В каком году был подписан варшавский договор. Какие страны вошли в организацию варшавского договора

14 мая 1955 Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, Чехословакией и Советским Союзом подписан Варшавский Договор. Эта мощная структура обеспечивала противовес НАТО на протяжении 36 лет, а была распущена почти буднично. Михаил Горбачёв даже не принял участия в заключительном заседании руководства ОВД.

Миролюбие поневоле

Варшавский договор был создан спустя 6 лет после возникновения НАТО. СССР после окончания Второй мировой войны вовсе не так рьяно стремился к экспорту революции, как это пытались представить наши «западные партнёры». Известен факт, что в послевоенные годы коммунисты Франции (наиболее популярная тогда партия в стране) готовились поднять всеобщее восстание и обращались к Сталину с просьбой поддержать их в случае интервенции США и Великобритании. На что Сталин, верховный главнокомандующий самой мощной армии мира на тот момент, ответил категорическим отказом. Причина такого миролюбия победителей фашисткой Германии главным образом заключалась в огромных потерях, понесённых советским и, прежде всего, русским народом. Сталин понимал, что ещё одной масштабной (к тому же с участием ядерного оружия) войны с Западом СССР, скорей всего, не выдержит. Не случайно такое распространение в нашем народе на полвека получил тезис: лишь бы не было войны.

Вынужденный союз

Однако совсем никак не реагировать на растущее военное присутствие США в Европе было нельзя. Последней каплей, вынудившей СССР к созданию военной межгосударственной социалистической организации в Европе, стало вступление в НАТО ФРГ, вопреки первоначальным послевоенным планам по превращению разделённой Германии в демилитаризованную зону.

14 мая 1955 был подписан Варшавский договор (ОВД) о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Его участниками стали Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия. Всё это были страны, где после освобождения от фашистской оккупации при негласной поддержке Советского Союза установились социалистические режимы.

Участники ОВД подчёркивали, что организация носит строго оборонительный характер. И, как показала история, в общем и целом, так оно и было. Для руководства блоком был создан Политический консультативный комитет (ПКК).

Хорошо забытое старое

Разговоры о коллективной безопасности в Европе начались больше полувека назад. Уже на первом (Пражском) заседании ПКК (27-28 января 1956) государства - участники ОВД выступили с предложениями, предусматривавшими замену существующих в Европе военных группировок системой коллективной безопасности, установление зон ограничения и контроля над вооружениями и т.д.

То есть идеологически-военное противостояние в Европе было совсем не в интересах руководства СССР, хорошо понимавшего, что ослабленная войной страна должна все силы бросить на восстановление собственной промышленности и сельского хозяйства, на сбережение человеческого потенциала.

На плечах СССР

Так же, как во время Второй мировой войны СССР принял на себя главный удар нацистской Германии и нёс основную тяжесть войны в 1941-1945 годах, так и в ОВД Советскому Союзу пришлось играть «ведущую роль». Это означало фактически полное финансирование деятельности организации и поставки вооружений странам-участницам.

Роль СССР в ОВД показывает хотя бы тот факт, что на протяжении всей истории существования организации главнокомандующими Объединёнными вооружёнными силами были исключительно советские маршалы и генералы.

Паритет дорогой ценой

В НАТО, противостоящее ОВД, входили изначально 12 стран, включая такие державы, как США, Великобритания, Франция. До распада ОВД в североатлантический альянс вошли ещё 4 государства.

Варшавский блок, несмотря на то, что по уставу он был открыт для вхождения новых членов, за всё время своего существования не увеличивался, а, наоборот, потерял одну из стран-участниц – Албанию. Таким образом, с начала 60-х годов прошлого века до 1991 года социалистическому блоку из 7 стран противостоял блок из 15 «капстран». Даже приблизительное сопоставление потенциала этих государств, скажем, по общей численности населения, показывает, насколько в более выгодном положении находилось НАТО. Его страны-участницы, опираясь на поддержку обогатившихся в годы Второй мировой войны США, чувствовали себя в блоке вполне комфортно. Военные расходы при этом не отягощали государственных бюджетов. СССР же напротив был вынужден «лучшие мозги» и огромные средства направить на оборону. В результате ценой больших усилий паритет ОВД и НАТО был создан и поддерживался несколько десятилетий.

Согласно данным, приведённым в книге Валентина Варенникова «Неповторимое», к началу 80-х годов НАТО в Европе имело небольшой перевес в обычных вооружениях. В распоряжении альянса было 94 боеготовые дивизии (включая около 60 отдельных боеготовых бригад), у Варшавского Договора- 78 дивизий. При этом численность развернутой американской дивизии составляла 16-19 тысяч, а дивизии ФРГ- более 23 тысяч человек, в то время как дивизия армий стран Варшавского Договора насчитывала максимум 11-12 тысяч человек. Значительное превосходство у ОВД было в танках. Зато НАТО располагало значительно большим количеством противотанковых вооружений. Кроме того, США и их союзники превосходили социалистический блок по боевым самолетам в 1,2 раза, по вертолетам - в 1,8 раза.

Однако сопоставление всех видов вооружений, включая ядерные, говорило о примерном равенстве боевых возможностей сторон.

Параллели

Члены организации ОВД, подписывая договор, «обязались действовать в духе дружбы и сотрудничества в целях дальнейшего развития и укрепления экономических и культурных связей между собой, следуя принципам взаимного уважения независимости, суверенитета и невмешательства во внутренние дела друг друга и других государств».

Однако на практике суверенитет одной из стран-участниц был нарушен войсками ОВД. Речь о знаменитом вводе войск в Чехословакию в 1968 году. Этот эпизод и по сей день часто приводят, как доказательство агрессивности политики СССР. Однако ещё за несколько месяцев до того, как советские танки оказались на улицах Праги, руководство СССР уже располагало сведениями о том, что активисты так называемой «Пражской весны» готовы обратиться с просьбой к НАТО о вводе войск альянса в Чехословакию. В полной боевой готовности находились несколько дивизий военно-воздушных сил США. Как и во время недавних украинский событий, руководство СССР стояло перед выбором: пустить события на самотёк с непредсказуемыми последствиями, либо вмешаться, не допустив выхода Чехословакии из ОВД, что было бы равнозначно серьёзному поражению в условиях Холодной войны.

Ликвидация по-тихому

Прошло чуть более двух десятков лет и новое руководство СССР спокойно, почти равнодушно «сдало» не только Чехословакию, но и все остальные страны-участницы Варшавского договора, которые после «тихого роспуска» ОВД в 1991 году, попали в сферу влияния НАТО, а спустя 8 лет 3 из них присоединились к блоку. Ещё через 5 лет все бывшие члены Варшавского договора, кроме правопреемницы СССР – России, стали членами североатлантического альянса.


Предпосылки образования

После Второй Мировой войны две великие державы, СССР и США, оказались самыми сильными в военном и экономическом отношении и приобрели наибольшее влияние в мире. По мере исчезновения сплачивающей мир смертельной угрозы фашизма изначальные противоречия антигитлеровского союза и геополитических интересов держав вели к развалу коалиции и к новому расколу на враждебные блоки. Незавершённость и неоформленность произошедших после войны кардинальных сдвигов в расстановке сил, неустойчивость их нового баланса подталкивали великие державы к тому, чтобы склонить его на свою сторону.

США и СССР приняли на вооружение теорию двухполюсного мира и стали на путь жёсткого противостояния. Влиятельный американский журналист назвал тогда конфликты между этими странами “холодной войной”. Пресса подхватила это словосочетание, и оно стало обозначением всего периода международной политики вплоть до конца 80-х годов. “Холодная война” характеризовалась двумя важнейшими признаками: гонкой вооружений и расколом мира и Европы.

Варшавский договор 1955г. о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписан Албанией (1968 г. – вышла), Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией 14 мая 1955 на Варшавском совещании европейских государств по обеспечению мира и безопасности в Европе - через 6 лет после образования НАТО. Однако сотрудничество стран социалистического лагеря существовало задолго до этого: после Второй Мировой войны в странах Восточной Европы пришли к власти правительства во главе с коммунистами, отчасти это было связано с тем, что после войны в Восточной Европе остались советские войска, создававшие психологический фон. До образования ОВД отношения между государствами социалистической системы строились на основе договоров о дружбе и сотрудничестве. В 1949 году был создан Совет экономической взаимопомощи (межправительственная экономическая организация была создана в целях содействия развитию стран – членов СЭВ), в который первоначально вошли СССР, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния и Чехословакия, а затем и ряд других стран.

В связи с некоторыми перекосами в отношениях СССР со своими союзниками в Восточной Европе после марта 1953 года, в некоторых странах социалистического лагеря обозначились признаки массового недовольства. Прошли забастовки и демонстрации в некоторых городах Чехословакии, обострилась ситуация в Венгрии. Наиболее серьезные волнения в июне 1953 года в ГДР, где забастовки и демонстрации, вызванные ухудшением уровня жизни населения, привели страну на грань всеобщей забастовки. Советское правительство было вынуждено ввести в ГДР танки, которые с помощью полиции подавили выступления рабочих. После смерти И. В. Сталина новое советское руководство предприняло ряд поездок за рубеж, с целью переговоров и личного знакомства с лидерами соц. стран. В результате этих поездок в 1955 году и была образована организация Варшавского договора, в которую вошли почти все страны Восточной Европы, кроме Югославии, которая традиционно придерживалась политики неприсоединения. Заключение Варшавского Договора было вызвано угрозой миру в Европе, созданной ратификацией западными государствами Парижский соглашений 1954 года, предусматривающих образование Западноевропейского союза, ремилитаризацию Западной Германии и включение её в НАТО.

Суть и цели Договора

На совещании 11-14 мая 1955 года так же было принято решение о создании Объединённого Командования вооружёнными силами государств – участников Договора. В этом решении предусматривалось, что общие вопросы, относящиеся к укреплению обороноспособности и к организации Объединенных вооружённых сил (ОВС) государств – членов Договора, подлежат рассмотрению Политическим Консультативным Комитетом, который будет применять соответствующие решения. Договор состоял из преамбулы 11 и статей. В соответствии с его условиями и Уставом ООН государства – участники Варшавского договора обязались воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или её применения, а в случае вооружённого нападения на кого-либо из них оказать подвергшимся нападению государствам немедленную помощь всеми средствами, какие представятся им необходимыми, включая применение вооруженных сил. Члены Организации Варшавского договора обязались действовать в духе дружбы и сотрудничества в целях дальнейшего развития и укрепления экономических и культурных связей между собой, следуя принципам взаимного уважения независимости, суверенитета и невмешательства во внутренние дела друг друга и других государств. Срок действия Варшавского договора – 20 лет с автоматическим продлением его на 10 лет для тех государств, которые за год до истечения срока не передадут правительству Польши заявление о денонсации Варшавского договора. Он открыт для присоединения других государств, независимо от их общественного и государственного строя. Варшавский договор утратит силу в случае создания в Европе системы коллективной безопасности и заключения с этой целью общеевропейского договора.

ОВД чётко определила свои цели:

координация внешнеполитических усилий в борьбе за совместное обеспечения безопасности участвующих государств, за сохранение и упрочнение мира и безопасности в Европе и во всём мире;

сотрудничество государств – участников в области обороны для совместной защиты их суверенитета и независимости, наиболее эффективного отпора любым агрессорным попыткам империализма.

По сути Варшавский Договор узаконил присутствие советских войск в странах – членов, т.к. они практически не имели тяжёлого вооружения, а СССР тем самым обезопасил свои западные границы.

Варшавский Договор

Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Народной Республикой Албанией, Народной Республикой Болгарией, Венгерской Народной Республикой, Германской Демократической Республикой, Польской Народной Республикой, Румынской Народной Республикой, Союзом Советских Социалистических Республик и Чехословацкой Республикой.

Договаривающиеся Стороны.

Вновь подтверждая свое стремление к созданию системы коллективной безопасности в Европе, основанной на участии в ней всех европейских государств, независимо от их общественного и государственного строя, что позволило бы объединить их усилия в интересах обеспечения мира в Европе, учитывая вместе с тем положение, которое создалось в Европе в результате ратификации парижских соглашений, предусматривающих образование новой военной группировки в виде "западноевропейского союза" с участием ремилитаризуемой Западной Германии и с включением ее в Североатлантический блок, что усиливает опасность новой войны и создает угрозу национальной безопасности миролюбивых государств, будучи убеждены в том, что в этих условиях миролюбивые государства Европы должны принять необходимые меры для обеспечения своей безопасности и в интересах поддержания мира в Европе, руководствуясь целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций, в интересах дальнейшего укрепления и развития дружбы, сотрудничества и взаимной помощи в соответствии с принципами уважения независимости и суверенитета государств, а также невмешательства в их внутренние дела, решили заключить настоящий Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи и назначили своими уполномоченными:

Президиум Народного Собрания Народной Республики Албании – Махмета Шеху, Председателя Совета Министров Народной Республики Албании, Президиум Народного Собрания Народной Республики Болгарии – Вылко Червенкова, Председателя Совета Министров Народной Республики Болгарии, Президиум Венгерской Народной Республики – Андраша Хегедюш, Председателя Совета Министров Венгерской Народной Республики, Президент Германской Демократической Республики – Отто Гротеволя, Премьер-министра Германской Демократической Республики, Государственный Совет Польской Народной Республики – Юзефа Циранкевича, Председателя Польской Народной Республики, Президиум Великого Национального Собрания Румынской Народной Республики – Георге Георгиу-Деж, Председателя Совета Министров Румынской Народной Республики, Президиум Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик – Николая Александровича Булганина, Председателя Совета Министров Союза ССР.

Президент Чехословацкой Республики – Вильяма Широкого, Премьер-министра Чехословацкой Республики, которые, представив свои полномочия, найденные в должной форме и полном порядке, согласились о нижеследующем:

Договаривающиеся Стороны обязуются в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения и разрешать свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не ставить под угрозу международный мир и безопасность.

Договаривающиеся Стороны заявляют о своей готовности участвовать в духе искреннего сотрудничества во всех международных действиях, имеющих целью обеспечение международного мира и безопасности, и будут полностью отдавать свои силы осуществлению этих целей.

При этом Договаривающиеся Стороны будут добиваться принятия, по соглашению с другими государствами, которые пожелают сотрудничать в этом деле, эффективных мер к всеобщему сокращению вооружений и запрещению атомного, водородного и других видов оружия массового уничтожения.

Договаривающиеся Стороны будут консультироваться между собой по всем важным международным вопросам, затрагивающим их общие интересы, руководствуясь интересами укрепления международного мира и безопасности.

Они будут безотлагательно консультироваться между собой всякий раз, когда, по мнению любой из них, возникнет угроза вооруженного нападения на одно или несколько государств - участников Договора, в интересах обеспечения совместной обороны и поддержания мира и безопасности.

В случае вооруженного нападения в Европе на одно или несколько государств - участников Договора со стороны какого-либо государства или группы государств, каждое государство - участник Договора в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону, в соответствии со статьей 51 Устава Организации Объединенных Наций, окажет государству или государствам, подвергшимся такому нападению, немедленную помощь, индивидуально и по соглашению с другими государствами - участниками Договора, всеми средствами, какие представляются ему необходимыми, включая применение вооруженной силы. Государства - участники Договора будут немедленно консультироваться относительно совместных мер, которые необходимо предпринять в целях восстановления и поддержания международного мира и безопасности.

О мерах, предпринятых на основании настоящей статьи, будет сообщено Совету Безопасности в соответствии с положениями Устава Организации Объединенных Наций. Эти меры будут прекращены, как только Совет Безопасности примет меры, необходимые для восстановления и поддержания международного мира и безопасности.

Договаривающиеся Стороны согласились о создании Объединенного Командования их вооруженными силами, которые будут выделены по соглашению между Сторонами в ведение этого Командования, действующего на основе совместно установленных принципов. Они будут принимать также другие согласованные меры, необходимые для укрепления их обороноспособности, с тем чтобы оградить мирный труд их народов, гарантировать неприкосновенность их границ и территорий и обеспечить защиту от возможной агрессии.

В целях осуществления предусматриваемых настоящим Договором консультаций между государствами - участниками Договора и для рассмотрения вопросов, возникающих в связи с осуществлением настоящего Договора, создается Политический Консультативный Комитет, в котором каждое государство - участник Договора будет представлено членом Правительства или другим особо назначенным представителем.

Комитет может создавать вспомогательные органы, которые окажутся необходимыми.

Договаривающиеся Стороны обязуются не принимать участия в каких-либо коалициях или союзах и не заключать никаких соглашений, цели которых противоречат целям настоящего Договора.

Договаривающиеся Стороны заявляют, что их обязательства по действующим международным договорам не находятся в противоречии с положениями настоящего Договора.

Договаривающиеся Стороны заявляют, что они будут действовать в духе дружбы и сотрудничества в целях дальнейшего развития и укрепления экономических и культурных связей между ними, следуя принципам взаимного уважения их независимости и суверенитета и невмешательства в их внутренние дела.

Настоящий Договор открыт для присоединения других государств, независимо от их общественного и государственного строя, которые выразят готовность путем участия в настоящем Договоре способствовать объединению усилий миролюбивых государств в целях обеспечения мира и безопасности народов. Такое присоединение вступит в силу с согласия государств - участников Договора после передачи на хранение Правительству Польской Народной Республики документа о присоединении.

Настоящий Договор подлежит ратификации, и ратификационные грамоты будут переданы на хранение Правительству Польской Народной Республики.

Договор вступит в силу в день передачи на хранение последней ратификационной грамоты. Правительство Польской Народной Республики будет информировать другие государства - участники Договора о передаче на хранение каждой ратификационной грамоты.

Настоящий Договор останется в силе в течение двадцати лет. Для Договаривающихся Сторон, которые за год до истечения этого срока не передадут Правительству Польской Народной Республики заявления о денонсации Договора, он будет оставаться в силе в течение следующих десяти лет.

В случае создания в Европе системы коллективной безопасности и заключения с этой целью Общеевропейского Договора о коллективной безопасности, к чему неуклонно будут стремиться Договаривающиеся Стороны, настоящий Договор утратит свою силу со дня вступления в действие Общеевропейского Договора.

Составлено в Варшаве четырнадцатого мая 1955 года в одном экземпляре на русском, польском, чешском и немецком языках, причем все тексты имеют одинаковую силу. Заверенные копии настоящего Договора будут направлены Правительством Польской Народной Республики всем другим участникам Договора.

В удостоверение чего уполномоченные подписали настоящий Договор и приложили к нему печати.

Деятельность ОВД

Из конфликтов ОВД (СССР) с НАТО (США), следует отметить два наиболее важнейших, которые чуть не привели мир к Третьей Мировой войне: Берлинский и Карибский кризисы.

Берлинский кризис 1959-1962 года был вызван массовым бегством восточных немцев в Западный Берлин. Для прекращения этих беспорядков, всего за одну ночь, была воздвигнута Берлинская стена вокруг Западного Берлина. На границе были установлены контрольно-пропускные пункты. Строительство стены вызвало ещё большее напряжение, что повлекло за собой появление толп возле этих пунктов, желающих покинуть советский сектор Берлина. Вскоре у Бранденбургских ворот, у главных пропускных пунктов, сконцентрировались советские и американские танки. Советско-американское противостояние закончилось отводом советских танков от этих границ.

Карибский кризис разразился в 1962 году и поставил мир на грань ядерной войны. Началось всё с того, что США разместили в Турции свою ракетную базу. В ответ на это, СССР тайно разместил свои ракеты средней дальности на Кубе. В США, узнав об этом, началась настоящая паника. Действия СССР были расценены как подготовка к войне. Конфликт разрешился выводом советских ракет с Кубы, американских – из Турции и обязательство США не прибегать к каким-либо действиям против Кубы.

Внутри самого ОВД помимо Берлинского, были и другие кризисы, вызванные стремлением социалистических стран Восточной Европы к более лучшей жизни и освобождению от советского влияния: восстание в Венгрии (1956 год, операция “Вихрь”), подавленное советскими танками и попытки реформ в Чехословакии “Пражская весна” (1968 год, операция “Дунай”), так же подавленные введением в ЧССР войск пяти соседних социалистических государств.

Следует также отметить Афганскую войну 1979-1989 годов. В 1978 году в Афганистане в результате военного переворота к власти пришло правительство, поставившее своей целью построить в стране социализм по образцу СССР. Это вызвало массовое недовольство в стране и тогда президент Афганистана Амин попросил у СССР военной помощи. В Афганистан был введён “ограниченный контингент” советских войск. Афганская война продлилась 10 лет и закончилась провалом. Развязывание этой войны вызвало широкую волну критики. СССР оказался в международной изоляции, а внутри страны началось нарастание протестов.

Распад ОВД

С началом перестройки в СССР, изменилась вся внешняя политика страны. Советский Союз начал заявлять о приверженности принципам коллективной безопасности и уважения суверенного права народов на выбор пути развития. СССР не препятствовал мирным (“бархатным”) революциям 1989-1990 годов в странах Восточной Европы. 8 ноября 1989 года пала Берлинская стена, открылись Бранденбургские ворота. В 1990 году произошло объединение Германии, хотя оно означало ликвидацию ГДР – бывшего верного советского союзника.

Мотором распада советской военной империи стали три государства Центральной Европы - Польша, Венгрия и Восточная Германия. Будапештский протокол 1991г. подвел черту под существованием военной организации Варшавского Договора. Свои московские резиденции покинули представители Польши, Венгрии, Чехословакии, Болгарии и Румынии.

30 июня 1991 года прошло последнее заседание глав государств и правительств, подписавших окончательный документ о роспуске ОВД, просуществовавшей 36 лет. С 1991 по 1994 год начался постепенный вывод советских войск из Чехословакии, Венгрии, ГДР и Польши. Так в истории Варшавского договора была поставлена окончательная точка.

В декабре 1991 года лидеры России, Украины и Белоруссии (стран – учредителей СССР) заявили о прекращении действия Союзного Договора 1922 года и подписали документы о создании Содружества Независимых Государств. Распад СССР ознаменовал окончание “холодной войны”.



В мае 1955 года на проведенном в Варшаве совещании , в повестке дня которого стояли вопросы обеспечения мира и безопасности, руководители ряда стран подписали Договор о дружбе, взаимопомощи и сотрудничестве. Принятие документа состоялось 15 мая, при этом инициатива подписания договора принадлежала Советскому Союзу. Кроме него, в фактически созданный военный блок вошли Чехословакия, Болгария, Польша, Венгрия, Албания, ГДР и Румыния. Соглашение было подписано на тридцатилетний срок, который впоследствии был продлен. Так появилась Организация Варшавского Договора.

Договор , что подписавшие его в станут воздерживаться от угрозы применения силы. А при вооруженном нападении на одну из стран-участниц договора остальные стороны обязались оказать ей всеми имеющимися средствами, не исключая и военной силы. Одной из задач блока было сохранение коммунистической власти в Центральной и Восточной Европы.

Мировое сообщество понимало, что Организация Варшавского Договора стала вполне оправданным и адекватным ответом на создание блока НАТО, упорно стремившегося расширить свое влияние в Европе. С этого момента возникло и продолжалось довольно долго противостояние двух военных организаций мирового масштаба.

Характер и значение Организации Варшавского Договора

В рамках Варшавского блока действовал особый военный , управлявший Объединенными вооруженными силами. Существование военного и политического союза государств дало юридические основания для участия советских военных подразделений в подавлении антикоммунистического мятежа на территории Венгрии и в более поздних событиях в Чехословакии.

Наибольшую выгоду от участия в Организации Варшавского Договора получил Советский Союз, военный потенциал которого был основой политического блока. Подписанный в Варшаве договор фактически дал СССР возможность при необходимости без помех использовать территорию союзнических стран для базирования своих вооруженных сил. В рамках договора советские войска получили вполне законное разместить свои войска почти в самом сердце Европы.

Позже выяснилось, что внутри стран, подписавших договор, существуют трудноразрешимые противоречия. Из-за внутренних разногласий Албания вышла из договора. Свою исключительную позицию по отношению к блоку не раз открыто демонстрировала Румыния. Одной из причин разногласий было стремление СССР установить жесткий контроль над армиями других стран, входящих в блок.

Когда рухнула Берлинская стена и Центральной Европы пронеслась волна «бархатных» революций, военный блок социалистических стран потерял свою основу. Формально Организация Варшавского Договора завершила свое существование в июле 1991 года, хотя фактически она распалась уже в конце 80-х годов.

военно-политическая организация. Создана 14 мая 1955 г. представителям 8 европейских социалистических государств, подписавших Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Создание военного блока закрепила геополитический раскол Европы и противостояние с НАТО. 1 июля 1991 г. в Праге подписан протокол о прекращении деятельности ОВД.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ОРГАНИЗАЦИЯ ВАРШАВСКОГО ДОГОВОРА (ОВД)

создана на основе Варшавского договора 1955 г. о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, который был подписан 14 мая в Варшаве Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР, Чехословакией и Албанией (с 1962 г. Албания не участвовала в работе созданной на основе договора Организации, а в сентябре 1968 г. вышла из Организации). Заключение договора было вызвано агрессивной деятельностью блока НАТО для его нейтрализации, обеспечения безопасности государств-участниц и поддержания мира в Европе.

Участниками ОВД было заявлено, что договор открыт для присоединения других государств независимо от их общественного и государственного строя. Государства-участники ОВД обязались воздерживаться от угрозы силой или ее применения, а в случае вооруженного нападения на кого-либо из них оказать жертве агрессии немедленную помощь всеми необходимыми средствами, включая применение вооруженной силы. Члены ОВД в соответствии с его условиями и Уставом ООН обязались действовать в духе дружбы и сотрудничества для укрепления экономических и культурных связей, следуя принципам взаимного уважения независимости, суверенитета и невмешательства во внутренние дела друг друга и других государств. Отличное определение

Неполное определение ↓

После Второй мировой начала свое существование Организация Варшавского договора. Год ее формирования - 1955-й. Просуществовала она до 1991-го. 14 мая 1955 был подписан Военный Варшавский договор. Страны, участвовавшие в этом мероприятии, таким образом, ответили на присоединение к НАТО ФРГ. Подписали этот документ социалистические европейские государства. Ведущая роль среди них принадлежала тогда Советскому Союзу. Рассмотрим далее, что собой представляла Организация стран Варшавского договора.

Общие сведения

ОВД (Организация Варшавского договора) была сформирована Чехословакией, СССР, Румынией, Польшей, ГДР, Венгрией, Болгарией, Албанией. Документ, подписанный этими государствами в целях обеспечения безопасности и мира в Европе, вступил в силу 5 июня 1955-го. 26 апреля 1985 года вследствие истечения срока его действия он был продлен еще на 20 лет. Однако спустя 5 лет начались преобразования в ряде государств Восточной и Центральной Европы, а затем и в СССР. Роспуск Организации Варшавского договора произошел 1 июля 1991-го. В этот день был подписан Протокол о полном прекращении ее действия. Образование Организации Варшавского договора имело особое стратегическое значение. Это было объединение, состоящее из достаточно сильных стран, стремящихся к единению и безопасности в мире.

Условия

Соглашение включало в себя преамбулу и одиннадцать статей. Согласно условиям документа, а также Уставу ООН, страны Варшавского договора брали на себя обязательства воздерживаться от применения силы или угрозы ее использования в международных отношениях с другими государствами. В случае если на кого-либо из участников Соглашения будет совершено вооруженное нападение, остальные должны незамедлительно оказать ей помощь всеми имеющимися в распоряжении у них средствами, в том числе силы армии.

Руководство

Организация Варшавского договора сформировала консультативный политический комитет. В его задачи входило рассмотрение всех вопросов, которые касались реализации подписанного Соглашения. Войска стран Варшавского договора находились в общем подчинении ОКВС (объединенного командования). Этот орган должен был обеспечивать взаимодействие ВС и укрепление обороноспособности государств-участников.

Декларации

Первая из них была принята в Москве, на заседании ПКК в 1958-м. В этой Декларации Организация Варшавского договора предлагала членам НАТО заключить пакт о ненападении. Следующий документ был принят в 1960 году, также в Москве. Декларация, принятая на этом заседании, одобрила решение СССР отказаться в одностороннем порядке от ядерных испытаний, если остальные западные государства также не будут возобновлять взрывы. Союзные державы призвали также сформировать благоприятные условия для окончания реализации соглашения по прекращению экспериментального применения оружия. В 1965-м состоялось Варшавское заседание. На нем обсуждалось положение, которое сложилось вследствие планов формирования ядерных многосторонних сил НАТО. На заседании также рассматривались меры защиты на случай реализации указанных программ. На Будапештском совещании в 1966-м была принята Декларация по укреплению безопасности и мира в Европе.

Маневры и учения

Организация Варшавского договора проводила совместные мероприятия с участием армий. Маневры и командно-штабные учения велись на территориях всех государств-союзников. Самыми крупными стали мероприятия под названиями:

  • "Квартет" (в 1963-м).
  • "Октябрьский штурм" (в 1965-м).
  • "Родопы" (в 1967).
  • "Север" (в 1968-м).
  • "Братство по оружию" (в 1970).
  • "Запад-81" (в 1981-м).
  • "Щит-82" (в 1982).

Разведывательные операции

Организация Варшавского договора вела постоянную координацию между разведорганами государств-союзников. В 1979-м начала функционировать глобальная радиоэлектронная система связи (СОУД). Она включала в себя средства космической разведки ГДР, Чехословакии, Польши, Венгрии, Болгарии, СССР, а также Кубы, Монголии и Вьетнама, не входивших в Соглашение.

Доктрина союзников

Страны Варшавского договора придерживались оборонительной позиции. В 1955-65 гг. доктрина сводилась к советской стратегии ведения боев с использованием массированного ракетно-ядерного удара при одновременном молниеносном наступлении для овладения территорией противника, лишая его возможности продолжать бой. Образование Организации Варшавского договора, по своей сути, было противовесом для НАТО, а в частности, США. В соответствии с доктриной указанного десятилетия, допускалась вероятность нанесения упреждающих ядерных ударов при обнаружении угрозы внезапного нападения по аналогии американской стратегии "массированного возмездия". Между государствами-союзниками были распределены соответствующие задачи. Так, на армию СССР возлагалось выполнение стратегических ударов с использованием ядерного оружия. Бои в Мировом океане должны были вести объединенные флоты, а на Европейском континенте - авиация и сухопутные войска. При этом на основных направлениях предусматривалось участие объединений от армии СССР.

1966-1980 гг.

В этот период военная доктрина ОВД предусматривала постепенное развитие действий. Предполагалось начать с использования только обычных средств поражения, ограниченно использовать ядерное оружие, постепенно переходя при необходимости к его массированному внедрению. ЯО могло быть задействовано только в случае, если оно будет применено НАТО. По-прежнему особое внимание было направлено на выполнение стратегического наступления на территорию врага для скорого разгрома его главных сил и захвата важнейших экономических районов. Эта доктрина была аналогична американской программе "гибкого реагирования".

Стратегия начала 80-х

В ее основу лег принцип готовности вести бои любого вида. В соответствии с этой доктриной, предполагались военные действия как без ЯО, так и с ним. Вместе с этим, предусматривался ряд локальных боев с использованием обычного оружия. Упреждающие удары ЯО не предполагались. При этом ядерное оружие допускалось применять, только если его будет использовать противник. Вместе с проведением стратегических наступлений на вражеские территории предполагались и крупномасштабные оборонительные операции.

Значение Польши

В середине октября 1955-го в Москве был подписан Протокол соглашений между советским и польским правительствами. В соответствии с ним, ВС Польши, кроме сил ПВО, должны были направить часть своих оперативных войск, сведенных в Приморский Фронт из воздушной и трех общевойсковых армий. Этим силам предстояло действовать в Объединенных ВС государств-союзников во втором стратегическом эшелоне на вспомогательном направлении. Задача их состояла в прикрытии правого фланга основной ударной группировки СССР, а также морского побережья от вероятных десантов войск НАТО.

КМО

Комитет, состоявший из министров обороны государств-союзников, осуществлял разработку планов объединенных командно-штабных мероприятий. К ним, в частности, относились программы общих учений и маневров, сотрудничество в подготовке солдат и штабов, унификация уставов, инструкций, наставлений, правил и прочих документов, а также внедрение новых единиц вооружения и техники, тыловое обеспечение и так далее.

Технический комитет

В ведении этого органа находились вопросы модернизации оснащения объединенных войск. Комитет разрабатывал программы по их унификации, что облегчило бы взаимодействие во время сражений. Кроме этого, он устанавливал специализацию по выпуску военной техники определенными государствами-участниками.

ОВС

Вооруженные силы ОВД включали в себя средства из состава ВС государств-союзников. Численность армий согласовывалась двусторонними соглашениями Советского правительства и руководством других стран. Документы обновлялись раз в 5 лет. Это обуславливалось разработкой программ развития ВС отдельных государств в очередных пятилетках. В мирный период в составе Объединенных войск присутствовали только самые подготовленные силы. В случае войны к ним присоединялись оперативные подразделения, которые были обучены для ведения сражений на внешних фронтах.

"Щит-79"

Оперативно-тактические маневры под этим кодовым названием проходили с 12-го по 19-е мая 1979 г. В учениях участвовали войска и штабы Венгерской, Болгарской, Чехословацкой, Советской армий, а также ВС Румынии. Руководителем операций был венгерский генерал Цинеге. На учениях были отработаны вопросы по ведению боевых действий объединенными усилиями союзных армий. На мероприятиях был показан выросший уровень оперативной и тактической подготовки офицеров, генералов и штабов. Учения способствовали последующему взаимодействию ВС государств-союзников, а также укреплению боевого сотрудничества между ними. К мероприятиям были привлечены, преимущественно, сухопутные силы вместе с военно-воздушными подразделениями и частями.

Учения "Братство по оружию"

Это было общевойсковое мероприятие, которое проводилось на территории ГДР и балтийской акватории, прилегающей к ней. Учения велись по планам Объединенного командования. Руководителем операций был генерал германской армии Гофман. В ходе учений была осуществлена выброска 234 гвардейского парашютно-десантного полка Краснознаменной Черниговской дивизии. Все, кто присутствовал на смотровой площадке, были в восторге от выучки солдат. Весь личный состав получил благодарность от министра обороны СССР и награду - Вымпел за воинскую доблесть и мужество. Стоит сказать, что это была первая в истории ВДВ выброска 1200 человек с четырехсотметровой высоты в сложных метеоусловиях. В мероприятиях принимали участие и морские пехотинцы Балтийского флота. От национальной армии ГДР свое мастерство показывал 40-й парашютно-десантный батальон. Завершились учения 12-го сентября 1980-го года парадом в Магдебурге. В отличие от предыдущих мероприятий, операция "Братство по оружию" отличалась более широким спектром решаемых задач по оперативной подготовке, большей численностью личного состава, территориальным размахом. Эти учения стали серьезным экзаменом для Объединенной армии. Выводы, которые были получены в процессе проведения маневров по вопросам оперативного искусства и тактики, оказали существенное влияние на последующее обучение ВС.



Вверх