Московские князья. Князь даниил александрович

ДАНИИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1261–1303) – родоначальник князей московских, московский князь, первый правитель Москвы.

Был четвертым младшим сыном Александра Ярославовича Невского , потомком князя Всеволода Большое Гнездо. По завещанию отца, умершего, когда Даниилу было не более двух лет, жил и воспитывался в доме своего дяди, тверского князя Ярослава Ярославича.

Русские летописцы не отметили года, когда Даниил сел на свое княжение. Уже в 1276 другой дядя князя Даниила – великий князь владимирский Дмитрий Ярославич – подтвердил волю отца о передаче юноше московского удела, когда тот достигнет совершеннолетия. Этот удел, полученный Даниилом, состоял тогда из небольшой деревянной крепости и нескольких сел и деревень без единого каменного здания. Удачное расположение Москвы на оживленных торговых путях, не подконтрольных Золотой Орде , давало возможность вести транзитную торговлю, и молодой князь впоследствии учел это.

Отсутствие перспективы занять великокняжеский престол (Даниил был самым младшим в роду) заставило князя с самого начала вести самостоятельную политику, направленную на обустройство и расширение своей земли. Для этого пришлось с самого начала вынужденно участвовать во многих княжеских усобицах. В 1276 он договорился со средним братом – городецким князем Андреем Александровичем – о совместных действия против дяди (Дмитрия Ярославича); союзные действия велись до начала 1280-х.

Одновременно 15-летний Даниил развернул активную деятельность внутри своего удела. Он упорядочил систему торговых пошлин и начал активное оборонительно строительство, в частности, в 1282 основал недалеко от Москвы Данилов монастырь с храмом во имя Даниила Столпника. Монастырь стал важным звеном в южном оборонительном поясе Москвы (ныне – место резиденции московского патриарха Алексия II). Даже набег на Москву татарского царевича Дюденя (Тудана), обманом захватившего город («Дюденева рать»), не изменил картины: царевич вынужден был вскоре вернуться в Орду; успешное правление Даниила продолжалось.

В 1296 Даниил поссорился с братом Андреем и начал борьбу с ним в союзе с тверским князем Михаилом (двоюродным братом Даниила). Андрей Александрович обратился за помощью к ордынцам. Тогда Даниил срочно заключил мир с дядей, князем владимирским Дмитрием Ярославичем, и в 1285 Андрей потерпел поражение вместе с ордынскими силами от войск Дмитрия и Даниила. Эта битва стала первой победой русских над ордынскими войсками. Не ввязываясь в борьбу со старшими братьями за обладание правом на великое княжение, Даниил думал в это время о том, как – используя княжеские распри – укрепить свой удел, желал обустроить свою Москву. Летописец считает, что он сумел не запятнать себя неблаговидными поступками, предательством или малодушием.

В 1300 Московское княжество, управляемое Даниилом, вступило в столкновение с соседней Рязанью. В 1301 Даниилу Александровичу удалось подкупить рязанских бояр и пленить правителя рязанского – князя Константина Романовича, что дало Даниилу право присоединить к Москву город Коломну и Лопасню вместе с землями (волостями) по нижнему течению реки Москвы. Это были первые присоединения земель к Московскому уделу, начавшие более чем двухвековой процесс складывания Русского государства под эгидой Москвы. Поверженного противника – князя рязанского – по словам летописи, Даниил «держал в чести, хотел укрепиться с ним крестным целованием и отпустить в Рязань», лишь бы Константин не препятствовал дальнейшему «собиранию земель». Коломна стала важнейшим стратегическим пунктом в обороне Москвы с юга; Москва получила выход на Оку, бывшую тогда важной торговой магистралью и одним из водных путей на восток.

В 1302 умер бездетным племянник Даниила – Иван Дмитриевич, сын Дмитрия Александровича, князя переяславского. Он мог бы, по законам того времени завещать свой удел – Переяславль-Залесский – самому старшему из братьев, но «отписал» эту огромную область Даниилу.

Завещание Ивана Дмитриевича и передача Даниилу Переяславля вызвали негодование и зависть многих князей («негодоваша на Данила велми»). Городецкий князь пытался оспорить завещание, отправив в Переяславль своих наместников, но сами жители Переяславля поддержали Даниила. Территория Московского княжества резко выросла и княжество выдвинулось в число наиболее значительных в то время на Руси. В самой Москве была тогда построена церковь Спаса на Бору, и заложен монастырь на Крутицах.

Андрей Александрович отправился в Орду жаловаться хану на растущее могущество московского князя. Присылке ордынской рати помешала неожиданная смерть 42-летнего Даниила 4 марта 1303. Перед смертью он принял схиму.

Даниил был погребен в Даниловом монастыре на общем монастырском кладбище. Позднее его прах перенесли в церковь Данилова монастыря. Причислен к лику святых как первый правитель Москвы и первый собиратель русских земель, увеличивший территорию своего княжества более чем в два раза. Это был первый из князей, кто жил в Москве постоянно и стал первым князем, похороненным в Москве в Даниловом монастыре.

На Даниловской площади столицы, недалеко от Данилова монастыря (в 1983 возвращенного церкви, в 1988 отреставрированного, хранящего мощи Даниила Александровича) ему воздвигнут памятник.

Лев Пушкарев

Перемена, случившаяся с Даниилом Ярославичем после битвы на Воже, сразу бросилась в глаза всем его домочадцам. В речи Даниила Ярославича постоянно звучало неприкрытое бахвальство, а в его манерах стало больше грубости и вызывающего самомнения. Даниил Ярославич взял себе за привычку ругать рязанского князя в присутствии своих приближенных. Он всячески старался показать всем вокруг, что отныне не намерен подчиняться Олегу Ивановичу. Мол, ему более пристало поддерживать союзнические отношения с могучей Москвой, а не с захудалой Рязанью.

Олег готов лизать сапоги Мамаю, за это я презираю его! - как-то обмолвился Даниил Ярославич в присутствии своей невестки. - Я готов присягнуть на верность Дмитрию, который в отличие от Олега не ездит на поклон в Орду и не шлет даров Мамаю.

Евфимия не выдержала и вступилась за отца, заявив своему зазнавшемуся свекру, что кабы не Олег, то не быть бы ему пронским князем. Пусть Олег возит дары Мамаю, зато он не пресмыкается перед московским князем, как это делает Даниил Ярославич. И как бы высоко ни задирал свой нос Даниил Ярославич, похваляясь своей дружбой с Дмитрием, тягаться с Олегом он все едино не сможет. Олег, коль захочет, живо сбросит Даниила Ярославича с пронского стола.

Любая твоя присяга есть ложь и притворство! - гневно молвила Евфимия, глядя на свекра с холодным презрением. - Сегодня ты готов предать моего отца ради милостей московского князя, но завтра ты с такой же легкостью предашь и Дмитрия, коль военная удача отвернется от него.

Рассвирепевший Даниил Ярославич накричал на невестку, обругав ее непотребными словами.

Более всего Евфимию возмущало то, что свекр постоянно настраивает своего сына против ее отца. Со слов Даниила Ярославича выходило, что Олег Иванович обделил Владимира военной добычей после взятия Наровчата. Из двух своих дочерей Олег Иванович младшую и самую пригожую выдал замуж за козельского князя Ивана Титовича, а Владимиру сбыл с рук свою старшую дочь, тощую и сварливую. Теперь Иван Титович живет не тужит с миловидной ласковой женой. Владимиру же приходится мыкаться с вечно чем-то недовольной Евфимией, которая с трудом родила ему сына. Второго ребенка болезненная Евфимия выносить уже не смогла, разродившись недоношенным плодом.

«У жены твоей плохая желчная кровь, поэтому скорее всего рожать она больше не сможет, - нашептывал сыну Даниил Ярославич. - По-моему, тебе лучше дать развод Евфимии и отослать ее обратно к отцу. А я найду тебе славную невесту в Москве или в Суздале».

После таких разговоров с отцом Владимир совершенно охладел к Евфимии. Он редко появлялся с нею на людях, а ночи проводил в обществе наложниц. Даниил Ярославич часто устраивал в своем тереме пьяные оргии, куда приглашались скоморохи и бесстыдные блудницы. Бывал на этих застольях и Владимир.

Олег был осведомлен о том, как несладко живется Евфимии в мужнином доме, и о том, какие притеснения чинит прончанам алчный и развратный Даниил Ярославич. Однако вступить в открытый конфликт с Даниилом Ярославичем и, тем более, сместить его с пронского стола Олегу ныне было не с руки. За спиной распоясавшегося Даниила Ярославича стоял его могучий союзник - московский князь. Дмитрий непременно вмешается в рязанские дела, коль узнает, что между Олегом и Даниилом Ярославичем дошло до открытого разрыва. Олегу поневоле приходилось считаться с этим.

Тяжелыми думами был объят великий рязанский князь.

Однажды в начале зимы в Рязань прискакал на взмыленном коне челядинец Савка, преданный Евфимии человек. Он привез ошеломительное известие: Даниила Ярославича больше нет в живых!

Уединившись с Савкой в дальней светлице, Олег стал выпытывать у него все подробности случившегося в Пронске несчастья. Савка не стал ничего скрывать, открыв Олегу ужасную правду. Выяснилось, что после очередной попойки Даниил Ярославич ввалился в опочивальню к Евфимии и надругался над нею. Свершив свое гнусное дело, Даниил Ярославич заснул прямо на постели своей невестки. Евфимия же с помощью двух верных служанок связала спящему свекру руки и ноги, после чего женщины окунули пьяного насильника вниз головой в ушат с водой.

Когда Даниил Ярославич захлебнулся, Евфимия и ее челядинки сняли с него веревки и уложили обратно на постель, - молвил Савка, неловко ерзая на скамье. - Евфимия удалилась в комнату своих служанок, где и провела ночь. Утром кто-то из слуг обнаружил Даниила Ярославича мертвым. Поскольку Владимир Данилович плохо соображал, будучи с похмелья, дознанием по сему делу занимались старшие дружинники покойного. Не обнаружив на трупе следов насильственной смерти, дружинники тем не менее винят в смерти своего господина Евфимию, так как тело было обнаружено в ее спальне.

Олег подошел к окну посмотреть, какая погода на дворе. Низкое небо было затянуто пологом из бледно-молочных туч. Дул сильный северо-западный ветер, гуляя по заснеженным крышам теремов, взлохмачивая сизые дымовые шлейфы, валившие из печных труб.

«Никчемно жил Даниил Ярославич, никчемно он и умер, - промелькнуло в голове у Олега. - Не от вражеского меча, но от слабых женских рук принял смерть Данила-пакостник, свершив насилие над моей дочерью. И поделом мерзавцу! Фима поступила со свекром-негодяем в духе библейской Саломеи, умертвившей царя Олоферна. Тем самым Фима оказала мне неоценимую услугу. Теперь я должен спешно ехать в Пронск, дабы извлечь наибольшую выгоду из сложившихся обстоятельств!»

Подгоняемый этой мыслью, Олег наскоро позавтракал и велел своим гридням седлать коней.

Прончане проводили Даниила Ярославича в последний путь без слез и без скорби на лицах, памятуя все его неприглядные дела. Олег, объявивший прончанам, что отныне их князем станет Владимир Данилович, не мог не заметить, что далеко не все жители города обрадовались этому. Местные бояре и посадские люди хотели видеть на пронском столе ижеславского князя Василия Александровича, доводившегося дядей покойному Даниилу Ярославичу. Олег и сам понимал, что Василий Александрович более достоин пронского стола, нежели Владимир Данилович. Однако ради своей дочери и внука Олег своею властью постановил, чтобы его зять принял Пронск под свою руку.

В беседе с глазу на глаз Олег пригрозил Владимиру, что если тот не прекратит пьянствовать, распутствовать и унижать свою жену, то может вовсе остаться без княжеского стола. Чувствуя на себе холодное отчуждение прончан, Владимир был смирен, как овечка. Он клялся Олегу ни в чем не обижать Евфимию и ходить в его воле.

Как Олег и предполагал, смерть Даниила Ярославича вызвала в Москве самые разные толки и пересуды. Бояре московские распространяли слух о том, что это Олеговы злые козни свели в могилу Даниила Ярославича, который не желал ему подчиняться. Ведь по этой же причине Олег сгноил в темнице и Владимира Ярославича несколько лет тому назад.

В эту же пору скончался митрополит Алексей, который был уже глубоким старцем. Олег не поехал в Москву, чтобы присутствовать при погребении главного иерарха Русской Православной Церкви. Олег не доверял Дмитрию, помня, как некогда тверской князь Михаил Александрович оказался в заточении, приехав в Москву для разрешения какой-то тяжбы. К тому же Олег не мог простить митрополиту Алексею, что при его содействии близ Коломны на бывших рязанских землях были построены монастыри - Голутвин и Бобренев.

Вместо себя Олег отправил в Москву боярина Клыча Савельича, который умел вести льстивые речи и сглаживать острые углы в переговорах с московлянами. Клыч Савельич сумел убедить Дмитрия и его приближенных в том, что Даниил Ярославич умер от безмерного пьянства, но никак не от яду. Сказанное Клычом Савельичем подтвердили двое пронских бояр, приехавшие в Москву вместе с ним.

Оставшийся в Рязани Олег злорадствовал в душе, понимая, что со смертью митрополита Алексея московский князь лишился своего лучшего советника, подкреплявшего все его начинания своим благословением. Там, где оказывались бессильны меч и подкуп, зачастую вступало в дело пастырское слово митрополита, неизменно склонявшее к покорности Москве удельных князей, враждебных Дмитрию.

«Неизвестно, как поведет себя новый митрополит, - размышлял Олег. - Ежели им окажется грек из Царьграда, то вряд ли он будет блюсти интересы Дмитрия. Вряд ли митрополит-грек станет нарушать церковный устав в угоду Дмитрию, как это делал покойный преподобный Алексей!»

Древняя Москва. XII-XV вв. Тихомиров Михаил Николаевич

НАЧАЛО КНЯЖЕНИЯ ДАНИИЛА АЛЕКСАНДРОВИЧА

После сообщения о смерти Михаила Хоробрита известия о Москве надолго пропадают со страниц летописи, появляясь вновь только под 1282 г. в связи с рассказом о смутах между великим князем Дмитрием Александровичем и его братом Андреем. В Переславль, где засел Дмитрий, пришли тверичи, москвичи и новгородцы. Во главе москвичей стоял младший из сыновей Александра Невского князь Даниил. Никоновская летопись называет его великим князем московским, но более ранние летописи говорят кратко: «Московской Данило Александровичь… с москвичи». Из этих слов не вполне ясно, о чем идет речь, – пытался ли Даниил утвердиться в Москве с помощью москвичей, желавших иметь особого князя, или он уже в 1282 г. был московским князем. Дело в том, что у нас есть и другое свидетельство, по которому Даниил утвердился в Москве значительно позже. Так, Супрасльская летопись, сообщая о кончине Даниила, добавляет, что он «княжив лет 11» – слова, пропущенные в других летописях.

Поскольку мы знаем, что Даниил умер в 1303 г., началом его московского княжения надо положить 1292 г. Имеется и еще одно свидетельство, помещенное в Степенной книге. По нему Даниил получил в наследство от отца Москву, где и возрос. Это свидетельство принято нашими историками как вполне достоверное, хотя оно является только отголоском поздних преданий о Данииле и Москве XIII в. При Иване Грозном, когда была составлена Степенная книга, т. е. почти через три столетия после смерти основателя династии московских князей, о Данииле писали только на основании преданий и домыслов. Единственным ценным указанием жития можно считать свидетельство, что Даниилу было два года, когда умер его отец Александр Невский. Следовательно, Даниил родился около 1261 г.

Из противоречивых показаний летописей как будто можно сделать одно заключение – признать ошибкой или данные Супрасльской летописи, или противоречащее ей свидетельство Никоновской летописи, называющей Даниила московским князем уже в 1282 г. Но возможно и другое предположение – признание ошибки в дате, поставленной в Супрасльской летописи, особенно ценной для истории ранней Москвы. Вместо цифры 11 в ней могло стоять 21, так как буквы «i» для обозначения 10 и «к» для обозначения 20 очень близки по написанию. Тогда окажется, что Даниил сделался московским князем в 1282 г.

Этот год был ознаменован междоусобной борьбой между сыновьями Александра Невского – великим князем Дмитрием и его братом Андреем Городецким. Андрей привел с собой татар, которые страшно разорили окрестности Владимира, Суздаля, Юрьева и Переславля. Так перед нами обозначается та дорога, по которой шли к Переславлю, стольному городу Дмитрия, татары. Москва оказалась в стороне от этой дороги, может быть, потому, что Даниил удачно воспользовался смутами, чтобы с помощью татар утвердиться на московском княжении и видимой покорностью избежать их нападения. Поэтому он и оказался под Переславлем вместе с москвичами, пришедшими по ханскому требованию воевать против Дмитрия Александровича.

автора Нестор Летописец

Начало княжения Святослава, сына Игорева. В год 6454 (946). Ольга с сыном своим Святославом собрала много храбрых воинов и пошла на Деревскую землю. И вышли древляне против нее. И когда сошлись оба войска для схватки, Святослав бросил копьем в древлян, и копье пролетело между

Из книги Повесть временных лет автора Нестор Летописец

Начало княжения Ярослава в Киеве. В год 6524 (1016). Пришел Ярослав на Святополка, и стали по обе стороны Днепра, и не решались ни эти на тех, ни те на этих, и стояли так три месяца друг против друга. И стал воевода Святополка, разъезжая по берегу, укорять новгородцев, говоря: „Что

Из книги Повесть временных лет автора Нестор Летописец

Начало княжения Изяслава в Киеве. Придя, сел Изяслав на столе в Киеве, Святослав же в Чернигове, Всеволод в Переяславле, Игорь во Владимире, Вячеслав в Смоленске. В тот же год зимою пошел Всеволод на торков к Воиню и победил торков. В том же году приходил Болуш с половцами, и

Из книги Повесть временных лет автора Нестор Летописец

Начало княжения Всеволода в Киеве. Всеволод же сел в Киеве, на столе отца своего и брата своего, приняв власть над всей Русской землей. И посадил сына своего Владимира в Чернигове, а Ярополка во Владимире, придав ему еще и Туров.В год 6587 (1079). Пришел Роман с половцами к Воиню.

Из книги История Российская. Часть 3 автора Татищев Василий Никитич

50. ИОАНН I КАЛИТА, СЫН ДАНИИЛА Тверь, Кашин пленены. Тягости Руси от татар. Иоанн рязанский. Тверь пуста. Обновление Твери. Великий князь Иоанн Данилович, приняв ярлык от хана, одарив ханшу и княгинь, в ту же зиму пошел на Владимир и прочие грады; а с ним царя Азбяка рать

Из книги ИСТОРИЯ РОССИИ с древнейших времен до 1618 г.Учебник для ВУЗов. В двух книгах. Книга вторая. автора Кузьмин Аполлон Григорьевич

§4. НАЧАЛО КНЯЖЕНИЯ ВАСИЛИЯ ДМИТРИЕВИЧА Василий I Дмитриевич (1371 - 1425), став великим князем в 1389г., почти сразу же, в 1390 г., возвращает в Москву митрополита Киприана. Теперь у Киприана не оставалось конкурентов ни среди светских, ни среди духовных князей. У молодого Василия

Из книги Десять веков белорусской истории (862-1918): События. Даты, Иллюстрации. автора Орлов Владимир

Начало великого княжения Витовта Витовт не мог долго довольствоваться положением служилого князя, в котором оказался после Кревской унии.Вдохновленный поддержкой оппозиционных Ягайле сил зимой 1389/90 года Витовт поднял против своего брата вооруженное восстание.

Из книги Древняя Москва. XII-XV вв. автора Тихомиров Михаил Николаевич

НОВЫЙ РОСТ МОСКВЫ И НАЧАЛО КНЯЖЕНИЯ ИВАНА III Окончание долгой междоусобной войны благоприятно отразилось на дальнейшем росте Москвы. Первым признаком восстановленного благосостояния столицы явилось возобновление строительства, получившего теперь новый размах. В 1458 г.

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1303 Смерть князя Даниила Александровича Из-за вечных княжеских усобиц столичный город Владимир утратил свой блеск. Наступило время расцвета новых центров Руси – Москвы и Твери. Среди сыновей Александра Невского меньше всех выделялся младший сын Даниил (род. 1261), он

Из книги Дивизия имени Дзержинского автора Артюхов Евгений

ЗАПИСКИ ДАНИИЛА ВОЛКОВА Я, ВОЛКОВ Даниил Никифорович, родился 24 декабря 1893 г. в бедной крестьянской семье в деревне Петрищево Тарусского уезда Калужской губернии. Отец мой всю жизнь работал пильщиком на лесопильном заводе Грибаново – ст. Алексин, мать – в деревне по

Из книги Тайны российской аристократии автора Шокарев Сергей Юрьевич

Потомки Святого Даниила История рода князей московских более, чем любой другой ветви Рюрикова древа, связана с историей государства Российского. Эта династия объединила российские уделы вокруг Москвы, возглавила борьбу с внешними врагами России и начала

автора Мономах Владимир

Начало княжения Изяслава в Киеве Придя, сел Изяслав на столе в Киеве, Святослав же в Чернигове, Всеволод в Переяславле, Игорь во Владимире, Вячеслав в Смоленске. В тот же год зимою пошел Всеволод на торков к Воиню и победил торков. В том же году приходил Болуш с

Из книги Русская правда. Устав. Поучение [сборник] автора Мономах Владимир

Начало княжения Всеволода в Киеве Всеволод же сел в Киеве, на столе отца своего и брата своего, приняв власть над всей Русской землей. И посадил сына своего Владимира в Чернигове, а Ярополка во Владимире, придав ему еще и Туров. В год 6587 (1079). Пришел Роман с половцами к

Из книги Русская правда. Устав. Поучение [сборник] автора Мономах Владимир

Начало княжения Владимира, сына Всеволодова Владимир Мономах сел в Киеве в воскресенье. Встречали же его митрополит Нифонт с епископами и со всеми киевлянами с честью великой. Сел он на столе отца своего и дедов своих, и все люди были рады, и мятеж утих. Когда же услышали

Из книги История православия автора Кукушкин Леонид

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Даниила столпника 30 декабря преподобного Даниила столпника, который 33 года провел на столпе (410–490). К святому схимнику за советами и исцелением обращались византийские императоры.В этот день запрещалось работать режущими, всякими острыми предметами. Не стригли ногти,

При нём Москва из маленького захудалого городка превратилась в центр самостоятельного, быстро разрастающегося княжества. И, хотя до статуса общерусской столицы было ещё далеко, основы будущего могущества закладывались именно в ту эпоху.

Даниил Александрович появился на свет во Владимире в 1261 году в семье великого князя Александра Ярославича Невского. Четвёртый, младший, сын знаменитого полководца, он изначально не мог претендовать на великое княжение Владимирское. Даниилу исполнилось всего два года, когда умер его отец и опеку над мальчиком взял его дядя - князь Ярослав Ярославич Тверской, получивший от хана Золотой Орды ярлык на великое княжение Владимирское. Достигнув 11-летнего возраста, Даниил Александрович в 1272 году вступил в права наследования и получил причитавшуюся ему долю владений - Москву с окрестностями. На тот момент это было более чем скромное наследство, особенно по сравнению с Новгородом и другими землями, доставшимися его братьям.

Однако Даниил Александрович не пал духом и принялся укреплять доставшийся ему городок и прилегающие земли. В честь Даниила Столпника, своего святого покровителя, он построил монастырь на берегу Москвы-реки. Сегодня он известен как Свято-Данилов. Второй монастырь, Богоявленский, он основал ближе к городу. Ныне его собор располагается в Богоявленском переулке, между Никольской улицей и Ильинкой. А на Боровицком холме он построил небольшую церковь во имя Спаса Преображения Господня. Позже на этом месте появится собор Спаса на Бору.

На московском престоле князь Даниил стяжал славу миротворца. В 1282 году между ним и его старшим братом князем Дмитрием Александровичем разгорелась ссора, грозившая перерасти в войну. Противоборствующие стороны встретились под Дмитровом, в любой момент могла вспыхнуть битва. Но благодаря Даниилу Московскому начались переговоры, с помощью которых конфликт удалось решить миром. Три года схожим образом была пресечена назревающая усобица со средним братом Андреем Александровичем.

Хотя иногда приходилось брать в руки и меч. В 1300 году рязанский князь Константин Романович, заручившись поддержкой татар, тайно готовился к нападению на земли Московского княжества. Князь Даниил со своим войском разбил неприятеля близ Рязани и пленил её князя, победив также и татар. Но ни добычи, ни новых земель для Московского княжества он не взял - это была оборонительная война, а не захватническая. Своего принципа - не участвовать в усобицах и не заниматься насильственным захватом соседних земель - князь Даниил Александрович твёрдо придерживался.

Вскоре, однако, территория Московского княжества расширилась, и прибегать к насилию для этого вовсе не пришлось. В 1302 году скончался бездетный племянник Даниила - князь Переславль-Залесский Иоанн Димитриевич. По завещанию княжество перешло к Москве. При этом Даниил не стал переносить свою резиденцию в более мощный и густонаселённый Переславль-Залесский, а остался княжить в Москве. Тогда же к владениям Даниила оказались присоединены Коломенское и Можайское княжества. Это были первые шаги на пути объединения Руси в единое государство вокруг Москвы.

В 1303 году князь Даниил Александрович заболел. В основанном им же монастыре он принял великую схиму, где и скончался 5 марта. Предположительно, согласно воле князя, его похоронили не в церкви, а на братском кладбище монастыря.

Начатое князем Даниилом продолжили его сыновья: князь Юрий Данилович, унаследовавший Московское княжество, в 1318 году получил ярлык на великое княжение Владимирское. А его брат Иван Данилович вошёл в историю как Иван I Калита: он не только смог снова получить ярлык, но и пригласил в Москву главу Русской церкви, который перенёс сюда свою резиденцию. Теперь Москву уже никто не посмел бы назвать «мелким городком».

История Данилова монастыря складывалась более сложно: в 1330 году Иван Калита перевёл его монахов в Кремль, где прямо по соседству с великокняжеским дворцом был создан Спасский монастырь (позже Иван III снова перенёс обитель за пределы Москвы. Теперь это Новоспасский монастырь). На старом же месте остался приходской храм. Его почитание возобновилось при Иване III, когда здесь стали служить соборные панихиды по князю Даниилу и другим Рюриковичам. А при Иване IV Грозном были зафиксированы исцеления приходивших ко гробу князя Даниила, после чего царь приказал возобновить древнюю обитель. Каждый год в день преставления князя из Кремля в Данилов монастырь шёл крестный ход во главе с митрополитом и другими архиереями для служения панихиды. В 1652 году были обретены нетленные мощи князя Даниила, которые по указу царя Алексея Михайловича перенесли в церковь во имя Святых Отцов Семи Вселенских Соборов Данилова монастыря.

В 1997 году в честь 850-летия Москвы на площади Серпуховской Заставы, неподалёку от Свято-Данилова монастыря, установили памятник благоверному князю Даниилу Московскому. Авторы монумента Александр Коровин и Владимир Мокроусов изобразили его во весь рост, в княжеских одеждах. В левой руке князь держит храм - напоминание о монастыре и других строительных работах в княжестве. Правая рука сжимает меч, который вложен в ножны и опущен вниз, - символ миролюбия князя, стремления решать политические вопросы без кровопролития и не использовать военную силу в междоусобицах. Правда, есть в памятнике и досадная ошибка: князь Даниил Александрович никогда не носил шапку Мономаха. Этой чести позже удостоился его сын Иван Калита.

Князь Даниил рос кротким и незлобивым мальчиком, помогал нищим и страждущим. Как и отец, Александр Невский, любил Божий храм, молитву и церковное пение. В детстве, как и положено будущему правителю, обучался светским наукам, воинскому искусству и управлению государством.

Только в 1272 году братья выделили ему для княжения самое бедное и незначительное (по тем временам) Московское княжество. Выделенным княжеством князь остался доволен и претензий не высказал.

Город очень понравился юному князю. В нем было все и для охоты, и для торговли, и для сельскохозяйственной деятельности. Не было только хозяина. Все последние годы князья в Москве не жили, а управлялся город наместниками. Всюду вскрывались недоимки, приписки, казнокрадство и воровство.

Начал князь со строительства в городе монастыря. Князь сам объезжал окрестные села, принимал отчеты старост. В городе началось расширение кремля. Возведением стен и укреплений Даниил руководил лично.

Благодаря князю мы имеем Красную площадь, которая при нем стала главными торговыми рядами.

Новый московский князь Даниил своей политикой много сделал для того, чтобы из маленького и незавидного удела появилась первопрестольная столица Москва, и сам он стал первым великим князем Московским.

Времена Даниила Московского были особенно тяжелыми для Руси. Мало того что Русь не могла оправиться от монголо-татарского нашествия, так и свои князья раздирали страну в междоусобной вражде. И здесь большое влияние оказала политика князя Даниила Московского, который неустанно стремился к единению и миру на русской земле. Именно ему удавалось предотвращать надвигающиеся кровопролития.

Особенно кровавым уроком стало предательство старшего брата, Андрея: тот привел на Русь татарскую орду во главе с Туданом (Дюденем), который опустошил и разграбил множество русских городов, в том числе Муром, Суздаль, Тверь, Можайск, Коломну. Стараясь предотвратить кровопролитие, Даниил пустил татар в Москву, так как сил для отпора не было. После ухода захватчиков, оставивших после себя пепелище, князь раздал все свое имущество пострадавшим горожанам.

Важным моментом в биографии Даниила Московского и в целом переломным для судьбы страны стал съезд всех русских князей в городе Дмитрове в 1301 году. Именно здесь Даниил Московский убедил всех помириться и прекратить внутреннюю вражду.

В 1302 году умер племянник Даниила Московского Иван Дмитриевич, князь Переяславля-Залесского. Иван Дмитриевич был бездетным и очень любил и уважал своего дядю, которому и завещал все свое княжество в собственность.

Это присоединение, по сути, выдвинуло Московское княжество в число самых крупных. Еще одним результатом этого присоединения стало начало объединения русских земель в единую мощную державу.

Тем не менее в 1301 году рязанский князь Константин Романович при содействии татар напал на Московское княжество. Даниил Александрович разбил неприятеля, взял рязанского князя в плен и уничтожил большое количество татар. Это была первая победа над татарами, пусть небольшая, но очень значимая.

Великий князь не воспользовался победой, чтобы захватить чужие земли, и побежденному рязанскому князю в Москве оказал соответствующие почести. Победа над рязанским князем продемонстрировала русским людям милосердие и бескорыстие Даниила Московского.

В 1303 году великий князь тяжело заболел. Накануне смерти он принял монашество. Даниила Александровича похоронили в Даниловом монастыре. Его мощи были обретены в 1652 году и перенесены повелением царя Алексея Михайловича в храм Семи Вселенских Соборов в основанной им обители.

После смерти Даниила Александровича титул великокняжеской власти наследует его сын Иоанн Данилович, и после него данное достоинство переходит от одного к другому, от отца к сыну, по прямой линии, до смерти Федора Иоанновича в 1598 году.



Вверх