не причинит вреда, желание помолиться – вверить свои нужды в руки Божьи.

Купание в морозы способствует повышению иммунитета - резкие перепады температур, активируют выброс в кровь гормонов, проявляющих защитное действие на отрицательные изменения в работе организма, снижается артериальное давление, приходит прилив энергии. Троекратное ознаменование себя крестом, перед погружением в прорубь - обязательное условие.


Крещенские купания - за и против

Традиция купания на Крещение - проверка силы воли человека. Врачи констатируют факт, что процент заболевших после таких «процедур» незначителен. По рассказам искупавшихся в первые несколько минут человека захватывает эйфория, тело становиться необыкновенно легким, в душе чувствуется благодать, приходит прилив особенных непередаваемых ощущений.

Рисковать слабым здоровьем для незабываемых погружений в воду запрещено. Церковь не обязывает и не предписывает совершать такой обряд верующим, он не является частью праздника. Пропустив купание, человек не теряет благодать. В день Крещения Господнего надо прийти на молитву в церковь, можно исповедаться и причаститься, окропить себя и свой дом священной водой, принесенной из храма.

Когда купаются в проруби на Крещение?

18 января – Крещенский сочельник, принято считать, что после освящения воды в церквях в этот день, она становиться целебной во всех водных источниках, и хранит такие свойства несколько последующих дней. Само купание на Крещение не начинают без благословений священника, освящение мест для окунаний происходит после праздничных богослужений утром 19 января.

Как подготовиться к купанию на Крещение?

Несколько советов как подготовиться к Крещенскому купанию в проруби. Для не закаленного человека такое погружение стресс, минимизировать последствия воздействия холодной воды можно путем предварительной закалки организма. За несколько дней до, желательно принимать , выходить на улицу или балкон на несколько минут в летнем варианте одежды – шорты и майка, делать обтирания влажным полотенцем, смоченным в холодной воде, практиковать обливания водой с низкой температурой.

Крещенское купание - правила

Правила купания на Крещение можно разделить на части. Первый и самый важный момент - совершая такой поступок, человек должен молиться: о спасении души, о близких, просить помощь Божью для исцеления от недугов. Окунаться в воду ради развлечения или под воздействием алкоголя, для испытаний острых ощущений - неправильно, ожидать в последствии врачевания тела и души – неприемлемо.

Есть масса плюсов по медицинским показателям, чем полезно купание на крещение – повышается трудоспособность, в организме пропадают аллергические реакции, депрессии, бессонница, боли в суставах и спинном отделе. Значительно снижаются приступы бронхиальной астмы, нормализуется кровообращение. Температура тела, при погружении подходит к показателю с отметкой в сорок градусов, за несколько минут в организме погибают многочисленные армии вирусов и бактерий – повышается работа иммунной системы.

Можно ли заболеть при купании на Крещение? Да, ведь стрессовое погружение в воду может вызвать в ослабленном организме ряд неприятных последствий. У диабетиков резко повыситься в крови уровень сахара, у сердечников возникают приступы аритмии и гипертонии, у онкобольных происходит нежелательное подавление иммунитета. Болеющим гриппом и ОРЗ купание запрещено.

Опасно ли купание в проруби на Крещение?

Дискуссии о том, чем опасно купание в проруби на Крещение серьёзный вопрос. Организация места проведения - главный критерий выбора, для желающих окунуться. Приходить в одиночку к неподготовленным малолюдным прорубям – нежелательно, это прямая угроза для здоровья и для жизни человека, в случае возникшей непредвиденной реакции организма на холодную воду, должны быть люди готовые подать квалифицированную помощь. Советы как правильно провести купание в проруби на Крещение:

  • раздевание произвести в несколько этапов – снять верхнюю одежду, дать организму адаптироваться, потом раздеваться до купальника;
  • пройтись по снегу – дать сигнал организму, через рецепторы стоп, включить защитную реакцию на холод;
  • после пребывания в воде переодеться, надевать сухие вещи сверху мокрых нельзя;
  • пить спиртные напитки для согрева после процедуры не рекомендовано.

Крещенские купания. В нашем городе они ежегодно собирают все больше людей, особенно молодежи. Крещения ждут так же, как новогодних праздников. Готовятся к нему заранее, заготавливают еду, выпивку. Нередки случаи, когда омовение в проруби продолжается выездом на автопати. Для большинства современной молодежи купание на Крещение стало чем-то средним между подвигом, экстремальным развлечением, народной традицией. Традицией, основанной не на вере, а на моде.

Есть, конечно, часть верующих людей, принимающих участие в этом ритуале. Но после наших бесед с ними, мы сделали вывод, что большинство слепо повторяет поступки других, пребывая в полной уверенности, что купание на Крещение завещано Библией. А ведь это не так.

Крещение - едва ли не главный праздник из 12 Великих Православных Христианский праздников. Именно в этот день состоялось крещение Христа Иорданскими водами. Вот в событию верующие окунаются в прорубь, веря, что смоют с себя все грехи. А ведь это абсолютно не так.

Батюшка пояснил, что Крещение - праздник, в котором переплелись народные обычаи с религиозными верованиями. Священнослужитель уверен, что истинно верующие должны провести весь день в Храме. Прослушать литургию, исповедаться, причаститься, очиститься от грехов. Только это способно избавить грешника от дурного конца, а вовсе не купание в Крещение.

Кстати медики, спасатели, церковнослужители с прискорбием отмечают: вера в то, что в крещенской проруби нельзя простудиться, совершенно беспочвенна. Стоит посмотреть статистику заболеваний или чтобы в этом удостовериться. Вера не спасает от простуды, потому что Бог не требовал, чтобы купание на Крещение в проруби было обязательным. Это не канонический устой. Это просто народная традиция.

Обычай пришел к нам из Греции. Помните, какой климат в этой стране? Там с 18 на 19 января не бывает ни морозов, ни замерзших водоемов. Поэтому купание на Крещение там не приносит вреда. А в России с древних времен вырубали Иордань во льду.

Почему же священники принимают участие в омовениях на Крещение? по их мнению, означает приобщение к той благодати, которую послал на «естество» всех вод Господь. Но с другой стороны, комментирует протоирей Михаил Дудко, секретарь Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества, поскольку погрузиться с головой в ледяную воду очень трудно психологически, то поступок является жертвой Богу.

Я не собираюсь разбираться в тонкостях священного писания или Моя цель - уберечь всех верующих и неверующих от тяжелых последствий, которые могут наступить после того, как купание на Крещение будут окончено.

Я предлагаю несколько правил, придерживаясь которых люди смогут уберечь свое здоровье.

  1. Удостоверьтесь у врача, что вы не страдаете болезнями, несовместимыми с зимним купанием. Это убережет вас от судорог, ревматизма, тяжелых простуд, воспалений, других напастей.
  2. Позаботьтесь о правильно устроенной купели. Она должна быть не глубже 180 см, с нескользкими ступеньками, перилами. Рядом обязательно должна быть теплая раздевалка, горячий чай, сухая одежда. И никакого спиртного.
  3. Подумайте об одежде. Купальники, обнажающие тело - неуважение к религии. Поэтому многие шьют длинные, похожие на крестильные рубашки. А вот резиновые тапочки с нескользкой подошвой - аксессуар обязательный.
  4. Входите в прорубь медленно, осторожно. Резкое погружение в ледяную воду может вызвать судороги, сердечный приступ, шок и пр. Принято окунаться трижды с головой. Но если вы подвержены спазмам, лучше этого не делать.
  5. Остерегайтесь эйфории! Обычно в ответ на стресс от ледяной воды человек впадает в экстаз. Ему кажется, что он может еще минут 5 провести в проруби. Однако это - прямой путь в больницу.
  6. Обязательно высохните, согрейтесь после купания. Лучше всего - в теплом помещении.

Я считаю, что избавиться от грехов, доказать свое благочестие или экстремально развлечься можно более безопасными способами. Однако каждый сам выбирает, как ему поступать. Поэтому могу просто пожелать здоровья всем, кто собирается в ночь с 18 на 19 января купаться в проруби.

Обязательно ли купаться на Крещение? А если нет мороза, то будет ли купание крещенским?

В любом церковном празднике необходимо различать его смысл и сложившиеся вокруг него традиции. В празднике Крещения Господня главное – это Богоявление, это Крещение Христа Иоанном Предтечей, гласа Бога Отца с небес «Сей есть Сын мой возлюбленный» и Духа Святого, сходящего на Христа. Главное для христианина в этот день – это присутствие на церковной службе, исповедь и Причащение Святых Христовых Таин, причащение крещенской воды.

Сложившиеся традиции купания в холодных прорубях не имеют прямого отношения к самому Празднику Крещения Господня, не являются обязательными и, что особенно важно, не очищают человека от грехов, о чем, к сожалению, много говорится в СМИ.

К подобным традициям не нужно относиться как к магическим обрядам – праздник Крещения Господня празднуют православные и в жарких Африке, Америке, и в Австралии. Ведь и пальмовые ветви праздника входа Господня в Иерусалим были заменены вербами в России, а освящение виноградных лоз на Преображение Господне – благословением урожая яблок. Также и в день Крещения Господня будут освящены все воды независимо от их температуры.

протоиерей Игорь Пчелинцев, пресс-секретарь Нижегородской епархии

Протоиерей Сергий Вогулкин, настоятель храма во имя иконы Божией Матери «Всецарица» города Екатеринбурга, доктор медицинских наук, профессор:

Наверное, следует начать не с купания в крещенские морозы, а с самого благодатного праздника Богоявления. Крещением Господа нашего Иисуса Христа освящается вся вода, во всех ее видах, ведь за две тысячи лет вода реки Иордан, коснувшаяся благословенного тела Христа, миллионы раз поднималась к небесам, плыла в облаках и вновь возвращалась каплями дождя на землю. В чем она - в деревьях, в озерах, реках, травах? Ее частички повсюду. И вот приближается праздник Богоявления, когда дарит нам Господь изобилие освященной воды. В каждом человеке пробуждается беспокойство: а как же я? Ведь это мой шанс очиститься! Не упустить бы его! И вот люди без раздумий, даже с каким-то отчаянием бросаются к проруби и, окунувшись, потом целый год рассказывают о своем «подвиге». Приобщились они благодати Господа нашего или потешили свою гордыню?

Православный человек идет спокойно от одного церковного праздника к другому, соблюдая посты, исповедуясь и причащаясь. И к Богоявлению он готовится неспешно, решая в кругу семьи, кто сподобится после исповеди и причастия по старинной русской традиции окунуться в Иордань, а кто по малолетству или недомоганию омоет святой водой лицо, или обольется на святом источнике, или просто примет с молитвой святую воду как духовное лекарство. Нам, слава Богу, есть из чего выбирать, и не нужно рисковать бездумно, если человек ослаблен болезнью. Иордань - это не Овчая купель (см. Ин. 5: 1-4), и приступать к ней нужно с осторожностью. Опытный батюшка благословит на купание далеко не всех. Он позаботится о выборе места, укреплении льда, сходнях, теплом месте для раздевания и одевания и присутствии кого-то из православных медицинских работников. Здесь и массовое крещение будет уместным и благодатным.

Другое дело - масса людей отчаянных, которые решили без благословения и просто элементарного раздумья искупаться «за компанию» в ледяной воде. Здесь речь идет не о силе духа, а о силе тела. Сильнейший спазм кожных сосудов в ответ на действие холодной воды приводит к тому, что масса крови устремляется во внутренние органы - сердце, легкие, головной мозг, желудок, печень, и для людей со слабым здоровьем это может плохо кончиться.

Особенно возрастает опасность для тех, кто готовился к «очищению» в проруби курением и алкоголем. Приток крови к легким только усилит хроническое воспаление бронхов, которое всегда сопровождает курение, может вызвать отек стенки бронхов и пневмонию. Длительный прием алкоголя или острое опьянение и в теплой воде постоянно приводят к несчастьям, что уж говорить о купании в проруби. Артериальные сосуды алкоголика или бытового пьяницы, даже если он сравнительно молод, не способны правильно реагировать на массивное холодовое воздействие, в этих случаях можно ожидать парадоксальных реакций вплоть до остановки сердца и дыхания. С такими дурными привычками и в таком состоянии лучше к проруби не подходить.

– Объясните все-таки, для чего православному человеку купаться в Крещение в ледяной воде, когда на улице мороз за тридцать градусов?

Священник Святослав Шевченко: – Нужно различать народные обычаи и церковную богослужебную практику. Церковь не призывает верующих лезть в ледяную воду - это каждый решает для себя индивидуально. Но сегодня обычай окунуться в морозную прорубь стал для нецерковных людей чем-то новомодным. Понятно, что в большие православные праздники в русском народе происходит религиозный всплеск - и в этом нет ничего плохого. Но не очень хорошо то, что люди этим поверхностным омовением и ограничиваются. Более того, некоторые всерьез считают, что, искупавшись в крещенской иордани, они смоют с себя все грехи, накопившиеся за год. Это языческие суеверия, и ничего общего с церковным учением они не имеют. Грехи отпускаются священником в таинстве Покаяния. Кроме этого, в поиске острых ощущений мы упускаем главную суть праздника Крещения Господня.

Протоиерей Виталий Шинкарь, клирик Свято-Георгиевского храма Кишинева:

Протоиерей Виталий Шинкарь

Традиция вполне по-человечески понятна – это некий поступок, возможность, окунувшись в ледяную воду, показать свою удаль молодецкую.

Говоря на языке современного искусства, это акционизм – человек решает свою религиозную проблему через какое-то лихое действие.

Я думаю, такое поведение свойственно всем типам религиозности, но это именно языческое явление, которое имеет отношение к примитивным человеческим представлениям о взаимоотношениях неба и земли. Человек считает, что существует некая технология, внутри которой не обязательна вера, но которая позволяет штурмовать небеса усилием своей удали.

Вообще, купание в источниках – это повсеместно культивируемая традиция. Сегодня во всех паломнических центрах, монастырях висят объявления, на которых красными чернилами написано: «Купание в источниках». Что это означает, какую пользу приносит, никто толком не знает, но эта традиция начинает постепенно распространяться и за пределами России.

Однажды я видел, как на Афоне, у источника святого Афанасия остановился автобус русских паломников, и все мужчины побежали голышом окунаться. Мимо проходили греки, для которых все происходящее, конечно, было серьезным переживанием. А теперь, насмотревшись на русскую действительность, и у нас в Молдавии, и в других странах тоже начались все эти купания и окунания.

Это языческий подход к действительности, когда человек вступает в отношения с Небом через какую-то обожествленную материю и овеществленные предметы.

Некое механическое благочестие – разделся, в воду окунулся – и всё, ты уже весь духовный. Это как бы инициация – испытать холод, жар, боль. Все равно что хлористый кальций внутривенно – не лечит, зато чувствуешь жар каждой клеточкой. И поэтому подобные традиции остаются и даже культивируются.

К сожалению, если какая-то традиция существует в нашем обиходе более 20–30 лет, она становится чуть ли не догматическим элементом. Но надо говорить честно, традиция купаний – не церковная, и нам надо по отношению к ней немного «опротестантиться», то есть удалить языческий налет.

К сожалению, отношение к крещенским купаниям внутри самой Церкви не имеет единообразия – кто-то практикует купания внутри прихода, даже при участии священников, кто-то категорически против, кто-то смотрит на все происходящее как на народную традицию. А нужно вырабатывать общую церковную позицию, и тогда, хотя бы внутри Церкви, мы сможем честно и единомысленно говорить о крещенских купаниях.

А пока что у нас так: один сказал, что окунаться в прорубь хорошо, другой назвал купания великой русской традицией, третий – жидовско-масонской ересью, а четвертый вообще во всем обвинил проклятую Америку.

В результате же происходящие сегодня на купания – это некий православный экстрим, отношения к которому у каждого свое.

«Братия и сестры моржи! Любите ли вы Христа?»

Священник Сергий Круглов: Попытки как «правых», так и «левых» навести в деле купания на Крещение единообразие и порядок, насадить ту или иную точку зрения («Это язычество!» или: «Это исконное православие, только бесы святой воды боятся!») растут из одного корня – советского, из отсутствия свободного и осознанного отношения к жизни, из желания, чтобы раз и навсегда сказали, «как правильно».

Жизнь же – жительствует, и факт сей жизни таков: окунались и окунаться будут.

Священник Сергий Круглов. Фото Анны Гальпериной

Я сам лично? Нет, ни разу не окунался и не собираюсь, возможно, моя жизнь от этого чем-то обеднена, но – каждому свое, каждый проживает только свою жизнь, поспеть за всем и попробовать всё немыслимо.

Я только-только начал с трудом понимать, что такое жить во Христе, пытаюсь еще и делом хоть как-то это попробовать, на прочее – немощных смертных сил моих уже не хватит, а к числу таинств Церкви, без которых жизнь во Христе невозможна, купание в зимней иордани не относится.

Но тех, кто хочет окунаться, отговаривать тоже не собираюсь. Повторю: велик Божий мир, жизнь человеков многообразна, захотят пойти окунуться – меня не спросят. И, кстати, по тому только факту, что человек «для здоровья» ныряет в ночь с 18 на 19-е января в прорубь, судить о том, что Он отпал от Христа, не стану – о таких вещах Сам Христос судит, только Он знает, «что в человеке».

Единственное, что было бы полезно – присутствующим при сем окунании священникам, раз уж это дело маркируется как церковное, делать время от времени перерывы и, призывая всех ко вниманию, просто и внятно говорить людям примерно следующее:

«Братия и сестры моржи! Хочу вам напомнить некоторые вещи. Если кто думает, что крещенская вода смывает грехи – тот ошибается, это неправда. Да, святая – святыня, но грехи смываются покаянием, в таинстве исповеди и исправлении своей жизни по заповедям Христовым. Правда, вы такие слова и словосочетания навыкли слышать, потому объясню попроще: если мы хотим иметь жизнь, а не смерть – надо наладить живое общение с Богом. Жизнь дает только Он Сам, потому что нас любит. А мы Его? Вот вопрос важный.

В Церкви есть для налаживания общения со Христом важнейшие способы: знать Его через Священное Писание и через Тело и Кровь Его, то есть через участие в евхаристической жизни Церкви, это прежде всего, и это самое главное. Так что, дорогие моржи, желаю вам здравыми изойти из сей проруби, а затем, если кто хочет – прийти в Церковь, чтоб побольше разузнать о Христе и о том, как быть с Ним.

Посему, кто сейчас «для сугреву» пьян – протрезвитесь, кто некрещен – сначала пройдите в любом близком к вам храме Божием курс катехизации и креститесь, кто крещен – отодвиньте в сторону красочные мечты про «волшебную воду» и лубочные «богатырские традиции», и все – возьмите в голову помысел: кто я? и кто мне Бог? не пора ли мне к Нему вернуться по-настоящему, чтобы как-то изменить себя и свою жизнь?

И (повторю – кто хочет, ведь невольник не богомольник) приходите, будем пытаться разобраться вместе. Жизнь свою, мозги свои и сердце, желания и претензии свои менять, да еще так, чтоб со Христом – да, тяжело. А без этого никак. Без этого вы хоть весь год в этой проруби просидите, толку не будет».

Между кощунством и приобщением благодати Духа Святого

Протоиерей Игорь Прекуп:

Когда дело касается крещенского купания, то, прежде всего, отношение к этому действу зависит от самого человека, который окунается, от его духовного состояния.

Во-первых, человек может желать купаться на Крещение, считая это данью традиции, возможностью проникнуться некой солидарностью со своими предками, которые также окунались в прорубь на Крещение, почувствовать родовое единство.

В этом нет ничего плохого, но и духовного смысла в таком купании немного. Если люди думают, что через окунание на Крещение они поддерживают традицию и укрепляют духовные связи, это параллельно духовному смыслу крещенского купания.

Протоиерей Игорь Прекуп

Другое дело, когда купание для человека – это то, что связывает его с тем самым Крещением Христа. Если для человека эта прорубь не просто место обрядового купания, а окно в тот самый евангельский день, фрагмент Иордана здесь, сейчас, в данном месте, то при таком символическом отношении человек действительно приобщается тем самым евангельским иорданским водам.

Потому что человек, совершающий такое купание, думает о Боге, ради Него это делает. И тогда это окунание – форма приобщения благодати Духа Святого.

Но у меня есть большие сомнения, что большинство окунающихся на Крещение именно так относятся к своему купанию. Часто во время массовых купаний люди думают о чем угодно, только не о смысле праздника. Для многих людей крещенское купание – просто развлечение, очередная забава, сопровождаемая визгами, криками со всевозможными традиционными словосочетаниями, выражающими острые ощущения, не говоря уже о всевозможных «вспомогательных средствах» эмоционального подъема. Такое купание даже не параллельно празднику и его смыслу, а против него.

Если человек просто моржует в любой другой день, в любой другой проруби, не посвященной празднику Крещения, пусть изгаляется как хочет. И все идиоматические выражения, которые он себе позволяет при этом купании остаются на его совести в этот момент, как и в любой другой момент его жизни. Это быт, культурное времяпрепровождение.

Но когда прорубь посвящена именно событию Крещения Господня, да еще и вырублена в виде креста, чтобы помочь человеку настроиться должным образом, не говоря уже о совершенном здесь чуть ранее водосвятии, а человек окунается так, будто его в парк аттракционов привели, я воспринимаю такое поведение как кощунство.

Поэтому если человек решил поучаствовать в крещенском купании и не хочет кощунствовать, пусть он сначала должным образом настроится, осознает смысл праздника, при этом не даст и окружающим своим легкомыслием сдвинуть себя в сторону от этого здравого настроя, а потом совершает окунание в прорубь-Иордань.



Вверх