Договор Армении с Евросоюзом: почему это не тревожит Россию. Вступление Армении в Таможенный союз: условия

«Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве», подписанное между Арменией и ЕС, уникально как в экономической плоскости, так и в политической. В отличие от проекта полноправной ассоциации четырехлетней давности, нынешнее соглашение не содержит главного и наиболее ценного пункта — о создании зоны свободной торговли.

Именно из-за отсутствия этого пункта определенная часть экспертов Армении была настроена критически к данному документу, считая его имитационным.

Однако подобные аргументы изначально были несостоятельными, поскольку Армения, будучи членом Таможенного союза (ТС) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС), не могла даже теоретически поднимать вопрос о формировании зоны свободной торговли с ЕС.

Конечно, это обстоятельство — серьезная преграда для расширения экономического диалога. Однако даже после вступления Армении в евразийские проекты Брюссель сохранил статус доминирующего торгового партнера для Еревана. Согласно статистике, более 26% от общего объема армянского экспорта приходится на страны Евросоюза.

Долговая яма и спекуляции

С экономической точки зрения Армения также нуждается в поддержке ЕС по двум важным вопросам: проблема регулирования государственного долга и поиск дополнительных источников инвестиций. По данным Национальной статистической службы, совокупный государственный долг Армении составляет более $6 млрд с ежемесячным темпом роста на 0,76% ($48 млн). При этом в структуре внешнего госдолга более $4 млрд приходится на задолженность правительства Армении (рост на $9 млн), а долг Центрального банка составляет чуть больше $600 млн (рост на $37,4 млн).

Всемирный банк удерживает $1,749 млрд государственного долга (36,2%), Азиатскому банку развития (АБР) Ереван должен $515 млн и $410 млн приходится на Международный валютный фонд (МВФ). Всем вышеперечисленным структурам Армения должна в рамках разносторонних кредитных программ.

В двустороннем формате у Еревана имеются крупные долги перед США, Германией, Францией, Японией, фондом развития Абу-Даби и Экспортно-импортным банком Китая.

По прогнозам на 2018 год, госдолг страны может достичь отметки в $7 млрд, что составит 60% от ВВП.

По замыслу армянских властей, политическое соглашение с ЕС создает благоприятный фон для ведения переговоров как с международными валютными организациями, так и с отдельными странами.

Приток инвестиций из стран ЕС имеет ключевое значение для оздоровления и развития армянской экономики. Необходимость в европейских инвестициях обусловлена тем, что за последние три года

заметно снизились потоки вложений из России — крупнейшего инвестора в армянскую экономику. Более того, согласно данным статистики, в Армении был зафиксирован отток капитала.

Впрочем, в последнем докладе Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЦИИ ЕАБР) отмечается, что приток иностранных инвестиций в Армению до сих пор существенно уступает инвестициям из стран ЕАЭС, а приток инвестиций из России — растет.

Другой элемент информационной спекуляции связан с работой атомной электростанции в городе Мецамор. За несколько месяцев до планируемого подписания во многих армянских СМИ публиковались материалы, в которых утверждалось, что Брюссель требует от Еревана незамедлительного закрытия Мецаморской АЭС.

Однако этот пункт в соглашении сформулирован с расчетом реальных сроков эксплуатации данной атомной электростанции. Более того, армянские власти приняли решение продлить этот срок еще в марте 2014 года за счет привлечения российского кредита в размере $270 млн и различных грантов на сумму в $30 млн.

Важно также отметить, что именно Ереван в различные периоды обращался к европейским и другим международным структурам с просьбой помочь стране развивать альтернативные источники энергии.

В Брюсселе многократно заявляли, что понимают важность этой атомной электростанции, от которой зависит энергетическая безопасноть республики. Таким образом, ЕС всего лишь требует от армянской стороны постепенно выработать дорожную карту по реформированию энергетического сектора, принимая во внимание объективные сроки эксплуатации Мецаморской АЭС.

Ереван меж двух огней

Реальная уникальность нынешнего соглашения находится в политической плоскости. Становление армянской государственности происходило чрезвычайно болезненно: землетрясение 1988 года, нагорно-карабахский конфликт, блокирование западной и восточной границ со стороны Турции и Азербайджана и т.д. В настоящее время открытыми остаются армяно-иранская и армяно-грузинская границы, обеспечивающая наземное сообщение с Россией — главным стратегическим партнером в области военно-технического сотрудничества.

В условиях подобного географического плена Армении было крайне важно сохранить российский зонтик безопасности и получить доступ к политическим и экономическим ресурсам западных стран.

Помимо этого, Ереван осознавал важность выстраивания политического и торгово-экономического диалога с Ираном, находившимся в конфронтации с США и ЕС.

Сложившая ситуация заставила армянскую сторону разработать стратегию комплементарной (диверсификационной) внешней политики, основанной на принципе соблюдения баланса в отношениях с разными центрами силы. Эту политику удавалось успешно реализовывать в условиях отсутствия серьезной конфронтации между Россией, Соединенными Штатами и Европейским союзом.

Дополнительным фактором влияния выступала многомиллионная армянская диаспора, обладающая значительными качественно-количественными ресурсами для лоббирования интересов исторической родины на международной арене. Однако армянский диаспоральный инструмент также использовался внешними странами для проецирования своего влияния в отношении Армении.

После ухудшения отношений между Россией и странами западного мира Ереван оказался перед необходимостью стратегического выбора. Этот выбор армянские власти сделали в 2013 году, отказавшись от парафирования ассоциации с ЕС и вступив в ТС, а позже — в ЕАЭС.

Многие эксперты тогда пришли к заключению, что членство Армении в этих интеграционных структурах раз и навсегда покончило с комплементарной политикой.

Успешное завершение второго раунда переговоров и подписание нового соглашения позволяет в какой-то мере говорить о сохранении преемственности политики баланса. Однако важно подчеркнуть, что неокомплементаризм эпохи правления Сержа Саргсяна имеет определенную специфику.

Сегодняшней элите приходится маневрировать не только в условиях глобального обострения российско-американского диалога и крайне нестабильной региональной ситуации на Ближнем Востоке, но и с учетом юридически ограничивающих механизмов ОДКБ, ТС и ЕАЭС. Ключевые внешнеполитические решения Ереван принимает, оглядываясь на интересы других стран-участниц евразийских блоков, где доминирующая политическая роль принадлежит России.

В отличие от 2013 года, Москва не выступила против подписания Ереваном нового соглашения с ЕС. Нейтральная позиция Кремля может быть вызвана рядом причин. Во-первых, Россия осознает свою стратегическую, доминирующую и безальтернативную роль в области обеспечения военной безопасности в Армении. Многие российские и армянские эксперты считают, что наличие неразрешенного конфликта вокруг Нагорного Карабаха и перманентная угроза со стороны Баку также усиливают позиции Москвы как ключевого поставщика вооружений обеим сторонам.

Во-вторых, членство в ключевых пророссийских интеграционных союзах автоматически ограничивает возможность серьезного стратегического диалога Армении с Брюсселем.

В-третьих, новое соглашение может стать политически выгодным и интерпретироваться как создание официального политического моста между ЕАЭС в лице Армении и ЕС.

И, наконец, санкционная политика, породившая серьезный кризис, отдаляет возможности для российско-европейского диалога. В подобной ситуации Ереван, являясь членом ЕАЭС и имея политическое соглашение с ЕС, может стать важной площадкой для Москвы и Брюсселя.

Армения в 2015 году вступила в ЕАЭС, а еще раньше, в 1992 году, - в ОДКБ, получив торговые преференции и военную помощь от России. Но недавно выяснилось, что приоритетом Еревана стали европейская интеграция и сотрудничество с НАТО. И тут Москва, судя по всему, уже не повторит ошибок, допущенных на Украине .


Нагорный Карабах: компромисс найден?

Планы Армении изменились

В нынешнем году Ереван заявил о желании ассоциироваться с ЕС и подготовил проект для подписания. Еще раньше Армения вступила в программу индивидуального партнерства с НАТО (Individual Partnership Action Plan, IPAP), план которого на 2017-2019 годы (пятый по счету) был утвержден в апреле. Он предусматривает консультации с альянсом по региональной безопасности, разработку военной доктрины Армении, усовершенствование процесса оборонного и бюджетного планирования, а также участие в миротворческих миссиях военного блока в Косово и Афганистане. На последних саммитах НАТО армянская делегация присутствовала в качестве наблюдателя.

Это выглядит уже не попыткой усидеть на двух стульях, а прямым предательством России. Впору сказать: "Пойдите и попросите НАТО решить ваши проблемы с Турцией и Азербайджаном".

Обижаться надо на самих себя

Собственная "многовекторность" не мешала Еревану обижаться на многовекторность России - налаживание экономических отношений с Турцией, планы принятия Анкары в ЕАЭС, продажу оружия Азербайджану. И это при том, что Баку платит России живыми деньгами, а Ереван приобретает оружие у России на ее же кредит, то есть берет взаймы.

Надо же, господа, как-то соразмерять свое желание всюду поспеть и свои возможности небольшой региональной страны! И понять, что ЕАЭС (Евразийский экономический союз) и ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности) - это не бывший СССР в одном флаконе и не кормушка, а интеграция через соревнование и взаимопомощь.

Хочется также напомнить армянским друзьям, что именно Владимир Путин (а не Ангела Меркель) в апреле остановил наступление азербайджанских войск в Нагорном Карабахе. Россия исторически доказала свое хорошее отношение к армянам. Вспомним хотя бы, что именно продвижение российской армии на помощь самообороне города Ван в 1915 году помогло спасти 200 тысяч армян от геноцида со стороны Османской империи. А чего стоит признание этого геноцида в 1995 году - на 20 лет раньше, чем это сделала Германия?!

Если бы армянская сторона хорошо подумала, то ей стало бы ясно, что сближение России с Турцией надо не осуждать, а приветствовать - по очень простой причине: Москва и Анкара сближаются не столько в политическом, сколько в экономическом плане, и Ереван может от этого выиграть. Ведь ее граница с Турцией закрыта, так почему бы не попросить Путина посодействовать смягчению позиции Эрдогана?

Надо делать шаг в опровержение нового курса

Похоже, здравый смысл все же берет верх. Армения, как сегодня сообщает портал news.am, отказалась принимать участие в учениях Agile Spirit 2017, которые проводятся в Грузии странами-партнерами НАТО из США, Румынии, Украины, Болгарии, Латвии и Румынии (кстати, Азербайджан их бойкотирует). Военнослужащие Армении и представители вооруженных сил страны не прибыли на церемонию открытия учений. "Без комментариев", - заявил ТАСС пресс-секретарь министра обороны Армении Арцрун Оганесян.

А вот его заместитель Артак Закарян сказал, что военно-политическая дипломатия Армении полностью соответствует внешней политике республики, поэтому "вообще непонятно, почему Армения была указана в числе участников учений".

"Участие Армении в учениях НАТО изначально оговаривалось, как часть многовекторной политики", - сказал "Правде.Ру" Арман Бошян, председатель Ереванского геополитического клуба. - Однако я считаю, что в условиях глобального обострения в Сирии, в условиях санкционной войны эта политика себя оправдать не может. С учетом того факта, что Армения является членом ОДКБ, членом Евразийского экономического союза, нам надо более конкретно определить, куда мы идем, и какие отношения выстраиваем в военной сфере".

"Мне кажется, что Армения должна более активное участие принимать в сирийской операции, потому что, там речь идет не только о сирийцах, но и о судьбе христиан, и с НАТО и Турцией нам не по пути", - уверен Арман Бошян.

По вопросу евроассоциации Еревана Москве тоже надо занять твердую позицию: в Россию хлынет европейская подсанкционная продукция через Армению, которая будет зарабатывать на транзите, а РФ - терять имидж и внутренний рынок.

Идея о вступлении в НАТО поглотила руководство Армении.

В Ереване участники международной конференции "НАТО от Варшавы до Брюсселя: реформы в сфере безопасности в Армении", непонятно на каких основаниях заявляют, что членство в ОДКБ не является препятствием для успешного взаимодействия с НАТО.

А политолог Ричард Киракосян вообще видит Армению в роли моста между Россией и НАТО . Другой армянский эксперт - Степан Григорян , совсем уже не таясь, заявил, что Армения не должна связывать свою безопасность с одной страной или структурой. Не говоря уже о самом Североатлантическом блоке, интересно бы знать, как Москва отнесется к такому "мосту", преобразованному из ее форпоста на юге, и к такой "двойной" безопасности?

Ричард Киракосян

С другой стороны, Армения и НАТО еще в декабре 2005 года подписали соглашение об индивидуальном партнерстве (Individual Partnership Action Plan - IPAP). В рамках этого IPAP, в частности, предусмотрено содействие проведению реформ в сфере обороны и безопасности, а также развитие способностей миротворческих сил армянского контингента НАТО. И на нынешней ереванской конференции заместитель главы офиса НАТО в Грузии Росария Пуглиси отметила, что Армения, будучи членом ОДКБ, успешно сотрудничает с НАТО , и "это беспрецедентный случай, когда членство в военно-политическом блоке не мешает сотрудничеству с другим альянсом".

"В НАТО понимают, что такая политика нелегко дается малым странам. Мы ценим взаимодействие в вопросе миротворческих миссий. Сотрудничество с НАТО, в частности, позволит Армении реформировать систему безопасности", - подчеркнула Пуглиси.

Тот же Киракосян пошел еще дальше и сделал вывод, что в отношениях Армения - НАТО особенно важны три фактора: обмен опытом, реформы в ВС Армении, которые направлены также на образование и модернизацию. И в то же время "Армения для НАТО является надежным партнером , в том случае, когда ряд партнёров, к примеру, Турция, становятся весьма ненадежными". В общем, всё в типично армянском стиле : мы, мол, такие хорошие и преданные, а вредная Турция там у вас совсем лишняя, вот и уберите ее - и будет и вам, а главное, нам совсем хорошо.

Да что там Турция, продолжал Киракосян, охаивая и других соседей по региону - ну, очень они тоже мешают планам Армении . А вот вожделенному Альянсу вовсю пел дифирамбы : НАТО имеет большое цивилизационное значение в плане идеалов и ценностей. И именно с этой точки зрения Армения, оказывается, гораздо более близка к НАТО, чем Грузия или Азербайджан.

"Для этого есть две причины. Армения - единственная страна в регионе, которая контролирует всю свою территорию. Ни одна часть территории Армении не оккупирована, в отличие от Грузии и Азербайджана, у Армении нет территориальных потерь. Второй фактор, который больше приближает Армению к НАТО, более важен: Армения не представляет военной угрозы для соседних стран, причем Армения является самой сильной военной силой на Южном Кавказе".

Такой вот расклад. Страна-агрессор теперь кичится, что ее земли никто не оккупировал, и все потому, что у нее самая сильная армия и только она захватывает чужие территории. И ничего, что этому очень способствует Россия, пришел момент, и от нее отвернутся - НАТО надежнее.

Между тем по мнению главы Центра стратегического анализа Института инновационного развития, российского политического эксперта Андрея Иванова, Североатлантическому альянсу Армения сама по себе не нужна в принципе, как и многие страны бывшего Союза.

"Армения может быть нужна Западу только для дестабилизации региона, для проведения в регионе чужой геополитической стратегии. И спрашивается, армянские политологи понимают, к каким последствиям может привести тесное сотрудничество с НАТО их страны? Вот они говорят, что от НАТО Армения может получить всё для своей обороны. Ну, во-первых, НАТО никому ничего не дает, а просто накладывает на своих членов и партнеров обязательства по военным тратам. Армении придется заплатить за реорганизацию своей армии по стандартам Альянса. Во-вторых, а что Армения хотела бы получить? Наступательные вооружения? Зачем? Россия сегодня обеспечивает армянскую армию всем необходимым вооружением, в т.ч. оборонительным. Поэтому если Армения повернется в сторону НАТО, она окончательно потеряет все", - четко описал ситуацию российский политолог.

Тем не менее, Армения настроена весьма серьезно. Два года назад в Ереване даже был открыт первый на Кавказе Информационный центр НАТО . И кто его знает, может, эта вертлявая страна и добьется своей цели - вольется в Альянс. Отличный будет сюрприз для России . Хотя сюрприз это нечто неожиданное, нежданное, а Армения уже и не скрывает, что Москва перестала быть ей интересна, а НАТО будет для нее гораздо полезнее.

Западные СМИ опасаются за ядерное оружие США в Турции Ряд западных журналистов обратил внимание на то, что американское ядерное оружие, расположенное на военной базе Инджирлик, которую используют ВВС США и Турции, может попасть не в те руки.

Внимание западной прессы приковано сегодня к событиям в Турции, где введено чрезвычайное положение. Официальный Запад не только скорбит по неудавшемуся госперевороту в этой стране, но и справедливо озабочен судьбой ядерного арсенала, расположенного на базе ВВС НАТО в Инджирлике. Однако в тени остаются события в соседней Армении, в которой ситуация грозится .

С моей точки зрения, армянский мятеж — своего рода компенсация Запада (спецслужбы которого, я уверен, стоят как за попыткой мятежа в Турции, так и за операцией по захвату заложников в Армении) неудачи в Анкаре.

Так что не случайно сегодня западные политики не замечают особо действия террористов в Ереване, ожидая, как я полагаю, выгодной для себя развязки в этой стране.

"Армения попала в капкан", — отмечает издание "Sputnikаrmeniya.ru ". В капкан, добавлю, устроенный властям этой страны современными данайцами. Армянское общество, увы, пока не готово к жестким мерам противодействия тем хитро закрученным провокациям, которые раз за разом преподносят Еревану эмиссары от различных евро-американских структур, действующих в связке с отдельными представителями армянской диаспоры в Европе и США.

Данайская технология на марше

Все знают, что в отношении населения стран, "приглянувшихся" Западу, используется одна и та же технология "цветной революции", когда посредством стимулируемых извне антиправительственных сил, активное меньшинство, маскирующееся под народное большинство, поднимается на борьбу с "коррумпированной" властью.

Но как-то особо не обсуждается, что по отношению к туземным элитам западный колонизатор всегда использует один и тот же данайский способ — так задобрить ничего не стоящими подарками вождей местных племен, чтобы напрочь отбить у них инстинкт самосохранения.

Эсминец ВМС США вошел в Черное море для участия в учениях с Украиной Двусторонние учения Sea Breeze-2016 должны были начаться 18 июля, но из-за неготовности украинской стороны морская часть учений была отложена на неопределенный срок.

По отношению к постсоветским туземцам, в силу их чрезвычайной развращенности благами советской патерналистской системы, Запад использовал минимум подарков и максимум обещаний. Той же Украине достаточно было пообещать статус европейской державы, как 40-миллионная страна, обладающая мощнейшим научно-техническим и культурным потенциалом (превосходящим по своему уровню большинство европейских стран), не просто рухнула к ногам евро-американской империи, но поклялась дядюшке Сэму принести ему на блюдце голову главного врага Госдепа (и своего старшего брата) — России.

Чтобы завоевать постсоветское пространство без единого выстрела, евро-американская империя соорудила глобального троянского коня — проект "Восточное партнерство", который и был подарен постсоветским элитам как средство "оцивилизовывания" этих элит.

Только сейчас кое-кто (часть Украины, к примеру) начинает догадываться, что названный проект был запущен не для раздачи его участникам подарков и преференций, но для раздачи чего-то принципиально иного.

Россия - НАТО: говорить с дееспособными, успокаивать слабых В российских интересах, чтобы дееспособные страны НАТО продолжали оставаться прагматиками, а слабые постепенно отходили от антироссийских фобий, считает Андрей Сушенцов.

Украина получила от данайцев войну, разруху, миллиардные долги и тотальное мародерство. Грузия — войну и колониальную зависимость. Молдова — нищету и десуверенизацию. Киргизия — несколько разрушительных и бессмысленных госпереворотов. И даже Казахстан, который всегда придерживался многовекторной политики, получил от Запада удар под дых в виде поддержки им несистемной оппозиции.

Сегодня троянский конь "партнерства" с Европой забрасывается в Белоруссию, Азербайджан и особенно в Армению. Ведь Армения — член ОДКБ и ближайший союзник России в Закавказье.

Армяне должны понять, кто их враг, а кто друг

Вспомним, что происходило в Армении и вокруг неё в последние три с половиной месяца — сразу же после того, как 1 апреля этого года на границе с Азербайджаном вспыхнули бои.

В начале апреля Еревану показали, что Азербайджан готов к войне, что его поддерживают такие силы, как Турция, ИГ (запрещенная в России группировка) НАТО и США, а значит, соглашение по Нагорному Карабаху может быть пересмотрено силовым путем.

© Ruptly


Россия предотвратила возможное перерастание приграничного конфликта в полномасштабную войну. Однако Запад развязал на армянском направлении информационные атаки, в результате чего ему удалось убедить часть армянского общества, что Россия-де не способна защитить Армению в случае начала войны с Азербайджаном, а значит, нужно дружить не со "слабой" Россией, а с "сильным" Западом.

Бундестаг признал геноцидом преступления против армян в 1915 году Резолюцию одобрило большинство депутатов, один парламентарий проголосовал против, еще один воздержался. В преддверии голосования в Турции заявили, что признание геноцида осложнит отношения двух стран.

В Армению были направлены не только деньги на поддержку прозападных НКО и западных журналистов, но и разного рода военспецы. Так, 26 мая Армению посетила представительная делегация военных и дипломатов США во главе с самим командующим сухопутными силами США в Европе . А в начале июня чуть ли не целующаяся с Эрдоганом Германия в лице своего бундестага внезапно признала геноцид армян 1915 года.

Понятно, что такое серьезное решение, после которого, кстати, и закончилась дружба Турции с Германией, не могло быть принято без подсказки Госдепа. Однако многие армянские политики приняли решение бундестага за чистую монету (за разворот в сторону Армении), не понимая, что Запад этим решением подтолкнул Ереван в пасть удава НАТО.

Затем, уже в конце июня, в Армению прибыл папа римский Франциск I. Официально (кто бы сомневался?) — почтить память геноцида армян. А неофициально?

Наконец, в начале июля президент Армении Серж Саргсян был приглашен на саммит НАТО в Варшаву.

Должен ли он был отказать папе римскому в визите? Вряд ли. Но Ереван, как я считаю, должен был понять, что визит папы, как и решение бундестага, — это "дары", за которыми неизбежно последует расплата. Так что приглашение в Варшаву было уже ультиматумом, хотя и в традиционной для Европы данайской форме. И потому от участия в саммите НАТО Ереван должен был отказаться — предвидя, что Армению готовятся принести в жертву.

Армении нужно выбираться из капкана

Переворот в Турции (крупнейшей стране НАТО) начался через три дня после саммита альянса. И практически одновременно с ним начался мятеж в Армении.
Армении повезло, что турецкий мятеж провалился. В противном случае антиправительственные силы захватили бы в Ереване не только полицейский участок.

У меня нет сомнений в том, что перевороты в Армении и Турции планировались в единой схеме. Не случайно захватившие заложников террористы из "Учредительного парламента" не выдвинули каких-либо требований, кроме тех, что были заготовлены для переворота: Саргсяна в отставку, Сефиляна — на свободу.

Впрочем, главная проблема Армении не в том, что в ней нашлась группа националистов, готовых пожертвовать своей страной ради денег от кураторов из-за океана. Она в том, что им верит часть населения, и число таких верующих, как правило, резко возрастает, если власть не проявляет решительности и не предлагает обществу ясной перспективы.

Ереванская полиция разогнала толпу и арестовала лидеров несистемной оппозиции. Однако этого недостаточно для оздоровления обстановки в стране. В армянском обществе сегодня немало представителей данайцев, днем требующих примирения, а ночью забрасывающих камнями полицию.

Власти Армении обещают сделать все для разрешения ситуации в Ереване В минувшее воскресенье группа неизвестных проникла на территорию патрульно-постового полка полиции Армении и под угрозой насилия удерживает находящихся там людей.

Вот и чиновники ЕС, сразу же после того, как были арестованы зачинщики беспорядков, призвали власти и оппозицию воздержаться от насилия.

Понятно, что призыв этот адресован к власти, а не к террористам. В противном случае чиновники ЕС должны были осудить захват заложников в Ереване и потребовать от террористов их освобождения — чего чиновники ЕС не делают, показывая тем самым, на чьей они стороне.

Таким образом, власть в Армении сегодня должна делать прямо противоположное тому, к чему призывают данайцы из ЕС. Пора прекратить вестись на болтовню о "демократии", под которой Запад понимает исключительно свои собственные интересы.

В Армении опровергли информацию СМИ о возможной отставке правительства Ранее ряд армянских СМИ сообщили, что власти Армении обсуждают возможность отправить в отставку правительство на фоне событий с захватом заложников в здании полиции.

Полагаю, что армянские власти должны не только подавить бунт, но и осуществить в стране кадровую чистку. А армянские элиты должны понять, что действия западных политиков — в какие бы красивые обертки и льстивые слова они не рядились — всегда будут направлены против суверенитета этой страны.

Пора прекратить играть с Западом в его игры. Пора начинать жить своим умом и собственными интересами.

С осени ушедшего года активизировались переговоры о вступлении Армении в Таможенный союз (Беларусь, Казахстан и Россия) и далее — в Единое экономическое пространство. Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития оценил возможный экономический эффект для этого закавказского государства от такого интеграционного шага. Интеграция Армении в ТС — ЕЭП является предпочтительной при выборе любой стратегии экономического развития республики, говорится в докладе ЦИИ ЕАБР.

При развитии экономики страны за счет расширения внутреннего спроса Армения крайне заинтересована в соглашениях, гарантирующих свободу передвижения трудовых ресурсов и капитала, что обеспечит стабильное финансирование торгового счета платежного баланса, отмечают авторы доклада. При выборе экспортно ориентированного сценария перед Арменией открывается ряд возможностей:

  • достижение темпов роста ВВП, гарантирующих более высокий уровень жизни и конвергенцию доходов;
  • доступ на емкий и защищенный рынок ЕЭП;
  • приток инвестиций в экспортные сектора, ориентированные как на рынок ЕЭП, так и на внут­ренний рынок;
  • решение проблемы транспортного тупика Армении;
  • решение стратегических задач в энергетике.

Эффект роста ВВП

В процессе интеграции с ТС дополнительный прирост может составить 2% (в 2015 г. прогнозируется прирост примерно на 200 млн долл. с учетом того, что интеграция влияет и на темп рос­та капитала). С учетом приближения цен на минеральные продукты к ценам в ТС дополнительный прирост ВВП может составить 4% через два года (прирост примерно 400 млн долл.).

Строительство новой атомной электростанции, железной дороги на Иран, коридора «Север — Юг», открытие железнодорожного сообщения с Россией через Грузию еще более увеличат темпы роста ВВП, повысив при этом экономическую безопасность Армении и обеспечив долгосрочную экономическую устойчивость.

Только краткосрочный торговый эффект в 140 млн долл. за один год от снижения цен на газ сопоставим с приростом ВВП на 146 млн долл. в долгосрочном периоде в результате ассоциативного соглашения с ЕС, считают аналитики ЕАБР.

Транспорт

Транспортное положение Армении можно считать тупиковым, отмечается в докладе, так как страна полностью зависит от транзита грузов через территории Грузии и Ирана, однако сама существенной роли в обеспечении грузоперевозок для своих соседей не играет, что резко повышает уровень односторонней зависимости Армении от соседних стран. Реализация проектов по строительству автомобильного коридора «Север — Юг», строительство железной дороги Иран — Армения, открытие железной дороги Армения — Грузия — Россия:

  • создаст сильный коммуникационный узел регионального и международного значения;
  • создаст надежную транспортную связь между странами ТС и рынками Персидского залива, Южной и Юго-Восточной Азии;
  • станет фактором, притягиваю­щим Армению и Грузию к ТС;
  • станет первым международным транспортным проектом на Южном Кавказе, ориентированным на поддержку евразийской, а не европейской интеграции.

Без решения транспортной проблемы интеграция Армении в ТС и ЕЭП не даст максимального положительного эффекта ни для самой республики, ни для интеграционной «тройки».

Вступление Армении в ТС несет в себе определенные выгоды с точки зрения транспорта не только для Армении, делают вывод эксперты.

Энергетика

Логика развития энергетичес­кой отрасли Армении заключается в попытках достичь двух основных целей: обеспечить энергетическую безопасность страны и увеличить техничес­кие возможности для наращивания экспорта электроэнергии. Причем в долгосрочной перспективе основным направлением такого экспорта будут не постсоветские страны, а Иран, говорится в исследовании.

Сегодня стратегический интерес Армении в сфере энергетики нацелен на реализацию новых энергетических проектов, так как именно они будут гарантировать стабильность системы и увеличат объем экспорта, в том числе в случае закрытия Армянской атомной электростанции. Среди этих проектов:

  • строительство нового энергетического блока на Армянской атомной электростанции мощностью 1000 MВт;
  • строительство пятого энергетического блока на Разданской ТЭС мощностью 440 MВт;
  • инсталляция новой газовой турбины мощностью более 200 MВт на Ереванской ТЭС;
  • строительство новых гидро­электростанций;
  • строительство ветряных ферм общей мощностью более 200 MВт.

Миграция

Миграция находится под влиянием безвизового режима, разницы между ВВП на душу населения в Таможенном союзе и Армении и величины армянской диаспоры. Существенный рост производства в ТС при том же уровне производства респуб­лики приводит к росту объемов поступающих в страну трансфертов, 85% которых направляются из России. За 2012 г. трансферты из России составили сумму, равную 64,5% государственного бюджета Армении. Квартальный рост объе­ма трансфертов оценивается в 9 млн долл., годовой — около 36 млн долл., что увеличивает величину трансфертов из ТС в Армению ежегодно примерно на 3%, прогнозируют аналитики ЕАБР. При этом препятствия­ми для трудовой миграции из Армении в Евросоюз остаются отсутствие полноценной возможности свободного передвижения людей, сложности трудоуст­ройства, финансовые, языковые проблемы.

Таможенные тарифы

Сравнение таможенных тарифов Армении и Таможенного союза позволяет экспертам сделать вывод, что Армении придется существенно повысить уровень защиты. Повышение уровня таможенных пошлин приведет к сокращению дефицита бюджета и переориентации торговли.

Возникнут проблемы в рамках ВТО. Средневзвешенный применяемый импортный таможенный тариф Армении является одним из наиболее низких среди используемых членами ВТО. Он составляет по ставке режима наибольшего благоприятствования 2,7% (в Таможенном союзе 7,6% в 2013 г., 6,9% — в 2014-м, 6% — в 2015 г.). При этом Армения не использует тарифные квоты, 73% тарифных линий не облагаются пошлинами, а почти все остальные являются предметом десятипроцентной пошлины. Средневзвешенный связанный тариф Армении составляет 8,5% (у России — 10%). Во многих сферах, в частности в торговле услугами, торговый режим даже более либерален, чем зафиксировано в обязательствах Армении перед ВТО. Разрешение противоречий в рамках ВТО потребует торговых переговоров, стороной в которых консолидированно выступят страны Таможенного союза.

Подводя итог, аналитики ЦИИ ЕАБР замечают, что у интеграции Армении в ТС — ЕЭП есть ряд структурных преимуществ, которые укрепят экономичес­кие позиции Армении и повысят ее стабильность. Насколько удастся реализовать этот потенциал, во многом зависит от успеха в решении ключевых проблем: транспорта, энергетики, железнодорожного и автомобильного экспорта через Грузию, легализации и отсутствия ограничений в трудовой миграции, а также повышения инвестиционной привлекательности страны. Участники ТС, в свою очередь, заинтересованы в развитии железнодорожных и автомобильных транспортных коридоров, а также электросетей в направлении Южной Азии и Ближнего Востока, заключают эксперты.

ПИИ России в Армению

Компания-инвестор

Объект инвестирования

Год начала проекта

Стоимость на конец 2012 г., млн долл.

«Газпром»

5-й блок Разданской ТЭС

Интер РАО ЕЭС

100% ЗАО «Электрические сети Армении»

Интер РАО ЕЭС

100% ОАО «РазТЭС» (Разданская ТЭС — 4 блока)

80% ЗАО «К-Телеком»

«ВымпелКом»

100% ЗАО «Арментел»

«Газпром»

80% в «АрмРосгазпром»

100% — 1 акция в ЗАО «Южно-Кавказская ­железная дорога»

«Тройка Диалог»

ЗАО «Америабанк»

«Прометей Сити», ­




«Закнефтегазстрой»




Группа ВТБ

100% ЗАО «Банк ВТБ (Армения)»

Газпромбанк

100% ЗАО «Арэксимбанк»

100% ЗАО «РУСАЛ АРМЕНАЛ»

Доставка цветов по краснодару. Краснодар доставка цветов на дом flowerbiz.ru.

Вверх