Загадки и викторины на тему экологии. Экологическая игра «Звёздный час» (викторина для старших классов)

Классный час. К году Экологии.

Экологическая викторина.

Цели и задачи.

    Познакомиться с классификацией отходов и способами избавления от них.

    Сформировать сознательное отношение к проблеме бытовых отходов.

    Освоить навыки экологической культуры.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

I. Организационный момент.

Игра проводится с учащимися 6-7 классов.

Из присутствующих учащихся путем жеребьевки выбираются две команды, например - "Обыватели” и "Эксперты”. В конвертах находятся вопросы и задания. Представители международной организации по охране природы (учащиеся 10 класса) оценивают выполнение заданий игры. В конце игры подводятся итоги.

1 этап. Постановка проблемы

В настоящее время в городах очень остро стоит проблема утилизации бытового мусора. На каждого жителя планеты приходится в среднем около 1-1,5 т мусора в год. Если весь накопившийся за год мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу, образовалась бы гора высотой с Эльбрус. Что делать с мусором - это "вечная тема”.

Демонстрация слайдов презентаций с комментариями учителя и учеников.

Материал для презентаций.

Историческая справка:

    200 тыс. лет до н.э.- первые мусорные кучи из костей животных и обломков каменных орудий;

    400 лет до н.э. - первая в истории организованная свалка в Афинах;

    200 г. в Риме возникла городская служба по уборке мусора;

    1775 г. в Лондоне первые мусорные баки;

    1800 г. свиньи на улицах Нью-Йорка для борьбы с мусором;

    1810 г. в Англии изобретена жестяная консервная банка;

    1869 г. началось производство целлулоида – первого из многих видов пластмассы;

    1874 г. началось организованное сжигание мусора в Англии;

    1897 г. в Нью-Йорке открыт первый центр по сортировке и переработке мусора;

    1912 г. изобретен целлофан;

    1948 г. в Нью-Йорке открылась свалка Фреш-Киллс, до сих пор остающаяся крупнейшей в мире;

    1932 г. в США изобретены машины, прессующие мусор;

    1965 г. конгресс США принимает акт об утилизации твердых отходов;

    1992 г. международный форум в Рио-де-Жанейро назвал утилизацию отходов одной из главных проблем Земли;

    2000 г. страны ЕС поставили задачу добиться утилизации и повторного использования 50% отходов.

Говорят факты:

    1-1,5 тонна мусора на каждого жителя планеты в год;

    Весь не переработанный за год мусор-гора высотой с Эльбрус (5642 м);

    300 кг мусора на каждого жителя России, Франции, Германии;

    600 кг мусора на каждого жителя США;

Причины увеличения количества мусора в мире:

    рост производства одноразовой посуды;

    увеличение количества упаковки;

    повышение уровня жизни.

2 этап. Проведение игры

Игра "Мусорная цивилизация”

1 тур "Россыпи помоек”

(Вопросы экологической викторины)

Команды получают три таблички с цифрами 1,2,3. На каждый задаваемый вопрос дается три варианта ответов. Посовещавшись, команды по очереди поднимает таблички с номером ответа. Представители международной организации оценивают ответы.

Экологическая викторина.

1. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:

а) пластмасса , б) стекло, в) металл.

2. Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:

а) рассортировать , б) собрать в одном месте, в) раскрошить .

3. Первоочередная забота при выборе места свалки:

а) защита поверхности земли и грунтовых вод , б) ограждение места свалки, в) укомплектование соответствующей техникой.

а) бытовой мусор , б) пестициды, в) минеральные удобрения.

5. Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо:

а) компостировать , б) сжечь при специальных условиях, в) переплавить.

6. Какая отрасль промышленности во Франции считается самой активной и процветающей?

а) производство упаковочных материалов, б) переработка мусора , в) производство автомобилей.

7. Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду:

а) их захоронение, б) разработка правовых механизмов регулирование процесса , в) рециркуляция (повторное использование отходов).

8. Вредные выбросы оказывают влияние:

а) только на те регионы, где появилось загрязнение, б) на близлежащие регионы , в) даже на территории, удаленные от места, где загрязнение "увидело свет”.

9. Способом уменьшить влияние на природу является:

а) рост численности населения, б) освоение новых территорий, в) создание безотходных технологий.

10. Как называется сфера разумной деятельности человека:

а) биосфера, б) ноосфера, в) атмосфера.

11. Первое место по суммарному объему выбросов вредных веществ в атмосферу занимает:

а) теплоэнергетика, б) нефте-и газопереработка, в) автотранспорт.

12. Гарбология - это:

а ) наука о доме, местопребывании, б) наука изучающая почву, в) мусороведение.

13. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения:

а) 10 лет, б) 50 лет, в) 100 лет и более.

14. Выброшенную бумагу "съедят” невидимки-микробы за:

а) 1-2 года , б) 5-8 лет, в) 20 и более лет.

15. Конституция России предусматривает: а) обязанность предприятий выделять денежные средства на содержание заповедников, б) обязанность государства создавать экологически чистые зоны , в) обязанность граждан беречь и защищать природу.

2 тур "Устами младенца”

Команды выступают в роли детей и свои детские высказывания адресуют друг другу. Те должны определить, о чем идет речь.

Определите что это.

1. Ее изобрели китайцы.

2. Ее получают из дерева.

3. Она легко горит.

4. Из нее получается очень много мусора.

5. На ней обычно рисуют и пишут. (Бумага)

II.

1. Его делают из песка.

2. Чаще всего оно прозрачное.

3. Когда оно падает, то разбивается.

4. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.

5. Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара. (Стекло)

III.

1. Это легче воды.

2. Это образует пленку на воде и не тонет.

3. В речке этого становится много, когда моют машину.

4. Это мешает дышать рыбам.

5. Это надо удалять с поверхности воды. (Машинное масло)

IV.

1. Этого почти не видно.

3. От этого у людей бывает астма и бронхит.

4. Это могут собрать на свои листья зеленые растения.

5. В городе, где этого много не растут лишайники. (Газовые отходы)

1. Это всегда черного цвета.

2. Этого много в промышленном городе, где работают фабрики и заводы.

3. Это очень вредное.

4. У человека оно вызывает болезни, а одежда становится грязной.

5. Этого много образуется при горении. (Сажа)

VI.

1. Из нее у меня сделано очень много игрушек.

2. Она бывает разноцветной и ее трудно сломать.

3. Предметы, изготовленные из нее, мало весят.

4. Если ее поджечь, то появится много черного дыма, который плохо пахнет.

5. Ее нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается. (Пластмасса)

3 тур "Очумелые ручки”

("Вторая жизнь ненужных вещей”)

На стол участникам игры ставятся пакеты с набором различных предметов бытового мусора, из которого в течение 5-7 минут нужно изготовить максимальное количество полезных вещей. Материалы для работы (клей, скрепки, ножницы, скотч и т.п.) прилагаются.

4 тур "Аварийная ситуация”

Предлагается ответить на вопросы. Команды адресуют их друг другу.

Вопросы "аварийной ситуации”:

1. Можно ли заворачивать бутерброд в глянцевую бумагу с цветным рисунком? (Нет, так как краски могут содержать соли свинца, кадмия и других тяжелых металлов, а также вредные органические соединения)

2. Как поступить с использованной батарейкой? (Батарейки могут содержать соли тяжелых металлов, поэтому их нельзя выбрасывать где попало, а нужно сдавать в специальные пункты приема)

III этап. Подведение итогов.

Каждая команда предлагает свои пути решения мусорной проблемы.

Объявляются итоги игры и награждаются победители.

Цель: привить чуткое и бережное отношение к природе.

Задачи: содействовать воспитанию чувства доброты;

сопереживать всему живому;

развивать интерес к животному миру.

Подготовка к викторине

1. Подготовить выставку книг о животных.

2. Провести конкурс рисунков о животных.

3. Провести конкурс поделок из природного материала.

Оформление, оборудование: организовать выставку лучших ри-сунков о животных и поделок из природного материала.

В викторине участвуют две команды (выбирается капитан каж-дой команды и ее название).

Ведущий: Человек обитает на Земле 2 миллиона лет. И только 10 тысяч лет назад он стал выращивать растения и приручать жи-вотных. В те далекие времена реки и озера кишели рыбой, по бере-гам гнездились утки. Леса были полны дичи. Земля была тучной и урожайной. Но человеку этого было мало, ему всегда хотелось иметь больше: земли, урожая, скота. И с течением времени он все это получил, но стал ли он ближе к природе? Нет! Человек только сейчас стремиться понять жизнь животных, растений, приобщиться к природе. Сегодня, играя и узнавая некоторые тайны животных, мы будем учиться беречь их и понимать.

1 тур. Блиц - вопросы

1. Что происходит с пчелой после того, как она кого-либо ужа-лит? (погибает)

2. Кукует самка или самец кукушки? (самец).

3. Сухие или свежие грибы ест белка? (сухие)

4. Где раки зимуют? (в норах, в иле, по берегам рек и озер)

5. Какую птицу назвали «крылатой кошкой»? (сова)

6. Где живут маленькие кенгурята? (в сумке, на животе у мамы)

7. Плавают ли муравьи? (да)

8. Самое крупное наземное животное? (слон)

2 тур. «Ребятам о зверятах»

1. В какое время суток бобры строят свои жилища?

2. Когда у совы появляются совята?

3. Кто быстрее всех бегает?

1. гепард; +

2. антилопа;

4. Когда начинает бегать детеныш зебры?

1. через час после рождения; +

2. через неделю;

3. через месяц.

5. Что делают львы-самцы со своей добычей?

1. отдают самке;

2. отдают детям;

3. едят сами. +

6. Кто быстрее всех летает?

1 .ласточка;

3.стриж. + (140км/ч)

7. Что делает волк со своей добычей?

1. ест сам;

2. кормит волчицу; +

3. кормит новорождённых волчат.

8. Когда спит кенгуру?

9. Самый крупный из всех медведей?

1. белый; +

2. гималайский;

10. Зверёк с самой драгоценной шкуркой?

1. соболь; +

2. куница;

11. Какие звери рождаются зрячими?

1. лисята;

2. зайчата; +

2. страус; +

3. журавль.

3 тур: «Ловись рыбка»

1. Знаете ли вы, что хобот может быть не только у слонов, но и у рыб? Причём у нас в России есть такая рыба. Как она называется? (лещ)

2. У этой рыбы фантастическая жадность. В её желудке находят не только других рыб, но и мышей, крыс, птиц и даже... часы, моне-ты. Что это за рыба? (щука)

3. Эту рыбу называет водяной лисой. И она действительно хит-ра, как лиса, а оказавшись в садке, она просто-напросто перерезает сетку садка, если та не очень прочная, и сбегает, (карп)

4. В России водится самая большая из пресноводных рыб. Как она называется? (сом)

5. Есть такая рыба - хамелеон. Она может быстро «вписаться в любой интерьер», поменять окраску. Ученые провели эксперимент: к аквариуму с рыбой приставили шахматную доску. И что же вы ду-маете? Рыба тоже стала «в шашечку». Как называют эту рыбу? (камбала)

6. Если вам приходилось пить рыбий жир, вы должны знать, его получают из мяса рыбы. Как она называется? (треска)

4 тур: «Живые барометры»

1. Кукушка издает звуки, похожие на кваканье, (к дождю)

2. Птицы весной вьют гнезда на солнечной стороне, (лето будет холодным)

3. Рыба выскакивает из воды, (к дождю)

4. Вечером сильно стрекочут кузнечики, кричат лягушки, (ясно, тепло)

5. Грачи рано прилетают весной, (весна будет тёплой)

6. Дым столбом, (к морозу)

5 Тур: «Узнай по картинке»

1. ласточку;

2. синицу;

4. глухаря;

5. воробья;

6 Тур: «Капитанский»

Составить как можно больше слов из слова «горностай».

Ведущий: Вот и подошла к концу наша игра. Надеюсь, что, уз-нав чуть больше о сложной и многообразной жизни природы, вы будете учиться бережному отношению ко всему живому, что нас окружает, к тем, чья жизнь напрямую зависит от человека, а значит, от нас с вами.

Знатоки природы

(Познавательная игровая программа для детей младшего школьного возраста)

1 тур «От капли до океана»

Командам предлагаются названия больших и малых водоемов. Нужно расставить их в порядке возрастания: капля, лужа, родник, ручей, озеро, река, море, океан.

Дополнительный вопрос: В каких водоемах вода проточная?

2 тур «Вдруг упала шишка»

Командам выдаются карточки с изображением шишек (можно добавить орех и желудь для усложнения). Ребята должны опреде-лить, с какого дерева эти шишки. (Ольха, ель, сосна, лиственница, кедр).

Дополнительный вопрос: Какое дерево не из этой «компании?».

3 тур «Не пора ли переодеться?»

Разделить на две группы предложенных животных:

1-я группа - Кто не меняет шубку?

2-я группа - Кто меняет ее по сезонам? (Лиса, медведь, волк, лось, заяц, куница).

Дополнительный вопрос: Назовите две причины смены меха у животных по сезонам.

4 тур «Кто в теремочке живет?»

Ребятам предлагаются картинки с «домиками» птиц. Надо оп-ределить, кто в каком «домике» живет. (На крыше - аист, в сквореч-нике - скворец, на берегу реки - ласточка и т. д.).

5 тур «Ягоды»

Произвольно уложенные ягоды распределить на дикорастущие и окультуренные. (Земляника, клубника, смородина, малина, рябина, брусника, черемуха...).

6 тур «Грибочки»

Предложенные грибы распределить на съедобные и несъедоб-ные. (Лисичка, сыроежка, мухомор, бледная поганка, масленок...).

7 тур «Словесная дуэль»

Словесную дуэль можно провести на тему: «Птицы», «Цветы», «Деревья».

Подведение итогов, награждение участников.

Бал цветов

Проводится в форме игры-конкурса. Участвуют 2 команды: «Букет» и «Веночек».

Конкурс «Визитная карточка».

Д/з.: приготовить «защиту» - стихи о цветах, эмблемы.

Команда «Букет»

1. Когда пыл осени прохладной

Хлеба окрасит в желтый цвет,

Звезда лугов - земная астра

Небесным звездам шлет привет.

2. Ночь, рассыпав росы жгучие,

Затуманила Восток,

А затем из лунных лучиков

Кувшинки выткала цветок.

3. На лужайке росы стылые,

Не шелохнется вода.

Белый цвет бросает лилия

На задумчивость пруда.

4. На травяном зеленом кружеве

В освещении зари

Маргаритка, как жемчужина,

Малой капелькой горит.

5. Мимоза солнечным приветом

Прилетает в чьи-то сны,

Первой радостью букета,

Первой ласточкой весны.

Команда «Веночек».

1. Посреди лугов увядших,

Опаленных жарким зноем,

Белокурые ромашки

Поднимаются прибоем.

2. Как пламя, заря угасает,

Бросая лиловые тени.

Лиловый закат обнимает

Лиловые грозди сирени.

3. В синем поле холодные тени,

Белый иней в саду на заре...

Хризантемы цветут, хризантемы,

День осенний стоит на дворе.

4. Яркий букет удивленных фиалок

Похож на лиловый закат.

Подобно закату, он светит устало

И нежный струит аромат.

Соловьи в ожидании июньских рассветов поют.

Розы светят, как зори, а зори - как свежие росы,

В белогривых туманах стыдливо и жарко цветут.

Конкурс «Споем-ка, друзья»

Команды по очереди исполняют несколько строчек из песен, в которых упоминаются названия цветов.

Конкурс «Танец цветов»

Команды исполняют любой танец.

Конкурс «Ромашка»

На лепестках склеенной из бумаги ромашки написаны загадки.

Команды по очереди открывают лепесток, читают и отгадывают за-гадку:

1. Беленький горошек на зеленой ножке. (Ландыш).

2. Рос шар бел, дунул ветер - шар улетел. (Одуванчик).

3. Лик пахучий, хвост колючий. (Роза).

4. Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает. (Под-снежник).

5. Эй, звоночек, синий цвет! С языком, а звона нет! (Колоколь-чик).

6. На больших столбах подряд лампы белые висят. (Ландыш).

7. Кувшины и блюдца не тонут и не бьются. (Кувшинки).

8. Белая корзина, золотое донце. (Ромашка).

9. Держит девочка в руке облако на стебельке. (Одуванчик).

10. У занесенных снегом кочек нашли голубенький цветочек. (Подснежник).

Конкурс «Икебана».

Команды готовят букеты, дают им названия.

Конкурс «Легенда о цветах».

Команды показывают инсценировку легенды или сказки о цве-тах. Пока команды готовятся, проводится викторина для зрителей «Праздник цветов»:

1. В Париже королеву этого праздника называют Розьерой. Из каких цветов у нее сделан венок? (Из роз).

2. В первое воскресенье марта немцы отмечают день этих цве-тов. (День фиалок)

3. В Японии эти цветы осенью выставляют на платформы железнодорожных станций, чтобы их видело как можно больше людей. (Хризантемы).

4. Праздник славян, когда и настоящие и сказочные цветы становятся поводом к пляскам и песням. (Купала).

5. В Японии праздник этого цветущего дерева отмечают в апре-ле. (Сакура - вишня).

6. Во время этого праздника в Венеции (Италия) все украшают цветочными гирляндами. (Праздник цветов).

7. В Американском городе Холенд, заселенном потомками гол-ландских эмигрантов, в середине мая проходит фестиваль этих цве-тов. (Тюльпаны).

Подведение итогов. Вручение призов (зрительских симпатий, лучшему чтецу, актеру, танцору и другие).

Чтобы скачать материал или !

Викторины можно использовать на занятиях по экологии и в качестве дополнительного и развлекательного материала. Основная цель использования их на игровых занятиях по экологии — развитие познавательного интереса к природе, формирование эрудиции в области природы у младших школьников.

Вопросы к викторинам

Викторина с ответами для начальной школы «Природа»

1. Как по клюву отличить молодого грача от взрослого? (У взрослого грача основание клюва белое.)

2. Какие птицы весной прилетают раньше — стрижи или ласточки? Почему? (Ласточки, так как они могут ловить насекомых.)

4. С прилета каких птиц считаем мы начало весны? (Грачей)

5. Какие птицы страдают от весеннего разлива? (Птицы, гнездящиеся на земле.)

6. Где устраивают себе гнезда скворцы, которым не хватило скворечен? (В рощах, садах, в дуплах.)

7. Какие птицы не вьют гнезд, а выводят птенцов в ямке? (Чайки, кулики.)

8. Когда от нас улетают последние чайки и утки? (Когда замерзают водоемы.)

9. Какие лесные растения могут заменить мясо? (Грибы)

10. Может ли гриб съесть дом? (Может, это домовой гриб, который разрушает древесину.)

11. Какие птицы едят грибы? (Глухари)

12. Какие грибы появляются первыми? (Сморчки)

13. Какие хвойные деревья и кустарники растут в наших лесах? (Ель, сосна, пихта, лиственница, можжевельник.)

14. Почему у сосны нижние ветви отмирают, а у ели нет? (Сосна— светолюбивое дерево.)

15. Какую роль играет ива для берега реки? (Своими корнями ива укрепляет берег.)

16. Какое дерево цветет позднее всех? (Липа, цветет летом.)

17. Какие ядовитые грибы растут в наших лесах? (Бледная поганка, мухомор, ложные опята, желчный гриб.)

18. Название какого ядовитого растения леса связано с названием птицы? зверя? (Вороний глаз, волчье лыко.)

19. Какие ягоды можно собирать весной из-под снега? (Клюкву, бруснику.)

20. У каких растений листья краснеют? (У рябины, осины, черемухи, смородины.)

21. Какое значение имеет листопад? (Приспособление к зиме, защита дерева от поломок.)

22. У каких растений семена снабжены «парашютами»? (У одуванчика, чертополоха, кипрея, осота, тополя, ивы.)

23. Какие животные помогают распространять семена? (Птицы, мыши, собаки, бурундуки.)

24. Какое дерево «переодевается», становится то серо-се- ребристым, то зеленым? (Осина)

25. Назовите самого прожорливого хищника планеты. (Стрекоза, так как за день съедает больше собственного веса.)

26. Как слышит сверчок? (Слуховой орган у сверчка находится на коленках.)

27. Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок)

1. Умеют ли кошки плавать? (Да, и неплохо, хотя и боятся воды.)

2. Сколько раз за лето выводит птенцов синица? (Два раза.)

3. Где проводит свою молодость комар? (В воде)

4. Кто из комаров кусается: самец или самка? (Самка)

5. Питается ли куколка насекомыми? (Нет)

6. Назовите самого ядовитого на Земле паука. (Каракурт)

7. Самый лучший прыгун — это... (кузнечик; он способен прыгать на расстояние, почти в двести раз превышающее его собственную длину.)

8. Почему крылатки клена и ясеня кружатся при падении? (Семена клена и ясеня снабжены крылышком, при падении оно работает, как винт вертолета, потому семечко и кружится.)

9. На что по форме похожи цветки черники и брусники? (На колокольчики или бокальчики.)

Викторина с ответами для начальной школы «Деревья»

1 Какое самое высокое дерево в мире? (Гигантский австралийский эвкалипт. Растет он в Австралии. Высота его 100— 110 м. Некогда один бедняк устроил в пне повалившегося от старости дерева дом для себя и своей семьи. Дупло было таким просторным, что хватило места еще и для конюшни.)

2. Есть ли такая трава, которая крепче деревьев? (Да. Из стеблей этой травы делают удочки, лыжные палки. Это бамбук. За каждый день молоденький бамбук вырастает на полметра. Но прибавляет он в росте недолго. Всего 40 дней, а иначе бы дотянулся до облаков. Растет бамбук в жарких странах, но есть и у нас — на Дальнем Востоке и Кавказе.)

3. Что такое конфетное дерево? (Оно растет в Индии, Японии, Китае. Это дерево завезли к нам на Кавказ и в Крым. Подсушенные на солнце плоды конфетного дерева такие же вкусные и сладкие, как настоящие конфеты.)

4. Есть ли молочное дерево? (Да, есть. Оно растет в Бразилии. Его называют дерево-корова. Чтобы «подоить» его, надо надрезать кору, и тотчас в подставленную кружку потечет белая струйка. По вкусу этот древесный сок напоминает молоко.)

Викторина с ответами для начальной школы «Насекомые»

1. Чем класс насекомых отличается от паукообразных? (У всех паукообразных 8 ног, у насекомых — 6. У паукообразных не бывает ни усиков, ни крыльев. Передняя часть тела, соответствующая голове и груди насекомых, слитная и называется головогрудью.)

2. Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок)

3. Не птица, а поет громко. Кто это? (Самец цикады — самое голосистое насекомое в мире. Его слышно за полкилометра.)

4. Кто над нами вверх ногами? (Муха. У нее на лапах есть подушечка с присосками и зацепками.)

5. Как слышит сверчок? (Коленками; здесь у него рас положены специальные слуховые отверстия.)

6. Какие насекомые имеют самую большую скорость? (Скорость 39 км/час развивают оленьи оводы, бражники слепни и некоторые тропические бабочки.)

7. Какие насекомые ползают быстрее всех? (Тропические тараканы. Их рекорд — 5,4 км/час.)

Викторина с ответами для начальной школы «Земноводные»

1. О ком эта загадка:

Скачет зверушка —

Не рот, а ловушка.

Попадают в ловушку

И комар, и мушка. Кто это? (Лягушка)

2. Какая лягушка самая маленькая в мире? (Лягушка- чесночница с Сейшельских островов, ее длина 2 см.)

3. А какая самая большая? (Лягушка-голиаф, длина тела достигает 90 см и больше.)

4. Каков вес лягушки-голиафа? (Около 3,5 кг.)

5. Этот предмет необходим для подводного плавания, его в 1929 году создал изобретатель Луи де Корле, положив в основу особенности строения задних лап лягушки. О чем идет речь? (О ластах)

6. Летом в деревнях сажают лягушку в бидон с молоком. Зачем? (Чтобы оно не скисло).

7. Как заканчиваются эти народные приметы:

а) Лягушка прыгает на берегу и квакает — (к дождю).

б) Лягушка квакает вечером с приятной трелью — (к ясной погоде).

в) Зашумит река и закричит лягушка — (к дождю).

8. Какой русский писатель написал известную сказку «Лягушка - путешественница»? (В. М. Гаришн)

9. Кто написал басню «Лягушка и вол»? (И. А. Крылов)

10. В каких странах поставлены памятники лягушке? (Во Франции и Японии.)

11. Почему лягушка удостоилась такой чести? (С лягушкой ставили опыты и сделали много научных открытий.)

12. В XIX столетии в Париже существовал специальный рынок, где французские крестьяне и садовники сотнями покупали кого? (Жаб) Зачем? (Жабы истребляют огромное количество насекомых и личинок, помогают людям сберечь урожай.)

13. Сколько видов жаб существует в мире? (450 видов.)

14. А сколько их (видов) наиболее распространены в России? (Два вида.) Какие именно? (Серая, или обыкновенная, и зеленая жаба.)

15. Серую жабу даже находил и в подземных шахтах. А на какой глубине? (340 метров.)

16. В Южной и Центральной Америке живет жаба ага. Солидные размеры (около 25 см) позволяют ей охотиться не только на насекомых. На кого еще? (На лягушек, ящериц, даже мышей.)

Викторина с ответами для начальной школы «Пресмыкающиеся»

1. Кому посвящена следующая загадка:

Лежит веревка,

Шипит плутовка.

Брать опасно —

Укусит. Ясно? (Змея)

2. Каков символ современной медицины? (Змея, обвившая чашу.)

3. Изображение какой змеи встречалось в головном уборе правителей древнего Египта — фараонов? (Кобры)

4. Название какой змеи может быть наречием? (Уж)

5. Боятся ли свиньи гремучих змей? (Нет) Почему? (Потому что на свиней не действует яд гремучих змей.)

6. У какой змеи самые длинные ядовитые зубы? (У габонской гадюки. Их длина — 5 см.)

7. На острове Пенанг у западного побережья Малакки находится всемирно известный Змеиный храм, в котором живут сотни змей. Каких? (Храмовые куфии — змеи семейства гадюковых.)

8. У ящериц, живущих в песчаных пустынях, конечности сильно расширяются книзу и становятся похожими на лыжи. Почему? (Для того, чтобы ящерицы не проваливались в песок.)

9. Бенгальские вараны могут прыгать с большой высоты. Ас какой именно? (20 метров.)

10. С какой скоростью может бегать серый варан? (120 м/мин.)

11. Как переводится с греческого языка слово «крокодил»? (Каменный червь.)

12. В какой стране крокодилов считают священными животными? (В Индии)

13. Какой длины может достигать крокодил? (6—7 метров.)

14. Какие звуки издают крокодилы? (Напоминающие лай или рев.)

15. В каком австралийском городе крокодилов можно встретить на улице? Почему это происходит? (Дарвин. Там разводят крокодилов.)

Викторина с ответами для начальной школы «Птицы»

1. Зачем птицы поют? (Для птиц весенние песни — это серьезное и важное дело. Надо сказать, что поют только самцы. Своей песней они как бы устанавливают невидимую границу участка.)

2. Зачем цапле такой клюв? (У цапли клюв-пика. Долго стоит цапля на берегу, застыла, не шелохнется. Лягушки не обращают на нее внимания. И тут цаплин клюв мгновенно пронзает воду. Удар — добыча оглушена.)

3. Почему у пеликана такой клюв? (У пеликанов клювы-сачки. Снизу под клювами у них кожаные мешки. Нашел пеликан рыбью стайку, разинул клюв, да снизу сачком и подхватил добычу. Ловить удобно и в гнездо рыбу носить — в сумке столько рыбы поместится, что на весь выводок хватит. Сумка-то растягивается.)

4. А птицы умеют разговаривать? (Да. Вот, скажем, над полем летят вороны и каркают Вдруг одна из ворон каркнула чуть иначе. Это она заметила добычу и оповестила стаю. Есть тревожные крики-сигналы: «Опасность близко», «Опасность далеко».)

Викторина с ответами для начальной школы «Наша Земля»

1 Когда образовалась Земля? (Около 4,6 миллиарда лет назад.)

2. Какова масса нашей планеты? (Около 6 секстиллионов тонн — 6 с двадцатью одним нулем.)

3. Какое расстояние от Земли до Солнца? (Около 150 000 000 км.)

А. С какой скоростью наша планета вращается вокруг Солнца? (30 000 км/час.)

5. Что такое экватор? (Воображаемая линия, расположенная на равном расстоянии от полюсов и разделяющая земной шар на два полушария.)

6. Какова длина экватора? (40 075 км)

7. Какую часть общей поверхности Земли занимает суша? (29,2% земной поверхности.)

8. Кто создал первую модель земного шара — глобус? (Древнегреческий географ Кратес.)

9. Кто совершил первое кругосветное путешествие? (Португальские мореплаватели Фернандо Магеллан и Хуан Себастьян Эль Кано.)

10. Когда это произошло? (В 1519—1522 гг.)

11. Какая гора самая высокая на нашей планете? (Эверест, или Джомолунгма.)

12. Где находится Эверест? (На границе Непала и Китая.)

13. Какова высота Эвереста? (8 848 м)

14. Самой большой пустыней планеты является Сахара. Если ее «примерить» к карте нашей страны, то она расположилась бы на пространстве от Москвы до какого города? (До Новосибирска)

15. Какова площадь пустыни Сахара? (Более 7 000 000 кв. км)

Викторина для интеллектуалов

1. Почему лося называют лесным великаном? (Вес его достигает 400 кг. За сутки лось может съесть больше 1700 веточек.)

2. Что такое насекомое? (Беспозвоночное животное, у которого шесть ног, тело состоит из трех частей — головы, груди, брюшка.)

3. Как стрекозы ловят добычу? (Мелких насекомых они ловят на лету.)

4. Что такое пауки? (Родственники насекомых, у которых восемь ног. У них нет крыльев. И они плетут паутину.)

5. Как дышат рыбы? (Рыбы поглощают кислород жабрами, кровеносные сосуды разносят кислород по всем органам.)

6. Как быстро может плавать рыба? (Изгибая хвост из стороны в сторону, рыба-парусник может плыть со скоростью 100 км/час.)

7. Могут ли рыбы летать? (Летучая рыба может скользить по воздуху над водой на небольшие расстояния. При полете она складывает плавники вдоль тела.)

8. Какой вид лягушки самый большой? (В глубоких водоемах Африки живет лягушка-голиаф, достигающая в длину до 91 см.)

9. Почему хамелеон меняет свой цвет? (Смена окраски зависит от изменения освещенности и от его настроения.)

10. Какие птицы живут дольше всех? (Долгожителями считаются попугаи, особенно какаду.)

11. Какие птицы спят в воздухе? (Спят и кормятся в воздухе стрижи.)

12. С какой скоростью бегает страус? (Африканский страус бегает со скоростью до 70 км/час, в высоту он может достигать трех метров.)

13. Какой кит самый большой? (Самый большой — синий кит, он достигает 30 метров в длину и вес его достигает 150 000 кг.)

14. Что согревает тюленя? (Толстый слой жира под кожей.)

15. Какое животное прыгает выше всех на суше? (Пума, она прыгает до 6 метров в высоту.)

16. Кого называют всеядным существом? (Животных, которые питаются и растениями, и животными.)

18. Какие реки текут через всю Россию? (Енисей течет от Монголии до Северного Ледовитого океана; Лена от озера Байкал до Северного Ледовитого океана; Обь с притоком Иртыш от Китая и Монголии до Карского моря.)

19. Почему уменьшается площадь Аральского моря? (Уровень воды в нем падает потому, что вода из рек, впадающих в него, отведена в каналы для полива полей.)

20. Какое озеро самое глубокое в мире? (Байкал, в него впадают 336 рек, а вытекает только одна Ангара.)

21. Что такое айсберги? (Айсберги — большие осколки антарктических льдов, дрейфующие в океане. Их высота может достигать 100 м, длина — до нескольких десятков километров. Большая часть объема айсберга находится под водой.)

22. Какое наземное животное самое большое? (Африканский слон.)

23. Какое животное считается самым высоким? (Жираф, достигает в высоту 6 метров.)

24. Назовите самую маленькую птицу. (Колибри, ее длина 58 миллиметров, а вес 1,6 г)

25. Какая птица считается самой быстрой? (Сокол-сапсан развивает скорость до 360 км/час.)

26. Назовите сухопутного долгожителя. (Черепаха живет до 120 лет.)

27. Какая птица считается самой большой? (Африканский страус, вес достигает 130 кг.)

28. Назовите типичных обитателей тайги. (Изюбр, бурундук, соболь, летяга, рысь.)

29. Назовите типичных обитателей смешанных лесов. (Волк, медведь, лось, лиса, заяц-русак, заяц-беляк.)

30. Какие растения ядовиты? (Олеандр, наперстянка, красавка.)

31. Кто питается ядовитыми растениями? (Гусеницы бабочки-монарх. Употребляя яд, гусеница становится ядовитой сама, а затем и ядовитой бабочкой с яркой окраской.)

32. Какие растения являются хищниками? (Венерина мухоловка, росянка, непентес.)

33. Как распространяется пыльца? (Ее переносят насекомые, ветер.)

34. Назовите наиболее распространенные злаковые растения. (Пшеница, рис, ячмень, кукуруза, рожь и овес.)

35. Какую часть растения мы едим? (Корень или стебель, или листья, или клубень, или луковицу, или цветок — у цветной капусты, или ягоду, или плод.)

36. Какой наземный хищник самый крупный? (Бурый медведь, его вес 750 кг.)

37. Какое наземное животное самое быстрое? (Гепард, он развивает скорость до 96 км/час.)

Экологическая викторина "Берегите Землю, берегите!"

Автор : Затульная Зоя Ивановна, учитель начальных классов МБОУ "Анновская СОШ им. Героя Советского Союза А.Н. Гайдаша" с. Анновка Корочанского района
Описание : предлагаю авторскую разработку сценария развлечения для детей начальной школы. Материал может быть полезен учителям начальных классов, педагогам дополнительного образованиия. В ходе мероприятия дети закрепляют знания о природе, учатся беречь природу.
Цели: Расширять и углублять экологическую культуру детей; создать условия, побуждающие детей с вниманием и заботой относиться к природе, ко всему живому; привлечение к природоохранной работе.
Оборудование: плакаты, рисунки, фонограмма музыки, презентация, сказка «Репка», глобус, костюмы для сценки «Репка», отходы (консервные банки, бутылки и т.д.)

ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Класс разбивается на 2 команды. У каждой команды название, эмблема.
Учитель держит в руках глобус.

2. Основная часть.
Как яблоко на блюдце,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Всё исчерпать до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников.
Разграбить все богатства
У будущих веков.
Мы общей жизни зёрна,
Одной судьбы родня.
Нам пировать позорно
В счёт будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ.
Не то Земли не будет
И каждого из нас.
Учащиеся читают стихи.
1. Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он как живой;
И шепчут мне материки:
«Ты сбереги нас, сбереги!»
2. В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
«Ты сбереги нас, сбереги!»
3. Грустит глубокая река,
свои теряя берега,
И слышу голос я реки:
«Ты сбереги нас, сбереги!»
4. Остановил олень свой бег,
Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги:
«Ты сбереги нас, сбереги!»
5. Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
«Я сберегу вас, сберегу!»
Показ презентации
Учитель: – Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает – леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа. Наша жизнь неотъемлема от неё. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. У писателя Паустовского К.Г. есть такие слова: “И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца всё очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране”.
Человек издавна восхищался твореньями, которые создала матушка природа: удивительными растениями и животными. Мы с вами знаем, что жизнь всех людей неразрывно связана с природой: из окружающей среды люди получают кислород, продукты питания, сырье для промышленности, лекарство и многое другое. Но, к сожалению, человек не всегда задумывается о бережном отношении к природе.

1.На нашем шаре на земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес –
Полно таинственных чудес.
- По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький цветет,
В степи ковыль, как нежный шелк,
Расчесывает ветерок.
Гремит на скалах водопад,
И брызги радугой летят.
А в синем море синий кит –
Большой, как дом, на волнах спит.
2. Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.
- Чтоб был в источниках нарзан,
С полянки – земляника,
Будь осторожен, как Тарзан,
Дружи с природой дикой!
- Ты тоже часть ее чудес,
И для тебя темнеет лес,
И речка светлая течет,
И все весною зацветет.
И надо постараться
Нам с этим не расстаться!
Итак, наша игра начинается!

Сейчас мы проведем викторину «Берегите землю, берегите». Соревноваться будем командами, победившая команда получит медаль «Знатоки окружающего мира».
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!

1-й конкурс. Викторина «Лесные загадки».
Команды по очереди отвечают на вопросы.
1. Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).
2. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).
3. Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).
4. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).
5. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).
6. У кого на сучке кладовая? (У белки).
7. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).
8. Какую птицу называют «белобока»? (Сорока).
9. Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины. (Бобры).
10. Скачет зверюшка:
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка).
11. Над рекою он в полёте,
Этот чудо-самолётик.
Над водой парит он гладкой,
На цветке его посадка. (Стрекоза).
12. На спине я дом ношу,
Но гостей не приглашу:
В костяном моём дому
Место только одному. (Черепаха).
13. Лежит верёвка,
Шипит плутовка,
Брать её опасно –
Укусит. Ясно? (Змея).
14. Волны к берегу несут
Парашют – не парашют
Не плывёт он, не ныряет,
Только тронешь – обжигает. (Медуза).
2-й конкурс. Игра «Четвёртый лишний».
Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ?
1 команда
1. Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …
2. Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …
3. Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как …
4. Осина, липа, дуб, ель. Так как …
2 команда
5. Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …
6. Липа, осина, клён, яблоня. Так как …
7. Груша, слива, тополь, вишня. Так как …
8. Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …

3-й конкурс. Игра «Собери шишки».
(На поле разбросаны шишки. Выходят по одному члену от команды).
– Кто больше соберёт шишек. (Повторить несколько раз).

Учащиеся читают стихи.
1. Всё – от старой сосны у забора
До большого тёмного бора
И от озера до пруда –
Окружающая среда.
А ещё и медведь, и лось,
И котёнок Васька небось?
Даже муха – вот это да! –
Окружающая среда.
Я люблю на озере тишь,
И в пруду отраженья крыш,
Рвать чернику люблю в лесу,
Барсука люблю и лису...
Я люблю тебя навсегда,
Окружающая среда!

2. В природе столько красоты –
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.
Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи,
Поют перепела...
Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому,
Как это все беречь.

4-й конкурс. «Собери слово».
В словах перепутаны буквы, поменяй их местами, так, что бы получились слова.
5 -й конкурс. «Собери пословицу».
Участники команд получают конвертики с разрезанным на слова текстом пословицы. По сигналу ведущего они должны открыть конверт и склеить пословицу.
(«Был бы лес, соловьи прилетят.»).
Текст пословицы представляется жюри, которое оценивает правильность и скорость выполнения задания.
А пока команды работают, болельщикам предлагаем отгадать загадки и принести дополнительный балл своей команде.
Загадки
1. Русская красавица,
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна,
Одежда зелена. (Береза).
2. Прямо в небо рвутся, ввысь;
Ты внимательно всмотрись:
Не березы, не осинки,
Нет листочков, есть хвоинки. (Ели).
3. Вот бочонок с шапочкой,
С дерева упал.
Год прошел – и деревцем
Маленьким он стал. (Желудь).
4. Ветви над рекой склонила,
В реку смотрится уныло. (Ива).
5. Осень тихая настанет,
Дивным дерево то станет:
Листья – звезды яркие,
Золотые, жаркие. (Клен).
6. Летом знойным зацветет –
Сразу пчел к себе зовет.
Круглые листочки,
Светлые цветочки.
Вкусен, сладок их нектар...
Кто-то дерево узнал? (Липа).
7. Что за дерево такое
Угощает снегирей?
Снег стоит, трещат морозы,
Ну а ягоды вкусней. (Рябина).
6-й конкурс. «Забавные зверюшки».
Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. А сейчас я предлагаю командам изобразить зверей, так чтобы все догадались – КТО ЭТО?
1. Журавль и цапля.
2. Лев и собачка.
3. Ворона и лисица.
4. Три медведя.
Учитель: Ребята, теперь, прежде чем мы с вами будем проводить следующий конкурс, давайте посмотрим сценку «Репка»
Ведущий: Посадил дед репку. А когда ее сажают? (Дети отвечают: весной)
Дед: Сколько времени прошло, а она не растет. Бабка, иди помоги!
Бабка: Да, мала наша кормилица! Пойду водички принесу из речки, полью. (Приносит воду красного цвета)
Дед: Что-то водичка странная. Где ты ее взяла?
Бабка: В нашей речке. Наверно, надо внучку позвать, посоветоваться. Внучка, иди сюда. Смотри, какая водичка красивая.
Внучка: Бабушка, где ты эту воду взяла?
Бабка: В нашей речке.
Внучка: Что, ты! Что, ты! Такой водой нельзя пользоваться. Репка сразу погибнет. Это завод выливает использованную воду. Пойду принесу воду из родника. (Приносит воду из родника, поливает, все садятся около репки и ждут)
Дед, бабка, внучка вздыхают: Не растет!
Внучка: Жучка, иди помогай!
Жучка: Надо землю взрыхлить! (Жучка лапами рыхлит землю, выбрасывает консервные банки, бутылки)
Жучка: Наверно, туристы отдыхали около нашего огорода. Кошка, иди домой, помогай! (Жучка и кошка рыхлят землю и выбрасывают разный мусор)
Кошка: Ух, устала! Ну и туристы. Отдохнули и все вокруг замусорили. (Жучка и кошка садятся рядом с дедом, бабкой, внучкой)
Все: Расти, репка, большая-пребольшая. Теперь и вода чистая и земля рыхлая. (Репка начинает расти)
Мышка: А что меня не зовете? Репка выросла?
Все (хором): Да!
Ведущий: Дедка за репку, бабка за дедку,
Внучка за бабку, Жучка за внучку,
Кошка за Жучку, мышка за кошку,
Тянут, потянут – и вытянули репку.

7-й конкурс. «Рассортируйте мусор»
С помощью стрелочки перенеси картинки предметов в квадраты с надписью.
8-й конкурс. «Лесные правила»
Вы должны хором отвечать «да» и хлопать в ладоши.
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй.
Только чур не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь!
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай, (да)
И почаще вспоминай:
Мусор с травки убирать! (да)
Зря цветы не надо рвать! (да)
Из рогатки не стрелять, (да)
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, (да)
Топать, хлопать, палкой бить. (да)
Ты в лесу всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги.
Пока жюри полдводят итоги, выступают учащиеся.
1. Давайте будем
Дружить друг с другом,
Как птица – с небом,
Как поле – с плугом,
Как ветер – с морем,
Трава – с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами!
Давайте будем
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь, и птица.
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным
Своим друзьям!
2. Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
3. Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!

3. Подведение итогов. Награждение победителей. Вручаются медали «Знатоки окружающего мира»

Экологическая викторина »Экологический эрудит»

Цель: расширять и углублять природоведческие знания учащихся, воспитывать бережное

отношение к природе.

Оборудование: карточки с заданиями, сигнальные флажки

ХОД ЗАНЯТИЯ

    Организационный момент

Для того чтобы узнать, хорошо ли наш класс знает различных животных, мы проведем небольшую викторину. Вы сидите за 5 столами и представляете собой 3 группы. Сейчас за 1 минуту придумаете название своей команде, выбрать капитана.

Через 1 минуту команды представляются, и названия команд записываются на доске. После жеребьевки очередности команды отвечают на поставленные вопросы.

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей природы.

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Е. Евтушенко

2. В И К Т О Р И Н А

1 этап. Вопрос - ответ

    Зачем улитке рога? (оказывается, это не рога, а щупальца, которыми она ощупывает, пробует на вкус, обнюхивает и рассматривает все вокруг, на концах расположены крошечные глазки)

    В чем свинья спаниелю конкурент? (свинью обучают как собаку – ищейку на поиски наркотиков; у нее это получается быстро и точно)

    Встречается ли в природе “водяная свинья”? (встречается; так называется карп – одна из важных пресноводных рыб. Он может жить более 70 лет, достигая 69 кг, очень мясист, жирен – чем не свинья)

    Вкусны ли птичьи гнезда? (В юго-восточной Африке живут стрижи-саланганы, которые вьют гнезда из слюны. Местные жители их собирают, отваривают в курином бульоне или кипятке. Говорят, что это очень питательно и напоминает белок куриного яйца)

    Можно ли хвостом напиться? (оказывается, можно. Так поступают африканские обезьяны – бабуины. Когда они хотят пить, а до воды руками не дотянуться, они опускают в воду хвост, а затем его облизывают. Так они проделывают несколько раз).

(Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных. – Ярославль: Академия развития, 1997).

    Зачем в клетку с попугаем помещают зеркало? (попугай – подвижная птица, не любит оставаться в одиночестве, от скуки может заболеть или травмироваться. “Друга” попугайчику может заменить его собственное отражение в зеркале. Около зеркала попугай может сидеть часами, общаясь с себе подобным.)

    В какой стране корова считается священным животным? (в Индии. Там запрещено религиозным законом убивать коров на мясо. А когда корова перестает давать молоко, ее выгоняют со двора. Если на улице идет дождь или холодно, корова может зайти в магазин или аптеку – ее никто не выгонит.)

8. Что такое панты:

а) рога оленя

б) часть упряжи

в) лосиные рога

9. (панты – это неокостеневшие рога пятнистых оленей и маралов, которые

используются в медицине. Из шкуры пантовых оленей изготовляют замшу)

10. Почему свиньи валяются в грязи:

а) от скуки

б) с определенной целью

в) так они играют

12. Левретка – это:

а) часть женской одежды

б) собака

в) головной убор

(это короткошерстная борзая; этих собак разводили еще при дворе египетских фараонов, т.к. мумии собак обнаружены при раскопках многих гробниц. Изображение левреток встречается на древних папирусах)

(Алексеев В.А. 300 вопрос и ответов о животных океана. – Ярославль: Академия развития, 1997).

2 этап Загадки

А сейчас я выдам каждой команде листочки с загадками. За 3 минуты команда должна отгадать её и объяснить, чем руководствовались при ответе.

1. Голубой кит

Я самое большое животное из всех, которые когда-либо жили на Земле. Я больше трёх доисторических динозавров и вешу столько, сколько весят 33 африканских слона.

Я слышу и разговариваю с себе подобными на расстоянии до 60 км. Это происходит потому, что в воде звук распространяется лучше, чем в воздухе. Я также использую «локатор» – как и летучая мышь.

Моё тело имеет очень толстый слой жира, который согревает меня в ледяных водах океана. Благодаря этому жиру моё тело очень гладкое и красивое. Я – теплокровное животное. Самки нашего вида – живородящие и выкармливают своих детёнышей молоком. Мои дети рождаются живыми – я не откладываю яиц. Я дышу через два отверстия в голове. Один из моих родственников, у которого в голове только одно отверстие, может задерживать дыхание на полтора часа и нырять на глубину до двух км. Из-за чрезмерной охоты на нас сейчас из каждой сотни моих сородичей осталось в живых только шесть.

2. Лягушка

У меня есть четыре ноги, два глаза и позвоночник. Я – зелёного цвета и могу жить в воде и на суше. Мой язык находится на кончике рта. Я выстреливаю языком, чтобы поймать насекомых – мою основную еду. Я – холоднокровное животное, хорошо плаваю и откладываю яйца в воду. Зимой я сплю, зарывшись в грунт на дне пруда. Я спасаюсь в воде от тех, кто хочет меня съесть. В детстве я питаюсь растениями, но когда вырастаю, начинаю поедать насекомых.

3. Белый гриб

Люди очень уважают меня и никогда не говорят: собрал столько-то килограмм. Про другие говорят, а вот про меня: собрал столько-то штук. Я не расту в глухомани, но и в молодых лесах меня не найдешь. Лесу, в котором я расту, должно быть не меньше 60-70 лет. Но мое царство из года в год, становится все меньше, потому что многие из людей не умеют собирать правильно грибы.

4. Верблюд

Он отлично переносит суровый климат, морозы и засуху. Летом он выдерживает без воды 5 дней, а зимой – 20. После столь продолжительной жажды он выпивает до 120 литров воды.

5. Жираф

Это самое высокое животное в мире. Но в его шее находится всего 7 позвонков, как в шее человека. Ест он преимущественно листья. Если он хочет достать траву, ему нужно широко расставить ноги, чтобы достать головой до земли.

3 этап Экспресс-опрос

1.) Кто тяжелее слона?

Муравей

Бегемот

Акула

Жираф

2.) Какая птица выводит птенцов зимой?

Снегирь

Клёст

Воробей

Кукушка

3.) Кого считают предком собак?

Лису

Гиена

Медведь

Волк

4.) Кто спит головой вниз?

Летучие мыши

Морской конёк

Слизняк

Бабочка

5.) Какие млекопитающие откладывают яйца?

Скунс

Ехидна

Морская свинка

Пингвин

6.) Какое дерево считается символом России?

Дуб

Тополь

Кедр

Берёза

7.) Где раки зимуют?

В Караганде

В иле

В своём гнезде

В песке

8.) Для чего нужны бивни моржам?

Копать картошку

Добывать пищу

Драться

Грести в воде

9.) Какое насекомое слышит ногами?

Жук – навозник

Сороконожка

Кузнечик

Лягушка

10.) Какие птицы не летают?

Страусы

Утка

Жаворонок

Ворон

11.) Как называется детёныш овцы?

Козлёнок

Жеребёнок

Ягнёнок

Телёнок

12.) Кто дышит хвостом?

Водный скорпион

Карась

Белка

Павлин

13.) Сколько ног у паука?

Три

Одна

Восемь

шесть

14.) Самое большое животное на Земле?

Слон

Муха

Тритон

Синий кит

15.) Как узнать возраст рыбы?

По чешуе

По цвету

По хвосту

По плавникам

16.) Зачем некоторым бабочкам узор на крыльях в виде глаз?

Для привлечения самцов

Чтобы лучше видеть

Для защиты

Для красоты

17.) Для чего зебра полосатая?

Чтобы труднее распознать

Испачкалась грязью

Родители разных цветов: мама – белая, папа – чёрный

Ошибка природы

18.) Кто на себе лес носит?

Верблюд

Ёжик

Олень

Свинья

19.)Каких животных в Индии считают священными?

Тигр

Корова

Скунс

Горилла

20.)Какие зверьки, в Австралии, являются злейшими врагами фермеров?

Кролики

Кенгуру

Обезьяны

Жук

4 этап Загадки об окружающем мире

Голубой шатёр весь мир накрыл (небо)

Что видно только ночь (звёзды)

Без рук, без ног, а дерево гнёт (ветер)

По синему морю белые гуси плывут (облака)

Без рук, без ног, а рисовать умеет (мороз)

Скатерть белая весь свет одела (снег)

Рыжая шалунишка грызёт ловко шишки (белка)

Стоит Егорка в красной ермолке кто ни пройдёт, всяк поклон отдаёт (земляника)

Зимой и летом одним цветом (ёлка)

Днём спит, ночью летает и мышей пугает (сова)

5 этап Конкурс капитанов

1. Какая птица самая большая в мире? (Страус.)

2. Любимое лакомство аистов. (Лягушки.)

3. Какая птица носит фамилию известного русского писателя? (Гоголь.)

4. Какую птицу называют «лесной кошкой»? (Сову. За ее способность охотиться

ночью.)

5. Зимуют ли птицы в скворечнике зимой? (Нет.)

6. Птица-гадалка. (Кукушка.)

7. Пингвин относится к отряду птичьих или млекопитающих? (Птичьих.)

8. Где находится ухо у кузнечика? (На ноге.)

9. Из нее выводятся головастики… (Икра.)

10. В народе этот цветок называют «цветком солнца». (Подсолнух.)

11. Какую хищную птицу можно назвать «санитаром»? (Черного коршуна. Он

питается не только грызунами, но и поедает падаль.)

12. Кто часто меняет одежду, не раздеваясь? (Хамелеон.)

13. Какая рыба вьет гнездо? (Сом, колюшка.)

14. Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым? (Бабочка.)

15. Чем питается зимой жаба? (Ничем. Жаба вынуждена сидеть на «диете», так как

обычно в это время года она крепко спит.)

16. Какая ягода бывает белой, черной, красной? (Смородина.)

17. Какая лесная птица считается самой болтливой? (Сорока.)

18. Кого по праву в народе называют «лесным доктором»? (Дятла.)

19. Какие птицы прилетают на юг первыми? (Грачи.)

20. Что подразумевается под термином «тихая охота»? (Сбор грибов.)

21. Какая птица «коллекционирует» блестящие предметы? (Сорока.)

22. Из какого дерева делают спички? (Из осины.)

24. Какое дерево по праву считается символом России? (Береза.)

25. Какая птица не желает «исполнять свой родительский долг» по отношению к

своему будущему потомству, подбрасывая яйца в чужие гнезда? (Кукушка.)

26. Трава, которую можно узнать даже с закрытыми глазами. (Крапива.)

27. Какая птица круглый год ходит во фраке? (Пингвин.)

28. Эта птица стоит на первом месте по скорости полета среди всех птиц. (Стриж.)

29. Самая маленькая птичка планеты. (Колибри. Ее размер не превышает полутора-

двух сантиметров.)

30. Наука о животных. (Зоология.)

31. Кто из лесных зверей меняет свой «гардероб» два раза в год? (Заяц, белка, лиса.)

32. Самый чистоплотный зверек. (Барсук)

33. Какую рыбу зовут «речным санитаром»? (Щуку. Ослабленную и больную рыбу она

поедает в первую очередь.)

34. Инженер-строитель» дома на реке. (Бобер.)

35. Какой зверь по праву считается самым быстрым? (Гепард.)

36. Животное наших лесов, похожее на кошку в увеличенном виде?
(Рысь.)

37. Какое животное во время бега выставляет вперед задние лапы?

(Заяц.)

38. Какое животное собирает яблоки спиной? (Еж.)

39. Когда ежи не колются? (Едва родившись.)

40. Какое животное в народе прозвали «косым»? Почему?

(Зайца. За его необычную – раскосую – форму глаз.)

41. Какое животное является обладателем самого громкого голоса?

(Крокодил.)

42. Какую коровку «доят» муравьи? (Тлю-коровку.)

43. Какие ноги у жирафа длиннее – передние или задние?

(Все ноги у жирафа одинаковой величины.)

44. Какого насекомого в народе прозвали «глазастым охотником»?

(Стрекозу.)

45. Какая рыба названа именем человека? (Карп.)

46. Детеныши каких животных питаются молоком чужой матери?

(Зайчата.)

47. Сколько ног у паука? (Восемь.)

48. А сколько ног у жука? (Шесть.)

49. Какое животное каждую зиму теряет свой «головной убор»?

(Лось. Раз в год, зимой, он сбрасывает свои рога.)

50. Какое животное любит спать вниз головой? (Летучая мышь.)

51. Какого животного называют «санитаром» леса? (Волка.)

52. Какой зверь считается самым маленьким?

(Землеройка. Ее рост – 3,5 см.)

53. Какому насекомому мы вынуждены хлопать в ладоши отнюдь не в знак своего

восхищения и одобрения? (Моли, когда хотим ее убить.)

54. Какая лесная птица считается долгожительницей?

(Лесная ворона. Продолжительность жизни двести лет и более.)

55. Какое хорошо всем известное и ужасно надоедливое насекомое может передвигаться

вниз головой и пробовать еду лапками? (Муха.)

    Подведение итогов викторины.

Определение, награждение победителей.



Вверх