Братья янковские династия. Янковские – актерская династия с дворянскими корнями. Актерская династия Боярских

Изменить размер текста: A A

«Комсомолка» перелистала семейный альбом Ростислава Янковского

ДОСЬЕ «КП»

Ростислав ЯНКОВСКИЙ - актер Национального академического др аматического театра им. М. Горького (с 1957 года сыграл более 160 ролей), народный артист СССР (1978). Снялся почти в трех десятках фильмов («Служили два товарища», «Володя большой, Володя маленький», «Ребро Адама», «Любить по-русски» и др.). Член Совета Республики Национального собрания РБ. Почетный гражданин Минска .

Дворянское гнездо

Тот факт, что Янковские – потомственные дворяне, документального подтверждения не имеет – не уцелели ни дворянская грамота, ни Георгиевский крест штабс-капитана лейб-гвардии Семеновского полка Ивана Павловича Янковского. Да, собственно, никакого подтверждения и не надо – достаточно взглянуть на любого из Янковских, как все становится и без грамоты ясно.

Старший сын Ивана Павловича и Марины Ивановны, Ростислав, родился в Одессе в голодный 1930-й год. Отца вскоре посадили – не вышел породой. Воспитанием Ростика занимались мама и бабушка. Мальчик слушал бабушкину французскую речь, ее вечное обращение ко всем на «вы» и «господа» и не понимал, отчего трепещут мама и соседи. Еще не понимал, зачем с церквей срывают такие красивые, блестящие кресты. И над чем как ненормальная хохотала соседка Рива, когда на первомайском параде человек в комбинезоне, стоявший на огромном глобусе с молотом в руке, от резкого торможения покачнулся, замахал руками и громко, на всю улицу крикнул «Йоб…».

А как-то шестилетний Ростик, набегавшись во дворе, вернулся домой и застал маму в объятьях незнакомого мужчины. «Папа!» – шепнуло пацану шестое чувство. Это действительно был отец, вернувшийся из лагеря после пятилетнего заключения.

Судьба уготовила их семье быть вечными кочевниками. В Рыбинске штабс-капитан Янковский строил водохранилище, в казахском Джезкагане – медеплавильный комбинат, в таджикском Ленинабаде грузил руду на атомном заводе. В 37-м едва не поплатился жизнью за то, что в 20-е служил в Красной Армии при «враге народа, шпионе и предателе» Тухачевском . Со временем Янковские перебрались в Саратов . В то время в семье уже было трое детей – Ростислав, Николай и Олег. Вскоре Иван Николаевич умер. Марина Ивановна выучилась на бухгалтера и одна кормила семью. За детьми смотрела бабушка. Ходили в обносках, впятером ютились в четырнадцатиметровой комнатушке, но при этом держали богатую библиотеку, говорили по-французски, много читали, а по вечерам принимали гостей - такую же ссыльную интеллигенцию.

Олег Янковский поступил в училище вместо брата

В Саратове и по сей день живет средний из братьев Янковских Николай. «Коля по своей доброте, проникновенности, отзывчивости - самый лучший из нас», - считает Ростислав Иванович. Сегодня Николай Иванович – заслуженный работник культуры, заместитель директора кукольного театра. Он не стал артистом, хотя мог. История его поступления в театральное училище стала семейной легендой.

Началось все с того, что младший, Олег, покупая на рынке картошку, увидел на столбе затертое объявление о приеме в театральное училище. В то время старший брат Ростислав уже блистал на сцене Русского театра в Минске. Олег решил: "Зайду-ка, посмотрю".

В училище произошла совершенно фантастическая история. Узнав о том, что экзамены давно закончены, Олег осмелился зайти к директору - узнать об условиях приема. Тот, не дав юноше объяснить цель визита, спросил:

Ваша фамилия?

Янковский.

Директор заглянул в какие-то списки у себя на столе:

Вы приняты. В сентябре приходите учиться.

Олег вернулся домой ошарашенный. Почему его приняли без экзаменов, он не понял, но решил, что в театральном недобор. Осенью он просто пришел на занятия.

И только несколько месяцев спустя выяснилось, в чем дело. Оказывается, брат Николай, который работал на заводе сталеваром, но грезил сценой, пошел поступать в театральное, никому ни о чем не сказав. Прошел все туры, сдал все экзамены. А когда узнал о том, что Олега в училище приняли за него, просто промолчал. Мол, пусть учится младший, а ему нужно кормить семью - маму и бабушку. А в училище еще долго считали, что они просто перепутали имя абитуриента Янковского.

Сегодня артист Олег Янковский - обладатель всех мыслимых и возможных регалий. Но особенно ему дорого звание народного артиста СССР. Так сошлись звезды, что Янковский получил это звание за неделю до того, как перестала существовать страна СССР. Его фамилия стояла последней в последнем списке на эту награду.

Как из диспетчера автобазы Янковского вышел артист

Ростислав Янковский страшно не любил школу. И когда во время войны в Ленинабад перевели Одесскую летную спецшколу, он, покоренный красивой формой курсантов «спецухи», тут же подался в авиаторы. И в бокс – неожиданно для себя. Впрочем с карьерой летчика у него не сложилось, а вот чемпионом Таджикистана по боксу стал. И вообще бокс сыграл в его жизни роковую роль. Однажды на соревнованиях он увидел девушку. Подойти постеснялся, но сразу понял, что это любовь с первого взгляда и на всю жизнь. Красавица Нина Чеишвили, грузинка по отцовской линии, училась в то время в пединституте и была рекордсменкой Таджикистана по легкой атлетике: на дистанциях в 100, 200 и 400 метров ей не было равных.

Богиня! Ради второй встречи с ней я уговорил нашего тренера по легкой атлетике в авиашколе взять меня, боксера, на соревнования в Сталинабад , - вспоминает Ростислав Иванович, и в его глазах бегают «чертики». - Честно признался: 100 и 200 метров завалю, но 1500 пробегу, ядро толкну, так что какие-то баллы команде принесу. Меня взяли. Хожу я по стадиону, ищу ее. И тут в рупор говорят: вызываются на старт женщины. Смотрю - идет моя Нина с шиповками в руках. И я ничего другого с перепугу не мог сказать, кроме как: «А вы женщина?». Она мне в ответ: «Представьте себе, да». Дурь, конечно, но мне главное было хоть что-то сказать, зацепить ее. Я ведь младше ее на три года. Сейчас-то это не имеет значения, а в то время, когда ей было 20, разве я мог признаться, что мне всего 17? Мне же хотелось ее завоевать! И я соврал, приписал себе четыре года.

Через три с половиной года встреч они поженились. Это было 53 года назад. Нина Давидовна с тех пор ни разу не пожалела, что вышла замуж за Ростислава Ивановича. Кстати, если бы не она, актерской династии Янковских могло и не быть. Ростислав устроился работать диспетчером автобазы на одно закрытое атомное предприятие. Деньги платили большие - 1300 рублей в месяц. Но шоферня, чтобы получить хороший наряд, взялась спаивать диспетчера, да так, что дойти до дома сам он уже не мог.

А я уже беременная была, вот-вот Игорек появится, - вспоминает тяжкие времена Нина Давидовна. - И вот иду по Ленинабаду, смотрю – объявление: набираются юноши и девушки на театральные курсы и в кружок самодеятельности. Я пришла домой и говорю: Слава, иди. Условие одно – уходишь с автобазы. Он послушался и записался – и в кружок, и на курсы, а с автобазы перевелся диспетчером железнодорожного отдела, где не пили.

Первый спектакль мужа Нина Давидовна не могла не запомнить на всю жизнь хотя бы потому, что именно в этот день, на Пасху, 29 апреля 1951 года, через пару часов после премьеры она родила сына. А Ростислава на сцене увидел один из московских театральных режиссеров, приехавший в Ленинабад на заработки, и пригласил его в профессиональный театр. Так было положено начало актерскому клану Янковских.

В Минске Янковские жили в театре

В Минск Ростислав Иванович попал в 1959 году «по протекции» гримера Егорова , с которым познакомился в Ленинабаде. Егоров, переехав в белорусскую столицу и устроившись работать на «Беларусьфильм», рассказал там о Янковском, и того пригласили на кинопробы. А на студии его увидели актеры Русского театра и позвали к себе.

Театр стал его домом в прямом смысле слова - три с половиной года Ростислав Иванович с семьей жил в театральных гримерках. Забрал к себе из Саратова 14-летнего брата Олега, чтобы снять с родных хотя бы часть материальных забот. В Минске, кстати, нынешняя звезда «Ленкома » Олег Янковский дебютировал на сцене - заменил заболевшую травести в эпизодической роли мальчика в спектакле "Барабанщица". Правда, Олег не сразу осознал всю ответственность - куда больше театра его волновал футбол, и однажды он просто проспал свой выход в спектакле. Рассерженный Ростислав запретил младшему брату на пушечный выстрел подходить к футбольному полю.

Олег Янковский вначале был просто мужем

Когда-то мать учила сыновей: "Если решил жениться, то уж на всю жизнь. По-другому и начинать не надо". Все трое братьев Янковских женились до 21 года - и именно на всю жизнь. И если Ростислава судьба настигла на стадионе, то Олега – в театральном училище. Людмила Зорина училась на курс старше, была очень заметной, красивой, рыжей и безумно талантливой. После училища ее сразу пригласили в Саратовский драмтеатр. Смотреть на нее ходил весь Саратов, а про Олега тогда говорили: "Это - муж самой Зориной". Да только однажды Людмиле, как когда-то Николаю Янковскому, пришлось пожертвовать своей карьерой ради Олега. Бросив все, она последовала за мужем в Москву , с головой ушла в семью - развитию таланта такого ранга, как у Янковского, требовались "крепкие тылы".

Кроме жены самые близкие люди для Олега Янковского - сын Филипп, артист и известный клипмейкер (снимает клипы для Ветлицкой, Маликова , Децла, «Блестящих», сам снялся в роли молодого Трубадура в фильме «Бременские музыканты»), невестка Оксана Фандера, одна из победительниц конкурса красоты «Мисс СССР», и внуки. Их у него двое – 12-летний Ваня и 7-летняя Лизонька. Олег Иванович гордится тем, что построил для своей семьи дом, похожий на тот, о котором рассказывали ему когда-то бабушка и мама. Он, как и его старший брат, считает, что семья - самая большая удача в его жизни.

Отцы и дети

Сыновья Ростислава Янковского – Игорь и Владимир – поначалу тоже пошли по стопам отца, стали актерами. Но спустя какое-то время оба поняли: театр – это не для них.

Младший, 43-летний Владимир, - единственный из Янковских, кто пока не обзавелся семьей. Но дом построил – хороший, двухэтажный. Главное украшение дома - коллекция фильмов из более чем двух тысяч кассет. И хотя живет Владимир Ростиславович в Минске, работает по большей части в Москве или на Москву. Актер театра и кино по образованию, 10 лет отыгравший на одной сцене с отцом, он так и не узнал вкус славы, успеха и настоящего творчества. Восемь лет назад он создал кинокомпанию Irreal Pictures и стал, пожалуй, самым известным белорусским клипмейкером. Он снял более 300 рекламных роликов и видеоклипов. Самые известные работы - клипы "Шизофрения" для немецкой группы "Майнд Одисси", «Как упоительны в России вечера» и «Моя любовь – воздушный шар» для «Белого орла».

А его старший брат Игорь уехал в Москву, поступил в Щукинское и 25 лет отработал у Эфроса в Театре на Малой Бронной . А однажды летом, отдыхая в Сочи , познакомился с рыжеволосой красавицей Эвелин. Наполовину немка, Эвелин Мотл жила с родителями под Берлином , а в Сочи приехала отдохнуть после получения диплома Берлинского университета. Увидев друг друга, Игорь и Эвелин, что называется, пропали – и уже через год поженились. Эвелин переехала в Москву к мужу. А у того - нищенская зарплата, маленькая комнатушка, в магазинах – пустые полки.

«Когда родился первый внук, я не смог купить голубой набор для новорожденного! Купил розовый, - вспоминает дедушка Ростислав те «дефицитные» времена. – Но и розовый пригодился, правда, только через 14 лет, когда родилась внучка, Анна-Мария. Денису сейчас двадцать, он учится в Лондоне , изучает маркетинг. Бывает в Минске, любит нашу дачу в Городище. Говорит, лучший город в мире – это дача. А Анне-Марии – шесть. Она просто ангелочек и, конечно, хочет стать артисткой».

Игорь же сразу после рождения сына ушел из театра и организовал свою рекламную фирму «Максима». Сегодня это одна из самых крупных рекламных компаний в Москве. Ее руководитель с головой погружен в работу. Из дому уезжает рано, приезжает поздно, но обедает дома и непременно старается успеть искупать перед сном Анну-Марию, ревнует ее и грозится всех поразгонять, когда дочка соберется замуж. В Минске бывает нечасто. Но на Рождество собирает всю родню у себя в Москве. Это любимый праздник клана Янковских.

Ростислав Иванович Янковский родился в г.Одесса.
Актер Государственного русского драматического театра БССР им. М.Горького.
Народный артист СССР (1978).

В 1951 году окончил театральную студию в Ленинабаде при Ленинабадском драматическом театре, до 1957 года работал в Ленинабадском театре.

С июня 1957 г. работает в Минском Национальном академическом драматическом театре им.М.Горького. Сыграл более 160 ведущих ролей в классическом, современном и зарубежном репертуаре

Президент Международного кинофестиваля стран СНГ и Балтии "Лiстапад".
Неоднократно избирался в районный, городской и Верховный Совет, Совет Республики Национального Собрания Республики Беларусь, являлся секретарем Правления Союза театральных деятелей Республики Беларусь.

Жена - Нина Чеишвили. Сыновья: актёр Игорь Янковский и актёр Владимир Янковский.
Младший брат – Олег Янковский, племянник – актёр и кинорежиссёр Филипп Янковский.
Средний брат Николай живет в Саратове, но приезжает в Минск на юбилеи, на фестивали, в гости.
Один внук работает в Москве, ему 28 лет, он занимается маркетингом. Внучка учится в Минске, а младшенькому, от второго сына, который живет в Минске, будет только 5 лет.

Детство

Ростислав Янковский родился 5 февраля 1930 года в Одессе в семье бывшего штабс-капитана лейб-гвардии Семёновского полка. Впоследствии его отец будет репрессирован, а семья будет отправлена в ссылку в Казахстан, где родится его младший брат Олег Янковский.

«Корни» у Янковских - белорусские, о чем, кстати, говорит и сама фамилия, основанная от имени Ян, Янка. Да и основоположник рода изначально ведь был Ян Янковский, это потом уже в России стал Иваном. Гвардейскому офицеру, штабс-капитану лейб-гвардии Семеновского полка Ивану Янковскому пришлось служить и в Красной Армии, вместе с Тухачевским... Мать тоже дворянка, из рода Ненастьевых. Мать с Волги, а отец из Беларуси.

И, тем не менее, несмотря на верную службу в Красной Армии, в советское время Иван Янковский все же был репрессирован. А семья «врага народа» пожила вместе с ним во многих городах и селениях. После второго ареста семья переехала в деревню под Рыбинск. Город был знаменит своей огромной «зоной». Какие люди в то время там сидели: актеры, музыканты, поэты! А какие концерты давали друзья отца, «вольнопоселенцы»!

Вот в этой интеллигентной, высокообразованной семье и рос Ростислав Янковский. Парень много читал, размышлял, и в его душе рождались фантазии, наполняя душу глубоким внутренним смыслом... А вот игра в различных драмкружках была, пожалуй, единственной отдушиной среди школьной рутины. Тогда, во время войны, юношу тянуло играть, изображать что-нибудь неожиданное, яркое. В школьной самодеятельности ему доверяли всегда главные, ответственные роли. Родители, сами любившие театр, искусство, музыку, всегда поддерживали увлечение сына. И потом продолжали помогать ему, были и первым советчиками. Так что выход на сцену Ростислава Янковского, пожалуй, был подготовлен всей его жизнью.

Начало театральной карьеры. Учёба

По окончании школы он женился, работал диспетчером автобазы в Ленинабаде. В это время он принимал участие в самодеятельности Дворца культуры. Там Ростислава Ивановича заметил руководитель местного театра Дмитрий Михайлович Лиховецкий и предложил работать в театре. Поначалу Ростислав стал отказываться, ведь не было образования, но ему сказали: «будете работать и учиться, педагоги у нас есть». Так и вышло: Ростислав учился в студии при театре и был занят в спектаклях театра: «Макар Дубрава» Корнейчука, «Последние» М.Горького.

В 1951 году окончил театральную студию в Ленинабаде, до 1957 года работал в Ленинабадском театре.

В 1957 года вместе с женой Ниной и сыном Игорем переехал в Минск, и с тех пор служит в Минском русском драматическом театре им. М. Горького. Ростислав уже в молодые годы стал звездой сцены. Здесь были сыграны его самые знаменитые классические роли: Макбет, Арбенин, Антоний, Вершинин.

Не единожды знаменитого актера белорусской сцены переманивали в лучшие театры Москвы и Ленинграда, но он всякий раз отказывался: «Уж так, как меня Беларусь приняла и полюбила, наверное, не сможет ни одна страна. В Минске Господь мне помог, судьба актерская сложилась хорошо, я сыграл множество ролей. Я люблю этот театр, а он любит меня!» И будучи бессменным президентом международного кинофестиваля «Лiстапад», Ростислав Иванович ни разу не отменил ни одного спектакля со своим участием, даже в день открытия кинофорума!

Первые роли в кино

Дебют Ростислава Янковского в кино состоялся на киностудии «Беларусьфильм» в историко-революционном приключенческом фильме «Красные листья». Режиссер Владимир Корш-Саблин пригласил тогда восходящую звезду Минской театральной сцены на роль одного из молодых повстанцев на ряду со знаменитыми актерами: Михаилом Жаровым, Кларой Лучко, Евгением Карнауховым, Владимиром Чобуром, Владимиром Дедюшко.

Настоящую же киношную жизнь Ростислав Янковский начал постигать с роли серьезно настроенного красноармейца Васильчикова в фильме о Гражданской войне «Служили два товарища» Евгения Карелова. В этом фильме братья Янковские впервые снимались вместе. Младший Олег Янковский сыграл в картине роль бывшего фотографа - солдата Андрея Некрасова. Потом, правда, еще не раз сводила их вместе киношная судьба на одной съемочной площадке.

В историко-биографической ленте режиссера Бориса Степанова «Я, Франциск Скорина...» братья Янковские создали романтические образы других братьев, живших в первой половине XVI века. Ростислав блестяще сыграл Ивана Скорину, а Олег столь же успешно выглядел в роли белорусского издателя и просветителя Франциска Скорины.

Герои Янковского. Такие разные…

70-е – 80-е годы - расцвет творчества Ростислава Янковского. Обладая врожденным аристократизмом и обаянием (что, собственно говоря, присуще всем Янковским) актер создал целую галерею запоминающихся образов. Способность актера легко вписываться в разнообразные художественные миры позволила ему быть востребованным самыми разными режиссерами в картинах самых разных жанров.

Среди его героев: Агирре в приключенческом фильме Вениамина Дормана «Земля, до востребования», редактор Семен Петрович в драме Иосифа Шульмана «Встреча в конце зимы», полковник Антон Георгиевич Белов в детективе Бориса Шадурского «Задача с тремя неизвестными», профессор Флягин в фильме Ивана Киасашвили «Кафедра», Хозяин созвездия в «Сказке о звездном мальчике» Леонида Нечаева, инвалид войны, любитель книг Михаил Михайлович в детской комедии Николая Лукьянова «Не забудьте выключить телевизор…».

Органично Янковский выглядел и в картинах на военную тематику (начштаба партизанского отряда в военном фильме Бориса Степанова «Волчья стая» и волевой умный генерал-майор Смирнов в «Битве за Москву» Юрия Озерова), и в экранизациях произведений русских классиков (драма Вячеслава Криштофовича «Володя большой, Володя маленький», созданная по мотивам рассказов Антона Павловича Чехова, или одна из лучших экранизаций Достоевского – драма Евгения Марковского «Вечный муж»).
К числу наиболее заметных картин с участием Ростислава Янковского начала 90-х относятся: трагикомедия Вячеслава Криштофовича «Ребро Адама» (где актер создал образ преуспевающего адвоката Виктора Витальевича) и ироническая фантазия из закулисной жизни театральной богемы по пьесам Дюренматта и Ануйя «Грех лицедейства». В последней актер блистает бурной игрой красок в главной роли в партнерстве с великолепной Анастасией Маланкиной.

Янковский не просто играл роли, он по-настоящему «жил на экране». Этот талант актера ярко проявился и в мелодраме «Солнечный день в конце лета», повествующей о неожиданном и неуместном чувстве, возникшем между двумя уже вполне зрелыми людьми, живущими каждый своей жизнью, и в кинопритче «Аномалия», снятой по мотивам рассказа Клиффорда Саймака «Все живое – трава».

Снялся Ростислав Янковский и в двух фильмах знаменитой кинотрилогии Евгения Матвеева «Любить по-русски – 2», сыграв роль суетного в погоне за благами и карьерой Ярошевича. Как признавался сам Ростислав Иванович, он просто не мог отказать себе в удовольствии сняться рядом с такими мастерами отечественного кино, как Евгений Матвеев, Галина Польских, Лариса Удовиченко, Виктор Раков.

В последние годы Ростислав Иванович нечасто, но все же появляется на экране, радуя своими новыми работами поклонников его таланта. Одна из таких ролей - польский хуторянин Войцех Бельски в военном фильме «В июне 41-го».

В минувшее воскресенье, 26 июня, в Минске на 87-м году жизни скончался народный артист СССР, актер театра и кино Ростислав Янковский. О смерти артиста сообщается на сайте Национального академического драматического театра им. Горького в Минске, где служил актер.

Гражданская панихида состоится сегодня, 28 июня, на большой сцене театра. «Его смерть – тяжелейшая и невосполнимая утрата для семьи, для друзей и для миллионов поклонников его таланта, огромная потеря для Искусства, служению которому он посвятил всю свою жизнь. Великий актёр всегда будет жить в ролях, блестяще сыгранных им, а добрый и искренний, открытый и светлый, уникальный, мужественный человек – навсегда останется в сердцах родных и друзей, в памяти миллионов людей, для которых он был, есть и будет кумиром», - говорится в заявлении, опубликованном на сайте театра.

Ростисла Янковский - старший из трех братьев Янковских. Средний брат - Николай - скончался в 2015 году в Саратове, находясь в состоянии комы после инсульта. Младший брат - Олег - умер в мае 2009 года после борьбы с раком поджелудочной железы.

Ростислав Янковский родился 5 февраля 1930 года. На его счету более 160 ведущих ролей на театральной сцене и более чем 50 киноролей, в частности в таких фильмах, как «Служили два товарища», «Вся королевская рать», «Кортик», «Сказка о звездном мальчике».

* * *

Ростислав Янковский родился 5 февраля 1930 года в Одессе. «Корни» у Янковских - белорусские, о чем, кстати, говорит и сама фамилия, основанная от имени Ян, Янка. Да и основоположник рода изначально ведь был Ян Янковский, это потом уже в России стал Иваном. Гвардейскому офицеру, штабс-капитану лейб-гвардии Семеновского полка Ивану Янковскому пришлось служить и в Красной Армии, вместе с Тухачевским…

И, тем не менее, несмотря на верную службу в Красной Армии, в советское время Иван Янковский все же был репрессирован. А семья «врага народа» пожила вместе с ним во многих городах и селениях. После второго ареста семья переехала в деревню под Рыбинск. Город был знаменит своей огромной «зоной». Какие люди в то время там сидели: актеры, музыканты, поэты! А какие концерты давали друзья отца, «вольнопоселенцы»!

Вот в этой интеллигентной, высокообразованной семье и рос Ростислав Янковский. Школу он, правда, как храм науки особо не ценил, потому и не запомнил особо свои школьные годы. После школы мальчик всегда спешил домой. Он вообще был не очень общительным. Предпочитал такое детское одиночество. Парень много читал, размышлял, и в его душе рождались фантазии, наполняя душу глубоким внутренним смыслом…

А вот игра в различных драмкружках была, пожалуй, единственной отдушиной среди школьной рутины. Тогда, во время войны, юношу тянуло играть, изображать что-нибудь неожиданное, яркое. В школьной самодеятельности ему доверяли всегда главные, ответственные роли. Родители, сами любившие театр, искусство, музыку, всегда поддерживали увлечение сына. И потом продолжали помогать ему, были и первым советчиками. Так что выход на сцену Ростислава Янковского, пожалуй, был подготовлен всей его жизнью.

В Ленинабаде, уже женившись и работая диспетчером автобазы, Ростислав Янковский продолжал принимать активное участие в самодеятельности Дворца культуры. Там-то талантливого юношу и заметил руководитель местного театра Дмитрий Михайлович Лиховецкий и сразу же предложил работать в театре.

Поначалу Ростислав Янковский учился в студии при театре и был занят в спектаклях. Вначале, конечно же, были несколько небольших эпизодов, потом - пьеса Корнейчука «Макар Дубрава», а после этого играл Петра в «Последних» Горького.

Переехав в 1957 году вместе с женой Ниной и сыном Игорем в Минск, Ростислав Янковский был принят в труппу Русского драмтеатра имени М. Горького и уже в молодые годы стал звездой сцены. Здесь были сыграны его самые знаменитые классические роли: Макбет, Арбенин, Антоний, Вершинин.

Не единожды знаменитого актера белорусской сцены переманивали в лучшие театры Москвы и Ленинграда, но он всякий раз отказывался: «Уж так, как меня Беларусь приняла и полюбила, наверное, не сможет ни одна страна. В Минске Господь мне помог, судьба актерская сложилась хорошо, я сыграл множество ролей. Я люблю этот театр, а он любит меня!» Ростислав Янковский – рыцарь Минского театра! И будучи бессменным президентом международного кинофестиваля «Лiстапад», Ростислав Иванович ни разу не отменил ни одного спектакля со своим участием, даже в день открытия кинофорума!

Для Ростислава Ивановича всегда была очень важной оценка его не менее знаменитого младшего брата Олега Янковского. И когда в Вахтанговском театре Янковскому – старшему довелось играть в пьесе Гауптмана «Перед заходом солнца» роль, с которой в былые времена блистал сам Астангов, он очень волновался. Но Янковский – младший высоко, правда, немного кратко, оценил его игру: «Ничего не играешь. Проживаешь роль от начала до конца».

* * *

Дебют Ростислава Янковского в кино состоялся на киностудии «Беларусьфильм» в историко-революционном приключенческом фильме «Красные листья». Режиссер Владимир Корш-Саблин пригласил тогда восходящую звезду Минской театральной сцены на роль одного из молодых повстанцев на ряду со знаменитыми актерами: Михаилом Жаровым, Кларой Лучко, Евгением Карнауховым, Владимиром Чобуром, Владимиром Дедюшко.

Настоящую же киношную жизнь Ростислав Янковский начал постигать с роли серьезно настроенного красноармейца Васильчикова в фильме о Гражданской войне «Служили два товарища» Евгения Карелова. В этом фильме братья Янковские впервые снимались вместе. Младший Олег Янковский сыграл в картине роль бывшего фотографа - солдата Андрея Некрасова. Потом, правда, еще не раз сводила их вместе киношная судьба на одной съемочной площадке.

В историко-биографической ленте режиссера Бориса Степанова «Я, Франциск Скорина...» братья Янковские создали романтические образы других братьев, живших в первой половине XVI века. Ростислав блестяще сыграл Ивана Скорину, а Олег столь же успешно выглядел в роли белорусского издателя и просветителя Франциска Скорины.

* * *

70-е – 80-е годы - расцвет творчества Ростислава Янковского. Обладая врожденным аристократизмом и обаянием (что, собственно говоря, присуще всем Янковским) актер создал целую галерею запоминающихся образов. Способность актера легко вписываться в разнообразные художественные миры позволила ему быть востребованным самыми разными режиссерами в картинах самых разных жанров.

Среди его героев: Агирре в приключенческом фильме Вениамина Дормана «Земля, до востребования», редактор Семен Петрович в драме Иосифа Шульмана «Встреча в конце зимы», полковник Антон Георгиевич Белов в детективе Бориса Шадурского «Задача с тремя неизвестными», профессор Флягин в фильме Ивана Киасашвили «Кафедра», Хозяин созвездия в «Сказке о звездном мальчике» Леонида Нечаева, инвалид войны, любитель книг Михаил Михайлович в детской комедии Николая Лукьянова «Не забудьте выключить телевизор…».

Органично Янковский выглядел и в картинах на военную тематику (начштаба партизанского отряда в военном фильме Бориса Степанова «Волчья стая» и волевой умный генерал-майор Смирнов в «Битве за Москву» Юрия Озерова), и в экранизациях произведений русских классиков (драма Вячеслава Криштофовича «Володя большой, Володя маленький», созданная по мотивам рассказов Антона Павловича Чехова, или одна из лучших экранизаций Достоевского – драма Евгения Марковского «Вечный муж»).

К числу наиболее заметных картин с участием Ростислава Янковского начала 90-х относятся: трагикомедия Вячеслава Криштофовича «Ребро Адама» (где актер создал образ преуспевающего адвоката Виктора Витальевича) и ироническая фантазия из закулисной жизни театральной богемы по пьесам Дюренматта и Ануйя «Грех лицедейства». В последней актер блистает бурной игрой красок в главной роли в партнерстве с великолепной Анастасией Маланкиной.

Янковский не просто играл роли, он по-настоящему «жил на экране». Этот талант актера ярко проявился и в мелодраме «Солнечный день в конце лета», повествующей о неожиданном и неуместном чувстве, возникшем между двумя уже вполне зрелыми людьми, живущими каждый своей жизнью, и в кинопритче «Аномалия», снятой по мотивам рассказа Клиффорда Саймака «Все живое – трава».

Снялся Ростислав Янковский и в двух фильмах знаменитой кинотрилогии Евгения Матвеева «Любить по-русски – 2», сыграв роль суетного в погоне за благами и карьерой Ярошевича. Как признавался сам Ростислав Иванович, он просто не мог отказать себе в удовольствии сняться рядом с такими мастерами отечественного кино, как Евгений Матвеев, Галина Польских, Лариса Удовиченко, Виктор Раков.

В последние годы Ростислав Иванович нечасто, но все же появляется на экране, радуя своими новыми работами поклонников его таланта. Одна из таких ролей - польский хуторянин Войцех Бельски в военном фильме «В июне 41-го».

* * *


«Клан» Янковских – это отдельная страница в отечественном кинематографе. Родной брат Ростислава Ивановича – Олег Иванович Янковский еще при жизни стал секс-символом, кумиром миллионов зрителей. Он снимался в кино до самых последних своих дней. Состоялись и дети Янковских. Сын Ростислава Ивановича – Игорь Янковский, поснимавшись в молодости в кино, впоследствии нашел себя в рекламном бизнесе. А сын Олега Ивановича – Филипп Янковский – успешный кинорежиссер и актер. И уже третье поколение знаменитой фамилии – Иван Янковский, который громко заявил о себе ролью в картине «Индиго».

Профессиональные семейные династии существовали практически со дня превращения обезьяны в человека. Ну или может быть чуть позже. В диких племенах до сих пор сохраняется строгое семейное разделение: одни занимаются охотой, другие земледелием. В средневековье и представить невозможно было, чтобы кожевенник, например, стал бочаром или кондитером.

Однако когда одним делом занимаются творческие люди, пословицу про природу и детей, на которых она отдыхает, вспомнят обязательно. У талантливого столяра, пожарника или сталевара может быть бездарный продолжатель профессии? У успешного бизнесмена посредственный наследник? Вполне. Но, согласитесь, мало кто заметит это и в праздной беседе за дружеским столом будет сравнивать умения совершенно посторонних отцов и родителей. Если, конечно, наследник капиталов в пух и прах не разорится в короткое время.

И только продолжатели творческих профессий обречены на постоянное со своими предками. За ними следят, их обсуждают с особым пристрастием всегда и везде. К счастью, в России в большинстве известных актерских династий природа трудится без передыха по нескольку десятилетий подряд. Вот лишь десятая доля из существующих ныне актерских семей - династий. По .

Актерско-режиссерская династия Бондарчуков

Основатель династии - выдающийся кинорежиссер и актер Сергей Бондарчук. У Сергея Федоровича было две жены – актриса Инна Макарова и актриса Ирина Скобцева. В обоих браках были рождены дети, которые тоже стали артистами. А потом и их дети.

От первого брака с актрисой театра и кино Инны Макаровой родилась дочь Наталья Бондарчук, у нее от брака с артистом Николаем Бурляевым родилась дочь Мария Бурляева. Во втором браке у Сергея Бондарчука с Ириной Скобцевой родились дети Алена и Федор. Сын Алены Константин Крюков и дочь Натальи Мария Бурляева – пока? – самые молодые члены большой актёрской династии.

Актерская династия Боярских

‎Одна из самых старейших актерских династий России. Ее основателем был священник, многочисленные дети которого при советской власти выбрали иное служение – другой храм. Почти все они, так или иначе, имели отношение к театральному искусству Петербурга. Самые известные из большой, разветвленной семьи артисты это: Сергей Боярский, Николай Боярский, Михаил Боярский, его жена Лариса Лупиан и их дочь Елизавета Боярская.

Династия Ефремовы‎х

Основатель династии – человек-эпоха: и актер Олег Ефремов. У его детей Анастасии (от гражданского брака с актрисой Ириной Мазурук) и Михаила (от брака с актрисой Аллой Покровской), имеющих самое непосредственное отношение к театру и кино, уже свои взрослые дети Ольга Ефремова и Никита Ефремов, которые также продолжают нести тяжелый крест , ежедневно доказывая свою состоятельность и уникальность рода.

Клан Михалковых-Кончаловских

Основатели: художник Петр Кончаловский, его дочь – литератор Наталья Кончаловская и ее муж - поэт Сергей Михалков. Их дети: кино- и театральный режиссер Андрон (Андрей) Кончаловский и кинорежиссер и актер Никита Михалков. Их дети от разных браков давно состоялись в искусстве: режиссеры и артисты Егор Кончаловский и Артем Михалков, актрисы Анна Михалкова и Надежда Михалкова.

Актерская династия Ургантов

Основатели династии: актеры Лев ‎Милиндер и Нина Ургант. Их сын Андрей - известный петербургский актер и шоумен в браке с актрисой Валерией Киселевой родил сына, ныне известного телеведущего Ивана Урганта.

Династия Янковских

Основатели: братья Ростислав и Олег Янковские. Первым на актерскую стезю вступил старший брат Ростислав – кино- и театральный артист, большую часть жизни проживший в Белоруссии и служивший в Минском драматическом театре. Его сыновья Игорь и Владимир тоже стали артистами, но впоследствии ушли из профессии. Младший брат Олег стал основателем московской ветви актерской династии: в браке с актрисой Людмилой Зориной у него родился сын Филипп. Ныне у уже известного кинорежиссера и актера Филиппа Янковского и его жены актрисы Оксаны Фандеры первые шаги в актерской профессии делает их старший сын Иван.

Семья: клан Янковских

Старые вещи – как уходящая натура… Я помню, как привел впервые в коммунальную комнатку Людмилу Зорину, свою невесту, – познакомить с родными. И все, что осталось от прошлой жизни, все эти штопаные салфеточки, вилки уцелевшие… Можно догадаться, как это выглядело. Но все было сервировано. И моя жена до сих пор об этом вечере помнит. Это воспоминание важно для нас обоих. И очень важно, чтобы семья оставалась семьей. Чтобы собирались все вместе, хотя бы к обеду, хотя бы на даче. Я сумел настоять на этом.

Для меня дороже творчества, сильнее, ближе – семья, очаг, сын, внуки. Другой вопрос, что мне повезло, моя семья, и в частности супруга, помогает мне состояться в моей профессии. И я был бы очень несчастен, если бы у меня отняли возможность заниматься любимым делом. Но родные люди все же важнее… Сегодня я постоянно ощущаю за спиной свой род: сын, внук, внучка…

Моя жена – Людмила Зорина – очень мудрая женщина. Она очень много сделала для того, чтобы наш союз был счастливым. Я тоже приложил к этому немало усилий. Когда мы поженились и вместе работали в Саратовском театре, меня долгое время называли «мужем Зориной». Она была героиней, а я оперяющимся актером. Но в какой-то момент Людмилу стали называть «женой Янковского»… Семье порой бывает очень сложно пройти такие виражи судьбы без потерь. Не всегда были времена, когда Людмила была достаточно востребована в профессии, и нам обоим было от этого тяжело, даже разговаривать было трудно и в глаза друг другу смотреть. Но мы справились.

Наверное, если бы не наша профессия, у нас было бы больше детей. Но в Саратовском театре выпускали по семь спектаклей в год. А супруга была занята если не в каждом, то через один… А сын у нас хорошим получился. И все нам говорили: ну почему же он у вас один? А потом мы переехали в Москву, и я стал много сниматься в кино. Сегодня в самолете, завтра – в поезде. Такова актерская профессия: упустил шанс сегодня – завтра ничего не будет. Нельзя сказать: «Давайте прервемся». Увы, за все в жизни приходится платить… Я благодарен Филиппу и Оксане за то, что они позволили себе такую замечательную роскошь и подарили нам счастье, заведя двоих детей – мальчика и девочку.

Переживать роман на сцене, а потом допереживаться и в жизни мне, конечно, случалось. Актер должен быть влюбчивым, это помогает, глаза у него должны всегда гореть. Но моей супруге хватало мудрости понять эту особенность профессии, а мне всегда хватало запаса любви к моей семье.

Мой сын в пятилетнем возрасте снялся у Тарковского в «Зеркале». Недавно пересмотрел фильм – плакал. Он там так замечательно существует. Андрей, помнится, все спрашивал меня: «Слушай, он что-нибудь понимает?» Я говорил: «Ну, давай проверим». И Филипп делал все точно, в десятку.

Какие-то тайны актерской профессии были для Филиппа рассекречены в семье. Ну и конечно, как всякий актерский ребенок, он очень много времени проводил за кулисами. А когда подрос, я отвел его в театр на спектакль. Выйдя, он сказал: «Пап, спасибо, больше я в театр никогда не пойду». Наверное, спектакль был плохой. Но когда Филипп вырос, он все-таки захотел учиться во ВГИКе режиссуре, и я его всячески поддерживал. Теперь у него своя студия, он снимает клипы, рекламу, играет, сам как режиссер сделал несколько интересных картин. Очень хорошо выглядит, как-то заматерел. У него структура лица очень интересная. Отец не может быть объективным, но другого такого лица у нас в кино сегодня нет.

К счастью, мой сын не попадал под очарование каких-то движений. Единственный напряженный для меня момент был тогда, когда лавина свободы обрушилась на его поколение. У них была компания: Федор Бондарчук, Степан Михалков, Егор Кончаловский… Они были клипмейкерами, общение в основном ночью у них происходило, этакая ночная клубная жизнь… Но это быстро прошло.

Не могу сказать, что мы с Филиппом очень часто видимся. Он взрослый человек, у него свой круг, у меня – свой, однако духовно мы близки.

А мой внук Иван снялся в моей картине «Приходи на меня посмотреть». До этого его даже Филипп не снимал, так что это Ванин дебют в кино. Но поблажек на площадке не было никаких. Иван только вначале слегка испугался, а потом – как и подобает – вел себя на площадке профессионально. Роль у него была небольшая – такого ангелочка, из-за которого случилась вся история. Будет ли внук актером, не знаю, но данные для этого у него есть: богатая фантазия, эмоциональность… Генетика, наверное.

Повторюсь: я очень ценю само понятие семьи, оно для меня свято. У нас долгую супружескую жизнь прожили и мама с отцом, и братья мои со своими супругами, и сыну дай бог долгого счастья вместе с женой. У меня есть любимые внук и внучка. Такими ценностями не разбрасываются.

Нас у родителей три сына. Когда-то всех разбросало, отец был репрессирован… Поэтому теперь особенно дорожим теми минутами, когда собираемся вместе. Дух семьи сидит где-то глубоко в нас. Сегодня Янковские – это действительно настоящий клан, в лучшем, домашнем смысле этого слова…

Из книги Спецназ ГРУ: Пятьдесят лет истории, двадцать лет войны... автора Козлов Сергей Владиславович

Новая семья и семья военная В 1943 году, когда освободили Миргородский район, двух сестер Василия взяла на воспитание средняя сестра их матери, а маленького Васю с братом забрала младшая. Муж сестры был заместителем начальника Армавирского летного училища. В 1944 году его

Из книги О Марине Цветаевой. Воспоминания дочери автора Эфрон Ариадна Сергеевна

ЕЕ СЕМЬЯ Марина Ивановна Цветаева родилась в семье, являвшей собой некий союз одиночеств. Отец, Иван Владимирович Цветаев, великий и бескорыстный труженик и просветитель, создатель первого в дореволюционной России Государственного музея изобразительных искусств,

Из книги Портреты современников автора Маковский Сергей

Семья Наша семья, в течение первых пятнадцати лет совместной жизни с отцом, была дружной, гармонически слитной семьей. Нежность к нему, знаменитому, балованному художнику, приобретала оттенок восторженного поклонения. Существом высшего порядка входил он в наш детский

Из книги Воспоминания. Книга третья автора Мандельштам Надежда Яковлевна

Семья У матери была особая теория воспитания: детей надо баловать до одурения - иначе не выдержать эту несносную жизнь, и еще - средство против капризов - предупреждать желания, чтобы и выдумать ничего не могли… Справлялась она со своей задачей довольно ловко. Я

Из книги Лиля Брик. Жизнь автора Катанян Василий Васильевич

Клан Леже С Фернаном Леже ЛЮ познакомилась аж в 1925 году в Париже, он был еще незнаменит. Молодые, они втроем с Эльзой ходили в дешевые дансинги, он сам не танцевал, они приглашали жиголо, который стоил одно су танец. Гулять он их водил по рабочим окраинам. «У него были руки

Из книги Раневская, что вы себе позволяете?! автора Войцеховский Збигнев

5. «Семья заменяет все. Поэтому, прежде чем ее завести, стоит подумать, что тебе важнее: все или семья» Так сказала однажды Фаина Раневская.Уверен, тема личной жизни великой актрисы должна быть рассмотрена нами с отдельным вниманием, в отдельной главе. Причин для этого

Из книги Рыцарь совести автора Гердт Зиновий Ефимович

Семья Моя семья - это жена Таня, дочка жены Катя, которую я воспитываю с двухлетнего возраста, сын Кати - мой внук Боря. Мы живем рядом, на одной площадке, внук практически обитает у нас. Ну и папа Бори - режиссер Валерий Фокин.Все мы очень откровенны друг с другом - это

Из книги Мэрилин Монро. Жизнь в мире мужчин автора Бенуа Софья

Глава 34 Клан Кеннеди. «Cursum Perficio», или «Свое путешествие я заканчиваю» В декабре 1961 года психиатр актрисы Ральф Гринсон писал: «У нее развились тяжелые депрессивные и параноидальные реакции. Она говорила об уходе из кинобизнеса, о самоубийстве и тому подобных вещах. Ввиду

Из книги Леонид Кучма [Настоящая биография второго Президента Украины] автора Корж Геннадий

Клан Незадолго до президентских выборов 1999 года, на которых его повторно избрали главой государства, Кучма сказал журналистам: «Наверное, у меня было больше возможностей построить нормальный законотворческий процесс. Конечно, я виню себя и за ошибки в кадровой политике.

Из книги Адриано Челентано. Неисправимый романтик и бунтарь автора Файт Ирина

«Клан» – это я! Но так просто закончить яркую карьеру на самом ее взлете ему, конечно, не удалось. Слишком многие люди были заинтересованы в его успехе, и очень многие использовали его в своих целях. Челентано понял это достаточно быстро и в отличие от

Из книги Джон Кеннеди. Рыжий принц Америки автора Петров Дмитрий

Глава первая. Клан 1В начале XX века среди джентльменов еще не было принято находиться рядом с женой во время родов. Так что распростертой на ложе молодой дамой занимались только женщины и доктор.Дом не спит. В кабинете на втором этаже в камине огонь, на стенах - блики. Май в

Из книги Жаклин Кеннеди. Жизнь, рассказанная ею самой автора Кеннеди Жаклин

Клан Кеннеди Все писатели Америки, все, кто однажды сел за пишущую машинку и вставил в нее чистый лист бумаги, намереваясь изложить на нем свой взгляд на мир, мечтали, мечтают и будут мечтать написать великий большой роман о настоящих американцах.Не важно, что такие романы

Из книги Меня зовут Вит Мано… автора Мано Вит

Из книги Тайная жизнь Фиделя Кастро. Шокирующие откровения личного телохранителя кубинского лидера автора Санчес Хуан Рейнальдо

Из книги Жаклин Кеннеди. Американская королева автора Брэдфорд Сара

Глава 8. Клан Рауля В середине 1980-х годов, параллельно с продолжением службы в охране Фиделя, я заканчивал обучение в Высшей школе министерства внутренних дел (МИНИНТ) вместе с офицерами, прибывшими из различных военных округов страны. Программа обучения включала: курс

Из книги автора

5 Вступление в клан Немесида – дочь богини ночи Никты, богиня неотвратимого возмездия судьбы, которая награждает как счастьем, так и несчастьем. Уже во время медового месяца Джеки начала ощущать, что семейная жизнь с Джоном будет напоминать американские горки и



Вверх