Роспуск организации земля и воля. Земля и воля (народническая организация)

Раскол «Земли и воли»

террористический организация народничество революционный

Революционное нетерпение радикалов вылилось в череду террористических актов. В феврале 1878 В.И. Засулич совершила покушение на петербургского градоначальника Ф.Ф. Трепова, распорядившегося высечь политзаключенного студента. В том же месяце кружок В.Н. Осинского - Д.А. Лизогуба, действовавший в Киеве и Одессе, организовал убийства агента полиции А.Г. Никонова, жандармского полковника Г.Э. Гейкинга и харьковского генерал-губернатора Д.Н. Кропоткина.

С марта 1878 увлечение терактами охватило С-Петербург. На прокламациях с призывами уничтожить очередного царского чиновника стала появляться печать с изображением револьвера, кинжала и топора и подписью «Исполнительный комитет социально-революционной партии».

4 августа 1878 С.М. Степняк-Кравчинский заколол кинжалом петербургского шефа жандармов Н.А. Мезенцева в ответ на подписание им приговора о казни революционера Ковальского. 13 марта 1879 было совершено покушение на его преемника - генерала А.Р. Дрентельна. Листок «Земли и воли» окончательно превратился в орган террористов.

Ответом на теракты землевольцев стали полицейские гонения. Правительственные репрессии, не сравнимые по масштабу с предыдущим, затронул и тех революционеров, кто был в это время деревне. По России прошел десяток показательных политических процессов с приговорами по 10-15 лет каторги за печатную и устную пропаганду, было вынесено 16 смертных приговоров уже только за «принадлежность к преступному сообществу». В этих условиях подготовку А.К. Соловьева покушения на императора 2 апреля 1879 многие члены организации расценили неоднозначно: часть их протестовала против теракта, считая, что он погубит дело революционной пропаганды.

Когда в мае 1879 террористы создали группу «Свобода или смерть», не согласовав своих действий со сторонниками пропаганды, стало ясно, что общего обсуждения конфликтной ситуации не избежать.

15 июня 1879 сторонники активных действий собрались в Липецке для выработки дополнений к программе организации и общей позиции. Липецкий съезд показал, что общих идей у «политиков» с пропагандистами становится все меньше.

19-21 июня 1879 на съезде в Воронеже землевольцы попытались урегулировать противоречия и сохранить единство организации, но неудачно: 15 августа 1879 «Земля и воля» распалась.

Сторонники старой тактики - «деревенщики», считавшие необходимым отказ от методов террора объединились в новое политическое образование, назвав его «Черный передел». Они объявили себя главными продолжателями дела «землевольцев».

«Политики», то есть сторонники активных действий под руководством заговорщицкой партии создали союз, которому дали название «Народная воля». Вошедшие в него А.И. Желябов, С.Л. Перовская, А.Д. Михайлов, Н.А. Морозов, В.Н. Фигнер и др. избрали путь политических акций против наиболее жестоких государственных чиновников, путь подготовки политического переворота - детонатора взрыва, способного разбудить крестьянскую массу и разрушить ее вековую инертность.

«Земля и воля» (1861-1864)

Своим программным документом землевольцы считали статью Н.П. Огарева «Что нужно народу?», опубликованную в июне 1861 г. в «Колоколе». Она предостерегала народ от прежде временных неподготовленных выступлений, призывала к объединению всех революционных сил. В качестве главных требований выдвигались передача земли крестьянам, развитие местного самоуправления и подготовка к будущим активным действиям для преобразования страны.

«Земля и воля» была первой крупной революционно-демократической организацией. В нее входило несколько сотен членов из разных социальных слоев: чиновники, офицеры, литераторы, студенты. Организацию возглавлял Русский центральный народный комитет. Отделения общества были созданы в Петербурге, Москве, Твери, Казани, Нижнем Новгороде, Харькове и других городах.

В конце 1862 г. к «Земле и воле» примкнула русская военно-революционная организация, созданная в Царстве Польском.

Первые тайные организации просуществовали недолго. Спад крестьянского движения, поражение восстания в царстве Польском (1863), усиление полицейского режима - все это привело к их самороспуску или разгрому. Одни участники организаций были арестованы, другие эмигрировали. Правительству удалось отбить натиск радикалов первой половины 60-х годов. В общественном мнении наметился резкий поворот против радикалов и их революционных устремлений. Многие общественные деятели, прежде стоявшие на демократических или либеральных позициях, перешли в лагерь консерваторов (М.Н. Катков и др.).

Во второй половине 60-х годов вновь возникли тайные кружки. Их члены сохранили идейное наследие Н.Г. Чернышевского, но, разуверившись в возможности народной революции в России, перешли к узко заговорщической и террористической тактике. Свои высокие нравственные идеалы они пытались, воплотить безнравственными средствами. В 1866 г. член кружка Н.А. Ишутина Д.В. Каракозов совершил неудачное покушение на царя Александра II.

В 1869 г. учитель С.Г. Нечаев и журналист П.Н. Ткачев создали в Петербурге организацию, призывавшую студенческую молодежь готовить восстание и использовать любые средства в борьбе с правительством. После разгрома кружка С.Г. Нечаев на время уехал за границу, но уже осенью 1869 г. вернулся и основал в Москве организацию «Народная расправа». Он отличался крайним политическим авантюризмом, требовал от участников беспрекословного подчинения. За несогласие с методами С.Г. Нечаева студент И.И. Иванов был ложно обвинен в предательстве и убит. Полиция разгромила организацию. С.Г. Нечаев скрылся в Швейцарию, он был выдан как уголовный преступник. Правительство использовало судебный процесс против него для дискредитации революционеров. «Нечаевщина» на некоторое время стала серьезным уроком для следующих поколении революционеров, предостерегая их от неограниченного централизма.

На рубеже 60--70-х годов, во многом на основе идей А.И. Гер цена и Н.Г. Чернышевского, оформилась народническая идеология. Она стала весьма популярной у демократически настроенных интеллигентов последней трети XIX в., считавших своим долгом служение народу. Среди народников сложилось два направления: революционное и либеральное.

Подготовка революции требовала объединения и централизации всех революционных сил.

В конце 1861 г. революционные кружки России создали организацию «Земля и воля» . Идейным руководителем и вдохновителем ее был Н. Г. Чернышевский.
«Земля и воля» была первой крупной революционно-демократической тайной организацией России. В нее входили несколько сотен членов из разных социальных слоев: мелкие чиновники, литераторы, студенты, офицеры.
Землевольцы развернули активную издательскую деятельность в своей нелегальной типографии. В журнале «Земля и воля» , в прокламациях «К молодому поколению», «Молодая Россия», «К солдатам», «Великорус» они разъясняли крестьянам, солдатам и студентам задачи предстоящей революции, обосновывали необходимость ликвидации самодержавия, справедливого решения аграрного вопроса, демократического преобразования России, ее полного социального переустройства.
Ориентируясь на подъем крестьянского и национального движения в России, землевольцы надеялись поднять революцию. Однако после 1863 г. крестьянское движение пошло на спад, восстание 1863 г. в Польше было жестоко подавлено, многие революционеры (в том числе Н. Г. Чернышевский еще в 1862 г.) арестованы; другие, спасаясь от репрессий, эмигрировали. К весне 1864 г. «Земля и воля» перестала существовать. Самодержавию удалось отбить натиск революционной демократии первой половины 60-х годов.
Деятельность «Земли и воли» имела большое историческое значение. Организация была центром сплочения наиболее активных демократических сил для подготовки революции. «Земля и воля» 60-х годов оказала серьезное влияние на последующее развитие освободительного движения, формирование революционно-демократической идеологии в России .
Во второй половине 60-х годов революционно-демократическое движение, несмотря на репрессии правительства, не угасло. В эмиграции продолжали свою деятельность Л. И. Герцен и Н. П. Огарев. В мировоззрении Герцена наметился решительный переход «...от иллюзий «надклассового» буржуазного демократизма к суровой, непреклонной, непобедимой классовой борьбе пролетариата» (Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 21. С. 257). Герцен признал историческую правоту марксизма. Он познакомился с деятельностью I Интернационала, созданного в 1864 г., внимательно следил за развитием пролетарской борьбы, оказывал большую помощь женевским секциям Интернационала, принимал участие в политической борьбе французского пролетариата.
Идейное развитие Герцена отражало общие сдвиги, происходившие в русском освободительном движении. В 1870 г. находившиеся в Женеве русские революционеры создали Русскую секцию Интернационала и обратились к Марксу с просьбой быть их представителем в Генеральном Совете. В 1871 г. в дни Парижской Коммуны русские революционеры сражались на баррикадах, оказывали медицинскую помощь ра«еным. В 1872 г. на русский язык был переведен I том «Капитала» К. Маркса. В пролетарской борьбе часть революционеров России увидела могучее средство социального преобразования мира.
Однако эмигрантские организации русских революционеров-демократов были слабо связаны с действовавшими в России кружками. Члены этих кружков не видели в России пролетариата, способного на последовательную революционную борьбу. Некоторый спад массового крестьянского движения во второй половине 60-х годов обусловил появление у части революционеров мыслей и теорий о возможности общественных преобразований без участия народных масс. Появились группы, рассматривавшие заго-вор и террор как средство для развязывания социальной революции. Под влиянием этих теорий в апреле 1866 г. студент Д. Н. Каракозов совершил неудачное покушение на царя Александра II. Царизм воспользовался этим для нового усиления репрессий. Был разгромлен кружок П. А. Ишутина (в который входил Каракозов), закрыты прогрессивные журналы, запрещены студенческие кружки, кассы взаимопомощи.
Однако молодые революционные силы продолжали антиправительственную деятельность. В конце 60-х годов в Петербурге сложился студенческий кружок, во главе которого стояли учитель С. Г. Нечаев и журналист II. Н. Ткачев. В «Программе революционных действий» они призывали молодежь готовить восстание, опираясь на любые общественные силы и применяя любые средства. После разгрома кружка в Петербурге Нечаев на время скрылся за границу. Осенью 1869 г. он вернулся в Россию и создал в Москве новую организацию «Народная расправа», построенную на принципе неограниченного централизма и слепого подчинения рядовых членов руководителю. За отказ подчиниться диктатуре Нечаева студент Иванов был ложно обвинен в предательстве и убит. Полиция разгромила организацию. Нечаев скрылся в Швейцарию, но был выдан России как уголовный преступник (1872). Процесс над Нечаевым царизм использовал для дискредитации революционеров. Для самих революционных сил России судебный процесс вскрыл политический авантюризм Нечаева, показал необходимость выработки иных методов революционной борьбы. Процесс показал также рост революционных настроений среди русской молодежи. Стимулировал этот рост новый подъем крестьянского движения в центральных губерниях России, в Азербайджане, Грузии, Поволжье и на Украине.
На рубеже 60-70-х годов начался новый этап в истории революционно-демократической освободительной борьбы в России. «Господствующим направлением... стало народничество» (Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 25. С. 94).

«ЗЕМЛЯ И ВОЛЯ» 1870-х годов, тайное революционное общество в России, одна из крупнейших организаций народничества. Основано в Санкт-Петербурге в начале 1876 как «Северная революционно-народническая группа», затем называлось «Общество народников», с конца 1878 - «Земля и воля» (в память о «Земле и воле» 1860-х годов). Видными деятелями «Земли и воли» со времени основания организации были О. В. Аптекман, А. А. Квятковский, Д. А. Лизогуб, А. Д. Михайлов, М. А. Натансон, О. А. Натансон (урождённая Шлейснер), А. Д. Оболешев, Г. В. Плеханов и др. Позднее в неё вступили С. М. Кравчинский, Д. А. Клеменц, Н. А. Морозов, С. Л. Перовская, Л. А. Тихомиров, М. Ф. Фроленко (многие ранее входили в кружок «чайковцев»). С «Землей и волей» сотрудничала группа В. Н. Фигнер. Члены «Земли и воли» впервые назвали себя «народниками».

Образованию «Земли и воли» предшествовало обсуждение народниками неудачного опыта «хождения в народ» 1873-75 годов. В результате были определены основы программы «Земли и воли» (окончательно принята в мае 1878), которая отразила многие теоретические и тактические положения, выдвинутые М. А. Бакуниным. Своей конечной целью члены «Земли и воли» провозгласили водворение «анархии и коллективизма». Отодвигая достижение этой цели на отдалённую перспективу, землевольцы в ближайшем будущем полагали осуществить меры, основанные, по их мнению, на «коренных чертах характера русского народа»: уравнительное распределение всей земли между крестьянами, установление «полного мирского самоуправления», содействие разделению страны «на части соответственно местным желаниям», провозглашение свободы вероисповедания. Эти задачи были обобщены в лозунге «Земля и воля!». Члены общества были убеждены, что реализация их программы возможна только путём «насильственного переворота»; они подчёркивали необходимость его скорейшей организации ввиду развития капитализма, который, как считали землевольцы, должен был вызвать разрушение общины (её землевольцы рассматривали как основу социалистического пути развития России) и исказить «народное миросозерцание». Для подготовки революции члены «Земли и воли» считали необходимым: активизировать уже существовавшее, по их мнению, недовольство в народе, в том числе с помощью организации постоянных «поселений и притонов» революционеров в деревне; привлекать на свою сторону религиозные секты и «разбойничьи шайки», устраивать бунты, демонстрации, стачки и для ведения пропаганды в армии - офицерские кружки; вести «систематическое истребление наиболее вредных или выдающихся лиц из правительства и вообще людей, которыми держится тот или другой ненавистный нам порядок».

Землевольцы приступили к созданию «поселений» (главным образом в Поволжье, где имелось многочисленное старообрядческое население и, как полагали землевольцы, сохранялись традиции массовых народных движений 18 века), устраиваясь в деревнях в качестве фельдшеров, учителей, писарей и т.д. Организация наладила издание и распространение газет «Земля и воля» (1878-79) и «Листок "Земли и воли"» (1879), брошюр, листовок, воззваний; вела пропаганду и агитацию среди рабочих и студентов. «Земля и воля» организовала в Санкт-Петербурге в 1876 году первую в истории России политическую демонстрацию с участием рабочих (прошла под лозунгами «Земля и воля!», «Да здравствует социальная революция!»). В 1878-79 многие землевольцы активно участвовали в студенческих волнениях и проведении нескольких стачек в Санкт-Петербурге.

Террористическая деятельность «Земли и воли» выразилась в убийстве С. М. Кравчинским шефа жандармов и главного начальника 3-го отделения Н. В. Мезенцова и Г. Д. Гольденбергом - харьковского генерал-губернатора князя Д. Н. Кропоткина , а также в неудавшихся покушениях Л. Ф. Мирского на нового шефа жандармов и главного начальника 3-го отделения А. Р. Дрентельна и А. К. Соловьёва на императора Александра II . В 1877-79 землевольцы убили агентов полиции Н. А. Шарашкина, А. Г. Никонова и Н. В. Рейнштейна, адъютанта начальника Киевского губернского жандармского управления барона Г. Э. Гейкинга. Свои террористические акты землевольцы рассматривали как месть или средство самозащиты и сопровождали широким распространением прокламаций и писем представителям власти, в которых покушения мотивировались, а иногда и анонсировались. Благодаря усилиям фактического руководителя организации А. Д. Михайлова, строго следившего за соблюдением требований конспирации, большинству членов «Земли и воли» удалось избежать ареста (в 1880 состоялся единственный крупный судебный процесс над членами «Земли и воли», на котором из 11 подсудимых 7 приговорены к различным срокам каторги, 4 - к ссылке в Сибирь). В январе 1879 на службу в Третье отделение поступил примкнувший к «Земле и воле» Н. В. Клеточников, который снабжал землевольцев сведениями о планах и действиях политической полиции.

Пропаганда землевольцев не нашла отклика у крестьян и вызвала разочарование у многих «поселенцев». В связи с этим, а также в связи с ростом правительственных репрессий в среде землевольцев стало распространяться убеждение в необходимости политической борьбы против самодержавия ради достижения демократических свобод, без которых была невозможна пропаганда социалистических идей. С начала 1878 года внутри «Земли и воли» формировалась и к весне 1879 сложилась группа «политиков» - сторонников систематического применения террористических методов (А. И. Желябов, А. А. Квятковский, А. Д. Михайлов, Н. А. Морозов, Л. А. Тихомиров и др.), принявшая название «Исполнительный комитет Социально-революционной партии». Она начала формировать террористическую группу «Свобода или смерть». Сторонников прежней тактики стали именовать «деревенщиками» (О. В. Аптекман, Г. В. Плеханов, М. Р. Попов и др.). Разногласия между двумя группами привели к расколу «Земли и воли» в середине 1879 на две самостоятельные организации - «Чёрный передел» и «Народная воля».

Источн.: Революционная журналистика семидесятых годов. Ростов н/Д., 1907; Архив «Земли и воли» и «Народной воли». М., 1932; Революционное народничество 70-х гг. XIX в. М., 1965. Т. 2; Революционный радикализм в России: век девятнадцатый. Документальная публикация. М., 1997.

Лит.: Аптекман О. В. Общество «Земля и воля» 70-х гг. 2-е изд. П., 1924; Левин Ш. М. Общественное движение в России в 60-70-е годы XIX в. М., 1958; Ткаченко П. С. Революционная народническая организация «Земля и воля» (1876-1879 годы). М., 1961; Твардовская В. А. Социалистическая мысль России на рубеже 1870-1880-х гг. М., 1969; Троицкий Н. А. Крестоносцы социализма. Саратов, 2002.

Организация.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    На рубеже 1850-1860-х годов в крупнейших городах России действовал ряд студенческих кружков. Они находились под идейным влиянием «Колокола » Герцена и Огарёва и занимались пропагандой освободительных идей. Некоторые общества были раскрыты властями, поэтому сохранились сведения о них: Харьковско-Киевское тайное общество , Пермско-Казанское тайное общество , Библиотека казанских студентов , выделившийся из последней кружок Аргиропуло-Заичневского .

    Первый состав 1861-1864 гг.

    Вдохновителями общества были Герцен и Чернышевский . Своей целью участники ставили подготовку крестьянской революции. В числе организаторов были Ровинский, Павел Аполлонович , Н. Н. Обручев , С. С. Рымаренко, И. И. Шамшин , М. А. Натансон и другие. Программные документы были созданы под влиянием идей Герцена и Огарева . Одним из важнейших требований, выдвигавшихся членами организации, был созыв бессословного народного собрания .

    В первый Исполнительный комитет организации вошли 6 её организаторов (Н. Н. Обручев, С. С. Рымаренко, братья Н. А. и А. А. Серно-Соловьёвичи , А. А. Слепцов , В. С. Курочкин). «Земля и Воля» представляла собой объединение кружков, располагавшихся в 13-14 городах. Наиболее крупными кружками были московский (Ю. М. Мосолов, Н. М. Шатилов) и петербургский (Н. И. Утин). Военная организация «Земли и воли» была представлена «Комитетом русских офицеров в Польше» под руководством подпоручика А. А. Потебни . По данным, имевшимся у А. А. Слепцова, численность «Земли и воли» составляла 3 000 человек (московское отделение состояло из 400 членов).

    Второй состав 1876-1879 гг

    Второй состав «Земли и Воли», восстановившейся в 1876 году как народническая организация, включал в себя таких деятелей как А. Д. Михайлов , Г. В. Плеханов , Д. А. Лизогуб , позже С. М. Кравчинский , Н. А. Морозов , С. Л. Перовская , Л. А. Тихомиров , Н. С. Тютчев . Всего организация насчитывала около 200 человек. «Земля и воля» в своей деятельности опиралась на широкий круг сочувствующих лиц.

    Название «Земля и воля» дано обществу в конце 1878, с появлением одноименного печатного органа; прежнее название: «Северная революционно-народническая группа», «Общество народников».

    В основу пропаганды организации легли не прежние социалистические принципы, непонятные народу, а лозунги, исходившие непосредственно из крестьянской среды, то есть требования «земли и воли». Целью своей деятельности в своей программе они провозгласили «анархию и коллективизм». Конкретные требования заключались в следующих пунктах:

    • передача всей земли крестьянам
    • введение полного общинного самоуправления
    • введение свободы вероисповеданий
    • предоставление нациям права на самоопределение

    Средства достижения этих целей включали организаторские (пропаганда, агитация среди крестьян и других сословий и групп) и дезорганизаторские (индивидуальный террор против наиболее неугодных правительственных чиновников и агентов охранки). Организация имела собственный устав.

    Организация состояла из основного кружка (подразделялся на семь специальных групп по роду деятельности) и местных групп, располагавшихся во многих крупных городах империи. «Земля и воля» имела собственный печатный орган с одноименным названием. Агент «Земли и воли» Н. В. Клеточников был внедрён в Третье отделение . Землевольцы организовали деревенские поселения как переход к «оседлой» пропаганде. Тем не менее, эта акция, равно как и «хождение в народ», окончилась неудачей. После этого все силы народники сосредоточили на политическом терроре.

    Землевольцы участвовали в проведении нескольких стачек в Петербурге в 1878-79. «Земля и воля». оказывала влияние на развитие студенческого движения. Ею были организованы или поддержаны демонстрации в Петербурге, в том числе Казанская демонстрация 1876, которой «Земля и воля». впервые открыто заявила о своем существовании. Казанская демонстрация 1876, первая политическая демонстрация в России с участием передовых рабочих. Вызвана ростом стачечного движения в стране. Состоялась 6 декабря на площади Казанского собора в Петербурге. Организована и проведена народниками-землевольцами и связанными с ними членами рабочих кружков. На площади собралось около 400 чел. Страстную революционную речь перед собравшимися произнес Г. В. Плеханов. Молодой рабочий Я. Потапов развернул красный флаг. Демонстранты оказали сопротивление полиции. Был арестован 31 демонстрант, из которых 5 осуждены на 10-15 лет каторжных работ, 10 приговорены к ссылке в Сибирь и трое рабочих, в том числе Я. Потапов, к заточению на 5 лет в монастырь. Казанская демонстрация 1876 знаменовала начало сознательного участия русского рабочего класса в общественном движении.

    Липецкий съезд членов народнической организации «Земля и воля» состоялся в июне 1879 в Липецке. Созван в обстановке обострения разногласий среди революционных народников по вопросу о дальнейшем направлении деятельности организации. На Липецкий съезд, тайно от «Земли и воли», собрались А. Д. Михайлов, А. А. Квятковский, Л. А. Тихомиров, Н. А. Морозов, А. И. Баранников, М. Н. Ошанина, А. И. Желябов, Н. И. Колодкевич, Г. Д. Гольденберг, С. Г. Ширяев, М. Ф. Фроленко. Съезд решил внести в программу «Земли и воли» признание необходимости политической борьбы с самодержавием как первоочередной и самостоятельной задачи. Участники Липецкого съезда объявили себя Исполнительным комитетом Социально-революционной партии и приняли устав, основанный на централизме, дисциплине и конспирации. Исполнительный комитет в случае согласия общего съезда «землевольцев» в Воронеже с новой программой должен был взять на себя осуществление террора.

    Воронежский съезд членов народнической организации «Земля и воля», созванный в июне 1879 в Воронеже в связи с разногласиями среди революционных народников по вопросу о дальнейшем направлении деятельности. Участвовало около 20 человек, в том числе Г. В. Плеханов , А. Д. Михайлов, А. И. Желябов , В. Н. Фигнер , С. Л. Перовская , Н. А. Морозов, М. Ф. Фроленко, О. В. Аптекман. Сторонники «политики» политической борьбы и террора (Желябов, Михайлов, Морозов и др.) явились на съезд сплоченной группой, окончательно сорганизовавшейся на Липецком съезде (июнь 1879). Сторонники Плеханова («деревенщики») заняли примирительную позицию, считая главной задачей работу среди крестьян: они не возражали, по существу, и против террора. Плеханов, доказывавший опасность увлечения террором для перспектив работы в народе, формально вышел из «Земли и воли» и покинул съезд.



Вверх