Классный час на тему: Экологическая игра-викторина

ОБСУСО «Шуйский комплексный центр социального обслуживания населения»

Детский дом - интернат для глубоко умственно отсталых детей.

Экологическая викторина «Что мы знаем о природе».

Подготовила и провела:

Булычева М. Г.

Шуя, 2016 г.

Цель:

    Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии, повысить профессиональное мастерство педагогов.

    Создать благоприятный психологический климат в коллективе.

Ход мероприятия.

Вступительное слово ведущего.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения ребенка. Дети постоянно соприкасаются с ней. Их привлекают яркие цветы, бабочки, птицы, звери, движущиеся облака, ручейки и многое другое. Разнообразный мир растений и животных пробуждает у ребят живой интерес к природе.

Ввести ребенка в мир природы, научить его понимать ее, воспитывать бережное отношение к ней, вызвать желание заботиться о растениях и животных – важнейшая задача каждого педагога.

В процессе ознакомления детей с природой используются разнообразные методы:

- наглядные (наблюдение, экскурсии, рассматривание картин, демонстрация кинофильмов);

- практические (игровой метод, труд, элементарные опыты);

- словесные (рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, беседы).

Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны. Важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны беречь ее и заботиться о ней.

Но ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое отношение к ней. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие.

Уважаемые коллеги! Сегодня в рамках нашего семинара проводится викторина «Что мы знаем о природе» для повышения экологической компетенции педагогов. Вам предстоит выполнить задания, которые помогут выявить ваши знания о природе. Оценивать выступление команд будет жюри (представление членов жюри).

Воспитатели делятся на две команды.

Конкурс №1 «Экологическая разминка».

Каждой команде предлагается по 10 вопросов, на которые нужно быстро ответить.

Вопросы для первой команды.

    У какой птицы самый длинный язык? (у дятла)

    Наука о животных (зоология)

    Кого называют листопадничками? (зайчат, родившихся осенью)

    Какая нить в природе самая тонкая? (паутина)

    Трава от 99 болезней (зверобой)

    Какая охота разрешена в лесу в любое время года? (фотоохота)

    Лесной петух (глухарь)

    Почему лиственницу называют «добрым деревом»? (не колется)

    Что ест зимой жаба? (ничего не ест, она спит)

    Какое дерево самое толстое на Земле? (баобаб).

Вопросы для второй команды.

    У какого домашнего животного зубы растут всю жизнь? (у кроликов)

    Какие ноги у жирафа длиннее: передние или задние? (все одинаковые)

    Какое лекарственное растение определят даже слепые? (крапива)

    Наука о растениях (ботаника)

    Слепыми или зрячими рождаются зайчата? (зрячими)

    Какое дерево является символом России? (береза)

    Самая маленькая птица в России (королек)

    След какого зверя похож на след человека? (медведя)

    У каких деревьев осенью листья красные (у клена и рябины)

    Самое большое наземное животное (слон).

Познавательная пауза.

А знаете ли вы, что старинное предание говорит о том, что лекарственные свойства подорожника были открыты змеями.

Однажды две змеи грелись на солнце посреди дороги. Неожиданно показалась мчавшаяся повозка. Одна змея зазевалась, и колесо переехало через нее. Отправилась вторая змея на поиски целебной травы. Люди, ехавшие в повозке, увидели, что скоро она возвратилась с листом подорожника. Это и навело людей на мысль использовать растение в лекарственных целях.

Конкурс №2 «Выбери правильный вариант ответа».

Вопросы для первой команды .

1.Изучением взаимоотношений в системе «человеческое общество – природа» занимается:

    Глобальная экология

    Социальная экология

    Экология человека

    Промышленная экология

    Инженерная экология

2.Все популяции, занимающие данную территорию – это:

    Биосфера

    Экосистема

    Сообщество

    Биодом

3.Поступление в окружающую среду любых твердых, жидких и газообразных веществ, вредных для людей и животных называют:

    Деградация

    Выбросы

    Нарушение

    Загрязнение

    Разрушение

4.Приспособление организмов к среде называют:

    Мутация

    Популяция

    Конкуренция

    Адаптация

5.«Живая оболочка» Земли, это:

    Гидросфера

    Литосфера

    Атмосфера

    Биосфера

Вопросы для второй команды.

1.В каком году произошла крупнейшая за всю историю развития человечества катастрофа на Чернобыльской АЭС?

    1945

    1972

    1986

    1983

2.Факторы, порожденные человеком и воздействие на окружающую среду, называются:

    Физические

    Химические

    Антропогенные

3.Какое загрязнение вызывает вирусы?

    Тепловое

    Биологическое

    Химическое

    Физическое

4.Природные объекты и явления, которые человек использует для создания материальных благ, называют:

    Природные ресурсы

    Полезные ископаемые

    Минеральное сырье

    Материальные ресурсы

5.Слово «экология» в переводе с греческого означает:

    Народ

    Наука о доме

    Природа

Познавательная пауза.

А знаете ли вы, что эмбрион песчаной тигровой акулы становится полноценным хищником уже в животе матери. Матки у песчаной тигровой акулы две – соответственно и эмбрионов акула вынашивает двоих за один раз. При этом уже в утробе будущий акулий детеныш начинает в полной мере следовать теории Дарвина о выживании сильнейшего. В каждой из двух маток самый крупный эмбрион поедает остальных, которые послабее. Чтобы поддерживать силы маленьких монстров, чтобы не быть съеденной самой, мать продолжает производить яйца, которые также идут в пищу молодым каннибалам.

Конкурс№3 «Угадай по пантомиме».

Педагогам предлагается с помощью пластики, мимики, жестов изобразить какое – либо животное или птицу. Отгадывает команда соперников.

Пингвин, бобер, жираф, лиса, страус, сова, обезьяна, кошка, лягушка, медведь.

Конкурс №4 «Загадки – иллюстрации».

Воспринимать красоту природы помогают репродукции картин известных художников (вниманию воспитателей предлагаются слайды картин известных художников, писавших пейзажи). Необходимо определить автора и название произведения.

    «Рожь» Шишкин И. И.

    «Золотая осень» Левитан И. И.

    «Грачи прилетели» Саврасов А. К.

    «Утро в сосновом лесу» Шишкин И. И.

    «Девятый вал» Айвазовский И.К.

Познавательная пауза.

А знаете ли вы, что усы у кошек, помимо основной функции, помогают им определить размеры щелей, чтобы знать, можно ли туда пролезть или нет.

Кошки вылизываются не только ради гигиены. С шерсти они слизывают витамин В, который помогает им сохранять равновесие в психическом здоровье. Нарушение этого действия может привести к стрессу или гибели.

Лось чувствует, если какое – то насекомое садиться на его рога.

Для глубоководного ныряния крокодилы глотают камни.

Конкурс №5 «Экологический кроссворд».

Членам команд предлагается разгадать кроссворд на экологическую тематику.

Вопросы по горизонтали:

2.Топкое место, обычно со стоячей водой и зыбкой поверхностью.

3.Временное состояние организма, при котором жизненные процессы замедлены до минимума и отсутствуют все видимые признаки жизни.

5.Годичный цикл роста и развития.

6.Приспособление животных к перенесению зимнего времени года.

7.Комплекс мероприятий, направленных на сохранение того или иного вида.

8.Минеральная подкормка для растений.

11.Метод для исследования взаимоотношений в экосистемах.

12.Этаж леса.

13.Комплекс мероприятий по сбору, транспортировке и обезвреживанию отбросов.

Вопросы по вертикали:

1.Комплекс мелких, взвешенных в воде организмов.

2.Состояние защищенности природной среды и жизненно – важных интересов человека.

4.Наука о закономерностях взаимоотношений организмов, видов, сообществ со средой обитания.

9.Животный мир.

10.Совокупность всех водных ресурсов Земли.

Познавательная пауза.

А знаете ли вы, что черепахи могут плакать. Так они избавляются от песчинок, что попадают в глаза. Морские черепахи еще и понимают язык дельфинов, благодаря звуковым сигналам которых они узнают о возможной опасности на побережье.

Все змеи имеют возможность спать подряд три года, при этом, не употребляя абсолютно ничего в пищу.

Молодые крокодилы хорошо лазают по деревьям и часто отдыхают на ветвях.

Конкурс №6 «Творческий».

Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее и последнее задание творческое. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее прочитать.

Пословицы:

1.Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

2.Яблоко от яблони недалеко падает.

3.Готовь сани летом, а телегу зимой.

4.Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Подведение итогов.

На этом наша викторина заканчивается, надеюсь, что она была для вас интересной и полезной. Желаю вам успехов в работе по формированию у наших детей экологической культуры.

Приложение

Внеклассное мероприятие по окружающему миру. Экологическая игра-викторина

Цели:

  1. расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру, раскрыть важность рационального использования и охраны окружающей природы;
  2. воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней;
  3. воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы;

(В игре принимают участие четыре команды по восемь человек в каждой).

Ход занятия

Организационный момент.

Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце,
дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ТЫ
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нём.
ПРИРОДОЮ родной земли
Зовётся этот дом.
(Л.Дайнеко)

Дорогие ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы: на речке, в поле, в лесу и на полянке. Побываем в гостях у животных, заглянем в царство грибов. Вас ждут интересные вопросы и весёлые игры.

От каждого класса представлена команда из 8 человек. Давайте их поприветствуем!!!

Оценивать ваши знания в ходе соревнования команд будет жюри. Болельщики тоже могут принести своей команде дополнительный балл за правильный ответ, но и за плохое поведение они могут лишить свою команду балла.

I. Первая станция. «Царство растений».

Ведущий. Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд?

Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий.

Итак в путь. Первая станция нашего путешествия « Царство РАСТЕНИЙ» .

Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему?» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
«Что?» мышкой шныряет
под листьями в норах,
«Кто?» ищет в кустах притаившийся шорох
Сидит «отчего?» на зеленом листке.
«Куда?» полетело верхом на жуке.
«Зачем?» вслед за ящеркой влезло на пень.
Вопрос за вопросом, и так –
целый день!
Мы с вами, друзья, по тропинке идем
Ответы искать под зеленым шатром.

1-й конкурс. Викторина «Узнай растение».

– Каждая команда внимательно слушает свой вопрос.

  1. На какие группы можно разделить все растения? (Хвойные и цветковые).
  2. Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик).
  3. Какие деревья называют вечнозелеными ? (Ель, сосну). Почему?
  4. Какие деревья с белой корой? (Береза, осина).
  5. Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина).
  6. На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. (Ромашка).
  7. Какой газ необходим для дыхания растений? (Кислород).
  8. Это самый первый цветок, появляющийся из под снега. (Подснежник).
  9. Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза).
  10. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен).
  11. У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина).
  12. Листья какого дерева и без ветра трепещут? (Осина).

– Молодцы, ребята!

2-й конкурс. Кто больше составит слов – существительных из слова ПРИРОДА. (У каждой команды лист и карандаш. Род, пир, ода, дар, ар, пора, ад, ирод, и др. ).

3-й конкурс. Какие листья и плоды и на каком дереве они растут?

Лист берёзы – берёзовый.
Лист липы – …
Лист клёна – …
Шишка ели – …
Плод дуба – …
Лист дуба – ….
Лист осины – …
Лист ивы – …
Шишка сосны – …
Плод яблони – …

4-й конкурс. Игра «Четвёртый лишний».

Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ?

  1. Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …
  2. Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …
  3. Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как …
  4. Осина, липа, дуб, ель. Так как …
  5. Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …
  6. Липа, осина, клён, яблоня. Так как …
  7. Груша, слива, тополь, вишня. Так как …
  8. Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …

А пока команды работают, болельщикам предлагаем отгадать загадки и принести дополнительный балл своей команде.

Загадки

  1. Русская красавица,
    Всем нам очень нравится.
    Бела она, стройна,
    Одежда зелена. (
    Береза ).
  2. Прямо в небо рвутся, ввысь;
    Ты внимательно всмотрись:
    Не березы, не осинки,
    Нет листочков, есть хвоинки. (
    Ели ).
  3. Вот бочонок с шапочкой,
    С дерева упал.
    Год прошел – и деревцем
    Маленьким он стал. (
    Желудь ).
  4. Ветви над рекой склонила,
    В реку смотрится уныло. (
    Ива ).
  5. Осень тихая настанет,
    Дивным дерево то станет:
    Листья – звезды яркие,
    Золотые, жаркие. (
    Клен ).
  6. Летом знойным зацветет –
    Сразу пчел к себе зовет.
    Круглые листочки,
    Светлые цветочки.
    Вкусен, сладок их нектар...
    Кто-то дерево узнал? (
    Липа ).
  7. Что за дерево такое
    Угощает снегирей?
    Снег стоит, трещат морозы,
    Ну а ягоды вкусней. (
    Рябина ).

II. Вторая станция. «Царство Животных».

Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу. Послушайте стихотворение Б. Заходера

Про всех на свете.

Все-все, все на свете,
На свете нужны,
На свете нужны,
И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников,
Злых и свирепых.

Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мед,
И кто делает яд!

Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки!

И если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы все-таки очень
Друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!

Все-все,
Все на свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны!

Ведущий: Наступила зима. Сейчас мы вспомним, как готовились наши лесные жители к зимним холодам. Давайте посмотрим инсценировку В.Орлова « Осеннее задание» .

С утра в лесу
Над нитью серебристой
Хлопочут паучки-телефонисты.
И вот уже от елки
До осинки,
Как провода
Сверкают паутинки.

Паучок 1:

Внимание!
Внимание!
Послушайте
домашнее задание!

(Снимает телефонную трубку).

Паучок 2:

Алло! Медведь!
Вы слышите?

Медведь : Да! Да!

Паучок 1:

Уже не за горами
Холода!
Пока зима не подошла
К порогу,
Вам нужно срочно
Подыскать берлогу!

Звенят звонки
У белок и ежей
От верхних и до нижних этажей.

Паучок 2:

Проверьте поскорей
Свои кладовки –
Хватает ли запасов
Для зимовки?

Звенят звонки
У старого болота.

Паучок 1:

У цапель все готово
Для отлета?

Цапли: К отлету все готово!

Паучок 2:

В добрый час!
В апреле снова
Ожидаем вас!

Паучок1: Алло, зайчата!

Паучок 2:

Идет зима,
Скорей меняйте шубки!

Звенят звонки
У липы и у клена.

Паучок 1:

Алло! Скажите,
Кто у телефона?

Муравьи :

Алло!
У телефона Муравьи.

Паучок 2:

Закройте
Муравейники свои!

Паучок 1: Скажите, это речка?

Речка : Речка, речка!

Паучок 2:

А почему для раков
Нет местечка?

Речка:

Это враки!
Я покажу вам,
Где зимуют раки!

Паучок 1:

Алло?! Ребята!
Добрый день, ребята!
На улице уже холодновато!
Пора для птиц
Вывешивать кормушки –
На окнах, на балконах,
На опушке.
Ведь птицы – наши добрые друзья,
А про друзей нам
Забывать нельзя!

Ведущий: Ребята, как вы думаете, почему паучки обратились и к вам с просьбой? На нашей планете много животных, но некоторые из них занесены в красную книгу, т.к. они могут исчезнуть совсем. Поэтому главная задача человека сохранить и приумножить животный мир. Мы продолжаем наши конкурсы

1-й конкурс. Викторина «Лесные загадки».

  1. Что человек делает для сохранения животного мира?
  2. Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы ).
  3. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы ).
  4. Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери ).
  5. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки ).
  6. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук ).
  7. У кого на сучке кладовая? (У белки ).
  8. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина ).
  9. Почему весной запрещена охота? (Весной пушные звери линяют, из-за чего мех обесценивается. Кроме того, у зверей весной детеныши).
  10. Какую птицу называют «белобока»? (Сорока ).
  11. Есть на речках лесорубы
    В серебристо-бурых шубах
    Из деревьев, веток, глины
    Строят прочные плотины. (
    Бобры ).
  12. Скачет зверюшка:
    Не рот, а ловушка.
    Попадут в ловушку
    И комар, и мушка. (
    Лягушка ).
  13. Над рекою он в полёте,
    Этот чудо-самолётик.
    Над водой парит он гладкой,
    На цветке его посадка. (
    Стрекоза ).
  14. На спине я дом ношу,
    Но гостей не приглашу:
    В костяном моём дому
    Место только одному. (
    Черепаха ).
  15. Лежит верёвка,
    Шипит плутовка,
    Брать её опасно –
    Укусит. Ясно? (
    Змея ).
  16. Волны к берегу несут
    Парашют – не парашют
    Не плывёт он, не ныряет,
    Только тронешь – обжигает. (
    Медуза ).

2-й конкурс. «Забавные зверюшки».

Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. А сейчас я предлагаю командам изобразить зверей, так чтобы все догадались – КТО ЭТО?

  1. Цапля и лягушата в озере.
  2. Лев и собачка.
  3. Ворона и лисица.
  4. Машенька и три медведя.

III. Третья станция. «Царство Грибов».

Ведущий. Отгадайте загадку и узнаете, какая нас ждёт станция.

По дорожке, по тропинке
В лес за ними мы идём.
Если место попадётся,
То лукошко наберём. (Грибы ).

Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы – ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и увлекательное занятие.

А сейчас мы отправляемся за грибами.

Вы любите собирать грибы?

1-й конкурс. «На лесной полянке».

Сейчас мы вспомним правила сбора грибов. За несколько минут обсудите в команде эти правила и решите, кто будет отвечать. Выходят по одному человеку от команды и по очереди говорят правила.

2-й конкурс. Игра «Собери грибочки».

(На поле разбросаны картинки грибов. Выходят по одному члену от команды).

– Кто больше соберёт грибов. (Повторить несколько раз ).

– На какие группы можно разделить все грибы? (На съедобные и несъедобные ).

Загадки

  1. Вот в траве приметные
    Шляпки разноцветные.
    Вспомни ты их имя,
    Но не ешь сырыми!
    (Сыроежки).
  2. Очень дружные ребята
    У пенька живут...
    (Опята).
  3. Где хвоинок многовато,
    Поджидают нас...
    (Маслята).
  4. Под осиной гриб тот, дети,
    В ярком красненьком берете.
    (Подосиновик).
  5. У берёзок, посмотри:
    Здесь один, тут целых три!
    (Подберёзовик).
  6. Царь грибов живёт в дубраве.
    Для жаркого нужен маме.
    (Боровик, белый).

3-й конкурс. «Собери пословицу».

Участники команд получают конвертики с разрезанным на слова текстом пословицы. По сигналу ведущего они должны открыть конверт и склеить пословицу.

Грибок к грибку – наберёшь и лукошко» ).

Текст пословицы представляется жюри, которое оценивает правильность и скорость выполнения задания.

А теперь сюрприз для всех.
Для Вас, мои друзья, подружки,
Грибные сбацают частушки

Грибные частушки

  1. Начинаем мы запевку
    Первую начальную
    Мы хотим развеселить
    Публику печальную.
  2. Вот растёт гриб – боровик
    И красив он, и велик.
    В толстой шляпке набекрень,
    Ножка крепкая, как пень.
  3. Шоколадная папаха,
    Белый шёлковый мундир.
    Посмотрев, опёнок ахнул:
    Настоящий командир
  4. Сколько лет тебе, сморчок?
    Ты по виду старичок.
    Удивил грибок меня:
    Возраст мой – всего два дня.
  5. Спрятались под ёлками
    Рыжики с иголками.
    Не малы, не велики,
    И лежат, как пятаки.
  6. А во мху, как на подушке,
    Чьё-то беленькое брюшко.
    Это груздь нас просит взять,
    А за ним ещё штук пять.
  7. Под осинами на кочке
    Гриб в малиновом платочке,
    Подосиновиком звать,
    И его придётся взять.
  8. Мы частушек вам пропели
    Хорошо ли, плохо ли,
    А теперь мы вас попросим,
    Чтобы нам похлопали.

IV. Четвёртая станция. «Экологическая».

– Ребята, что такое «экология»?

Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом. Вот послушайте стихотворение о горе – туристах, которые пришли отдохнуть в лес.

Прогулка. (С.Михалков )

Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят, и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Там и тут пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло.
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костёр, бумагу жгли –
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо
– Эй, ребята! – крикнул Дима, –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода,
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали,
Жгли костёр.
В футбол играли –
Веселились, как могли:
Пили квас, конфеты ели,
Хороводом песни пели…
Отдохнули – и ушли!
И остались на поляне
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки –
Две размокшие баранки –
Словом мусора гора.
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не нашли!

– Как вы думаете, почему в понедельник туристы не нашли чистого местечка?

– А как бы вы поступили на месте этих туристов?

– Какой вред наносят люди таким поведением?

– Какие ещё источники загрязнения природы вы знаете? (Дети перечисляют ).

Конкурс «Правила друзей природы».

– Вспомните правила друзей природы? (Называют правила по очереди).

Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.

День ЗЕМЛИ. (М. Дубин )

Как яблоко на блюдце,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все исчерпать до дна.

Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.

Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня,
Нам пировать позорно
В счет будущего дня.

Поймите это, люди,
Как собственный приказ.
Не то Земли не будет
И каждого из нас.

– Вот и подошло к завершению наше путешествие в удивительный мир ПРИРОДЫ.

Слово для подведения итогов я предоставляю нашему жюри. (Награждение команд ).


Викторины для младших школьников и школьников средних классов с ответами. Викторины про природу .

Интересные и познавательные викторины для учащихся начальных классов.

Все вопросы викторины с ответами.

Викторина «Природа вокруг нас»

Вопросы викторины

Сильный ветер со снегом. Ответ: Метель.

■ Прибор для измерения температуры. Ответ: Термометр.

■ Какое вещество на нашей планете существует в трех состояниях? Ответ: Вода.

■ Где на Земле грибы бывают выше деревьев? Ответ: В тундре.

■ Как называется месяц весенних первоцветов? Ответ: Апрель.

■ С помощью какого прибора можно ориентироваться в любую погоду? Ответ: С помощью компаса.

■ Перед какой погодой птицы перестают петь? Ответ: Перед дождем.

■ Глобус в виде книги. Ответ: Атлас.

■ Есть ли горы на Северном полюсе? Ответ: Нет. Северная полярная область Земли почти вся занята океаном, покрытым многолетним льдом.

■ Есть ли горы на Южном полюсе? Ответ: Да, там гористая суша — материк Антарктида.

■ Что означает слово Антарктида? Ответ: «Напротив Арктики».

■ В честь какого созвездия Арктика получила свое название? Ответ: В честь созвездия Большой Медведицы, в переводе с греческого языка «арктос» значит «медведь».

■ Какие названия месяцев способны стать женскими именами? Ответ: Март, май, июль, август.

■ Если на западе видна зарница, какую погоду ждать? Ответ: Зарница предсказывает грозу.

■ Если после дождя в конце дня появилась радуга, о чем это говорит? Ответ: Радуга к хорошей погоде.

■ Назовите города, которые носят названия рек. Ответ: Москва, Воронеж, Печора, Вологда.

■ Скопление золота в недрах. Ответ: Россыпи.

■ Простор меж островов на реке. Ответ: Плес.

■ Разрушение плотины паводком. Ответ: Прорывы.

■ Назовите «цветные» моря. Ответ: Черное, Красное, Желтое, Мраморное.

■ Самое глубокое озеро в мире. Ответ: Байкал, его глубина 1 637 метров (по данным 2008 г. — 1 680 м).

■ Охотится ли на пингвинов белый медведь? Ответ: Нет, эти животные живут на разных полюсах.

Викторина для школьников «Природные богатства»

Вопросы викторины

■ Как называется твердое блестящее горючее вещество, которое служит людям как топливо? Ответ: Каменный уголь.

■ Как называется рыхлое, мягкое горючее вещество, которое образуется на болотах? Ответ: Торф.

■ Какой ядовитый металл, содержится в лампах дневного света, термометрах? Ответ: Ртуть.

■ Какие три металла вошли в название веков? Ответ: Золото, медь, железо.

■ Какой металл называют автомобильным? Ответ: Железо.

■ Каким металлом покрывают консервные банки? Ответ: Оловом.

■ Какое жидкое топливо, добываемое из недр земли, в старину называли «горным маслом»? Ответ: Нефть.

■ Какое горючее вещество, называемое «невидимым топливом», является частым спутником нефти? Ответ: Газ.

■ Как газ попадает в наши дома? Ответ: По трубам из газовых месторождений.

■ Что нужно сделать, почувствовав запах газа? Ответ: Немедленно проветрить помещение, не зажигать спички, не включать и не выключать свет, вызвать по телефону службу газа 04.

■ Можно ли зажечь свет при утечке газа? Ответ: Нельзя. При включении может образоваться искра, это приведет к взрыву.

■ Какой вид топлива самый распространенный и древний? Ответ: Дрова.

■ Если бы транспорт и промышленность обслуживались только дровами, то во что бы тогда превратилась наша планета Земля? Ответ: В пустыню.

■ Чтобы наша Земля не превратилась в пустыню, что нужно для этого делать? Ответ: Беречь леса, высаживать новые деревца, создавать лесозащитные полосы и др.

Викторина по природоведению

«Природа и мы»

Викторина проводится в форме игры «Счастливый случай». Соревнуются команды, примерно по 6 человек в каждой. Команды имеют свою эмблему, название.

Цель:

· расширение знаний учащихся о флоре и фауне;

· воспитание бережного отношения к природе;

· формирование экологического сознания.

1 гейм - Разминка

Загадки о живой и неживой природе

1. Без крыльев летают,

Без ног бегут,

Без парусов плывут. (облака)

2. Не вода, не суша:

На лодке не уплывешь,

И ногами не пройдешь. (болото)

3. Я живу под самой крышей,

Даже страшно глянуть вниз.

Я могла бы быть и выше,

Если б крыши там нашлись. (сосулька)

4. Утром падаю всегда

Не дождинка, не звезда –

И сверкает в лопухах

На опушках и лугах. (роса)

5. В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (вода)

6. В одежде богатой,

Сам слеповатый,

Живет без оконца,

Не видывал солнца. (крот)

7. Я устраиваюсь ловко

У меня с собой кладовка,

Где кладовка? За щекой!

Вот я хитренький какой! (крот)

8. Сер, да не волк,

Длинноух, да не заяц,

С копытами, да не лошадь. (осел)

9. Уж очень вид у них чудной!

У папы локоны волной,

А мама ходит стриженой,

На что она обижена? (лев)

10. Подрастала – хвост растила,

Платье темное носила.

Подросла – зеленой стала

Хвост на весла поменяла. (лягушка)

2 гейм - «Заморочки из бочки»

1. Почему у уток на лапках перепонки?

Ответ : эти перепонки нужны уткам, чтобы передвигаться в воде; утки плывут, вращая лапками, как ластами. Перепончатой лапкой можно загребать гораздо больше воды.

2. Как головастики превращаются в лягушек?

Ответ : у них вырастают передние, затем задние лапки и отпадают хвостики.

3. Почему у жирафов шея длинная?

Ответ : жирафы, благодаря длинной шее, могут поедать листья, до которых другим животным не дотянуться.

4. Почему погибнет лес, в котором вырубят все старые дуплистые деревья?

Ответ : в дуплах деревьев живут птицы. Вырубили лес – улетели птицы – появилось много гусениц и насекомых – лес погиб.

5. У птенцов рот ярко красный или оранжевый. Почему?

Ответ : красный цвет – сигнал тревоги, опасности. Привлеченные красным цветом птицы-родители, суют корм в открытый клюв.

3 гейм - «Темная лошадка»

1. а) Многолетнее травянистое растение, цветы белые, ягодка, как шарик. Запах и вкус необычный. Растет ягодка на болоте, во мхах, не боится мороза. Ягоды собирают, варят компоты и варенье. А еще используют ягоды при заболевании сердца и снятия болей в груди, при простуде и как кровоостанавливающее средство. (морошка)

б) Можно ли охотиться на зверей и птиц весной? (нет)

2. а) Этот цветок неотделим от русской природы, с ранней весны и до сентября встречаем его на дорогах, в парках и садах, в лесу и на лугах. Листья узорчатые и продолговатые, стебелек длинный, как трубочка. Известен целебными свойствами. (одуванчик)

б) Как можно уберечь животных и птиц от истребления?

3. а) У меня головка в черной шапочке, спинка, крылья и хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилет нарядилась. Летом я питаюсь жучками, червячками, а зимой, в бескормицу, ем все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но особенно я люблю несоленое сало. Догадались, кто я? (синичка)

б) Какой вред причиняют кислотные дожди? (загрязняют водоемы, почвы, губят растения)

4. а) У меня желтые надкрылья с черными полосами. От врагов я защищаюсь едкой жидкостью с противным, раздражающим запахом. Я хорошо летаю и в воде не тону. Люблю лакомиться зеленью томатов, картофеля, баклажанов. А детки мои – личинки красного цвета, очень прожорливы. Кто я? (колорадский жук)

б) Как можно остановить размывание почвы? (с помощью посадки деревьев)

5. а) Мы живем большими семьями. В каждой семье есть самая крупная самка – матка. Есть у нас и лентяи – трутни. Но больше всего в нашей семье – рабочих. У человека мы живем в специальных домиках. Мы очень любим лакомиться пыльцой и собирать нектар с цветов. Кто мы? (пчелы)

б) Что из перечисленного служит источником загрязнения: самолеты , велосипеды, автомобили , парусные лодки?

4 гейм - Конкурс капитанов

Разгадывание кроссворда. Приложение 1

5 гейм – « Бегущие минутки»

За 1 минуту дать как можно больше правильных ответов на вопросы. Вопросы из викторины о животных.

Подведение итогов

Награждение победителей

Викторина «Любители природы».

Старший дошкольный возраст

ГККП « Ясли-сад № 54 акимата г Костная отдела образования г. Костаная

Цель: Развитие у детей познавательного интереса к природе.

Задачи: Выявить знания детей о природе. Расширять кругозор детей. Развивать познавательный интерес и смекалку, память, внимание, логическое мышление. Воспитание желания заботиться о природе, радоваться и восхищаться каждой встрече с ней.

Описание : Это викторина для детей дошкольного возраста. Дети любят викторины, потому что в них присутствует элемент соревнования. А для детей это викторина полезна, потому что она способствовать формированию представлений о законах жизни и развития живой природы; развивает логическое мышление, быстроту реакций, умение работать в команде; воспитывает любовь ко всему живому, желание и способность бережного отношения к окружающему миру.

Ход:

Ребенок.

Под одною голубою

Общей крышей мы живем.

Дом под крышей голубой

И просторный, и большой.

Дом кружится возле солнца,

Чтобы было нам тепло,

Чтобы каждое оконце

Осветить оно могло.

Чтобы жили мы на свете,

Не пугаясь, не грозя,

Как хорошие соседи

Или добрые друзья.

Ведущий: Друзья, сегодня мы собрались в зале поиграть в викторину «Любители природы». Викторина – это игра в вопросы и ответы. Я знаю, что вы много знаете о нашей природе и сегодня покажите свои знания. Каждое ваше «почему» открывает для вас новый мирокружающий мир. Для того, чтобы провести эту игру-викторину, мы разделимся на две команды и будем соревноваться. Давайте произнесём девиз нашей викторины:

Дети : Девиз: «Любить и охранять природу!»

Ведущий: Я представляю вам членов жюри и команды.
1 команда – «Чистый родник»
2 команда – «Защитники леса»
Каждый конкурс будет оцениваться следующим образом: За каждый правильный ответ команда получит – солнышко. Если команда отвечает неправильно, то выполнить задание предлагается другой команде. В конце викторины мы узнаем, кто больше знает о природе.

Ведущий: Дорогие гости. Будьте активными болельщиками, помогайте игрокам, но не подсказками, а своими улыбками.
А теперь заслушаем приветствие команд.
Приветствие команды «Защитники леса»

Много леса – не губи,

Мало леса – береги,

Нет леса – посади.

Лес сажаем и растим

Его мы защитим,

Никому в обиду не дадим.

Приветствие команды «Чистый родник»

Широки просторы Родины любимой,

Дорог каждый кустик, мотылек.

Сохраним, мы, красоту природы,

Пусть журчит, искрится,

«Чистый родничок»!

Ведущий : А сейчас предлагаю командам провести разминку, сначала я задам вопрос, а вы над ним всерьёз подумайте, потом скажите

Разминка «Да» или «Нет».(Задаются вопросы командам поочередною)
1.Скажи, приветствуя рассвет,
Поет ли сом усатый? (нет)
2.А рассекая гладь пруда,
Умеют гуси плавать? (да)
3.А если солнцем снег согрет,
Он станет льдом холодным? (нет)
4.Ответь, а может василек
Цвести в саду зимою? (нет)
5.А крокодил собрать букет
Из белых лилий может? (нет)
6.Верблюд способен, дай ответ
Идти три дня без пищи? (да)
7.Тех, кто трудится всегда,
В народе уважают? (да)
8.В конце спросить пришла пора:
Вам понравилась игра? (да)

Ведущий: Мы приступим к следующему заданию

«Подбери слова»
1. Лес может быть густым, а может быть. . - (редким)
2.Осень бывает ранняя, а бывает … - (поздняя)
3.Волк зверь большой, а заяц … - (маленький)
4.Ягоды малины сладкие, а рябины … - (горькие)
5.День летом длинный, а зимой … - (короткий) 6.Цветы бывают садовые, а бывают … - (полевые, комнатные)

Ведущий: Конкурс капитанов.
1 . Куда зайцу бежать удобней, с горы или в гору? (в гору, с горы заяц летит кубарем, через голову, потому что задние ноги у него длиннее.)
2. Растет ли дерево зимой? (нет, замирает)
3 . Тощим или жирным ложится медведь в берлогу? (жирным: жир греет и питает спящего медведя))
4. У какого животного детеныши рождаются осенью? (у зайцев – 3 раз за лето – листопаднички)
5.Каких птиц называют зимними гостями? (клест, снегирь, свиристель)

6.Какой лесной житель сушит себе на дереве грибы? (белка)
7.Какой зверь спит всю зиму вниз головой?
8.Почему нельзя трогать яиц в гнездах? (птица бросает гнездо)
9.Почему о зайце говорят: «Сам себя обогнал»
10.Какие птицы роют норы для гнезда? (ласточки – береговушки)
Оценка жюри.

Ведущий: Разминка . С детьми воспитатель проводит игру в кругу с мячом «Бывает - не бывает.»

Ледоход летом (не бывает)

Листопад летом (не бывает)

Дождь летом (бывает)

Роса зимой (не бывает)

Заморозки весной (бывает)

Гроза летом (бывает)

Метель летом (не бывает)

Радуга летом (бывает)

Град летом (бывает)

Буран летом (не бывает)

Иней зимой (бывает)

Туман осенью (бывает)

Капель летом (не бывает)

Иней летом (не бывает)

Мороз летом (не бывает)

Лужи зимой (не бывает)

Зеленые листья зимой (не бывают)

Ведущий:Выбрать правильное поведение в лесу.

1 Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц, можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.

2 Звери всякие важны – звери всякие нужны. Каждый из них делает природе свое полезное дело.

3 Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.

4 Сажать как можно больше деревьев, чтобы мы могли дышать чистым воздухом.

5 В лесу, отдыхая, мусор с травки не убирайте, а там оставляйте.

6 В лесу можно играть: листья порвать, венки сплести, букеты огромные собрать. 7 Подумаешь, в лесу и так их много (правило сопровождается картинкой).

8 Наконец-то можно пошуметь, покричать, побегать и главное, никому не мешаешь!

9 Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

Воспитатель: Послушайте следующее задание.
«Времена года».

Ребята, у каждого времени года в природе есть приметы, и вам нужно их определить.

Команды, перед вами столы, где лежат карточки, где изображены времена года. Из предложенных картинок с приметами нужно выбрать те, которые подходят к вашему времени года,но сначала послушайте загадки.

Загадка для команды «Чистый родник»

Солнышко печет, липа цветет,
Рожь поспевает, когда это бывает?

Загадка для команды «Защитники леса»

Снег на полях, лед на реках,
Вьюга гуляет, когда это бывает?

Ведущий: Молодцы! Следующее задание: «Птицы»

1. Какую птицу называют птицей мира? (Голубь.)

2. Какая птица никогда не станет матерью? (Кукушка.)

3. Загадка: На шесте - дворец, во дворце - певец. Кто это? (Скворец)

4. Назовите крупных птиц, которые живут в заповеднике? (Глухарь, тетерев.)

5. Загадка: Всю ночь летает - мышей добывает. А станет светло - спать летит в дупло (сова).

6. Картина, какого знаменитого русского художника, посвящена прилету птиц?

Как она называется? (А. Саврасов «Грачи прилетели)

7. Кто из птиц прилетает первым? (Зяблики, дрозды, грачи, скворцы.)

8. Каких птиц называют санитарами леса? Почему? (Дятел, иволга, поползни, они защищают деревья от вредителей.)

9. Как называется самая маленькая птица? (Колибри)

10. Как называется самая большая птица? (Страус)

Жюри подводит итоги. Объявляется победитель. Детям вручают награды и призы.

Ведущий. Как хочется, чтобы сегодняшний праздник оставил в вашей душе, ребята и взрослые, хотя бы маленький след.

Что значишь ты без трав и птиц?

И без любви к пчеле жужжащей,

Без журавлей над хвойной чащей,

Без миловидных лисьих лиц?

Когда поймешь ты, наконец,

Врубаясь в мертвые породы,

О человек, венец природы,

Что без природы - твой конец.



Вверх