4 созыв государственной думы рф. Iv государственная дума. я Государственная Дума

Четвертая Государственная Дума начала работу 15 ноября 1912 года. С началом Первой мировой войны регулярный характер работы Думы нарушился. В ходе Февральской революции 1917 г. члены Думы 27.2 (12.3).1917 образовали Временный комитет Государственной Думы для водворения порядка в Петрограде и для сношения с учреждениями и лицами. 2(15).3.1917 г. комитет объявил о создании Временного правительства.

ОТ ТРЕТЬЕЙ К ЧЕТВЕРТОЙ ДУМЕ

Из мемуаров П.Н. Милюкова

Убийство Столыпина 2 сентября 1911 года было естественным концом того этапа в истории нашей внутренней политики, который представлен Третьей Государственной Думой. Если тут нельзя поставить достаточно явственной зарубки, то прежде всего потому, что короткое интермеццо председательствования Коковцова несколько затушевало политический смысл нового поворота. Могло казаться, что переход от Третьей Думы к Четвертой есть простое продолжение того, что установилось за предыдущие пять лет. Но мы уже знаем, что и там ничего не "установилось", а "продолжалась" лишь внутренняя борьба между сторонниками старого и нового строя. С появлением Четвертой Думы эта борьба вступила в новую стадию. Сразу нельзя было предсказать, что эта стадия будет последней, ибо не было еще на лицо того третьего фактора, который склонил развязку борьбы в сторону обратную той, к которой стремилась власть. Этим фактором, решившим спор между страной и властью, была война.

Оставляя этот фактор пока в стороне, можно было, однако, уже сразу предвидеть, что в Четвертой Думе борьба между самодержавием и народным представительством будет вестись при иных условиях, нежели она велась в Третьей Думе. Там была сделана последняя попытка установить между борющимися силами хотя бы видимость некоторого равновесия. Здесь эта видимость исчезла, и борьба пошла в открытую. В Третьей Думе наступающей стороной была власть; общественность, слабо организованная, только оборонялась, едва удерживая занятые позиции и идя на компромисс с властью. Суть перемены, происшедшей в Четвертой Думе, заключалась в том, что компромисс оказался невозможным и потерял всякое значение. Вместе с ним исчезло и то среднее течение, которое его представляло. Исчез "центр", и с ним исчезло фиктивное правительственное большинство. Два противоположных лагеря стояли теперь открыто друг против друга. Между ними, чем далее, тем более, распределялся наличный состав народного представительства. Трудно сказать, чем кончилась бы эта борьба, если бы противники были предоставлены самим себе.

Было более или менее известно, что вопрос о влиянии правительства на выборы сводился, прежде всего, к вопросу о правительственных субсидиях. Впоследствии В. Н. Коковцов сообщил и точные данные. Уже в 1910 г. Столыпин начал подготовку, потребовав от министра финансов на выборы четыре миллиона. "Все, что мне удалось сделать, - говорит Коковцов, - это рассрочить эту сумму, сокративши ее просто огульно, в порядке обычного торга, до трех с небольшим миллионов и растянуть эту цифру на три года 1910-1912"…

И что это была за кампания! Все сколько-нибудь подозрительные по политике лица бесцеремонно устранялись от участия в выборах. Целые категории лиц лишались избирательных прав или возможности фактически участвовать в выборах. При выборах присутствовали земские начальники. Нежелательные выборы отменялись. Предвыборные собрания не допускались, и самые названия нежелательных партий запрещалось произносить, писать и печатать. Съезды избирателей делились по любым группам для составления искусственного большинства. Весь первый период выбора уполномоченных первой стадии прошел в темную. Мелкие землевладельцы почти поголовно отсутствовали; зато, по наряду от духовного начальства, были мобилизованы священники, которые и явились господами положения. В 49 губерниях на 8764 уполномоченных было 7.142 священников, и лишь для избежания скандала было запрещено послать в Думу более 150 духовных лиц; зато они должны были голосовать повсюду за правительственных кандидатов.

Следующая стадия выбора выборщиков проходила более сознательно, но тут и вступали в силу все приемы политического давления. Только в городах - и особенно в пяти больших городах с отдельным представительством - возможно было открытое общественное влияние на выборы. Здесь и проходили депутаты, известные своей оппозиционностью, и были забаллотированы октябристы (которых в то же время забаллотировывали и справа). Нарисовать сколько-нибудь полную картину организованного насилия на этих выборах было бы совершенно невозможно. Но что же получилось в результате? Взглянем на сравнительную таблицу партийных группировок в Третьей и в Четвертой Думе (См. приложение 2-ое.).

На первый взгляд, разница не так велика, - за исключением перехода голосов от октябристов к правым (-35 +40) и уплотнением за их же счет, обеих оппозиционных партий (+15). В действительности, не только моральное, но и реальное значение этих перемен очень велико.

ПОСЛЕДНИЙ ПАРЛАМЕНТ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Четвертая и последняя из Государственных Дум Российской империи действовала в период с 15 ноября 1912 по 25 февраля 1917. Она избиралась по тоже же избирательному закону, как и Третья Государственная Дума.

Выборы в IV Государственную Думу пришлись на осень (сентябрь-октябрь) 1912. Они показали, что поступательное движение российского общества идет по пути утверждения в стране парламентаризма. Предвыборная кампания, в которой активно участвовали лидеры буржуазных партий, проходила в обстановке дискуссии: быть или не быть конституции в России. Даже некоторые кандидаты в депутаты из числа правых политических партий выступали сторонниками конституционного строя…

Заседания IV Думы открылись 15 ноября 1912. Председателем ее был октябрист Михаил Родзянко. Товарищами председателя Думы были князь Владимир Михайлович Волконский и князь Дмитрий Дмитриевич Урусов. Секретарем Государственной Думы - Иван Иванович Дмитрюков. Товарищами секретаря Николай Николаевич Львов (старший Товарищ Секретаря), Николай Иванович Антонов, Виктор Парфеньевич Басаков, Гайса Хамидуллович Еникеев, Александр Дмитриевич Зарин, Василий Павлович Шеин.

Основными фракциями IV Государственной Думы являлись: правые и националисты (157 мест), октябристы (98), прогрессисты (48), кадеты (59), которые по-прежнему составляли два думских большинства (в зависимости от того, с кем в этом момент блокировались октябристы: октябристско-кадетское или октябристско-правое). Кроме них, в Думе были представлены трудовики (10) и социал-демократы (14). Партия прогрессистов оформилась в ноябре 1912 и приняла программу, которая предусматривала конституционно-монархический строй с ответственностью министров перед народным представительством, расширение прав Государственной думы и т.д. Появление этой партии (между октябристами и кадетами) стало попыткой консолидации либерального движения. В работе Думы приняли участие большевики во главе с Розенфельдом Л.Б. и меньшевики во главе с Чхеидзе Н.С. Они внесли 3 законопроекта (о 8-часовом рабочем дне, о социальном страховании, о национальном равноправии), отклоненных большинством…

В результате выборов, в Четвертую Государственную Думу, в октябре 1912 года правительство оказалось в еще большей изоляции, так как октябристы отныне твердо встали наравне с кадетами в легальную оппозицию.

В атмосфере растущего в обществе напряжения в марте 1914 состоялись два межпартийных совещания с участием представителей кадетов, большевиков, меньшевиков, эсеров, левых октябристов, прогрессистов, беспартийных интеллигентов, на которых обсуждались вопросы координации деятельности левых и либеральных партий с целью подготовки внедумских выступлений. Начавшаяся в 1914 мировая война временно притушила разгоравшееся оппозиционное движение. На первых порах большинство партий (исключая социал-демократов) высказалось за доверие правительству. По предложению Николая II в июне 1914 Совет министров обсуждал вопрос о преобразовании Думы из законодательного органа в консультативный. 24 июля 1914 Совету министров были предоставлены чрезвычайные полномочия, т.е. он получил право решать большинство дел от имени императора.

На экстренном заседании IV Думы 26 июля 1914 лидеры правых и либерально-буржуазных фракций выступили с призывом сплотиться вокруг «державного вождя, ведущего Россию в священный бой с врагом славянства», отложив «внутренние споры» и «счеты» с правительством. Однако неудачи на фронте, рост стачечного движения, неспособность правительства обеспечить управление страной стимулировали активность политических партий и их оппозиционность. На этом фоне Четвертая Дума вступила в острейший конфликт с исполнительной властью.

В августе 1915 на совещании членов Государственной думы и Государственного совета был образован Прогрессивный блок, в который вошли кадеты, октябристы, прогрессисты, часть националистов (236 из 422 членов Думы) и три группы Государственного совета. Председателем бюро Прогрессивного блока стал октябрист С.И.Шидловский, а фактическим руководителем - П.Н.Милюков. Декларация блока, опубликованная в газете «Речь» 26 августа 1915, носила компромиссный характер, предусматривала создание правительства «общественного доверия». В программу блока входили требования частичной амнистии, прекращения преследований за веру, автономии Польши, отмены ограничения в правах евреев, восстановления профсоюзов и рабочей печати. Блок был поддержан некоторыми членами Государственного совета и Синода. Непримиримая позиция блока по отношению к государственной власти, ее резкая критика привели к политическому кризису 1916, ставшему одной из причин Февральской революции.

3 сентября 1915 после принятия Думой выделенных правительством кредитов на войну ее распустили на каникулы. Вновь Дума собралась только в феврале 1916. 16 декабря 1916 была вновь распущена. Возобновила деятельность 14 февраля 1917 в канун февральского отречения Николая II. 25 февраля 1917 была опять распущена и больше официально не собиралась, но формально и фактически существовала. Четвертая Дума сыграла ведущую роль в учреждении Временного правительства, при котором она фактически работала в форме «частных совещаний». 6 октября 1917 Временное правительство постановило распустить Думу в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание.

Энциклопедия «Кругосвет»

http://krugosvet.ru/enc/istoriya/GOSUDARSTVENNAYA_DUMA_ROSSISKO_IMPERII.html?page=0,10#part-8

ЧЕТВЕРТАЯ ДУМА И ПРАВИТЕЛЬСТВО

Государственная дума стала настолько существенным фактором русской жизни, что правительство не могло не интересоваться исходом предстоящих выборов. Столыпин в свое время предполагал оказать широкую поддержку умеренно правым партиям, в особенности националистам. В. Н. Коковцов считал, наоборот, что вмешиваться в выборы следует как можно меньше. Общее заведование выборами было возложено на тов. министра внутренних дел А. Н. Харузина; ведение избирательной кампании было предоставлено местной инициативе губернаторов. Только в одном отношении была сделана более серьезная попытка повлиять на выборы. Закон 3 июня предоставлял решающее значение курии землевладельцев. Там, где крупных помещиков было мало, большинство принадлежало уполномоченным от мелких землевладельцев, а среди них, в свою очередь, преобладали сельские священники, считавшиеся как бы владельцами церковных участков земли. Обер-прокурор Синода через местных архиереев предложил духовенству принять возможно более активное участие в выборах. Результат этого предписания получился неожиданно внушительный: на съездах мелких землевладельцев повсюду стали избираться священники; в двадцати губерниях они составили свыше 90 процентов уполномоченных, а в общем итоге 81 процент! Печать забила тревогу. Стали писать, что в новой Думе будет чуть ли не двести священников. Забеспокоились и крупные землевладельцы. Но духовенство, в общем, политикой интересовалось мало; явившись на выборы по указанию епархиального начальства, оно не составило какой-либо особой партии и далеко не всегда голосовало за правых. Священники только забаллотировали несколько видных октябристов, защищавших в 3-й Думе законопроекты о свободе совести. Сам председатель Г. думы М. В. Родзянко прошел только благодаря тому, что правительство, вняв его просьбам, выделило священников в особую курию по тому уезду, где он баллотировался в выборщики.

Первая официальная статистика новой Думы как будто подтверждала эти сведения: правых числилось 146, националистов - 81, октябристов - 80, всей оппозиции - 130… Но как только депутаты съехались, выяснилась совершенно иная картина: агентство огульно зачислило чуть не всех крестьян и священников в правые, тогда как многие из них были октябристами, а то и прогрессистами… Существовавшее на бумаге правое большинство растаяло. Оказалось, что если несколько пострадали октябристы (их осталось около 100), то усилились к.-д. и прогрессисты; националисты раскололись, от них влево отделилась «группа центра»; в итоге правое крыло почти не возросло.

Еще существеннее был тот факт, что октябристы на этот раз проходили по большей части, вопреки желанию властей. Тот же самый результат, который в 1907 г. был победой правительства, оказывался в 1912 г. успехом оппозиции. Это не замедлило сказаться на выборах президиума. Октябристы вошли на этот раз в соглашение с левыми. М. В. Родзянко был переизбран председателем против голосов националистов и правых; товарищем председателя был избран прогрессист.182 В своей вступительной речи Родзянко говорил об «укреплении конституционного строя», об «устранении недопустимого произвола» - причем правые демонстративно покинули зал заседаний. Меньшиков писал в «Новом Времени» про «опыт с левой Думой». При обсуждении декларации В. Н. Коковцова Дума (15.XII. 1912) приняла левым большинством 132 против 78 формулу прогрессистов, которая заканчивалась словами о том, что Гос. дума «приглашает правительство твердо и открыто вступить на путь осуществления начал манифеста 17 октября и водворения строгой законности». Третья Дума таким тоном с властью никогда не говорила.

При всем том в новой Думе не было ни определенного большинства, ни желания вести систематическую борьбу с правительством, тем более что события внешней политики в конце 1912 г. заслоняли внутренние конфликты.

С.С. Олденбург. Царствование императора Николая II

http://www.empire-history.ru/empires-211-66.html

Стенографические отчеты заседаний IV Государственной думы.

Члены Государственной думы: портреты и биографии. Четвёртый созыв, 1912—1917 г.

Выборы в I-IV Государственные Думы Российской империи (Воспоминания современников. Материалы и документы.) / ЦИК РФ. Под ред. А. В. Иванченко. — М., 2008.

Кирьянов И. К., Лукьянов М. Н. Парламент самодержавной России: Государственная Дума и её депутаты, 1906—1917. Пермь: Изд-во Пермского университета, 1995.

Ю.П. Родионов. Становление российского парламентаризма в начале ХХ века

Глинка Я.В. Одиннадцать лет в Государственной думе. 1906—1917. М., Новое литературное обозрение, 2001.

Четвертая государственная дума - российский представительный законодательный орган, действовавший с 15 ноября 1912 по 25 февраля 1917 года. Официально Четвертая Государственная дума была распущена 6 (19) октября 1917 года. Формально были проведены пять сессий Четвертой Государственной думы. Деятельность Четвертой Государственной думы проходила в условиях Первой мировой войны (1914-1918) и революционного кризиса, завершившегося свержением царизма.

Выборы в Четвертую Государственную думу состоялись в сентябре-октябре 1912 года. В Четвертой Государственной думе сохранились правооктябристское и октябристско-кадетское большинства, задававших тон и в предыдущей думе . Среди 442 депутатов националистов и умеренно-правых было 120, октябристов - 98, правых - 65, кадетов - 59, прогрессистов - 48, три национальные группы (польско-литовско-белорусская группа, Польское коло, мусульманская группа) насчитывали 21 депутата, социал-демократы - 14 (большевиков - 6, меньшевиков - 7, один депутат, не являвшийся полноправным членом фракции, примыкал к меньшевикам), трудовики - 10, беспартийные - 7. Председателем Государственной думы был октябрист М.В. Родзянко. Октябристы играли в Государственной думе роль «центра», образуя, в зависимости от ситуации, правооктябристское (283 голоса) или октябристско-кадетское (226 голосов) большинство. Характерным для Четвертой Государственной думы явился рост промежуточной между октябристами и кадетами фракции «прогрессистов».

Правительство заваливало Государственную думу множеством незначительных законопроектов. В период первой и второй сессий (1912-1914) было внесено свыше двух тысяч мелких законопроектов; в то же время широко практиковалось внедумское законодательство. Преобладавшее в Государствееннной думе октябристско-кадетское большинство проявило себя в ряде оппозиционных правительству голосованиях, в попытках проявить законодательную инициативу. Однако законодательные инициативы октябристов и кадетов застревали в думских комиссиях или проваливались Государственным советом.

С началом Первой мировой войны заседания Государственной думы проходили нерегулярно, законодательство осуществлялось правительством во внедумском порядке. 26 июля 1914 года состоялась однодневная чрезвычайная сессия Государственной думы, на которой думцы проголосовали за военные кредиты. Социал-демократическая фракция выступила против предоставления военных кредитов. Очередная третья сессия Четвертой Государственной думы была созвана 27 января 1915 года для принятия бюджета. Поражения русских войск весной и летом 1915 года, кризис государственной власти, вызвал рост оппозиционных настроений в Государственной думе. 19 июля 1915 года открылась четвертая сессия Четвертой Государственной думы. Лишь крайние правые депутаты полностью поддерживали правительство. Большинство фракций Государственной думы и часть фракций Государственного совета выступили с критикой правительства, потребовали создания правительственного кабинета, пользующегося «доверием страны». Переговоры между думскими фракциями привели к подписанию 22 августа формального соглашения о создании Прогрессивного блока (236 депутатов). Вне блока остались правые и националисты. Трудовики и меньшевики, хотя не входили в блок, но фактически поддерживали его. Создание Прогрессивного блока означало появление в Государственной думе большинства, оппозиционного правительству. Программа Прогрессивного блока предусматривала создание «правительства доверия», частичной амнистии за политические и религиозные преступления, отмены некоторых ограничений в правах национальных меньшинств, восстановления деятельности профсоюзов. Создание «правительства доверия», состав которого фактически должен был согласовываться с Государственной думой, означало ограничение властных полномочий императора Николая II, что было для него неприемлемо. 3 сентября 1915 года Государственная Дума была распущена на каникулы и возобновила свои заседания 9 февраля 1916 года.

Открывшаяся 1 ноября 1916 года пятая сессия Четвертой Государственной думы начала свою работу с обсуждения общего положения в стране. Прогрессивный блок потребовал отставки председателя совета министров Б.В. Штюрмера, которого обвиняли в германофильстве. 10 ноября Штюрмер вышел в отставку. Новый глава правительства А.Ф. Трепов предложил Государственной думе рассмотреть несколько частных законопроектов. В ответ Государственная дума выразила недоверие правительству. К ней присоединился Государственный совет. Это свидетельствовало о политической изоляции царя и его правительства. 16 декабря 1916 года Государственная дума была распущена. В день возобновления ее заседаний, 14 февраля 1917 года, представители думских партий организовали демонстрации к Таврическому дворцу под лозунгом доверия Государственной думе. Демонстрации и забастовки дестабилизировали ситуацию в Петрограде и приняли революционный характер. Указом 25 февраля 1917 года заседания Государственной думы были прерваны. Больше Государственная дума не собиралась, но формально продолжала существовать и оказывать влияние на развитие событий. 27 февраля (12 марта) в разгар Февральской революции 1917 года был создан Временный комитет Государственной думы, который 2 (15) марта после переговоров с Исполнительным комитетом Петроградского совета сформировал Временное правительство. В последующий период деятельность Государственной думы проходила под видом «частных совещаний» ее депутатов. В целом думцы выступали против власти Советов. 6 (19) октября 1917 года Временное правительство официально распустило Государственную думу ввиду начала выборов в Учредительное собрание. 18 (31) декабря 1917 года декретом Совета народных комиссаров были упразднены канцелярии Государственной думы и ее Временного комитета.

Первая государственная Дума (1906 ). Учреждение Первой Государственной Думы было прямым следствием Революции 1905–1907. Николай II под давлением либерального крыла правительства преимущественно в лице премьер-министра С.Ю.Витте решил не накалять обстановку в России, дав подданным понять в августе 1905 о намерении учесть общественную потребность в наличии представительного органа власти. Об этом прямо сказано в манифесте 6 августа: «Ныне настало время, следуя благим начинаниям их, призвать выборных людей от всей земли Русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов, включая для сего в состав высших государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему предоставляется разработка и обсуждение государственных доходов и расходов». Манифест 17 октября 1905 существенно расширил полномочия Думы, третий пункт Манифеста превращал Думу из законосовещательного органа в законодательный, она становилась нижней палатой российского парламента, откуда законопроекты поступали в верхнюю палату – Государственный Совет. Одновременно с манифестом 17 октября 1905, содержавшим обещания привлечь к участию в законодательной Государственной думе «по мере возможности» те слои населения, которые были лишены избирательных прав, 19 октября 1905 был утвержден указ О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений. В соответствии с ним Совет министров превращался в постоянное высшее правительственное учреждение, призванное обеспечивать «направление и объединение действий главных начальников ведомств по предметам законодательства и высшего государственного управления». Устанавливалось, что законопроекты не могут быть внесены в Государственную думу без предварительного обсуждения в Совете министров, кроме того, «никакая имеющая общее значение мера управления не может быть принята главными начальниками ведомств помимо Совета министров». Относительную самостоятельность получили военный и морской министры, министры двора и иностранных дел. Сохранялись «всеподданнейшие» доклады министров царю. Совет министров собирался 2–3 раза в неделю; председатель Совета министров назначался царем и был ответствен только перед ним. Первым председателем реформированного Совета министров стал С. Ю. Витте (до 22 апреля 1906). С апреля по июль 1906 Совет министров возглавлял И.Л.Горемыкин, который не пользовался ни авторитетом, ни доверием среди министров. Затем его на этой должности сменил министр внутренних дел П.А.Столыпин (до сентября 1911).

I Государственная дума действовала в период с 27 апреля по 9 июля 1906 . Ее открытие состоялось в Петербурге 27 апреля 1906 в самом крупном в столице Тронном зале Зимнего дворца. После обследования многих зданий Государственную Думу было решено разместить в построенном Екатериной Великой для своего фаворита светлейшего князя Григория Потемкина Таврическом дворце.


Порядок выборов в первую Думу определялся в законе о выборах, изданном в декабре 1905. Согласно ему учреждались четыре избирательные курии: землевладельческая, городская, крестьянская и рабочая. По рабочей курии к выборам допускались лишь те рабочие, которые были заняты на предприятиях с числом работающих не менее 50. В результате сразу же избирательного права лишались 2 миллиона мужчин-рабочих. В выборах не принимали участия женщины, молодежь до 25 лет, военнослужащие, ряд национальных меньшинств. Выборы были многоступенчатыми выборщиков, – депутатов избирали выборщики от избирателей – двухстепенными, а для рабочих и крестьян трех- и четырехстепенными. Один выборщик приходился в землевладельческой курии на 2 тысячи избирателей, в городской – на 4 тысячи, в крестьянской – на 30, в рабочей – на 90 тысяч. Общее число избранных депутатов Думы в разное время колебалось от 480 до 525 человек. 23 апреля 1906 Николай II утвердил Свод основных государственных законов, который Дума могла изменить только по инициативе самого царя. Согласно Своду все принимаемые Думой законы подлежали утверждению царем, вся исполнительная власть в стране также по-прежнему подчинялась царю. Царь назначал министров, единолично руководил внешней политикой страны, ему подчинялись вооруженные силы, он объявлял войну, заключал мир, мог вводить в любой местности военное или чрезвычайное положение. Более того, в Свод основных государственных законов был внесен специальный параграф 87, который разрешал царю в перерывах между сессиями Думы издавать новые законы только от своего имени.

Дума состояла из 524 депутатов.

С самого начала своей деятельности Первая Дума продемонстрировала стремление к самостоятельности и независимости от царской власти. Вследствие неодновременности выборов работа I Государственной Думы проходила при неполном составе. Заняв первенствующее положение в Думе, кадеты 5 мая в письменный ответ на «тронную» речь царя дружно включили требование отмены смертной казни и амнистии политическим заключенным, установления ответственности министров перед народным представительством, упразднения Государственного совета, реального осуществления политических свобод, всеобщего равенства, ликвидации казенных, удельных монастырских земель и принудительного выкупа частновладельческих земель для ликвидации земельного голода русского крестьянина. Депутаты надеялись, что с этими требованиями царь примет депутата Муромцева, но Николай II не удостоил его этой чести. Ответ думцев был отдан в обычном порядке для «монаршего прочтения» председателю Совета министров И.Л. Горемыкину. Через восемь дней 13 мая 1906 председатель Совета министров И.Л.Горемыкин ответил отказом на все требования Думы.

6 июля 1906 председатель Совета министров пожилой Иван Горемыкин был заменен энергичным П.Столыпиным (за Столыпиным сохранялся пост министра внутренних дел, который он занимал ранее). 9 июля 1906 депутаты пришли в Таврический дворец на очередное заседание и наткнулись на закрытые двери; рядом на столбе висел манифест за подписью царя о прекращении работы I Думы, так как она, призванная «вносить спокойствие» в общество, лишь «разжигает смуту». В манифесте о роспуске Думы говорилось, что закон об учреждении Государственной Думы «сохранен без изменений». На этом основании началась подготовка к новой кампании, теперь уже по выборам во II Государственную Думу.

Таким образом I Государственная Дума просуществовала в России всего 72 дня, приняв за это время 391 запрос о незаконных действиях правительства.

Вторая Государственная Дума (1907). II Государственная дума Российской империи просуществовала с 20 февраля по 2 июля 1907.

Выборы во II Государственную Думу проходили по тем же правилам, что и в Первую Думу (многоступенчатые выборы по куриям). При этом сама избирательная компания проходила на фоне хотя и затухающей, но продолжающейся революции: «беспорядки на аграрной почве» в июле 1906 охватили 32 губернии России, а в августе 1906 крестьянскими волнениями было охвачено 50% уездов Европейской России. Царское правительство окончательно встало на путь открытого террора в борьбе с революционным движением, которое постепенно шло на убыль. Правительство П.Столыпина учредило военно-полевые суды, сурово преследовало революционеров, был приостановлен выпуск 260 ежедневных и периодических изданий применялись административные санкции к оппозиционным партиям.

В течение 8 месяцев революция была подавлена. По Закону от 5 октября 1906 крестьяне были уравнены в правах с остальным населением страны. Второй Земельный Закон от 9 ноября 1906 разрешал любому крестьянину в любой момент потребовать причитающуюся ему долю общинной земли.

Третья государственная дума (1907–1912). Третья Государственная Дума Российской Империи действовала полный срок полномочий с 1 ноября 1907 по 9 июня 1912 и оказалась самой политически долговечной из первых четырех государственных дум. Она была избрана в соответствии с Манифестом о роспуске Государственной Думы, о времени созыва новой думы и об изменении порядка выборов в Государственную Думу и Положению о выборах в Государственную Думу от 3 июня 1907, которые были изданы императором Николаем Вторым одновременно с роспуском Второй Государственной Думы.

Новый избирательный закон существенно ограничивал избирательные права крестьян и рабочих. Общее количество выборщиков по крестьянской курии было сокращено в 2 раза. Крестьянская курия, таким образом, имела лишь 22% от общего числа выборщиков (против 41,4% по избирательному праву Положения о выборах в Государственную Думу 1905 года). Число выборщиков от рабочих составляло 2,3% от общего числа выборщиков. Значительные изменения были внесены в порядок выборов от Городской курии, которая была разделена на 2 разряда: первый съезд городских избирателей (крупная буржуазия) получил 15% всех выборщиков и второй съезд городских избирателей (мелкая буржуазия) получил лишь 11%. Первая курия (съезд земледельцев) получила 49% выборщиков (против 34% по положению 1905 года). Рабочие большинства губерний России (за исключением 6) могли участвовать в выборах только по второй городской курии – как квартиронаниматели или в соответствии с имущественным цензом. Закон 3 июня 1907 предоставлял министру внутренних дел право изменять границы избирательных округов и на всех стадиях выборов делить избирательные собрания на самостоятельные отделения. Резко сократилось представительство от национальных окраин. Например, от Польши раньше избирали 37 депутатов, а теперь 14, от Кавказа раньше 29, теперь же только 10. Мусульманское население Казахстана и Средней Азии вообще лишалось представительства.

Общее число депутатов Думы сокращалось с 524 до 442.

В выборах в Третью Думу приняло участие всего 3 500 000 человек. 44% депутатов были дворяне-помещики. Легальными партиями после 1906 оставались: «Союз русского народа», «Союз 17 октября» и Партия Мирного обновления. Они и составили костяк III Думы. Оппозиция была ослаблена и не мешала П.Столыпину проводить реформы. В избранной но новому избирательному закону Третьей Думе существенно сократилось количество оппозиционно настроенных депутатов, и наоборот увеличилось число депутатов, поддерживающих правительство и царскую администрацию.

В третьей Думе было 50 крайне правых депутатов, умеренно правых и националистов – 97. Появились группы: мусульманская – 8 депутатов, литовско-белорусская – 7, польская – 11. Третья Дума, единственная из четырех, проработала весь положенный по закону о выборах в Думу пятилетний срок, состоялось пять сессий.

Четвертая Государственная Дума (1912–1917 ). Четвертая и последняя из Государственных Дум Российской империи действовала в период с 15 ноября 1912 по 25 февраля 1917. Она избиралась по тоже же избирательному закону, как и Третья Государственная Дума.

Выборы в IV Государственную Думу пришлись на осень (сентябрь-октябрь) 1912. Они показали, что поступательное движение российского общества идет по пути утверждения в стране парламентаризма. Предвыборная кампания, в которой активно участвовали лидеры буржуазных партий, проходила в обстановке дискуссии: быть или не быть конституции в России. Даже некоторые кандидаты в депутаты из числа правых политических партий выступали сторонниками конституционного строя. Кадеты при выборах в IV Государственную Думу провели несколько «левых» демаршей, выдвигая демократические законопроекты о свободе союзов и введении всеобщего избирательного права. Декларации буржуазных деятелей демонстрировали оппозиционность правительству.

Правительство мобилизовало силы, чтобы не допустить обострения внутриполитической обстановки в связи с выборами, провести их по возможности незаметно и сохранить или даже усилить свои позиции в Думе, а тем более недопустить ее сдвига «влево».

Стремясь иметь в Государственной Думе своих ставленников, правительство (в сентябре 1911 его возглавил после трагической гибели П.А.Столыпина В.Н.Коковцев) воздействовало на выборы в тех или иных регионах полицейскими репрессиями, возможными махинациями вроде ограничения числа избирателей в результате противозаконных «разъяснений». Оно обратилось к помощи духовенства, предоставив ему возможность широкого участия в уездных съездах в качестве уполномоченных от мелких землевладельцев. Все эти ухищрения привели к тому, что среди депутатов IV Государственной Думы было более 75% помещиков-землевладельцев и представителей духовенства. Помимо земли более 33% депутатов имели недвижимое имущество (заводы, фабрики; рудники, торговые предприятия, дома и др.). К интеллигенции принадлежало около 15% всего состава депутатов. Они играли активную роль в различных политических партиях, многие из них постоянно участвовали в дискуссиях общих собраний Думы.

Основными фракциями IV Государственной Думы являлись: правые и националисты (157 мест), октябристы (98), прогрессисты (48), кадеты (59), которые по-прежнему составляли два думских большинства (в зависимости от того, с кем в этом момент блокировались октябристы: октябристско-кадетское или октябристско-правое). Кроме них, в Думе были представлены трудовики (10) и социал-демократы (14). Партия прогрессистов оформилась в ноябре 1912 и приняла программу, которая предусматривала конституционно-монархический строй с ответственностью министров перед народным представительством, расширение прав Государственной думы и т.д. Появление этой партии (между октябристами и кадетами) стало попыткой консолидации либерального движения. В работе Думы приняли участие большевики во главе с Розенфельдом Л.Б. и меньшевики во главе с Чхеидзе Н.С. Они внесли 3 законопроекта (о 8-часовом рабочем дне, о социальном страховании, о национальном равноправии), отклоненных большинством.

По национальной принадлежности почти 83% депутатов в Государственной Думе 4-го созыва составляли русские. Были среди депутатов и представители других народов России. Там присутствовали поляки, немцы, украинцы, белорусы, татары, литовцы, молдаване, грузины, армяне, евреи, латыши, эстонцы, зыряне, лезгины, греки, караимы и даже шведы, голландцы, но их доля в составе общего корпуса депутатов была незначительна. Большинство депутатов (почти 69%) были люди в возрасте от 36 до 55 лет. Высшее образование имела примерно половина депутатов, среднее – немногим более четверти всего состава членов Думы

3 сентября 1915 после принятия Думой выделенных правительством кредитов на войну ее распустили на каникулы. Вновь Дума собралась только в феврале 1916. 16 декабря 1916 была вновь распущена. Возобновила деятельность 14 февраля 1917 в канун февральского отречения Николая II. 25 февраля 1917 была опять распущена и больше официально не собиралась, но формально и фактически существовала. Четвертая Дума сыграла ведущую роль в учреждении Временного правительства, при котором она фактически работала в форме «частных совещаний». 6 октября 1917 Временное правительство постановило распустить Думу в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание.

18 декабря 1917 одним из декретов ленинского Совнаркома была упразднена и канцелярия самой Государственной думы.

В июне 1912 г. истекли полномочия депутатов III Думы, и осенью этого года прошли выборы в IV Государственную Думу. Не смотря на давление правительства, выборы отразили политическое оживление: социальные демократы набрали очки во II городской курии за счет кадетов (в рабочей курии большевики взяли верх над меньшевиками), октябристы часто терпели поражение в своей вотчине, I городской курии.

Выборы в IV Государственную думу практически не изменили расстановку фракций в Думе. Председателем был октябрист М.В. Родзянко. Правые (черносотенцы) имели 184 голоса, октябристы (правые центристы) - 99 голосов, левые центристы образовали блок, куда входили кадеты (58 голосов), националисты (21 голос) и прогрессисты (47 голосов). С 1913 г. большинство Думы (кадеты, прогрессисты, радикалы) стали в оппозицию царизму. Николай II неоднократно ставил вопрос об уголовной ответственности депутатов за их критические и разоблачительные речи с думской трибуны.

Начавшаяся в 1914 г. мировая война одновременно притушила разгоравшиеся оппозиционное движение в российском обществе. На экстренном заседании IV Думы 26 июля 1914 г. лидеры правых и либерально-буржуазных фракций выступили с призывом сплотиться вокруг «державного вождя, ведущего Россию в священный бой с врагом славянства», отложив «внутренние споры» и «счеты» с правительством. Однако неудачи на фронте, рост стачечного движения, неспособность правительства обеспечить управление страной стимулировали активность политических партий, их оппозиционность, поиск новых тактических шагов.

19 июля открылась сессия IV Государственной Думы, на которой октябристы и трудовики сразу же поставили вопрос о создании ответственного перед Думой правительства, а в начале августа кадетская фракция повела активную работу по созданию межпартийного блока. В августе 1915 г. на совещании членов Государственной Думы и Государственного совета был образован Прогрессивный блок, в который вошли кадеты, октябристы, прогрессисты, часть националистов (236 и 422 членов Думы) и три группы Государственного совета. Председателем бюро Прогрессивного блока стал октябрист С.И. Шидловский, а фактическим руководителем Н.И. Милюков.

Однако последовавшее вскоре вступление Николая II в верховное командование означало прекращение колебаний власти, отказ от соглашений с парламентским большинством на платформе «министерства доверия», отставку Горемыкина и удаление поддержавших Прогрессивный блок министров, наконец, роспуск Государственной думы после рассмотрения ею военных законопроектов. 3 сентября председатель Думы Родзянко получил указ о роспуске Думы примерно до ноября 1915 г.

Первая мировая война легла тяжелым бременем на плечи России. В феврале 1917 г. резко обострилась обстановка в Петрограде. Большевики, межрайонцы, меньшевики-интернационалисты и другие социальные партии и группы развернули революционную пропаганду, связывая продовольственные трудности с разложением режима и призывая к свержению монархии.

25 февраля выступления переросли во всеобщую политическую стачку, охватившую 305 тыс. человек и парализовавшую Петроград. В ночь на 26 февраля власти провели массовые аресты, а днем на Знаменской площади была расстреляна крупная демонстрация. Столкновения с войсками и полицией, сопровождающиеся жертвами, происходили по всему городу.

Председатель IV Государственной Думы М.В. Родзянко 26 февраля телеграфировал Николаю II о необходимости «немедленно поручить лицу, пользующемуся доверием страны, составить новое правительство», а на следующий день возглавил Временный комитет Государственной Думы, от имени которого обратился с воззванием к населению.

В воззвании говорилось, что этот новый орган власти берет в свои руки восстановление государственного и общественного порядка и призывает население и армию помочь «в трудной задаче создания нового правительства». В этот же день, 26 февраля 1917 г. император издал указ о перерыве в занятиях Государственной думы и назначении «срока их возобновления не позднее апреля 1917 г., в зависимости от чрезвычайных обстоятельств». После этого в полном составе Дума уже не собиралась.

27 февраля состоялось заседание Временного комитета Государственной Думы, который «нашел … вынужденным взять в свои руки восстановление государственности и общественного порядка» в России. Однако уже 2 марта Временный комитет объявил о создании нового правительства в его составе и фактически прекратил свое существование.

Юридически IV Государственная Дума была распущена постановлением Временного правительства от 6 октября 1917 г. в связи с началом избирательной кампании по выборам в состав Учредительного собрания.

Практически у Государственной Думы был блестящий шанс взять в свои руки государственную власть и стать реальным законодательным органом, но реакционное большинство Думы, поддержавшее самодержавие, им не воспользовалось.

Министерство общего и специального образования РФ.

Кафедра истории.


Реферат на тему: «Первые четыре Государственные Думы»


Выполнил: студент 371 гр. Тимофеева Ю. М.

Принял: проф. Резник А. А.



1. Революция 1905 г . 3ст.

3. Политические партии . 7ст.

4. 1-я Государственная Дума. 7ст.

5. 2-я Государственная Дума . 10ст.

6. 3-я Государственная Дума . 11ст.

7. 4-я Государственная Дума . 12ст.

8. Февральская революция . 13ст.

9. Двоевластие . 14ст.

10. Список литературы . 16ст.


Революциоя 1905 годa.

Начало революционных событий датируется, как правило, днем 9 января 1905 г. В этот день самой мощной и активной силой проявили себя питерские рабочие. Рабочие выступления проходили в крупных городах и раньше, но носили слабоорганизованный, спонтанный характер. На этот раз власть столкнулась с хорошо организованной, продуманной массовой демонстрацией с ярко выраженными политическими лозунгами. Организатором демонстрации формально выступило «Собрание русских фабрично-заводских рабочих». Во главе которого стоял священник Гапон.

Он был типичным популистом, плывшим по волнам стихии. Обвинения в том, что он являлся платным агентом охранки, документами не подтверждаются.

Власти запретили демонстрацию. Однако Гапон не отказался от ее проведения. Кровопролитие стало практически неизбежным. 9 января в шествиях учавствовало до 300 тыс. человек. Кордоны из солдат давали предупредительные выстрелы в воздух. А затем открывали огонь по неостанавлвающейся толпе. Большинству демонстрантов в центр проникнуть не удалось. Количество убитых было не установлено. Официально сообщалось о 130 жертвах, пресса писала о двух тысячах.

В поддержку рабочих начали бастовать студенты. Правительство больше всего опасалось переноса волнениий в деревню, понимая, что в этом случае с ситуацией совладать не удастся. Наряду с массовыми выступлениями возобновились акты революционного террора. В первых числах февраля 1905 г. революционер С. Каляев бросил бомбу в сани. В которых проезжал московский генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович.

Весной и летом 1905 г. накал событий продолжал нарастать. В июне шли баррикадные бои в Лодзи., с мая по август продолжалась стачка ткачей в Ивано-Вознесенске. Революционная лихорадка стала перекидываться в армию и на флот. В июне произошло выступление матросов на броненосце «Князь Потемкин-Таврический». По одной из версий. Оно началось из-за червивого мяса. По другой. Явилось результатом осознанной революционной агитации. Это было первое за много десятилетий антиправительственное выступление в вооруженных силах.

В октябре 1905 г. началась массовая полиическая забостовка, которая приобрела всеобщий характер. Ядром забастовки стали работники железных дорог. Прекращение ими работы практически парализовало жизнь страны. Стачечники формально не выдвигали никаких требований. Связанных с улутшением жизни и труда. Но революционный актив внедрял в сознание масс лозунги ликвидации монархии и установления демократической республики.

В петербурге стал действовать Совет рабочих депутатов. Созданный по образцу аналогичного совета в Ивано-Вознесенске. Активную роль в Петербургском совете играл Л. Д. Троцкий.

Под давлением С. Ю. Витте царь подписал 17 октября 1905 г. Высочайший манифест, всоответствии с которым в России провозглашались основные политические свободы. Однако осенью произошло новое нарастание волнений в армии и на флоте.

Манифест 17 октября 1905 г.

Манифест 17 октября стал, безусловно, вторым, осле реформ 60-х гг. XIX века крунейшим шагом на пути политических преобразований Российского государства. Война с Японией, нарастание революционных волнений ясно показали верховной власти, что перемены назрели. Вопрос стоял лишь о сроках формах и мере таких перемен. Власть должна была определить: либо она проявит в политической реформе инициативу и самостоятельность, либо неудовлетворенность упрямством власти даст революционному активу хорошие шансы на реализацию своих замыслов. При разработке проекта политических реформ верховная власть пошла на широкие контакты с умеренно-либеральной общественностью.

6 июня в Петергофе Николай II впервые встретился с депутацией умеренно-либеральной общественности, признав тем самым оппозицию этого толка в качестве политической реальности. От имени умеренных либералов выступил С. Трубецкой, убеждавший царя в верности его единомышленников России, а также предложивший опереться на выборных людей от всего населения. В ответ Николай заявил: «Отбросте сомнения: Моя воля - воля царская - созывать выборных от народа непреклонна. Пусть установится, как было в старь, единение между царем и–всей Русью, общение между мной и земскими людьми…» Тем самым согласившись с возможностью проведения выборов, монарх намекал на возрождение традиций Земских соборов.

Однако вскоре речь зашла о другом органе-Государственной думе. В июле 1905 года был опубликован проект созыва совещательной Думы, разработанный под руководством министра А. Булыгина. Дума, по замыслу ее авторов, могла обсуждать лишь проекты законов. Вся инициатива по их изданию по-прежнему принадлежала монарху. Избирательное право должно было дать значительные приимущества крестьянсву и городским домовладельцам, резко ограничивая эти права в отношении рабочих и интеллигентов. Как бы в доплнении к этому в августе правительство предоставило широую автономию университетам, где важнейшие вопросы внутренней жизни решались отныне коллегией профессоров и выборными ректорами.

Страна, находившеяся в состоянии революционного возбуждени, слабо прореагировала на эти шаги власти. «Булыгинская дума» так и не была созвана. А автономия университетеов усилила студеньческие выступления, а не успокоила их. Нарастала волна забостоввок. В этих условиях С. Ю Витте со своими сотрудниками подготовил записку царю, в которой предлагал, не мешкая, провозгласить основные гражданские права и свободы, анчать процесс разделения властей, ввести контроль за действиями администрации, не посягая на традиционные основы монархии. По сути, Витте предлагал достаточно широкомасштабный план политических реформ, соответствовавших процессам экономической модернизации страны. Важным местом программы Витте, в отличие от предыдущих, было согласие на ограниченный контроль Думы над государственным бюджетом. Витте прямо заявил, что есть и другой вариант-идти против течения,но он лично за его осуществление не взялся бы.

17 октября в 5 часов дня манифест был подписан. В соответствии с ним населению России даровались «незыблимые основы гражданской свободы»: нерикосновенность личности, свобода совести, слова, собраний и союзов. Круг избирателей существенно расширялся, а будущей Думе было обещано право одобрять законы перд их вступлением в силу. После издания Манифеста Николай II на некоторое время самоустранился от дел, а управление страной практически перешло в руки Витте.

Реакция на манифест была неоднозначной. Революционные группировки объявили его обманом народа и призвали усилить борьбу. Либеральная общественность,с одной стороныя, приветствовала этот документ, считая, что,соновные политические свободы в России обеспечены,. С другой стоороны, сомневалась в его достаточности,. Не считая его положения закреплением принципов конституционной монархии. Крайне монархические и проправительственные силы также были недовольны,. Исходя из того, что исконная власть царя рухнула, хотяя ине решались открыто выступать против документа, подписанного монархом. Они организовали правительственные демонстрации, в ходе которых происходили столкновения с революционными демократами. Имелись жартвы.

Таким образом, Манифест 17 октября, успокоив одну част оппозиционного движения, в тех конкретных условиях не смог произвести также воздействия на остальных. Тем не мение сочетание провозглашения уступок обществу и силовых мер, предпринятых против вооруженнных выступлений,. Позволило значительно ослабить оппозиционный напоор к концу 1905 г. Власть в целом выстояла.

Рассматривая Манифест на широком историческом фоне, подчеркнем езе раз, что это был второй крупнейший шаг после реформ 60-х годов, по превращению России в государство, становящееся на правовой путь развития. Начала создаваться избирательная система. Был образованн Совет министров не как регулярное совещание сановников, а ка постоянно действующий орган. Его председателем стал С. Ю. Витте. Были удалены люди, бывшие в глазах общества символом консерватизма, в частности К. П Победоносцев. После 17 октября в России началось формирование политических партий.

Однако слабость Манифеста состояла в том, что у многих людей, активно учавствовавших в оппозиции, создавалось впечатление, что он был «вырван». Власть явно запоздала с уступками и политическими реформами. В следствии этого возникло и другое ощущение, что «вырвать» можно было еще больше. Это означало, что политически ипсихологически Манифест лишь снизил остроту недовольства в стране, но не устранил его. Революционные события стихли, но не прекратились.

В феврале-марте 1906 г. структура власти в России была уточнена. Сохранялся Государственный совет, хотя часть его отныне избиралась по сословно-корпоративному признаку. Обещаные Думе бюджетные права гарантировались лишь в рамках действующих законов, штатов и расписаний, а также «высочайших повелений».

Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» (17 октября 1905 г.)

Смуты и волнения в столицах и во многих местностях Империи Нашей великой и тяжелой скорбью преисполняют сердце Наше. Благо Российского Государя неразрывно с благом народа и печаль народная Его печаль. От волнений, ныне возникших, может явиться глубокое нестроение народное и угроза целости и единству Державы Нашей.

Великий обет Царского служения повелевает Нам всеми силами разума и власти Нашей стремиться к скорейшему прекращению столь опасной для Государства смуты. Повелев подлежащим властям принять меры к устранению прямых проявлений беспорядка, бесчинств и насилий, к о-хране людей мирных, стремящихся к спокойному выполнению лежащего на каждом долга. Мы, для успешнейшего выполнения общих преднамечаемых Нами к умиротворению государственной жизни мер, признали необходимым объединить деятельност высшего Прввительства.

На обязанность Правительства возлагаем Мы выполнение непреклонной Нашей воли:

1.Даровать населению незыблемые основы гражданской своободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную Думу привлечь теперь же к участию в Думе, по мере возможности, соответствующей краткости оставшегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив за сим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законадательному порядку, и

3. Установить, как незыблимое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от Нас властей.

Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиною, помочь прекращению сей неслыханной смуты и вместе с Нами напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле

Политические партии.

В России к этому времени сложилось три политических лагеря. Демо­кратический – имел целью свержение самодержавия и установление де­мократической республики; либерально-буржуазный – установление кон­ституционной монархии и частичные буржуазные реформы; правительственный – сохранение монархического строя.

Буржуазия встретила Манифест с одобрением, воспринимая его как высшее достижение революции. Крупная буржуазия, помещики и чинов­ники создали партию «Союз 17 октября» (октябристы), которая высту­пила за конституционную монархию при наличии государственной Думы.

Конституционно-демократическая партия (кадеты), образованная в ок­тябре 1905 г., объединила мелкую буржуазию, чиновников, служащих, либеральную интеллигенцию, немногочисленных рабочих и крестьян. Руководителями партии стали видные ученые П. Н. Милюков, В. И. Вер­надский, П. Б. Струве. Кадеты провозгласили необходимость созыва Уч­редительного собрания на основе всеобщих и равных выборов, принятия демократической конституции и ограничения власти царя до формаль­ного уровня.

В 1905 г. образовалось несколько помещичье-монархических партий: «Союз русского народа», «Народно-монархическая партия», «Союз рус­ских православных людей», «Общество активной борьбы с революцией» (так называемые черносотенцы). Они видели свою цель в защите само­державия, привилегированного положения православной церкви и насаждении великодержавного шовинизма. Стремление привлечь на свою сторону трудящихся толкало их выступать за сокращение рабочего дня, оказание помощи крестьянам-переселенцам, введение государственного страхования рабочих.

1 -я Государственная Дума.

В феврале-марте 1906 г. состоялись выборы в 1-ю Государственную думу. Они шли по сословному принципу, или по «куриям». Таковых было определено четыре: земледельческая, городская, крестьянская, рабочая. Критики выборной системы утверждали, что она антидемократичная, не носит всеобщего и равного характера.

В ходе выборов столкнулись как правительственные интересы, так и интересы либеральной оппозиции. Крайне левые, революционно-социалистические партии бойкотировали выборы, надеясь на новую революционную волну. Либералы утверждали, что правительство можно обуздать избирательными биллютенями. Они выдвигали лозунги, рассчитаные прежде всего на крестьян, вплоть до обещания провести закон о раздаче даром всех помещечьих земель. Крестьяне-выборщики поддержали как либералов из конституционно-демократической партии, так и беспартийных крестьян, настроенных еще решительнее. Надежда правительства на исконный крестьянский монархизм не оправдалась даже при ставке на состоятельных крестьян.

Фактически Дума состояла из почти 200 полуграмотных крестьян и такогоже числа образованных интеллигентов. Общим настроем думцев было противостояние правительству. Широкие обещания, которые они давали своим избирателям, не могли быть реализованны немедленно.Для этого требовались годы и годы. Но нетерпение делало свое дело, и конфрантационный напор большинсва думцев был налицо.

Правительство считало, что работующая Дума должна быть обуздана. Но власть не была едина. Если Витте допускал отчуждение части помещечьих земель за выкуп в пользу крестьян, что в принципе не нарушало право частной собственности, то большиенство министров и чиновников были решительными противниками этого. Они были настроенны на то, чтобы оставить думцам декоративную ролль. Попыток найти компромисс обе стороны не рпедпринимали.

Первая Дума начала свою работу 27 апреля 1906 г. в Санкт-Петербурге в специально предоставленном для этой цели Таврическом дворце. Утром Николай II принял думцев в Зимнем дворце, обратившись к ним с речью, в которой обещал гарантировать «Основные законы», выразил уважение к крестьянсву и деятелям просвещения и напомнил, что одной одной свободы для благоденствия государства мало-необходим еще и порядок. На улицах города думцев восторжено приветствовали толпы горожан. В Таврическом дворце началась работа.

Но не прошло и недели, как ее представители приняли (5 мая) обращение к правительству, в котором снова выдвигались основные требования либералов: речь опять шла об установлении всеобщих выборов, об отмене всех ограничений на законодательную деятельность Думы, о личной ответственности министров, отмене ограничительных законов, о Государственном совете, о гарантии гражданских свобод, включая право на забостовку, отмене смертной казни, разработке аграрной реформы, пересмотре налогообложения, введении всеобщего бесплатного образования, удовлетворении требования национальных меньшинств,. Полной политической амнистии. Это докумет являлся отражением тактики депутатов от оппозиции, которые вошли в состав Думы с целью расширить ее внутренние полномочия и преобразовать ее в полноправный парламент. Они были убеждены, что царь не посмеет тронуть «народных представителей», тех, кого считали «единственными спасителями России», в силу чего воображали себя неуязвимыми.

Первым председателем Думы был избран умеренный либерал, профессор римского права С. А. Муромцев. Руководство большинством комиссий Думы приняли на себя кадеты. На первом заседании громче всего звучали требования политической амнистии.

Дума имела дело уже с новым Советом министров. Неудача проправительственных настроений и акндитатов на выборах вынудила уйти в отставку С. Ю. Витте. Егоприемником стал И. Л. Горемыкин, сторонник абсолютного самодержавия и традиционных устоев, не признававший политических новаций. Правительство фактически игнорировало Думу, что приводило к обидам депутатов и усиливало их радикализм.

Наряду с требованиями немедленной амнистии Дума под давлением крестьянских депутатов выступила с требованием отчуждения части частновладельческих земель. Правительство стояло твердо на том, что амнистия не может распространяться на террористов, участников вооруженных действий и т. п. Целый месяц думцы не могли приступить к законотворческой деятельности. Лишь 28 мая 1906 г. правительство внесло первый законопроект. Это был проект об устройстве прачечной и оранжереи в Юрьевском университете (ныне г. Тарту в Эстонии).

Когда правительство отвергло требования амнистии, думское большинство стало настаиватьна отмене смертной казни. Правительство также решительно отказалось обсуждать вопрос о земельном переделе.

Рыбота в 1-ой Думе не шла, почти каждое заседание заканчивалось скандалом.

Получив отказ, Дума приняла большинством голосов вотум «полного недоверия» правительству и потребовало его «немедленной отставки». Двух недель хватило, чтобы между правительством и Думой произошел окончательный разрыв. Правительство в свою очередь бойкотировало Думу, предоставляя на ее рассмотрение лишь законы второстепенной важности.Депутатская ассамблея приняла также проект аграрного закона, согласно которому крестьяне могли бы за «справедливую компенсацию» получить арендуемую ими землю. Правительство сочло, что этот вопрос не входит в компетенцию Думы, будучи слишком важным для страны, и 9 июля распустило Думу.

Таврический дворец был оцеплен войсками, а 178 депутатов уехали в Выборг, находившийся на территории Финляндии, где российская полиция не имела права действовать. Депутаты приняли «Выборгское возвание», в котором призвали народ к пассивному сопротивлению: неуплате налогов, отказу от призыва на военную службу и ряду других ненасильственных акций.

Таким образом, 1-я Государственная дума просуществовала всего 72 дня. Ее работа происходила на фоне хотя и ослабевших но зримых революционных событий. Революционеры не прекращали террористических актов против лиц военной и гражданской администрации. При этом гибли невинные люди. Акты насилия предпринимались со стороны крайне националистических групп. Очень неспокойно было на окраинах империи. В этих условиях необходимо было достижение компромисса между правительством и умеренной частью оппозиции. В ходе неофицальных переговоров ряда правительственных деятелей (П. А. Столыпин) и либералов (П. Н. Милюков) вставал даже вопрос о вхождении акадетов в правительство, но дальоше разговоров дело не пошло.

«Выборгское воззвание» не произвело болльшого эффекта. Однако правительство Горемыкина вынуждено было уйти в отставку. Новым председателем Совета министров с сохранением поста министра внутренних дел стал П. А. Столыпин. Но в целом обстановка в стране летом 1906 г. вновь обострилась. В середине июля прошли вооруженные выступления в гарнизонах Свеаборгской крепости(Финляндия), в Кронштадте, была попытка провести всеобщую забостовку в Москве.

12 августа террористы организовали взрыв на даче Столыпина на окраине Петербурга. Было убито 27 человек, дожидавшихся приема. Среди искалеченных была его 14-летняя дочь. Столыпин чудом остался невридим.

2-я государственная Дума.

С конца ноября 1906 г. началась избирательная компания во 2-ю Государственную Думу. Она проходила по старому избирательному закону. Результаты выборов были двоякими. Предвыборная компания прошла не без вмешательства и давления на избирателей со стороны властей, однако Вторая Дума оказалась еще более радикальной, чем Первая. В нее вошли более 100 депутатаов-социалистов (37 эсеров, 66 социал-демократов, на 2/3 меньшивиков), около 100 трудовиков, 100 кадетов и 80 депутатов от национальных меньшинств трудно определяемой политической ориентации; октябристов было всего лишь 19, монархистов – 33. В итоге кандидаты от правительственных партий составили в Думе весьма незначительную фракцию, в то время как подавляющее большинство оказалось в оппозиции.

Кадеты потеряли большинство вДуме. Однако активное продвижение более левых сил-свыше сотни крестьян-трудовиков, 65 социал-демократов, более пятидесяти социалистов других оттенков-делало этот состав Думы левее придыдущего. Правые националисты были в значительном колличественном меньшинстве, но оказались черезвычайно активны на думской трибуне. Законотворческая работа Думы нового состава оказалась не более плодотворной, чем придыдущего. Затодумская трибуна использовалась ораторами всех направлений с целью изложения своих политических позиций. Попытки части умеренных либералов призвать депутатов «беречь Думу» не имели успеха.

Наученая предшествующим опытом, Дума решила действовать в рамках законности, избегая ненужных конфликтов. Комиссии приступили к разработке многочисленных законопроектов. После начального периода затишья с марта по апрель 1907 г. споры разгорелись по двум вопросам: аграрной политике и принятию черезвычайных мер против революционеров.

Председатель совета министров П. А. Столыпин часто выступал в Думе. Его выступления представляли собой программу, сочетавшую как перспективу решительныхэкономических реформ, направленных на расширение и укрепление прав частной собственности, так и твердую убежденность в необходимости наведения порядка. Вместе с тем Столыпин искал контакта с умеренными либералами, намечая перспективы расширения гражданских прав и свобод.

С апреля 1907 г., когда революционные события явно ослабели, правительство начало разрабатывать новый избирательный закон, который был призван обеспечить изоляцию левых депутатов. Поэтому интерес к работе Думы упал. Всем было ясно, что повод для роспуска Думы сама она обязательно даст. революционеров. Правительство потребовало осуждения революционного терроризма, но большинство депутатов отказались это сделать. Правительство решило обьявить о ее роспуске, но, чтобы не связывать его вновь с аграрным вопросом, обвинило многих депутатов в заговоре против царской семьи. 1 июня Столыпин потребовал от Думы исключения 55 депутатов (социал- демократов) и лишения 16 из них парламентской неприкосновенности. Не дожидаясь ее решения, Николай II сам объявил 3 июня о роспуске Думы и назначил созыв очередной Думы на 1 ноября 1907 г. В манифесте провозгласившем роспуск Думы, было также объявлено о коренных изменениях в законе о выборах. Данная мера полностью противоречила Основным законам, принятым в 1905 г., согласно которым любые изменения требовали рпедворительного согласия двух палат. Новый закон разрабатывался в условиях абсолютной секретности в течение нескольких последних месяцев. Он ужесточал избирательный ценз основных избирателей, сокращал представительство крестьянств и национальных меньшинств, увеличивал нераавенство в представительстве различных социальных категорий.

Страна, уставшая от двух с половиной лет беспорядков, не прореагировала на принятие нового закона о выборах. Правительство получило покорную Думу, функции которой ограничивались утверждением представленых ей законов. Таким образом, государственный переворот 3 июня 1907 г. знаменовал собой поражение революции 1905 г. и явное восстановление самодержавия, которому удалось отказаться от большинства уступок, вырванных под давлением оппозиции 17 октября 1905 г.

3-я Государственная Дума.

В законодательство о выборах были внесены иизменения, которые дали возможность перераспределить места в 3-ей Гсударственной Думе в пользу помещиков и буржуазии за счет рабочих и крестьян. 3-я Дума отличалась угодливостью и поддерживала правительственную политику реакции и террора. Она существовала с 1906 по 1909 гг.

В Третьей Думе, прозванной «господской», так как она была избрана на неравноправной основе (курия помещиков и первая городская курия, то есть менее 1% населения, объединили 65% избирателей), значительное большинство правых, «правительственный блок» (225 депутатов от националистов и октябристов), противостояло ослабленной новой избирательной системой оппозиции (52 кадета, 26 депутатов от национальных меньшинств, 14 трудовиков и 14 социал-демократов). Вплоть до 1909 г. благодаря позиции октябристов отношения между правительством и Думой остались хорошими. Партия октябристов была одной из ведущих в Думе. Ее возглавил А. Гучков, внук крепостного крестьянина, разбогатевшего на производстве тканей. Начиная с 1909 г. отношения между Гучковым и Столыпинымухудшались, камнем предкновения явился в особенности вопрос о военных расходах страны, которые Гучков стремился поставить под непосредственный контроль Думы. Но к тому времени на волне национализма в деловых кругах часть октябристов, представлявших интересы русской буржуазии, пошла на сближение с властями, и в 1909 г. партия раскололась. Часть депутатов объединилась с представителями правых националистических кругов умеренного толка, образовав новую группировку – Партию русских националистов, которую возглавил П. Балашов. Эта группировка в последствии превратилась в «законодательный центр» Третей Думы. На него вплоть до 1911 г. опирался Столыпин. Националистический угар за эти годы распространился и на более левые круги. Разумеется, кадеты оспаривали антисемистские, ксенофобные лозунги крайне правых, тем не менее их, несомненно, притягивала идеология национализма, которая в то время в Росии, как и в других странах Европы, представляла собой альтернативу социализму. Социалистическая идеология в России теряла популярность.

4-я Государственная Дума.

Осенью 1912 г. прошли выборы в 4-ю Государственную думу. Главным итогом этих выборов стало «вымывание» октябристкого центра, более или менее стабилизировавшего ситуацию в 3-й Думе. Произошло усиление как правых, так и левых фракций. Шовинисты-черносотенцы находились в состоянии разброда и теряли свое влияние в «низах». При этом они так сумели наладить свою пропаганду, что создавалось ощущение, что именно они определяют политическую линию страны. Политика же равного Столыпину, который смог бы поставить их на место, тогда не нашлось. Столь же неадекватное впечатление создавали себе и крайне левые.

В Думе одной из самых влиятельных фракций стали «прогрессисты». Ее идеологом был представитель известной семьи промышленников и банкиров, газетный издатель П. П. Рябушинский, а лидером фабрикант А. И. Коновалов, отличавшийся особым вниманием к проведению разумной социальной политики, соблюдению интересов рабочих.

Ослабевшая в 4-й Думе фракция «Союза 17 октября» колебалась между крайне правыми и незримым кадетским-«прогрессистским» альянсом, все больше склоняясь в пользу второго. Нет сомнения, что одной из важнейших причин формирования такой политической ситуации была и правительственная политика. В. Коковцев, в высшей степени грамотный экономист, не нашел общего языка с Думой, с самого начала «прославившись» афоризмом: «У нас парламента, слава Богу, еще нет!», запавшим в души большинства думцев глухой обидой. Ведь они боролись за превращение Думы в настоящий парламент! Но Коковце, стремившийся добиться сбалансированности бюджета и навести порядок в расходовании государственных средств, довольно быстро –стал неугоден и раззоряющимся крупным землевладельцам-дворянам, успешно «доившим» государственную казну. Хотя и по другим причинам, но, подобно Столыпину, Коковцев оказался под перекрестным политическим огнем и в январе 1914 г. вынужден был уйти. Новый премьер, 75-летний И. Л. Горемыкин, был многолетним честным служакой престолу, но абсолютно не

соответствовал задачам, стоявшим перед страной. Верховная власть, а с другой стороны, «чистые» либералы и люди либерально-консервативных убеждений все больше шли расходящимися курсам.

Разобщенность политической элиты проявлялась в ряде думских рзолюций, практически открыто противопоставлявших себя правительству.

Первые признаки разобщенности политической элиты вскоре отразились в действиях низов. Тем более, что часть левых думцев (прежде всего большевики) использовали думскую трибуну для нагнетания пропоганды вплоть до организации обструкций, шума, скандалов. Этим они привлекли недовольных, одновременно создав себе политический имидж демократов-борцов за свободу слова, печати, за передел земли, за профсоюзные свободы.

В целом полевение было хотя и заметным, но недостаточнам для того, чтобы слишком дестабилизировать обстановку в стране. Для исправления курса в уже определившуюся, верную сторону требовалось два условия: сохранение мира и активная правительственная политика при поддержке большинства Думы и общественности. К сожалению, ни одна из сторон, как показало будущее, не смогла сделать шаг в этом направлении.

Февральская революция.

1907 – 1911 гг. стали годами спада революционного движения. Разрешенные с марта 1906 г. профсоюзы сократились с 250 тыс. членов в 1907 г. до 12 тыс. в 1910 г.; число бастующих рабочих снизилось до 50 тыс. В партие социалистов произошел оконьчательный раскол из-за полярности выводов, сделанных каждой фракцией социал-демократов из поражения революции 1905-1907 гг. Меньшивики, проанализировав провал московского –восстания в декабре 1905 г., пришли к мнению, что Россия еще не созрела для социальной революции. Пока следовало предоставить инициативу буржуазии, помочь ей свергнуть царский режим, а главное – не спугнуть ее начинаний. Большевики же на опыте революции 1905-1907 гг. пересмотрели свою революционную тактику и предложили новый план действий, более приемлимый для специфических условий России.

В 1917 году революционный кризис обостряется. Власти не скрывали. Что ситуация в деревне напоминает 1905-1906 гг. Революционные, анти­военные настроения усилились в армии и на флоте. В январе 1917 г. от­казались отправиться на передовую солдаты 223-го Одоевского полка Юго-Западного фронта.

Страна оказалась охваченой волной забостовок с преимущественно политическими требованиями. 18 февраля забостовали рабочие одной из мастерских Путиловского завода, потребовавшие увеличения расце­нок. Администрация уволила бастовавших. Эта забостовка явилась нач­алом массовых выступлений рабочих Птрограда. 23 февраля по случаю Международного женского дня на предприятиях были проведены ми­тинги и собрания, которые затем вылились в демонстрации. В этот день в столице бастовало около 90 тыс. рабочих, на следующий день число бастующих достигло 200 тыс. человек. Это было началом новой револю­ции.

демонстрации становились все более массовыми. Однако успех

революционной борьбы зависел от позиции армии. Петроградский гарнизон составлял 467 тыс. человек. Рабочие направлялись к казармам, чтобы убедить солдат и казаков не стрелять в безоружный народ. В ночь с 26 на 27 февраля первый отряд солдат (600 человек) перешел на сторону рабочих, а к концу 27 февраля их было уже 67 тыс. человек.

Двоевластие.

Правительство ввело черезвычайное положение и объявило о роспуске Думы, игнорируя призыв ее председателя Родзянко обращенный к царю, назначить «правительство доверия», чтобы положить конец «беспорядкам». Но депутаты по примеру французких революционеров 1789 г. решили продолжать дебаты. Перед ними встал вопрос: как реагировать на приближение восставших к Таврическому дворцу, где проходило заседание? Некоторые, соглашались с Милюковым, считали, что будет более достойным встретить их, оставаясь на своих местах. Вопреки мнению своих колег Керенский бросился на встречу восставшим и приветствовал их приход. Этим порывом он сохранил союз народа и парламента.

В то же время группа рабочих активитов-меньшивиков из Военного комитета (К. Гвоздев, М. Бройдо, Б. Богданов), которые были только что освобождены из тюрьмы восставшими, вместе с двумя депутатами-меньшивиками (Н. Чхеидзе и М. Скобелев) и бывшим председателем Санкт-Петербургского Совета 1905 г. Хрусталевым-Носарем в одном из залов Таврического дворца создали Совет рабочих депутатов. Под именем Временного исполнительного комитета Совета рабочих депутатов группа активистов, среди которых преобладали меньшивики, провозгласила себя штабом революции. Он образовал Комиссию по снабжению и Военную комиссию для координации действий защитников революции. Наконец, Временный исполком предложил рабочим выбрать представителей в Совет, чтобы создать его вечером того же дня.

Около 50 избранных в спешке делегатов и 200 активистов без мандатов собрались в 21 час, чтобы избрать руководящие органы Совета и его Исполнительный комитет во главе с Н. Чхеидзе.

В то же время Государственная Дума, встревоженная образованием Совета и не желавшая остаться в стороне от движения, пошла на осторожный разрыв с царизмом и создала Комитет по восстановлению порядка и связям с учереждениями и общественными деятелями под председательством Родзянко. Этот комитет, в котором преобладали кадеты, стал первым этапом на пути формирования правительства. 27 февраля около полуночи П. Милыков смог объвить Совету, что Дума только что «взяла власть». Военным комендантом Петрограда Комитет назначил полковника Энгельгарда. Совет выразил свой протест, так как только что поставил Мстиславского во главе Военной комиссии Совета. Две власти, рожденные революцией, были на грани конфликта. Во имя сохранения единства в борьбе против царизма Совет вынужден был уступить. Он не готов был взять власть. Его руководители боялись ответных действий со стороны армии, царя и решили, что лутше не препятствовать думцам взять всю ответственность на себя. Исполком Совета решил признать законность правительства, сформированого Думой, и поддержать его. Это признание сопровождалось одним условием, которое являлось основой соглашения, касавшегося установления нового режима: Совет поддержит правительство лишь в той мере, в какой оно будет проводить одобренную им демократическую программу.

Со своей стороны Дума была готова пойти на уступки. Она продолжала опасаться реакции со стороны Николая II и еще сильнее «военной диктатуры» Совета. Действительно, восставшие солдаты только что по собственной инициативе добились принятия Советом Приказа №1. Этот документ давал солдатам вне службы равные со всеми гражданские и политические права, аннулировал в воинском уставе все, что можно было счесть злоупотреблением властью. Приказ №1 полностью сводил на нет попытки Думы подчинить себе солдат столичного гарнизона.

Когда в ночь с 1 на 2 марта состоялась встреча руководителей Совета и комитета, каждый лагерь переоценивал силы другого. Совет был уверен, что только Дума могла войти в контакт с генштабом и предотвратить всякую попытку контрреволюции. Члены же Комитета приписывали Совету такое влияние на революцию, каким он еще не обладал. Представители Совета сформулировали очень скромные требования ни одно из которых не было собственно социалистическим. Приятно удивленный такой позицией, Милюков только попросил от имени думского комитета, чтобы правительство провозгласило, «что оно сформировано по соглашению с Советом», и чтобы этот текст, преднозначенный узаконить в глазах общественного мнения смену правительтва, был опубликован в «Известиях» рядом с прокламацией Совета, желательно на той же странице. Совет вогласился и со второй прозьбой Милюкова – чтобы никакое решение, касающееся характера будущего режима, не принималось до созыва Учредительного собрания. Оставалось только договориться относительно состава правительства: князь Львов – председатель совета министров и министр внутренних дел, Гучков – военный министр, Милюков – министр иностранных дел, Терещенко – министр финансов, Шингарев – министр сельского хозяйства, Коновалов – министр торговли, Некрасов – министр путей сообщения. Чтобы придать комитету некоторую революционность, думцы настояли на включении в него Чхеидзе и Керенского. Первый отказался, а второй, считая, что Совет развалится сам собой по мере возвращения к нормальной жизни, и решив принять пост министра юстиции, пренебрег мнением своих колег из Исполкома и прямо обратился к общему собранию Совета, которое избрало его по плебисциту. Обе делигации остались довольны собранием. Думский комитет мог поздравить себя с тем. Что добился основного: признания революции законности своей власти. Совет же считал правительство заложником в своих,так как поддержка, оказываемая им правительству, ограничивалась условием – пока правительство не отклоняется от линии, отвечающей интересам Совета.


Список литературы.

1. В. П. Островский А. И. Уткин «История России XX век», «Дрофа» 1995 г.

2. Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов «История России», Издательская группа ИНФА М – НОРМА, Москва 1997 г.

3. «Российская история», Москва, «Культура и спорт», Издательское объединение «Юнити», 1997.

4. Н. Верт «История советского государства 1900-1991», Издательская группа «Прогресс», «Прогресс – Академия», 1992.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.



Вверх