Аскольд Запашный: «Жена боялась, что наша дочь не будет знать, кто ее папа. Аскольд и элен запашные рассказывают о своей формуле воспитания

Аскольд Запашный – всемирно известный дрессировщик из цирковой династии. В 2012 году он стал художественным руководителем Большого Московского государственного цирка. При этом он продолжает выступать на арене и заниматься постановкой шоу-программ.

Ранние годы

Аскольд Запашный родился в Харькове 27 сентября 1977 года. Его родители Вальтер и Татьяна воспитывали ещё двоих детей – сына Эдгарда и дочь Марицу.


Несколько поколений семьи были неразрывно связаны с цирком. Хотя дети видели, насколько опасна работа по дрессуре диких животных, они рано начали входить в клетку к тиграм и вскоре искренне полюбили цирковое ремесло.

Карьера

Впервые полноценно поучаствовать в представлении Аскольду удалось в 1989 году. Вместе с братом Эдгардом он вышел на арену во время прибалтийских гастролей.


Через два года семья Запашных вынужденно перебралась в Китай из-за нехватки денег на содержание животных в России. Представители Поднебесной предложили долгосрочный контракт на хороших условиях и построили цирк поблизости от города Шэньчжэнь. Выступления Запашных с хищниками стали местной диковинкой, которая пользовалась большим спросом. Тогда же, желая выделиться, Аскольд начал обесцвечивать волосы. Работая в КНР, братья также активно гастролировали по миру.


Благодаря столь активно развивающейся международной карьере Запашный не только выучил китайский и английский, но и приобрёл ряд ценных цирковых умений. Помимо дрессуры он жонглировал, катался на одноколёсном велосипеде, ставил номера с лошадьми и не только.

После возвращения в Россию Аскольд в 1999 году получил звание Заслуженного артиста. Коронным трюком Запашного являлся признанный самым длинным прыжок верхом на льве. Это помогло дрессировщику впервые оказаться на страницах Книги рекордов Гиннеса, и позднее Аскольд с братом ещё не раз попадали в списки лучших с различными достижениями.


В 2012 году Аскольду присвоили звание Народного артиста. Он присоединился к Эдгарду в управлении Большим Московским государственным цирком, где занял пост художественного руководителя. С выступлениями Запашный завязывать не собирался и продолжил развиваться как дрессировщик.


Частью карьеры Аскольда можно считать его публичную деятельность. Он постоянно появляется на телевидении и светских мероприятиях. Активность в медиа позволяет ему продвигать цирковые программы и рекламировать новые шоу. Среди прочего Запашный участвовал в «Ледниковом периоде» в паре с Марией Петровой, неоднократно отвечал на вопросы Дмитрия Диброва в «Кто хочет стать миллионером?», помогал братьям Сафроновым в их шоу и исполнил роль-камео в программе Гарика Харламова и Тимура Батрутдинова «ХБ».

Аскольд Запашный и Мария Петрова в шоу «Ледниковый период»

Личная жизнь Аскольда Запашного

Аскольд женат на Элен Райхин, с которой он воспитывает двух дочек – Еву и Эльзу. До этого он длительное время состоял в отношениях с коллегой по имени Елена.

На одном из представлений с его участием летом 2018 года произошло ЧП: тигр и лев устроили потасовку. Другие хищники тоже вели себя нетипично из-за поднявшейся суматохи. Аскольд с братом контролировали ситуацию, реагируя на каждое движение животных. Запашный-младший даже выстрелил из специального пистолета, чтобы разнять сцепившихся бунтарей, благодаря чему удалось избежать трагедии.

, Украинская ССР , СССР

Профессия: Гражданство:

Россия Россия

Награды:
Сайт:

Аско́льд Ва́льтерович Запа́шный (род. 27 сентября , Харьков) - представитель цирковой династии Запашных в четвертом поколении. Заслуженный артист России (1999) . Народный артист РФ (2012) .

Биография

Окончил с отличием Российскую академию театрального искусства (ГИТИС). Владеет английским и разговорным китайским языками.

Цирковую карьеру начал как жонглёр на лошадях и дрессировщик обезьян, с этими номерами вместе с Эдгардом Запашным в 1997 году был удостоен главного приза Первого всероссийского фестиваля‑конкурса циркового искусства в Ярославле - «Золотая тройка». В 1998 году, на праздновании юбилея, народный артист России Вальтер Запашный передал сыновьям аттракцион «Среди хищников».

Известен также как акробат-вольтижёр, канатоходец, жонглёр на сегвеях, акробат на роликах и т. п. Вошёл в Книгу рекордов Гиннесса с трюком «Самый длинный прыжок верхом на льве».

Вместе с братом создал «Цирк братьев Запашных», а также много цирковых шоу, среди которых «Камелот» (2008), «Садко» (2009), «Камелот-2: Наместник богов» (2010), «Легенда» (2011), «К. У.К. Л.А.» (2012), «Страшная сила» (2013), «Sиsтема» (2014), в которых выступил в качестве автора сценария и режиссёра-постановщика. Художественный руководитель Большого Московского государственного цирка.

Участие в телевизионных проектах

Политические взгляды

В 2011 году подписал вместе со своим братом Эдгардом Обращение представителей общественности против информационного подрыва доверия к судебной системе Российской Федерации , в котором осуждались давление на судебную систему на фоне второго процесса по делу руководителей НК «ЮКОС» .

11 марта 2014 года подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В. В. Путина на Украине и в Крыму .

В сентябре 2016 года вместе с братом стал доверенным лицом партии «Единая Россия » на выборах в Государственную думу VII созыва .

Личная жизнь

Супруга - Элен Запашная (Райхлин). Дочери Ева и Эльза, с весны 2016 года выступают на манеже Большого Московского цирка .

Награды и звания

Напишите отзыв о статье "Запашный, Аскольд Вальтерович"

Примечания

Отрывок, характеризующий Запашный, Аскольд Вальтерович

– Извините меня, ваше превосходительство, – начал он (Пьер был хорошо знаком с этим сенатором, но считал здесь необходимым обращаться к нему официально), – хотя я не согласен с господином… (Пьер запнулся. Ему хотелось сказать mon tres honorable preopinant), [мой многоуважаемый оппонент,] – с господином… que je n"ai pas L"honneur de connaitre; [которого я не имею чести знать] но я полагаю, что сословие дворянства, кроме выражения своего сочувствия и восторга, призвано также для того, чтобы и обсудить те меры, которыми мы можем помочь отечеству. Я полагаю, – говорил он, воодушевляясь, – что государь был бы сам недоволен, ежели бы он нашел в нас только владельцев мужиков, которых мы отдаем ему, и… chair a canon [мясо для пушек], которую мы из себя делаем, но не нашел бы в нас со… со… совета.
Многие поотошли от кружка, заметив презрительную улыбку сенатора и то, что Пьер говорит вольно; только Илья Андреич был доволен речью Пьера, как он был доволен речью моряка, сенатора и вообще всегда тою речью, которую он последнею слышал.
– Я полагаю, что прежде чем обсуждать эти вопросы, – продолжал Пьер, – мы должны спросить у государя, почтительнейше просить его величество коммюникировать нам, сколько у нас войска, в каком положении находятся наши войска и армии, и тогда…
Но Пьер не успел договорить этих слов, как с трех сторон вдруг напали на него. Сильнее всех напал на него давно знакомый ему, всегда хорошо расположенный к нему игрок в бостон, Степан Степанович Апраксин. Степан Степанович был в мундире, и, от мундира ли, или от других причин, Пьер увидал перед собой совсем другого человека. Степан Степанович, с вдруг проявившейся старческой злобой на лице, закричал на Пьера:
– Во первых, доложу вам, что мы не имеем права спрашивать об этом государя, а во вторых, ежели было бы такое право у российского дворянства, то государь не может нам ответить. Войска движутся сообразно с движениями неприятеля – войска убывают и прибывают…
Другой голос человека, среднего роста, лет сорока, которого Пьер в прежние времена видал у цыган и знал за нехорошего игрока в карты и который, тоже измененный в мундире, придвинулся к Пьеру, перебил Апраксина.
– Да и не время рассуждать, – говорил голос этого дворянина, – а нужно действовать: война в России. Враг наш идет, чтобы погубить Россию, чтобы поругать могилы наших отцов, чтоб увезти жен, детей. – Дворянин ударил себя в грудь. – Мы все встанем, все поголовно пойдем, все за царя батюшку! – кричал он, выкатывая кровью налившиеся глаза. Несколько одобряющих голосов послышалось из толпы. – Мы русские и не пожалеем крови своей для защиты веры, престола и отечества. А бредни надо оставить, ежели мы сыны отечества. Мы покажем Европе, как Россия восстает за Россию, – кричал дворянин.
Пьер хотел возражать, но не мог сказать ни слова. Он чувствовал, что звук его слов, независимо от того, какую они заключали мысль, был менее слышен, чем звук слов оживленного дворянина.
Илья Андреич одобривал сзади кружка; некоторые бойко поворачивались плечом к оратору при конце фразы и говорили:
– Вот так, так! Это так!
Пьер хотел сказать, что он не прочь ни от пожертвований ни деньгами, ни мужиками, ни собой, но что надо бы знать состояние дел, чтобы помогать ему, но он не мог говорить. Много голосов кричало и говорило вместе, так что Илья Андреич не успевал кивать всем; и группа увеличивалась, распадалась, опять сходилась и двинулась вся, гудя говором, в большую залу, к большому столу. Пьеру не только не удавалось говорить, но его грубо перебивали, отталкивали, отворачивались от него, как от общего врага. Это не оттого происходило, что недовольны были смыслом его речи, – ее и забыли после большого количества речей, последовавших за ней, – но для одушевления толпы нужно было иметь ощутительный предмет любви и ощутительный предмет ненависти. Пьер сделался последним. Много ораторов говорило после оживленного дворянина, и все говорили в том же тоне. Многие говорили прекрасно и оригинально.
Издатель Русского вестника Глинка, которого узнали («писатель, писатель! – послышалось в толпе), сказал, что ад должно отражать адом, что он видел ребенка, улыбающегося при блеске молнии и при раскатах грома, но что мы не будем этим ребенком.
– Да, да, при раскатах грома! – повторяли одобрительно в задних рядах.
Толпа подошла к большому столу, у которого, в мундирах, в лентах, седые, плешивые, сидели семидесятилетние вельможи старики, которых почти всех, по домам с шутами и в клубах за бостоном, видал Пьер. Толпа подошла к столу, не переставая гудеть. Один за другим, и иногда два вместе, прижатые сзади к высоким спинкам стульев налегающею толпой, говорили ораторы. Стоявшие сзади замечали, чего не досказал говоривший оратор, и торопились сказать это пропущенное. Другие, в этой жаре и тесноте, шарили в своей голове, не найдется ли какая мысль, и торопились говорить ее. Знакомые Пьеру старички вельможи сидели и оглядывались то на того, то на другого, и выражение большей части из них говорило только, что им очень жарко. Пьер, однако, чувствовал себя взволнованным, и общее чувство желания показать, что нам всё нипочем, выражавшееся больше в звуках и выражениях лиц, чем в смысле речей, сообщалось и ему. Он не отрекся от своих мыслей, но чувствовал себя в чем то виноватым и желал оправдаться.

Аскольд Запашный скрывает свою семейную жизнь от посторонних глаз. Его свадьба прошла тайно, без особой огласки в прессе. Накануне назначения Аскольда Запашного главным художественным руководителем Большого Московского цирка на проспекте Вернадского «Экспресс газета» встретилась с женой циркового артиста - Элен Запашной - на ее родине в Израиле.


На родину на берегу Средиземного моря - в Хайфу Элен Запашная приезжает часто. У нее здесь живут родители, да и сама она к Святой земле привязана всем сердцем. Пока Аскольд колесит с братом Эдгардом по гастролям, Элен воспитывает в Израиле двух дочек - Еву и Эльзу.

Почему у вас с Аскольдом была тайная свадьба?

Родители противились нашим отношениям. Его мама хотела видеть цирковую девочку в семье. Во-первых, она им не закатит скандалов по поводу неудобств или каких-то лишений, будет вместе с мужем колесить по гастролям. А мои родители не хотели Аскольда: боялись, что брошу учебу в Минске в медицинском институте.

Ты была фанаткой творчества Запашных? Как познакомилась с Аскольдом?

Я училась в Минске. Вместе с друзьями пришли на представление братьев Запашных. Красиво провели вечер, и все. Через пару дней звонит наш общий друг Андрей: «Элен, твой телефон просит один цирковой артист - Аскольд». Подумала: кто такой из них Аскольд? Я не смотрела афиши, поэтому различить их не могла. Я другу отказала: «У меня есть парень, потом ребята скоро уедут гастролировать, зачем мне это надо»... В голове сидела мысль: раз известный, значит, избалован женским вниманием. Но Аскольд не сдался. Андрей названивал мне долго: «Да что ты из себя строишь? Такой человек хочет тебе позвонить, а ты?!»

Но ты все же дала номер телефона?

Да. Первую эсэмэску прислал во время лекции в институте, я так расплылась в улыбке, что даже преподаватель это заметила. Так приятно стало, хоть и сообщение коротенькое: «Привет, это Аскольд Запашный, давай встретимся». Мы начали встречаться. Первый наш вечер прошел шикарно. Потом Аскольд мне не звонил и не писал дня четыре. Я думала: «Вот, такой-сякой. Все одинаковые». А как оказалось, это его такой приемчик, чтобы влюбить в себя девушку. Я вся изнервничалась, а он выдержал время. Не только мы, девушки, хитрим, но и парни.

И вот он уехал на гастроли...

Поскольку ребята два месяца гастролировали, мы использовали любое свободное время: если ночь, значит, ночь. Конечно, я уговаривала себя, что нет будущего у этих отношений. Да и моей маме не нравилось, что я вместо учебы езжу за ними по гастролям: Гомель, Брянск... Два года мы переписывались эсэмэсками, общались по телефону.

А что ты сказала своему парню, с которым встречалась?

Рассталась с ним. Я не грешна, честно сказала еще в начале наших отношений, что будущего у нас нет. За это он мне теперь благодарен.

Как Аскольд сделал предложение? На арене с тиграми?

Сначала через три месяца знакомства он признался в любви. Мы мечтали пожениться, строили планы на будущее, думали о детях, хоть весь мир был против нас. Я до последнего не верила, тормозила себя, чтобы полностью не уйти в чувства. Аскольду пришлось нелегко: уговаривать меня, объяснять, что наши отношения перешли на другой этап. И после этого разговора мы стали называть себя парой. Потом Аскольд повстречался с моими родителями в Израиле. Все очень волновались. Предложение Аскольд сделал в Иерусалиме на Святой земле: подарил колечко и сказал те самые главные для женщины слова. Я так разволновалась, что даже не ответила «да».

Эдгард не поддержал брата

Но, несмотря на это, вы вместе и растите двух дочек...

19 декабря у нас деревянная свадьба. Все у нас получилось, потому что мы познакомились взрослыми людьми, которые четко понимали, что хотят. Через два года наших встреч мы запланировали дату свадьбы. Прилетела только моя мама, а свекровь Татьяна Васильевна была на гастролях. Моя мама мне до последнего твердила: «Леночка, ты одумайся. Еще не поздно». А мне завтра идти в загс. Ночь перед росписью не забуду: ребята находились на чесе в каком-то городе, а у Аскольда села батарейка. Я сижу у окошка, жду его, на дворе - ночь. Тут мама говорит: «Вот так и просидишь у окошка: мужа нет, а ты буде

шь так сидеть и его ждать. А может, он захотел сбежать...»

Может, твоей маме не нравилось, что Аскольд не еврей?

Нашлись и такие мои родственники, которые пытались это сказать...

С Татьяной Васильевной не сразу нашли общий язык?

Его мамы не было, так как она находилась на гастролях далеко от Москвы. Сразу после свадьбы я уехала в Минск, а Аскольд - в другой город. У меня и платья белого не было: костюм надела. Считаю, что это ни к чему: многие делают шикарную свадьбу, а потом расходятся. А наши отношения с Татьяной Васильевной наладились, когда я с ней познакомилась поближе. Сейчас я многому у нее учусь, советуюсь. Она - наимудрейшая женщина. Татьяне Васильевне, когда она вышла за Вальтера Михайловича, пришлось тяжело: ее не принимали, потому что она не из цирковой семьи. Значит, надо мне все это пройти. Жизнь - штука сложная. Когда появилась внучка Ева, Татьяна Васильевна стала мягче. Сейчас родные Аскольда и мои понимают, что надо вместе мирно жить.

Эдгард поддержал брата?

Он вначале встал на позицию мамы. И этот факт брата удивил. Аскольд как-то рассказал, что Эдгард привел в дом девушку и маме она не понравилась: Эдгард взял рюкзак да и ушел из дома. Что сделал Аскольд? Ушел вместе с ним. Они были юные, лет по 13. Поэтому Аскольд ждал, что и Эдгард его поддержит в отношении меня. Но нет. Зато сейчас у нас прекрасные отношения: Эдгард - крестный нашей старшей дочери Евы.

Вы хотели, наверное, первым мальчика?

Как говорит Аскольд: «Мы очень хотели мальчиков-близнецов, поэтому у нас девочки-погодки». Конечно, я мечтаю вырастить настоящего мужчину. Планы еще есть, стараемся... И вот тут, если родится мальчик, у нас с Аскольдом национальные разногласия: делать обрезание или нет. Считаю, что с точки зрения гигиены это правильно. Но Аскольд пока не сдался.

Почему у девочек такие имена?

У нас имена выбирал папа, это полностью его право. Женщина вынашивает ребенка, а у отца не сразу возникает это чувство причастности. Мое мнение такое: давая имя ребенку, мужчина понимает, что стал папой. Имя Ева Аскольд выбрал, потому что первый ребенок и девочка. А имя для младшей Эльзы он случайно нашел, я хотела Софию. Но мы с мужем верим в знаки и если не знаем, делать или нет какой-то шаг, то ищем эти знаки. Помню последние дни перед родами. Татьяна Васильевна была против имени Эльза. Звонит и говорит: «Надо называть именами успешных людей». Мы стоим на светофоре в этот момент, останавливается грузовая машина, и на ней огромными буквами написано: «Эльза». Только с мамой поговорили по телефону и увидели этот грузовик. Еще одно совпадение: в день рождения дочери умерла актриса Элизабет Тейлор.

Кофе в постель не приносит

Вы подолгу живете в Израиле. Соблюдаете ли еврейские традиции?

Нет, конечно. У нас с Аскольдом современная семья. Например, если мы хотим еврейскую фаршированную рыбу, то я ее не сама готовлю, а заказываю у знакомой.

Как у вас делятся семейные обязанности?

Большинство мужей моих подружек что-то на кухне делают. А Аскольд - никогда. Вначале я обижалась. Но Аскольд как-то сказал: «Когда я вижу, идет девушка и ее парень несет маленькую дамскую сумочку, мне смешно». С появлением мужа для меня изменилось представление о настоящем мужчине. Уют, очаг пускай делает женщина. Я смирилась с тем, что муж не знает, как приготовить яичницу, и не принесет кофе в постель.

Твой муж часто на гастролях, тяжело без него?

Это в прошлом. Я стараюсь ездить с мужем и детьми на гастроли. Мы сделали шикарную большую постель, а мне там жутко одиноко. Я уже и мишками обложилась, не помогает. Сплю на маленьком диванчике.

Твой дом - Россия или Израиль? Почему муж не найдет работу здесь в цирке?

В Израиле нет своего цирка. Это, кстати, хорошая идея: создать свою труппу. Могу сказать одно: без Израиля я не могу

Придёт известный дрессировщик, представитель одной из самых знаменитых цирковых династий в мире, Аскольд Запашный. Мы узнаем все секреты его профессии, а вот о том, какой он папа, как воспитывает своих дочерей, Эльзу и Еву, и какое будущее ждёт детей, чей папа — директор цирка, «О!» рассказала супруга укротителя тигров, Элен Запашная.

Ева и Эльза — погодки, но внешне они совсем разные, а по характеру похожи?

По характеру девочки очень разные. Ева больше похожа на меня, она очень энергичная, постоянно куда-то идёт, бежит, двигается. Она из тех, кто за любую тусовку. А Эльза — вся в Аскольда, спокойная, немного замкнутая, внимательная, любит возиться с мелкими деталями, доводит любое дело до конца. Ей больше нравится сидеть в своей комнате, чем находиться в обществе.

Эльза очень любит рисовать, а Еве нравится всё по чуть-чуть: берётся, бросает, берётся, бросает. Но есть и то, что её по-настоящему увлекает — это цирк. Ева может репетировать допоздна, пробовать себя в разных жанрах, а вот Эльзу приходится немного заставлять ещё: она очень любит цирк, но гораздо больше ей нравится рисовать и лепить. И у неё это на самом деле здорово получается! Картины Эльзы реалистичные, живые, а персонажами из пластилина у нас уже целые полки заставлены.

Конечно, девочки любят играть вместе, но и ссоры у них бывают — наверное, как у всех.

Девочкам нравится учиться в школе?

В этом году Ева закончила второй класс, а Эльза — первый. Девочки учатся в обычной государственной школе, но это действительно очень хорошая школа. В ней учились ещё братья Запашные, и директор школы их прекрасно помнит. В параллельном классе преподает первая учительница братьев, а классный руководитель Евы, Наталия Геннадиевна Камович, часто вспоминает историю, когда она Аскольду двойку поставила в первом классе. Мы очень гордимся нашей школой и стараемся держать планку.

А вы как-то специально готовили Еву и Эльзу к школе?

Эльза ходила на подготовительные курсы при школе, а Ева не успела. С ней вообще получилась очень внезапная история: девочки ходили в одну группу детского сада, и мы всегда вели их одинаково, хотели, чтобы они пошли в один класс. Но в какой-то момент воспитатели начали говорить мне: «Посмотри, Еве стало очень скучно, может ей пора в школу?» Я долго сопротивлялась, но в итоге привела её в первый класс. Еве было 6 лет и 9 месяцев.

Мне очень нравится подход нашей школы: учителя говорят, что переучивать им намного сложнее, чем учить с нуля, поэтому если ребёнок чего-то не умеет — это не так страшно. Несмотря на то, что раньше они были как близняшки, вместе с семи утра и до девяти вечера, а тут им пришлось разделиться, кажется, для меня это время было даже большим стрессом, чем для них.

Чем девочки занимаются в свободное от школы время?

Всё их свободное время занимает цирк. Когда коллектив уезжает на гастроли, а это бывает на 2−3 месяца в год, девочки ходят в школу художественной гимнастики, занимаются под руководством Александры Блиновой. Кроме того, я подзагрузила их музыкальной школой, потому что считаю, что для девочки важно получить музыкальное образование, тем более фортепьяно. Освоить инструмент не так-то просто, но если я увижу, что у них получается, они раскрылись, то буду настаивать, чтобы дело не бросали, хотя им тяжело, я это вижу.

А чем Ева и Эльза занимаются в цирке?

Ева безумно любит лошадей, на манеже она учится делать трюки, а вне репетиций — моет, кормит и убирает за ними. С тренером обе девочки занимаются художественной гимнастикой и акробатикой. Цирковые дети имеют уникальную возможность поглощать всё, что их окружает, учиться практически на ходу. В цирке всегда висит расписание, где написано какой тренер и где сегодня репетирует. Ты можешь сам составить себе график и целый день переходить с одной точки на другую.

В цирке братьев Запашных есть две примы — Елена Петрикова и Елена Бараненко. Елена Петрикова дрессирует собачек, и Ева прямо бежит к ней на репетиции! Даже если Лена разрешит просто косточку подать или дать какую-то команду — это большое удовольствие для неё. А Елена Бараненко работает с попугаями, и Ева с большим удовольствием посещает её репетиции.

Элен, а у вас никогда не было мысли отдать девочек в школу в Израиле?

Мы физически находимся большую часть времени в России, поэтому я не могу отдать девочек в школу в Израиле. Мы подстраивались под обстоятельства. Конечно, я очень скучаю по Израилю, но и к Москве привыкла. Главное — я знала, за кого выхожу замуж, так что этот вопрос не обсуждается.

Я знаю, что девочки уже участвуют в настоящих шоу. Какие у них обязанности?

У них сейчас только театральные роли. У Аскольда все шоу — это настоящая история, в которой есть свои герои. Последний раз главными героями были девочки. В проекте «Ангелы» у Евы была очень важная роль. Для неё она даже выучила язык жестов — целый год занималась с немым преподавателем. А Эльза была по сценарию её сестрой, играла роль поменьше.

Волнуетесь за них, когда они на сцене?

Только в первый раз. Знаете, когда начинается, как я его называю, «новогодний чёс», и идёт по 3 представления в день, силы остаются только на то, чтобы контролировать то, что происходит за сценой: вовремя переодевать, выводить и забирать после выхода.

Аскольд на репетициях ведёт себя как строгий директор или как папа?

Аскольд пытается очень доходчиво до любого артиста донести, что от него требуется. У него в манеже нет братьев, друзей, подруг или детей — есть артисты, и ко всем он предъявляет одинаковые требования. Он может очень долго спокойно объяснять, чего он хочет от тебя получить, но это ведь не строгость. Строгость он может проявлять к каким-нибудь безалаберным артистам, которые опаздывают, не выходят в манеж или вообще могут себе позволить не прийти на репетицию.

А какой он папа?

Он — самый лучший папа на свете. Даже если он устал, то все равно укладывает девочек спать, играет в разные игры. Вечера — это полностью его время. Кстати, Аскольд у нас геймер, и дети стали такими же, но я совершенно не против. Они вместе играют в компьютерные игры. Когда бабушки начали ворчать, я сначала приняла их сторону, а потом смотрю, Эльза какие-то рейтинги высокие там бьёт, такие умные стратегии выстраивает, играет в такие сложные мужские игры… Ну не хочет она в куклы играть, а хочет в эту стратегию. А почему нет?

Конечно, они у меня и книги читают, пишут читательские дневники. Я контролирую, чтобы они читали по несколько глав регулярно. Не могу похвастаться, что они с удовольствием это делают, просто пытаюсь привить им любовь к книгам.

Я знаю, что вы планируете, чтобы и Эльза, и Ева продолжали цирковую традицию. А что будет, если, например, Эльза скажет, что выбирает другой путь?

Понимаете, наша задача как родителей детей такой династии — это привить настолько сильную любовь к этому искусству, чтобы ребёнок никуда не захотел из него уходить. Но ни в коем случае не забывать о том, что другая профессия тоже нужна. Мне очень нравится фраза, которую говорил братьям Вальтер Михайлович, когда он заставлял их учиться и получать второе образование: «Цирк — это мир, в котором ты можешь очень быстро отойти от манежа, от травм никто не застрахован, а голова всегда будет работать!»

Поэтому мы девочкам даём и общее образование, и ещё любовь к цирку. Правда, Аскольд честно говорит: «Я бы не хотел, чтобы мои дети с хищниками работали, это не женская профессия». Но если кто-то из девочек скажет, что хочет только туда, я уверена, он поддержит и научит всему, что знает сам.

Аскольд Запашный родился 27 сентября 1977 года в городе Харьков, Украина. Его отец - Вальтер Михайлович Запашный уже тогда являлся одним из самых авторитетных дрессировщиков страны, Заслуженный артист РСФСР. Цирковыми артистами были и бабушка с дедушкой. Причем отцом бабушки Лидии был знаменитый эксцентрик и клоун Карл Томпсон, выступавший в России под сценическим именем Мильтон.

Запашные специализировались на дрессуре хищных зверей. Эта опаснейшая профессия не раз ставила жизнь их родителей, Вальтера и Татьяны Запашных, на тонкую грань, за которой эта жизнь могла закончиться. Страшные рваные раны остались на ногах матери после нападения тигра. А уж о травмах, полученных отцом, можно рассказывать часами.

Но такая жизнь - на лезвии бритвы - была единственно-возможной и привычной для родителей. Такой она стала и для Аскольда Запашного. Цирковая биография Аскольда началась в очень раннем возрасте. На манеж выходил еще в детстве, но участие в первом цирковом номере мальчик принял, когда ему было 10 лет. Официальным дебютом считается выход на сцену в 11-летнем возрасте. Тогда, зимой 1988 года, Запашные гастролировали в Риге. Аскольд и Эдгард участвовали в номере «Машина времени», который очень тепло принимали зрители.

В 1991 году Аскольд Запашный вместе с семьей отправился в Поднебесную. Наступившие «лихие 90-е» поставили их подопечных на грань голодной смерти, ведь требовавшаяся провизия для львов и тигров - это каждодневные немалые расходы. А в 90-е покупать провиант животным с каждым днем становилось все трудней. К счастью, выход был найден. Китайцы предложили родителям выгодный контракт. На тот момент сыновья окончили школу. Препятствий для выезда за границу не было и семья переезжает в Китай.

В известном месте отдыха, Сафари-парке в пригороде Шэньчжэня, для Запашных возвели летний цирк. В обязанности Вальтера Запашного входило обучение китайских дрессировщиков. Сыновья тоже участвовали в процессе. А чтобы отличаться от китайцев, они стали блондинами.

Аскольд Запашный довольно быстро выучил сложный китайский язык, которым хорошо владеет и сегодня. В эти годы он научился жонглировать, стоя на лошадях, и дрессировать обезьян. Позже в этом виде дрессуры они с братом достигли таких высот, что получили главный приз «Золотая тройка» от Первого всероссийского фестиваля-конкурса циркового искусства.

После окончания китайского контракта цирковое семейство вернулось в Москву. В эти годы они много гастролировали, объездив не только все крупные города постсоветского пространства, но и далекие зарубежные страны. Побывали даже в Японии.

А еще Аскольд и Эдгард Запашные начали работать со львами и тиграми. В 1998 году отец передал сыновьям свой прославившийся аттракцион «Среди хищников». Аскольд с братом не только переняли от него все премудрости дрессуры хищных животных, но и во многом развили это опасное и красивое искусство. Аскольд Запашный со своим авторским трюком «Самый длинный прыжок верхом на льве» внесен в Книгу рекордов Гиннесса.

Вскоре братья создали свой цирк, назвав его «Цирком братьев Запашных». Его отличает особый стиль, которого нет ни у кого из коллег ни в стране, ни за рубежом.

Аскольд Запашный является директором Большого Московского Цирка, который расположился на проспекте Вернадского. Чтобы увидеть грандиозное шоу легендарных дрессировщиков под названием «Садко», «Камелот» и «Легенда», «К.У.К.Л.А.» и «Sиsтема», регулярно приходит множество зрителей, покидающих цирковое представление в состоянии полного восхищения.

Аскольд Запашный - медийная личность - известный, популярный человек, часто участвует в различных телевизионные шоу. Он вместе с Марией Петровой являлся участником 4 сезона телешоу «Ледниковый период» в 2013 году, так же появился в рейтинговых телепроектах «Братья Сафроновы», «Улица Веселая», «Сто к одному» и многих других.

В сентябре 2016 года Аскольд, как и его брат, на выборах в Госдуму VII созыва был доверенным лицом партии «Единая Россия». Через два года Запашный стал профессором кафедры «Режиссура цирка» Российской Академии театрального Искусства.

Награды и Премии Аскольда Запашного

1997 - Победитель фестиваля циркового искусства «Золотая тройка» в Ярославле;

1999 - Заслуженный артист России - за заслуги в области искусства;

1999 - Звание «Артист года» от Союза цирковых деятелей;

2001 - Лауреат премии Правительства Москвы;

2002 - Лауреат национальной премии «Циркъ»;

2005 - Лауреат Международного конкурса артистов цирка в г. Саратове, главный приз «Золотая тройка». Специальный приз за высокие достижения в цирковом искусстве награжден Международными призами от Китайской ассоциации циркового искусства - награда «Золотой лев».

2006 - Вместе с братом был занесен в «Книгу рекордов Гиннеса» за самый длинный прыжок льва с человеком на спине.

2007 - Лауреат Международного фестиваля-конкурса циркового искусства в г. Ижевске. - Главная награда «Золотой медведь».

2008 - Почетное звание «Народный артист Удмуртии».

2011 - Победитель Международного фестиваля-конкурса циркового искусства в Москве. Специальный приз от Монгольского государственного цирка и от Большого цирка «Мундиаль» (Испания). Также имеет Общественные награды от губернатора Кемеровской области, губернатора Брянской области и губернатора Новосибирской области.

2011 - Второй раз занесен вместе с братом в Книгу рекордов Гиннесса за рекорд-трюк «Самая высокая колонна из 3-х человек на бегущей паре лошадей».

2012 - Лауреат Международного фестиваля-конкурса циркового искусства в г. Ижевске и второй раз награда «Золотой медведь» за исполнение конного номера «Эллада».

2012 - Почетное звание народный артист России - за большие заслуги в области циркового искусства.

2012 - губернатор Кемеровской области Аман Тулеев наградил Аскольда и Эдгарда Запашных высшей наградой Кемеровской области - Орденом «Ключ Дружбы», за высокий профессионализм, преданность и верность своему делу. А их маму Татьяну Васильевну Запашную - медалью «Материнская доблесть».

2014 - Факелоносец на эстафете Олимпийского огня.

2014 - Награжден памятной медалью и благодарственным письмом от Дмитрия Медведева «За большой вклад в подготовку и проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи».

2015 - Награжден благодарственным письмом от В.Колокольцева - Министра Внутренних дел РФ «За активную работу по подготовке и проведению комплекса мероприятий в 2014 году, направленных на социальную поддержку членов семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при выполнении служебных обязаностей, и инвалидов вследствие военной травмы.»

2016 - Награжден почетной грамотой от В.Колокольцева - Министра Внутренних дел «За активную работу по подготовке и проведению комплекса мероприятий в 2015 году, направленных на социальную поддержку членов семей сотрудников органов внутренних дел, погибших при выполнении служебных обязаностей, и инвалидов вследствие военной травмы.»

2017 - Принцесса Монако, Стефания, вручила приз «За заслуги в развитии Российского цирка».

2017 - Премия «Серебряный клоун» на 41-м Международном цирковом фестивале в Монте-Карло, Монако. Братья выразили несогласие с результатами голосования жюри.

2018 - Согласно Указу президента России Владимира Путина, 2018 год был объявлен Годом добровольца. Аскольд Запашный вместе с братом Эдгардом Запашным стали его послами.



Вверх