Жизненный путь старцева в рассказе ионыч. Cочинение «Деградация Дмитрия Старцева «Ионыч. Общая характеристика "новой драмы"

Опишите 4 этапа деградации доктора Старцева! и получил лучший ответ

Ответ от МэЙ[гуру]
ассмотрим эволюцию характера главного героя рассказа "Ионыч", Дмитрия Ионыча Старцева. Можно выделить четыре этапа жизненного пути доктора Старцева, в раскрытии содержания которых Чехов лаконично демонстрирует постепенное обнищание духа героя, ослабление его воли, силы сопротивления, потерю активности, живой человеческой реакции.
На первом этапе Дмитрий Старцев -- молодой человек, только что назначенный земским врачом и поселившийся в Дялиже, недалеко от губернского города С. Это юноша с идеалами и желанием чего-то высокого. Он полон сил, энергии ("... Пройдя девять верст и потом ложась спать, он не чувствовал ни малейшей усталости"), увлечен работой настолько, что даже в праздники не имеет свободного времени. Его интересуют литература, искусство, он чувствует себя чужим среди обывателей. Доктор Старцев знакомится с семьей Туркиных, "самой образованной и талантливой" в городе. Уклад их дома наталкивает на мысль о том, что даже жизнь семьи Туркиных на удивление монотонна (одни и те же шутки, развлечения, занятия) , заурядна, типична.
И это -- лучшая семья в городе. А если лучшие люди таковы, то каковы же остальные? Здесь Чехов точно подмечает явление обывательщины на примере одной семьи. Вот в эту жизнь окунается молодой врач Старцев. Он пытается бороться с ней, влюблен в Котика, полон надежд и т. п.
Но на втором этапе Дмитрий Ионыч, сделав неудачное предложение Котику и получив отказ, уже не пытается сопротивляться обстоятельствам, он понимает, в какую трясину погружается, но не пытается ничего предпринять; тем самым Старцев прячется в "футляр", отгораживается от всего мира.
Он перестает ходить пешком, страдает одышкой, любит закусить. Ездит на паре лошадей. У него нет пока близких друзей, обыватели раздражают его своими взглядами на жизнь все меньше и меньше. Главным развлечением доктора, в которое "он втянулся незаметно, мало-помалу", было по вечерам вынимать из карманов добытые практикой белые и зеленые бумажки.
Уже на третьем этапе Старцев отходит от земской больницы, его внимание поглощает большая частная практика. Теперь он еще больше полнеет, еще сильнее страдает одышкой: "Выезжал он уже не на паре лошадей, а на тройке с бубенцами".
Наконец, на четвертом этапе жизнь Дмитрия Старцева окончательно опустошена и обеднена, он заражен накопительством, у него имение и два дома в городе, но на этом он не останавливается, с удовольствием вспоминает про бумажки, которые по вечерам доставал из карманов и с благоговением перебирал их. Старцев всю жизнь работал, но деятельность, лишенная цели, оказывается пагубной. И мы видим, как в результате утраты смысла, цели жизни разрушается личность. Постепенно доктор Старцев превратился в Ионыча. Жизненный путь на этом завершен.. .
Можно сделать вывод, что Старцев, все прекрасно понимая, ничего не попытался изменить. В этом его винит и сам Чехов.
Показывая эволюцию Старцева от молодого врача, живого и эмоционального человека, до ожиревшего пухлого Ионыча, который на своей тройке с бубенцами кажется не человеком, а "языческим богом", А. П. Чехов разоблачает, таким образом, и среду, оказавшую на главного героя рассказа тлетворное воздействие, и его самого.
На примере доктора Старцева в рассказе показаны взаимодействие слабого и пассивного характера с духовно обнищавшим обществом и влияние этого общества на человека, не способного к сопротивлению и отстаиванию в себе положительных начал.
Умение показать малое в большом, сочетание юмора с сарказмом -- главные приемы, посредством которых в рассказах Чехова раскрываются пошлость и обывательщина, способные загубить даже умных, образованных людей.. .
В своих произведениях Антон Павлович Чехов обращается к читателям с призывом не поддаваться влиянию обывательской среды, сопротивляться обстоятельствам, не предавать вечные идеалы и любовь, беречь в себе человеческое.

Назарбаев Интеллектуальная школа

физико-математического направления г. Кокшетау

Акмолинской области Республика Казахстан

Конспект урока по русской литературе
в 10 классе
«Путь от Старцева к Ионычу»

Подготовила учитель

русского языка и литературы

Шартыхбаева Бану Алимжановна

Кокшетау

2011

Урок русской литературы в 10 классе

Тема: Путь от Старцева к Ионычу

Цель: показать путь деградации личности, уметь анализировать художественный текст, развивать навыки анализа художественного образа произведения, развивать речь учащихся.

Задачи:

    развивать творческие способности учащихся;

    формировать нравственные позиции учащихся на примере произведения;

    прививать любовь у учащихся к художественной литературе;

    воспитывать этические нормы;

    воспитывать эстетический вкус.

Оборудование: текст рассказа А. П. Чехова «Ионыч», иллюстрация к рассказу, выполненная учеником, ОСК, кластеры.

Эпиграф: «Не поддавайтесь губительному влиянию среды, вырабатывайте в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавайте светлых идеалов молодости, не предавайте любви, берегите в себе человека» А. П. Чехов.

Технология RWCT

Ход урока:

    Организационный момент. Объявление темы и цели урока

Сегодня мы будем говорить о деградации души человека в рассказе А. П. Чехова «Ионыч». Как Дмитрий Старцев превратился в Ионыча. Что означает слово «деградация»? Чтение словарной статьи «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова.

Словарная работа.

Деградация – (франц.) постепенное ухудшение, упадок.

Ренегатство – (новолат.) отступник, отступничество, измена прежним убеждениям.

    Изучение нового материала.

    Выступление литературного критика (об истории создания, теме, идее, системе образов рассказа).

    Иллюстрация к рассказу, выполненная учеником-художником (его восприятие образа Ионыча) : представление художником своей картины «Не человек, а идол какой-то».

    Работа по к ластеру «Ионыч»

    Анализ текста рассказа
    Каким мы видим Старцева в начале рассказа? (Ученики подтверждают ответы словами текста: шел, напевал, рисовал, не чувствовал усталости, прошел бы еще верст двадцать, ждал, ждет любви) В кого влюбился Старцев? (Котик) Как любовь изменила жизнь Старцева? (сделала его одухотворённым, ученик читает его слова о любви стр.16)
«О как мало знают те… будьте моей женой!»
    Каким показан Старцев в любви? Какое у него состояние души? (безгранично любящая душа) Приняла ли Котик любовь Старцева? (Котик отказалась, потому что мечтала стать пианисткой) Сколько дней переживал Старцев? Найдите слова передающие его душевное состояние. (3 дня Дело валилось из рук, не ел, не пил, не спал, успокоился и зажил по- прежнему. Жаль было своего чувства, взял бы и зарыдал или хватил бы зонтиком Пантейлемона). Прошло 4 года. Чем занимался Старцев в это время? (занимался медицинской практикой, зарабатывал деньги, играл в карты). Какое любимое развлечение он нашел по вечерам? (пересчитывать купюры) Где, у кого получил Старцев эти деньги? (от пациентов, от проигравших игроков) Прошло несколько лет. Какое чувство испытывал при новой встрече с Екатериной Ивановной? Зачитайте отрывок стр. 19
(…и теперь она ему нравилась… и ему стало не ловко)
    Почему Старцев отказался от любви? Зачитать отрывок стр.21
(…Старцев вспомнил про бумажки… и огонек в душе погас).
    Какую жизнь ведет Старцев после этой встречи? (играет в карты, берет взятки) Каким мы видим Старцева в конце рассказа? Выпишите слова описывающие его состояние. (старимся, полнеем, опускаемся, вспомнил про бумажки, огонек в душе погас, еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит, не бросает земского поста, горло заплыло жиром, голос изменился, стал тяжелым, живется ему скучно, ничто его не интересует). Почему Старцева все называют Ионычем? (Он стал своим для обывателей города С).
    ОСК «Путь от Старцева к Ионычу»

любовь отказ от активной жизни интерес к людям, к

жизни клуб, карты,

Молодой деньги земский врач

Дмитрий Старцев Ионыч

    Учебный журнал « совпало – не совпало» «Моё мнение об Ионыче и мнение А,П,Чехова.

    Учитель: Вот мы и увидели, как угасает человеческая душа. Как вы думаете, что бы могло спасти Ионыча от деградации (любовь). Зачитать: «Любовь к Котику была единственной радостью и, вероятно, последней.» А. П. Чехов.

Можно ли соотнести со словами Мухтара Шаханова:

Дни, прожитые с любовью, - это жизнь.

Дни, прошедшие без любви, - просто дни.

Что было у Старцева жизнь или просто дни? Сколько лет было Старцеву, когда он приехал в город С? (24)

Что испытывает молодой человек в этом возрасте? (Радость жизни, мечты, ожидание любви)

Какие у вас будут цели в жизни, мечты и желания? ()

    Написать свободное письмо об этом, эссе «А жил ли Ионыч?»

После прочтения писем задать вопрос: Что превратит и вас в Ионыча? (Лень, отсутствие цели, апатия, омертвение души, отсутствие активной жизненной позиции). Давайте поставим диагноз этой болезни: разрушение личности в результате утраты жизненных целей. Помните напутствие А. П. Чехова (зачитать эпиграф)

    Послушайте стихотворение Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»

    Учитель: «Ионыч» - частный случай проблемы деградации личности, гибели души в человеке.

Можно и, увы, нужно заботиться о деньгах, огорчаться их отсутствию и радоваться наличию. И в то же время вести себя максимально независимо от них, так, чтобы душевное богатство не затмевалось богатством материальным, как это происходит с Ионычем.

Хочу, как совет, напомнить слова Ж.Ж.Руссо: «Деньги, которыми обладаешь – орудие свободы; те, за которыми гонишься, - орудие рабства». А миллиардер Пол Гетти предупреждает: «Если у вас нет денег, вы все время думаете о деньгах. Если у вас есть деньги, вы думаете уже только о деньгах».

    Закрепление материала.

Рефлексия: написать пятистишие, эссе, свободное письмо (по выбору).

    Итоги урока. Комментирование оценок.

Подводя итоги урока, хочу обратиться словами А. П. Чехова: «Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!»

Говорят, когда рождается человек, на небе зажигается звезда. Пусть ваша звезда горит ярко, освещает ваш путь. Живите страстно, так как будто живете последний день.

    Домашнее задание. Эссе «Как не превратиться в Ионыча».

Использованная литература:

А.П. Чехов. Рассказы. М. «Просвещение» 1975г.

С.И. Ожегов. Толковый словарь русского языка. М. «Просвещение» 1962г.

Н. Заболоцкий «Не позволяй душе лениться» Алматы. «Атамура» 2005г.

В рассказе А. П. Чехова «Ионыч» повествуется о превращении молодого романтичного мужчины, земского врача, в простого обывателя провинциальной глубинки.

Протекающая рутинная жизнь в небольшом городке С показывает будни российской интеллигенции, характерные для XIX века.

В центре повествования показаны две судьбы: земского врача Старцева и семьи Туркиных, в которой ключевым персонажем является молодая девушка Екатерина. Семья Туркиных в маленьком провинциальном городке считается одной из самых образованных, так как отец семейства любит организовывать домашние благотворительные концерты, жена его пишет романы и зачитывает после вслух, а дочь увлекается игрой на фортепиано.

Доктор Старцев, будучи человеком интеллигентным, часто бывал в городе, где практиковал свою врачебную деятельность, а вместе с тем общался с обывателями, покупал необходимые вещи. Однажды, познакомившись с семьей Туркиных, он обратил внимание на их дочь Екатерину, которую в семье предпочитали называть Котиком. Дмитрий Ионыч занимался лечением мигрени у хозяйки, поэтому приезжал в дом Туркиных довольно часто.

Жизнь земского врача Старцева на протяжении всего рассказа можно назвать не иначе, как личностной катастрофой персонажа: от романтика до настоящего эгоиста.

В начальных главах Дмитрий Ионыч предстает человеком мечтательным, он моментально влюбляется в Котика и готов бороться за ее руку и сердце. Несмотря на то, что девушка вовсе не обращает на него внимания, да к тому же и демонстративно играет его чувствами. Назначенное свидание на кладбище Деметти вдохновило молодого человека на признание в любви, хотя в глубине души он догадывался, что девушка к нему и не придет, так и вышло. Тогда Старцев решается сделать еще одну попытку и объясняется в клубе со своей возлюбленной, получив в конечном итоге отказ. Данный момент является в произведении ключевым, даже переломным моментом, так как после него кардинально изменяется сама жизнь главного героя.

Отказав своему обожателю, Котик покидает С., уехав в Москву, а тот, едва избавившись от стресса, с головой уходит в работу, в азартные игры и в визиты к богатым людям, не забывая при этом зарабатывать приличные денежные средства, позволившие приобрести экипаж и нанять собственного лакея. Старцев начинает толстеть, пить и играть, но внезапный приезд Екатерины заставляет его на мгновение вернуться в прошлое и вспомнить о былых чувствах.

Посетив Туркиных с визитов и встретив там былую любовь, Дмитрий Ионыч установил для себя, что некогда сделал правильный шаг — не стал настойчиво добиваться сердца Котика. Теперь он взглянул на эту семью совсем под иным углом и заметил их абсолютную бездарность.

Старцев понял, что разбившая некогда его чувства девушка стала ему не интересна, отныне его интересуют лишь деньги и комфорт.

Постепенно он начал полностью погружаться в провинциальную жизнь и сливаться с ее обывателями, превратившись в рядового мещанского жителя Ионыча и потеряв в себе все человеческие качества.

На примере данного произведения А. П. Чехов дает читателям наглядный пример, говорящий о том, что, несмотря на все имеющиеся обстоятельства, человек должен всеми силами стараться реализовывать свое собственное «я», не предавая при этом личные мечты.

Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Ачинский колледж транспорта и сельского хозяйства»

Конспект урока литературы в 10 классе

Беседа за круглым столом:

«Путь Старцева к Ионычу» (По рассказу А.П. Чехова «Ионыч»)

Подготовила:

преподаватель литературы и русского языка

Нечипоренко Любовь Николаевна

Цели:

повторить изученный материал по рассказу А.П. Чехова «Ионыч»;

формировать у обучающихся общие учебные компетенции;

воспитывать чувство меры, ответственности, уважение к жизни;

Оборудование:

интерактивная доска

Ход урока

Группа обучающихся сидит за большим круглым столом, учащиеся ведут непринужденную беседу друг с другом о сюжете рассказа Чехова «Ионыч», координирует работу обучающихся преподаватель.

Преподаватель:

(На интерактивной доске портрет Чехова и обложка рассказа «Ионыч»)

История, рассказанная Чеховым в «Ионыче» (1898), строится вокруг двух признаний в любви — как, собственно, строился сюжет и в пушкинском «Евгении Онегине», если вы помните об этом, с той лишь разницей, что герои поменялись местами. Вначале он признается ей в любви и не встречает взаимности, а спустя несколько лет она, поняв, что лучшего человека, чем он, в ее жизни не было, говорит ему о своей любви — и с тем же отрицательным результатом. Все остальные события нужны как фон, как материал для объяснения того, почему не состоялась взаимная любовь, не получилось счастье двух людей.

Обучающийся - 1:

и история, и способ ее описания стары, как мир (вспомним, к примеру, народную сказку о журавле и цапле, также поочередно и неудачно объяснявшихся в любви). Но каждый писатель, мне кажется, обращаясь к испытанным художественным конструкциям, дает свое объяснение вечной истории человеческих взаимоотношений, выражая через них свое видение и понимание мира.

Обучающийся - 2:

кто виноват (или что виновато) в том, что молодой, полный сил и жизненной энергии Дмитрий Старцев, каким мы его видим в начале рассказа, превратился в Ионыча? Насколько исключительна или, наоборот, обыкновенна история его жизни? И как удается Чехову всего в несколько страничек текста вместить целые человеческие судьбы и жизненные уклады?

Обучающийся - 3:

как будто на поверхности лежит первое объяснение того, почему герой деградирует. Причину можно увидеть в неблагоприятном, враждебном окружении Старцева, в обывательской среде города С., с одной стороны, и в отсутствие борьбы героя с этой средой, протеста против нее — с другой. «Среда заела» — расхожее объяснение подобных ситуаций в литературной критике.

Обучающийся - 4:

итак, в превращении Старцева в Ионыча виновата среда? Нет, это было бы, по меньшей мере, односторонним объяснением. (Дмитрий Старцев влюбляется в девушку из чуждой ему среды, им движут материальные чувства.) Как человек со стороны входит он в «самый талантливый» дом города С. - к Туркиным. У него нет никакого изначального неприятия этой среды — наоборот, в первый раз в доме Туркиных все кажется ему приятным или, по крайней мере, занятным. Пусть не сразу, но к какому-то моменту он также почувствовал раздражение против тех людей, среди которых ему приходится жить и с кем приходится общаться. С ними не о чем говорить, их интересы ограничены едой и пустыми развлечениями. Что-либо действительно новое им чуждо, идеи, которыми живет остальное человечество, недоступны их пониманию (например, как это можно отменить паспорта и смертную казнь?).

Обучающийся - 5.

что ж. Старцев поначалу тоже пробовал протестовать, убеждать, проповедовать («...в обществе, за ужином или чаем, говорил о том, что нужно трудиться, что без труда жить нельзя...»). Отклика в обществе монологи Старцева не встретили. Но в отличие от фамусовского общества (Грибоедов «Горе от ума»), которое агрессивно по отношению к вольнодумцу, обыватели города С. просто продолжают жить, как жили, к инакомыслящему же Старцеву в целом они остались вполне равнодушны, пропуская его протест и пропаганду мимо ушей. Правда, наградили его довольно нелепым прозвищем — «поляк надутый», но это все-таки не объявление человека сумасшедшим. Более того, когда он стал жить по законам этой среды и окончательно превратился в Ионыча, сами же от него натерпелись.

Преподаватель:

Ребята, давайте вспомним, каким приехал в город С. Дмитрий Ионович Старцев?

(На доске план, по которому обучающиеся отвечают на этот вопрос)

Внешность Дмитрия Старцева

Отношение к работе;

Интересы;

Взаимоотношения с окружающими;

Характер;

А каким стал Старцев через год?

Что изменилось в его внешности, в характере, изменились ли интересы героя?

Обучающийся - 6:

среда поглотила и подчинила своим законам Дмитрия - молодого доктора. Хочется осудить этого человека, ведь он был весьма положительным человеком по приезде в городок. Чехов вводит в рассказ испытание героя самой обыкновенной вещью — неспешным, но неостановимым ходом времени: «Как-то зимой... весной, в праздник,— это было Вознесение... прошло больше года... стал бывать у Туркиных часто, очень часто... дня три у него дело валилось из рук... успокоился и зажил по-прежнему... опыт научил его мало-помалу... незаметно, мало-помалу... прошло четыре года... прошло три дня, прошла неделя... и больше уж он никогда не бывал у Туркиных... прошло еще несколько лет...» Впрочем, что значит — вводит? Разве погруженность в поток времени не является самым естественным и неотъемлемым от любого человека обстоятельством? Время проверяет любые убеждения, испытывает любые чувства; оно успокаивает, утешает, но и затягивает — «незаметно, мало-помалу» переделывая человека. Чехов и пишет не об исключительном или незаурядном, а о том, что касается каждого обыкновенного («среднего») человека.

Обучающийся - 7:

Старцев умеет испытывать презрение, знает, чем стоит возмущаться (людская тупость, бездарность, пошлость и т.д.). И Котик, много читающая, знает, какими словами следует обличать «эту пустую, бесполезную жизнь», которая стала для нее Невыносимой. Своих героев Чехов наделяет не только отрицающим задором, но и положительной жизненной программой («Нужно трудиться, без труда жить нельзя»,— утверждает Старцев, а Котик убеждена: «Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели... Я хочу быть артисткой, я хочу славы, успехов, свободы...»). Герою может казаться, что он живет и действует в соответствии с правильно выбранной целью. Ведь Старцев не просто монологи перед обывателями произносит — он, действительно, трудится, и больных он принимает все больше, и в деревенской больнице, и в городе. Но... опять «незаметно, мало-помалу» время совершило губительную подмену". К концу рассказа Ионыч трудится все больше уже не ради больных или каких-то там высоких целей. То, что прежде было вторичным («бумажки, добытые практикой», деньги), становится главным наполнением жизни, ее единственной целью.

Преподаватель:

(Вопросы на интерактивной доске)

Может ли человек жить без денег?

Для чего деньги нужны людям?

Может ли человек стать рабом денег?

А что это означает - быть рабом денег?

Давайте вспомним сцену в рассказе, где Ионыч сидит за огромным столом и считает добытые практикой деньги, объясните, какие чувства испытываем мы к этому человеку во время этой процедуры?

Обучающийся - 8:

Старцев превратился в человека, который, кроме денег, ничего в жизни не желал. У него нет любимой женщины, у него нет друзей, он сам живет скучно и одиноко.

Разве деньги сделали Старцева счастливым?

Перед лицом времени — незримого, но главного вершителя судеб в чеховском мире — непрочными и ничтожными кажутся любые словесно сформулированные убеждения, прекраснодушные программы. В молодости презирать можно сколько угодно — глядь, «незаметно, мало-помалу» вчерашний живой человек, открытый всем впечатлениям бытия, превратился в Ионыча.

С темой времени в рассказе сопряжен мотив превращения. Оно происходит как постепенный переход от живого, еще не устоявшегося и неоформленного к заведенному, раз навсегда оформившемуся.. Причем невозможно указать на какой-то поворотный момент, с которого это превращение начинается и когда деградацию еще можно было бы предотвратить.

Обучающийся - 9:

действительно, Дмитрий Старцев был молод, у него были не вполне определенные, но хорошие намерения и устремления, он беспечен, полон сил, ему ничего не стоит после работы отмахать девять верст пешком (а потом девять верст обратно), в его душе постоянно звучит музыка. Как всякий молодой человек, он ждет любви и счастья.

Но живой человек попадает в среду механических заводных кукол. Поначалу он об этом не догадывается. Остроты Ивана Петровича, роман Веры Иосифовны, игра Котика на рояле, трагическая поза Павы в первый раз кажутся ему достаточно оригинальными и непосредственными, хотя наблюдательность и подсказывает ему, что остроты эти выработаны «долгими упражнениями в остроумии», что в романе говорится «о том, чего никогда не бывает в жизни», что в игре юной пианистки заметно упрямое однообразие и что идиотская реплика Павы выглядит как обязательный десерт к обычной программе.

Время откроет для него механическую заведенность того, что в первый раз показалось живым и естественным.

Обучающийся - 10:

идет время, проходит жизнь — а тут все совершается по раз навсегда введенной программе. Автор рассказа прибегает к приему повторения. Туркины в 1-й главе показывают гостям «свои таланты весело, с сердечной простотой» — ив 5-й главе Вера Иосифовна читает гостям свои романы «по-прежнему охотно, с сердечной простотой». Не меняет программы поведения (при всех заменах в репертуаре его шуток) Иван Петрович. Еще более нелеп в повторении своей реплики выросший Пава. И таланты, и сердечная простота — совсем не худшие свойства, которые могут обнаруживать люди. Но их бесконечная повторяемость в конце концов вызывают в наблюдателе тоску и раздражение. (Не забудем, что Туркины в городе С., действительно, самые талантливые и интересные.)

Обучающийся - 11:

остальные же жители города С., не обладающие их талантами, живут тоже no-заведенному, по программе, о которой и сказать нечего, кроме: «День да ночь — сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей... Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов...».

Обучающийся - 12:

и вот к концу рассказа сам Старцев превратился в нечто окостеневшее, окаменевшее («не человек, а языческий бог»), двигающееся и действующее по некоторой навсегда установившейся программе. В последней главе описывается то, что Ионыч (теперь все его называют только так) делает изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год. Куда-то выветрилось, испарилось все живое, все, что в молодости волновало. Счастья нет, но есть суррогаты, заменители счастья: покупка недвижимости, угождение и боязливое почтение окружающих. Туркины сохранились в своей пошлости — Старцев деградировал. Не удержавшись даже на уровне Туркиных, он в своем превращении скатился еще ниже, на уровень обывателя «тупого и злого», о презрении к которому он говорил прежде. И это — итог его существования. «Вот и все, что можно сказать про него».

(На интерактивной доске фотография Ионыча)

Обучающийся - 13:

может быть, так повлияла неудача в любви, став поворотным моментом в жизни Старцева? Действительно, за всю жизнь «любовь к Котику была его единственной радостью и, вероятно, последней». Легкомысленная девичья шутка — назначить свидание на кладбище — дала ему возможность первый и единственный раз в жизни увидеть «мир, не похожий ни на что другое,— мир, где так хорош и мягок лунный свет», прикоснуться к тайне, «обещающей жизнь тихую, прекрасную, вечную». Волшебная ночь на старом кладбище — единственное в рассказе, что не несет на себе печати привычности, повторяемости. Она одна осталась в жизни героя ошеломляющей и неповторимой.

Обучающийся - 13:

на следующий день было объяснение в любви и отказ. Суть любовного признания Старцева состояла в том, что у него нет слов, способных передать то чувство, которое он испытывает, а любовь его безгранична. Что ж, молодой человек был не особенно красноречив и находчив в объяснении. Но можно ли на этом основании, как это иногда делается, считать, что все дело в неспособности Старцева к подлинному чувству, что по-настоящему он не любил, не боролся за свою любовь, а потому и не мог увлечь Котика?

Обучающийся - 14:

это, конечно, не объяснение Ромео Джульетте, но разве все влюбленные бывают красноречивы, как шекспировские герои? Не чаше ли происходит обыкновенное признание обыкновенного человека, на которое со стороны, наверное, забавно смотреть? На Дмитрии в этот момент фрак с чужого плеча, и речи его не особенно складны.

Обучающийся -1:

Старцев искренно увлечен и взволнован. И, кто знает, откликнись на его предложение Котик, и их жизнь сложилась бы иначе. (Представим себе: Старцев сумел увлечь и убедить Котика, и они пошли бы по жизни рука об руку, служили бы народу, устраивали бы в деревне школы, больницы, библиотеки и т.д.— прямо-таки сюжет для романа Веры Иосифовны!)

Обучающийся - 2:

но в том-то и дело, показывает Чехов, что признание Старцева было обречено на неудачу, каким бы красноречивым он ни был и какие бы усилия ни предпринял, чтобы убедить ее в своей любви.

Обучающийся - 3:

почему же Котик не могла понять Старцева? Как и все в городе С., как все в доме Туркиных, она живет и действует по некоторой как бы заранее определенной программе (кукольное начало заметно и в ней) — программе, составленной из прочитанных книг, питаемой похвалами ее фортепьянным талантам и возрастным, а также наследственным (от Веры Иосифовны) незнанием жизни. Котик отвергает Старцева потому, что жизнь в этом городе кажется ей пустой и бесполезной, что сама она хочет стремиться к высшей, блестящей цели, а вовсе не стать женой обыкновенного, невыдающегося человека, да еще с таким смешным именем. Пока жизнь, ход времени не покажут ей ошибочность этой программы, любые слова тут будут бессильны.

Обучающийся - 4:

это одна из самых характерных для мира Чехова ситуаций: люди разобщены, они живут каждый со своими чувствами, интересами, программами, своими стереотипами жизненного поведения, своими правдами — ив тот момент, когда кому-то необходимее всего встретить отклик, понимание со стороны другого человека,— тот, другой, в этот момент поглощен своим интересом, своей программой.

Обучающийся - 5:

Обучающийся - 6:

В «Ионыче» чувство влюбленности, которое испытывает один человек, не встречает взаимности из-за того, что предмет его любви поглощен своей, единственно интересной для нее в тот момент программой жизни. Потом его не будут понимать обыватели, сейчас не понимает любимый человек.

Обучающийся - 7:

пожив какое-то время, отпив несколько глотков «из чаши бытия». Котик как будто поняла, что жила не по той программе («Теперь все барышни играют на рояле, и я тоже играла, как все, и ничего во мне не было особенного; я такая же пианистка, как мама писательница»). Главной своей ошибкой в прошлом она считает то, что тогда не понимала Старцева. Но намного ли правильнее понимает она его теперь?

Обучающийся - 8:

«Какое это счастье быть земским врачом, помогать страдальцам, служить народу. Какое счастье! <...> Когда я думала о вас в Москве, вы представлялись мне таким идеальным, возвышенным...»,— говорит она, и мы видим: да это же фразы прямо из романов Веры Иосифовны, надуманных сочинений, не имеющих ничего общего с действительной жизнью. Словно она опять видит не живого человека, а манекенного героя из романа, сочиненного мамой. Страдание, осознание упущенного счастья делают из Котика Екатерину Ивановну, живого, страдающего человека (теперь у нее «грустные, благодарные, испытующие глаза»). При первом объяснении она категорична, он неуверен; при последнем их свидании категоричен он, она же робка, несмела, неуверенна. Но, увы, происходит лишь смена программ, повторяемость остается.

Обучающийся - 9:

и вновь герои поглощены каждый своим, говорят на разных языках. Она влюблена, идеализирует его, ищет ответа на свое чувство. Его же превращение почти завершилось, он уже безнадежно поглощен обывательской жизнью, думает лишь об удовольствии от «бумажек». Разгоревшись было на короткое время, «огонек в душе погас». От непонимания, одиночества человек, отчуждаясь от окружающих, уходит в свою скорлупу.

Обучающийся - 10:

итак, кто же виноват в жизненной неудаче Старцева. в его деградации?

Мы видим, что нетрудно в этом обвинить его самого или окружающее его общество — но это не будет полным и правильным ответом. Окружение, среда определяют лишь то, в каких формах станет протекать жизнь Ионыча, какие ценности он примет, какими суррогатами счастья утешится. Но иные силы и обстоятельства дали толчок падению, привели к перерождению. Они кажутся роковыми, непреодолимыми, а судьба самого человека трагической. В чеховском мире судьбу человека определяют силы, сопротивление которым заведомо превышает его возможности.

Обучающийся - 11:

как сопротивляться времени, которое творит дело превращения «незаметно, мало-помалу»? К несчастьям людей ведет вечная их разобщенность, самопоглощенность, невозможность взаимопонимания в самые ответственные, решающие моменты бытия. И как человеку угадать то мгновение, которое решает всю его дальнейшую судьбу? И лишь тогда, когда уже поздно что-либо изменить, оказывается, что человеку за всю его жизнь отпущена лишь одна светлая, незабываемая ночь.

Обучающийся - 12:

такую трезвость, даже жестокость в изображении Чеховым трагизма человеческого существования многие считали чрезмерной. Критики писали, что Чехов таким образом «убивал человеческие надежды». Действительно, «Ионыч» может показаться насмешкой над многими светлыми упованиями:

Обучающийся - 13:

нужно трудиться! Без труда жить нельзя!

Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели!

Помогать страдальцам, служить пароду — какое счастье!

Как часто писатели и до и после Чехова делали такие и им подобные идеи центральными в своих произведениях, провозглашали их устами своих героев. Чехов показывает, как жизнь, ход времени обесценивают и обессмысливают любые прекраснодушные представления. Все это общие (хотя и бесспорные) места, произнести и написать которые ровно ничего не стоит. Ими может наполнять свои романы графоманка Вера Иосифовна, пишущая «о том, чего никогда не бывает в жизни». Старцев же никогда не" стал бы героем романа Веры Иосифовны: с ним произошло то, что бывает в жизни.

Обучающийся - 1:

«Ионыч» — рассказ о том, как неимоверно трудно оставаться человеком, даже зная, каким ему следует быть. Рассказ о соотношении иллюзий и подлинной (страшной в своей обыденности) жизни, о реальных, не иллюзорных трудностях бытия.

Что же, действительно Чехов так безнадежно смотрит на судьбу человека в мире и не оставляет никакой надежды?

Обучающийся - 2:

да, Дмитрий Старцев неизбежно превращается в Ионыча, и в его судьбе Чехов изображает то, что может произойти с каждым. Но если Чехов показывает неизбежность деградации изначально хорошего, нормального человека с незаметным ходом времени, неминуемость отказа от мечтаний и представлений молодости, значит, действительно, он убивает надежды и призывает оставить их у порога жизни? И констатирует вместе с героем: «Как, в сущности, нехорошо шутит над человеком мать-природа, как обидно сознавать это!»? Но так понять смысл рассказа можно лишь при невнимательном чтении или не дочитав его до конца.

Обучающийся - 3:

в последней главе все, что произошло с Ионычем, названо своими именами, резко и прямо: жадность одолела; горло заплыло жиром; он одинок, живется ему скучно; радостей в жизни нет и больше не будет. Вот и все, что можно сказать про него.

Обучающийся - 4:

сколько презрения заключено в этих словах, как очевидно, что писатель, на протяжении всего рассказа внимательно прослеживавший превращение героя, дававший возможность понять его, здесь отказывается оправдать его, не прощает деградации, ведущей к такому завершению.

Обучающийся - 5:

смысл рассказанной нам истории, таким образом, может быть понят на соединении двух начал. Мать-природа действительно нехорошо шутит над человеком, который часто бывает обманут жизнью, временем, и иногда трудно понять, в чем при этом он сам виноват. Но настолько отвратительно то, во что может превратиться человек, которому дано все, чтобы жить нормальной, полезной жизнью, что вывод может быть только один: бороться с превращением в Ионыча должен каждый, даже если надежды на успех в этой борьбе почти нет.

Обучающийся - 6:

Гоголь в лирическом отступлении главы о Плюшкине («Мертвые души»), (а превращение Ионыча чем-то напоминает те изменения, которые произошли с этим гоголевским героем) обращается к молодым читателям с призывом всеми силами сохранять в себе то лучшее, что дано каждому в молодости. Чехов не делает таких специальных лирических отступлений в своем рассказе. Сопротивляться деградации в почти безнадежной ситуации он призывает самим текстом произведения.

Преподаватель:

мы заканчиваем нашу беседу за Круглым столом.

Давайте еще раз пролистаем страницы рассказа Чехова «Ионыч», пробежимся глазами по дороге жизни Дмитрия Старцева и попробуем дать ответ - что же погубило Дмитрия Старцева?

Итог урока:

Домашнее задание: написать эссе «Деньги в жизни человека»

Небольшие, но очень емкие и жизненные рассказы Чехова, его новеллы не всегда легко понять, если не понимаешь жизненной позиции писателя, который был строг прежде всего к себе. Всем известно его высказывание: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Менее известно другое: «Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически». И вот это-то, по выражению М. Горького, горячее «желание видеть людей простыми, красивыми и гармоничными» и объясняет непримиримость Чехова к убожеству, пошлости, нравственной и умственной ограниченности.
В самом деле, что плохого в том, что человек хочет заработать много денег, стремится к материальному благополучию, как доктор Старцев? Что дурного, если он хотел служить одновременно в земстве и иметь большую практику в городе? Но, читая рассказ «Ионыч», мы понимаем, как деньги могут постепенно и незаметно вытеснить в человеке его живую душу.
Дмитрий Ионыч Старцев, герой рассказа «Ионыч», был назначен врачом в земскую больницу в Дялиже, в девяти верстах от губернского города С. Это юноша с желанием работать, приносить пользу. Он молод, полон сил и «еще... не пил слез из чаши бы- тия...»
Познакомившись с семьей Туркиных, самой интеллигентной в городе, по мнению обывателей, он не чувствует ни пошлости, ни амбициозности Туркиных, потому что в мыслях у него только работа. «Недурственно...» - вспомнил он, засыпая, и засмеялся».
Работы в больнице много, и Старцев никак не может выбрать время для посещения вечеров у Туркиных. Однако молодость берет свое: приходит любовь к Екатерине Ивановне (Котику, как звали ее в семье). Вера Иосифовна, которой помог Старцев, стала рассказывать всем, какой это удивительный доктор. Начало карьере было положено. С этого и начинается нравственное падение Старцева. Удивительно, как тонко использует Чехов описания природы для характеристики молодого, полного сил доктора и ожиревшего, безразличного ко всему на свете, кроме банковских билетов. Любовь наполняет его счастьем, музыкой. Вся первая глава наполнена весенней свежестью, запахом сирени. Краски весны, звуки музыки... Легко и свободно идет он девять верст и готов пройти еще двадцать. Но это чувство оказалось за все время его жизни в Дялиже «единственной радостью и... последней». Ради своей любви он готов, казалось бы, на многое... Но когда Котик отказала ему, возомнив себя блестящей пианисткой, и уехала из города, он страдал... всего три дня. А потом все пошло по-прежнему. Вспоминая же о своих ухаживаниях и высоких рассуждениях («О, как мало знают те, которые никогда не любили!»), он только лениво говорил:
«Сколько хлопот, однако!»
Мажорный тон первой главы сменяется минорными тонами второй.
Осенние мотивы - грусть, тишина, темнота, - эмоционально углубляясь, переплетаются, нарастают, сливаются в одно целое и звучат, как нежный и задумчивый ноктюрн: тихо, грустно, темные листья, «рано смеркалось», «тепло по-осеннему», «с осенним запахом», «в осеннюю ночь».
Это начало заката его молодости, крах его веры в свое счастье, охлаждение к своему делу, первые признаки душевной лени. Старцев без борьбы сдает свои позиции. Его мысли становятся серы и прозаичны.
Был у Старцева идеал, цель в жизни - и жизнь ему улыбалась. Ушел идеал, стал Старцев жить «единым хлебом...». И что же вышло? Вышел «языческий бог», а человек пропал. Все серо, скучно, буднично. Невозвратимо ушло прошлое.
Прошло несколько лет. Что они принесли Старцеву? Большую практику в городе, тройку лошадей с бубенцами... и одышку. Сам он «пополнел, раздобрел, неохотно ходит пешком...». Его неизменный спутник Пантелеймон, своеобразный двойник своего барина, тоже пополнел. Всем существом Старцева овладевает дух жадного и бессмысленного стяжательства, он утрачивает, наконец, образ и подобие человеческое. Чехов показал, как рушатся мечты Старцева, как превращается он в обывателя. Вот вехи на жизненном пути, которыми обозначено карьерное преуспевание Старцева.
«У него была уже своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке».
Проходит четыре года - и новая веха на пути Старцева к карьере: «В городе у Старцева была уже большая практика. Каждое утро он спешно принимал больных у себя в Дялиже, потом уезжал к городским больным, уезжал уже не на паре, а на тройке с бубенчиками» .
Еще несколько лет - и последняя фаза перерождения Старцева, обозначенная последней вехой: «Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову. Когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками... то картина бывает внушительная, и кажется, что едет не человек, а языческий бог».
Это медленное прижизненное умирание человека в человеке протекает на фоне бессодержательной обывательской жизни, властно затягивающей всех в свое болото. Старцеву уже не жаль молодости, любви, несбывшихся надежд. «А хорошо, что я тогда не женился», - думает он. Теперь его работа - нажива. Он думает уже только о деньгах.
От развлечений Старцев уклонялся, зато играл в винт каждый вечер, и не просто играл, а наслаждался. Появилось еще и другое наслаждение - по вечерам вынимать из кармана бумажки, считать их, копить, отвозить их потом в «Общество взаимного кредита» и класть на текущий счет.
Какая бездна падения! Доктор с удовольствием вынимает из всех карманов бумажки, от которых «пахнет духами и уксусом, и ладаном, и ворванью». Считает их и наслаждается. Барон у Пушкина читает на своих дублонах горестные повести о людях, для Старцева же его бумажки немы: он потерял вкус к жизни.
Зовут его теперь просто Ионычем. Жизненный путь завершен.
В молодости он наслаждался природой, любовью, жаждал встречи с любимой. А теперь? Игра в карты, стяжательство. Интерес к делу уступил место интересу к деньгам: «У него много хлопот, но все же он не бросает земского места: жадность одолела, хочется поспеть и здесь, и там».
Почему Старцев разлюбил свое дело? Что было причиной духовного оскудения Старцева? На все эти вопросы автор ответил в эпилоге новеллы.
В четвертой главе автор судит общество города С. устами Старцева, а в пятой главе (эпилоге) он произносит приговор самому Старцеву: «он без церемоний идет в этот дом и, проходя через все комнаты, не обращая внимания на неодетых женщин и детей, которые глядят на него с изумлением и страхом, тычет во все двери палкой и говорит: «Это кабинет? Это спальня? А тут что?»
И при этом тяжело дышит и вытирает со лба пот».
Почему же Дмитрий Старцев из горячего юноши превратился в ожиревшего, жадного и крикливого Ионыча? Среда виновата? Да, жизнь однообразна, «проходит тускло, без впечатлений, без мыслей». Но виноват и сам доктор, который растерял все лучшее, что было в нем, променял живые чувства на сытое, самодовольное существование. В душе его не осталось уважения даже к единственному светлому воспоминанию - бывшей любви. Чехов дает понять это одной фразой Ионыча, когда тот переспрашивает: «Это вы про каких Туркиных? Это про тех, что дочка играет на фортепьянах?» Как будто и не было любви!
«Вот и все, что можно сказать про него», - заканчивает автор грустную повесть жизни Старцева, навсегда прощаясь со своим героем, но ничего не прощая ему.
По словам Горького, «никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно-правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни»...
«Когда умрет Чехов, умрет лучший, беспристрастный, правдивый друг России, друг любящий, сострадающий ей во всем, и Россия вся вздрогнет от горя и долго не забудет его, долго будет учиться понимать жизнь по его писаниям...» Как хорошо сказал Горький!



Вверх