Самые опасные и безопасные места в транспорте. Как выжить при падении с большой высоты

43 человека находились на борту самолета авиакомпании "ЮТэйр", который потерпел катастрофу сразу после взлета из аэропорта Тюмени. По последним данным, погиб 31 человек. Выжили 12 пассажиров. Все пострадавшие в тяжелом состоянии доставлены в больницы. 8 из них сейчас находятся в операционных, еще 4 - в реанимации.

Какие же самые безопасные пассажирские места в самолете, позволяющие уцелеть даже в самых страшных авиакатастрофах? Строго говоря, специалисты утверждают, что безопасные места в самолете это нонсенс и четкой зависимости между выбором мест и шансами на выживание при авиакатастрофе не существует. Но какие-то закономерности все же есть.

Дело в том, что большинство авиапроисшествий случаются во время трудной посадки, на взлете, коллизий на рулежках. С момента зарождения авиации 50-60 процентов всех авиационных происшествий происходит на этапах захода на посадку и на посадке. Это самый сложный и опасный участок полета. Здесь действительно ваша безопасность в какой-то мере зависит от выбора места. Большая часть погибших в таких катастрофах - задохнувшиеся от угарного газа при пожаре, возникающем при этом на борту. Статистика здесь единодушна. Это значит, что пассажиры просто не успели выбраться из салона.

Как показали результаты научного исследования, проведенного по заказу Управления гражданской авиации Великобритании, самым безопасным местом в самолете является пассажирское кресло, в наибольшей степени приближенное к аварийному выходу. Основанием для подобного вывода послужили данные, полученные в ходе тщательного изучения обстоятельств гибели в авиакатастрофах многочисленных пассажиров и опроса более 2000 человек, выживших после крушения самолетов.

По мнению британских ученых, в наибольшей безопасности находятся те пассажиры, кому посчастливится приобрести билеты на один из пяти рядов кресел около аварийного выхода: именно из этой части самолета в случае авиакатастрофы пассажирам чаще всего удается выбраться живыми. Если сидеть в одном из пассажирских кресел, расположенных дальше пятого ряда от аварийного выхода, - шансы погибнуть резко увеличиваются. Кроме этого, исследователи выяснили, что для полетов более безопасна передняя часть самолета. Как показывает статистика, пассажиры, летевшие в передней части аэробуса, выживают в 65% случаев. Выбраться после крушения из задней части самолета очень проблематично - выживает только 53% пассажиров. Кстати, сидеть около прохода между креслами также более безопасно - в случае ЧП выживает около 65% пассажиров. Все, кто сидит на креслах, расположенных в удалении от прохода, менее удачливы - спасаются только в 58% случаев.

После того, как британские ученые огласили эту статистику, они выступили с заявлением в адрес авиакомпаний и попросили перевозчиков предоставить пассажирам возможность самостоятельно на специализированных сайтах выбирать места для будущей поездки. Как отмечают эксперты, обращение ученых может спровоцировать повышение цен на самые безопасные места в самолетах.

А существуют ли самые безопасные самолеты? Ответ такой - выбирайте большие самолеты. По статистике, на одномоторные самолеты и самолеты с числом посадочных мест до 30 приходится 73% всех авиационных катастроф и 68% фатальных исходов.

Вывод таков: надо избегать маленьких самолетов, рейсов с пересадками и предпочитать места у аварийных выходов в передней части самолета.

И, тем не менее, самолеты по статистике являются самым безопасным видом транспорта. Шансы причинить себе увечье в собственной ванне гораздо выше, чем в салоне современного авиалайнера.

СПИСОК НЕКОТОРЫХ СЧАСТЛИВЧИКОВ, ВЫЖИВШИХ В АВИАКАТАСТРОФАХ

В 1972 году - Весна Вулович, 22 года, стюардесса, единственная выжившая в авиакатастрофе самолета DC-9-30 в Чехословакии.

В 1981 - Лариса Савицкая, 20 лет, единственная выжившая в катастрофе самолета Ан-24 (Аэрофлот), столкнувшегося с бомбардировщиком Ту-16 на высоте 5220 м.

В 2009 - Байя Бакари, 13 лет, единственная из 153 пассажиров выжившая при катастрофе самолета Airbus А-310-300 (Йеменские авиалинии), потерпевшего крушение в Индийском океане вблизи Коморских островов. Девочка при катастрофе сломала ключицу, а также получила ожоги и переохлаждение тела после пребывания в воде в течение 14 часов.

В 2010 году - Рубен ван Ассоу, 9 лет, единственный из 104 пассажиров и членов экипажа самолета Airbus A330-200 (Ливийские авиалинии), потерпевшего крушение при заходе на посадку аэропорта Триполи. У мальчика были сломаны лишь ноги.

В 2011 - Александр Сизов, 52 года, бортинженер потерпевшего крушение в Ярославле Як-42. В катастрофе также выжил нападающий «Локомотива» Александр Галимов, но вскоре он скончался в НИИ им. Вишневского.

А вы боитесь летать самолетами? Примите участие в нашем опросе. Он справа от этой статьи.

05.11.2010

Не забудь рассказать друзьям


Не так давно летела в Москву, рядом со мной сидел мужчина, он всю дорогу молился. Не спал, не пил, а старательно крестился и что - то шептал. Другой раз, летев в ту же Москву, на соседнем кресле сидел молодой человек, он всю дорогу нервно прихлебывал виски. Я приметила его еще в зале ожидания, «заливающего глаза» в баре. Сама летать не боюсь. Когда то сама работала в известной авиакомпании, и могу сказать, да, на самом деле есть чего бояться))

Мой друг, работник той же авиакомпании, проводит свою классификацию самых безопасных мест в самолете. Садиться лучше в хвосте. Первыми, как правило, гибнут пассажиры бизнес класса, потом отваливаются крылья, так что середина тоже не вариант, в итоге остается в хвост, желательно в проходе. И обязательно пристегиваться. Он, допустим, весь полет не расстегивает ремни безопасности. Объясняет это так: «произойдет разгерметизация салона - тебя высосет через дырку размером с 5-ти копеечную монету. Знаешь, что из тебя получиться? Фарш» И, знаете, я ему верю, он выпускает самолеты в небо. Дает добро на полет. Проводит предполетный досмотр самолета.
Панацеи по мерам безопасности, конечно нет. Есть статистика, где чаще всего выживали пассажиры. В 66,8 % спасшиеся пассажиры сидели в "хвосте", в 28,5% - в носовой части, в 4,7% - в средней. Место в самолете, повторюсь, не будет «спасательным кругом» в любой аварии. Все зависит от причины крушения воздушного судна.
В начале 90-х, в Пулково, была жесткая посадка до полосы, совершаемая ТУ - 154. Обломался хвост и те, кто сидел близко к нему, получили травмы, увечья и даже погибли.
В 80-х, в районе Дальнего Востока, произошло столкновение бомбардировщика Ту-16 с пассажирским Ан-24, с высоты 5400 -5500 метров женщина вывалилась с креслом, в котором она сидела, упала на вершины деревьев в тайге и дальше на землю. И осталась жива. Одна. Ее нашли только на второй или третий день.
В авиакатастрофе в 2006 году, самолет ТУ - 154, разбился в 45 км от Донецка. Ни одного выжившего.
Назвать самое безопасное судно тоже нельзя. Из российских бортов, самым ненадежным считается ТУ - 154, самым безопасным Ил - 86.
Иногда происходят внештатные ситуации, а пассажиры даже не подозревают, что их полет мог закончиться, не долетев до земли.
Даже если в полете откажет один из двигателей, пассажирам ничего не скажут. По возможности будет сделана аварийная посадка. И скорее всего, ее объяснят не техническими причинами, а наплетут «с три короба» про погодные условия и прочую чушь.
Если в самолете произошло возгорание, знайте, что времени покинуть борт у вас совсем не много. Не хватайте свои чемоданы, а спасайте свою жизнь. При пожаре материалы обивки салона выделяют ядовитые вещества, поэтому основная опасность — отравление токсичными газами и потеря сознания. При возгорании отключиться весь свет, останутся только световые полоски по бокам, в проходе.
Ориентироваться надо строго по ним. Что бы не хватануть ядовитого дыма, встаем на четвереньки и ползем к выходу. В случае затора можно добраться до выхода по сиденьям, опуская вперед спинки кресел.
Знайте, что основные и аварийные выходы могут открываться как наружу, так и вовнутрь! Это уже стоило не одного десятка человеческих жизней.
При полете над уровнем моря, обязательно проверьте наличие спасательного жилета. Как то проверяли самолет, авиакомпании, где работала я, проверяла иностранная инспекция. Полет был из Египта, соответственно должен был проходить над уровнем моря. На борту не хватало штук 40 этих самых жилетов.
И одно из самых главных правил - не пить спиртное. У пьяного пассажира шансов нет.

Приобретая авиабилет онлайн или в кассе аэропорта, редкий человек задумывается о риске аварийной ситуации. Все мы с ужасом смотрим сводки новостей о крушении аэробусов, но в глубине души считаем, что с нами никогда такого не случится. Тем не менее, данные статистики показывают, что даже при падении самолета есть вероятность выжить, если выбрать правильное место в салоне.

В этой статье мы сравним степень безопасности пассажирских мест в разных частях салона и приведем любопытные статистические данные, связанные с исследованиями по этой теме.

Где самые безопасные места в самолете?

Согласно опросам пассажиров, места в передней части салона считаются наиболее удобными: здесь достаточно пространства, меньше шума и близко к выходу. Именно поэтому билеты на передние места раскупаются в первую очередь. Однако, такая популярность не является гарантией безопасности. Оказывается, при крушениях носовая часть самолета принимает основную мощь удара, поэтому сидящие здесь пассажиры не имеют практически никаких шансов остаться в живых.

Средняя часть авиалайнера также не отличается безопасностью: именно здесь находятся баки с топливом, которые по разным причинам могут воспламениться и взорваться.

Самые безопасные места в самолете находятся в хвостовой части. Большинство аварий происходит на этапе взлета или посадки, поэтому наибольший риск повреждений приходится на переднюю часть авиалайнера. Соответственно, у пассажиров в хвосте больше шансов на счастливый исход. Безусловно, падение самолета с большой высоты станет роковым, но при аварийных приземлениях хвостовая часть гораздо меньше подвержена риску.

Если вы хотите приобрести билеты, то безопасней всего будет поближе к аварийному выходу – это гарантия того, что при поломке самолета в воздухе вы одним из первых покинете салон.

Данные статистики

Наиболее безопасные места в авиасалоне стали предметом множества статистических исследований. Самым масштабным стал аналитический обзор научно-популярного издания Popular Mechanics, журналисты которого в 2007 году оценили результаты статистики авиакатастроф НСБ США за 30 лет. В результате им удалось выяснить, что:

  • Доля выживших в хвостовой части составила 69%;
  • В середине салона удалось спастись 56% пассажиров;
  • Сидящим в передней части повезло меньше – их доля составила всего 49%.

При этом американские журналисты сделали вывод, что местоположение справа или слева не влияет на уровень безопасности – при падении на них приходится одинаковая нагрузка.

ТОП-5 самых безопасных самолетов в мире

Несмотря на подкрепленное статистическими данными убеждение, что самолет является самым безопасным способом передвижения, сообщения о катастрофах на борту воздушных лайнеров вызывают временный страх полетов, отражающийся на продажах авиабилетов.


Американский еженедельник BusinessWeek провел исследование данных о катастрофах по техническим причинам и составил рейтинг самых «неаварийных» самолетов.

  1. Boeing 777 – один из наиболее безопасных авиалайнеров, за все время эксплуатации которого разными перевозчиками погибло лишь трое пассажиров (в результате одной из трех аварий за общее время налета всеми боингами, составляющее больше 20 млн часов).
  2. Airbus A340 выпущен в количестве 341 штуки, и лишь три из них когда-либо попадали в аварию. При этом на борту не погиб ни один человек.
  3. Airbus A330 занимает третье место не случайно: за время налета более 14 миллионов часов произошло лишь три аварии, каждая из которых стала смертельной для пассажиров и экипажа, хотя одному счастливчику удалось выжить в 2005 году после фатальной посадки в аэропорту Триполи.
  4. Boeing 747 выпускается с 1970 года, и за это время было произведено более 940 машин. На счету этих самолетов 18 катастроф с летальным исходом, причем в большинстве случаев некоторым пассажирам удавалось выжить.
  5. Boeing 747 NG (Next Generation) эксплуатируется авиакомпаниями с 1997 года, и общее число лайнеров на сегодняшний день составляет более 2600 штук. За весь период эксплуатации этого самого популярного самолета произошло только три авиакатастрофы.

Мнение ученых

Согласно убеждениям аналитиков, тесная связь между расположением мест и степенью их безопасности – это надуманный миф. Однако, прослеживается четкая закономерность – чем ближе место к аварийному выходу, тем больше шансов выжить благодаря своевременному выходу из салона.

Кроме того, статистикой доказано, что большие самолеты реже попадают в катастрофы и число выживших при авариях больше по сравнению с малыми авиалайнерами, способными перевозить до 30 человек. На одномоторные самолеты приходится 73% всех произошедших когда-либо катастроф с летальным исходом.

Поскольку мы уже знаем, как купить билет на самолет , причем недорого, то самое время поговорить о том, как выбрать безопасные места в самолете.

Строго говоря, специалисты утверждают, что безопасные места в самолете это нонсенс и четкой зависимости между выбором мест и шансами на выживание при катастрофе не существует.

Конечно, если самолет упадет с высоты 10000 м. то дискутировать о том, что место было выбрано неправильно придется уже со Св. Петром у врат Рая.

Но дело в том, что абсолютное большинство авиа происшествий случаются во время посадки, на взлете, коллизий на рулежках и т.д. Все-таки с момента зарождения авиации 50-60 процентов всех авиационных происшествий происходит на этапах захода на посадку и на посадке. Это самый сложный и опасный участок полета. Здесь действительно Ваша безопасность в какой-то мере зависит от выбора места.

Большая часть погибших в таких катастрофах, это задохнувшиеся от угарного газа при пожаре, возникающем при этом на борту. Статистика здесь единодушна. Это значит, что пассажиры просто не успели выбраться из салона. С этой точки зрения наиболее безопасны места у аварийных выходов и желательно, расположенных ближе к хвосту самолета. Если это не непосредственно сидения у выхода, то, по крайней мере, 4-5 рядов до него и после. Причем, места надо выбирать у прохода.

Существуют ли самые безопасные самолеты ? Ответ такой — выбирайте большие самолеты. По статистике на одномоторные самолеты и самолеты с числом посадочных мест до 30 приходиться 73% всех авиационных катастроф и 68% фатальных исходов.

И все-таки, если посмотреть статистку авиакатастроф, то можно однозначно сделать вывод, что места в хвосте все же безопасней. Чем дальше вы сидите, тем больше ваши шансы выжить в происшествии.

Это заключение компании Popular Mechanics , которая изучила 20 авиакатастрофв США с 1971 года. На основании своих исследований они определили места в самолете , на которых пассажиры выживали или погибали.

Они определили это на основе условного разделения салона самолета на 4 части.

В 11 из 20 катастроф пассажиры из задних рядов явно чувствовали себя лучше. Пять аварий оказались фатальными для пассажиров первых рядов. Три катастрофы преимуществ не выявили. В одном случае — без разницы.

Например катастрофа 1982 в Вашингтоне и 1972 в Нью Йорке: все выжившие находились в задних рядах. В катастрофе ДС-8 в Портланде все погибшие 7 пассажиров находились в первых рядах.

Статистика показала следующее: у пассажиров, находящихся в задней части фюзеляжа (позади крыльев) шансов больше. Например, в катастрофе 1989 года в Айове большинство из 175 выживших находились в части фюзеляжа позади крыльев.

Только в одном случае пассажиры из передней части салона получили преимущество. И только в одном случае (авария в la Guardia) сидели между 21 и 25 рядами Боинга 737.

В общем, пассажиры в задней части кабины имели 69% к выживанию. Наоборот, первая часть фюзеляжа, включая бизнес класс — 49%.

Резюмируя вышесказанное можно сказать, что надо избегать рейсов с пересадками и предпочитать места у аварийных выходов в задней части самолета.

И тем не менее, самолеты по статистике являются самым безопасным видом транспорта. Шансы причинить себе увечье в собственной ванне гораздо выше, чем в салоне современного авиалайнера.

Выбирая места в поезде, самолете или автобусе, многие из нас руководствуются своим комфортом, но почти никто – безопасностью. « Посадите меня у окошка, пожалуйста», « А можно первый вагон, чтобы поближе к вокзалу», - как часто мы слышим что-то подобное у касс и стоек регистрации.

Для тех, кому шансы выжить в самой страшной аварии важнее удобств в поездке, сухая статистика: какие места следует выбирать в разных видах транспорта, чтобы спастись.

Один из самых популярных в России видов транспорта – это маршрутки. Они пройдут где угодно, не привязаны к жесткому расписанию, а стоят, зачастую, почти столько же, сколько автобусы, троллейбусы и трамваи. В то же время машины типа « Газель» считаются одним из самых опасных видов общественного транспорта.

Лучше всего выбирать в маршрутке место спиной по ходу движения. Так вас, может быть, укачает, но шансов выбраться живым и здоровым из аварии будет значительно больше. Причина – при резком торможении все пассажиры полетят вперед со своих кресел, а вас лишь прижмет к спинке.

Кроме того, а « Газелях» эти места всегда расположены прямо за водителем, а он инстинктивно, доказывают исследования, будет спасать свою жизнь и выкручивать руль так, чтобы с его стороны авто пострадало как можно меньше.

Также не слишком опасными являются места в середине салона подальше от окон. А вот рядом с водителем и на заднем ряду у вас больше всего шансов погибнуть при лобовом столкновении или если кто-то впишется на полной скорости в заднюю часть маршрутки.


Междугородний автобус сам по себе транспорт довольно небезопасный, особенно зимой, когда на трассах гололедица, а вокруг дороги – метровые сугробы. И все-таки даже в нем можно выбрать более или менее безопасное место.

Во-первых, никогда не садитесь на первые и последние три ряда – в случае столкновения вас может запросто выбросить через лобовое стекло или буквально сплющить сзади. Во-вторых, как бы это ни было соблазнительно, не стоит покупать места у окон – разбившееся стекло при аварии может повредить вам лицо и руки, а то и вовсе перерезать артерию.

Лучше всего сесть в середине салона на правый ряд по ходу движения, поскольку он дальше всего от встречного транспорта, а, значит, от потенциального пьяного водителя, который не справился с управлением. Ну и конечно в проходе – так вы и место аварии покинете быстрее, и от осколков не пострадаете.

В самолете


Ученые со всего мира уже давно собирают статистику выживших в авиакатастрофах, чтобы понять, какие места на борту воздушного судна являются самыми безопасными. К сожалению, до сих пор однозначно это не определено, но некоторые советы дать все-таки можно.

Большинство авиакатастроф происходят во время взлета и посадки, и значительная часть погибших в таких крушениях задыхаются угарным газом при пожаре на борту. Поэтому в данной ситуации ваша жизнь зависит от того, успеете ли вы выбраться из салона прежде, чем перестанете дышать.

По результатам научного исследования, проведенного по заказу Управления гражданской авиации Великобритании, больше всего шансов выбраться у тех, кто сел на один из пяти рядов кресел около аварийного выхода.

Принципиальной разницы сидеть у окна или у прохода нет – во втором случае выживает 65 процентов пассажиров, в первом 58. Так что, конечно, лучше выбрать место в проходе, но особенно переживать, если вас посадили к окошку не стоит – лучше насладиться прекрасным видом из иллюминатора.


А вот по вопросу о том, в какой части лайнера выбрать место у специалистов до сих пор возникают разногласия. По данным британских ученых, более безопасна передняя часть самолета: ее пассажиры выжили в 65 процентах случаев.

Аналогичный показатель для « хвоста» - 53 процента. А вот по статистике Национального совета по безопасности на транспорте США, совсем наоборот, в хвостовой секции салона – 69 процентов выживших, над крылом – 56 процентов, а в передней секции салона, где обычно размещаетсябизнес-класс, при аварии выживают только 49 процентов.

И все-таки некоторые общие правила сформулировать можно. Стоит по возможности избегать поездок в первом и последнем вагонах – чем ближе к центру состава, тем лучше. Купе тоже оптимально выбрать пятое или шестое, опять-таки из тех соображений, что в серединке безопаснее.

Полка по направлению движения всегда безопаснее противоположной - если поезд резко затормозит, то вы не скатитесь, а просто прижметесь к перегородке, а сосед с противоположной полки почти наверняка упадет.



Вверх