Презентация "Когда наступит лето?" презентация к уроку по окружающему миру (1 класс) на тему. Что мы узнали

Тема

Когда наступит лето?

Цель

сформировать представление о годовом цикле – временах года, месяцах, их последовательности.

Задачи

Образовательные задачи урока:

    Обобщить и систематизировать знания детей о временах года.

    Дать представление о годовом цикле – временах года, месяцах, их последовательности.

    Учить выделять характерные признаки времён года.

Развивающие задачи урока:

    Развивать познавательный интерес, устную речь учащихся.

    Развивать наблюдательность, умение анализировать, обобщать и делать выводы.

    Развивать коммуникативные навыки, умение работать в паре.

Воспитательные задачи урока:

Воспитание чувства прекрасного через наблюдение за каждым временем года.

Планируемый результат

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): научатся анализировать схему смены времен года и месяцев; соотносить время года и месяцы; характеризовать природные явления в разные времена года; получат возможность научиться находить несоответствие природных явлений на иллюстрациях учебника; выдвигать предположения и доказывать их; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): использовать различные способы поиска (в справочных источниках и учебнике), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; определять общую цель и пути ее достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться):

Познавательные: общеучебные – осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о зависимости природных явлений от смены времен года; логические – осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, рассказов, сказок и т. д.).

Регулятивные: ориентирование в учебнике и рабочей тетради; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Личностные: осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; согласовывать свои действия с партнером; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия; строить понятные речевые высказывания.

Межпредметные связи

Русский язык, технология

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

А.А.Плешаков Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 2ч.

А.А.Плешаков Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь № 2

Клей, ножницы, цветные карандаши

Электронное приложение

Презентация к уроку

Организация пространства

Фронтальная работа, групповая работа

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (1мин)

Цели:

Актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Уточнить тип урока;

Проговаривают девиз урока, определяют тип урока.

Организует проговаривание правил поведения на уроке.

Организует проговаривание девиза урока.

Организует уточнение типа урока.

Звенит звонок, зовёт звонок,

Пора нам начинать урок.

Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу.

Что вы ожидаете от сегодняшнего урока? Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся, а насколько - посмотрим в конце урока (получить новые знания, справиться со всеми заданиями, помочь своему товарищу и т.д.)

Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь - слушай»

Значит, чему будет посвящён урок? (Изучению нового).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. (5 мин)

Цели:

Организовать повторение и закрепление полученных ранее знаний

Учитель: Давайте вспомним,

О чём мы говорили на прошлом уроке?

Муравьишка Вопросик хочет проверить, как вы запомнили пройденный материал

1.Беседа

Братцев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом.

Попрощается последний-

Появляется передний. (Дни недели .)

2.Игра «Какой день недели?»

Какой сегодня день недели?

Какой день недели был вчера?

Какой день недели будет завтра?

Когда придет суббота?

Игра «Неделька»

Раздать карточки с названием дней недели детям, вызвать к доске и по команде «Неделька становись!» дети должны встать по порядку.

Пятн.

Понед.

Четв.

Вторн.

Воскрес.

Суббот.

Когда придет суббота

I I I. Формулирование темы урока, постановка цели (5 мин)

Цели:

Организовать формулирование темы урока учащимися;

Организовать постановку цели урока учащимися.

Отвечают на вопросы учителя и выставляют на доске первые буквы отгадок.

С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель урока.

Организует повторение изученного.

Организует формулирование темы урока учащимися.

Организует постановку цели, формулировку темы урока учащимися.

Узнал нетерпеливый Муравьишка, когда придёт суббота и захотелось узнать, а что, догадаемся из кроссворда, который нам приготовил.

Слайд 1.

1.Яркое, круглое, светит днем.

2.Летом он длиннее, а зимой короче.

3.С приходом лета они появились на лугах, в садах на клумбах.

4.Он подает с неба маленькими капельками

Так что же хочет узнать Муравьишка? (Когда же наступит лето?) Давайте определим тему нашего урока.

Определить тему урока. Тема урока на доске.

Цель нашего урока. (узнать когда наступит лето)

Называют время года- лето.

Ответы детей.

Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД ).

(Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

III. Реализация построенного поекта. (10 мин)

Цели:

Реализовать построенный проект в соответствии с планом;

Зафиксировать новое знание в речи и знаках;

Организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

Уточнить тему урока.

Физминутка

IV . Первичное закрепление с проговариванием внешней речи.

(6 мин)

Цель:

- организовать усвоение учениками нового

VIII . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

(5 мин)

Цели:

Зафиксировать новое содержание урока ;

Рассматривают фотографии на презентации. Слушают, вступают в диалог с учителем.

Организует работу по учебнику стр.16-17.

Организует работу по формированию умений делать выводы.

Побежал он к Мудрой Черепахе и спросил у неё, а она ему отвечает: «Сегодня мы вместе с тобой и с ребятами побываем в гостях у старика-годовика и найдём ответ на твой вопрос».

Дети, для того, чтобы дать правильный и точный ответ на этот вопрос, получше и подробнее познакомиться с временами года. И в конце урока мы должны дать ответ Муравьишке:

Когда же наступит лето?

А сейчас отправимся в путешествие – в путешествие по временам года.

У каждого ученика «волшебные годовые круги».

Слайд 2.

Положите перед собой круг.

Это волшебный круг, а его хозяин старик-годовик. Послушайте сказку о нём.

«Старик-годовик» Слайд 3

Вышел старик-годовик. Стал махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим именем. Махнул старик-годовик первый раз, и полетели первые три птицы. Стало холодно. Пошёл снег.

Махнул старик-годовик второй раз. Полетела вторая тройка. Снег начал таять, на полях появились первые цветы.

Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно…

Махнул старик-годовик четвёртый раз – и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь. (В.И.Даль)

Кто запомнил, что случилось, когда старик-годовик махнул первый раз рукавом? (Стало холодно, пошёл снег)

Какое это время года? (Зима) Слайд 4-6.

Раскрасьте полоски, где написано слово «зима» голубым карандашом.

Кто знает, что это за птиц выпустил старик-годовик? (Это зимние месяцы) Назовите их. (Декабрь, январь, февраль)

Когда старик-годовик махнул второй раз, что случилось в природе? (Стал таять снег, появились первые цветы)

Какое это время года? (Весна) Слайд 7-8.

Раскрасьте полоски, где написано слово «весна» зелёным карандашом.

Каких трёх птиц старик выпустил второй раз? (Весенние месяцы: март, апрель, май)

Третий раз махнул старик-годовик, стало совсем жарко и душно. Что наступило? (Лето) Слайд 9-10

Полоски со словом «лето» раскрасьте жёлтым цветом.

Каких трёх птиц выпустил старик-годовик летом? (Летние месяцы: июнь, июль, август)

Кончится лето и четвёртый раз махнёт старик-годовик рукавом, станет дождливо, холодно. Что это за время года? (Осень) Слайд 11-13

Раскрасьте полоски со словом «осень» оранжевым цветом.

Каких птиц он выпустит осенью? (Осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь)

Почему не будет старик-годовик махать пятый раз? (Потому что в природе всего 4 времени года)

Слайд 14.

После осени опять наступит зима, опять полетят первые три птицы – декабрь, январь, февраль, и опять всё пойдёт по кругу, как стрелочки на часах, слева направо. Покажите пальчиком это круг.

Почему эта схема называется годовым кругом? (Времена года идут друг за другом так, что получается круглый год. А за одним годом наступает следующий и так без конца.)

Физкультминутка.

Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали. (ходьба на месте)
Вверх на солнце посмотрели,
И всех нас лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети. (присесть на корточки)
А потом мы дружно встали –
Великанами все стали. (потянуться на носочках)

а)Игра «Бывает – не бывает».

Хлопайте, если не бывает.
Осенью: листопад, дождь, жара, капель.
Зимой: гроза, снег, метель, гололёд, пурга.
Весной: гроза, ледоход, подснежник, листопад.
Летом: гроза, капель, радуга, вьюга, жара.

1.Работа по учебнику.

Откройте учебники на стр. 11 Вопросик нарисовал картины. Всё ли верно он изобразил? Докажите.

Печатная тетрадь (?)

Отгадайте загадки

Тройка – тройка прилетала,
Скакуны в той тройки белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица
Как махнула рукавом,
Всё покрылось серебром. (Зима)

Слайд 15.

Какие признаки зимы вы знаете? (Солнышко светит, но не греет. Земля замерзает и покрывается снегом. Водоёмы сковывает лёд. День зимой короткий, а ночь длинная. Звери спят в норках.)

Пришла, улыбнулась – утихли метели,
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды.
Наряд белоснежный надели сады.
Взревев, за работу взялись трактора.
А птицы пропели: «Вить гнёзда пора!» (Весна)

Слайд 16

Какие признаки весны вы можете назвать? (Весной солнышко не только светит, но и греет. Снег тает, бегут ручьи, появляются первые цветы, дни становятся длиннее, а ночь короче. Природа просыпается и оживает.)

Оно за весною к нам в гости идёт,
С собою приносит немало забот.
Горячие долгие дарит деньки.
Чтоб зрели скорей на полях колоски.
Велит нам обильный собрать урожай.
Румяный, душистый испечь каравай. (Лето)
Слайд 17

Как же нам узнать лето? (Становится очень жарко. Цветет много растений. День становится ещё длиннее, а ночь совсем короткая.)

Дети, лето - это еще и ягодная пора.

Лето угощает щедро, но чтобы лес не обеднел, бери у него одни ягоды, не вырывай с корнем кустики. Может быть, по этому лесу и полям ходила твоя бабушка, прабабушка или прапрабабушка. Триста лет может жить кустарник черники. Так пусть он живет все времена!

Представьте, что вы сидите на лесной полянке, вокруг много красивых цветов, спелых ягод, бежит маленький ручеек, вы затихаете и слышите…(запись "Пение птиц")

Что же вы услышали? (Ответы).

Правильно ребята это птицы. Слайд 18

Слайд 19

Прошла по лугам, по лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам.
Упрятала их в погреба, в закорма.
Сказала: «За мною нагрянет зима». (Осень)
- Что же происходит в природе осенью?

(Солнышко греет меньше. На улице холодает. Дни становятся короче, а ночь длиннее. Опадают листья на деревьях и кустарниках, желтеет и вянет трава. Звери готовятся к зиме, улетают птицы в тёплые края, насекомые прячутся в укромные места.)

* У каждого ученика лист с названиями месяцев.

Слайд 20

Давайте пронумеруем месяцы по порядку их следования. Назовите зимние месяцы, весенние, летние, осенние.

Раскрасьте тот листик с месяцем, где написано название месяца, в котором вы родились.

Поднимите руку, кто родился зимой (раскрасить листик синим цветом); кто родился весной (зелёным цветом); кто родился летом (жёлтым цветом); кто родился осенью (оранжевым цветом или красным). - Раскрасьте тот листик с месяцем, где написано название месяца, в котором вы родились.

Знать достопримечательности, историю своего села.

Уметь составлять устный рассказ.

Осуществляют профилактику утомления. активно участвуют в физкультминутке

Отгадывают загадки.

Отвечают на вопросы

Отгадывают загадки.

Отвечают на вопросы.

(Коммуникативные УУД).

(Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цели:

Зафиксировать новое содержание урока;

Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя.

По схеме рассказывают, что узнали, знают, смогли.

Организует фиксирование содержания.

Организует рефлексию.

Организует самооценку учебной деятельности.

Посмотрите на доску и продолжите цепочки

Слайд 21

Дни недели: понедельник…

Времена года: весна…

Весенние месяцы: март..

Летние месяцы: июнь..

Зимние месяцы: декабрь…

Сколько месяцев в каждом времени года?

Какое время года наступает после весны?

Прочитаем слова Мудрой Черепахи, вывод сегодняшнего урока.

Слайд 22

Зима, весна, лето, осень-это четыре времени года. В году двенадцать месяцев. Первый-январь. Последний-декабрь.

Как же нам ответить Муравьишке, когда наступит лето?

Выберите фразеологизм или пословицу которые характеризуют вашу работу сегодня

Шевелить мозгами

Краем уха

Хлопать ушами

(Лето наступит, когда закончится зима и пройдёт весна)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД ).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД ).

Цели: формировать представления о годовом цикле - временах года, месяцах, их последовательности, учить выделять характерные признаки времен года

Оборудование:

  • учебник А.А.Плешаков «Мир вокруг нас»;
  • Рабочая тетрадь к учебнику 1 класса «Мир вокруг нас» А.А.Плешаков;
  • тетрадь не печатной основе А.А.Плешаков «Проверим себя. 1 класс»;
  • картинки с изображением Муравьишки и Мудрой Черепахи;
  • цветные фишки: синяя, зелёная, жёлтая, оранжевая;
  • листы с днями недели; с месяцами;
  • «волшебные годовые круги», цветные карандаши;
  • картинки с изображением времён года;
  • карточки из Приложения «Рабочей тетради» с изображениями времён года;
  • кленовые листочки, веточки мимозы, снежинки, ромашки (для подарков учащимся)

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

2. Повторение изученного материала.

А) - Выполним задание в тетради «Проверим себя» на стр.26-27.

(Тетрадь на печатной основе А.А.Плешаков «Проверим себя. 1 класс»)

Б) - Расставьте цифры от 1 до 7, соответствующие дням недели.

* У каждого ученика лист с днями недели.

Среда

Пятн.

Понед.

Четв.

Вторн.

Воскрес.

Суббот.

3. Сообщение тему урока.

Узнал Муравьишка, когда придёт суббота, но вдруг он подумал: «А когда же наступит лето? Ведь у ребят каникулы?»

Побежал он к Мудрой Черепахе и спросил у неё, а она ему отвечает: «Сегодня мы вместе с тобой и с ребятами побываем в гостях у старика-годовика и найдём ответ на твой вопрос».

4. Работа по теме урока.

* У каждого ученика «волшебные годовые круги».

Положите перед собой круг. Это волшебный круг, а его хозяин старик-годовик. Послушайте сказку о нём.

«Старик-годовик»

Вышел старик-годовик. Стал махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим именем. Махнул старик-годовик первый раз, и полетели первые три птицы. Стало холодно. Пошёл снег.

Махнул старик-годовик второй раз. Полетела вторая тройка. Снег начал таять, на полях появились первые цветы.

Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно…

Махнул старик-годовик четвёртый раз – и полетели ещё три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь. (В.И.Даль)

Рисунок 1

* На доску вывешивается картинка с изображением зимы.

Кто запомнил, что случилось, когда старик-годовик махнул первый раз рукавом? (Стало холодно, пошёл снег)

Какое это время года? (Зима)

Раскрасьте полоски, где написано слово «зима» голубым карандашом.

Кто знает, что это за птиц выпустил старик-годовик? (Это зимние месяцы) Назовите их. (Декабрь, январь, февраль)

* На доску вывешивается картинка с изображением весны.

Когда старик-годовик махнул второй раз, что случилось в природе? (Стал таять снег, появились первые цветы)

Какое это время года? (Весна)

Раскрасьте полоски, где написано слово «весна» зелёным карандашом.

Каких трёх птиц старик выпустил второй раз? (Весенние месяцы: март, апрель, май)

* На доску вывешивается картинка с изображением лета.

Третий раз махнул старик-годовик, стало совсем жарко и душно. Что наступило? (Лето)

Полоски со словом «лето» раскрасьте жёлтым цветом.

Каких трёх птиц выпустил старик-годовик летом? (Летние месяцы: июнь, июль, август)

* На доску вывешивается картинка с изображением осени.

Кончится лето и четвёртый раз махнёт старик-годовик рукавом, станет дождливо, холодно. Что это за время года? (Осень)

Раскрасьте полоски со словом «осень» оранжевым цветом.

Каких птиц он выпустит осенью? (Осенние месяцы: сентябрь, октябрь, ноябрь)

Почему не будет старик-годовик махать пятый раз? (Потому что в природе всего 4 времени года)

После осени опять наступит зима, опять полетят первые три птицы – декабрь, январь, февраль, и опять всё пойдёт по кругу, как стрелочки на часах, слева направо. Покажите пальчиком это круг. И за одним годом наступает следующий год и так без конца.

Откройте учебники на стр. 70 и приготовьте карточки с изображением времён года.

Отгадайте загадки и положите нужную картинку на годовой круг.

Тройка – тройка прилетала,
Скакуны в той тройки белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица
Как махнула рукавом,
Всё покрылось серебром.
(Зима)

Какие признаки зимы вы знаете? (Солнышко светит, но не греет. Земля замерзает и покрывается снегом. Водоёмы сковывает лёд. День зимой короткий, а ночь длинная. Звери спят в норках.)

Пришла, улыбнулась – утихли метели,
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды.
Наряд белоснежный надели сады.
Взревев, за работу взялись трактора.
А птицы пропели: «Вить гнёзда пора!»
(Весна)

Какие признаки весны вы можете назвать? (Весной солнышко не только светит, но и греет. Снег тает, бегут ручьи, появляются первые цветы, дни становятся длиннее, а ночь короче. Природа просыпается и оживает.)

Оно за весною к нам в гости идёт,
С собою приносит немало забот.
Горячие долгие дарит деньки.
Чтоб зрели скорей на полях колоски.
Велит нам обильный собрать урожай.
Румяный, душистый испечь каравай.
(Лето)

Как же нам узнать лето? (Становится очень жарко. Цветет много растений. День становится ещё длиннее, а ночь совсем короткая. Люди собирают урожай.)

Прошла по лугам, по лесам, по полям.
Припасы она заготовила нам.
Упрятала их в погреба, в закорма.
Сказала: «За мною нагрянет зима».
(Осень)

Что же происходит в природе осенью? (Солнышко греет меньше. На улице холодает. Дни становятся короче, а ночь длиннее. Опадают листья на деревьях и кустарниках, желтеет и вянет трава. Звери готовятся к зиме, улетают птицы в тёплые края, насекомые прячутся в укромные места.)

Скажите, какое сейчас время года? (…) Накройте на годовом круге его синий фишкой.

Посмотрите на годовой круг и скажите, какое время года было до него? (…) Накройте его оранжевой фишкой.

А какое время года будет после зимы? (Весна) Накройте его зелёной фишкой.

Как же нам ответить Муравьишке, когда наступит лето? (Лето наступит, когда закончится зима и пройдёт весна)

Выполним задание в «Рабочей тетради» на стр.30 № 2.

5. Физкультминутка.

Мы немножко отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали. (ходьба на месте)
Вверх на солнце посмотрели,
И всех нас лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети. (присесть на корточки)
А потом мы дружно встали –
Великанами все стали. (потянуться на носочках)

6. Работа по теме урока (продолжение).

Отгадайте загадку:

Двенадцать братьев разно называются
И разными делами занимаются.
(Месяцы года)

* У каждого ученика лист с названиями месяцев.

Рисунок 2

Давайте пронумеруем месяцы по порядку их следования. Назовите зимние месяцы, весенние, летние, осенние.

Раскрасьте тот листик с месяцем, где написано название месяца, в котором вы родились.

Поднимите руку, кто родился зимой (раскрасить листик синим цветом); кто родился весной (зелёным цветом); кто родился летом (жёлтым цветом); кто родился осенью (оранжевым цветом или красным).

Рассмотрите верхний рисунок в учебнике на стр. 71. Скажите, в какое время года носят такую одежду? (Летом, осенью, зимой)

Посмотрите, на стр.71 Муравьишка нарисовал картинки. Он очень старался, но кое-что перепутал. Найдите ошибки. (…)

Ребята, а вот Мудрая Черепаха придумала вот какие условные знаки для каждого времени года на стр. 70. Догадайтесь, какому времени года соответствует каждый знак. Почему? (Весна – распускается много цветов, лето – светит ярко солнце, осень – часто идут дожди, зима – бывает снег.)

Прочитаем слова Мудрой Черепахи, вывод сегодняшнего урока.

Игра «Бывает – не бывает».

Хлопайте, если бывает; топайте, если не бывает.
Осенью: листопад, дождь, иней, капель.
Зимой: гроза, снег, метель, гололёд, пурга.
Весной: гроза, ледоход, подснежник, листопад.
Летом: гроза, капель, радуга, вьюга, жара.

7. Итог урока.

Какие времена года вы знаете? (Зима, весна, лето, осень)

Назовите зимние месяцы, весенние месяцы, летние месяцы, осенние месяцы.

Старик-годовик приготовил вам подарок: тем, кто родился осенью, он дарит кленовый листочек, кто родился зимой – снежинку, кто родился весной – веточку мимозы, а кто родился летом - ромашку.

* Дети выходят к доске по временам года и получают подарки.

Выполнить задание в «Рабочей тетради» на стр. 29 -30 № 1, №3.

Презентация к уроку окружающего мира, 1 класс УМК «Школа России» Автор: Никифорова Наталья Васильевна, учитель начальных классов МКОУ «Гремяченская СОШ» Хохольского района, Воронежской области

«Когда наступит лето?»

Ребята, Мудрая Черепаха сказала, что сегодня на уроке мы узнаем, про разные времена года. А что это такое?

А вот послушайте загадку:

Четыре ковра рукодельницы ткут

Один за другим их на землю кладут.

Белый, зелёный, пёстрый жёлтый

Ответ здесь мудрёный, его нашёл ты?

жми на вопрос

Времена года

Красна девица идёт,

Ярко солнышко ведёт,

А старушка-холодушка

Перед ними пятится,

В глушь лесную прячется.

Можно купаться и рыбу ловить,

Можно по лесу с корзиной бродить,

Бегать по лужам под дождиком тёплым

И не бояться до нитки промокнуть.

Белоснежная хозяйка

Всё укроет одеялом,

Всё разгладит, приберёт,

А потом земле усталой

Колыбельную споёт.

Прошла по лугам, по лесам, по полям. Припасы она заготовила нам. Припрятала их в погреба, в закрома. Сказала: «За мною нагрянет зима».

Отгадайте загадки, жмите снова на загадку, чтобы проверить себя.

Ребята, а ещё Мудрая Черепаха сказала, что сегодня на уроке мы узнаем про месяцы.

А что это такое?

А вот послушайте загадку:

Двенадцать братьев

Разно называются

И разными делами

Занимаются?

жми на вопрос

Месяцы года

Угадайте зимние месяцы.Чтобы проверить себя, нажимайте на загадку.

Назовите-ка ребятки, Месяц в этой-вот загадке, Дни его всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи, На поля и на луга До весны легли снега. Только месяц наш пройдет, Мы встречаем Новый Год.

По счёту первым он идёт, С него начнётся новый год. Открой скорее календарь, Читай!

Написано - ...

Последний зимний

месяц жаль, Короткий самый

Угадайте весенние месяцы.Чтобы проверить себя, нажимайте

на загадку.

Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад-

Заглянул к нам

Мишка вылез из берлоги,

Грязь и лужи на дороге,

В небе жаворонка трель-

В гости к нам

Зеленеет даль полей,

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это?

Тёплый, длинный-длинный день.

В полдень - крохотная тень.

Зацветает в поле колос,

Жаркий, знойный,

Душный день.

Даже куры ищут тень.

Началась косьба хлебов,

Время ягод и грибов.

Месяц тёплый, щедрый, славный,

Он считает себя главным -

Так как на дары богат,

Урожаю каждый рад.

Угадайте летние месяцы.Чтобы проверить себя, нажимайте

на загадку.

сентябрь

Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем!

Королева наша, Осень,

У тебя мы дружно спросим:

Детям свой секрет открой,

Кто слуга тебе второй?

Поле чёрно-белым стало:

Падает то дождь, то снег.

А ещё похолодало -

Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц, подскажи?

Угадайте осенние месяцы.Чтобы проверить себя, нажимайте

на загадку.

Ребята, помогите расположить правильно времена года, начиная с весны.

Угадайте, какое время года на картинке.

Чтобы проверить себя, нажимайте на картинку.

Ребята, расположите правильно

месяцы года.

весенние

сентябрь

Ребята, я понял, что времена года идут друг за другом так, что получается круглый год, причём за одним годом наступает следующий. И так без конца.

Всё правильно, Муравьишка. Какое сейчас время года? Какое время года было до него. А какое будет после? Так вот теперь ответь на вопрос

«Когда наступит лето?“»

жми на вопрос

В какое время года носят такую одежду?

В какое время года носят такую одежду?

В какое время года носят такую одежду?

Спасибо, дети,

Учитель Времена года Лето Весна Осень Зима Загадки Месяцы Загадки

Рисунки на слайде 11 сканирован с учебника А.А.Плешакова «Окружающий мир», 1 класс, часть 1

Времена года Времена года Одежда Одежда Одежда

Интернет источники

Ласковое летнее солнце, теплую погоду, обилие свежих фруктов и ягод приносит с собой лето. Это время года - самое приятное, ведь можно отправиться на море, плескаться в соседней речке, гулять в лесу, до позднего вечера играть с приятелями во дворе! Но как понять, когда наступит лето?

Лето по календарю

Календарь уже давно стал для нас привычным предметом, без которого очень трудно обойтись в повседневной жизни. Наверное, все знают, что календарный год состоит из 12 месяцев или четырех сезонов: зимы, весны, лета и осени. Каждый сезон, в свою очередь, состоит из трех месяцев.

Увидев на календаре 1 июня, мы понимаем, что пришло лето, которое продлится три месяца. Многие люди в этот период берут отпуска, чтобы отдохнуть в южных странах, у школьников начинается пора самых длинных каникул.

Календарь был изобретен много лет назад, но выглядел он совсем не так, как современный. При археологических раскопках ученые находили глиняные, деревянные, каменные и даже мраморные календари, сделанные много веков назад. В Древней Руси календари были бумажными, рукописными, и больше походили на книги, в которых сообщались различные важные сведения.

Рис. 1. Древний календарь.

Признаки лета

Весна закончилась, а световой день продолжает удлиняться: дни становятся более длинными, а ночи - короткими. В природе происходят важные изменения, которые зависят только от одного фактора - усиления тепла. Летнее солнце пригревает сильнее, посылая свои лучи на землю.

После холодов все соскучились по теплому солнышку, но оно может и навредить! Чтобы не получить солнечный удар, выходя на улицу летом нужно обязательно надевать легкий головной убор: кепку или панамку.

Рис. 2. Летний головной убор.

Давайте узнаем, как меняется погода и окружающий мир по летним месяцам:

ТОП-3 статьи которые читают вместе с этой

  • Июнь - первый летний месяц. Солнце поднимается очень рано, и, высоко поднявшись над горизонтом, начинает припекать. Небо чистое и голубое, лишь изредка по нему проплывают небольшие облака. Световой день продолжает удлиняться. В садах созревают первые фрукты и ягоды, на полях царит разнотравье.
  • Июль - самый сухой и самый жаркий летний месяц. Днем уже в первой половине становится очень жарко, и долгожданная прохлада не наступает даже ночью. Под палящим ярким солнцем высыхают небольшие ручейки, в прудах и крупных реках уменьшается уровень воды.

В июле чаще могут свирепствовать грозовые ураганы. К счастью, длятся они совсем недолго, и уже спустя полчаса травы и листва искрятся под ярким солнцем.

  • Август - последний летний месяц. Световой день начинает заметно сокращаться, а ночи становятся более прохладными. Солнце перестает «жарить», грозы случаются все реже. К концу августа завершается купальный сезон, вода в озерах, речках и морях начинает постепенно остывать. Август - щедрый месяц, который дарит множество фруктов, ягод, овощей.

Рис. 3. Летний урожай фруктов.

Что мы узнали?

При изучении темы «Когда наступит лето?» по программе окружающего мира 1 класса мы узнали, как распознать приход лета. Ориентироваться можно по обычному календарю, а можно внимательно понаблюдать за природой, чтобы понять, что наступил самый теплый сезон в году.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 90.

Урок окружающего мира. Тема: Когда наступит лето?

Цель: способствовать формированию представлений учащихся о годовом цикле- временах года, месяцах; формированию знаний о характерных признаках каждого времени года и умению их отличать друг от друга по этим признакам.

Задачи:

    познакомить детей с временами года и месяцами, способствовать формированию умения использовать приобретённые знания в жизни;

    создание условий для развития познавательных процессов учащихся при помощи мультимедийной презентации;

    способствовать развитию памяти, мышления, творческих способностей учащихся;

    воспитывать самостоятельность и ответственность и умение взаимодействовать друг с другом.

Оборудование: учебник (А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 1 класс), рабочая тетрадь (А.А.Плешаков.), тесты, раздаточный материал, иллюстрации времён года, календари, фишки, сигнальные карточки для оценивания, цветные карандаши.

Ход урока
    Организационный момент.

Урок окружающего мира. Проверьте всё ли готово к уроку.

Наши друзья – Мудрая Черепаха и Муравьишка-Вопросик уже ждут нас.

    Повторение (Актуализация знаний).

Ребята, Мудрая Черепаха загадала Муравьишке загадку, а он не знает, как её отгадать. Давайте ему поможем.

    Что за птицы прилетают?
    По семёрке в каждой стае.
    Вереницею летят,
    Не воротятся назад. (Дни недели).

Муравьишка приготовил для вас тест по теме: дни недели, время. Работать нужно дружно в группах.

С какой целью вы будете выполнять это задание?

Какой сегодня день недели? – раскрасьте красным цветом.

Какой день был вчера? – раскрасьте синим цветом.

Какой день будет завтра? – раскрасьте зелёным цветом.

Соедини стрелками:

настоящее это то, что сейчас
прошлое это то, что было
будущее это то, что будет

Самопроверка. Оценивание работы.

Я рада, что вы хорошо запомнили дни недели и время.

    Постановка целей и задач урока.
- Сегодня мы продолжим разговор о времени. Посмотрите, что я принесла на урок? (календари) - А что можно узнать по календарю? - Муравьишка посмотрел на календарь и захотел узнать: когда же лето? - Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Открывается на доске). - Чему мы будем учиться на уроке – узнаем в учебнике – с. 10. - А так же будем учиться сравнивать, запоминать, совместно работать, оценивать себя и других. IV. Работа по теме урока.
    Рассказ о календарях.
- Календари – это довольно привычные для нас предметы. В таком виде они существуют совсем недавно. - Послушайте сообщение о том, какие календари были раньше. - С какой целью вы будете слушать сообщение? (Узнать какие были раньше календари). Подготовленный ученик . При раскопках учёные археологи находили древние каменные и глиняные календари, сделанные много веков назад. Был найден мраморный календарь, на котором указывались месяцы, недели и дни. Знаменитый Робинзон Крузо, попав на необитаемый остров, сделал календарь на стволе дерева. Каждый прошедший день он отмечал зарубкой. В Древней Руси календари делали уже из бумаги. Календари были рукописные, без отрывных листочков, они были похожи на книги. В них сообщались разные сведения, связанные с астрономией и счётом времени. - Что нового и интересного узнали из этого сообщения? Оценивание учащегося.(Самооценка, оценивание учащимися, учителем). Ф и з к у л ь т м и н у т к а.
    Времена года.
- Отгадайте загадки о временах года. - Подумайте, с какой целью выполним это задание. (Определить о каком времени года идёт речь). Подготовленный ученик .
    Снег на полях,
    Лед на реках,
    Вьюга гуляет.
    Когда это бывает? (Зимой).
    Тает снежок,
    Ожил лужок,
    День прибывает.
    Когда это бывает? (Весной).
    Солнце печет,
    Липа цветет,
    Рожь поспевает.
    Когда это бывает? (Летом).
    Пусты поля,
    Мокнет земля,
    Дождь поливает.
    Когда это бывает? (Осенью).
- Итак, сколько всего времён года? Работа с учебником. - Рассмотрите внимательно годовой круг в учебнике. - Какое сейчас время года? Найдите его на годовом круге. - Посмотрите, какое время года было до него. - А какое будет после? - Теперь давайте ответим на вопрос Муравьишки: «Когда наступит лето?» -- Прочитайте вывод Мудрой черепахи. (Времена года идут друг за другом так, что получается круглый год, причем за одним годом наступает следующий. И так без конца.) - Закрепим изученный материал – поиграем в игру «Времена года». - Послушайте правила игры: Каждая группа получает картинки с изображением времён года. Вам нужно правильно построиться, начиная 1 группа - с весны; 2 группа – с зимы; 3 группа - с лета; 4 группа – с осени. - С какой целью будем выполнять это задание? (Учиться определять последовательность времён года). Оценивание работы учащихся. Игра «Исправь ошибку». - Муравьишка очень любит рисовать. Но в своих рисунках он допустил ошибки. - Ваша задача? (Определить какие ошибки он допустил). Ф и з к у л ь т м и н у т к а.
    Месяцы.

Работа с учебником (с. 10).

Продолжим работу со схемой. Что можно ещё определить по годовому кругу?

Вам нужно внимательно рассмотреть годовой круг и самостоятельно подготовить ответы на вопросы (на слайде):

Сколько месяцев в году?

Сколько месяцев в каждом времени года?

Назови летние месяцы.

Назови осенние месяцы.

Назови зимние месяцы.

Назови весенние месяцы.

Самооценка, оценивание учащимися, учителем монологических ответов.

Творческая работа в группах.

(Рабочая тетрадь с. 10, № 3, № 4).

С какой целью будете выполнять задание? (Закрепить изученный материал).

Самопроверка (по ноутбуку №4)), самооценка, оценка работы групп.

Отчёт групп о проделанной работе по № 3.

Оценивание работы групп.

V . Подведение итогов урока (рефлексия).

На какой вопрос мы отвечали на уроке? (Когда наступит лето.)

Что нового узнали на уроке? Чему научились?

Всё зима… А где же лето?
Звери, птицы! Жду ответа!
- Лето, -
Ласточка считает, -
Очень скоро прилетает.
Лету нужно торопиться,
И оно летит, как птица! 8. Практическая работа.

Работа с недельным кругом.

– Какой сегодня день недели? Раскрасьте красным цветом.

– Какой день недели был вчера? Раскрасьте синим цветом.

– Какой день будет завтра? Раскрасьте зелёным цветом.

– Назовите все дни недели по прядку.

– А теперь послушайте, почему так называются дни недели.

– Итак, если сегодня ……, когда же наступит суббота?

9. Беседа на тему: «Когда наступит лето?»

Узнал Муравьишка Вопросик, когда наступит суббота, и подумал: «Интересно, а когда наступит лето?» Этого он не знал. Попробуем Вопросику помочь. Мудрая Черепаха снова приготовила загадку.

Ежегодно приходят к нам в гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвёртый плачет. (Времена года)

– Какие времена года вы знаете?

Вывод (на экране):

Первой к нам зима идёт,
Новый год она ведёт.
За зимой – второй – весна.
Говорят: «Весна-красна».
Третьим – лето всё в цветах
И с малиной на кустах.
А четвёртой – осень…
Лес наряд свой сбросил.

10. Игра «Узнай время года».

Дети работают с годовым кругом.

Отгадать, о каком времени года говорится в стихотворении, и закрасить нужным цветом.

Зима – голубой цвет, весна – зелёный, лето – красный, осень – жёлтый.

Холодно берёзе,
Холодно осине.
Даже белка в шубе
На морозе стынет.
Только зимородок
На мороз не ропщет –
В полынье холодной
Крылышки полощет. (Зима)

Стали дождиком метели,
На дворе звенят капели.
На реке растаял лёд.
Воробей из лужи пьёт,
И снегурочка по небу
Белым облаком плывёт. (Весна)

Красным зовётся,
Платье в цветах,
Ягодой сладкой
Зреет в лесах.
Дождиком тёплым
По саду идёт,
Иволгой звонкой
На ветке поёт. (Лето)

Потемнели ветки,
От воды туман.
Гонит тучи ветер
Из далёких стран.
Лето на излёте,
Лес промок насквозь.
Ищет на болоте
Клюкву старый лось. (Осень)

Отгадав загадки, дети называют основные признаки каждого времени года.

– Итак, сколько же всего времён года?

– Какое сейчас время года? Найдите его на годовом круге.

– Какое время года было до него?

– Какое будет после него?

– Скажите Вопросику, когда же наступит лето?

11. Работа по учебнику.

– В разные времена года носят разную одежду. Рассмотрите рисунок, на котором Муравьишка одет в различную одежду. Найдите, как он одет зимой, весной, летом, осенью. Почему надо одеваться именно так?

12. Беседа о месяцах.

– Мудрая Черепаха приготовила ещё одну загадку.

Двенадцать братьев
Друг за другом ходят,
Друг друга не обходят. (Месяцы года)

Работа с годовым кругом.

– Сколько месяцев в году?

– Сколько месяцев в каждом времени года?

– А теперь слушаем стихотворение и подписываем названия месяцев на годовом круге.

Зовём мы зимнею порой
Декабрь, январь, февраль,
Когда снежинок белый рой
Летит куда-то вдаль.

За февралём приходит март,
За ним апрель и май.
В лесу и в поле слышен гвалт
Весенних птичьих стай.

За маем лето на порог
Июнь к нам приведёт.
Июль подарит ягод сок,
А месяц август – мёд.

За летом осени ансамбль
Исполнит танец свой,
Сентябрь, октябрь, потом ноябрь
Засыпят сад листвой.

Снежок роняя на ходу,
Зима придёт опять.
Двенадцать месяцев в году,
И всех их надо знать.

– Назовите зимние месяцы, весенние месяцы, летние, осенние.

– В каком месяце у тебя день рождения? Поставь галочку.

– А теперь послушайте, почему так называются месяцы.

13. Итог урока

Итак, о чём же мы говорили на сегодняшнем уроке? Чему мы научились и научили Муравья Вопросика?

–Что вам больше всего понравилось на уроке?

– Посмотрите на экран и продолжите цепочки.

– Дни недели: …

– Времена года: …

– Весенние месяцы: …

– Летние месяцы: …

– Осенние месяцы: …

– Зимние месяцы: …

14. Домашнее задание

Дома вы можете выполнить задание в тетради на странице 28.

Литература

    В.А. Степанов. Время. Времена года. Учебник для малышей.

    С.Я. Маршак. Круглый год.

Оно весь век бежит вперед
И никогда не устаёт… (Время)



Вверх