Сколько уделов богородицы существует. Дивеево - четвертый удел Пресвятой Богородицы

В православном предании Удел (Жребий) Богородицы это святая земля, которая находится под Ее особенным покровительством. На Земле известны 4 места: Иверия (Грузия), Святая Гора Афон (Греция), Киево-Печерская Лавра (Украина) и Серафимо-Дивеевский монастырь (Россия).

Иверия (Грузия)

В 44 году н.э., когда Ирод Агриппа начал преследовать христиан, и обезглавил апостола Иакова, брата апостола Иоанна Богослова, заключил в темницу апостола Петра, святые апостолы, с соизволения Богоматери, признали за лучшее оставить Иерусалим и решили метнуть жребий кому отправиться в какую страну для проповеди Евангелия. Богородице достались земли Иверии.

Когда Богоматерь была уже готова отправиться в путь Ей явился Ангел Божий и сказал:

«Страна, выпавшая Тебе, просветится впоследствии, и Твое владычество утвердится там; по прошествии некоторого времени Тебе предстоит труд благовестия в земле, в какую направит Тебя Бог».

Господь же возвестил Ей волю Свою:

«О Матерь Моя, не отвергну жребия Твоего и не оставлю народа Твоего без участия в небесных благах ходатайством Твоим. Но пошли вместо Себя первозванного Андрея в удел Твой».

После этого явления Пресвятая Богородица призвала к Себе апостола Андрея и сказала ему:

«Я буду хранительницей жизни людей Иверской страны и, воздевая о них руки к Сыну Моему, буду испрашивать им от Него помощи во всем».

Вскоре после этого святой Андрей отправился на проповедь слова Божия, и вера, проповедуемая им, стала укореняться в Иверии. Окончательное же утверждение христианства и объявление ее господствующей религией в Иверии совершилось в начале IV века равноапостольной Ниной, которой Пресвятая Богородица повелела:

«Иди в Иверскую страну, в Мой жребий, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь у Него благодать, и Я буду тебе покровительницей».

Св. равноапостольная Нина (Нонна) , память которой совершается 14 января, была родом из Каппадокии. Она принадлежала к числу тех посвященных Богу девственниц, которые во дни гонения Диоклетианова, спасая свою веру и девство, удалились из пределов Римской империи в Армению, где многие из них были замучены Тиридатом. В это время с одною из спутниц своих Нина, избежавшая смерти, поспешила укрыться в соседней Грузии. И здесь, будучи взята жителями в плен, своим необыкновенным постничеством, непрестанными молитвами и сохранением чистоты девственной невольно привлекла к себе общее внимание и уважение, что в дальнейшем послужило началом важнейшего переворота в судьбе Грузинского народа, принятие Христианства. Это случилось в 318 г.

Главной святыней Грузии и всего христианского мира является Риза Господа нашего Иисуса Христа , которая хранится в храме Светисцховели (Животворный столб) , кафедральном патриаршем соборе Грузинской православной церкви в г. Мцхета. Когда-то Мцхета был древней столицей Грузии, колыбелью христианства, историческим местом просветительской деятельности Святой равноапостольной Нины. Благодаря этому Мцхета — называют Вторым Иерусалимом.

Уделом (Жребием) в православии называют Святую землю, которой особо покровительствует Богоматерь. Всего на мировой карте таких мест четыре:

  • Уделом Богородицы в Грузии служит Иверия;
  • в Греции святыней является гора Афон;
  • на Украине находится Киево-Печерская Лавра;
  • в России – Серафимо-Дивеевский монастырь.

Первый удел пресвятой Божией Матери в Древней Иверии возник после явления Богородицы святому апостолу Андрею Первозванному.

История возникновения первого удела

44 год н.э. ознаменовался гонениями христиан со стороны Ирода Агриппы, был обезглавлен апостол Иаков, заключен в темницу апостол Петр. После этих событий Богоматерь вместе со святыми апостолами приняла решение покинуть Иерусалим и нести Слово Божие в другие земли.

Кому куда отправиться решали с помощью жребия. Святой Божией Матери выпала доля идти в Иверию, однако ее путешествие закончилось, не успев начаться.

По преданию, Деве Марии явился посланец Господа Бога и велел не покидать Святой Город, дав обещание, что она сможет исполнить свой жребий, когда придет время. Поле этого Богоматерь поручила двум апостолам – Андрею Первозванному и Симону Кананиту – проповедовать Евангелие в Иверии и передала им Свой нерукотворный образ. Таким образом было положено начало грузинской православной церкви.

До IV века нашей эры в Грузии было распространено язычество, однако в результате трудов равноапостольной Нины на смену языческой религии пришло христианство. Нина увидела во сне Богородицу, которая передала ей крест, сделанный из лозы винограда и повелела нести Слово Божие в Georgia. Когда женщина очнулась от сна, то обнаружила, что держит приснившийся ей крест. Святая сохранила его и отправилась в Грузию, где проповедовала Евангелие. Дорога была тяжелая и опасная, но благодаря покровительству Девы Марии благополучно добралась до своей цели.

В Грузии святая Нина соорудила себе шалаш в зарослях ежевики на окраине древней столицы Иверии. На этом месте находится женский монастырь, а возле кустов ежевики возведена небольшая церковь. Святая, обитая в своем непритязательном жилище, вела проповеди и исцеляла болящих.

Труды святой равноапостольной Нины привели к тому, что правящий в те дни царь Мириан и его семья прошли обряд крещения, приняв христианство. Святая Нина исцелила супругу царя, царицу Нану, от тяжелой болезни. Царь был разгневан тем, что девушка-апостол склоняет его народ отречься от язычества и принять христианство, и хотел убить Святую Нину, однако сразу после этого лишился зрения. Царь Мириан не получил помощи от своих богов и был вынужден идти за спасением к целительнице, пообещав ей обратиться в веру христову, если она сможет его излечить. Слепота прошла, после чего царь пожелал пройти обряд Крещения.

По примеру правящей семьи Грузии постепенно крестилось все население. Начиная с 326-го года н.э. официальная государственная религия Georgia – христианство. С тех пор ежегодно в первый день второго месяца осени проводится массовое крещение всех желающих.

Популярный среди грузин кафедральный собор известен также под названием Храма виноградной лозы. Собор расположен в грузинской столице, здесь находится настоящая святая реликвия – тот самый крест из лозы винограда, с которым равноапостольная Нина проповедовала Евангелие больше 30 лет. У символа православной Грузии нетипичная для креста форма, напоминающая якорь. Это связано с тем, что лоза гибкая и не может держать жесткую форму. Виноградный крест находится в Тбилиси, под киотом Сионского Успенского патриаршего собора.

Храм Джвари

Храм Святого Креста расположен на въезде в предместья современной грузинской столицы. Мцехта – древняя столица страны, сейчас этот район Тбилиси является духовным центром Грузии, его легко найти на карте города. Грузия сменила свою столицу в V веке нашей эры, а до этого главным городом Иверии была Мцехта.

Древний город был основан в I до н.э. в месте, где сливаются две реки – . Название возникло по имени основателя поселения – царя Мцхетоса. История православной Мцехты тесно связана со святой Ниной.

Проповедница воздвигла на скале крест из дерева, к которому потянулись паломники, в том числе – новоявленные крещеные грузины. В месте паломничества, во время правления царя Гуарама (2-я половина VI века н.э.), возле креста был построен маленький храм. Существующая в наши дни церковь, возведенная над самим крестом, была заложена царем Степанозом I 15 веков назад.

Патриарший собор построен в XI веке н.э., его называют православным духовным сердцем Грузии. Собор Светицховели знаменит тем, что под ним захоронен Хитон Господень.


Реликвия оказалась в Грузии на заре христианства, в I веке. Раввин Элиоз из Иерусалима смог выкупить хитон у солдат-израильтян и привезти его Сидонии, своей сестре во Христе. Сидония была потрясена соприкосновением со святыней и умерла, не выдержав этого напряжения. Реликвия осталась в объятиях женщины и после смерти, так как ее не получилось извлечь из рук Сидонии. Христианка похоронена под собором вместе с хитоном.

Предание повествует, что на месте захоронения выросло дерево, из которого были вырезаны три креста и установлены с трех сторон страны. Это было сделано по указу царя Мариана, к которому пришла святая Нина и убедила срубить дерево, изготовив из него кресты. История на этом не закончилась.

Пень, оставшийся от дерева, начал выделять благодатное миро, способное исцелять болящих. По этой причине святыня получила название Животворного столба, иначе – Светицховели.

Это же название получил местный собор. Здание многократно подвергалось нападениям и было до основания разрушено войсками Тамерлана в XIV веке. Однако древние чертежи собора были сохранены и на их основании святыня была восстановлена в следующем столетии.

Патриарший собор служит местом захоронения грузинских царей и патриархов, а также является центром важных церковных событий, в том числе – настолования Предстоятелей.

Илия II

Илия II с 1977 года является Грузинским Патриархом, полное титулование «Святейший и Блаженнейший Патриарх-Католикос всея Грузии, Архиепископ Мцехтский и Тбилисский». Илия II является духовным лидером всех грузин, проживающих на Земле. Грузины считают своего Патриарха святым и превозносят его при каждом удобном случае.

Илия II строго соблюдает древний обычай массовых крещений в водах реки Арагви, больше того – он сам проводит обряд крещения для каждого 3-го ребенка, становясь крестным отцом для этих детей. Как говорят – для увеличения рождаемости. Грузины охотно следуют этому правилу, стремясь заполучить патриарха-католикоса в крестные.

Уровень религиозности в Грузии очень высокий. В память об апостоле Андрее Первозванном, ставших первым христианским проповедников в землях Иверии, 12 мая объявлен государственным праздником и официальным выходным днем.

Третий удел: Киево-Печерская лавра

Четвертый удел: Серафимо-Дивеевский монастырь

Начало Четвёртого Вселенского Жребия Богородицы было положено в Киеве. Около 1758 года прибыла в Киев богатая рязанская помещица Агафья Семёновна Мельгунова . В возрасте моложе 30 лет она лишилась мужа и решила посвятить свою жизнь Богу. В Киево-Флоровском монастыре она приняла монашеский постриг с именем Александры и проводила жизнь в посте и молитве под руководством старцев Киево-Печерской Лавры.

Однажды после долгого полунощного молитвенного бдения, будучи то ли в лёгкой дремоте, то ли в ясном видении, сподобилась матушка Александра видеть Пресвятую Богородицу и слышать от Неё следующее:

«Это - Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою. Не здесь хочу Я, чтоб ты окончила жизнь свою. Но как Я раба Моего Антония вывела из Афонского Жребия Моего, святой горы Моей, чтоб он здесь, в Киеве, основал новый Жребий Мой, Лавру Киево-Печерскую, так тебе ныне глаголю: изыди отсюда и иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих. И будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную великую обитель Мою. Иди же, раба Моя, в путь, и благодать Божия, и сила Моя, и благодать Моя, и милость Моя, и щедроты Мои - да будут с тобою! ».

С благословения старцев Киево-Печерской Лавры, признавших видение истинным, мать Александра отправилась на север России. В 1760 году её путь лежал к одной из знаменитых русских обителей - Саровскому монастырю .

Не доходя 12-ти верст до Сарова , в селе Дивеево матушка Александра остановилась для отдыха у западной стены деревянной приходской церкви. Здесь она в лёгком сне вновь увидела Божию Матерь:

«Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России… И вот здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе: живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих. И Я всегда буду с тобою, и всегда буду посещать место это, и в пределе твоего жительства Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете. Это Четвертый Жребий Мой во вселенной. И как звезды небесные и как песок морской умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих; и благодать Святого Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных, с малыми трудами человеческими, не оскудеют от этого места Моего возлюбленного ».

На этом месте была основана Дивеевская община, впоследствии ставшая Серафимо-Дивеевским монастырём.

Источники

Напишите отзыв о статье "Удел Богородицы"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Удел Богородицы

– Меня за г"азбой судить – ох! Дай еще воды – пускай судят, а буду, всегда буду подлецов бить, и госудаг"ю скажу. Льду дайте, – приговаривал он.
Пришедший полковой лекарь сказал, что необходимо пустить кровь. Глубокая тарелка черной крови вышла из мохнатой руки Денисова, и тогда только он был в состоянии рассказать все, что с ним было.
– Приезжаю, – рассказывал Денисов. – «Ну, где у вас тут начальник?» Показали. Подождать не угодно ли. «У меня служба, я зa 30 верст приехал, мне ждать некогда, доложи». Хорошо, выходит этот обер вор: тоже вздумал учить меня: Это разбой! – «Разбой, говорю, не тот делает, кто берет провиант, чтоб кормить своих солдат, а тот кто берет его, чтоб класть в карман!» Так не угодно ли молчать. «Хорошо». Распишитесь, говорит, у комиссионера, а дело ваше передастся по команде. Прихожу к комиссионеру. Вхожу – за столом… Кто же?! Нет, ты подумай!…Кто же нас голодом морит, – закричал Денисов, ударяя кулаком больной руки по столу, так крепко, что стол чуть не упал и стаканы поскакали на нем, – Телянин!! «Как, ты нас с голоду моришь?!» Раз, раз по морде, ловко так пришлось… «А… распротакой сякой и… начал катать. Зато натешился, могу сказать, – кричал Денисов, радостно и злобно из под черных усов оскаливая свои белые зубы. – Я бы убил его, кабы не отняли.
– Да что ж ты кричишь, успокойся, – говорил Ростов: – вот опять кровь пошла. Постой же, перебинтовать надо. Денисова перебинтовали и уложили спать. На другой день он проснулся веселый и спокойный. Но в полдень адъютант полка с серьезным и печальным лицом пришел в общую землянку Денисова и Ростова и с прискорбием показал форменную бумагу к майору Денисову от полкового командира, в которой делались запросы о вчерашнем происшествии. Адъютант сообщил, что дело должно принять весьма дурной оборот, что назначена военно судная комиссия и что при настоящей строгости касательно мародерства и своевольства войск, в счастливом случае, дело может кончиться разжалованьем.
Дело представлялось со стороны обиженных в таком виде, что, после отбития транспорта, майор Денисов, без всякого вызова, в пьяном виде явился к обер провиантмейстеру, назвал его вором, угрожал побоями и когда был выведен вон, то бросился в канцелярию, избил двух чиновников и одному вывихнул руку.
Денисов, на новые вопросы Ростова, смеясь сказал, что, кажется, тут точно другой какой то подвернулся, но что всё это вздор, пустяки, что он и не думает бояться никаких судов, и что ежели эти подлецы осмелятся задрать его, он им ответит так, что они будут помнить.
Денисов говорил пренебрежительно о всем этом деле; но Ростов знал его слишком хорошо, чтобы не заметить, что он в душе (скрывая это от других) боялся суда и мучился этим делом, которое, очевидно, должно было иметь дурные последствия. Каждый день стали приходить бумаги запросы, требования к суду, и первого мая предписано было Денисову сдать старшему по себе эскадрон и явиться в штаб девизии для объяснений по делу о буйстве в провиантской комиссии. Накануне этого дня Платов делал рекогносцировку неприятеля с двумя казачьими полками и двумя эскадронами гусар. Денисов, как всегда, выехал вперед цепи, щеголяя своей храбростью. Одна из пуль, пущенных французскими стрелками, попала ему в мякоть верхней части ноги. Может быть, в другое время Денисов с такой легкой раной не уехал бы от полка, но теперь он воспользовался этим случаем, отказался от явки в дивизию и уехал в госпиталь.

В июне месяце произошло Фридландское сражение, в котором не участвовали павлоградцы, и вслед за ним объявлено было перемирие. Ростов, тяжело чувствовавший отсутствие своего друга, не имея со времени его отъезда никаких известий о нем и беспокоясь о ходе его дела и раны, воспользовался перемирием и отпросился в госпиталь проведать Денисова.
Госпиталь находился в маленьком прусском местечке, два раза разоренном русскими и французскими войсками. Именно потому, что это было летом, когда в поле было так хорошо, местечко это с своими разломанными крышами и заборами и своими загаженными улицами, оборванными жителями и пьяными и больными солдатами, бродившими по нем, представляло особенно мрачное зрелище.
В каменном доме, на дворе с остатками разобранного забора, выбитыми частью рамами и стеклами, помещался госпиталь. Несколько перевязанных, бледных и опухших солдат ходили и сидели на дворе на солнушке.
Как только Ростов вошел в двери дома, его обхватил запах гниющего тела и больницы. На лестнице он встретил военного русского доктора с сигарою во рту. За доктором шел русский фельдшер.
– Не могу же я разорваться, – говорил доктор; – приходи вечерком к Макару Алексеевичу, я там буду. – Фельдшер что то еще спросил у него.
– Э! делай как знаешь! Разве не всё равно? – Доктор увидал подымающегося на лестницу Ростова.
– Вы зачем, ваше благородие? – сказал доктор. – Вы зачем? Или пуля вас не брала, так вы тифу набраться хотите? Тут, батюшка, дом прокаженных.
– Отчего? – спросил Ростов.
– Тиф, батюшка. Кто ни взойдет – смерть. Только мы двое с Макеевым (он указал на фельдшера) тут трепемся. Тут уж нашего брата докторов человек пять перемерло. Как поступит новенький, через недельку готов, – с видимым удовольствием сказал доктор. – Прусских докторов вызывали, так не любят союзники то наши.
Ростов объяснил ему, что он желал видеть здесь лежащего гусарского майора Денисова.
– Не знаю, не ведаю, батюшка. Ведь вы подумайте, у меня на одного три госпиталя, 400 больных слишком! Еще хорошо, прусские дамы благодетельницы нам кофе и корпию присылают по два фунта в месяц, а то бы пропали. – Он засмеялся. – 400, батюшка; а мне всё новеньких присылают. Ведь 400 есть? А? – обратился он к фельдшеру.
Фельдшер имел измученный вид. Он, видимо, с досадой дожидался, скоро ли уйдет заболтавшийся доктор.
– Майор Денисов, – повторил Ростов; – он под Молитеном ранен был.
– Кажется, умер. А, Макеев? – равнодушно спросил доктор у фельдшера.
Фельдшер однако не подтвердил слов доктора.
– Что он такой длинный, рыжеватый? – спросил доктор.
Ростов описал наружность Денисова.
– Был, был такой, – как бы радостно проговорил доктор, – этот должно быть умер, а впрочем я справлюсь, у меня списки были. Есть у тебя, Макеев?
– Списки у Макара Алексеича, – сказал фельдшер. – А пожалуйте в офицерские палаты, там сами увидите, – прибавил он, обращаясь к Ростову.
– Эх, лучше не ходить, батюшка, – сказал доктор: – а то как бы сами тут не остались. – Но Ростов откланялся доктору и попросил фельдшера проводить его.
– Не пенять же чур на меня, – прокричал доктор из под лестницы.
Ростов с фельдшером вошли в коридор. Больничный запах был так силен в этом темном коридоре, что Ростов схватился зa нос и должен был остановиться, чтобы собраться с силами и итти дальше. Направо отворилась дверь, и оттуда высунулся на костылях худой, желтый человек, босой и в одном белье.
Он, опершись о притолку, блестящими, завистливыми глазами поглядел на проходящих. Заглянув в дверь, Ростов увидал, что больные и раненые лежали там на полу, на соломе и шинелях.

Четыре места на Земле Пресвятая Богородица взяла под особое Свое покровительство. Это Ее земные жребии, или земные уделы, - Иверия, Афон, Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра и Дивеево.

В письме Императору Николаю I от 7 марта 1854 года «служка Серафимов и Божией Матери» Николай Александрович Мотовилов поясняет: «Благословение Ея для всех сих четырех мест состоит в том, что Она по три часа каждодневно обещалась быть Сама лично в каждом их сих мест - и ни одного из жителей их не допустит до погибели».

Иверия

По вознесении Господа апостолы в Сионской горнице бросили жребий: кому в какую страну идти проповедовать Евангелие. Богоматерь сказала, что и Она желает принять вместе с апостолами жребий и иметь страну, которую изволит дать Ей Сам Бог. Жребий пал на Иверию. Пречистая Богородица с радостью приняла Свой жребий и тотчас, по сошествии Святого Духа в виде огненных языков, хотела идти в Иверскую страну, чтобы проповедовать там слово Божие, но Ангел Божий сказал Ей: «Страна, выпавшая Тебе, просветится впоследствии, и Твое владычество утвердится там; по прошествии некоторого времени Тебе предстоит труд благовестия в земле, в какую направит Тебя Бог». Господь же возвестил Ей волю Свою: «О Матерь Моя, не отвергну жребия Твоего и не оставлю народа Твоего без участия в небесных благах ходатайством Твоим. Но пошли вместо Себя первозванного Андрея в удел Твой».

После этого явления Пресвятая Богородица призвала к Себе апостола Андрея и сказала ему: «Я буду хранительницей жизни людей Иверской страны и, воздевая о них руки к Сыну Моему, буду испрашивать им от Него помощи во всем». Вскоре после этого святой Андрей отправился на проповедь слова Божия, и вера, проповедуемая им, стала укореняться в Иверии. Окончательное же утверждение христианства и объявление ее господствующей религией в Иверии совершилось в начале IV века равноапостольной Ниной, которой Пресвятая Богородица повелела: «Иди в Иверскую страну, в Мой жребий, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь у Него благодать, и Я буду тебе покровительницей».

Афон

В 48 году, Пресвятая Богородица вместе с апостолом Иоанном Богословом, спасаясь от гонений, воздвигнутых Иродом в Палестине, направилась на Кипр, где епископом в то время был воскрешенный Господом четырехдневный Лазарь. Во время морского путешествия они попали в бурю и, спасаясь от непогоды, пристали к берегу Афонской горы, в том месте, где впоследствии была основана Иверская обитель.

Пресвятая Богородица, восхищенная красотой этого места и с благоговением встреченная жителями, обратилась к Сыну Своему, чтобы Он даровал Ей всю Гору Афонскую. Тогда прозвучал глас с небес: «Пусть это место станет Твоим уделом, и садом, и раем, а еще - убежищем для тех, кто жаждет спасения». Проповедь Матери Божией просветила местных жителей, и они приняли святое крещение. «Это место будет Мне от Сына и Бога Моего. Пусть же будет благодать Божия на месте этом и на живущих здесь, с верой исполняющих заповеди Сына Моего. Все необходимое для жизни земной будут иметь они, и не оскудеет к ним милость Сына Моего и Бога до конца века. Этому месту Я буду Заступницей и буду просить о нем перед Богом», - сказала Пречистая.

Сама Царица Небесная дивным образом приводила на Афон подвижников. Первым из них стал преподобный Петр, которому Божия Матерь сказала: «Для служения Богу нет лучшего места, чем гора Афонская, которую Я приняла от Сына Моего и Бога в наследство Себе, чтобы те, которые хотят отойти от мирских хлопот и соблазнов, приходили сюда и служили Богу. Велика любовь Моя к этому месту, и придет время, когда оно из конца в конец, на север и на юг наполнится многими иноками. И если они от всей души будут служить Богу и хранить заповеди Его, то еще здесь, на земле, получат они Мою помощь; Я стану облегчать болезни и труды их, дам возможность иметь все необходимое, ослаблю вражеские брани против них и плод их прославлю во всей поднебесной».

Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра

В первой половине XI века на Афоне, возле монастыря Эсфигмен, подвизался и принял постриг выходец из Киевской Руси монах Антоний, будущий великий преподобный. Матерь Божия открыла игумену монастыря Феоктисту, что Антонию следует идти к себе на родину. В напутствие ему игумен сказал такие слова: «Иди обратно в русскую землю, пусть там живущие через тебя преуспевают и утверждаются в вере христианской, да будет с тобой благословение Святой горы!» Антоний прибыл с Афона в 1013 году. Он ископал пещеру в горе около селения Берестово, но через некоторое время возвратился на Афон. После утверждения в 1019 году на великокняжеском престоле в Киеве Ярослава Мудрого игумену Феоктисту в афонском монастыре Эсфигмен вновь было Божественное откровение о том, что необходимо послать монаха Антония в Русскую землю. Игумен призвал к себе Антония и сказал: «Иди опять в Россию, и да будет с тобой благословение Святой горы! Ибо многие черноризцы от тебя имеют произойти». В 1028 году Антоний вернулся на Русь и поселился в пещере на берегу Днепра, близ города Киева. Там он неустанно молился Богу и постился. К нему стали приходить христиане за благословением и советом. Некоторые из них постриглись в монахи. Так создалась великая Киево-Печерская лавра - Третий Удел Пресвятой Богородицы. Произошло это около 1051 года в правление великого князя Ярослава Мудрого.

Первоначально молитвенная жизнь монастыря сосредотачивалась в пещерах, где помещались и церковь, и трапезная с кельями. Но когда число братии умножилось, в пещерной церковке стало слишком тесно. Тогда преподобный Антоний благословил постройку деревянной церкви на горе. Так образовалась славная обитель, которая была названа Печерской, как основанная над пещерами. Ведя рассказ об этом, летописец замечает, что хотя и существуют многие монастыри, устроенные богатством царей и бояр, однако они не могут сравниться с теми, которые строятся молитвами святых, их слезами, пощением и бдением. Так и преподобный Антоний не имел золота, но своими трудами возрастил обитель, несравнимую с другими, которая явилась первым духовным центром Руси.

Дивеево

Начало Дивеевской общины ознаменовано чудесным участием Матери Божией. Урожденная дворянка Нижегородской губернии Агафия Семеновна Белокопытова вышла замуж за подпоручика Мельгунова, богатого помещика, владевшего имениями в Ярославской, Владимирской и Рязанской губерниях. Вскоре она овдовела, оставшись с младенцем-девочкой. Желая сохранить в чистоте свое вдовство, Агафия Семеновна оставила мир и посвятила себя иноческой жизни в киевском Флоровском монастыре. Однажды после полунощной молитвы Агафия Семеновна сподобилась в тонком видении увидеть Пресвятую Богородицу и услышать от Нее следующее: «Это Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою. Не здесь хочу Я, чтоб ты окончила жизнь свою. Но как Я раба Моего Антония вывела из Афонского Жребия Моего, Святой горы Моей, чтоб он здесь, в Киеве, основал новый Жребий Мой, лавру Киево-Печерскую, так тебе ныне глаголю: изыди отсюда и иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих. И будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную великую обитель Мою. Иди же, раба Моя, в путь, и благодать Божия, и сила Моя, и благодать Моя, и милость Моя, и щедроты Мои - да будут с тобою!»

Посоветовавшись с киевскими старцами, Агафия Семеновна оставила Флоровский монастырь и пошла на север. Обходя многие места и монастыри, она направилась к Сарову. Это было около 1760 года. За двенадцать верст от монастыря, в селе Дивеево Нижегородской губернии Ардатовского уезда, она присела отдохнуть возле небольшой деревянной церкви и в дремоте сподобилась вторичного видения Богоматери. «Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России...- сказала Пресвятая Богородица матушке Александре.- И вот здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе: живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих. И Я всегда буду с тобою, и всегда буду посещать место это, и в пределе твоего жительства Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете. Это Четвертый Жребий Мой во вселенной. И как звезды небесные и как песок морской умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих; и благодать Святого Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных, с малыми трудами человеческими, не оскудеют от этого места Моего возлюбленного».

Четыре Удела Пресвятой Богородицы

В православном предании Удел (Жребий) Богородицы это святая земля, которая находится под Ее особенным покровительством. На Земле известны 4 места: Иверия (Грузия), Святая Гора Афон (Греция), Киево-Печерская Лавра (Украина) и Серафимо-Дивеевский монастырь (Россия).

В письме Императору Николаю I от 7 марта 1854 г. «служка Серафимов и Божией Матери» Николай Александрович Мотовилов писал: «Благословение Ея для всех сих четырех мест состоит в том, что Она по три часа каждодневно обещалась быть Сама лично в каждом их сих мест - и ни одного из жителей их не допустит до погибели».
Источники говорят нам, что в 44 году н.э., когда Ирод Агриппа начал преследовать христиан: обезглавил апостола Иакова(брата апостола Иоанна Богослова), заключил в темницу апостола Петра, святые апостолы, с соизволения Богоматери, признали за лучшее оставить Иерусалим. И чтобы решить куда им направляться для проповеди христианства,кинули жребий. Богородице достались земли Иверии. Когда Богоматерь была уже готова отправиться в путь Ей явился Ангел Божий и сказал: «Страна, выпавшая Тебе, просветится впоследствии, и Твое владычество утвердится там; по прошествии некоторого времени Тебе предстоит труд благовестия в земле, в какую направит Тебя Бог». Господь же возвестил Ей волю Свою: «О Матерь Моя, не отвергну жребия Твоего и не оставлю народа Твоего без участия в небесных благах ходатайством Твоим. Но пошли вместо Себя первозванного Андрея в удел Твой». После этого явления Пресвятая Богородица призвала к Себе апостола Андрея и сказала ему: «Я буду хранительницей жизни людей Иверской страны и, воздевая о них руки к Сыну Моему, буду испрашивать им от Него помощи во всем». Вскоре после этого святой Андрей отправился на проповедь слова Божия, и вера, проповедуемая им, стала укореняться в Иверии.

Главной святыней Грузии и всего христианского мира является Риза Господа нашего Иисуса Христа, которая хранится в храме Светисцховели (Животворный столб), кафедральном патриаршем соборе Грузинской православной церкви в г. Мцхета. Когда-то Мцхета был древней столицей Грузии, колыбелью христианства, историческим местом просветительской деятельности Святой равноапостольной Нины. Благодаря этому Мцхета - называют Вторым Иерусалимом.

Афон (Греция)
Вторым уделом Пресвятой Богородицы стал Афон. Когда в 48 году Божия Матерь отправилась на остров Кипр навестить святого Лазаря, воскрешенного Господом, поднялся сильный ветер. Бурей корабль был отнесен к берегу Афонской горы, населенной язычниками. Пресвятая Дева, видя в этом указание воли Божией на данный Ей Жребий на земле, вышла на берег и возвестила язычникам евангельское учение. Впоследствии здесь была основана Иверская обитель.

Пресвятая Богородица, восхищенная красотой этого места обратилась к Сыну Своему, чтобы Он даровал Ей всю Гору Афонскую. Тогда прозвучал глас с небес: «Пусть это место станет Твоим уделом, и садом, и раем, а еще - убежищем для тех, кто жаждет спасения». Проповедь Матери Божией просветила местных жителей, и они приняли святое крещение. Сама Царица Небесная дивным образом приводила на Афон подвижников. Первым из них стал преподобный Петр, которому Божия Матерь сказала: «Для служения Богу нет лучшего места, чем гора Афонская, которую Я приняла от Сына Моего и Бога в наследство Себе, чтобы те, которые хотят отойти от мирских хлопот и соблазнов, приходили сюда и служили Богу. Велика любовь Моя к этому месту, и придет время, когда оно из конца в конец, на север и на юг наполнится многими иноками. И если они от всей души будут служить Богу и хранить заповеди Его, то еще здесь, на земле, получат они Мою помощь; Я стану облегчать болезни и труды их, дам возможность иметь все необходимое, ослаблю вражеские брани против них и плод их прославлю во всей поднебесной».

Перед отплытием с Афона Богородица благословила народ и сказала: «Се в жребий Мне бысть Сына и Бога Моего! Божия благодать на место сие и на пребывающих в нем с верою и со страхом и с заповедями Сына Моего; с малым попечением изобильно будет им вся на земле, и жизнь небесную получат, и не оскудеет милость Сына Моего от места сего до скончания века, и аз буду тепла заступница к Сыну Моему о месте сем и о пребывающих в нем».

Киев (Украина)
О Третьем Уделе Пресвятой Богородицы – Киево-Печерской Лавре, летопись рассказывает так. В XI веке на Афоне подвизался монах Антоний. Уроженец Черниговского княжества он горя желанием увидеть места земной жизни Иисуса Христа, сначала посетил Палестину, а на обратном пути принял пострижение на Афоне, где прожил несколько лет близ монастыря Эсфигмен. Матерь Божия открыла игумену монастыря Феоктисту, что новопостриженному Антонию следует идти к себе на родину, в Киевскую Русь. В напутствие ему игумен сказал такие слова: «Иди обратно в русскую землю, пусть там живущие через тебя преуспевают и утверждаются в вере христианской, да будет с тобой благословение Святой горы». Антоний прибыл с Афона в 1013 году. Он выкопал пещеру в горе около селения Берестово, но через некоторое время возвратился на Афон. После утверждения в 1019 году на великокняжеском престоле в Киеве Ярослава Мудрого игумену Феоктисту в афонском монастыре Эсфигмен вновь было Божественное откровение о том, что необходимо послать монаха Антония в Русскую землю. Игумен призвал к себе Антония и сказал: «Иди опять в Россию, и да будет с тобой благословение Святой горы! Ибо многие черноризцы от тебя имеют произойти». В 1028 году Антоний вернулся на Русь и поселился в пещере на берегу Днепра, недалеко от Киева. Там он неустанно молился Богу и постился. К нему стали приходить христиане за благословением и советом. Некоторые из них постриглись в монахи. Так начала образовываться великая Киево-Печерская лавра. Когда число насельников достигло ста человек, с благословения Антония братия построила на горе первую деревянную церковь Успения Пресвятой Богородицы. При строительстве церкви был обретён один из древнейших нерукотворных образов Богородицы. Читая летописи, тех времен замечаешь, что хотя и существуют многие монастыри, устроенные богатством царей и бояр, однако они не могут сравниться с теми, которые строятся молитвами святых, их слезами, пощением и бдением. Так и преподобный Антоний не имел золота, но своими трудами взрастил обитель, несравнимую с другими, которая явилась первым духовным центром Руси. Житие Антония повествует, что он обладал даром чудотворения и исцелял больных. Последние годы жизни он провёл в уединении, устранившись от управления монастырём. Умер Антоний 7 мая 1073 года. Мощи преподобного находятся под спудом (то есть не обретены и по сей день).

Дивеево (Россия).
Начало Четвертого Удела Пресвятой Богородицы было положено в Киеве. Около 1758 года прибыла в Киев богатая рязанская помещица Агафья Семеновна Мельгунова. В возрасте моложе 30 лет она лишилась мужа и решила посвятить свою жизнь Богу. В Киево-Флоровском монастыре она приняла монашеский постриг с именем Александры и проводила жизнь в посте и молитве под руководством старцев Киево-Печерской Лавры. Однажды после полунощной молитвы Агафия Семеновна сподобилась в тонком видении увидеть Пресвятую Богородицу и услышать от Нее следующее: «Это Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою. Не здесь хочу Я, чтоб ты окончила жизнь свою. Но как Я раба Моего Антония вывела из Афонского Жребия Моего, Святой горы Моей, чтоб он здесь, в Киеве, основал новый Жребий Мой, лавру Киево-Печерскую, так тебе ныне глаголю: изыди отсюда и иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих. И будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную великую обитель Мою. Иди же, раба Моя, в путь, и благодать Божия, и сила Моя, и благодать Моя, и милость Моя, и щедроты Мои - да будут с тобою». С благословения старцев Киево-Печерской Лавры, признавших видение истинным, мать Александра отправилась на север России. Обойдя многие места и монастыри, она направилась к Сарову. Это было около 1760 года. За двенадцать верст от монастыря, в селе Дивеево Нижегородской губернии, она присела отдохнуть возле небольшой деревянной церкви и в дремоте сподобилась вторичного видения Богоматери. «Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России...- сказала Пресвятая Богородица матушке Александре - И вот здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе: живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих. И Я всегда буду с тобою, и всегда буду посещать место это, и в пределе твоего жительства Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет, и не будет никогда во всем свете. Это Четвертый Жребий Мой во вселенной. И как звезды небесные и как песок морской умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих, и благодать Святого Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных, с малыми трудами человеческими, не оскудеют от этого места Моего возлюбленного».
На этом месте была основана Дивеевская община, впоследствии ставшая Серафимо-Дивеевским монастырём.

Особая роль отведена России и в Фатимском пророчестве. Трем детям, одна из которых была пастушка Лусия Сантуш, которая впоследствии стала монахиней, три раза являлась Богородица. Тайну третьего пророчества им было не велено не открывать до 1960 года. И только в 2000 году пророчество огласил Папа Римский Иоанн Павел II. Согласно оглашенному Папой пророчеству, Богородица явила ужасающую картину – будто простые верующие, святые отцы и епископы поднимаются на холм, на котором стоит крест, и под шквалом стрел и пуль гибнут там. Избежать третьей мировой войны (а судя по описанному - это именно она) можно в том случае, если наша страна обратиться к Пренепорочному сердцу Богородицы. Есть предположение, что какую то часть пророчества Папа не решился открыть. Но и его мнение, как человека много раз беседовавшего с матерью Лусией, лишь обращение к России может избавить от беззакония и атеизма, решить все мировые проблемы и завершить войны.

15 марта 1917 года в день отречения Царя-Мученика Николая 11 от Престола произошло явление Державной иконы Божией а. Согласно церковному преданию, этот чудотворный образ Пресвятой Богородицы имеет особое промышление о конечных судьбах мира. Его эсхатологическое значение состоит в том, что Богоматерь является тем самым апокалипсическим «удерживающим», который хранит мир до времени пришествия антихриста. Для России «Державный» образ является судьбоносным, поскольку в лице этой иконы Сама Матерь Божия приняла на Себя преемство власти Российской державы, став духовной Самодержицей нашей страны и охранительницей Престола для будущего Помазанника Божия. Образ является также залогом прощения русского народа, который через неисчислимые страдания, кровь и слезы должен прийти к покаянию.
Обретение иконы совершилось чудесным образом. Одной женщине, крестьянке Бронницкого уезда, деревни Починок, Евдокии Андриановой, проживавшей в слободе Перерве, в феврале 1917 г. были два сновидения. В ночь на 13-е февраля 1917 г. Андрианова услышала таинственный голос, повелевавший ей отправиться в село Коломенское и найти большую черную икону, которую нужно было вымыть, сделать «красной» и, как указывал голос, «пусть молятся», так как великое испытание, попускаемое Богом, идет на весь русский народ. После молитвы благочестивой женщины о получении более ясных указаний воли Божией ночью 26-го февраля ей приснилась белая церковь,в которой величественно восседала Царица Небесная. Она сказала женщине: «Сейчас Я Сама взяла державу и скипетр в Свои руки, а с иконой Державной посылаю Свою особую Благодать и Силу. Эта икона не спасает от испытаний,так как испытания нужны,чтобы пробудить духовную сторону в людях, но кто во время испытаний будет с верой молиться у этой иконы, тот будет спасаем».

2-го марта крестьянка Андрианова, подготовившись к исповеди и св. причащению,отправилась из Перервы к настоятелю белой церкви в село Коломенское. При виде Вознесенского храма Евдокия сразу узнала в нем церковь, которую видела во сне. Настоятель о. Николай Лихачев сначала отнесся с недоверием к ее рассказу, но, уступая настояниям крестьянки, привел ее в церковь и показал все старинные иконы Богоматери, находившиеся в храме, но ни в одной из них Андрианова не нашла сходства с образом из своего сновидения. Тогда по совету одного прихожанина, случайно зашедшего в церковь, о. Николай продолжил поиски иконы в подсобных помещениях храма - на колокольне, на лестнице и в церковном подвале. В последнем, среди старых досок, тряпок и рухляди, и была обретена большая черная икона. Когда ее промыли от многолетней пыли, то всем присутствующим представилось изображение Божией Матери в образе земной Царицы, величественно восседающей на царском троне с благословляющим Богомладенцем на коленях. Богородицы была представлена в красной порфире,с короной на голове и скипетром и державой в руках. Лик Богоматери был необычайно строг и скорбен. Новая икона Божией Матери сразу получила название «Державной».
Обратиться к России - это обратиться к Богородице. Если ваши помыслы чисты, а вера крепка, вас услышат.



Вверх