Вечная тема любви в поэме Гянджеви Низами “Лейли и Меджнун”

силы и значительности ее поэзии в связи с жизнью: «Не всякий поэт… может сравниться с Ахматовой по силе ее стихов, облагораживающих натуру человека. <…> Ахматова способна из житейского опыта создавать музыку поэзии, важную для многих. <…> Высший поэт – это тот, кто находит поэтическую форму для действительности. <…> Будем же ценить Ахматову за неповторимость ее прекрасных слов, потому что она, произнося их, тратит слишком много для нас, и будем неистощимы к ней в своей признательности».

Патриотическая нота – отличительная черта поэзии Ахматовой. Для нее нет эстетики вне этики. Верность родной земле, человеческое достоинство, честь, любовь к Отчизне диктовали поэту Ахматовой строки таких произведений, как поэма «Реквием», стихотворения«Мне голос был…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Родная земля» и др. Ахматова утверждает, что любовь к своей Отчизне не позволяет человеку оставить «…свой край глухой и грешный», оставить «Россию навсегда». Ее лозунг – «Не с теми я, кто бросил землю / На растерзание врагам». В стихах Ахматовой – стойкость и воля, сила характера, и сами стихи как бы стали судьбой Ахматовой. В них – внутренняя биография поэта, направление ее творческих поисков, предвидение признания потомками. О художественном реализме, как «главном и постоянном отличье», присущем творчеству Ахматовой, образно и справедливо сказал Б. Л. Пастернак в предисловии к сборнику Ахматовой, вышедшем в 1942 г. в Ташкенте в издательстве «Советский писатель»: «Вера в родное небо и верность родной земле прорываются у нее с естественностью природной походки». О «суровой и почти религиозной простоте и торжественности» стихов Ахматовой справедливо писал О. Мандельштам еще в 1916 г. в статье «О современной поэзии. К выходу „Альманаха Муз“, отметив, чтопоэ-

зия Ахматовой «близится к тому, чтобы стать одним из символов величия России».

Тема любви в творчестве В. Маяковского

Чтоб всей вселенной шла любовь

Б ольшой и серьезный разговор о любви В. Маяковский ведет на протяжении всего творчества. Лирический герой Маяковского доверительно и искренне раскрывает свои чувства, переживания, рассуждает о сущности любви, о том, какими, в его представлении, должны быть отношения между возлюбленными, в семье. Любовь, по Маяковскому, рождает неутолимую жажду творчества, зовет к действию, к борьбе, к противостоянию всему, что мешает счастью человека; любовь делает человека сильным и счастливым, украшает мир. В письме-дневнике Маяковского записано: «Любовь – это жизнь, это главное. От нее разворачиваются стихи, и дела, и все пр. Любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться во всем… Любовь не установишь никакими „должен“, никаким „нельзя“ – только свободным соревнова-

нием со всем миром».

В «Письме к товарищ у Кострову из Парижа о сущности любви» поэт говорит об общественной сущности любви:

Любить - это значит:

в глубь двора вбежать и до ночи

грачьей, блестя топором, рубить дрова, силой своей играючи.

Теме любви посвящены следующие произведения: «Домой», «Про это», «Лиличка!», «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Люблю», «Пустяк у Оки» и др. В осложненной драматическими коллизиями поэме«Люблю» авторское «я» выступает как прообраз нового человека, верного своему идеалу – «Не смоют любовь / ни ссоры, /

ни версты. / Продумана, / выверена, / проверена. / Подъ-емля торжественно стих строкопестрый, / клянусь – / люблю / неизменно и верно». Поэма «Люблю» была написана в 1922 г., когда поэт переживал пик своего чувства к Лиле Юрьевне Брик, которой он посвятил «Облако в штанах», хотя поэма была вдохновлена Марией Александровной Денисовой, девушкой необыкновенного обаяния и сильного характера. В поэме «Флейта-п озвоночник» (1916) Маяковский поднимает тему трагической любви поэта, искреннего, чистого человеческого чувства, ставшего в мире собственников «вещью». Конфликт, обрисованный в «Облаке в штанах», в поэме «Флейта-позвоночник» достигает особенной остроты:

Знаю, каждый за женщину платит. Ничего, если пока

тебя вместо шика парижских платьев одену в дым табака.

Поэт ставит любимую на пьедестал, готов отдать ей жизнь, прославить стихами, «нечеловеческим страданием»:

Любовь мою, как апостол во время оно,

по тысяче тысяч разнесу дорог. Тебе в веках уготована корона, а в короне слова мои - радугой судорог.

В поэме «Флейта-позвоночник» слышен скрытый диалог, диалог-полемика лирического героя и его антипода(«он», «захлопали двери. Вошел он»), того, кто покупает любовь, растлевает души:

Крикнул ему: «Хорошо!

Уйду! Хорошо!

Твоя останется. Тряпок нашей ей,

робкие крылья в шелках зажирели б. Смотри, не уплыла б. Камнем на шее

навесь жене жемчуга ожерелий!»

В восприятии Маяковского духовная любовь, любовь-нежность противопоставлена чисто физической:

Знаю, любовь его износила уже.

Скуку угадываю по стольким признакам. Вымолоди себя в моей душе.

Празднику тела сердце вызнакомь.

Светлое чувство любви лирического героя проходит через все страдания и пытки, напоминает об истинных ценностях, которые едины для человека независимо от национальности, и от сословной принадлежности – для немца, и для француза, и для ца-

ря, и для солдата; светлое чувство должно победить, выстоять в бездуховном мире.

Одно из самых замечательных произведений поэта о любви – поэма«Про это» (1923). В ней глубоко раскрывается характер и личность Маяковского. Внутренняя тема поэмы отражает отношения между поэтом и любимой женщиной, Лилей Брик, которые вступили в фазу кризиса. Если в поэме «Флейта-позвоночник» имя Лили названо («На цепь нацарапаю имя Лилино / и цепь исцелую во мраке каторги»), то в поэме «Про это» поэт его не называет:

– Смотри,

даже здесь, дорогая, стихами громя обыденщины жуть, имя любимое оберегая, тебя в проклятьях моих обхожу.

Композиционно поэма состоит из вступительной главы и 4-х подзаголовков(«Прошение на имя», «Вера», «Надежда», «Любовь»), связанных общностью мировосприятия лирического героя. Вступительная глава поэмы с вопросом-названием «Про что – про это?» подчеркивает то огромное значение, которое придает поэт чувству любви в жизни каждого человека:

Эта тема пришла, остальные оттерла и одна

безраздельно стала близка.

Предельное самопокаяние, предельная открытость, беззащитность, ранимость незащищенного чувства – сквозной мотив всей поэмы:

Я свое, земное, не дожил, на земле свое не долюбил, -

читаем в части «Надежда». В «Прошении на имя» лирический герой выражает веру в мир, в необходимость счастья для всех и для каждого. Жизнеутверждающее начало поэмы передано в емких фразах. «Что мне делать, / если я / вовсю, / всей сердечной мерою, / в жизнь сию, / сей / мир / верил, / верую».

Части «Вера», «Надежда», «Любовь» – это романтическая вера поэта в будущее, в «изумительную жизнь», в воскрешение мертвых. Как и в творчестве А. Платонова, в

поэме нашли отражение идеи «Философии общего дела» Н. Федоровао проективно-

сти науки, о воскрешении мертвых («большелобый / тихий химик, / перед опытом на-

морщил лоб») и о гармонии в человеческих отношениях.

В «Надежде» – обнаженность чувств, – «свое не долюбил»; среди обещаний – если воскресят, – обещание: «все делать даром – чистить, мыть, стеречь, мотаться, месть…». Среди человеческих достоинств названа и любовь к «зверью»:

Я люблю зверье.

Увидишь собачонку – тут у булочной одна – сплошная плешь, – из себя

и то готов достать печенку. Мне не жалко, дорогая, ешь!

В четвертой части поэмы «Любовь» поэт как заклинание повторяет просьбу «воскресить любимую», «воскресить», его самого, чтобы «дожить свое», «наверстать недолюбленное… звездностью бесчисленных ночей».В любимой поэт ценит не только внешнюю красоту («Она красивая – ее, наверно, воскресят»),ценит ее доброту, доверчивую улыбку, любовь к «зверью» («она зверей любила – / тоже ступит в сад»). Финальные строки поэмы утверждают нравственное начало в любви. Лирический герой уверен в красоте и силе любви («Ваш тридцатый век /обгонит стаи / сердце раздиравших мелочей»). Любовь, в контексте поэмы и всего творчества поэта, активизирует творческое начало в человеке, она призвана объединить влюбленных со всем миром, совершенствовать мир, превратить землю «в сад», а людей вселенной – в «товарищей» друг для друга.

Чтоб не было любви – служанки замужеств, похоти, хлебов. Постели прокляв,

встав с лежанки, чтоб всей вселенной шла любовь. <…> Чтоб вся на первый крик:

– Товарищ! - оборачивалась земля.

Художественная разработка поэтом-гуманистом В. Маяковским темы любви привлекает своим этическим содержанием, акцентированием в ней духовного начала, верностью мечте, чувствам.

Что осуждает и что прославляет в человеке Горький – романтик?

(Поэма «Человек», рассказ «Старуха Изергиль»)

Р омантические произведения раннего Горького овеяны страстной мечтой о подвиге, о необходимости героического в жизни, в них воплотилась мечта писателя о гармо-

ническом человеке, страстно влюбленном в идею о совершенной жизни.

В поэме «Человек» Горький в романтических тонах выразил свой идеал гармоничного человека, живущего в согласии со своей душой, в согласии с людьми, стремящегося к самоусовершенствованию. Поэма вызвала разноречивые отклики. Ее философский романтизм выразил кризисность общественного сознания(социального и религиозного) на рубеже XX века. Гуманизм Горького вбирал протест и бунтарство, но также укреплял веру в неограниченные возможности «трагически прекрасного» Человека. Герой поэмы – Человек с большой буквы – провозглашает полное равенство всех людей на основе усовершенствования самой жизни и самого человека. Автор поэмы предлагает разрушить «старое», под которым подразумевает индивидуализм, «жадный деспотизм инстинкта», ложь, предрассудки и скуку, страх, безразличие. Разрушение в программе горь-ковского гармоничного человека, девиз которого –«все вперед! и выше!», подчинено позитивной цели – созданию нового мира, мира «свободы, красоты и уважения к людям», мира, где каждый видит смысл жизни в творчестве, созидании, в росте сознания, в работе мысли. «И призван я, чтоб осветить весь мир, расплавить тьму его загадок тайных, найти гармонию между собой и миром, в себе самом гармонию создать». Человек с большой буквы – это реальная мечта Горького, это синоним великой правды, заключающейся в борьбе человека за любовь.

Конфликт поэмы «Человек» строится на противостоянии представлений о смысле жизни Человека и мещанина, противостоянии духовного и материального. Горьковский Человек сознает: «Смысл жизни – вижу в творчестве, а творчество самодовлеет и безгранично! Иду, чтобы сгореть как можно ярче и глубже осветить тьму жизни. И гибель для меня – моя награда. Иных наград не нужно для меня».

Образ Человека Горький создает романтическими приемами, говорит о нем с восторгом и в приподнятом тоне, ритмической прозой и белыми стихами. Художественные средства в поэме – эмоциональные эпитеты, резкие контрасты – подчинены творческой идее: вызвать у читателя приподнятое настроение, укрепить веру в светлые начала жизни.

Емкие, выразительные эпитеты, яркие сравнения («запуганные люди», «мелкие жизненные удобства», «мятежный человек», «величавый и свободный человек», «животное без гордости мысли», «они бесчисленны, как звезды в бездне неба») несут боль-

шую смысловую нагрузку. Например: «Да будут прокляты все предрассудки, предубеждения и привычки, опутавшие мозг и жизнь людей, подобно липкой паутине. Они мешают жить, насилуя людей, – я их разрушу».

Горьковский Человек – борец за новый светлый мир; эстетическое значение образа в том, что в нем дано конкретное воплощение человеческих идеалов, а воплощенный идеал – это и есть прекрасное в жизни.

Одно из лучших романтических произведений, в котором Горький поднимает вопрос о смысле человеческой жизни, – это рассказ «Старуха Изергиль». «Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как „Старуху Изергиль“ написал», – заметил взыскательный к себе Горький в письме к А. П. Чехову в 1899 г. Дорогой автору рассказ был написан в 1894 году.

У рассказа четкая и стройная композиция. Повествование много повидавшей на своем веку старухи Изергиль делится на три части: легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко. Своеобразие композиции заключается в том, что каж-

дая часть может стать самостоятельным рассказом. В каждой части свои тема,

сюжет, идея, герой. Вместе с тем все три части представляют собой единое целое, объединенное общей идеей, – стремлением автора выявить смысл жизни, истинные ценности о мире.

Антитеза – основа композиции рассказа «Старуха Изергиль». Легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни, два представления о ней. Если образ Данко раскрывает духовную красоту волевой, целеустремленной личности, то в образе Ларры показана бесплодность и бессмысленность крайнего индивидуализма. В описании портрета и внешности героев, характеров, поступков автор используетприем контраста. У Ларры – глаза «холодны и горды», как у царя птиц, у Данко в глазах «светилось много силы и горячего огня». Данко воплощает высший смысл жизни – сделать все возможное для блага людей. Трудно ему выбраться из непроходимых лесов, символизирующих в рассказе гнетущую действительность. И Данко, чтобы осветить путь людям, вырывает свое сердце и высоко поднимает его над головой.

Ларра – красивый, сильный – спускается с гор к людям в долину. Он сын орла и женщины, смотрит свысока на других, считает, что ему все позволено. Когда выбранная им девушка оттолкнула его, Ларра поступил с ней бесчеловечно. Ларра не хочет знать людские законы. Большую смысловую нагрузку в раскрытии двух концепций жизни играет разговор надменного эгоиста, вообразившего, что он выше других, с людьми племени. Ларра хочет свободы лишь для себя, утверждает право на господство сильной личности.

Жизненно- исторический смысл контрастного противопоставления Ларры и Данко заключается в противопоставлении двух типов морали и общественного поведения.

Трехм астная композиция в «Старухе Изергиль» позволила писателю установить связь между легендами и реальной жизнью. Повествование самой старухи Изергиль поставлено в центре рассказаи является связующим звеном между преданиями и дей-

ствитель ностью. Изергиль встречала на своем пути многих людей, среди которых были и те, кто сражался за свободу греков, и те, кто оказался среди восставших поляков. Сама Изергиль искала для себя свободу и наслаждения, свободу в любви; на склоне лет, размышляя о себе, она определит свою жизнь как «жадную жизнь», предостерегает автора: «Смотрели бы в старину зорко – там все отгадки найдутся. <…> И вижу я, что не живут люди, а все примеряются, примеряются и кладут на это жизнь. И когда обворуют сами себя, истратив время, то начнут плакаться на судьбу. Каждый сам себе судьба!». К концу жизни Изергиль приходит к осознанию истинных ценностей и поэтому она и обратит внимание автора на «искры от горящего сердца Данко» и расскажет легенду о происхождении искр, легеду о Данко. Противопоставлением идее бескорыстного служения людям звучит в рассказе тема «осторожного человека». Подвиг Данко мог воодушевить других юношей в их поисках, и потому мещанин постарался погасить пламя, хотя сам воспользовался его светом.

Нравственная проблема легенды – каким должен быть человек среди людей – перерастает у писателя в размышления о гражданском предназначении человека, о сущности прожитой им жизни. Вывод писателя: «В жизни всегда есть место подвигам!».

Рассказ «Старуха Изергиль» отличается высокохудожественной формой, умелым использованием изобразительно-выразительных средств языка. Эмоциональные эпитеты, красочные пейзажи с их многоплановой функцией, резкие контрасты, использование романтических образов тьмы и света сближают быт и сказку. Метафоры, сравнения, олицетворения усиливают действенность высказывания, к чисто логическому содержанию добавляют различные экспрессивно эмоциональные оттенки. Ужас одиночества индивидуалиста, объятого чрезмерной гордыней, противопоставившего себя людям, усиливает метафора: «В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира».

В.Маяковский — поэт-бунтарь, горлан и агитатор. Но одновременно это человек с чуткой и ранимой ду-шой, способный на самые светлые и нежные чувства, на глубокие переживания, на искреннюю любовь.

Художественное воплощение эта способность Мая-ковского нашла в его стихотворениях о любви. Они поражают страстной силой выраженного в них чувст-ва. Их лирический герой не может и не хочет освобож-даться от власти любви. Она становится центром ми-роздания.

«Кроме любви твоей мне нету солнца»,— говорит поэт в стихотворении «Лиличке». В письме Л. Брик Маяковский писал, что «любовь — это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела, и все пр. Любовь — это сердце всего». Любовь — самое зна-чительное, важное в судьбе каждого человека.

«Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущно-сти любви» адресовано редактору «Комсомольской правды», в которой сотрудничал поэт. Стихотворение являет собой лирический монолог, в котором ирония соседствует с серьезностью, просторечие с приподня-тостью. Поэт размышляет о сущности любви. Он ста-вит проблему и последовательно доказывает свое мне-ние, приводя веские аргументы.

Страстное чувство заставляет лирического героя заглянуть в свой внутренний мир, разобраться в своих чувствах. О себе он говорит: «Я ж навек любовью ра-нен — еле-еле волочусь». Маяковский дает собствен-ное определение этому чувству:

Любить —

Это значит:

в глубь двора вбежать

и до ночи грачьей,

блестя топором,

Рубить дрова,

силой

Своей играючи.

Свое состояние лирический герой называет экста-зом. А любовь его — «человеческая, простая», совла-дать с ней невозможно, потому что она «ураган, огонь, вода». Подлинное чувство противопоставля-ется в стихотворении «прохожей паре чувств», обы-вательщине.

Иная интонация свойственна стихотворению «Письмо Татьяне Яковлевой». Первоначально оно не предназначалось для печати, а было передано лично адресату. Поэт противопоставляет свое искреннее, глубокое, горячее чувство «парижской любви», по-шлой и обыденной. Стихотворению свойственна пре-дельная откровенность, оно поражает силой интимно-го чувства. «Иди сюда, иди на перекресток моих боль-ших и неуклюжих рук », — звучит в нем. «Ты одна мне ростом вровень»,— говорит поэт героине, призывая ее на ответные чувства. Поэт говорит о «собаках озверев-шей страсти», о ревности, которая движет горами, о «страсти кори». Лирический герой настойчив, целе-устремлен. «Я все равно тебя когда-нибудь возьму — одну или вдвоем с Парижем»,— обещает он.

Стихотворениям Маяковского о любви свойствен-на удивительная душевная открытость, обнажен-ность тончайших переживаний. Любовная лирика по-эта удивляет необычайно яркой и смелой образно-стью, неистовостью чувства. Поразительные, оригинальные метафоры и сравнения придают сти-хам Маяковского неповторимость.

Любовь Маяковского – это жизнь, это интересный мир человеческой души, это целая гамма чувств и переживаний. Поэт – молодой человек, в душе которого “ни одного седого волоса”, то есть ему дано любить, он способен искренне переживать. Еще во вступлении поэмы “Облако в штанах” он бросает вызов людям: у него молодость и любовь идут руки об руку!
Любовный конфликт в поэме необычен. Лирический герой ждет Марию несколько часов, это доводит его до такого состояния, что он чувствует себя “жилистой громадиной”, у которой “сердце – холодная железка”, но которой хочется иметь “любеночка”.
Нервы на перделе. Трагически звучат строки:
Упал двенадцатый час,
Как с плахт голова казненного.
Можно сказать, что человек уже теряет надежду на встречу с героиней:
Тихо,
Как больной с кровати,
Спрыгнул нерв.
Душа разрывается на куски, но вот раздается, казалось бы, спасительный скрип дверей, заходит героиня, “муча перчатки замш”, и нервно говорит о том, что выходит замуж. Кажется, что сейчас будет шквал эмоций, разбитая посуда… Но этого нет, потому что герой спокоен, “как пульс покойника”, а это еще страшнее, чем разломанная мебель и яростные крики. Но мужчина хватается за последнюю надежду, надеясь на то, что девушка пошутила. Но, увы, ее “украли деньги, любовь, страсть”.
И в доме, который выгорел,
Иногда живут бездомные бродяги,
– живут или существуют? Ведь столько разного в этих синонимичных словах!
Страшно, очень страшно, когда “сердце сгорает”, когда все эти огонечки человеческой души исчезают, потухают, и на месте окровавленного, стучащегося во все окна, двери и души, сердца образуется маленький черный огарок, осыпанный бедами, как золой. И уже понимаешь, что самые великие сердца тоже не могут избежать смерти…

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Я говорил о нем: “Он поэт катастроф И конвульсий”, а каких катастроф – Не догадывался… К. И. Чуковский Ошеломляющим в поэме было все: от названия до последней строчки. Первоначально она называлась “Тринадцатый апостол”. По Евангелию, у Христа было двенадцать учеников Read More ......
  2. Ошеломляющим в поэме было все: от названия до последней строчки. Первоначально она называлась “Тринадцатый апостол”. По Евангелию, у Христа было двенадцать учеников – апостолов, проповедников веры. Маяковский объявляет себя тринадцатым апостолом, возвещающим миру новую правду, пересматривающую сложившиеся представления о добре Read More ......
  3. “Вы думаете, это бредит малярия?” В. Маяковский – один из лучших поэтов начала ХХ века, века глубоких социальных перемен. Поэма “Облако в штанах” была закончена к июлю 1915 года. В ней поэт выступает как “тринадцатый апостол” (первое название поэмы, запрещенное Read More ......
  4. Любовный конфликт в поэме необычен. Лирический герой ждет Марию несколько часов, это доводит его до такого состояния, что он чувствует себя “жилистой громадиной”, у которой “сердце – холодная железка”, но которой хочется иметь “любеночка”. Нервы на пределе. Трагически звучат строки: Read More ......
  5. Читая эту поэму, можно живо представить Маяковского, вышагивающего по берегу залива и чеканящего на песчаном пляже в Куоккале строки “Облака в штанах” под ритм своих мощных шагов. На мокром песке остаются следы громадных сапог, в сознании поэта рождаются бессмертные стихи. Read More ......
  6. Владимир Маяковский открыл целую эпоху в истории русской и мировой поэзии. В его творчестве запечатлелось становление нового мира, рожденного в жесточайших классовых битвах. Поэт выступил как художник-новатор, реформировавший русский стих, обновивший средства поэтического языка. Поэтические завоевания Маяковского определили главное направление Read More ......
  7. Замысел поэмы “Облако в штанах” (первоначально название “Тринадцатый апостол”) возник у Маяковского в 1914 году. Поэт влюбился в некую Марию Александровну, семнадцатилетнюю красавицу, пленившую его не только внеш-ностью, но и своей интеллектуальной устремленностью ко всему новому, рево-люционному. Но любовь оказалась Read More ......
Тема любви в поэме Маяковского “Облако в штанах”

Конспект

Урока литературы в 11 классе

Учитель: Маккоева Галина Рудольфовна

Тема: «Необычность звучания темы любви в поэме В.В. Маяковского «Облако в штанах» (1914-1915)

Цель: показать учащимся необычность в раскрытии темы любви поэтом, выявить приёмы передачи психологического состояния; совершенствовать навыки анализа лиро-эпического произведения; развивать ассоциативное мышление, языковое чутьё, художественный вкус; воспитывать любовь к литературе.

Ход урока:

Сегодня на уроке мы поговорим на вечную, но всегда юную и привлекательную тему, тему любви мужчины к женщине. Что такое, по-вашему, эта любовь? Как определите значение этого слова?

(Любовь - интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность).

- ^ Какие слова у вас ассоциируются со словом «любовь»?

(Теплота, сердечность, внимание, чувства, влечение, мука, переживание, радость, ожидание, свидание, душевный подъём, понимание, душа, красота, доброта и т.д.)

- ^ Какой может быть любовь?

(Счастливой, взаимной, неразделённой, отвергнутой)

Ярче и точнее всех о любви говорят поэты. Я предлагаю вам поговорить о любви необычной. Такой, какой была любовь лирического героя поэмы

В.В. Маяковского «Облако в штанах». Ведь именно она, эта необычная любовь подвигла лирического героя поэмы «Облако в штанах» заявить в 4 частях поэмы: «Долой вашу любовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой ваш строй!», «Долой вашу религию!». Более подробно проанализируем только 1 и 4 части поэмы. Для удобства вы получили раздаточный материал с фрагментами поэмы. Наше обсуждение будет поддержано презентацией. В конце урока попрошу вас сделать обобщение, ответив на вопрос «В чём необычность звучания темы любви в поэме В.В. Маяковского «Облако в штанах».

Вспомним, как всё произошло.

- ^ Начнём с влюблённого героя. Каков он в прологе и 1 части поэмы?

Вашу мысль,

Мечтающую на размягчённом мозгу,

Как выжиревший лакей на засаленной кушетке,

Буду дразнить об окровавленный сердца лоскут;

Досыта изъиздеваюсь, нахальный и едкий.

У меня в душе ни одного седого волоса,

И старческой нежности нет в ней!

Иду – красивый,

Двадцатидвухлетний.

Нежные!

Вы любовь на скрипки ложите.

Любовь на литавры ложит грубый.

А себя, как я, вывернуть не можете,

Чтобы были одни сплошные губы.

Хотите –

Буду от мяса бешеный

И, как небо, меняя тона –

Хотите –

Буду безукоризненно нежный,

Не мужчина, а – облако в штанах!

Меня сейчас узнать не могли бы:

Жилистая громадина

Корчится.

Что может хотеться этакой глыбе?

А глыбе многое хочется!

(В прологе лирический герой противостоит всему буржуазному обществу. ^ Чем эта публика не устраивает лирического героя? Она отвратительна, изображается отталкивающе материально, в этих людях нет духовного. Лирический герой может противостоять обществу потому, что он очень мощная личность. Поэт, создавая этот мощный образ, использует гиперболу, которая сочетается со сравнением. Диапазон личности нашего влюблённого огромен: от бешеного до безукоризненно нежного. Глыба, громадина – так поэт определяет внешнюю и внутреннюю суть героя в I части. Перед нами громадина, глыба-человек. Молодой, нахальный, смеющий дерзко издеваться над благопристойной буржуазной публикой, едкий. Он способен вывернуть себя так, чтобы были одни сплошные губы. Для чего? Для простого человеческого поцелуя. Зачем нужна такая гипербола? Чтобы предельно ярко, максимально почувствовать всю прелесть поцелуя. Он способен дразнить толпу окровавленным лоскутом собственного сердца). Вывод: в поэме необычный лирический герой.

Как понимаете строчку «не мужчина, а – облако в штанах!», ставшую названием поэмы. Почему такой необычный образ?

(Нежность, мягкость, воздушность облака (небесный образ, парящий, витающий в облаках) в сочетании с прозаическими, сугубо материальными, грубыми, тяжёлыми по звучанию штанами - эта антитеза. Она подчёркивает человеческую природу лирического героя поэмы, которая, по мнению Маяковского, есть единство двух начал: биологического и духовного.) Вывод: необычно название поэмы

- ^ Какая же любовь у этой громадины, глыбы?

Громадный,

Горблюсь в окне,

Плавлю лбом стекло окошечное.

Будет любовь или нет?

Какая –

Большая или крошечная?

Откуда большая у тела такого:

Должно быть, маленький,

Смирный любёночек.

Она шарахается автомобильных гудков.

Любит звоночки коночек.

(В неологизме «любёночек»

(ср. ребёночек, котёночек) подчёркивается трогательная нежность, безукоризненная нежность, необычная сила чувства. Нет в языке слова для такого чувства, поэтому автор придумывает новое). Вывод: чтобы назвать чувство, нужно придумать новое слово.

- ^ Какие чувства переживает влюблённый лирический герой в ожидании Марии?

Ещё и ещё…

Полночь, с ножом мечась,

Догнала,

Зарезала, -

Упал двенадцатый час,

Как с плахи голова казнённого.

(Ожидание любимой – мука. На это указывает повтор «еще и еще». Свидание было обещано в четыре. Восемь. Девять. Десять. Полночь. Восемь часов мучительного ожидания, страданий. Итог страданий – казнь.)

Проклятая!

Что же, и этого не хватит?

Как больной с кровати,

Спрыгнул нерв.

Сначала прошёлся

Едва-едва,

Потом забегал,

Взволнованный,

Теперь и он, и новые два

Мечутся отчаянной чечёткой.

Рухнула штукатурка в нижнем этаже.

Нервы –

Большие,

Маленькие,

Многие! –

Скачут бешеные,

Итак, герой необычный, чувства необычные, а какова возлюбленная?

Вошла ты,

Резкая, как «нате!»,

Муча перчатки замш,

Сказала:

«Знаете –

Я выхожу замуж».

Помните?

Вы говорили:

«Джек Лондон,

Страсть», -

А я одно видел:

Вы – Джиоконда,

Которую надо украсть!

И украли.

(Возлюбленную зовут библейским именем Мария = госпожа, горькая, любимая, упрямая. Она знает современную литературу, читала Джека Лондона. Маяковский заинтересовался романом Джека Лондона «Мартин Иден» (1909), глубоко раскрывающим особенности писательского труда, и написал по его мотивам сценарий фильма «Не для денег родившийся» (1918). Он сам сыграл в нём главную роль поэта Ивана Нова. Мария похожа на Руфь, которая отказывается от начинающего писателя Мартина Идена и разрывает их помолвку. Мария похожа на Джоконду. Как вы понимаете это сравнение? Красивая, загадочная, духовно привлекательная. Но её украли. Картина не могла сопротивляться, а возлюбленная не захотела, она позволила себя украсть. Мария выбрала любовь продажную, выбрала деньги, комфорт, богатство. Почему Мария так резка? Вспомните стихотворение самого Маяковского «Нате!» (1913). Два года назад он сам бросил толпе обличительное «нате!». Был скандал. Замужество Марии похожий вызов, вызов-отказ от духовного ради материального благополучия.)

- ^ Как воспринял эту новость герой Маяковского?

Что ж выходите.

Покреплюсь.

Видите – спокоен как!

Как пульс

Покойника.

Господа!

Любители

Святотатств,

Преступлений,

А самое страшное

Видели –

Лицо моё,

Абсолютно спокоен?

(Психологическое состояние героя передано очень сильно – через внешнее его спокойствие. ^ Подберите синонимы к слову «спокойствие». (Покой, спокойно, успокоить, покойник).Объясните эпитет «абсолютно спокоен». Кто может быть абсолютно спокойным? Покойник. Спокойствие лирического героя не грани смерти. Анжанбеман – перенос – подчёркивает внутренние страдания, разорванность души.)

- ^ У кого найти спасение, кто может помочь пережить эту трагическую минуту?

Allo! И до конца главы.

(Конечно, дома, но дома нет. Где разворачивается действие поэмы? В гостинице Одессы. Герой делает телефонный звонок домашним, маме и сёстрам. О чём разговор? Рассказывая маме, как его сжигает пожар сердца, выворачивает наизнанку фразеологизм «сердце выскакивает из груди». Постигшую героя катастрофу автор сравнивает с мировыми катастрофами. «Лузитания» - английский пассажирский теплоход, торпедированный в 1915 году германской подводной лодкой и сгоревший в море.)

Во второй главе поэмы лирический герой ищет возможности избавиться от страданий. Он, «мечась и стеня», выходит из гостиницы на улицы Одессы. Он видит, там бьётся пульс жизни, там своя жизнь.

В третьей части герой штурмует весь старый строй буржуазной жизни. Он уверен, что этот пошлый мир надо разрушить во что бы то ни стало.

Прошли целые сутки на улице. Ночь пришла. Легче не стало.

От глобальных замыслов по переделке мира герой в четвёртой части возвращается к мыслям о своей любимой, возвращается в гостиницу:

Мария! Мария! Мария!

Пусти, Мария!

Я не могу на улицах!

Посмотрим, как лирическая любовная тема проявляется в четвёртой части, как она изменяется. ^ Прокомментируйте строки:

Видишь –

Я уже начал сутулиться.

Я человек, Мария,

Простой,

Выхарканный чахоточной ночью в грязную руку Пресни.

я – весь из мяса,

Человек весь –

Тело твоё просто прошу,

Как просят христиане –

«хлеб наш насущный

Даждь нам днесь».

(Герой становится покорным, чуть ли не униженным, просто человеком. Сравните с образом в прологе: громадина, глыба и т.д. Любимая заменяет всё, она необходима, как хлеб насущный. Что добавляет сравнение «как просят христиане…» к образу любимой? Земная женщина обожествляется, возносится до небес, это святыня. Ведь «хлеб насущный на каждый день» для христиан это не только материальная пища, но и слово Божие, т.е. Библия, пища духовная, питающая душу.)

На эту просьбу Мария отвечает отказом. Это уже второй отказ за несколько часов. Смиряет ли он глубоко страдающего, яростно протестующего и уже отчаявшегося лирического героя?

Послушайте, господин бог!

Всемогущий, ты выдумал пару рук,

Что у каждого есть голова, -

Отчего ты не выдумал.

Чтоб было без мук

Целовать, целовать, целовать.

Я думал – ты всесильный божище,

А ты недоучка, крохотный божик.

Видишь, я нагибаюсь,

Из-за голенища

Достаю сапожный ножик.

Крыластые прохвосты!

Жмитесь в раю!

Ерошьте пёрышки в испуганной тряске!

Я тебя, пропахшего ладаном, раскрою

Отсюда до Аляски!

Пустите!

Меня не остановите.

(Отказ любимой провоцирует бунт уже против всего мироздания, против самого Бога. Сначала он просто фамильярен. Затем фамильярность переходит всякие границы. Герой с Богом на ты, уже откровенно хамит ему. Грозит засапожным ножом.)

В чём причина этого бунта?

(Главное обвинение Богу не в неправильном устройстве мира, не в существовании социальной несправедливости, а в том, что без мук нельзя целовать.)

Отчаяние героя доходит до исступления (крайняя степень возбуждения, страсти), до бешенства, почти до сумасшествия. Он выкрикивает страшные богохульства. Стихия захлёстывает его.

- ^ Что получает в ответ?

Снимите шляпу!

Вселенная спит,

Положив на лапу

С клещами звёзд огромное ухо.

(У вселенной огромное ухо, герой явно услышан. Но Вселенная безмолвствует. Герой в финале трагически одинок и бездомен.)

Подведём итоги. Что необычного в звучании темы любви в поэме?

(Образ героя: его переживания, его предельная расхристанность и предельная нежность, его противоречивость, его трагическое бездомное одиночество, его вселенский нигилизм.)

Дома перечитайте 2 и 3 части поэмы, подумайте, можно ли автора поэмы «Облако в штанах» назвать поэтом-гуманистом?

Сотникова Анастасия, ученица 9-В класса

Размышления о любви в поэме А.С.Пушкина "Руслан и Людмила"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Тема любви в поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»

Пушкин – спутник многих поколений без малого почти два столетия. К его имени слух привыкает с детства. О нём говорят – « Мой Пушкин ». В этом признак особо доверительных отношений, открытости чувств и преданности поэту.

В памяти каждого из нас живёт, взаимодействуют, изменяются, становятся более сложными или же вытесняются, стираются герои произведений А.С.Пушкина. Повзрослев, мы по-новому смотрим на поэтическое творчество поэта, замечаем в нём многое, до сего времени оставшееся вне поля зрения. Вступая в мир пушкинских поэм, открываешь для себя новых героев, новые проблемы.

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

С этими словами мы входим в царство легкокрылого амура, шаловливого Бога любви. Поэма « Руслан и Людмила » дышит атмосферой любовной лиры, ухаживания, соперничества, ревности, томления.

На первом плане, в качестве главных персонажей выступают: героиня поэмы Людмила и четверо молодых витязей, влюблённых в неё и борющихся за обладание её сердцем и рукою.Людмила – княжна, воспитана в роскоши и неге, молоденькая красавица. Её интересуют наряды, зеркала, любовные переживания. Она кокетлива, жизнерадостна, в самые трагические моменты остаётся несерьёзной, легко переживает трагедию в неведении её ужаса. Сущность её натуры исчерпывается сжатой характеристикой, данной в следующих стихах поэта:

Ах, как мила моя княжна!

Мне нрав её всего дороже:

Она чувствительна, скромна,

Любви супружеской верна,

Немножко ветрена…так что же?

Ещё милее тем она.

Из четырёх искателей любви и руки Людмилы счастье выпадает на долю героя поэмы Руслана. Он вполне достоин счастья. Смелый, неукротимый в бою витязь, беспощадный к врагу, великодушный к побеждённому, незлопамятный, признательный за добро, верный в дружбе, постоянный в любви, серьёзно и глубоко чувствующий, романтик, верующий в торжество добра идеалист, щедрая широкая натура – таков Руслан.

Его главный и наиболее опасный противник Рогдай, такой же отважный витязь « воитель смелый », но по натуре являющийся полной его противоположностью. Он эгоистичен, завистлив, зол. Его страсть носит тяжёлый, угрюмо – ревнивый характер. Для достижения цели он не остановится ни перед какой жестокостью. Он злопамятен и мстителен: « Убью!.. преграды все разрушу…Руслан, узнаешь ты меня!.. Теперь – то девица поплачет…». В отличие от светлого Руслана, который даже в переживаниях сохраняет душевную ясность, сердце которого всегда открыто добру. Рогдай - « пасмурный витязь », одержимый злым духом: « Злой дух тревожил и смущал его тоскующую душу ». В его тоскующей душе нет веры в правду и добро жизни, и тоска его – не ясная грусть надежды, а мрачная скорбь глубокого разочарования, демонической непримиримости, возмущения, мстительного бунтарства. Его веселят внушения дьявольских сил в лице злой колдуньи Наины:

«Ты там найдёшь его », - сказала.

Рогдай весельем закипел

И к верной смерти полетел.

Кроме Руслана и Рогдая на турнире в честь красавицы Людмилы участвуют ещё двое. Совсем не рыцарская фигура хвастуна Фарлафа, трусливого, как заяц, и, как кошка шкодливого. Это комический персонаж, прикрывающий безграничную трусость хвастливой крикливостью и нахальным враньём о небывалых подвигах. И любовь его трусливая: не только жизнью, хорошим завтраком не пожертвует он ради неё. Этот « крикун надменный в пирах никем не побеждённый, но воин скромный средь мечей », в ту пору как другие витязи бьются за Людмилу, ежечасно рискуя жизнью, отсиживается « в своём наследственном селенье », « Сердечно позабыв о славе и даже о княжне младой », готовясь предательским убийством из – за угла перехватить в свои руки освобождённую чужими руками героиню. Смех и презрение вызывает к себе этот трус.

Не чета Фарлафу четвёртый, и последний, претендент на любовь Людмилы – « младой хазарский хан Ратмир ». В смелости и отваге он не уступает Руслану и Рогдаю. Столь же пылок он и в любви. Но он лишён их серьёзности. И битва, и любовь для него весёлая игра, забава. Как на беспечную забаву выезжает он на поиски похищенной Людмилы:

Хазарский хан, в уме своём

Уже Людмилу обнимая,

Едва не пляшет над седлом;

В нём кровь играет молодая…

Читатель не ждёт от него настойчивости, упорства, терпения, постоянства: он забавляется игрой, и как только она перестаёт его забавлять, он её бросит. Ровно на один день хватило ему скачки за Людмилой, а вечером он уже увлёкся новой забавой в замке двенадцати прелестниц, чтобы потом и их покинуть для « милой пастушки ». Он уверяет Руслана:

Я всё забыл, товарищ милый,

Всё, даже прелести Людмилы.

Беспечный, ветреный, непостоянный, Ратмир добр, мягок душой, чувствителен, склонен к мирным наслаждениям дружбы и любви на лоне природы. Он не создан для бранных потех и светской суеты, и если забавляется ими, то лишь отдавая дань молодости.

Любовь является движущей пружиной всех персонажей поэмы, ею определяется весь жизненный путь и судьба. Даже фантастические персонажи, сказочные образы волшебников, злых и добрых колдунов и колдуний приводятся в движение любовной страстью.

Таков добрый волшебник поэмы Финн, « любви искатель жадный », сначала « пастух », обитатель мирных дубрав и полей, под влиянием неудачной любви к гордой сельской красавице покидающей сельский уют, чтобы забыться в шуме битв; он возвращается, прославленный воинскими подвигами, знаменитым и богатым, надеясь теперь добиться успеха у гордой красавицы, и, снова, отвергнутый, уходит к « седым колдунам », чтобы овладеть их мудростью «и в гордом сердце девы хладной любовь волшебствами зажечь ». Он достигает цели, но к этому моменту гордая дева стала безобразной старухой, от которой Финн бежит в ужасе. « С этих пор, - говорит он, - живу в моём уединенье с разочарованной душой, и в мире старцу утешенье природа, мудрость и покой ». Таким образом, добрый волшебник является умудрённым бурями любви, разочаровавшимся в ней отшельником, другом природы и познания её тайн.

Те же перипетии любви сделали колдуньей и предмет любви Финна, гордую красавицу Наину. Отвергнувши любовь Финна в молодости, она вспыхнула к нему старостью, когда стала ужасной старухой, и теперь, в свою очередь отвергнутая, вспыхивает яростной злобой, становится злой колдуньей, завистливо стремящейся разрушать, где только можно, счастливую любовь. Таким образом, злая колдунья – это просто озлобленная старая дева, для которой единственная радость – отравить и разбить счастливую любовь.

Любовной страстью движется и третий сказочный персонаж поэмы – « волшебник страшный Черномор, красавиц давний похититель, полнощных обладатель гор ». Рождённый безобразным карликом, он является завистливым и злым сластолюбцем, который пользуется чернокнижной мудростью, чтобы губить своих соперников и похищать красавиц. Это безобразный старик, владелец богатого, поражающего сказочной роскошью замка, окружённый исполняющими все его прихоти рабами, хилый сладострастник. Он сродни колдунье Наине. В этом смысле, что он такой же разрушитель счастливой любви, как и она.

Таким образом, все фантастические персонажи колдунов и колдуний интерпретируются как вышедшие в тираж любовной игры старики, состоящие в отставке у любви.

В « Руслане и Людмиле »чувствуется влияние русской сказки, фантастики Жуковского, это поток живых впечатлений автора от реальной русской действительности. Традиционные образы и сюжеты наполняются схваченным с натуры содержанием, получают оригинальный, полный жизни характер. В этом собственно и заключается настоящая прелесть и подлинная значимость поэмы.

(Сотникова Анастасия, ученица 9-В класса)



Вверх