Мощи Киево-Печерской Лавры. Ближние пещеры. Ближние пещеры Киево-Печерской лавры: описание, история и интересные факты

В самом центре Киева находится большой монастырь - Успенская Киево-Печерская Лавра. На склоне Днепра расположились красивые храмы, величественные постройки, прекрасные сады и дорожки, вымощенные старинным камнем. Но самое сердце монастыря кроется… под землей. Ведь недаром его называют Печерским, то есть, говоря современным языком, - пещерным.

Внизу, под высокими днепровскими холмами скрывается лабиринт из узких (не разминуться и двум людям) коридоров. Зайти сюда может любой желающий. Правда, стоит прихватить с собою свечку, ведь там, внизу, очень темно, а местами царит абсолютный мрак.

Здесь, в пещерах, и хранится до сих пор самое главное сокровище Лавры. Только это не золотые монеты, не драгоценные камни, и не дорогая церковная утварь. Это святые люди. Вдоль стен на протяжении всего подземного лабиринта покоятся мощи (Мощи - это тела праведных людей, которые после смерти часто остаются нетленными, то есть такими же, какими они были при жизни. - Ред.) киевских святых - от IX до XX века. Почти все они при жизни были связаны с Киево-Печерской Лаврой.
Но самые первые из них прославились еще до Крещения Руси…

Святые викинги

В самом центре древнего Киева шумит толпа. Воины, приближенные князя, простые горожане и, конечно, жрецы - служители древнерусских богов - Перуна и Велеса. Люди обступили крепкий деревянный дом и гневно кричат что-то хозяину, стоящему в дверях, но приблизиться не решаются. Слишком хорошо знают, на что он способен с мечом в руках.
Хозяин дома - Тур - сам родом из викингов, или, как их тогда называли, варягов - суровых воинов с холодных берегов Балтийского моря. С детства привыкшие сражаться, они не дорожили в бою собственной жизнью, наводя на врагов ужас своей отчаянностью. Вот и сейчас, как бы ни кипели гневом осаждающие, но подойти ко входу в дом все же никто не рискнул.
А причина их ярости в том, что княжеский дружинник и искусный воин пошел даже не против князя… Против богов!
Конечно, в последнее время среди жителей Киева стало появляться все больше христиан, даже бабушка нынешнего князя Владимира - княгиня Ольга, была христианкой. Да и брат князя, говорят, тоже веровал во Христа. Но теперь ослабевшая было языческая вера вновь набирает силу! Сам князь Владимир приложил к этому руку. По его приказу в центре города воздвигли идол верховного бога Перуна, а жрецы заговорили о старых традициях: пора по-настоящему задобрить богов и принести им в жертву человека.
Летопись сохранила до наших дней рассказ о том событии: «И сказали старцы и бояре: „Бросим жребий на отроков и девиц, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам“».
Жребий выпал сыну княжеского дружинника, варяга Тура. Все ждали, что он не станет противиться такому решению. Варяги ведь особо почитают богов, их боги - Тор и Один - воинственны и беспощадны. Того же требуют и от всех, кто поклоняется им. А потому никакой варяг не откажется от такой чести - принести в жертву своего наследника, если боги этого потребуют…
Но услышав о том, что его сыну, Иоанну, выпал жребий, Тур лишь рассмеялся:
- Не боги это, а дерево. Нынче есть, а завтра сгниет. Есть лишь один Бог. Он сотворил небо и землю, звезды, луну и солнце. Человека тоже сотворил Он и предназначил ему жить на земле. А эти боги что сотворили? Они сами сотворены. Не дам сына моего бесам.
Вот это новость! Неужели бесстрашный воин-варяг - христианин? Конечно, он долгое время прожил
в Византии, служил там в армии императора, где многие варяги принимали христианство… Но как-то все же не верится. Хотя чего тут удивляться: ведь Тур принял новое, христианское имя - Феодор, да и сына крестил христианским именем Иоанн.
Толпа идет на штурм. Раз, другой… Но отец с мечом в руках не подпускает штурмующих к сыну. Кто тут рассказывал, будто христианство - вера слабаков? Феодор принял решение пожертвовать собой: либо защитить своего сына, либо погибнуть вместе с ним. И в честном бою его непросто было одолеть даже толпе.
Пришлось идти на хитрость… Дом Феодора стоял на столбах. Враги подрубили их, и дом обрушился, похоронив под собою двух варягов - отца и сына, ставших первыми христианскими мучениками Руси.
А где же был в то время киевский князь Владимир? Об этом ничего не известно. Но героическая смерть его верного воина, не отдавшего сына на растерзание жрецам, наверняка потрясла князя. Все чаще и чаще начал задумываться князь о выборе другой веры, об отказе от кровавых жертв. Однако прошло еще около десяти лет, прежде чем этот выбор был сделан. Князь Владимир сам принял крещение, а после собственноручно срубил идол Перуна, сбросив его в Днепр. На месте гибели Феодора и Иоанна в знак покаяния он построил первую в Киеве церковь, названную Десятинной…
В начале двадцатого века в центре города проводились раскопки. Киев много раз разрушали, город горел - со времен князя Владимира почти ничего даже из каменных построек не сохранилось. Не стало и Десятинной церкви. А вот разрушенный фундамент того простого деревянного дома на столбах археологи нашли сохранившимся.
Может быть, совпадение, а может, и что-то большее. Ведь и мощи его хозяев, святых викингов Феодора и Иоанна, тоже по сию пору покоятся в пещерах Киевской Лавры.

Мученическая кончина святых Феодора Варяга и сына его Иоанна


Святой равноапостольный князь Владимир

Антоний - отец русского монашества

Прошло еще несколько десятилетий. И вот - шумит Киев на берегу Днепра. Теперь он столица Руси, один из самых больших и могущественных городов Европы. Совсем немного
времени прошло с того дня, когда князь Владимир срубил идол Перуна, но как много изменилось!
Нет больше кровавых жертвоприношений, зато строятся первые христианские храмы. И вот удивительное дело: вслед за новой верой из Византии пришли и ученые люди, принесшие на Русь письменность, а следом архитекторы, иконописцы… Не только церковное искусство - даже простые ремесла и те стали развиваться куда быстрее.
Город изменился буквально на глазах. Все чаще в нем можно увидеть заморских гостей, приехавших посмотреть на новый Киев. Но вот среди толпы приезжих греков - монах-славянин. По всему видно - местный. Только сильно загорел на южном солнце.
И действительно, монах Антоний родился даже севернее Киева, в местечке Любеч. А загорел так, потому что много путешествовал по южным странам. Еще в молодости отправился в Палестину, посмотреть места земной жизни Иисуса Христа. А потом, возвращаясь обратно, остановился в греческом монастыре на Афоне, принял там постриг и хотел уже остаться навсегда. Но опытный монах, его духовный наставник велел Антонию вернуться на родину.
На Афоне монахов и так немало, монашеская жизнь кипит. А вот на Руси монастырей еще почти нет. Там-то и предстояло потрудиться Антонию.
В шумном Киеве он не остался, но и далеко отходить от столицы не стал. Местом для своего уединения и монашеского подвига выбрал себе холм, где и поныне возвышается основанная им Киево-Печерская Лавра… Вот только уединения не получилось.

Преподобный Антоний Печерский
Хотя Антоний никого и не звал с собой, но люди приходили к нему сами. Когда их стало двенадцать, построили первую церковь. Потом создали монастырь. Правда, быть его настоятелем Антоний не захотел, попросил избрать кого-то еще из братьев. А позже, когда монахов стало больше, попытался вновь уединиться. Ушел на соседний холм и выкопал новую пещеру. Да только и там вокруг него вновь стали селиться ученики…
Удивительно, но сегодня среди множества святых, чьи мощи покоятся в Лавре, нет ее основателя и отца всего русского монашества - Антония. Всю жизнь мечтавший об уединении, преподобный смог, наконец, получить его только после своей кончины. Чувствуя, что его час близок, Антоний собрал братьев, попрощался с ними и попросил не выставлять его мощи для поклонения.
Потом зашел в свою келью - и земля осыпалась за ним, полностью завалив проход.
Хотя все приблизительно знают, где располагалась келья, но даже в наше время настырным археологам так и не удалось раскопать ее и потревожить святого основателя Лавры.


Чудеса каждый день

Пасхальным утром монах Дионисий, следивший за монастырскими пещерами, вошел в одну из наиболее отдаленных. Здесь были погребены скончавшиеся насельники монастыря, от того и место то называли - Община.
- Отцы и братья, Христос воскрес! Сегодня Великий день, - громко произнес Дионисий.
- Воистину воскрес Христос! - неожиданно раздался дружный хор громовых голосов, шедший из могил.
Так кто же сказал, что монахи - все мрачные и угрюмые люди? Вот, даже и в смерти своей они умеют радоваться жизни. И таких примеров в древней книге, посвященной киевским монахам, - Киево-Печерском патерике - немало. Ведь жить в уединении и носить бедную одежду вовсе не означает обрекать себя на непрерывную скорбь…
Вот преподобный Прохор получил от братьев монастыря прозвище Лебедник, потому что не ел ничего, кроме лепешек из лебеды, которые готовил себе сам. Братья удивлялись: лебеду невозможно есть! Она горькая! Но отец Прохор сам собирал ее, сам толок в муку,
сам готовил себе лепешки.
Как он страдает ради веры и поста, восхищались братья. Но через несколько лет начался голод, пшеничной муки стало не хватать на всех, и отец Прохор принялся угощать своими лепешками других. Тут-то и оказалось, что они… сладкие и очень даже вкусные! Как так? В чем секрет Несколько ушлых братьев незаметно взяли часть лепешек, считай, украли. Надеялись узнать получше их состав, но ничего у них не вышло. Краденые лепешки, как и положено лебеде, оказались горькими как полынь.
Чудо? А может, опять совпадение? Одно братья поняли - вся эта история не случайна. Покаялись перед отцом Прохором, он простил незадачливых воришек и угостил их этими же лепешками, которые они принесли ему обратно. И опять они вкусными показались, как никогда. Без горького привкуса плохого поступка.

Вся правда об Илье Муромце

Монаху не пристало выделяться из толпы и бахвалиться своими достижениями: для того и даны им простые одинаковые одежды. На монастырской службе все стоят рядом, как солдаты во время парада, в полумраке храма трудно отличить одного от другого. Лишь один выделяется из толпы, но уж тут ничего не поделаешь. На голову выше всех остальных, огромный и крепкий, как былинные богатыри, да он и есть бывший богатырь, ушедший с воинской службы и принявший монашество. Илья по прозвищу Чоботок. Поговаривают: как-то однажды враги застали его, когда он надевал сапоги-чоботы, так он даже одним сапогом смог защититься от их мечей. То ли он из далекого Мурома, то ли из Моровска, что под Черниговом, - это куда ближе от Киева… Точно неизвестно, но еще одно прозвище пристало к нему со временем крепко - Муромец.

Илья Муромец
Когда-то он славно сражался - все тело в ранах. Но никогда не было в нем злобы и жажды крови. Славе великого ратника и воинским чинам он на старости лет предпочел смиренное служение монаха. Теперь у него новое поле боя - собственная душа…
В наши дни нам немного известно о реальной жизни великого богатыря. Одно можно сказать точно: еще при жизни славился он не только военными подвигами, но и монашескими добродетелями - смирением, молитвой. Недаром после кончины его стали почитать как Божьего угодника, а чуть позже причислили к лику святых как преподобного Илию Печерского, или же Илию Муромца.
В советские безбожные годы старались лишний раз не упоминать о том, что у былинного богатыря был реальный прототип, чьи мощи хранятся в Киево-Печерской Лавре. Но именно тогда начались научные исследования, которые позволили подтвердить церковное предание.
Реконструкция внешности, исследование прижизненных ран, сложные анализы на определение возраста мощей… Все это подтвердило: действительно, преподобный Илия Муромец жил в XI-XII веках, действительно, он был выше всех современников - 177 сантиметров. Таким ростом сейчас не удивишь, но в то время средний рост был не более 165 см. Да и телосложение было у Илии весьма могучим.
Более того, как и говорится в былинах, Илия действительно долгое время не мог ходить - страдал болезнями ног. Зато потом прославил себя в битвах, о чем свидетельствуют многочисленные раны. Преподобного Илию на иконе изображают как монаха, опершегося на меч. Воин-богатырь, ставший воином духа.


Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий.

Первый мученик революции

Поздним холодным январским вечером 1918 года несколько людей с оружием в руках вывели из ворот Лавры человека в монашеском облачении. Их предводитель в матросской бескозырке чувствовал свою безнаказанность. Кто ему помешает? Кто теперь в городе власть?
Вот уже почти год как свергли царя, бывшая Российская империя все больше увязала в страшной
гражданской войне, где по разные стороны предстояло оказаться соседям, друзьям и даже ближайшим родственникам.
Вот и предводитель людей с оружием, забравший из Лавры человека в монашеском облачении, тоже надел бескозырку - хочет походить на революционного матроса. Или он действительно матрос? Или просто бандит, решивший прикинуться представителем новой власти? Сегодня вряд ли можно это узнать точно.
Все смешалось в то смутное время. Но человек в монашеском облачении идет спокойно. Это - митрополит Киевский Владимир. И ему не привыкать смотреть в глаза смерти. Помнится, был он епископом в Самаре, и когда весь город прятался по домам во время страшной холерной эпидемии, владыка Владимир лично ходил исповедовать людей, умиравших в холерных бараках. Потом в Тифлисе (Так раньше называлась столица Грузии - Тбилиси. - Ред.), когда при похожей эпидемии он устраивал в храмах столовые для нуждающихся, на него бросился с ножом какой-то безумец. Разве он испугался и решил отказаться от своего служения, посмотрев тогда в глаза смерти?
Нет. Уже после, будучи митрополитом Московским, он лично проповедовал среди рабочих, не боясь спорить с воинственными революционными агитаторами.
А сейчас его ведут вдоль лаврской стены по ночной и холодной улице. Видимо, пришло его время…
На следующий день, 26 января, всюду, даже в большевистской газете «Известия» появится сообщение о трагедии. «От рук неизвестных лиц» убит Киевский митрополит Владимир (Богоявленский). Считается, что Киевский митрополит сталпервым священнослужителем, убитым в годы революции и Гражданской войны. Впереди страну ждали непростые годы. Тысячам людей Церкви предстояло пострадать за свою веру. Многие из них так же, как и митрополит Владимир, были затем причислены к лику святых…
Но смерть их не была бессмысленной, ведь теперь все они молятся за нас на Небесах. И гибель первого мученика революции тоже была не напрасна, как не напрасна была когда-то гибель варягов Феодора и Иоанна.
Несмотря на все усилия, в смутном двадцатом веке не удалось разрушить Лавру. Не удалось разрушить и Церковь. Вопреки воле убийц смерть владыки Владимира лишь укрепила в христианах их веру. Почему?
Наверное, потому, что кроме злой человеческой воли в нашем мире действует еще и добрая воля всемогущего Бога.
***
Киево-Печерская Лавра много раз терпела различные напасти. Так, через полвека после кончины знаменитого Илии Муромца татаро-монголы вторглись в пределы русских земель. Князья, увлеченные борьбой друг с другом, не смогли им противостоять, и в 1240 году Киев и Лавра были разрушены.
Казалось, монастырю пришел конец, ведь храмы сожжены, а почти все монахи убиты. Но нет! Постепенно вновь возродилась здесь жизнь, вновь собрались рассеянные по земле братья, пришли и новые люди.
Потом еще не раз Лавру сжигали и грабили. Но она пережила все. И борьбу между Польшей и Москвой. И очередные нашествия на Киев, которых было немало.
Были в ее истории времена расцвета, были времена упадка. Но даже в тяжкие годы здесь всегда были люди, которые помнили, для чего пришли в монастырь. И всегда находилось здесь место монашескому подвигу. Начало которому почти тысячу лет назад положил загоревший под южным солнцем монах по имени Антоний.

Удивительная по своей красоте Киево-Печерская Лавра с золотыми куполами возвышается на холмах правого берега реки Днепр и является колыбелью монашества на Руси, твердыней православной веры.

История Киево-Печерской Лавры

История Лавры неразрывно связана с Дальними и Ближними пещерами. Существует разные мнения о том, когда именно преподобный Антоний заселился в одну из Варяжских пещер, которые нынче составляют часть Дальних пещер. Большинство специалистов относят это событие к 1051 г. Именно эту дату и начали считать годом основания Киево-Печерской Лавры.

После того как преподобный Антоний собрал вокруг себя 12 иноков, начали появляться новые келии и перестраиваться Дальние пещеры Киево-Печерской Лавры.

Однако преподобный Антоний всегда стремился к уединению, поэтому переселился на другой склон, назначив в 1057г. старейшиной братии преподобного Варлаама. Там Антоний выкопал себе новую подземную келью. Сейчас это Ближние пещеры Киево-Печерской Лавры. Колокольня Киево-Печерской Лавры

Большая колокольня, расположенная около дома настоятеля Лавры, была сооруженная в 1731-1745 годах. Колокольня представлена в виде восьмигранной четырехъярусной башни, украшенной позолоченным куполом. Ее высота вместе с крестом приближается к ста метрам. Если подняться на колокольню по 374 ступеньке, можно увидеть всю красоту с высоты птичьего полета.

Каждую четверть часа мелодичный звон башенных часов напоминает о скоротечности земной жизни и времени, отведенного людям для покаяния и добрых дел.

Мощи Киево-Печерской Лавры

В Ближних пещерах покоится более 120 открытых мощей, а многие до сих пор спрятаны и имена этих праведников неизвестны. Известным святым, к которому часто приходят поклониться,является Илья Муромец. Любопытно, но в пещерах Лавры его тело полностью сохранилось, впрочем, как и остальных святых. Рядом лежат мощи мальчика-младенца из семьи язычников. Его принес в жертву князь Владимир за пять лет до крещения Руси. Позже мощи ребенка поместили в пещеры, и сейчас бездетные пары просят около святых останков прибавления в семье.

Не прекращается паломничество в Киево-Печерскую Лавру к мощам легендарного врача Агапита, который спас самого Владимира Мономаха. Сердце Лавры занимают мощи Антония Печерского, основателя монастыря.

Иконы Киево-Печерской Лавры

Паломники, приезжающие в Лавру со всего мира, уверены, что ее лики исцеляют от любых болезней. Например, икона Пантелеймона с частичкой мощей помогает прозреть слепым, выздороветь онкобольным. Она избавляет от болезней почек, крови, сердечно - сосудистой системы.

Икона Божьей Матери «Печерская похвала» содержит фрагменты мощей Печерских святых. Она избавляет от болезней крови и эндокринной системы.

О даровании детей обращаются к святому младенцу Иоанну (мощи в Ближних пещерах) и святым праведным Иоакиму и Иоанну (мощи в Дальних пещерах).

Иконописная мастерская Киево-Печерской Лавры реставрирует и изготавливает высококачественные иконы в разных техниках (темпера, масло, минеральные пигменты). Здесь трудятся миряне, послушники и монахи.

Есть на территории Киево-Печерской Лавры Музей микроминиатюр, Музей книгопечатания, Музей музыкального, театрального искусства и киноискусства, Музей украинского народного искусства, Музей исторических драгоценностей.

На киностудии им. Довженко украинскими документалистами был снят фильм-размышление «Тайны Киево-Печерской Лавры». Эта интересная лента повествует о величайшей Святыне, которая постоянно возрождается, несмотря ни на что.

I. Упоминаются во 2-й Кассиановской редакции «Патерика», подвизались и погребены в Лавре:


А) Феодосий игумен (мощи почивали в Дальних пещерах; в 1091 г. обретены и перенесены в престольный лаврский храм, где в 1240 г. укрыты под спудом);


Б) Остальные Святые этой группы почивают в Ближних пещерах:


2. Антоний (под спудом)
3. Варлаам игумен (ум.ок. 1065)
4. Никон игумен (ум.1088)
5. Нестор-Летописец (ум.ок. 1114)
6. Алипий иконописец (ум.ок. 1114)
7. Агапит врач (ум.ок. 1095)
8. Дамиан пресвитер, врач (ум.до 1074)
9. Онисифор пресвитер, прозорливый (ум.XII)
10. Иеремия прозорл. (ум.ок. 1070)
11. Матфей прозорл. (ум.ок. 1088)
12. Исаакий затворник (ум.кон. XI)
13. Лаврентий затв. (ум.XII)
14. Афанасий затв. (ум.ок. 1176)
15. Григорий чудотворец (ум.1093)
16. Моисей Угрин (т.е. Венгр; ум.XI)
17. Иоанн Многострадальный (ум.ок. 1160)
18. Пимен Многоболезненный (ум.1110)
19. Прохор Лебедник (ум.1107; прозвище получил за то, что раздавал бедным хлеб, который делал из лебеды и молитвой претворял его в сладкий)
20. Марк Пещерник-Гробокопатель (ум.XII)
21. Феофил слезоточивый (ум.XII)
22. Иоанн, брат Феофила (в рукописном «Патерике» не назван по имени; ум.XII)
23. Василий преподобномуч. (ум.1098)
24. Феодор преподобномуч. (ум.1098)
25. Евстратий преподобномуч. (ум.1097)
26. Кукша священномуч. (ум.XII)
27. Спиридон просфорник (ум. XII)
28. Никодим просфорник (ум. XII)
29. Пимен постник (ум. XII)
30. Никон Сухой (ум. нач. XII; тело иссохло от ран, полученных в половецком плену)
31. Николай Святоша (в миру номинальный князь Черниговский Святослав; ум. 1143)
32. Еразм (ум. XII)
33. Арефа (ум. XII)
34. Тит пресвитер (ум. XII)
35. Поликарп архимандрит (ум. 1182)
36. Ефрем, еп. Переяславский (ум. кон. XI)
37. Нифонт, еп. Новгородский (ум. 1156)
38. Симон, еп. Владимиро-Суздальский (ум. 1226)
39-50. 12 братий зодчих и иконописцев, строивших и украшавших престольный лаврский храм (в рукописном «Патерике» не указывается точное их число).


II. Не упоминаются во 2-й Кассиановской редакции, подвизались и погребены в Лавре:


БЛИЖНИЕ ПЕЩЕРЫ:


51. Авраамий трудолюбивый
52. Авраамий затв.
53. Алексий затв.
54. Анастасий диакон
55. Анатолий
56. Григорий иконописец
57. Елладий затв.
58. Илия Муромец (воин, прототип героя былин)
59. Исаия чудотворец
60. Иоанн постник
61. Лука эконом
62. Макарий
63. Нектарий
64. Онисим затв.
65. Онуфрий молчаливый
66. Савва
67. Сергий послушливый
68. Сильвестр
69. Сисой затв.
70. Феофан постник
71. Феофил затв.
72. Дионисий, архиеп. Суздальский (1385; постриженник Лавры; мощи либо скрыты, либо встревожены при вражеских нашествиях).


ДАЛЬНИЕ ПЕЩЕРЫ:


73. Агафон чудотворец
74. Ахила диакон
75. Аммон затв.
76. Анатолий затв.
77. Арсений трудолюбивый
78. Афанасий затв.
79. Вениамин
80. Геронтий канонарх
81. Григорий чудотворец
82. Дионисий затв.
83. Евфимий схимник
84. Владимир Свящснномученик, митрополит Киевский (ум. 1918; мощи почивали в Крестовоздвиженской церкви на Ближних пещерах, в 1992 г. обретены и перенесены в Дальние)
85. Захария постник
86. Зинон постник
87. Игнатий архимандрит (ум. XV)
88. Илларион схимник
89. Ипатий врач
90. Иосиф Многоболезненный
91. Кассиан затв.
92. Лаврентий затв.
93. Леонтий канонарх
94. Лонгин вратарь
95. Лукиан мученик (ум. XIII)
96. Макарий диакон
97. Мардарий затв.
98. Мартирий диакон
99. Мартирий затв.
100. Меркурий постник
101. Моисей чудотворец
102. Нестор Некнижный
103. Павел послушливый
104. Паисий
105. Памва затв.
106. Панкратий иеромонах
107. Пафнутий затв.
108. Пимен постник
109. Пиор затв.
110. Руф затв.
111. Силуан схимник
112. Сисой схимник
113. Софроний затв.
114. Тит воин (принял иночество)
115. Феодор молчаливый
116. Феодор, князь Острожский (принял иночество; ум. XV)
117. Филарет Святитель, митрополит Киевский (Амфитеатров; ум. 1857; мощи почивали в Крестовоздвиженской церкви на Ближних пещерах; в 1994 г. обретены и перенесены в Дальние).


ПРЕСТОЛЬНЫЙ УСПЕНСКИЙ СОБОР (под спудом):


118. Павел Святитель, митрополит Тобольский (ум.1770; выходец из Лавры, окончил в ней свои дни, находясь на покос)
119. Петр Могила Святитель, митрополит Киевский


III. Упоминаются во 2-й Кассиановской редакции, подвизались в Лавре, но не погребены в ней:


а) 120. Илларион, митрополит Киевский (чтится в числе Печерских Святых как один из основателей Лавры);
б) остальные Святые этой группы — Святители домонгольского времени, бывшие выходцами из Лавры:
121-122. Герман и Никита Новгородские
123-124. Исаия и Леонтий Ростовские
125. Лаврентий Туровский
126. Лука Белгородский
127. Марин Юрьевский
128. Мина Полоцкий
129. Николай Переяславский
130. Стефан Владимирский
131. Феоктист Черниговский.


IV. Не подвизались в Лавре:


БЛИЖНИЕ ПЕЩЕРЫ:


132. Иоанн, Первомученик Русский, сын варяга Феодора (убит в 983 г. киевлянами-язычниками)
133. Иулиания, княжна Ольшанская (ум. не позднее 1540 г.; мощи почивали под спудом возле Успенского собора, обретены нетленными в нач. XVII в. и оставлены в указанном храме; при пожаре 1718г. обгорели и перенесены в Ближние пещеры)
134. Меркурий, еп. Смоленский


ДАЛЬНИЕ ПЕЩЕРЫ:


135. Евфросиния Полоцкая (преставилась в XII в. в Иерусалиме, откуда мощи были перенесены в Киев, в 1910г. — в г. Полоцк; в Лавре оставлен гроб Преподобной с частицей руки)
136. Феофил, архиеп. Новгородский (ум.1485 г.; страдая недугом, ехал к святыням лаврских пещер и преставился в виду Киева на левом берегу Днепра)
137. Младенец, убиенный Иродом за Христа (часть мощей принесена в Лавру в 1620 г. Иерусалимским патриархом Феофаном)
138. Климент, еп. Римский (глава принесена в 988 г. из Херсонеса Таврического в Киев и первоначально находилась в Десятинной церкви)


В ДРУГИХ МЕСТАХ:


139. Михаил, митрополит Киевский (современник Св. князя Владимира; мощи почивали в Десятинной церкви, откуда перенесены в Ближние пещеры; с 1730 г. — в Успенском соборе).
140. Владимир, Равноап. князь Киевский (глава обретена Св. Петром Могилой при раскопках руин Десятинной церкви; в конце 30-х гг. ХХ в. вывезена из Успенского собора на обследование в Ленинград и бесследно исчезла)
141. Стефан Архидиакон, Первомученик (указательный перст принесен в Лавру в нач. XVIII в. из Молдавского Нямецкого монастыря Романским архиеп. Пахомием, который жил в Печерской обители на покое)


V. Не упоминаются во 2-й Кассиановской редакции, подвизались в Лавре, но не погребены в ней:


142. Серапион, еп. Владимирский (ум.1275; управлял Лаврой в 1249-1274 гг.)
143. Арсений, еп. Тверской (ум.1409; лаврский постриженник)
144. Стефан, игумен Махрищский (ум. 1406; лаврский постриженник; друг Преп. Сергия Радонежского)
145. Косьма, игумен Яхромский (ум. 1492; лаврский постриженник)
146. Афанасий Брестский, священномученик (1648; жил в Лавре в 1646-1647 гг.)
147. Макарий Овручский, священномученик (ум. 1678; жил в Лавре в 1671-1672 гг.)
148. Феодосии, архиеп. Черниговский (ум. 1696; лаврский постриженник)
149. Димитрий, митрополит Ростовский (ум. 1709; жил в Лавре в 1684-1686 гг.)
150. Иоанн, митрополит Тобольский (ум. 1715; лаврский постриженник)
151. Иннокентий, еп. Иркутский (ум.1731; лаврский постриженник)
152. Паисий Величковский (ум. 1794; некоторое время жил в Лавре)
153. Досифей, рясофорный монах (ум.1776; лаврский подвижник)
154. Паисий, рясофорный монах, Христа ради юродивый (ум.1893; лаврский подвижник)
155. Феофил, иеросхимонах, Христа ради юродивый (ум. 1853; лаврский подвижник)
156. Парфений, иеросхимонах (ум. 1855;лаврский подвижник)
157. Алексий, иеромонах (ум. 1917; лаврский подвижник)
158. Иона, схиархимандрит, основатель Ионинского монастыря в Киеве (1902; до устройства своей обители поочередно подвизался в нескольких киевских монастырях, в т.ч. в Лавре)
159. Кукша, схиигумен, исповедник (ум. 1964; подвизался в Лавре с 1913 г. до ее закрытия и в 1947-1951 гг.)


На планах пещер XVII-XIX вв. и в ряде других документов упоминаются еще некоторые Печерские Святые. Их имена не приводятся здесь, т.к. автор этих строк еще продолжает исследование соответствующих источников.

No related posts.

Список чудотворной лаврской иконы Успения Пресвятой Богородицы

В подвесном киоте над Царскими вратами Крестовоздвиженской церкви

«Слово о создании церкви Печерской» свт. Симона (†1226), епископа Владимиро-Суздальского, постриженника Лавры, гласит, что в 1073 г. к прпп. Антонию и Феодосию пришли зодчие из Константинополя, столицы Византии, и спросили, где нужно строить новый храм обители? Подвижника ответили: «Где укажет Господь». Зодчие удивились: «Будучи предупреждены о кончине, почему не выбрали место, давая нам столько золота?» Преподобные попросили: «Объясните нам, что все это значит?» Гости рассказали, что однажды утром в их дома явились благообразные юноши с вестью: «Царица зовет во Влахерну!» (Влахерна – район Константинополя, где с V в. стоял храм с ризой Пресвятой Богородицы и один из царских дворцов). Царица молвила зодчим: «Хочу воздвигнуть в Киеве на Руси Свою церковь». И велела им взять золота на три года. На вопрос зодчих, к кому идти в чужой стране, были указаны двое у трона, внешне похожие на основателей Лавры: «К этим Антонию и Феодосию». Зодчие возразили: «Тогда зачем, Госпожа, даешь золото на три года? Прикажи им, чтобы они кормили нас и поили. А как наградить нас, рассудишь Сама». «Этот Антоний, благословив начало, перейдет отсюда в вечную жизнь, а тот Феодосий преставится после него на следующий год. Итак, возьмите с собою в избытке золота, а уж почту вас, как не сможет никто: дам вам, чего не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку (1 Кор 2:9) . И Сама приду, чтобы увидеть церковь, и буду в ней жить» – сказала Царица и вручила зодчим частицы мощей святых мучеников для закладки в основание. Затем добавила: «Выходите наружу, чтобы увидеть размеры». Увидев изображение храма в воздухе, зодчие вернулись и спросили о названии церкви. Царица сказала: «Будет церковью Богородицы». И дала им икону со словами: «Пускай она будет наместной». Выслушав все, прп. Антоний молвил, что Сама Пречистая явилась зодчим во Влахерне, а два мужа, похожие на него и прп. Феодосия – это тайна, ведомая одному Богу. Затем, по молитве прп. Антония, Господь указал место для храма рядом знамений. В первый день на этом месте не выпала роса, в другой выпала только здесь, а в третий сюда сошел огонь, сжег зелень и образовал углубление вроде канавы.

В описаниях Лавры XIX-XX вв. говорится, что икона, принесенная зодчими из Константинополя, написана на кипарисной доске, находится в круглом подвесном киоте над Царскими вратами Успенского собора обители и периодически опускается на лентах для лобзания молящимися. Есть предание, что в 1718 г. российский царь Петр I, узнав о случившемся в Лавре пожаре, спросил, спасена ли эта икона, и, получив утвердительный ответ, молвил: «Спасена и Лавра!» В 1922 г. представители гражданских властей сняли с иконы ризу и направили ее в фонд помощи голодающим. В годы Великой Отечественной войны икона была утрачена.

В Крестовоздвиженской церкви на Ближних пещерах имелся список утраченной иконы, который тоже пользовался почитанием. Он датируется первой половиной XIX в. Ризу для него изготовили в 1877 г. Перед вторым закрытием в Лавре действующей обители, ее наместник епископ Нестор (Тугай) спрятал икону в доме знакомых, а позже передал митрополиту Киевскому Иоанну (Соколову), который держал святыню в своем кабинете. С 1977 г. икона помещалась над Царскими вратами собора св. князя Владимира Киеве, в 1988 возвращена в Лавру. Празднование в честь иконы совершается 3(16) мая в память о принесении из Константинополя и 15 (28) августа в день Успения.

Мощи Киево-Печерских святых

Лабиринты Ближних и Дальних пещер

Киево-Печерскими святыми называют, прежде всего, тех прославленных Церковью угодников Божиих, подвиги которых, как насельников Киево-Печерской Лавры, описаны в древних редакциях «Киево-Печерского Патерика», и мощи которых долго пребывали на территории обители в пещерах и Успенском соборе. При этом к сонму, или Собору Киево-Печерских относят и тех святых, кто в земной жизни не подвизался в Лавре, но чьи мощи, в полном или почти полном виде, перенесены сюда извне и в восприятии верующих образовали с мощами местных подвижников единое собрание святынь. На старых иконах Собора Киево-Печерских, сонм, обычно включает еще ряд святых, чтимых в Киеве столь же повсеместно: св. равноап. князь Владимир – Креститель Руси, свв. князья Борис и Глеб – первые прославленные Церковью на Руси подвижники, св. вмц. Варвара – единственная из самых известных по имени мучениц, мощи которой почивают в Киеве, будучи, по словам ряда церковных авторов XVII в., принесены в здешний Златоверхий монастырь св. Архангела Михаила из Византии. С недавнего времени к Собору Киево-Печерских стали относить и тех святых, кто подвизался в Лавре после древнерусской эпохи, независимо от места пребывания мощей. Мощи большинства Киево-Печерских святых, прославленных Церковью, лежат в пещерах Лавры. Сведения о месте пребывания некоторых мощей в пещерах на сегодня утрачены. Вблизи места пребывания под спудом мощей прп. Антония в Ближних пещерах установлен символический кенотаф. Подобный кенотаф установлен в Дальних пещерах в память пребывания в них в 1074-1091 гг. мощей прп. Феодосия до перенесения в Успенский собор (в 1240 скрыты под спудом). Остальные мощи в пещерах лежат в деревянных раках или «затворах», как именуют здесь древние погребальные ниши, и имеют при себе икону и табличку с именем святого. Иконы и таблички помещены при 121 раке и «затворе», из них 72 в Ближних пещерах и 49 в Дальних.

Мироточивые главы

Дальние пещеры

Кроме мест, где лежат мощи известных по имени святых, в Дальних пещерах есть помещение с главами безымянных угодников Божиих, издавна источающими целебное миро. Мироточение от мощей святых наблюдалось в истории Церкви не только в Лавре: другим известным примером можно назвать мощи свт. Николая Мирликийского в городе Бари (Италия). Самое раннее упоминание о мироточении в пещерах Лавры находим в записках Мартина Грюневега, львовского купца, посетившего обитель в 1584 г.: «Есть там и несколько глав, от которых из зубов источается миро в сосуды. Его считают весьма целебным». Судя по схеме подземелья, начертанной Грюневегом на полях рукописи, купец видел это в Ближних пещерах. В 1621 г. некто Александр Мозель, грек родом и врач по профессии, пожелал увидеть мироточивые главы, ибо верил слухам, будто иноки тайком подливают миро и обманывают паломников. По благословению священноначалия Лавры, Мозелю показали в Ближних пещерах две главы на стеклянных блюдах. Когда гость взял одну из них и стал поворачивать в руках, дабы проверить, нет ли в ней тайных приспособлений, неожиданно из сухой костной ткани в верхней части главы, в месте, где не было никакого отверстия, началось столь обильное мироточение, что вострепетали даже иноки. Врач раскаялся в своем неверии. В том же году от помазания миром, которое Мозелю подарили на память о чуде, исцелился вельможа Гавриил Хойский. В 1630 г. Мозель поведал про оба чуда настоятелю Лавры архимандриту Петру Могиле, будущему митрополиту Киевскому. Годом ранее у о. Петра попросила мира от глав и исцелилась ослепшая католичка Марина Пашковская. Взяв у Пашковской остатки мира, исцелилась и некая госпожа Щенютинская, тоже страдавшая болезнью глаз. Перечисленные чудеса свт. Петр Могила описал в своих заметках, опубликованных в XIX в. В них упомянуто также исцеление самого Мозеля при помазании миром от лаврских глав. Издатели печатного «Киево-Печерского Патерика» 1635 г. поместили в книге особое слово «О главах святых Печерских, из которых миро святое источается» с упоминанием об исцелениях Мозеля и Пашковской. В пояснениях к плану Ближних пещер 1638 г. имеются строки: «глав пара, миро святое источающих», «снова пара глав, святое миро издавна источающих». Француз Гийом Левассер де Боплан, служивший тогда в Польше, писал о пещерах Лавры: «Три мироточивые главы заключаются в чашах. Исходящее из них миро исцеляет от многих болезней». Голландский художник Абрагам ван Вестерфельд посвятил в 1651 г. лаврским мироточивым главам один из своих киевских рисунков, изображая пещерную нишу со шкафом, где эти святыни покоились в сосудах. Архидиакон Павел Алеппский из Сирии посетил Лавру в 1654 г. и позже вспоминал о Ближних пещерах (1653): «Мы преклонили колена перед главами святых, целовали их и их чело, от которого исходила благодать. Они желты как золото. Они помещаются в отдельных стекляных сосудах. Но двенадцать глав других подвижников лежат вместе в одной пещере кучей одна на другой». В печатном «Патерике» 1661 г. редакторы сохранили измененное «Сказание о мироточивых главах», без исцелений Мозеля и Пашковской, так как издание вышло после перехода Украины от католической Польши к православной России. Описания второй половины XVII – начала XX вв. отмечают мироточивые главы в обоих лабиринтах. В 1876 г. академик живописи Федор Солнцев писал: «Мой знакомый доктор Савенко не верил, чтобы из глав могло истекать миро и притом безпрерывно… Поэтому, как только случилось быть ему в Киеве, не преминул относительно этого сделать опыт, разумеется, с разрешения монастырских властей. Опыт состоял в том, что Савенко взял одну из мироточивых глав, вытер ее насухо сукном внутри и снаружи, точно так же вытер и сосуд, обвязал все это протечною бумагою и запечатал. Дверь комнаты, где оставлены были мироточивые главы, тоже запечатали. На другой день Савенко пришел, сам распечатал главу и в сосуде оказалось миро». К концу ХХ в. из специально оборудованных мест для хранения мироточивых глав осталось только одно, в Дальних пещерах, против подземной церкви Рождества Христова. Когда в ХХ в. иноки вынуждены были временно оставить Лавру, мироточение от глав иссякло, но при возрождении обители в 1988 г. чудо возобновилось. В том же 1988 г. миро исследовали в лаборатории кафедры биохимии Киевского медицинского института и констатировали, во-первых, отсутствие в жидкости следов распада органических веществ, во-вторых – наличие белка при показателях, присущих лишь живому организму.

Перст св. ап. первомученика архидиакона Стефана (†I в.)

Крестовоздвиженская церковь

Святыню принес в Лавру в 1717 г. из Нямецкого монастыря в румынской части Молдавии свт. Пахомий, архепископ Романский (†1724), который следующие семь лет, до самой кончины, жил на покое в подчиненной лаврскому ведению Китаевской пустыни под Киевом (ныне в черте города). В 1830 г. для перста св. Стефана изготовили кипарисную раку, чей верх был украшен серебряным рельефным изображением угодника Божия во весь рост. Рака стояла в посвященном св. Стефану приделе Успенского собора. Придел этот упоминается с 1638 г. Позже для перста св. Стефана сделали серебряную раку. Еще одна рака, тоже серебряная, была изготовлена в 1912 г. После взрыва собора в 1941 г. ее нашли в завалах в 1952 и поместили в фондах Киево-Печерского заповедника. В 1989 г. заповедник не раз предоставлял раку монастырю для молитвенного поклонения. В 1990 г. отделенный от раки ковчежец с перстом св. Стефана был оставлен в обители. Тогда же для святыни вырезали деревянную раку и поставили ее в Крестовоздвиженском храме. Память св. Стефана празднуется 2(15) августа, 15(28) сентября и 27 декабря (9 января).

Киевская-Барская икона Пресвятой Богородицы

Крестовоздвиженская церковь

В 1970 г. киевский священник Тимофей Шайдуров купил у двух православных пожилых женщин дом, где на чердаке оказалось много старых церковных вещей, ставших от времени непригодными. Прежние хозева разрешили о. Тимофею удалить из дома все непригодное, кроме куска мешковины, который, по их словам, был стершейся иконой. Священник не обнаружил на мешковине следов иконы, но отвез ткань к проживавшей в Киеве схимнице Анании. По православной традиции, ветхие иконы не сжигают, а пускают по реке. То же велела сделать и мать Анания своей послушнице Таисии. У реки Таисию заметил милиционер, и она не решилась отпустить ткань. Через полтора года Таисия, по просьбе м. Анании, натянула ткань на подрамник. В 1972 г. Таисия приняла монашество с именем Гавриила, и в том же году на ткани стали проступать изображения Пресвятой Богородицы и Младенца Спасителя. Дом матушки Гавриилы стали посещать многие верующие. Священники назвали чудесно обновляющуюся икону «Избавительницей», но позже стало ясно, что она похожа на так называемый Барский образ Божией Матери. На закате земной жизни матушка Гавриила, по совету многих, передала в 1992 г. святыню Лавре. Празднование в честь Барской иконы совершается 1(14) октября, в день Покрова Пресвятой Богородицы.

Крест прп. Марка Пещерника, Гробокопателя (†рубеж XI- XII вв.)

Фонды Киево-Печерского заповедника

«Послание» инока Лавры Поликарпа (†после 1226) к ее настоятелю архимандриту Акиндину, входящее в «Киево-Печерский Патерик», говорит о прп. Марке: «Известно, что упомянутый муж проводил житие в пещере. При нем святой Феодосий был вынесен из пещеры в святую и Великую церковь. Тот блаженный своими руками выкопал много пещерных могил, и на своих плечах выносил землю». Мощи прп. Марка лежат в Ближних пещерах, где их еще в 1594 г. видел немецкий посол Эрих Лясота. В 1629 г. настоятель Лавры архимандрит Петр Могила, будущий митрополит Киевский, записал услышанные из первых уст слова князя Павла Курцевича о том, как в 1621 этот вельможа католической веры, теряя зрение и вняв совету лаврской братии, помолился за Божественной Литургией в Ближних пещерах, омыл глаза водой из желоба в кресте прп. Марка, лежавшем на мощах святого, и обрел исцеление. Посетивший Лавру в 1701 г. старообрядческий священник Иоанн Лукьянов из Москвы писал: «И ходихом по пещере, и дивляхомся, и пихом воду с Маркова креста, что на себе нашивал преподобный, железный великой крест; желоват он сделан». «Описание» Лавры митрополита Евгения (Болховитинова) 1831 г. гласит: «При мощах его сохраняется медный крест длиною 6, а в поперечной линии 6/1 дюймов, с изображением Распятия Спасителева, на поперечной линии коего с правой стороны Божия Матерь, а с левой Иоанн Креститель, а вверху над Распятием преподобный Марк. На обороте, в средине Спаситель, по сторонам Коего по 6 апостолов, вверху Св. Феодор, а под ногами Св. Георгий. Крест сей внутри пустой, как предание гласит, служил преподобному Марку сосудом для пития. Богомольцы и ныне с верою из него пьют святую воду». Во второй половине XIX в. крест уже находился в ризнице Успенского собора Лавры, в конце столетия его вновь предлагали для целования, только на выходе из подземной Введенской церкви, дабы паломники не теснили друг друга при мощах прп. Марка. С советского времени крест пребывает в фондах Киево-Печерского заповедника. Ученые датируют крест второй половиной XI в. и полагают, что он изготовлен в Византии.

В самом центре Киева находится большой монастырь - Святая Успенская Киево-Печерская Лавра. На склоне Днепра расположились красивые храмы, величественные постройки, прекрасные сады и дорожки, вымощенные старинным камнем. Но самое сердце монастыря кроется... под землей. Ведь недаром его называют Печерским, то есть, говоря современным языком, - пещерным. Внизу, под высокими днепровскими холмами скрывается лабиринт из узких (не разминуться и двум людям) коридоров. Зайти сюда может любой желающий. Правда, стоит прихватить с собою свечку, ведь там, внизу, очень темно, а местами царит абсолютный мрак.

Здесь, в пещерах, и хранится до сих пор самое главное сокровище Лавры. Только это не золотые монеты, не драгоценные камни и не дорогая церковная утварь. Это святые люди. Вдоль стен на протяжении всего подземного лабиринта покоятся мощи* киевских святых - от IX до XX века. Почти все они при жизни были связаны с Киево-Печерской Лаврой.

Но самые первые из них прославились еще до Крещения Руси...

Святые викинги

В самом центре древнего Киева шумит толпа. Воины, приближенные князя, простые горожане и, конечно, жрецы - служители древнерусских богов Перуна и Велеса. Люди обступили крепкий деревянный дом и гневно кричат что‑то хозяину, стоящему в дверях, но приблизиться не решаются. Слишком хорошо знают, на что он способен с мечом в руках.

Хозяин дома - Тур - сам родом из викингов, или, как их тогда называли, варягов - суровых воинов с холодных берегов Балтийского моря. С детства привыкшие сражаться, они не дорожили в бою собственной жизнью, наводя на врагов ужас своей отчаянностью. Вот и сейчас, как бы ни кипели гневом осаждающие, но подойти ко входу в дом все же никто не рискнул.

А причина их ярости в том, что княжеский дружинник и искусный воин пошел даже не против князя... Против богов!

«Аскольд и Дир собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян». Фрагмент Радзивиловской летописи.

Конечно, в последнее время среди жителей Киева стало появляться все больше христиан, даже бабушка нынешнего князя Владимира - княгиня Ольга, была христианкой. Да и брат князя Ярополк, говорят, симпатизировал христианам. Но теперь ослабевшая было языческая вера вновь набирает силу! Сам князь Владимир приложил к этому руку. По его приказу в центре города воздвигли идол верховного бога Перуна, а жрецы заговорили о старых традициях: пора по‑настоящему задобрить богов и принести им в жертву человека.

Летопись сохранила до наших дней рассказ о том событии: «И сказали старцы и бояре: "Бросим жребий на отроков и девиц, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам"».

Жребий выпал сыну княжеского дружинника, варяга Тура. Все ждали, что он не станет противиться такому решению. Варяги ведь особо почитают языческих богов - воинственных и беспощадных.

Но услышав о том, что его сыну, Иоанну, выпал жребий, Тур лишь рассмеялся:
- Не боги это, а дерево. Нынче есть, а завтра сгниет. Есть лишь один Бог. Он сотворил небо и землю, звезды, луну и солнце. Человека тоже сотворил Он и предназначил ему жить на земле. А эти боги что сотворили? Они сами сотворены. Не дам сына моего бесам.

Вот это новость! Неужели бесстрашный воин-варяг - христианин? Конечно, он долгое время прожил в Византии, служил там в армии императора, где многие варяги принимали христианство... Но как‑то все же не верится. Хотя чего тут удивляться: ведь Тур принял новое, христианское имя - Феодор, да и сына крестил христианским именем Иоанн.

Толпа идет на штурм. Раз, другой... Но отец с мечом в руках не подпускает штурмующих к сыну. Кто тут рассказывал, будто христианство - вера слабаков? Феодор принял решение пожертвовать собой: либо защитить своего сына, либо погибнуть вместе с ним. И в честном бою его непросто было одолеть даже толпе.

Пришлось идти на хитрость... Дом Феодора стоял на столбах. Враги подрубили их, и дом обрушился, похоронив под собою двух варягов - отца и сына, ставших первыми христианскими мучениками Руси.

А где же был в то время киевский князь Владимир? Об этом ничего не известно. Но героическая смерть его верного воина, не отдавшего сына на растерзание жрецам, наверняка потрясла князя. Все чаще и чаще начал задумываться Владимир о выборе другой веры, об отказе от кровавых жертв. Однако прошло еще около десяти лет, прежде чем этот выбор был сделан. Князь Владимир сам принял крещение, а после собственноручно срубил идол Перуна, сбросив его в Днепр. На месте гибели Феодора и Иоанна в знак покаяния он построил первую в Киеве церковь, названную Десятинной...

В начале ХХ века в центре города проводились раскопки. Киев много раз разрушали, город горел - со времен князя Владимира почти ничего даже из каменных построек не сохранилось. Не стало и Десятинной церкви. А вот разрушенный фундамент того простого деревянного дома на столбах археологи нашли сохранившимся.

Может быть, совпадение, а может, и что‑то большее. Ведь и мощи его хозяев, святых викингов Феодора и Иоанна, тоже по сию пору покоятся в пещерах Киевской Лавры.

Антоний - отец русского монашества

Прошло еще несколько десятилетий. И вот - шумит Киев на берегу Днепра. Теперь он столица Руси, один из самых больших и могущественных городов Европы. Совсем немного времени прошло с того дня, когда князь Владимир срубил идол Перуна, но как много изменилось! Нет больше кровавых жертвоприношений, зато строятся первые христианские храмы. И вот удивительное дело: вслед за новой верой из Византии пришли и ученые люди, принесшие на Русь письменность, а следом архитекторы, иконописцы... Не только церковное искусство - даже простые ремесла и те стали развиваться куда быстрее.

Город изменился буквально на глазах. Все чаще в нем можно увидеть заморских гостей, приехавших посмотреть на новый Киев. Но вот среди толпы приезжих греков - монах-славянин. По всему видно - местный. Только сильно загорел на южном солнце.

И действительно, монах Антоний родился даже севернее Киева, в местечке Любеч. Свою первую пещеру Антипа (такое имя он получил при рождении) ископал совсем еще ребенком. Согласитесь: желание странное. Но не будем поспешны в своем удивлении. Многие талантливые люди в детстве и иности пробовали себя в роли взрослых. И всякий раз в подобных случаях мы имеем дело с людьми, у которых в груди горит особый огонь. Это огонь поиска. А загорелся Антипа так, потому что много путешествовал по южным странам. А потом, возвращаясь обратно, остановился в греческом монастыре на Афоне, принял там постриг и хотел уже остаться навсегда. Но опытный монах, его духовный наставник, велел Антонию вернуться на родину.

Игумен благословил Антония со словами: «Иди снова на Русь, и да будет на тебе благословение Святой Горы, ибо от тебя многие станут чернецами». Фрагмент Радзивиловской летописи.

На Афоне монахов и так немало, монашеская жизнь кипит. А вот на Руси монастырей еще почти нет. Там‑то и предстояло потрудиться Антонию.

В шумном Киеве он не остался, но и далеко отходить от столицы не стал. Антоний в поисках места жительства отправился в пригородные угодья. А куда бы пошли вы? Может быть, туда, где хоть что‑нибудь напоминало бы вам о родных местах? В Любече было озеро Берестово. Под Киевом рос такой же березовый лес над Днепром, и сельцо также называлось Берестово. На днепровском берегу Антоний отыскал пещеру. Эту пещеру вырыли варяги. Варяжские купцы в то время вели своеобразную торговлю. Впрочем, не только они одни. В больших укрепленных городах товары покупали, а маленькие, плохо защищенные просто грабили с тем, чтобы награбленное продать в другом городе. В пещерах же прятались от непогоды и скрывали там сокровища. Эти сокровища иногда находят и сегодня.

Хотя Антоний никого и не звал с собой, но люди приходили к нему сами. Когда их стало двенадцать, построили первую церковь. Потом создали монастырь. Правда, быть его настоятелем Антоний не захотел, попросил избрать кого‑то еще из братьев. А позже, когда монахов стало больше, попытался вновь уединиться. Ушел на соседний холм и выкопал новую пещеру. Да только и там вокруг него вновь стали селиться ученики...

Удивительно, но сегодня среди множества святых, чьи мощи покоятся в Лавре, нет ее основателя и отца всего отечественного монашества - Антония. Всю жизнь мечтавший об уединении, преподобный смог, наконец, получить его только после своей кончины. Чувствуя, что его час близок, Антоний собрал братьев, попрощался с ними и попросил не выставлять его мощи для поклонения. Потом зашел в свою келью - и земля осыпалась за ним, полностью завалив проход.

Хотя все приблизительно знают, где располагалась келья, но даже в наше время настырным археологам так и не удалось раскопать ее и потревожить святого основателя Лавры.

«И ведом стал всем великий Антоний и чтим всеми, и стала приходить к нему братия, и начал он принимать и постригать их».
Фрагмент Радзивиловской летописи.

Чудеса каждый день

Православная традиция называет чудеса преодолением законов бытия. В жизни Лавры такое происходило часто, да и сейчас случается то или иное чудо.

Например, во время строительства Успенского собора, когда мастера заканчивали внутренюю отделку храма, внезапно на горнем месте, где надится трон архиерея, чудесно изобразился лик Богородицы, из него вылетел голубь и летал «к образу Спасову» и к изображениям святых мучеников Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Иакова и Феодора, частицы мощей которых были вручены строителям Матерью Божией во Влахерне и положены в основание храма. Белый голубь перелетал от одного образа к другому, садясь святым то на руку, то на главу, и, подлетев, наконец, к наместной иконе Богородицы, скрылся за этой иконой.

Многие чудеса неразрывно связаны с подвижниками обители. Так, в труде иеромонаха Афанасия Кальнофойского, изданном в 1638 году под названием «Тератургима», рассказано о 64 чудесах, бывших от мощей. Например: «Лета 1621 князь Павел Курцевич такой больной на глаза, что не только ничего не видел, но от тяжелой болезни еле ходить с поддержкой мог, пришел в Печерский монастырь... Увидела братия святой обители, как он страдает, пожалела его и сказала ему: «Господин Курцевич, эта святая Лавра является чудотворной, и многие из тех, кто с верой приходили сюда, молитвами преподобных отцов наших Антония и Феодосия получали исцеление. И ты тоже (хотя и не православной нашей, а латинской веры) попроси иерея, чтобы на утро отслужил в пещере преподобного Антония службу. Ты, послушав святую Литургию, от креста святого Марка пещерного, что на раке с мощами его лежит, водой святой глаза с верой промыв, исцеление по молитвам святого (а многих силою Христовою исцеляет), надеемся, получишь». Тот все исполнил, приложился к святым мощам и ушел. «И немедленно в то же время прекратилась его болезнь... И так с тех пор зрение вернулось к нему и он уздоровился».

Есть истории и весьма поучительные. Один из келейников католического епископа в 1628 году, будучи в пещерах, стал ругать святые мощи, таскал их за волосы и говорил: «Не эти святые, но Русь мертвые засушила тела, чтобы обманывать тех, кто приходит». Когда вышел из пещеры, сел на своего коня и поехал в путь вместе с господином своим епископом. И только вышли из монастыря - конь его пал с ним и поломал передние ноги, да так, что там и сдох. Сам же келейник весьма разбился. Потом еще много зла случилось с ним, пока вскоре, в том же году был убит».

Форпост Православия

Особые испытания предстояло пройти обители в XVII веке, когда она стала одним из немногих монастырей Украины, не перешедших под юрисдикцию униатов. Это было время жестокой борьбы за веру, и монахи вышли из этой борьбы победителями.

Первый раз вооруженные отряды сторонников унии подошли под стены обители в 1596 году. Король успел издать указ о переходе монастыря в руки униатов, и монахам осталось лишь покинуть родную обитель. Инокам во главе с архимандритом Никифором Туром пришлось даже осваивать азы военного дела и вместе с православными киевлянами в буквальном смысле отражать атаки неприятеля. Вторая попытка униатов овладеть монастырем в 1598 году была также безрезультатна. Монастырю удалось также отстоять силой свои обширные имения.

При архимандритах Елисее Плетенецком и Захарии Копыстенском в монастыре работала основанная в 1616 году типография. Вокруг нее объединялись известные писатели, ученые-богословы, художники, в частности Павел Беринда, Захария Копыстенский, Петр Могила, Иннокентий Гизель, Александр и Антоний Тарасевичи. Здесь вышли в свет роскошно оправленные и украшенные гравюрами жития святых, Евангелия, акафисты, Псалтыри, буквари, календари, произведения по истории Церкви. В 1631 году митрополит Петр Могила открыл здесь школу, которая впоследствии была соединена с братским училищем, что послужило началом Киево-Могилянской коллегии.

Женская Печерская обитель

Наверное, обыватель очень удивится, узнав, что Печерский монастырь когда‑то имел и женскую «часть». С начала XVII века письменные источники упоминают о существовании напротив Святых врат Лавры женского Вознесенского Киево-Печерского монастыря, чьей игуменьей стала в конце столетия принявшая монашество мать гетмана Украины Ивана Мазепы.

В 1711 году обитель упразднили, а ее инокинь присоединили к числу насельниц другого киевского женского монастыря, Флоровского. Существует мнение, будто закрытие Вознесенской обители было актом глумления российского царя Петра I над памятью Мазепы за переход последнего на сторону шведов в Северной войне.

Что общего между Киевом и Пизой?

Мало кто знает, что Большая Лаврская колокольня наклонена на 62 см в северо-восточном направлении. Огромную звонницу возвел в 1744 году архитектор Иоганн Шедель. Высотой 96 метров, она стала для своего времени самым грандиозным башенным сооружением не только Украины, но и всей Восточной Европы. После окончания строительства Шедель заявил: «Тебя, величавое творение, созданное моей энергией и воображением, торжественно встретят потомки!»

Наклон колокольни связан, по‑видимому, с тем, что стоит она вблизи оползневых склонов высокого правого берега Днепра. Однако, в отличие от знаменитой Пизанской башни, Большая Лаврская колокольня не «падает», т. е. наклон ее не увеличивается. Колокольня и сегодня, в век небоскребов и гигантомании, поражает своими размерами и гармонией пропорций.

Киево-Печерская Лавра много раз терпела различные напасти. Так, через полвека после кончины знаменитого Илии Муромца татаро-монголы вторглись в пределы русских земель. Князья, увлеченные борьбой друг с другом, не смогли им противостоять, и в 1240 году Киев и Лавра были разрушены.

Казалось, монастырю пришел конец, ведь храмы сожжены, а почти все монахи убиты. Но нет! Постепенно вновь возродилась здесь жизнь, вновь собрались рассеянные по земле братья, пришли и новые люди.

Были в истории Лавры времена расцвета, были времена упадка. Но даже в тяжкие годы здесь всегда находилось место монашескому подвигу, начало которому почти тысячу лет назад положил загоревший под южным солнцем монах по имени Антоний.

* Мощи - это тела праведных людей, которые после смерти часто остаются нетленными, то есть такими же, какими они были при жизни. Всего в пещерах Святой Успенской Киево-Печерской Лавры почивают мощи 123 святых.

Великие подвижники Лавры

Преподобный Дионисий Щепа

В истории монастыря сохранилось свидетельство об одном случае, который произошел в 1463 году. На праздник Пасхи, зайдя, как обычно, в пещеры, монах-смотритель вместе с двумя помощниками остановился в проходе и, отдавая дань уважения покоящимся тут останкам, громко произнес:
- Христос воскрес, святые отцы и братия!

В ответ на это приветствие стены пещер отозвались десятками голосов, которые громогласно, как один человек, воскликнули:
- Воистину воскрес Христос!

Глас повторился трижды. В пещерах в ту пору не было никого, поэтому смотрителю и его спутникам, находившимся в тот момент в ясном уме, стало очевидно, что произошло чудо. Монаха звали Дионисий по прозвищу Щепа.

Святой стал одним из последних иноков Печерской обители, кто окончил свой жизненный путь в подземелье. После Дионисия мы практически не знаем людей, которые подвизались бы в пещерах. О нем практически ничего не известно. Согласно преданиям Лавры, он был священником. Свое прозвище получил из‑за невероятной худобы. Земную жизнь Щепа окончил затворником в одной из подземных келий (в Дальних пещерах).

Святитель Павел (Конюскевич)

В Дальних пещерах покоится тело человека, который образом всей своей жизни доказал, что в годы самых жестоких испытаний Церковь никогда не пойдет на поводу у светских владык. Этот архиерей пострадал при императрице Екатерине II и является примером мужества и бескомпромиссности в минуты противостояния Царства Божьего и царства человеческого.

Уроженец Львовской земли, будущий пастырь начал свой духовный путь в Самборском училище, продолжил его в Киевской духовной академии. После ее окончания был оставлен преподавать пиитику. В 28 лет он принял в Киево-Печерской Лавре постриг с именем Павел. Замечательного ритора в 1744 году возвели в сан архимандрита и назначили настоятелем Юрьева монастыря в Великом Новгороде. В должности настоятеля Павел провел 15 лет, сделав многое для благоустройства обители.

В 1758 году 53‑летнего отца Павла рукоположили в епископы, возвели в митрополиты и направили в Тобольск. Недовольный политикой Екатерины II, которая отнимала у Церкви земли, владыка написал в Синод резкое послание. С другой стороны, строгость митрополита, граничившая с жестокостью, вызвала на него поток жалоб. В итоге в 1767 году его вызвали в Синод для разбирательства. Имеются указания, что митрополит приговаривался к лишению архиерейского сана, но императрица не утвердила это постановление. Владыка сам попросился на покой в Киево-Печерскую Лавру. Здесь он прожил до своей смерти, последовавшей после длительной болезни 4 ноября 1770 года. Сначала его похоронили в склепе под Успенским собором, а в настоящее время мощи святителя находятся в Дальних пещерах.

Преподобный Геронтий-канонарх

Этот преподобный известен тем, что принял иночество еще в детском возрасте и всю жизнь пребывал в подвиге. Он жил в XIV веке и нес послушание канонарха (руководителя хора братии) Успенского собора.

Имя этого преподобного переводится как «престарелый» Неизвестно, настоящее ли это монашеское имя подвижника, или так прозвали его современники, однако житие отмечает, что святой имел необычайную мудрость и был не по годам умным и проницательным.

Скончался подвижник в возрасте 12 лет. Похоронен отрок Геронтий в Дальних пещерах. Его память совершается 1 апреля и 28 августа (по старому стилю).

Преподобный Лонгин-вратарь

Этот преподобный жил на рубеже XIII–XIV веков. Он был вратарем - сторожем-привратником обители. При жизни стяжал славу прозорливого, всем входящим в обитель указывал на их самые потаенные и тяжкие грехи.

Кроме этого, Лонгин был отличным знатоком человеческих душ и мог безошибочно узнать в любом человеке все его достоинства и пороки. К самому себе подвижник относился чрезвычайно строго, внимая каждому движению своего сердца, борясь с каждой страстью.
Дожил святой отец до глубокой старости. Его память празднуется 16 октября (по старому стилю). Мощи почивают в Дальних пещерах.

Преподобный Агафон-целебник

Почти каждое поколение лаврских иноков дарило обители целебников - людей, которые или еще в миру, или уже будучи в сане, хорошо овладели врачебными навыками и лечили братию. Они пользовались большим уважением, и это было закономерно, потому что в жестких условиях пещерного монастыря с его сыростью насельники болели часто. Врачи лечили и травами, и молитвой - последнее даже была важнее разных снадобий. Целителем был и святой отец Агафон.

Он жил на рубеже XIII–XIV веков. О нем мало что известно. История сохранила сведения о нем как об отзывчивом докторе. Будучи великим постником, святой сподобился дара молитвы, пророчества и исцеления больных возложением рук. За великое смирение старец сподобился узнать от Господа время своей кончины. Он умер в возрасте 40 лет. Его останки почивают в Дальних пещерах.

Канонизировали отца Агафона в 1643 году.

Двенадцать строителей Успенского собора

В Ближних пещерах почивают нетленные мощи двенадцати мастеров, построивших и украсивших первое здание Успенского собора. По преданию, мастера эти пришли из Константинополя, следуя чудесному повелению Богородицы, которая указала им идти на Русь и создать там грандиозный храм. Пречистая Дева при этом вручила мастерам мощи семи святых мучеников и огромную сумму золота на строительные расходы.

Первая группа мастеров состояла из четырех человек. Они возвели само здание. Спустя десять лет из Византии прибыли остальные. Вместе они и завершили отделочные работы. С ними трудился и лаврский инок Алипий, прославленный иконописец и мастер мозаики. Окончив украшение храма иконами и живописью, греки остались жить в Печерской Лавре. Приняв иноческое пострижение, они и скончались в обители в глубокой старости. Мощи их почивают в Ближних пещерах.

Преподобный Никола Святоша

В притворе Троицкой надвратной церкви можно увидеть небольшую дверь, которая ведет в тесную каморку. По преданию, здесь подвизался преподобный Никола, который основал этот храм и был стражником при святых вратах.

Преподобный родился около 1080 года и при рождении получил имя Святослав. В крещении его нарекли Панкратием. Он был правнуком Ярослава Мудрого и княжил в Луцке.

В ходе очередной междоусобицы князя лишили престола, но он не стал мстить обидчикам. А когда в 1107 году умерла его любимая жена Анна, он принял монашеский постриг в Киево-Печерской Лавре.

В монастыре первые три года Никола колол дрова, носил воду, а затем стал монастырским привратником. Никола много времени проводил за чтением книг, которые он приобретал на деньги, полученные от рукоделья и огородничества. В итоге после его смерти в монастыре осталась обширная библиотека. По поручению и на деньги Николы делались и переводы с греческих подлинников.

Его останки почивают в Ближних пещерах Лавры.

Преподобный Иоанн Многострадальный

Жизнь этого угодника - пример того, на какие страдания может пойти человек ради избавления от мучащей его страсти. Преподобный Иоанн почитается как помощник в борьбе с блудными похотями.

Плотские помыслы стали посещать Иоанна с юного возраста, но, желая остаться девственником, парень активно боролся с ними. Молодого человека бес блуда одолевал так сильно, что ни голод, ни жажда, ни тяжелые вериги не помогали. Лишь через 30 лет святой все же победил плотскую страсть, и цена победы была высокой. Иногда монаху хотелось покинуть затвор, тогда он решился на еще больший подвиг - выкопал яму и с наступлением Великого поста влез в нее и засыпал себя землей по плечи. В ночь Пасхи бес превратился в дракона и захватил голову преподобного в свою пасть. Тогда святой Иоанн воззвал из глубины сердца к Богу. Вдруг блеснула молния, и змей исчез. Свет Божественный осиял подвижника, и послышался Голос: «Иоанн! Вот тебе помощь. Отныне будь внимателен, чтобы страсть не вернулась снова». Святой поклонился и сказал: «Господи! Зачем Ты оставлял меня так долго мучиться?». Христос ответил: «Я дал тебе испытания по силам, чтобы ты был выжжен, как золото».

Скончался преподобный около 1160 года. Его мощи покоятся в Ближних пещерах.

Преподобный Марк Гробокопатель

В любом монастыре, особенно таком крупном, как Печерская обитель, в старину было особое послушание - копать ямы для погребения тел умерших иноков. На рубеже XI–XII веков эту работу выполнял преподобный Марк Пещерник. Его труд отличался тем, что погребения делались под землей, в условиях сырости и спертого воздуха.

Покойников он носил на своих плечах, помощи никогда не просил, он награды за труд отказывался, а если кому‑то и удавалось дать ему что‑нибудь в благодарность за копание могилы, то Марк эту вещь отдавал нищим.

Он всю иноческую жизнь носил тяжелый железный пояс. Мало пил, совсем почти не ел и не спал. За великое смирение Марк получил от Господа силу на такие чудеса, что и мертвые повиновались его словам. Это было подтверждено многими знамениями. Мощи отца Марка покоятся в Ближних пещерах.

Преподобный Прохор Лебедник

Свое прозвище этот подвижник получил из‑за того, что ел не обычный хлеб, а собирал лебеду, перетирал ее своими руками в муку и делал себе лепешки. В летнее время он заготовлял себе такой хлеб на весь год. Он не ел ничего, кроме просфоры, и не пил ничего, кроме воды.

Во время жизни святого (конец XI века) от постоянных войн начался голод на Руси. Прохор начал делать еще больше хлеба из лебеды и раздавать его неимущим. Люди, чтобы пропитаться во время голода, начали тоже делать аналогичные лепешки, но не могли есть из‑за горечи. Тогда все начали обращаться к святому, и он не отказывал никому. На вкус его выпечка казалась сладкой, как будто она была смешана с медом. Этот хлеб давался только с благословения святого, а если кто брал его тайно, то он становился черным и горьким. Позже, в результате междоусобиц князя Святополка с волынским князем Давидом Игоревичем в Киеве не стало карпатской соли. Блаженный Прохор, видя это, собрал пепел со всех келий и, помолившись, превратил пепел в чистую соль. Чем больше святой раздавал соли, тем больше ее становилось, так что соли стало достаточно не только для монастыря, но и для остальных людей.

Мощи святого почивают в Ближних пещерах.

Святитель Ефрем Переяславский

Грек по происхождению, до своего пострижения в монашество Ефрем был казначеем и заведовал хозяйством при дворе великого князя киевского Изяслава Ярославича, сына Ярослава Мудрого.

Тяготясь шумной и суетливой жизнью, он обратился к преподобному Антонию за благословением на иночество. Старец благословение дал, и Ефрем был пострижен игуменом Никоном. Разгневанный князь потребовал, чтобы его слуга вернулся домой, угрожая ему заключением в темницу и уничтожением монастырских пещер. Преподобный Антоний с братией вышел из монастыря и решил перейти в другое место. Однако Изяслав Ярославич внял уговорам великой княгини и снял опалу с монастыря.

Чтобы отвести тень от обители, Ефрем уехал в Константинополь и поселился там в одном из монастырей. Там он списал Студийский устав и переслал его в Киев. Получив устав, преподобный Феодосий ввел его в своем монастыре.

Когда в Переяславе устроили епископскую кафедру, архиереем решили сделать Ефрема. Так монах стал архиереем. Он украсил город церквами и гражданскими зданиями, возвел вокруг города каменные стены, устроил бесплатные больницы для бедных и странников.

Мощи его почивают в Ближних пещерах.

Преподобный Илия Муромец

Кто не знает легендарного богатыря, одержавшего множество побед над разбойничьими шайками, бродившими по Русской земле! Илья Муромец известен всем, а вот на вопрос, где похоронен славный воин, ответят не многие. Его останки, как это ни удивительно, нужно искать в Ближних пещерах.

Прообразом былинного персонажа часть исследователей считает исторического персонажа, силача по прозванию «Чобитько». Его языческого имени мы не знаем. По преданию, в юности, до принятия Крещения, будущий монах был тяжело болен. После чудесного исцеления молодой человек крестился с именем Илия.

В ходе одного из сражений богатырь получил многочисленные ранения. Понимая, что долго ему не протянуть, а от ран не оправиться, Илия принял постриг и вскоре отошел к Господу около 1188 года.

В 1988 году Межведомственная комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей, в результате которой было установлено, что это был мужчина, умерший в возрасте 40–55 лет и перенесший в юности паралич конечностей.

Преподобный Моисей Угрин

Этот святой был родом из Венгрии, отсюда - и его прозвище. В юности вместе со своим братом Георгием служил у князя Бориса, сына Владимира Великого. Когда князя вероломно убили в 1015 году на реке Альте, Моисей уцелел и скрывался у Предиславы, сестры Бориса. При взятии Киева в 1018 году польским князем Болеславом был взят в плен, отведен в Польшу и там продан в рабство.

Его хозяйка была женщиной страстной. Она, рано овдовев, не стала смиряться со своим положением, но, наоборот, начала искать мужскую ласку «на стороне». Объектом ее влечения стал Моисей. Но он не любил ее, а жить с женщиной ради удовлетворения ее желаний молодой человек не хотел. К тому же, его душа лежала к монашеству, и он решил во что бы то ни стало посвятить себя Богу и сохранить девственность.

В конечном итоге тайно принял монашеский постриг от проходящего афонского иеромонаха. Узнав об этом, женщина обратилась к королю. Король призвал их к себе, попытался уговорить Моисея вступить с ней в связь. Услышав отказ, правитель сказал вдове: «поступи с твоим рабом по своему желанию; чтобы и другие не осмеливались ослушаться своих господ». Она еще раз попыталась соблазнить Моисея и после отказа приказала его кастрировать. Сделано это было с особой жестокостью - всю оставшуюся жизнь святой ходил с клюкой, поскольку ниже пояса была незаживающая безобразная, постоянно болеющая рана.

Моисею удалось бежать от хозяйки. Он вернулся в Киев и поселился в Печерской обители. В монастыре он прославился как имеющий власть над плотскими страстями. Преподобный прожил в монастыре около десяти лет, скончался в 1043 году и был погребен в Ближних пещерах.

Преподобный Игнатий архимандрит

Этот преподобный отец был архимандритом обители и жил в XV веке. За святое свое житие получил дары чудотворения от Бога, исцелял больных своей молитвой. Больной выздоравливал после того, как вкушал просфору, освященную святым. Мощи Игнатия находятся в Дальних пещерах лавры. Местное почитание старца началось в конце XVII века при архимандрите Варлааме (Ясинском).



Вверх