Техническому обслуживанию танка т 64 бв. Начало производства и принятие на вооружение

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОСНОВНОГО БОЕВОГО ТАНКА Т-64Б

Экипаж, чел. 3
Боевая масса, т 39
Габариты, мм:
длина по корпусу 6540
длина с пушкой вперед 9225
ширина 3415
высота 2170
Вооружение (калибр), мм:
пушка 125
пулемет 1x7,62; 1x12,7
управляемое вооружение 9К112-1
Боекомплект, шт.:
выстрелов 36
патронов 1250x7,62-мм; 300x12,7-мм
ПТУР 4
Мощность двигателя, л.с. 700
Максимальная скорость, км/ч 60,5
Запас хода по топливу, км 600

В 1973 г. Харьковское конструкторское бюро по машиностроению приступило к разработке технического проекта танка Т-64А с ракетно-пушечным управляемым вооружением и с усовершенствованной системой управления огнем («объект 447»). Одновременно прорабатывался и вариант унифицированного с ним примерно на 95% нового танка без комплекса управляемого вооружения («объект 437»). В сентябре 1976 г. оба танка были приняты на вооружение Советской Армии под обозначениями Т-64Б и Т-64Б1 соответственно, серийное производство их осуществлялось на ХЗТМ с 1976 по 1985 г.

Танк Т-64Б отличается от модификации Т-64А прежде всего 125-мм гладкоствольной танковой пушкой/пусковой установкой 2А46-2, позволяющей вести стрельбу противотанковыми управляемыми ракетами 9М112 комплекса управляемого вооружения 9М112-1 «Кобра». Пушка снабжена теплоизоляционным кожухом и эжекционным устройством для удаления пороховых газов из канала ствола после выстрела. Заряжание производится автоматически из механизированной боеукладки карусельного типа. В боекомплект введена управляемая противотанковая ракета, сконструированная специально для ее применения в танковом комплексе вооружения. Как и используемый для стрельбы из пушки артиллерийский выстрел, она состоит из головной и хвостовой частей, имеющих размеры обычных снаряда и заряда соответственно. В головной части ракеты находятся кумулятивный заряд и пороховой маршевый двигатель, а в хвостовой - аппаратурный отсек и метательный заряд. Обе части ракеты размещаются на лотках механизированной боеукладки и стыкуются при их досылании в казенник. Ракета имеет полуавтоматическую систему управления, по узконаправленному радиолучу, при которой наводчик-оператор через оптический прицел следит только за целью, а слежение за ракетой и выработка команд управления производится автоматически станцией наведения, установленной в боевом отделении танка за местом наводчика-оператора. Максимальная дальность стрельбы ракетой составляет 4000 м. Стрельба может вестись как с места, так и во время движения, с вероятностью поражения цели типа «танк» около 80%.

В боекомплекте танка Т-64Б1 противотанковая ракета 9М112 отсутствует и соответственно этому не установлена и станция ее наведения.

Оба танка модификаций «Б» имеют совершенные приборы для наблюдения за полем боя и ведения огня из пушки. Командир танка пользуется комбинированным дневным и ночным перископическим бинокулярным прибором наблюдения ТКН-ЗВ. Для стрельбы из зенитной пулеметной установки применяется оптический монокулярный перископический прицел ПЗУ-5 с панорамной головкой, имеющей поле зрения 50°

В распоряжении наводчика-оператора имеется оптический квантовый монокулярный перископический прицел-дальномер со стабилизированным полем зрения, а также ночной прицел ТПН149-23.

В состав установленной на танке системы управления огнем 1АЗЗ входят прицел-дальномер 1Г42, баллистический вычислитель 1В517 с датчиками входной информации, стабилизатор вооружения 2Э26М и другие компоненты. В целом установленные на танке приборы управления огнем обеспечивают высокую степень поражения целей в любое время суток при ведении стрельбы с места или в движении.

Вспомогательное вооружение танка состоит из спаренного с пушкой 7,62-мм пулемета пкт и зенитнои пулеметной установки с 12,7-мм пулеметом НСВТ. Для постановки дымовых завес по обе стороны танка установлены два блока по четыре дымовых гранатомета 902Б «Туча», имеется также термодымовая аппаратура.

На серийных танках модификаций Т-64Б и Т-64Б1 устанавливался многотопливный пятицилиндровый дизельный двигатель 5ТДФ мощность 700 л.с. В 1983 г. на вооружение был принят и выпускался серийно с 1983 по 1985 г. танк модификации Т-64БМ с шестицилиндровым дизельным двигателем 6ТД мощностью 1000 л.с. Этот двигатель устанавливался также на выпущенных танках во время проведения ремонтных и модернизационных работ. Прошедший такую модернизацию танк ранее имел обозначение Т-64Б1М.

Для командиров танковых подразделений и частей, укомплектованных танками Т-64Б и Т-64Б1 в 1976 г. был принят на вооружение и запущен в серийное производство командирский танк Т-64БК. Как и все командирские танки, он имеет дополнительную радиостанцию, навигационное оборудование, зарядное устройство (АБ-1П/30) и приборы наблюдения.

В 1985 г. в серийное производство был запущен танк Т-64БВ, снарядостойкость башни и корпуса которого повышены за счет установки комбинированной многослойной броневой защиты и комплекта навесной динамической защиты. Комплект динамической защиты состоит из 179 металлических контейнеров со взрывчатым веществом, которое при попадании в него кумулятивного снаряда детонирует и деформирует кумулятивную струю, снижая, таким образом, бронепробиваемость снаряда.

Наряду с элементами динамической защиты «Контакт», обеспечивающими защиту от кумулятивных снарядов, к 1985 г. были разработаны элементы «Контакт-5», повышающие защищенность танка против бронебойных подкалиберных снарядов, некоторые из которых к тому времени по бронепробиваемости уже превзошли рубеж в 600 мм.

Находящиеся в войсках танки Т-64Б и Т-64Б1 (Т-64БМ и Т-64Б1М) оснащались динамической защитой во время ремонта и модернизации на танкоремонтных заводах.

Все варианты танков модификации Т-64Б оснащены системой противоатомной защиты, автоматической противопожарной системой и оборудованием для подводного вождения.

Меня постоянно упрекают за якобы предвзятое отношение к украинским танкам и танкостроителям. Уверяю, нет у меня никакого желания дискутировать с адептами Харькова. Я хочу только одного - чтобы украинская бронетанковая пропаганда не забивала мозги людям. Я желаю и добиваюсь того, чтобы люди знали о том, что было и что есть на самом деле. Не питались мифами и легендами. Читатель может доверять или не доверять моим словам - это его право. В отличие от некоторых, я не настаиваю на своей точке зрения. Но есть факты, против которых не попрёшь, есть свидетели и непосредственные участники - прислушаться к их мнению однозначно стоит.

На днях в редакцию сайта "ОТВАГА" пришло письмо от офицера-танкиста, в котором он излагает свой опыт "общения" с танками типа Т-64, Т-72 и Т-80. Его рассказ без каких-либо правок и изменений мы даём на "ОТВАГЕ" и в этом блоге.


Давно слежу за полемикой между адептами «украинского» и российского танкостроения! Чтобы немного обосновать дальнейшее, немного расскажу о себе. Я начинал учиться в Ульяновском Гвардейском танковом училище (основой танк изучения – Т-72, дополнительный – Т-80), но в связи с его закрытием закончил Казанское танковое училище (основной – Т-80, дополнительный – Т-64), имею диплом с отличием. Так что с предметом споров знаком весьма основательно. Службу проходил на танке Т-72 в должностях командира взвода, командира роты, начальника штаба батальона в одном из танковых полков Приволжско-Уральского военного округа. Участвовал в первой Чеченской кампании: был взводным и ротным.

А теперь по существу. Ходовая часть танка Т-64 – крайне капризная и, если можно так выразиться, неэксплуатабельная. При поворотах на первой передаче, на высоких оборотах и тяжелом грунте (мокрая пашня, танковая колея) невероятно высокий риск статься без гусеницы. На высоких скоростях, если чуть ослабла гусеница, и поворотах на более высоких передачах зрелище слетающей гусеницы с выворотом надгусеничных полок останется навсегда в памяти! А уж, если гусеница слетела, то буксировка танка по тяжелому грунту и песку на катках абсолютно невозможна – тарелки опорных катков увязают выше балансиров!
О пресловутых торсионных валах не говорил, пожалуй, только ленивый. Чем тут гордятся наши украинские оппоненты – непонятно!

Вычитал недавно такое выражение: «ажурные гусеницы и ходовая часть танка Т-64». Бред! Ажурными могут быть дамские кружева и чулки! Ходовая часть танка должна быть НАДёЖНОЙ и РЕМОНТОПРИГОДНОЙ! И точка! Честно говоря, удивляет та маниакальная приверженность харьковчан ущербной в принципе ходовой части. Такой её тип применяется ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО на украинских танках – потомках первого Т-64. Если бы она была действительно настолько хорошей, как о ней говорят, то сие «гениальное» творение наверняка бы нашло себе применение где-нибудь ещё в мире. Кроме танка Т-64 ходовая такого же типа была навязана для ПТС и ряда инженерных машин, что я считаю преступлением, учитывая их условия эксплуатации.

За девять лет службы при интенсивной эксплуатации – совершенно варварской - танков Т-72 в горах и на равнине, а также боевом применении машин в Чеченской Республике, я НИ РАЗУ не наблюдал слетевшей гусеницы у «семьдесятдвойки»! Естественно, исключаю подрыв танка на ПТ-мине и прочие боевые повреждения. Не помню я также и замен торсионных валов. Буксировка танка без гусениц вообще проблем не вызывала. Чтобы «убить» ходовую часть Т-72 нужно быть исключительным «долбоюношей»! Даже слабое натяжение гусеницы не приводило к «разобутию» машины, а лишь к проскакиванию ведущего колеса по гусенице.

Из негативных моментов могу только припомнить не очень удобное соединение траков пальцем, а не серьгами (т.н. «биноклями»), как у Т-80 и Т-64, но это, скорее, дело вкуса и сугубо субъективная оценка.

Встречал также утверждения, что резиновые бандажи на опорных катках весьма ненадежны и часто выходят из строя. Чушь полная! Абсолютное большинство машин, уходящих в капитальный ремонт после положенного пробега, уходила на катках с теми же бандажами, с которыми они прибыли новенькими с завода. Срыв и разрушение бандажей происходил только в результате внешнего СИЛЬНОГО воздействия. А после внедрения гусеницы от танка Т-80, когда бандажи катков катятся по резиновой беговой дорожке гусеницы, ходовая Т-72 стала «вечной»!

То же самое можно сказать и о ходовой части танка Т-80. Основной проблемой здесь были телескопические амортизаторы. Но они довольно легко и быстро менялись. В целом, безусловно, из трех типов ходовых наиболее любима в войсках практически по всем показателям – ходовая Т-80. Недаром ее элементы (гусеница) перешли на Т-90 и модернизованные Т-72.

Теперь о двигателе – «сердце» машины. Двигатель Т-64 (не важно, какой, – 5ТД, 5ТДФ, 6ТД и проч.) имеет только один плюс – хорошую габаритную мощность и ВСЁ! Этот плюс нивелируется большим количеством минусов. Прежде всего: эжекционная система охлаждения! После одного круга летом в жару по танкодрому приходилось «остужать» Т-64. Применение такой системы для тяжелых машин, на примере Т-64, показало свою бесперспективность. Крайне низкая надёжность старта зимой холодного двигателя заставляла офицеров обеспечения учебного процесса приходить на службу задолго до начала занятий, чтобы успеть завести все машины для этих самых занятий.
По системе смазки. Если просто посмотреть на корму интенсивно эксплуатировавшихся танков Т-64, можно заметить что она вся буквально залита маслом. Расход масла превышал все назначенные нормы, вынуждая «выкручиваться» начальников службы ГСМ и командиров подразделений. Впрочем, подробно о недостатках двигателя Т-64 написано уже много и без меня.

А теперь, в противовес, немного о двигателях танков Т-72. Летом 1996 года в ходе полкового тактического учения с боевой стрельбой по теме «Танковый полк в наступлении» у одного из танков моей роты, вследствие повреждения радиатора на рубеже перехода в атаку, выгнало всю воду. Танк продолжал выполнять задачу до достижения рубежа ближайшей задачи полка (в тех условиях это было, на минуточку, около 25 км). То есть, машина -- «на сухую», в жару, в сложных условиях, на повышенных оборотах -- прошла ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ километров, прежде чем «застучать»!

Из проблем, конечно, прежде всего – это трудоёмкость замены двигателя. Однажды в бытность комвзвода замена «двигуна» у меня, двух механиков-водителей и периодической помощи зампотеха батальона, с привлечением БРЭМ-1, заняла почти сутки.
Мощность двигателя В-84 для танка массой 46-48 тонн вполне адекватная.

Но из всех двигателей моё сердце отдано ГТД-1250. Знаю, что это вызовет шквал негатива, но я из всех проблем, на которые обратят мое внимание, признаю только повышенный расход топлива. Всё остальные: сложность очистки воздуха, высокая температура выхлопа и прочие на последних газовых турбинах решены. Главная же проблема турбины – её стоимость. Считаю, что причиной снятия с вооружения и отказа от разработки танков с ГТД в России является бедность нашего государства. В эксплуатации ГТД – песня! Легкость запуска, невозможность перегрева, простота замены, «всеядность». Впрочем, решение уже давно принято, и если челябинцам удастся сделать новый мощный и надежный дизельный «двигун», буду только рад! Разговоры о Х-образном двигателе идут ещё с тех пор, когда я учился. Хотя, надо отметить, немцам удается создавать прекрасные дизеля MTU по классической V-образной схеме.

Трансмиссии на всех танках, в принципе, почти одинаковые. Бортовые коробки передач уже давно устарели… Жаль, что в своё время харьковчане сначала поставили их на танке Т-64, а затем это решение перекочевало на Т-72 и Т-80. Остальной мир пошел по пути развития гидромеханичекой трансмиссии, в отличие от нашего пресловутого удешевления взамен качества…

Не вызывает сомнений, что на перспективных танках и тяжелых машинах должна стоять гидромеханическая трансмиссия. Рад, что в России это осознали и помимо БМП-3, уже оснащённой ГМП, перспективные образцы бронетехники также будут иметь подобную трансмиссию. Всякие экзотические дизель-электрические, гибридные и прочие трансмиссии точно не для танков!

Огневая мощь. Как ни странно, но вернемся опять к ходовой части: ее несовершенство у Т-64 приводит к тряске и раскачиванию танка. И если, благодаря более продвинутой СУО, танк Т-64Б (БВ и проч. модификаций) выигрывает у Т-72Б (М), то при одинаковой СУО «шестьдесятчетверки» с Т-80Б (БВ) точность стрельбы с ходу первой заметно хуже.

Механизм заряжания (МЗ) Т-64 и Т-80, в принципе, одинаковый, и сравнивать его можно только с автоматом заряжания (АЗ) танка Т-72. Преимущество только одно – ёмкость вращающегося транспортера: 28 выстрелов против 22. Но это компенсируется более удобным размещением выстрелов в немеханизированной укладке. Типичной схемой размещения боекомплекта в Т-72 при ведении боевых действий в Чеченской Республике являлось заполнение транспортера АЗ и укладка выстрелов в бак-стеллаж в боевом отделении перед перегородкой МТО, откуда они легко достаются и заряжаются в пушку, либо снаряжаются в АЗ. МЗ требует периодического контроля и регулировок. АЗ вообще не имеет регулировок, все сделано на заводе раз и навсегда. МЗ отличается ненадежностью и неудобностью тросикового привода ловушки, ненужностью такой операции, как перекладывание использованного поддона от выстрела в пустую кассету, который потом все равно придется доставать вручную, увеличивая время загрузки боекомплекта. Кроме того, эта ненужная операция приводит к высокой загазованности боевого отделения при интенсивной стрельбе. АЗ просто удаляет поддон из боевого отделения через лючок в башне. Необходимость при загрузке МЗ правильно размещать выстрел в лотке и закрывать кассету специальным ключом, который очень часто теряется в трясущейся машине, значительно увеличивает время загрузки боекомплекта. В АЗ фиксация выстрела в кассете происходит автоматически и не требует обучения личного состава «премудростям» крепежа снарядов.

Часто наши украинские друзья забывают, что время загрузки МЗ в два раза больше АЗ. Кроме того, вертикальная проекция стоящих «на попа» зарядов в МЗ в два раза больше лежащих зарядов АЗ, что при пробитии брони корпуса увеличивает вероятность пожара в боевом отделении. Привод МЗ электрогидравлический, что помимо сложности обслуживания (доливка жидкости) также усугубляет пожароопасность. У электрического привода АЗ таких недостатков нет.

Кроме всего прочего, в танках Т-64 и Т-80 из-за особенностей компоновки в случае необходимости практически невозможно выбраться из отделения управления в боевое отделение, что в некоторых случаях стоило жизни механику-водителю. Классическая ситуация для Т-72: после пробития кормы башни снарядом или гранатой в результате повреждения гидравлического привода вертикального наведения пушки, ствол орудия ложится на люк мехвода. В башне возникает пожар, а до того как воспламенятся пороховые заряды есть в худшем случае 30 секунд, в лучшем же – до 15-20 минут (бывали случаи, когда пороховые заряды только обугливались, без возгорания!). За это короткое время мехводу вполне возможно выбраться из танка через боевое отделение, тем более, что пушка опущена максимально вниз, а значит казенник уперт в крышу башни и места в ней – предостаточно! На Т-64 и Т-80 такой возможности практически нет – только теоретически! Извлечь 3-4 кассеты с выстрелами и пролезть через освободившееся место самостоятельно мехвод не может! Это факт, подтверждённый кровью. Совсем свежий пример: на учениях, проводившихся на Украине, танк Т-64 увяз носовой частью в ручье, механик-водитель находился в положении «по-боевому». Вода в машину поступала не быстро, так как люк был закрыт. Но мехвод так и не смог покинуть отделение управления и, к сожалению, погиб… Высокомерие, пренебрежение украинских конструкторов к явно удачным решениям на Т-72, несмотря на остатки авторитета, которые ещё были у харьковского КБ, не позволили внедрить АЗ тагильского образца на танках Т-80УД при принятии решения о его серийном производстве в 1980-х годах…

О защите танков. Я как практик больше доверяю примерам из жизни, нежели теоретическим выкладкам. А тут, как известно, сравнивать нечего: Т-64 участия в боях не принимал (кроме довольно эпизодических боев в Приднестровье), а вот Т-72 и Т-80 ПОВОЕВАЛИ!

На всех трех вышеназванных танках применялась и применяется до сих пор динамическая защита типа «Контакт». Таких машин ещё немало на вооружении и в нашей армии, и на Украине, и по всему миру. Различаются лишь схемы расположения коробок на разных модификациях.
И тут приверженцы украинского танкостроения пытаются обратить недостатки в преимущества. Напомню, что крепеж коробок с элементами ДЗ на танках Т-64БВ по бортам корпуса осуществляется на силовую раму вдоль резинотканевых экранов, а на Т-72 и Т-80 – непосредственно на эти экраны. Утверждается, что это повышает жёсткость конструкции и не приводит к отрывам ДЗ. Это полная нелепица! При эксплуатации танков в Чечне, именно благодаря гибкости экранов, удавалось сохранить в целости бортовые экраны при соприкосновении их с препятствиями. Уверяю вас, что для махины массой за сорок тонн и с мощностью за 700 -- 800 (и более) л.с. нет никакой разницы, свернуть ей гибкий резинотканевый экран или «жиденькую» решетчатую ферму из тонких уголков. Тут гибкость – преимущество, а не недостаток. Кроме того, ремонт резинотканевых экранов гораздо проще.

Размещение элементов ДЗ на башне, видимо, оптимально на Т-80БВ и Т-64БВ – тут тагильцы пошли по пути упрощения. Тем не менее, уровня защищённости как Т-72, так и Т-80 хватало для ведения боёв в конфликтах, подобных чеченскому. Повторяю, речь идёт о навесной динамической защите «Контакт». О более поздних вариантах -- «Контакт-V», «Реликт» и украинских образцах -- я напишу в другой раз.

Конечно, можно спорить до бесконечности о преимуществах тех или иных образцов, но это будет как спор о том, чья любимая девушка лучше – субъективная и сугубо эмоциональная оценка. Объективно и трезво оценивая, чья боевая машина лучше: российские Т-72 и Т-80 или украинская Т-64, нужно признать, что Т-72 наиболее приспособлен к тем условиям, в которых он эксплуатировался и воевал.

В ближайшее время я хочу подробно рассказать о боевом применении танков Т-72 и Т-80 в различных вооружённых конфликтах, а также о тех случаях и примерах, свидетелем и участником которых был я лично. А сейчас хотелось бы написать несколько общих слов.
Возьму на себя смелость утверждать, что подавляющее большинство потерь наших танков во всех конфликтах на территории бывшего СССР произошли в результате неправильного их применения, слабой обученности экипажей и неправильного руководства действиями частей и подразделений. Потери танков советского производства в конфликтах на территории других государств, помимо вышеуказанных причин, обуславливаются также использованием старых образцов против более современных оппонентов, отсутствием взаимодействия с другими родами войск, неправильным планированием операций и действий войск командованием.

Первая операция против Ирака в 1990-91 г.г. («Буря в пустыне») произошла, когда я ещё был курсантом училища. Спасибо моим преподавателям на кафедрах тактики, эксплуатации, вооружения и стрельбы, на кафедре боевых машин - они доносили до нас все аспекты боёв, указывали на сильные и слабые стороны всех участников боёв по обе стороны фронта, разбирали вместе с нами приёмы и способы ведения боя, способы управления подразделениями и планирование действий, разбирали особенности устройства вооружения и военной техники, как говорится, «с пылу с жару»! Отмечу, что панические настроения по поводу наших танков возникают, как правило, только у людей, не связанных непосредственно с Вооружёнными Силами.

Я понимаю, что все что я написал, касается танков давно состоящих на вооружении, а сейчас танкостроение шагнуло далеко вперёд, и я со своей публикацией как бы несколько «отстал от жизни». Но все что сейчас внедряется (подчеркну – практически всё) существовало в опытных образцах и, как минимум, в концепциях ещё во время моего обучения в училище, т.е. более двадцати лет тому назад. Чем-то новым для меня обещает стать пресловутая «Армата». Ждем-с…

Идея об унифицированных платформах витает в воздухе очень давно. Но только теперь, когда есть все предпосылки, чтобы определить конкретный облик машин будущего, появилась возможность приступить к проектированию и выпуску машин нового поколения. Может быть и хорошо, что мы пропустили этап насыщения войск машинами типа Т-80УД, «объект 187», Т-95. А ведь, нередко встречаются мнения, буквально требующие от Министерства обороны то принять на вооружение Т-90АМ(СМ), то закончить разработку Т-95 и спешно принять его, то пустить в серию «объект 640» – «Чёрный Орел», то использовать опыт украинцев с их танком «Оплот» (по-моему – оплот косности, стагнации и украинского шовинизма!), то чуть ли не скопировать у американцев М1А2SEP!!! Зачем, товарищи дорогие?! Это все танки (некоторые из них, безусловно, хорошие) вчерашнего и настоящего. Сейчас есть прекрасная возможность дать Армии принципиально новую машину, машину будущего! Заложить в неё большой модернизационный потенциал на годы вперед!

К сожалению, призрак «больших» войн всё отчетливее, и в будущем интенсивность и мощность конфликтов по всему миру будут только нарастать. И России, к сожалению, не миновать участия в них... У нас осталось не так много времени для насыщения войск современными образцами военной техники и подготовки войск к ее использованию.


Основной боевой танк Т-64 - это первая боевая машина второго поколения послевоенных советских танков. Первоначальная концепция танка была разработана главным конструктором КБ-60 в Харькове А.А.Морозовым в 1953 году. При этом тактико-технические характеристики танка сопоставлялись с характеристиками уже устаревающего танка Т-54, принятого на вооружение в 1946 году. Суть же концепции состояла в том, чтобы увеличить огневую мощь без изменения калибра пушки, а также усилить на 10% броневую защиту и подвижность. Масса же танка должна была остаться в пределах 36 т. Стоит особо отметить, что неотъемлемой частью концепции являлась разработка для танка двигателя совершенно новой конструкции.

Основной боевой танк Т-64 Первые серийные танки Т-64 сошли с конвейера ХЗТМ имени Малышева (завод №75) в октябре 1963 года. На сентябрь 1964 года были выпущены 54 танка, а к 1 декабря 1965 года - 218 машин. Практически все эти танки поступили в опытную эксплуатацию в 41-ю гвардейскую танковую дивизию, дислоцировавшуюся в Чугуеве, недалеко от Харькова. Это позволяло оказывать военным квалифицированную заводскую помощь крайне необходимую им при освоении новых, сложных, капризных и ненадежных машин.

Танк был принят на вооружение постановлением Совмина СССР от 30 декабря 1966 года под обозначением Т-64. Серийное производство осуществлялось на заводе №75 в Харькове вплоть до 1987 гола.

Компоновка танка Т-64 - традиционная, с кормовым расположением МТО. Корпус сварен из катаных броневых листов, расположенных в носовой части под большими углами наклона. Борта корпуса - вертикальные, в средней части имеют выштамповку для увеличения внутреннего объема и установки башни. Башня представляет собой фасонную отливку из броневой стали, к верхней части которой приварена крыша. Максимальная толщина брони по горизонтальной составляющей (по западным данным) достигает у корпуса - 815 мм. у башни - 460-627 мм. В лобовой части корпуса и башни применена комбинированная защита.

В башне танка установлена 115-мм гладкоствольная пушка Д-68 стабилизированная в двух плоскостях. Стабилизатор - электрогидравлический 2Э18 «Сирень». Боекомплект состоит из 40 выстрелов раздельно-гильзового заряжания, из которых 30 находится в конвейере механизма заряжания в L-образных кассетах. Снаряды расположены в кассетах горизонтально «головами» к оси вращения. Заряды с частично сгорающей гильзой установлены вертикально, металлическими поддонами вверх. Обитаемая часть боевого отделения танка отделена от конвейера специальной кабиной, вращающейся вместе с башней. Для перехода механика-водителя в боевое отделение необходимо с каркаса механизированной укладки две кассеты.

В кормовой части башни смонтирован механизм заряжания гидроэлектромеханического типа. В боекомплекте имеются снаряды трех типов; осколочно-фугасные, бронебойно-подкалиберные и кумулятивные. После нажатия наводчиком кнопки выбранного боеприпаса на пульте управления механизма заряжания происходит поворот конвейера, извлечение кассеты из боеукладки, разворот снаряда и заряда в линию и досылание их в казенник. После выстрела механизм улавливания захватывает поддон и укладывает его в освободившийся лоток конвейера. Благодаря использованию механизма заряжания скорострельность пушки Д-68 достигает 10 выстр./мин. Остальные 10 выстрелов размешены в баке-стеллаже в немеханизированной укладке и предназначены для быстрого пополнении конвейера.

Основной боевой танк Т-64 Для стрельбы из пушки используется дневной монокулярный стереоскопический прицел-дальномер ТПД-43Б с независимой стабилизацией поля зрения в вертикальной плоскости. Он действует по принципу совмешения изображений - луч из левой оптическои ветви попадает на нижнюю часть, а из правой - на верхнюю. Совместив изображения, наводчик получает расстояние до цели. Прицел-дальномер обеспечивает измерение дальности в диапазоне 1000-4000 м. Для стрельбы ночью используется злектронно-оптический монокулярный перископический ночной прицел ТПН-1-432. Головка ночного прицела не имеет бронировки и в дневное время снимается и укладывается в башне за сиденьем наводчика. Выходное окно прицела при этом закрывается броневой крышкой. Для работы с ночным прицелом имеется ИК-осветитель Л-2АГ, установленный слева от пушки.

Над сиденьем командира танка в крыше башни имеется командирская башенка с люком. В командирской башенке установлены два прибора наблюдения ТНП-160 и командирский прибор наблюдения ТКН-3. На командирской башенке установлен ИК-осветитель командирского прибора наблюдения ОУ-3ГК. В распоряжении механика-водителя имеется прибор ночного видения ТВН-2БМ и обогреваемый призменный дневной прибор наблюдения ТНПО-168 у наводчика - перископический прибор ВНМ. Вспомогательное вооружение танка состоит из спаренного 7,62-мм пулемета ПКТ с боекомплектом 2000 патронов.

Силовая установка танка Т-64 состоит из двигателя 5ТДФ - 5-цилиндрового, рядного, горизонтального, двухтактного, турбопоршневого дизеля жидкостного охлаждения с прямоточной продувкой, поршневым газораспределением, встречнодвижущимися поршнями и двухсторонним отбором мощности. Мощность двигателя составляет 700 л.с. при 2800 об/мин.

Траснсмиссия танка механическая, состоит из двух агрегатов (бортовых коробок передач), в каждом из которых конструктивно объединены планетарная коробка передач и бортовой редуктор. Коробка передач содержит четыре планетарных ряда и шесть фрикционных элементов управления. Первый и второй планетарные ряды выполнены присоединенными (компактная структура), все фрикционные элементы работают в масле с трением «сталь по металлокерамике». Приводы управления трансмиссией - гидромеханические.

Ходовая часть применительно к одному борту состоит из шести сдвоенных легких опорных катков из алюминиевого сплава с внутренней амортизацией, четырех одинарных поддерживающих катков, ведущего колеса заднего расположения и направляющего колеса. Подвеска индивидуальная торсионная. В узлах подвески 1-, 2- и 6-го опорных катков смонтированы гидравлические телескопические амортизаторы. Гусеницы стальные мелкозвенчатые с параллельным РМШ шириной 540 мм и 78 - 79 траками в каждой.

Для усиления зашиты бортов танка от кумулятивных снарядов и уменьшению запыленности при движении, начиная с 1967 года на танке стали устанавливаться съемные алюминиевые (по три на борт) и несъемные резиновые щитки. Двигатель, трансмиссия и ходовая часть позволяли машине массой 36 т развивать скорость до 65 км/ч. Запас хода по шоссе до 700 км (с дополнительными топливными бочками). Экипаж танка состоял из 3 человек.

В состав оборудования танка входят радиостанция Р-123. ТПУ, навигационная аппаратура ГПК-59. система ПАЗ, автоматическая система ППО и ТДА.

Модификации

Т-64 (объект 432) - базовый вариант. Серийное производство с 1963 по 1969 год. В период с 1977 по 1981 год почти все танки Т-64 прошли капитальный ремонт, в ходе которого на них устанавливали новые средства связи (радиостанции Р-123М и Р-173). усовершенствованную эжекционную систему охлаждения двигателя, и следовательно, новую крышу МТО. систему «Брод», улучшенные системы ПАЗ и ППО с системой управления 3ЭЦ-11-2 и прибором радиационной и химической разведки ГО-27, новую укладку ЗИП и ОПВТ по типу Т-64А. После капитального ремонта танки ПОЛУЧИЛИ обозначение Т-64Р (объект 432Р).

Т-64А (объект 434, 1968 г.) - 125-мм гладкоствольная пушка Д-81 (2А26), стабилизатор 2Э23, усовершенствованный оптический дальномер ТПД-2-49. улучшенная бронезашита. Серийное производство с 1969 года. С 1971 г. - радиостанция Р-123М; с 1972 г. - зенитный пулемет НСВТ-12.7 «Утес» с дистанционным управлением; с 1973 г. - колейный ножевой минный трал КМТ-6 и встроенное оборудование для самоокапывания; с 1974 г. - усилено бронирование башни (комбинированная броня с корундовым наполнителем), система «Брод» для преодоления без подготовки водных преград глубиной до 1.8 м, стабилизатор 2Э28М, система дорожной сигнализации; с 1975 т. - пушка 2А46-1 с теплозащитным кожухом ствола, дополнительный топливный бак на 180 л, система «Гора-равнина» для обеспечения работы двигателя в условиях высокогорья; с 1979 г. - система запуска дымовых гранат 902А «Туча»; с 1980 т. - бортовые резинотканевые экраны.

Т-64АК (объект 446) - командирский вариант. Радиостанция Р-130М с комбинированным антенным устройством, навигационная аппаратура ТНА-3, перископическая артиллерийская буссоль ПАБ-2АМ и зарядный агрегат АБ-1-П/30М1. Боекомплект уменьшен до 28 выстрелов и 1000 патронов, изъят зенитный пулемет.

Т-64Б (объект 447А, 1967 г.) - комплекс управляемого вооружения 9К112 "Кобра", и СУО 1А33 (лазерный прицел-дальномер 1Г42, баллистический вычислитель 1В517 с датчиками входной информации, стабилизатор 2Э26М, блок разрешения выстрела 1Г43 и другие элементы), пушка 2А46-2, боекомплект 36 выстрелов и 1250 патронов к пулемету ПКТ. Серийное производство с 1976 по 1985 год. С 1978 г. - система зашиты от напалма «Сода», система запуска дымовых гранат 902Б «Туча»; с 1980 г. - башня унифицирована с Т-80Б, усиленное бронирование лобового листа корпуса, пушка 2А46М.

Т-64БК (объект 4465) - командирский вариант. Оборудование идентично установленному на Т-64АК.

Т-64Б1 (объект 437А, 1976 г.) - Т-64Б без некоторых элементов комплекса управляемого вооружения (станция наведения, управляемые ракеты и др.). Боекомплект 37 выстрелов и 2000 патронов.

Т-64АМ (1983 г.) - модернизированный вариант Т-64А с 6-цилиндровым многотопливным двухтактным турбопоршневым дизельным двигателем 6ТД мощностью 1000 л.с. и усиленной трансмиссией. Боевая масса 40 т.

Т-64БМ (1983 г.) - Т-64Б с двигателем 6ТД.

Т-64БШ (1983 г.) - Т-64Б1 с двигателем 6ТД.

Т-64БВ (1985 г.) - Т-64Б с установленной на башне и корпусе навесной динамической зашитой из 179 металлических контейнеров. На башне установлено 80, на корпусе - 99 контейнеров. Боевая масса 42,4 т. Серийное производство с 1985 по 1987 год.

Т-64БКВ (объект 446БВ) - командирский вариант. Оборудование идентично установленному на Т-64АК.

Т-64БВ1 (1985 г.) - Т-64Б1 с установленной на башне и корпусе навесной динамической зашитой.

Производство танков Т-64 завершено. Танки Т-64 всех модификаций в первую очередь поступали на вооружение танковых соединений Советской Армии, дислоцировавшихся в Группе советских войск в Германиию Помимо этого они имелись в некоторых соединениях, размешенных в других группах войск в Восточной Европе и на территории Европейской части СССР. Данных о количестве выпушенных машин семейства Т-64 в отечественной печати не приводилось. Западные источники сообщают о 8 тыс. выпушенных машин. Согласно данным, заявленным советской стороной на Венских переговорах по ограничению обычных вооружений в Европе, в 1990 году на этом континенте находилось 3977 танков Т-64 всех модификаций.

«Булат» - украинский боевой танк, представляющий собой глубокую модернизацию последних модификаций советской машины Т-64. Он был разработан Харьковским КБ им. А. А. Морозова. Работами по модернизации занимается завод им. Малышева. Кроме него, в программе модернизации в разной степени задействованы более двух десятков украинских военно-промышленных предприятий. По сравнению с предыдущими версиями, «Булат» обладает большей огневой мощью, увеличенным уровнем защиты и большей маневренностью. В данной статье будут рассмотрены тактико-технические характеристики (ТТХ) танка Т-64 «Булат», а также история его создания и производства.

Предпосылки для создания

После распада СССР, с 1991 по 1999 год, Харьковское конструкторское бюро машиностроения (ХКБМ) разработало несколько проектов модернизации танка. Целью работ было повышение тактико-технических характеристик машины до уровня модели Т-84У посредством установки унифицированной системы управления огнем (СУО) «Иртыш», динамической защиты (ДЗ) «Нож» и ряда других мероприятий.

24 августа 1999 года на параде, посвященном Дню независимости Украины, был показан первый прототип танка «Булат». Он получил рабочее название «Объект 447АМ-1». В конце 2003 года правительство Украины выделило 40 млн гривен на модернизацию старых танков Т-64. Завод им. Малышева сразу же взялся за решение поставленной задачи. Изначально проект модернизации предполагал доработку 400 моделей Т-64Б/БВ.

Начало работ

В 2004 году Т-64БМ приняли на вооружение, и Минобороны Украины заказало 85 таких танков. На изготовление первой серийной модели ушло порядка восьми месяцев и 500 тысяч долларов. В том же году завод имени Малышева начал исполнять первый контракт на модернизацию 17 танков, суммарная стоимость которых составляла 8 млн долларов. До конца 2008 года было выпущено еще две партии. В результате к началу 2009 года было произведено 56 единиц танка «Булат».

В 2009 году был подписан контракт на модернизацию еще 29 машин. Первые 10 из них были готовы к октябрю 2010 года и предназначались для учебного центра «Десна». Все 10 машин поставлялись без динамической защиты. Следующие 10 экземпляров были изготовлены к декабрю 2011 года. В конце того же месяца они были переданы первой отдельной танковой бригаде. Эта десятка танков также не имела комплекта активной защиты. И, наконец, последние 9 машин были отправлены первой танковой бригаде лишь в марте 2014 года. При этом комплекты динамической защиты для этих машин были заказаны лишь в июле того же года. На тот момент стоимость модернизированного танка «Булат» составляла порядка 15 млн гривен.

Ремонт танков

Танки Украины: «Булат», «Оплот», Т-72 и другие - сильно пострадали во время проведения АТО. Несколько машин было уничтожено, и около десяти получили повреждения. В декабре 2014 года на Чугуевском полигоне отремонтированные танки были переданы вооруженным силам Украины. В общей сложности к июню 2017 года харьковский завод им. Малышева отремонтировал и вернул в строй 50 машин Т-64БМ, поврежденных в ходе сражений на востоке страны. В разработке, модернизации и ремонте описываемого танка поучаствовало множество украинских предприятий. Важнейшим из них стал Харьковский бронетанковый завод (ХБТЗ). Военная продукция, и в частности танки, которые прошли модернизацию на харьковских предприятиях, получила увеличенный на 15 лет срок эксплуатации. Кроме того, ресурс увеличился на 11 тысяч километров. Пришло время приступить к описанию конструкции танка «Булат».

Система управления огнем и приборы для прицеливания

СУО «Булата» в значительной степени увеличивает точность огня по сравнению с аналогичной системой танка Т-64Б. Достигается это путем стабилизации поля зрения, а также автоматического ввода углов прицеливания и упреждения. Кроме того, в разы сократилось время, необходимое на прицеливание в темное время суток. Эффективная дальность стрельбы танка «Булат», по сравнению с советским вариантом, также возросла: с 2 до 2,5 км днем и с 0,6 до 1,5 км ночью.

СУО «Иртыш», устанавливаемая на данный танк, включает в себя:

  1. Прицельный комплекс 1А43У «Рось». Предназначается для прицеливания пушки, в том числе спаренного пулемета и ПТУР (противотанковых управляемых ракет). Состоит из дневного прицела наводчика «Промінь» и баллистического танкового вычислителя модели 1В528-1. Кратность прицела «Промінь» составляет 2,7-12х. Он оснащается независимой стабилизацией по двум плоскостям, лазерным дальномером, а также каналом полуактивного управления ПТУР «Комбат».
  2. Ночной комплекс наведения «Буран-Е». Позволяет вдвое увеличить эффективность огня и в 2-3 раза сократить время подготовки к выстрелу. Это достигается благодаря замене механической связи между головным зеркалом и пушкой на электрическую, введению стабилизации поля зрения, а также автоматическому вводу углов прицеливания и упреждения. Конструкция предусматривает возможность установки на него тепловизора модели «Буран-Катрин», однако в стандартное оснащение тепловизор не входит из финансовых соображений.
  3. Стабилизатор основного вооружения модели 2Э42М. Позволяет увеличить точность прицеливания в два раза. Стабилизатор разработан сотрудниками киевского научно-исследовательского института «Квант». Производство налажено на харьковском машиностроительном заводе «ФЭД».
  4. Прицельно-наблюдательный комплекс «Агат». Благодаря вертикальной стабилизации, обеспечивает дублирование огня из пушки и пулемета, спаренного с ней, днем и ночью.
  5. Прицел и привод наведения зенитной установки.
  6. Комплекс управляемого вооружения модели ТАКО-621. Позволяет вести стрельбу из ПТУР «Комбат» с расстояния до 5 километров.

В будущем планируется произвести замену прицельного комплекса «Агат» на более современный «Агат-СМ», в состав которого входит лазерный дальномер и прибор ввода бокового упреждения. Прицелы, которыми оснащается танк, представляют собой модернизированные варианты советских комплексов и приборов «Буран», «Агат» и «Иртыш», отличающиеся новыми комплектующими, в значительной степени повышающими возможности устройств. Все приборы и прицелы серийно выпускаются на двух украинских предприятиях: Черкасском научно-производственном комплексе «Фотоприбор», а также Изюмском приборостроительном заводе.

Вооружение

Основным вооружением боевой машины является гладкоствольная пушка модели КБАЗ или же 2А46М-1, калибром 125 миллиметров. Она оснащается быстросъемным стволом, который без проблем можно заменить в полевых условиях, не прибегая к демонтажу башни танка. Башня оснащается электрическим приводом, а пушка - гидравлическим. Модернизированная башня поворачивается в два раза быстрее - на 40 градусов за секунду. На случай внештатных ситуаций пушка и башня оснащаются резервными механическими приводами.

Боекомплект пушки включает в себя 36 снарядов раздельно-гильзового заряжения, 28 из которых размещаются непосредственно в механизме заряжения. Танк «Булат» может вести огонь кумулятивными, бронебойно-подкалиберными, осколочно-фугасными снарядами и ПТУР «Комбат», с системой управления по лазерному лучу.

За минуту танк способен произвести из основного орудия 8 выстрелов. На заряжение одного выстрела уходит от 7 до 12,5 секунд. Такая скорость достигается за счет автоматического заряжения и тандемного досылания в один цикл. Стреляный патрон удаляется с помощью системы автоматического улавливания и укладки в лоток.

Управляемое вооружение

Одной из примечательных характеристик танка «Булат» стало наличие комплекса управляемого вооружения (КУВ), который позволяет использовать управляемые ракеты с лазерным наведением. Старый КУВ «Кобра» был заменен на новый «Комбат», благодаря чему максимальная дальность стрельбы возросла с 4 до 4,5 километров, а бронепробиваемость - с 600-700 до 750 мм. ПТУРы устанавливаются в автомат заряжения так же, как и другие снаряды.

Вспомогательное вооружение

Вспомогательное вооружение танка «Булат» состоит из:

  1. Дистанционной управляемой зенитной установки, построенной на основе пулемета КТ-12,7 с боекомплектом в 300 патронов.
  2. Пулемета КТ-7,62, спаренного с пушкой, с боекомплектом 1250 патронов.

Защита

Благодаря установке дополнительного бронирования корпуса и днища конструкторам удалось значительно повысить уровень защиты танка «Булат». Дополнительная защита (ДЗ) позволила повысить уровень защищенности танка от современных бронебойных и кумулятивных подкалиберных снарядов при минимальном увеличении массы машины. В комплект ДЗ вошла пассивная (накладная) броневая защита и встроенная динамическая (ВДЗ). В состав ВДЗ входит носовой модуль и бортовые экраны, установленные на корпусе танка, модульные секции, расположенные по всему периметру бортовых и лобовых участков башни, а также контейнеры, установленные на крыше башни.

В общей сложности комплект дополнительной защиты весит 3,5 т. Экипаж может установить на свой танк комплект ДЗ за 6 часов. В процессе эксплуатации машины элементы ДЗ не нуждаются в специальном обслуживании.

ВДЗ модели «Нож», в отличие от моделей «Реликт» и «Дуплет», не защищает танк от тандемных кумулятивных снарядов. Она ослабляет уровень пробития подкалиберных бронебойных боеприпасов на 20%, а кумулятивных - на 40%. Принцип действия системы «Нож» заключается в том, что она разрезает боеприпас на несколько частей кумулятивными струями. Однако на практике многие украинские танки «Булат» оснащены предшествующей советской системой «Контакт-1», которая не может влиять на подкалиберные бронебойные снаряды, но лучше противостоит кумулятивным боеприпасам, снижая на 50-80% их уровень пробития. Многие модули системы «Контакт-1» могут не сработать в нужный момент, ввиду того что их срок службы давно уже истек.

Для защиты танкистов в случае возгорания внутри боевого отделения и моторного отсека установлена быстродействующая противопожарная система, которая обеспечивает автоматическое тушение пожара в течение 150 мс.

Мотор

Танк оснащается 5-цилиндровым дизельным двигателем 5ТДФМ, объем которого составляет 13,6 литра, а мощность - 850 лошадиных сил. Двухтактный мотор является многотопливным, то есть, помимо дизельного топлива, он может работать на керосине, бензине или же их смеси в любой пропорции. Силовая установка оборудуется наддувом, непосредственным впрыском горючего и прямоточной продувкой. Цилиндры располагаются горизонтально. По сравнению со старым мотором 5ТДФ, которым оборудовался танк Т-64, новый имеет на 21,4 % больше мощности, при таких же габаритах (1413/955/581 мм) и массе (1,04 т).

Модернизированный мотор был разработан Харьковским конструкторским бюро по двигателестроению. Он не только мощнее, но и надежнее, чем предшественник. Чтобы установить новый мотор на танк «Булат», конструкторам пришлось заменить штатный воздухоочиститель и доработать выпускную систему. Также они предусмотрели перспективу установки на танк еще более мощного мотора модели 6ТД-1 (1000 л. с.). Запас топлива составляет 1270 литров, 730 из которых приходятся на внутренние баки и 540 - на наружные. Дополнительные бочки вмещают в себя еще 370 литров.

Ходовая часть

Модернизированный украинский танк «Булат» сохранил мягкую и энергоемкую подвеску предшественника, которая обеспечивает точную стрельбу на ходу и комфорт экипажа. Для гусениц «Булата» были разработаны асфальтоходные башмаки, которые не требуют доработки деталей гусениц. Башмаки и крепления поставляются отдельно от танка.

Заключение

Резюмируя вышесказанное, отметим, что танк Т-64БМ является украинской модернизированной версией советского танка. Работы по модернизации были нацелены на увеличение тактико-технических характеристик машины и продление ее срока службы. Полученный танк стал одной из основных боевых машин украинской армии и полностью оправдал ожидания.

Историческая справка

Дальнейшее развитие танка Т-64А путем установки на него более совершенной системы управления огнем и стабилизатора вооружения, комплекса управляемого вооружения, улучшения защиты и пр.

Во исполнение приказа МОП СССР № 339 от 12.08.1973 года в ХКБМ был выполнен технический проект танка Т-64А-2М, оснащенного комплексом управляемого вооружения "Кобра" и новой системой управления огнём "Обь". Танк воплощал в себе всю совокупность наработанных танкостроителями новшеств, в том числе как по управляемому, так и по обычному артиллерийскому вооружению, был выпущен в 1973 г.

В танке Т-64Б нашли отражение принципиально новые конструктивные решения - впервые была разработана автоматическая система управления огнем с прицелом с лазерным дальнометром, баллистическим вычислителем с датчиками входной информации и комплекс управляемого вооружения (КУВ).

Партия опытных машин комплексом «Кобра» была выпущена в 1973 году, не дожидаясь окончания испытаний. На тот период комплекс был далек от совершенства - (пусков - 57, попаданий - 30, отказов - 14, промахов - 13). Не решен был вопрос пылеобразования при выстреле, которое препятствовало видению цели. Из-за проблем с комплексом сроки его производства откладывались, вместо изготовления в 1975 году 100 машин с «Коброй», запланировано сделать только 15. Т-64Б принят на вооружение постановлением Совета министров СССР и ЦК КПСС № 733-244 от 3.09.1976 года.

До работоспособного состояния комплекс доведен в 1977 году, когда началось его массовое производство для оснащения танка Т-64Б («объект 447А»).

В 1977 году уже отработанный на Т-64Б комплекс поступил на испытания в составе танка Т-80, и принят на вооружение для танка Т-80Б в 1978 году.

Предусматривался выпуск модификации Т-64Б без комплекса «Кобра» Т-64Б1, стоимость которого была на 18% ниже ракетного варианта, но на 40% превышала соответствующий показатель Т-64А, в основном из-за дорогостоящей системы управления огнем 1АЗЗ.

Расходы были оправданы, так как эффективность СУО 1А33 была в 1,6 раза выше, чем у Т-64А.

Компоновка танка Т-64Б аналогична принятой на Т-64.


В ходе серийного производства танки Т-64Б и Т-64Б-1 постоянно совершенствовались. Усиливалась броневая защита корпуса и башни танка. Модернизации подвергались вооружение, комплекс управляемого вооружения, система управления огнём, силовая установка, трансмиссия и ходовая часть. Танки оснащались новыми усовершенствованными средствами связи. Модернизации подвергались серийные и капитально отремонтированные танки.

Вооружение

Основным вооружением танка Т-64Б является 125-мм гладкоствольная танковая пушка пусковая установка 2А46-2, с теплозащитным кожухом и эжекционной продувкой ствола. Она используется для ведения огня осколочно-фугасными, бронебойными подкалиберными и кумулятивными артиллерийскими снарядами, а также управляемыми ракетами. Боекомплект состоит из 36 выстрелов раздельно-гильзового заряжания.

В конце 1979 года на части машин устанавливаются новая 125-мм танковая пушка 2А46М-1, новый стабилизатор вооружения 2Э42, СУО 1А33-1, КУВ 9К112-1, модернизированный МЗ 6ЭЦ40-2С и новые сплошные резинометаллические экраны.

Из 36 выстрелов, составляющих боекомплект пушки, 28 выстре-лов размещены в конвейере МЗ, 7 — в отделении управления и 1 — в боевом отделении. В конвейере МЗ размещаются пушечные вы-стрелы всех типов и управляемые снаряды в любом соотношении. Вне конвейера находятся выстрелы только с осколочно-фугасными и кумулятивными снарядами.


В отделении управления 5 снарядов и 7 зарядов размещены в баке-стеллаже (рис. 13), а 2 снаряда расположены вертикально в гнездах около бака-стеллажа.

В боевом отделении один снаряд 1 вертикально раз-мещен на полу кормовой части кабины справа от загрузочного окна и один заряд 2, в специальном защитном чехле, закреплен вертикально на полу в правой передней части кабины.

На Т-64Б установлен новый механизм заряжания 6ЭЦ40, лотки которого приспособлены для укладки управляемого снаряда 9М112. Кроме того, в состав гидравлической системы МЗ введён гидропневмоаккумулятор и реечный силовой цилиндр, обеспечивающие стыковку головного и хвостового отсеков управляемого снаряда 9М112 при досылании его в камору танковой пушки. В блоке управления МЗ БУ-47 помимо цепей управления МЗ размещен усилитель горизонтального наведения электропривода ЗПУ 1ЭЦ40.

Вместимость конвейера 28 выстрелов. Продолжительность заряжания одного артиллерийского выстрела от 7,1 до 19,5 секунд при полном обороте конвейера МЗ. Боевая скорострельность - 8 выстр./мин. Полуавтоматическая загрузка конвейера артиллерийскими выстрелами осуществляется за 13-15 минут силами экипажа танка.

Система управления огнем 1АЗЗ, установленная в танках Т-64Б и Т-64Б1, предназначена для обеспечения ведения эффективного огня из пушки и спаренного с ней пулемета по танкам и другим бронированным целям противника, движущимся со скоростями до 75 км/ч, по малоразмерным целям (ДОТ, ДЗОТ и др.) и по живой силе противника при стрельбе с места и с ходу, при скоростях до 30 км/ч, на дальностях действительного огня пушечного и пулемет-ного вооружения как при прямой видимости целей через прицел-дальномер, так и с закрытых огневых позиций.


Система 1АЗЗ совместно с комплексом управляемого вооруже-ния 9К112-1, установленные в танке Т-64Б, обеспечивают стрельбу из пушки управляемыми снарядами. В состав системы управления огнем 1АЗЗ входит следующая ап-паратура:

  • прицел-дальномер 1Г42 с электроблоком;
  • танковый баллистический вычислитель 1В517 с датчиком входной информации;
  • блок разрешения выстрела 1Г43;
  • стабилизатор вооружения 2Э26М;
  • преобразователь напряжения ПТ-800 с регулятором частоты и напряжения РЧН-3/3;
  • датчик крена.

У наводчика имеется прицел-дальномер 1Г42 входящий в СУО 1А33. Прицел стабилизирован в двух плоскостях и имеет плавно изменяющееся увеличение х3,9…9, поле зрения 20 0 …8 0 24". Ночной прицел наводчика ТПН1-49-23 с ЭОП обеспечивает дальность распознавания целей ночью при работе в активном режиме с осветителем Л-4А до 1000 м. Увеличение прицела х5,3, поле зрения 6 0 .

Для наблюдения за полем боя у командира танка, наряду с однократными призменными приборами, установлен комбинированный (дневной-ночной) перископический бинокулярный прибор ТКН-3В с пятикратным увеличением дневной и 4,2 кратным увеличением ночной ветвей, работающий с осветителем инфракрасного излучения. Максимальная дальность распознавания целей до 400 м с осветителем ОУ-3ГКУ. Командир имеет возможность давать целеуказание наводчику обнаруженных целей.

Для стрельбы из зенитной пулеметной установки используется оптический монокулярный перископический прицел ПЗУ-5 с панорамной головкой, имеющий поле зрения пятьдесят градусов.

Комплекс управляемого вооружения 9К112-1, установленный в танке Т-64Б совместно с системой управления огнем 1АЗЗ, пред-назначен для обеспечения ведения эффективного огня из пушки управляемыми снарядами по танкам и другим бронированным це-лям противника, движущимся со скоростями до 75 км/ч. А также для стрельбы по малоразмерным целям (ДОТ, ДЗОТ) и др., с места и с ходу, при скоростях движения до 30 км/ч, на дальностях до 4000 м, при условии прямой видимости цели через прицел-даль-номер 1Г42.

Комплекс 9К112-1, установленный в танке Т-64Б, функциональ-но связан с системой управления огнем 1АЗЗ. В состав комплекса 9К112-1 входят:

  • снаряд типа 9М112;
  • блок цепей управления 9В387;
  • танковая аппаратура управления 9С461-1, состоящая из: пе-редающего устройства ГТН-2, блока формирования и контроля ко-манд ГТН-14, фотоприемника ЗГТН-25, блока управления и индикации ГТН-11, антенного блока ГТН-12, волноводной системы ГТН-9;
  • комплект преобразователя ПО-900 с регулятором РЧН 3/5;
  • элементы системы управления огнем 1АЗЗ, взаимодействую-щие с комплексом управляемого вооружения 9КП2-1.

Эксплуатация комплекса управляемого вооружения осуществ-ляется с помощью:

  • контрольно-проверочной машины 9В862 (для проверки сна-рядов типа 9М112);
  • контрольно-проверочной машины 9В863 (для проведения технического обслуживания (ТО) № 2 и агрегатного ремонта ап-паратуры комплекса 9КП2-1);
  • комплектов индивидуального и группового ЗИП.

Подготовку наводчиков обеспечивает тренажер 9Ф68М.
Комплекс 9К112-1 обеспечивает:

  • возможность одновременной стрельбы управляемыми снаря-дами в составе роты танков по близко расположенным целям, в том числе стрельбу из двух танков одновременно по одной и той же цели (при интервале между стреляющими танками по фронту не менее 30 м) при работе радиолиний на различных литерных час-тотах и кодах;
  • стрельбу управляемыми снарядами в диапазоне углов вер-тикального наведения для режима стрельбы «Основной» от минус 7° до плюс 11° и при крене танка до 15°, а также стрельбу над вод-ной поверхностью;
  • возможность стрельбы по вертолетам на дальностях до 4000 м при наличии целеуказания (обнаружения) вертолета на дальности не менее 5000 м и при следующих параметрах движе-ния цели:
  • скорости до 300 км/ч; высоте до 500 м; «параметре» до 700 м.
  • Комплекс 9КП2-1 сохраняет свои характеристики в следую-щих условиях эксплуатации:
  • при температуре окружающего воздуха (в боевом отделе-нии танка) - от минус 40°С до плюс 50°С;
  • при относительной влажности - до 98% при температуре ок-ружающей среды до плюс 35°С;
  • при работе на высотах относительно уровня моря — до 3000 м.

Комплекс 9К112-1 обеспечивает стрельбу в трех режимах:

  • «Основной» — стрельба с углом возвышения пушки около 3°
  • относительно линии прицеливания и программным выведением сна-ряда на линию прицеливания после выстрела;
  • «Стрельба с превышением» (дополнительный режим) стрельба с углом возвышения пушки около 3° относительно линии прицеливания, полетом снаряда на высоте 3..5 м (с превышением) над линией прицеливания и выведением снаряда на линию при-целивания перед целью;
  • «Стрельба на дальность менее 1000 м или сокращенно «Д< 1000 м» (вспомогательный режим) -стрельба с углом воз-вышения пушки 40" относительно линии прицеливания. Для обеспечения захвата координатором бортового источника света снаряда при стрельбе в режиме «Основной» оптическая ось канала координатора в момент выстрела также поднята примерно на угол 3°. После выстрела (по сигналу «Сход») происходит про-граммное опускание оси координатора с одновременной подачей на снаряд программных радиокоманд для выведения снаряда на линию прицеливания. Согласование оптической оси канала коорди-натора с прицельной маркой и вывод снаряда на линию прицеливания заканчивается через 2,2 с после выстрела (на дальности 800—900 м). Дальнейший полет снаряда до цели происходит в полуавтоматическом режиме управления, как указано выше.

При стрельбе на пыльных грунтах с лессовым покрытием в су-мерки и ночью (с подсветкой цели) на дальностях 2000—4000 м используется режим «Стрельба с превышением».


Обязательным условием для стрель-бы в этом режиме является измерение дальности до цели с по-мощью прицела-дальномера перед выстрелом, при этом на даль-ностях до цели 1920…4155 м автоматически включается режим «Стрельба с превышением», в остальных случаях - режим «Основ-ной».

Работа комплекса в режиме «Стрельба с превышением» ана-логична работе в режиме «Основной». Отличие заключается в том, что через 1,05 с после сигнала «Сход» из блока баллистического вычислителя системы 1АЗЗ в блок ЗГТН-22 подается сигнал «Пре-вышение» для формирования дополни-тельной радиокоманды, приводящей к полету снаряда после выст-рела на высоте 3—5 м над линией прицеливания.

В установившем-ся режиме полета дополнительная радиокоманда компенсируется командой с контура полуавтоматического управления. Длитель-ность сигнала и команды зависят от замеренной дальности до цели. За 1,5—2,0 с (600—800 м) до достижения снарядом цели сигнал «Превышение» и дополнительная команда для полета снаряда с превышением снимаются, и снаряд плавно выводится на линию при-целивания.

При стрельбе управляемым снарядом на малых дальностях (до 1000 м) используется режим «Д<1000 м». При стрельбе в этом режиме оптическая ось канала координатора постоянно согласована с линией прицеливания. Так как выстрел производится с малым углом возвышения пушки, в данном режиме отсутствует программа автоматического выведения снаряда на линию прицеливания. Управление снарядом сразу же после выстрела осуществляется контуром полуавтоматического управления.

В 1979 г. в Гороховце были проведены с положительными результатами стрельбы в ночных условиях, а также испытания по применению «Кобры» против вертолетов. Удачные ночные пуски на дальность до 4 км обеспечивались использованием двух-трех 120-мм осветительных мин, выстреливаемых с интервалом 4—8 с.


«Кобры» могли успешно применяться и по воздушным целям, но для этого требовалось своевременное получение внешнего целеуказания. Так, для поражения на удалении 4 км вертолета, летящего со скоростью до 300 км/ч на высоте до 500 м, соответствующее целеуказание должно было поступить уже при его приближении на дистанцию 5 км.

Велось конструирование варианта 9М112М2 с боевой частью с бронепробиваемостью, увеличенной на 40% по сравнению с исходным образцом. Летная отработка этой ракеты проходила в 1983 г. Еще через пару лет была создана ракета, получившая к тому времени наименование 9М124.

Ее бронепробиваемостъ в 1,8 раза превышала соответствующий показатель первой принятой на вооружение «Кобры». В 1984 г. началась разработка для комплекса «Кобра» («Агона») ракеты 9М128. В 1985 г. был подготовлен технический проект, разработана техническая документация, а через год комплекс поступил на государственные испытания. После их успешного завершения ракета, впервые в отечественном ракетостроении оснащенная тандемной боевой частью была принята на вооружение в 1988 г.

Помимо двукратного превосходства по дальности ведения огня и многократного — по вероятности попадания в цель комплекс «Кобра» обладал еще рядом преимуществ по сравнению с неуправляемым вооружением танка. Ракета превосходила все неуправляемые противотанковые снаряды того времени по бронепробиваемости. Кроме того, пуск ракеты производился достаточно скрытно. Несмотря на все упомянутые проблемы с пылеобразованием, существенно притормозившие процесс создания «Кобры», из-за малой величины вышибного заряда демаскирующий эффект при пуске ракеты был мизерным в сравнении с выстрелом обычным снарядом.

Защита

В 1975 году на вооружение была принята башня Т-64А с корундовым наполнителем разработанная ВНИИТМ. Технология отливки башен с керамическим наполнителем была отрабо-тана в результате совместной работы ВНИИ-100, харьковского завода №75, Южно-Уральского за-вода радиокерамики.

В последствии броневая защита Харьковских танков совершенствовалась, в том числе и по направлению применения более совершенных материалов преград, так с конца 70-х на Т-64Б применялись стали типа БТК-1Ш изготовленные путем электрошлакового переплава. В среднем стойкость равнотолщинного листа полученная ЭШП на 10…15% больше броневых сталей повышенной твердости. В ходе серийного производства до 1987-го года совершенствовалась и башня.

Башня с корундовыми шарами. Габарит лобовой защиты 400…475 мм. Корма башни -70 мм.


Корпус танка Т-64А сварной. Комбинированная многослойная верхняя лобовая деталь корпуса имеет угол наклона от вертикали 68 градусов. Бортовые детали монолитные, вертикальные, в средней части имеют выштамповку под погон башни большого диаметра, с наружной стороны вырез под верхнюю ветвь гусеницы, защищены навесными экранами. Днище корпуса корытообразной формы. Для увеличения жесткости и размещения торсионов подвески, в днище имеются продольные и поперечные выштамповки. Башня литая, с приваренной крышей и донным листом.

Для маскировки используется камуфлирующая окраска, термодымовая аппаратура и система 902Б «Туча-1», включающая восемь пусковых установок дымовых гранат 3Д6 и пульт управления системой пуска дымовых гранат, система устанавливается на танках с 1979 года. Пусковые установки расположены снаружи башни на лобовой ее части по шесть штук слева и справа от пушки. Пульт управления расположен внутри на левой стенке башни у наводчика. В танке имеется автоматическое противопожарное оборудование, он оснащен устройствами для самоокапывания и для навешивания минного трала КМТ-6.

Дальнейшее повышение снарядостойкости корпуса и башни, от кумулятивных боеприпасов, достигнуто за счет применения навесной динамической защиты, которую начали устанавливать на Т-64Б в 1984 году.

С июня 1982 г. по январь 1983 г. в ходе выполнения ОКР «Контакт-1» под руководством Д.А. Рототаева (НИИ Стали) проводилась работа по установке динамической защиты (ДЗ) на отечественные танки. Стоит напомнить, что ДЗ была разработана в СССР в начале 50-х годов, но по ряду причин на танки не устанавливалась. Подобнее эти вопросы рассмотрены в статье про динамическую защиту.

Комплект состоит из 265 контейнеров (Т-64БВ), внутри каждого из которых под углом друг к другу расположены два плоских элемента, содержащие взрывчатое вещество. На башне установлено восемьдесят, на корпусе - девяносто девять контейнеров.


Вместо устаревших ламповых радиостанций Р-123М и ТПУ Р-124 на танках Т-64БВ и Т-64БВ-1 стали устанавливать новые полупроводниковые радиостанции Р-173 "Абзац-Р", приёмники Р-173П "Абзац-П" и ТПУ Р-174. На башне, лобовом и бортовых листах корпуса и надгусеничных полках были приварены специальные кронштейны и бонки для крепления динамической защиты. Боевая масса танка возросла до 42,5 тон. В связи с установкой динамической защиты пусковые установки системы 902Б "Туча-2" были перенесены с лобовой части башни на её левый борт и сгруппированы на двух кронштейнах по четыре пусковых установки. Несколько изменилась укладка ящиков с аппаратами АТ-1: два ящика с левого борта башни установлены по бокам на ящике ЗИП на корме башни.

Дальнейшее повышение снарядостойкости корпуса и башни, от кумулятивных и бронебойных подкалиберных боеприпасов, достигнуто за счет применения встроенной динамической защиты. Была изготовлена небольшая партия таких танков, сейчас совершенствование бронезащиты Т-64Б связано с установкой модулей динамической защиты «Нож».

Установка ДЗ и дополнительного бронирования на башню Т-64Б.

Характеристики подвижности

Двигатель 5ТДФ устанавливаемый Т-64Б аналогичен установленному на Т-64А. В ходе серийного производства танка производилось постоянное совершенствование танка и повышение его надежности. Гарантийный срок работы 5ТДФ с 01.01.74 г. - 400 ч, а с 01.01.76 г.-500 ч .

Ходовая часть

Ходовая часть Т-64Б аналогична применяемой на танке Т-64А. Подробнее про ходовую часть Т-64А и Т-64Б - Ходовая часть танка Т-64 и Т-72: СРАВНЕНИЕ.

Надежность и резервы роста по массе ходовой части танка Т-64 полностью опровергли домыслы скептиков, это доказывает как современный танк «Булат » - последняя модернизация Т-64Б, так и производившиеся в начале 80-х танки Т-64Б с двигателем 6ТД мощностью 1000 л.с.

Тактико-технические характеристики

Параметр

Единица измерений

Т-64Б

Полная масса

Экипаж

чел.

Удельная мощность

л.с./т

17,9

Двигатель 5ТДФ

л.с.

Удельное давление на грунт

кгс/см 2

0,86

Температурный режим работы

°С

40…+55

Длина танка

с пушкой вперед

мм

9225

корпуса

мм

6540

Ширина танка

по гусенице

мм

3270

по съемным защитным экранам

мм

3415

высота по крыше башни

мм

2170

длина опорной поверхности

мм

4242

дорожный просвет

мм

ширина колеи

мм

2730

Скорость движения

Средняя по сухой грунтовой дороге

км/ч

35…45

Максимальная по дороге с твердым покрытием

км/ч

50…60,5

На передаче заднего хода, максимальная

км/ч

Расход топлива на 100 км

По сухой грунтовой дороге

л, до

300…450

По дороге с твердым покрытием

л, до

170…200

на основных топливных баках (по дороге с твердым покрытием)

км

225…360 (500…600)

с дополнительными бочками (по дороге с твердым покрытием)

км

310…450 (700)

Емкость баков

1270 + 370

Боекомплект

Выстрелов к пушке

шт

(из них в конвейере механизма заряжания)

шт

Документальный фильм (ВНИИТМ) - Производство среднего танка Т-64А


Использованы материалы:

Техническое описание и инструкция по эксплуатации - М. 1984 г.



Вверх