Хлеб наш насущный библейский радиокласс. а) Бог и человек трудятся вместе. в) Хлеб насущный - для других людей

ч.6. «Да будет воля Твоя…»

Являясь образцом для построения всех наших личных обращений к Богу-Отцу, молитва "Отче наш" содержит основные тезисы, идеи, смысл которых необходимо представлять себе не только для того, чтобы наше общение с Небесным Отцом было полноценнее, но и для того, чтобы лучше понимать характер нашего Отца. Ведь если Он ждёт нашего прошения о "хлебе насущном", значит, Ему небезразличны наши ежедневные нужды и потребности.

Репродуктивные и несущие системы должны быть сохранены и одобрены Сохраните, ради собственного благословения и благословения потомков. Принцип устойчивости основан на старом опыте ведения сельского хозяйства: В лесу древесину нельзя бить больше, чем она растет. Почву не следует принимать больше питательных веществ, чем можно вернуть. Животноводство должно храниться таким образом, чтобы его благосостояние и существование были постоянно обеспечены. Ферма должна быть передана в хорошем состоянии в качестве долгосрочной производственной базы.

Иногда приходится слышать такое: "К Богу надо обращаться только с серьёзными просьбами. Не стоит Его беспокоить мелкими прошениями, теми проблемами, с которыми нам стоит справляться самостоятельно". Такое может сказать только человек, который не познал Бога как любящего Отца, который не доверил всю свою жизнь в Его заботливые руки. И общение такого человека с Богом похоже на официальное, сухое, как общение с чиновником, вместо радостно-детского общения ребёнка и любящего Отца.

Он со своим народом, своей почвой, его животными и растениями ориентируется на размышления в цепях длительного поколения. В глубокой связи с ним ответственность за будущее становится более конкретной. Концепция устойчивости обобщает такое отношение внутренней привязанности к творчеству как этический руководящий принцип жизнеспособного образа жизни и экономики.

Более чем когда-либо, становится все более очевидным, насколько взаимосвязаны экологическая совместимость и социальная справедливость. В той мере, в какой становится очевидным, что универсализация образа жизни и экономического стиля, который богатый мир не может сделать, несоответствие между экологической устойчивостью и экономическим императивом роста оказывается вопросом справедливости. Устойчивое развитие, как мы его понимаем сегодня, касается жизни, работы и управления, чтобы все люди могли вести полноценную жизнь, свободную от бедствия, не разрушая естественных основ жизни или не ограничивая права будущих поколений.

Неопытный малыш прищемил палец дверью. Резкая боль. С криком, слезами ребёнок кидается к родителям. Он не рассуждает о том, насколько его проблема достойна того, чтобы отвлечь родителя от важных дел. В данный момент родитель для ребёнка спасение от боли: родитель и врач (приложит холод к больному пальцу), и утешитель (поцелует, погладит, успокоит). Если же в минуту боли ребёнок не бежит к родителю, а пытается найти другие способы справиться с проблемой - это знак того, что в отношениях родитель-малыш что-то не так: ребёнок или боится своего родителя, или не доверяет ему.

Впервые в истории Земли изменения в природной среде, в которой мы живем сегодня, в первую очередь вызваны деятельностью человека. Притязания человека на власть над природой идут рука об руку с технологической силой, которая фактически может изменять и формировать условия окружающей среды. Однако, по мере ухудшения деградации ресурсов и ухудшения состояния окружающей среды, становится очевидным, что человечество еще не выполнило свои обязанности, но в настоящее время находится на пути превращения планеты Земля во враждебное положение во многих регионах.

Насколько бываем мы, люди, глупы, считая себя настолько взрослыми, чтобы решать свои проблемы самостоятельно, без помощи Отца Небесного. Это грех гордыни, который успешно маскируется под личиной лже-скромности: "Ой, не хочу обременять Бога своими проблемами!"

Обращаясь к молитве "Отче наш", мы приступаем к разбору её второй части, в которой перечисляются прошения за наши земные, простые, ежедневные, подчас ежеминутные, человеческие нужды.

Принцип устойчивости, который направлен на сохранение благоприятных условий жизни для нынешнего и будущих поколений, требует фундаментальной переориентации экономической деятельности. Это уже не поиск баланса между экономическими, социальными и экологическими интересами и интересами - скорее, уже давно ясно, что экономические действия должны учитывать ограничения, а именно экологические и социальные руководящие принципы, которые нельзя преодолеть. Экономика, которая служит жизни, не может основываться исключительно на краткосрочных ожиданиях прибыли по этому принципу.

"Хлеб наш насущный дай нам на сей день".

Исследователи Библии в разные века придавали разные значения слову "хлеб", о котором идёт речь в этом прошении.

Часть 1. Хлеб - как обеспечение всего необходимого для поддержания физической жизни человека.

БОГ ЗАБОТИТСЯ О НАШЕМ ТЕЛЕ.

Начнём с этого, самого простого смысла слова "хлеб", который может быть понят любым, даже далёким от богословия человеком: ведь, живя на Земле в физических телах, мы нуждаемся в питании для наших тел.

Это также требует переориентации сельскохозяйственной экономики и включает всесторонний поворот к устойчивому управлению земельными ресурсами. Конечно, речь идет не только о связанных с производством вопросах. Сельское хозяйство выполняет множество функций для общества, которые выходят далеко за рамки предоставления сельскохозяйственной продукции. Сельское хозяйство и пищевая промышленность не являются отраслью, как любая другая. Доступ к достаточным и качественным продуктам питания является непременным условием для всего человеческого развития.

Обращаясь к библейской истории, повествующей о физической пище для человека, для более полного рассмотрения вопроса необходимо вспомнить самое начало.

Бог-Творец создал человека уже после того, как приготовил для него все условия для физической жизни в Эдемском саду (Бытие, 2:8 ). Адаму и его жене было разрешено есть плоды от любого дерева в саду, кроме дерева познания добра и зла (Бытие, 2:15-17 ). Проявив непослушание, Адам лишился не только свободного доступа к разнообразной пище, но с этого момента был вынужден добывать себе пропитание самостоятельно, на свой страх и риск, прилагая к этому значительные усилия и рискуя жизнью: "Адаму же (Бог) сказал: за то, что ты… ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: "Не ешь от него", проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от неё во все дни жизни твоей. Терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят" (Бытие, 3:17-19).

В заявлении о многоцелевом и устойчивом сельском хозяйстве также говорится о необходимости того, чтобы общество признавало и поощряло различные достижения сельского и сельского населения для общества в целом. Это также означает, что сельское хозяйство также предоставляет услуги, для которых рынки либо функционируют плохо, либо вообще не существуют. Он должен обеспечить, чтобы его общие социальные пособия и взносы на защиту или предоставление общих товаров могли быть в достаточной степени обеспечены в будущем.

Блаженный Мануэль Лозано Гарридо, Лоло, называет «медитационные кексы» маленькими моментами, которые могут помочь нам углубиться в определенную реальность. А, посредством духовной пищи, которую мы можем служить. Бог дает нам, каждый день, духовную пищу, чтобы достичь его окончательного Царства. Мы никогда не должны терять его.

И до сих пор, одной из первоочередных задач, обременяющих взрослого человека, является вопрос: "Как прокормить себя, свою семью?" Сюда же можно отнести не менее важные вопросы, относящиеся к обеспечению физической жизни человека: вопросы о жилище, о соответствующей климату и погоде одежде.

Просьбу о пропитании для тела Христос вставил в молитву "Отче наш" перед прошением о прощении наших грехов. Это говорит о том, что Господь заботится о физических нуждах человека (питание, одежда, крыша над головой). Являясь нашим Создателем, Небесный Отец понимает, что без удовлетворения физических потребностей наше тело прекратит физическое существование, и осознавать духовные потребности будет просто некому.

И, теперь, сегодняшняя статья. Серия «Наш Отец» - Презентация. Проповедь Иисуса была призвана открыть человечеству истинное лицо Бога, милосердное сердце Отца и свет, который они могли найти в поддержании личных отношений с Творцом. Вот почему Учитель много раз уходил на покой, чтобы молиться один.

Несомненно, его апостолы, те ученики, которых он выбрал, чтобы быть его самыми особыми посланниками, видели, что отношение Иисуса к воспоминанию было велико, когда он молился и, можно сказать, хотел научиться делать это таким глубоким образом. И они попросили его научить их молиться, по словам святого Луки, например, когда они сказали Иисусу: «Учитель, научите нас молиться, как Иоанн учил Своих учеников».

Во время Своего земного служения Иисус Христос уделял много времени исцелению людей от физических недугов и утоляя их физический голод. Он заботился о том, чтобы толпы людей, которые последовали за Ним в отдалённые места, были накормлены, прежде, чем они отправятся в обратный путь (Евангелие от Иоанна, 6:5-13 ).

Богу небезразлично физическое состояние нашего тела. Христос, придя на Землю в облике человека, Сам принял на Себя человеческое тело. Поэтому, любое учение, принижающее, презирающее или оскорбляющее человеческое тело, является вздором.

Иисус, будучи смиренным и знал, что такое Божья воля, говорит им, что они должны и не должны делать. Ну, между тем, что он говорит им, это правильный способ молиться, обращаясь к Отцу. Это не напыщенная или очень обширная молитва, а та, в которой существенное заключено в материальную, даже прежде всего, духовную жизнь, которую должно иметь каждое дитя Бога.

Он, по словам Тертуллиана, «резюме всего Евангелия» или, согласно тому, что сказал св. Фома Аквинский, «это самая совершенная из всех молитв». Молитва по преимуществу Церкви, наш Отец «дан» в Крещении, чтобы показать новое рождение божественной жизни детей Божьих. Евхаристия раскрывает полный смысл нашего Отца, так как его просьбы, основанные на тайне спасения, уже осознанной, будут полностью удовлетворены вторым пришествием Господа. Наш Отец является неотъемлемой частью Литургии Часов.

Христианство - не абстрактная теория, обучающая лишь идеям о загробной жизни, но это живое, актуальное для каждого христианина учение, которое должно стать образом жизни, целью которого является не только спасение души , но и забота о спасении тела , разума и духа человека, поскольку человек, весь, целиком, создан по образу и подобию Бога.

Поэтому эта молитва не только учит нас спрашивать, но и наполняет всю нашу любовь потому что на самом деле она объединяет нас с Отцом в том, чего мы хотим и в том, что мы хотим для себя и вообще для всех своих детей, как Святой Иоанн Златоуст «В Матхее, проповедь 19, 4», когда он говорит нам, что Господь учит нас молиться вместе за всех наших братьев. Потому что Он не говорит «Мой Отец», что вы на небесах, но «наш Отец», чтобы наша молитва могла быть одной душой для всего Тела Церкви.

Из просьб, которые мы делаем в молитве, скажем, принципа, о христианине, тот, который относится к хлебу насущный, выделяется, потому что он предполагает, в отличие от других, ряд ожиданий, в которых мы центрируем то же самое. Что касается значения хлеба, который мы просим у Бога, то в Катехизисе Католической Церкви изобилует этим, потому что важно не забывать, что так важно для учеников Христа, что мы так много раз требуем Бога. В нем говорится следующее.

Таким образом, в молитве "Отче наш" прекрасно видно, что Господь призывает нас не только осознать и принять Его волю в нашу жизнь, не только просить о скорейшем установлении Его Царства, но и можно и должно приходить к Нему с просьбами об удовлетворении наших физических потребностей.

ХЛЕБ НАСУЩНЫЙ .

Долгое время толкование просьбы о "хлебе насущном" вызывало трудности. Дело было в том, что в греческой литературе не было известно ни одного случая употребления слова епиоусиос, которое в Библии переведено как насущный. И пока значение этого слова было неясно, Ориген (один из крупных теологов, философов и филологов средневековья) даже считал, что евангелист Матфей это слово сам изобрёл.

Иисус учит нас этой просьбе; с ним, по сути, прославляется Отец наш, признавая, насколько он хорош вне всякой добра. Но это «мы» также признаем его Отцом всех людей, и мы просим его всех, в знак солидарности с его потребностями и его страданиями. Отец, который дает нам жизнь, не может не дать нам необходимую пищу для этого, все подходящие товары, материальные и духовные. В Нагорной проповеди Иисус настаивает на этом сыновнем доверии, которое сотрудничает с Провидением Отца нашего. Он не налагает на нас никакой пассивности, но хочет освободить нас от всех угнетающих беспокойств и беспокойства.

Но в ХХ веке был обнаружен кусок папируса, который представлял собой список ежедневных покупок, составленный хозяйкой. Напротив одного предмета стояло слово епиоусиос , и это слово должно было напомнить ей о необходимости купить определённый запас еды на грядущий день .

В Библии значение слово "хлеб" аналогично тому, какое употребляется в русских выражениях: "трудом зарабатывать себе хлеб", "трудиться за кускок хлеба" и т.д. Так, например, в библейской истории, описывающей Иосифа и его братьев, мы встречаем слово "хлеб". Когда Иосиф пригласил своих братьев к трапезе, он отдаёт распоряжение управляющему, чтобы стол был накрыт с учётом дополнительных едоков: "со мною будут есть эти люди хлеб в полдень" (Бытие, 43:16). Естественно, что стол был сервирован не только одним хлебом, были поданы и другие кушанья, напитки.

Это сыновнее оставление детей Божьих:. Тем, кто ищет Царство и справедливость Бога, Он обещает дать им все дополнительно. Все на самом деле принадлежит Богу: кто имеет Бога, ничего не хватает, если он сам не лишен Бога. Драма голода в мире называет христиан, которые действительно молятся об эффективной ответственности перед своими братьями, как в своем личном поведении, так и в их солидарности с человеческой семьей. Эта просьба Молитвы Господа не может быть изолирована от притчей бедного Лазаря и окончательного решения.

Это должно проявляться в установлении справедливости в личных и социальных, экономических и международных отношениях, не забывая, что нет справедливой структуры без людей, которые хотят быть справедливыми. После того, как наша работа будет завершена, еда продолжает оставаться подарком нашего Отца; Хорошо спросить его, поблагодарить за него. Это смысл благословения стола в христианской семье.

Поэтому, понятие "хлеб насущный" включает в себя то, что является необходимым для нашей физической плоти. Сюда можно отнести всё, благодаря чему мы обеспечиваем себе и своим семьям условия для жизни (пропитание, одежда, жилище).

Чтобы купить "хлеб насущный" - нужны деньги. Поэтому, молитва о "насущном хлебе" содержит в себе просьбу о работе, доходах, занятиях, деловых отношениях, труде, о собственном здоровье и силах, о благополучном урожае, хороших дорогах, о правительстве, справедливости и обо всей экономической, политической и социальной обстановке - всё, что Бог считает для нас добрым и полезным, дабы мы пользовались подаваемыми Им благами в мире и спокойствии.

Христиане должны мобилизовать все свои усилия, чтобы «провозгласить Евангелие бедным». Существует голод на земле, «но не голод для хлеба и жажда воды, но для того, чтобы услышать Слово Божье». По этой причине конкретно христианский смысл этой четвертой петиции относится к Хлебу Жизни: Слову Божьему, которое должно быть получено в вере, Тело Христово, полученное в Евхаристии.

Господь учит нас; мы не могли его изобрести. Поскольку это прежде всего его Слово и Тело Его Сына, это «сегодня» - это не только наше смертное время: это Сегодня Бог. Если вы получаете хлеб каждый день, каждый день для вас сегодня. Если Иисус Христос для вас сегодня, каждый день он воскрешает для вас. Сегодня, то есть, когда Христос поднимается. Греческое слово, эпичность, не имеет другого смысла в Новом Завете. В временном смысле это педагогическое повторение «сегодня», чтобы подтвердить нас в уверенности «без оговорок».

Следовательно, Христос побуждает нас просить Небесного Отца о том, в чём мы и наши семьи нуждаемся каждый день. Как велика любовь Божья к Своим детям: Тот, Чья рука управляет бесчисленными звёздами множественных галактик, заинтересован в обеспечении наших повседневных телесных нужд!

Этим прошением мы поручаем себя, свои семьи промыслу любящего Небесного Отца, возлагаем на Него заботу о нас, доверяя, что Он будет питать, поддерживать, хранить нас и обеспечит всем необходимым для жизни. Выражая, таким образом, полную и абсолютную зависимость от Бога, мы признаём, что без Него не будет у нас ни хлеба насущного, ни какого-либо другого.

В качественном смысле это означает то, что необходимо для жизни, и в более широком смысле, достаточно хорошего для существования. В буквальном смысле он прямо обозначает Хлеб Жизни, Тело Христово, «средство бессмертия», без которого у нас нет Жизни в нас. Наконец, связанный с тем, что предшествует, небесный смысл ясен: этот «день», Это Господь, Праздник Царства, ожидаемый в Евхаристии, в котором мы проповедуем грядущее Царство. Вот почему удобно, чтобы евхаристическую литургию отмечали «каждый день».

Отец Небесный призывает нас молиться, как детей небес, хлеб небесный. Христос - это хлеб, который, посеянный в Богородице, процветал во плоти, замешан в Страсти, приготовлен в духовке гробницы, хранился в церкви, доносился до алтарей, ежедневно снабжал верующих небесной пищей.

Всё это так, если понимать слово насущный как необходимый для поддержания жизни .

ХЛЕБ НАШ ДАЙ НАМ .

а) Бог и человек трудятся вместе .

Прошение о "хлебе насущном" не должно звучать как эгоистическое требование к Богу обеспечить нас скатертью-самобранкой. Для лучшего понимания Библии необходимо исследовать тот или иной её стих в свете других стихов Писания. Так, в книге Притчи описывается путь нерадивого человека: "Сколько можно лежать, лентяй, не пора ли от сна очнуться? Ещё чуть поспишь, подремлешь, ещё посидишь, сложа руки - и придёт к тебе бедность, как бродяга, нагрянет нужда, как грабитель" (Притчи, 6:9-11. Современный перевод).

Поэтому мы видим, что хлеб, который мы просим у Бога, не означает, скажем, только материальный хлеб, но тот, который имеет решающее значение для нашего существования, и это не что иное, как хлеб Слова Творца, который питает нашу душу и что Он должен облегчить в нас аспекты благотворительности, связанные с этой просьбой: хлеб для нас не только, но и для тех, кто в нем нуждается, и не имеет его.

Следовательно, в Сборнике катехизиса содержится, как и католический текст, несколько строк, сколько он принес сюда. Он говорит, в номере 592 и отвечая на вопрос Что означает петиция «Дайте нам сегодня наш хлеб насущный»? Обращаясь к Богу с уверенным отказом от детей, ежедневное питание, необходимое каждому для их существования, мы признаем, насколько Бог Отец хорош, вне всякой добра. Мы также просим благодати зная, как действовать, чтобы справедливость и солидарность позволяли обилию некоторых людей удовлетворить потребности других.

Один человек приобрёл участок земли. Почва на участке была каменистая и бедная. Человек вложил много времени и труда, убирая камни, выкорчёвывая корни старых деревьев, удобряя почву, прежде чем начал собирать неплохие урожаи. Однажды он показал свой участок своему знакомому, который воскликнул: "Удивительно, что может сделать Бог с участком земли в таком неподходящем месте, не правда ли?"

"Да, - ответил хозяин участка, вложивший массу труда, - видел бы ты, каким был этот участок, когда принадлежал только Ему!"

Молитва является неотъемлемой частью жизни чада Божьего. Помолившись о Божьем благословении, мы приступаем к работе с уверенностью, что если человек добросовестно и честно исполняет свою часть работы, то он может ожидать, что Отец Небесный обеспечит условия для созревания урожая.

Вознося моление о "хлебе насущном" мы постигаем две истины: 1) без Бога мы не можем сделать ничего , и 2) без нашего прилежания в труде Бог не будет взращивать нам урожай .

б) Все дары - от Бога. Хлеб насущный - тоже!

Обращаясь к Небесному Отцу с прошением о "хлебе насущном", мы подтверждаем, что наша пища является прямым даром Божьим. Без Божьего благословения никакие наши труды и усердие не принесут желаемого результата. Только Его могущество поддерживает силы и жизнь человека, даже если оно изливается на нас в виде материальных благ.

Никакое количество обильного пропитания не пойдёт нам на пользу, если Бог не благословит нашу пищу по Своей доброте (Левит, 26:20). Это означает, что богатый человек нуждается в щедрости и благословении Божьем не меньше, чем бедный человек, так как наполненные закрома будут словно опустошены, если Божья щедрость и милость не позволит богатому человеку насытиться питающей силой хлеба (Левит, 26:26).

"Поэтому, какое бы изобилие благ мы ни имели, каким бы богатым и счастливым ни был наш дом, как бы ни были полны наши амбары и погреба, нам всё равно нужно постоянно просить о хлебе насущном. При этом нам следует быть убеждёнными в том, что всякое достояние - ничто, если наш Господь не сделает его добродетельным и плодоносным, изливая на него своё благословение, и что само достояние, находящееся у нас в руках, не наше, если Богу не угодно всякий час уделять нам от него и давать в пользование" - пишет богослов Кальвин.

Каким бы трудом и какими бы честными средствами мы ни получили "хлеб насущный", это - всегда чистый Божий дар, хотя и достаётся нам трудом наших рук, или умением и прилежанием, или какими-то ни было иными средствами.

в) Хлеб насущный - для других людей.

Следует обратить наше внимание на то, что Иисус не учит нас молиться «Хлеб мой насущный дай мне », но: «Хлеб наш насущный дай нам ».

На Земле тысячи людей умирают от голода, в то же время другие люди умирают от болезней, вызванных перееданием. Проблема заключается не в нехватке пищи, а в неверном её распределении.

НА СЕЙ ДЕНЬ .

Христос учит нас молиться о "насущном хлебе" на сей день или на каждый день (как сказано у евангелиста Луки, 11:3), то есть "ежедневно".

Тут же вспоминается библейская история из времён Ветхого Завета, когда израильский народ, спасаясь от египетского рабства, оказался в пустыне без еды (Книга Исход, гл.16) . Господь начал посылать им каждое утро пропитание на день в виде сладковатой крупы (манны). Однако, народу было передано предостережение от Бога через Моисея, что запас еды можно делать только на один день (по количеству едоков в семье). Каждое утро народ, выходя из своих шатров, находил манну. Если кто ослушивался повеления Господа собирать пищу в количестве, необходимом для одного дня, и запасал больше, то на следующий день излишки манны покрывались червями. Так Бог учил Свой народ тому, что Он заботится о них каждый день, и желал, чтобы и они доверяли Ему каждый день свои нужды.

Слова "на сей день" указывают на необходимость обуздать в нашей греховной природе непомерную алчность и стремление к временным вещам, поскольку это влечёт за собой другие грехи. В книге Притчей (30:8,9) есть такие замечательные слова: «Нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы пресытившись, я не отрёкся от Тебя и не сказал: «кто Господь?» и чтоб, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе».

Во времена Нового Завета, Христос также учит Свой народ доверять Небесному Отцу каждый день, вместо того, чтобы проявлять болезненное беспокойство по поводу будущего.

Иисус Христос жил в человеческом теле на Земле и знает из личного опыта о важности "хлеба насущного" на каждый день. Он помогал Своей овдовевшей матери, работая плотником, вести хозяйство в Назарете, поэтому сегодня Он сочувствует и готов помогать каждому родителю, с трудом добывающему "хлеб насущный" для своих маленьких детей.

Однако, Христос убеждает Своих учеников правильно расставлять приоритеты в жизни: на первом месте - то, что будет иметь ценность в вечности, а уж потом - "хлеб насущный" будет посылаем Небесным Отцом чаду Божьему ежедневно, поскольку мы в этом тоже нуждаемся: "Вот почему Я говорю вам: не беспокойтесь о том, что для жизни нужны вам еда и питьё, а для тела - одежда. Ведь жизнь важнее еды, а тело важнее одежды. Итак, не твердите озабоченно: "Что нам есть?", "Что нам пить?", "Во что одеться?" - это главная забота язычников. А ваш Небесный Отец знает, что вам всё это нужно . Стремитесь прежде всего к Царству Бога и к исполнению того, что Он велит , а всё остальное Он даст вам в придачу . Так не заботьтесь о завтрашнем дне! Завтра само о себе позаботится. Каждому дню своих довольно тревог" (Евангелие от Матфея, 6:25,31-34. Современный перевод).

Поэтому, прося у Небесного Отца "хлеба насущного" на сегодняшний день, мы выражаем своё доверие, что Он способен обеспечить благословениями не только сегодняшний день, но и обеспечит всем необходимым всё наше будущее.

Часть 2. Хлеб жизни - Сам Иисус Христос.

Пока человек живёт на Земле, он представляет собой единство физического тела (материя) и души (нематериальное). Как для поддержания физического тела человеку необходима материальная пища, так для нашей нематериальной составляющей необходима пища духовная.

Следующее значение, которое богословы видят в прошении о "хлебе на сей день", берёт своё начало в Библии. Обратимся к Евангелию от Иоанна, 6 главе.

Толпы людей следовали за Иисусом Христом. Оказавшись в месте, далёком от селений, Христос увидел, что народ голоден и накормил их, совершив чудо по умножению пяти хлебов и двух рыб. На следующий день народ опять последовал за Иисусом. Но Спаситель, видя мотивы человеческих сердец, открыл им настоящую причину, почему люди проделали такой большой путь за Ним: "Говорю вам истинную правду: не потому Меня ищете вы, что вам Мои знаки понятны, а лишь потому, что наелись досыта хлеба!" (Иоанн, 6:26. Современный перевод).

И тут же обращает их внимание на то, какая пища ценнее для человека: "Но добивайтесь не тленной пищи, а той, что нетленна и способна дать вечную жизнь" (Иоанн, 6:27. Современный перевод).

Слушатели вступили в диалог со Христом, вспоминая, что когда Моисей выводил их праотцов из Египта, народ каждый день получал с Неба пищу в виде манны. На это Иисус ответил: "Не Моисей дал вам хлеб с Неба, это Отец Мой даёт вам хлеб с Неба - истинный хлеб" (Иоанн, 6:32. Современный перевод).

Самые бойкие из слушателей пожелали: "Господин наш, всегда давай нам такой хлеб!" (Иоанн, 6:34. Современный перевод).

На это Христос ответил: "Я - хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли. Но хлеб, который сходит с Небес, не таков: кто будет есть его, тот не умрёт. Я - живой хлеб, сошедший с Небес. Кто будет есть этот хлеб, обретёт вечную жизнь. Хлеб, который дам Я, - это плоть Моя, Я отдаю её ради жизни мира" (Иоанн, 6:48-51. Современный перевод).

Христос - источник жизни для моей человеческой души! Он называет Себя "живым хлебом, сошедшим с Небес" , потому что пришёл на Землю именно для того, чтобы дать мне, грешному человеку, возможность обрести вечную жизнь с Небесным Отцом, вместо того, чтобы погибать с Сатаной. Только принимая жертву Иисуса Христа за мои грехи ("Хлеб, который дам Я, - это плоть Моя, Я отдаю её ради жизни мира" ), я предоставляю своей душе духовную пищу. И, поскольку моя душа ежедневно нуждается в поддержке, в возрастании веры, в преодолении жизненных трудностей, духовная пища (общение с воскресшим Христом) должна также поступать каждый день. И, молясь о "хлебе насущном" для тела, будем помнить и о своей душе, чтобы и она ежедневно получала любовь и заботу Господа Христа через общение с Ним.

Человек не способен одновременно познать, постичь всё богатство чудесной природы Иисуса Христа, не сможет принять обилие всей духовной мудрости, поэтому она открывается постепенно, ежедневно, тому, кто признал Христа духовным хлебом для своей души, и в той мере, в какой человек готов принять её.

Часть 3. Хлеб - Слово Божье.

Следующее значение понятия "хлеб" также имеет свои корни в Библии, которую называют также "Священное Писание" (или просто "Писание") или "Словом Божьим".

Сатана, искушая Иисуса Христа в пустыне, предложил Ему доказать Его божественное происхождение: совершить чудо - превратить камни в хлеб. Несмотря на то, что Христос к этому моменту уже 40 суток постился, Он ничего не собирался доказывать противнику Божьему. Ответ Христа прозвучал достойно: "Написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих" (Евангелие от Матфея, 4:4).

Поскольку Библия является письмом любящего Бога к человеку, через неё Бог открывает нам те драгоценные истины, которые так необходимы для утоления духовного голода нашей души. Нематериальная составляющая человека ежедневно нуждается в том, чтобы видеть красоту Божьей любви, получать силу следовать за Христом, прославлять Его своей жизнью. Духовные силы черпаются из общения со Христом и через чтение и изучение Библии. Однако, без помощи Святого Духа понять духовный смысл Библии невозможно, поэтому, при изучении Слова Божьего и приходится нам просить, чтобы Господь позволил нам проникнуть в библейские истины и тем самым, получить необходимую духовную пищу для нашей души.

Когда мы молимся о "хлебе насущном", то признаём нашу постоянную зависимость от Отца Небесного во всех отношениях: как в физическом, так и в духовном:

"Отец Небесный, Ты сотворил меня и знаешь все мои нужды. Моя жизнь - в Твоих руках: подавай мне пищу, необходимую для питания моего тела, и духовную для моей души".

*** Продолжение следует…

Литература:

1.Библия (Ветхий и Новый заветы). Синодальный перевод.

2. Библия (Ветхий и Новый заветы). Современный русский перевод, М., РБО, 2011.

8. http://azbyka.ru/?otechnik/Feofan_Zatvornik/otche_nash_2=2_4

9. http://azbyka.ru/parkhomenko/knigi/molitva_gospoda_2-all.shtml

Анна вздрогнула и проснулась от громкого шума, прервавшего ее глубокий сон. Выбежав из спальни, она увидела, что ее четырехлетний ребенок уронил цветок в гостиной и разбросал землю по всему ковру. «И когда же мне все это убирать?» ­мелькнуло у нее в голове.

Ей стало тягостно от собственной несостоятельности. Малыш был голоден и плакал. Она должна была приготовить завтрак для всей семьи и отвезти старших детей в школу. Начав готовить еду, она взглянула на свою Библию, лежавшую рядом на столике, и подумала: «Может быть, днем, когда малыш заснет…» Но, как нарочно, всякий раз что-то отвлекало ее внимание. Она с трудом могла вспомнить, когда в последний раз была наедине с Богом. А вечером, когда дети ложились спать, она была уже слишком утомлена и не могла сконцентрироваться.

Узнаете ли вы в Анне себя? Имеет ли ее напряженный распорядок дня что­нибудь общее с вашим? Каким образом Божье Слово может войти в мышление Анны и повлиять на решения, которые она принимает каждый день? Как посреди ежедневной рутины и суеты Анна может найти время для чтения Божьего Слова, сделав это приоритетом в своей жизни?

Как верующий человек развивает свои отношения с Богом? Эту область христианской жизни можно назвать нашей внутренней жизнью, поскольку она касается личного общения с живым Богом. Хотя в вопросах общения с Богом опыт каждого христианина индивидуален и зависит от особенностей его личности и культуры, тем не менее в нем можно выделить некоторые общие элементы: взаимодействие с Божьим Словом, молитва и посвящение себя жизни по вере.

Библия является главным средством воздействия Духа Святого на нас. Целью четверто­го урока является пробудить в вас «аппетит» к Божьему Слову и ознакомить вас с навыками, необходимыми для того, чтобы «питаться из него» правильно и последовательно. Мы рассмотрим простую схему ежедневного изучения Библии и сосредоточим свое внимание на применении истин Священного Писания в нашей жизни.

ПЛАН УРОКА

Процесс познания Бога через Его Слово

Предназначение Божьего Слова

Ищите Бога в Его Слове

Получайте духовную пищу

Святой Дух и Божье Слово

Святой Дух говорит с нами

Святой Дух применяет Божье Слово

Польза Божьего Слова

Погружайтесь в Божье Слово

Выбирайте Божье Слово

Используйте Божье Слово

Размышляйте над значением Божьего Слова

Применяйте Божье Слово

Запоминайте Божье Слово

Любите Божье Слово

Стройте на твердом основании

Ежедневно уделяйте время чтению Божьего Слова

Читайте Божье Слово, чтобы возрастать духовно

Простой подход к изучению Библии

Заключение

ЦЕЛИ УРОКА

По окончании этого урока вы сможете:

1.определить и оценить, как чтение Божьего Слова помогает вам развивать близкие отношения с Богом.

2. понять, каким образом Святой Дух через Божье Слово побуждает вас к определенному поступку или изменению в вашей жизни, а также оценить свой отклик на Его побуждение.

3. определить, насколько вы осознаете ценность Божьего Слова: a) важность Божьего Слова для вас; б) препятствия для его изучения; в) решения, которые вы можете принять, чтобы уделять больше времени Божьему Слову.

4. рассмотреть пять характерных особенностей успешного метода изучения Библии и оценить собственные навыки в этом отношении.

5. развивать привычку ежедневного чтения Божьего Слова.

6. развивать любовь к Божьему Слову, стремление регулярно читать его и применять его истины в своей повседневной жизни.

ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ БОГА ЧЕРЕЗ ЕГО СЛОВО

На первом уроке мы говорили о том, что значит быть христианином. Это означает вступить в личные взаимоотношения с Богом, что стало возможным благодаря жертве Его Сына, Иисуса Христа, за наши грехи. В ответ на этот милостивый Божий дар мы полностью вверяем себя Его Сыну, даровавшему нам спасение. Мы проходим через «узкие врата», и тот узкий путь, на который мы ступаем, и есть христианская жизнь.

Подобно тому, как муж и жена в день своей свадьбы еще не знают друг о друге всё без исключения, мы в день своего спасения тоже имеем относительно небольшие познания о Боге. Если мы хотим иметь хорошие отношения в семье, то мы понимаем, что каждый новый год совместной жизни будет углублять близость наших отношений с супругом или супругой. Муж и жена делятся друг с другом своим опытом, что приводит к их совместному росту. Каждый из них узнает что-то новое о характере партнера, убеждается в его любви и чувствует себя более защищенным. Совместный опыт – это важный фактор семейной жизни, поскольку он сближает супругов.

То же самое происходит и в нашем общении с Богом. Несмотря на то, что день, когда мы обретаем спасение, является самым важным днем нашей жизни, он становится для нас лишь «отправной точкой». Со временем мы познаем Бога все больше и больше, приобретая вместе с Ним совместный жизненный опыт и все лучше понимая Его характер.

Жизни многих библейских персонажей напоминают нам о том, что наши отношения с Богом развиваются со временем.

Моисей долгие годы «ходил пред Богом», пока не был призван на гору Синай для личной встречи со Всемогущим Господом. В молитве Моисея мы видим его желание еще глубже познать Бога: «Открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя, чтобы приобрести благоволение в очах Твоих» (Исх. 33:13). В книге Исход 33:18 он умолял Бога: «Покажи мне славу Твою». И Господь почтил его просьбу, показав Моисею Свою славу, когда проходил мимо него, стоявшего в расщелине скалы.

Задание 1. Прочтите Исход 34:5-7 и 34:28-29. Как Бог открыл Себя Моисею? Как Бог описывает Себя?

Какое влияние оказала эта встреча на Моисея?

Можно представить, как сильно изменила жизнь Моисея эта ошеломляющая встреча с живым Богом! Из книги Чисел 12:3 мы узнаем, что Моисей был «кротчайшим» человеком на земле. Многие герои Библии (и мужчины, и женщины), пережившие личную встречу с Богом, были смиренными, кроткими людьми. Став свидетелями Его славы и силы, они хотели познать Его еще больше.

К тому времени, как Павел написал Филиппийцам 3:10, выражая свое глубокое желание познавать Бога, он уже долгие годы являлся последователем Христа. Отношения, начавшиеся однажды по дороге в Дамаск, становились все глубже, сильнее и приятнее для Павла по мере его «хождения с Христом».

Познание Христа стало движущей силой в его жизни. В планы Павла не входило стать более

успешным благовестником, богословом или наставником; основной его целью было еще более глубокое познание Христа. Цель христианской жизни – возрастающая близость с Христом, чтобы мы являлись отражением Его образа и прославляли Его имя.

Бог дает нам все необходимое для этой близости. Чтобы мы могли узнавать Его ближе, Он дал нам чудесную возможность встречаться с Ним в молитве и чтении Божьего Слова. Мы получили Библию, записанное Божье Слово – Его Слово, обращенное к нам, связь Господа с нами, позволяющая нам познавать Его. Бог Сам решил открыться людям. Конечно, мы видим «вечную силу Его и Божество» в окружающей нас природе: в небе, в горах, в обширных лесах и пустынях все говорит нам о Нем. Но Бог хочет, чтобы мы знали о Нем гораздо больше, чем то, что можно увидеть в природе. Он открыл Себя Аврааму, Моисею, Давиду и Павлу; Он хочет открыть Себя и нам. И в первую очередь Господь делает это через Свое Слово.

Задание 2. Прочтите Евреям 1:1-5. Каким образом более глубокое познание Бога стало доступным для нас?

В Священном Писании Божий Сын назван Словом – Тем, Кто говорит с нами и рассказывает нам об Отце (Ин. 1:1-5). Поскольку на этом уроке мы рассматриваем именно записанное Божье Слово, нам необходимо помнить, что мы читаем Библию для того, чтобы познать живое Божье Слово, Самого Христа.

Чем больше мы познаем Иисуса Христа, тем больше мы познаем Отца. Иисус говорил: «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14:9). Когда бы мы ни садились за чтение Библии, основной нашей целью должно быть более глубокое познание Господа. Мы должны приступать к чтению Священного Писания с мыслью: «Господь, что Ты хочешь мне сказать? Открой мне Себя и дай мне ходить Твоими путями».

У многих христиан вошло в привычку формальное отношение к Божьему Слову, как будто его чтение освящает нас само по себе. Чтение Библии – это не просто один из пунктов в списке наших добрых дел на сегодня. Фарисеи усердно изучали Ветхий Завет, но при этом не вступили в личные отношения с его Автором и не узнали в Иисусе Христе обещанного Спасителя (Ин. 5:39). Сатана, несомненно, знает Священное Писание и даже может его цитировать, однако ненавидит Того, о Ком говорится на этих страницах. Мы рискуем упустить самый важный элемент – отношения с Богом, -если изучение Библии превратится для нас в скучную формальность.

Поблагодарите Бога за Его Слово, которое позволяет вам узнать Его ближе. Во время сегодняшнего чтения Библии попросите Бога еще больше открыться вам и показать вам Свои пути.

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ БОЖЬЕГО СЛОВА

Есть много причин, по которым Бог дал нам Свое Слово. И главным Его желанием было то, чтобы мы познавали Его, углубляли отношения с Ним и всё больше уподоблялись Христу. Знание причин, по которым Бог дал нам Свое Слово, мотивирует нас к Его изучению.

ИЩИТЕ БОГА В ЕГО СЛОВЕ . Моисей призывал Божий народ искать Господа «всем сердцем и всею душою» (Втор. 4:29). Бог хочет, чтобы мы искали Его, и Он радуется, когда мы открываем Его Слово с желанием встретиться с Ним и познавать Его. Изучая Его Слово, в котором Он общается с нами, мы можем ожидать с надеждой, что Он встретится с нами и явит нам Себя.

Иоанн говорит нам о том, что написанное им Евангелие предназначено для того, чтобы читающий его «уверовал, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имел жизнь во имя Его» (Ин. 20:30-31).

Эта мысль повторяется на протяжении всего Нового Завета (см. Рим. 10:17; 2 Тим. 3:15; 1 Ин. 5:13). Из этого мы можем заключить, что одной из Божьих целей, записанных авторами Нового Завета под водительством Духа Святого, было провозгласить истину о Его Сыне – Иисусе Христе – для того, чтобы люди, откликнувшись на эту весть, уверовали в Него.

ПОЛУЧАЙТЕ ДУХОВНУЮ ПИЩУ . Другие предназначения Божьего Слова указаны в стихах, приведенных ниже.

Задание 3. Прочитайте перечисленные ниже библейские отрывки. Определите, какое предназначение Библии указано в каждом из них. Матфея 4:4, Иоанна 17:17, 2 Тимофею 2:15, 2 Тимофею 3:16-17,

1 Петра 2:2

Эти стихи свидетельствуют о том, что Божье Слово является для нас духовной пищей, помогающей нам возрастать в святости. Божье Слово является проводником, ведущим нас не только к спасению, но и к духовной зрелости, приближая нас к образу Христа.

Многие люди вполне удовлетворены осознанием того, что Христос стал их Спасителем, и не имеют никакого желания узнавать Его ближе. Возвращаясь к аналогии с браком, вот как прозвучали бы ваши слова новоиспеченному супругу или супруге в день свадьбы: «Вот мы и поженились, теперь я знаю о тебе абсолютно все, так что нет смысла продолжать наше с тобой общение». Такое утверждение недопустимо, ведь мы знаем, что для близких отношений любой паре необходимо общение. Так же и Бог хочет развивать отношения с нами. У Него есть сундук с настоящим сокровищем – истиной о Нем и о Его Сыне, – и Он хочет делиться этим сокровищем с нами, чтобы с годами наши отношения с Ним углублялись и крепли.

Библия содержит «молоко» для вскармливания новообращенных христиан, чтобы они получили твердое основание для своей веры. Но Библия может предложить и нечто гораздо большее, чем «молоко». В ней есть и «мясо» - более глубокое учение, которое сложнее понять и «переварить». Подобно ребенку, который начинает жизнь с употребления жидкой пищи и, взрослея, переходит на более твердую, новообращенный верующий также должен «взрослеть» и созревать для более «плотного» учения.

Божье Слово способствует нашему духовному росту. Во 2 Послании Тимофею 3:16 мы видим, что Священное Писание полезно для научения, обличения, исправления и поддержания себя в праведности. Эти четыре аспекта представляют собой все, что нам необходимо для познания Бога и отношений с Ним. Библия наполнена глубоким учением о характере Бога и Его делах, о Божьем плане спасения и явлении Его Сына, Иисуса Христа. Священное Писание не только рассказывает нам о Боге и Его плане спасения в Иисусе Христе, но и дает нам наставления в праведности, показывая нам образ жизни, угодный Богу.

Библия также полезна для обличения и исправления, которые по сути есть «две стороны одной медали». «Обличение» означает, что Священное Писание указывает нам на наши греховные мысли и действия. Но помимо этого Библия еще указывает нам истинный путь через «исправление», разворачивая нас в верном направлении.

Двойное предназначение Божьего Слова можно обобщенно выразить таким образом: Бог желает, чтобы мы, получив спасение, возрастали в святости. Божье Слово – записанное, преподанное и проповедуемое – это главное средство, с помощью которого Бог достигает этих целей.

Задание 4. Как двойное предназначение Божьего Слова нашло свое отражение в вашей жизни? Как изучение Библии помогло вашему сближению с Богом?

СВЯТОЙ ДУХ И БОЖЬЕ СЛОВО

Божье Слово тесно связано с обитающим в нас Святым Духом – сверхъестественным источником Божьей силы. Совершая Свою работу в этом мире, Святой Дух использует Божье Слово.

СВЯТОЙ ДУХ ГОВОРИТ С НАМИ . Из 2 Петра 1:21 мы узнаем, что Святой Дух побуждал и направлял авторов библейских книг, когда они записывали слова Священного Писания. Поэтому Святой Дух, вдохновлявший библейских авторов, может уникальным образом помогать и нам с вами в понимании Божьего Слова. Поскольку в Библии Бог показывает нам, каков Он и как нам следует к нему относиться, именно через Божье Слово Святой Дух открывает нам сердце и разум для восприятия удивительных истин о Господе Иисусе. Без Духа Святого люди не в состоянии их уразуметь.

Задание 5. Прочитайте 1 Коринфянам 2:11-16. Как вы объясните связь между Духом Святым и нашим пониманием духовных истин?

Святой Дух проливает свет на Божьи мысли, помогая нам их понять. Бог желает, чтобы все люди пришли к спасению, поэтому чаще всего Он побуждал авторов Священного Писания излагать истину как можно более простым и понятным языком. Святой Дух с готовностью отвечает каждому, кто искренне желает познать истину.

Мы видим, что Святой Дух взаимодействует с нами через Божье Слово, показывая нам, что Иисус Христос – это Божий Сын. Но это еще не все. На втором уроке мы говорили о том, что именно Дух Святой побуждает нас к послушанию Богу, обличая нас в неповиновении, и Он же ведет нас к благочестивой жизни, угодной Богу. Божье Слово неотделимо от действия Святого Духа.

СВЯТОЙ ДУХ ПРИМЕНЯЕТ БОЖЬЕ СЛОВО . На втором уроке мы также говорили о том, что Святой Дух воздействует на нас разными способами. Давайте рассмотрим пример того, как Он действует в нашей жизни посредством Божьего Слова.

Возьмем, к примеру, стих Ефесянам 4:32, в котором говорится о прощении. Автор дает нам понять, что христианский образ жизни предполагает прощение. Узнав об этой истине, мы начинаем размышлять о ее значении, а Святой Дух проливает свет на те ситуации в нашей жизни, в которых мы не смогли или не захотели кого-то простить. Он продолжает делать это до тех пор, пока мы не обратим внимание на Его «подсказки» и не простим этого человека.

Через Божье Слово Дух Святой указывает нам на грех в нашей жизни и помогает его искоренить. Священное Писание было создано Богом, чтобы задать людям нравственные ориентиры – людям, живущим в любой стране, в любую эпоху и в любом моральном климате. Изложенные в Библии наставления о нравственности отражают Божий характер. Когда мы встречаем в Библии какую-либо заповедь, Святой Дух проясняет ее для нас, помогает нам по-новому осознать свою ситуацию и объясняет, как мы можем применить в ней данное наставление.

Например, в 1 Коринфянам 6:18 верующим заповедано «избегать блуда». Святой Дух действует в нашем сознании, помогая нам глубже понять, что именно представляет собой сексуальный грех и насколько важно нам избегать его в своей жизни. Он указывает нам на наши ошибки и объясняет, как мы можем исполнить эту заповедь. Мы замечаем, что заповедь начинает влиять на наш образ мыслей. Чтобы полностью ее исполнить, нам нужно применить эту заповедь ко всему, что мы читаем, на что смотрим и о чем мы думаем, а также к тому, что мы делаем. Святой Дух обличает нас во всех этих областях, когда мы размышляем над Божьим Словом. Чем больше мы размышляем, тем лучше нам удается взглянуть на эту ситуацию глазами Христа. По мере того, как мы откликаемся на «подсказки» Святого Духа, усиливается и влияние Библии на наше поведение и формирование нашего характера.

Задание 6. Испытывали ли вы в своей жизни влияние Святого Духа, взаимодействующего с Божьим Словом? Как это происходило? Как вы отреагировали на призывы и «подсказки» Святого Духа?

ПОЛЬЗА БОЖЬЕГО СЛОВА

Библия – это чудесное сокровище, дарованное нам для радости и познания. И целой жизни не хватит нам для того, чтобы исследовать все его богатства. Читая Священное Писание, мы находим в нем многочисленные благословения или преимущества для тех, кто не жалеет времени на поиски Бога и кому Он открывается на страницах Своего Слова.

Задание 7. Прочитайте следующие отрывки из Священного Писания. Какие благословения или преимущества изучения Божьего Слова Вы отметили в каждом из этих стихов?

Пс.16:4, 118:11, 1010102; Пс.18:9, 118:111; Пс.18:12; Пс.118:50; Пс.118:98-99, 130; Пс.118:105, 24:4-5; Пс.118:165; Пс.6:23; Рим.15:4.

Какие из этих преимуществ важны для вас? Каким образом вы можете испытать эти благословения в своей жизни еще больше?

. Поблагодарите Бога за пользу, которую приносит нам Его Слово, и за то, что оно удерживает вас на правильном пути.

Самые большие преимущества Божьего Слова являются результатом многогранного и постоянного с ним взаимодействия.

ПОГРУЖАЙТЕСЬ В БОЖЬЕ СЛОВО

Одна известная поговорка гласит: «Можно привести коня на водопой, но нельзя заставить его пить». Это – выбор, который конь должен сделать сам. Так же происходит и с духовной пищей верующих людей. Есть много путей, которыми мы можем привести человека к источнику Божьего Слова, но станут ли они пить из него, зависит только от них самих. Как христиане, мы должны сделать сознательный выбор – читать Божье Слово.

ВЫБИРАЙТЕ БОЖЬЕ СЛОВО. Некоторые люди возражают: «Но у меня совсем нет времени на изучение Библии». Часто мы неразумно составляем расписание на день, планируя гораздо больше дел, чем мы в состоянии выполнить. В конце дня мы вспоминаем, что совсем не уделили время чтению Божьего Слова. Многие выбранные нами дела сами по себе хороши, но часто хорошее является врагом лучшего. Когда мы не оставляем в своем расписании время на Слово Божье, мы по сути обрекаем себя на духовный голод и становимся сухими и бесплодными в своей христианской жизни.

Серьезное изучение Библии необходимо христианину, как пища. Так же, как мы находим время для еды, сна, общения и отдыха, мы должны находить время и для изучения Библии, регулярно внося его в свое расписание и сделав его повседневной привычкой.

Но как мы читаем Божье Слово? Роберт Малхолланд в своей книге «Сформированный Словом» выделяет «формативное» и «информативное» чтение Библии. Если основной задачей при информативном чтении является ваше овладение текстом, то цель формативного чтения заключается в том, чтобы текст овладел вами. Это предполагает разные подходы к чтению Библии. «Вместо аналитического, критичного и осуждающего информативного чтения, формативное чтение предполагает смирение, беспристрастный подход, расположение и любовь». При таком подходе читатель открыт для понимания Божьего Слова и готов изменяться под его воздействием.

Иногда мы подходим к чтению Библии как к заданию, которое мы выполняем «для галочки». Прочитав свою «дневную норму», мы поскорее закрываем Библию и относимся к Божьему Слову как к одному из своих многочисленных дел, запланированных на день. С другой стороны, зачастую пасторы и духовные лидеры в процессе чтения Библии думают в основном о том, как они будут проповедовать эти истины другим. Однако, авторы Библии, записывая Божье Слово, видели его совершенно с другой перспективы.

Полностью прочитайте Псалом 118. Какие повторяющиеся темы вы заметили?

Задание 7. Отметьте некоторые личные решения, записанные автором для нас в стихах, указанных ниже. Запишите, какой выбор делает в нем автор.

Псалом 118:1-2 Псалом 118:30 Псалом 118:44 Псалом 118:59-60 Псалом 118:101 Псалом 118:147-148

Задание 8. Еще раз просмотрите решения, записанные псалмопевцем.

Какие решения приняли вы относительно Божьего Слова? Уделяете ли вы Божьему Слову значительное место в своей жизни? Что мешает вам сделать Божье Слово приоритетом в вашей жизни?

Уделите некоторое время молитве . Поблагодарите Бога за то, что Он дал нам Свое Слово, и попросите Его дать вам жажду к Его Слову, как сделал это автор 118-го Псалма.

ИСПОЛЬЗУЙТЕ БОЖЬЕ СЛОВО . Псалом 118 представляет нам модель того, как мы можем использовать Божье Слово в своей жизни.

Задание 9. Обратите внимание на следующие стихи из Псалма 118. Какое влияние оказывает на автора Божье Слово? Отметьте, как он применяет Божье Слово в своей жизни.

Псалом 118:10 Псалом 118:18, 27 Псалом 118:25 Псалом 118:29 Псалом 118:33-34, 73 Псалом 118:36 Псалом 118:116 Псалом 118:125

Очевидно, что псалмопевец проводил много времени в чтении Божьего Слова, изучая его, размышляя над его смыслом и применением в своей жизни.

Однако, мы хотели бы сделать одно замечание о том, как не стоит использовать Священное Писание. Многие христиане воспринимают Библию, как своего рода гороскоп: они открывают Божье Слово наобум в надежде, что Бог даст им какой-то особый совет через прочитанный ими отрывок. Опасность такого подхода заключается в том, что читатель упускает из виду реальный смысл отрывка, поскольку воспринимает его через призму своих личных нужд и обстоятельств.

Пытаясь отыскать в Библии стих, который поможет нам или направит нас в нужную сторону, мы можем неправильно использовать Божье Слово. Во время чтения Библии Бог иногда обращается к нам, явно направляя нас в какой-то сложившейся ситуации. Но мы должны быть осторожны и статься увидеть в библейских отрывках не то, чего нам хочется, а то, что там действительно написано.

РАЗМЫШЛЯЙТЕ НАД ЗНАЧЕНИЕМ БОЖЬЕГО СЛОВА. Мы говорили о важности чтения Божьего Слова и о том, что Святой Дух открывает нам глаза на библейские истины. Не менее важно размышлять над прочитанным, чтобы Божье Слово и Святой Дух могли действовать в наших сердцах.

Размышление над Божьим Словом не является медитацией в современном понимании этого слова как названия религиозного ритуала или процедуры. Многие религии используют различные формы медитации, включающие в себя определенные релаксационные упражнения – например, глубокое дыхание. Во время таких медитаций человек сосредоточен на своем внутреннем мире, он отвлекается от лишних мыслей и концентрируется только на своем дыхании, напевая при этом простое слово или фразу. Целью такой медитации является достижение абсолютной «внутренней гармонии» через очищение своего сознания. Библейские авторы, говоря о размышлении над Божьим Словом, имели в виду нечто совершенно другое. В действительности, когда человек опустошает свое сознание, распевая мантру, это может стать опасным приглашением для демонических сил занять освободившееся место.

Размышление над Священным Писанием – это привычка благочестивого человека. Давид часто размышлял над Божьим Словом, и его размышления сохранились для нас в написанных им псалмах. В Псалме 62:7-9 он говорит: «Когда я вспоминаю о Тебе на постели моей, размышляю о Тебе в ночные стражи, ибо Ты помощь моя, и в тени крыл Твоих я возрадуюсь; к Тебе прилепилась душа моя; десница Твоя поддерживает меня».

Задание 10. Прочитайте книгу Иисуса Навина 1:7-9.

Что завещал Моисей Иисусу Навину в этих стихах? Почему это важно для начинающего лидера?

Из этих стихов мы узнаем, что нам нужно просто размышлять о Боге и Его Слове, сосредоточивая свое внимание на Нем самом, Его характере и истинах Его Слова. Читая библейский стих или отрывок, нам нужно подумать о его значении и о том, как мы можем его применить. Думая о Нем, мы можем вспоминать истины о Его характере, Его обещаниях, Его делах, и о том, чего Он желает для нас. Размышления о Боге и Его Слове помогают нам преодолеть пропасть, разделяющую то, о чем мы прочитали, и то, как мы живем; они позволяют нам привнести Божье Слово в различные ситуации нашей повседневной жизни и найти особое, индивидуальное применение прочитанных нами истин. Чтобы Божье Слово могло изменять и преображать нас, очень важно уделять достаточно времени размышлению над ним .

ПРИМЕНЯЙТЕ БОЖЬЕ СЛОВО. Бог хочет, чтобы мы не только читали Его Слово и размышляли над ним, но также исполняли то, что в нем написано.

Задание 11. Прочитайте Иакова 1:22-25. Сравните два разных отношения к Божьему Слову, описанные в этих стихах.

Иаков говорит, что тот, кто внимательно исследует Божье Слово и решает его исполнять, будет благословлен. Он призывает нас: «Будьте же исполнители Слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя». В результате чтения и изучения Библии должна измениться наша жизнь. Бог хочет, чтобы мы становились более зрелыми и приближались к образу Христа. Читая и применяя Божье Слово, размышляя над ним в своей повседневной жизни, мы начнем замечать изменения, происходящие в нас.

Задание 12. Замечаете ли вы какой-либо прогресс в своих размышлениях над значением Божьего Слова? Как вы применяете Божье Слово в своей повседневной жизни? Какие изменения видите вы в своей жизни в результате чтения Божьего Слова, размышления над ним и его применения в конкретных жизненных ситуациях?

ЗАПОМИНАЙТЕ БОЖЬЕ СЛОВО . Заучивание стихов из Библии наизусть – это замечательный способ привнести Божье Слово в свою жизнь, чтобы оно было вам доступно всякий раз, когда вы в нем нуждаетесь. Псалмопевец сказал: «В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою» (Пс. 118:11). Иисус использовал отрывки из Священного Писания для защиты от искушений Сатаны. И мы можем прибегать к тому же средству, которое использовал наш Спаситель.

Выберите время и выучите наизусть Псалом 1 до следующего занятия. Каждый день разбирайте по одному стиху, запоминая его и размышляя над его значением. Добавляйте этот стих к предыдущим, пока не выучите весь этот псалом целиком. Затем перескажите его своими словами.

Заучивая стих наизусть, обязательно размышляйте над ним в контексте всего библейского отрывка или даже целой главы, чтобы удостовериться, что вы правильно поняли его смысл. Иначе возникает риск неверно истолковать его значение и, следовательно, неправильно применить его в своей жизни.

ЛЮБИТЕ БОЖЬЕ СЛОВО . Иногда библейские авторы чувствовали побуждение рассказать, что означало Божье Слово лично для них.

Задание 13. Прочитайте отрывки: Иов 23:12 Псалом 118:20, 24 Псалом 118:97 Псалом 118:131 Иеремия 15:16

Какую ценность представляло Божье Слово для авторов этих стихов? Как каждый из авторов описывает Божье Слово или чувства, которые он к нему испытывает?

Какую роль занимает Божье Слово в вашей жизни? Какие практические шаги вы можете предпринять для того, чтобы увеличить воздействие Божьего Слова в вашей жизни?

Попросите Бога дать вам любовь к Его Слову, чтобы оно стало наслаждением для вашего сердца и вы проводили больше времени в его чтении и изучении.

СТРОЙТЕ НА ТВЕРДОМ ОСНОВАНИИ

Когда мы делаем выбор в пользу Божьего Слова и начинаем ежедневно его использовать, применяя его истины в своей жизни, это означает, что мы строим свою жизнь на Божьем Слове.

Задание 14. Прочитайте Матфея 7:24-27. О каком основании говорит Иисус, и какую роль в нашей жизни играет это основание, когда наступают трудные времена?

В любой ситуации мы можем обратиться к Божьему Слову и сделать его прочным основанием для своей жизни. Одна женщина, пережившая большое горе, пишет: «Божье Слово было моим якорем среди самого ужасного шторма в моей жизни. Без этого якоря я утонула бы от печали и страха. Через Свое Слово Бог заменил мою панику на мир и покой, напомнив мне о том, что Он рядом со мной, о Своей доброте и благости, о Своей бесконечной любви ко мне».

Чтобы построить такое основание, мы должны быть уверены, что можем положиться на Библию как на надежный компас, ведущий нас по жизни. Заслуживает ли это основание доверия?

Мы рассмотрели несколько библейских отрывков (2 Тим. 3:16 и 2 Пет. 1:20-21), которые свидетельствуют, что Библия – это Слово, вдохновленное Самим Богом. Божье Слово – это вечный и нерушимый проводник, данный нам Господом, чтобы вести нас по тропе праведности к Небесам. Другие проводники также могут показаться надежными на первый взгляд, но в конце концов они обязательно нас подведут. Божье Слово – единственный проводник, на которого мы действительно можем положиться. Оно является стандартом, эталоном христианской веры, которым мы измеряем все, что мы делаем и во что мы верим.

Конечно, кто-то может усомниться в том, что Библия – это Божье Слово, написанное под Его руководством. Когда у нас возникают подобные сомнения, Бог предлагает нам убедиться в достоверности Его Слова. Уделяйте время чтению Библии, беспристрастно размышляя над его утверждениями. Попросите Бога показать вам, действительно ли это – Его Слово.

ЕЖЕДНЕВНО УДЕЛЯЙТЕ ВРЕМЯ ЧТЕНИЮ БОЖЬЕГО СЛОВА . Подобно тому, как мы ежедневно питаем свои физические тела, наша духовная сущность также нуждается в ежедневном питании. Мы никогда бы не стали намеренно голодать, имея пищу под рукой. Однако, часто христиане не видят необходимости и не находят удовольствия в том, чтобы питать свой дух Божьим Словом.

Когда израильтяне были освобождены от египетского рабства, Бог удовлетворил их потребность в пище с помощью загадочного вещества – манны. Манна выпадала ежедневно, и Божьему народу нужно было всего лишь выйти из шатра и собрать ее. Им было велено брать не больше, чем они могли съесть в этот день, и не делать запасов на будущее. Непослушание вызывало появление червей (Исх. 16:13-31). Эта манна – прообраз Христа, нашего хлеба жизни; в этой истории говорится о необходимости ежедневного насыщения Им. Время, проведенное в чтении Божьего Слова, – это наша манна.

Размышляя о своих духовных нуждах, мы видим, что привычка ежедневного насыщения Божьим Словом необходима для того, чтобы сделать нас сильными и научить нас уповать на Бога в своих повседневных нуждах . Когда ученики попросили Иисуса Христа научить их молиться, Он предложил им молитву, в которой говорилось: «Хлеб наш насущный дай нам на сей день». Смысл этих слов заключается в том, что мы молимся ежедневно, прося Бога удовлетворить наши нужды на этот определенный день.

Мы видим, что привычка получать удовольствие от Божьего Слова – это привилегия, данная нам Богом для нашей пользы, чтобы сделать нас сильными и процветающими христианами. Он дает нам все необходимое для духовного питания, но при этом желает, чтобы мы ежедневно приходили к Нему и собирали эту духовную пищу. Манна недельной давности не сможет подкрепить нас в сегодняшних обстоятельствах нашей жизни.

ЧИТАЙТЕ БОЖЬЕ СЛОВО, ЧТОБЫ ВОЗРАСТАТЬ ДУХОВНО . На протяжении многих веков было много верующих людей, которые давали подробные указания о том, как сделать чтение Библии более эффективным и назидательным. Мартин Лютер рекомендовал читать Божье Слово перед сном, чтобы

прочитанное заполняло мысли человека ночью. Джон Уэсли писал: «Если вы желаете читать Божье Слово так, чтобы это было наиболее эффективно, то не будет ли разумным… по возможности выделять немного времени утром и вечером для достижения данной цели?» Он советовал ежедневно читать по одной главе из Ветхого и Нового Завета, или какую-то часть главы, «чтобы познать Божью волю во всей полноте и найти правильное решение к ее исполнению». Он также побуждал верующих молиться и до, и после чтения Божьего Слова, «чтобы прочитанное запечатлелось в наших сердцах».

Цель ежедневного чтения Библии – лучше познавать Бога и углублять наши отношения с Ним по мере того, как Он обращается к Нам через Свое Слово . Несмотря на всю важность внимательного и основательного изучения Библии, оно не является главной целью нашего ежедневного времени с Богом. Подробное изучение Библии очень важно и может дать прекрасные результаты, но это изучение будет оставаться бесполезным до тех пор, пока не выйдет за рамки простого восприятия информации.

Есть сотни ученых-богословов, которым известно столько библейских фактов и подробностей, сколько большинству из нас и не снилось, но при этом они духовно мертвы. Простое изучение Библии никогда не изменит жизнь человека. Христианские лидеры могут начать изучать Божье Слово лишь для того, чтобы подготовить красивую и звучную проповедь или не попасть впросак во время обучения других людей. В этом случае они рискуют стать образованными экспертами, которые сами не в состоянии слышать Божий голос. Чисто академический подход к изучению Божьего Слова может сделать нас бесчувственными к действию Святого Духа в нашей жизни. Целью нашего ежедневного времяпрепровождения с Богом является не научный труд, а более близкое познание Христа и общение с Богом через Его Слово.

Если мы хотим читать Божье Слово, чтобы слышать Его голос и возрастать духовно, нам важно как можно меньше отвлекаться во время чтения. Устранение различных «помех» и точно определенное регулярное время – важные элементы нашего ежедневного общения с Богом. Также для качественного времяпровождения с Господом важно создать подходящую обстановку. Нужно выбрать тихое место, где вы могли бы регулярно оставаться наедине с Господом. Это особенно важно, если у вас есть маленькие дети или в вашем доме многолюдно.

Задание 15. Ответьте на данные вопросы, чтобы оценить свою верность общению с Богом через Его Слово.

Где вы проводите время с Господом? Вы нашли тихое место, где мало что отвлекает вас от общения с Ним? Если нет, то возможно ли выбрать другое, более подходящее место? Как часто вы проводите время за чтением Божьего Слова? Если это пока еще сложно для вас, что вы могли бы предпринять, чтобы сделать это своим приоритетом? Какие дела вы могли бы отменить, чтобы освободить время для Божьего слова?



Вверх