Какие животные делают запасы на зиму? Наши соседи – ёжики

Для улучшения и повышения качества связной письменной речи у учащихся второго класса, нами были разработаны направления деятельности: учащиеся, педагоги и родители.

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

ПО РАЗВИТИЮ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Цель: создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности и мастерства педагогов ОУ по развитию письменной речи детей.

Задачи:

    обновить научно - методический уровень компетенции педагогов о процессе развития письменной речи и речевого общения на основе современных требований;

    расширить опыт педагогов по созданию условий в ОУ для речевого развития школьников в целостном образовательном пространстве;

    углубить представления о содержании речевого развития на основе современной парадигмы развивающего личностно - ориентированного образования;

    побуждать педагогов ОУ к мыслительной и практической деятельности по овладению технологий проектирования и моделирования педпроцесса по реализации комплексных задач речевого развития школьников, обеспечив усвоение обобщенных представлений о построении педпроцесса обучения детей родному языку;

    преодолевать пассивность педагогов через применение новых эффективных методов обучения.

Занятие №1

Форма: проблемная лекция.

Тема: «Особенности речевого воспитания в школьной педагогике. Направления речевой работы с детьми».

Время проведения: октябрь.

Цель: Создание определенного психологического настроя для расположения участников к восприятию информации, активизации познавательной деятельности педагогов через проблемную мотивацию.

Занятие №2

Форма: практикум.

Тема: « Приглашение к творчеству».

(о проведении речевых, словообразовательных, словотолковательных игр и упражнений, развитие словотворчества детей).

Время проведения: январь.

Цель: актуализация знаний педагогов методики проведения дидактических игр и упражнений для развития речи детей; обмен опытом педагогов по творческому подходу к использованию дидактических игр и упражнений в работе с детьми.

Предложить родителям включиться в конкурс «Смехотворцев», издав такое объявление:

«Внимание! Внимание!

Объявляется конкурс на самое лучшее смешное стихотворение, самые необычные названия обычных предметов.

Ребята и взрослые!

Запишите ваши придумки и подборки в семейно-групповой альбом и нарисуйте к ним картинки – иллюстрации».

Занятие №3

Форма: консультация - комментарий.

Тема: «Беседы и разговоры с детьми как психотерапевтическое средство» (о методах).

Время проведения: март.

Цели: актуализация знаний педагогов психотерапевтических средств, применяемых в работе с детьми, методов лечебной педагогики для воспитания личности ребенка.

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ ВО 2-М КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:

«Изложение. Ёжик делает запасы».

Цели урока:

Обучать учащихся письменной передаче текста;

Развивать устную и письменную речь учащихся;

Развивать эмоциональную сферу детей, их чувства, эстетический вкус;

Воспитывать любовь к природе.

Оборудование:

Презентация;

Индивидуальные карточки со словами для справок;

Ход урока

1. Тема урока. Постановка целей.

2. Подготовительная работа.

Угадайте, кто это?

Лесом катится клубок, У него колючий бок, Он охотится ночами За жуками и мышами (Еж)

Докажите.

Что знаете о ежах?

Чем еж отличается от других животных?

Где живет еж?

Чем питается?

Какую пользу приносят ежи?

Как еж готовится к зиме? (делает запасы)

А какие делает запасы ежик, мы узнаем из текста

3. Чтение текста.

Прочитайте текст, подумайте, как можно его озаглавить.

Однажды мы с другом гуляли по саду. Что за чудо? По дорожке ползло яблоко.

Это полз ёжик. Он наколол себе на иглы яблоко и побежал к стогу соломы. Скоро он вылез из стога без яблока и направился в сад. Подполз к куче яблок. Перевернулся на спину. Наколол яблоко на спину и опять побежал в укрытие. Так ёжик делал свои запасы.

4. Анализ текста.

О чем говорится в тексте?

Как вы думаете, какую основную задачу поставил

Как можно озаглавить текст? Я предлагаю назвать “Ежик делает запасы”. Запишите название.

5. Составление плана.

Сколько частей в тексте? Как узнали?

Прочитайте I часть. О чем она?

Как можно ее озаглавить? (1. Яблоки в саду)

Прочитайте II часть.

О чем эта часть. Как можно ее озаглавить (2. Ежик делает запасы)

Прочитайте III часть.

Как можно ее озаглавить? (3. Ёжик)

6. Анализ и запись I части.

Прочитайте I часть.

От какого лица идет повествование?

Как начинается рассказ? (Однажды мы …)

Где гуляли мальчики? (в саду)

Составьте 1 предложение. Запишите с красной строки.

Напишите 2 предложение. Что за чудо?

Какое чудо увидели они? Запишите это предложение.

Прочитайте I часть.

7. Анализ и запись II части.

Прочитайте II часть. (на доске)

Кто это был? (Это был ежик)

Что он сделал? (Он … нако ло л, бе жал)

(4 предложения)

Прочитайте.

Используя опоры, расскажите эту часть.

Подполз, п е р е в е рнулся, нак о лол

Потом … подбежал _______ .

Запишите с красной строки. Обратите внимание, что выделено красным цветом?

Прочитайте весь рассказ.

8. Запись III части.

Как вы думаете, мы закончили рассказ?

Чего не хватает (заключения, вывода)

Как можно закончить рассказ?

А можно закончить рассказ таким предложением?

Так серый делал свои запасы.

Запишите III часть.

О чем необходимо помнить записывая новую часть изложения? (записываем с красной строки)

Прочитайте весь рассказ.

9. Проверка.

10. Итог урока

Чему учились сегодня?

Как достигали целей, поставленных на уроке?

Выводы по второй главе.

Научить детей писать сочинения и изложения правильно и красиво – большой и кропотливый труд. Учитель обязан организовывать наблюдения, учить детей видеть и слышать мир, замечать в нем прекрасное, учить выражать свои чувства словом, соблюдать хронологию описываемых событий, выражать свое мнение. Во второй главе нашей работы была разработана диагностика уровня развития письменной речи младших школьников. Нами была разработана методика по выявлению уровня развития связной письменной речи у младших школьников. С учащимися 2 «Б» класса проводилась работа по написанию сочинений, изложений, словарных диктантов. Дети работали по непосредственному и опосредованному опыту. Проанализировав детские труды, мы увидели, что уровень развития письменной речи у них развит по-разному и все дети распределились на три группы:

Уровни развития письменной речи

Высокий

Средний

Низкий

Для родителей мы разработали анкету с целью выявления их отношения к проблеме развития речи у ребёнка. И данная диагностика нам показала, что большинство родителей не исправляют речевые ошибки детей, но хотят, чтобы их ребёнок говорил грамотно. Также родители отметили то, что у детей нет желания читать книги помимо школьной программы. А у детей при подготовке домашних заданий возникают трудности при пересказе текстов из-за низкой техники чтения.

Учителям, работающим в начальной школе, нами была предложена анкета по которой мы выявили их технологии, направленные на развитие связной письменной речи у младших школьников.

Учителя отметили, что наиболее подходящим для их работы с детьми является учебник по русскому языку, автором которого является Рамзаева Т.Г. А наиболее подходящими методами на уроках русского языка для развития письменной связной речи, учителя считают сочинение и изложение. Дети тоже, по словам педагогов, любят писать сочинения, проявляя свою фантазию.

Так же нами был разработан урок по развитию речи для второго класса по теме: «Изложение. Ёжик делает запасы», в котором подробно описаны все вопросы по работе с изложением.

Проделав данную работу, можно сделать вывод, что развивающий эффект обучения будет максимальным, если работа по подготовке и проведению уроков русского языка будет организована так, чтобы каждый урок обогащал ум детей новыми наблюдениями, душу – сильными впечатлениями и чувствами, речь – новыми словами, умением выражать мысли точно, красиво и грамотно. Кроме того, подготовка к сочинению и изложению обогащает активный и пассивный словарь у детей, повышает уровень их грамотности.

Мы считаем, что только систематическая работа по развитию речи разных видов даёт положительный результат.

Цели урока:

  • обучать учащихся письменной передаче текста;
  • развивать устную и письменную речь учащихся;
  • развивать эмоциональную сферу детей, их чувства, эстетический вкус; воспитывать любовь к природе.

Оборудование:

  • контуры рисунка ежа для каждого учащегося;
  • индивидуальные карточки со словами для справок;
  • иллюстрация ежа.

Ход урока

1. Тема урока. Постановка целей.

2. Подготовительная работа.

Угадайте, кто это?

Лесом катится клубок,
У него колючий бок,
Он охотится ночами
За жуками и мышами (Еж)

Докажите

Что знаете о ежах?

Чем еж отличается от других животных?

Где живет еж?

Чем питается?

Какую пользу приносят ежи?

Как еж готовится к зиме? (делает запасы)

А какие делает запасы ежик, мы узнаем из текста

3. Чтение текста.

Прочитайте текст, подумайте, как можно его озаглавить.

Однажды мы с товарищем гуляли по саду. Что за чудо? По дорожке ползло яблоко.

Это полз ёжик. Он наколол себе на иглы яблоко и так бежал с грузом на спине. Зверёк подбежал к стогу соломы и спрятался там. Скоро он вылез из стога уже без яблока и направился в сад. Подполз к куче яблок, перевернулся на спину, наколол одно на спину. Потом опять побежал в укрытие.

4. Анализ текста.

О чем говорится в тексте?

Как вы думаете, какую основную задачу поставил

Как можно озаглавить текст? Я предлагаю назвать “Ежик делает запасы”. Запишите название.

5. Составление плана.

Сколько частей в тексте? Как узнали?

Прочитайте I часть. О чем она?

Как можно ее озаглавить? (1. Яблоко ползет)

Прочитайте II часть.

О чем эта часть. Как можно ее озаглавить (2. Они наблюдают)

6. Анализ и запись I части.

Прочитайте I часть.

От какого лица идет повествование?

Как начинается рассказ? (Однажды мы …)

Где гуляли мальчики? (в саду)

Составьте 1 предложение. Запишите с красной строки.

Напишите 2 предложение. Что за чудо?

Какое чудо увидели они? Запишите это предложение.

Прочитайте I часть.

7. Анализ и запись II части.

Прочитайте II часть. (на доске)

  1. Кто это был? (Это был ежик)
  2. Что он сделал? (Он … нако ло л, бе жал с грузо м на спи не)
  3. Что наблюдали мальчики дальше? Прочитайте.

(4 предложения)

Прочитайте.

Используя опоры, расскажите эту часть.

Подполз, пе ре ве рнулся, нако лол

Потом … подбежал _______ .

Запишите с красной строки. Обратите внимание, опасные места выделены красным цветом.

Прочитайте весь рассказ.

8. Запись III части.

Как вы думаете, мы закончили рассказ?

Чего не хватает (заключения, вывода)

Как можно закончить рассказ?

А можно закончить рассказ таким предложением?

Так серый делал свои запасы.

Запишите III часть.

О чем будете помнить? (записываем с красной строки)

Прочитайте весь рассказ.

9. Проверка.

10. Итог урока

Что нового узнали сегодня?

Как достигали целей, поставленных на уроке?

Скажите, видел ли кто живого ежа? Это такой маленький привлекательный зверек, топает очень громко и смешно так фыркает. Но к осени ежи исчезают.

Куда же все - таки исчезают ежи? Можно догадаться они ложатся в спячку. В отличие от многих животных, ежики не делают запас еды себе на зиму. Следовательно, когда заканчивается тепло и наступают холода, исчезают все насекомые, ежи уходят спать. По теплу они наращивают жировую прокладку под шкурой и на внутренних органах, так как калорий на зиму им надо будет много. Холода – это не главная причина, по которой ежи ложатся в спячку. Важнее то, что зимой нет для них никакой еды, а в сутки ежи должны поглощать огромное количество еды. Надо сказать, что перед спячкой зверек становится шикарной формы похожей на грушу. Эта форма показывает, что еж накопил достаточный запас жира.

Прежде, чем лечь в спячку ежи ищут себе убежище и улучшают его. Если же место для спячки будет выбрано неправильно, то еж умрет. Когда наступает, осень ежи роют на глубине до полутора метров себе нору в земле. Подготавливая место для зимовки, этот милый зверек таскает в убежище много засохших листьев. Слой этих листьев порой может быть около полуметра.

Если еж накопил достаточное количество жира, он может лечь в спячку уже в ноябре. А менее упитанные ежи будут искать себе пищу до последнего. Первыми ложатся спать самцы.

Когда наступают первые холода, ежи торопятся к себе в нору. Забравшись туда, они закрывают проход приготовленными заранее листьями. Вначале ежик зимует чутко, поэтому громкий звук может прервать его сон. В такие моменты очень легко найти местонахождение норы, громковатое похрюкивание и тяжелый топот не уловить тяжело. Часто по этой причине погибают ежи, они становятся едой для лис и диких собак.

После конечного понижения температур у ежа наступает очень крепкий сон, и поднять его уже нельзя. Так ежи могут спать до 8 месяцев. Когда наступают сильные оттепели, ежики иногда просыпаются, выходят из норы на улицу, а если будет возможность, то и поедят.

Просыпаются ежи с появлением первых лучиков солнца. В этот период ежи могут не спать целыми сутками ища еду, потому что энергии им нужно очень много. Немного спустя они начнут искать себе пару.

Вот и узнали, как зимуют ежи в природе!

  • Рыцари - сообщение доклад про рыцарей Средневековья

    Рыцари - аристократия средневековья. В конце X века появился данный титул. Честь, свободолюбие, мужество, верность, отвага – такими были рыцарские доблести.

  • Эфиопия - сообщение доклад по географии 7 класс

    Эфиопия (Федеральная Демократическая Республика Эфиопия), ранее называвшаяся Абиссинией, расположена в восточной части Африки и имеет площадь приблизительно 1 127 127 кв. км

  • Княгиня Ольга - сообщение доклад

    Княгиня Ольга вошла в историю не только России, но и в мировую. Ее знают как единственную женщину-правительницу Руси, которая довольно долго правила державой и прославилась умом, образованностью

  • Тушканчик - сообщение доклад

    В умеренно жарких полупустынях и степях Восточного полушария обитают очень мелкие грызуны – тушканчики. Эти существа отличаются характерной внешностью – укороченным туловищем и удлиненными задними

  • Выборный суд в Афинах - сообщение доклад 5 класс по истории

    В 594 году до новой эры жители Афин выбрали так называемого архонта, то есть старейшину, который мог управлять городом. Ранее власть передавалась по наследству, и созрели определенные предпосылки к тому чтобы поменять политическую ситуацию.

Великолуг Марина Игоревна

Исследовательская работа по окружающему миру "Делает ли ёж запасы на зиму?"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ.

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 4 конкурс научно-исследовательских работ по гуманитарным, естественным и техническим наукам «АИСТЕНОК»

среди обучающихся начальной школы

Исследовательская работа

«Делает ли ёж запасы на зиму?»

(Секция естественных наук)

Работа выполнена:

Великолуг Мариной Игоревной –

ученицей 1-в класса, МОУ гимназии № 4

Научный руководитель:

Самохина Анна Александровна –

Учитель начальных классов

Волгоград 2012-2013 учебный год

1. Введение ………………………………………………………………..............3

2. Общая характеристика ежа обыкновенного …………………………….....4-6

2.1. Научная классификация ……………………………………....4

2.2. Описание внешнего вида ……………………………………..4

2.3. Особенности жизнедеятельности ………………………….4-6

3. Социологическое исследование ………………………………………………7

4. Результаты социологического опроса ……………………………………...8-9

5. Заключение …………………………………………………………………....10

6. Литература ……………………………………………………………………11

7. Приложение………………………………………………………………..12-19

  1. Введение

На уроке окружающего мира мы вели разговор о животных. Учитель нам объяснила разницу между дикими и домашними животными. Разговор зашёл о ежах. На многих картинках в книгах, на открытках, в мультфильмах ёж изображён тянущим на своей спине яблоки. В сказочных историях говорится, что он запасается на зиму яблоками, грибами, жёлудями. Мы с самого детства убеждены, что ёж делает запасы, чтобы питаться ими во время долгой и холодной зимы. Но из рассказа Георгия Скребицкого «Пушок» я узнала, что ежи впадают в спячку зимой? А зачем же тогда им запасы? И чем же на самом деле питается ёж?

В результате возникла тема исследования «Делает ли ёж запасы на зиму?»

Ёж – это объект нашего исследования.

Предмет исследования - образ жизни ежа, его питание и привычки.

Цель работы - собрать как можно больше интересного материала и рассказать ребятам нашей школы о жизни ежей.

Для достижения цели предполагается решить следующие з адачи:

- изучить литературу по теме исследования.

Выявить знания учащихся по данной проблеме.

Изучить образ жизни ежа, его питание, привычки и роль в жизни человека.

Выяснить связь «ёж – яблоки, грибы, ягоды, жёлуди».

Для реализации поставленных задач мы выбрали следующие методы:

  • Подумать самостоятельно.
  • Получить информацию из книг.
  • Посмотреть в Интернете.
  • Опрос сверстников.

Гипотеза исследования - ёж делает запасы на зиму.

Практическое применение данной работы возможно на уроках окружающий мир, во внеурочной деятельности.

  1. Общая характеристика ежа обыкновенного

Изучив некоторую энциклопедическую литературу, а также словари, я познакомилась с научной классификацией, описанием внешнего вида и особенностью жизнедеятельности ежей.

2.1. Научная классификация

Царство: Животные

Тип: Хордовые

Подтип: Позвоночные

Класс: Млекопитающие

Отряд: Насекомоядные

Семейство: Ежовые

Род: Лесные ежи

Вид: Ёж обыкновенный или европейский - млекопитающее семейства ежовых рода лесных ежей.

2.2. Описание внешнего вида

Ёж - общеизвестный по внешности зверёк, покрытый короткими тёмными иглами длиной до 3 см. У взрослых ежей их 5000 - 6000.

Длина тела ежа достигает до 25 см, а хвост до 3 см. Весит в среднем 700 - 800 г, но перед спячкой может отъедаться более 1 кг. Самцы крупнее самок. Мордочка вытянутая, подвижная, нос острый и постоянно влажный. Глаза чёрные, круглые. Уши короткие, округлые, почти спрятаны. Конечности пятипалые, с довольно острыми когтями, задние ноги длиннее передних. У ежа 36 зубов.

Иглы ежа полые, наполнены воздухом. На спине у ежа находится особая мышца, которая при сокращении позволяет ему сворачиваться в колючий шар. Каждая иголка растет 12 - 18 месяцев. Линька у ежа идёт медленно - в среднем за год меняется одна игла из трёх, в основном весной и осенью.

2.3. Особенности жизнедеятельности

Ёж распространён в Европе, на Кавказе, в Закавказье и в Малой Азии. В России водится в средней полосе Европейской части, на Среднем Урале и на юге Западной Сибири. А также встречается в Новой Зеландии.

Ёж встречается в лесной, луговой и степной зоне: на опушках, перелесках, лесополосах, небольших полянах, в поймах рек. Кое-где встречается в горах, а также в садах, парках, на приусадебных участках.

Ёж ведёт одиночный образ жизни. Он устраивает до 10 гнёзд, спрятанных в колючем кустарнике, под брёвнами, в кучах хвороста. Гнездо он выстилает сухими травами, листьями, мхом, древесной трухой. Ведёт активный образ жизни преимущественно в сумеречное и ночное время. Спит ёж, свернувшись в неплотный клубок.

С наступлением заморозков (ниже 10°C), накопив жировые запасы, ёж закупоривает вход в нору и впадает в спячку. В России спячка начинается в конце сентября - начале октября. Если ёж засыпает без достаточного запаса жира, он рискует во время спячки умереть от голода. Заканчивается спячка в апреле, когда температура воздуха поднимается до 15°C.

Питается ёж в основном насекомыми (жуками) и их личинками, слизнями, улитками, дождевыми червями. Из растительных кормов он предпочитает жёлуди. Может съесть и грибы, и ягоды и некоторые фрукты. Ёж очень прожорлив.

Ежи, содержащиеся в неволе как домашнее животное, охотно едят мясо, яйца и хлеб, и даже некоторые сочные плоды растений. А вот собачий или кошачий корм не подходит для них.

На ежей охотятся собаки, лисы, хорьки, барсуки и крупные совы.

У ежей острое обоняние и слух, но слабое зрение. Они бегают со скоростью до 3 м/с, хорошо плавают и лазают. Бродя по лесу в поисках пищи, ёж шумит сухой прошлогодней листвой, и по этому шуму его легко обнаружить. Ежи издают разнообразные фыркающие и чихающие звуки, ворчат и клацают зубами. Детёныши, находясь в гнезде, издают свист и кряканье, похожее на птичье.

Вскоре после выхода из спячки у ежей начинается брачная пора, которая продолжается всё тёплое время года. Потомство появляется в мае-октябре. У одной самки рождается обычно 5 детёнышей. Ежата родятся слепыми, голыми, с ярко-розовой кожей, но уже через несколько часов у них появляются мягкие и белые иглы. К 18 дню жизни ежата уже полностью покрыты колючками. На 11 день они умеют сворачиваться в клубок, а на 14-16 день у них открываются глаза. Мать ухаживает за потомством всего 5 недель. Живут ежи в природе от 3 до 5 лет, в неволе до 8 - 10.

Обыкновенный ёж полезен уничтожением вредных насекомых: майских хрущей, волосатых жужелиц, гусеницы монашенки и непарного шелкопряда. В то же время ёж приносит и вред: уничтожает птенцов и яйца гнездящихся на земле мелких птиц.

Ёж может быть переносчиком таких заболеваний как дерматомикоз, жёлтая лихорадка, сальмонеллез, лептоспироз. У него на коже в больших количествах водятся клещи и блохи. В лесных угодьях ежи собирают на себя клещей, в том числе энцефалитных, больше, чем любые другие зверьки, поскольку его колючий покров, как щёткой, счёсывает голодных клещей с травы. От клещей, забравшихся между иглами, ёж не способен до конца избавиться самостоятельно.

Ёж - самый обычный, местами многочисленный вид. Он легко приспосабливается к жизни рядом с людьми и довольно часто содержится как домашнее животное. Известно, что ещё римляне выращивали ежей ради мяса - его запекали вместе с иголками в глине.

  1. Социологическое исследование.

Я решила узнать, какими сведениями о ежах обладают мои сверстники. Для этого я провела социологическое исследование: попросила ответить учащихся 1-го класса (27 чел.), на следующие вопросы:

1. Кто такой ёж?

2. Чем питаются ежи?

3. Ёж – хищник?

4. Результаты социологического опроса.

1. Кто такой ёж?

2. Ежи питаются:

3. Ёж хищник?

4. Делает ли ёж запасы на зиму?

Проанализировав результаты опроса, я убедилась, что в среднем около 48% опрошенных имеют реальное представление о жизни ежей, мало кто точно знает, чем питается ёж, и так же, как и я, предполагают, что ёж делает запасы на зиму из яблок, грибов и т.д. Но зачем они ему, если ёж впадает в спячку зимой? Вопрос остался открытым…

Для подтверждения или опровержения своего предположения, я взяла интервью у учителя биологии Лазаревой Елены Александровны.

И вот, что выяснила:

1) ёж – животное, млекопитающее, насекомоядное. Млекопитающее – значит, кормит своих детёнышей молоком. Насекомоядное – значит, питается насекомыми. Растений практически не ест.

2) У ежа – 36 зубов: на верхней челюсти 20 мелких острых зубов, а на нижней – 16.

3) Ёж может съесть и мышей, и ужей, и змей. Но он не является хищником. Ёж – насекомоядное животное.

Иногда, ёжики забираются в курятник и разоряют гнёзда кур, воруя яйца, а также могут похитить цыплят. Но, несмотря на это, садоводы всегда рады, когда на их плантациях поселяются ежи.

4) На зиму никакое пропитание ежу не требуется: он спит, как медведь или барсук. Поэтому никаких запасов яблок, грибов, ягод и желудей, ежи не делают. Они хорошо отъедаются по осени, запасая под кожей жир. Тем и питаются в спячке.

5. Заключение.

Подводя итоги своей работы, могу сказать, что: я добилась поставленной цели, узнала много нового и интересного о ежах, о роли и значении ежей в природе и в жизни человека. Но самое главное, я теперь знаю, что ёж никаких запасов на зиму не делает.

Таким образом, моя гипотеза неверна: ёж зимой впадает в спячку, поэтому запасов не делает.

Литература

1. Брагин А. Обо всем на свете. Серия: Большая детская энциклопедия.

Издательство: Аст, 2007.

2. Детская энциклопедия "Я ПОЗНАЮ МИР".

3. Джексон Том. Кто есть кто в мире животных. - Москва, 2006 - С. 181.

4. Интернет-ресурсы: http://ВикипедиЯ

http://Потому.ру

http://1.ru

5. Ухарцева А.В. Что? Где? Почему? Издательство: Аст, 2008.

6. Хомич Е.О. Что? Зачем? Почему? Издательство: Аст, 2008.

Поздней осенью обладатели колючей одежды готовятся к зиме. Перво-наперво перестают есть, чтобы очистить кишечник перед долгим прозябанием. Добровольная голодовка, возможно, так «удивляет» бывших обжор, что нарушается координация движений - ежей качает из стороны в сторону. А может, у них кружится голова от воспоминаний о том, как они летом истово запасались жирком, а также аскорбиновой кислотой и витамином Е? Зимой они нужны отнюдь не меньше жира, ибо регулируют обмен веществ при впадении в спячку и при выходе из нее. Кроме всего прочего, поздней осенью в теле ежей струится кровь, в которой стало мало адреналина, препятствующего засыпанию.

Недавно в Тюменской области (может, и не только здесь?) ежи перед спячкой справляли непонятный ритуал. Собравшись на поляне по нескольку десятков, колючая братия провела вместе немалое время. В чем смысл этаких сборищ? Почему зверьков-индивидуалистов потянуло друг к другу?

Будем надеяться, что ранние бесснежные заморозки не погубили ежей, которые, покатавшись в опавшей листве, могли нанизать ее на иглы, чтобы постель была помягче. Не валяться же битых 127 дней на жестком! Кстати, ничего необыкновенного в ежином зимнем сне нет - сурок, например, спит 163 дня, суслик- 156.

Представьте, что зверек с самым коротким именем (да простит меня уж, который тоже с самым коротким) благополучно спит. Дыхание ослабло, сердечко бьется еле-еле. Температура тела упала с 34 градусов до двух. Еж стал холоднокровным. Скрючившись, насекомоядный зверь коротает зиму. Таких зим у него может быть шесть - более пожилых ежей в природе не встречали. Особенно велика детская смертность - ежата-первогодки, оказавшись без родительской помощи, еще не умея как следует устроиться на зиму, часто замерзают. Опытные же, познавшие на своей колючей шкуре, почем фунт лиха, пребывают в холоднокровном беспамятстве, пока некий биохимический будильник не разбудит их точно в срок. Пусть по весне днем греет солнце и теплее десяти градусов. Еж и ухом не поведет - будет спать, пока не кончатся ночные заморозки.

Весной еж, спустивший жирок, похож на тряпку. Тело уплощено, колючая шкура болтается, как на вешалке. И если летом он шарил в поисках съестного в темноте, то сейчас чавкает почти круглосуточно.

Вот мы и вернулись к предмету, о котором вроде бы уже все сказано. И все же - нет, не все. В некоторых местах Италии невиданно расплодились змеи. Они заползают даже в города и с деревьев перебираются в квартиры. Пришлось открыть пункты по оказанию медицинской помощи укушенным. Причина змеиного нашествия проста - почти исчезли их враги: ежи и хищные птицы.

Теперь-то мы и подошли к главному, к биологическому равновесию. Перефразируя слова поэта, можно провозгласить: звери всякие важны, звери всякие нужны! Есть даже нечто вроде молитвы за здравие ежа, которую сочинил французский писатель Морис Женевуа: «Да не сварит его в котелке над костром какой-нибудь бродяга, да не оставит распластанного в крови на дороге, скрипнув шинами и сверкнув фарами, бешено мчащийся автомобиль».



Вверх