Идешь по зимнему лесу и не налюбуеш. Измети форму прилагательных в скобках Идёшь по (зимний тихий) лесу и не налюбуешься. правописание безударных окончаний имён прилагательных ударными Творческая работа. Работа в парах

весною хорош русский лес! В тихий зимний лес выйдешь бывало, в лес на
лыжах-дышишь не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над
лесными тропинками, кружевными белыми арками, согнулись под тяжестью инея
стволы молодых берёз. Тяжёлыми шапками белого снега,покрыты тёмно-зелёные
ветви высоких и маленьких елей.

Идешь по зимнему
тихому лесу и не налюбуешься. Высокие,недвижные спят сосны. В синеватые тени
их стройных стволов лежат на белых не тронутых сугробах.

Не видимой жизнью
полнится зимний лес. От дерева к дерева тянутся лёгкие следы белок,маленькие
следочки лесных мышей и птиц.

Только очень
внимательный человек может наблюдать жизнь зимнего леса. Нужно уметь ходить
тихо,слушать и останавливаться. Только тогда откроется вам вся чудесная
красота спящего леса.
1.Определите тему текста
2.Стиль текста

поставь имена существительные в нужную форму. запиши не забывая проверять безударные окончания. определи падеж имен существительных. помогать (кому? в

чём?) ___________________ сестра, уборка; радоваться (чему?) ___________весна; встретиться (с кем? в чём?)___________друзья, школа;
сесть (во что?)_______ автобус; готовиться(к чему?)_________уроки;спросить(у кого? о чём?)____ футболисты, игра; любить (кого? за что?)_ собака, верность; обращаться (к кому? за чем?)_______ врач, помощь; сидеть(за чем? над чем?)__________стол, учебник; забыть (что? кого?)___ адрес, друг; увлекаться (чем?)________ музыка; посоветоваться (с кем? о чём?)_________папа, поездка.
запиши не забывая проверить безударные окончания. определи падеж имен существительных: поздравить (кого? с кем?)_____ мама, праздник;
дарить (кому? что?)_______ сестра, цветы; купить (что? в чем)______ хлеб, булочная; отвечать (кому? на что?)______ учитель, вопрос; плыть (на чём? по чему?)_____ теплоход, море; услышать (что? о чём?)_____ новость, школа; повесить (что? во что?)_____ платье, шкаф; положить(что? во что?)______ тетрадь, портфель; защищать(что? от чего?)______ глаза, солнце; пить (что? из чего?)_____ кефир, стакан

Зимняя ночь в лесу. По стволам и сучьям деревьев постукивает мороз. Хлопьями летит мягкий иней. В темном высоком небе зажглись яркие звёзды.

Тихо в зимнем лесу. Но и в морозные ночи идёт скрытая жизнь. Вот хрустнула в чаще мерзлая ветка. Это пробежал под деревьями заяц-беляк. Вот по гладкому снегу бежит хорёк за мышкой. Над сугробами летают совы. Как сказочный часовой, уселся на голом сучке головастый серый совёнок. В ночной темноте он хорошо видит. Как идёт в зимнем лесу скрытая от людей жизнь.

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: В первом предложении подчеркните грамматическую основу предложения. Разобрать по составу слова: МОРОЗНЫЕ, ЧАСОВОЙ, ЗВЁЗДЫ. Обозначьте орфограмму – гласную букву в безударных окончаниях имён прилагательных.

Разделы: Русский язык

Класс: 6

Цель: повторение изученных сведений по теме «Имя прилагательное».

Задачи: развитие творческих способностей детей; воспитание интереса к изучению русского языка, любви к русской природе.

Оборудование: Компьютер, доска, раздаточный материал.

Технологии: игровая технология, технология критического мышления, технология дифференцированного подхода, тестовые технологии

ХОД УРОКА

1.Организационный момент

Здравствуйте! Прошу вас работать хорошо, активно и показать, чему вы научились. Запишите, пожалуйста, число, классная работа.

2. Введение в тему

Звучит 2-ая часть вокально-симфонической поэмы «Поэмы памяти Сергея Есенина».

– Ребята, мы сейчас с вами слушали замечательную вокально-симфоническую «Поэму памяти Сергея Есенина» ,которую создал композитор Георгий Свиридов.
– Что вы представили, когда слушали музыку? (зимний лес, вьюга. метель, то удалая, полная богатырской силы, то яростная, то, наконец, утихающая)
– А вы любите гулять в зимнем лесу?
– Сегодня я приглашаю вас в путешествие по зимнему лесу. Наше путешествие особенное, мы будем делать с вами остановки и на привалах повторять изученное о прилагательном. Наша задача – повторить материал и подготовиться к к/р и творческой работе.

Итак, в путь. (Звучит музыка. Чайковский «Времена года») .

3. Актуализация знаний

– Мы с вами в лесу. Какой он? Давайте прочтём отрывок из рассказа Соколова-Микитова «Русский лес».

Зимой и летом, осенью и весной хорош русский лес! В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берёз. Тяжёлыми шапками белого снега покрыты ветви высоких и маленьких елей.
Идёшь по зимнему лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах. Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся лёгкие беличьи следы, маленькие мышиные и птичьи следочки.

– О чём текст?
– Слова какой части речи помогают раскрыть тему и основную мысль?
– А для чего автор использует столько прилагательных?
– Сделайте вывод, для чего нужны имена прилагательные?
– Давайте вспомним, на какие разряды делятся имена прилагательные?
– Мы сейчас попробуем найти качественные, относительные и притяжательные прилагательные в лесу, который описал Соколов-Микитов.

– Молодцы, ребята. В лесу живут разные птицы и звери. Послушайте словосочетания и определите разряд прилагательных.

1. Волчье логово
2. Медвежья берлога
3. Медвежий рёв
4. Волчья стая
5. Лисий хвост
6. Волчий аппетит
7. Лисья добыча

– Справились и с этим заданием. Продолжим наше путешествие. (Звучит музыка. Чайковский «Времена года. Декабрь».На доске кластер)
– Итак, ребята. Мы с вами проделали большой путь по зимнему лесу, видели, что ветви дерев украсились инеем, будто заячьим мехом. Понаблюдали, как хлопотали клесты в своей воздушной столовой. Мы очень замерзли и нам хочется погреться в охотничьем домике. Но домик этот не простой, он пустит погреться только тогда, когда мы с вами заполним кластер.
– Какие орфограммы здесь представлены? Приведите примеры.
– Молодцы, ребята. Проходим в охотничий домик. Здесь нам тоже приготовили задание.

4. Тренировочные упражнения

А. Комментированное письмо

Узкая лавка, октябрьский день, одесское солнце, резкий ветер, казацкое седло, дерзкая девчонка, французский язык, ткацкий станок, солдатская шинель, рыбацкая сеть, грецкий орех, плюшевый медвежонок, холщовый мешок, кумачовая рубашонка, парчовое покрывало пунцового цвета, воздух чист и свеж, день хорош, свинцовые облака, ежовый.

Б. Мы справились и с этим заданием, продолжаем наш путь дальше. У нас на пути – поэтический привал. Прочитайте отрывки и выпишите слова с орфограммой Н-НН в суффиксах прилагательных. Выборочное письмо.

1. Зима навалила за окнами россыпи мягкого серебра. Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. За стенами дома наступила необыкновенная тишина.
Я встал и подошёл к окну – за стёклами всё было снежно и безмолвно. В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна. За два часа так необыкновенно изменилась земля.
Через окно я увидел, как большая серая птица села на ветку клёна в саду. Ветка закачалась, с неё посыпался снег. Птица поднялась и улетела, а снег всё сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки.
Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту.
– Вот и умылась земля, – сказал дед Митрий,– снеговой водой из серебряного копыта. (К.Паустовский)

2. И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

(«Берёза». С.Есенин)

3. Мело, мело по всей земле
Во все пределы
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

(Б.Пастернак. «Зимняя ночь»)

4. Где сладкий шёпот
Моих лесов?
Ковёр зимы
Покрыл холмы,
Луга и долы.
Под ледяной
Своей корой
Ручей немеет.

(Е.Баратынский. «Где сладкий шёпот»)

5. Зимним холодом пахнуло
На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися
Пред закатом небеса.
Ночью буря бушевала,
А с рассветом на село,
На пруды, на сад пустынный
Первым снегом понесло.

(И.Бунин. «Первый снег»)

– Пожалуйста, дополните этот список своими примерами. В список внесите слова-исключения.

В. Физкультминутка

– Молодцы. Вы много трудились. Давайте отдохнём. Встаньте, пожалуйста. Посмотрите налёво – заячьи следы, направо – лисьи. А вон высоко на дереве белка сидит в дупле. Много интересного в лесу можно увидеть. Можно и поиграть. Давайте слепим снежки и бросим их, кто дальше. Пожалуйста, садитесь.

Г. Синтаксическая роль прилагательных в краткой форме

Эта рыжая плутовка
И коварна и хитра.
Быстрых зайцев ловит ловко,
Кур ворует со двора
И мышами поживиться
Любит шустрая... (лисица)

– Кто же это?
– А что вам помогло так быстро найти отгадку? (прилагательные)
– Ребята, в чём особенность прилагательных «Коварна» и «хитра»? (краткие прилагательные)
– Ото всех прилагательных можно образовать краткую форму?
– Какова синтаксическая роль прилагательных коварна и хитра?

Д. Тестирование

– Ребята, наше путешествие подходит к концу. И нас ждёт трудное испытание. Сейчас мы выполняем тест.

Тест

1. В каких прилагательных пишется суффикс К?

А) немец__ий
Б француз__ий
В) вяз__ий
Г) низ__ий

1) А, Б, В, Г
2) А, Б
3) В, Г
4)А,В,Г

2. В каких прилагательных пишется ЕНН?

А) солом__ый
Б) серебр___ый
В) глин___ый
Г) клюкв__ый

1) А, Г
2) Б, В
3) А, Б
4) А, Б, В, Г3

3. В каких существительных в окончании пишется гласная О?

А) лиц__м
Б) платьиц__м
В) зайц__м
Г) борц__м

1) А, Б, В, Г
2) А, Г
3) Б, В
4) А, В, Г

4. В каких прилагательных в суффиксе пишется гласная О?

А) холщ__вый
Б) кумач__вый
В) грош__вый
Г) лиц__вой

1) А, Б
2) В, Г
3) А, Б, В
4) А, Б, В, Г

5. В каком существительном НЕ пишется слитно, так как существительное без НЕ не употребляется?

А) Невнимание
Б) Ненастье
В) Несвобода
Г)

1) А, Б, В, Г
2) А, Б
3) Б
4) В, Г

6. В каких прилагательных НЕ пишется слитно, так как прилагательное без НЕ не употребляется?

А) Невнимательный
Б) Ненастный
В) Несвободный
Г) Нелепый

1) А, Б, В, Г
2) Б, Г
3) В, Г
4) Б, В, Г

7. На месте каких цифр в прилагательных пишется НН?

Ю(1)ые румя(2)ые девушки показывали покупателям деревя(3) сундучки искус(4)ой работы, кожа(5)ые сумочки, стекля(6)ые фигурки, изображавшие животных и птиц.

1)1, 3, 6 2)1, 2, 4 3) 3, 6 4) 3, 5, 6

8. На месте каких цифр в словах пишется О?

Малышка была в ш(1)лковом пунц(2)вом платье и держала в руч(3)нке плюш(4)вую собач(5)нку беж(6)вого цвета.

1) 1, 2, 3, 5 2)3, 5 3) 2, 4, 6 4) 2, 3, 5

9. В каком ряду оба слова пишутся с Не слитно?

1) далеко (не)красивый вид; (не)вероятное путешествие
2) настоящий (не)вежда, (не)вежливый,а очень грубый
3) (не)навистное занятие; нисколько (не)занимательный фильм
4) ужасная (не)погода; 9(не)счастный человек

Проверка по ключу.

1.4 2.1 3.2 4.3 5.3 6.2 7.3 8.4 9.4

5. Творческая работа. Работа в парах.

– Молодцы. Все справились с заданием. А сейчас привал «Зимнее творчество».
Вы сейчас поработаете в парах. Результат вашей работы– синквейн. Правила у вас на столах.

Первая строка – обозначение темы. Имя существительное.
Вторая строка – характеристика темы. Два прилагательных.
Третья строка – описание действия. Три глагола.
Четвёртая строка – отношение к теме. Фраза из четырёх слов.
Пятая строка – синоним из одного слова, которое повторяет суть темы.

Задание: напишите синквейн. Первая строка: Лес

6. Итоги урока. Рефлексия

– Что сегодня на уроке мы повторили?
– Что вам понравилось?
– Вам понравилась прогулка? Мне тоже. Спасибо за урок.

Идешь по зимнему лесу и налюбоваться не можешь преображенной его красотой. Давно ли еще здесь цвели травы, пели птицы, пахло наливной солнечной земляникой - и было хорошо в летнем лесу. Потом травы завяли, птицы улетели, заполыхала многоцветьем нарядная осень - и тоже было хорошо.

А вот теперь лес совсем другой - тихий и заснеженный, будто и не лес вовсе, а сказочный чертог.

Нет слов, красив зимний лес, только чуточку грустно в нем - роскошном, пустом и гулком.

Пустом? Нет, это от морозной тишины кажется, что лес спит, а вместе с ним спят и звери, и птицы. Но это только кажется. Конечно, есть и завзятые засони. Давно спят в дуплах, повиснув вниз головой и, как плащом, обвернувшись перепончатыми крыльями, летучие мыши; спит на мягкой подстилке из сухих листьев в теплой, наглухо заткнутой норе барсук; спит еж и, понятно, Мишка-медведь. Но сто?ит внимательней приглядеться к лесу, и всюду можно заметить следы непрекращающейся, хотя и скрытой жизни.

…Шуршит под лыжами снег. Все дальше и дальше ухожу от проезжей дороги. Тихо кругом. В нарядных дошках дремлют ели. Белые колпаки, точно теплые барашковые папахи, нахлобучили на себя высокие пеньки. А молодые сосенки так укутаны снегом, что не видно иголок.

Над лесом встало розовое солнце. Заалели вершины елок. Но что там такое? С одной заструился сверкающий куржак. Закачалась ветка, и на ней красным фонариком вспыхнула яркая птичка с диковинным клювом. Клюв толстый, короткий, похожий на щипчики, которыми колют сахар, только острые кривые концы заходят один за другой. Да ведь это же клест!

Примяв лапками острые иголки, клест ловко, как попугайчик, перевернулся вниз головой, сорвал усохшую шишку и давай ее лузгать! Быстро набил зоб - и порх на соседнее дерево. А там, в развилке сучьев, какой-то зеленый шарик темнеет. Так и есть, гнездо клеста. Самка уже высунулась навстречу.

Клест подцепился к гнезду и из клюва в клюв накормил ее.

Все ясно: самка сидит на яйцах. У них, у клестов, заведено парить зимой. Если, конечно, много корма - семян хвойных деревьев. И не обязательно в определенный месяц. Даже в январе, в самые что ни на есть холода, самка откладывает в добротное, по-зимнему утепленное гнездо четыре или пять зеленоватых, в густом накрапе яичек и высиживает их, не отлучаясь ни на минуту. А как же! Иначе заморозишь. Заботливый самец приносит в это время корм.

И опять скользят лыжи. Иду то полянками, то под тучной нависью крон деревьев.

А вот и первый след на снегу. Четко выпечатанный, будто отлитый в фаянсе. Чей же? Две точки, а чуть впереди - две овальные бороздки. Конечно, заячий! Только заяц ходит так, словно опирается передними лапами на костыли. А где же заяц был и куда направился? Сейчас узнаем. Он ведь все подробно «записал» на снегу.

Ночью заяц щипал озимь на поле, а к рассвету отправился на лесную опушку - отдыхать. Это хорошо видно по следу - идет прямо, никуда не сворачивает. На жировке - там не разберешься, всяко напетляет, накружит, а тут - как веревочку тянет. Но я-то знаю, недолго так протянет…

Прыгал, прыгал заяц и вдруг остановился. Поднялся на задние лапы, постоял столбиком, послушал. Спокойно все, а он - обратно. С чего бы это? Ага, раз начал хитрить, запутывать следы - значит, близко лежка. А до чего ловко запутывает: скок назад - и прямо в старый след, скок еще раз - и опять в след! Но вот и сдвоенный след кончился. Ни впереди его нет, ни сзади. Не улетел же заяц!

Это он сделал большой скачок в сторону. «Скидку» сделал, как говорят охотники. Таких скидок бывает подряд три или четыре. Тут уж смотри в оба! Да не шуми очень-то, если хочешь увидеть косого. Заяц сметнулся со своего следа и где-то здесь, совсем рядышком, затаился. Лежит где-нибудь на горушке, а то и на пне, дремлет, а ушки слушают, караулят сон. Сам белый, и снег белый. Пока там ищейка-лиса разберется, куда делся заяц, он прыг за куст - и был таков…

Звериных и птичьих следов здесь еще больше. Узорной росписью пестрят они на снегу. Вот какая-то мышка-норушка прошила ровную стежку от комля упавшей сосны к кочке. А вот белка снимала с сучка заготовленный летом сухой гриб, да уронила его, и пришлось спускаться на землю. «На снегу и пообедала. Только неэкономно обедала, раскрошила половину гриба. Но вспомнит еще о нем - долга зима!

А зайцы здесь так прямо хороводы водили под елками - все утоптано, утрамбовано. Ни за что не разобраться, сколько их тут было и что делали. И зачем мне разбираться, время тратить попусту? Я ведь без ружья, охотиться не собираюсь.

Без ружья… А вот сейчас, пожалуй, оно не помешало бы: низом оврага по снегу словно протащили мягкий и тяжелый груз. Не след, а целая канава.

Ладно, была не была, пройдусь по нему.

Сперва зверь двигался оврагом, а когда начался угористый захламленный ельник, выбрался из него и давай крутить вензеля в буреломе! Ему-то что - под любой выворотень, под любую корягу подлезет, а мне каково на лыжах? Устал я выпутываться из кустовья, сел на валежину. За кем хоть иду-то? Может, за рысью? Ишь, как следы заутюжила брюхом!

Но вот в одном месте зверь остановился, долго стоял, и оттого, что долго стоял, снег под его лапами подтаял. И тут я различил продолговатый когтистый ступ с ямкой-вдавышем посередке. Нет, не рысь - та высокая на ногах, брюхом снега не заденет, а лапа у нее комковатая, как бы собранная в кулак, при ходьбе когти вытягивает, как кошка. Кто же это? Начал я оглядываться. В осиновом редняке след перешел на махи. Не то чтобы широкие махи, но частые, торопливые, и по ним было видно, что зверь бежал не тихо.

Азарт меня взял, и я тоже прибавил шагу. Бегу, а сам поглядываю вперед - зверь-то ведь незнакомый, ненароком дождется где-нибудь за лесиной!

Палку потолще выломил… По следу выбежал на поляну. Широкая такая поляна, а посреди нее - стожок сена. От него стремительными росчерками темнеют на снегу другие следы.

Сразу догадался: косули. В зимнюю бескормицу косули частенько собираются у сена. Но что за балбес этот зверь, если так открыто бежит на косуль? Разве догонит он их, быстроногих, как ветер?

И все же «балбес» увязался за косулями. Нырял, нырял по глубокому снегу, остановился, потоптался - и обратно. Только пошел не старым следом, а наискосок, прямехонько к поляне. Чьи же это уловки?

Думал я, думал и вспомнил: росомаха. Как же я раньше не догадался? Только она способна на такие хитрости. Не может догнать добычу, сморить в погоне, как это делает волк, - высидит, подкараулит на тропе или у водопоя. А упорства, лютости у нее не меньше, чем у того же волка. Сутки будет ждать, двое, неделю, если потребуется, но дождется.

Вот и сейчас задумала, наверно, забраться на стожок. Все равно косули вернутся. Кровожадная зверюга не побоится и лося. Лишь бы подошел к сену. Прыгнет сверху, вонзит зубы в загривок и будет ездить на обезумевшем рогаче, пока тот не свалится.

Но ничего, не поездит. Завтра приду с ружьем. Сегодня уж не успеть, солнышко-то низко, вот-вот скроется за синим овалом горы. Хоть бы засветло выйти из леса!

МКОУ Киргинцевская СОШ

Открытый урок русского языка

в 6 классе

Путешествие по зимнему лесу

(урок обобщающего повторения по теме

«Имя прилагательное»)

Урок подготовила и провела:

учитель русского языка и литературы

II квалификационной категории

МКОУ Киргинцевской СОШ

Маер Ирина Александровна

2012

Открытый урок русского языка в 6 классе

Тема: Путешествие по зимнему лесу (урок обобщающего повторения по теме «Имя прилагательное»)

Тип: урок обобщающего повторения

Цели:

Обучающая – повторение изученных сведений по теме «Имя прилагательное»;

Развивающая – развитие умения определять разряды прилагательных; развитие умения правильно образовывать формы степеней сравнения; развитие умения образовывать краткую форму прилагательных; развитие творческих способностей детей.

Воспитывающая – воспитание интереса к изучению русского языка, любви к русской природе.

Метод: частично-поисковый.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки.

Ход урока:

I . Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сегодня урок у вас буду вести я. Зовут меня Ирина Александровна. Надеюсь, что урок получится плодотворным и интересным.

Наш сегодняшний урок посвящен повторению и систематизации знаний, полученных вами при изучении темы «Имя прилагательное».

Для того чтобы наш урок стал интересным и плодотворным, предлагаю вам отправиться в путешествие по февральскому лесу.

Ну что, в путь?

Откройте тетради и запишите сегодняшнее число и классная работа.

II . Введение в тему.

Ребята, перед вами карта. Отправной точкой будет, конечно же, ваша школа. Как вы видите, после путешествия мы с вами должны в нее вернуться. В пути мы сделаем несколько привалов, на которых вам будут предложены задания. Лишь в случае успешного выполнения мы с вами сможем продолжать путешествие. На каждом привале вы сами будете оценивать свою работу. Если все выполнено отлично, отмечаем красным флажком. Если сделали задания с небольшими помарками, отмечаем зеленым флажком. Ну а если будут ошибки, поставим синий флажок.

III . Повторение.

Прежде чем двинуться в путь, давайте вспомним, что такое имя прилагательное.

Что обозначает имя прилагательное?

На какие вопросы отвечает?

Какими постоянными морфологическими признаками обладает?

Назовите непостоянные признаки имени прилагательного.

Когда у прилагательного в полной форме нельзя определить род? (если слово стоит во множественном числе).

Какова роль в предложении полных прилагательных? (определение).

Чем в предложении являются краткие прилагательные? (сказуемое).

Молодцы, ребята, все вспомнили.

Ну что, в дорогу?

IV . Первый привал – разряды имен прилагательных.

Ребята, перед вами текст. Первое задание прочитать и озаглавить текст.

Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес! В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей.

Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах.

Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие беличьи следы, маленькие мышиные и птичьи следочки.

(И.С. Соколов – Микитов)

Определите тип текста. (Описание).

Озаглавьте текст.

Каковы тема и основная мысль текста?

Слова какой части речи помогают раскрыть тему и основную мысль?

Давайте сделаем вывод, для чего нужны имена прилагательные в русском языке?

Послушайте стихотворение.

Я слово замечательное,-

Сказало прилагательное,-

Я равного себе не знаю:

Я признаки обозначаю.

Без признаков предмета нет –

Об этом знает целый свет.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь

Меня вам надо знать, беречь.

Стихотворение подтвердило ваши слова?

Прежде чем приступить к следующей работе, давайте вспомним, на какие разряды делятся имена прилагательные. (качественные, относительные и притяжательные).

Что обозначают качественные прилагательные? (признак предмета, который может быть в большей или меньшей степени).

Чем качественные прилагательные отличаются от относительных и притяжательных?

(имеют степени сравнения и могут стоять в краткой форме).

Что обозначают относительные прилагательные? (пространственные, временные признаки, материал, из которого сделан предмет).

Что обозначают притяжательные прилагательные? (принадлежность лицу или животному).

На какой вопрос отвечают притяжательные имена прилагательные? (чей?)

Сейчас, ребята, я бы хотела, чтобы несколько человек выполнили карточки, а остальные поработают с текстом. Выполним распределительное письмо (коллективно).

Из данного текста выпишите все имена прилагательные в три столбика качественные, относительные и притяжательные. (таблицы на обратной стороне карточек с текстом).

Качественные

Относительные

Притяжательные

Хорош

Тихий

Глубокие

Чистые

Белыми

Молодых

Тяжелыми

Белого

Темно-зеленые

Высоких

Маленьких

Тихому

Высокие

Синеватые

Стройных

Белых

Легкие

Маленькие

Русский

Зимний

Лесными

Кружевными

Зимнему

Зимний

Беличьи

Мышиные

Птичьи

Карточки.

Из предложений выпишите словосочетания прилагательное + существительное в три столбика: качественные, относительные и притяжательные.

1) У этого рыцаря заячье сердце. 2) Дама носила на счастье заячью лапку. 3) Лорду Пэлтроу подарили заячий тулуп. 4) Для леди сшили лисью шубу. 5) На воротник пошел лисий хвост. 6) Она заметила его лисий взгляд. 7) Гости с волчьим аппетитом набросились на еду. 8) Охотники наткнулись на волчье логово. 9) Оруженосец потерял где-то свою волчью шапку.

(три человека устно отвечают)

Итак, задание первого привала выполнили, но прежде чем отправиться дальше, давайте отметим флажком, насколько хорошо вы справились с заданием.

(один ученик отмечает флажком привал)

V . Охотничий домик.

Ребята, вы, наверное, устали. Давайте заглянем в охотничий домик, отдохнем. А самый лучший отдых – это, как известно, смена деятельности. Проведем физминутку. Все встали, послушайте задание. Я вам называю словосочетания, а вы, если слышите качественное имя прилагательное, делаете шаг вперед – назад, относительное – разминаете пальцы, притяжательное – выполняете движение головой вверх – вниз.

Задание понятно? Тогда выполняем.

Чудесный день, зимний лес, заячьи следы, холодный ветер, февральский мороз, птичье пение, легкая поземка, ночная буря, медвежья берлога, высокие деревья.

Отметим на карте, как прошла физминутка.

VI . Второй привал – степени сравнения.

Вы, наверное, устали, поэтому давайте сделаем полминутки для шутки.

(диалог из веселых уроков радионяни)

Итак, какие степени сравнения имеет имя прилагательное?

(сравнительная и превосходная)

Что такое положительная степень?

Как образуются сравнительные степени: простая и составная?

А как образуется превосходная степень простая и составная?

Ну а сейчас вы поработаете редакторами. Найдите ошибки в предложениях.

Вот и наступил самый морознейший месяц зимы – февраль. В этом году морозы более лютее, чем в прошлом, но ребята все равно проводят все свое свободное время на снежнейших горках и строят ледяные городки более лучше прошлогодних. А затем идут домой и пьют горячий чай с более вкуснейшими пирожками.

(неправильно поставил прилагательные в степени сравнения)

Вы должны устно отредактировать текст.

Сейчас давайте устно образуем от прилагательного холодный все степени сравнения.

(холодный – холоднее, более холодный, холоднейший, самый холодный).

Задание выполнено. Давайте отметим на нашей карте флажочком, насколько успешно вы с ним справились.

VII . Привал «Загадочный»

Ребята, следующий привал «Загадочный».

Я вам загадаю загадку, а вы должны дать ответ.

Поля стеклянные,

Межи деревянные,

Ручки оловянные.

(оконная рама)

Какую орфограмму, изученную вами в разделе «Имя прилагательное» вы увидели?

В чем особенность написания этих прилагательных? (слова-исключения).

А расскажите о написании прилагательного «оконная».

На этом привале вам приготовлена еще одна загадка.

Эта рыжая плутовка

И коварна и хитра.

Быстрых зайцев ловит ловко,

Кур ворует со двора

И мышами поживиться

Любит шустрая…

Кто же это? (лисица).

Легко отгадали, а что же вам помогло так быстро узнать ее? (прилагательные).

Ребята, в чем особенность прилагательных «коварна» и «хитра»? (краткие прилагательные).

Как образуются краткие прилагательные?

От всех прилагательных можно образовать краткие формы?

Давайте выполним синтаксический разбор первого предложения и вспомним, какими членами предложения являются прилагательные.

Ну что ж, задание выполнили. Давайте определим, насколько хорошо. Выставляем флажок.

VIII . Привал «Зимнее творчество».

Ребята, на дворе февраль. Мы гуляем по февральскому лесу. Но что мы знаем об этом месяце?

Древнерусское название февраля – «лютый». Как вы думаете, почему? В феврале выпадает много снега, стоят лютые морозы.

Какие стихотворения, пословицы о феврале вы знаете?

Изменчивый месяц февраль –

Он любит весну, и зимы ему жаль.

Он льдистою дымкой стекло по утрам затемняет,

А в полдень он яркие звезды роняет.

И, жмурясь сквозь солнце, глядит он в замлевшую даль,

Улыбчиво-грустный февраль.

Лежат на снегу ярко-синие тени

От черных деревьев, и, став на колени,

Чуть слышно он шепчет пробудные сказки земле,

Над снегом колдует для тех,

Кто под снегом во мгле.

И радость морозную вешняя точит печаль

В обманчивый месяц февраль.

Февраль месяц лютый: спрашивает, как обутый.

Начало февраля погожее - весну жди раннюю, пригожую.

Ребята, назовите эпитеты в стихотворениях и пословицах.

Посмотрите на экран. Перед вами фотоэтюд февральского леса. Вы должны написать сочинение – миниатюру по данному фотоэтюду, используя эпитеты.

(дети зачитывают несколько работ).

Еще один привал позади. Давайте отметим, как успешно мы с ним справились

IX . Итоги урока. Рефлексия. Выставление оценок.

Привал «Финальный»

Что сегодня на уроке мы повторили?

Что вам понравилось?

А сейчас вы попробуйте составить синквейн на тему «Имя прилагательное».

Что такое синквейн знаете?

(пятистрочная стихотворная форма ).

    Первая строка – обозначение темы, чаще одно слово (имя существительное )

    Вторая строка – характеристика темы

    (двумя прилагательными)

    Третья строка – описание действия (три глагола или деепричастия)

    Четвертая строка – отношение к теме (фраза из четырех слов)

    Пятая строка – синоним (метафора) из одного слова, которое повторяет суть темы

Прилагательные
Краткие и полные
Дополняют, украшают, уточняют
Без них скучно!
Эпитеты.

Ребята, где мы поставим флажок на нашей карте? Конечно на школе. Мы вернулись с прогулки.

Понравилась вам прогулка? Мне тоже. Спасибо за урок.

X . Домашнее задание.

Морозы стали слабее.

Выполните морфологический разбор прилагательного.

Повторите орфограммы, изученные в разделе «Имя прилагательное».

Идешь по зимнему лесу и не налюбуешься. Глубокие и чистые лежат под деревьями сугробы. Высокие, неподвижные, спят сосны, синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез, тяжелыми шапками белого снега покрыты ветки высоких и маленьких елей. Сорвется такая белая шапка с вершины высокой ели - долго серебрится в морозном воздухе легкая снежная пыль.

Тихо в спящем зимнем лесу, но чуткое ухо улавливает живые тонкие звуки

Идешь по зимнему лесу и не налюбуешься. Глубокие и чистые лежат под деревьями сугробы. Высокие, неподвижные, спят сосны, синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез, тяжелыми шапками белого снега покрыты ветки высоких и маленьких елей. Сорвется такая белая шапка с вершины высокой ели - долго серебрится в морозном воздухе легкая снежная пыль. Тихо в спящем зимнем лесу, но чуткое ухо улавливает живые тонкие звуки

0 /5000

Определить язык Клингонский (pIqaD) азербайджанский албанский английский арабский армянский африкаанс баскский белорусский бенгальский болгарский боснийский валлийский венгерский вьетнамский галисийский греческий грузинский гуджарати датский зулу иврит игбо идиш индонезийский ирландский исландский испанский итальянский йоруба казахский каннада каталанский китайский китайский традиционный корейский креольский (Гаити) кхмерский лаосский латынь латышский литовский македонский малагасийский малайский малайялам мальтийский маори маратхи монгольский немецкий непали нидерландский норвежский панджаби персидский польский португальский румынский русский себуанский сербский сесото словацкий словенский суахили суданский тагальский тайский тамильский телугу турецкий узбекский украинский урду финский французский хауса хинди хмонг хорватский чева чешский шведский эсперанто эстонский яванский японский Клингонский (pIqaD) азербайджанский албанский английский арабский армянский африкаанс баскский белорусский бенгальский болгарский боснийский валлийский венгерский вьетнамский галисийский греческий грузинский гуджарати датский зулу иврит игбо идиш индонезийский ирландский исландский испанский итальянский йоруба казахский каннада каталанский китайский китайский традиционный корейский креольский (Гаити) кхмерский лаосский латынь латышский литовский македонский малагасийский малайский малайялам мальтийский маори маратхи монгольский немецкий непали нидерландский норвежский панджаби персидский польский португальский румынский русский себуанский сербский сесото словацкий словенский суахили суданский тагальский тайский тамильский телугу турецкий узбекский украинский урду финский французский хауса хинди хмонг хорватский чева чешский шведский эсперанто эстонский яванский японский Источник: Цель:



Вверх