Кто такой монах схимник и чем он отличается от инока. Схима — это что? Значение схимы в православии, пострижение в схиму

Неподалёку от кунгурского Всехсвятского храма расположилось кладбище, за ним, около дороги, выстроились в длинную линию ветхие деревянные жилища. От домов до церкви — около 10 минут ходьбы в гору. Именно такой путь почти каждый день проделывает схимонах, которому скоро исполнится 102 года. В великую схиму* (высшую степень монашества) он пострижен с именем Кукша — в честь преподобного исповедника Кукши Одесского .

Самый старый житель Кунгура, 101-летний монах Никон был пострижен в великую схиму, высшую степень монашества. Фото: АиФ / Дмитрий Овчинников

Цена каждого слова

«Сил-то у него ещё много, — говорит келейник монаха Михаил Некрасов , который ухаживает за схимником. — По многолетнему обычаю встаёт в 4 часа утра. Совершает своё келейное правило (молитвы, которые монашествующий непременно читает в течение суток вне богослужений). Затем проделывает путь от дома до храма — всё в гору: он стремится всегда быть на богослужении, потому что жизни без храма не представляет».

Вот и сегодня схимонах Кукша не торопясь собирается в храм. В его скромной обители — тихо и спокойно. На стенах его кельи — иконы, рамки к ним он сделал своими руками.

В скромной обители схимонаха — тихо и спокойно. Фото: АиФ

В углу дремлет кошка. «Она даже лапку подавать умеет», — неожиданно поясняет Кукша. В ту же минуту кошка, вскочив, кладёт свою пушистую лапу на морщинистую ладонь схимонаха. Затем, замурлыкав, забирается к нему на колени.

«На самом деле он очень редко разговаривает. Неразговорчивый, задумчивый, наблюдательный, словно знает цену каждому слову», — говорит о схимонахе его келейник Михаил Некрасов.

На стенах повсюду развешаны иконы в рамках, большинство из которых Кукша смастерил сам. Фото: АиФ

Трудолюбивый монах

В этом доме схимонах Кукша живёт уже 60 лет, а родился он в 1912 году в крестьянской семье (отец был сапожником). Тогда монаха звали Николай Андреевич Букирев . Его родители были глубоко верующими православными христианами. В советское время их крестьянское хозяйство раскулачили.

Когда грянула Великая Отечественная война, ему исполнилось 29 лет. Он был призван в ряды Советской Армии, был миномётчиком, дошёл до Берлина.

Когда грянула Великая Отечественная война, будущему схимонаху исполнилось 29 лет. Фото: АиФ

После возвращения с фронта работал в кожевенно-обувной артели «Вперёд». В конце пятидесятых годов прошлого столетия он принял решение всецело посвятить себя служению Богу. Был принят в штат работников Всехсвятского храма города Кунгура: исполнял послушание пономаря. В семидесятых годах был поставлен чтецом и иподиаконом.

Как подмечает келейник Михаил, без дела всю свою жизнь трудолюбивый монах никогда не сидел: вот и в прошлом году, когда появилась свободная минутка, подшил себе валенки.

Без дела свою жизнь этот трудолюбивый человек никогда не представлял. Фото: АиФ

В 101 год — на службу в церковь

После молитвы схимник начал одеваться: причесал седые волосы, надел старую телогрейку, коричневую шапку-ушанку и двинулся в дорогу. Вместе с ним отправился и его помощник.

«В 1998 году Николай Андреевич принял монашество и был наречён Никоном. Он никогда не оставляет родной храм. Я ему говорю: сиди ты дома. А он в ответ — не могу прогулять службу, люди придут! Удивительно, что в свои годы он до сих пор выполняет обязанности пономаря!» — рассказывает по дороге Михаил, держа под руку схимонаха.

Несмотря на свой возраст, схимонах продолжает ходить на службы. Фото: АиФ

Вся жизнь — в храме

Во Всехсвятском храме немного народа, очень тихо, пахнет ладаном. Перекрестившись дрожащей рукой, схимонах Кукша, сгорбившись, словно кланяясь перед иконами, скрывается в алтаре.

Настоятель Всехсвятского храма священник Максим Незнанов рассказывает, что схимонах Кукша ежедневно ходит на богослужения, находится в храме по восемь часов.

«У него за долгие годы уже окончательно выработалось своё правило. Он всегда строго относится к церковной жизни, посту, к должному соблюдению и исполнению церковных таинств и обрядов: исповеди и евхаристии. Это служит хорошим уроком и примером молодому поколению. Ведь недаром Бог его наградил долголетием за праведный образ жизни!» — говорит батюшка.

Во Всехсвятском храме немного народа, очень тихо, пахнет ладаном. Фото: АиФ

Постриг в великую схиму монаха Никона, ставшего Кукшей, был совершён именно здесь, во Всехсвятском храме, 17 февраля 2014 года. По словам настоятеля, в схиму постригают за особый подвиг, непоколебимую веру и многолетнюю службу Господу.

Схимонаху Кукше теперь положено облачение схимника — куколь с аналавом и великий параман**.

Схимонаху Кукше теперь положено новое облачение. Фото: АиФ

Долголетие — за верность Богу

Как рассказывает протоиерей Олег Ширинкин , близко знающий Кукшу, жизнь — это испытание и следование Заповедям Божиим, откуда идёт и духовная основа человека:

«Обратим свой взор на день сегодняшний. Современные люди совершенно незнакомы с вечными непреходящими Евангельскими ценностями. Я, как священник, могу со всей ответственностью сказать, что смерть сегодня помолодела на несколько десятков лет. Ибо если внимательно вникнуть в причины столь ранней смерти, то окажется, что это от непочтительного отношения к родителям. Нашего схимника Господь наградил столь почтенным возрастом за доброе отношение и сыновнюю любовь к родителям», — говорит протоиерей.

В столетний юбилей схимонаха Кукши (в то время монаха Никона), в 2012 году, священноначалие Русской православной церкви удостоило его церковной награды — ордена Святого Преподобного Сергия Радонежского III степени.

* Великая схима — это совершеннейшее отчуждение от мира для соединения с Богом.Принявший великую схиму монах (великий ангельский образ) называется схимона́хом, или схи́мником. В русских монастырях великосхимники обычно живут отдельно от прочей братии и не несут послушания, кроме служения литургии и духовничества. Епископы-схимники отказываются от управления епархией, иеромонахи освобождаются от обязанностей.

** Слово «куколь» — латинского происхождения и означает капюшон. Подобная одежда была распространена в Римской империи, где похожие головные уборы надевали и на младенцев. Куколь напоминает схимнику о младенческой простоте и незлобии, которым он должен подражать.

Аналав — небольшой четырёхугольный плат с изображением креста — служит напоминанием монаху о вольных страданиях Христа Спасителя.

Параман, имеющий на себе надпись «Аз язвы Господа моего на теле моём ношу (Гал 6. 17)», напоминает о Кресте, который взял на себя инок, пожелав следовать за Христом, распиная плоть со страстьми и похотьми (ср. Гал 5. 24).

Люди, которые особо глубоко чувствуют свою связь с богом часто выбирают такой сложный жизненный путь, как монашество. Но монахом стать весьма непросто, для этого нужно пройти несколько этапов, и только тогда можно будет назваться схимником.

Схима - определение и значение термина

В Православной церкви схима - это торжественный обет монахов придерживаться строго определённого образа жизни, жить, так сказать, в аскетических условиях и соблюдать строгие правила поведения. По википедии, изначально это слово обозначало монашеское одеяние, облачение монахов. Сейчас же, когда говорят о схиме без какого-либо уточнения, то обычно имеют ввиду высшую монашескую степень. Следует отметить, что существуют всего три монашеских степени:

  • рясофор;
  • малая схима;
  • великая схима.

Рясофор

Чтобы человек доказал свою твёрдость намерений, на первой стадии его постригают в рясофор. Это самая начальная и первая стадия , через которую должны пройти все послушники, чтобы стать схимниками. Термин «рясофор» обозначает «несущий рясу». Ряса - это длинна одежда, с очень широкими рукавами, она обычно застёгивается на вороте или поясе и имеет чёрный цвет.

На самой начальной стадии послушник пока не даёт каких-либо строгих обетов, не меняет своё имя. Во время обряда ему читают особые молитвы, крестообразно выстригают волосы.

После обряда у послушника начинается испытательный срок, который может продлиться довольно длительное время, а готовность монаха перейти на следующую стадию определяет настоятель его обители. В течение всего этого срока послушник ещё может вернуться в обычную жизнь и при этом не последует никакого церковного наказания.

Малая схима

Это следующая степень монашества, её ещё называют пострижение в мантию. Тут уже будущие схимники дают особые обеды:

  • послушания - обязательное исполнение какой-либо работы;
  • нестяжания - отрицание всякого своё имущества;
  • - скромность вообще, а также воздержание от сексуальных связей и помыслов.

Теперь в гардеробе монаха помимо рясы имеется ещё и мантия. По этой причине этот этап и носит название - пострижение в мантию. Мантия переводится с греческого как «покрывало», её может носить и епископ и простой монах. Мантия простых монахов имеет только чёрный цвет. И также теперь будущий схимник носит особую обувь - сандалии, а также чётки.

Надевает параман - особый платок в дополнение к мантии, где изображается восьмиконечный крест, а также Адамова голова и орудия страстей Христовых, по краям парамана имеются надписи на церковном языке. На голове теперь у монаха клобук - переводится как «шапка» - особое облачение, которое носится на голове, символизирует терновый венец Христа.

Вторая ступень монашеского пути предполагает концентрацию монаха на непрекращающемся духовном росте. Монахи отказываются от повседневных человеческих благ, изменяют имя и дают особые обеты. На втором этапе уже нельзя вернуться в обычную жизнь, при этом не понеся строгого церковного наказания.

Пострижение в великую схиму

Самая последняя и высшая степень монашества. Монах, который принял великую схиму - великий ангельский образ, называется схимником или схимонахом. Пострижение в этот раз совершается дольше и более торжественно, чем пострижение в малую. При этом пострижении монах снова даёт особые обеды и ему снова меняют имя (благодаря этому у монаха увеличивается число небесных покровителей). Можно сказать, что обеды великой схимы являются повторением обетов второй стадии, то есть малой схимы, но при этом их надо ещё более тщательно и строго соблюдать.

Жизнь схимонаха

Те, кто прошли все три стадии и теперь являются схимниками имеют особый жизненный уклад, отличный от остальных монахов и послушников. Обычно они живут отдельно и занимаются только служением и духовничества, другими послушаниями они не занимаются.

Схимонахов можно узнать по особому образу. Они носят рясу, аналав (то же, что и параман во второй степени), мантии, чётки, сандалии, пояс, хитон. А также они носят куколь - особый головной покров. Белый куколь с серафимами носит патриарх.

История великой схимы

Великая схима впервые была установлена в VII веке, на Шестом Вселенском соборе, а правила перехода от обычного монашества в схиму были приняты в IX веке. Изначально великую её могли принимать только мужчины , но в XV веке в Русской православной церкви ввели особый порядок пострижения и женщин, но, правда, тогда были все равно немного другие обряды, отличающиеся от обрядов монахов-мужчин.

Принявший великую схиму все свое время должен был посвящать учению, чтению священных книг и молитве. Со временем строгость монашеских обязанностей, обетов и обрядов смягчались.

Схима, высшая ступень православного монашества, подразделяется на малую и великую. Еще эти монашеские ступени называют малый ангельский образ и великий ангельский образ. Почему же их именно так называют, нам в рубрике «Толковый словарь» поможет понять греческий язык.

Вообще система монашества в Православной Церкви имеет тройственную структуру. То есть, монашеский постриг делится на рясофор, малую схиму (мантию) и великую схиму. Если говорят про схиму без уточнения, то имеют в виду как раз великую схиму.

Итак, схима с ее двумя ступенями, низшей и высшей, следует сразу после рясофора (по-гречески это слово означает «носящий рясу») или послушника. Когда постригают в рясофора, то читают определенные молитвы и крестообразно постригают волосы, при этом постригаемый не дает монашеских обетов и порой даже не меняет имени. Теперь его зовут рясофорным монахом или иноком. На этой ступени он готовится к принятию малой схимы.

Как говорили святые отцы, постриг в рясофора можно сравнить с записью в войско Небесного Царя и беспрестанным изучением боевого дела для будущих походов и сражений. Рясофорному монаху, как следует из самого названия, дозволяется носить рясу и камилавку. Ряса (дословно по-гречески это слово значит «вытертая», «поношенная»), повседневное длиннополое одеяние черного цвета с широкими рукавами и наглухо застегнутым воротом, символизирует отречение от мира, плач и покаяние.

Sxima

Постригаемый же в схиму (сначала малую) дает обеты послушания, нестяжания и девства, и получает новое имя. Ему дозволяется носить мантию (длинную, до земли накидку без рукавов, которая покрывает рясу), отчего малая схима еще называется мантией. Также облачение малосхимника состоит из рясы, парамана (особый четырехугольный плат), клобука на голове, четок и особой обуви - сандалий. Постригаясь в малую схиму, монах вступает на путь строгого аскетизма.

Самая же высшая ступень, великая схима, означает как можно более полное, предельное отчуждение от мира и отвержение его ради соединения с Богом. Схимники еще раз дают те же обеты, но в более строгой форме, что обязывает их к еще более строгому соблюдению, и им еще раз меняют имя. Так у схимников становится больше небесных покровителей, святых.

Схимники в монастырях обычно живут отдельно от других монахов и не имеют никаких послушаний кроме служения литургии и духовничества. Епископы-схимники складывают с себя управление епархией (тогда их называют схиепископы), монахи-священники тоже освобождаются ото всех других обязанностей. Великосхимники или просто схимники носят рясу, аналав (особый параман), куколь (остроконечную шапочку с крестами), мантию, чётки, сандалии, пояс, хитон.

Таким образом, православное монашество невозможно представить без его высшей степени - великой схимы. По мысли святых отцов, великий схимнический образ — это и есть самая-самая вершина монашества… «Принятие схимничества, или великой схимы, — по пониманию Церкви, — есть не что иное, как высшее обещание Креста и смерти, есть образ совершеннейшего отчуждения от земли, образ претворения и преложения живота, образ смерти и предначатия иной, горней жизни».

Интересно посмотреть, как о трех ступенях монашества писал преподобный Нил Мироточивый:

«Принятие рясофора есть вписание себя в войско и беспрестанное изучение боевого дела.

Мантия же есть выступление в поход, подобно тому, как при наступлении войны войска выступают на войну и шествуют военным походом.

Принятие же великого образа схимы есть вступление в решительное сражение, когда войска достигнут места боя и приведут себя в полную боевую готовность».

Но почему же схиму называют ангельским образом, малым или великим? Дело в том, что древнегреческое слово τό σχῆμα (shēma) означает вид, образ, фигуру и т.д. От него произошло и всем известное слово «схема». В данном случае же имеется в виду, что постригающиеся в малую или великую схиму приобретают вид или образ ангела, поскольку умирают для мира ради единения с Богом. Принесение ими обетов и следование им можно метафизически толковать так, что они призваны стать своего рода бесплотными ангельскими «схемами» или образами.

И еще одна интересная словесная и смысловая перекличка. Слово τό σχῆμα является однокоренным с глагольной формой σχεῖν, образованной от глагола ἔχω - иметь, сдерживать. Получается, что схема - это некий остов, сдерживающее или все держащее на себе начало. И о том, что схима является великим удерживающим средством от греха, писал тот же Нил Мироточивый:

«Воину, ради воинства его, присваивается право на ношение великолепных царских доспехов, которыми царь благоволил украсить войско свое; воин, видя себя украшенным царскими доспехами, очень бережется, чтобы не опозорить царских доспехов, чтобы не прикоснуться к чему-либо, от чего могли бы они запятнаться, дабы не подвергнуться Страшному Суду и не услышать страшного гласа Судящего: “Рабе лукавый и ленивый! - где одежда брачная?” Точно так же и монах, препоясанный обетованным спасением и благолепием веры, во все продолжение монашеской жизни или монашеского подвига весьма остерегается злых дел, дабы не опозорить ими своего крещения и не запятнать Великой Ангельской схимы.

Человек покусился бы сделать тысячи и тьмы зол, но, при воззрении на свою схиму, удерживается от многих грехов, вспоминая, что дал обет и не может его нарушить… Поэтому-то я и говорю тебе: не снимай с себя схимы, дабы не овладели тобою противники твои и не стать тебе пищею великого отступника».

Заменяет древнее отшельничество. Посвященные в схиму - схимонахи и схимонахини (или схимники) - дают обеты выполнения более суровых монашеских правил.

Когда в монашеской жизни развились злоупотребления, вызвавшие подчинение монашествующих епископскому надзору, отшельники были переведены из пустынь в города и села и запрещен выход из монастырей без разрешения епископа (IV Вселенский собор прав. 4). В монастырях бывшие отшельники образовали особую "степень", "чин", "образ", которому стало усвояться наименование "великого" в отличие от киновиатов, т.е. общежитийных иноков , получивших название малого ангельского образа . Для иноков великого ангельского образа был обязателен затвор в монастыре, заменявший собой древнее анахоретство .

К началу века деление монашествующих на 3 степени - новоначальных, малосхимников и великосхимников - окончательно установилось в практике восточного монашества, По уставу патриарха Алексия великосхимники и малосхимники различались друг от друга даже одеждой. Памятники в. содержат в себе чины пострижения в мантию, или малый ангельский образ, и в схиму, или великий ангельский образ. Чинопоследование малой схимы отличалось простотою и краткостью, чинопоследование великой схимы - большою торжественностью. Уподобление св. отцами и учителями церкви пострижения в великую схиму, с одной стороны, таинству крещения , с другой - таинству покаяния окружило его величественно-трогательными песнопениями, молитвами и обрядовыми действиями.

В России разделение монашествующих на великосхимников и малосхимников ввел преп. Феодосий Печерский . Века XII , XIII и XIV были временем господства в богослужебной практике русской церкви сербских редакций посвящения в схиму, шедших с Афона и во многом не походивших на греческий оригинал. В в. чин малого ангельского образа был исправлен по греческим евхологиям . Чинопоследование великой схимы в существенных чертах остается согласным со списками XIV в. В XVII в. оно подвергается значительному сокращению. Так называемые "указы великого образа" выпустили из чина оглашение, произнесение монашеских обетов и пострижение волос, удержав лишь канон, молитвы и облачение с возгласом: "облачается (имя рек) в аналав и схиму". В памятниках XVII в. встречаются даже такие редакции указов, которые выпускают из чина все три основных его акта; молитвою, чтением Апостола и Евангелия и ектенией как бы только разрешается желающему носить "великий образ" и освящается первое возложение его. Эти сокращения чинопоследования великого ангельского образа появились вследствие установившегося в XVII в. взгляда справщиков на монашеское пострижение, как на второе крещение . Неповторяемость крещения привела к мысли о неповторяемости монашеского пострижения: а так как чин великой схимы в своих основных частях совпадает с чином последования мантии, то в повторении его не усматривалось надобности.

Традиционно православное монашество состоит из четырех степеней – рясофорства, начальной степени монашества, малой схимы и великой схимы. В начальной степени от послушника не требуют принесения никаких обетов – в отличие от малой схимы, когда будущий монах должен принести обеты послушания, девства и нестяжания, а также сменить имя. Великая схима заключается в принесении обета постоянной…

Каждому, кто пожелал посвятить свою жизнь иноческому подвигу и достигнуть в этом деле высот, предстоит пройти три этапа, из которых и состоит путь к его вершине. Тройственная структура системы монашества включает в себя рясофор, мантию (или малую схиму), а также высшую ступень – великую схиму. Чтобы уяснить значение слова «схимник» и понять всю глубину заложенного в нём смысла, рассмотрим все три ступени, ведущие к этому ангельскому чину.

Вступление на иноческий путь

Когда мирянин приходит к мысли, что его дальнейший жизненный путь должен пройти в стенах монастыря, он обращается с прошением к настоятелю выбранной им обители, и тот, если не видит к тому препятствий, даёт ему шанс проверить свою готовность отрешиться от всего мирского ради спасения души и обретения вечной жизни. Будущие схимники — это люди, прежде всего обладающие глубоким смирением, поэтому они, независимо от своего возраста и положения в мирской жизни, покорно склоняют головы перед необходимостью…

пастор Александр Лапоченко Искусственный Интеллект (134496) 3 года назад

Схи ма (от др. -греч….

Не следует путать с термином «схи зма» (раскол в Церкви).

Схи ма (от др.-греч….

Схима, высшая ступень православного монашества, подразделяется на малую и великую. Еще эти монашеские ступени называют малый ангельский образ и великий ангельский образ. Почему же их именно так называют, нам в рубрике «Толковый словарь» поможет понять греческий язык.

Вообще система монашества в Православной Церкви имеет тройственную структуру. То есть, монашеский постриг делится на рясофор, малую схиму (мантию) и великую схиму. Если говорят про схиму без уточнения, то имеют в виду как раз великую схиму.

Итак, схима с ее двумя ступенями, низшей и высшей, следует сразу после рясофора (по-гречески это слово означает «носящий рясу») или послушника. Когда постригают в рясофора, то читают определенные молитвы и крестообразно постригают волосы, при этом постригаемый не дает монашеских обетов и порой даже не меняет имени. Теперь его зовут рясофорным монахом или иноком. На этой ступени он готовится к принятию малой схимы.

Как говорили святые…

Схима — это высшая монашеская степень Православия, требующая от принявшего её соблюдения суровых аскетических правил. В начале это было просто название монашеского облачения особого вида. После схимой стали называть торжественную клятву при приёме этих правил. Вообще, православное монашество имеет 3 степени: рясофор, начальная степень монашества, когда послушник ещё не приносит никаких обетов, малая схима, когда даются обеты послушания, нестяжания, девства и изменяется имя, и, наконец, великая схима, когда приносится ещё и обет постоянной молитвы и в очередной раз изменяется имя монаху. При каждом изменении имени монах приобретает ещё одного, нового небесного заступника. Великая схима означает полное отчуждение от мира, постоянную молитву для единения с Богом. Принявшего на себя великую схиму, или великий ангельский образ, называют схимонахом (схимником). В Великой схиме в сущности повторяются обеты малосхимника, но и обязывают к ещё более строгому соблюдению этих обетов. В…

Схимой называют обет православного монаха соблюдать чрезвычайную строгость в своём образе, поведении. Символом данного обета становится монашеское облачение, которое, в зависимости от степени посвящения, имеет три вида - рясофор («носящий рясу»), малую схиму (малый ангельский образ, мантия) и великую схиму (великий ангельский образ).

Когда человек посвящается в рясофоры, он не приносит перед лицом Господа обета и становится рясофорным монахом. Его облачением становятся рясы (верхнее одеяние, не предназначенное к богослужению), камилавки (головные уборы), подрясник (нижнее одеяние, предназначенное и к богослужению, и к прочему ношению).

Рясофорный монах проживает трёхлетний искус, испытывая себя - может ли он отказаться от всякого соблазна, от родных, от себя во имя служения Богу?

Пострижение в малую схиму

Постригаемый в малую схиму должен дать обеты девства (отказ от женитьбы и детей), послушания, нестяжания (отказ от материального богатства),…

Схимнический постриг в монастыре в первый день Успенского поста

Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня и начало Успенского поста. В такой памятный день 7 лет назад по приглашению схимитрополита Иувеналия, тогда правящего архиерея, наша община переехала из Подмосковного Волоколамска в Курск. У нас день рождения нашего пребывания на Курской земле! Милостию Божией этот день был отмечен великим торжеством – в обители совершился постриг в Великий Ангельский Чин. Монахиня Сергия (Быкова) была пострижена в Великую схиму и наречена Агнией в честь римской девы мученицы (304 г., память 21 января и 5 июля по старому стилю).

Матушка Сергия недавно вошла в сестричество, но мы знаем ее с волоколамских пор. Долгое время она была алтарницей в храме Преображения Господня села Спас Волоколамского района. Монашество матушка приняла в Троице-Сергиевой Лавре еще в 50-е годы 20 века. Владыка Питирим (Нечаев) знал монахиню Сергию еще со школьной…

Схимой называется разновидность монашества, отличающаяся особо строгим воздержанием. Впервые схима была установлена на Шестом Вселенском соборе в 680 году. В отличие от обычного монашества, она предполагает полное одиночество. Схимники покидают свою келью только для участия в богослужении или отправления физиологических потребностей.

Правила перехода от монашества в схиму были приняты в начале IX века. Установили, что монах может перейти в схиму спустя четыре года после пострижения.

В православной церкви существуют два вида схимы: великая и малая. При пострижении в малую схиму монах не принимал дополнительных обетов. Он снимал традиционный клобук и вместо него облачался в куколь и параман или власяницу.

Обряд пострижения в великую схиму отличался особой торжественностью. В это время монаху присваивалось новое имя, он заново принимал все монашеские обеты. Считалось, что принявший великую схиму уподобляется отцам и учителям церкви. Поэтому составной частью обряда…

Принятие великого ангельского образа (греч. –…

Примеры употребления слова схима в литературе.

Счастливец женился, а Никита Бичурин принял схиму под именем отца Иакинфа.

Крыков засмеялся, сказал весело: — Как в сказке сказывается про кота Евстафия: кому скоромно, а нам на здоровье, молвил кот Евстафий, постригшись в монахи, да приняв схиму, да съев впридачу мышку.

Тисяча лих, тисяча небезпек на одну людську душу Либонь, це тяжче за схиму.

Когда все уже было кончено и Новгород пал, а Борецкую увозили в монастырь, мать великого князя тоже приняла схиму и в черничестве своем из Марии сделалась Марфой.

Юношеский восторг как и боязнь ошибиться в греческом давно остались позади, и Сергей Иваныч Федоров давно уже подумывал о том, чтобы принять полную схиму, переменивши имя, а там уже и ожидать твердо обещанного ему в этом случае сперва иерейского, а впоследствии и епископского звания.

Василисе, многажды приступавшей к мужу с укоризнами, сказал как-то, еще до…

Некоторые глубоко религиозные люди часто выбирают для себя путь монашествования. Однако стать монахом не так просто – для этого нужно пройти ряд определенных ступеней, на верхушке которой находится статус схимника.

Схима и ее принятие

Схимой в Православии называется высшая монашеская степень, которая требует от монаха, принявшего ее, соблюдения суровых аскетических условий. Изначально схима представляла собой монашеское облачение особого вида, однако со временем этим словом стали называть торжественную клятву монаха, готового к аскетизму. При постриге в послушники, человек обязан отречься от всего мирского, сменив имя, дав обет схимника и облачившись в одежду монаха – схиму.

Принимая схиму, монах полностью меняет свой образ жизни на монашеский быт и окончательно посвящает себя Богу.

Традиционно православное монашество состоит из четырех степеней – рясофорства, начальной степени монашества, малой схимы и великой схимы. В начальной степени от послушника…



Вверх