Было ли отопление в танках вов. Огромное значение в жизни танкового экипажа играла такая прозаическая вещь, как кусок обыкновенного брезента

Для снабжения свежим воздухом членов экипажа и обеспечения двигателя кислородом, а также удаления пороховых газов из боевого отделения в танке «Тигр» была предусмотрена система вентиляции. Состояла она из воздухозаборников, воздуховодов и двух вентиляторов: центробежного и осевого.

Для вентиляции башни на ее крыше над казенником был установлен осевой электрический вентилятор. Он вытягивал воздух и дым, образующийся при стрельбе из пушки, со скоростью 12 м 3 /мин. Снаружи выпускной канал был защищен внешним бронированным диском.

Второй центробежный вентилятор располагался на перегородке отделяющей моторный отсек от боевого отделения и приводился в действие карданным валом. Этот вентилятор создавал небольшое разрежение в корпусе машины и тем самым обеспечивал приток свежего воздуха внутрь танка.

Вход воздуха в боевое отделение был организован в передней части подбашенной коробки. Воздухозаборник располагался на палубе корпуса под стволом пушки. Через него воздух по воздуховоду похожему на штаны распределялся по внутреннему объему машины. Часть воздуха засасывалась в кожух закрывающий коробку передач и далее по воздуховоду расположенному на днище поступала в центробежный вентилятор.

Еще два воздухозаборника располагались на крышке моторного отсека. Через них в моторный отсек поступал воздух необходимый для работы двигателя. Часть этого воздуха также через воздуховод расположенный на днище засасывалась в центробежный вентилятор.

При необходимости очистки воздуха от пыли и песка к двум задним воздухозаборникам подключали фильтры Фейфель, которые располагались на задней бронеплите подбашенной коробки.

Отработанный воздух на выходе из вентилятора подавался в герметичные кожухи, закрывающие выпускные коллекторы, тем самым охлаждая их. Далее горячий воздух поступал в соединительную магистраль, расположенную на задней стенке моторного отсека. Из магистрали воздух высасывался и выбрасывался в атмосферу вентиляторами системы охлаждения. Вентиляторы системы охлаждения помимо этого, вытягивали воздух через отверстия с дроссельными заслонками, которые располагались на боковых стенках моторного отсека.

В зимний период при низких температурах, объем воздуха, охлаждающий коробку передач и выпускные коллекторы, уменьшали установкой заглушек на выходных патрубках центробежного вентилятора.

В наземном походном режиме воздух циркулировал в танке как показано на схеме ниже.

Обеспокоенные весом «Тигра», немецкие власти предусмотрели в конструкции танка возможность переходить глубокие броды. Вместо того чтобы искать мосты с достаточной грузоподъемностью, способные выдержать вес машины, «Тигр» должен был пересекать реки и водные преграды глубиной до 4,5 м по дну с помощью установки шноркеля.

Это требование привело к ряду специальных условий для Тигра, которые стали причиной большого объема дополнительных работ при производстве танка. Стоит заметить, что нет никаких доказательств, что эта функция была когда-либо использована в походе. Осознание того, что это была ненужная функция, привело к прекращению производства элементов для погружения в августе 1943 года. Вместо этого власти потребовали, чтобы Тигр имел возможность преодолевать брод глубиной до 1,5 м.

Для пересечения глубокого брода, экипаж проводил ряд приготовлений – список из 14 действий.

Если любое из этих действий было упущено, это могло привести к затоплению машины. В качестве контрольного перечня, использовалась пластинка, прикрепленная к стене башни, со списком всех необходимых действий, и аналогичное количество надписей нарисованных краской на соответствующих частях танка. В процедурах указывалось, что во всех люках и отверстиях должны иметься резиновые уплотнения или пробки, на башенном погоне должна быть надувная резиновая трубка, чтобы остановить любое проникновение воды, а также возведена телескопическая труба на плите моторного отсека для подачи воздуха экипажу и в двигатель.

Шноркель был сделан из четырех частей, которые телескопически вставлялись друг в друга. Когда он не использовался, то был размещен внутри моторного отсека, в вертикальном положении у задней стенки. Ниже на фото представлены система очистки воздуха и частично возведенная телескопическая труба.

При преодолении водной преграды воздух поступал в боевое отделение через шноркель соединенный с воздуховодом под полом башни. Распределяясь по объему танка воздух, частично засасывался в кожух коробки передач и по воздуховоду поступал в вентилятор. Золотник (задвижка) под вентилятором был сдвинут в таком случае, назад к двигателю и перекрывал тем самым забор воздуха вентилятором из моторного отсека. После вентилятора воздух проходил через кожухи выхлопных коллекторов в соединительную магистраль и выводился из него через специальную трубу с открытой дроссельной заслонкой в моторный отсек.

Дроссельные заслонки в трубах между соединительной магистралью и вентиляторами охлаждения, также как и заслонки, межу моторным отсеком и вентиляторами охлаждения, перекрывались на время погружения. Управление заслонками осуществлялось рычагом, расположенным на перегородке отделяющей моторный отсек от боевого отделения.

В ходе погружения, приводы вентиляторов системы охлаждения были отключены и речная или озерная вода затопляла радиатор, обеспечивая его охлаждение. Трюмный насос, установленный под полом башни, откачивал любую просочившуюся через неплотности воду. Помпа могла удалить из машины 250 литров воды в минуту, через трубу с правой стороны от одного из топливных баков. Труба была снабжена пружинным клапаном, чтобы остановить любой поток воды обратно в танк. Помпа нуждалась в антифризе, чтобы исключить ее замерзание при отрицательных температурах.

В конце войны, на немецком полигоне Haustenbeck «Тигр был подвергнут испытаниям, британской командой заинтересованной в получении любой полезной информации о возможности погружения танка в воду.

Для глубоководного эксперимента в специальном резервуаре на полигоне, шноркель установили на командирскую башенку, а не в обычное положение в задней части крышки двигателя.

Тигр в воде – погружение и пересечение брода.

Забвение и ржавчина стальным гигантам, что стоят в музее «Третье ратное поле России», точно не страшны. Особенно любимцу публики – легендарному танку Т-34 . Как свидетельствует пресса, сегодня первый по узнаваемости символ Прохоровского сражения в 1943 году обрёл новую специальность – став самым массовым в стране памятником воинской доблести.

«Во всём мире их наберётся не больше пары сотен, – говорит научный сотрудник музея Алексей Литвяков . – Да и те, что остались, нередко собраны из разных частей. Можете убедиться в этом лично, осмотрев его изнутри».

Признаюсь, что изящно оседлать боевого «носорога» у меня не вышло. Военная техника не приспособлена к тому, чтобы по ней ползали девушки на каблуках. Чтобы приобщиться к советской эпохе, пришлось в прямом смысле слова лечь под танк. А после – подтянуться, дабы попасть внутрь через аварийный, он же десантный, люк, расположенный в днище боевой машины. В годы войны эта хитрость не раз спасала экипажу жизнь.

Ощущение, когда над тобой нависает 30-тонная махина, не из приятных. В памяти всплыли слова воевавшего деда:

«Танковая броня хорошо защищает от пуль и осколков, но при метком попадании снаряда она превращается в огненную ловушку: могут взорваться мотор и топливные баки. А температура горящего танка так высока, что сталь, оплавляясь, приваривает люки намертво…»

Внутри огромной машины оказалось ужасно тесно. Интересно, современным танкистам легче, чем нашим дедам в тридцатьчетвёрке?

«Никак нет, – уверяет меня знакомый контрактник Евгений Полюснов . – Если в танке Т-34 боец мог стоять, то теперь почти всё свободное пространство в нём занято электроникой. К тому же никакому ремонту на ходу танки больше не подлежат: сложную современную технику в походных условиях не починить».

Тогда жизнь экипажа зависела от мастерства четырёх его членов: командира, заряжающего, механика-водителя и стрелка-радиста. В усовершенствованном позднее Т-34–85 (образец которого стоит у Звонницы), появится место для пятого члена команды – наводчика.

Несмотря на тёплую атмосферу в музейном зале, внутри стального гиганта довольно прохладно. По воспоминаниям танкистов, зимой Т-34 превращался в настоящий холодильник. Чтобы не замёрзнуть, бойцам приходилось носить на себе много одежды. Никаких элементов обогрева в советском танке я не обнаружила: только голый, холодный металл. Тяжелее всего в то время приходилось механику-водителю, который грудью принимал леденящий воздух – люк часто приходилось открывать на ширину ладони для лучшего обзора.

Фото Юрия Коренько

Приседающая «Будка»

Побывать в Прохоровке и не прочувствовать на себе мощь боевой гусеничной машины было бы неправильно. А потому мы отправились на танкодром, по соседству с которым уже в ноябре откроется музей бронетанковой техники .

«Прохоровский полигон занимает площадь 4 га, – попутно рассказывает Алексей Литвяков. – Подобные открытые площадки для демонстрации возможностей бронетехники есть только в Англии и Чехии. Продемонстрировать танк в действии у нас не получится – эти агрегаты находятся на заслуженном покое. Зато мы можем испытать БМД-2».

Основное назначение боевой машины десанта второго поколения – борьба с вражеской бронированной техникой и пехотой противника. В профессиональных военных кругах она получила прозвище «Будка» . В отличие от многих гусеничных собратьев «Будка» умеет не только ездить, стрелять, но и… приседать. Говоря языком автомобилистов, менять клиренс – просвет между землёй и днищем машины.

«Некоторые военно-транспортные самолёты СССР имели низкий потолок загрузочного отсека, поэтому бээмдэшкам перед загрузкой приходилось немного присесть, чтобы поместиться», – поясняет Алексей.

Конструкция этой бронемашины уникальна. В передней части корпуса – место водителя-механика. Его доверили профессионалу, специалисту по военной археологии Александру Цабренко . Слева от него, на позиции стрелка, умостился наш гид Алексей. Ну а справа – почётное место командира, которое галантно уступили автору этих строк. Для полноты ощущений полосу препятствий решено было покорять стоя, гордо выглядывая из люка.

В задней части расположено отделение для десанта, в котором могут разместиться до пяти бойцов. От шальной пули их бережёт броня, толщиной местами до 15 мм. Над всем этим великолепием грозно возвышается 30-миллиметровая пушка. «Будка» способна вести огонь на дальность до четырёх километров, а её скорострельность достигает 550 выстрелов в минуту!

К счастью, наша цель мирная: пройти закольцованный маршрут, во время которого нас подстерегают водные преграды, инсталляции разрушенного города, земляная насыпь и мост.

На мою голову водружают шлемофон. Такие носили танкисты во время войны, с тех пор он почти не изменился. Звуки окружающего мира внезапно затихли. Всё дело в клапанах – они защищают уши не только от оглушающих залпов, но и от шума танкового двигателя. Помимо наушников в шлем встроено переговорное устройство.

Фото Юрия Коренько

Железная логика

Тем временем из гаража показалось наше «такси». Земля под ногами задрожала (или это ноги дрожат от страха?) от вибрации мотора боевой машины. Александр разгоняет «Будку» до максимальной скорости – 60 км в час. Один вид несущейся десятитонной махины заставляет трепетать. Стальная «лошадь» на лету проскакивает бетонный мост и едва не встаёт на дыбы.

Я читала, что движущийся танк разбивает асфальт и камни под собой в крошку. Что же тогда творится с Красной площадью во время парада? – интересуюсь я.

В параде обычно участвуют современные танки. На их гусеницах – специальный резиновый бандаж, который защищает дорожное полотно, – парирует Алексей.

Пора и мне загружаться. Не без помощи крепких мужских рук оказываюсь в правом отсеке. Агрегат с громким рёвом трогается вперёд. Вцепившись намертво в крышку люка, одним глазом слежу за трассой, другим – за действиями нашего рулевого. На первый взгляд, управлять БМД-2 не сложнее, чем жигулёнком. Только вместо руля два рычага: левый и правый, куда надо повернуть – тот и тяни.

Даже на ровной поверхности нас ужасно трясёт. Алексей что‑то пытается объяснить, но слышимость нулевая. Теперь понятно, почему во время движения члены экипажа Т-34 общались между собой жестами. Командир сунул под нос заряжающему кулак, и тот уже знает, что в ход пойдёт бронебойный снаряд, растопыренную ладонь – осколочный.

А вот и первая преграда – земляная насыпь высотой 8 м. Кажется, что мы вот-вот перевернёмся, а ведь наклон у этой горки всего 25 градусов. Подняв фонтан брызг, с лёгкостью перемахиваем и водное препятствие. Корпус БМД-2 герметичный. Эта особенность (а также скрытая водомётная установка) превратила «Будку» в амфибию, способную десантироваться с транспортных
кораблей.

Ещё пара манёвров, и наш вояж завершён. «Аттракцион» на военной технике – удовольствие недёшевое: боевые машины весьма прожорливы. Та же тридцатьчетвёрка имела ёмкость баков 480 л, которых хватало на 455 км. Что и говорить, денег на оборонку в Советском Союзе не жалели.

Фото Юрия Коренько

Рост – не главное

У Звонницы нас встречает главный редактор районной газеты «Истоки» Владимир Чурсин – личность в Прохоровке известная. Он рассказывает о танковом братстве района – общественной организации, объединившей две сотни ветеранов и служащих танковых войск. Семь лет назад её председателем назначили Василия Кобзева . С тех пор боевые традиции стальной кавалерии наших дней помогают воспитывать юных прохоровцев настоящими патриотами.

«На земле, где патриотизм – не просто слова, это сделать легче. Вот недавно, например, у нас открыли музей солдатской каши, – увлечённо рассказывает Владимир Михайлович. – Хотите, познакомлю вас с его хозяином? Настоящий танкист и мой однофамилец».

Люди невоенные вряд ли знают о том, что в танкисты берут только тех, чей рост не выше 174 см. «В танке нужны маленькие, но крепкие», – шутят сами танкисты. Иначе в бронированной машине не развернуться, да и в люке запросто можно застрять. Но бывают и исключения. Глядя на атлетическую фигуру Сергея Чурсина , сложно поверить, что в тесном пространстве Т-72 он прошёл пекло чеченской войны.

«Рост у танкистов, может, и низковат, зато высоки моральные устои», – шуткой встретил нас Сергей, в прошлом старшина танковой роты, которая вела боевые действия в Грозном в 1999–2001 годах.

Фото Юрия Коренько

Человек в броне непобедим

С пожелтевшей фотографии, тайком вывезенной из Чечни в воротнике бушлата, на нас глядит худой паренёк, восседающий на месте оператора-наводчика.

«Это первый год службы, – поясняет Сергей. – Фотография сделана в танке Т-72. На нём мы ходили в ночную секретку, контролируя дорогу от Толстой-Юрта до Ханкалы».

Гордость Чурсина – фотокарточка, на которой ему вручает медаль «За воинскую доблесть» легендарный генерал Геннадий Трошев – один из самых уважаемых и любимых подчинёнными российских командиров.

«Он был простым мужиком, без пафоса, а потому солдаты его любили, – вспоминает своего генерала Сергей. – Особенно выделял танкистов, потому что сам служил в танковых войсках».

Когда война закончилась, Геннадий Трошев разбился в гражданской авиакатастрофе. В День танкиста. Сергей же вернулся домой ветераном боевых действий, твёрдо уверовавшим в силу и мощь динамической брони и людей, что её покорили.

«У меня есть мечта провести на Прохоровской земле всероссийский фестиваль танкистов, – делится он планами. – Есть же у десантников свой фестиваль! Позовём Женю Капустина, некогда простого оператора-наводчика, а ныне Героя России, отличившегося в ходе штурма Буйнакского района. Алексея Ефентьева, чей позывной «Гюрза» во время первой чеченский войны был известен каждому солдату, и многих других. Пусть молодёжь видит, на кого нужно равняться».

После службы Чурсин отправился осваивать Бованенковское нефтегазовое месторождение на полуостров Ямал. А когда вернулся в Прохоровку, стал собирать по всей стране военно-полевые кухни. Постепенно это увлечение переросло в профессию: Сергей создал уникальный музей солдатской каши, который уже дважды попал в Книгу рекордов планеты.

«Ничего поделать с собой не могу: тянет к военному быту. Увижу, бывает, на выставке танк, и сердце ёкает. И дело вовсе не в огневой мощи русских боевых машин. Я помню лица однополчан, сидевших на башнях своих танков: в них была уверенность в победе над любым врагом. А это сильнее любого калибра».

Анна Морозова

Почти в один голос ветераны заявляют: без брезента в танке жизни не было. Им накрывались, когда ложились спать, укрывали во время дождя танк, чтобы его не залило водой. В обеденное время брезент служил «столом», а зимой — крышей импровизированной землянки. Когда во время отправки на фронт с танка экипажа Ария сдуло брезент и унесло в Каспийское море, ему даже пришлось пойти на кражу паруса.

По рассказу Ю. М. Поляновского, особенно брезент нужен был зимой: «У нас были танковые печи. Печка обычная под дрова приворачивалась сзади. Экипажу зимой куда-то деваться надо, нас же в деревню не пускали. Внутри танка дикая холодища, а потом, больше двух человек там не ляжет. Вырывали хорошую траншею, загоняли на нее танк, брезентом весь накрывали, края брезента прибивали. А под танк вешали печку и ее топили. И таким образом мы себе грели траншею и спали».

Отдых танкистов не отличался особым разнообразием — удалось бы помыться и побриться. Кто-то писал письма домой. Кто-то, как Г. Н. Кривов, пользовался возможностью сфотографироваться. Изредка приезжали на фронт концертные бригады, была своя художественная самодеятельность, иногда привозили кино, но многие, по словам А. К. Родькина, стали обращать внимание на это уже после войны. Слишком сильной была усталость. Важным аспектом поддержания боевого духа экипажей была информация о событиях на фронте и в стране в целом. Главным источником новостей было радио, во второй половине войны входившее в состав оборудования почти каждой боевой машины. Ко всему прочему их снабжали прессой, как центральной, так и дивизионными и армейскими газетами, и постоянно проводили политинформации. Как и многие другие фронтовики, танкисты хорошо запомнили статьи Ильи Эренбурга, призывавшие к борьбе с немцами.

Многие опрошенные ветераны сказали, что ненавидели немцев. «Как к немцам относились? Нормально относились, били их, как надо. Ненавидели их люто», — вспоминает Н. Я. Железнов. В то же время в их высказываниях прослеживается и уважение. «Вояки они хорошие. На фронте смотришь на них, как на мишени. И стрельбу ведешь по этим мишеням», — говорит A. M. Фадин. У танкистов было много возможностей свести счеты с немцами в бою, поэтому к пленным они относились скорее с брезгливостью, а воевать с мирным населением считали ниже своего достоинства. Хотя случались эксцессы. Вот что рассказывает Г. Н. Кривов: «У некоторых ребят погибли родственники, они знали, письма получали. Один мальчик у нас был. Выпил изрядно. У него погибла семья. Взял автомат, пленные шли, он очередь по ним.

Мы ему по затылку дали, что ты делаешь. Это было, тоже не отнимешь». Были и случаи изнасилований: «Были отчаянные наши ребята, которые ходили искать спрятавшихся немок. Я к этому относился брезгливо». Насколько разные люди воевали против фашистов, настолько по-разному складывались у них отношения с мирным населением Германии. Первоначально, по-видимому, в отношениях доминировала всеобъемлющая ненависть к немцам и жажда мести. Особенно она проявлялась у солдат и , кто сам или чьи родственники пережили оккупацию, кто потерял родных в этой войне, но постепенно, помимо приказов командования, ужесточавших дисциплину в войсках, у людей появлялась жалость: «русский народ отходчив» — выразил мнение большинства ветеранов П. И. Кириченко.

А. Драбкин. Я дрался на Т-34

Особенности эксплуатации танков зимой. С наступлением холодов эксплуатация танков значительно затрудняется. Основные трудности возникают при запуске холодного двигателя. При низкой температуре воздуха масло на трущихся деталях кривошипно-шатунного механизма загустевает, вследствие чего при запуске коленчатый вал трудно проворачивается. Загустевает смазка также и в агрегатах трансмиссии. Застывает горючее в баках, топливопроводах, топливном фильтре и других частях топливной системы, что затрудняет подачу его к форсункам двигателя и распыление. Ухудшаются условия воспламенения горючего в цилиндрах двигателя, вследствие засасывания холодного воздуха и большой отдачи тепла стенкам цилиндра при сжатии воздуха. Вода в системе охлаждения, особенно в водяном насосе, нижних патрубках и в нижних коллекторах радиаторов, при недосмотре экипажа может замерзнуть, что ведет к размораживанию двигателя и радиаторов. Условия работы аккумуляторных батарей зимой также ухудшаются.

Экипаж танка должен хорошо знать особенности эксплуатации танков при низких температурах и уметь подготовить свой танк к эксплуатации зимой.

Подготовка танка к эксплуатации зимой заключается в следующем.

Силами экипажа выполняется обслуживание танка в объеме второго технического осмотра, при этом регулируются все механизмы и устраняются обнаруженные неисправности.

По приказанию старшего начальника до наступления заморозков заменяются в агрегатах и системах танка летние сорта горючего, масел и смазок на зимние, а вода в системе охлаждения заменяется низкозамерзающей жидкостью - антифризом. Плотность электролита в аккумуляторных батареях установлена для зимы и лета единая: в южных районах 1,25, в центральных - 1,28, в северных- 1,29, а в районах с резко континентальным климатом в зимнее время увеличивается до 1,31. В некоторых районах с низкими температурами батареи утепляются войлочными чехлами, а рукоятки рычагов и педали обшиваются сукном.

Разряженность аккумуляторных батарей в зимнее время не должна превышать 25%.

Для заправки системы охлаждения в зимнее время применяются обычно антифризы, представляющие собой сильно ядовитые жидкости, замерзающие при более низкой температуре, чем вода. При нагревании антифриз расширяется больше, чем вода, поэтому холодного антифриза следует заливать в систему охлаждения на 5-6 л меньше, чем веды. Если уровень залитого антифриза умень-шается в результате испарения, то в систему необходимо доливать только воду, так как из антифриза испаряется главным образом вода. Заправляя систему охлаждения антифризом, экипаж должен следить, чтобы в систему не попали бензин, керосин или масло, так как даже незначительная примесь этих продуктов вызывает сильное ценообразование антифриза и выбрасывание его из системы.

Если танк длительное время стоит зимой в холодном помещении или на открытой площадке, то по приказанию старшего начальника антифриз и масло из систем надо слить, аккумуляторные батареи снять и хранить в отапливаемых помещениях. Если система охлаждения заправлена водой, то при сливе ее экипаж обязан следить, чтобы вся вода вышла из системы. Для этого во время слива надо открыть заливную пробку и несколько раз прочистить сливное отверстие. Закончив слив, надо обязательно провернуть коленчатый вал на несколько оборотов стартером, чтобы оставшаяся вода вышла из водяной помпы и нижних труб. Оставшуюся воду можно также удалить, залив в систему 10-12 л антифриза, который необходимо сразу же после этого спустить в отдельную посуду. После удаления всей воды из системы сливной кран следует оставить открытым.

В боевой обстановке масло и охлаждающую жидкость из систем не сливают, а танк обогревают танковым обогревателем или танковой печью, при этом жалюзи закрывают, а танк плотно укрывают ковриками и брезентом.

Запуск двигателя зимой.
Самой ответственной операцией при подготовке танка к движению зимой является запуск и прогрев двигателя. Неправильный запуск двигателя приводит к подплавлению подшипников коленчатого вала. Прежде чем запустить двигатель, его предварительно разогревают. Наиболее простым способом разогрева двигателя является заправка системы охлаждения горячей водой или горячим антифризом, а системы смазки - горячим маслом. Заливаемые в системы вода и масло должны быть нагреты до 80-90° С. Первые порции воды следует заливать при открытом сливном кранике; кран необходимо закрывать, когда из него начнет вытекать теплая вода. При необходимости горячую воду надо проливать через систему охлаждения два и даже три раза. В некоторых случаях для запуска применяют пусковые двигатели . Это карбюраторный двигатель внутреннего сгорания, который, по средствам раскручивания коленчатого вала, запускает двигатель.

На некоторых танках также применяется способ разогрева двигателя путем заливки в картер через сапун 45 л масла, нагретого до 80-90° С. Недостающее до полной заправки горячее масло заливают в масляные баки. Одновременно в систему охлаждения заливают горячую воду.

После заправки танка горячей водой и горячим маслом надо выждать 10-20 минут, чтобы тепло от жидкости передалось металлу двигателя, затем ручным маслоподкачивяющим насосом прокачать масло в системе; провернуть коленчатый вал специальным приспособлением на 2-3 оборота и снова прокачать масло в системе. После этого можно запускать двигатель стартером. При запуске двигателя не следует нажимать на кнопку электростартера более чем 5-6 секунд. Если двигатель не завелся, то последующие включения электростартера надо производить после 10-15-секундного перерыва. При частых и длительных включениях снижается напряжение батарей, что в большинстве случаев приводит к спеканию контактов пускового реле и «разносу» якоря стартера. После запуска двигателя необходимо быстро отпустить кнопку стартера.

Помимо указанных выше способов разогрева, существуют и другие способы и средства облегчения запуска двигателя зимой. Наиболее удобны индивидуальные подогреватели, которые составляют неотъемлемое оборудование танков. На многих танках имеются специальные устройства для подогрева воздуха, всасываемого в цилиндры двигателя. Воздух подогревается в специальном котле паяльной лампой, которая устанавливается на открытой створке - жалюзи при помощи специальной скобы так, чтобы пламя горелки было направлено в отверстие на защитном кожухе калорифера. Прогревать калорифер паяльной лампой нужно в течение 20-30 минут. На некоторых тяжелых танках в головки воздушных фильтров впрыскивается дизельное топливо, которое воспламеняется искрой от специальной свечи зажигания. При запуске двигателя факелом пламени подогревается воздух, всасываемый в цилиндры двигателя.

К средствам обогрева танков относятся также танковые печи.

Подогрев двигателя периодическими запусками запрещается.


Чего-чего,а комфорта для экипажа в танке не хватает.Танковые конструкторы как-то обходят это стороной,выставляя в первую голову совершенствование ТТХ своих детищ. Не придавали большого значения улучшению условий работы экипажа танка и в советском танкостроении. Остаеться посочувствовать неудобствам танкистов на машинах военной поры: тусклое освещение,слабая вентиляция,жесткие сидения,отсутствие вращающегося полика,что крайне изматывало заряжающего бегавшего по кругу за вращающейся башней….,и много еще такого необходимого для снятия усталости танкистов.Но тогда было не до элекроплиток,входивших в комплектацию ленд-лизовских «Матильд», для подогрева пищи проголодавшимся танкистам.Война…..

В послевоенных танках дело комфорта также обстояло не лучшим образом. Только с выпуском Т-64 начала проглядываться хоть какая-то забота об экипажном «комфорте»:удобные регулируемые мягкие сидения со спинками, каждому члену экипажа по индивидуальному вентилятору, достойное освещение,и самое главное,что поставили калорифер для обогрева в зимних условиях, вещь очень полезная.Но от тесноты в боевом отделении это никак не избавляло.

Впрочем, в истории танкостроения проглядывалось исключение:-

«Виккерс Медиум» - комфортабельный танк

Так было в прошлом, так есть и сейчас, наверное, так будет и далее - на военной службе о каких-то особых удобствах мечтать не имеет смысла. С армией связаны разного рода ограничения и лишения, с которыми человек военный должен мириться, или ему придется искать себе другую специальность. Что же касается боевых машин, то каждый, в общем-то, понимает - по уровню комфорта «Мерседес» с танком вряд ли сравнимы. Однако в истории военной техники встречались и такие танки, находиться в которых было намного приятнее, чем во всех остальных им подобных. Одна из этих машин - английский средний танк 20-х годов ХХ века «Виккерс Медиум».

Наша служба и опасна, и трудна

На первых английских танках служить было и опасно, и исключительно тяжело. Огромный мотор, занимавший большую часть машины, отравлял воздух своим чадом, а жар от него шел, как от печки. Вентиляции не было никакой, из-за чего танкисты там нередко угорали насмерть. Очень многие получали ранения в глаза, так как наблюдать за противником приходилось через смотровые щели, а в них залетали свинцовые брызги от разбивавшихся о броню пуль. По пути танки кидало и подбрасывало, и шум в них стоял просто адский. Танкисты отказывались служить в таких условиях, офицерам приходилось объяснять боевому составу, что пехоте приходится еще хуже и что у танков, по крайней мере, есть броня! Однако конструкторы понимали, что в дальнейшем армии понадобится более совершенная техника. Создать подобный танк для британской армии в начале 1920-х годов взялась фирма «Виккерс» - крупнейший в Англии производитель вооружения. Новая машина стала поступать в войска в 1922 году под названием «Средний танк Виккерс марка I» (Мк. I), и вот за ним-то и утвердилось название «Виккерс Медиум». Известен он был и как «Виккерс 12-тонный». Интересно, что на целых 10 лет Мк. I стал единственным средним танком британской армии, причем аналогов он так больше нигде и не имел!

Главное - удобство экипажа!

«Виккерс Медиум» нес на себе печать поисков и тем не менее получился очень неплохим, а в чем-то даже обогнавшим свое время. Во-первых, его сделали довольно быстрым - он развивал скорость до 26 километров в час. Но самым впечатляющим было его вооружение. Так, в башне с круговым вращением устанавливалась 47-миллиметровая пушка, дополнением которой служили целых пять пулеметов «Виккерс». Три из них находились в башне: один рядом с пушкой, два - в корме и два - в корпусе по бортам, причем из их амбразур тоже можно было стрелять по самолетам!
Правда, толщина брони «Виккерса» оказалась крайне незначительной - всего 8-16 миллиметров, что могло защитить от пуль, но никак не от снарядов. Поэтому ее бронестойкость повысили за счет скосов на башне. Командирская башенка на танке вначале отсутствовала, но потом ее поставили, потому что удобству экипажа в этой модели уделялось чуть ли не главное внимание.
Так, двигатель, в отличие от моторов прочих тогдашних машин, располагался спереди, да еще и отгораживался от боевого отделения переборкой, которая покрывалась асбестом. Оригинальным решением стали съемные панели пола, облегчавшие доступ к редуктору и дифференциалу, поэтому с их обслуживанием проблем не возникало. В первых образцах «Виккерса» голова водителя находилась на уровне крыши боевого отделения, но впоследствии место «шофера» приподняли, чтобы улучшить ему обзор, установив круглую смотровую башенку в правой передней части корпуса.
Для входа и выхода экипажа по бортам машины с каждой стороны имелось по большому люку. Кроме того, была у танка и самая настоящая дверь в корме (это весьма характерное техническое решение для многих английских танков того времени, но тут дверь оказалась особенно удобной). Располагались по бортам и малые люки, использовавшиеся для загрузки боеприпасов, что отсутствовало у большинства других машин.
Условия работы пяти членов экипажа «Виккерса» по сравнению с экипажами других танков были по-настоящему комфортными. Мк. I славился хорошей вентиляцией, в нем наличествовал бак для питьевой воды. Еще один водяной бак достаточно большого объема конструкторы установили снаружи, причем так, чтобы под ним проходила выхлопная труба. В результате в распоряжении экипажа всегда был солидный запас горячей воды, чтобы смыть с себя копоть и грязь. Вот уж действительно, забота так забота, поскольку такого до сих пор нет и на самых современных машинах, не говоря уже о танках Второй мировой войны.

В боях участия не принимал

«Виккерс марка I» послужил образцом для многих танков, однако нигде, ни в одной стране не копировался целиком и полностью. Надо сказать, что в СССР именно Мк. I, наряду с танкеткой «Карден-Ллойд», обычно изображали в учебниках по боевой технике 1920-х и даже 1930-х годов, особенно там, где речь шла о тактике боевого применения танков - таким впечатляющим он выглядел на фоне всех прочих машин того времени, хотя в боях участия не принимал. Во всяком случае, информации об этом практически нет. По-видимому, «Виккерсы» использовались исключительно в учебных целях. Существует фотография 1940 года, на которой «Виккерс Медиум» изображен на территории английской военной базы в Египте. Возможно, там Мк. I применялся для обучения экипажей или охранял аэродромы.
В самой Англии танк несколько раз модифицировался и усовершенствовался. Так, если на Мк. I в башне было три пулемета «Виккерс», то на Мк. I А две задние установки убрали, дополнив заднюю бронировку башни скошенным листом. Здесь же для зенитной стрельбы установили пулемет «Гочкисс» с воздушным охлаждением.
Другая модификация - Мк. I А* («со звездой») получила «митру епископа» - командирскую башенку с двумя скосами по бокам. Танк Мк. II** («с двумя звездами») оборудовали даже радиостанцией - большая редкость по тому времени. Для этого в задней части башни был предусмотрен бронированный ящик.
Находясь на службе с 1923 года, «Виккерс Медиум» стал основой для многих экспериментальных конструкций. Так, в 1926 году был создан его колесно-гусеничный вариант, имевший четыре обрезиненных колеса для езды по шоссе, опускавшихся и поднимавшихся силой мотора. И хотя со своей задачей конструкторы справились, участники испытаний отмечали, что этот танк «похож скорее на дом на колесах, нежели на боевую машину». После апробирования колеса убрали, и танк приобрел свой нормальный «человеческий» вид. В 1927-28 годах испытывался Мк. II-мостоукладчик с пролетом моста длиной пять с половиной метров, однако успехом его испытания не увенчались.
Два танка Мк. II «самка», только с пулеметным вооружением, были изготовлены для правительства Индии. Четыре танка построили для Австралии в 1929 году; они имели обозначение Мк. II* «спешиал». Три шасси использовались для создания опытных 18-фунтовых САУ и танков управления с мощными радиостанциями.

Модель для японцев

В 1926-27 годах фирма «Виккерс» разработала еще один танк «Виккерс Медиум», но только марки «С». В отличие от своего серийного собрата, эта модель была выпущена всего лишь в нескольких экземплярах и в серию не пошла.
Здесь английские конструкторы применили классическую компоновку: отделение управления - спереди, а мотор - сзади. Также сзади располагалось и ведущее колесо, хотя подвеска и ходовая часть, частично закрытая броневым фальшбортом, были практически идентичны предыдущей модели. По бортам имелись два пулемета с водяным охлаждением, однако размещались они крайне неудачно, и у них не было установок для зенитной стрельбы.
Зато конструкторы поставили в башню пулемет, стреляющий против движения. В СССР такие пулеметы получили название «ворошиловские» - в конце 1930-х годов их так распорядился ставить - по примеру англичан - наш «первый красный офицер», «первый маршал» и «железный нарком».
Впрочем, фирма «Виккерс» не прогадала и с танком марки «С». В 1927 году его приобрела Япония, и в 1929-м на основе этой машины был разработан первый японский средний танк «Тип 89».


Вверх