Водяной любит, чтобы речной омут находился рядом с чем? Неестествознание. Водяной Водяной мифология

Водяной.

Я водяной, я водяной,
Поговорил бы кто со мной
А то мои подружки -
Пиявки, да лягушки!
Фу, какая гадость!
(Ю. Энтин. Песенка водяного)


Сегодня Тадана появилась в кабинете уже после того, как студенты собрались и расселись по своим местам за партой. Преподавательница прошла вдоль аудитории к столу, на ходу снимая с плеч небольшой рюкзак, и стало ясно, что что-то здесь не то. Вместо привычных туфелек-сапожек на ногах красовались высокие ботинки из какой-то непонятной кожи, за одним из голенищ которых торчала рукоятка волшебной палочки. Впрочем, и мантия сегодня отличалась - тонкая вязка нескольких оттенков зеленого цвета до колен, но с капюшоном скорее напоминала маггловские свитера и кардиганы, нежели привычное облачение преподавателя.
- Что-то будет! - гриффиндорцы с радостным шуршанием полезли за волшебными палочками.

Всем привет! Что сегодня будет очередная лекция, что же еще:)
Но сначала - небольшие итоги прошлой недели! Хочу сказать вам спасибо, мои дорогие, за ваши домашки, которых было достаточно много, и которые оказались в большинстве своем весьма хорошими:) Надеюсь, продолжим в том же духе! И продолжим мы темой водяных
Обычно и традиционно водяных изучают третьего апреля. Почему именно в эту дату? Просто потому, что третье апреля - не что иное, как день водяного. В этот день они просыпаются от спячки, потягиваются, делают зарядку, заманивают завтрак… хм. В общем, просыпаются.И хотя сегодня не третье апреля, но водоемы еще не замерзли, поэтому почему бы нам не отправиться не посмотреть своими глазами и не познакомиться с водяным?

Но прежде - расскажу-ка я вам небольшую сказочку.
Жил-был на свете нечистик, и звали его водяным. Имел он кучу подпольных имен и кличек - омутник, водовик, водяник, водяной дедушка , и даже водяной черт . Местом постоянной дислокации его были реки, озера, омуты , а изредка даже… дадада, в этом месте надо вздрогнуть и испугаться практики - изредка даже болота ! В качестве основного плавсредства использовал водяной корчаги и чурбаны. А уж водоемы близ мельниц считали понтовыми и выдавались за места отдыха и релаксации - уж настолько там было хорошо и раздольно водяным. Особенно хорошо было водяному, если рядом были заросли старой вербы . Тогда можно было бы на некоторое время забраться повыше и высмотреть очередного героя, с которым можно было бы поиграть.
Однако вот что удивительно. Если старая верба считалась покровителем нечистой силы, то молодая и освященная - напротив, имела обережные свойства и отгоняла ее, но мы отвлеклись.


Ох и не любят водяные смотреть в зеркало. Да и есть, почему - водяной выглядел не лучшим образом, скажем честно. В оригинале это совсем не милый джентльмен с котелком на голове, но обрюзглый, пучеглазый старик с рыбьим хвостом, опутанный тиной, плавно переходящей в зеленые усы и довольно окладистую бороду. С левой полы его хвоста постоянно капает вода.
Иногда у водяного находят черты отдельных животных - то рога на голове, то лапы вместо рук. Ну и наконец, как и практически любая нечисть, водяной мог обернуться как рыбой, так и лошадью или ребенком. Такой набор вполне логичен, и если вы вспомните предыдущие лекции и немного подумаете, вам все станет вполне очевидно.

Из полезных и не очень привычек и особенностей водяного можно выделить, что он очень любил переброситься парочкой-другой "лестных" эпитетов с лешим, хотя чего они не поделили - лично мне непонятно.
Вообще же в профессиональные обязанности водяного входило несколько пунктов. Главный из них - управление всем подводным царством, и русалками с прочими утопленниками в первую очередь. Кроме того, любит водяной и "рыбу пасти", в особенности - присматривать за косяками карпов, сомов и лещей. Особенно в почете сомы - водяной очень любит на них кататься, поэтому рыбину часто называют "чертовой лошадью". Именно поэтому, кстати, рыбакам не рекомендуют ругаться за то, что хотели щуку, а поймали сома - водяной услышит, и всем будет мокро. Да, водяной, как и любая нечисть, любит для развлечения и в педагогических целях у тащить кого-нибудь под воду. Это кстати относится не только к рыбакам, но и тем, кто решит искупаться после окончания купального сезона. Хотя тут конечно спорно - то ли водяной утащил, то ли сам окоченел и пошел на дно.


Разумеется, как и любой хозяин, водяной не любит, когда на воде хозяйничают без него, так что запросто может разрушить построенные без его согласия дамбы, запруды и плотины. Раньше люди, зная эту его особенность, приносили водяному в жертву какое-нибудь животное. Но раньше люди в принципе любили чуть что приносить кого-нибудь и кому-нибудь, так что я бы на вашем месте не стала убивать последнего поросенка на деревне в пользу водяного.
Не всем известно, но факт, что водяной может выбираться на сушу. Но - только по ночам. Однако как он это делает - пока вопрос, ответ на который громко и во всеуслышание назван не был. Да и вообще - если говорить о популярности водяных "в народе", то наблюдается презабавный факт: все говорят, что водяной есть. Где-то там. Очевидцев, же, столкнувшихся с водяным нос к носу, не так много. Очевидцев среди людей, разумеется. Потому что если говорить о животных - то тут скорее всего всё наоборот. Водяные очень любят сплести из водорослей шапку боярскую, жилет, подпоясаться, да и попрыгать на водопое, начисто распугивая всю живность. А что? Бегают. Весело. Ну а кому не весело и кто не убежал - сам виноват. Если остается какая корова или лошадь после разминки - водяной может ее оседлать и попробовать покататься. Но тут странная вещь - ноги у животины подкашиваются, и, как правило, заканчивается это преждевременной ее гибелью.

Пожалуй, тут отдельно надо сказать про родниковых водяных. Думаете, таких нет? Как бы не так! Есть, при чем очень часто эти водяные еще более сильные, чем их собратья. С одной стороны - потому что заведуют питьевой водой. С другой стороны - если вы однажды решите не спать на Славянской мифологии, но слушать - вы узнаете, что родники в поверьях славян возникли от ударов молнией. А молниями заведовал кто? Перун. Вот он и наделили хранителей своего детища особой силой, ведь без воды никакой жизни не будет и быть не может.
В таких родниках вода была очень вкусной, так что водяным было что защищать. И назывались такие родники "гремячими".


Теперь о том, как с водяным договориться и как от него защититься .
Есть такое поверье - уж не знаю насколько работает, не проверяла, но. Если ночью сесть у водицы, где водится водяной, на воловью кожу и очертить вокруг себя огарком круг, то в полночь водяной вполне может выскочить из воды и подхватить эту кожу вместе с вами. И тогда вы (хотя еще вопрос, как именно) вполне сможете с ним управиться, указав, куда вы хотите переместиться. Например, на другой берег реки, ну мало ли. Главное, по прибытии на место успеть "зачураться" - произнести "чур меня" и спрыгнуть на землю, иначе с водяного станется утащить вас под воду. Это про "приручивание" водяного.
А теперь про выживание. Ну представьте, что у вашей мельницы водяной поселился. Ломает ее постоянно и ломает, и никакие подношения не спасают. Что в таком случае делать? Как один из способов, бывших на вооружении у наших предков - высыпать утренней и вечерней зорей в воду по мешку золы. Через некоторое время водяной действительно исчезает [И, обозленный, идет мешаться с удвоенной силой куда-нибудь в другое место].
Но это, все же, совсем радикальный метод. Сначала нужно пробовать договариваться. Особенно эффективно это получается как раз третьего апреля. Именно в этот день рыболовы, мельники и все прочие, имевшие контакт с водяным, выходили в полночь на берег и подносили проснувшемуся и голодному водяному в дар крупный гостинец - лошадь (при чем не свою, а чужую), и несколько мелких, приговаривая "Вот тебе, дедушка, гостинцу на новоселье. Люби да жалуй нашу семью ". Впрочем, справедливости ради, надо заметить, что лошадь была обычной старой клячей, которую не особо жалко. Часто таких лошадей покупали у проходящих мимо цыган.
Кстати. Если среди вас есть хорошие музыканты - то вам повезло. Водяные очень любят и очень ценят хорошую музыку, так что бывает, можно обойтись и песнями-плясками, без дорогих подарков.

Вот так вот.
Но. Сказки, как известно, это лишь страшные истории, осторожно подготавливающие детей к чтению газет и просмотру теленовостей. Сказочки закончились. Начались новости.
Вот тут-то и пришла пора вспомнить про "тот-самый-дурацкий-тест", который ТБ зовется и в ЛД водится, во вкладке "тесты". Сначала те из вас, кто его прошли - шаг вперед. Воот, вот вам будет практическое задание (группа "практики"). Всем остальным - тем кто не прошел ТБ или больше любит библиотеки - задание теоретическое. Итак,

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ :

Для "практиков" :
Ваша задача довольно творческая. Задание - небольшое исследование на местности по водяному. Исследование проводится в несколько этапов:
1. Вы сами составляете пять вопросов, связанные с водяным, на которые вы будете искать ответы. Пишете их в начале вашего свитка с домашней работой.
2. Берете в подсобке портал, летите к одному из водоемов средней полосы России (с только проснувшимся водяным), и ищете ответы на свои вопросы.
3. Возвращаетесь назад, сдаете портал, и описываете в домашней работе ваше путешествие, искусно вписав туда ответы на поставленные вами же вопросы.
Учтите, что учитываться будет не только качество ответов, но и качество вопросов .
Для "теоретиков" :
Ваше задание в чем-то схоже с озвученным выше.
1. Вы сами составляете пять вопросов, связанные с водяным, на которые вы будете искать ответы. Пишете их в начале своего свитка с домашней работой.
2. Находите вашего однокурсника (любой студент 1-2 курса любого факультета), который составил свои пять вопросов. И меняетесь с ним вопросами. Указываете в свитке, кому вы отдали свои пять вопросов. Выписываете пять вопросов однокурсника и указываете авторство вопросов, на которые будете отвечать вы.
3. Идете в библиотеку и ищете ответы на вопросы однокурсника.
Учтите, что учитываться будет не только качество ответов, но и качество ваших вопросов.

Ну что, задание понятно? Если остались вопросы - прошу в КЦ . Если остались вопросы по халяве - халявы не будет:)

В подсобке что-то ощутимо бухнуло.
- Он проснулся! - пискнул шушь, тут же исчезая.
- Он проснулся… - задумчиво повторила Тадана, ненароком проверив наличие еще одной волшебной палочки в чехле на поясе . - Ну что ж, заканчиваем. Задание вам ясно, вы уже взрослые. Летите, зайцы! Незримо я с вами.
Махнув на прощанье рукой, преподавательница вышла из аудитории в направлении источника шума.

Мне по-прежнему хватает одного свитка (Таймс, 12). Требования к домашке на 12 можно посмотреть

Образ водяного как хозяина и охранителя вод присутствует в мифах всех славянских народов. У народов западной Европы его аналогом служит морской царь. Однако морской царь это одно существо, которое управляет всеми водами Земли. Водяных же много, каждый из них живет в своем крупном водоеме, а также в мелких, но особо важных, например, в родниках.

Особенно, как утверждают народные сказания, водяные любят водоемы при мельницах. Падающая с мельничного колеса вода обязательно вымывает глубокий омут, куда водяной и приходит жить со своим окружением. В услужении у него находятся русалки, которые очень любят кататься на мельничном колесе. Выглядят водяные по-разному. Они умеют менять свой облик, могут прикинуться ребенком или девушкой. Но обычно это бородатый мужчина с зелеными усами и набившейся в бороду тиной. Народные предания зачастую связывают облик водяного с фазой луны. Считается, что пока луна «молодая», то водяной выглядит как молодой человек. Вместе с «ростом» луны он стареет, и наконец, когда луна «полная», водяной выглядит как глубокий старик. И этот цикл повторяется из месяца в месяц. Зимой водяной постоянно спит в глубоком омуте. Однако его можно разбудить, если нужна помощь. Так делают в основном на святки. В прорубь опускается угощение для него, чтобы водяной помог девушкам в святочных гаданиях. В целом к людям водяной относится нейтрально. Однако он любит проявление уважения к себе и не терпит, когда наносится вред водоему. Водяной топит тех, кто купается после заката и до рассвета, а также кто входит в воду, не осенив себя крестным знамением. Утопленников он обращает в своих слуг. Причем он забирает только душу, а тело выбрасывает на берег, чтобы оно не загрязняло воду.
По народным поверьям, под водой жизнь у водяного жизнь налажена, как у зажиточного крестьянина. Он имеет просторную избу и даже домашний скот: коров и лошадей, все эти животные - черного цвета. Больше всего от водяного зависят мельники, рыбаки и пчеловоды. Последние потому, что широкий и бурный разлив может подтопить ульи. Кроме того, пчелы крайне чувствительны к влаге, и несколько капель косого дождя могут уничтожить целую пчелиную семью. А так как всей водой заведует водяной, то опытный пчеловод обязательно стремится задобрить водяного. В омут бросают крупные куски меда в сотах от первого сбора, и даже топят первый отделившийся рой. По поверьям, водяной за это дает пасечнику кукушку, которую следует поселить в отдельном улье в сторонке от остальных. Улей этот ни в коем случае нельзя открывать. Если же его откроют, то кукушка улетит, а вслед за ней разлетятся и все пчелы. По-другому ублажают водяного дедушку рыбаки. Считается, что после зимней спячки водяной просыпается голодным и злым. О своем недобром расположении духа он дает знать крупной рябью на поверхности вод и подземным гулом. Три дня водяной готов подождать угощения, если же его не умилостивить за это время, то он разгонит всю рыбу по другим водоемам, и рыбаки останутся без добычи.
Для угощения водяного надо купить обязательно у цыган и обязательно не торгуясь, самую негодную и худую черную лошадь. Лошадь три дня откармливают хлебом. А потом, привязав ей на шею два старых мельничных жернова, загоняют в воду, стремясь утопить ее на самой середине водоема. Если водяной примет жертву, то уловы будут богатыми. Иначе сети все время будут путаться и рваться, а пойманная рыба - портиться. Не любит водяной и когда рыба выбирается в слишком больших количествах. Так что рыбакам следует себя ограничивать в ловле, иначе водяной может и лодку опрокинуть, и самого рыбака забрать к себе в услужение. Самыми зависимыми от водяных являются мельники. В каждом мельничном пруду есть свой водяной, и если его своевременно не умилостивить, то каждый год он будет ломать плотину и мельничное колесо. Чтобы задобрить водяного, в омут бросают хлеб и льют водку. На Пошехонье рассказывают, что в старые времена мельники частенько приносили водяному и человеческие жертвы. Для этого они выбирали одиноких подгулявших прохожих. Их-то и топили в омуте, а потом все объясняли несчастным случаем. Мол, шел пьяный, упал с плотины, утонул. В наше время мельники ограничиваются киданием в омут трупов животных обязательно в шкуре. Кроме того, они носят при себе шерсть черного козла, это животное считается особенно милым водяному. При постройке водяных мельниц, под будущей дверью закапывается живой черный петух и три стебля ржи, имеющие по два колоса. Кроме того, на мельницах обязательно растят черных котов и петухов, это жертвы на случай, если водяной вдруг осерчает на хозяина и начнет ему пакостить.
Водяной тесно взаимодействует с лешим. Леший хранит покой и чистоту в лесах и оберегает местную живность. Водяной выполняет те же функции в водоеме. Если водяному захочется мяса, то леший загонит в воду кабана или косулю. Когда же лешему захочется рыбы, то водяной вынесет на берег сома, леща или налима. Не шумите у водоемов, не мутите воду без надобности, не купайтесь от заката до рассвета, не снимайте крест и не заходите в воду, не перекрестившись. А, главное, не ходите по ночам пьяным мимо мельницы. И ваши отношения с водяным будут хорошими.

В славянской мифологии водяной - часто встречающийся персонаж. Кто он таков? Чем дедушка водяной отличается от других духов?

Водяной - в славянской мифологии дух, обитающий в воде, хозяин вод.

Дедушка водяной в мифологии славян - настоящий повелитель дна речного или озерного. У него есть собственное хозяйство, скотина, состоящие из рыб и водоплавающих птиц, а его подданными считаются русалки и прочие жители. Хотя водяной и не слишком злобен, но он не упустит шанс заманить неосторожных купальщиков на дно, чтобы они развлекали там его. Оттого-то в мифологии славян водяной не считается персонажем положительным. Его образ олицетворяет саму стихию воды: опасную, непредсказуемую.

Облик водяного в славянской мифологии

Водяного дедушку в мифологии описывают по-разному. Обычно считали, что он всем подобен рыбе: выпученные глаза, хвост, покрыт тиной. Впрочем, облик водяного изменчив, это один из духов, способный к оборотничеству:

Он па всякаму бывает. Высунет голову на сушу и наложит. Цветам бывает синий или как налим, цвятной… У няго есть два уса толька. Он пахож на рыбу с хвастом. Снизу у няго два крыла.

Водяной способен становиться рыбой, человеком, лошадью, корягой:

Вересина плывет по середине, под мост. Вдруг засмеется, захохочет, не поймешь… Он всяко прикидывается.

Описывали еще славяне, что Водяной олицетворяет саму реку. Объясняли, что тина - это его волосы, а пена на поверхности воды - слюни, которые текут у него изо рта.

Водяной живет в глубоких местах, особенно около водяной мельницы. Могли жить водяные дедушки и в родниках, причем они считались особо сильными.

Водяные очень любят скотину, время от времени выпускают свое стадо погулять по берегу реки. Ходили поверья, что ловкий человек мог завладеть коровами и лошадями водяного дедушки с помощью особых ритуалов. Но вообще-то лучше к стаду не подходить, чтобы Водяного дедушку не прогневать.

Чем опасен Водяной для людей и как от него защититься?

Раньше каждый купающийся знал об опасности утонуть. Перед купанием или поездкой на лодке надо было спросить разрешение Водяного. Также нельзя было ходить по воду ночью, а если иначе нельзя, то надо было тоже обратиться к духу. Также надо было купаться только в урочный час, не снимать с себя при купании оберегов. Не любит Водяной, когда шумят, поминают зайца, медведя, его самого, вообще много болтают. Есть периоды, когда Водяной особенно опасен. Это период Купалина дня, время цветения ржи, полночь, полдень, особенно ночь. Тогда опасались даже проходить мимо берегов рек или озер.

Отношения водяного и мельника в славянской мифологии

Мельники, которые постоянно работали близ воды, особо почитали водяных дедушек. Из-за этого их часто считали ведунами, знающимися с потусторонним миром. Когда водяную мельницу только строили, то приносили различные жертвы,например, лошадиные черепа, съестные припасы, и читали заговоры. Мифология славян говорит о том, что Водяные очень любят черных животных, поэтому таких всегда держали на мельницах. Любые прорывы плотины и поломки жерновов связывались с проказами Водяного.

Дни почитания водяного в мифологии славян

Чтобы Водяной не нападал на человека, раз в году, по весне, его чествовали: приносили ему съестное, делали жертвы для того, чтобы никто из села не утонул.

Третьего апреля носили подарки водяному: «Храни, спасай нашу семью». Прямо в речку бросали муку: «Храни, паси нашу семью».

Осенью, четвёртого октября , прощались с Водяным - несли требу и желали спокойной зимы.

Водяной - олицетворение могучей стихии, поэтому наши предки верили, что он есть.. Многое с тех пор позабылось, но мы стараемся возродить дух старины, показать все многообразие мифологии славян. Это настоящая сокровищница!

Подробнее о славянской мифологии.

3 апреля — Водопол (День Водяного) - пробуждение Водяных и Русалок после зимнего сна, начало ледохода и разлива рек. Другие названия праздника: Пробуждение Водяного, Угощение водяного, Водопол, Ледокол, Праздник рыболовов.

Просыпается Водяной от зимней спячки. Водяной дух ослаб за зиму. Ему нынче не худо чем-то поживиться да царство свое водяное оглядеть. В этот день рыболовы приходили к воде в полночь полакомить Водяного-дедушку. Рыбаки угощали Водяного выливая в реку масло, приговаривая: «Вот тебе, дедушка, гостинцу на новоселье. Люби да жалуй нашу семью».

Водяной дедушка — хозяин вод. Водяные пасут на дне рек и озер стада своих коров — сомов, карпов, лещей и прочей рыбы. Командует русалками, ундинами и прочими водными жителями. Вообще он добрый, но иногда любит водяной побаловаться и затащить на дно, какого-нибудь зазевавшегося человека, чтобы он его развлекал. Утопленники кстати тоже ходят в услужении у водяного.

Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Он опутан тиной, имеет большую окладистую бороду, зеленые усы. Мог обернуться крупной рыбой, ребенком или лошадью. Обитает чаще в омутах, любит селиться под водяной мельницей. Он способен разрушить запруды, потому его надо умилостивить, принося в жертву какое-нибудь животное. В застойных озёрах мог представлять горбатого и бородатого старика с ногами и хвостом, как у коровы.

Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна — самого сильного божества. Такие ключи назывались «гремячими» и это сохранилось в названии многих источников.

В этот день рыбаки примечали: «Если лёд в этот день не пройдёт, то рыбный лов будет худой». Этому дню предшествовал Тит и Поликарп Ледолом (2 апреля) - собственно начало ледолома: «Загуляла река-матушка», «Ворона каркала-каркала да Поликарпов день и накаркала», «Лёд ломается хрястно - ходить по нему опасно». На Акулину (7 апреля), по поверьям, Русалки выходят на берег, просят у людей холстины - наготу прикрыть. Потому-то в этот день, ещё на заре, приносили бабы на берега рек и озёр чистые льняные рубашки или просто куски холста, веря, что за это Русалки оберегут от глубокой воды их самих и всё их семейство… Вскоре после Никиты Водопола и Акулины отмечался Антип Половод (11 апреля): «Антип воды распустил», «Антиповы водополы - подставляй подолы, жита некуда сыпать будет».

Кто такой Водяной? (основа текста — Тайгана)

Огонь и вода представляют собой священные стихии, не приемлющие ничего «нечистого», ими вершился божий суд, ими клялись, у них вопрошали о будущем… По поверьям вода «выталкивает» из себя все нечистое. Сам мир изначально был растворен в бескрайних водах. В более позднее время вода воспринималась как граница между мирами. Издавна у многих народов существовали обычаи проверять правдивость слов и чистоту намерений, выводить неправду наружу при испытании водой. Возводящего поклеп и обвиненного опускали в прорубь или же в реку, и смотрели — кто первый забьется, запросит пощады, тот и виновен. Считалось, что «виновному» вода причиняет боль, оттого он и не выдерживает. Чтобы вычислить неизвестного преступника из числа знакомых (односельчан) брали чашу с водой, в которую опускали жребьи с написанными именами всех «участников». Тот, чей жребий никак не тонул, признавался виновным. Отсюда взялась присказка «вывести на чистую воду».

С приходом христианства древние верования исказились, продолжая существовать уже в измененном виде. Раньше хозяин водных пространств — не важно, море-океана или же самого заросшего болотца — воспринимался как тот, кто распоряжается судьбой своих владений и всего того, что в них попадает. Водяной «срастался» со своим владением, и если вдруг уходила вода, пересыхали озерца и мелели реки, то в народе считалось, что это «хозяин» ушел. Он мог быть капризным или гневливым, проказливым или мрачным, ужасным и справедливым, но не выступал как безусловное зло (как это пытаются доказать христиане). В названии рек сохранилось почтительное наименование стихии воды: Волга-матушка, Дон-батюшка, Дунай-богатырь. Водным духам приносились жертвы, их уважали, с ними находили общий язык.

Существовало разделение на водных мужских и женских духов, в поздние времена разделившихся на водяных и русалок (речных/лебединых дев). Сейчас речь пойдет именно о мужских водяных духах.

Будучи «хозяином», водяной всегда заботился о чистоте своих владений, и его сила как существа «потустороннего» передавалась месту. Чем заботливей был «хозяин», тем больше проявлялись магические свойства воды. Люди же, если не досаждали водяному, могли рассчитывать на его помощь и покровительство. При содействии водяного рыба сама шла в сети, на мельнице не заканчивалась мука и т.д. В противном случае улов мог превратиться в говно, сети — в лохмотья, а спокойная вода — в злую стихию, сносящую все на своем пути.

Христианство определило всех хозяев водных пространств как упавших с неба в реки и моря мятежных ангелов, и, соответственно, наделило их чертами отрицательных персонажей, тем самым противореча изначальному посылу отторжения водой «дьявольского». На земле же много озер, речек, ручьев и болот — откуда взяться такому числу грешных ангелов? Поэтому на роль водяных стали претендовать утопленники, проклятые или некрещеные люди (младенцы), продолжающие жить под водой. Причем, считалось, что водяной всегда забирает к себе душу, тело же за ненадобностью выбрасывает на берег — чтобы люди похоронили, воду не мутили. Если же тело не находилось, это означало, что утопленник стал одним из обитателей подводного мира, но кем — «слугой» или «хозяином» — зависело от личных качеств человека. Также считалось, что «дух-хозяин» может выбирать среди жертв наиболее достойных, чтобы передать им власть над местом. В народе водяного называли «водяник», «водяной хозяин», «водяной черт», «дедушка водяной», «топельник», «волосатик», «навной».

Будучи агрессивным по отношению к людям, водяной мог «забирать» тех, кто купается (особенно в полдень и в полночь, на Купалу или Илью — периоды наибольшей активности водяного), топить лодки, ломать водяные мельницы. Однако водяной мог быть и благодарным человеку, если тот, например, вбросил его с суши в воду и тем самым спас ему жизнь. Тогда водяной всячески способствовал во всех делах, связанных с водой, особенно в рыбалке. Чтобы заручиться поддержкой водяного в рыбацком деле, нужно было заключить с ним союз. Особенно его услугами пользовались мельники, которые в качестве жертвы забрасывали под первый лёд сало или свиной окорок.

Водяной, подобно лешему, может принимать любой облик. Нередки для него зооморфные черты: рыбья чешуя, коровий хвост, утиные перепончатые лапы и т.п. Нет проблем у водяного и со сменой пола: прикинуться он может и женщиной, и ребенком, и мужчиной; может выглядеть как зверь, птица или рыба, однако перекидываясь в них, достаточно часто оказывается помечен синим цветом. Для зверя и рыбы это может проявляться в изменении окраса, для человека же — в голубой крови. (Синий цвет присущ не только водяному, но и лешему, и является определением принадлежности к старым языческим божествам, каковыми они изначально и были).

Подобно всем существам «иного» мира, водяной может иметь какое-то уродство: например, он горбат, или обладает чересчур большой головой, или же копытами вместо ног. Впрочем, и у него все же есть наиболее излюбленный облик. Это либо получеловек-полурыба, чьи черты расплывчаты и как бы подернуты рябью, либо длиннобородый старик с запутавшейся ряской меж волос, облепленный грязью и тиной, с большим пузом или, наоборот, ужасно худой. А если он выглядит как обычный человек, то опознать его можно по мокрым волосам и краям платья. Впрочем, описаний водяного довольно много.

Считается, что облик водяного зависит от фазы Луны. Когда Луна только начинает расти, «хозяин» кажется молодым человеком, когда же на ущербе — он седеет, превращаясь в старика.

Живет водяной в омутах, водоворотах, на старых мельницах и под шлюзами, а также на дне реки. Но обязательно вода, в которой поселяется «хозяин», должна быть «живой». Водяному иногда приписывается обладание роскошными, хрустальными хоромами и сокровищами под толщей воды. Хотя часто быт водяного рисуется как отражение реальности, без особой роскоши. Ну, хороший дом, скот (преимущественно черные лошади и коровы), жена, дети…

Активность жизни водяного подчинена колесу года. Зимой он, подобно лешему, спит, просыпаясь лишь в начале апреля, с приходом весны. Однако даже зимой можно дозваться до водяного, чтобы, например, он помог в святочных гаданиях у проруби. Наибольшая же активность лешего связана с летними праздниками (Купалой, Петровым днем и т.д.). На Купалу, в дни солнцеворота наиболее мощно проявляют себя все жизненные природные силы. Вода, в т.ч. роса, обладает в этот период максимально целительными и очищающими свойствами, водяной же находится на пике своих возможностей. На Петров день водяной справляет, можно сказать, «профессиональный» праздник (апостол Петр — «Рыболов», покровитель рыбных промыслов). Также активен водяной и на Ильинской неделе. Вероятность встречи с водяным возрастает в «пиковые» моменты суточного цикла — в полдень и полночь (особенно при лунном свете).

Чтобы умилостивить водяного, накануне его пробуждения и перед началом зимней спячки приносились жертвы. В любом случае, водяной «насыщался» энергией жертвы, которая одновременно являлась авансом (весна) и платой (осень) за улов. Общение с «хозяином» накладывало на человека ряд обязанностей и ограничений, не позволявших последнему выказывать неудовольствие, брать рыбы более, чем требовалось для пропитания, загрязнять воду; необходимо было вежливо общаться с хозяином, его «домом».

Водяному также приписывались пророческие функции. Будучи хозяином вод, которые проникают повсюду, он знал все, что происходит в мире. В зеркале воды водяной мог показывать и будущее. (Например, на святочные гадания девушки ходили к проруби, стараясь разглядеть в ней лицо суженого.) Водяной, а вернее, водяница, мог исцелить, наделить здоровьем и красотой. Главное — уважительно относится к владениям духов — «хозяев», не вынуждая их вступать в борьбу за выживание.

Оберегом от водяного считались пепел, свист, а также хлеб из муки, смолотой на Купалу: съев его, человек не мог утонуть. Однако, говорили, за обиду, нанесенную водяному человеком, мог отомстить «сухопутный бес».

Женами водяных являются девушки-самоубийцы, или русалки, которые рождают «водянёнков». Каждый водоём имел своего водяного, мощь которого зависела от размеров и опасности реки или озера. В том случае, если водоемы искусственно связывали, водяные погибали.

www.d-pankratov.ru/archives/6291

(также водяник, водяной дедушка, водяной шут, водовик ; чеш. vodník ; в.-луж. wodby muž, wodnykus ; словен.povodnj, vodni mož ) - в славянской мифологии дух, обитающий в воде, хозяин вод. Воплощение стихии воды, как отрицательного и опасного начала.

Мифологический образ

Хотя водяной имеет отдельный образ, представления о нём часто сливались с русалками и чёртом.

Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Он опутан тиной или одет в красную рубаху, имеет большую окладистую бороду и зелёные усы. Имеет звериные или рыбьи черты - рыбий или коровий хвост, гусиные лапы с перепонками или коровьи копыта, кожа, как у налима, рог на голове. Мог обернуться крупной рыбой, зверем, птицей, сомом, щукой, карпом, большой чёрной рыбой или рыбой с крыльями, гусём, уткой, петухом, бревном, утопленником, ребёнком или лошадью.

Считается, что водяной живёт в омутах, водоворотах, в полыньях, на заброшенных водяных мельницах, под мельницами или шлюзами, на дне реки, где у него есть свой дворец. Водяной любит высовываться по пояс из воды, хлопать в ладоши или по воде, хохотать, ржать, как лошадь, кричать выпью, блеять бараном.

Любимое время водяного - полдень, на вечерней заре, полночь, а также при луне. Он особенно опасен во время или накануне больших праздников: в ночь на Ивана Купала, в Троицкую субботу, во время цветения ржи (когда души мёртвых находятся на земле), в Ильин день. В эти дни, а также перед грозой старались не купаться. Водяной не может вредить людям от Крещенья до Пасхи.

Украинцы рассказывают вот что. Водяной не всё время живёт в воде, так как его гоняет Бог: до Крещенья водяной сидит в воде, а потом переходит в лозу, отчего зовется «лозовиком», потом он переходит на сушу, в прибрежную траву и только после Спаса снова попадает в воду. Белорусы верят, что накануне Крещенья водяной приходит к крестьянам и просит у них сани, чтобы вывезти своих детей из воды перед её освящением. И вот перед Крещеньем сани и телеги переворачивали вверх ногами, чтобы водяной не мог ими воспользоваться. У русских считалось, что зимой водяной спит на дне реки, просыпается 1 апреля голодным и злым и потому ведёт себя очень бурно - ломает лёд и мучает рыбу.

Левкиевская Е. Е.

На Русском Севере считают, что у водяных есть водяной царь - старик с палицей, который может подниматься к небу в чёрной туче и творить новые реки и озера. Его называют царь Водяник или Водян царь. Славянские поверья о водяном сопоставимы с легендой о морском царе.

Водяному приписывают то же значение, что и домовому, чему служит доказательством пословица: «дедушка водяной, начальник над водой». Ему также приписывают власть над русалками, ундинами и прочими водяными жителями, которые поэтому не составляют самобытного божества.

Водяные пасут на дне рек и озёр стада своих коров - сомов, карпов, лещей и прочей рыбы.

От водяных чертей доводится терпеть и всего больше страдать, конечно, мельникам. Привычные всю свою жизнь иметь дело с водой, мельники достигают таких удобств, что не только не боятся этих злых духов, но вступают с ними в дружеские отношения. Они живут между собой согласно, на обоюдных угождениях, руководясь установленными приёмами и условленными правилами. Осторожные и запасливые хозяева, при постройке мельницы, под бревно, где будет дверь, зарывали живым чёрного петуха и три «супорыжки», то есть стебля ржи, случайно выросших с двумя колосьями; теперь с таким же успехом обходятся лошадиным черепом, брошенным в воду с приговором. В тех же целях, на мельницах все ещё бережно воспитываются все животные чёрной шерсти (в особенности петухи и кошки). Это - на тот случай, когда водяной начнет озлобленно срывать свой гнев на хозяев, прорывая запруды, и приводя в негодность жернова: пойдет жернов, застучит, зашепчет да и остановится, словно за что-нибудь задевает Пословица говорит, что «водой мельница стоит, да от воды и погибает», а потому-то все помыслы и хлопоты мельника сосредоточены на плотине, которую размывает и прорывает не иначе, как по воле и силами водяного черта. Оттого всякий день мельник, хоть дела нет, а из рук топора не выпускает и, сверх того, старается всякими способами ублажить водяного по заветам прадедов. Так, например, упорно держится повсюду слух, что водяной требует жертв живыми существами, особенно от тех, которые строят новые мельницы. С этой целью, в недалекую старину, сталкивали в омут какого-нибудь запоздалого путника, а в настоящее время бросают дохлых животных (непременно в шкуре). Удачи рыболовов также находятся во власти водяных. Старики до сих пор держатся двух главных правил: навязывают себе на шейный крест траву Петров крест, чтобы не «изурочилось», то есть не появился бы злой дух и не испортил всего дела, и из первого улова часть его, или первую рыбу кидают обратно в воду, как дань и жертву. Идя на ловлю, бывалый рыбак никогда не ответит на вопрос встречного, что он идет ловить рыбу, так как водяной любит секреты и уважает тех людей, которые умеют хранить тайны. Некоторые старики-рыболовы доводят свои угождения водному хозяину до того, что бросают ему щепотки табака («на тебе, водяной, табаку: давай мне рыбку») и, с тою же целью подкупа, подкуривают снасть богородской травкой и т. д.

- Максимов С. В.

У пасечников водяные считались покровителями пчёл. Повсеместно известен обычай ставить пасеку у реки. В ночь на Яблочный Спас некоторые пчеловоды приносили водяному жертву - бросали в пруд или болото свежий мёд и воск, понемногу из каждого улья, топили в мешке первый рой или лучший улей. По поверьям, в награду за это водяной оберегал пчёл. Позже роль покровителя пчёл унаследовали русские святые Зосима и Савватий.

Водяной находится в непримиримо враждебных отношениях с дедушкой домовым, с которым, при случайных встречах, неукоснительно вступает в драку. С добряками-домовыми водяные не схожи характером, оставаясь злобными духами, а потому всеми и повсюду причисляются к настоящим чертям. Недоброжелательство водяного к людям и злобный характер этого беса выражается в том, что он неустанно сторожит за каждым человеком, являющимся, по разным надобностям, в его сырых и мокрых владениях. Он уносит в свои подземные комнаты, на безвозвратное житье, всех, кто вздумает летней порой купаться в реках и озёрах, после солнечного заката, или в самый полдень, или в самую полночь. (Эти «дневные уповоды» считает он преимущественно любимыми и удобными для проявления своей недоброй и мощной силы.) Кроме того, на всем пространстве громадной Великороссии, он хватает цепкими лапами и с быстротой молнии увлекает вглубь всех забывших, при погружении в воду, осенить себя крестным знамением. С особенным торжеством и удовольствием он топит таких, которые вовсе не носят тельных крестов, забывают их дома или снимают с шеи перед купанием. Под водой он обращает эту добычу в кабальных рабочих, заставляет их переливать воду, таскать и перемывать песок и т. д. Сверх того, водяной замучивает и производит свои злые шутки с проходящими, забывшими перекреститься во время прохода нечистых мест, где он имеет обычай селиться и из водных глубин зорко следить за оплошавшими. Людям приносят они один лишь вред и радостно встречают в своих владениях всех оплошавших, случайных и намеренных утопленников (самоубийц). На утопленницах они женятся, а ещё охотнее на тех девицах, которые прокляты родителями, Кровоподтеки, в виде синяков на теле, раны и царапины, замечаемые на трупах вынутых из воды утопленников, служат наглядным свидетельством, что эти несчастные побывали в лапах водяного. Трупы людей он возвращает не всегда, руководясь личными капризами и соображениями, но трупы животных почти всегда оставляет для семейного продовольствия

- Максимов С. В. , Нечистая, неведомая и крестная сила

Из воды выходит редко; его любимым местом являются речные омуты, да притом около водяных мельниц. Любит ночевать под мельничным колесом, где струя воды вымывает глубокие омуты.

Водяной тоже требует к себе уважения. Месть его заключается в порче мельниц, в разгоне рыбы, а иногда, говорят, он посягает и на жизнь человека. Ему приписывают сома, как любимую рыбу, на которой он разъезжает и которая ему доставляет утопленников. За это сома в народе называют «чёртова лошадь».

Водяные утаскивали людей себе на дно, пугали и топили купающихся. Эти поверья о водяных сопоставимы с легендой о морском (водяном, поддонном) царе, отразившейся в русских былинах о Садко. В волшебных сказках водяной схватывает свою жертву, когда она пьёт из ручья или колодца, требует у захваченного царя или купца сына в залог, и т. п. В славянских поверьях о водяном и морском царе можно видеть отражение на более низком уровне мифологической системы представлений, некогда относившихся к особому богу моря и вод (ср. Аутримпса в прусской мифологии, Нептуна в римской и т. п).

Спутники

  • Водяницы - водяные девы - бывают жёнами водяных.

Водяница - утопленница из крещённых, а потому и не принадлежит к нежити. Считается, что водяницы предпочитают лесные и мельничные омуты, но больше всего любят пади под мельницами, где быстрина мутит воду и вымывает ямы. Под мельничными колёсами они будто бы обыкновенно собираются на ночлег вместе с водяными. Водяницы вредничают: когда они плещутся в воде и играют с бегущими волнами или прыгают на мельничные колеса и вертятся вместе с ними - рвут сети, портят жернова.

  • Блудички - в словацкой и чешской мифологии болотные и водяные духи, которые появляются поблизости воды в виде блуждающих огоньков.


Вверх