Как связаны знания умения навыки. Знания, умения, навыки (ЗУН). Что такое знание

Какими бы прекрасными целями ни руководствовались мы в своей деятельности, ее осуществление и успешность

находятся в зависимости от тех знаний, умений, навыков, которыми мы обладаем.

Знания о той области действительности, в которой онаосуществляется или будет осуществляться, необходимы че-ловеку. Но знания не существуют ради знания. Они тес-нейшим образом связаны с нашими действиями. Когда мы сталкиваемся с незнакомым предметом, то прежде всего стремимся получить знание о том, как с ним действовать. На основе полученных знаний можно уметь что -то делать, но еще не владеть навыками выполнения этого дела. Так, к концу первого класса ученики уже знают, как писать, умеют писать, но еще не овладевают навыком письма. Умения и навыки связаны между собой. Для формирова-ния умения важно понимать, что требуется, и знать спо-соб действия.

В одних случаях умения могут предшествовать форми-рованию навыков, в других - являются результатом даль-нейшего развития деятельности. Например, нередко уче-ник, имеющий навык чтения, не умеет еще выразительно читать. Умение выразительно читать вырабатывается на основе приобретенного навыка чтения. Причем умение может появиться и без большого числа повторений. Уме-ния основаны на знаниях и навыках.

Умение - это успешный способ выполнения деятельно-сти в новых условиях, сознательное применение имею-щихся знаний и навыков для выполнения более сложных действий в различных условиях.

Умение образуется только в деятельности. Для того что-бы приобрести умение плавать, нужно идти в воду, тре-нироваться плавать. Рабочие умения образуются только в соответствующей работе.

Навыки - это частично автоматизированные действия,которые образуются в результате упражнений. Навыки необ-ходимы в любой работе и деятельности человека. Каждая профессия предполагает определенные навыки, которые дают возможность действовать быстро и уверенно и достигать луч-ших результатов с минимальными затратами энергии.

Автоматизированными называются такие действия, которые в результате многих повторений перестают нами осознаваться. Мы пишем, не думая, как писать ту или иную букву. Но было время, когда каждый из нас учился пи-сать, старательно выводил каждый элемент буквы.

Навык - это способ выполнения действий. Автоматизи-рованный характер навыков означает, что не все внима-

ние человека принимает участие в выполнении деятель-ности, часть его освобождается для другой деятельности, для улучшения качества деятельности. Так, опытный спе-циалист лучше работает и меньше устает, чем начинаю-щий работник.

К. Чуковский вспоминал о И.Е. Репине: «И тут меня в сотый раз поразила одна особенность его мастерства: он смешивал краски, даже не глядя на них. Он знал свою палитру наизусть и действовал кистями вслепую, не видя красок и не думая о них, как мы не думаем о буквах, когда пишем. Создавать портрет для него означало: при-стально вглядываться в сидящего перед ним человека, интенсивно ощущать его духовную сущность, - и было похоже, что руки художника, независимо от его созна-ния, сами делают все, что надо» 1 .


Навык - это только компонент деятельности, а не сама деятельность. Деятельность же в целом всегда является ясно осознаваемой и целенаправленной.

Навыки не только облегчают труд, но и открывают воз-можности для творческой работы. Например, ученик пи-шет сочинение, - он думает о содержании, а не следит за техникой написания каждого слова.

Выделяют следующие виды навыков: ходьба, бег, спортивные навыки, письмо и пр.; мыслительные (интел-лектуальные) - чтение, вычисление, доказательство тео-рем, чтение чертежей, заучивание и пр.; сенсорные, свя-занные с восприятием (различения оттенков цветов, слу-ховые различения и пр.); навыки поведения.

Навыки образуются посредством упражнений, обуче-ния, причем в процессе упражнений, обучения они не просто закрепляются, но и совершенствуются. В выработке навыка существенную роль играют индивидуальные раз-личия - у одних навыки формируются значительно ско-рее, чем у других. Поэтому не существует единой универ-сальной кривой обучения.

Следует учитывать, особенно при работе с детьми, что процесс формирования навыков происходит неравномер-но. Утомление, ослабление внимания, временное падение интереса к деятельности, желание или нежелание учиться могут стать причиной задержки развития навыка. Но за периодом спада может последовать новый подъем, кото-рый во многом зависит от внимания и поведения взрос-лых по отношению к детям.

1 Чуковский К. Из воспоминаний. - М., 1959. - С. 104

Навыки в процессе выполнения деятельности взаимо-действуют между собой. Иногда уже сложившиеся навыки затрудняют образование новых или снижают их эффек-тивность. Например, навык беглого чтения мешает прове-рять свои ошибки ученику или чужие - учителю.

Очень важное свойство навыков перенос - распростра-нение положительного эффекта от упражнения одного навыка на другой. Например, учитель решает с учениками задачу, а затем говорит: «Эту задачу решите сами». Чем сознательнее будет вырабатываться навык, тем легче он будет обобщаться и переноситься.

От навыков следует отличать привычки. Привычки тоже являются автоматическими действиями. Но если навык-это умение, возможность произвести то или иное дей-ствие без особого контроля сознания, то привычка - это потребность произвести соответствующее действие. На-вык позволяет успешно выполнять какую-либо деятель-ность, а привычка побуждает человека заниматься этой деятельностью. Удовлетворение потребности связано с чувством удовольствия. Поэтому выполнение привычных действий вызывает у нас положительные эмоции, а не-возможность делать то, к чему мы привыкли, сопровож-дается неприятными чувствами. Привычки так же много-образны, как и навыки: профессиональные привычки, моральные, гигиенические, эстетические, учебные, куль-турного поведения и другие привычки бывают как полез-ные, так и вредные.

Умения, навыки и привычки – это автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно контролируемые компоненты деятельности.

Умения – это элементы деятельности, позволяющие делать что-либо с высоким качеством (например, какую-либо операцию). Они включают в себя автоматически выполняемые части, называемые навыками, но в целом – это сознательно контролируемые части деятельности.

Навыки – это полностью автоматизированные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля. Навык – это автоматизированный компонент действия.

Развитие и совершенствование деятельности можно представить как переход компонентов отдельных умений, действий и операций на уровень навыков.

Согласование навыков происходит тогда, когда 1) один из навыков служит средством лучшего усвоения другого; 2) система движений обоих навыков соответствуют; 3) когда конец одного навыка является фактическим началом другого.

Интерференция возникает тогда, когда 1) система движений одного навыка противоречит другому; 2) при переходе от одного навыка к другому приходится ломать структуру движений, переучиваться; 3) система движений одного навыка частично входит в систему движений другого, как следствие происходит искажение движения; 4) начало и конец обоих навыков не состыкуются.

Умения, в отличие от навыков образуются в результате координации навыков, их объединения в системы с помощью действий, находящихся под сознательным контролем.

Основное качество умений заключается в том, что человек в состоянии изменять структуру умений (навыков, операций, последовательность их выполнения), сохраняя при этом неизменным конечный результат.

Умения и навыки делятся на типы : 1) двигательные, 2) познавательные, 3) теоретические, 4) практические.

Третий элемент в освоении деятельности – привычка . Отличается от умений и навыков тем, что представляет собой непродуктивный элемент деятельности, негибкая и часто неразумная часть деятельности, которая выполняется человеком механически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивного завершения.

От навыка отличается тем, что может в определенной степени сознательно контролироваться, а от умения тем, что не всегда является разумной и полезной.

Выводы:

1. Поведение – это результат активности живого существа.

2. Формы поведения животных: инстинкт, научение, интеллектуальные формы поведения.

3. Деятельность– это специфический вид активности человека, существенно отличающийся от поведения.

5. Основные виды деятельности: игра, учение, труд.

6. Умения– это сознательно контролируемые части деятельности. Навыки – это полностью автоматизированные компоненты умений.

7. Между собой навыки могут согласовываться, а могут интерферировать.

Миллер, Д., Галантер, Ю., Прибрам, К. Планы и струкура поведения. – М., 1964.

Леонтьев, A.Н. Деятельность. Сознание. Личность. // Леонтьев, А.Н. Избр. психол. произв.: В 2 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 2. С. 94 232.

Кому нужен человек без знаний, определенных навыков и умений? Его будут терпеть в семье, но работу такому индивиду найти трудно. Знания — это залог карьерного роста, без них человек постепенно деградирует.

В быту очень полезны определенные навыки и умения. В статье мы дадим список знаний, умений и навыков, необходимых для жизни.

Что такое навыки?

К навыкам относятся вещи, которым мы учимся постоянно. К примеру, умение писать, читать или что-то мастерить является навыками. Список навыков человека можно разделить на несколько групп:

    Комплексные и простые.

    Теоретические.

    Практические.

Все они достигаются только через практику, требующую определенного внимания со стороны обучающегося.

Давайте подробно разберем основные моменты из списка навыков человека, представленного выше.

Комплексные и простые навыки

Приведем пример обучению комплексным и простым навыкам на освоении работы компьютера.

В наше время дети рождаются с мышкой в руках, как шутят взрослые. Некоторые из них осваивают компьютер на уровне пользователя, иных ждет будущее программистов. Таких деток интересует владение определенными компьютерными программами, освоение текстовых процессов и прочие познания, связанные с ЭВМ. Обучение всему этому называется комплексным навыком.

Под простым подразумевается умение пользоваться компьютером на уровне пользователя: печатать, работать с электронной почтой, общаться в социальных сетях.

Теоретические навыки

Продолжаем рассматривать навыки человека, список которых представлен выше. На этот раз поговорим о теоретических познаниях и умениях.

Характерной особенностью навыка является умение ориентироваться в его сути и применять на практике. Человек способен обладать теоретическими навыками, но никогда не пользовался ими как инструментом для осуществления той или иной деятельности.

Практические навыки

Основные составляющие данного вида навыков человека, список которых приведен выше, выглядят так:

    прохождение личным опытом;

    отсутствие сложностей в выполнении;

    доведение до автоматизации.

Все эти пункты совместимы с предельным вниманием в моменты обучения тому или иному навыку. Вот мы и подошли к данному моменту.

Виды внимания

Психологи доказали о существовании трех видов внимания. Оно бывает непроизвольным, произвольным и послепроизвольным.

Произвольное внимание

В школе мы учимся данному виду, ибо для усвоения того или иного материала вынуждены сосредотачиваться на объяснении учителя.

Произвольное внимание — это сосредоточение с помощью волевых усилий на каком-либо объекте. К примеру, взрослый человек учится водить машину. Все его внимание сосредоточено на дороге, начинающий водитель старается объезжать возникшие на пути ямы, пристально следит за другими машинами, соблюдая дистанцию на дороге.

Непроизвольное внимание

Представьте ситуацию: сидите вы дома, читаете книгу. Вдруг хлопает входная дверь, вы отвлекаетесь и прислушиваетесь. Поняв причину хлопка (кто-то из домочадцев вернулся), снова принимаетесь за чтение.

Раздражителем выступает дверной хлопок, направленное на него внимание является непроизвольным.

Послепроизвольное внимание

Для человека, овладевшего навыком в совершенстве, его выполнение не составит труда при любых обстоятельствах. Лень, плохое самочувствие, расстройство — это не повод для того, чтобы испортить работу, ибо она доведена до автоматизма.

Послепроизвольное внимание характеризуется автоматизмом действий, о котором написано выше.

Навыки высокоэффективных людей

Тридцать лет назад вышла замечательная книга американского писателя Стивена Кови. Она была переиздана в 2004 году, переведена на 40 языков мира, количество продаж превысило все мыслимые показатели. В 2011 году книга вошла в ТОП-25 среди наиболее влиятельных в мире бизнеса.

Те, кому довелось прочесть ее, подтвердят написанное. Книга называется «Семь навыков высокоэффективных людей: мощные инструменты развития личности». Как можно догадаться, в ней представлен список навыков высокоэффективных людей, с которым можно ознакомиться прямо сейчас.

    Действуйте в соответствии со своими жизненными принципами, вне зависимости от сложившихся обстоятельств и условий окружающей среды. Иными словами, будьте проактивны.

    Представляйте конечную цель, перед тем как начать действовать.

    Сначала делайте все важное и срочное. Умейте расставлять приоритеты в своей деятельности.

    Думайте позитивно.

    Умейте слушать окружающих. Это важнее, чем быть услышанным ими.

    Стремитесь к взаимовыгодному взаимодействию.

    Работайте над собой, ибо предела совершенству нет.

Составляем резюме

Говоря о навыках человека, сложно обойти стороной способность правильно составлять резюме. Навыки и знания необходимы как в повседневной жизни, так и при трудоустройстве.

На что смотрит работодатель? Почему одних соискателей постоянно приглашают на собеседования, а иные сидят неделями дома? Дело в правильно составленном резюме.

Приведем пример инструкции навыков и умений для резюме. Соискателю необходимо умение выгодно подавать информацию о своих навыках. Данный блок резюме заполняется в соответствии с требуемыми умениями и знаниями по искомой должности.

Человек, претендующий на вакансию, при которой необходим постоянный контакт с другими людьми, должен обладать следующими навыками:

    Грамотная устная и письменная речь.

    Умение проявлять тактичность.

    Способность убеждать.

    Опыт успешных продаж, если соискатель устраивается на соответствующую должность.

    Умение находить подход к клиентам.

    Способность быстро обучаться.

    Оперативно реагировать на полученную от клиента информацию.

Тому, кто претендует на управленческую должность, потребуется обладание деловыми и личными качествами работника, готового стать начальником над другими:

    Умение принимать решение и нести ответственность за них.

    Высокая коммуникабельность, способность располагать к себе людей.

    Способность быстро разрешать конфликтные ситуации.

    Настойчивость.

    Эффективность управления персоналом.

    Аналитическое мышление.

Навыки XXI века

Необходимые навыки человеку XXI века, стремящегося продвигаться по карьерной лестнице и быть успешным в жизни, выглядят следующим образом:

    Грамотное изложение мыслей на бумаге. Согласитесь, деловое письмо со множеством ошибок, составленное секретарем компании, выглядит отталкивающе и нелепо. Да и обычная дружеская переписка, в которой энное количество ошибок, не делает чести безграмотному товарищу.

    Умение грамотно разговаривать. Пригодится как на работе, так и при простом общении. Всегда приятно иметь дело с собеседником, чья речь похожа на журчащий ручей вместо загрязненного болота.

    Уверенность в себе — еще одно необходимое качество. Современный человек должен обладать способностью отстаивать свое мнение, слепое подчинение и доверие придется по вкусу манипуляторам.

    Планирование собственного времени. Есть скучные и рутинные задания на работе, но выполнять их приходится. Для того чтобы работа пошла быстрее, необходимо правильно распоряжаться своим временем. В быту жить по расписанию проще, человек знает, что необходимо сделать за определенное время, ему легче контролировать себя.

    Постоянное обновление своих знаний и навыков. Общение с профессионалами того или иного дела поможет чему-то научиться.

    Освоение новых технологий. Не стоит пренебрегать изучением использования компьютера, ссылаясь на возраст, к примеру.

    Умение решать проблемы, творческий подход к работе. По инструкции работать просто, каждый способен делать это. Но креативное мышление приносит куда лучшие результаты в продвижении по карьерной лестнице.

    Способность продавать свое время. Есть такая фраза: «знай себе цену». Ее можно отнести к умению ценить свое время, обговаривая заработную плату, не стесняйтесь повышать ее. Ваши знания и навыки стоят несколько больше, чем предлагает за них работодатель.

    Способность работать в команде. В описаниях многочисленных вакансий постоянно встречается эта фраза. Человек, готовый раскрыть свой потенциал, работая в команде, быстро преодолеет ступени карьерной лестницы.

    Применение своих знаний. Об этом написано выше, теория — дело хорошее, но без практики она не представляет никаких преимуществ для своего обладателя.

Какие умения необходимы женщине для жизни?

Все изложенное выше относится в основном к рабочим навыкам и умениям. Жизнь диктует свои правила, следовать им приходится вне зависимости от собственных желаний. О знаниях, навыках и умениях, необходимых для жизни, мы поговорим в данном подразделе.

Основной навык, необходимый женщине — умение хранить домашний очаг. Сюда входит приготовление вкусной пищи, воспитание детей и поддержание порядка. Кроме этого, она должна быть разносторонне развитой, помогать своему мужчине в тех или иных вопросах. За каждым успешным мужчиной всегда стоит сильная женщина — данную фразу слышали многие.

Мужские навыки

Список навыков человека представлен выше. Этот подраздел посвящен тому, чем должен обладать современный мужчина:

    Умение досконально разбираться в своей деятельности.

    Способность применять знания на практике.

    Умение прислушиваться к словам близких, друзей и коллег.

    Быть компетентным в бытовых вопросах.

Заключение

Мы разобрались со списком навыков и умений человека, необходимых современным личностям. Поговорили об их особенностях, о способах освоить определенные навыки. В статье рассказано о видах навыков и внимания.

Знания, умения и навыки — три основные составляющие, необходимые современному человеку для успешного продвижения по карьерной и лестнице и взаимодействия с окружающими людьми. Чем больше мы знаем и умеем, тем лучше для нас и ближних. Появляется возможность помочь окружающим, быть полезным родственникам, друзьям и просто нуждающимся в помощи.

Выполнение любой, даже несложной работы требует умения и сноровки. Они приходят с опытом и совершенствованием необходимых навыков. Различие между умениями и навыками отражает степень овладения конкретными действиями, необходимыми, чтобы справиться с поставленной задачей.

Определение

Умение – реализация способности осмысленно выполнять какую-либо работу, требующую теоретических знаний и практических навыков.

Навык – это сочетание стереотипных физических действий и мыслительных операций, которые выполняются в необходимой последовательности как часть определенного вида работы.

Сравнение

Навыки вырабатываются в результате многократного повторения последовательных операций, которые фиксируются в памяти на осязательном и мышечном уровне. Со временем их выполнение становится автоматическим и не требует дополнительной фиксации внимания.

Например, навыки чтения заключаются в способности распознавать языковые символы, вслух или молча воспроизводить состоящие из них слова, соединять минимальные фрагменты текста в предложения, фразы или высказывания и понимать смысл прочитанного. Обладающему такими навыками человеку не требуется каждый раз воспроизводить в памяти весь алфавит, вспоминать значение каждого слова и задумываться о правильном ударении. В его непосредственном опыте уже сложился алгоритм согласованных действий, связанных с техникой чтения.

Умение – более сложное понятие. Оно сочетает в себе возможность качественно, с максимальной эффективностью выполнять физическую, мыслительную, творческую работу и безошибочно находить для этого закрепленные личным или профессиональным опытом способы действия. Умение складывается из целого ряда приобретенных и усвоенных навыков.

Уметь читать – значит не только владеть техникой чтения, но и воспринимать сложные формы выражения авторской мысли, понимать метафорические образы и аллегории, интерпретировать содержание в соответствии с его идеей.

Если действие переходит в навык, оно становится не целью, а способом выполнения работы. Умение характеризует качество этого выполнения.

Выводы сайт

  1. Навык является закрепленным в сознании и автоматически выполняемым действием. Умение – это ряд выполняемых определенным способом действий, которые приводят к качественному результату работы.
  2. Навык приобретается при многократном повторении каких-либо операций. Умение формируется как устойчивое сочетание осознанной цели действий и применения необходимых для ее достижения навыков.
  3. Навык – начальная стадия овладения физическими упражнениями, трудовыми действиями и способами мышления. Умение – более высокий уровень выполнения действий, направленных на реализацию многоуровневых задач профессионального, интеллектуального или творческого плана.
  4. Приобретенный навык не требует концентрации внимания. Умение предполагает постоянное переключение внимания с одного вида выполняемых действий на другой.
  5. Навыки являются составной частью умений. Умение можно рассматривать как обобщенное понятие по отношению к навыкам.

Личность человека формируется на протяжении многих лет. В раннем возрасте ее формируют воспитатели, в школе - учителя, в вузе - преподаватели. И даже в пору зрелости личность не перестает развиваться благодаря профессиональной деятельности , а результатом такого развития являются приобретенные качества, знания, умения и навыки.

Видеть различия между этими понятиями необходимо любому успешному юристу - ведь зная и понимая их сущность можно менять свою личность в лучшую сторону и без чьей-либо помощи. К тому же, в наше время существует достаточно много методик, позволяющих работать с этими параметрами (например, «Дневник саморазвития »). Поэтому приведем базовые определения качеств, знаний, умений и навыков:

Качества - это стабильные внутренние особенности человека, характеризующие его как индивида при осуществлении деятельности.

Знания - это определенная научно достоверная информация о мире.

Умения - это способность делать что-то, основанное на знание и навыки.

Навыки - это действия, доведенные до автоматизма путем многократных повторений. Не зря восточные мудрецы утверждали, что навык приходит только после тысячи повторений одного и того же упражнений - это так и есть. Юрист становится мастером в выполнении какого-либо действия (формулирование условия договора, подготовка правового заключения, написание служебной записки и пр.) только тысячу раз повторив его.

Компетенция - способность применять качества, знания, умения и навыки в соответствии с принятыми стандартами деятельности.

Отметим, что качества - параметр с более стабильными характеристиками , чем навыки. Но и они могут быть изменены в ходе столкновения с жизнью, как сознательно, так и на бессознательном уровне. При этом навыки и умения могут перерасти в свойство характера. Не зря говорят, что «привычка - вторая натура». Поэтому мы говорим о качестве в широком смысле, как об общем термине, объединяющем все вышеуказанные.

Качества, необходимые для работы в юридических профессиях , были определены еще в советские времена. Однако их представление актуально и в наши дни. В целом их можно разделить на две большие группы: общие качества, такие как социальная зрелость, культура мышления , навыки публичных выступлений и профессиональные качества, связанные со знанием законодательства, науки юриспруденции , юридической техники .

На данный момент качества юриста, которым он должен соответствовать после окончания вуза, прописаны в нормативном документе - Стандарте образования бакалавра , где компетенции прямо разделены на



Вверх