Кто по происхождению Эдита Пьеха? Эдита Пьеха – биография, личная жизнь Сколько детей у эдиты пьехи

Эдита Пьеха – это имя известно каждому, кто хоть немного знаком с советской эстрадой. Популярнейшая певица, благодаря своему уникальному голосу и оригинальной манере исполнения завоевала многомиллионную армию поклонников на территории бывшего Союза. Конечно, сейчас исполнительница выступает крайне редко – сказывается возраст певицы. Сколько лет Эдите Пьехе исполнилось в 2017 году? Звезда советской эстрады родилась в 1937 году и уже отпраздновала свой 80-й юбилей.

Детские годы

Родилась Эдита Станиславовна в небольшом городке Нуаэль-су-Ланс (Франция) в семье обычного польского эмигранта. Отец певицы зарабатывал на жизнь, работая шахтером, а на то время это была особенно опасная профессия. В 1941 году Станислав заболел и быстро угас. Старший брат, на плечи которого легла ответственность о содержании семейства, пошел по стопам отца и занялся шахтерским ремеслом, но спустя три года и он умер от туберкулеза.

В 1946 году мать Эдиты вышла замуж во второй раз, после чего семья перебиралась в Польшу. Девочке пришлось изучать новый язык, ведь несмотря на свои польские корни, Эдита знала лишь французский и немецкий.

Еще в юные годы певица проявляла свою любовь к музыке и с удовольствием выступала в школьном хоре. С детства Эдита мечтала о том, что станет учительницей и поэтому после выпуска она поступает в педагогический лицей, и заканчивает его с отличием в 1954 году.


Успех, которого не ждали

В 1955 году, после конкурса в Гданьске Пьеха отправляется на обучение в Ленинградский педагогический институт изучать психологию. Но после переезда Эдиту Станиславовну ждет неприятный сюрприз – все места в институте имени Герцена, куда певица подавала документы, уже заняты, и она переводится в другой университет на факультет психологии. Здесь Эдита, кроме основной профессии, приступила к изучению русского языка, а также начала выступать в студенческом хоре. Эти импровизированные концерты стали поворотными в судьбе певицы. В один прекрасный момент ее услышал Александр Броневицкий, и под глубоким впечатлением от ее таланта позвал Эдиту в ансамбль, руководителем которого он являлся на тот момент.


В 1956-го во время празднования Нового года Эдита Станиславовна вместе с коллективом исполнила песню польского композитора Владислава Шпильмана «Красный автобус». И после этого певица проснулась знаменитой. Пьеха стала очень востребованной исполнительницей, и концертная программа ее коллектива была расписана на многие месяцы вперед. Выступления стали серьезной помехой для учебы артистки, и поэтому ей пришлось отправиться в министерство образования, чтобы получить разрешение перевестись на заочное обучение.

В 1956 году создается ансамбль «Дружба», в котором исполнительница становится солисткой коллектива. В то же время исполнительница принимает участие в съемках документального фильма «Мастера ленинградской эстрады», где исполняет несколько своих лучших песен. Немного позже певица записывает свои первые пластинки, которые пользуются бешеным спросом у советских меломанов.


В 1957 коллектив «Дружба» становится золотым призером на Всемирном фестивале студентов в Москве, и именно этот момент Эдита Станиславовна считает началом своей карьеры. Ведь тогда стали появляться афиши с ее именем. Ансамбль «Дружба» с успехом колесит по городам России, и выступает за рубежом. Им рукоплещут на сценах Польши, Чехословакии, Финляндии, Австрии, ФРГ и ГДР, Венгрии и даже Франции.

В 1959 году под давлением Министерства Культуры коллектив «Дружба» был расформирован. Его обвиняли в пропаганде джаза и западного образа жизни. Благодаря усилиям Александра Броневицкого спустя некоторое время коллектив возобновил работу, но с составом ансамбля произошли кардинальные изменения. За два десятка лет существования в нем поменялось немало музыкантов, но Эдита Пьеха всегда оставалась главной солисткой. Летом 1976-го исполнительница после развода с Броневицким, покидает «Дружбу», и создает свой музыкальный коллектив под руководством Григория Клеймица.


Эдита Станиславовна выпустила больше 20 пластинок на звукозаписи «Мелодия». Многие композиции из этих альбомов стали настоящими сокровищами «Золотого фонда советской эстрады», кроме того, большинство песен перезаписывались и издавались за рубежом. Вклад этой женщины в развитие музыки невозможно переоценить ведь эта женщина новатор во всем:

  • Эдита Станиславовна первая спела песню иностранного исполнителя на русском языке. Речь идет о композиции «Только ты» известного музыканта Бэка Рэма.
  • Начала вести свои выступления на «зарубежный манер»: ходить по сцене с микрофоном и общаться с публикой напрямую.
  • Исполнительница ввела моду на празднование своих юбилеев грандиозными концертами.

Кроме того, артистка стала первой советской исполнительницей, давшей концерты в таких странах, как Гондурас, Афганистан и Боливия. За время своей творческой карьеры Пьехе удалось завоевать множество наград, но мы поговорим о самых известных международных заслугах:

  • Титул «Госпожа Песня» на фестивале острова Кубы.
  • Три золотых медали принесло ей выступление на фестивале в Софии в 1968-м.
  • Студия звукозаписи получила «Нефритовую пластинку» в Каннах за многомиллионные тиражи записей Эдиты Станиславовны.

Первым супругом Эдиты Станиславовны стал руководитель ее ансамбля – Александр Броневицкий. В 1961 году исполнительница подарила ему дочь Илону, которая впоследствии тоже добилась немалых успехов на музыкальном поприще. Кроме того, продолжил семейную традицию и внук эстрадной исполнительницы – всем известный певец Стас Пьеха. А вот вторая внучка Эрика, появившаяся на свет в 1986 году, не стала покорять «музыкальный Олимп» и посвятила себя дизайнерскому делу.


Через 20 лет совместной жизни с Броневицким, Эдита подала на развод. Причиной стали постоянные измены мужа. Но впоследствии исполнительница не раз выражала сожаления о сделанном шаге. Во второй раз певица вышла замуж за полковника КГБ Геннадия Шестакова, но этот брак продлился семь лет – новоиспеченный муж довольно серьезно «прикладывался к бутылке». А артистка не смогла выдержать его пьянство и потому подала на развод. В последний раз певица вышла замуж за известного журналиста – Владимира Полякова, но и этот союз распался через 12 лет совместной жизни.

Чем занимается Эдита Станиславовна сейчас

В последние годы артистка мало выступает и отдает всю себя семье и внукам, но не забывает проводить грандиозные выступления в свои юбилеи. Последний свой концерт звезда советской эстрады давала в 2012 году, когда отмечала свое 75-летие.


Тогда поздравить артистку пришло немало звезд как советской, так и российской эстрады. Судя по традиционным юбилейным выступлениям, скорее всего в 2017, нас ждет новая встреча с этой замечательной женщиной. Сейчас же об Эдите Станиславовне известно очень мало, ведь она не особо публичный человек. Но некоторые сведенья все-таки удается заполучить. Прежде всего, недавно в жизни эстрадной исполнительницы произошло два грандиозных события – она стала дважды прабабушкой.

Эдита работала швеей, как и родная мама, но судьба приготовила более красочную жизнь артистки российской эстрады.

Детство и юность артистки

Эдита Пьеха родилась 1937 года в небольшом городе шахтёров во Франции. Мама и папа долгое не могли определиться какое имя дать ребенку.

Мама хотела назвать ребенка Эдитой, а папа Марией. У девочки получилось двойное имя, но ей по душе больше пришлось Эдита.

Детство девочки было не сладким. Эдита с раннего возраста знает, что такое голод и одиночество. Девочке было два года, когда началась Вторая мировая война. Отец рано ушел из жизни, девочка очень сильно любила его. В честь него назван внук Стас Пьеха.

Мать в скором времени нашла другого мужчину. Семья переезжает в Польшу.

Мать родила еще одного ребенка и Эдите уделяла совсем мало внимания. Новый отец невзлюбил Эдиту. Девочка всегда была одета и накормлена, но второго ребенка любили гораздо больше.

Учеба

После окончания школы девочка решила учиться на педагога. Училище находилось в соседнем городе, поэтому девушке приходилось каждый день ездить из одного города в другой. Отчим не понимал, зачем Эдите каждый день ездить на учебу и совершенно не видел в этом смысла.

Он был человеком далеким от науки, поэтому не удивительно, что не видел смысла в образовании. Отчим заставлял девушку идти на работу. Эдита окончила лицей на одни пятерки. После чего Эдите представилось возможность обучаться в Советском Союзе.

Эдите было не просто научиться разговаривать на русском языке, да и по сей день разговаривает с небольшим акцентом.

Личная жизнь артистки

Эдиту заметил Александр Бронивицкий. Эдита стала музой не только на сцене, но и в личной жизни. У них небольшая разница в возрасте – 6 лет, поэтому молодой человек относился к ней как к дочери. Александр всегда заботился, чтобы Эдита не была голодной, и приносил ей перекусить.

Родители юноши не хотели принимать Эдиту в свою семью. Но когда лично познакомились с воспитанной, сдержанной, красивой девушкой, то не стали мешать их счастью. В браке появилась дочь Илона.

Для многих женщин материнство это счастье, но Эдита не относилась к их числу. Девушке на тот момент было всего-навсего 24 года, ей хотело выступать на сцене, а никак не менять пеленки, да и она больше хотела мальчика, а родилась девочка. Эдита не смогла долго сидеть с ребенком, ее хватило ровно на 8 месяцев, после чего отправилась на гастроли.

Звездная жизнь

Эдита сразу завоевала сердца зрителей. Девушка нигде не училась пению, но ее внутренняя сила и настойчивость помогли ей всего добиться.

Александру уделяла все меньше внимания. Муж не мог терпеть такое отношение в свой адрес, постоянные скандалы и ссоры. На один из концертов Александр решил приехать с проверкой, чтобы узнать, так ли ему верна супруга. Он пробрался в номер звезды и думал застать там любовника.

Девушка никогда не изменяла Александру, несмотря на то, что у нее всегда было много поклонников. Однажды Эдиту пригласил на свидание молодой человек, который ей очень понравился. Но как оказалось, она его не интересовала как девушка.

Эдита не хотела обманывать супруга и когда по-настоящему влюбилась, решила уйти от Александра. Бывший муж решил ей отомстить и больше не заниматься ее карьерным ростом. Но Эдита смогла удержаться на плаву.

Творческая жизнь Эдиты была в полном расцвете. Девушка никогда не опускалась до оскорблений в адрес бывшего мужа. Дочь решила остаться с отцом.

Эдита долгое время не могла найти подход к родному ребенку. Девочка никогда не признавалась, что ее мама известная артистка. Окончив школу, Илона поступает в театральное. Только в студенческие годы дочь решила наладить отношения с мамой. Эдита, спустя несколько лет пожалела о том, что ушла от Александра.

Александр не оставался долго один и нашел себе жену на несколько лет моложе Пьехи. На одном из концертных туров Александру стало плохо. Он находился в номере один, молодая жена убежала гулять с музыкантами, а его закрыла в номере. Утром его обнаружили уже мертвым , в руках был телефон, он пытался кому-то позвонить.

Пьеха несколько раз пыталась наладить свою личную жизнь, но ни один из них не смог стать близким и родным.

Стас Пьеха носит фамилию своей бабушки. С юных лет было сложно представить Стаса исполнителем. У знаменитой бабушки есть еще и внучка – Эрика, которая, на данный момент, работает дизайнером.

Эдите Пьехе уже исполнилось 80 лет. Но и по сей день, артистка пользуется популярностью. Эдита Пьеха на сцене уже более пятидесяти лет и за все это время не была замечена в скандальных историях, романах с молодыми любовниками, не отказывалась ни от детей, ни от внуков. Эдита Пьеха заслуживает звания Примадонны российской эстрады.

Для многих эта певица является олицетворением красоты, идеального вкуса и вечной молодости. Она всегда казалась неприступной, немного холодной. О ней и ее семье слагали легенды, и делают это до сих пор.

- Эдите Пьехе - 70 лет. Вам верится в это?

Илона: Нет. И я думаю, что никому не верится, - отвечает "МК" дочь певицы.- И потом, ты сам своего возраста не чувствуешь. Кажется, что все так недавно происходило, я была маленькая, глупенькая. (Смеется.) Просто время - это штука хитрая, и как такового времени не существует. Я думаю, что в душе маме очень мало лет. Не знаю сколько, но не много. На самом деле она очень молодая.

Стас: Эдите не может быть столько лет. Посмотрите на нее! Она красивая и молодая женщина, всем на зависть.

- Она когда-нибудь делилась с вами секретами своей красоты и молодости?

Илона: Конечно, она что-то мне рассказывала. Например, что все нужно делать в свое время. И производить какие-то глобальные вмешательства в свою внешность нельзя раньше срока. А вообще я глубоко убеждена, что секрет маминой молодости заключается в ней самой. Она такой родилась. И весь секрет в том, что его просто нет.

Стас: Она всегда очень любила быструю спортивную ходьбу. По этому поводу у меня сохранилось одно очень яркое детское воспоминание: бойко идет Эдита, за ней бегут, запыхавшись, ее домработницы. Эдита за один раз проходила 15-20 километров. И это для нее было нормой. А насчет каких-то волшебных диет - все это мифы.

- Каким одним словом вы охарактеризовали бы Эдиту Пьеху и почему?

Илона: Красивая. Потому что красивой родилась. Потому что все красиво устроила в своей жизни и сама себе прописала красивую судьбу. И потому что никогда в жизни некрасиво не поступала.

Стас: Сама эстетика. И мне кажется, даже объяснять не нужно - почему. А вообще, сколько себя помню, то бабушку я всегда называл по имени - Эдита или Дита. Сейчас иногда говорю «бабон» или «бабулевич». Она не обижается, знает, что я ее нежно люблю и называю так от души.

Вам когда-нибудь приходилось пользоваться ее фамилией и славой, чтобы решить какие-то проблемы в обычной жизни?

Илона: Фамилия сама помогала. Я от многих людей, которые унаследовали от пап и мам какое-то ремесло, часто слышала: «Вот, я ничего не делал, а мне всегда фамилия помогала». Так оно и есть. То доброе, что сделали родители, - это и есть наше наследство. Вот в чем вся прелесть. А вот когда я была маленькой, то очень стеснялась мамы. Я же была советской школьницей и хотела быть как все. И поэтому скрывала, что моя мама - Эдита Пьеха. Я говорила, что моя мама - кассир, хотя все знали, кто она на самом деле. (Смеется.)

Представляете, я не разрешала ей ходить на родительские собрания и даже не пустила ее на свой выпускной вечер. Хотела, чтобы все спокойно прошло, чтобы к себе внимание не привлекать. Но я думаю, что мама все понимала: ребенок еще не очень умен, вот и бесится. (Смеется.)

Стас: Нет. Просто мне часто ставили в вину, что я ношу фамилию Пьеха. Говорили даже, что Эдита меня усыновила. Но это не так. Она просто дала мне свою фамилию. Бабушка всегда мечтала о наследнике, но родилась дочь. И Дита испугалась, что род Пьех закончится, поэтому на меня и возложили весь груз фамильного древа. (Смеется.) В четвертом классе она приняла окончательное и бесповоротное решение по поводу моей фамилии. А до этого я носил, как и мой отец, фамилию Герулис, что по-литовски означает «хорошист» или «умница».

-Эдита Пьеха вас баловала?

Илона: Она очень старалась, чтобы было все правильно. А уж как получалось - я не знаю. Родителей никогда не было дома (отец Илоны - Александр Броневицкий, руководитель ВИА «Дружба», в котором пела Эдита Пьеха. - прим. авт.), но при этом я не чувствовала себя каким-то обделенным ребенком. Они всегда были со мной, хоть и на расстоянии. Помню, в шестьдесят каком-то году мама пела во Франции и оттуда мне привезла медведя в человеческий рост. Таких медведей вообще никогда не было и больше не будет. И он, конечно, производил на всех большое впечатление. А еще мне мама дала даже не урок, а некое знание, которое пришло позднее в виде вывода: воспитание - это не есть продукт беседы, каких-то разговоров и объяснений. Воспитывать можно только на личном примере.

Стас: С трех до семи лет я постоянно ездил с Эдитой на гастроли, так как меня не с кем было оставить: у мамы был сумасшедший гастрольный график, хуже, чем у Диты. И я катался с бабушкой по городам и республикам Советского Союза. Меня не воспитывали строго, и я имел абсолютную свободу передвижения. А позднее, когда мама перебралась в Москву, а бабушка продолжала вести активную гастрольную деятельность, я жил совершенно один и был предоставлен самому себе. Я ураганил и бедокурил, вел вольную жизнь. Можно сказать, я вырос во дворе, на улице: дрался каждый день, всю жизнь доказывал, что я сильнее всех. Единственное, что мне запрещали и за что ругали, - это курение.

- Помните свой первый выход на сцену вместе с Эдитой Станиславовной?

Илона: Конечно, помню. Она выступала на каком-то концерте, а я стояла за кулисами и сходила с ума от красоты ее платья. Между песнями мама забегала за сцену, чтобы что-то попить или сказать, а я в это время трогала край ее платья. И, видимо, сама не заметила, как пошла за ним. Очнулась от яркого света и хохота. Я оказалась на сцене, сама того не замечая. А сегодня у нас бывают совместные выступления, от которых всегда становится тепло и уютно. Я не знаю, удачно или не удачно они проходят, но мы работаем вместе от всей души.

От этих концертов потом остается такое доброе ощущение, как будто к друзьям сходил в гости.

Стас: Я могу рассказать не о своем первом выходе на сцену, а о первых съемках с бабушкой. Она снимала первый в СССР цветной видеоклип на песню «Город детства»; естественно, я должен был олицетворять собой детство. Я и не знал, что буду сниматься в клипе. Бабушка мне просто сказала: «Пойдем в зоопарк погуляем. Погладишь жирафика, посмотришь на лебедей». Кстати, я потом эту песню перепел, и мы с Эдитой за «Город детства» получили «Золотой граммофон».

- У вас есть песня, которую вы исполняете втроем?вас есть песня, которую вы исполняете втроем?

Илона: Конечно. «Детства последний звонок». У этой композиции есть интересная и длинная история. В 1978 году - не знаю, у кого - появилась такая идея, чтобы Эдита Пьеха выступила со своей дочкой на «Голубом огоньке». В тот момент я училась в театральном институте, у меня было все прекрасно, и выступать я не хотела.

Но мама меня попросила, и я в конце концов согласилась. Записали песню. Приехала я из Ленинграда на съемки в Москву с пустыми руками, никаких нарядов с собой не взяла. Стали искать по знакомым и нашли желтое кримпленовое платье. Вдобавок меня еще начесали и заставили снять очки. Представляете, как я выглядела?

Меня когда увидели, то тут же сказали: «Давайте поставим ее за рояль, пусть она из-за ансамбля выглядывает».

Естественно, все поняли, что мое приглашение было ошибкой. Потом еще долго ходили разговоры, что Эдита Пьеха такая красивая, а дочка - кошмар какой-то. Прошло много лет. И кто-то из умных людей мне предложил: «Помнишь, была песня «Детства последний звонок»? Не хочешь ее спеть со Стасиком?» Я ответила: «Да».

Сделали хорошую аранжировку. А потом подумали: «А не пригласить ли нам Эдиту Станиславовну?» И когда мама рано утром приехала в Москву, то мы ее тут же поставили к микрофону. И у нас получился, наверное, уникальный в нашей стране дуэт трех поколений. Вообще, с родными и любимыми очень приятно петь.

Стас: Втроем мы исполняем немного песен. Чаще мы с бабушкой вдвоем поем. Когда я был маленьким, Эдита мне всегда говорила, что я ее самый любимый родственник, и исполняла песню «Мужчина, которого я люблю».

Интрига заключалась в том, что половину песни Эдита пела о том, как сильно обожает одного мужчину, что он всегда стучит ногой в дверь, потому что не достает до звонка и т.д. В общем, интриговала зал. А после второго куплета на сцене появлялся я, и мы с ней допевали уже вместе. И, конечно, всем становилось ясно, кто ее любимый мужчина.

- Вы часто видитесь?

Илона: В общем и целом более-менее. Прелесть в том, что когда мама приезжает в Москву, то останавливается у меня дома. У нее есть даже своя комната.

Стас: Видимся нечасто. По большей части пересекаемся на концертных площадках, где оба выступаем.

- Вы можете вспомнить поступок, за который вам стыдно перед Эдитой Пьехой?

Илона: Когда они с папой расстались, я совсем не хотела этого понимать. И очень сильно обижала маму. Она знала, что я не на ее стороне, но держалась героически. Я уже точно не помню, какие тогда возникали ситуации, но какое-то время я с ней не общалась. Я по-детски очень жестоко давала ей понять, что нахожусь на стороне папы. Сейчас я, конечно, так не сделала бы. Думаю, мама понимала, что я себя так веду, потому что еще маленькая. Но если можно было бы изменить прошлое, то я бы его изменила.

Стас: Это очень личная тема, и я не хочу ни с кем о ней говорить.

- Что подарили эдите пьехе на юбилей?

Илона: Так я вам и рассказала. (Смеется.) Что же касается самого праздника, то у нас нет традиции отмечать какие-то даты за столом. Как и у всех артистов, когда у страны праздник - у нас работа. Но это и есть самое большое счастье. И пока мы можем отмечать наши праздники на сцене, значит, у нас все в порядке. И пусть как можно дольше так оно и происходит.

Стас: Ну кто ж говорит о подарках на всю страну? А отмечать будем на сцене. Впереди два больших концерта в Питере. И это, наверное, лучший подарок.

В молодости Эдиту Пьеху называли «кабацкой певичкой», сейчас она не иначе как легенда, эпоха, золотая страница в истории советской и российской эстрады. Первые афиши с именем артистки появились в 1957-м, но и в 21-м веке «русская » радует поклонников концертами, словно следует исполняемой ею композиции «Песне ты не скажешь - до свиданья».

Детство и юность

Эдита Станиславовна родилась в 1937-м в семье польских эмигрантов, приехавших во французский городок Нуайель-су-Ланс в поисках работы. Мать Фелиция Королевска занималась домашним хозяйством. Отец Станислав Пьеха был шахтером. Профессия погубила и его, и брата Павла. Старший умер от силикоза, вызванного угольной пылью, младший - от туберкулеза.

Мать повторно вышла замуж за Яна Голомба, родила сына Юзефа. После войны семья вернулась в Польшу. Здесь Эдита увлеклась хоровым пением, окончила школу и с отличием - педагогический лицей. В 1955-м девушка выиграла конкурс на право обучения в Советском Союзе и оказалась в Ленинграде.

Популярность певицы от этого только возросла. В это время регулярно издаются альбомы с ее песнями. Дискографию Эдиты составляют свыше четырех десятков мини-пластинок, «сольников», CD. Записи выходили во Франции, Германии, Польше, Венгрии и других странах.

В конце 60-х в жизни Пьехи появился кинематограф. Как актрису поклонники увидели ее в фильмах «Судьба резидента», «Стажер», «Бриллианты для диктатуры пролетариата». Поговаривали, что сериал «Рожденная звездой» с - это история ряда событий из биографии Эдиты, но она сама развеяла слухи. Совпало разве что начало, а прочее - выдумки сценаристов и режиссеров. Да и песни, звучавшие в картине, исполняли и , и .

Личная жизнь

Звезда сцены не делает секрета из личной жизни. Эдита была замужем трижды, но утверждает, что того единственного так и не встретила.

В браке с Александром Броневицким родилась дочь Илона, впоследствии ставшая радиоведущей, актрисой и певицей. Пара разошлась, потому что муж, по словам Пьехи, интересовался в первую очередь музыкой, и во вторую тоже, а ей, как каждой женщине, хотелось внимания.

View this post on Instagram

Эдита Пьеха и Александр Броневицкий

Внук Стас Пьеха - третье поколение семьи, посвятившее жизнь искусству, популярный исполнитель, лауреат множества премий, бизнесмен. Вместе с моделью растит сына Петра. Родители мальчика расстались в 2016-м, но развод пока не оформили.

Внучка Эрика Быстрова - дизайнер интерьеров, сделала Эдиту прабабушкой раньше брата, родив в 2013-м дочь Василису.

Со вторым мужем, капитаном Комитета государственной безопасности Геннадием Шестаковым, артистка прожила 7 лет. Третьим стал Владимир Поляков, сотрудник администрации президента России. Оба союза с «мужчинами, которые не умеют любить» певица откровенно назвала ошибкой.

View this post on Instagram

Эдита Пьеха, ее внук Стас Пьеха и правнуки Василина и Петр

Эдита Пьеха - синоним элегантности и индивидуального стиля. Видная артистка (рост 173 см) с детства не любит черный цвет. Начав выступать, она обратилась за сценическим костюмом к Вячеславу Зайцеву . Кутюрье придумал ее знаменитый летящий романтический образ с восточными красками.

Позднее нарядами певицы занялась модельер Ирина Танцурина. Для платьев у дома Эдиты Станиславовны, в деревне под Санкт-Петербургом, выстроен отдельный павильон. Там же хранятся подарки поклонников, сувениры, награды.

Эдита ПЬЕХА

Эдита Пьеха родилась 31 июля 1937 года в шахтерском городке Нуаэль-су-Ланс в 300 километрах от Парижа (провинция Па-де-Кале). Ее отец - Станислав Пьеха, - и мать - Фелиция Каролевская были поляками. Они встретились и поженились во Франции, куда приехали, чтобы найти себе работу. Девочку назвали Эдит Мари в честь ее бабушки по отцовской линии Марии. Когда Эдите было два года, началась война.

Вот как вспоминает Эдита Пьеха свое военное детство: «Мне исполнилось два года, когда во Франции началась война: эвакуация, оккупация, бомбежки, мы выкапывали соседей из-под развалин домов… Нищета, расстрелы шахтеров, работавших в Сопротивлении против оккупантов… Все помню. Однажды я нечаянно, во время игры, совком ударила девочку, чьи родители, наши соседи, работали на фашистов. Мой папочка был болен, умирал - в 37 лет у него окаменели легкие, четырнадцатилетний брат работал в шахте, чтобы зарабатывать на жизнь, а те жили припеваючи, получая хорошую еду от оккупантов. Меня хотели наказать. И мой папонька сказал: она слишком маленькая, чтобы творить зло сознательно…

В 1941 году мой папа умер, а через три года и старший брат Павел - у него был туберкулез… После этого мама вышла замуж второй раз. Мы жили в шахтерской колонии и были собственностью хозяина шахты. Жилье казенное. Если в шахту не спускался член семьи, требовали освободить жилье. А женщине было немыслимо найти работу во Франции во время войны. И мама, похоронив семнадцатилетнего сына, вынужденно вышла замуж за нелюбимого человека, который нас кормил. С отчимом у меня дружбы не получилось. Он сказал: ты будешь носить мою фамилию. А я ответила: нет, я буду носить фамилию моего папы.

Вообще-то я папина дочка. От мамы у меня доброта, терпеливость. Их было три сестры. Две прекрасно устроились в жизни. А мама никогда не жила роскошно, всегда самая бедная, невезучая, наверно, оттого, что была такая открытая для всех… У нее все было строго. Она не делала маникюра, у нее не было на это времени, но всегда были чистые ноготочки. Мама никогда не копала огород, это делал отчим, не таскала тяжести, она вела дом, могла сварганить за ночь из двух старых платьев мне наряд…

В детстве я много бегала, поэтому у меня были очень крепкие ноги. Я чувствовала себя сильной… А что касается внешности… Я с детства была убеждена, что некрасива. Только это и слышала. Врачи как-то спросили меня, почему у меня искривлены пальцы на ногах. Потому что в детстве я донашивала туфли своей двоюродной сестры, которые были на полтора размера мне малы…

Как гласит семейное предание, свой первый публичный концерт Пьеха исполнила в 7-летнем возрасте: в честь окончания войны она прямо на улице спела знаменитую «Марсельезу». Публика была в восторге. В том же году отчим нашей героини перевез свою семью в Польшу - в поселок Боже Гура.

По словам Эдиты Пьехи: «Я пошла там в школу, практически не зная языка, и оказалась в числе двоечников, хотя из Франции уехала хорошей ученицей. Меня посадили на последнюю парту, это убивало, я мечтала сидеть на первой и добилась этого к третьему классу. Я не хотела быть хуже других. Всю жизнь к этому стремилась. В седьмом классе я была уже нормальной ученицей…

Между тем, еще обучаясь в школе, Пьеха увлекалась пением и пела в хоре. Одноклассники за это дали ей прозвище - «девочка, которая поет». Однако о профессии певицы наша героиня тогда еще не задумывалась. После школы она поступила в педагогический лицей.

Стоит отметить, что именно там она впервые по-настоящему влюбилась. Ее избранника звали Рышардом - он был красавец, умница и учился в техникуме, с которым лицей поддерживал дружеские отношения. Но судьба обошлась с нашей героиней неласково. В один из дней она поделилась своей тайной с лучшей подругой Евгенией Цыбульской, та посочувствовала ей и вскоре… увела Рышарда.

Самое удивительное, что в 1964 году, когда Пьеха была уже знаменита и выступала с гастролями во Вроцлаве, сквозь толпу поклонников к ней вдруг пробился лысоватый мужчина, который вручил ей игрушку с запиской. Как оказалось, это был одноклассник Рышарда, тихоня Богдан, который все эти годы тайно любил нашу героиню. Она же про это не знала, как и не знал Рышард про ее страдания по нему. Однако зададим себе вопрос: если бы судьба не развела их в стороны, стала бы Эдита Пьеха тем, кем она стала позже?

Лицей наша героиня закончила с золотой медалью. Одновременно с этим она окончила курсы русского языка в Гданьске. В 1955 году по путевке польского комсомола Пьеху отправили на учебу в Советский Союз. О том, как это произошло, она рассказывает: «Отчим очень ревновал маму ко мне и меня к своему сыну, я была пятым колесом в телеге и мечтала удрать из дома…

Я прошла три конкурса отборочной комиссии благодаря, видимо, артистичности, потому что знаний у меня было значительно меньше, чем требовалось, чтобы победить, но я здорово играла. Про битву под Грюнвальдом знала только то, что она состоялась в 1410 году, но я такой спектакль разыграла перед комиссией, даже спела им, чтобы они мне поставили «хорошо». На третьем туре мы месяц готовились, и уже лучшие из лучших должны были попасть в СССР. Я выступала в самодеятельных вечерах, и в меня буквально влюбилась учительница по русскому языку, хотя я была абсолютный ноль в русском языке, она с трудом натянула мне тройку. Меня пропустили в Советский Союз условно».

Пьеха приехала в Ленинград в 1955 году и с ходу поступила на отделение психологии философского факультета Ленинградского университета. Жила в общежитии, о котором у нее остались не совсем приятные воспоминания. Дело в том, что многие из советских девушек, проживавших вместе с Пьехой, считали ее «буржуем» и всячески подтрунивали над ней. Одна из таких девушек, например, снимала с веревки ее выстиранное белье, надевала на себя и в таком виде ходила по общежитию. Когда наша героиня выражала ей свое возмущение, та отвечала: «Ты богатая, купишь себе новое белье!» Но была ли наша героиня действительно богатой в то время? Вот что она сама вспоминает: «Когда я получила первую стипендию в университете, то пошла в буфет и купила: а) банку сгущенки и б) две пачки печенья. И все это умяла за милую душу. Я же до 17 лет была попросту голодной. Я как вобла, была: рост - 174, вес - 59 кило…

Не забывала наша героиня и о сценической деятельности - она с большим успехом выступала в хоре польского землячества, которым руководил 24-летний студент дирижерско-хорового отделения Ленинградской консерватории Александр Броневицкий. Этого взрывного и темпераментного молодого человека многие считали евреем, хотя на самом деле его отец был белорус (его фамилия была Бороновицкий), мама - латышка. Все его предки были морскими офицерами.

Осенью 1955 года Броневицкий создал из нескольких участников хора ансамбль «Дружба». В качестве солистки он пригласил к себе Пьеху. Ее первое публичное выступление с новым коллективом произошло в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год: она четыре раза на «бис» исполнила шуточную песенку на польском языке «Червоный автобус». Вскоре отношения между Пьехой и Броневицким стали более близкими. По этому поводу она вспоминает: «Броневицкий приходил к нам в общагу на Мытнинской набережной - нас в комнате восемь девчонок жили - и, постучавшись (редкость!), доставал восемь шоколадных конфет (редкость в квадрате). И каждой девушке протягивал с поклоном. Это по тем временам воспринималось как великосветское поведение. «Ах, Диточка, какая ты счастливая!» - говорили девчонки…

Я солировала в «Дружбе» уже год с лишним, когда появилась еще и кубинка, которая ему тоже нравилась как певица. Но потом наши с ним отношения переросли в более близкие, и кубинки не стало, я ее «выжила». Все мы так устроены, что хотим держать пальму первенства. Я изначально была единственной девушкой в мужском молодежном ансамбле, и мне никак не хотелось, чтобы появилась вторая».

Первый настоящий успех к Пьехе и ансамблю «Дружба» пришел летом 1957 года на 6-м Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве. Выступив на нем с программой «Песни народов мира», ансамбль завоевал золотую медаль и звание лауреатов. Наша героиня произвела на фестивале настоящий фурор, причем не столько своими «безыдейными» песенками («Человек идет и улыбается…), сколько «европейским» имиджем, фирменным знаком которого был акцент. Иностранка, которая поет в советском ансамбле - по тем временам это было круто!

В 1958 году Пьеха и Броневицкий поженились. По словам нашей героини: «Для провинциальной девчонки внимание и уважение человека на шесть лет старше, с двумя факультетами консерватории, неординарного, конечно, было лестно. Если бы он не предложил выйти за него замуж, мы бы много-много лет сотрудничали…

А вот мама восприняла мое замужество с очень большой грустью и даже целый год не писала мне письма…

Первые годы их семейной жизни прошли в коммунальной квартире на улице Ленина в Ленинграде (там жили родители Броневицкого). Несколько позднее им выделили двухкомнатную квартиру в Купчино. В 1961 году в «звездном» семействе появилась девочка, которую назвали Илоной.

Эдита Пьеха вспоминает: «Я мечтала, что рожу сына и назову Станислав Пьеха. Родила дочку. Не могла назвать ее в честь мамы Фелицей - не разрешили бы родственники со стороны мужа…

К началу 60-х годов Пьеха и ансамбль «Дружба» были одними из самых известных эстрадных исполнителей в Советском Союзе. Творческая жизнь коллектива была тогда насыщена до предела: гастроли на родине и за рубежом, записи на телевидении и в студии грамзаписи. И везде, где бы они ни выступали, были аншлаги. Однако были у них и недоброжелатели.

Эдита Пьеха рассказывает: «Однажды нас пригласили выступить в Кремле перед руководителями страны. Мы репетировали целую неделю, а накануне концерта ко мне подошли некие ответственные люди и заявили: «Ваше выступление нежелательно. Вдруг Никите Сергеевичу не понравится, что вы поете с акцентом!» Это было для меня пощечиной. Наши правители могли позволить себе любое косноязычие, не выговаривали половину алфавита, вместо «г» - «х». Дался им мой акцент!»…

Иногда мне домой присылали открытки типа: «Сколько можно тебя слушать? Ты - никто». Я очень расстраивалась. Однажды показала несколько таких посланий режиссеру Полячеку, а он сказал: «Радуйся! Если бы была никто, таких писем не присылали бы…

В 1963 году с Пьехой произошел инцидент, о котором она до сих пор вспоминает с чувством вины. Послушаем ее собственный рассказ: «Тогда я очень обидела Лиду Клемент, была в Ленинграде такая певица, роскошно стартовала и молниеносно стала любимой. В 26 лет она умерла, а накануне ее смерти… Платья у нас были казенные, они хранились на складе Театра эстрады. Я уехала на гастроли, и кто-то из злопыхателей позвонил мне и сказал: а в твоих платьях поет Лида Клемент. У нее не было собственных. У меня тоже было всего три-четыре, но по тем временам мы считали это большим богатством. Я пришла в Театр эстрады на ее концерт и потребовала вернуть мне мое платье. Такой низкой я оказалась, так некрасиво себя повела, при том, что знала о ее болезни. Я католичка, и после ее смерти молилась каждый вечер в течение года, чтобы она меня простила».

В начале 60-х годов Пьеха была хорошо известна слушателям не только в Советском Союзе, но и за рубежом. Правда, в основном это были страны социалистического лагеря: ГДР, Чехословакия, Болгария, Венгрия. На Западе ее практически не знали. Даже ее коллеги-певцы пребывали в неведении, что в СССР есть певица, которая родилась во Франции, образование получила в Польше, а поет в Советском Союзе.

Эдита Пьеха рассказывает: «В начале 60-х в Союз приехал из Франции певец Энрико Массиас. Он был хорош собой - алжирец или марокканец, пел по-французски, очень темпераментно, экспрессивно. Мне это страшно нравилось! Самой было неудобно выходить на сцену, и я дарила ему цветы через билетеров. Сначала смотрела на него именно как на мужчину, но потом захотелось иметь его пластинки, которых у нас, естественно, не продавали. Я осмелилась прийти к певцу в гримерную, на плохом французском объяснила ему, что тоже пою и хотела бы исполнять его песни. Массиас сказал, что сейчас у него нет с собой пластинок, и дал свой телефон в Париже. Потом я еще раз пришла к нему в гримуборную, принесла цветы - вот какая дурочка! - и говорю: «Запомните, пожалуйста, что меня зовут, как и вашу великую певицу, - Эдит». Он отвечает: «Хорошо, хорошо». И вот, представьте себе, недели через две звоню в Париж. Подходит к телефону какой-то дядька. Я представляюсь, говорю, что Энрико разрешил мне позвонить. Слышу: «Подождите у телефона - сейчас спрошу». Потом дядька возвращается и говорит: «Он такую не знает». И тогда я подумала: «Боже мой! Как плохо быть поклонницей!»

Прошло всего несколько лет после этого случая, и Пьеха все-таки покорила Париж. Произошло это в 1965 году, когда ее, первую из советских певиц, владелец концертного зала «Олимпия» Бруно Кокатрикс (это он открыл миру Шарля Азнавура, Мирей Матье и других звезд эстрады) пригласил выступить на сцене своего заведения. Взяв с собой мужа и 4-летнюю дочь, наша героиня отправилась в столицу Франции.

В аэропорту Орли ее встречал сам Бруно Кокатрикс. Многие тогда догадывались о том, что русская звезда очень нравится директору «Олимпии», причем больше как женщина, чем певица. Поэтому прямо в аэропорту он решил сделать ей подарок. «Какие духи вы больше всего предпочитаете?» - спросил он нашу героиню, когда они вошли в здание аэропорта. Пьеха расстерялась, так как в Советском Союзе ей приходилось пользоваться только отечественной продукцией. Но она все-таки вспомнила название самых знаменитых духов и назвала их - «Мадам Роша». Кокатрикс тут же подошел к торговому павильону и купил ей самый большой флакон.

Нечто подобное произошло с Пьехой день спустя, только теперь камнем преткновения стали колготки. Дело в том, что в те годы советские женщины (в том числе и звезды эстрады) о колготках только слышали, предпочитая им чулки. Но носить с чулками короткую юбку было нонсенсом, тем более в Париже. А у нашей героини всегда были шикарные ноги! Поэтому она пошла на хитрость: перед выходом в люди стала смазывать ноги кремом, чтобы те блестели. Но супруга Кокатрикса сразу просекла это дело и тактично заметила: «На сцене «Олимпии» нельзя выступать без колготок». И в тот же день она купила несколько пар роскошных колготок и преподнесла их в подарок нашей героине.

Еще об одном случае, произошедшем с нею в Париже, Пьеха рассказывает сама: «Я впервые в жизни попала на банкет в советском посольстве в Париже! Слева огромное количество приборов, справа - столько же. Я растерялась. А дипломат, сидевший рядом, тихо мне сказал: «Начинайте брать приборы с края, все совпадает с меню».

Меня все время бросали, как котенка в море. Я плавать не умела, но быстро училась уже в воде, лишь бы не уронить достоинство, которым всегда дорожила. На банкете не стала бы есть вообще, прикинулась, что не голодна, только бы не опозориться…

Однако, обнаружив всю свою беспомощность в повседневной заграничной жизни, Пьеха с лихвой отыграла очки в свою пользу на сцене «Олимпии». Ее выступление можно смело назвать триумфальным. Бруно Кокатрикс после него делал недвусмысленные намеки на то, чтобы певица заключила с ним контракт на совместную работу, однако сделать это было невозможно. Во-первых, певице не позволило бы это совершить ее концертное руководство, во-вторых - муж Александр Броневицкий. Причем его она боялась больше, чем кого-либо другого. Супруг ее был очень ревнив. Но были ли у него поводы для этого?

Эдита Пьеха рассказывает: «Однажды мы выступали в большой программе вместе с молодым композитором Станиславом Пожлаковым. Он очень хорошо играл на саксофоне и еще пел. И я в него так же, как в Энрико Массиаса, влюбилась. С той лишь разницей, что вздыхала по нему тайком и только писала в записной книжке: «Слава, ну почему ты не подойдешь ко мне, ну почему не скажешь: «Здравствуй, я так переживаю». А эту книжечку я прятала где-то под кроватью. Сан Саныч Броневицкий был очень ревнивым - могу десять раз это повторить. Он подглядел, что я веду тайные записи, и нашел книжечку. Мы стали бороться, я хотела выкинуть ее на улицу, а она упала на балкон ниже этажом. Броневицкий побежал туда, схватил ее и все прочитал. Я говорю: «Как тебе не стыдно, это же не тебя касается!» Он: «Ну ты ж мне изменяешь!» Я: «Я не изменяю, а только вздыхаю… Расплакалась, выбежала на улицу, схватила такси. А это было в Ялте. Кричу водителю: «Везите меня в Симферополь, в аэропорт!» Тот на меня смотрит: двенадцать часов ночи, девушка одна, вся в слезах. «Хорошо», - говорит. Но я ему все рассказала, и на полпути этот человек повернул обратно: «Пусть ваш муж и ревнивый, но разбирайтесь с ним сами». Конечно, вернулась я как побитая. С Броневицким мы долгое время не разговаривали…

Стоит отметить, что в этих своих воспоминаниях наша героиня кое-что утаивает. В частности, ее отношения с Пожлаковым обошлись не только одной запиской. Вот что вспоминает сам композитор: «Первый раз я встретился с ней на гастролях в Черновцах, нам было лет по 25. Я тогда из областной филармонии перешел в Ленконцерт, у меня был ансамблик. А Пьеха выступала с ансамблем «Дружба», который гремел со страшной силой. Я ее боялся и думать не смел, что когда-нибудь приближусь к ней. И вдруг там, в Черновцах, получаю от нее записочку…

Потом идем мы с Эдитой в обнимку - с реки, в шесть утра. А на балконе гостиницы стоит Броня и смотрит на нас… Так я с ним познакомился. Он грозился застрелить меня. Но я пришел к нему и сказал: «Саша, мне Эдита нравится во как, но я тебя слишком уважаю». Саша был талантливейшим музыкантом. Что, впрочем, не мешало ему быть очень грубым человеком. Он Эдиту иногда даже, скажем так… обижал…

Потом мы с ней еще встречались, и я осмелился предложить ей несколько своих песен: «Причал», «Зачем снятся сны»…

Помню, отмечали старый Новый год в Союзе композиторов. Пьеха с Броневицким, я со своей женой, с которой уже разводился. Танцуем мы с Эдитой, вокруг элита стоит - Андрей Петров, Эшпай из Москвы приехал, и все восхищаются: «Вот это пара!» Эдита мне и говорит: «Давай вместе уйдем отсюда!» Но мы не ушли. Если честно, я ее боялся. Двум разным полюсам рядом находиться невозможно. Ей надо будет, чтобы я ей уступал, мне - чтобы она…

Между тем в конце 60-х, когда Пьеха и Броневицкий уже въехали в свою новую квартиру в Купчино, их впервые серьезно обокрали.

Рассказывает Эдита Пьеха: «Нас обчистили на пять тысяч рублей. Огромная сумма по тем временам. Только мебель оставили. Пару японских магнитофонов (я на них работала над песнями), шубы… Но вора все-таки поймали. Он на Гражданке пытался шубу сбыть кассирше в универсаме. Та пошла как бы за деньгами, а сама в милицию позвонила. Его и арестовали. Фамилия у моего вора была такая - Рудомазин. И перевод от него из тюрьмы пришел - 4 рубля. Потом в Иркутске меня некто Сопля обчистил - вытащил из сумочки всю месячную зарплату. Я, помнится, за красящим шампунем «Лондаколор» встала в очередь. Ну в давке и прозевала зарплату…

Стоит отметить, что подобные истории будут происходить с нашей героиней и в будущем. По словам В. Жуковского, криминальное досье Пьехи таково: в конце 60-х - во время гастролей в Венгрии - у нее украдут любимое концертное платье, в Коста-Рике, на пляже, - золотые часы «Чайка» с золотым же браслетом, в Перу, во время благотворительных концертов в пользу жертв землетрясения, из гостиничного номера - 100 долларов, в Ленинграде, в магазине, из сумочки-чемоданчика вынут кошелек, на Кубе стянут самое красивое концертное платье, на Камчатке, из гримуборной - более трех тысяч рублей, отложенных на кольцо с бриллиантом… Вот такая печальная статистика.

Однако вернемся к творчеству нашей героини. В 1968 году Пьеху ждал успех на 9-м Всемирном фестивале молодежи и студентов в Софии - «на конкурсе политической песни она завоевала золотую медаль, а одна из ее песен - «Следующий» композитора В. Успенского - получила первую премию на конкурсе, организованном Комитетом борьбы с фашизмом. На этом же конкурсе певица исполнила и песню «Огромное небо» О. Фельцмана и Р. Рождественского. Она была написана по горячим следам события, которое произошло в марте 1966 года в Группе советских войск в Германии. Тогда у истребителя, которым управляли капитан Борис Капустин и старший лейтенант Юрий Янов, внезапно заглохли оба двигателя, и самолет должен был упасть на один из густонаселенных районов Берлина. Однако советские летчики сумели увести самолет за черту города и упали на другом берегу Шпрее. Оба летчика посмертно были представлены к орденам Красной Звезды.

Кстати, песня «Огромное небо» была любимой песней Юрия Гагарина. Да и сама Пьеха ему очень нравилась. Однажды был такой случай. В Переделкине она играла в волейбол с космонавтами, и кто-то из игроков в азарте борьбы наступил ей на ногу. Ушиб оказался сильным, и наша героиня после него не смогла даже шага ступить. И тогда на помощь пришел Ю. Гагарин: он взвалил ее, как мешок, себе на плечи (взять ее на руки он не мог, так как был меньше ростом) и отнес в медпункт.

Другой случай произошел в гостинице «Юность». Рассказывает Эдита Пьеха: «В гостинице после какого-то концерта было застолье. Мы с Сан Санычем Броневицким уже уходили, в фойе Гагарин играл в бильярд, и кто-то из комсомольских деятелей спросил меня: «А слабо сыграть с Гагариным?» Я никогда не играла, но Сан Саныч сказал: «Сыграй, раз предлагают». Он любил что-нибудь сделать ради рекламы. Ну, я взяла кий и давай забивать шары - один, второй… Забила ему три шарика, которые оказались решающими. Гагарин сел на пол и захохотал: «Я же первоклассный игрок, меня впервые обыграла артистка, этого не пережить!» Он был навеселе, поэтому, может, и играл хуже».

В 1969 году в народе пронесся очередной слух о том, что Пьеха… умерла. Стоит отметить, что и до этого нашу героиню (как и всякую знаменитость) уже несколько раз хоронили злые языки, приписывая ей то самоубийство, то смерть от рук любовника. Однако на этот раз слухи оказались самыми живучими. Дело дошло до того, что толпы людей стали собираться возле подъезда певицы, к дверям ее квартиры принесли несколько венков. Что же породило эти слухи? Как оказалось, почвой для них стало то, что Пьеха легла на обследование в онкологический институт. Видимо, кто-то из посетителей или персонала увидел ее там и сделал соответствующие выводы. Ситуацию накалило и то, что сразу после посещения института певица уехала на гастроли и появиться живой и невредимой перед толпой встревоженных почитателей, собравшихся у ее подъезда, не имела возможности.

В том же (1969) году на Пьеху впервые обратили внимание кинематографисты: режиссер Вениамин Дорман предложил ей сыграть роль немецкой разведчицы в фильме «Судьба резидента». Вот что Эдита Пьеха вспоминает об этом: «По сценарию у моей героини с персонажем актера Вертоградова должна была быть, говоря современным языком, эротическая сцена! Так я три дня ходила за режиссером Дорманом и стонала: «Ну как же я буду лежать в постели с человеком, которого даже не знаю?!» Эта сцена казалась мне абсолютно невозможной, и в конце концов я уговорила режиссера. Он сжалился: «Ладно, ограничимся поцелуем»…

Стоит отметить, что это была не последняя роль в кино нашей героини. В 1972 году режиссер Вилен Азаров снял ее в роли… Эдиты Пьехи в фильме «Неисправимый лгун» (в нем она появляется за рулем автомобиля, хотя на самом деле водить машину не умеет), а два года спустя режиссер Григорий Кроманов доверил ей роль французской шпионки в фильме «Бриллианты для диктатуры пролетариата» (там она пела прекрасный романс на музыку Арво Пярта и стихи Роберта Рождественского).

В семье Пьехи и Броневицкого был всего один ребенок - дочь Илона. О том, каким было ее детство, рассказывает она сама: «По-моему, когда я родилась, родители не очень этого хотели. Мама выступала до самого последнего момента, а после родов быстро вернулась на сцену, перепоручив меня бабушке, своей свекрови… Я вспоминаю свое детство как сплошное замечательное лето - Латвия, бабушкин хутор… Мы с бабушкой были такие подруги, такие спевшиеся. Мама с папой приезжали, уезжали. Я скучала без них, но понимала, что иначе нельзя. И даже не принимала это как событие. Я с этим родилась. Ничего другого не знала. Я не знала, что есть родители, которые дома постоянно. Так что нельзя сказать, чтобы я страдала в детстве из-за отсутствия родителей…

Я не чувствовала, что живу в какой-то необычной семье. Я не ходила в детский сад. Но гуляла вместе со всеми детьми - во дворе, на обычной питерской помойке. В лучшем случае дедушка брал меня с собой на каток. Это было праздником. Я пошла в школу рядом с домом. Это была школа с французским уклоном. Первого сентября в первом классе я заболела. Это была трагедия. Я так плакала! Пришла в школу числа десятого…

Я не думала, что буду певицей или космонавтом, - просто пришла в школу и стала хорошо учиться. В то время легко было учиться - программа была легче. Занималась активно общественной работой. Мы соревновались с одной девочкой. У нее была спортивная группировка, у меня театральная. Мы ставили спектакли, а они бегали. Спектакли были сильные. Я написала сценарий «Гамлет-78», вроде «Айболита-66». Себе, естественно, отдала роль Гамлета. Все прошло с успехом.

В 70-е годы слава Пьехи, как одной из лучших советских певиц, практически никем не оспаривалась. Правда, долгое время она получала концертную ставку в 47 рублей 50 копеек, что, конечно же, не соответствовало тому месту, которое она занимала в эстрадной иерархии. Зная об этом, ее активно переманивал к себе «Москонцерт», однако Пьеха не хотела уезжать из Ленинграда. К этому городу она очень сильно прикипела. И это несмотря на то, что 1-й секретарь Ленинградского обкома партии Г. Романов явно ее недолюбливал. Ходили слухи, что он как мужчина одно время искал ее благосклонности. Но после того, как она его отвергла, затаил на нее обиду. Был такой случай. Однажды Романов пришел за кулисы к Броневицкому, вытащил рубль и сказал: «Пусть твои ребята сходят в парикмахерскую и постригутся. Они же не стиляги, чтобы выступать в таком виде…

В другой раз сама певица попыталась поговорить с Романовым, когда они случайно встретились за городом. Однако едва наша героиня сделала несколько шагов в направлении секретаря обкома, как тут же перед ней выросли его телохранители. «У товарища Романова сейчас нет времени с вами разговаривать!» - заявили они и не пропустили певицу к своему начальнику.

Сама Пьеха на вопрос о своих высоких покровителях ответила следующим образом: «Покровитель - это тот, кто помогает. Мне всегда помогали простые люди. А высокие покровители… Я могла, может быть, нравиться Брежневу, он мне даже подарил розы в ГДР, в посольстве, и поцеловал в щечку, но на этом все покровительство закончилось. Многие послы многих стран, где я побывала, мне симпатизировали. Я, как мягкая кошка, которую можно погладить, чтобы снять стресс, но не более. Никогда не пользовалась моментом, оказавшись рядом с человеком, правящим этим миром, чтобы что-нибудь у него попросить…

В 1975 году распался брак Пьехи с Броневицким. Почему это произошло? Виной этому было множество причин. Например, нашу героиню буквально выводила из себя патологическая ревность супруга. В 1970 году произошел такой случай. Пьеха отправилась на гастроли по стране, и с нею в группе был Муслим Магомаев. Несмотря на то, что их гостиничные номера были рядом, общались они друг с другом крайне редко. И вот в первую же ночь, когда Пьеха мирно спала в своей кровати, ее внезапно разбудил посторонний шум. Она открыла глаза и увидела как с балкона к ней идет… ее муж Александр Броневицкий. Не говоря ни слова, он принялся осматривать в номере все шкафы, заглянул даже под кровать. «В чем дело?» - только и смогла выдавить из себя потрясенная Пьеха. В ответ она услышала грозный рокот мужа: «Где ты прячешь Магомаева?» Оказалось, что кто-то позвонил Броневицкому и сообщил, что его жена флиртует с известным певцом. И ревнивый супруг тут же примчался в этот город, чтобы лично разобраться с «обидчиком». Можно себе представить чувства оскорбленной женщины.

Сама Пьеха по поводу своих отношений с Броневицким заявила следующее: «Люди, которые мало знали Броневицкого, считали его хамом. Да, характер у него был стервозный, деспотичный, он готов был любыми средствами добиваться аплодисментов. Но хамом он не был. По натуре он был незащищенным, но обрел имидж деспота еще до нашего супружества… Он дрессировал «Дружбу» и меня тоже. Говорил, зная, что разозлит меня: «Ты ужасно некрасивая!» И я искала в журналах фотографии кинозвезд, сравнивала, соображала: может, мне глаза подрисовать, как у Софи Лорен? Грим в основном «слизывала» с Софи Лорен и с Лоллобриджиды, очень они мне нравились. Броневицкий говорил: «Ты сутулая. Как ты ходишь по сцене?» И я присматривалась, как «плавают» балерины. Он кричал, что я два дня подряд фальшиво пою, и я нашла огромный магнитофон-гроб «Весна» и попросила университетских друзей на концертах записывать меня. А потом не поленилась, нашла педагога по вокалу и занималась тайком от Броневицкого. Так что именно Броневицкий меня «родил»…

Но его поклонницы по телефону крыли меня семиэтажным матом и на лестнице писали всякие гадости. Они были фанатично в него влюблены. Вначале я переживала, а потом поняла, что ничего сделать нельзя. Научилась не подходить к телефону или молчать, когда брала трубку. Я довольно быстро уяснила, что если хоть раз отвечу на их языке, то уподоблюсь им. Поэтому делала вид, что не понимаю: «Я плохо понимаю по-русски… Но однажды мне довелось увидеть, как любимый мне изменяет…

Можно сказать, что наш брак с Броневицким был «служебным». Я выросла в католической семье, и мне в голову не приходило позволить себе вторую жизнь при Броневицком, я служила ему верно… А он с головы до ног был в искусстве и на ласку у него не оставалось времени. В день рождения он говорил: «Я тебе деньги дал? Дал. Вот и купи себе что хочешь…

Последние три года мы прожили с ним в довольно прохладных отношениях. Я устала слушать бесконечные «надо, надо, надо» и ушла от него…

После развода с Броневицким наша героиня создала собственный ансамбль, музыкальным руководителем которого стал выпускник Ленинградской консерватории Григорий Клеймиц. Стоит отметить, что Броневицкий воспринял этот поступок своей жены с ревностью: он заявил ей, что ничего у нее без «Дружбы» не получится. Однако… Первое же выступление нового ансамбля Эдиты Пьехи на Всероссийском конкурсе исполнителей советской песни в Сочи в октябре 1976 года принесло победу - коллектив был удостоен почетного диплома. А вот «Дружба» через два года после этого распалась.

В 1977 году Пьеха отпраздновала с шумом свое 40-летие. Вот как она сама об этом вспоминает: «В тот день рождения у меня в буквальном смысле слова были настежь открыты двери. Я купила много-много спиртного, было много закусок, были даже поросята, которых из Абхазии привезли. Красивый был праздник, но после него пришлось сделать капитальный ремонт квартиры».

В 1978 году Пьеха стала первой из советских эстрадных звезд, выступивших в Афганистане после апрельского переворота 1978 года. Как вспоминает сама певица: «Как назло, я была знакома с тремя афганскими лидерами - трижды там была и со всеми целовалась, что на Востоке не разрешено. С Тараки я пила вино, хотя он мусульманин, но говорил, что в Америке научился его пить. С Амином, который задушил Тараки, я танцевала, при том, что женщинам не полагается танцевать в мужской компании, мне разрешили: вы из Европы, ладно, танцуйте с нами. Меня спасло то, что у меня было зеленое платье, а у мусульман это священный цвет. С Бабраком Кармалем мы пьянствовали на приеме в советском посольстве. Командующий нашими войсками на БТР приезжал ко мне в гостиницу во время комендантского часа и хотел за мной ухаживать, но я его отправила обратно…

В конце 70-х годов признанных советских певиц с многолетним стажем выступлений на эстраде стала теснить новая яркая звезда - Алла Пугачева. Многим эстрадным примам это, мягко говоря, не очень нравилось, в том числе и Пьехе. Рассказывают такой эпизод. Когда в эстрадной тусовке прошел слух о том, что в очередном концерте «Песня года» Пугачевой будет разрешено спеть две песни, к председателю Гостелерадио С. Лапину явилась разгневанная Пьеха и заявила свой протест. «Я буду исполнять всего одну песню, а Пугачева две?» - возмущалась наша героиня, у которой стаж работы на эстраде в то время исчислялся уже 20 годами. Но Лапин успокоил ее, пообещав, что все будут петь равное количество песен.

Между тем новые изменения произошли в те годы в личной жизни Пьехи. После развода с Броневицким она вскоре вновь вышла замуж: ее новым избанником стал мужчина на семь лет младше ее - полковник КГБ Геннадий Шестаков. Правда и с ним наша героиня не обрела желаемого счастья. Как она сама вспоминает: «Я познакомилась со своим вторым мужем, когда мне было уже под сорок. Мы очень любили друг друга. По крайней мере для меня это было большое чувство… Зато мой директор, Софья Семеновна Лаконь, и ее муж отговаривали меня от этого брака, говорили: «Диточка, вы делаете глупость! Он вам не пара, он же бывший спортсмен!.. Но я их не послушалась. Шесть лет мы были вместе, но однажды я почувствовала, что наши отношения становятся все более прохладными, словно выросла стена. Он сказал: мне надоело быть мужем Эдиты Пьехи - бесплатным приложением к знаменитой певице, я хочу, чтобы это ты была моей женой, потому что это ненормально, когда мужчина не глава семьи. Он, наверное, был прав: ведь я сияла на сцене, а домой приходила усталая, и никто мне уже не был нужен… Со вторым мужем мы причинили друг другу при расставании много боли и обид. Но и сегодня я думаю о нем с теплотой, вспоминаю только хорошее… (Второй брак Эдиты Пьехи распался в 1982 году.)

Непросто складывались отношения Пьехи с дочерью Илоной. После развода родителей девочка вдруг стала плохо учиться, получила «неуд» по поведению в школе. По ее же словам: «Мама меня как-то издубасила. Била и орала: «Я тебя убью, но хамкой не вырастешь!» А у меня был переходный возраст: я курила, хамила… Мы пили портвейн, валялись на диване, сочиняли песни и слушали музыку. Часто тусовались с компаниями на даче.

Но это был вполне здоровый образ жизни - у нас не было ни наркотиков, ни какой-то грязи…

Среднюю школу И. Броневицкая закончила в 1978 году. Отмечу, что на выпускной бал дочь категорически попросила мать не приходить - боялась ажиотажа. Поэтому всю ночь Пьеха со своей университетской подругой просидели в школьном саду, в кустах.

В новогоднюю ночь 1979 года И. Броневицкая вместе со своей мамой впервые появилась на голубых телеэкранах: они спели песню. Однако у самой Илоны это событие не вызвало особого восторга. Позднее она скажет: «Я никогда не была толстой. Я была толстой один миг, когда меня сняли в гадостном «Огоньке». Меня заставили: иди и снимайся. Я была просто никакая. Состояние - желе какое-то. То, что там пело в телевизоре, толстое, - это не я, это абстракция…

Стоит отметить, что после окончания средней школы Илона поступила в театральный институт, рано вышла замуж. Еще учась на втором курсе (1981), родила сына, которого назвали Стасом (если читатель помнит, так Пьеха хотела назвать своего так и не одившегося сына). Жить в трехкомнатной квартире (56 кв. м.) всем вместе оказалось неудобно, и Пьеха сама предложила дочери и ее мужу разъехаться. При этом она помогла молодоженам внести взнос в кооператив, за что те ей были очень благодарны. Однако их совместная жизнь под одной крышей продлилась недолго - через полтора года молодые расстались. После этого Илона обменяла кооперативную квартиру в Ленинграде на такую же в Москве. Вновь вышла замуж. В 1986 году родила второго ребенка - девочку Эрику. Но после десяти лет совместной жизни рассталась и со вторым мужем. В промежутках между этим она сделала попытку стать эстрадной звездой. На конкурсе песни «Ялта-88» заняла 3-е место (Ф. Киркоров был там дипломантом, она - лауреатом). В 1992 году установила рекорд, который до сих пор не побила - 53 сольных концерта за месяц. Именно в то время она активно сотрудничала с питерским композитором Игорем Корнелюком, почему молва и нарекла их мужем и женой. Но это было неправдой. Сегодня И. Броневицкая живет в Москве с третьим мужем Евгением.

В 80-е годы Пьеха продолжала активно выступать на сцене, много гастролировала. К тому времени в ее послужном списке была уже масса наград и достижений: она была награждена орденами Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, французским орденом «За укрепление искусством дружбы», на Кубе ее удостоили титула «Госпожа песня», она объездила с концертами более 20 стран, фирма «Мелодия» выпустила более десяти дисков-гигантов с ее песнями. Среди них были и самые популярные: «Замечательный сосед», «Огромное небо», «Люди, улыбнитесь миру», «Город детства», «Венок Дуная», «Встреча друзей» и др.

В 1988 году Пьехе присвоили звание народной артистки СССР. Отмечу, что в том же году скончался ее бывший муж А. Броневицкий. Чуть позже Пьеха устроила вечер его памяти в концертном зале «Россия».

Что касается личной жизни, то Пьеха после развода с Шестаковым нашла себе нового спутника. Им оказался музыкант из ее ансамбля Александр Соловьев, который был… на 20 лет ее моложе. Правда, с ним она не расписывалась. Прожили они вместе около трех лет, после чего благополучно расстались. Почему? Вот слова самой Эдиты Пьехи: «Это был всего лишь случай в моей жизни, когда от безысходности я приняла ухаживания человека, сразу сказав ему при этом: «Мне приятно, что я не одна, но в один прекрасный день я могу тебе сказать, что мы просто хорошие друзья». Он рассчитывал на большее, и это привело к скорому разрыву, он очень переживал и не мог понять, что мы были в разных «весовых» категориях. Я не искала приключений, это просто благодарность за то, что кто-то подставил свое плечо, когда мне было холодно и одиноко. Никакого романа! Я не заношу его в семейный альбом».

Новый взлет в творчестве Пьехи пришелся на 90-е годы. Она вновь активно гастролирует с концертами, записывается в студии. В 1992 (високосном) году в ее жизни произошло сразу несколько неприятных случаев.

Эдита Пьеха рассказывает: «В Пензенской области машина на полной скорости столкнулась с лосем. Зверюга пробил лобовое стекло, я вся была в мелких порезах, я даже запах его звериный долго помнила. Но обошлось. Потом во время круиза я полезла в бассейн с морской водой на параходе. Был обед, все ушли, а плавать я не умею. Там оказалось метра три глубины. Короче, пошла я успешно ко дну. Но зашел официант, вытащил. Отжал и положил на солнышко. А потом в Кисловодске, во время утренней пробежки, из кустов выехал на лошади горец и достал ба-а-альшущий кинжал. И сказал, что будем меня сейчас грабить и насиловать. Я его уговаривала часа полтора. Я была, как Шехерезада. Даже лучше. Я хвалила его коня - он чуть не растаял. Я хвалила его посадку. Я обещала пригласить его на концерт. Но он не знал «Пьеху-мьеху». Я его попросту заболтала, и он взревел: «Убирайся! Не хочу твоего концерта-марцерта!» Я убралась, а в санатории свалилась в обморок. Вот такой был високосный год».

Однако следующий год принес Пьехе больше радости, чем огорчений. И главное - она встретила новую любовь. Произошло это при следующих обстоятельствах.

В мае 1993 года в концертном зале «Россия» Пьеха участвовала в одном из сборных концертов. После выступления к ней за кулисы пришли двое: директор зала и еще один, неизвестный ей, мужчина. «Эдита Станиславовна, разрешите вам представить вашего давнего поклонника, - обратился к ней директор. - Владимир Петрович Поляков, сотрудник Администрации Президента России». Так наша героиня познакомилась со своим будущим, третьим, мужем.

Как оказалось, Поляков (он родился в 1939 г.) был поклонником таланта Пьехи, еще когда служил в армии и играл в ансамбле Ленинградского военного округа. В 1963 году в Кисловодске (в тех краях он тогда жил) ему удалось пробиться к ней сквозь толпу поклонников и попросить автограф. Однако на тот момент у певицы закончились фотокарточки и она с сожалением развела руками. Однако Поляков не растерялся. «Тогда возьмите мой адрес и пришлите вашу фотокарточку из Ленинграда», - попросил он ее. Пьеха пообещала. И что удивительно - об этом обещании не забыла. Через месяц Полякову пришла ее фотография с надписью: «Володе - Эдита Пьеха». На этом их тогдашнее знакомство и закончилось. Это и понятно - в то время Поляков был уже женат (жена работала бухгалтером), в этом браке у него на свет появились двое дочерей. Через двадцать лет с первой женой развелся. Женился повторно на женщине, которая была на 19 лет его моложе. Но и этот брак распался через десять лет. К тому времени Поляков работал на хорошей должности - помощником руководителя Администрации Президента (отвечал за подготовку важных документов, встречи с послами и т. д.). В 1993 году набрался смелости и пришел за кулисы к Пьехе.

Далее послушаем рассказ самого В. Полякова: «Я встретил Диту в то время, когда для меня уже была предрешена судьба второго брака. Знакомство произошло в концертном зале «Россия». Я тогда работал у Филатова (бывшего главы Администрации Президента) и попросил его: «Можно я приглашу в правительственную ложу Пьеху?» Он: «Приглашай!» Дита подошла к нашему столику, и я весь вечер смотрел на нее. Она заметила и стала интересоваться: «Я вас знаю? Я вас где-то видела?»

Через какое-то время судьба вновь свела их вместе. Пьехе понадобилось дефицитное лекарство, и она позвонила своему новому знакомому - Полякову. Тот, естественно, помог. После этого у них завязался настоящий телефонный роман.

В. Поляков рассказывает: «Звонил главным образом я Дите. Разговаривали о музыке, песнях, событиях в двух столицах. Дита обращалась ко мне всегда на «вы». Но как-то, обмолвившись, сказала: «Ты знаешь, Володя… Я тут же подхватил: «Вот так и впредь - на «ты», это правильно!» И сразу стали как-то ближе друг другу…

Когда мои дочери (они живут в Ессентуках) узнали, что я встречаюсь с Дитой, они сказали: «Главное, папа, чтобы тебе было хорошо…

В начале 1995 года Пьеха и Поляков зарегистрировали свой брак в одном из загсов Санкт-Петербурга. Там же отпраздновали свадьбу. В день бракосочетания Поляков подарил супруге золотой медальон в форме сердечка. Живут они на два дома, так как на предложение мужа перебраться к нему в Москву (у него на Рублевском шоссе двухкомнатная квартира) Пьеха ответила отказом. Причем мотивация была такой: «Куда же я дену свои концертные платья?» Дело в том, что певица вот уже несколько десятков лет собирает платья, в которых она когда-то выступала (у нее в коллекции есть даже платье и туфли, в которых она пела в Париже в 1965 году).

В период 1994–1996 годов Пьеха выпустила в свет три диска-гиганта со своими песнями: «Я вас люблю», «Пьеха знакомая и незнакомая» и «Тем, кто любит Пьеху» (последний диск вышел на Урале и в Москву почти не попал). Стоит отметить, что три песни, записанные на этих дисках, для нашей героини написал ее муж - В. Поляков.

В 1994 году Эдите Пьехе присвоили звание «Почетный гражданин России».

В 1995 году санкт-петербургская парфюмерная фирма «Северное сияние» выпустила духи под названием «Эдита Пьеха». Причем первоначально духи должны были называться «Анна Ахматова», но парфюмеры не успели к 100-летнему юбилею поэтессы сделать упаковку. Стали думать, кто еще достоин, чтобы его именем назвали духи. И единогласно сошлись во мнении - Эдита Пьеха.

В 1996 году Эдите Пьехе был присвоен почетный титул «Живая легенда».

Скандалы Эдиты Пьехи

За последние два года в прессе появилось несколько скандальных происшествий, в которых главным действующим лицом была Эдита Пьеха.

В октябре 1995 года «Экспресс-газета» опубликовала информацию о том, что августовские гастроли певицы в Прибалтике были сорваны из-за того, что Пьеха… была пьяна. Главный администратор Литовского государственного академического театра драмы Я. Жвикайте рассказала: «Я встречала Эдиту Пьеху на вокзале, когда она приехала в Вильнюс. Она мне показалась очень красивой женщиной. Но в тот день Пьеха не выступала, а поехала в Палангу. Зато 18 августа, в день концерта, передо мной предстала другая Эдита Пьеха…

Она приехала в полседьмого. Я подошла к машине, где сидела Пьеха, и поговорила с ней. Я увидела ее в таком состоянии: она едва ворочала языком. Ей трудно было говорить, а не то что петь. Я поняла, что, как главный администратор театра, не могу выпускать на сцену артиста в таком виде… Я попрощалась с ней. Сказала, что должна идти к людям, которые собрались в театре, и сообщить им, что концерт отменяется. Администратору Пьехи пожелала впредь лучше думать, когда готовит выступление. Так мы и расстались…

Наша газета «Республика» деликатно написала, что концерт не состоялся из-за «болезни» Эдиты Пьехи. Слово болезнь они специально взяли в кавычки…

А вот как высказалась по этому поводу противоположная сторона.

Эдита Пьеха: «Иные журналисты, ублюдки, пишут какую-то гадость. Диву даешься, откуда они эти «факты» взяли? Простые люди добрее, умнее. Эти репортеры считают, что если напишут гадость о Пьехе или еще о ком-нибудь, то на этом и заработают. Мне это не нравится. Я считаю, что подобное жлобство не свойственно нашей стране и народу…

ЭДИТА ПЬЕХА: «МЫ С ПУГАЧЕВОЙ РАЗНОГО ЗАСОЛА» - Я вынуждена разрываться между тремя домами: этим, петербургским и дачей. Точнее, маленьким домиком в садоводческом товариществе. Вещи разбросаны между местами обитания, и мне трудно. Тем более я такая рассеянная. Я



Вверх