Ролевая игра семья цель. Конспект сюжетно-ролевой игры «Семья»

«Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста» «Семья» во второй младшей группе

I. Задачи руководства:
1. Расширять, уточнять и конкретизировать представления детей о семье, членах семьи, их функциях.
2. Помогать детям устанавливать контакт со сверстниками, на основе личных симпатий объединяться в маленькие подгруппы.
3. Стимулировать и поощрять стремление детей выражать свое отношение к действиям игры, акцентировать внимание детей на взаимоотношениях людей.
4. Формировать умение детей включать в игру предметы – заместители, полифункциональный материал, объединять несколько игровых действий в единую смысловую цепочку, использовать воображаемые действия, вводить в игру новые персонажи.
II. Подготовка к игре:
1. Приемы, направленные на обогащение впечатлений.
Дата Изготовление атрибутов Обогащение впечатлениями Обучение игровым приемам
Ноябрь Пошив фартуков, прихваток, салфеток, постельных принадлежностей, изготовить макеты овощей, фруктов, хлебных изделий, конфет, чая. Беседа о семье, ее составе, о том, что делают в семье.
Дидактическая игра «Кто чем занимается?», «Мой дом».
Пальчиковая гимнастика «Семья», «Строим дом».
Чтение стихов рассказов о семье – маме, папе, бабушках, дедушках и т.д.
Рассматривание сюжетных картин по теме «Семья». Познакомить детей с распределением семейных ролей и обязанностей.
Привить навыки культурного поведения за столом, на улице, дома в игровых действиях.
В игровом взаимодействии:
закрепить знания об овощах и фруктах;
закрепить умение пользоваться столовыми приборами, сервировать стол;
познакомить с функциями (назначением) строительных инструментов;
познакомить с профессией врача, продавца.

2. Перспективный план подготовки к игре «Семья».
Сюжеты Роли Атрибуты Игровые действия Речевые обороты
«Мама и дочка» Мама

Дочка
Куклы, одежда для кукол, кроватки, постельные принадлежности, посуда. Будит, готовит, подает одежду.

Просыпается, одевается, ест. «Доброе утро», «Дочка пора вставать», «Одевайся», «Будем завтракать», «Ты моя помощница», «Пей моя дорогая».

«Доброе утро», «Я проснулась», «Где моя одежда?», «Спасибо, мамочка».
«Пора обедать» Мама

Дочка Муляжи овощей, кастрюля, ложки, тарелки, половник, нож, солонка. Готовит, моет, режет, накрывает на стол.

Достает, помогает, ставит.
«Пора варить обед», «Ты мне будешь помогать», «Что будем варить»? «А что для супа нужно?», «Морковь, картошка в пакете», «Овощи надо помыть», «Налей, пожалуйста, воды в кастрюлю», «Достань, пожалуйста, посуду из шкафа», «Какую посуду поставишь?», «Приятного аппетита, дочка».

«Суп», «Морковь, картошка», «Надо соль положить», «Я принесла», «Приятного аппетита, мама», «Спасибо».

«Папа – хороший хозяин» Мама

Папа Набор инструментов, посуда. «У нас сломался кран», «Где наш папа?», «Может он починит кран», «Наш папа – молодец!», «Давайте обедать».

«Мама, я проголодалась», «Еще сломался стул», «Папа, почини, пожалуйста, стул».

«Папа, помоги, пожалуйста, нам».

«Где мой набор инструментов?», «Сынок, подай, пожалуйста, гаечный ключ».

Сопутствующие сюжеты
Поликлиника Доктор, мама, дочка. Фонендоскоп, макеты лекарств, халат доктора, бинты, шприцы, градусник, пинцеты, ванночки. Ждут в очереди, рассказывают о жалобах, осматривает, делает уколы, измеряет температуру лечит. «Здравствуйте!», «К вам можно?», «Проходите, садитесь», «Что болит?», «На что жалуетесь?», «Как вас зовут?», «Спасибо», «Выздоравливайте», «До свидания»!
Продуктовый магазин Продавец, мама. Муляжи продуктов (овощи, фрукты, хлеб), касса, весы, бумажные деньги. Продает, покупает. «Здравствуйте», «Что будете брать?», «Сколько стоит?», «Возьмите, пожалуйста», «Приходите еще», «Спасибо за покупку», «До свидания».

3. Схема игры:

III. Ход игры.
1. Приемы создания интереса к игре: для создания интереса к игре и введения в игровую ситуацию воспитатель, ориентируясь на возраст детей (3-4 года) использует сюрпризный момент. В группе появляется красочная коробка с разными предметами (сюжетные картинки с изображением семьи, фотографии семьи, «мамина шкатулка», набор инструментов, очки, игрушки, волшебная палочка) – игра «Угадай чей»? В результате рассматривания и манипулирования с предметами, а также из беседы по сюжетным картинкам воспитатель подводит детей к выводу о том, что на фотографиях изображена семья (мама, папа, бабушка, дедушка, дети). Отсюда и возникает интерес к началу игры.
2. Сговор на игру:
Воспитатель берет на себя инициативу по организации игры. Предлагает детям ненадолго превратиться в мама, пап, дочек / сыночков. В этой игре они будут готовить еду для всей семьи, покупать продукты, лечить заболевших. Воспитатель сам распределяет роли, учитывая желания детей. Воспитатель обговаривает сюжет. Проводится дидактическая игра «Кто что делает»?
Воспитатель показывает детям наиболее удобное место для игры, раздает необходимые атрибуты, совместно с детьми подбирают предметы – заместители.
Воспитатель создает воображаемую ситуацию, используя волшебную палочку и заклинание «Будем чудо в гости звать, раз два, три, четыре, пять. Палочкой взмахну своей, превращайтесь поскорей!» (дети входят в роли мам, пап, дочек / сыночков).
Воспитатель начинает игру в роли мамы.
3. Приемы обучения игровым действиям: показ игровых действий, объяснение своих действий, создание игровых ситуаций «Мама и дочка», «Пора обедать».
4. Приемы поддержания и развития игровых ситуаций: воспитатель вводит новые игровые ситуации («Дочка заболела», «Поход за продуктами») и новые игровые роли, привлекая малоактивных детей. Показывает новые игровые роли (продавец, врач), вносит дополнительные атрибуты (халат врача, градусник, фонендоскоп, кассу, муляжи продуктов).
5. Приемы формирования взаимоотношений в игре: воспитатель напоминает о взаимоотношениях в семье, напоминает об уважительном и вежливом обращении.
IV. Окончание игры.
Перевод интереса детей к следующему виду деятельности. Воспитатель сообщает, что наступил вечер. Доктору и продавцу пора домой - отдыхать. Дочкам / сыночкам, маме и папе тоже пора ложиться спать.
А ребятам из детского сада пора превращаться в малышей и возвращаться в детский сад, там их ждут их мамы и папы. «Палочкой волшебной в воздухе взмахнем, волшебство появится в группу нашу попадем»!

V. Оценка игры.
1. Оценка взаимоотношений. Воспитатель подводит итог игры, спрашивает у детей понравилась ли им игра, хотелось бы им еще раз побывать в роли взрослых. После ответов детей высказывает свое мнение о взаимоотношениях детей (похвала) и подводит итоги игры (дети узнали много нового о труде мамы, о работе врача, продавца).
2. Оценка действий в соответствии с взятой на себя ролью. Воспитатель дает оценку действий детей, отмечает сильные стороны, сообщает о том, что все дети молодцы, замечательно справились со своими ролями. Как положительное закрепление игры предлагает детям потанцевать и подуть мыльные пузыри».

Надежда Васильева
Конспект сюжетно-ролевой игры «Семья»

Цель : обогащение социально – игрового опыта между детьми; развитие

Игровых умений по сюжету «Семья » .

Задачи :

Образовательные :

Закрепить представления детей о семье , об обязанностях членов семьи .

Знакомство с новыми словами.

Расширять словарный запас детей за счёт слов.

Обогащать социально-игровой опыт детей по сюжету «семья » по

ситуации-вызов скорой помощи или врача на дом больному, осмотр

больного врачом.

Учить действовать в воображаемых ситуациях, использовать

различные предметы – заместители.

Побуждать к самостоятельному распределению ролей.

Развивающие :

Развивать игровые умения по сюжету .

Побуждать развивать несложные сюжеты 2-3 ситуациями вызов скорой

помощи на дом, покупка лекарств в аптеке.

Воспитывающие :

Формировать доброжелательные взаимоотношения.

Воспитывать любовь и уважение к членам семьи .

Предварительная работа :

Ознакомить с символом медицины (змея в чаше, инструментами и внешним

видом врача. Рассматривание сюжетных картинок фотографий по теме.

Рассказы о профессиях мед. работников «Скорой помощи» . Активизировать в речи слова : педиатр, хирург, врач скорой помощи, аптекарь и др.

Беседы с опорой на личный опыт детей о врачах, больнице.

Чтение худ. Литературы : К. Чуковский «Айболит» , А. Крылов «Заболел петух ангиной» .

Экскурсия : в мед. кабинет в д. с.

Дидактическая игра : «Какому врачу пойдём?» .

Дидактическая игра : «Профессии» .

Материалы :

Игровой уголок «Семья » , кукла Даша, машина «Скорая помощь» , игровой

игрушечные телефоны, игрушки – заместители.

Ход игры:

1. Ребята я хочу вам загадать загадку. А вы попробуйте отгадать, о чём она?

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит Вас, друзья?

Ваша дружная …. (семья )

Недаром говорится в народе : «Вся семья в месте и душа на месте» .

Как вы думаете что такое семья ? (родители, дети, бабушка, дедушка и др.)

Какие обязанности у вашей мамы? (моет посуду, варит кушать, читает

сказки, ходит в магазин и др.)

Давайте поиграем в игру «Назови ласково»

Дети по кругу называют ласковые слова о маме.

Д/и Моя мама … (добрая, ласковая, заботливая, умная, весёлая, хорошая,

красивая и др.)

Ребята а чем в вашей семье занимается папа ?

Дети по очереди называют обязанности папы.

-(папа : работает, зарабатывает деньги, забивает гвозди, катает на машине,

Учит ездить на велосипеде, защищает нас и др.)

Воспитатель предлагает детям охарактеризовать папу.

Д/и «Мой папа какой …» (хороший, смелый, сильный, добрый и др.)

Расскажите как вы заботитесь о своих близких? Как помогаете им?

(убираем игрушки, подметаем пол, моем посуду и др.)

Ребята, а если кто-то из членов вашей семьи заболел , что вы будете делать?

(Вызовем врача, «скорую помощь» , померим температуру, дадим лекарство).

2. Ребята вы слышите кто-то тихонько плачет, на стульчике? Кто же это

посмотрите (это наша кукла Даша) .

А как вы думаете по чему она плачет? (скучает по маме, ей одиноко, грустно, может у неё что-то болит) .

Ребята,а давайте позаботимся о нашей кукле Даши станем её семьей .

Воспитатель предлагает детям подвигаться и размяться.

Физкультминутка :

Мы во двор выходим дружною семьёй (шаги на месте)

Встанем в круг и по порядку

Каждый делает зарядку

Мама руки поднимает (поднимаем руки верх)

Папа бодро приседает (делают приседание)

Повороты в право – влево (делают повороты в сторону)

Делает мой братик Сева

Но, а сам бегу трусцой и качаю головой (бег на месте,

кивки головой).

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «СЕМЬЯ »

(распределение ролей с помощью «волшебного мешочка» . Дети достают из мешочка игрушки, выбирая роль; подбирают атрибуты и место для игры )

4. Мама с папой и куклой Дашей живут в кукольном домике. А рядом находится больница, аптека и гараж со «Со скорой помощью» .

Дети разворачивают сюжет игры .

Сегодня выходной день :

Что делает утром мама? (готовит завтрак, стирает бельё, убирается и др.)

Что делает папа? (занимается ребёнком; читает сказки, играет, гуляет и др.)

Доченька Даша капризничает, плачет (В роли куклы Даши воспитатель) .

Как вы думаете ребята почему плачет кукла Даша? (она заболела, у неё болит животик, ушко, горлышко, высокая температура и др.)

Как мы можем ей помочь?

(Маме потрогать ладошкой лоб Дашеньки, папе принести градусник и померить температуру. У Даши высокая температура. Надо вызвать «Скорую помощь» ).

Папа берет телефон и вызывает «Скорую помощь» .

По какому номеру вызывается «Скорая помощь?» (по 03)

Диалог папы с врачом «Скорой помощи» .

Папа : Здравствуйте, можно вызвать врача на дом?

Врач : Что у вас случилось?

Папа : Дочка заболела. У неё высокая температура.

Врач : Назовите ваш адрес?

Папа : Гагарина дом 7 квартира 3.

Врач : Ждите, выезжаем.

Приезжает врач.

(Папа встречает «Скорую помощь» и приглашает в дом)

Ребята, что сначала должен сделать врач? (снять верхнюю одежду, обувь, зайти в ванну помыть руки)

Врач осматривает куклу Дашу (слушает, осматривает глазки, ушки, горлышко) ставит градусник., затем укол, выписывает рецепт и просит завтра посетить детского врача (педиатра) .

Мама укачивает дочку.

Папа идёт в аптеку за лекарством.

Ребята, кто из вас был в аптеке? Как называется профессия людей, которые работают в аптеке (аптекарь)

А ещё их называют фармацевтами – это люди, которые продают лекарство в аптеках.

Ребёнок- папа заходит в аптеку.

Добрый день.

Здравствуйте.

Протягивает рецепт аптекарю. Скажите, пожалуйста, у вас есть такое лекарство?

Сейчас посмотрю. Да такое лекарство у нас есть, стоит 10 рублей.

Папа подаёт деньги в окно. (Возьмите, пожалуйста)

Аптекарь подаёт папе лекарство.

Папа говорит До свидания и уходит.

Даше дают сиропом. Укладывают спать. На утро она здорова.

Ребята вы все молодцы. Вам понравилась игра? Что делали ваши персонажи? (мама с папой заботились о Даши, врач её лечил, аптекарь продавал лекарство которое вылечило Дашу).

Я хочу чтобы у вас была такая же крепкая заботливая и дружная семья как у нашей куклы Даши. Чтоб вы заботились друг о друге. А что бы наша Даша больше не скучала и не грустила в детском садике. Давайте мы ей сделаем подарок.

А из чего мы можем его сделать? (из бумаги, пластилина, нарисовать и др.)

Воспитатель подводит детей к столу с разнообразным материалом. И предлагает сделать коллективную работу виде коллажа «Семья куклы Даши » .

Ребята а вы знаете что такое коллаж. (предполагаемые ответы детей, аппликация, рисунки на бумаге, подделка из крупы, и др).

Воспитатель объясняет значение слова коллаж. (для создания коллажа можно использовать самые разные материалы – и незаконченные рисунки, вырезки из старых журналов, вату, крупу, нитки, кусочки тканей, камушки, стружки – любые материалы).

Ребята выполняют коллективную работу.

Анализ работы : (посмотрите какая у нас получилась дружная семья . В небе светит солнышко, травка зелёная возле дома, мама накрывает обед на природе, папа играет с ребёнком, кошка загорает на завалинке.).

Мы с вами в детском садике то же очень дружная, весёлая семья .

Воспитатель приглашает всех на чаепития.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Семья»

Цель: обогащение социально – игрового опыта между детьми; развитие

игровых умений по сюжету «Семья».

Ход игры:

Воспитатель: Ребята я хочу вам загадать загадку. А вы попробуйте отгадать, о чём она?

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит Вас, друзья?

Ваша дружная …. (семья)

Недаром говорится в народе: «Вся семья в месте и душа на месте».

Как вы думаете, что такое семья?

Какие обязанности у вашей мамы?

Давайте поиграем в игру «Назови ласково».

(дети по кругу называют ласковые слова о маме).

Ребята, а чем в вашей семье занимается папа?

Скажите, а какой ваш папа?

Расскажите, как вы заботитесь о своих близких?

Как помогаете им?

Ребята, а если кто-то из членов вашей семьи заболел, что вы будете делать?

Ребята, вы слышите, кто-то тихонько плачет, на стульчике? Кто же это?

Посмотрите (это наша кукла Даша).

А как вы думаете, почему она плачет? (скучает по маме, ей одиноко, грустно, может у неё что-то болит).

Ребята, а давайте позаботимся о нашей кукле Даши, станем её семьей.

Сейчас мы с вами поиграем в сюжетно-ролевую игру «Семья» (распределение ролей с помощью «волшебного мешочка», дети достают из мешочка игрушки, выбирая роль)

Мама с папой и куклой Дашей живут в кукольном домике, а рядом находится больница, аптека и гараж со «Со скорой помощью».

(дети разворачивают сюжет игры)

Сегодня выходной день.

Что делает утром мама? (готовит завтрак, стирает бельё, убирается и др.)

Что делает папа? (занимается ребёнком, читает сказки, играет).

Доченька Даша капризничает, плачет (В роли куклы Даши воспитатель) .

Как вы думаете, ребята, почему плачет кукла Даша?

Дети: (она заболела, у неё болит животик, ушко, горлышко, высокая температура и др.)

Как мы можем ей помочь?

Дети: Мама потрогает ладошкой лоб Дашеньки, папа принесет градусник и померит температуру. У Даши высокая температура. Надо вызвать «Скорую помощь».

Папа берет телефон и вызывает «Скорую помощь».

По какому номеру вызывается «Скорая помощь? » (по 03)

Диалог папы с врачом «Скорой помощи».

Папа: Здравствуйте, можно вызвать врача на дом?

Врач: Что у вас случилось?

Папа: Дочка заболела. У неё высокая температура.

Врач: Назовите ваш адрес?

Папа: Майская 49

Врач: Ждите, выезжаем.

Приезжает врач.

(Папа встречает «Скорую помощь» и приглашает в дом)

Ребята, что сначала должен сделать врач? (снять верхнюю одежду, обувь, зайти в ванну помыть руки)

Врач осматривает куклу Дашу (слушает, осматривает глазки, ушки, горлышко) ставит градусник, затем укол, выписывает рецепт и просит завтра посетить детского врача (педиатра).

Мама укачивает дочку.

Папа идёт в аптеку за лекарством.

Ребята, кто из вас был в аптеке?

Как называется профессия людей, которые работают в аптеке (аптекарь)

(Ребёнок - папа заходит в аптеку.)

Добрый день.

Здравствуйте.

Сейчас посмотрю. Да такое лекарство у нас есть, стоит 6 рублей.

Папа подаёт деньги в окно. (Возьмите, пожалуйста)

Аптекарь подаёт папе лекарство.

Папа говорит: До свидания и уходит.

Даше дают сиропом. Укладывают спать. На утро она здорова.

Ребята вы все молодцы. Вам понравилась игра?

Что делали ваши персонажи? (Мама с папой заботились о Даше, врач её лечил, аптекарь продавал лекарство, которое вылечило Дашу).

Я хочу, чтобы у вас была такая же крепкая заботливая и дружная семья как у нашей куклы Даши. Чтоб вы заботились друг о друге. А что бы наша Даша больше не скучала и не грустила в детском садике.

Мы с вами в детском садике то же очень дружная, весёлая семья.



Вверх