Частушки небылицы для детей. Короткие небылицы для детей. Небылицы детские в стихах. Игры с небылицами

Небылицы для детей

Если ваш ребенок уже подрос, значит вы можете почитать ему веселые стишки небылицы. Эти потешные рифмованные строчки развеселят и взрослого, и ребенка. Дети с удовольствием слушают небылицы и всякие выдуманные истории. Читайте вместе с ребенком небылицы и веселитесь от души!

Такое чтение развивает у малышей чувство юмора, фантазию, помогает шире увидеть мир. Если ребенок еще не совсем понимает разницы между небылицами и потешками, то попробуйте ему объяснить, что небылица - это шуточный рассказик, нелепица, шутливая выдумка автора.

Небывалая сторонка
На сторонке той медведи
Грустно лапу не сосут.
Пчелы добрые соседи,
Им в подарок мед несут.
Волк живет там недалече,
Но его не слышен вой,
Он не трогает овечек,
Он питается травой.
Что там шапка-невидимка!
Здесь повсюду чудеса:
Подивись, как спят в обнимку
В норке зайчик и лиса.
Как же не мечтать об этом?
Все живут в согласье там?
Мыши ходят за советом
К добрым ласковым котам.

Шла лиса, мела хвостом
И трясла рогами.
Вырос на пеньке пустом
Короб с пирогами.

Вдруг ворона прилетела
С волчьими зубами.
Пироги с малиной ела
Закусив грибами.

Ходят рыбы по тропинке
Плавниками машут,
Еж слона несет на спинке,
Куры землю пашут.

Заяц гонится за львом
И рычит ужасно.
Крот под елкой строит дом
Из рябины красной.

Волк за облаком летит,
Пляшут мыши в кружке.
А на дне реки сидит
Под зонтом лягушка.

Над веселой небылицей
Солнце синее резвится.
А в зеленых облаках
Слоник ездит на коньках.
(И. Гурина)

Перепутаница

Встаю я под вечер,
А утром ложусь.
Гогочет петух,
Кукарекает гусь.
Я платье для куклы
Стираю метлой
И в печке дрова
Зажигаю пилой.
Вливаю три супа
В кастрюлю с яйцом.
Песенка с крышкой,
Кастрюля с концом.

Небылица перепутаница

Плыл по морю пароход,
Рыбы плавали в реке,
Кот мурлыкал на песке,
По тропинке пешеход
Шел с кошелкою в руке,
Шел, шел, шел...
Вдруг поднялся сильный ветер,
Перепутал всё на свете,
И на том же самом месте:
Плыл по морю пешеход,
Кот барахтался в реке,
Рыбы грелись на песке,
По тропинке пароход
Шёл с кошёлкою в руке.
Вот!
(Р. Фархади)

***
Однажды я видел, как в цирке слон
Прыгнул прямо с земли на балкон,
Потом он допрыгнул до самых небес
И до сих пор оттуда не слез.

***
,

По поднебесью сер медведь летит,
Он ушками, лапками помахивал,
Он чёрным хвостом да принаправливает.


Небывальщина, да неслыхальщина.

На горе корова белку лаяла,
Ноги расширя да глаза выпуча.

Небылица в лицах, небывальщина,
Небывальщина, да неслыхальщина.

На дубу свинья гнездо свила,
Гнездо свила, деток вывела.

Небылица в лицах, небывальщина
Небывальщина, да неслыхальщина.

Малы деточки поросяточки
По сучкам сидят, по верхам глядят,
По верхам глядят, улететь хотят.

Небылица в лицах, небывальщина
Небывальщина, да неслыхальщина.

Таракан гулял, гулял за печью,
Вдруг да выгулял он на белый свет.

Небылица в лицах, небывальщина
Небывальщина, да неслыхальщина.

Увидал таракан в лохани воду:
- А это ль, братцы, море синее? –

Небылица в лицах, небывальщина
Небывальщина, да неслыхальщина.

Увидал таракан – из чашки ложками хлебают:
- А не то ли, братцы, корабли бегут,
Корабли бегут, на них гребцы гребут?

Небылица в лицах, небывальщина
Небывальщина, да неслыхальщина.

***
Ехала деревня мимо мужика,
А из-под собаки лают ворота.
Выхватил телегу он из-под кнута
И давай дубасить ею ворота.
Крыши испугались, сели на ворон,
Лошадь подгоняет мужика кнутом.

***
Ехал, ехал по дорожке
Тимошка в лукошке,
Петька в сапожке,
Кузька на одной ножке,
Сенька в стакане,
А Ваня на таракане.

***
Рано утром, вечерком,
Поздно, на рассвете
Баба ехала пешком
В ситцевой карете.

***
Жил высокий гражданин
Маленького роста.
И ходить ему в окно
Было очень просто.
Раз в морозный летний день
Утречком под вечер
Изнывая от жары
Вдруг залез на печь он.

С мармеладом в бороде
К своему папаше
Плыл медведь в сковороде
По кудрявой каше!
Над землей арбуз летит,
Он чирикает, свистит:
-Я горчица, я лимон!
Я закрылся на ремонт!
Ям-тирьям-тирьям, в коляске
Две усатых Свистопляски
Босиком, бегом-бегом
Ловят ветер сапогом!

По реке бежит буфет,
В нем лежит
Большой Секрет,
Он снимается в кино,
Всем понравится оно!
(Ю. Мориц)

***
Как у вас поживают?
- На босу ногу топор надевают,
Сапогом траву косят,
В решете воду носят.
Наши сани едут сами.
А лошади наши - с усами,
Бегают в подполье за мышами.

Да ведь это кошки!
- Комара тебе в лукошке!

Наши кошки живут в гнезде
Летают везде.
Прилетели во двор,
Завели разговор: - "Кар, кар!"

Да ведь это вороны!
- Мухомор тебе вареный!
Наша - то ворона ушаста,
В огороды шастает часто.
Скок да скок, через мосток,
Белым пятнышком хвосток.

Да ведь это зайчонок!
- Огурцов тебе бочонок!
Hашего зайца все звери пугаются.
Прошлой зимою в лютый мороз
Серый зайчище барана унес.

Да ведь это волк!
- По лбу тебя щелк!

Hеужели не слыхал никогда ты,
Что волки у нас рогаты?
Волк трясет бородой,
Пообедал лебедой.

Да ведь это козлище!
- Щелчков тебе тыща!

Hаш козел под корягу ушел,
Хвостом шевелит,
Ставить сети не велит.

Да ведь это налим!
- Hет, не налим.

Мы про налима не так говорим.
Hалим Hикодим Гордится собою,
Hалим Hикодим носит шапку соболью
Hи перед кем ее не ломает
И шуток тоже не понимает.
(Сапгир Генрих)

***
В детстве увидел и помню поныне:
Кошка шила на швейной машине,
Вдруг взбунтовалась ее машина
И кошке лапу к шитью пришила.
(А. Сергеев)

***
Я видел озеро в огне,
Собаку в брюках на коне,
На доме шляпу вместо крыши,
Котов, которых ловят мыши.
Я видел утку и лису,
Что пироги пекли в лесу,
Как медвежонок туфли мерил
И как дурак всему поверил!
(С. Маршак)

***
Плыл троллейбус в океане,
В небе ехал теплоход.
Как по снегу, по сметане,
Лыжники пошли в поход.

На коньках верблюд катался,
Щука грелась на суку,
Слон на дерево забрался
И запел: - Ку-ка-ре-ку!

Сел медведь в свою ракету
И поехал на вокзал...

Я не сам придумал это.
Это Костя мне сказал.

Он на выдумку - мастак!
А может, и бывает так?
(Сергей Баруздин)

Небылицы. Небылицы для детей - это небольшие рассказики о явлениях и действиях, которых не бывает в природе, о том, чего на самом деле нет и быть не может. Еще наши предки проявляли фантазию и сочиняли небылицы, которые передавались из уст в уста. Эти забавные стишки очень нравятся детям, кроме того они развивают память и мышление малыша.

Что такое небылица?
Это значит: Волк и Львица
Привезли своих ребят
На машине в детский сад.
А потом - умчались в горы
На работу в Детский город,
Где в «Салоне Доброты»
Дарят Белочкам цветы.
***
Вот послушайте, ребята,
Нескладуху буду петь,
Летит бык на аэроплане,
Петух пашет на свинье.
Летит боров на заборе,
Листья мерит на аршин,
На иголку собирает,
Чтобы не было морщин.
Лежит корова на канаве,
Опоясавшись квашнёй,
Тесто месит и взбивает,
Заправляет лебедой.
***
Лошадка травку ела, ела,
И ей травка надоела.
В магазин пришла Лошадка
И купила шоколадку.
***
Из-за тучи, из-за гор
Едет дядюшка Егор.
Он на пегой на телеге,
На скрипучей лошади,
Топорищем подпоясан,
Нараспашку сапоги,
На босу ногу кафтан,
А на голове карман.
***
Сидит заяц на березе,
Курит вяленный сапог.
Телефонный столб женился,
У быка телегу взял.
Бык на это рассе6рдился
И зарезал самовар.
***
- Говорят: ты жив, здоров?
- Нет, лежу в больнице.
- Говорят: ты сыт по горло?
- Нет, я сильно есть хочу,
Хоть корову проглочу!
***
Мурзик вылепил из снега
Двухколёсную телегу.
Запряглись в нее собачки,
Повезли кота на скачки.
***
Едет повар на тарелке,
Две кастрюли впереди,
А лоханка позади.
Кричит ему кухарка:
«Где мая лоханка?»
Услыхали чугуны,
Загудели как жуки.
Услыхали ложки,
Запрыгали как блошки.
Кочерга пошла плясать,
А ухват ей подпевать.
***
Жил-был дедушка Егор
На лесной опушке,
У него рос мухомор
Прямо на макушке.
Вышел Лось из-за куста,
Гриб красивый скушал
И Егору прошептал:
«Надо чистить уши».
***
У козла в бороде
Живут две лягушки,
На спине сидит медведь,
Держится за ушки.
***
Волк работал пастухом
На «Дошкольной ферме».
Ездил с огненным кнутом
На корове вредной.
Пас детишек-непосед
На конфетном поле.
Им рассказывал секрет,
Как учиться в школе.
А ребята-сорванцы
В поле рвали огурцы,
Угощали пастуха
И смеялись: «Ха-ха-ха!»
***
Сидит заяц на заборе
В алюминиевых штанах.
А кому какое дело, -
Может, заяц космонавт.
***
Вы послушайте, ребята,
Нескладуху буду петь,
На дубу свинья кладется,
В бане парится медведь.

***
Под овином две сороки
Жарили варенье,
Куры съели петуха,
Говорят, собаки.
***
На вокзале в новом зале,
Кот лежит без головы.
Пока голову искали
Ноги встали и пошли.
***
По реке плывет корова,
Обогнала пароход.
На рогах стоит ворона
И соломинкой гребет.
***

Дед кудрявый без волос,
Тоненький, как бочка.
У него детишек нет -
Только сын да дочка.
***
На березе сидит заяц,
Книжку вслух читает.
Прилетел к нему медведь,
Слушает, вздыхает.
***
Чепуха, чепуха
Это просто враки:
Сено косят на печи
Коромыслом раки.
***
Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете,
Ехал дяденька верхом
В ситцевой карете.
А за ним во всю прыть
Прыгая шагами,
Волк старался переплыть
Миску с пирогами.
Заяц на небо взглянул,
Там землетрясенье
И из тучи на него
Капало варенье.
***
Вы послушайте, ребята,
Небылицу вам спою:
Вместо кренделя - баранки
Проглотил мужик дугу.
***
На горе стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой стоит корова,
Надевает сапоги.
***
Из-за тучи, из тумана
Мужик скачет на баране.
А за ним на комариках
Дети скачут в валенках,
А жена на блошке
Скачет по дорожке.
***
Сидит ежик на сосне -
Новая рубашка,
На голове сапожок,
На ноге фуражка.
***
Едет на лисе
Курица верхом,
Бежит кочан капустный
С зайцем кувырком.
Ловит щука в море
Сетью рыбака,
Плавает корова
В крынке молока.
Зернышко пшеницы
Воробья клюет,
А червяк ворону
В коробочке несет.
***
По реке плывет кирпич,
Деревянный, как стекло.
Ну и пусть себе плывет,
Нам не нужен пластилин.
Это сказка про ежа,
Он летит себе в гнездо
А муха тоже самолет,
Только очень маленький.
***
А где это видано
И в какой деревне слыхано,
Чтобы курочка бычка родила,
Поросеночек яичко снес
Да на полочку отнес.
А полочка обломилась
И яичко не разбилось.
Овечка расквохталась,
Кобылка раскудахталась:
- Ой, куда-куда, кудах!
Не бывало у нас так,
Чтоб безрукий нашу клеть обокрал,
Голопузый за пазуху поклал,
А слепой-то подглядывал,
А глухой-то подслушивал,
А безногий во догон побежал,
Безъязыкий «караул» закричал.
***
Покупал баран баранки
На базаре спозаранок
Накупил баран баранок:
Для барашков, для овечек
ДЕСЯТЬ маковых колечек,
ДЕВЯТЬ сушек,
ВОСЕМЬ плюшек,
СЕМЬ лепешек,
ШЕСТЬ ватрушек,
ПЯТЬ коржей,
ЧЕТЫРЕ пышки,
ТРИ пирожных,
ДВЕ коврижки
И ОДИН калач купил -
Про себя не позабыл!
А для женушки - подсолнушки.

Небылицы любят придумывать дети, более того им очень нравится такое занятие. Рисунки по таким сочинениям выглядят очень забавно. На странице представлены небылицы, которые дети придумали к уроку литературного чтения во втором классе. Иногда используется понятие небывальщина, это то же что и небылица, только устаревшее, разговорное выражение.

Злой кабан сидел на ветке
И чирикал со своей соседкой
Как вчера он у болота
Встретил синего бегемота
Тот взобрался на сосну
И хотел поймать лису

Злой кабан сидел на ветке
Грыз орехи и конфетки
Лимонадом запивал
Вдруг охотника он увидал
Кабан крыльями взмазнул
И на марс перепорхнул

Ложка прыгнула в тарелку
А тарелка побежала
И упала с самовара
В самоваре был чаек
Он разлился на полок

У нас все просыпаются в 3 утра. Вороны плавают. Мышки бегают за кошками. А комары-то у нас как слоны.

Храмцов Сережа

Я побывал в стране чудес. Я там увидел ворона, который косил траву на лугу для кота.

Парфенов Илья

Жуйков Андрей

Шла лиса, мела хвостом и трясла рогами.

Вырос на пеньке пустом короб с пирогами.

Однажды я пошла в лес и встретила там ежика. С большими пребольшими ушами. Он сидел и песню пел: «Пусть бегут неуклюже…..» и ждал когда с яблони упадут спелые груши. Я поболтала с ним о делах и домой побежала.

Кривоногова Кристина

Вы послушайте ребята, расскажу я вам секрет.
У меня живет дракончик, ему целых 10 лет!
Мы с ним ходим на прогулку,
Мы с ним ходим на обед.
Любит он с вареньем булку
Заедать мешком конфет.
Жернакова Тамара

Однажды я по лесной тропинке шла и увидела как две лягушки прыгали до солнца, рыбы летают и песни поют.

Ашканова Эдда

Однажды я шел летом по лесу. Вдруг мимо меня пробежал заяц с шишкой в зубах. Он быстро забрался на дерево и спрятал ее в дупло. Хорошо, что коровы по деревьям не бегают. А иначе бы все деревья лежали бы на земле.

Чепасов Егор

Новый трюк! Смертельный номер!
Бегемот – на голове! Лев стоял на бегемоте!
Крокодил стоял на льве! Волк стоял на крокодиле!
И вдобавок на носу двухметрового удава…
Волк держал как колбасу…
Все кричали: Браво! Браво!
Вдруг - немыслимое дело! На удава муха села…
И удав, отпрянув вправо, поскользнулся на носу…
Волк качнулся – и удава
Проглотил как колбасу.
Рот открыв от удивленья,
Волка слопал крокодил.
Но и сам через мгновенье
Льву в желудок угодил.
Зашатался лев - и прямо
Рухнул в пасть гиппопотаму.

Харитонов Даня

Жил кот на крыше, полетел он с крыши.
Ничего не понял я, как крылья появились у кота…
И вот под облаками порхает и летает, птиц он догоняет.

Степаненко Надя

Однажды я шел по улице и увидел, как одна собака громко… замяукала, потом быстро залезла на высокое дерево, замахала крыльями и полетела.

Григорук Кирилл

На поляне жили звери, чай любили, песни пели. Строили себе дома, выжимали облака, а водой из облаков умывались по утрам, чтобы шерстка у зверей становилась красивей. А Потапыч на поляне развлекал друзей стихами. Конечно медом угощал, никого не забывал. Вобщем быт был там налажен: добывали сок из скважен. В реках водится кокос, ананас и абрикос. На поляне хорошо! Приглашаем вас еще!

Иванова Лиза

Проснувшись утром я увидела на столе записку. В записке прочитала: мы ушли в школу, подстреги ковер и подмети холодильник. Мама и папа. До конца еще не проснувшись, я пошла умываться. В ванной я увидела, что моя кошка чистит зубы. Я заняла очередь и решила приготовить завтрак. В холодильнике я нашла пару кирпичей, килограмм гвоздей, одну пачку песка и бутылку керосина. Это вдруг меня насторожило. Я посмотрела в окно. На улице ярко светила луна и весело прыгали подснежники. Вдруг позвонил чайник и мама сказала, что у них еще два урока и мне надо накормить кошку шампунем. Кошка с радостью съела кусок мыла и выпила миску шампуня. Я решила включить телевизор. Нажала на кнопку и почувствовала как меня тресёт младшая сестра: Вставай! С днем рождения! Сегодня 1 апреля!!!

Перевозкина Даша

Ежик пошел в школу и видит на дереве растут конфеты. Залез он на дерево, съел конфетку. И пошел дальше в школу… вдруг у него закружилась голова, и он стал разноцветным. Учительница догадалась, что ежик съел конфетку с дерева и заставила ежика учиться после уроков.

Гуляева Настя

Однажды я захотел покушать и поставил тарелку с едой и стакан с чаем на стол. И вдруг стол ожил, он начал бегать по всему дому. Хорошо, что у нас была бутылочка с жидкостью, которая могла превращать все, одушевленные предметы в неодушевленные и наоборот. Я начал догонять стол, догнав, полил на него из бутылочки прямо в цель и он превратился снова в обыкновенный стол. Наконец-то я стал есть и пить чай.

Воробьев Саша

У нас во дворе

Вышла я погулять во двор нашего дома и вижу, едет на велосипеде собака и мяукает. Посмотрела вверх, летят две кошки, крыльями машут и чирикают. В стороне два воробья куличики из песка строят. Эка невидаль!

Посмотрела я на все это и пошла с девчонками гулять.

Пехтерева Настя

Пошел зайка в магазин
Он купил там лимузин
И катает он в лесу
Волка, белку и лису!

Что случилось? Не пойму:
Тут лиса кричит му-му,
А вороны гавкают,
Поросята крякают,
Мухи по полю гуляют,
Кони по небу летают.
Ой!
Карандаш сломался вдруг!
Разъяснилось все вокруг.

Плыли по реке
Тигры в друшлаке,
А за ними слон
На коне верхом.

Сейчас теплое лето
Все люди в шубы одеты,
На снегу цветут цветы,
Греются на травке
Тюлени и моржи

Сидит ежик на сосне
Новая рубашка
На голове сапожок
На ноге фуражка

Я стоял на остановке, ждал тролейбус.
Вдруг телега подъезжает, а в телеге два ежа.
"Два ежа, два ежа, нас везите не спеша!"
Подъезжаем к светофору-света нет!!!
Сигнал дает полосатый бегемот.
Едем дальше: вдруг по зебре
Пробегает пятилапый крокамот
А по улице шагает мохноногий кашалот.

Русские народные стишки, небылицы, потешки.

А где это видано

И в какой деревне слыхано,

Чтобы курочка бычка родила,

Поросеночек яичко снес

Да на полочку унес.

А полочка обломилась,

И яичко разбилось.

Овечка расквохталась,

Кобылка раскудахталась:

— Ой, куда-куда-кудах!

Не бывало у нас так,

Чтоб безрукий нашу клеть обокрал,

Голопузый за пазуху поклал,

А слепой-то подглядывал,

А глухой-то подслушивал,

А безногий водогон побежал,

Безъязыкий «караул» закричал!

Ехала деревня

Мимо мужика,

Вдруг из под собаки

Лают ворота.

Он схватил дубинку

Разрубил топор,

И по нашей кошке

Пробежал забор.

Крыши испугались,

Сели на ворон,

Лошадь погоняет

Мужика кнутом.

На болоте стоит пень,

Шевелиться ему лень.

Шея не ворочается,

А посмеяться хочется.

Лиса по лесу бежала,

Лиса хвост потеряла.

Ваня в лес пошёл,

Лисий хвост нашёл.

Лиса рано приходила,

Ване ягод приносила,

Её хвост отдать просила.

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор

На булановой телеге,

На скрипучей лошади.

Сапоги на нем с карманом,

А жилетка с каблуком.

Подпоясался дубиной,

Опирался кушаком.

Между небом и землёй

Поросёнок рылся

И нечаяно хвостом

К небу прицепился.

Трах-тах, тарарах,

Едет мышка на ежах.

— Подожди колючий ёж,

Больше ехать невтерпёж,

Очень колешься ты, ёж.

Наши уточки с утра -

Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!

Наши гуси у пруда -

Га-га-га! Га-га-га!

А индюк среди двора -

Бал-бал-бал! Балды-балда!

Наши гуленьки вверху -

Грру-грру-угрру-у-грру-у!

Наши курочки в окно -

Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко!

А как петя-петушок

Ранним-рано поутру

Нам споет ку-ка-ре-ку!

Тень-тень-потетень,

Выше города плетень.

Сели звери на плетень.

Похвалялися весь день.

Похвалялася лиса:

Всему свету я краса!

Похвалялся зайка:

Пойди, догоняй-ка!

Похвалялися ежи:

У нас шубы хороши!

Похвалялся медведь:

Могу песни я петь!

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка,

Деткам спать не даешь?

Раным-рано поутру

Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!»

А коровки в лад ему

Затянули: «Му-му-му!»

Ты, Буренушка, ступай,

В чисто поле погуляй,

А вернешься вечерком,

Нас напоишь молочком.

Скучно волку жить в лесу -

Он заводит песню.

Так неладно, так нескладно -

Хоть беги из лесу.

Перед ним лисица пляшет -

Рыжей лапой машет.

Хоть ни ладу и ни складу -

Пляшет до упаду.

Воробей пищит на ветке

Изо всех силенок.

Пусть нескладно, непонятно-

Все равно приятно.

Как на тоненький ледок

Выпал беленький снежок.

Выпал беленький снежок,

Ехал Ванюшка-дружок.

Ваня ехал, поспешал,

Со добра коня упал.

Упал Ваня и лежит,

Никто к Ване не бежит.

Две девушки увидали,

Прямо к Ване подбежали,

На коня Ваню сажали,

Путь-дорогу показали.

Путь-дорогу показали,

Да наказывали:

Как поедешь ты, Иван,

Не зевай по сторонам!

Старый заяц сено косит,

А лиса сгребает.

Муха сено к возу носит,

А комар кидает.

Довезли до сеновала -

С воза муха закричала:

«На чердак я не пойду,

Я оттуда упаду,

Ноженьку сломаю,

Буду я хромая».

Гречку мыли, гречку мяли,

Мышку по воду послали

По мосту-мосточку,

Желтому песочку.

Проплутала долго -

Испугалась волка,

Заблудилась, слезы градом,

А колодец - рядом.

Ой ты, заяц косой - вот так!

Не ходи ты за мной - вот так!

В огород попадешь - вот так!

Всю капусту сгрызешь - вот так,

Как поймаю тебя - вот так,

Как за уши схвачу - вот так,

Да и хвост откручу - вот так!

Приложение №4

Конспект занятия

Тема: Народные художественные промыслы.

Цель: Познакомить детей с народными художественными

промыслами, развить чувство гордости за русскую землю,

славящуюся мастерами, которые создавали и создают своими руками

сказочную красоту.

Дать детям представление об общности народных художественных промыслов и их различиях.

Помочь детям через беседу, дидактические карты, наглядные пособия, развивать воображение, память, чувство света, эстетическое восприятие.

Способствовать формированию у детей подлинной любви и уважения к своей Родине, к ее историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству.

Предварительная работа:

Рассматривание открыток, альбомов, слайдов, изделий дымковских, гжельских и хохломских мастеров (каждый промысел на отдельном стенде), рисование в альбомах для раскрашивания.

Материалы и оборудование:

Картинки и открытки с изображением различных народных промыслов. Посуда: Гжель, Хохлома. Дымковские игрушки.

Ход занятия

(Тихо звучит музыка)

Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, послушаешь прекрасную музыку, прикоснешься к истинным творениям русского народа.

Земля наша, Русская, испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.

Для того, чтобы любить, необходимо все это видеть и знать. Ребята, сегодня на занятии я хочу вам рассказать о народных художественных промыслах.

В России народных художественных промыслов великое множество. И сейчас мы с вами совершим экскурсию по самым знаменитым, самым уникальным центрам народного творчества.

Дети подходят к первому стенду. (Гжель)

В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоит городок Гжель. Давным-давно жили-были там смелые и умелые, веселые и красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им лучше свое мастерство показать, всех людей порадовать, да свой край прославить. Думали-думали, да придумали. Нашли они в родной сторонке глину чудесную, белую-белую, и решили слепить из нее посуду разную, да такую, какой свет не видывал. Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои изделия, расписывали свою посуду синей краской разных оттенков. Рисовали на посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Очень затейливая, нарядная получилась посуда, и стали называть ее «нежно-голубое чудо».

Чашка эта голубая

О зиме напомнит вдруг:

На снегу холодном тает

Не расстает синий луг.

Рассветают на морозе

Хризантемы и ромашки.

Колокольчики и розы.

Украшают чашки, вазы

Сколько блеска, сколько глянца

В сине-белом том фасьянсе!

Неужели, неужели

В Вашем доме нету Гжели?

Дети подходят ко второму стенду. (Хохлома)

Продолжим нашу экскурсию, посмотрите, какая красивая посуда.

В старину люди ели из деревянной посуды. В селе Хохлома искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали ее красивой росписью, отправляли в другие города. Посуда эта нравилась людям своими яркостью, праздничностью, узорами. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом. Позже стали делать и детскую мебель. С большим старанием делают хохломчане свою посуду. Много выдумки и фантазии применяют, придумывают узоры, которые высматривают в окружающей природе. На хохломской посуде вьется, кружится травка-былинка, то красная, то черная, а из нее выглядывает ягодка: смородина, малина, рябина, или цветы: маки, колокольчики, ромашки.

Я перечислила элементы, но в хохломской росписи их называют по-иному - завиток, а листья украшены оживкой, в виде прожилок. Найдите на предметах ягоды клубники, ягоды смородины, завиток, листья, цветы.

Молодцы ребята! Послушайте стихотворение о Хохломе.

Вы не знаете, ребята,

От чего и почему,

Очень часто называют

Золотую Хохлому?

Разве золотом покрыты

В ней деревья и дома?

Может, всюду там сияют

Золотые терема?

Деревянная, резная

Расписная Хохлома!

Удивительной посудой, -

Вот чем славится она.

Этот тонкий, этот дивный

Золотистый завиток!

Раз увидишь, не забудешь,

И хотел бы, да не смог.

Дети подходят к стенду с Дымковской игрушкой.

Полюбуйтесь ребята, какая красота! И Барышня,и свистулька, и лошадки. Что же это за узор?

А сейчас послушайте мой рассказ о Дымковской игрушке.

Дымковская слобода, что недалеко от города Вятки, славится своими мастерами. Проходили здесь знаменитые весенние ярмарки, народные гуляния, на которых и появились первые игрушки расписные, дивные такие. Называется такой праздник «свистуньей». Пели на разные голоса свистульки, зазывая весну, прогоняя холодную зиму. Практически в каждой избе жили умельцы, владеющие дымковским мастерством. Из красной глины, смешанной с просеянным песком, рождались, появлялись на свет разные зверюшки: кони озорные, олени золоторогие, индюки важные, кавалеры отважные, свистульки голосистые да звери сказочные, диковинные. Особенностью дымковской игрушки является простой геометрический орнамент, состоящий из ярких пятен, кругов, зигзагов и полосок разной толщины. Для этой росписи используют сочетания ярких цветов: красного, малинового, желтого, голубого, зеленого, оранжевого, синего и, конечно, черного. Словно из далекой доброй сказки пришло к нам чудо: зверюшки-веселушки, дивные дымковские игрушки.

Есть в России уголок,

Где из труб идет дымок,

Знаменита деревушка

Яркой глиняной игрушкой:

Пестрыми фигурками.

Кошечками Мурками,

Расписными петухами,

Курицами, индюками,

Веселит, ласкает взор

Пестрый Дымковский узор.

Итог занятия.

РЕФЛЕКСИЯ

Ребята, интересная экскурсия у нас получилась? А вы хотите стать народными умельцами? (Ответы детей). Хорошо! Тогда я приглашаю вас на следующее занятие по изобразительному искусству в нашу мастерскую, где вы сможете стать народным умельцем.

Источники информации

КнязеваО.Л. « Приобщение детей к истокам русской народной культуры»,СПб, 1997.

В детских книгах с небылицами творится нечто невообразимое: порезавшая лапу кошка «отчасти» идет по дороге, «отчасти» летит по воздуху; «греку» цапнул рак; в деревне ворота лают «из-под собаки», а некая палка выскакивает «с бабкою в руках»… Короткие истории с перевернутым смыслом забавляют и развивают детей. Примеры небылиц для детей , данные в статье, помогут взрослым лучше понять, что это такое и чем небылицы полезны для развития детей.

Короткие примеры детских небылиц

По дороге на Кавказ
Едет старый тарантас.
В тарантасе сидит кот,
У него болит живот.

Лошадь ела кашу,
А мужик - овёс,
Лошадь села в сани,
А мужик повёз.

Чепуха, чепуха,
Это просто враки,
Косят сено на печи
Топорами раки.

Стоит милый у ворот,
Широко разинута рот.
И никто не разберёт:
Где - ворота, а где - рот.

Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.

Игры с небылицами

Используя примеры небылиц , приведенные выше, поиграйте с детьми:

  • Кто из них с первого раза запомнит больше небылиц?
  • Кто быстрее всех запомнит все напечатанные здесь небылицы?
  • Кто, закрыв глаза, скажет наизусть эти небылицы в обратном порядке?
  • Кто лучше всех перевернет небылицы «с головы на ноги» и объяснит, почему так в жизни не бывает и не может быть?

Чему небылицы учат детей?

Небылицы, детские считалки, дразнилки, скороговорки живут и не умирают, передаваясь от поколения к поколению, радуют сегодняшних малышей ничуть не меньше, чем наших малолетних прабабушек и прадедушек? Каждый народ имеет целый фонд детских небылиц.

Да потому, что они, эти небылицы, как воздух, необходимы детям.

«…У ребенка у самого есть стремление создать себе такой «перевернутый мир», чтобы тем вернее утвердиться в законах, управляющих миром реальным», - доказывает в книге «От двух до пяти» К. И. Чуковский.

«Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и его требование биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир прежде всего и легче всего в игре, игрой. Он играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют «духом языка», - утверждал в своей статье А. М. Горький.

Дети с восторгом принимают и самые старые, и самые новые небылицы, считалки, дразнилки, поддевки, молчанки, загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, долгоговорки, песни-бесконечки, пародии, частушки, горелки, тавтограммы и многое, многое другое…

Веселых минут вам. И маленьким, и большим!



Вверх