Непостоянен апрель солнце снег и дождь вперемешку. Непостоянный месяц. Солнце, снег и дождь вперемежку. С ка­ждым днем все меньше снега. Зато куда ни ступишь, куда ни по­смотришь везде вода. Кажется, вся. Изменения в живой природе. Растения

АПРЕЛЬ

Непостоянный месяц. Солнце, снег и дождь вперемежку. С ка­ждым днем все меньше снега. Зато куда ни ступишь, куда ни по­смотришь - везде вода. Кажется, вся земля, встречая весну, спешит умыться перед тем, как надеть наряд из зеленых трав, листвы и цветов.

Первая улыбка весны - мать-и-мачеха. На вырубках сморчки появились. Начинается сокодвижение у берез, пробуждающихся в апреле. Не случайно древнерусское название месяца - БЕРЕЗЕНЬ, да СНЕГОГОН.
ПРИМЕТЫ АПРЕЛЯ

Апрель - пора большой воды.

С апреля земля преет - ветром и теплом веет.

Три дождя в апреле да один в мае тысячи дождей стоят.

Мокрый апрель - хорошая пашня.

Апрель воду подбирает, цветы раскрывает.

Апрель - лес звенит от птичьих хоров.

В апреле мокро - грибное лето, гроза - к теплому лету и к уро­жаю орехов.

Из берез течет много сока - к дождливому лету.

Мокрый апрель - хорошая пашня, славный сенокос.

Сухой апрель предвещает для пашни и сенокоса недоброе.

Рожь говорит: «Сей меня в золу да в пору», а овес говорит: «Топчи меня в грязь, тогда буду я князь».
^ ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Апрель с водою, а май с травою.

Апрель теплый, май холодный - год хлебородный.

Посеешь в пору - соберешь зерна гору.

Весна красна цветами, а осень пирогами.

Весенний дождик лишним не бывает.
ЗАГАДКИ

Яростно река ревет и разламывает лед

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся,

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел?

(Апрель.)

Я раскрываю почки в зеленые листочки,

Деревья одеваю, посевы поливаю.

Движения полна, зовут меня...

(весна).

Зазвенели ручьи, прилетели грачи.

В дом свой - улей - пчела первый мед принесла.

Кто знает, когда это бывает?

(Весной.)

Без рук, без топоренка построена избенка.

(Птичье гнездо.)

Шагает красавица, легко земли касается.

Идет на поле, на реку и по снежку и по цветку.

(Весна.)

Рук нет, а строить умеет.

(Птица.)

Она приходит с ласкою и со своею сказкою,

Волшебной палочкой взмахнет –

В лесу подснежник расцветет.

(Весна.)
Кто входит в окно и не ломает его?

(Солнечные лучи.)

Я всегда со светом дружен. Если солнышко в окне,

Я от зеркала, от лужи пробегаю по стене.

(Солнечный зайчик .)

К маме-речке бегу и молчать не могу,

Я ее сын родной, а родился - весной.

(Ручеек.)

Крепкий деревянный дом с круглым маленьким окном,

Он стоит на длинной ножке, чтобы не залезли кошки.

(Скворечник.)

Прилетает к нам с теплом, путь проделав длинный,

Лепит домик под окном из травы и глины.

(Ласточка. )

Я весь день ловлю жуков, ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю, под карнизом обитаю.

(Воробей.)

Странный доктор есть на свете,

Он деревья лечит, дети:

Где болит? Тук-тук!

А, нашел! Тут, тут!

(Дятел.)

Крылатые кошки в лесу объявились!

Заохали мышки и в норки забились.

Мы вовсе не кошки, честное слово:

Но нас берегитесь! - воскликнули...

(совы).
СТИХИ

Апрель-снегогон

В землю прель, в землю прель

Загоняет апрель.

Он с ручьем в борозде,

Сам по пояс в воде.

И глядит молодцом,

Заливаясь скворцом.

Просыпайся, дружок,

Побежим на лужок!

^ М. Сухорукова
Апрель

Апрель, апрель! Во дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.

Пробирается медведь сквозь лесной валежник,

Стали птицы песни петь, и расцвел подснежник.

С. Маршак
Апрель

В апреле, в апреле луга запестрели.

С прогулки букеты приносим в апреле.

Крапивы немного домой притащи,

Пусть бабушка сварит зеленые щи.

^ В. Берестов
Подснежники

На лесной полянке

Море из цветов.

Расцвели подснежники

После зимних снов.

Рядом с перелескою

Сонник, горицвет.

Стародумка, ростики-

Красочный букет.

На лесной полянке

Море из цветов!

Украшают землю

После зимних снов.

^ Л. Герасимова
Шумит на речке ледоход

Шумит на речке ледоход,

В саду хлопочет садовод,

Забавно чибисы кричат,

Ворона кормит воронят.

Резвится теплый ветерок,

Проснулся первый мотылек,

И песня зяблика слышна –

Пришла весна! Пришла весна!

^ В. Алферов
Разговор с весной

Ну, Весна, как дела?

У меня уборка.

Для чего тебе метла?

Снег мести с пригорка.

Для чего тебе ручьи?

Мусор смыть с дорожек!

Для чего тебе лучи?

Для уборки тоже.

Все промою, просушу –

Вас на праздник приглашу!

^ О. Высотская

Весна

К нам весна шагает быстрыми шагами,

И сугробы тают под ее ногами.

Черные проталины на полях видны.

Верно, очень теплые ноги у весны.

^ И. Токмакова
Весной

То снег валил, то ветры выли.

И вдруг тепло, поют скворцы.

И почки клювики раскрыли

От удивленья, как птенцы.

^ A. Береснев
Апрель

Голубее небо стало,

Зеленей в лесу трава.

Голубей домашних стая

В небе вяжет кружева.

B. Нестерепко
Возвращаются певцы

Возвращаются певцы,

Наши старые жильцы.

От невидимых лучей

Побежал с горы ручей,

И подснежник маленький

Вырос на проталинке,

Возвращаются скворцы -

Наши старые жильцы.

Воробьи у лужицы

Шумной стайкой кружатся.

И малиновка, и дрозд

Занялись устройством гнезд.

Носят, носят в домики

Птицы по соломинке.

Г. Ладонщиков
Весной

Наточив поострее мечи,

Опустились на речку лучи.

И когда разрезали лед,

На реке начался ледоход.

^ А. Бересте
Солнечный апрель

Без шапки на улицу вышел

В пальто нараспашку апрель

И солнечным зайчиком выжег

Из тонкой сосульки капель.

Взял ветку на вербной опушке,

Макнул ее в солнечный круг

И принялся сыпать веснушки

На юные лица подруг.

Великое, вечное чудо –

Пора пробужденья земли!

Скажите мне только: откуда

В ней столько добра и любви?

Откуда такое волненье?

Чьей силой оно рождено?

Как жаль, что весной обновленья

Лишь людям одним не дано...

Но все же весной мы моложе –

Нас тянет в тот сквер за ручьем,

Где юность прошла, как прохожий,

Которому все нипочем.

Да нет, не прошла она - здесь же

Гуляет веселой толпой,

И громко скворцы, как и прежде,

Поют: «Возвратились домой!».

Погрелся апрель, нагулялся

И звонко, как новый трамвай,

По рельсам блестящим помчался

В грохочущий грозами май.

^ М. Палиевский

Утро

Солнце на небе всходило,

Солнце филина будило:

Просыпайся, встань, мой друг,

Пляшет вся земля вокруг.

Пляшет белка, пляшет ежик,

Пляшут все, кто только может.

Хорошо в лесу весной –

Встань скорей! Спляши со мной!

^ Р. Скучайте
Весна-красна

На дворе весна-красна!

Чем весна-красна ясна?

Солнцем жарким, светом ярким,

Клейкой почкой, первым листочком,

Небом ясным, солнцем красным.

Ф. Лев
Одуванчик

Уронило солнце лучик золотой,

Вырос одуванчик - первый, молодой.

У него чудесный золотистый цвет,

Он большого солнца маленький портрет.

^ Е. Серова
Домик для синицы

К садоводу дяде Грише

Угодил птенец на крышу.

Беспокоится синица:

Может крошка простудиться.

Тащит внучек рукавичку –

Домик птичке-невеличке.

«Не годится рукавичка», -

Говорит ему синичка.

Внук тогда принес лукошко,

Положил травы немножко.

«И лукошко не годится», -

Объясняет мать-синица.

Внук задумался... Потом

Из дощечек сделал дом –

Недоступный для врагов,

Птичьих недругов - котов.

Поселились птицы в доме,

Мать-синица дочку кормит.

Носит гусениц, жучков,

Короедов-червячков.

Дядя Гриша-садовод

Без забот теперь живет:

Охраняют птицы сад

И внучонка веселят.

^ М, Семенова

Весело аукнула

Из лесу весна.

Ей Медведь откликнулся,

Проурчав со сна.

Поскакали Зайки к ней,

Подлетел к ней Грач;

Покатился Ежик вслед,

Как колючий мяч.

Всполошилась Белочка,

Глянув из дупла, -

Дождалась пушистая

Света и тепла.

Гордо приосанился

Просветлевший бор;

На ветвях коричневых

Грянул птичий хор.

Улыбнулся радостно

Весь прозрачный лес,

И Мороз за елками,

Заворчав, исчез.

^ Л. Аграчева
Ледоход

Ледоход! Ледоход!

Раскололся зимний лед!

Может, это ледокол

По Москве-реке прошел?

Нет, большие ледоколы

Никогда не ходят тут.

Это от лучей веселых

Льдины скользкие бегут.

Но лучи их догоняют –

Льдины тают, исчезают

И дают простор волне.

Льдины место уступают

Солнцу, свету и весне!

^ С. Баруздин
Мы построили скворечню

Мы построили скворечню

Для веселого скворца,

Мы повесили скворечник

Возле самого крыльца.

Все семейство вчетвером

Проживает в доме том,

Мать, отец и скворушки –

Черненькие перышки.

Кормит матушка скворчат.

Целый день птенцы кричат: -

Мы хотим добавку –

Муху и козявку.

Е. Тараховская
Медуница и первоцвет

Расцветает медуница-

У цветов она царица!

Рядом с нею первоцвет

В золотистый фрак одет.

Л. Герасимова

прочитай текст какова его тема и главная мысль что затрудняет понимания содержания
это текст
Нередко люди (лгать). (Приносить) ли ложь пользу (Оказывается) ничего кроме вреда ложь не (приносить). Правда всегда (становиться) известной. (Прослыть) лгунишкой и люди не (быть) верит даже правдивым словам
это задание %2
напиши текст раскрывая скобки и употребляя нужные формы лица и числа глаголов. Выдели их личные окончания почему нужно сначала выяснить какого спряжения глаголов

основная мысль этого описания?
Грач и ласточка

Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них
сильнее. Долго спорили они и наконец решились померяться силами над
путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой
дороге.

Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: мигом сорву с него
плащ.

Сказал - и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем
крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но
ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного
путника дождём и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ
в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему
плаща не сдёрнуть.

Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за
облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного
полузамёрзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он
приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и
привязал к седлу.

Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской и
добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

эти слова,выпиши их группами,выдели корень. Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто из них сильнее. Долго спорили они и наконец решились померяться силами над путешественником, который в это самое время ехал верхом по большой дороге. - Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: мигом сорву с него плащ. Сказал - и начал дуть, что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал всё дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождём и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязался поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдёрнуть. Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамёрзшего путешественника. Почувствовав теплоту солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу. - Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской и добротой можно сделать гораздо более, чем гневом.

Сказка зимняя рядом,лишь вокруг посмотри:разноцветные гирляндой-на ветвях снегири.А за чащей лесною,у стогов на лугу,солнце рыжей лисою дремлет в синем снегу.И в деревне,под вечер,если грянет мороз,дым из труб русских печек,словно роща берёз.Небо взглядом окинешь и на звездном холсте ты не звёзды увидишь-чудеса в решете!

Выпиши строки,в которых выражена основная мысль.
использовал ли автор в своём стихотворении сравнения?понаблюдай,как (какими языковыми средствами)они выражены?
1)знание какой народной приметы позволило поэту использовать одно из сравнений выпиши его укажи использованные части речи.
2) спиши все сравнения укажи использованные части речи
пожалки помогите

В зимние оттепели от столкновения воздушных волн наземного тепла и высотного холода грозы и радуги изредка наблюдаются даже в декабре, январе и феврале, но чаще в марте. Мартовские грозы не такая уж редкость, а грозовых метелей, пожалуй, раньше не бывало.

…Солнечные дни, лунные ночи… Красная весна! Только шалый ветер возмущает воздух весны. Это самое лучшее время уженья рыбы в прорубях, до ледохода. Плотва, окуни и даже щуки берут на удочки на мелких местах у берегов. Только не надо забывать о предосторожностях на тающем, иглистом льду.

ДЕНЬ ПТИЦ

Скоро гости к тебе соберутся,

Сколько гнезд понавьют - посмотри!

Что за звуки, за песни польются

День-деньской от зари до зари!

И. Никитин

Лес без птиц и птицы без леса - не жильцы. Таков закон природы.

«Сорок сороков пичуг из Заморья пробираются на матушку-Русь», - говорили в старину в День птиц. Исстари существует благородная традиция выставлять скворечни, дуплянки и другие птичьи домики, сажать кустарник, выпускать из клеток на свободу наших пернатых друзей, защитников урожая полей, садов, огородов и лесов.

Ученые насчитали 274 вида птиц в Подмосковье и в средней полосе. Из них 20 - залетные, 15 - северяне, зимующие, 44 - пролетные, 52 - оседлые и т. д. Сотни тысяч птичьих домиков готовят друзья природы.

Да и как же не привлекать в леса и сады наших крылатых друзей, как не охранять их? Ведь они истребляют майских и июньских жуков, хрущей, непарных шелкопрядов, которые губят садовые питомники, новолесья, молодые дубравы и сосняки. Очень старательно, как лакомство, клюют хрущей, непарных шелкопрядов грачи, скворцы, сойки, кукушки и совы.

Главный истребитель непарного шелкопряда - кукушки. Хорошо бы поселить их в зеленые зоны городов, лесопарки, в колхозные сады.

До 74 километров облетает за день скворец. Пара скворцов с детьми до вылета их из скворечни, по наблюдениям натуралистов, съедает более 8 тысяч майских жуков и разных личинок. Одна семья скворцов в день приносит в свое жилище 800 личинок, а в месяц - 24 тысячи насекомых. Семья синицы большак съедает в день до 3600 гусениц. Горихвостка за день поедает 7500 гусениц, от зари до зари 469 раз прилетает она к гнезду.

Кому придет в голову осудить таких зерноклевов, как красавец щегол? Ведь эта птица-«агроном» клюет семена сорняков. А зимний соловей, первый звонок весны, - овсянка! Сколько она приносит пользы, расклевывая несметное число вредных насекомых, а также семян сорняков! Крылатые санитары воздуха - стрижи, мухоловы - охраняют здоровье людей, истребляя мух и комаров.

Уже в конце марта прилетают стаи грачей, а позже первые скворцы и жаворонки. Встретим же пернатых друзей широким русским гостеприимством и радушием!

ВЕСНА ИДЕТ…

На крыльях вьюги вдруг влетела в Москву поздняя гостья - белая зима и начала усыпать пушистой порошей улицы, дворы.

А поутру всходит и улыбается, как бы ободряет яркое весеннее солнце.

Нежными пуховиками засеребрились белые барашки лесной козьей ивы - бредины и садовой красной вербы. Целыми вениками на рынках продают ивовые букеты. А рядом - мимоза.

Песни овсянок, синиц, корольков, поползней, стук дятлов - «барабанщиков» - приметы лесной весны. Вслед за клестами первой клушей на гнездо садится черная ворониха. Елка в снегу, а наседка на яйцах почти на самой маковке, под заслоном хвойных лапников.

Утром на дворе москвичей встречает первый голос весны - громкое чириканье вездесущих воробьев и нежное воркование голубей.

В хвойном бору сумрак теней. А в березах - светлынь от бересты. Она белее снега. Во все времена года пригожи милые березы. Особенно красивы они в хрустальных кружевах инея.

Озаренный холодными лучами солнца, белоколонный зал березняка светлеет от розовеющих стволов. Недаром нашим предкам береста была бумагой, как папирус в древнем Египте, как пергамент в древнем Иране. Советским археологам при раскопках Великого Новгорода впервые в истории науки удалось обнаружить письменные акты XI-XIV веков на бересте. Тонким инструментом был начертан четкий шрифт на древнеславянском языке.

Сгнивает дотла древесина берез, а береста остается нетленной в сырой земле: недаром из нее гонят деготь, делающий непромокаемыми сапоги охотников и рыболовов.

Загляденье, как сияет сейчас березовая роща. Русская красавица - белая береза словно светится в сугробах. Идет весна!

Замер лес в морозном безмолвии.

Снег и вода - примета весны.

От берега оторвались и тронулись в дальний путь льдины.

АПРЕЛЬ

Голубенький, чистый

Подснежник-цветок!

А подле сквозистый,

Последний снежок…

А. Майков

Солнце, снег и дождь вперемежку. Непостоянен обманщик-апрель: на дню семь погод. Смену солнечных дней вьюгами и заморозками в народе исстари называют «апрельскими затеями». Умолкает на ночь говор ручьев. Блестит тонкая пленка льда, а под ней - талая земля. Морозная ночь в лунном свете. Синеватые тени неодетых деревьев ложатся на хрупкие сугробы. Только в начале апреля и увидишь такие особенные ночи - мягкие, сияющие, полные шорохов пробуждающейся природы.

Снег снегом, мороз морозом, а солнце красное свое берет. Рушатся серебряные дороги к прорубям.

Редеет снег на взгорьях. Почернели косогоры и кручи. Зашевелились ожившие муравейники, вылетели на свет бабочки. На лесных проталинах проснулись ящерицы и сейчас же вылезли на пень погреться на солнце.

Сбрасывают колпачки с белых барашков ивы-бредины. Ольхи покрылись красно-коричневыми сережками Надуваются, разбухают почки осин. Первенцы весны - ранние медоносы готовятся к цвету.

Под соснами у зайчих сосунки, зайчата-настовики. Это последние новости природы.

Подлинно настоящий водолей - апрель. Заиграли талой водой овражки. Моросит на снега первый весенний дождик. Широко разлились лужи и разводья в низинах. Трогаются вешние воды. Идет лед. Летят птицы.

На высоких деревьях хлопочут у гнезд грачи. Старательные птицы заботливо оправляют на березах лохматые грачевники. Прилетели утки, трясогузки, кроншнепы и вальдшнепы. В парках уже выставлены скворечни, дуплянки, синичники.

Пришел конец и лесной тишине. За километры слышно, будто сухостойник с треском валится. Это черный дятел - желна крепким клювом барабанит дробную трель на сушине. Ток, как на барабане.

На полянах пробиваются первые усики травинок, но бесцветно еще буреют косогоры. На разливах трубят по зорям журавли, их голоса напоминают охотничий рог, зовут спортсменов с удочками и ружьями.

Апрель - первый месяц вешнего тепла. Месяц первого вылета пчел на подснежники и ивы. Месяц последнего снега и саней, вскрытия рек и половодья. По народным приметам: «Ни холоднее марта, ни теплее мая не бывал апрель».

Кл. рук . Сегодня мы с вами окунемся в старину, а именно – к старинным названиям месяцев

года. Как известно, у нас четыре времени года: зима, весна, лето и осень. Начнем наше путешествие в старину с зимних месяцев.

Страница 1. « Зима».

Уч.1. Мороз в окно глядит и дышит

И на стекле узоры пишет,

А против мерзлого окна,

Дыханьем Дедушки Мороза

В парчу и жемчуг убрана,

Стоит кудрявая береза. (С. Дрожжина «Зима»)

Кл. рук. Декабрь год кончает – зиму начинает. Древнерусское название месяца – лютень, а в народе – студенец. Так прозвали декабрь за лютую морозную пору, за длительную стужу. Вот как говорили об этом месяце в народе:

Леденье пришло,

Зиму в дом привело,

В сани коней запрягло,

В путь-дорожку вывело,

Снег заледенело,

Лед на речке вымело,

Ребят в санки усадило,

С горки покатило.

После Спиридона (25 декабря Спиридон-солнцеворот), хоть на воробьиный скок, да прибудет денек. Говорят в народе, будто с этого дня солнце наряжается в праздничный сарафан, садится в телегу и едет в теплые страны. А еще декабрь называют воротами зимы.

Уч. 2. Январь – году начало, зимы середина. В народе называли январь просинцем за то, что мелкие речки, ручейки иногда промерзают до дна и вода, выступая на поверхность, « лед впросинь красит».

Главное, делается яснее, солнце дольше задерживается в небе. « В декабре день было совсем помер, да в январе опять воскрес,» – так говаривали в народе. А еще январь – месяц ярких звезд, белых троп, синих льдов.

Уч.3. В старину февраль называли по-разному – ветродуй, вьюговей, бокогрей, сечень.


Пришел месяц – бокогрей,

Бок коровке обогрел,

И коровке, и быку,

И седому старику,

Мороз Морозычу.

Ты, Морозко, не серчай,

Из деревни убегай….

Также говорили, что в феврале два друга – мороз и вьюга. 15 февраля – Зимобор, или Сретенье, ведь в середине февраля « весна встречается с зимой, ровно кафтан с шубой».

Кл. рук. А теперь разгадайте загадки про зиму.

– Он вошел – никто не видел,

Он сказал – никто не слышал,

Дунул в окна и исчез.

А на окнах вырос лес. (Мороз).

– На всех садится,

Никого не боится. (Снег).

– Лечу, кручу,

На весь мир ворчу. (Метель).

– Гуляет в поле, да не конь,

Летает на воле, да не птица. (Вьюга).

– И не снег, и не лед,

А среборм деревья уберет. (Иней).

– Побелело за ночь всюду,

А у нас в квартире чудо!

За окошком двор исчез –

Там волшебный вырос лес! (Морозный узор).

Страница 2. « Весна».

Уч. 4. Идет матушка-весна,

Отворяй-ка ворота.

Первым март пришел,

Белый снег сошел.

А за ним и апрель

Отворил окно и дверь,

А уж как пришел май,

Солнце в терем приглашай.

Март – первый весенний месяц. Но весна неторопливо разворачивает свое шествие. « Февраль силен метелью, а март – капелью, »– гласит народная мудрость. И поэтому этот месяц в народе называют капельником, а день со звонкими капелями – солнечником. В марте появляются первые проталины, отсюда и другое название – протальник, февралю - бокогрею младший брат.

Кл. рук. Сказка « Март, Апрель, Май»

Встретились однажды Март и Апрель.

– Как поживаешь, Апрель? – спросил Март. – Почему не заходишь в гости7

– Да не знаю, как к тебе добраться, – отвечал Апрель. – Пора бы ручьям звенеть, а у тебя еще сугробы в лесу, дороги замело снегом.

– Приезжай ко мне, – сказал Март, – тебе помогу добраться.

Поехал Апрель в санях в гости к Марту.

Увидел Март, что Апрель едет в санях, теплым ветром подул на дорогу, растопил сугробы в лесу.

Ни проехать, ни пройти!

Вернулся Апрель назад.

Повстречались Март с Апрелем на другой день.

– Почему не заходишь в гости? – спрашивает Март. – Приезжай я тебя не обижу.

Снова собрался Апрель в гости к марту. Поехал к нему на телеге.

Увидел Март, что Апрель на телеге едет, подул холодным ветром – нанес сугробы в лесу. Замело дороги.

Ни проехать, ни пройти!

Вернулся Апрель огорченный.

Встретил он своего другого соседа – Мая.

– Что ты такой печальный? – спрашивает Май.

Рассказал ему Апрель, как Март его обманывал: позвал в гости, а проехать не дал.

– Эх ты, кому поверил! – говорит Май. – Марту! Он всегда такой обманщик. В следующий раз, как пригласит он тебя в гости, возьми и телегу, и сани, и лодку прихвати!

На другой год опять встретились Март и Апрель. Позвал Март Апреля в гости. Поехал Апрель к нему на телеге, а на телегу поставил сани, в сани лодку положил. Увидел Март, что Апрель едет на телеге, и подул холодным ветром, взломал лед на реках. Пересел Апрель в лодку и дальше поплыл. Приплыл Апрель к Марту.

– Как же ты до меня добрался? – удивился Март.

– Да по-всякому, - отвечал Апрель.


– Кто ж тебя научил? – спросил Март. – Неужто ты сам догадался?

– Нет, - говорит Апрель, - это мне Май подсказал. Я же не знал, что ты такой обманщик.

С той поры невзлюбил Март Мая, злится на него: то листочки ночью на деревьях подморозит, то градом цветы в садах побьет. Да все напрасно! Маю Март не страшен.

Уч.5. Следующий весенний месяц – апрель. В этом месяце солнце, снег и дождь вперемешку. Непостоянен апрель-обманщик: на дню семь непогод. Смену солнечных дней вьюгами и заморозками в народе исстари называют апрельскими затеями. К концу этого месяца солнце красное прогоняет последние остатки снега – поэтому апрель называют снегогоном. Заиграли талой водой овраги, моросит первый весенний дождик, широко разлились лужи, трогаются весенние воды. Куда ни ступишь, куда ни посмотришь – везде вода. Отсюда еще одно имя апрелю – водолей . Кажется, вся земля, встречая весну, спешит получше умыться, перед тем, как надеть наряд из зеленых трав, листвы и цветов. Начинается сокодвижение у берез, пробуждающихся в апреле. отсюда еще одно название апреля – березень. Апрель – месяц первого вылета пчел на подснежники и ивы. Под лучами яркого солнца начинает таять сугроб. Доберется весенняя вода до земли, и подснежники пробудятся от зимнего сна. А цветут они лишь тогда, когда сугроб растает совсем.

Уч.6. Март с водой, апрель с травой, а май с цветами. Время звонкое, певучее: что в полях куст, то щебет и свист, как в лесах веточка, так песенка. Прибывают последние пернатые странники на места своих гнездовий. Желтой глазурью облитая калужница, синие пролески, розовый дарман волчьего лыка, лиловые колокольцы сон-травы, хрупкая нежность фиалок, потом и цвет черемухи и рябины, - все это дало еще одно название маю – травень-цветень. Звонок, весел май, но не устойчив. Крайне редко обходится без холодов. В мае два холода: когда черемуха цветет и когда дуб распускается. У весны, по месяцесловам, три долга, три завета: тьму зимнюю одолеть – март с нею справляется, снег согнать, землю разбудить – апрель поля парит, живой водой отпаивает, долг зелень привести достается маю – он лес наряжает, лето в гости ожидает.

Кл. рук . А теперь – загадки о весне.

– Шагает красавица,

Легко земли касается.

Идет на поле, на реку,

И по снежку, и по цветку. (Весна).

– К маме-речке бегу,

И молчать я не могу.

Я ее сын родной,

А родился я весной. (Ручей).

– Рук нет, а строить умеет. (Птица).

– На откосе, на лугу, босиком по снегу,

Первые цветочки – желтые глазочки. (Мать-и-мачеха).

Страница 3. « Лето».

Уч. 7 . Июнь – румянец года. Заря вечерняя гаснет, чтобы час-полтора спустя разгореться – теперь зарей утренней. В июне солнце высоко, ас утра до вечера далеко. В июне есть нечего, да жить весело: цветы цветут, и соловьи поют. А когда заканчивалась работа и в поле, и трава для косьбы еще не поспевала, отмечалась « зеленая» или «русалочья», неделя гулянья с завещанными древностью обрядами, равные по размаху широкой масленице. Березе именины, дереву на Руси любимому. « Березонька скрипела, всем девушкам кликала, звала, говорила им, наказывала, велела в луга идти, обещала сама согнуться, сама в веночки завиться».

Во лесу, во лесочке,

Росла трава-мурава.

До пояса доросла,

Березку вила.

Мы веночки плели,

Березоньку завивали,

Лето встречали,

Кукушечку выкликали:

Ку-ку, ку-ку!

Избу украшали березовой листвой, Ветки втыкались за наличники окон, в косяки дверей. Крестьяне свивали ветки двух рядом растущих берез – делали для русалок качели. Девушки выходили на берег, бросали русалкам зеленые венки, гадали о будущем. « Русалочью» неделю полагалось чтить, у тех, кто не делал этого, русалки портили домашний скот, птицу, напускали на посевы ветры и ливни, так что ссориться с ними не стоило. И имена им придумывали все красивые, ласковые: русалка, купалка, берегиня, лесунка. Деревенские старухи до сих пор говорят: гребень на берегу не подбирай – русалка станет за ним ходить, пока тебя не погубит.

Уч.8. Июль – грозник. Липы, вчера зеленые, сегодня в кружеве душистом, мед сочат, от пчел гудят. Сушь, липкая истома. Вдруг ни с того ни с сего вздыбится туча. Сморгнет синим веком – заблещет молния, пророкочет, приближаясь гром. День-другой миновал, и после ливня просохли на дорогах лужи, поменялась влажная свежесть с прежней жарой. Укрепился июль, возле ручья княжица – красная смородина обвесилась ягодами, на соснах юные побеги стройны, будто свечи. Цветы, везде цветы: колокольчиками, шарами, зонтиками, одиночку и пестрыми грудами. По устным календарям, июль – «макушка лета». Май ему – дедушка, июнь – батюшка. Липец он – по липам в цвету, сенозорник – месяц сенокоса, страдник – время разгара полевых работ. Начало июля связано с «ярилиными игрищами». « Ярилу целый год ждут» - не с пуста сказывалось. Ярила, по преданиям старины, добрый молодец, на белом коне разъезжает по Руси великой: на русых кудрях венок , во левой руке пучок ржи, в правой – палица. Взмахнет Ярила рожью – нивы тучнеют, хлеба колосятся, палицей – громы гремят, дожди льют. Куда конь ступит, шелкова трава стелется с цветами. Ступенька по ступеньке выше поднимается лето. 6 июля – Агафена-купальница: начало купаний и сбор лекарственных трав и кореньев, за собою ведет былями-небылями прославленного Ивана Купалу. Купала знаменует торжество плодоносных сил природы, благостное ее могущество, заявляющее о себе хлебным колосом, завязью яблок в садах, травой луговой, лесной ягодой, грибами. Не счесть поверий, сказочных легенд, сопутствующих Купале. В ночь на Ивана Купалу, когда протомится солнце и роса упадет на землю, соберутся в путь травознаи – за целебными кореньями и волшебными травами. На Купалу показывается людям разрыв-трава, что помогает открывать клады. В тихих заводях распускается белая кувшинка. Ее берут в дальние дороги с собой, чтобы оберегала от бед и напастей. Но больше всего лоди хотят найти жар-цвет папоротника. Без огня купаленка не обходилась, костры раскладывали по берегам рек, озер, купались в воде и в росе, гадали, прыгали через огонь.

Уч.9. Август – густарь, страды государь. На зимний стол август готовит разносолы. Что в августе соберешь, с тем и зиму проведешь.

В августе крестьянки расстилали лен на солнышке – отбеливали его. За это месяц получил имя ленороста. Август-ленорост припасет зиме холст. Август вплетает березам в листву первые золотые пряди, раскидывает по полям белесые облака утренних и вечерних туманов, проливает первые затяжные дожди. Но август щедро распахивает свои кладовые, приглашая в лес за грибами и ягодами.

Кл. рук . Пришло время для загадок о лете.

– Что за чудо-красота!

Расписные ворота

Показались на пути!

В них не въехать, ни войти. (Радуга).

– Утром падаю всегда –

Не дождинка, не звезда –

И сверкаю в лопухах

На опушках и лугах. (Роса)

– Эй, звоночки,

Синий цвет,

С язычком,

А звону нет. (Колокольчик).

– Прыгает пружинка –

Зеленая спинка –

С травы на былинку,

С ветки на тропинку. (Кузнечик).

– По всем странам славится

Стройная красавица:

Белые одежки,

Золото-сережки.

С расплетенною косой,

Умывается росой.

Ветер пряди шевелит,

Заплетать их не велит. (Береза).

Страница 4. « Осень»

Уч.10 . Осенью погод на дворе – сеет, веет, кружит, мутит, рвет, сверху льет, снизу метет. В старину сентябрь именовался как руен – за желтый цвет, господствующий в лесах, ревуном был наречен – за вереную непогоду, ославлен хмурнем – дни коротки, плотно небо тучи кроют, еще одно древнерусское имя сентября – вересень – месяц первых инеев. В сентябре синица просит осень в гости. Холоден батюшка сентябрь, да кормить горазд. Сентябрь еще называют месяцем синиц. В это время они особенно активны: собравшись в стаи, поют, свистят, перекликаются, заглядывают во все щели и трещинки, доставая оттуда личинки насекомых, жучков-короедов. Кочуя по лесу, синицы все чаще приближаются к человеческому жилью. « Сентябрь птиц в дорогу торопит,» - гласит пословица. Как ни хороша осенняя погода, как ни сытен сентябрьский лес, а улетать надо – путь предстоит неблизкий. Ужи, змеи, лягушки прячутся под камни, корневища, пни, выбираются оттуда все реже, чтобы с наступлением холодов заснуть на всю зиму.

Уч.11 . Октябрь – предзимье, первый суровый месяц осени. В октябре на одном часу и дождь и снег. Разбойный ветер кусты за вихри берет. В лесу гул, стон, валится сухостой. Таков октябрь: когда чем землю кроет – когда листком, когда снежком. А вот имена, которые дал октябрю русский народ: листобой, грязник, ветродуй, мокрохвост, хлебник, потому что закрома полны, убраны все поля. В октябре меняет заяц-беляк, белка тоже меняет летний коричневый наряд на зимний, голубовато-серый. Ежа можно увидеть на поляне – наколов на иголки листья, он несет их себе в норку.

Уч.12. Ноябрь – ворота зимы, месяц молодого, звонкого льда. « Ноябрь – сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной батюшка,» - говорит пословица. В народе зовут его полузимником, потому что он как бы наполовину уходит в зиму, и ледовым кузнецом, потому как в ноябре покрываются льдом реки и озера. Издревле на Руси первый день ноября считался проводами осени, началом зимы. У него изо льда корона, из инея перстенечек, снегом нанизан поясочек.

В конце месяца на Руси начинались зимние катания на санях.

Кл. рук . И напоследок – загадки про осень.

– В красном платьице девица,

Вышла с осенью проститься,

Осень проводила,

Платье снять забыла.

И на красные узоры

Перый снег ложится. (Рябина).

– Сидит – зеленеет,

Падает – желтеет,

Лежит – почернеет. (Лист).

– Не зверь, а воет. (Ветер).

– Шел долговяз, да в земле увяз. (Дождь).

Конспект урок по окружающему миру для 2 класса на тему «В гости к Весне!»

Целевые установки урока (планируемые результаты):

Личностные результаты:

Понимают необходимость и важность бережного отношения человека к природе.

Межпредметные результаты:

Умеют устанавливать причинно-следственные связи в явлениях природы, понимают связь между живой и неживой природой,

Высказывать и аргументировать своё мнение.

Умеют работать в парах и в группах.

Отделять значимую информацию от второстепенной.

Давать оценку своей работе и работе товарища.

Предметные результаты:

Ученики знают весенние изменения в живой и неживой природе, весенние месяцы, назввания раннецветущих растений.

Учатся наблюдать за изменениями в природе.

Конспект урока.

1. Организационный момент.

Учитель : Ребята, сегодня у нас необычный урок окружающего мира. Необычный, потому что у нас сегодня гости. Они настроены доброжелательно. Пусть этот день принесёт нам радость общения. И работать мы будем сегодня под девизом: «Успех дарит радость».

Проверим, все ли готово у нас для успешной работы?

А чтобы наша работа на уроке была успешной, вспомним правила:

Писать - грамотно.

Слушать – внимательно.

Спрашивать – по существу.

Уважать других!

Работайте дружно и помогайте друг другу!

2. Актуализация знаний детей.

Учитель: На уроках “ Окружающий мир" мы открываем перед собой все разнообразие природы. Давайте вспомним, какая бывает природа? (живая, неживая) А есть ещё предметы, сделанные руками человека. Напомните мне, пожалуйста, чем отличается живая природа от неживой природы. (Дышит, питается, растет, размножается, умирает)

Чтобы убедиться, что вы надёжно запомнили, поиграем в игру “Природа - не природа”

Учитель : Если слышите названия предмета живой природы - руки поднимаете вверх, неживой природы- руки опускаете на голову, а название предметов, сделанные руками человека, хлопаете в ладоши.

Дерево, дом, камни, ромашка, сосульки, песок, бабочка, грибы, воздух, ложка, птицы, вода, обувь, люди.

3. Введение в тему урока. Проблемная ситуация .

Учитель: Молодцы! Мы с вами вспомнили, какой бывает природа. Сегодня на уроке я вас приглашаю в гости…

Отгадайте к кому?

Если речка голубая

Пробудилась ото сна

И бежит, в полях сверкая,-

Значит к нам пришла…

Если снег везде растаял,

И трава в лесу видна,

И поёт пичужек стая,-

Значит к нам пришла…

Если солнце разрумянит

Наши щёки докрасна,

Нам ещё приятней станет,-

Значит к нам пришла … (весна)

3. Сообщение темы урока.

Кто же мне может сказать, какая тема нашего урока.

Итак, мы идём в гости к весне. Точнее она идет к нам. Вы любите ходить в гости?

Как вы думаете, а чем мы будем заниматься в гостях у весны? Ваши предположения (будем играть, узнавать что-то новое, поделимся своими знаниями, выполнять разные задания). Давайте определим цель нашего урока: повторить и привести в систему знания о весне, которые мы получили раннее и на прошлом уроке во время экскурсии. А именно, ответить на вопрос: какое оживление (какие изменения) происходят в природе весной и почему?

Зря время терять не будем, а отправимся в гости и проверим ваши предположения.

Вы пойдёте в гости одни или со мной?

Представьте, что мы идём, дверь – что нужно сделать? (постучаться – постучались) . Дальше покажем себя вежливыми – поздороваться.

Здравствуй, матушка весна всем красна! (хором).

Весна – прекрасное время года! Это пробуждение! Люди любят весну. И взрослые, и дети всегда ждут ее с нетерпением. Ведь это тепло пригреваемого солнышка, прекрасное настроение, ощущение чего-то особенного, может быть даже волшебного.

Весну в своих произведениях воспевают по-своему художники, композиторы, поэты.

А знаете ли вы, какой голос у весны? Сейчас я включу музыку польского композитора Фредерика Шопена «Весенний вальс». Прислушайтесь, и вы обязательно услышите голос весны. Музыка передаст вам настроение того, что происходит сейчас в природе. Попробуйте представить себе, что вместе с весной вы попали в лес, или на речку, или на поляну. (Звучит музыка Фридерик Францишек Шопен « Весенний вальс»)

А вот так изобразил весну художник Василий Николаевич Бакшеев - большой мастер пейзажа. Самое главное в его картине - это голубой фон неба. Вся картина пронизана его влекущим очарованием.

Вот как представляет нам весну поэт И. С. Никитин

Полно, степь моя, спать беспробудно:

Зимы-матушки царство прошло,

Сохнет скатерть дорожки безлюдной,

Снег пропал - и тепло, и светло.

Пробудись и умойся росою,

В ненаглядной красе покажись,

Принакрой свою грудь муравою,

Как невеста, в цветы нарядись.

Полюбуйся: весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят...

Скоро гости к тебе соберутся,

Сколько гнезд понавьют - посмотри!

Что за звуки, за песни польются

День-деньской, от зари до зари!

( у детей есть распечатка этого стихотворения)

Кто больше найдёт признаков весны, которые назвал автор в своём стихотворении?

Физминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали,

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Весенние изменения в неживой природе.

Перечислите названия весенних месяцев по порядку.

Отгадайте загадки о весенних месяцах, скажите, о каком месяце идёт речь, и какие признаки этого месяца вы услышали?

(Читает учитель)

Дует тёплый южный ветер,

Солнышко всё ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает,

Грач горластый прилетает.

Что за месяц? Кто узнает? (Март)

Слово март - не русское. Оно пришло к нам из Византии. Первый месяц весны назван так по имени бога войны Марса. Наши предки называли этот месяц «протальником» из-за быстрого таяния снега и проталин. В марте сыреет под ногами снег, в тени – ещё зима, а на солнышке – капель, лужи, потому называют март ещё и «капельником. А как ещё называют март догадайтесь сами и закрасьте красным карандашом. (У детей на партах лежат карточки: весна света, весна воды и весна зелени) Первая победа солнца - весна света. Она началась, когда на полях показались первые проталины, освободилась первая земля. Обрадовались ей грачи, скворцы и прилетели.

21 марта «день с ночью мерится» (весеннее равноденствие)

ПОЧЕМУ НАЧАЛО ВЕСНЫ – март месяц НАЗЫВАЮТ ВЕСНА СВЕТА?

А теперь "вопросы от марта":

а) Что происходит с температурой воздуха с наступлением весны? (повышается)

б) Что означает "температура повышается"? (становится тепло)

в) Почему температура повышается? ( солнце на небе становится выше).

г) Влияет ли это на изменение продолжительности дня и ночи? Как? (день становится длиннее)

Еще не кончилась весна света, а солнце повело уже новое наступление.

Загадка (читает учитель)

Яростно река ревёт

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

А в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришёл апрель? (Апрель)

Скажите, а апрель – это какая весна? (закрашивают) Вторая победа солнца - весна воды.

Солнце, снег и дождь вперемешку. Непостоянен обманщик – апрель: на дню семь погод. Смену солнечных дней вьюгами и заморозками в народе исстари называют апрельскими затеями.

К концу этого месяца солнце красное прогоняет последние остатки снега – поэтому апрель называют снегогоном. Заиграли талой водой овражки, моросит первый весенний дождик, широко разлились лужи, трогаются весенние воды. Куда ни ступишь, куда ни посмотришь – везде вода. Отсюда ещё одно название апрелю – водолей. Кажется, вся земля, встречая весну, спешит получше умыться перед тем, как надеть наряд из зелёных трав, листвы и цветов. За непостоянство погоды, её изменчивый характер «капризник», «обманщик».

Природа весной пробуждается. Была весна солнца, воды. А какая третья победа весны?

Загадка

Зеленеет даль полей

Запевает соловей.

В белый цвет оделся сад,

Пчёлы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это…(май)

Наши предки называли май «травником», «птичьим пересвистом», май – конец весны, преддверие лета - весна зелени. В мае ветер поёт, а земля надевает свой лучший наряд. Земля покрывается зелёным ковром. Май – цветень. Март с водой, апрель с травой, а май с цветами. Время звонкое, певучее: что в полях куст, то щебет и свист, как в лесах веточка, так песенка. Прибывают последние пернатые странники на места гнездовий.

Жёлтой глазурью облитая калужница, синие пролески, розовый дурман волчьего лыка, лиловые колокольцы сон – травы, хрупкая нежность фиалок, потом и цвет черёмух и рябин, - всё это дало ещё одно название маю – травень-цветень.

Звонок, весел май, но и неустойчив. Крайне редко обходится без холодов. В мае два холода: когда черёмуха цветёт и когда дуб распускается.

Спасибо, месяцам за их интересный рассказ.

Физкультминутка

Игра «Топаем-хлопаем»

Я называю признаки весны. Если вы согласны – хлопаете, если не согласны – топаете.

Весной день становится длиннее

Ворона – перелетная птица

Птицы улетают на юг

Таяние снега, льда

Небо голубое, высокое

Зацветают растения

С деревьев опадают листья

Появляются насекомые

Ребята, одинаково ли солнце грело землю во все весенние месяцы?

Какой весенний месяц самый холодный? А самый теплый? Почему?

Изменилась ли продолжительность дня?

Теперь словами нарисуем небо. Какое оно весной?

Какие осадки выпадают весной?

А что происходит со снегом? Что происходит с почвой весной? Почему?

Итак, какие же изменения в неживой природе происходят весной, как они связаны между собой? (Выступление Исаковой Ж.)

4. Изменения в живой природе.

Но не только в неживой природе с наступлением весны происходят изменения. Весна вносит изменения и в жизнь животных.

Фёдоров М.(«Животные весной»).

Оттаявщая почва, даёт сигнал представителям царства растений. Как называют растения, которые зацветают первыми? (Первоцветы)

А Настя нам расскажет об весенних изменениях в жизни растений.

Закрепление изученного.

    Работа на карточках.

Распределить на группы

капель

оттепель

оттаивание почвы

таяние снега

первые грозы

прилёт птиц

появление подснежников

цветение растений

появление насекомых

линька животных

    Работа в группах

Правила работы в группах:

Умей слушать товарища

Работай тихо, чтобы не мешать другим

Закончив свое дело, помоги другу

Рабочее место содержи в порядке

Перед вами рассказ о весне. Но там есть опечатки: ваша задача вместе их отыскать и исправить.

Весной солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся короче.
Повсюду снег, замерзают бурные звонкие ручьи.
Лед на реках, прудах и озерах покрывается трещинами, становится рыхлым, темнеет и тает, начинается ледоход. Льдины плывут по реке, с треском ломаются, а талая вода заливает луга и низины. Начинается половодье.
У вербы распушились почки, и хотя листьев еще нет, но все деревце словно окутано нежным желто-зеленым облаком. У деревьев начинается листопад. Светлеют, делаются пушистыми сережки на ольхе и орешнике. В лесах, на полях и лугах раскрываются весенние цветы: мать-и-мачеха, подснежник, медуница.
Просыпаются после долгой зимы насекомые. Улетают в тёплые края на родину перелетные птицы. Ложатся в спячку некоторые звери. У них начинается линька.
Весной у людей много работы. Заготавливают на зиму сено домашним животным. В огородах сеют ранние культуры: укроп, петрушку, морковь, лук. В садах убирают урожай яблонь, груш.

    Найди лишнее слово. Объяснить свой выбор:
    1.март, апрель, май, ноябрь:
    2.мать-и-мачеха, медуница, ромашка, подснежник;
    3.медвежонок, лисенок, теленок, бельчонок;
    4.бабочка, трясогузка, шмель, пчела;
    5.трактор, лопата, грабли, вилы.

Подведение итогов.

Итак, какие же изменения в живой природе происходят весной, как они связаны с изменениями в неживой природе? По своим наблюдениям расскажите, как изменилась погода с приходом весны? Почему стало теплее? Что в связи с этим происходит в неживой природе? Что такое ледоход? Когда река грозит половодьем? Какие правила безопасного поведения вы знаете во время таяния льда на прудах, реках? Как изменились осадки с наступлением весны? Как изменилась почва?

Солнце выше, чем зимой -

Дни стали длиннее.

Потепление –

Небо голубое, высокое

Облака белые, лёгкие

Таяние снега, льда

Ледоход

Половодье

Осадки: снег, дождь

Первая гроза

Оттаивание почвы

Вывод:

От того, что солнце встает высоко над горизонтом, изменяется жизнь живой природы. Идёт весна!

Рефлексия

Заканчивается наш урок, и наше сегодняшнее путешествие в гости к Весне.

Оно вам понравилось?

Ребята! А мне понравилась ваша работа на уроке!

Вы отвечали дружно и активно, поэтому работа получилась успешной! Молодцы! Похлопайте себе!



Вверх