Объекты неживой природы в городе. Неживая природа: определение, признаки и классификация. Солнце светит золотое

Если внимательно посмотреть на наш мир, то можно внезапно обнаружить, что нас повсюду окружают тела неживой природы. Прежде всего это Солнце, Луна, воздух, ветер, горы, овраги, вода, реки, озера, леса, полезные ископаемые, камни и даже планеты и галактики.

Это объекты неживой природы, которые никогда не рождаются, не питаются, не размножаются, а также не умирают. При этом они характеризуются устойчивостью и относительно слабой изменчивостью. Если живой организм рождается, живёт и умирает, то все, что относится к неживой природе практически не изменяется.

Например, горы, однажды образовавшись, стоят на протяжении нескольких тысячелетий без изменений, а планеты как вращались вокруг Солнца, так и будут вращаться (если, конечно, не случится какого-либо глобального катаклизма). Кроме того, как именно «живёт» неживая природа можно наблюдать, на примере постоянно видоизменяющейся воды и времен года:

  • Зимой вода превращается в снег, сосульки и лёд;
  • Весной ледяные кристаллы превращаются в воду;
  • Летом она испаряется, трансформируясь в пар – мелкие, поднимающиеся в воздух водяные капли;
  • Осенью она возвращается в наш мир в виде дождя.

Неживая природа сильно связана с живой природой и тесно взаимодействует с ней. Неживая природа заставляет живые организмы приспосабливаться к различным условиям окружающего их мира (влажности, температуре, грунту), поскольку одним из её признаков является сочетание различных веществ и энергии, например:

  • Солнце является источником тепла и света почти для всех живых организмов – без них они попросту не способны существовать;
  • Если перекрыть объектам живой природы доступ к воздуху или воде, они погибнут;
  • Как воздух, так и вода, должны быть чистыми, иначе в живом организме вполне могут произойти необратимые изменения.

С другой стороны, представители животного мира также влияют на неживые элементы нашей планеты своей жизнедеятельностью (например, растения и животные всячески удобряют почву, очищают окружающий мир от отходов разного типа).

Классификация понятия

Само понятие «неживая природа» настолько обширно, что одна конкретная наука не в состоянии изучить все её элементы, поэтому этим занимается химия, физика, геология, астрономия и др. дисциплины.

При этом чёткого определения для такого простого понятия до сих пор не существует, несмотря на то, что характерные для неё признаки всё-таки учёные выделили, а саму неживую природу классифицировали следующим образом:

  1. Элементарные частицы;
  2. Атомы;
  3. Химические элементы;
  4. Небесные тела, звезды;
  5. Галактика;
  6. Вселенная.

Характеристика

Одним из основных признаков, отличающих материю неживой природы, является то, что составляющие её элементы, несмотря на кажущуюся сложность, устроены довольно просто и обладают твёрдой формой. Нередко эта форма может переходить из одной в другую, одни ионы заменят другие, а суть их останется той же. Например, если речь идёт о кристалле, его кристаллическая решетка несмотря ни на что, останется прежней:

  • сам по себе кристалл имеет твёрдую структуру;
  • если температурные показатели окружающего его мира значительно поднимутся (например, под действием вулкана), твёрдое тело расплавиться, а молекулы или ионы, которые он содержит, начнут беспорядочно двигаться, создавая тем самым броуновское движение;
  • если температура не перестанет увеличиваться, то жидкость, в которую трансформировался кристалл, закипит и выделится пар (газ);
  • При благоприятных обстоятельствах, под влиянием внешнего мира, кристалл способен восстановиться, и приобрести видоизмененную, а в некоторых случаях и первоначальную форму.

При сочетании углерода с некоторыми газами, например, азотом, кислородом, водородом, создаются невероятные эффекты, которые мы ощущаем на себе, и, не зная, как именно они образовались, задаём частые вопросы – почему в этом мире дует ветер и именно такой силы, почему небо голубого цвета, как появляются облака, что собой представляет круговорот воды в природе.

В отличие от живых организмов, одним из признаков неживой природы является то, что она не в состоянии воспроизводить себе подобных, то есть, не даёт потомства. Вместе с тем, раз появившись в мире, неживая материя почти никогда не исчезает и не умирает – разве что под влиянием времени возможен переход в другое состояние. Например, камень через какой-то период (здесь многое зависит от составляющих его элементов) вполне может превратиться в пыль, но, видоизменившись, и даже распавшись, своего существования не прекратит.

Все, что относится к неживой природе, не растёт. Несмотря на то что некоторые её объекты внешне изменяются (например, кристаллы кварца или соли) и вроде бы увеличиваются в размерах, на самом деле они не растут. По крайней мере, так как это делают живые организмы, которые принимают пищу во внутрь и, переваривая её, формируют своё тело. Что касается кристаллов, то они увеличиваются только благодаря прицепившимся к ним другим кристалликам.

Предметы, относящиеся к миру неживой природы, имеют ещё один характерный признак – они не нуждаются в питании, никогда не испытывают жажды, не дышат.

Неживая природа на все реагируют пассивно – например, если толкнуть камень, он просто отлетит по инерции в заданном направлении, упадёт, может, при этом куда-нибудь покатится, но в итоге остановится и останется лежать до следующего воздействия.

Или, несмотря на то что вода в реках движется, она это делает в связи с тем, что элементы, из которых она состоит, чрезвычайно слабо соединены между собой, пытаются занять самое низкое место, образовывая, таким образом, течение.

сайт: самое интересное о неживой природе

На нашем сайте вы однозначно сможете познакомиться с неживой природой поближе и узнать получше о таких, казалось бы, элементарных вещах, как круговорот воды в природе, откуда берутся облака, почему дует ветер, образуется смерч и другие интересные факты из жизни нашей планеты.

Как детям в начальной школе рассказать про объекты природы так, чтобы им было не только все понятно, но и интересно? Лучше пояснить на реальных примерах, чем говорить научным языком или определениями. Ведь то, что можно самому пощупать и почувствовать, запомнить и понять гораздо легче.

Энциклопедии, фильмы и образцы

Не каждый ребенок во время урока в школе поймет, вообще, не только природа. Сказав слово "объект", учитель или родитель должен показать фотографию, плакат, например, с птицами, животными в лесу. Пусть ребенок поймет, почему птица является объектом природы, причем живым.

Объекты живой и неживой природы желательно демонстрировать на примерах. Можно это делать и на словах. Но, как правило, ребенку интереснее воспринимать информацию зрительно, чем на слух. Если же вы все-таки выбрали второй вариант, то лучше рассказать интересную историю, сказку, а не сделать сухое перечисление.

Родителям желательно приобрести красочные детские энциклопедии, в которых прекрасно проиллюстрированы растения, животные, птицы, облака, камни и так далее. Ребенку можно сказать, что рыбка живет в воде и питается водорослями. Это все объекты природы. Рекомендуется показать, например, стакан, ноутбук и одеяло и сказать, что они не относятся к объектам природы, ведь эти вещи создал человек.

Живая и неживая природа

Как отличить Что она представляет собой? То, чего человек не создавал, это и есть объекты природы. Примеры можно приводить до бесконечности. Как дети смогут отличить живую и неживую природу? Следующий раздел статьи полностью посвящен тому, как привлечь внимание малышей к тому, что их окружает. А сейчас можно лишь объяснить словами, как вообще отличить живое и неживое.

Детям желательно показать обучающее видео о природе, во время просмотра которого указывать на различные объекты и говорить, какие из них являются живыми. Например, в кадр попали облака, лиса, дерево. Желательно нажать на паузу и показать, что из них является неживым объектом, а кто относится к живым. Заодно нужно добавить: животные, птицы, насекомые являются одушевленными и отвечают на вопрос "кто", а растения, грибы, камни, тучи, соответственно, - "что".

Наглядные примеры вокруг

Сельские дети могут природу лицезреть каждый день, поэтому им можно устроить прогулку и там показать, что является живым, а что нет. Городским же ребятам можно продемонстрировать цветы на подоконнике, ведь эти растения - тоже живые объекты природы. Их вырастил человек, но они все равно остаются частью растительного мира. Домашние животные, попугаи, тараканы и пауки тоже являются объектами живой природы.

Не обязательно выезжать за город, чтобы продемонстрировать неживые объекты. Тучи, которые движутся по небу, ветер и дождь - хорошие примеры. Даже почва под ногами, лужи или снег являются объектами неживой природы.

Хорошим примером может стать аквариум с рыбками или черепахой. На дне его лежит природный грунт, имитирующий дно. Водоросли настоящие, камушки и ракушки - тоже. Но в них нет улиток. В аквариуме плавают рыбки. Детишки смотрят на них, радуются им. На данный момент здесь имеются объекты живой и неживой природы. Учитель, воспитатель или родители должны сказать, что рыбка - это живой объект природы, водоросли тоже. А вот песочек на дне, камушки и ракушки - неживые. Они не дышат, не размножаются, просто существуют. У них свое предназначение - создавать все условия для жизни живых объектов. Если бы не было песочка, то растения бы не росли.

Прогулка на природе

Какой повод может появиться для вылазки на природу? Рыбалка, охота, сбор грибов, ягод, орехов. С детьми лучше всего выезжать на природу просто для отдыха. Конечно, будет полезно также и собирать грибы. Но делать это следует строго под присмотром взрослых. Родители смогут наглядно показать объекты живой природы, например, деревце, кусты, траву, грибы, ягоды, зайца, муху и комара. То есть, всё что дышит, растет, перемещается, может чувствовать.

являются неживыми? Про тучи, дождик и снег говорилось выше. Камни, сухие ветки и листья, земля, горы, реки, моря и озера с океанами - это неживая природа. Точнее сказать, вода - это неживой объект, но созданный природой.

Что создано природой, а что человеком

Не нужно детское внимание заострять только на объектах природы. Ребенок может запутаться, подумать, что все относится к этой категории. Но ведь это не так.

В школе педагог может привести примеры того, что не является объектом природы: учебники, тетради, парта, доска, здание школы, дом, компьютер, телефон. Все это создал человек. Объект природы же существует и без его участия.

Будет, наверное, справедливо возражение по поводу того, что карандаш сделан из дерева, а оно - живое. Но дело в том, что дерево уже срублено, оно уже не живет. Ведь карандаш не растет на глазах и не дышит. Это неодушевленный предмет и неживой в том числе.

В школе можно сделать забавную игру: вырезать из журналов или распечатать на принтере картинки, где будут изображены объекты природы, а затем наклеить их на лист бумаги (сделать карточки). Учитель может проверить, что же вырезал ребенок. Может быть, он не заметил камушек внизу страницы или он не знал, что неживой природы? А другой ученик пропустил фотографию с озером, зато вырезал самолет. Придется одному объяснить, что камень - это объект неживой природы, а второму - что самолет создан людьми и к игре никакого отношения не имеет.

Когда карточки все будут готовы, можно их смешать. Каждый ученик будет доставать наугад одну, показывать ее у доски всему классу и говорить, какие изображены на ней живые объекты природы. Примеры могут быть разными. Важно обратить внимание на все, что присутствует на картинке. Интерес детей при этом обязателен. Неинтересный урок не запоминается, а поданная скучно информация не усваивается.

Не нужно в один период заострять внимание ребенка на объектах природы. Лучше делать это ненавязчиво. Дети, которые слушали внимательно, быстро поймут. Но если педагог не сумел объяснить тему, но ребенку интересно, остается только родителям приводить примеры. Главное, чтобы было все в форме игры.

Цель урока: познакомить детей с живыми организмами и их свойствами.

Задачи:

  • развивать умение наблюдать, логически и творчески мыслить,
  • воспитывать бережное отношение ко всему живому вокруг нас,
  • способствовать формированию в сознании учащихся единого, целостно окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого,
  • осуществлять систематизацию и расширение представлений детей о живой и неживой природе, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта, воспитание любви к окружающей природе.

Оборудование:

  • картина, изображающая детскую игровую площадку
  • контейнеры с землёй, проращенные семена фасоли
  • газета «Мы и природа»

Ход урока.

1. Организационный момент

2. Самоопределение к учебной деятельности . Постановка проблемного вопроса .

Нет человека, который бы не слышал или не произносил бы с восхищением фразы «Какая природа! Красота!», «Я был на природе». А что же такое природа ? Давайте попробуем ответить на этот вопрос.

Мысленно выйдем во двор (на доску прикрепляется картина, изображающая детскую площадку). Перед нами детская площадка. Рассмотрите внимательно эту картинку. Назовите то, что создано руками человека, а что существует независимо от нас.

(в соответствии с ответами детей учитель записывает названные предметы по колонкам «Создано руками человека», «Объекты природы»).

Итак, что мы относим к объектам природы? Что такое природа?

Вывод: Всё то, что не создано руками человека, и мы сами называется природой .

3. Актуализация знаний

Что мы можем отнести к природе?

(учитель устанавливает песочные часы и дети в течение 1 минуты высказывают свои мнения, которые учитель фиксирует на доске)

4 . Проектирование и фиксация нового знания .

А теперь проверим себя!

(учитель открывает доску, на которой таблица объектов живой природы; учитель комментирует каждый раздел, а дети проговаривают, что из перечисленного относится к каждому разделу.)

Прежде всего к природе относится:

  • человек
  • животные (звери, птицы, насекомые, рыбы)
  • растения (деревья, кустарники, цветы, травы)
  • грибы (растущие на земле и деревьях, грибы одноклеточные, которые используются, например, в хлебопечении, и молочнокислые грибы)
  • микроорганизмы,которые можно увидеть, например, в капельке воды. К ним относятся бактерии, микробы, вирусы.
  • камни, которые существуют миллионы лет, полезные ископаемые
  • воздух-смесь невидимых газов, из него состоит атмосфера земли и вода (она повсюду: в океанах, морях, реках, озёрах, в почве, много воды в атмосфере)
  • к природе относятся Солнце, Луна-спутник Земли, Земля, звёзды и планеты

Разнообразие природы поражает и восхищает людей. Чтобы разобраться в нём, люди классифицируют все объекты природы. Природу делят на живую и неживую.

(Открыть доску, на которой таблица природных объектов.)

Давайте подумаем, что из природных объектов мы можем отнести к живой, а что к неживой природе.

По каким признакам мы смогли объединить объекты живой природы в одну группу, что между ними общего?

В процессе обсуждения дети выясняют признаки живых организмов, которые учитель записывает на доске:

  • питание
  • дыхание
  • размножение

5. Физкультминутка

Встаньте, пожалуйста, со своих мест. Я буду загадывать загадки. Если отгадка относится к живой природе, то вы приседаете, а если к неживой, то вы хлопаете.

Всем оно нам нравится,
Без него мы плачемся,
А едва появится-
Взгляд отводим, прячемся:
Уж очень оно яркое
И жаркое-прежаркое! (солнце)

Это кочка?
Нет, не кочка.
Это бочка?
Нет, не бочка.
Может, тыква с хвостиком
Забежала в гости к нам,
Под крылечко юркнула
И довольно хрюкнула? (свинка)

На цветок пахучий
Сел цветок летучий. (бабочка)

Над лесами, городами,
Над просторами полей
Проплывают караваны
Небывалых кораблей.
Держат путь вокруг земли
Эти чудо-корабли. (облака)

Стоит Алёна:
Платок зелёный,
Тонкий стан,
Белый сарафан (берёза)

Странная звёздочка
С неба упала.
Мне на ладошку легла-
И пропала. (снежинка)

6. Актуализация знаний

Могут ли живые организмы превратиться в неживые?

Каждый живой организм существует определённое время,а потом он умирает, а на его месте появляются новые. Но если мы не будем беречь растения, животных, они могут умереть раньше своего срока, поэтому мы должны всегда помнить о том, что природа наш щедрый друг, она создаёт все необходимые условия для нашей жизни, в ответ мы должны беречь и приумножать её богатства. А как это сделать? Как мы можем проявить заботу о природе?

7. Опыт практической деятельности.

Сегодня мы попробуем приумножить природные богатства, посадим семена фасоли, которые мы прорастили на одном из прошлых уроков. Если мы сделаем это правильно, с любовью и заботой, то появившиеся росточки помогут нам разобраться с темой следующего урока «Растения и животные» (дети сажают проростки в землю)

8. Закрепление изученного.

Что же такое природа? Ответьте на вопрос, пользуясь опорной таблицей на доске.

(Всё, что существовало, существует и будет существовать независимо от человека и его усилий называется природой.)

Какие обьекты живой и неживой природы вы можете назвать?

Какие признаки объектов живой природы вы узнали?

Человек- тоже часть природы. Творческая группа нашего класса подготовила фотогазету «Мы и природа».

(Ученики вывешивают на доску газету)

Главная задача человека - сохранять и умножать природные богатства. Ведь природа- наш большой друг! Будем беречь природу!

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Когда вы придёте домой, и родители спросят вас, что вы узнали на уроке, что вы им расскажите?

Давайте заполним наш экран настроения-сегодня это дерево. Если урок вам не понравился - вы приклеите на дерево жёлтый листик, если понравился, то зелёный, а если очень понравился - цветочек.

Природой называется все то, что окружает нас и не создано при участии человека. Так, окружающие нас леса, горы, моря, звезды — это природа. А дома, книги, машины, космические корабли к природе не относятся.

В природе выделяют живые и неживые объекты. К живым принято относить все, что способно самостоятельно жить, развиваться, расти, питаться, размножаться. Это растения, животные, и, конечно, сам человек.

Признаки объектов живой природы

К главным признакам объектов живой природы относят способности организма совершать следующий жизненный цикл:

  • Рождение, рост и развитие. Так, из семечка вырастает целое дерево, младенец становится взрослым человеком.
  • Размножение. Объекты живой природы способны производить себе подобных.
  • Питание. Все живые существа нуждаются в пище: растения просят воды, животные питаются травой, растениями или другими животными.
  • Дыхание. Все живые организмы имеют органы дыхания: у человека и многих животных — это легкие, у рыб — жабры, у растений — клетки, поглощающие углекислый газ.
  • Движение. В отличие от большинства объектов неживой природы, живые организмы движутся: животные и человек передвигаются на ногах, лапах, растения поворачиваются вслед за солнцем, распускают цветы.
  • Умирание — это конечный цикл жизни организма. После того, как объект живой природы перестает поглощать пищу, дышать и двигаться, он умирает и переходит в разряд объектов неживой природы. Так, дерево — это объект живой природы, а вот срубленный ствол уже относится к неживой природе.

Все эти способности присущи только живым организмам. То есть, те объекты, которые растут, размножаются, питаются, дышат и относят к объектам живой природы.

В отличие от объектов живой природы, неживые неспособны к таким действиям. Например, луч Солнца, Луна, комета, песок, камень, скала, вода, снег — это объекты неживой природы. Несмотря на то, что многие из них способны двигаться (например, вода в реке), другие — растут (например, горы), эти объекты не размножаются, не питаются, у них нет органов дыхания.

Зато растения, которые, не движутся, способны к питанию и дыханию, а потому относятся к живой природе.

Объекты живой природы: примеры

В биологии выделяют следующие виды объектов живой природы:

Микроорганизмы — это древнейшие формы жизни на нашей планете. Первые микроорганизмы появились миллиарды лет тому назад. Микроорганизмы живут там. Где есть вода. Главная особенность их — невероятная жизнестойкость, так как микроорганизмы выживают практически при любых условиях. К объектам живой природы их относят потому, что они потребляют пищу (воду и питательные вещества) могут размножаться и расти. А с течением времени умирают.

К микроорганизмам относятся различные виды бактерий, вирусы, грибы.

Растения. Мир флоры на земле необычайно велик и многогранен. Начиная от одноклеточных водорослей вроде инфузории-туфельки или амебы и заканчивая гигантскими кедрами или баобабами, все растения относятся к объектам живой природы. Во-первых, они способны расти и размножаться. Во-вторых, все растения нуждаются в питании, часть которых получают из воды, часть — из почвы. В-третьих, растения двигаются: разворачивают и сворачивают листочки, сбрасывают листья и цветы, распускают бутоны, поворачиваются вслед за солнцем. В-четвертых, растения дышат, поглощая углекислый газ и выделяя кислород.

Однако стоит помнить, что после умирания растения переходят в класс объектов неживой природы.

Животные — еще одна разновидность объектов живой природы, наиболее многочисленная, так как сюда относятся самые разнообразные виды: млекопитающие, птицы, рыбы, земноводные, насекомые. Представители фауны также способны к размножению, они дышат и питаются, двигаются и растут, приспосабливаясь у условиям окружающей среды.

Человек — высшая ступень развития живого организма. Именно человеку присущи все способности объекта живой природы: человек рождается, растет, производит себе подобных, питается, дышит и, в конце концов, умирает.

Взаимодействие живой и неживой природы

Все объекты живой и неживой природы находятся в тесной взаимосвязи и оказывают влияние друг на друга. Так, Солнце — это объект неживой природы. Но без его тепла и энергии невозможно существование жизни. То же можно сказать и о воде, которая послужила источником зарождения жизни на нашей планете.

Все живые организмы дышат. А потому для выживания им необходим воздух, который является объектом неживой природы.

С помощью звезд и Солнца птицы ориентируются в полете, человек с их помощью определяет циклы для выращивания растений

В свою очередь, и живая природа оказывает влияние на объекты неживой природы. Так, человек, строя города, осушает болота и разрушает горы, растения, выделяя кислород, меняют структуру воздуха, некоторые виды животных роют норы, выбирая для своего жилища объект неживой природы — почву.

При этом нужно помнить, что неживая природа является первичной, основной. Все необходимое мы черпаем именно из неживой природы, оттуда мы получаем воду, воздух, тепло и энергию, без которых невозможна жизнь.

Умение отличать живую и неживую природу считается самым сложным в курсе природоведения в младших классах. И действительно, ребенку тяжело понять, почему предмет, который не двигается и не дышит нужно относить к природе. Разъяснить это вряд ли поможет и сухое определение из учебника, поэтому педагогам нужно прибегать к другим методам и приводить примеры этих понятий из жизни.

Что такое природа

Для начала, детям во 2 классе нужно объяснить, что такое природа в принципе. Согласно определению, это все предметы и живые существа окружающего мира, которые не были созданы руками человека. Сюда можно отнести животных, насекомых, и даже песок на пляже и окружающий нас воздух.

Но объекты живой природы не могут существовать без неживой. По сути, для них это среда обитания. Например, рыбки (живая) живут в воде (неживая). Если бы не было водоема, то и рыбка не смогла бы существовать.


Основные отличия живой и неживой природы с примерами

Ученикам может быть сложно понять, как отличить эти объекты, поэтому лучше рассказать им, по каким признакам их можно распознать. Но лучше не вдаваться в подробное описание биологии или физики. Ограничьтесь как можно более простыми описаниями и примерами.

  1. Объекты живой природы похожи на людей. Они дышат, растут, развиваются и умирают. К ним можно отнести: животных, птиц, рыб, насекомых, бактерии и растения. Все они проходят определенные этапы развития и в конце жизненного цикла погибают.
  2. Неживая природа не меняется, или меняется, но настолько медленно, что это не заметно глазу. Сюда относятся горы, почва, камни, воздух, вода и даже Солнце и Луна на небе. Им совершенно не нужны какие-либо дополнительные условия для существования. Примером этого могут послужить необитаемые острова, на которых нет ничего, кроме камней и воды. Человеку в таких условиях было бы очень сложно выжить, но они могут существовать и без вмешательства людей или других живых существ.
  3. Еще одним важным отличием является сложность устройства. Растения и животные дышат, двигаются, размножаются и умирают. Здесь ребенок может столкнуться с некоторыми трудностями. Например, если толкнуть животное или человека, то он убежит или нападет в ответ. Если это проделать с камнем он просто передвинется из-за силы толчка. Но толкнуть можно и растение, которое тоже не будет сопротивляться перемещению. Поэтому, причисляя тот или иной объект к живой или неживой природе, нужно обязательно учитывать все факторы.

Закрепления понятия о природе

Чтобы дети лучше поняли эту сложную тему, предложите им посмотреть на разные картинки. Постарайтесь, чтобы там были как природные объекты, так и предметы, созданные руками человека.

Для начала, предложите детям сгруппировать изображения по принципу происхождения. Так, у вас образуется два столбика с картинками. Одни — это объекты, созданные человеком (велосипед, тарелка, дом, одежда и т.д.). Вторые — природой (дерево, кот, солнце, туча, озеро, кузнечик, гора).

Теперь предложите детям разделить их на две группы: живую и неживую природу. Если при этом будут возникать сложности, напоминайте им признаки, по которым отличаются эти объекты. И помните, занятия с детьми младшего школьного возраста всегда должны проходить в игровой форме. Так информация лучше усваивается и запоминается надолго.



Вверх