Тема по обучению грамоте в средней группе. Занятие по обучению грамоте в средней группе « Лесное путешествие
Занятие по обучению грамоте в средней группе
Воспитатель МБДОУ – 49 г.Амурска
I квалификационной категории.
Задачи:
Дать детям представление, что слова бывают разными – познакомить с протяжённостью звука. Закрепить умение отгадывать загадки.
Формировать умение слышать слова с заданным звуком. Совершенствовать двигательные умения и навыки. Развивать фонематический слух, творческое воображение. Воспитывать дружеское отношение к сверстникам, любовь к живой природе.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций о диких животных, деревьях; прослушивание музыкальных записей, разучивание чистоговорок, скороговорок; развитие мелкой моторики рук; отгадывание загадок.
Развивающая среда:
Для полянки: дерево – ель, шишки, пенёчки, игрушка – белка, карточки с изображением животных; фломастеры, бумага; мяч, фишки синего и зелёного цвета.
Ход сценария.
Ребята! вы любите путешествовать? Давайте тогда отправимся сегодня в лес. В лесу много разных звуков – давайте послушаем их и поиграем.
Игра «Узнай и изобрази».
Вот капают капли, стучат по листочкам - дети изображают; вот шелестит трава – дети изображают – шу-шу-шу; а вот кукует кукушечка- дети изображают; а сейчас подул ветер – дети изображают; а сейчас стучит дятел – дети изображают.
Воспитатель: вот сколько разных звуков, значит мы уже оказались в лесу.(дети садятся на стульчики).
Посмотрите – кто нас встречает на лесной полянке. Белочка. Дети здороваются. У Белочки есть интересные загадки, давайте отгадаем их.
Хитрая плутовка, Рыжая головка,
Пушистый хвост – краса,
Кто же это? …(Лиса).
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный?... (Волк).
3. Вот иголки и булавки
Вылезают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят…. (Ёжик).
4.Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал.
А, проснувшись, стал реветь.
Это зверь – лесной……(Медведь).
Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Любит морковку…..(Заяц).
6. Рыжий маленький зверёк
Всё по веткам скок – поскок…(Белка).
Воспитатель: вот ребята всех зверей мы узнали и они вышли к нам на полянку. Только они хотят чтобы вы назвали их имена и первый звук в имени, чтобы их никто не путал.
Задание «Назови слово и первый звук».(карточки)
Дети называют –
Белка – «бь», лиса – «ль», волк – «в», медведь – «мь», заяц – «з», лось – «л», рысь – «р», олень – «о».
Игра «Большой и маленький братец» - показать цветом твёрдый и мягкий звуки.
Воспитатель: ребята мы с вами попали в гости к зверям. Сначала мы попали к слонам. Нас встречает папа-слон, мама-слониха, их сын-слонёнок. А кто нас будет встречать у…
Занятие в средней группе по грамоте
Тема: « Медвежонок проснулся»
Задачи:
1.Развивать артикуляционный аппарат.
2.Развивать фонематический слух.
3.Различать на слух гласные и согласные звуки; обозначать звуки красными и синими фишками.
4.Различать понятия «звук» и «слово»
5.Учиться интонационно выделять и называть первый звук в словах.
6. Активизировать в речи детей названия диких животных и их детёнышей.
Оборудование: игрушки котёнок и медвежонок, фишки красного и синего цвета, 2 корзинки красного и синего цвета, игрушки, картинки с артикуляционной гимнастикой.
Ход занятия:
Кот Тимошка (постоянный персонаж на занятиях) приходит к детям, здоровается.
Тимошка: Привет, ребята! Я уже успел соскучиться по всем ребяткам! Но я сегодня не один, со мной один мой друг пришёл. Очень уж он хотел с вами познакомиться, а сам никак проснуться не может! Ну пусть он поспит немного, а мы в это время наш Язычок разбудим и его помощников.
Воспитатель: ребята. Давайте вспомним, кто же помогает нашему Язычку проговаривать все звуки и слова?
Ответы детей: зубки, губы, щёчки, нёбо, горлышко.
В: Молодцы! А теперь сделаем нашу гимнастику для Язычка. А ты, Тимошка, не ленись, вместе с нами делай. А в этом нам помогут наши весёлые зверюшки.
Проводится артикуляционная гимнастика «Весёлые зверята» (упражнения «бегемот», «слонёнок», « вкусный мёд», «белка» и др.). – смотри книгу Н.Нищевой.
Т.: Что-то мой друг никак не просыпается. А давайте поиграем в «Повторялки», это так весело!
В.: Конечно поиграем. А ну-ка, повторяйте за мной!
Проводится игра на проговаривание чистоговорок:
МА-Ма-Ма – всё смогу сама!
МО-Мо-Мо – мне купили эскимо!
МУ-МУ-МУ – молока дадим кому?
В.: Тимоша, может ты всё –таки расскажешь, кто там у тебя под одеялом спи и всё храпит?
Т.: А вы угадайте мою загадку:
Он в берлоге спит зимой
под большущею сосной,
А когда придёт весна-
Просыпается от сна.
Дети: это же медведь!
В.: Правильно. Действительно мишке трудно проснуться после долгой зимней спячки. Я предлагаю сыграть в игру «Хлопни, если услышишь звук!»
А мишка от наших хлопков и проснётся!
Проводится игра «Хлопни, если услышишь звук!» - воспитатель называет слова и звуки, дети хлопают только в том случае, если услышат звук.
«Просыпается» медвежонок(игрушка): Ох. Кто это мне спать не даёт? А. да это же Тимошка и мои друзья! Как я рад вас видеть! Ой, ведь со мной ещё и другие лесные звери хотели прийти, как же теперь они дорогу к вам найдут?
В.: Ребята, а кто ещё к нам из леса может пожаловать?
Дети: Лиса с … лисятами, волчица с…, ежиха с … и др.
В.: А мы сейчас покажем, чем же мишкины друзья в лесу занимаются.
Динамическая пауза « Лесные звери»
Расскажите мне, ребята,
Как в лесу живут зверята.
Как лисёнок умывается,
Как бельчонок просыпается,
Как волчонок пробежал,
Как зайчонок проскакал.
Как ежонок и ежиха
Собирают ежевику.
Только медвежонок спит. Просыпаться не спешит.
В.: Ты, Мишутка, не расстраивайся! Ребята сейчас помогут дорожку в лес проложить. Твои лесные друзья по ней обязательно в следующий раз до нас доберутся.
Проводится игра «Звуковая тропинка» - воспитатель называет гласные или согласные звуки, а дети на доске выкладывают из синих(согласные) и красных(гласные) фишек «тропинку».
Т.: Теперь они точно не заблудятся, да и ты, мишка, обратно дорогу найдёшь. А мы твоим друзьям в лес подарки отправим. Только ведь и мне нужно игрушек оставить, как же быть?
В.: А мы всё по честному сделаем: вот тебе,Тимошка, синяя корзинка, а Мишутке дадим красную. Если название игрушки начинается с «певучего» звука, то игрушку в красную корзинку, а если первый звук в слове «спотыкается, встречает преграду», то в синюю.
Проводится игра «Положи игрушки в корзинку».
М.: Как здорово! Всё по-честному поделили! Я сейчас в лес по тропинке побегу, подарки отнесу. Я ведь целую зиму с зверятами не виделся. А в следующий раз мы все вместе к вам придём! Спасибо вам большое!
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №141»
«Звуки [М], [М"] и буквы М, м.»
Воспитатель: Корнева Л.Н.-ВКК
г. Воронеж 2017г.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
Тема: Звуки [М], [М"] и буквы М, м.
Цели: уточнение знаний о звуках [М], [М"]; упражнять детей в выделении звуков [М], [М"] в словах и определении позиций звуков в словах; знакомство с буквами М, м; учить читать обратные и прямые слоги; продолжать закреплять графические навыки; развивать зрительное восприятие, фонематический слух; развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: цветные квадратики для составлений схем слов, игрушки – машина, мяч, рисунки машины и мяча, рисунки к играм, карточка с буквой, домики для букв, слоговые таблицы, наборное полотно, касса букв; на столе у каждого комплект: сигнальные карточки, схема слова и цветные квадратики для звукового анализа, счетные палочки, цветные карандаши, простой карандаш, тетрадь.
Ход занятия:
I Организационный момент:
Ребятки! Давайте поприветствуем гостей.
Собрались все дети в круг
Я- твой друг и ты мой друг,
Крепче за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Ребята! А какое у вас сегодня настроение? (доброе, весёлое, радостное, весеннее, хорошее…)
Скажите, а какое сейчас время года?
Сколько весенних месяцев вы знаете? Назовите их? А весна какая? (поздняя, солнечная, теплая, цветочная, долгожданная, красивая и …..)
II. Повторение изученного материала:
В: Ребята, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новыми звуками и буквой. А скажите, чем отличается буква от звука?
(Звуки мы слышим, произносим, но не видим, а буквы мы видим, пишем, читаем)
В: С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Назовите их.
А, О, У, Э, И.
В: Они какие? (гласные)
В: Как они произносятся? (Свободно, легко, с голосом)
В: А эти буквы назовите? (П,С,В,К,Т,Н) Какие они? (согласные)
III. Усвоение нового материала:
1) Введение в тему
.
В: Ребята, а можно я загадаю вам загадку?
В: Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко.
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней. (МАШИНА)
(показывается машина – игрушка)
В: Прыг – скок, прыг – скок,
Разыгрался колобок,
Выше Ани скачет
Наш весёлый … (МЯЧИК)
В: Ребята, давайте ещё раз назовём эти слова – отгадки.
(машина, мяч)
В: Назовите первые звуки этих слов. Мммашина. [М]
В: Мммяч. [М"]
В: Да и именно об этих звуках мы сегодня будем говорить. Давайте сначала произнесём звук [М] (хором, индивидуально) .
В: А теперь звук [М"] (хором, индивидуально)
В: Что происходит с нашими губами?
+ Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.
В: Да, а воздух выходит свободно? (нет).
В: Что ему мешает? (губы).
2) Характеристика звуков
.
В: А как называются звуки, при произнесении которых нам что-либо мешает?
+ согласными.
В: Значит, звуки [М] и [М"] какие? (согласные).
В: А мы знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Да, а еще согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми. Твердые звуки мы каким цветом обозначаем? (синим).
В: А мягкие? (зеленым).
В: Он какой твердый или мягкий?
+ Мягкий и на схеме будет обозначаться зелёным цветом.
В: Итак, давайте подведём итог. Звуки, [М] и [М"] какие?
+ Согласные, звонкие, [М] – твердый обозначается синим цветом, [М"] – мягкий, обозначается зелёным цветом.
В: я знаю игру, она называется «Где звук живет? »
В: Вы должны определить место звука в слове, в середине, в конце или в начале, а также определить твердый он или мягкий и обозначить на схеме своим цветом.
(дети берут карточки и цветные квадратики)
В: Маска, гном, сом, мухомор, лимон, медуза, мак, мороз, мёд, помидор. (показываю рисунки) .
В: Игра «Угадай, сколько в слове слогов?»
Есть слова длинные, состоящие из нескольких слогов, а есть короткие- из одного слога.
Физкультминутка
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подает
И бегаем кругом!
В:
Игры на развитие фонематического слуха
В: А для того, чтобы это все получше запомнить, я предлагаю поиграть в
игру«Твердый, мягкий»
У вас на столах лежат сигнальные карточки, одна зелёная, а другая синяя. Я буду называть слова на новые звуки, если вы слышите твердый звук поднимаем синюю карточку, если мягкий – зелёную.
(Мак, мороз, метла, мёд, молоко.)(показываю рисунки)
В: Ребята! У вас у каждого на столе карточки с рисунком, надо назвать, что изображено и определить первый звук в этом слове.
В: А теперь назовите весенние месяца со звуком М.
(март, май). .
Знакомство с буквами М.
В: Ребята, вот мы с вами говорили о звуках М и М’. Мы их слышали, произносили, а что сделать, чтобы их увидеть. Что нам для этого нужно?
(Буква).
В: Да, нам нужна буква, которая обозначает эти звуки. Вот она.
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М.
В: Посмотрите на неё внимательно. На что она похожа?
В: А теперь давайте напишем эту букву в воздухе. .)
В: ребята, скажите, а как вы думаете, какое самое любимое слово для всех детей в мире? (МАМА)
В: Давайте с этим словом составим предложение.
В: А как называется наша страна? Как называется столица нашей Родины? Назовите первый звук в этих словах….
В: А сейчас я предлагаю размять наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре-
Кто у нас живёт в квартире?
Папа, мама, брат, сестрёнка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щенок, сверчок и я-
Вот и вся моя семья !
В: Молодцы. Посмотрите еще раз как пишется буква М. (показываю на доске) А теперь раскрасим букву М и рисунок.
Итог. Обобщение.
В: Вот наше занятие подошло к концу, скажите, с какими звуками мы познакомились? Они какие?
В: Какой буквой эти звуки обозначаются?
В: Молодцы!
Екатерина Андросова
Грамоте учиться всегда пригодится.
Конспект занятия по обучению грамоте в средней группе.
Программные задачи: Учить детей интонационному выделению звука "Ж" в словах. Продолжать знакомить детей с термином "звук". Закреплять знание детей о протяженности слов и делении их на части. Развивать речевое внимание, фонематический слух. Воспитывать умение внимательно слушать ответы детей, отвечать на вопросы по просьбе воспитателя.
Материал: "фланелеграф; 7-9 предметных картинок, среди которых 5-6 со звуком "Ж" (жук, жираф, мороженое, ножик, жёлудь, жук-игрушка.
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель: "Ребята, вы ничего не слышите?" (слышно тихое жужжание) Ответы детей.
Воспитатель: «Верно, кто - то жужжит. Посмотрите, к нам прилетел жук, послушайте, как он жужжит «ж-ж-ж». Пожужжите как жук. Давайте с ним поиграем».
Игра "Жуки".
Дети имитируют рукой полёт жука, сопровождая его жужжанием.
Воспитатель: "Жуки устали и сели отдохнуть на листочек (ладошку).
Отдохнули и полетели в лес. (Звук "Ж" произносится сначала громко, потом всё тише и тише)"
Воспитатель: "Жук улетел, но оставили нам свою песенку.
Ответы детей.
Воспитате ль: " Послушайте, как я произнесу слово "жуки" - "жжжуки". Катя, произнеси слово "жуки" и выдели звук "ж" голосом.
Ответы детей.
Воспитате ль: "Ой, смотрите жук нам, что-то принёс. Какие-то картинки. Давайте их посмотрим и найдём слова со звуком "ж".
Дети поочерёдно находят картинки со звуком "ж", называют слова и интонационно выделяют в них звук "ж".
Воспитате ль: "Что нарисовано на этой картинке?"
Ответы детей.
Воспитате ль: "Дети, почему Ваня назвал слово "мороженое"?"
Ответы детей.
Воспитатель: " Назовите все слова со звуком "ж".
Ответы детей.
Воспитатель: "Ребята, давайте поиграем. Сейчас вы все превратитесь в жуков. Раз, два, три, четыре, пять будут все жуки летать"
Физкультминутка
Жуки летают и жужжат:
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Надоело нам летать (останавливаются).
Надоело нам жужжать (садятся).
Под ромашкой посидим,
На ромашку поглядим. (Повторить 2 раза).
Игра на внимание «Доскажи словечко»
Воспитатель: «Послушайте стихи и назовите последнее слово, которого недостаёт».
Солнце светит очень ярко,
Бегемоту стало … (жарко).
А рядом бегемотики
Схватились за … (животики).
А слониха, вся дрожа,
Так и села на … (ежа).
Он высокий, он огромный,
Он похож на кран подъёмный,
Только этот кран живой,
С настоящей головой.
Тот из вас будет прав,
Кто ответит всем … (жираф).
Воспитатель: «Какой звук повторяется во всех словах?»
Ответы детей
Воспитатель: "Ребята, мы с вами уже учились измерять слова. Какие бывают слова по протяженности?"
Ответы детей.
Воспитатель: "Верно, слова бывают длинные и короткие. Чем можно измерить слова?" (хлопками и шагами).
Ответы детей.
Воспитатель: "Сейчас мы с вами поиграем в игру "Телеграф". На телеграфе отправляют телеграммы. Давайте попробуем "передать по телеграфу" слова, отхлопывая их".
Игра «Телеграф».
Дети измеряют короткие и длинные слова хлопками, шагами: шар, машина, кукла, жук, мяч, молоко, самолёт, жираф.
Воспитате ль: "Молодцы, ребята, все слова передали правильно. Скажите, что вам больше всего понравилось на нашем занятии? В какую игру вы хотели бы ёще поиграть?»
Ответы детей.
Е. Андросова
воспитатель детского сада №100 «Кораблик»
г. Брянска
Публикации по теме:
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в средней группе «Звуки» подготовила Зверева Л. С Цель: Подвести детей к понятию, что наша речь состоит из слов, уметь называть и подбирать слова, обозначающие названия.
Конспект открытого занятия по обучению грамоте и письму в подготовительной группе Тема: Путешествие по стране «Пиши-Читай» Программные задачи: 1. Продолжать учить на слух делить предложения на слова, называть их по порядку.
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе ТЕМА: «Цветик-Семицветик» МКОУ «Павловская ООШ» (дошкольное отделение).
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Игры Буквоеда» Занятие - обучение грамоте в подготовительной группе Тема:«Игры Буквоеда» Цель: Формировать запас знаний и умений, которые станут базой.
Цель:закрепление материала, изученного в течении учебного года. Задачи: учить детей различать звуки, давать характеристику каждому звуку.
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Ход занятия. 1. Наше занятия как всегда начнем с артикуляционной гимнастикой. Я начинаю, а вы продолжаете. Где-то собаки рычали: Ррр! В стойле.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 121»
НОД по обучению грамоте «Мир звуков». Путешествие по сказке «Гуси - лебеди»
Цель: познакомить со звуком Г, и научить детей правильно произносить звук [Г] в различных формах речевой деятельности.
Задачи:
- Образовательные:
Познакомить со звуком «Г»;
Автоматизировать правильное произнесение [Г],
- Воспитывающие:
Воспитывать познавательный интерес через использование игровых
приёмов;
Воспитывать любовь к русским народным сказкам
- Развивающие:
Развивать фонематический слух.
Развивать память, воображение, интонационную выразительность речи.
Предварительная работа:
Рассказывание сказки" Гуси-лебеди", беседа по содержанию, рассматривание
иллюстраций, драматизация отрывков из сказки.
Ход НОД
Воспитатель входит в группу в русском народном сарафане, на плечах платок.
Здравствуйте, дети, посмотрите на мой необычный костюм, нравится вам?
(ответы детей). Ребята, вы мне разрешите сегодня побыть сказочницей? (ответ детей)
Много сказок я вам сказывала, любите ли вы мои сказки?
А Вы знаете, что в каждой сказке живут загадки!
У Алёнушки - сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят.
Дети: Гуси и лебеди
Воспитатель: - Ребята, Давайте вспомним эту сказку. О чем там говорится? (ответы детей). А вы хотели бы помочь Аленушке найти и спасти своего братца Иванушку? (ответы детей). Тогда собираемся в путь! Нам нужно произнести волшебные слова, но перед этим давайте разомнем наши язычки и сделаем зарядку.
Фонетическая зарядка.
В лесу воют волки у-у-у
Шелестят листья ш-ш-ш
Ползают и свистят змеи с-с-с
Летают и пищат комары з-з-з
Воспитатель: Молодцы ребята, теперь мы готовы произнести волшебные слова
Крепко за руки держись,
В круг скорее становись,
1, 2, 3, 4, 5
Сказку будем начинать!
Вот мы и в сказке.
Воспитатель: Ребята надо нам скорее в путь, быстро быстро мы пойдем,
прямо к печке мы прийдем!
Печка
Воспитатель: Ребята, посмотрите какие пирожки вкусные в печи. С разными начинками. С какими? Давайте выберем начинки в которых есть звук [Г]. (грибы, голубика, творог).
Все вместе: Печка-печка, скажи, пожалуйста, куда гуси-лебеди полетели?
Игра « Доскажи словечко»
- На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков …(горох).
- Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь -
Чистоплотный серый...(ГУСЬ)
- Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день по пашне вскачь,
И зовётся птица (ГРАЧ)
Печка: Молодцы, гуси -лебеди полетели по весеннему лесу к яблоньке.
Воспитатель: Спасибо печка. Ребята, скорее в путь
Физминутка. «Весна»
Руки подняли и помахали -
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут - покажем:
Крылья сложили назад! (руки отведены назад)
Яблонька.
Воспитатель: Здравствуй яблонька, скажи куда гуси-лебеди полетели?
Яблонька. Прислушайтесь к шелесту моих веточек, назовите первый звук в
словах которые услышите, тогда скажу.
Игра «Назови звук»
Гриб, гусь, гусеница, герой, гном, кот, капуста, клен, карандаш, кружка.
Яблонька . Полетели гуси на восток, где речка течет.
Воспитатель: Спасибо тебе яблонька. Отправляемся дальше. Ребята, куда нам нужно идти? (где речка течет).
Воспитатель: Вот и пришли к молочной реке-кисельным берегам.
Речка, реченька - река,
Не видала ль ты куда
гуси-лебеди летели,
приземлились где и сели?
Речка: Речка я не простая, волшебная‚ могу вам много показать‚ да и много
рассказать, присядьте на мой бережок, отдохните немного.
Игра «Цепочка»
Дом-мост-торт-танк-кошка-арбуз-земляника-апельсин-носорог.
Воспитатель: Смотрите, а вот избушка на курьих ножках. Ох, а кто там живет? (дети-Баба Яга). Давайте вежливо попросим Бабка - Ежка отдай пожалуйста Иванушку.
- Летом спит, зимой горит,
Пасть открывает,
Что дают – глотает.
(печка)
- Круглое, румяное
Я расту на ветке
Любят меня взрослые
И маленькие детки
(яблоко)
- Синяя сестрица, быстрая водица
Вдоль дружков, бережков в океан стремится.
(река)
- На опушке, на дорожке
Стоит дом
На курьих ножках
(изба)
Баба Яга: Хорошо, все Загадки отгадали. И последний вопрос:
Можно ли оставлять младших братишек и сестричек одних‘? (дети –нет!)
А почему? (ответы детей)
Что же забирайте Иванушку.
Иванушка: Спасибо ребята, что вы меня спасли от Бабы-Яги. Скажите, а
кого вы встречали в сказке, кто вам помог?
Молодцы мальчики и девочки за вашу помощь Аленушка передала корзину
с яблоками .
Воспитатель: Подожди Иванушка, мы с ребятами хотим сделать тебе и Аленушке подарок. Грибочки . Аппликация «Грибы»