Либеральные реформы Александра II и их историческое значение. Либеральные реформы Александра II и их значение

Хронология

  • 1855 — 1881 гг. Царствование Александра II Николаевича
  • 1861 г., 19 февраля Отмена крепостного права в России
  • 1864 г. Проведение судебной, земской и школьной реформ
  • 1870 г. Проведение городской реформы
  • 1874 г. Военная реформа

Земская реформа (1864 г.)

1 января 1864 г. Александр II утвердил “Положение о губернских и уездных земских учреждениях” — законодательный акт, которым вводилось земство.

Надо учитывать, что для страны, большинство населения которой составляли крестьяне, только что освободившиеся от крепостной зависимости, введение органов местного самоуправления было значительным шагом в развитии политической культуры. Избираемые различными сословиями русского общества, земские учреждения принципиально отличались от корпоративно-сословных организаций, таких, как дворянские собрания. Крепостники возмущались тем, что на скамье в земском собрании “сидит вчерашний раб рядом со своим недавним хозяином”. Действительно, в земствах были представлены различные сословия — дворяне, чиновники, духовенство, купцы, промышленники, мещане и крестьяне.

Члены земских собраний именовались гласными. Председателями собраний были руководители дворянского самоуправления — предводители дворянства. Собрания формировали исполнительные органы — уездные и губернские земские управы. Земства получали право собирать налоги для своих нужд и нанимать служащих.

Сфера деятельности новых органов всесословного самоуправления была ограничена лишь хозяйственно-культурными делами: содержанием местных путей сообщения, попечением о медицинской помощи населения, о народном образовании, местной торговле и промышленности, народном продовольствии и т.д. Новые органы всесословного самоуправления были введены лишь на уровне губерний и уездов. Отсутствовало центральное земское представительство, не было и мелкой земской единицы в волости. Современники остроумно называли земство “зданием без фундамента и крыши”. Лозунг “увенчания здания” стал с той поры главным лозунгом русских либералов на протяжении 40 лет — вплоть до создания Государственной думы.

Городская реформа (1870 г.)

Вступление России на путь капитализма ознаменовалось бурным развитием городов, изменением социальной структуры их населения, привело к возрастанию роли городов как центров экономической, общественно-политической и культурной жизни страны.

Городской реформой 1870 г. были созданы всесословные органы местного самоуправления. Распорядительные функции теперь возлагались уже не на все городское общество, а на его представительный орган — думу. Выборы в думу происходили раз в четыре года. Число членов думы — гласных — было довольно значительным: в зависимости от численности избирателей в городе — от 30 до 72 человек. В столичных думах гласных было намного больше: в Московской — 180, Петербургской — 252. На заседании думы избирался исполнительный орган общественного управления — управа и городской голова, который являлся председателем одновременно исполнительного и распорядительного органов.

Избирательное право базировалось на буржуазном имущественном цензе. Право участия в выборах независимо от сословия получали владельцы недвижимой собственности, облагаемой налогом в пользу города, а также лица, уплачивающие ему определенные торгово-промышленные сборы. Избирательным правом в качестве юридического лица также пользовались разные ведомства, учреждения, общества, компании, церкви, монастыри. Принимать личное участие в голосовании дозволялось только мужчинам, достигшим 25-летнего возраста. Женщины, обладавшие необходимым избирательным цензом, могла участвовать в выборах лишь через своих доверенных лиц. Фактически лишенными избирательного права оказались наемные рабочие, в подавляющем большинстве не владевшие недвижимой собственностью, а также представители образованной части населения, люди умственного труда: инженеры, врачи, преподаватели, чиновники, в основном не имевшие собственных домов, а снимавшие квартиры.

На новые общественные учреждения были возложены задачи по управлению муниципальным хозяйством. В их ведение передавался широкий круг вопросов городского хозяйства и благоустройства: водоснабжение, канализация, уличное освещение, транспорт, озеленение, градостроительные проблемы и т.п. Городские думы были обязаны заботиться и об “общественном благосостоянии”: оказывать содействие в обеспечении населения продовольствием, принимать меры против пожаров и других бедствий, способствовать охране “народного здравия” (устраивать больницы, помогать полиции в проведении санитарно-гигиенических мероприятий), принимать меры против нищенства, способствовать распространению народного образования (учреждать школы, музеи и т.д.).

Судебная реформа (1864 г.)

Судебные уставы 20 ноября 1864 г. решительно порвали с дореформенным судоустройством и судопроизводством . Новый суд строился на бессословных началах, были провозглашены несменяемость судей, независимость суда от администрации, гласность, устность и состязательность судопроизводства; при рассмотрении уголовных дел в окружном суде предусматривалось участие присяжных заседателей. Это все характерные признаки буржуазного суда.

Мировой суд создавался в уездах и городах для рассмотрения малозначительных уголовных дел. Мировому суду были подсудны дела, за совершение которых следовало наказание в виде выговора, замечания или внушения, денежного штрафа не свыше 300 р., ареста не свыше трех месяцев или тюремное заключение не свыше года.

При рассмотрении уголовных дел в окружном суде предусматривался институт присяжных заседателей . Он был введен, несмотря на сопротивление консервативных сил и даже нежелание самого Александра II. Они мотивировали свое отрицательное отношение к идее присяжных заседателей тем, что народ до этого еще не дорос, и такой суд неминуемо будет носить “политический характер”. Согласно судебным уставам, присяжным мог быть подданный России в возрасте от 25 до 70 лет, не находящийся под судом и следствием, не исключавшийся из службы по суду и не подвергавшийся общественному осуждению за пороки, не находившийся под опекой, не страдавший душевной болезнью, слепотой, немотой и проживавший в данном уезде не менее двух лет. Требовался также сравнительно высокий имущественный ценз.

Второй инстанцией для окружных судов была судебная палата, имевшая департаменты. Председатель и члены ее утверждались царем по представлению министра юстиции. Она служила апелляционной инстанцией для гражданских и уголовных дел, рассмотренных в окружных судах без присяжных.

Сенат рассматривался как верховный кассационный суд и имел уголовный и гражданский кассационные департаменты . Сенаторы назначались царем по представлению министра юстиции.

Была реорганизована прокуратура, ее включили в судебное ведомство, во главе ее стоял генерал-прокурор, он же — министр юстиции.

Председатели судов, прокуроры и судебные следователи должны были обязательно иметь высшее юридическое образование или солидную юридическую практику. Судьи и судебные следователи были несменяемы, им были назначены высокие оклады, чтобы закрепить за судебными учреждениями честных профессионалов.

Крупнейшим шагом по внедрению принципов буржуазной юстиции было учреждение института адвокатуры.

20 ноября 1866 г. было разрешено “во всех повременных изданиях печатать о том, что происходит в судах”. Судебные репортажи, сообщавшие о русских и заграничных процессах, становятся заметным явлением в прессе.

Военные реформы (60 — 70-е гг.)

При рассмотрении военной реформы следует учитывать ее зависимость не только от социально-экономического положения в стране, но и реалий международной обстановки тех лет. Вторая половина XIX в. характеризуется складыванием относительно устойчивых военных коалиций, что усиливало угрозу войны и приводило к быстрому наращиванию военного потенциала всех держав. Наметившееся в середине XIX в. разложение государственной системы России отразилось на состоянии армии. Отчетливо обнаружилось брожение в армии, отмечались случаи революционных выступлений, шел упадок воинской дисциплины.

Первые изменения были произведены в армии уже в конце 50-х — начале 60-х годов. Были окончательно упразднены военные поселения.

С 1862 г. начата постепенная реформа местного военного управления на основе создания военных округов. Создавалась новая система военного управления, устранявшая чрезмерную централизацию, и способствовавшая быстрому развертыванию армии в случае войны. Осуществлена реорганизация Военного министерства и Главного штаба.

В 1865 г. стала проводиться военно-судебная реформа. Ее основы строились на принципах гласности и состязательности военного суда, на отказе от порочной системы телесных наказаний. Установились три судебные инстанции: полковой, военно-окружной и главный военный суды, которые дублировали основные звенья общей судебной системы России.

Развитие армии во многом зависело от наличия хорошо подготовленного офицерского корпуса. В середине 60-х годов более половины офицеров не имели вообще никакого образования. Необходимо было решить два важных вопроса: значительно улучшить подготовку офицеров и открыть доступ к получению офицерских чинов не только для дворян и выслужившихся унтер-офицеров, но и для представителей других сословий. С этой целью были созданы военные и юнкерские училища с непродолжительным сроком обучения — 2 года, в которые принимались лица, окончившие средние учебные заведения.

1 января 1874 г. был утвержден устав о воинской повинности . Призыву на службу подлежало все мужское население, достигшее 21-летнего возраста. Для армии в основном устанавливался 6-летний срок действительной службы и 9-летнее пребывание в запасе (для флота — 7 и 3). Были установлены многочисленные льготы. От действительной службы освобождались единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, некоторые национальные меньшинства и т.д. Новая система позволяла иметь сравнительно небольшую армию мирного времени и значительные резервы на случай войны.

Армия стала современной — по структуре, вооружению, образованию.

Реформы образования

Экономический процесс и дальнейшее развитие общественной жизни России серьезно сдерживались низким образовательным уровнем населения и отсутствием системы массовой подготовки специалистов. В 1864 г. вводилось новое положение о начальных народных училищах , согласно которому образованием народа совместно должны были заниматься государство, церковь и общество (земства и города). В том же году был утвержден устав гимназий , провозглашавший доступность среднего образования для всех сословий и вероисповеданий. Годом раньше был принят университетский устав , возвращавший университетам автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров; университетский совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. Результаты не замедлили сказаться: к 1870 г. начальных школ всех видов было 17,7 тыс., в них обучалось около 600 тыс. учащихся; количество студентов в университетах увеличилось в 1,5 раза. Это было, конечно, мало, но несравнимо больше, чем в дореформенное время.

Внутреннее единство и либеральная направленность всего комплекса реформ 60 — 70-х годов позволили России сделать важный шаг по направлению к буржуазной монархии и ввести новые правовые начала в функционирование государственного механизма; дали стимул формированию гражданского общества, вызвали общественный и культурный подъем в стране. Это — несомненные достижения и положительные итоги реформ Александра II.

Либеральные реформы Александра II и их историческое значение.

(Крестьянская реформа). Крепостное право в России приняло такие формы, что мало отличалось от рабства, оно осуждалось всœеми слоями русского общества. Но пойти на его отмену правительство смогло лишь в 1861. В эк.сфере наблюдалось нарастание кризиса помещичьего хозяйства, основанного на принудительном, неэффективном труде крепостных. Увеличились волнения крестьян. Поражение в Крымской войне показало, что крепостное право -- главная причина военно-техн.отсталости. Правительство встало на путь соц., эк. и полит.реформ. По крестьянской реформе крестьяне получили свободу (без выкупа) и земельный надел (за выкуп). Четверти суммы земли крестьянин должен был уплатить помещику. Оставшуюся сумму помещик получал от гос-ва, а крестьянин погашал ее в течении 49 лет, взаимоотношения крестьян и помещиков регулировались ʼʼУставными грамотамиʼʼ, крестьяне могли заниматься предпринимательством, переходить в другие сословия. Реформа предотвратила массовые выступления крестьян. Земельная реформа. Реформа городского самоуправления. Отмена крепостного права вызвала крайне важно сть проведения других буржуазных. 1 января 1864 издано "Положение о губернских и уездных земских учреждениях", вводившее бессословные выборные органы местного самоуправления – земства, состоявших из распорядительных и исполнительных органов. Земства несли ответственность за народное образование, за народное здоровье, за поставки продовольствия, за качество дороᴦ. Это требовало средств, земствам было позволено вводить новые налоги. 16 июня 1870 издано "Городовое положение", по которому в городах вводилось выборное самоуправление - городские думы. Городская дума избирала городскую управу (городской голова). Право избирать и быть избранным в город.думу имели только жители, обладающие имущественным цензом (владельцы домов, торᴦ.-пром.заведений,). Городские Думы находились в ведении Сената. Городская реформа стала шагом вперед в организации город.управления, она способствовала развитию город.хозяйства, промы-ти и торговли. Судебная реформа. Одновременно с земской подготовлена и судебная. Присяжные заседатели, устанавливали теперь лишь виновность или невиновность подсудимого, меру наказания определяли судьи. Для разбора мелких проступков и гражданских дел в уездах и городах вводился Мировой суд. Военные преобразования. Армия играла важную роль в общественно-полит.жизни России. Необходимость и неотложность военной реформы определялась поражением в Крымской войне - ее технич. и тактическая отсталость армии. Европейские державы увеличили свой военный потенциал, что представляло угрозу безопасности России. Порядок укомплектования и управления войсками, взаимоотношения в армии не соответствовали преобразованиям, происходившим в обществе. В 1874 издан устав о всœеобщей воинской повинности. По новому закону призывались всœе молодые люди, достигшие 14 - 21 года, но правительство каждый год определяло крайне важно е число новобранцев, и по жребию из призывников выбиралось только это количество. Другие реформы. Университетский устав 1863 расширял автономию университетов: предоставлял хозяйственную и административную самостоятельность, преподаватели и студенты участвовали в решении вопросов внутренней жизни. Финансовая реформа 1862-1866 - право распоряжаться фин.средствами страны получал министр финансов, деятельность которого подлежала учету со стороны Гос.контроля. В 1860 учрежден Гос.банк, кредитовавший торᴦ.-пром.предприятия. Средством поднятия эк.мощи считалась постройка сети ж/д. Увеличился ввоз товаров в Россию. Число торговых и промышленных предприятий, фабрик и заводов возросло.

Либеральные реформы Александра II и их историческое значение. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Либеральные реформы Александра II и их историческое значение." 2017, 2018.

  • - III. Время 90 минут.

    Занятие №5 Тормозная система Тема №8 Механизмы управления По устройству автомобильной техники Проведения группового занятия План – конспект Преподаватель цикла ПОПОН подполковник Федотов С.А. "____"... .


  • - III. Стартер включен.

    Из позиции I спокойно поворачиваем ключ на 180°, в позицию II. Как только вы попадете во вторую позицию, на щитке приборов обязательно включатся какие-нибудь лампочки. Это могут быть: контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи, лампочка аварийного давления масла,... .


  • - II. Холодильник емкость «А».

    1. 2. ; СА – теплоемкость [воды + металла] первой части холодильника 3. Линеаризация. переводится в Уравнение динамики емкости «А». Уравнение к конечном виде: в относительном виде. II. Уравнение объекта управления, управление которым производится еще и... .


  • - II. Селективность (избирательность) действия.

    Селективным называется такое действие защиты, при котором отключается только повреждённый элемент или участок. Селективность обеспечивается как различными уставками аппаратов защиты, так и применением специальных схем. Пример обеспечения селективности с... .


  • - Эллинистический период (III –I вв. до Р.Х.).

    В эпоху эллинизма в скульптуре усиливается тяга к пышности и гротеску. В одних произведениях показаны чрезмерные страсти, в других заметна излишняя близость к натуре. В это время начали прилежно копировать статуи прежних времён; благодаря копиям мы сегодня знаем многие... .


  • - Французская романская скульптура. XI-XII вв.

    В XI в. во Франции обозначились первые признаки возрождения монументальной скульптуры. На юге страны, где было много античных памятников и традиции ваяния не были утрачены полностью, она возникла раньше. Техническая вооруженность мастеров в начале эпохи была... .


  • - Французская готическая скульптура. XIII-XIV вв.

    Начала французской готической скульптуры были заложены в Сен-Дени. Три портала западного фасада знаменитой церкви заполняли скульптурные изображения, в которых впервые проявилось стремление к строго продуманной иконографической программе, возникло желание... .


  • - Принята на Конференции ООН по населенным пунктам (Хабитат II), Стамбул, Турция, 3-14 июня 1996 года

    СТАМБУЛЬСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПО НАСЕЛЕННЫМ ПУНКТАМ. 1. Мы, главы государств и правительств и официальные делегации стран, собравшиеся на Конференции Организации Объединенных Наций по населенным пунктам (Хабитат II) в Стамбуле, Турция, с 3 по 14 июня 1996 года,... .


  • - Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна. 1590

    Фантастические головы очень ценились современниками, у итальянского мастера было много подражателей, но никому из них не удалось сравниться в живости и изобретательности с арчимбольдовскими портретными композициями. Джузеппе Арчимбольдо Хиллиард,... .


  • ИСТОРИЯ

    Наименование направления подготовки

    080100 Экономика

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    ТЕМА № 14

    Великие реформы 60-70-х годов 19 века в России

    Группа ЭП – 12 ТД

    Преподаватель: Коноплева Лариса Александровна

    Исполнитель: Горбачева Ольга Сергеевна

    План:

    Введение

    1. Предпосылки либеральных реформ Александра 2.

    2. Реформы в области общественных отношений.

    3. Социально-политические последствия реформ и их оценки в исторической литературе

    Заключение

    Список используемой литературы

    ВВЕДЕНИЕ

    К середине 19 века четко выразилось отставание России в экономической и социально-политической сферах, от передовых капиталистических стран. Ряд международных событий обнаружили существенное ослабление Российского государства во внешнеполитической области. В полной мере это обличила Крымская война (1853-1856), которая выявила всю внутреннюю несостоятельность нашего отечества, и нашего прежнего быта. И как следствие, проявилась необходимость провести полное преобразование многих сфер государственной жизни.

    Данная потребность в реформах, с каждым днем становилась все более и более ощутимой и неотложной. Но на пути всякого улучшения непреодолимой преградой стояло - крепостное право. Поэтому главной целью внутренней политики правительства во второй половине 19 века было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени. Одновременно не менее важной задачей было сохранения самодержавия и господствующего положения дворянства.

    Царствование императора Александра 2 (1855-1881) ознаменовалось рядом «великих реформ», значительно продвинувших вперед русскую жизнь. Из этих преобразований важнейшими являются: освобождение крестьян, в 1861 году и издание «положения об устройстве крестьян», дарование подданным в 1864 году суда гласного, правого, скорого, милостивого и родного для всех, земское и городское самоуправление, издание в 1874 году устава о воинской повинности, обязательной для всех сословий государства, учреждение ряда университетов открытие женских гимназий и прогимназий, улучшение путей сообщения.

    Деятельность Александра 2 прекратилась из-за его гибели, 1 марта 1881 года от руки убийц, но в истории за ним закрепилось имя «Освободитель».

    ВЕЛИКИЕ РЕФОРМЫ 60-70-х годов 19 века в России

    Предпосылки либеральных реформ Александра 2.

    Восхождение Александра 2 на трон произошло при очень тяжких обстоятельствах, и первые годы правления нового государя были посвящены ликвидации Восточной войны и тяжелых порядков николаевского времени. Общество недовольное деспотическим и бюрократическим правлением Николая 1, искало причины провала его внешней политики. Участились крестьянские восстания. Активизировали свою деятельность радикалы. Все это не могло не вынудить нового собственника Зимнего дворца задуматься о курсе своей внутренней политики.

    В общественном движении во второй половине 19 века началось размежевание трех идейных направления: радикального, либерального и консервативного. Для этих течений были характерны различные подходы к оценкам прошлого и прогнозам будущего России.

    Вот такие проблемы получил в наследство Александр 2 от своего родителя, императора Всероссийского Николая 1. От нового самодержца требовалось проведения ряда преобразований.

    Аграрно-крестьянский вопрос к середине 19 века стал острейшей социально-политической проблемой в России. Среди европейских государств, крепостное право осталось только в нашем государстве, тормозя экономическое и социально-политическое развитие. Теперь уже нельзя сомневаться в том, что данный вопрос об отмене крепостного права к середине 19 в. достаточно назрел в общественном сознании, и владение душами было осуждено как в силу отвлеченно-моральных мотивов, так и по соображениям практического порядка. Вся Россия, можно сказать, постигла моральную и политическую необходимость выйти из ситуации крепостной системы и уничтожить злоупотребления крепостным правом, обращавшие это право в открытое рабство.

    Самые разномыслящие круги интеллигенции совпадали в своих взглядах к крепостному порядку, если абстрактные размышления и моральные эмоции сплачивали русских людей в одинаковом утверждении крестьянской реформы и отмены крепостного строя, то, с другой стороны, практические, житейские условия свидетельствовали о естественном вырождении старого крепостного порядка.

    Под влиянием государственного роста, завоеваний 18 веке и успехов внешней торговли Россия первой половины 19 века «разрывала с натуральным строем прежнего времени, в котором обмен и обрабатывающая промышленность играли незначительную роль, и быстро переходила к расширению обмена и к увеличению фабрично-заводского производства». В этой экономической эволюции землевладельческое дворянство приняло свое участие. Оно увеличило запашки в целях хлебного экспорта и испытывало разные виды фабричного производства. Вся тяжесть усиленного землепашества и новых форм труда пала на крепостное крестьянство и истощала его физические силы. Прирост крепостного населения в северной половине государства стал падать, а с 1835 г. вместо прироста уже наблюдалась убыль, объясняемая не только перемещением населения на юг, но также и истощением его на непосильной работе.

    Вместе с тем становилось явным обеднение и оскудение крепостного крестьянства, и росло в его среде острое недовольство своим положением. Таким образом, рост торгово-промышленного оборота в стране ухудшил и обострил крепостные отношения и возбуждал в помещиках опасения за будущее.

    В то же время попытки усовершенствования и усложнения помещичьего хозяйства не содействовали увеличению материального благополучия самих помещиков. Водворение новых форм хозяйства далеко не всегда удавалось; помещичьи фабрики обычно не выдерживали конкуренции с купеческими, более богатыми и технически совершенными. Подневольный барщинный труд оказывался непригодным для улучшенных способов производства. Поэтому среди крепостных владельцев к середине 19 века выросло разочарование в успехе их земельного и фабричного хозяйства и сознание того, что они попали в кризис.

    Сознание хозяйственного кризиса угнетало помещиков; настроение недовольной крепостной массы их пугало; недостаток денежных средств приводил к мысли о несовершенствах и устарелости крепостного порядка. Даже и те помещики, которые не были захвачены высокой освободительной идеей, думали, что близок конец старого порядка, и не сомневались в том, что нужна его реформа; они только боялись, что реформа окончательно их разорит.

    Необходимость ликвидации крепостного права обуславливалась и тем, что крестьяне открыто, протестовали против него. Произошло усиление крестьянского протеста против крепостничества, которое выражалось в увеличении волнений.

    После 1856 года в общественном мнении окончательно сложилось понимание экономической и политической необходимости отмены крепостного права. Как уже говорилось выше, публицистические выступления представителей различных общественно-политических направлений во второй половине 50-х годов постепенно подготовили общественное мнение страны к осознанию назревшей потребности решения крестьянского вопроса.

    Таким образом, отмена крепостного права была обусловлена политическими, экономическими, социальными и нравственными предпосылками. Правительство, опасаясь того, что Россия будет отброшена в ряды второстепенных держав, встало на путь социальных, экономических и политических реформ.

    3 января 1857 года был образован секретный комитет «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян», но так как он состоял из ярых крепостников, то действовал нерешительно. Однако, через некоторое время, заметив, что крестьянское недовольство не утихает, а напротив, нарастает, комитет вплотную преступил к подготовке крестьянской реформы. С этого момента существование комитета перестало быть «секретом» и в феврале 1858 года он был переименован в Главный комитет «о помещичьих крестьянах, выходящих из крепостной зависимости».

    Происходит заметное оживление либерально-оппозиционного движения среди тех слоев дворянства, которые считали необходимым не только отменить крепостное право, но и создать общесословные выборные органы управления, учредить гласный суд, ввести гласность вообще, провести преобразования в сфере просвещения и т. д.

    К концу августа 1859 года проект «Положений о крестьянах» был практически подготовлен. В конце января 1861 года проект поступил на рассмотрение последней инстанции - Государственного совета. Здесь было сделано новое «дополнение» к проекту в пользу помещиков: по предложению одного из крупнейших землевладельцев П. П. Гагарина, был внесен пункт, о праве помещика предоставлять крестьянам, соответственно по соглашению с ними, немедленно в собственность и бесплатно, т.е. «в дар» четверть надела. Такой надел получил название «четвертного» или «дарственного», сами же крестьяне называли его «сиротским».

    19 февраля «Положения», а они включали в себя 17 законодательных актов, были подписаны царем и получили силу. В тот же день царь подписал и Манифест об освобождении крестьян.

    По Манифесту крестьянин получал полную личную свободу. Это особенно важный момент в крестьянской реформе, и я хотела бы обратить на него внимание. Веками крестьяне боролись за свою свободу.

    Несмотря на грабительский для крестьян характер реформы 1861 года, ее значение для дальнейшего развития страны было очень велико. Эта реформа явилась переломным моментом при переходе из феодализма в капитализм. Освобождение крестьян способствовало интенсивному росту рабочей силы, а предоставление им некоторых гражданских прав способствовало развитию предпринимательства. Помещикам же реформа обеспечивала постепенный переход от феодальных форм хозяйства к капиталистическим.

    Эту реформу назвали великой, так как она принесла свободу более чем 30 млн. крепостных крестьян, было уничтожено крепостное право - то «очевидное и для всех ощутительное зло», которое в Европе прямо называли «русским рабством», была расчищена дорога для становления буржуазных отношений, экономической модернизации страны.

    Вместе с тем данная реформа имела половинчатый характер. Она была сложным компромиссом между государством и всем обществом, между двумя основными сословиями – помещиками и крестьянами, а также между различными общественно-политическими движениями. Процесс подготовки реформы и ее реализация позволили сохранить помещичье землевладение, но обрекли российских крестьян на малоземелье, нищету и экономическую зависимость от помещиков, так как крестьяне при разделе земли были вынуждены отдать помещикам пятую часть своих наделов.

    Реформа 1861 года не сняла аграрный вопрос в России, который оставался центральным и наиболее острым еще долгое время.

    В начале ХХ века в России вспыхнула первая русская революция, крестьянская во многом по составу движущих сил и задачам, которые перед ней стояли. Именно это заставило П.А.Столыпина осуществить земельную реформу, разрешив крестьянам выход из общины. Суть реформы заключалась в решении земельного вопроса, но не за счет конфискации земли у помещиков, как требовали крестьяне, а за счет передела земли самих же крестьян.


    Похожая информация.


    Если говорить об идеологии, то позицию Александра Николаевича вряд ли удастся определить однозначно, как либеральную или, скажем, консервативную. И вовсе не потому, что он был политически всеяден или, как выражаются политологи, являлся конформистом. Он искренне и убежденно был готов действовать по обстоятельствам, но эти действия определялись не столько его политическими симпатиями, сколько прагматическими пожеланиями главы государства, монарха. «В силу исторических обстоятельств Александр II, и его ближайшее окружение, как уже отмечалось, лучше кого бы то ни было в России ощущали дыхание времени и, если не зашоривались, не пытались навязать времени свою точку зрения, то имели реальный шанс вести страну по пути постепенных, но необходимых изменений без ненужных потерь и потрясений.

    Как было сказано выше, Александр II никогда - ни в юности, ни в зрелые годы - не придерживался какой-либо определенной теории или концепции в своих взглядах на историю России и на задачи государственного управления. Для его общих воззрений характерно было представление о незыблемости самодержавия и существующей государственности России как оплота ее единства, о божественном происхождении царской власти. Он признается отцу, ознакомившись с Россией в путешествии: «Считаю себя счастливым, что Богом поставлен всю жизнь свою ей посвятить». Став самодержцем, он идентифицировал себя с Россией, рассматривая свою роль, свою миссию как служение державному величию Отчизны.

    И позднее со времени своей деятельности на государственном поприще он принимал решения, исходя не из собственных желаний, но из потребностей России.

    Первое из важных решений Александра II, отграничивающее новое царствование от николаевского, - заключение Парижского мира в марте 1856 г. - выявило в нем способность отказаться от ошибочных взглядов и оценок (до конца 1855 г. он стоял за продолжение войны), умение преодолеть оппозицию (в данном случае - непреклонных патриотов), предпочесть здравый смысл отжившим понятиям и традициям. Не отказываясь от имперских притязаний и интересов (решительные победы в Кавказской войне были одержаны в первые годы его царствования), Александр II осознал первоочередность и необходимость внутренних преобразований для восстановления величия России, ее места и роли в Европе после поражения в войне.

    Так же обстояло дело и в решении крестьянского вопроса. По своим взглядам, понятиям он вовсе не был либералом. Напротив, являясь председателем двух Секретных комитетов по крестьянскому делу, 1846 и 1848 гг., он заявил себя поборником крепостного права более решительным и откровенным, чем сам монарх-отец. Интересна аргументация этой позиции в подписанном им журнале Секретного комитета 1846 года: «Доколе Россия, по непредвиденным судьбам, не утратит своего единства и могущества, дотоле другие державы не могут служить ей примером. Колосс сей требует иного основания и иных понятий о свободе не только крестьян, но и всех сословий», свобода в России должна состоять в повиновении всех законам, исходящим от одного высшего источнике». Но тем не менее, «В течение пяти лет, вплоть до принятия «Положений 19 февраля 1861 г.», он проявлял непреклонную волю в решении отменить крепостное право. Его твердость, его упорное противостояние реакции питались не приверженностью или симпатиями к либерализму, а уверенностью, что державные интересы России, ее величие и место в семье народов Европы требуют отмены крепостничества как устаревшего и отжившего института. Эта уверенность поддерживала и укрепляла совсем не могучую от природы волю монарха. Непреклонная решимость Александра II отменить крепостное право в условиях самодержавно-монархического строя России являлась в течение всего периода подготовки крестьянской реформы главным гарантом ее осуществления».

    Успокоенный начавшейся реализацией крестьянской реформы, император счел, что и остальные преобразования можно проводить чисто верхушечным путем, исключив мнения и пожелания реформаторски настроенной части общества, В конечном счете беда Александра II заключалась не в том, что он не дал стране конституции, а в том, что перепоручил проведение важных политических мероприятий высшей бюрократии. В результате, сложился еще один парадокс: земская, судебная, университетская, цензурная реформа, при всей их необходимости, служили не примирению общества и власти, а отдаляли их друг от друга.

    В этом небрежении к благосостоянию народа предугадал великую опасность всему делу реформ и царствующей династии один из видных представителей либеральной бюрократии, министр народного просвещения в 1861-1866 гг. А.В. Головнин. Посланный великим князем Константином Николаевичем летом 1860 г. в центральные губернии России для ознакомления с положением деревни, он пришел к выводам, поражающим своей прозорливостью и глубиной. «Признаюсь, что будущее кажется мне крайне беспокойным, - писал он 24 июля 1860 г. наместнику Кавказа и другу Александра II князю А.И. Барятинскому. - Я провел это лето в центре России, среди населения истинно русских людей, которые составляя сжатую колоссальную массу, говорят на одном языке, исповедуют одну и ту же веру, имея одни интересы, составляя истинную силу России и представляя само по себе целое могущество. Рассматривая вблизи состояние страны и вспоминая бюджеты государства, я нахожу, что за последние 40 лет правительство много брало у народа, а дало ему очень мало. Оно брало людьми, прямыми и косвенными налогами, тяжелыми работами и т.д. - брало большую часть доходов, и затем народ, благодаря дурной администрации, платил гораздо более, нежели казна получала. Что же делало правительство в то же самое время для этих мест, взамен всех податей? Ничего… Государственный доход, половина которого основана на безнравственности народа или, вернее, на его развращении, винный откуп, тратились на уплату процентов долга, на армию, флот и на этот далекий Петербург… Итак, деньги, полученные с податей, не тратились на их настоящие потребности, наиболее необходимые. Все это было большою несправедливостью; а так как каждая несправедливость всегда наказывается, то я уверен, что наказание это не заставит себя ждать. Оно настанет, когда крестьянские дети, которые теперь еще только грудные младенцы, вырастут и поймут все то, о чем я только что говорил. Это может случиться в царствование внука настоящего государя».

    крепостничество александр политический реформа

    Александр Николаевич, старший сын императора Николая I и его супруги императрицы Александры Федоровны вступил на престол 18 февраля 1855 года. Александр II короновался 26 августа 1856 года в Успенском соборе Московского Кремля.

    В исторической науке традиционно 50 — 60-е гг. XIX в. считают революционной ситуацией, под которой понимают совокупность признаков, независимых от воли отдельных групп, классов или партий, делающих социальную революцию вполне возможной. Российская революционная ситуация 50-60-х гг. XIX в. имела свои особенности:

    2) необычайная острота аграрного (крестьянского) вопроса – вопроса об отношениях по поводу земельной собственности и связанной с этим социально-политической борьбой (по статистике, к середине XIX в. в России на 110 тыс. помещиков приходилось 22 млн. крепостных крестьян);

    3) тяжелейшая национальная катастрофа – поражение в Крымской войне (1853 – 1855 гг.): по Парижскому трактату (1856) Россия потеряла Южную Бессарабию и устье Дуная; ей запретили не только иметь на Черном море флот, крепости и арсеналы (т. н. принцип нейтрализации моря), но и участвовать в борьбе славянских народов Балкан против турецкого владычества. Кроме того, война выявила техническое и военное отставание России от передовых европейских стран – Англии и Франции.

    Таким образом, реформы были жизненной необходимостью, иначе революционная ситуация грозила перерасти в революцию, результат которой, учитывая особенности и специфику России, предугадать было невозможно. Неудачи в Крымской войне вызвали волну общественного недовольства. Общественное движение заметно усилилось после смерти Николая I в феврале 1855 г. Как всегда, в России особые надежды возлагали на нового императора. Наступала т.н. "эра гласности". Действия правительства были ускорены развернувшимся после войны общественно-политическим движением за отмену крепостного права, поскольку эта проблема была первостепенной важности. В 1855 – 1857 гг. литераторами, публицистами, учеными, государственными чиновниками императору было подано 63 записки с вариантами решения этого вопроса. Подход к проблеме и программа практических действий были разными, однако всех объединяло понимание необходимости коренных перемен. В общественном движении четко выделялись три главных направления.

    1. Леворадикальное направление группировалось вокруг журнала "Современник" и зарубежных изданий А. И. Герцена. Сторонники этого течения подвергали критике весь общественно-политический строй России. На самом крайнем фланге находились Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов, отвергавшие всевозможные компромиссы и проекты освобождения крестьян сверху, действиями правительства. Наиболее желательным они считали массовое движение крестьян и ликвидацию крепостного права снизу, поскольку были приверженцами социалистических идей и мечтали о новом социальном устройстве общества на базе равенства, справедливости и всеобщего вдохновенного труда.

    2. Умеренно-либеральное течение было наиболее влиятельным и включало цвет тогдашней российской интеллигенции. По составу оно было разнородным и включало славянофилов (Ю. Ф. Самарин, А. И. Кошелев), западников (Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин, А. М. Унковский), а также многих крупных чиновников различных министерств и ведомств царского правительства. Программа либерального лагеря была изложена К. Д. Кавелиным в "Записке об освобождении крестьян в России", предназначенной царю, но получившей широкую огласку. В документе резко критиковались крепостнические отношения, являвшиеся "бомбой замедленного действия", которая через несколько десятков лет "взорвет на воздух все государство". Поэтому правительству необходимо в короткие сроки уничтожить крепостное право, наделить крестьян землей по добровольному соглашению с помещиками и за выкуп, оказать финансовую поддержку крестьянам. Либеральная программа после некоторых колебаний стала основой правительственной политики по крестьянскому вопросу.

    3. Консервативное направление поддерживалось большинством дворянства. Понимая необходимость перемен, оно считало, что это нужно делать постепенно, не ломая основы помещичьего земллевладения. Конкретное воплощение консервативная программа получила в записках 1855 – 1856 гг. Александру II, составленных полтавским помещиком М. П. Позеном: крестьяне получают за выкуп личную свободу; выкуп земли проводится только с согласия помещика; правительство должно для этого предоставить крестьянам кредиты.

    Таким образом, последователи всех общественных течений сходились в необходимости перемен. Боязнь взрыва крестьянского недовольства, "новой пугачевщины", объединяла либералов и консерваторов. Различия были в глубине, путях и темпах неизбежных реформ. Ликвидация крепостного строя исторически созрела не только в ходе объективного развития страны, но и в умах людей. При существовавшем в России политическом строе реформы могли быть проведены по воле императора. Бытующее в исторической литературе мнение о возможности освобождения крестьян "снизу", путем всеобщего бунта нереально и привело бы лишь к хаосу и разрушению. Да и предпосылок всеобщего крестьянского восстания в то время не было.

    Реформы 60 — 70-х гг. XIX в. связаны с именем императора Александра II (1855 – 1881). В условиях российского самодержавного строя государь играл решающую роль. Есть разные мнения о характере и личных качествах Александра II. Он не был выдающейся личностью, подобной Петру I. Воспитанник известного поэта В. А. Жуковского, царь не обладал широким кругозором и не был убежденным реформатором, но реально воспринимал происходящие события и обладал достаточной решимостью, чтобы проводить коренные преобразования для упрочения и сохранения существующего самодержавного строя. Наследник российского престола, воспитанный в духе европейского гуманизма первой половины XIX в., умел подбирать себе талантливых помощников, способных проводить в жизнь его идеи, а также прислушиваться к общественному мнению и менять при необходимости свои позиции.

    Отмена крепостного права коренным образом изменила структуру общественных отношений. Изменившаяся система требовала принятия новых законов, введения новых институтов управления. Эту задачу в определенной мере выполнили реформы 60 — 70-х гг. XIX в.

    Судебная реформа

    Подготовка реформы началась в 1861 г. По новым судебным Уставам (20 ноября 1864 г.) судебный процесс организовывался как состязание адвоката (сторона защиты) и прокурора (сторона обвинения). Заседания проходили гласно. При рассмотрении уголовных дел присутствовали присяжные заседатели (12 чел.), представлявшие общество (избирались из местных обывателей всех сословий). В очередные списки вносились мужчины в возрасте 25 – 70 лет, русские, владеющие собственностью не менее 200 руб., крестьяне, имеющие опыт работы в системе местного самоуправления. Судьи назначались пожизненно и потому были независимы от администрации.

    Земская реформа (1864). Реформу местного самоуправления разрабатывала комиссия при МВД с 1859 г. под председательством Н. А. Милютина и с 1861 г. – П. А. Валуева. Распорядительными органами земств являлись уездные и губернские собрания, члены которых назывались гласными. Из состава гласных собрания избирали исполнительные земские органы – управы в составе председателя и нескольких членов), а также комиссии для разработки вопросов местного хозяйства: сбора государственных податей и налогов, заботы о здравоохранении и народном образовании и др.

    Выборы в земства проходили один раз в три года. Избиратели делились на три курии (избирательные собрания): землевладельческую, городскую и крестьянскую. Для участия в выборах по первым двум куриям нужно было иметь определенный имущественный ценз (от 500 руб. и выше). Мелкие собственники, не имевшие полного ценза, могли участвовать в выборах через уполномоченных, которых они выбирали на своих съездах.

    Число уполномоченных равнялось количеству полных цензов, которое давало сложение стоимости имущества мелких собственников. Выборы по крестьянской курии были многоступенчатыми: сначала избирались кандидаты, которые затем из своей среды выбирали необходимое число гласных.

    Гласных губернского земского собрания избирали уездные собрания из числа своих членов. Силами только одних гласных нельзя было реализовать все поставленные перед земствами задачи, поэтому земства получили право приглашать на работу специалистов по отдельным отраслям хозяйства – врачей, учителей, агрономов и т.д., — которые получили название земских служащих. Вопреки ожиданиям правительства земства не замкнулись на решении местных хозяйственных дел, а активно включились в политическую борьбу, став основой либерального движения в России.

    Городская реформа (1870). Ее подготовка велась одновременно с земской реформой. У ее истоков стояли Н. А. Милютин, Ю. Ф. Самарин и другие известные российские реформаторы. Основой управления городами была "Жалованная грамота городам" 1785 г. Новое "Городовое положение" было принято в 1870 г. Самоуправление городов строилось на тех же принципах, как и земское.

    Представительными органами городского самоуправления были городские думы, избиравшиеся на четыре года из числа городских собственников – плательщиков городских налогов. Избиратели заносились в список по порядку уменьшения суммы налога, который они платят. Затем список делился на три равные части, от каждой из которых избиралась треть депутатов (гласных) в городскую думу. Лица, не имевшие собственности и не платившие городских налогов, в выборах не участвовали. Городская дума избирала членов городской управы и городского голову (исполнительные органы городского самоуправления).

    Военные реформы (1862 – 1874). Были проведены под руководством Д. А. Милютина, в разработке проектов военных реформ участвовали Ф. А. Гейден, Н. А. Исаков, Н. Н. Обручев, Э. И. Готлебен. После поражения в Крымской войне и подписания позорного Парижского мира правительство было вынуждено предпринять ряд мер для улучшения армии и повышения ее боеспособности:

    1) изменение системы руководства вооруженными силами (1862 – 1864 гг. – формирование военных округов и усиление централизации в управлении сухопутными войсками; 1865 г. – создание Главного штаба в качестве центрального звена управления армией; 1868 г. – реорганизация военного министерства);

    2) перевооружение армии;

    6) сокращение срока службы (служба в сухопутных войсках и на флоте состояла из действительной (до 6 — 7 лет) и в запасе (3 – 9 лет). Положение семейное (единственный сын) и общественное (священнослужители, ученые), а также образование давали льготы на освобождение от военной службы или сокращение ее срока);

    (1863 – 1864). За период правления Александра II значительно возросло число учебных заведений, в т.ч. для детей из малообеспеченных, как правило, крестьянских, семей. В пореформенной России широкое развитие получило женское образование. Были открыты женские гимназии, при которых создавались педагогические курсы. Для дочерей лиц духовного звания создавались епархиальные училища, готовящие педагогов для начальных школ. В 1878 г. общественные активисты во главе с профессором Петербургского университета К. Н. Бестужевым-Рюминым добились открытия в столице Высших женских курсов, приравненных к университету. Такие же курсы были открыты в Москве под руководством профессора В. И. Герье. Было положено начало женскому медицинскому образованию. Реформа в образовательной сфере породила новый тип российского интеллигента: широко образованного, критически мыслящего, стремящегося к активной общественной и практической деятельности.

    Цензурная реформа (1865). Над первым проектом закона о цензуре работала комиссия под председательством кн. Д. А. Оболенского при Министерстве народного просвещения (А. В. Головнина), а второй проект составлен новой комиссией Д. А. Оболенского при МВД (П. А. Валуева). Закон был введен в действие 1 сентября 1865 г. В двух городах империи – Петербурге и Москве – частично менялись порядок и условия выхода в свет книг и прессы. Серьезные научные книги и дорогостоящие периодические издания могли быть отпечатаны без предварительной цензуры с разрешения министра внутренних дел. В случае обнаружения в них "вредного" направления, виновные (автор, издатель, переводчик или редактор) преследовались судом. Вводилась система административных взысканий – предостережения министра внутренних дел с правом приостановления периодического издания на срок до 6 месяцев или окончательного его запрещения по высочайшему решению.

    Реформы Александра 2

    В политике, как и во всей общественной жизни, не идти вперед - значит быть отброшенным назад.

    Ленин Владимир Ильич

    Александр 2 вошел в историю как реформатор.

    Во время его правления в России произошли существенные изменения, главное из которых касается решения крестьянского вопроса. В 1861 году Александр Второй отменяет крепостное право. Столь кардинальный шаг давно назревал, но его реализация была связана с большим количеством сложностей.

    2. Либеральные реформы Александра II (60-70-е гг. XIX в.): причины, историческое значение

    Отмена крепостного права требовала от императора проводить и другие реформы, которые должны были вернуть Россию на лидирующие позиции на мировой арене. В стране накопилось огромное количество проблем, которые не решались с эпохи Александра 1 и Николая 1. Новому императору пришлось делать большой акцент на решение этих проблем, проводя во многом либеральные реформы, поскольку предыдущий путь консерватизма к положительным последствиям не привёл.

    Основные причины реформирования России

    Александр 2 пришел к власти в 1855 году, и перед ним сразу появилась острая проблема в проведении реформ практически во всех сферах жизни государства.

    Основные причины реформ эпохи Александра 2 следующие:

    1. Поражение в Крымской войне.
    2. Нарастающее недовольство народа.
    3. Проигрывание экономической конкуренции западным странам.
    4. Прогрессивное окружение императора.

    Большинство преобразований проводились в период 1860 — 1870 гг. В историю они вошли под названием «либеральные реформы Александра 2». Сегодня слово «либеральный» часто пугает людей, но по факту именно в эту эпоху были заложены те основные принципы функционирования государства, которые просуществовали вплоть до окончания существования Российской Империи.

    Здесь важно также понимать, что хоть предыдущую эпоху и называли «апогеем самодержавия», это было лесть. Николай 1 опивался победой в Отечественной войне, и кажущимся господством над европейскими странами. Он боялся проводить существенные перемены в России. Поэтому страна фактически зашла в тупик, и его сын Александр 2 был вынужден решать гигантские проблемы Империи.

    Какие были проведены реформы

    Мы уже говорили о том, что главная реформа Александра 2 это отмена крепостного права.

    Именно это преобразование поставило страну перед необходимостью модернизировать все остальные сферы. Если кратко, то основные изменения были следующими.

    Финансовая реформа 1860 — 1864 года. Создаются государственный банк, земский и коммерческий банки. Деятельность банков в основном направлялась на поддержку промышленности. В последний год проведения реформ создаются контрольные органы, независимые от местных органов власти, которые проводят проверку финансовой деятельности органов власти.

    Земская реформа 1864 года.

    С ее помощью была решена задача привлечения широких масс населения для решения повседневных вопросов. Создавались выборные органы земского и местного самоуправления.

    Судебная реформа 1864 года. После реформы суд стал более "законным". При Александре 2 впервые был введен суд присяжных, гласность, возможность привлечь к суду любого человека вне зависимости от его положения, независимость суда от местных администраций, отменены телесные наказания и многое другое.

    Реформа образования 1864 года.

    Это реформа полностью меняла систему, которую пытался выстроить Николай 1, стремившийся отграничить население от знаний. Александр 2 пропагандировал принцип общедоступного образования, которое будет доступным для всех сословий. Для этого открывались новые начальные школы и гимназии.

    В частности именно в Александровскую эпоху начинается открытие женские гимназии и происходит допуск женщин на государственную службу.

    Реформа цензуры 1865 года. Эти изменения абсолютно поддерживали предыдущий курс. По-прежнему проводился контроль над всем, что публикуется, поскольку деятельность революционного характера в России продвигалась крайне активно.

    Городская реформа 1870 года.

    Главным образом направлялась на благоустройство городов, развитие рынков, здравоохранения, образование, установление санитарных норм и так далее. Реформы были введены в 509 городах из 1130, которые насчитывались в России. Реформа не была применена для городов находящихся на территории Польши, Финляндии и Средней Азии.

    Военная реформа 1874 года. Главным образом направлялась на модернизацию вооружения, развитие флота и обучение личного состава. В результате российская армия вновь стала одной из ведущих в мире.

    Последствия реформ

    Реформы Александра 2 имели следующие последствия для России:

    • Созданы перспективы для построения капиталистической модели экономики.

      В стране был снижен уровень государственного регулирования экономики, а также создан свободный рынок рабочей силы. Тем не менее, промышленность не была на 100% готова к восприятию капиталистической модели. Для этого требовалось больше времени.

    • Заложены основы формирования гражданского общества. Население получила больше гражданских прав и свобод. Это касается всех сфер деятельности, начиная от образования, заканчивая реальными свободами на передвижение и труд.
    • Усиление оппозиционного движения.

      Основная часть реформ Александра 2 были либеральными, поэтому либеральные движения, которые были причислены Николаем Первым, вновь начали набирать силу. Именно в эту эпоху заложены ключевые аспекты, которые привели к событиям 1917 года.

    Поражение в Крымской войне, как обоснование реформ

    Россия проиграла Крымскую войну по нескольким причинам:

    • Отсутствие коммуникаций.

      Россия огромная страна и передвигать по ней армию очень тяжело. Николай 1 для решения этой проблемы начал строительство железной дороги, но этот проект не был реализован по причине банальной коррупции. Деньги, предназначавшиеся на строительство железной дороги, соединяющие Москву и Причерноморье, попросту были разорваны.

    • Разногласие в армии. Солдаты и офицеры не понимали друг друга. Между ними была целая пропасть как сословная, так и образовательная. Усугубляло ситуацию то, что Николай 1 требовал сурового наказания солдат за любую провинность.

      Именно отсюда идет прозвище Императора среди солдат – «Николай Палкин».

    • Военно-техническое отставание от западных стран.

    Сегодня многие историки говорят о том, что масштабы поражения в Крымской войне были просто гигантскими, и это основной фактор, указывающие на то, что Россия нуждалась в реформах.

    Эту идею поддерживают и поддерживают в том числе и в западных странах. После взятие Севастополя все европейские издания писали о том, что в России самодержавия себя изжила, и стране нужны изменения.

    Но главная проблема заключалась в другом. В 1812 году Россия одержала великую победу. Эта победа создала у императоров абсолютную иллюзию того, что русская армия непобедима. И вот Крымская война эту иллюзию развеяла, западные армии демонстрируют свое превосходство в техническом плане.

    Всё это привело к тому, что чиновники, обращающий огромное внимание на мнение из-за границы, приняли комплекс национальной неполноценности и стали пытаться его передавать всему населению.

    Но правда заключается в том, что масштабы поражение в войне крайне переоценены. Безусловно, война была проиграна, но это не значит, что Александр 2 правил слабый Империей.

    Нужно помнить о том, что в Крымской войне России противостояли лучшие и самые развитые страны Европы на тот момент. И несмотря на это Англия и другие ее союзники до сих пор с ужасом вспоминаю эту войну и доблесть российских солдат.

    Либеральные реформы Александра II — причины, историческое значение

    Александр Николаевич, старший сын императора Николая I и его супруги императрицы Александры Федоровны вступил на престол 18 февраля 1855 года.

    Александр II

    В исторической науке традиционно 50 — 60-е гг. XIX в. считают революционной ситуацией, под которой понимают совокупность признаков, независимых от воли отдельных групп, классов или партий, делающих социальную революцию вполне возможной.

    Российская революционная ситуация 50-60-х гг. XIX в. имела свои особенности:

    1) кризис феодально-крепостнической системы – этап разложения феодализма, когда крепостнические производственные отношения вошли в тупик и стали оковами в развитии капитализма;

    2) необычайная острота аграрного (крестьянского) вопроса – вопроса об отношениях по поводу земельной собственности и связанной с этим социально-политической борьбой (по статистике, к середине XIX в.

    в России на 110 тыс. помещиков приходилось 22 млн. крепостных крестьян);

    3) тяжелейшая национальная катастрофа – поражение в Крымской войне (1853 – 1855 гг.): по Парижскому трактату (1856) Россия потеряла Южную Бессарабию и устье Дуная; ей запретили не только иметь на Черном море флот, крепости и арсеналы (т. н. принцип нейтрализации моря), но и участвовать в борьбе славянских народов Балкан против турецкого владычества.

    Кроме того, война выявила техническое и военное отставание России от передовых европейских стран – Англии и Франции.

    Таким образом, реформы были жизненной необходимостью, иначе революционная ситуация грозила перерасти в революцию, результат которой, учитывая особенности и специфику России, предугадать было невозможно.

    Неудачи в Крымской войне вызвали волну общественного недовольства. Общественное движение заметно усилилось после смерти Николая I в феврале 1855 г. Как всегда, в России особые надежды возлагали на нового императора. Наступала т.н. "эра гласности". Действия правительства были ускорены развернувшимся после войны общественно-политическим движением за отмену крепостного права, поскольку эта проблема была первостепенной важности.

    В 1855 – 1857 гг. литераторами, публицистами, учеными, государственными чиновниками императору было подано 63 записки с вариантами решения этого вопроса.

    Подход к проблеме и программа практических действий были разными, однако всех объединяло понимание необходимости коренных перемен. В общественном движении четко выделялись три главных направления.

    Леворадикальное направление группировалось вокруг журнала "Современник" и зарубежных изданий А. И. Герцена. Сторонники этого течения подвергали критике весь общественно-политический строй России.

    На самом крайнем фланге находились Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов, отвергавшие всевозможные компромиссы и проекты освобождения крестьян сверху, действиями правительства. Наиболее желательным они считали массовое движение крестьян и ликвидацию крепостного права снизу, поскольку были приверженцами социалистических идей и мечтали о новом социальном устройстве общества на базе равенства, справедливости и всеобщего вдохновенного труда.

    2. Умеренно-либеральное течение было наиболее влиятельным и включало цвет тогдашней российской интеллигенции.

    По составу оно было разнородным и включало славянофилов (Ю. Ф. Самарин, А. И. Кошелев), западников (Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин, А. М. Унковский), а также многих крупных чиновников различных министерств и ведомств царского правительства. Программа либерального лагеря была изложена К. Д. Кавелиным в "Записке об освобождении крестьян в России", предназначенной царю, но получившей широкую огласку. В документе резко критиковались крепостнические отношения, являвшиеся "бомбой замедленного действия", которая через несколько десятков лет "взорвет на воздух все государство".

    Поэтому правительству необходимо в короткие сроки уничтожить крепостное право, наделить крестьян землей по добровольному соглашению с помещиками и за выкуп, оказать финансовую поддержку крестьянам. Либеральная программа после некоторых колебаний стала основой правительственной политики по крестьянскому вопросу.

    Консервативное направление поддерживалось большинством дворянства. Понимая необходимость перемен, оно считало, что это нужно делать постепенно, не ломая основы помещичьего земллевладения.

    Конкретное воплощение консервативная программа получила в записках 1855 – 1856 гг. Александру II, составленных полтавским помещиком М. П. Позеном: крестьяне получают за выкуп личную свободу; выкуп земли проводится только с согласия помещика; правительство должно для этого предоставить крестьянам кредиты.

    Таким образом, последователи всех общественных течений сходились в необходимости перемен. Боязнь взрыва крестьянского недовольства, "новой пугачевщины", объединяла либералов и консерваторов.

    Различия были в глубине, путях и темпах неизбежных реформ. Ликвидация крепостного строя исторически созрела не только в ходе объективного развития страны, но и в умах людей. При существовавшем в России политическом строе реформы могли быть проведены по воле императора. Бытующее в исторической литературе мнение о возможности освобождения крестьян "снизу", путем всеобщего бунта нереально и привело бы лишь к хаосу и разрушению.

    Да и предпосылок всеобщего крестьянского восстания в то время не было.

    Реформы 60 — 70-х гг. XIX в.

    связаны с именем императора Александра II (1855 – 1881). В условиях российского самодержавного строя государь играл решающую роль. Есть разные мнения о характере и личных качествах Александра II. Он не был выдающейся личностью, подобной Петру I. Воспитанник известного поэта В. А.

    Реформы Александра 2

    Жуковского, царь не обладал широким кругозором и не был убежденным реформатором, но реально воспринимал происходящие события и обладал достаточной решимостью, чтобы проводить коренные преобразования для упрочения и сохранения существующего самодержавного строя.

    Наследник российского престола, воспитанный в духе европейского гуманизма первой половины XIX в., умел подбирать себе талантливых помощников, способных проводить в жизнь его идеи, а также прислушиваться к общественному мнению и менять при необходимости свои позиции.

    Отмена крепостного права коренным образом изменила структуру общественных отношений.

    Изменившаяся система требовала принятия новых законов, введения новых институтов управления. Эту задачу в определенной мере выполнили реформы 60 — 70-х гг. XIX в.

    Судебная реформа (1864). Реформу готовили профессиональные юристы – Н. А. Будковский, С. И. Зарудный, К. П. Победоносцев, Д. А. Ровинский, Н. И. Стояновский.

    Подготовка реформы началась в 1861 г. По новым судебным Уставам (20 ноября 1864 г.) судебный процесс организовывался как состязание адвоката (сторона защиты) и прокурора (сторона обвинения).

    Заседания проходили гласно. При рассмотрении уголовных дел присутствовали присяжные заседатели (12 чел.), представлявшие общество (избирались из местных обывателей всех сословий). В очередные списки вносились мужчины в возрасте 25 – 70 лет, русские, владеющие собственностью не менее 200 руб., крестьяне, имеющие опыт работы в системе местного самоуправления.

    Судьи назначались пожизненно и потому были независимы от администрации.

    Вводился принцип бессословности суда (его решения не зависели от сословной принадлежности обвиняемых). Основными судебными инстанциями являлись мировой суд (решал мелкие уголовные и гражданские дела): мировые судьи избирались всеми сословиями на уездных собраниях сроком на три года и утверждались правительством), а также коронный суд: окружные судьи, судебные палаты, правительствующий Сенат в качестве верховного кассационного суда.

    Земская реформа (1864).

    Реформу местного самоуправления разрабатывала комиссия при МВД с 1859 г. под председательством Н. А. Милютина и с 1861 г. – П. А. Валуева. Распорядительными органами земств являлись уездные и губернские собрания, члены которых назывались гласными. Из состава гласных собрания избирали исполнительные земские органы – управы в составе председателя и нескольких членов), а также комиссии для разработки вопросов местного хозяйства: сбора государственных податей и налогов, заботы о здравоохранении и народном образовании и др.

    Выборы в земства проходили один раз в три года.

    Избиратели делились на три курии (избирательные собрания): землевладельческую, городскую и крестьянскую. Для участия в выборах по первым двум куриям нужно было иметь определенный имущественный ценз (от 500 руб. и выше). Мелкие собственники, не имевшие полного ценза, могли участвовать в выборах через уполномоченных, которых они выбирали на своих съездах.

    Число уполномоченных равнялось количеству полных цензов, которое давало сложение стоимости имущества мелких собственников.

    Выборы по крестьянской курии были многоступенчатыми: сначала избирались кандидаты, которые затем из своей среды выбирали необходимое число гласных.

    Гласных губернского земского собрания избирали уездные собрания из числа своих членов.

    Силами только одних гласных нельзя было реализовать все поставленные перед земствами задачи, поэтому земства получили право приглашать на работу специалистов по отдельным отраслям хозяйства – врачей, учителей, агрономов и т.д., — которые получили название земских служащих. Вопреки ожиданиям правительства земства не замкнулись на решении местных хозяйственных дел, а активно включились в политическую борьбу, став основой либерального движения в России.

    Городская реформа (1870).

    Ее подготовка велась одновременно с земской реформой. У ее истоков стояли Н. А. Милютин, Ю. Ф. Самарин и другие известные российские реформаторы. Основой управления городами была "Жалованная грамота городам" 1785 г. Новое "Городовое положение" было принято в 1870 г. Самоуправление городов строилось на тех же принципах, как и земское.

    Представительными органами городского самоуправления были городские думы, избиравшиеся на четыре года из числа городских собственников – плательщиков городских налогов.

    Избиратели заносились в список по порядку уменьшения суммы налога, который они платят. Затем список делился на три равные части, от каждой из которых избиралась треть депутатов (гласных) в городскую думу. Лица, не имевшие собственности и не платившие городских налогов, в выборах не участвовали. Городская дума избирала членов городской управы и городского голову (исполнительные органы городского самоуправления).

    Военные реформы (1862 – 1874).

    Были проведены под руководством Д. А. Милютина, в разработке проектов военных реформ участвовали Ф. А. Гейден, Н. А. Исаков, Н. Н. Обручев, Э. И. Готлебен. После поражения в Крымской войне и подписания позорного Парижского мира правительство было вынуждено предпринять ряд мер для улучшения армии и повышения ее боеспособности:

    1) изменение системы руководства вооруженными силами (1862 – 1864 гг.

    – формирование военных округов и усиление централизации в управлении сухопутными войсками; 1865 г. – создание Главного штаба в качестве центрального звена управления армией; 1868 г. – реорганизация военного министерства);

    2) перевооружение армии;

    3) пополнение офицерского состава квалифицированными кадрами (расширение сети военных учебных заведений, создание юнкерских училищ в 1863 – 1866 гг.);

    4) изменение тактических приемов (принятие новых воинских уставов);

    5) отмена рекрутской системы комплектования армии (1874) и введение всеобщей воинской повинности;

    6) сокращение срока службы (служба в сухопутных войсках и на флоте состояла из действительной (до 6 — 7 лет) и в запасе (3 – 9 лет).

    Положение семейное (единственный сын) и общественное (священнослужители, ученые), а также образование давали льготы на освобождение от военной службы или сокращение ее срока);

    7) реорганизация армии (1871) с выделением полевых (действующих) и местных (вспомогательных, резервных) войск.

    Реформы в области народного образования (1863 – 1864).

    За период правления Александра II значительно возросло число учебных заведений, в т.ч. для детей из малообеспеченных, как правило, крестьянских, семей. В пореформенной России широкое развитие получило женское образование. Были открыты женские гимназии, при которых создавались педагогические курсы. Для дочерей лиц духовного звания создавались епархиальные училища, готовящие педагогов для начальных школ.

    В 1878 г. общественные активисты во главе с профессором Петербургского университета К. Н. Бестужевым-Рюминым добились открытия в столице Высших женских курсов, приравненных к университету. Такие же курсы были открыты в Москве под руководством профессора В. И. Герье. Было положено начало женскому медицинскому образованию.

    Реформа в образовательной сфере породила новый тип российского интеллигента: широко образованного, критически мыслящего, стремящегося к активной общественной и практической деятельности.

    Цензурная реформа (1865). Над первым проектом закона о цензуре работала комиссия под председательством кн. Д. А. Оболенского при Министерстве народного просвещения (А.

    В. Головнина), а второй проект составлен новой комиссией Д. А. Оболенского при МВД (П. А. Валуева). Закон был введен в действие 1 сентября 1865 г. В двух городах империи – Петербурге и Москве – частично менялись порядок и условия выхода в свет книг и прессы.

    Серьезные научные книги и дорогостоящие периодические издания могли быть отпечатаны без предварительной цензуры с разрешения министра внутренних дел. В случае обнаружения в них "вредного" направления, виновные (автор, издатель, переводчик или редактор) преследовались судом. Вводилась система административных взысканий – предостережения министра внутренних дел с правом приостановления периодического издания на срок до 6 месяцев или окончательного его запрещения по высочайшему решению.

    Лекция: Либеральные реформы Александра II и их историческое значение.

    (Крестьянская реформа). Крепостное право в России приняло такие формы, что мало отличалось от рабства, оно осуждалось всеми слоями русского общества.

    Но пойти на его отмену правительство смогло лишь в 1861. В эк.сфере наблюдалось нарастание кризиса помещичьего хозяйства , основанного на принудительном, неэффективном труде крепостных. Увеличились волнения крестьян. Поражение в Крымской войне показало, что крепостное право - главная причина военно-техн.отсталости . Правительство встало на путь соц., эк.

    и полит.реформ. По крестьянской реформе крестьяне получили свободу (без выкупа) и земельный надел (за выкуп). Четверти суммы земли крестьянин должен был уплатить помещику. Оставшуюся сумму помещик получал от гос-ва, а крестьянин погашал ее в течении 49 лет, взаимоотношения крестьян и помещиков регулировались «Уставными грамотами», крестьяне могли заниматься предпринимательством, переходить в другие сословия. Реформа предотвратила массовые выступления крестьян.

    Реформы Александра II

    Земельная реформа. Реформа городского самоуправления. Отмена крепостного права вызвала необходимость проведения других буржуазных. 1 января 1864 издано «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», вводившее бессословные выборные органы местного самоуправления – земства , состоявших из распорядительных и исполнительных органов. Земства несли ответственность за народное образование, за народное здоровье, за поставки продовольствия, за качество дорог . Это требовало средств, земствам было позволено вводить новые налоги.

    16 июня 1870 издано «Городовое положение», по которому в городах вводилось выборное самоуправление - городские думы . Городская дума избирала городскую управу (городской голова). Право избирать и быть избранным в город.думу имели только жители, обладающие имущественным цензом (владельцы домов, торг.-пром.заведений,). Городские Думы находились в ведении Сената.Городская реформа стала шагом вперед в организации город.управления, она способствовала развитию город.хозяйства, промы-ти и торговли .

    Судебная реформа . Одновременно с земской подготовлена и судебная. Присяжные заседатели, устанавливали теперь лишь виновность или невиновность подсудимого, меру наказания определяли судьи . Для разбора мелких проступков и гражданских дел в уездах и городах вводился Мировой суд.

    Военные преобразования. Армия играла важную роль в общественно-полит.жизни России. Необходимость и неотложность военной реформы определялась поражением в Крымскойвойне - ее технич. и тактическая отсталость армии. Европейские державы увеличили свой военный потенциал, что представляло угрозу безопасности России. Порядок укомплектования и управления войсками, взаимоотношения в армии не соответствовали преобразованиям , происходившим в обществе.

    В 1874 издан устав о всеобщей воинской повинности . По новому закону призывались все молодые люди, достигшие 14 - 21 года , но правительство каждый год определяло необходимое число новобранцев, и по жребию из призывников выбиралось только это количество. Другие реформы . Университетский устав 1863 расширял автономию университетов : предоставлял хозяйственную и административную самостоятельность, преподаватели и студенты участвовали в решении вопросов внутренней жизни.

    Финансовая реформа 1862-1866 - право распоряжаться фин.средствами страны получал министр финансов , деятельность которого подлежала учету со стороны Гос.контроля. В 1860 учрежден Гос.банк, кредитовавший торг.-пром.предприятия. Средством поднятия эк.мощи считалась постройка сети ж/д. Увеличился ввоз товаров в Россию.Число торговых и промышленных предприятий, фабрик и заводов возросло.

    Предпосылки и причины реформ Александра 2

    Россия дольше любых других государств оставалась страной с феодальным строем и крепостным правом. К середине 19 века такой тип государства окончательно изжил себя, а конфликт, назревавший еще с 18 века, достиг своего пика. Необходимо было срочно менять как государственное устройство, так и, главным образом, экономическую систему.

    С развитием технологий и появлением промышленной техники, все больше отпадала необходимость в ручном труде, однако помещики все еще активно использовали труд крестьян, облагая их огромными налогами.

    В результате, крестьянство повсеместно разорялось, начались повсеместные забастовки и голодовки, что привело к значительному упадку крепостного хозяйства и доходов помещиков. Государство, в свою очередь, также получало меньше прибыли от разорившихся помещиков, и казна страдала. Такая ситуация не устраивала ни одну из сторон.

    Страдала также и развивающаяся промышленность, так как из-за повсеместного закрепощения крестьян, не хватало свободной рабочей силы, которая могла бы обслуживать станки на заводах.

    В 1859-1861 годах крестьянские бунты и революционные настроения достигли своего пика.

    Ситуацию также усугубляла проигранная Крымская война, которая окончательно подорвала доверие граждан к царю и правительству, которое показало свою полную несостоятельность, как экономическую, так и военную. В такой обстановке начались разговоры о необходимости отмены крепостного права и новых реформах, которые бы помогли стране выбраться из кризиса.

    Император Александр 2, пришедший на престол в 1855 году, на одном из своих выступлений перед дворянством заявил о необходимости скорейшей ликвидации крепостничества сверху (указом государя), иначе это произойдет снизу (революция).

    Началась эпоха великих реформ.

    Основные реформы Александра 2

    В числе основных политических реформ Александра 2 можно назвать:

    • Крестьянская реформа (1861 год);
    • Финансовая реформа (1863 год);
    • Реформа образования (1863 год);
    • Земская реформа (1864 год);
    • Судебная реформа (1864 год);
    • Реформа государственного самоуправления (1870 год);
    • Военная реформа (1874 год);

    Суть всех реформ Александра 2 заключалась в перестройке общества и системы управления и формирование нового типа государства.

    Либеральные реформы Александра 2.

    Одной из самых главных реформ можно назвать отмену крепостного права в 1861 году. Реформа готовилась несколько лет и, несмотря на сопротивление дворянства и буржуазии, была все же проведена. В результате крестьянской реформы все крестьяне были освобождены от крепостной зависимости – вместе с личной свободой они также получали небольшой участок земли совершенно бесплатно, на котором могли жить и работать. Кроме того, крестьянин мог купить себе пахотный надел за небольшую сумму – это внесло в казну государства достаточно большие деньги.

    Кроме того, крестьяне получали ряд гражданских прав: они могли совершать сделки купли-продажи, могли открывать торговые и промышленные предприятия, претендовать на переход в другое сословие. Также они были освобождены от административной и юридической зависимости от своих бывших помещиков.

    Еще одна реформа Александра 2 – реформа печати. В Империи появилось такое понятие, как гласность и свобода прессы (относительная), газеты могли обсуждать мероприятия, проводимые правительством и даже критиковать отдельных министров, однако, не затрагивая при этом императора.

    Также был снят «железный занавес», и люди могли свободнее выезжать из страны.

    Изменилась и судебная система. Старый тип суда был заменен новым, который провозглашал принцип единства для всех сословий и принцип гласности, открытости. Появился суд присяжных, что позволило судопроизводству отделиться от исполнительной власти и выносить более независимые решения.

    Земская и городская реформы сформировали открытые органы местного самоуправления, в городах появились суды, местные управы – это значительно упростило процесс городского самоуправления.

    Военная реформа предполагала замены петровской системы рекрутов на всеобщую воинскую повинность.

    Это позволило создать более обширную армию, которую можно было мобилизовать в кратчайшие сроки при первой необходимости. Также возрос уровень военного образования благодаря росту военных училищ и академий.

    Вместе с развитием военных академий, стали появляться и другие учебные заведения. Благодаря просветительской реформе общий уровень образованности общества начал стремительно расти.



    Вверх