Пройти тесты для вохр прогноз 2. Школа современных психотехнологий. Характеристика уровней нервно-психической устойчивости

Описание методики. Методика предназначена для определения уровня нервно-психической устойчивости (НПУ) и позволяет выявить отдельные признаки личностных нарушений, а также оценить вероятность возникновения нервно-психических срывов. Качественный анализ ответов позволяет уточнить отдельные биографические сведения, особенности поведения и состояния психической деятельности человека в различных ситуациях. Методика может быть использована в качестве ретеста анкеты «Прогноз».

Методика содержит 86 вопросов, на каждый из которых обследуемый должен дать ответ «да» или «нет». Результаты обследования выражаются количественным показателем (в баллах), на основании которого выносится заключение об уровне нервно- психической устойчивости и вероятности нервно-психических срывов. Для проведения обследования необходимо иметь текст опросника и регистрационные бланки. Обследование длится около 20 минут.

Инструкция. «Вам предлагается ответить на 86 вопросов, направленных на выявление некоторых особенностей Вашей личности. Будьте откровенны, долго не раздумывайте над содержанием вопросов, давайте естественный ответ, который первым придет Вам в голову. Помните, что нет «хороших» или «плохих» ответов. Если Вы отвечаете «да», поставьте в соответствующей клетке регистрационного бланка знак «+» (плюс), если Вы выбрали ответ «нет», поставьте знак «-» (минус). Внимательно следите за тем, чтобы номер вопроса анкеты и номер клетки регистрационного бланка совпадали. Не пропускайте высказываний».

Текст опросника

    Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что не справлюсь с ним.

    Меня легко переспорить.

    Я избегаю поправлять людей, которые высказывают необоснованные утверждения.

    Люди проявляют ко мне столько сочувствия и симпатии, сколько я заслуживаю.

    Иногда я бываю, уверен, что другие люди знают, о чем я думаю.

    Бывали случаи, что я не сдерживал своих обещаний.

    Временами я бываю совершенно уверен в своей никчемности.

    У меня никогда не было столкновений с законом.

    Я часто запоминаю числа, не имеющие для меня никакого значения (например, номера автомашин и т.п.).

    Иногда я говорю неправду.

    Я впечатлительнее большинства других людей.

    Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей, это как бы придает мне вес в собственных глазах.

    Определенно судьба не благосклонна ко мне.

    Мне часто говорят, что я вспыльчив.

    Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.

    Я легко теряю терпение с людьми.

    У меня отсутствуют враги, которые по-настоящему хотели бы причинить мне зло.

    Иногда мой слух настолько обостряется, что это мне даже мешает.

    Бывает, что я откладываю на завтра то, что можно сделать сегодня.

    Если бы люди не были настроены против меня, я достиг бы в жизни гораздо большего.

    В игре я предпочитаю выигрывать.

    Часто я перехожу на другую сторону улицы, чтобы избежать встречи с человеком, которого я не желаю видеть.

    Большую часть времени у меня такое чувство, будто я сделал что-то не то или даже плохое.

    Если кто-нибудь говорит глупость или как-нибудь иначе проявляет свое невежество, я стараюсь разъяснить ему его ошибку.

    Иногда у меня бывает чувство, что передо мной нагромоздилось столько трудностей, что одолеть их просто невозможно.

    В гостях я держусь за столом лучше, чем дома.

    В моей семье есть очень нервные люди.

    Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставляю его

безнаказанным.

    Должен признать, что временами я волнуюсь из-за пустяков.

    Когда мне предлагают начать дискуссию или высказать мнение по вопросу, в котором я хорошо разбираюсь, я делаю это без робости.

    Я часто подшучиваю над друзьями.

    В течение жизни у меня несколько раз менялось отношение к моей

профессии.

    Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов я, особенно не задумываясь, соглашался с мнением других.

    Я часто работал под руководством людей, которые умели повернуть дело так, что все достижения в работе приписывались им, а виноватыми в ошибках оказывались другие.

    Я безо всякого страха вхожу в комнату, где другие уже собрались и разговаривают.

    Мне кажется, что по отношению именно ко мне особенно часто поступают несправедливо.

    Когда я нахожусь на высоком месте, у меня появляется желание прыгнуть вниз.

    Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.

    Мои планы часто казались мне настолько трудно выполнимыми, что я должен был отказаться от них.

    Я часто бываю рассеянным и забывчивым.

    Приступы плохого настроения у меня бывают редко.

    Я бы предпочел работать с женщинами.

    Счастливей всего я бываю, когда я один.

    Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным.

    Часто я вижу сны, о которых лучше никому не рассказывать.

    Мои убеждения и взгляды непоколебимы.

    Я человек нервный и легковозбудимый.

    Меня очень раздражает, когда я забываю, куда кладу вещи.

    Бывает, что я сержусь.

    Работа, требующая пристального внимания, мне нравится.

    Иногда я бываю так взволнован, что не могу усидеть на месте.

    Бывает, что неприличная или даже непристойная шутка вызывает у меня смех.

    Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.

    Иногда я принимаю валериану, элениум или другие успокаивающие средства.

    Человек я подвижный.

    Теперь мне трудно надеяться на то, что я чего-нибудь добьюсь в жизни.

    Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву.

    Бывало, что я отвечал на письма не сразу после прочтения.

    Раз в неделю или чаще я бываю возбужденным и взволнованным.

    Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы или учебы. Переход к новым условиям жизни, работы или учебы кажется мне невыносимо трудным.

    Иногда случалось так, что я опаздывал на работу или свидание.

    Г олова у меня болит часто.

    Я вел неправильный образ жизни.

    Алкогольные напитки я употребляю в умеренных количествах (или не употребляю вовсе).

    Я часто предаюсь грустным размышлениям.

    По сравнению с другими семьями в моей очень мало любви и тепла.

    У меня часто бывают подъемы и спады настроения.

    Когда я нахожусь среди людей, я слышу очень странные вещи.

    Я считаю, что меня очень часто наказывали незаслуженно.

    Мне страшно смотреть вниз с большой высоты.

    Бывало, что я целыми днями или даже неделями ничего не мог делать, потому что никак не мог заставить себя взяться за работу.

    Я ежедневно выпиваю необычно много воды.

    У меня бывали периоды, когда я что-то делал, а потом не знал, что именно я делал.

    Когда я пытаюсь что-то сделать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки.

    Думаю, что я человек обреченный.

    У меня бывают периоды такого сильного беспокойства, что я даже не могу усидеть на месте.

    Временами мне кажется, что моя голова работает медленнее.

    Мне кажется, что я все чувствую более остро, чем другие.

    Иногда совершенно безо всякой причины у меня вдруг наступает период необычайной веселости.

    Некоторые вещи настолько меня волнуют, что мне даже говорить о них трудно.

    Иногда меня подводят нервы.

    Часто у меня бывает такое ощущение, будто все вокруг нереально.

    Когда я слышу об успехах близкого знакомого, я начинаю чувствовать, что я неудачник.

    Бывает, что мне в голову приходят плохие, часто даже ужасные слова, и я никак не могу от них отвязаться.

    Часто, даже когда все складывается для меня хорошо, я чувствую, что мне все безразлично.

Обработка результатов выполнения методики производится с помощью специальных «ключей» (таб.3.2.). Подсчитывается сумма баллов по каждой шкале. За каждое соответствие ответа испытуемого с ключом начисляется 1 балл. Обработку начинают со шкалы искренности, которая используется для оценки достоверности ответов. Полученное число соответствует значению шкалы искренности в баллах. Если испытуемый получил 10 и более баллов, то использовать данные анкеты не рекомендуется, а причины неискренности следует выяснить в процессе беседы, с последующим выводом об уровне нервно-психической устойчивости.

Затем подсчитывается количество совпадений с «ключом» по шкале нервно-психической устойчивости. На основании полученных баллов производится интерпретация результатов по таблице «Шкала НПУ».

Таблица 3.2.

Ключи методики «Прогноз - 2»

Наименование

шкал

ответов

Порядковые номера высказываний, соответствующих шкале

Искренности

1, 6, 10, 12, 15, 19, 21, 26, 33, 38, 44, 49, 52, 58, 61

Шкала нервно- психической устойчивости

2, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 14, 16, 18, 20, 22, 23, 25, 27, 28, 29, 31, 32, 33, 34, 36, 37, 39, 40, 42, 43, 45, 47, 48, 51, 53, 54, 56, 57, 59, 60, 62, 63, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86

4, 8, 17, 24, 30, 35, 41, 46, 50, 55, 64

Шкала НПУ

Таблица 3.3.

Результаты (НПУ)

Уровень НПУ

Прогноз

Сырые

баллы

Стены

5 и менее 6

1 - высокий

благоприятный

2 - хороший

благоприятный

3 - удовлетворительный

благоприятный

4 - неудовлетворительный

неблагоприятный

33 и более

Интерпретация результатов.

1 -й уровень НПУ. Высокая нервно-психическая устойчивость характеризуется низкой вероятностью нарушений психической деятельности, высоким уровнем поведенческой регуляции. При наличии других положительных данных можно рекомендовать для работы на должностях, требующих повышенной НПУ.

    й уровень НПУ. Хорошая нервно-психическая устойчивость характеризуется низкой вероятностью нервно-психических срывов, адекватными самооценкой и оценкой окружающей действительности. Возможны единичные, кратковременные нарушения поведения в экстремальных ситуациях при значительных физических и эмоциональных нагрузках. Нервно-психические срывы маловероятны

    й уровень НПУ. Удовлетворительная нервно-психическая устойчивость характеризуется возможностью в экстремальных ситуациях умеренных нарушений психической деятельности, сопровождающихся неадекватными поведением, самооценкой и (или) восприятием окружающей действительности. Нервно-психические срывы вероятны в экстремальных ситуациях, при значительных физических и психических нагрузках.

    й уровень НПУ. Неудовлетворительная нервно-психическая устойчивость или нервно-психическая неустойчивость характеризуется склонностью к нарушениям психической деятельности при значительных психических и физических нагрузках. Очень высокая вероятность нервно-психических срывов. Необходимо дополнительное обследование психиатра, невропатолога.

Нервно-психическая устойчивость (НПУ) отражает риск дезадаптации личности в условиях стресса.

Методика «Прогноз» разработана в Санкт-Петербургской военно-медицинской академии и предназначена для определения уровня НПУ, риска дезадаптации в стрессе и стрессоустойчивости.

Методика представляет собой опросник, состоящий из 84-х утверждений.

Испытуемым предлагается прочесть утверждение и дать дайте ответ «да» или «нет».

Методика имеет обратную шкалу - чем большее число баллов показывают испытуемые, тем больше выражена нервно-психическая неустойчивость, т.е. тем менее они стрессоустойчивы.

Инструкция к тесту диагностики стрессоустойчивости

Вам предлагается тест из 84 вопросов, на каждый из которых Вам необходимо ответить «да» или «нет». Предлагаемые вопросы касаются Вашего самочувствия, поведения или характера. «Правильных» или «неправильных» ответов здесь нет, поэтому не старайтесь долго их обдумывать - отвечайте, исходя из того, что больше соответствует Вашему состоянию или представлениям о самом себе. Если Ваш ответ положительный, то закрасьте прямоугольник с ответом «да» над номером соответствующего вопроса; если ответ отрицательный, то закрасьте прямоугольник с ответом «нет». Если Вы затрудняетесь с ответом, то закрасьте оба прямоугольника, что соответствует ответу «не знаю».

Текст психодиагностической методики определения уровня нервно-психической устойчивости

1. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.

2. В детстве у меня была такая компания, где все старались всегда и во всем стоять друг за друга.

3. Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.

4. Бывали случаи, когда я не сдерживал своих обещаний.

5. У меня часто болит голова.

6. Иногда я говорю неправду.

7. Раз в неделю или чаще я без всякой видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле.

8. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.

9. Бывает, что сержусь.

10. Теперь мне трудно надеяться на то, что чего-нибудь добьюсь в жизни.

11. Бывает, что я откладываю на завтра то, что нужно сделать сегодня.

12. Я охотно принимаю участие во всех собраниях и других общественных мероприятиях.

14. Мышечные судороги и подергивания у меня бывают очень редко.

15. Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным.

16. Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.

17. В гостях я держусь за столом лучше, чем дома.

18. Если мне не грозит штраф и машин поблизости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там, где положено.

19. Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая, как и у большинства моих знакомых.

20. Мне часто говорят, что я вспыльчив.

21. Запоры у меня бывают редко.

22. В игре я предпочитаю выигрывать.

23. Последние несколько лет большую часть времени я чувствую себя хорошо.

24. Сейчас мой вес постоянен - я не полнею и не худею.

25. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей, это как бы придает мне вес в собственных глазах.

26. Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи были неприятности из-за нарушения закона.

27. С моим рассудком творится что-то неладное.

28. Меня беспокоят мои сексуальные (половые) проблемы.

29. Когда я пытаюсь что-то сказать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки.

30. Руки у меня такие же ловкие и проворные, как прежде.

31. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.

32. Думаю, что я человек обреченный.

33. Я ссорюсь с членами моей семьи редко.

34. Бывает, что я с кем-нибудь немного посплетничаю.

35. Часто я вижу сны, о которых лучше никому не рассказывать.

36. Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов я, особенно не задумываясь, соглашался с мнением других.

37. В школе я усваивал материал медленнее, чем другие.

38. Моя внешность меня в общем устраивает.

39. Я вполне уверен в себе.

40. Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным и взволнованным.

41. Кто-то управляет моими мыслями.

42. Я ежедневно выпиваю необычно много воды.

43. Бывает, что неприличная или непристойная шутка вызывает у меня смех.

44. Счастливей всего я бываю, когда один.

45. Кто-то пытается воздействовать на мои мысли.

46. Я любил сказки Андерсена.

47. Даже среди людей я обычно чувствую себя одиноким.

48. Меня злит, когда меня торопят.

49. Меня легко привести в замешательство.

50. Я легко теряю терпение с людьми.

51. Часто мне хочется умереть.

52. Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что не справлюсь с ним.

53. Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.

54. К вопросам религии я отношусь равнодушно - они не занимают меня.

55. Приступы плохого настроения бывают у меня редко.

56. Я заслуживаю сурового наказания за свои поступки.

57. У меня были очень необычные мистические переживания.

58. Мои убеждения и взгляды непоколебимы.

59. У меня бывали периоды, когда из-за волнения я терял сон.

60. Я человек нервный, легко возбудимый.

61. Мне кажется, что обоняние у меня такое же, как и у других людей (не хуже).

62. Все у меня получается плохо, не так, как надо.

63. Я почти всегда ощущаю сухость во рту.

64. Большую часть времени я чувствую себя усталым.

65. Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву.

66. Меня очень раздражает, что я забываю, куда кладу вещи.

67. Я очень внимательно отношусь к тому, как я одеваюсь.

68. Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем рассказы о любви.

69. Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы. Переход к любым другим условиям жизни, работы, учебы кажется невыносимым.

70. Мне кажется, что по отношению именно ко мне особенно часто поступают несправедливо.

71. Я часто чувствую себя несправедливо обиженным.

72. Мое мнение часто не совпадает с мнением окружающих.

73. Я часто испытываю чувство усталости от жизни, и мне не хочется жить.

74. На меня обращают внимание чаще, чем на других.

75. У меня бывают головные боли и головокружения из-за переживаний.

76. Часто у меня бывают периоды, когда мне никого не хочется видеть.

77. Мне трудно проснуться в назначенный час.

78. Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставлю его безнаказанным.

79. В детстве я был капризный и раздражительный.

80. Мне известны случаи, когда мои родственники лечились у невропатологов и психиатров.

81. Иногда я принимаю валериану, элениум, кодеин и другие успокаивающие средства.

82. У меня есть судимые родственники.

83. В юности я имел приводы в милицию.

84. Случалось, что мне грозили оставить в школе на второй год.

Обработка результатов теста

Шкала искренности ответов:

- «да» - вопросы: 1, 4, 6, 8, 9, 11, 15, 17, 18, 22, 25, 31, 34, 36, 43.

Шкала нервно-психической устойчивости (стрессоустойчивости):

Подсчитывается сумма баллов - правильных ответов:

- «да» - вопросы: 3, 5, 7, 10, 16, 20, 26, 27, 29, 32, 35, 37, 40, 41, 42, 44, 45, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 56, 57, 59, 60, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84;

- «нет» - вопросы: 2, 12, 13, 14, 19, 21, 23, 24, 28, 30, 33, 37, 38, 39, 46, 49, 54, 55, 58, 61, 68.

Интерпретация результатов теста определения уровня нервно-психической устойчивости

Характеристика уровней НПУ по данным анкеты «Прогноз»:

  • 29 и более - низкий уровень нервно-психической устойчивости и стрессоустойчивости (высокая вероятность нервно-психических срывов. Необходимо дополнительное медобследование психиатра, невропатолога).
  • 14-28 - средний уровень нервно-психической устойчивости и стрессоустойчивости (нервно-психические срывы вероятны, особенно в экстремальных условиях. Необходимо учитывать этот факт при вынесении заключения о пригодности).
  • 13 и менее - высокий уровень нервно-психической устойчивости и стрессоустойчивости (нервно-психические срывы маловероятны).

Важно! Шкала теста определения уровня нервно-психической устойчивости имеет обратный характер, то есть, чем выше численное значение, тем ниже нервно-психическая устойчивость и стрессоустойчивость.

Результаты тестирования (сырые баллы) можно перевести в 10-бальную шкалу, используя следующую таблицу:

Полученные баллы НПУ

Пункты шкалы НПУ

Значение пунктов шкалы НПУ

33 и более

29-32

23-28

18-22

Чем ниже пункт, тем больше нервно-психическая неустойчивость в стрессе

14-17

Среднее

11-13

9-10

5 и менее

Чем выше пункты, тем больше нервно-психическая устойчивость и меньше риск дезадаптации в стрессе.

Надеюсь, эта статья поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (все виды работ по психологии; статистические расчеты). Заказать

Шкалы: уровень нервно-психической устойчивости

Назначение теста

Методика разработана в ЛВМА им. С.М.Кирова и предназначена для первоначального выделения лиц с признаками нервно-психической неустойчивости. Она позволяет выявить отдельные предболезненные признаки личностных нарушений, а также оценить вероятность их развития и проявлений в поведении и деятельности человека.

Необходимо в течение 30 минут ответить на 84 вопроса «да» или «нет». Анализ ответов может уточнить отдельные биографические сведения, особенности поведения и состояния психической деятельности в различных ситуациях.

Инструкция к тесту

Вам предлагается тест из 84 вопросов, на каждый из которых Вам необходимо ответить «да» или «нет». Предлагаемые вопросы касаются Вашего самочувствия, поведения или характера. «Правильных» или «неправильных» ответов здесь нет, поэтому не старайтесь долго их обдумывать - отвечайте, исходя из того, что больше соответствует Вашему состоянию или представлениям о самом себе. Если Ваш ответ положительный, то закрасьте прямоугольник с ответом «да» над номером соответствующего вопроса; если ответ отрицательный, то закрасьте прямоугольник с ответом «нет». Если Вы затрудняетесь с ответом, то закрасьте оба прямоугольника, что соответствует ответу «не знаю».

На выполнение задания отводится 30 минут.

Тест

1. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о. них никому не рассказывать.
2. Запоры у меня бывают редко (или не бывают совсем).
3. Временами у меня бывают приступы смеха или плача, с которыми я никак не могу справиться.
4. Бывают случаи, что я не сдерживаю своих обещаний.
5. У меня часто болит голова.
6. Иногда я говорю неправду.
7. Раз в неделю или чаще я безо всякой видимой причины ощущаю жар во всем теле.
8. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.
9. Бывает, что я сержусь.
10. Теперь мне трудно надеяться на то, что я чего-нибудь добьюсь в жизни.
11. Бывает, что я откладываю на завтра то, что нужно сделать сегодня.
12. Я охотно принимаю участие в собраниях и других общественных мероприятиях.
13. Самая трудная борьба для меня - борьба с самим собой.
14. Мышечные судорога и подергивания у меня бывают редко (или не бывают совсем).
15. Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным.
16. Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.
17. В гостях я держусь за столом лучше, чем дома.
18. Если мне не грозит штраф и машин поблизости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там, где положено.
19. Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая. как у большинства моих знакомых.
20. Мне часто говорят, что я вспыльчив.
21. В детстве у меня была такая компания, где все старались всегда и во всем стоять друг за друга.
22. В игре я предпочитаю выигрывать.
23. Последние несколько лет большую часть времени я чувствую себя хорошо.
24. Сейчас мой вес постоянен (я не полнею и не худею).
25. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных друзей, это как бы придает мне вес в собственных глазах.
26. Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи были неприятности.
27. С моим рассудком творится что-то неладное.
28. Меня беспокоят сексуальные (половые) вопросы.
29. Когда я пытаюсь что-то сказать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки.
30. Руки у меня такие же ловкие и проворные, как прежде.
31. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.
32. Думаю, что я человек обреченный.
33. Я ссорюсь с членами моей семьи очень редко.
34. Бывает, что я с кем-нибудь немного посплетничаю.
35. Часто я вижу сны, о которых лучше никому не рассказывать.
36. Бывает, что при обсуждении некоторых вопросов я особенно не задумываюсь, соглашаюсь с мнением других.
37. В школе я усваивал материал медленнее, чем другие.
38. Моя внешность меня в общем устраивает.
39. Я вполне уверен в себе.
40. Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным или взволнованным.
41. Кто-то управляет моими мыслями.
42. Я ежедневно выпиваю необычно много воды.
43. Бывает, что неприличная или даже непристойная шутка вызывает у меня смех.
44. Счастливее всего я бываю, когда я один.
45. Кто-то пытается воздействовать на мои мысли.
46. Я люблю сказки Андерсена.
47. Даже среди людей я обычно чувствую себя одиноким.
48. Меня злит, когда меня торопят.
49. Меня легко привести в замешательство.
50. Я легко теряю терпение с людьми.
51. Часто мне хочется умереть.
52. Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что не справлюсь с ним.
53. Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.
54. К вопросам религии я отношусь равнодушно, она меня не занимает.
55. Приступы плохого настроения бывают у меня редко.
56. Я заслуживаю сурового наказания за свои поступки.
57. У меня были очень необычные мистические переживания.
58. Мои убеждения и взгляды непоколебимы.
59. У меня бывают периоды, когда из-за волнения я теряю сон.
60. Я человек нервный и легковозбудимый.
61. Мне кажется, что обоняние у меня такое же, как и у других (не хуже).
62. Все у меня получается плохо, не так, как надо.
63. Я почти всегда ощущаю сухость во рту.
64. Большую часть времени я чувствую себя усталым.
65. Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву.
66. Меня очень раздражает, что я забываю, куда кладу вещи.
67. Я очень внимательно отношусь к тому, как я одеваюсь.
68. Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем рассказы о любви.
69. Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы, переход к любым новым условиям жизни, работы, учебы кажется невыносимо трудным.
70. Мне кажется, что по отношению именно ко мне особенно часто поступают несправедливо.
71. Я часто чувствую себя несправедливо обиженным.
72. Мое мнение часто не совпадает с мнением окружающих.
73. Я часто испытываю чувство усталости от жизни, и мне не хочется жить.
74. На меня обращают внимание чаще, чем на других.
75. У меня бывают головные боли и головокружения из-за переживаний.
76. Часто у меня бывают периоды, когда мне никого не хочется видеть.
77. Мне трудно проснуться в назначенный час.
78. Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставлю его безнаказанным.
79. В детстве я был капризным и раздражительным.
80. Мне известны случаи, когда мои родственники лечились у невропатологов, психиатров.
81. Иногда я принимаю валериану, элениум и другие успокаивающие средства.
82. Среди моих близких родственников есть лица, привлекавшиеся к уголовной ответственности.
83. У меня были приводы в милицию.
84. В школе я учился плохо, бывали случаи, когда меня хотели оставить (оставляли) на второй год.

Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту

Шкала искренности Шкала нервно-психической устойчивости

Нет (-) Да (+)
Нет (-)
1, 4, 6, 8, 9, 11, 16, 17, 18, 22, 25, 31, 34, 36, 43
3, 5, 7, 10, 15, 20, 26, 27, 29, 32, 33, 35, 37, 40, 41, 42, 44, 45, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 56, 57, 59, 60, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81, 82, 83, 84
2, 12, 13, 14, 19, 21, 23, 24, 28, 30, 38, 39, 46, 54, 55, 58, 61, 68


Показатель по шкале НПУ получают путем простого суммирования положительных и отрицательных ответов, совпадающих с «ключом».

Интерпретация результатов теста

Характеристика уровней НПУ по данным анкеты «Прогноз»

29 и более - высокая вероятность нервно-психических срывов. Необходимо дополнительное медобследование психиатра, невропатолога.

14-28 - нервно-психические срывы вероятны, особенно в экстремальных условиях. Необходимо учитывать этот факт при вынесении заключения о пригодности.

13 и менее - нервно-психические срывы маловероятны. При наличии других положительных данных можно рекомендовать на специальности, требующие повышенной НПУ.

Методика определения НПУ

Оценка по 10-балльной шкале Сумма ответов по шкале НПУ Группа НПУ Прогноз
10 5 и менее высокая НПУ Благоприятный
9 6
8 7-8 хорошая НПУ
7 9-10
6 11-13
5 14-17 удовлетворит. НПУ
4 18-22
3 23-28
2 29-32 неудовлетворит. НПУ Неблагоприятный
1 33 и более

Разработана В.Ю.Рыбниковым. Она предназначена для определения уровня нервно-психической устойчивости (НПУ) у военнослужащих и позволяет выявить отдельные признаки личностных нарушений, а также оценить вероятность возникновения нервно-психических срывов. Качественный анализ ответов позволяет уточнить отдельные биографические сведения, особенности поведения и состояния психической деятельности человека в различных ситуациях.

Методика содержит 86 вопросов, на каждый из которых обследуемый должен дать ответ «да» или «нет». Результаты обследования выражаются количественным показателем (в баллах), на основании которого выносится заключение об уровне нервно-психической устойчивости и вероятности нервно-психических срывов.

Для проведения обследования необходимо иметь текст опросника и регистрационные бланки. Обследование длится около 20 минут.

Инструкция обследуемым

«Вам предлагается ответить на 86 вопросов, направленных на выявление некоторых особенностей Вашей личности. Будьте откровенны, долго не раздумывайте над содержанием вопросов, давайте естественный ответ, который первым придет Вам в голову. Помните, что нет «хороших» или «плохих» ответов. Если Вы отвечаете «да», поставьте в соответствующей клетке регистрационного бланка знак «+» (плюс), если Вы выбрали ответ «нет», поставьте знак «-» (минус). Внимательно следите за тем, чтобы номер вопроса анкеты и номер клетки регистрационного бланка совпадали. Не пропускайте высказываний».

Регистрационный бланк к анкете «Прогноз-2-02»

Ф.И.О.___________________ Дата обследования_____________

Обработка результатов выполнения методики производится с помощью специальных «ключей» (таблица 1).

Таблица 1

Обработка проводится с помощью «ключей», которые изготавливаются в количестве трех штук из прозрачной пластмассы (пленки). На пластмассу наносится сетка, совпадающая с сеткой регистрационного бланка. Прорези в каждом из «ключей» должны соответствовать номерам высказываний, сгруппированным в шкалы. Один «ключ» готовится для подсчета баллов по шкале искренности, два - по шкале нервно-психической устойчивости (для оценки положительных и отрицательных высказываний).

Обработку начинают со шкалы искренности, которая используется для оценки достоверности ответов. «Ключ» накладывается на заполненный регистрационный бланк, после чего подсчитывается количество минусов, которые видны через прорези в «ключе». Полученное число соответствует значению шкалы искренности в баллах. Если военнослужащий получил 10 и более баллов, то использовать данные анкеты не рекомендуется, а причины неискренности следует выяснить в процессе беседы, с последующим выводом об уровне нервно-психической устойчивости.

Затем подсчитывается количество совпадений с «ключом» по шкале нервно-психической устойчивости. Количество полученных военнослужащим «сырых баллов» переводят в «баллы» по таблице 2 и оценивают по таблице 3.

Таблица 2

Таблица 3

Текст анкеты «Прогноз-2-02»

1. Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что не справлюсь с ним.

2. Меня легко переспорить.

3. Я избегаю поправлять людей, которые высказывают необоснованные утверждения.

4. Люди проявляют ко мне столько сочувствия и симпатии, сколько я заслуживаю.

5. Иногда я бываю, уверен, что другие люди знают, о чем я думаю.

6. Бывали случаи, что я не сдерживал своих обещаний.

7. Временами я бываю совершенно уверен в своей никчемности.

8. У меня никогда не было столкновений с законом.

9. Я часто запоминаю числа, не имеющие для меня никакого значения (например, номера автомашин и т.п.).

10. Иногда я говорю неправду.

11. Я впечатлительнее большинства других людей.

12. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей, то как бы придает мне вес в собственных глазах.

13. Определенно судьба не благосклонна ко мне.

14. Мне часто говорят, что я вспыльчив.

15. Бывало, что я говорил о вещах, в которых не разбираюсь.

16. Я легко теряю терпение с людьми.

17. У меня отсутствуют враги, которые по-настоящему хотели бы причинить мне зло.

18. Иногда мой слух настолько обостряется, что это мне даже мешает.

19. Бывает, что я откладываю на завтра то, что можно сделать сегодня.

20. Если бы люди не были настроены против меня, я достиг бы в жизни гораздо большего.

21. В игре я предпочитаю выигрывать.

22. Часто я перехожу на другую сторону улицы, чтобы избежать встречи с человеком, которого я не желаю видеть.

23. Большую часть времени у меня такое чувство, будто я сделал что-то не то или даже плохое.

24. Если кто-нибудь говорит глупость или как-нибудь иначе проявляет свое невежество, я стараюсь разъяснить ему его ошибку.

25. Иногда у меня бывает чувство, что передо мной нагромоздилось столько трудностей, что одолеть их просто невозможно.

26. В гостях я держусь за столом лучше, чем дома.

27. В моей семье есть очень нервные люди.

28. Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставлю его безнаказанным.

29. Должен признать, что временами я волнуюсь из-за пустяков.

30. Когда мне предлагают начать дискуссию или высказать мнение по вопросу, в котором я хорошо разбираюсь, я делаю это без робости.

31. Я часто подшучиваю над друзьями.

32. В течение жизни у меня несколько раз менялось отношение к моей профессии.

33. Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов я, особенно не задумываясь, соглашался с мнением других.

34. Я часто работал под руководством людей, которые умели повернуть дело так, что все достижения в работе приписывались им, а виноватыми в ошибках оказывались другие.

35. Я безо всякого страха вхожу в комнату, где другие уже собрались и разговаривают.

36. Мне кажется, что по отношению именно ко мне особенно часто поступают несправедливо.

37. Когда я нахожусь на высоком месте, у меня появляется желание прыгнуть вниз.

38. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.

39. Мои планы часто казались мне настолько трудно выполнимыми, что я должен был отказаться от них.

40. Я часто бываю рассеянным и забывчивым.

41. Приступы плохого настроения у меня бывают редко.

42. Я бы предпочел работать с женщинами.

43. Счастливей всего я бываю, когда я один.

44. Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным.

45. Часто я вижу сны, о которых лучше никому не рассказывать.

46. Мои убеждения и взгляды непоколебимы.

47. Я человек нервный и легко возбудимый.

48. Меня очень раздражает, когда я забываю, куда кладу вещи.

49. Бывает, что я сержусь.

50. Работа, требующая пристального внимания, мне нравится.

51. Иногда я бываю так взволнован, что не могу усидеть на месте.

52. Бывает, что неприличная или даже непристойная шутка вызывает у меня смех.

53. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.

54. Иногда я принимаю валериану, элениум или другие успокаивающие средства.

55. Человек я подвижный.

56. Теперь мне трудно надеяться на то, что я чего-нибудь добьюсь в жизни.

57. Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву.

58. Бывало, что я отвечал на письма не сразу после прочтения.

59. Раз в неделю или чаще я бываю возбужденным и взволнованным.

60. Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы или учебы. Переход к новым условиям жизни, работы или учебы кажется мне невыносимо трудным.

61. Иногда случалось так, что я опаздывал на работу или свидание.

62. Голова у меня болит часто.

63. Я вел неправильный образ жизни.

64. Алкогольные напитки я употребляю в умеренных количествах (или не употребляю вовсе).

65. Я часто предаюсь грустным размышлениям.

66. По сравнению с другими семьями в моей очень мало любви и тепла.

67. У меня часто бывают подъемы и спады настроения.

68. Когда я нахожусь среди людей, я слышу очень странные вещи.

69. Я считаю, что меня очень часто наказывали незаслуженно.

70. Мне страшно смотреть вниз с большой высоты.

71. Бывало, что я целыми днями или даже неделями ничего не мог делать, потому что никак не мог заставить себя взяться за работу.

72. Я ежедневно выпиваю необычно много воды.

73. У меня бывали периоды, когда я что-то делал, а потом не знал, что именно я делал.

74. Когда я пытаюсь что-то сделать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки.

75. Думаю, что я человек обреченный.

76. У меня бывают периоды такого сильного беспокойства, что я даже не могу усидеть на месте.

77. Временами мне кажется, что моя голова работает медленнее.

78. Мне кажется, что я все чувствую более остро, чем другие.

79. Иногда совершенно безо всякой причины у меня вдруг наступает период необычайной веселости.

80. Некоторые вещи настолько меня волнуют, что мне даже говорить о них трудно.

81. Иногда меня подводят нервы.

82. Часто у меня бывает такое ощущение, будто все вокруг нереально.

83. Когда я слышу об успехах близкого знакомого, я начинаю чувствовать, что я неудачник.

84. Бывает, что мне в голову приходят плохие, часто даже ужасные слова, и я никак не могу от них отвязаться.

86. Часто, даже когда все складывается для меня хорошо, я чувствую, что мне все безразлично.

Психологи выделяют признаки нормальной здоровой личности, к которым относят:

  1. интерес к внешнему миру;
  2. наличие смысла жизни, определённой жизненной философии, которая упорядочивает, систематизирует опыт человека;
  3. существование иерархии ценностей;
  4. целостность личности, адекватность её реакций на изменение обстоятельств;
  5. сбалансированность основных нервных процессов (возбудительного и тормозного), адекватная уравновешенность корковой и подкорковой деятельности;
  6. способность к установлению душевных контактов с окружающими;
  7. соответствие поведения человека нормам и традициям, установленным в обществе;
  8. подчинение общественным целям, выбор законных средств для достижения личных целей и др.

Идеальное психическое здоровье – это не только отсутствие психических заболеваний, но и исключение каких-либо предпосылок к нему. Между идеальным психическим здоровьем и психическими болезнями существует целый ряд промежуточных состояний, характеризующихся различной степенью риска развития психической патологии.

В этом ряду находятся лица с нервно-психической неустойчивостью – это состояние психической дезадаптации, которое характеризуется склонностью к срывам оптимального функционирования и адекватного личностного реагирования в условиях нервного напряжения. Предупреждение и раннее распознавание НПН является главным звеном практической профилактической работы.

Военная служба неизбежно сопровождается значительными психическими и физическими нагрузками. Изменение ритма жизни, разлука с домом и семьей, уставной распорядок дня, регламентированный режим поведения, необходимость подчиняться, повышенная ответственность, бытовые неудобства, различные профессиональные вредности – все это предъявляет повышенные требования к состоянию психического и физического здоровья.

Военнослужащих с низкой « нервно-психической устойчивостью» (НПУ) выделяют в особую группу, так как при значительных физических и психических нагрузках у них могут произойти биологически обусловленные срывы нервной системы.

Низкая НПУ предполагает наличие у военнослужащего различных предболезненных состояний (крайние варианты психической нормы) со скрытой, невыраженной, либо умеренно выраженной, но компенсированной формой течения, обусловленные дефектами функционирования нервной системы и снижающие приспособленные возможности организма.

Все военнослужащие, в соответствии с требованиями ГОМУ ГШ ВС РФ проходят психологическое (психофизиологическое) обследование в военном комиссариате, а затем и в воинской части группой профессионального психологического отбора, в ходе которого у них определяется уровень нервно-психической устойчивости.

В соответствии с тестовыми методиками, разработанными в ГВМУ МО РФ, военнослужащие по уровню нервно-психической устойчивости делятся на 4 группы:

1 группа — лица с высокой нервно-психической устойчивостью, практически здоровые. Нервно-психические срывы маловероятны.

2 группа — лица с достаточной нервно-психической устойчивостью. Нервно-психические срывы вероятны, если военнослужащий длительное время находится в экстремальной ситуации без соответствующей помощи.
Военнослужащих 1 и 2 групп можно рекомендовать на специальности, требующие повышенной НПУ, а также выполнения задач с оружием и боеприпасами.

3 группа — лица с удовлетворительной нервно-психической устойчивостью. Нервно-психические срывы вероятны даже если военнослужащие непродолжительное время находятся в экстремальных условиях, что ограничивает использование этих военнослужащих по отдельным специальностям, либо в определённых ситуациях.

Военнослужащие этой группы не рекомендуются к несению караульной службы, ограничено годны к несению службы в составе суточного наряда. Лица 3 группы НПУ требуют индивидуальных психопрофилактических, коррекционных и воспитательных мер, после принятия которых, и только в персональном порядке, может рассматриваться вопрос о допуске их к несению службы с оружием.

4 группа — лица с неудовлетворительной нервно-психической устойчивостью. Вероятность срывов очень высока даже при умеренных психических и физических нагрузках. Командир по рекомендации психолога обязан направить этих лиц на консультацию к специалистам медицинской службы для принятия мер и решения на предмет годности к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации.

Военнослужащие 3 и 4 групп НПУ должны находится под постоянным динамическим наблюдением войсковых психологов. Один раз в полгода следует дополнительно проводить изучение и тестирование лиц с низкой нервно-психической устойчивостью, делать заключение о их текущем состоянии (снижении или повышении НПУ).

Для выявления группы НПН рекомендуется использование тестовых методик «Прогноз — 2» и «НПН — А». Все методики, применяемые для изучения личного состава, должны быть предварительно адаптированы, приведены в соответствие с законом нормального распределения и только после этого использоваться на практике.

Выявление лиц с НПН является составной частью работы командиров, из заместителей по воспитательной работе, военных психологов и врачей по изучению индивидуально-психологических особенностей личного состава, сохранению и укреплению психического здоровья военнослужащих.

Мероприятия по выявлению лиц с НПН проводятся на протяжении всего времени пребывания военнослужащих в В\ч. Опыт показывает, что основная часть военнослужащих с НПН и психическими расстройствами (до 80%) выявляется в первые 1-3 месяца после призыва, а остальные (20%) – в процессе дальнейшего прохождения службы. Все выявленные военнослужащие должны быть поставлены на динамическое наблюдение.
Для выявления военнослужащих с низкой НПН может быть использован метод изучения документов. Этот метод даст косвенные признаки НПН: психические заболевания у родителей и близких родственников, перенесенные травмы головного мозга, наблюдение у психоневролога, воспитание в неблагополучной семье, трудности в обучении, сложные отношения в коллективе, вспыльчивость, раздражительность, раннее пристрастие к алкоголю, курение, употребление наркотиков.

У военнослужащих с низкой НПУ в повседневной деятельности часто наблюдаются:

  • вялость, пониженная активность, истощаемость нервной системы, плаксивость, пониженное настроение, нарушение сна, частые жалобы на головную боль, робость, пугливость, мнительность;
  • раздражительность, вспыльчивость, импульсивность, нарушение ритма и глубины дыхания, тремор рук;
  • замедленный темп действий, навязчивые мысли и действия;
  • замкнутость, погруженность в себя, странные, порой необъяснимые поступки;

Данные признаки должны служить для командира своеобразным сигналом для проведения дополнительного обследования с помощью тестовых методик и других методов психодиагностики.
Работа с военнослужащими групп с НПН требует комплексного подхода и постоянного взаимодействия командиров, врачей, психологов.



Вверх