Вымирание российской деревни: причины и последствия

Через 100 лет Россия может оказаться без деревень. Такой прогноз опубликован в докладе "Россия - страна умирающих деревень" Центра экономических и политических реформ(ЦЭПР).

Именно ликвидация школ, больниц, поликлиник становится одной из важнейших причин дальнейшего, еще более быстрого оттока трудоспособных граждан в города и прекращения существования сел. Постепенное вымирание российской деревни чревато для страны геостратегическими рисками потерь огромных пространств. Это один из ключевых тезисов доклада, комментирует руководитель ЦЭПР Николай Миронов.

Сегодня более чем в половине российских деревень живут от 1 до 100 жителей

"Деревня сегодня нужна не столько для того, чтобы прокормить народ, как было раньше, а чтобы удержать освоенные территории", - соглашается доктор экономических наук, главный научный сотрудник Института прикладных исследований РАНХиГС Василий Узун.

В России, по его словам, значительно сложнее будет восстанавливать утраченные обезлюдевшие территории, чем развивать их с учетом новых реалий. Кстати, за рубежом сохранение деревень - под особым наблюдением властей. В Италии, к примеру, 6 тысяч заброшенных деревень, еще 15 тысяч потеряли до 90 процентов населения. Муниципальные власти нескольких таких деревень продавали дома за один евро с обязательством перестройки и восстановления. В ряде случаев местные власти позволяют жить в заброшенных домах переселенцам.

В том, что такой путь - не для России, а восстанавливать российские деревни не придется, уверен социолог, проректор Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец. По его мнению, на смену классической деревне, где люди должны заниматься сельскохозяйственным трудом, через 20-40 лет придут агрогородки или десятки мелких поселений городского типа со всеми благами цивилизации и развитой социальной инфраструктурой. Там будут действовать крупные и средние индустриальные агрохозяйства. А сами территории - называться агломерациями. Собственно, этот процесс концентрации населения уже идет сегодня, а государственные программы переселения из вымирающих деревень только подтолкнут его, поясняет эксперт "РГ". Так что будущее у наших деревень есть, только оно совсем не похоже на их нынешнее существование.

Главное, чтобы люди в них остались, чтобы было кому переселяться в агломерации. Могли сегодня учить детей, сохранить здоровье. Что касается последнего, то минздрав ссылается на четкие нормативы, которые были разработаны в прошлом году. Они увязали структуру медучреждений с "географией" и "демографией".

В селах, где живут более 2 тысяч человек, в обязательном порядке должны работать врачебные амбулатории - действующие предстоит развивать и оснащать, а там, где свернули, будут восстанавливать.

Для маленьких населенных пунктов с населением от 1 до 2 тысяч жителей предусмотрено наличие либо фельдшерско-акушерского пункта, либо центра общей врачебной практики. Это зависит от расстояния до ближайшей больницы, которая, как правило, "привязана" к райцентру.

В удаленных деревнях на несколько дворов (менее 100 жителей) "держать" постоянного медика, посчитали в минздраве, неэффективно. Поэтому для таких ситуаций предусмотрены так называемые "специализированные домохозяйства". В одном из домов оборудуется пункт для оказания первичной помощи с аптечкой и примитивным медоборудованием. Например, тонометром, чтобы померить давление. Главное же, в таких домах обязательно должен быть пункт связи - нет стационарной телефонной линии и мобильной связи, значит, выделяется спутниковый телефон. Так что жители таких "медвежьих углов" могут получить дистанционную консультацию медиков и вызвать медицинскую бригаду, если обойтись собственными силами проблематично. Цель - помочь пострадавшим вдали от медицины продержаться до прибытия "скорой". Помимо этого для "глубинки" предусматривается выездная форма работы. "Работа строится таким образом, чтобы дважды в год в каждую деревню приезжала мультидисциплинарная бригада медиков, оснащенная диагностическим оборудованием", - поясняет министр здравоохранения Вероника Скворцова. Число мобильных диагностических комплексов в стране уже превысило 3000, а мобильных бригад специалистов задействовано более 8 тысяч, уточнили в минздраве.

Проблема вымирания российской деревни является одной из острых социально-экономических проблем современной России. Центр экономических и политических реформ изучил этот вопрос, опираясь на статистические данные, результаты социологических исследований, а также работы исследователей-демографов. Мы попытались ответить на вопрос: как и почему происходит вымирание российских деревень?

В течение последних 15-20 лет постоянно уменьшается численность сельского населения – как за счет естественной убыли населения (смертность превышает рождаемость), так и за счет миграционного оттока. Процесс депопуляции сельских территорий настолько активен, что постоянно увеличивается число заброшенных деревень, а также количество сельских населенных пунктов с небольшим числом жителей. В некоторых субъектах РФ доля обезлюдивших деревень превысила 20% – в основном, в регионах Центральной России и Севера. Только в период между переписями населения 2002 и 2010 годов число обезлюдивших деревень выросло более чем на 6 тысяч. В более чем половине всех сельских населенных пунктов проживают от 1 до 100 человек.

При этом процесс депопуляции в территориальном разрезе идет неравномерно. Происходит концентрация сельского населения вокруг отдельных «очагов» при одновременном расширении областей депрессивных сельских территорий, для которых характерна постоянная депопуляция.

Основные причины уменьшения численности сельского населения лежат сугубо в социально-экономической плоскости. Прежде всего, для сельских населенных пунктов характерен более низкий уровень жизни и сравнительно высокий уровень безработицы, в том числе застойной. Активная часть трудоспособного населения уезжает в города, что в свою очередь способствует дальнейшему социально-экономическому застою, деградации и депопуляции сельских территорий. Другая проблема, являющаяся одной из причин оттока сельского населения из страны, – более низкое качество жизни сельского населения из-за невысокой доступности объектов социальной инфраструктуры (образовательной, медицинской, досуговой, транспортной) и основных услуг (прежде всего, государственных и муниципальных услуг), а также жилищных условий и недостаточной обеспеченности жилищно-коммунальными благами.

В частности, выявлено, что за последние 20 лет сельские населенные пункты не только не нарастили, но и в значительной степени утратили социальную инфраструктуру из-за процессов «оптимизации», которая особенно сильно затронула именно сельские территории. За последние 15-20 лет количество сельских школ уменьшилось примерно в 1,7 раз, больничных организаций – в 4 раза, амбулаторно-поликлинических учреждений – в 2,7 раз.

Процесс депопуляции сельских территорий не является уникальным российским явлением, он во многом схож с аналогичными процессами в других странах. При этом процессы депопуляции и опустения сельских территорий идут в России по сравнительно негативному сценарию, связанному с гиперконцентрацией населения в столице и крупных городах и более характерному для стран Азии и Латинской Америки.

Сегодня отдельные меры по сдерживанию депопуляции сельских территорий в России предусмотрены на уровне государственных программ. Однако следует признать, что общее направление государственной политики ведет к концентрации финансов, рабочих мест и, как следствие, населения, в столице и других крупных городах. Попытки сохранения численности сельского населения и стимулирования миграции населения в сельскую местность не работают, поскольку точечные меры проваливаются из-за фактического отсутствия условий для развития сельских территорий.

С подробными результатами проведенного исследования можно ознакомиться .

В течение последних 15-20 лет постоянно уменьшается численность сельского населения – как за счет естественной убыли населения (смертность превышает рождаемость), так и за счет миграционного оттока. Процесс депопуляции сельских территорий настолько активен, что постоянно увеличивается число заброшенных деревень. Например, только в период между переписями населения 2002 и 2010 годов число обезлюдивших деревень выросло более чем на 6 тысяч – с примерно 13 тысяч до 19,5 тысяч). Также растет количество сельских населенных пунктов с небольшим числом жителей. Так, в более чем половине всех сельских населенных пунктов (54%; или около 62% от всех заселенных сельских населенных пунктов) проживают от 1 до 100 человек. В некоторых субъектах РФ доля обезлюдивших деревень превысила 20%– в основном, в регионах Центральной России и Севера: например, в Костромской области 34,1% всех сельских населенных пунктов (более 1,1 тыс. заброшенных деревень), в Вологодской области – 26,6% (более 2,1 тыс. заброшенных деревень) и т.д. В целом, в СЗФО доля деревень без населения выросла к моменту последней переписи населения в 2010 году до 20% (с 13,4% в 2002 году), в ЦФО – до 16,3% (с 10,1% в 2002 году); в остальных федеральных округах эта доля ниже.
При этом процесс депопуляции в территориальном разрезе идет неравномерно. Происходит концентрация сельского населения вокруг отдельных «очагов» при одновременном расширении областей депрессивных сельских территорий, для которых характерна постоянная депопуляция. В качестве очагов, во-первых, выступают пригороды и территории вокруг крупных центров. Во-вторых, достаточно активно развиваются сельские территории Юга России – территории ЮФО и СКФО, из-за чего многие исследователи проблемы говорят о тенденции перемещения сельского населения России из когда-то сравнительно густо заселенных сельских территорий Центральной России и Поволжья в южные регионы страны. Для регионов ЦФО и ПФО, а также СЗФО, напротив, в последние годы характерны особенно выраженные процессы депопуляции сельских территорий.
Так, например, в период между переписями населения 2002 и 2010 годов произошло значительное уменьшение численности сельского населения в ЦФО (примерно на 458 тыс. чел.), СЗФО (примерно на 227 тыс. чел.), ПФО (примерно на 390 тыс. чел.), СФО (примерно на 391 тыс. чел.) и ДФО (примерно на 24 тыс. чел.), в то время как в УФО, ЮФО и СКФО, произошел рост численности населения, в особенности заметный в регионах СКФО (примерно на 228 тыс. чел.).
В 2011-2015 годах во всех федеральных округах происходило практически постоянное снижение численности сельского населения, и исключением стал СКФО, где фиксировался постоянный прирост сельского населения. Небольшой прирост сельского населения также был зафиксирован и в ЮФО в 2014-2015 годах.
Именно в СКФО зафиксирована самая высокая доля сельского населения в общей численности населения – 50,9%. При сопоставлении долей сельского населения разных федеральных округов от общей численности сельского населения страны мы увидели, что прирост доли сельского населения округа в общей численности сельского населения страны характерен СКФО и ЮФО (в совокупности на 2,35% с 2002 года до начала 2016 года, без учета сельского населения бывшего КФО) и отчасти для УФО (в УФО эта доля снижается в последние годы). Доля сельского населения остальных федеральных округов, напротив, в этот период снизилась.
Основные причины уменьшения численности сельского населения лежат сугубо в социально-экономической плоскости. Прежде всего, для сельских населенных пунктов характерен более низкий уровень жизни и сравнительно высокий уровень безработицы, в том числе застойной. Анализ социально-демографической структуры сельского населения показал, что активная часть трудоспособного населения уезжает в города, что в свою очередь способствует дальнейшему социально-экономическому застою, деградации и депопуляции сельских территорий.
В частности, исследователи проблемы депопуляции сельских территорий указывают на характерный для современной России процесс возвратных трудовых миграций или т.н. отходничества, который по факту также ведет к постепенной депопуляции села. Из-за более низкого уровня жизни, тяжелой социально-экономической ситуации в сельской местности выражены негативные социальные явления. Так, в 2015 году был зафиксирован рост числа преступлений, совершенных на селе.
При этом несмотря на более низкий уровень жизни, потребительские цены в сельской местности зачастую выше, чем в городах. Сельским жителям приходится в среднем тратить большую долю всех расходов на продукты питания, чем городским жителями, также они сильно зависят от продукции, произведенной в личных подсобных хозяйствах. Другая проблема, являющаяся одной из причин оттока сельского населения из страны, – более низкое качество жизни сельского населения из-за невысокой доступности объектов социальной инфраструктуры (образовательной, медицинской, досуговой, транспортной) и основных услуг (прежде всего, государственных и муниципальных услуг), а также жилищных условий и недостаточной обеспеченности жилищно- коммунальными благами.
В частности, выявлено, что за последние 20 лет сельские населенные пункты не только не нарастили, но и в значительной степени утратили социальную инфраструктуру из-за процессов «оптимизации», которая особенно сильно затронула именно сельские территории. Так, по данным Росстата, за последние 15-20 лет количество сельских школ уменьшилось примерно в 1,7 раз (с 45,1 тыс. в 2000/01 гг. до 25,9 тыс. в 2014/15 гг.), больничных организаций – в 4 раза (с 4378 в 2000 году до 1064 в 2014 году), амбулаторно-поликлинических учреждений – в 2,7 раз (с 8389 в 2000 году до 3064 в 2014 году).
Если бы в ближайшие годы сокращение численности этих учреждений продолжилось бы в среднем теми же темпами, то буквально через 17-20 лет закрылись бы все сельские школы и поликлиники, а ни одной больницы на селе не осталось бы еще раньше – в течение 7 лет. Понятно, что это невозможно и у любой «оптимизации» есть предел, однако есть опасения, что пускай и гораздо менее внушительными темпами, но учреждения социальной сферы на селе продолжат закрываться и в ближайшие годы.
При этом если «оптимизацию» объектов социальной инфраструктуры зачастую обосновывают снижением численности населения, то, в свою очередь, именно закрытие этих учреждений является одной из важнейших причин дальнейшего, еще более быстрого оттока сельского населения в города. Стоит отметить, что «оптимизация» объектов социальной инфраструктуры идет гораздо более быстрыми темпами, чем уменьшается численность сельского населения и прекращают свое существование сельские населенные пункты. Таким образом, это ситуация замкнутого круга, когда сельские населенные пункты вместе с закрытием школы или медицинских учреждений лишают последней надежды на будущее.
Государство, по сути, целенаправленно проводит политику депопуляции сельских территорий, освоенных со столь значительным трудом предыдущими поколениями, и явно не имеет стратегического понимания потенциальной экономической востребованности этих территорий в будущем. Обеспеченность жилищно-коммунальными благами также остается на недостаточном уровне. Так, только в трети сельских населенных пунктов есть водопровод (при этом 57% общей площади сельского жилищного фонда обеспечены водопроводом). 45% всей площади сельского жилищного фонда обеспечены водоотведением, 33% – горячим водоснабжением.
Процесс депопуляции сельских территорий не является уникальным российским явлением, он во многом схож с аналогичными процессами в других странах. В целом, динамика уменьшения численности сельского населения в России вполне сопоставима с этим показателем в зарубежных странах. При этом процессы депопуляции и опустения сельских территорий идут в России по сравнительно негативному сценарию, связанному с гиперконцентрацией населения в столице и крупных городах и более характерному для стран Азии и Латинской Америки.
Отметим, что в некоторых странах в последние годы наблюдается прирост сельского населения (с этой точки зрения интересен случай схожей с Россией по климатическим и географическим особенностям Канады); также власти многих стран разрабатывают и применяют различные меры для сдерживания оттока населения с сельских территорий. В связи с этим может быть полезным подробное изучение зарубежного опыта борьбы с негативными последствиями этого процесса, а также успешных кейсов.
Сегодня отдельные меры по сдерживанию депопуляции сельских территорий в России предусмотрены на уровне государственных программ. Однако следует признать, что общее направление государственной политики ведет к концентрации финансов, рабочих мест и, как следствие, населения, в столице и других крупных городах. Попытки сохранения численности сельского населения и стимулирования миграции населения в сельскую местность не работают, поскольку точечные меры проваливаются из-за фактического отсутствия условий для развития сельских территорий.
Для решения этой проблемы необходимы комплексные социально-экономические преобразования, в противном случае тренд не сменится, и по результатам следующей переписи населения мы получим данные о еще большем числе обезлюдивших деревень и продолжающемся снижении численности сельского населения.

В ближайшем будущем в России могут закрыться все сельские больницы и школы.
Эксперты Центра экономических и политических реформ (ЦЭПР) рассчитали, что к 2023 году в российских деревнях может не остаться больниц, а к 2033-36 годам — сельских школ и поликлиник, если количество учреждений социальной сферы будет сокращаться в нынешнем темпе.

Авторы доклада «Россия — страна умирающих деревень», опубликованного на сайте ЦЭПР, сделали вывод, что власти оптимизируют сельскую инфраструктуру гораздо быстрее, чем сокращается численность населения в деревнях.

За последние 15-20 лет численность сельского населения постоянно уменьшается за счет смертности, превышающей рождаемость, и миграционного оттока. В некоторых субъектах РФ доля обезлюдевших деревень превысила 20% — в основном, в регионах Центральной России и Севера.
В период между переписями 2002 и 2010 годов количество обезлюдевших деревень выросло более чем на шесть тысяч, более чем в половине деревень живут от одного до 100 человек.
Эксперты пришли к выводу, что за последние 20 лет деревни и села не только не нарастили, но и в значительной степени утратили социальную инфраструктуру из-за «неолиберальной политики «оптимизации», которая особенно сильно затронула именно сельские территории.
На основе данных Росстата авторы доклада сделали вывод, что за последние 15-20 лет количество сельских школ уменьшилось почти в 1,7 раза (с 45,1 тысячи в 2000 году до 25,9 тысячи в 2014 году), больниц — в 4 раза (с 4,3 тысячи до 1,06 тысячи), а поликлиник — в 2,7 раз (с 8,4 до 3,06 тысячи).
«Если бы в ближайшие годы сокращение численности этих учреждений продолжилось бы в среднем теми же темпами, то буквально через 17-20 лет закрылись бы все сельские школы и поликлиники, а ни одной больницы на селе не осталось бы еще раньше — в течение семи лет», — отмечается в докладе.
Это пример иллюстративно-теоретический, понятно, что этого не произойдет, поскольку «у любой «оптимизации» есть предел», однако эксперты опасаются, что «учреждения социальной сферы на селе продолжат закрываться и в ближайшие годы».
При этом, подчеркивают исследователи, если «оптимизацию» объектов социальной инфраструктуры зачастую обосновывают снижением численности населения, то именно закрытие школ, поликлиники и больниц «является одной из важнейших причин дальнейшего, еще более быстрого оттока сельского населения в города».
В докладе делается вывод, что «оптимизация» объектов социальной инфраструктуры идет гораздо более быстрыми темпами, чем уменьшается численность сельского населения и прекращают свое существование деревни. «Таким образом, это ситуация замкнутого круга, когда сельские населенные пункты вместе с закрытием школы или медицинских учреждений лишают последней надежды на будущее», — отмечается в докладе.
«Государство, по сути, целенаправленно проводит политику депопуляции сельских территорий, освоенных со столь значительным трудом предыдущими поколениями, и явно не имеет стратегического понимания потенциальной экономической востребованности этих территорий в будущем», — говорится в докладе.
Процесс депопуляции универсален, но в России поддерживается общим направлением государственной политики
Процесс депопуляции сельских территорий не является уникальным российским явлением, он во многом схож с аналогичными процессами в других странах, говорится на сайте ЦЭПР. По сравнению со многими западными странами Россия остается не самой урбанизированной страной.
При этом процессы депопуляции и опустения сельских территорий идут в России по сравнительно негативному сценарию, связанному с гиперконцентрацией населения в столице и крупных городах и более характерному для стран Азии и Латинской Америки, где образуются огромные мегаполисы, в которых «наблюдаются сильные социальные разрывы».
Отдельные меры по сдерживанию депопуляции сельских территорий в России предусмотрены на уровне государственных программ, однако, как подчеркивается в докладе, «общее направление государственной политики ведет к концентрации финансов, рабочих мест и, как следствие, населения в столице и других крупных городах».
Основные причины уменьшения населения в деревнях: низкий уровень жизни и безработица
Отсутствие доступных объектов инфраструктуры — это лишь одна из причин, по которым уменьшается количество населения в деревнях. Основные причины — социально-экономические, в деревнях более низкий уровень жизни и сравнительно высокий уровень безработицы. Активная часть трудоспособного населения уезжает в города, что способствует дальнейшему застою и росту числа преступлений.
При этом потребительские цены в сельской местности зачастую выше, чем в городах. Сельским жителям приходится в среднем тратить большую долю всех расходов на продукты питания, чем городским жителями, также они сильно зависят от продукции, произведенной в личных подсобных хозяйствах, отмечается в докладе.
К другим причинам относится низкая обеспеченность жилищно-коммунальными благами. Только в трети сельских населенных пунктов есть водопровод (при этом 57% общей площади сельского жилищного фонда обеспечены водопроводом). 45% всей площади сельского жилищного фонда обеспечены водоотведением, 33% — горячим водоснабжением.



Вверх