Как и зачем Россия создаёт арктическую группировку войск. "Холодное" оружие. Чем Россия защищает свои военные интересы в Арктике

Со временем покорения Арктики минуло, без малого, сто лет. Для арктических исследователей прошлого, дело изучения Арктики, было делом, лишенным политической подоплеки. Для того, чтобы крупные государства обратили свое внимание на этот безжизненный ледяной регион, понадобилось несколько десятков лет и Холодная война. Именно с её началом интерес к Арктике, начал расти по экспоненте. Траектории баллистических ракет, направленных в сторону противника, на долгое время заменили в Арктике реальные границы, сделав дискуссию о международном разграничении региона невозможной.

Сейчас Арктика воспринимается мировым сообществом не как безжизненные ледяные просторы, представляющие ценность лишь для деятелей науки и военных. Арктика сейчас – это сокровищница, скрытая в ледяном саркофаге. И неудивительно, что в последнее время, многие страны, некоторые из которых весьма далеки от объекта своего вожделения, все глубже втягиваются в противостояние за обладание своим куском «ледяного пирога».

Арктические льды могут полностью растаять к 2030 году.Активное таяние арктического льда началось в 90-х годах прошлого века, а пик сокращения ледяного покрова пришелся на 2012 год. За этот период площадь арктических ледников уменьшилась в два раза и сейчас составляет 3,37 миллиона квадратных километров. Благодаря этому северный морской путь стал более доступным для грузоперевозок, что существенно увеличило трафик проходящих по нему судов. Прогнозируют, что уже к 2021 году грузовые перевозки по Северному морскому пути увеличатся в десять раз, с полутора миллионов тонн до пятнадцати миллионов тонн в год. И большую часть этого пути, контролирует Россия. А это в свою очередь новые порты, новая инфраструктура и иностранные капиталы, привлеченные в наши северные регионы прямой выгодой от сотрудничества с нашей страной. А ко всему прочему это и стремительное развитие наших северных территорий, превращение их из сырьевой периферии в реальные центры международной торговли. Все это вместе создаст условия лучшей жизни не только для бизнеса, но и для простых граждан. Кроме этого, только Россия обладает атомным ледокольным флотом, а стоимость (от $850 млн до $1 млрд) и время постройки (8-10 лет) ледоколов неатомного типа представляют объективные трудности в освоении Арктики другими странами, включая США.

А ведь прямые выгоды от увеличения судоходного трафика, это лишь верхушка арктического айсберга. Большую часть своих богатств Арктика скрывает под толщей льда и соленых вод Северного ледовитого океана. Уже сейчас началась нешуточная гонка за право обладания запасами углеводородов покоящихся на дне океана. Одни только запасы Охотского моря, в марте этого года, полностью переданного под юрисдикцию Российской Федерации, могут достигать трех миллиардов баррелей.

В сентябре этого года, компания «Роснефть» открыла новое месторождение сверхлегкой нефти, запасы которого, по словам ученых, сопоставимы со всей ресурсной базой Саудовской Аравии. И когда в августе компания запускала на платформе WestAlphaразведывательное бурение, мало кто верил в успешный результат. Сейчас это месторождение носит имя «Победа».

Но, как и любую победу, эту, арктическую «Победу», тоже необходимо защищать. Ведь благодаря спорной политике наших западных партнеров и торжеству ценностей демократии по всей планете, мир вновь вернулся к пресловутой парадигме «Права сильного». И значит, Россия должна напомнить всем, кто желает претендовать на наши земли в Арктике, что наша страна не так слаба, как некоторым хотелось бы. Исходя их этих, сугубо оборонительных, соображений, Россия сейчас, наряду с экономическим, наращивает и свое военное присутствие в Арктике.

Для защиты национальных интересов России в Арктике по указанию министра обороны Сергея Шойгу Генштаб разворачивает за Полярным кругом полноценную войсковую группировку и создает там военную инфраструктуру.В марте и апреле в арктических широтах были проведены две десантные высадки частей ВДВ. 14 марта на Новосибирских островах высадился батальон из 350 человек - это первые арктические учения такого масштаба в мире, заявлял командующий ВДВ генерал-полковник Владимир Шаманов. Через месяц свыше 50 десантников на парашютах спустились на дрейфующие льды Северного Ледовитого океана рядом с Землей Франца-Иосифа. Парашютно-десантная операция такого рода - первая в истории освоения Арктики.

Не случайно в рамках наращивания военного присутствия ведутся работы по восстановлению заброшенных советских аэродромов и причалов на Земле Франца-Иосифа и Новосибирских островах. Щитом России в Арктике призваны стать авиация и флот. Сухопутные войска будут относительно небольшими по численности, преимущественно несколькими бригадами, подготовленными для действий в экстремальных арктических условиях. Главком Сухопутных войск генерал-полковник Александр Постников отмечал, что первая бригада будет создана не ранее 2015 года, когда армия примет на вооружение специальную технику, «отвечающую всем требованиям».

Арктика для России это залог успеха в будущем страны. Оставить этот регион на милость других претендентов, можно расценивать как преступление не только против государства, но и будущего всего российского народа. И если в Советском Союзе, Арктика была в первую очередь рубежом обороны, то в наше время ей уготована роль моста, который свяжет экономическими узами Европу, Азию и Америку. И благодаря своевременной и умелой политике наших властей, контроль над этим мостом, будет в руках нашей страны.


РОССИЯ И АРКТИКА. НОВОСТИ 2015

RUSSIA AND THE ARCTIC. NEW 2015

В 2015 году Северный флот (СФ) продолжит активную деятельность по решению задач в Арктической зоне ответственности.
Командующий Северным флотом адмирал Владимир Королёв при постановке задач подчиненным силам подчеркнул, что «приоритетным направлением деятельности объединенного стратегического командования Северный флот в 2015 году станет защита государственных интересов России в Арктике».
Владимир Королёв также отметил, что «у Северного флота накоплен громадный опыт деятельности в Арктике - это и применение подводных сил в арктическом бассейне, и деятельность надводных сил по обеспечению безопасности в районах главной арктической транспортной магистрали России - Северного морского пути, а также в области проведения спасательных операций и обеспечения экологической безопасности в арктической зоне».
В связи с этим Объединенное стратегическое командование планирует походы отрядов кораблей по северным морям, проведение комплекса мероприятий по слаживанию подразделений, размещенных на арктических островах.
В Арктической зоне спланировано проведение учений по обеспечению безопасности прибрежных и островных территорий России, а также мероприятий учебно-боевой подготовки спасательной направленности.
В 2014 году Северный флот уверенно закрепил свои позиции в данном стратегически важном районе Мирового океана и разместил ряд подразделений на арктических островах, которые начали выполнять задачи в Арктике на постоянной основе.
Наряду с освоением Арктики Северный флот продолжит выполнять задачи по защите экономических и политических интересов Российской Федерации в других районах Мирового океана, в том числе в Атлантике и Средиземном море.
Пресс-служба Северного флота

Три года назад было создано Объединённое стратегическое командование (ОСК) «Север» со штабом в Североморске. Главной задачей формирования является защита экономических интересов России в Арктическом регионе - от Мурманска до Анадыря. Минобороны РФ сосредоточило усилия на обновлении корабельной группировки, восстановлении сети военных аэродромов и усилении войск ПВО. Результаты и перспективы развития ОСК «Север» - в материале RT.

  • Бойцы 80-й отдельной мотострелковой бригады
  • Пресс-служба Минобороны РФ

Три года назад, 1 декабря 2014 года, было создано Объединённое стратегическое командование (ОСК) «Север».

Президент России Владимир Путин в апреле 2014 года поручил Минобороны создать в Арктике единую систему базирования надводных кораблей и подлодок нового поколения, укрепить границу, а также образовать новый государственный орган для реализации политики РФ в этом стратегически важном регионе.

Помимо корабельной группировки в новую структуру были включены части морской авиации, сухопутных сил, ВКС и ПВО. В СМИ ОСК «Север» принято называть арктической группировкой. С апреля 2016 года командует ОСК «Север» и Северным флотом вице-адмирал Николай Евменов.

Президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук Константин Сивков пояснил RT, что ОСК было сформировано на базе Северного флота и сил нескольких военных округов. Территория, за которую несёт ответственность «Север», простирается от Мурманска до Анадыря. Штаб ОСК находится в Североморске — там же, где и штаб Северного флота.

  • Командующий Северным флотом и ОСК «Север» Николай Евменов
  • РИА Новости

По словам Сивкова, специфика «Севера» заключается в том, что он де-факто осуществляет государственную политику по освоению Заполярья. Цель арктической группировки — надёжная защита природных богатств этого региона и обеспечение безопасности Северного морского пути (СМП).

Военное присутствие

До конца 2018 года вблизи Мурманска должно завершиться строительство радиолокационной станции «Воронеж», которая заменит советскую РЛС «Днепр». Новая станция станет северным форпостом национальной системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН).

Одним из вызовов для «Севера» является грядущее усиление в регионе боевой авиации стран— членов НАТО. До 2024 года норвежские ВВС полностью завершат перевооружение на истребители пятого поколения F-35. В общей сложности Осло получит 52 самолёта, которые по ударным возможностям будут превосходить F-16.

Канада способна развернуть в Арктике более 70 истребителей F-18 и планирует пополнить эскадрильи беспилотными аппаратами. США намерены после 2020 года обновить авиапарк 11-й воздушной армии, дислоцированной на Аляске. Все F-16 на базе Эйельсон будут заменены на F-35.

В планах России — восстановить к 2020 году 13 военных аэродромов, которые использовались в советский период. В ближайшее время должны завершиться работы по реконструкции и последующей модернизации 10 объектов. Все аэродромы расположены за полярным кругом.

На аэродромах разместятся бомбардировщики Су-24, истребители-бомбардировщики Су-34, штурмовики Су-25, истребители-перехватчики МиГ-31, вертолёты различного типа. Ожидается, что восстановленными взлётно-посадочными полосами будут пользоваться для дозаправки стратегические бомбардировщики Ту-22, Ту-95 и Ту-160.

Прикрытием авиации и защитой неба над просторами Арктики займётся , которая будет развёрнута в 2018 году на архипелаге Новая Земля, в посёлках Тикси и Диксон. К 2019 году Минобороны РФ рассчитывает завершить формирование щита противовоздушной обороны от Новой Земли до Чукотки.

Активное освоение Заполярья начали с уборки мусора, накопившегося ещё в советское время. Основную часть отходов в Арктике составляют 200-литровые бочки из-под нефтепродуктов. Экологические взводы Северного флота прессуют цистерны, погружают их в транспортные контейнеры и отправляют на материк для утилизации. За три года свыше 10 тыс. тонн металлолома.

В течение 2017 года запланировано вывезти с бывших советских баз и передать на утилизацию около 600 тонн металлолома. На данный момент уборка мусора осуществляется на островах Кильдин и Котельный, где в скором времени должна разместиться 99-я тактическая бригада Северного флота.

Титаны флота

«Север» располагает самой многочисленной и мощной корабельной группировкой. Северный флот насчитывает 41 подводную лодку и 38 надводных кораблей, включая тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». В состав СФ входят 8 субмарин с баллистическими ракетами.

Северный флот обладает самой большой подлодкой в мире — крейсером «Дмитрий Донской» проекта 941 «Акула». Длина атомохода — 172 м, ширина — 23,3 м, осадка в надводном положении — около 11 м, подводное водоизмещение — 49,8 тыс. тонн.

  • Подводная лодка «Дмитрий Донской»
  • РИА Новости

«Дмитрий Донской» был спроектирован и построен в 1980 году для вооружения 20 баллистическими ракетами Р-39, но с 2002 года субмарина участвует в испытаниях баллистических ракет «Булава». Подлодку планируется сохранить в составе Северного флота как минимум до 2020 года.

В 1980-е годы конструкторское бюро «Рубин» начало разрабатывать атомные подводные лодки проекта 955 «Борей», которые должны прийти на смену «Акулам». Первый крейсер — «Юрий Долгорукий» — СФ получил в 2013 году. Вторым атомоходом проекта 955 стал «Князь Владимир», который 17 ноября 2017 года.

До 2020 года Северный флот должен пополниться двумя крейсерами «Князь Олег» и «Князь Пожарский». «Бореи» отличаются улучшенной бесшумностью и манёвренностью хода по сравнению с проектами третьего поколения. Субмарина вооружена 16 баллистическими ракетами «Булава», а также торпедами и крылатыми ракетами «Калибр» и «Оникс».

В декабре 2017 года Северному флоту планируется передать большой десантный корабль (БДК) «Иван Грен» проекта 11711. Корабль предназначен для перевозки и десантирования усиленного батальона морской пехоты. Он может совершать 30-дневные рейды дальностью до 3500 миль, перевозить до 200 морских пехотинцев, 36 бронетранспортёров или 13 танков.

  • Большой десантный корабль «Иван Грен»
  • РИА Новости

Водоизмещение «Ивана Грена» — 5 тыс. тонн, экипаж — 100 человек. БДК способен обеспечивать неконтактную выгрузку десанта и техники на необорудованное побережье с помощью понтонов.

Корабль будет вооружён двумя системами залпового огня «Град-М», 76-мм артиллерийской установкой и АК-176М, а также двумя 30-мм шестиствольными автоматическими орудиями АК-630. На борту может базироваться два транспортно-десантных вертолёта Ка-29.

До конца 2017 года Северному флоту планируется передать ракетный фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков». Это будет головной корабль проекта 22350. 29 сентября 2017 года Северный флот начал финальный этап испытаний.

Длина фрегата — 135 м, ширина — 16 м, осадка — 4,5 м, водоизмещение — 4,5 тыс. тонн. Фрегат может совершать автономное плавание длительностью до 30 суток и дальностью до 4,5 тыс. миль. Экипаж корабля — от 180 до 210 человек.

На вооружении фрегата будут стоять 130-мм орудие А-192 «Армат», два зенитно-артиллерийских комплекса «Палаш», а также комплекс «Полимент-Редут». «Адмирал Горшков» может нести до 16 противокорабельных ракет «Оникс» или крылатых ракет «Калибр-НК». На палубе «Адмирала Горшкова» располагается площадка противолодочного вертолёта Ка-27ПЛ. В 2018 году Северному флоту планируется передать второй корабль проекта 22350 — «Адмирал Касатонов».

Стратегически важный регион

В на 2018—2027 годы основной упор сделан на сухопутные войска и ядерные силы. Доля флота в финансировании Вооружённых сил будет урезана. Однако основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев не считает, что это кардинальным образом повлияет на программу военного освоения Арктического региона.

«У России уже есть материально-технический задел для освоения Арктики и укрепления своих северных рубежей. В дальнейшем будет постепенное наращивание количественных показателей техники и вооружений всех родов войск — не только флота, но и ПВО и сухопутной составляющей ОСК», — сказал в беседе с RT Корнев.

Эксперт полагает, что ключевой задачей ОСК «Север» является охрана природных ресурсов Заполярья. По разным оценкам, в регионе сконцентрировано до 25% мировых запасов углеводородов. Первая партия арктической нефти сорта ARCO (Arctic oil) была отгружена в апреле 2014 года, а в сентябре 2014 года на нефтяной платформе «Приразломная» был добыт миллионный баррель нефти.

«В интересах Главного управления глубоководных исследований Минобороны идёт строительство атомных глубоководных станций и системы автономных эхолотов и гидролокаторов. Разумеется, экономически важный регион должен быть под надёжной охраной, поэтому и подчёркивается особая роль ОСК в защите Арктики, тем более что некоторые территории региона являются спорными и на них претендуют скандинавские страны, США и Канада», — отметил Корнев.

РОССИЙСКАЯ АРМИЯ ВОЗВРАЩАЕТСЯ В АРКТИКУ

В Арктике в последнее время появляется все больше солдат. Канада, Россия, Соединенные Штаты, Норвегия и Дания надеются на освоение огромных запасов нефти и природного газа под тающими льдами и намерены защищать свою часть полезных ископаемых от чужих загребущих рук.

Об этом было прямо заявлено на состоявшемся недавно «круглом столе» «Арктика и интересы национальной безопасности России». Его участники в присутствии журналистов обсуждали среди прочего, насколько реальны угрозы безопасности для нашей страны на ее северных рубежах. Вроде бы с той стороны никто на нас никогда не нападал, но теперь ситуация меняется. Тают арктические льды, а под ними уже разведано большое количество углеводородов, которые привлекают к региону всеобщее внимание. На этом фоне было бы неплохо восстановить там наше военное присутствие, свернутое пару десятилетий назад. Чтобы и за себя постоять, и за наши энергоносители.

Глава Минобороны Сергей Шойгу в соответствии с указаниями президента Владимира Путина вплотную занялся этой проблемой: Генштаб уже докладывает о первых успехах в развертывании частей и подразделений, а также о создании за Северным полярным кругом.

При этом очевидно, что такие задачи потребуют больших затрат. Нужно восстановить брошенные несколько десятилетий назад военные аэродромы, построить военные городки и создавать береговую инфраструктуру вдоль Северного морского пути.

Восстановление аэродромов , Нарьян-Мар, Алыкель, Амаерма, Нагурская, Анадырь и Рогачево, а также ряда других влетит в немалую копеечку, поскольку ремонтные работы обходятся в условиях Заполярья раз в пять дороже, чем где-нибудь в средней полосе России.

Впрочем, есть надежда, что затраты в будущем себя оправдают. Те же аэродромы и базы послужат не только военным, но и могут быть использованы научными организациями, торговым флотом, рыбаками и МЧС. А постоянное патрулирование ледоколов в перспективе обеспечит регулярную навигацию для российских и иностранных судов по Северному морскому пути.


Однако когда начнется интенсивное движение, встанет вопрос защиты границ. Причем не в одной безопасности дело. Мощным стимулом для восстановления военной инфраструктуры являются и экономические интересы. По данным ООН, разведанные запасы арктической нефти составляют 100 млрд. кубометров, газа - 50 трлн. Наши оценки еще выше. Глава «Роснефти» Игорь Сечин говорит, что запасы газа на континентальном шельфе РФ превышают 80 триллионов кубометров. Все это стоит весьма немало...

Правда, ложкой дегтя в этой большой бочке арктического меда пока является то, что стоимость добычи углеводородов в тех широтах очень высока. «Если представить, что добыча ведется уже сейчас, то при нынешних ценах эти нефть и газ невозможно продать с прибылью. Именно по этой причине разработку Штокмановского месторождения отложили в долгий ящик», - говорит эксперт Михаил Кругихин. К тому же сроки реализации проектов на континентальном шельфе составляют 8-10 лет, и никто не знает, какие цены на углеводороды сложатся к тому времени.

Но все равно готовиться к активной разработке полезных ископаемых в нужно. «Россия должна располагать в Арктическом регионе всеми возможностями для защиты своих экономических интересов и обеспечения национальной безопасности», - заявил на том же «круглом столе» первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Николай Федоряк.


Он напомнил, что в 90-х годах от нашей арктической группировки вооруженных сил не осталось практически ничего. «Подразделения и части, истребительная авиация были расформированы, аэродромы заброшены. От Мурманска до не было практически ни одной боевой единицы. Радиолокационное поле, истребительное авиационное и зенитно-ракетное прикрытие прекратили существование. Наши арктические земли остались без охраны и обороны» сказал он.

Доведение российской группировки до уровня, обеспечивающего отражение существующих и будущих угроз, будет сложным, длительным и дорогостоящим процессом. «От начала поставок кораблей, самолетов, радиотехнических средств до достижения боеготовности подразделений проходит от трех до пяти лет, - отметил Федоряк. - В условиях, когда конкуренты превосходят Россию по экономическим возможностям, наш выход - работать на опережение», - заключил он.

Таким образом, за последние сто лет наша страна третий раз пытается создать систему обороны северных рубежей. Первый раз оборонялись от германцев, второй г- от американцев. Сейчас опасность может прийти с совершенно неожиданной стороны. И нужно быть готовым к возможным неприятностям.


Именно поэтому с 16 по 21 марта 2015 года прошла внезапная проверка боеготовности Северного флота и недавно образованного на его базе Объединенного стратегического командования (ОСК) «Север»; В военных учениях поначалу приняли участие 38 тысяч военных, около 4000 единиц военной техники, свыше 55 боевых кораблей и подлодок, 100 самолетов и вертолетов. К середине недели количество военнослужащих и боевой техники фактически удвоилось, потому как к «битве за Арктику» подключились соединения из других округов.

Например, разведывательные подразделения Ивановского соединения Воздушно-десантных войск были впервые десантированы в районе архипелагов Новая Земля и Земля Франца-Иосифа . В их переброске, по сообщению пресс-службы Министерства обороны, было задействовано более десятка тяжелых военно-транспортных самолетов Ил-76. Военно-воздушные силы, в свою очередь, за это время перебросили на запасные аэродромы - поближе к Северному Ледовитому океану - из других районов страны почти сотню ударных самолетов и вертолетов.


Расстояние переброски - от 400до 4000 километров от места постоянного базирования. Российская ударная авиация в условиях Арктики успешно отработала все поставленные задачи, начиная от уничтожения на земле колонн условного противника, заканчивая воздушными боями с «вражескими» крылатыми ракетами.

Северный флот, в свою очередь, успешно уничтожил несколько «вражеских» военно-морских группировок в акватории Баренцева моря, высадил десант на необорудованное побережье, а недавно образованная в его структуре первая отдельная арктическая мотострелковая бригада «прикрыла» от нежелательного проникновения сухопутную границу Российской Федерации на северном направлении.


Учения подобного размаха, при котором задействовались даже военнослужащие с юга России (бригада специального назначения ЮВО), в Арктике не проводились даже в советские времена. Проведение подобных маневров сейчас российское Министерство обороны объясняет необходимостью «проверить в деле» новое Объединенное стратегическое командование.

Эти учения должны были показать силу нашей страны в условиях обострения отношений между Западом и Российской Федерацией. «Арктика - это регион, откуда в перспективе может быть материализован целый ряд военных угроз, которые создаются там странами НАТО. Поэтому нам надо быть готовыми к быстрому их парированию» сказал по этому поводу главный редактор журнала «Национальная оборона», член Общественного совета при Минобороны Игорь Коротченко.


Между тем война в Арктике может быть совсем не такой, какой ее j себе представляли 15-20 лет назад. И связано это с меняющимся местом этого макрорегиона в мировой политике и экономике.

Первый раз Россия в лице Советского Союза с фашистской Германией по времена Великой Отечественной войны. Эго была война за территорию и ресурсы, которые через нее проходили, потому как арктические конвои считались самым быстрым способом доставить союзническую помощь в СССР. Но и самым опасным. Не менее 15% всех грузов оказывались на дне из-за атак на транспорты представителей кригсмарине и люфтваффе. Поэтому в северо-западной части Советского Заполярья в 1941-1944годах развернулась, как мы уже говорили, жестокая схватка между советскими и германскими моряками.

Во второй раз российская часть Арктики стала театром военных действий во времена холодной войны между СССР и США. Полет через Северный полюс считался наиболее эффективной траекторией движения межконтинентальных баллистических ракет шахтного (на суше) базирования для обеих стран.


Кроме того, у советских берегов постоянно дежурили атомные американские субмарины, также вооруженные ядерным оружием. Один раз дело дошло даже до прямого, правда, случайного столкновения.

Это случилось 11 февраля 1992 года. Американская атомная подводная лодка типа «Лос-Анджелес», вооруженная крылатыми ракетами «Томагавк», в тот день занималась сбором разведывательных данных о деятельности ВМФ СССР в районе . Причем делала она это в территориальных водах нашей страны. В это время, вернувшись из похода, из глубины на поверхность в этом месте начала всплывать советская АПЛ К-276 под командованием капитана 2-ого ранга Игоря Локтя.

По стечению обстоятельств К-276 ударила американскую лодку передней частью боевой рубки в прочный корпус, от чего в нем образовалось несколько пробоин. Субмарина все же смогла самостоятельно дойти до своей базы, но вскоре была списана из боевого состава ВМС США, поскольку ремонту уже не подлежала. К-276 ремонт потребовался, но сейчас эта лодка под названием «Кострома» продолжает нести службу.


К сожалению, и ныне субмарины США по-прежнему несут боевое дежурство в северных морях, осуществляют здесь разведку. Вспомним хотя бы случай в августе 2014 года, когда российские моряки обнаружили в акватории Баренцева моря американскую подводную лодку типа «Вирджиния». Субмарину шуганули, но, очевидно, она была и будет не единственным «непрошеным гостем» у российского арктического побережья.

По решению президента России Владимира Путина на базе Объединенного стратегического командования Северного флота создано Объединенное стратегическое командование «Север», которое сейчас приобретает черты нового военного округа. В Заполярье началось интенсивное восстановление разрушенной в постсоветское время военной инфраструктуры и создание новой.

Это не только военные аэродромы. Растет и инфраструктура для личного состава. В 2014 году, например, Спецстрой ввел в эксплуатацию блочно-модульные здания для военнослужащих на Земле Александры, острове Врангеля и на мысе Шмидта.


В декабре того же 2014 года сформирована отдельная арктическая мотострелковая бригада Северного флота, дислоцированная в поселке Алакургти Мурманской области. Вторая арктическая бригада в 2015 году размещается в Ямало-Ненецком автономном округе.

А Дальневосточное высшее военное командное училище с 2013 года начало готовить к службе в Заполярье молодых офицеров. Курсанты училища по спецпрограмме проходят лыжную подготовку, учатся прыгать с парашютом в северных широтах, управлять снегоходами и другой спецтехникой, выживать в экстремальных условиях, ночевать в снегу и строить времянки из снега и льда.

В 2015 году, по словам начальника российского Генштаба Валерия Герасимова, начнет работу специальный центр для подготовки военных, проходящих службу в Арктике, Одна из главных составляющих этой подготовки-умение обращаться с новой техникой. Российские ученые и инженеры предлагают военным новые разработки, приспособленные к условиям Заполярья.


«Все корабли и самолеты, которые мы сейчас создаем, будут адаптированы к арктическим условиям. Например, разрабатываем систему посадки самолетов, которая будет давать точность около метра. Если будут отработаны автоматические заходы на посадку, то мы многие вопросы преодолеем», - цитирует ТАСС начальника Морской авиации ВМФ РФ генерал-майора Игоря Кожина.

«Объединенная приборостроительная корпорация» (ОПК) разрабатывает универсальные комплексы связи шестого поколения, которые смогут устойчиво работать на Крайнем Севере. Они не только должны обеспечивать надежную связь в условиях постановки помех, но и призваны обеспечить ее скрытность.

На вооружение начали поступать радиолокационные станции (РЛС) «Подсолнух». Об этом сообщило ТАСС со ссылкой на генерального директора ОАО «РТИ» Сергея Боева (он с 2012 года является генеральным конструктором национальной системы предупреждения о ракетном нападении).

Это одна из самых малоизвестных отечественных военных разработок. Она была создана уже в нынешнем веке Научно-исследовательским институтом дальней радиосвязи (входит в РТИ) для непрерывного круглосуточного контроля надводной и воздушной обстановки в пределах 200-мильной экономической зоны России. Однако на самом деле «Подсолнух» может также «заглянуть» за радиогоризонт и «поймать» морской надводный или воздушный объект на расстоянии до 450 километров. Экспортные варианты станции могут одновременно сопровождать до 300 морских и 100 воздушных объектов одновременно и выдавать целеуказания на поражение.


Причем предусматривается создание специального варианта конструкции для работы в Арктике. И дело не только в том, что аппаратуру РЛС надо будет более тщательно защитить от мороза. В Заполярье возмущенная ионосфера, которая сильно влияет на распространение радиоволн. Плюс за счет ледовой шапки поверхностная радиоволна преломляется и отражается так, что не всегда можно традиционными методами понять, что перед вами: , корабль или что-то другое, пояснил заместитель гендиректора РТИ Игорь Бевзюк.

Военным, проходящим службу в Заполярье, также начали поступать бронетранспортеры БТР-82АМ (их огневая мощь почти вдвое превосходит традиционный БТР-80) и снегоходы «Буран» с отапливаемой кабиной. Заправляется арктическая бронетехника специальным дизельным топливом и маслом, что, по словам замминистра обороны генерала армии Дмитрия Булгакова, позволяет без каких-либо дополнительных приспособлений запускать двигатели в 60-градусный мороз.

Булгаков также заверил журналистов, что до конца года все военнослужащие, служба которых проходит на территории Арктики будут обеспечены специальной формой одежды, способной выдерживать температуры до -57 °С.


Помимо этого, Военно-медицинской академией разработаны нормы арктического рационного питания для военных, проходящих службу на Крайнем Севере. Не исключено, что в них войдут и продукты питания, приготовленные из местного сырья. Например, появились информация, что специалисты норильского филиала НИИ сельского хозяйства Крайнего Севера разработали технологию приготовления «арктических» макарон. Один рецепт - для вегетарианцев - с добавлением рябины и кипрея. Другой - с перемолотым мясом северного оленя. «Диетическое мясо северного оленя уникально и по усвояемости превосходит все виды мясной продукции», - утверждает заместитель директора НИИ Андрей Кайзер.

Очевидно, что Арктика, так же как и , прочно стала в центр внимания российского военного ведомства. Тем не менее мы не собираемся заниматься милитаризацией Арктики. Наши действия в этом регионе носят сдержанный и разумный по масштабам характер, необходимый д ля обеспечения обороноспособности России. Так сказал в конце 2014 года на расширенном заседании коллегии Минобороны РФ президент России Владимир Путин.

Между тем обстановка в Арктике все усложняется. Продолжают барражировать в Северном Ледовитом океане атомные субмарины с ядерным оружием на борту. Обостряется, несмотря на мировой финансовый кризис, и спор за арктические месторождения нефти и газа. Да, часть проектов, особенно по нефти, отложена. Но совсем отказываться никто не хочет. Между тем львиная доля арктического газа и 40 % арктической нефти находятся на берегах или у берегов России. И наша страна будет защищать эти ресурсы всеми имеющимися у нее средствами.


Кроме того, российская Арктика - это опять-таки еще и Северный морской путь. По кратчайшей морской дороге между Европой и Юго-Восточной Азией уже через 10- 15 лет любое судно сможет прейти летом без сопровождения ледокола. И от того, как наша страна к этому времени сможет регулировать движение по этой международной дороге, зависит не только порядок и чистота у российских арктических берегов, но и пополнение государственной казны.

По мере повышения интенсивности движения нарастает и риск аварий. Что означает крушение танкера с нефтью во льдах Заполярья, объяснять, думаю, никому не нужно. Однако США и ряд его союзников настаивают на том, чтобы движение кораблей и судов по Севморпути осуществлялось без всякого контроля со стороны России.

Да и Китай прозрачно намекает на то, что для его судов должны быть созданы «особые условия» при их прохождении через Северный Ледовитый океан. Более того, для сопровождения своих торговых судов китайцы начали проектировать военные корабли, конструкция которых позволит им двигаться во льдах без помощи российских ледоколов. А это значит, что со временем и КНР, при всех нынешних хороших отношениях с Россией, может в качестве аргумента опереться на свою военную силу.

Поэтому очевидно, что нынешние военные учения в Арктике - далеко не последние. Российские военные вернулись в всерьез и надолго. Как говаривали в свое время поморы, земляки Ломоносова: «Нам чужого не надо. Но и своего мы не упустим»...


Армия и флот России возвращаются на арктические рубежи

Во времена холодной войны, когда для бомбардировщиков единственный путь в Америку лежал через Северный полюс, Советский Союз построил множество военных баз и аэродромов на побережье и островах Арктики. После распада СССР большая часть таких объектов была заброшена. Казалось, будет вечный мир и нечего тратить деньги. Армия ушла с Севера, тогдашнее правительство даже не рассматривало возможность развития северных городов – и денег не хватало, и желание отсутствовало.

За прошедшие годы в Арктике были найдены большие месторождения нефти (до 30 процентов мировых запасов) и газа (до 13 процентов), алмазов, платины, золота, олова, марганца, никеля, свинца. По некоторым оценкам, общая стоимость полезных ископаемых в арктической зоне России может достигать 30 триллионов долларов. Вообще Арктика дает 11 процентов национального дохода России. Изменяющиеся климатические условия облегчают доступ к разработке и добыче полезных ископаемых. Потепление делает возможным более широкое использование Северного морского пути для транспортировки товаров между Европой и Азией, и то, что имеющий огромные перспективы СМП находится под контролем России, сильно не нравится некоторым западным странам.

Время стратегических решений

Арктические территории с 1982 года регулируются Конвенцией ООН по морскому праву. Статья 76 этой конвенции гласит, что государства, имеющие выход к Северному Ледовитому океану, могут объявить своей исключительной экономической зоной территорию в 200 морских миль от берега. А если страна сумеет доказать, что шельф является продолжением ее сухопутной территории, то вправе получить еще 150 морских миль. Пока купол планеты был покрыт льдами, эти вопросы мало кого интересовали, но арктический панцирь начал уменьшаться и ситуация изменилась.

Недавно открытый маленький (менее 500 квадратных метров) остров Яя дал стране 452 квадратные мили исключительной экономической зоны

Добывать газ и нефть на шельфе стало проще, и страны, как приполярные, так и весьма далекие от здешних мест, вроде Индии или Китая, начали продвигать свои интересы в регионе. Чаще стали звучать призывы к России делиться акваторией и ее ресурсами, сделать проход по Северному морскому пути свободным. И руководству страны пришлось браться за отстаивание наших интересов.

При реформировании армии были созданы новые военные округа. На Западный со штабом в Санкт-Петербурге легла ответственность за европейскую часть страны, включая Заполярье. Азиатская часть Арктики находится в ответственности Восточного военного округа. К 2014 году стало ясно, что размеры ЗВО несколько велики. После возвращения Крыма в состав России началась по сути вторая холодная война. Задачи ЗВО существенно изменились. Высшим военно-политическим руководством было принято решение о разделении Западного округа на два. СФ был выведен из состава ЗВО и с 1 декабря 2014 года трансформировался в объединенное стратегическое командование «Север». Теперь за оборону российского сектора Арктики с северо-западного и северного направлений отвечает это вновь созданное командование. Оборона же северо-восточного направления осталась в зоне ответственности ВВО.

Наверное, стоило бы все арктическое побережье передать в зону ответственности нового командования, но тогда в его состав пришлось бы включить и Камчатско-Чукотскую группировку. Но после таких изменений от Тихоокеанского флота осталась бы одна приморская флотилия во Владивостоке, а подводные силы ТОФ на Камчатке оказались бы в двойном подчинении. К тому же управлять частями по всей Арктике из Североморска трудновато – все-таки восемь часовых поясов. Потому ОСК «Север» отвечает за оборону сектора от границы с Норвегией и до острова Врангеля, а далее идет сфера ответственности Тихоокеанского флота. Рассмотрим поподробнее наши арктические силы.

В настоящее время Северный флот включает следующие основные части и соединения.

Подводные силы СФ – это прежде всего четыре дивизии подводных лодок: 7-я в Видяеве, 11-я в Заозерске, 24 и 31-я в Гаджиеве. Основным ударным надводным соединением флота является 43-я дивизия ракетных кораблей в Североморске.

Кольская флотилия разнородных сил имеет в составе бригады: 7-ю надводных, 14-ю противолодочных и 121-ю десантных кораблей, 161-ю подводных лодок, 536-ю береговую ракетную.

В Северодвинске базируются подразделения Беломорской военно-морской базы. Это бригады ремонтирующихся кораблей (16-я) и строящихся и ремонтирующихся подводных лодок (336-я), а также 43-й дивизион кораблей ОВР.

Всего на вооружении СФ находятся 24 АПЛ (из которых семь с баллистическими и четыре с крылатыми ракетами на борту) и шесть дизельных. Надводные силы представлены гигантами советской эры: ТАРК «Петр Великий» и «Адмирал Нахимов», ракетный крейсер «Маршал Устинов», авианесущий «Адмирал Кузнецов», эсминец «Ушаков». Большие противолодочные корабли «Адмирал Чабаненко», «Адмирал Левченко», «Североморск», «Вице-адмирал Кулаков» и «Адмирал Харламов». Первый крупный корабль российской постройки – фрегат «Адмирал Горшков» еще проходит испытания. Также есть шесть малых противолодочных и три МРК, девять тральщиков и четыре десантных корабля.




В состав частей боевого и тылового обеспечения входят подразделения разведки, радиоэлектронной борьбы, связи и наблюдения.

Тыл флота включает центр МТО, отряд судов обеспечения, аварийно-спасательную службу и другие части, в том числе гидрографическую.
Поскольку военному округу полагается армия ВВС и ПВО, такая была создана под номером 45 в 2015 году. В ее состав вошли как части морской авиации, так и подразделения бывшего 1-го командования ВВС и ПВО ЗВО. В настоящее время она располагает 279 и 100-м корабельными истребительными полками с Су-33 и МиГ-29КР соответственно. В составе 7050-й авиабазы (Ил-38, Ту-142МК, Ка-27) имеются две противолодочные, одна спасательная и две вертолетные эскадрильи. В 98-й смешанный авиаполк в Мончегорске входят эскадрильи бомбардировщиков Су-24М, разведчиков Су-24МР и истребителей МиГ-31. На Кольском полуострове, в Северодвинске и на Новой Земле развернуты подразделения 1-й дивизии ПВО. Она прямой наследник знаменитой 10-й армии ПВО, прикрывавшей север страны и Москву от возможных ударов авиации противника.

Но ОСК – это не только корабли и самолеты, а еще и подразделения береговых и Сухопутных войск. В составе Северного флота уже были 61-я бригада морской пехоты и 200-я мотострелковая, дислоцированные вблизи города Печенга. Они представляют собой стандартные части. В 2014 году обнародованы планы создания двух специальных арктических мотострелковых бригад. Первой стала 80-я, созданная в 2015-м в Алакурти. Вторая планировалась к формированию в 2016 году на Ямале. Однако на данный момент информации о тендерах на постройку военного городка на этом полуострове не поступало.

Скорее всего МО ждет результатов отработки первой, во многом еще экспериментальной бригады. Она получает на вооружение специальную арктическую технику высокой проходимости, в частности двухзвенные вездеходы, снегоходы и так далее. Бойцы вовсю осваивают как арктические методы выживания малых народов, так и экзотический транспорт – оленей, изучают способы ведения боевых действий в Арктике.

В 2014–2015 годах на Котельном (Новосибирские острова) была развернута 99-я тактическая группа. В ее состав вошли зенитный ракетно-артиллерийский дивизион с ЗРК «Панцирь-С1» и береговой ракетный дивизион с БРК «Рубеж», подразделения управления, связи и тылового обеспечения. Скорее всего на этом примере идет отработка перспективных тактических групп, которые в будущем планируется размещать на островах.

На Камчатке и Чукотке находятся подразделения объединенного командования войск и сил на северо-востоке России (ОКВС). Группировка включает бригады: 114-ю надводных кораблей, 40-ю морской пехоты, 520-ю береговую ракетную, а также 53-ю дивизию ПВО, 7060-ю авиабазу, части боевого и тылового обеспечения. Помимо этого, на Камчатке дислоцируются подводные силы ТОФ в составе 10 и 25-й дивизий подводных лодок. На вооружении группировки 15 АПЛ (шесть с баллистическими и пять с крылатыми ракетами), два малых противолодочных корабля, четыре МРК, три тральщика.

Стирая белые пятна

За последние годы резко активизированы исследования Северного Ледовитого океана как для получения гидрографической и океанографической информации, так и военного профиля.

К деятельности в интересах народного хозяйства стало привлекаться ранее сверхсекретное ведомство ГУГИ. Так, в экспедиции «Арктика-2012» в подводных буровых работах на хребтах Ломоносова и Менделеева принимала участие подлодка, известная как «Лошарик». Работы проводились с целью расширения границ континентального шельфа России и соответственно увеличения ее экономической зоны. Однако пока комиссия ООН по морскому праву решения не приняла. С поступлением на вооружение крейсера ГУГИ «Янтарь» исследования, безусловно, продолжатся.

На СФ и ТОФ активно возобновились гидрографические экспедиции по уточнению береговой линии островов и проливов, обновления навигационных карт. В 2013 году в архипелаге Новосибирские острова нашли новый географический объект. Маленький (менее 500 квадратных метров) остров Яя дал стране 452 квадратные мили исключительной экономической зоны. Русское географическое общество также проводит большое количество разных исследований. Белых пятен Арктики становится меньше.

Интересным моментом стало активное освоение высокоширотных вод боевыми кораблями. Когда группа боевых и вспомогательных судов во главе с «Петром Великим» осенью 2013-го отправилась по Северному морскому пути, все наблюдатели посчитали это отработкой переброски кораблей на Тихий океан по СМП. Однако группа дошла до Новосибирских островов и занялась созданием базы на Котельном. Надо заметить, что в советское время деятельности военных кораблей СФ в море Лаптевых или Восточно-Сибирском не наблюдалось за исключением переводов кораблей на ТОФ по СМП. А ныне походы боевых кораблей в этот регион стали обыденными.

Особенность арктической программы ВС РФ – ее комплексность. Кажется, не забыто ничего, даже вопросы специального военного образования. Так, в Дальневосточном высшем командном училище ведется подготовка офицерских кадров для действий в высоких широтах. В составе ВДВ создан центр боевой арктической подготовки.

Кстати, о ВДВ. Части главного резерва Верховного главнокомандующего постоянно участвуют в маневрах и учениях за Северным полярным кругом, что, в общем-то, понятно. В случае нападения на наши аванпосты десантники будут первыми брошены в бой.

База, я тебя вижу!

После 90-х на Севере по сути уцелела только военная база на Новой Земле, что неудивительно, поскольку здесь располагается единственный ядерный полигон России. В настоящее время корпорация «Спецстрой» занимается восстановлением сети военных баз на островах и побережье Северного Ледовитого океана.

Но первым аванпостом стал городок пограничников Нагурское на Земле Франца-Иосифа. Понятно, что данный пункт был создан не для ловли мигрантов по пути из Сомали в Норвегию, а для показа нашего флага на самом отдаленном острове. В настоящее время строятся военные городки на острове Земля Александры, где расположен пункт Нагурское, на Среднем (архипелаг Северная Земля), на Котельном. Это подразделения СФ. Гарнизоны на острове Врангеля и на Мысе Шмидта относятся к ВВО.

Каждый такой аванпост представляет собой мини-городок с жилыми и складскими помещениями и аэродром с групповыми стоянками, включая крытые для размещения звена из четырех бомбардировщиков Су-34. Для них предусматривается создание отапливаемых ангаров. Типовая структура воинских частей на аванпостах: авиационная комендатура, отдельная радиолокационная рота, пункт наведения авиации, зенитно-ракетный артиллерийский дивизион, подразделения связи и обеспечения. Таким образом, гарнизон может вести наблюдение за окружающей территорией, обеспечивать прием и базирование самолетов любых видов, включая стратегические бомбардировщики, вести самооборону.

Ориентировочная стоимость такого городка с реконструкцией или постройкой аэродрома может достигать четырех миллиардов рублей. Они спроектированы по замкнутой технологии, все сооружения, как жилые, так и административные корпуса и боксы с военной техникой, связаны переходами. Личный состав может нести службу, не выходя за пределы помещений.

Ведутся работы на аэродромах Североморск, Нарьян-Мар, Воркута, Анадырь, Норильск, Тикси, Рогачево, Угольный. Всего их планируется построить или реконструировать 13.

В советское время на одних аэродромах на севере России базировались полки истребителей ПВО (Амдерма, Килп-Явр, Рогачево). Другие, такие как Воркута или Анадырь, служили для рассредоточения дальней авиации в период войны.

Планируется создать пункты базирования ВМФ в портах Диксон, Певек и Тикси. Не исключено возрождение заброшенного пункта базирования в Йоканьге.

За такими просторами, как Северный Ледовитый океан, необходимо постоянно вести наблюдение. С этой целью создается Единая государственная система освещения надводной, подводной и воздушной обстановки. В ее состав войдут автоматизированные радиотехнические узлы с РЛС обнаружения воздушных и морских целей. Идет работа над системой освещения подводной обстановки. Формируется единый комплекс спутниковой связи с береговыми объектами, кораблями, подводными лодками и самолетами. Ведется разработка многоцелевой космической системы «Арктика», в состав которой войдут спутники радиолокационного наблюдения, связи и управления, гидрометеорологического наблюдения.

Реализуется впечатляющая программа замены оружия и военной техники. Арктическая бригада получает снегоходы ТТМ-1901 и двухзвенные гусеничные вездеходы ДТ-10ПМ.

Планируется сформировать ряд подразделений ВВС и ПВО, которые разместятся на строящихся военных аванпостах. На острове Новая Земля в Рогачеве сформирован зенитно-ракетный полк с комплексом С-300. Войска ПВО получают комплексы С-400, два полка уже перевооружены. Зенитные ракетно-артиллерийские дивизионы получают ЗРАК «Панцирь-С1». По мере насыщения береговых ракетно-артиллерийских войск комплексами «Бастион» и «Бал» следует ожидать создания новых тактических групп наподобие развернутой на Котельном 99-й, имеющей в своем составе подразделения БРК «Рубеж» и ЗРАК «Панцирь-С1».

Авиация получает новые модернизированные противолодочные самолеты Ил-38Н. В 2015 году сформирован второй корабельный авиаполк, полностью вооруженный палубными МиГ-29КР, однако потребуется время, чтобы он достиг боевой готовности. В ПВО появились модернизированные МиГ-31БМ. После окончания реконструкции аэродромов, безусловно, следует ожидать развертывания на них новых авиационных частей противовоздушной обороны. ГК ВКС уже озвучило планы по размещению в 2017 году истребителей МиГ-31 в Тикси, Анадыре и, возможно, на Новой Земле. Стоит ожидать развертывания новых частей фронтовой авиации с бомбардировщиками Су-34 и штурмовиками Су-30СМ.

Не исключено, что 279-й авиаполк сменит свои Су-33 после истечения срока их эксплуатации на Су-34. На Камчатке и Чукотке развернута эскадрилья, вооруженная беспилотными летательными аппаратами «Орлан-10» и «Форпост», аналогичное подразделение сформировано на Кольском полуострове. В будущем эти эскадрильи станут полками. Создается арктический вариант вертолета Ми-171А2. ВКС планирует закупить их до 100 штук. Так что следует ожидать формирования нескольких вертолетных полков.

Бесспорно, наиболее зримое воплощение любых программ вооружений – строительство кораблей и подводных лодок. В этом плане и СФ, и ОКВС ждут серьезные обновления, хотя и не столь скорые, как хотелось бы.

Особо стоит упомянуть программу модернизации надводных кораблей и подводных лодок. ЦС «Звездочка» занимается модернизацией АПЛ проектов 971 и 945, проводит ремонты ракетных подводных крейсеров проекта 667БДРМ. Завод «Звезда» в Большом Камне модернизирует подлодки проекта 949А. В целом можно ожидать к 2025 году второго дыхания у всех имеющихся АПЛ третьего поколения – это восемь лодок с крылатыми ракетами проекта 949А, четыре многоцелевые АПЛ проекта 945 и 945А и 12 проекта 971.

Завод «Севмаш» проводит реконструкцию атомного крейсера «Адмирал Нахимов». Ранее объявленный срок его сдачи (2018) перенесен на 2020 год. После чего на капитальный ремонт встанет «Петр Великий». Корпус крейсера «Фрунзе», он же «Адмирал Лазарев» может быть дождется своего часа на восстановление в заливе Стрелок в Приморье. «Маршал Устинов» в 2016-м должен покинуть территорию «Звездочки» и вернуться в состав СФ. Североморские БПК начали проходить средние ремонты с модернизацией. Первый из них – «Адмирал Чабаненко» вернется в состав флота в 2018-м.

По программе военного кораблестроения до 2050 года создаются серьезные заделы для развития и обновления состава СФ и ОКВС. Правда, строительство серии новых фрегатов проекта 22350 «Адмирал Горшков» пока буксует как в силу недоведенности радиоэлектронных систем, так и в связи с переориентацией производства газотурбинных двигательных установок с Украины на Россию. Есть программы постройки корветов и других надводных кораблей. Особо стоит отметить создание многоцелевых ледоколов, таких как спущенный на воду в Санкт-Петербурге «Илья Муромец» (подробнее – на стр. 08) и два патрульных корабля для Арктики, закладка которых ожидается этой осенью.

На Севмаше осуществляется программа строительства АПЛ четвертого поколения. В 2020–2025 годах подводные силы СФ и ТОФ получают восемь РПКСН проекта 955А (три уже в строю) и семь многоцелевых семейства 855 (головная в строю). Но ДЭПЛ проекта 677 буксует, и скорее всего для Северного флота через пару лет будет заказано несколько подводных лодок проекта 636.3, которые сейчас строятся для Черноморского и Тихоокеанского флотов («Новые «Варшавянки»).

В интересах пограничной службы ФСБ строится серия патрульных кораблей проекта 22100. Головной из них – «Полярная звезда» сейчас заканчивает испытания. Планируется построить еще несколько таких кораблей.
Это вам, спасатели, это вам, экологи

Арктическая зона богата не только недрами, но и большим количеством опасных производств, атомных объектов, которые находятся под пристальным вниманием МЧС. Ведомство развернуло на побережье три комплексных аварийно-спасательных центра в Архангельске, Нарьян-Маре и Дудинке, четыре региональных поисково-спасательных отряда, 196 пожарных подразделений общей численностью около 10 тысяч.



Вверх