Руководство по созданию квадратных кадров

01.03.2015 7196 Советы по фотографии 0

Многие сталкивались с проблемой, как же выбрать соотношение сторон в пейзаже, чтобы улучшить его зрительное восприятие, композицию или, наоборот, разрушить все старания фотографа. В данной статье будут даны несколько советов по эффективному использованию такого важного инструмента в арсенале фотографа, как соотношение сторон при съемке пейзажа. Особенности съемки пейзажей мы с вами рассмотрели в одном из фотошколы сайт.

Композиция является ключевым элементом, который превращает хорошую пейзажную фотографию в отличную. В сфере фотографии существует достаточно правил, которые мы все стараемся соблюдать, и которые также подробно в фотошколе нашего сайта: правило третей, ведущие линии, золотое сечение… Но мы не рассмотрели именно соотношение сторон, правильный подбор которых может улучшить композицию, одновременно подчеркнув объект и исключив отвлекающие элементы. Неудачное соотношение сторон может испортить композицию, нарушив баланс всей сцены.

Как же конкретное соотношение сторон отражается на выбранной нами композиции?

1:1 - Квадратный формат

Квадратный формат часто используется для того, чтобы упростить изображение и сделать более эффектным присутствие объекта в центре кадра. В случаях, когда ширина равна высоте, меняется способ, при помощи которого мы «читаем» фотографию. Это вызвано тем, что почти исчезает необходимость двигаться взглядом по кадру слева направо. Квадратный формат даёт отличную возможность нарушить правило, которого мы так часто придерживаемся - при использовании данного формата мы можем разместить линию горизонта по центру снимка или поместить объект в центр кадра. Причём, от этого композиция, вероятнее всего, только выиграет. Часто можно столкнуться с примерами того, что соотношение сторон 1:1 было использовано для того, чтобы подчеркнуть минимализм.

Зимнее половодье Владимир Бормотов

Формат 4:3

Это стандартное соотношение сторон для фотоаппаратов, оборудованных сенсором 4/3 (Panasonic, Olympus). Ширина снимка больше, чем его высота. Это значит, что наш взгляд естественным образом хочет двигаться по изображению слева направо. Тем не менее, принимая во внимания тот факт, что изображение всё ещё остаётся достаточно высоким по сравнению со своей шириной, данное соотношение сторон отлично подходит для того, чтобы направлять взгляд с помощью ведущих линий от переднего плана к общей сцене. Относительная высота изображения поощряет использование широкоугольных фокусных расстояний для того, чтобы передать на снимке глубину сцены, не захватив при этом лишних деталей на границах каждого кадра.

Формат 3:2

Иногда этот формат обозначают 6:4. Это стандартное соотношение сторон для 35-мм плёнки, а значит и для полнокадровых и APS-C сенсоров, используемых в большинстве цифровых фотоаппаратов.

Ширина изображения значительно отличается от высоты, что опять же заставляет взгляд двигаться слева направо. В данном случае использование диагональных ведущих линий становится очень хорошим решением. Особенностью данного вида соотношения сторон является то, что высота значительно меньше ширины. Это приводит к тому, что из-за ограниченного вертикального пространства, с которым можно работать, становится гораздо сложнее заснять с помощью широкоугольного объектива детали на переднем плане. Из-за этого расположенные на фотографии объекты могут казаться слишком разрозненными, что приведёт к утрате эффектности снимка. Соотношение сторон 6:4, тем не менее, может подойти для съёмки сцен, в которых почти или полностью отсутствуют важные детали на переднем плане. В таких случаях сама сцена может выиграть от использования подобного формата.


16:9 - Широкоэкранный панорамный формат

Данный формат стал набирать популярность благодаря распространению в наших квартирах и домах экранов с соотношением сторон 16:9 - телевизоры, компьютерные мониторы, мобильные устройства. В данном формате доминирует ширина изображения. Это означает, что будет очень сложно обратить внимание смотрящего на фотографию человека на передний план. Однако данный формат идеально подходит для представления элементов пейзажных сцен, заснятых издалека с использованием более длинного фокусного расстояния (например, с помощью объектива с переменным фокусным расстоянием).

12:6 или 18:6 - Панорамный формат

Данный формат также называют 2:1 или 3:1. Соотношение сторон 2:1 - это панорамный формат, который поддерживается целым рядом среднеформатных камер, а 3:1 часто поддерживается камерами с APS сенсорами. Обычно панорамные соотношения сторон используют для того, чтобы показать результаты склейки двух или более изображений. Достаточно сложно сделать снимок с соотношением сторон 3:1 с помощью одного кадра, чтобы при этом снимок был достаточно большим (это важно при печати в большом формате). Часто кадры, которые потом будут склеивать, снимают с помощью более длинного фокусного расстояния. Это делается для того, чтобы поймать отдалённые детали в ландшафте. При использовании данного формата не существует реальных вариантов включения деталей переднего плана в снимок.

«Портретный» формат

Для того чтобы пейзаж смотрелся хорошо, нужно сбалансировать композицию в кадре, а соотношения сторон вроде 6:4 делают эту задачу очень сложной из-за того, что высота снимка оказывается слишком большой по отношению к его ширине. Для того чтобы «портретный» пейзаж смотрелся хорошо, идеально подходят более широкие прямоугольники, такие как 3x4, 6x7 или 4x5. Соотношение сторон 4x5 часто выбирают профессиональные пейзажные фотографы, используя среднеформатные и широкоформатные камеры. Данные форматы помогают создать фотографию, на которой не запечатлена слишком большая часть неба, которая могла бы испортить баланс в кадре.

Заключение

Надеемся, что это дополнение к вашим знаниям о пейзаже и композиции вдохновит вас на раздумья о них во время съемки и создания композиции вашего снимка. Понимание того, что соотношение сторон не так уж жёстко привязано к фотоаппарату, который вы используете, позволит вам эффективно использовать данный инструмент, чтобы усилить эффект от вашего пейзажного снимка.

Всего Вам фотографического, друзья!

29.09.2016

Форматом кадра называют соотношение ширины и высоты фотоснимка. На этот параметр влияет размер матрицы фотокамеры или пленки. Так, обычные цифровые фотоаппараты имеют формат кадра 4:3, а зеркальные камеры с неполнокадровой и полнокадровой матрицей - 3:2, среднеформатные фотокамеры - 6:6 и 6:9

Почти все фотоаппараты применяют один или два формата. 3:2, как правило, используют цифровые фотокамеры 35 мм, а 4:3 применяют микрокамеры и небольшие фотоаппараты.

Поклонники пленочных фотоаппаратов обладают более широким выбором из-за наличия среднеформатных, крупноформатных и панорамных фотокамер.

Горизонтальный формат кадра

Наилучшим образом для восприятия человеческих глаз подходит такой формат, в котором мы видим окружающий мир:от одного направления к другому.Такой формат нам привычен, он позволяет нам расслабится.Его нередко применяют для пейзажей или предметов, заключенных в большие пространства, где главный предмет располагается в определенном времени и месте.

Эти параметры применяются для панорамных фотоснимков и презентаций с помощью цифровых устройств, потому что экраны, как правило, имеют горизонтальную форму. Горизонтальный формат 16:9 позволяет внести в снимок динамику. Если объект фотоснимка запечатлен с помощью горизонтального формата, то для человеческого зрительного восприятия будет привычнее, когда он будет находиться немного дальше от середины, ближе к одному из краев кадра.

Вертикальный формат кадра

Он более резкий и безапелляционный.Природное человеческое зрение блокируется перпендикулярным предметом и требует изучить снимок сверху вниз, что вынуждает проявить к нему особый интерес.

Эти параметры применяются для портретной съемки, разрешая нам изучить все особенности внешности, кроме того, их применяют, чтобы акцентировать внимание на каком-то конкретном предмете, выделить его из окружающей обстановки. Так, на снимке водопада в вертикальном формате можно дать оценку величине падения воды на фоне неподвижной стены.

Квадратный формат

Только некоторые фотоаппараты дают действительно квадратный формат, однако всегда можно подрезать фотоснимок в процессе обработки.Для данных параметров снимка характерны нереальные, весьма индивидуальные свойства, которые углубляют язык фотохудожника, они делают фотографию более статичной и сбалансированной.

Данный формат дает возможность делать симметричные композиции, абстрактные мотивы легче, чем остальные параметры. Строения, портреты, цветочные композиции и натюрморты, абстрактные объекты, а также отдельные ландшафтные композиции могут неплохо смотреться в квадратном формате. Большая часть предметов, которые удачно смотрятся в квадратном формате отлично выглядят на черно-белых снимках.

Интересные публикации на сайте

Мы живем в мире квадратных фото. Они окружают нас со всех сторон: в твиттер-ленте, на стене Facebook и других социальных сетях. Такой формат фото популярен на протяжении многих лет и не зря - “загоняя” себя в заведомо худшие условия и сковывая ограниченным размером кадра, фотографы стараются сделать свои фото еще лучше, изощреннее работая над компоновкой кадра, освещением объектов и выбором многих других факторов. Сейчас практически все мобильные устройства поддерживают такой режим съемки, но как сделать ваши фото действительно впечатляющими и яркими? В этом вам помогут советы, о которых я расскажу в этой заметке.

Если вы используете iOS 7 или более новую ОС на своем устройстве - никаких проблем с использованием режима 1х1 у вас возникнуть не должно - он поддерживается в стандартной камере и активируется простым свайпом влево, каких-либо дополнительных приложений для этого не требется.

Кадрирование

Используйте сетку

В стандартной камере есть отличная функция Сетка, которая работатет как в обычном режиме, так и в квадратном (включается в Настройках - Фото и Камера - Сетка ). В режиме 1х1 сетка делит экран на 9 равных частей и помогает вам пропорционально расположить объекты в кадре.

Если вы снимаете небольшие объекты - старайтесь расположить их в кадре таким образом, чтобы они занимали верхнюю или нижнюю его треть. Это поможет вам создать более выразительную композицию, особенно если у вас есть хороший фон и он будет создавать контраст.

Скомпоновать большие объекты сложнее, здесь уже нужно применять правило трете́й и задействовать всю вашу фантазию и креативность. По своему опыту могу сказать, что при построении кадра с большими объектами они должны занимать около трех ячеек сетки, иначе изображение будет казаться абстрактным и сложным для понимания.

Располагайте объект в центре

Учитывая то, что размер кадра и так получается усеченным, из-за чего удаляется часть дополнительного пространства, которое создает композицию - некоторые фотографы считают расположение объекта по центру кадра неправильным. С другой стороны, благодаря равному удалению от краев изображения, кватратный формат кадра подчеркивает акцент на объекте, если расположить его четко по центру.

Используйте негативное пространство

Негативное пространство (Negative space) - это очень интересная штука, которая при правильном использовании сделает ваши повседневные и заурядные снимки намного эффектнее. Многие из самых популярных Instagram-фото фокусируются на простых вещах, которые мы не замечаем в обычной жизни. В сочетании с контрастом негативного пространства, когда объект и фон дополняют друг друга, создавая целостное восприятие картинки - можно добиться потрясающего эффекта. Не бойтесь экспериментировать и сочетайте несочетаемое.

Выровняйте всё под линейку

Я люблю использовать линии на своих фото: в негативном пространстве, в фоне и на переднем плане. Практически в любой сцене, которую вы снимаете есть горизонтальные или вертикальные линии. Зачастую они мешают, но наша задача - использовать их в компоновке кадра, чтобы создать опорные линии, по которым будет двигаться взгляд зрителя во время просмотра вашего фото. Неважно, что вы используете в качестве таких опорных линий - естественные линии или созданные человеком, главное, чтобы они выполняли свою роль.

Помимо кадрирования

Очень часто фото, созданные в режиме 1х1 дополнительно обрабатывают с помощью каких либо фильтров. Они идут рука об руку, но иногда можно обойтись без фильтров, применив другие средства цифровой обработки, доступные на iPhone. Я имею ввиду режим HDR, который значительно усиливает цвета снимка, делая его более эмоциональным.

Также, не пренебрегайте сторонними приложениями для обработки фото , их сейчас существует немалое количество и все они могут предложить такие изменения в цвете и освещенности снимка, котрые невозможно достичь в реальных условиях. Пользуйтесь ими, но как говорится, не перебарщивайте, поскольку это сразу будет бросаться в глаза и негативно скажется на общем впечатлении от вашего фото.

Это всего лишь небольшие базовые советы, о которых многие знают, однако мало кто их использует. В любом случае, нет идеального рецепта и во многом успех удачного кадра зависит от вашей фантазии и креативности. Никогда не бойтесь экспериментировать! А результаты ваших экспериментов не забывайте присылать в нашу рубрику

Мы помним, что композиция нужна для того, чтобы привлечь внимание зрителя к тому, что Вы хотите показать, именно она помогает реализовать задумку снимка. Когда выстраивать композицию - в момент съемки или же после этого в редакторе - решать Вам, поскольку оба варианта верны.

Если Вы снимаете как фоторепортёр, то Вам придется применять свои знания композиции в момент съемки, чтобы фотография лучше раскрывала тему и была максимально приближена к реальности. В данном случае важна и скорость публикации фото, так что будет мало времени на внесение изменений.

Но если Вы - фотолюбитель, и у вас достаточно времени для обработки фотографий, то можно несколько расслабиться. Позже Вы сможете спокойно подправить свои фотографии для того, чтобы они «заговорили» с наибольшей выразительностью. Иногда Вы находите в них то, что в момент съемки никогда бы не заметили и фотографии приобретают новое звучание.

Форматом кадра называют соотношение его сторон, высоты и ширины, кроме того, различают вертикальную или горизонтальную ориентацию кадра. Выбрать подходящий формат можно в настройках, прямо во время съемки, или после, во время кадрирования.

Иногда мы вынуждены выбирать формат фотографии перед печатью, потому что место, где будет выставлена или вклеена фотография имеет свои ограничения. Некоторые из распространенных форматов кадра:

  • 1:1 квадрат или “один к одному”;
  • 3:2 классический формат кадра 35мм пленки или “три к двум”;
  • 2:3 вертикальная ориентация того же формата;
  • 4:3 «классический», в таком формате делали стеклянные фотопластины, форматные и некоторые средне-форматные камеры;
  • 16:9 молодой и динамичный широкоэкранный формат, известный нам по кино и видео, а теперь используется и в фотографии.

Это далеко не все существующие форматы, но основные из них.

СОВЕТ: желательно кадрировать снимки не в произвольном формате, а в одном из выше описанных - людям привычны эти соотношения сторон, да и серии фотографий смотрятся гораздо лучше, если размеры кадров одинаковые.

ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ ФОРМАТ КАДРА

Наиболее приемлем для человеческого глаза такой формат, как мы смотрим на мир: от одной стороны к другой. Этот формат нас расслабляет. Он часто используется для пейзажей или объектов, заключенных в большие пространства, где основной объект находится в конкретном времени и месте. Этот формат используется в панорамных фотографиях и в демонстрациях на цифровых устройствах, так как экраны обычно обладают именно горизонтальной формой. Горизонтальный формат 16:9 придает динамизм фотографии. Если объект фотографии снят в горизонтальном формате, глазам зрителей будет привычнее, если он будет расположен чуть дальше от центра, ближе к одной из сторон кадра (помним о ).

Фото: Николай Хорошков, Чехия, Южная Моравия

ВЕРТИКАЛЬНЫЙ ФОРМАТ КАДРА

Вертикальный формат более агрессивный и категоричный. Наше естественное горизонтальное зрение блокируется вертикальным объектом и обязывает «просканировать» фотографию сверху вниз (или наоборот), что заставляет уделить ему особое внимание. Этот формат часто используется для портретной съемки, позволяя нам анализировать все черты лица, но также его можно использовать для того, чтобы выделить значимость одного элемента по отношению к его окружению. Например, в изображенном в вертикальном формате водопаде мы можем оценить величину падения воды на фоне каменной стены.

Если объект фотографии снят в вертикальном формате, нашим глазам будет удобнее, если он сдвинут к нижней или к верхней стороне кадра; более подходящим размещением в этом случае можно считать расположение в нижней части, так как это создаёт ощущение стабильности.

Обратите внимание, одно и то же место можно сфотографировать как в горизонтальном, так и в вертикальном формате. Главное - правильно кадрировать.

Фото: Евгений Тимашев. США, Калифорния, национальный парк Йосимити

Цитата автора: "При помощи теле-объектива все внимание зрителя переведено на небольшой кусочек этого вида со сказочным водопадом в центре кадра, горными вершинами со свежим снегом и волшебным лесом. Эта фотография заняла призовое место на одном из фотоконкурсов, в то время, как классический вид едва ли попал бы даже в лонг-лист из-за своей банальности."

КВАДРАТНЫЙ ФОРМАТ


Взгляд зрителя двигается по кругу, а не со стороны в сторону (или сверху вниз). Квадратный формат в целом бросает вызов удачной композиции, но в тоже время предлагает очень интересные и даже свежие идеи по сравнению с уже привычными форматами.

  • Очень удобен для некоторых симметричных предметов;
  • Объект можно расположить в центре кадра, тогда его окружает меньше пространства, это помогает подчеркнуть его детали, а у снимка появляется глубина;
  • В пейзажах уместно смотрится линия горизонта проходящая через центр (см. );
  • , особенно под углом 45⁰ имеют очень сильное воздействие на зрителя в квадратном формате;
  • Пытайтесь разместить их так, чтобы они проходили через углы изображения;
  • Фон в виде перспективы для квадрата тоже больше подходит, чем для другого формата.


Фото Ирины Джуль

Ваша задача практиковаться и экспериментировать, воспитывать в себе чувство композиции до автоматизма!

Мы живем в мире квадратных фото. Они окружают нас со всех сторон: в твиттер-ленте, на стене Facebook и других социальных сетях. Такой формат фото популярен на протяжении многих лет и не зря - “загоняя” себя в заведомо худшие условия и сковывая ограниченным размером кадра, фотографы стараются сделать свои фото еще лучше, изощреннее работая над компоновкой кадра, освещением объектов и выбором многих других факторов. Сейчас практически все мобильные устройства поддерживают такой режим съемки, но как сделать ваши фото действительно впечатляющими и яркими? В этом вам помогут советы, о которых я расскажу в этой заметке.

Если вы используете iOS 7 или более новую ОС на своем устройстве - никаких проблем с использованием режима 1х1 у вас возникнуть не должно - он поддерживается в стандартной камере и активируется простым свайпом влево, каких-либо дополнительных приложений для этого не требется.

Кадрирование

Используйте сетку

В стандартной камере есть отличная функция Сетка, которая работатет как в обычном режиме, так и в квадратном (включается в Настройках - Фото и Камера - Сетка ). В режиме 1х1 сетка делит экран на 9 равных частей и помогает вам пропорционально расположить объекты в кадре.

Если вы снимаете небольшие объекты - старайтесь расположить их в кадре таким образом, чтобы они занимали верхнюю или нижнюю его треть. Это поможет вам создать более выразительную композицию, особенно если у вас есть хороший фон и он будет создавать контраст.

Скомпоновать большие объекты сложнее, здесь уже нужно применять правило трете́й и задействовать всю вашу фантазию и креативность. По своему опыту могу сказать, что при построении кадра с большими объектами они должны занимать около трех ячеек сетки, иначе изображение будет казаться абстрактным и сложным для понимания.

Располагайте объект в центре

Учитывая то, что размер кадра и так получается усеченным, из-за чего удаляется часть дополнительного пространства, которое создает композицию - некоторые фотографы считают расположение объекта по центру кадра неправильным. С другой стороны, благодаря равному удалению от краев изображения, кватратный формат кадра подчеркивает акцент на объекте, если расположить его четко по центру.

Используйте негативное пространство

Негативное пространство (Negative space) - это очень интересная штука, которая при правильном использовании сделает ваши повседневные и заурядные снимки намного эффектнее. Многие из самых популярных Instagram-фото фокусируются на простых вещах, которые мы не замечаем в обычной жизни. В сочетании с контрастом негативного пространства, когда объект и фон дополняют друг друга, создавая целостное восприятие картинки - можно добиться потрясающего эффекта. Не бойтесь экспериментировать и сочетайте несочетаемое.

Выровняйте всё под линейку

Я люблю использовать линии на своих фото: в негативном пространстве, в фоне и на переднем плане. Практически в любой сцене, которую вы снимаете есть горизонтальные или вертикальные линии. Зачастую они мешают, но наша задача - использовать их в компоновке кадра, чтобы создать опорные линии, по которым будет двигаться взгляд зрителя во время просмотра вашего фото. Неважно, что вы используете в качестве таких опорных линий - естественные линии или созданные человеком, главное, чтобы они выполняли свою роль.

Помимо кадрирования

Очень часто фото, созданные в режиме 1х1 дополнительно обрабатывают с помощью каких либо фильтров. Они идут рука об руку, но иногда можно обойтись без фильтров, применив другие средства цифровой обработки, доступные на iPhone. Я имею ввиду режим HDR, который значительно усиливает цвета снимка, делая его более эмоциональным.

Также, не пренебрегайте сторонними приложениями для обработки фото , их сейчас существует немалое количество и все они могут предложить такие изменения в цвете и освещенности снимка, котрые невозможно достичь в реальных условиях. Пользуйтесь ими, но как говорится, не перебарщивайте, поскольку это сразу будет бросаться в глаза и негативно скажется на общем впечатлении от вашего фото.

Это всего лишь небольшие базовые советы, о которых многие знают, однако мало кто их использует. В любом случае, нет идеального рецепта и во многом успех удачного кадра зависит от вашей фантазии и креативности. Никогда не бойтесь экспериментировать! А результаты ваших экспериментов не забывайте присылать в нашу рубрику



Вверх