Секретный прототип китайской БМП: корпус «Курганца», калибр «Стридсфордона» и перспективная «стелс»-башня. Огромный и очень серьёзный: зачем русские создают БМП с большим калибром

Классификация:

Боевая машина пехоты

Боевая масса, т:

Компоновочная схема:

Моторно-трансмиссионное отделение спереди, боевое посередине, десантное сзади

Экипаж, чел.:

Десант, чел.:

Разработчик:

Производитель:

СССР, Польша, Чехия, Индия

Годы производства:

Годы эксплуатации:

Количество выпущенных, шт.:

Более 20 000

Основные операторы:

СССР, Россия, Сирия, Польша, Ливия, Украина, Казахстан, Алжир

Длина корпуса, мм:

Ширина корпуса, мм:

Высота, мм:

2068 (по броневому колпаку) 1924 (по крыше башни)

Колея, мм:

Клиренс, мм:

Бронирование

Тип брони:

Стальная катаная броня

Лоб корпуса (верх), мм/град.:

Лоб корпуса (низ), мм/град.:

Борт корпуса (верх), мм/град.:

Борт корпуса (низ), мм/град.:

Корма корпуса (верх), мм/град.:

Крыша корпуса, мм:

Лоб башни, мм/град.:

Маска орудия, мм/град.:

Борт башни, мм/град.:

Корма башни, мм/град.:

Крыша башни, мм:

Вооружение

Калибр и марка пушки:

73-мм 2А28 «Гром»

Тип пушки:

Гладкоствольная пушка

Длина ствола, калибров:

Боекомплект пушки:

Углы ВН, град.:

Углы ГН, град.:

Дальность стрельбы, км:

До 1,3 (прицельная)

Перископический дневной / пассивный ночной 1ПН22М1

Пулемёты:

1 × 7,62-мм ПКТ

Другое вооружение:

ПУ ПТУР 9М14М «Малютка»

Подвижность

Тип двигателя:

Мощность двигателя, л. с:

Скорость по шоссе, км/ч:

Скорость по пересечённой местности, км/ч:

40-45 по грунтовой дороге 7 на плаву

Запас хода по шоссе, км:

Удельная мощность, л. с./т:

Тип подвески:

Индивидуальная торсионная, с гидравлическими амортизаторами телескопического двустороннего действия

Удельное давление на грунт, кг/см²:

Преодолеваемый подъём, град:

Преодолеваемая стенка, м:

Преодолеваемый ров, м:

Преодолеваемый брод, м:

Назначение

Конструктивные особенности

Подвижность

Защита и вооружение

Бронирование

Модификации

Машины на базе

Операторы

Служба и боевое применение

(Боевая Mашина Пехоты-1) - первая советская серийная боевая бронированная водоплавающая гусеничная машина, предназначенная для транспортировки личного состава к переднему краю, повышения его мобильности, вооружённости и защищённости на поле боя и совместных действий с танками в бою.

История создания

В начале 60-х годов была начата разработка нового бронетранспортера для замены устаревшего колесного БТР-50П. Уже первые прототипы показали их значительное превосходство над колесными предшественниками, что привело к пересмотру тактики их применения на поле боя. Таким образом, в СССР появилась новая категория военной техники - боевые машины пехоты (БМП), официальный показ которых состоялся в 1967 г., когда их значительное количество уже находилось на вооружении подразделений и частей Советской Армии. Высокоманевренная и скоростная БМП-1, сочетающая в себе огневую мощь, высокую мобильность и хорошую защищенность, положила начало семейству подобных машин.

БМП-1 разработана Конструкторским бюро Челябинского тракторного завода и серийно производилась ОАО "Курганмашзавод" (г. Курган). Принята на вооружение в 1966 г., серийно выпускалась по 1979 г. и является одним из видов бронетанковой техники, которая заметно усилила наступательную и огневую мощь мотострелковых подразделений Советской Армии. Небольшая масса и размеры БМП-1 обеспечили ей малую уязвимость на поле боя, плавучесть и удобство транспортирования по воздуху, а легкость управления машиной в сочетании с большим запасом хода по топливу, высокой надежностью и простотой эксплуатации существенно расширили диапазон ее боевого использования.

В настоящее время производство БМП-1 прекращено. Для повышения боевой эффективности машин, состоящих на вооружении, в т.ч. и за рубежом, ОАО "Курганмашзавод" разработало различные варианты модернизации с одновременным проведением их капитального ремонта.

Назначение

Боевая машина пехоты БМП-1 предназначена для оснащения мотострелковых частей и подразделений и повышения их маневренных и огневых возможностей в бою, особенно по борьбе с бронированными целями противника, защищенности личного состава от огня стрелкового и поражающих факторов оружия массового поражения, а также повышения возможностей войск по преодолению водных преград.

Конструктивные особенности

В передней части корпуса БМП-1 слева по ходу размещено отделение управления и силовое отделение справа, в средней части - боевое отделение с одноместной башней кругового вращения. В кормовой части машины находится десантное отделение для восьми стрелков, размещенных вдоль бортов, которые могут выходить из машины через кормовой двухстворчатый люк.

Корпус и башня БМП-1 сварены из стальных катаных броневых листов толщиной от 6 до 26 мм с большим наклоном лобовых плит с целью увеличения рикошета. Дополнительным элементом защиты является волноотражающий щиток, лежащий на верхней лобовой плите. Большинство имеющихся в корпусе отверстий (люки над силовым отделением, отверстия для установки радиаторов и люки для экипажа, стрелковые гнезда по бортам, проем для большой двухстворчатой двери и др.) закрывается крышками, выполненных из легких сплавов. Несмотря на некоторое ослабление броневой защиты, это позволяет уменьшить массу бронирования, что повышает плавучесть и простоту обслуживания машины.

Для противодействия проникающему излучению ядерного взрыва используется противорадиационный подбой.

Стрелковые гнезда в бортах БМП прикрыты снаружи дополнительными крышками каплеобразной формы и открываются изнутри. Кроме того, на боковых стенках корпуса снаружи закреплены экраны из легких сплавов, закрывающие верхние ветви гусениц. При движении по воде они создают гидродинамический туннель, способствующий формированию движущей силы.

В отделении управления установлено кресло механика-водителя, находятся приборы, штурвал, рычаги и другие органы управления машиной. Управление трансмиссией осуществляется гидравлической системой. Для наблюдения за местностью механик-водитель имеет три перископа, которые расположены по окружности его люка с крышкой, поворачивающейся вправо. В условиях плохой видимости (ночь, дождь, метель) вместо среднего перископа ТНПО-170 устанавливается активный прибор ночного видения.

За креслом механика-водителя расположено место командира машины, куда он попадает через люк в корпусе. Крышка люка с размещенными на ней универсальным прибором наблюдения ТКН-3, спаренным с инфракрасным прожектором, и два перископа, находится на подшипниках и вращается вкруговую.

В средней части корпуса установлена литая башня с приваренной к ней крышей из катаной броневой стали и люком, крышка которого открывается вперед, что защищает находящегося за ней члена экипажа.

Кормовая часть машины рассчитана для размещения мотострелкового отделения из восьми солдат с полной выкладкой. Здесь же установлен основной топливный бак, являющийся одновременно спинкой для сидящих спиной к спине солдат. Шесть десантников, находящиеся со стороны передней части машины, могут вести огонь из личного оружия через стрелковые гнезда. Солдат, сидящий у левой створки двери, также может вести огонь и прикрывать машину с кормы. Последний десантник является командиром отделения, поддерживает связь с командиром БМП, сидит у правой створки двери и ведет наблюдение за местностью через перископ.

Почти всю кормовую стенку занимают двери на петлях и открывающиеся наружу. Это обеспечивает частичную защиту от огня противника спешивающихся или возвращающихся в машину десантников. Кроме того, двери являются топливными баками, но во время ведения боевых действий они заполняются песком и обеспечивают дополнительную защиту от огня противника и повышают пожарную безопасность.

Подвижность

Высокие подвижность и маневренность БМП-1 обеспечивается многотопливным шестицилиндровым V-образным дизельным двигателем с жидкостным охлаждением УТД-20 мощностью 300 л.с. при 2600 об/мин. Силовое отделение и радиатор охлаждаются принудительно при помощи эжектора выхлопной системы, который выбрасывает выхлопные газы вместе с воздухом, прошедшим через силовое отделение. При этом снижается температуру выхлопных газов.

Механическая трансмиссия с гидросервоприводом, главным фрикционом и механической двухвальной пятискоростной коробкой передач объединены в один блок с двигателем. Вместе с двумя планетарными механизмами поворота он крепится в трех точках. Подвеска торсионная с гидравлическими амортизаторами.

Гусеничный движитель (мелкозвенчатая гусеница с резинометаллическими шарнирами) с передним расположением ведущих колес имеет 6 опорных и 3 поддерживающих катка на каждом борту. Подвеска индивидуальная, торсионная, с гидравлическими амортизаторами на первых и шестых узлах подвески.

Машина плавающая, движение на плаву осуществляется за счет перемотки гусениц. Повороты выполняются путем изменения скорости перематывания одной из гусениц. Перед входом машины в воду пневмоприводами поднимается волноотражающий щиток в передней части корпуса и воздухозаборная труба для подачи воздуха в двигатель, находящаяся за башней. Для обзора механику-водителю устанавливается специальный перископ ТНПО-350Б. Требуемая герметичность корпуса достигается за счет вжатия кормовых дверей в их гнезда. Максимальная скорость на плаву достигает 7 км/ч.

По шоссе БМП-1 может двигаться со скоростью 65 км/ч, по сухой грунтовой дороге - 40-45 км/ч, запас хода по шоссе составляет 550-600 км.

Защита и вооружение

Вооружение БМП-1 включает 73-мм гладкоствольное орудие 2А28 «Гром», спаренный пулемёт 7,62-мм ПКТ ипротивотанковый управляемый ракетный комплекс 9М14М «Малютка», также в десантном отделении крепится и перевозится Зенитно-ракетный комплекс 9К32 «Стрела-2».

Бронекорпус БМП-1 сварной, выполнен из стальной катаной брони высокой твердости. В верхней лобовой части расположен большой люк, закрывающейся откидывающимся ребристым бронелистом из алюминиевого сплава, обеспечивающий доступ к двигателю. Башня конической формы. Для защиты от проникающего излучения ядерного взрыва используется противорадиационный подбой. Из-за малого подъёма ствола в Афганистане экипажи сами укрепляли на башне АГС-17 «Пламя», что улучшало боевые свойства машины в горных условиях.

Бронирование

Требованиями ТТЗ предусматривалось обеспечение защиты машины от 23 мм бронебойных снарядов с передних направлений обстрела на дальности 500 метров, и защита кругом от 7,62 мм бронебойных пуль на дальности 75 метров. Расположенные под большими углами наклона листы лобовой брони корпуса БМП-1 выдерживают поражение осколками снарядов полевой артиллерии, бронебойными пулями стрелкового оружия и крупнокалиберных 12,7 мм пулеметов, последние в секторе обстрела 60 градусов с нулевой дальности. В большинстве случаев лобовая броня не пробивается боеприпасами 20 мм автоматической пушки «Эрликон» (ранее HS-820) на дальностях более 100 метров. Однако качество брони существенным образом зависит от страны её происхождения. Бортовая, кормовая броня и крыша корпуса и башни обеспечивают защиту машины от 7,62 мм пуль стрелкового оружия с нулевой дальности и от легких осколков артиллерийских снарядов, но не защищают от огня 12,7 мм пулемета с близкой дистанции, и от тяжелых снарядных осколков. Полигонные испытания, тем не менее, показали, что кормовые двери, топливные баки которых заполнены песком, выдерживают поражения штатными 12,7 мм пулями. В ходе боевых действий в Афганистане и Чечне при стрельбе из пулеметов общего назначения (ПКТ, М-60) на малых дальностях порядка 30-50 м 7,62 мм бронебойные пули в некоторых случаях пробивали кормовые двери и крышки люков БМП-1.

Критика

На протяжении длительного периода эксплуатации БМП-1 и БМП-2 неоднократно появлялись новые «угрозы» защите машины. Так в конце 1970-х годов, после принятия на вооружение НАТО новых боеприпасов 20×139 мм к пушкам «Испано-Сюиза» HS 820, «Рейнметалл» RH 202 и M 693 (F2) с бронебойными подкалиберными снарядами типаAPDS - DM 63 (ФРГ) и OPTSOC (Франция) у сухопутных войск этих государств появилась возможность поражать БМП-1 в лобовой проекции с дальностей 800-1000 м. Боеприпасы к пушке М242 «Бушмастер» основной БМП США М2 «Бредли», принятой в 1982 г, проектировались из расчета поражения бронезащиты БМП-1, с обеспечением бронепробития 28 мм/60град/1500 м. Во время Первой войны в Персидском заливе броневая защита машин БМП-1 и БМП-2 оказалась уязвимой к бронебойным подкалиберным снарядам 25-мм автоматических пушек. Согласно данным испытаний, проведенных в США, броня БМП-1 и БМП-2 поражается бронебойным подкалиберным снарядом (БПС с отделением) М791 25-мм пушки М242 «Бушмастер» на дальностях 1500-2000 м. Вместе с тем какой-либо масштабной модернизации машин в планах повышения их защищенности за прошедшие десятилетия так и не последовало.

Опыт арабо-израильской войны 1973 года и войны СССР в Афганистане показал, что бронекорпус БМП-1 не выдерживает попаданий 12,7-мм пуль в бортовую проекцию машины, а попадание противотанковой гранаты, как правило, вызывало воспламенение машины с последующим взрывом боекомплекта.

Модификации

Командирская боевая машина, дополнительно оснащенная радиостанцией Р-111, и навигационным оборудованием. Принята на вооружение 1973 году.

Разработана в 1982 году специально для боёв в Афганистане. Основные отличия: усилена броня, установлены стальные экраны на корпусе. Из-за чего возросла масса машины, и она утратила возможность плавать. Максимальный преодолеваемый брод составляет 1,2 м. Так же был демонтирован комплекс противотанкового вооружения «Малютка».

Модифицированная боевая машина пехоты, оснащенная более мощной пусковой установкой ПТРК 9К111 «Фагот», и шестью комплектами «Постановки дымовых завес» 902В. На вооружения принята 1979 году, серийно выпускалась с 1979 по 1983 год.

Командирская модифицированная боевая машина пехоты.

Модифицированная БМП-1П, дополнительно оснащенная автоматическим гранатометом АГС-17 «Пламя».

Вариант модернизации, с боевым отделением БМД-2, также известен под названием «Разбежка».

Вариант модернизации, с комплексом вооружения ТКБ-799 «Кливер». В состав боевого модуля входят: 30-мм автоматическая пушка 2А72, спаренный с нею 7,62-мм пулемет ПКТМ, а также 4 ПТРК «Корнет». Прицельные приспособления - тепловизор и прибор лазерного наведения "1К13-2 ".

БМП-1У «Шквал» - украинская модификация БМП-1 c боевым модулем «Шквал». В состав боевого модуля входят: 30-мм автоматическая пушка КБА-2, сдвоенная ПУ ПТРК «Комбат», 30-мм автоматический гранатомет АГС-17 «Пламя». Также на БМП-1У установили водоизмещающие крылья-поплавки, гусеницы и ведущее колесо от БМП-2. Количество десанта уменьшено до 6 человек.

BVP-1 - чехословацкая модификация БМП-1, производившаяся по лицензии в 1970-1989.

Кобра-С - совместная модификация словацких фирм «Метапол», «ZTS Dubnica» и белорусского завода № 140 в г. Борисове. Установлен боевой модуль Cobra, оснащённый 30-мм автоматической пушкой 2А42, спаренным пулемётом ПКТ и усовершенствованной СУО. Машина оснащена дымовой системой «Туча», немецкой системой кондиционирования DATO-V. В десантном отделении предусмотрена укладка выносной пусковой установки 9П135М с боекомплектом из четырёх ПТУР «Конкурс-М». Представленна в двух вариантах на базе BVP-1 и БМП-1Д (с навесной ДЗ).

Pbv-501 - чешская модификация БМП-1, для Шведской армии. Демонтирована ПУ 9М14М «Малютка», установленна новая противопожарная система, заменнена часть матерьялов и оборудованияя под стандарты NATO.

BMP-M1 CZ - чешская проект модернизации БМП-1 и БМП-2, установлена дополнительная пассивная (уровень защиты от мин 2, от снярядов 4 по STANAG 4569) и активная защита, решетчатые защитные экраны, боевой модуль с дистанционным управлением TURRA 30, с динамической защитой ERA или NXRA, вооружённый 30-мм автоматической пушкой 2А42 и 7,62-мм пулемётом ПКТ, с возможностью установки ПТУР и ЗУР.

BMP-M2 CZ - чешская проект модернизации БМП-1 и БМП-2. Увеличенно десантное и изменнно отделение управления. Имеет базовый уровень защиты от мин 1 под днищем и 2А под гусеницей, от снярядов 3 по STANAG 4569. Установлен боевой модуль TURRA 30. Дополнительно возможно: повышение уровня защиты от мин до 3А и от снярядов до 4, установка кондиционера, решетчатых защитных экранов, новой радиостанции, системы навигации и другого дополнительного оборудования.

BVP-M2 SKCZ - совместно чешско-словакский проект модернизации БМП-1 и БМП-2. Увеличенно десантное и изменнно отделение управления. Имеет базовый уровень защиты от мин 1 под днищем и 2А под гусеницей, от снярядов 2 по STANAG 4569. Установлен боевой модуль TURRA 30, новый дивгатель Caterpillar C9.3 с турбонаддувом, мощностью 300 кВт (408 л.с.). Дополнительно возможно: повышение уровня защиты и от снярядов до 4, установка кондиционера, решетчатых защитных экранов, новой радиостанции, системы навигации и другого дополнительного оборудования.

BWP-1 - польская модификация БМП-1, производившаяся по лицензии.

BWP-40 - польская опытная модификация BWP-1, где башня была заменена на башню шведской БМП Strf 9040.

MLI-84 - румынская модификация БМП-1, производившаяся по лицензии. Внешне отличается чуть большими размерами и смонтированным на турели на крыше десантного отделения по левому борту 12,7-мм пулеметом ДШКМ. Установлен двигатель Continental 8V-1240-DT-S мощностью 360 л.с. Масса 16,6 тонн.

MLI-84M - румынская модификация MLI-84. Установлен израильский боевой модуль OWS-25R вооружённый: 25-мм автоматической пушкой Эрликон KBA-B07AA, 7,62-мм пулемётом ПКТ и пусковой установкой для двух противотанковых ракет «Спайк» LR. Новый британский дизельный двигатель C9 мощностью 400 л.с. По бокам корпуса смонтированы 81-мм дымовые гранатомёты. Демонтирован ДШКМ. Прототип был вооружён ПТРК Малютка-2.

Машины на базе

Командно-штабная машина, не имеет вооружения, неподвижная башня, телескопическая антенна (после разворачивания высота антенны 19 м), оснащена радиостанциями Р-111 - 2 шт., Р-123, ТПУ Р-124, навигационным оборудованием, приборами химической и радиационной разведки, автономным электробензогенератором.

Боевая разведывательная машина

БРЭМ-2 - бронированная ремонтно-эвакуационная машина

Объект 680

Объект 768 - опытная боевая машина пехоты

ПРП-3

ПРП-4М - подвижный разведывательный пункт

ПРП-4МУ - подвижный разведывательный пункт

БТЗ-3 - российский бронированный топливозаправщик

РМ-Г - российская ремонтная гусеничная машина

ЛПМ-2 - белорусская лесопожарная машина

Березина 1 - транспортная машина

Березина 1М - транспортная машина

Березина 1ТЛП - транспортёр-тягач

Березина-2 - белорусская аварийно-транспортная машина

BPzV - чехословацкая боевая машина разведки, созданная на основе BVP-1 и производящаяся в Детве в 1984-1987 годах.

ShM vz.85 PRAM-S - чехословацкий 120-мм самоходный миномёт, созданный на основе BVP-1 и производившийся в 1980-1990 на заводах в Тренчине и Дубнице-над-Вагом.

AMB-S - чехословацкая санитарная машина.

VOV - чехословацкая командно-штабная машина.

VPV - чехословацкая бронированная ремонтно-эвакуационная машина.

OT-R5 - чехословацкий командный пункт BEČVA.

OT-90 - чехословацкий бронетранспортёр, создан на базе BVP-1, установленна башня от OT-64-2A, вооружённая 14,5-мм пулемётом КПВТ.

VT-90 - чехословацкий командный пункт помощи.

DTP-90 - чехословацкий мастерская технической помощи.

MGC-14,5 - чешский бронетранспортёр, создан на базе BVP-1. С башни демонтирована ПУ 9М14М «Малютка», 73-мм пушка 2А28 «Гром» заменена на 14,5-мм пулемёт КПВТ. Обновлённая башня получина название MGC-14,5.

MGC-M1 - MGC-14,5 с дополнительной пассивной (уровень защиты от мин 2, от снярядов 4 по STANAG 4569) и активной защитой, решетчатыми защитными экранам, динамической защитой ERA, или NXRA на баше.

M89 - Румынская самоходная артиллерийская установка. Созданна на шасси MLI-84, был полностью изменён корпус, установлена башня от САУ 2С1 «Гводика», вооружённа 122-мм гаубицей Д-32.

На Рубцовском машиностроительном заводе на базе узлов и агрегатов БМП-1 разработаны и поставлены на серийное производство гусеничные машины для народного хозяйства:

  • ГТ-ТМ - модернизированный гусеничный транспортёр-тягач;
  • ГПЛ-520 - гусеничная путеремонтная летучка;
  • изделие 521 - универсальное гусеничное шасси.
  • ЛПА-521 - лесопожарный агрегат;
  • МГШ-521М1 - многоцелеве гусеничное шасси;
  • МГП-522 - машина гусеничн пассажирская;
  • СКБМ-523 - специальная краново-бурильная машина;
  • ПГБМ-528 - гусеничная буровая машина;
  • МГТ-529 - машина транспортёр–тягач.

Операторы

  • Россия:
    • Сухопутные войска России - 8000 БМП-1, из них 7000 на хранении, по состоянию на 2012 год
    • Внутренние войска МВД России - 1650 БМП-1, БМП-2 и БТР-80, по состоянию на 2012 год
  • Азербайджан:
    • Армия Азербайджана - 43 БМП-1, по состоянию на 2012 год
    • Пограничные войска Азербайджана - 168 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Алжир - 685 БМП-1, по состоянию на 2012 год
  • Ангола - 250 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Армения:
    • Армия Армении - 80 БМП-1, 7 БМП-1К, по состоянию на 2012 год
    • МВД Армении - 44 БМП-1, 1 БМП-1К, по состоянию на 2012 год
    • Пограничные войска Армении - 35 БМП-1, по состоянию на 2012 год
  • Афганистан - некоторое количество БМП-1, по состоянию на 2010 год
  • Белоруссия - 109 БМП-1, по состоянию на 2010 год
  • Болгария - 80 БМП-1, по состоянию на 2012 год
  • Венгрия - некоторое количество БМП-1, по состоянию на 2012 год
  • Вьетнам - 300 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Греция - 401 БМП-1, по состоянию на 2012 год[
  • Грузия - 25 БМП-1 из них 8 на хранении, по состоянию на 2012 год
  • ДР Конго - 20 БМП-1, по состоянию на 2012 год
  • Египет - 220 БМП-1 на хранении, по состоянию на 2012 год
  • Индия - более 350 БМП-1, по состоянию на 2012 год
  • Йемен - 420 БМП-1, по состоянию на 2005 год
  • Иран - 210 БМП-1, по состоянию на 2012 год
  • Ирак - 100 БМП-1, по состоянию на 2012 год
  • Йемен - 100 БМП-1, по состоянию на 2012 год
  • Казахстан - 730 БМП-1, по состоянию на 2012 год
  • Камбоджа - 70 БМП-1, по состоянию на 2012 год
  • Киргизия - 230 БМП-1, по состоянию на 2012 год
  • КНДР - некоторое количество БМП-1, по состоянию на 1985 год, на данный момент количество и статус неизвестны
  • Кот-д Ивуар - 10 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Куба - около 50 БМП-1, по состоянию на 2012 год
  • Ливия - некоторое количество БМП-1, по состоянию на 2012 год
  • Мозамбик - 40 БМП-1, по состоянию на 2012 год
  • Монголия - 310 БМП-1, по состоянию на 2012 год
  • Польша - 1297 БМП-1, по состоянию на 2012 год
  • Сирия - до 2450 БМП-1/БМП-2/БМП-3, по состоянию на 2012 год
  • Словакия - 162 БМП-1, по состоянию на 2012 год
  • Судан - 75 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • США - 21 БМП-1. 19 единиц БМП-1 поставлены из ФРГ в 1991 году, ещё 2 единицы поставлены из ФРГ в1993 году
  • Таджикистан - 8 БМП-1, по состоянию на 2012 год
  • Туркмения - 930 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2012 год
  • Украина - 994 БМП-1, по состоянию на 2012 год
  • Уругвай - 18 БМП-1, по состоянию на 2012 год
  • Финляндия - 10 BMP-1TJ, по состоянию на 2012 год
  • Чад - 83 БМП-1, по состоянию на 2012 год
  • Чехия - 166 БМП-1, по состоянию на 2012 год
  • Шри-Ланка - 13 БМП-1, по состоянию на 2012 год
  • Экваториальная Гвинея - 20 БМП-1, по состоянию на 2012 год
  • Эритрея - 15 БМП-1, по состоянию на 2012 год
  • Южная Осетия - 80 БМП-1/БМП-2, по состоянию на 2008 год

Снаряд Масса патрона, г Масса снаряда Макс, давле­ние в кана­ле ствола, МПа Начальная скорость, м/с Полетное время на дальность 2000 м, с
Бронебойный подкалиберный с отделяемым поддоном М791 APDS-T 455 134 410 1345 1,7
Осколочно-фугасно- зажигательный М792 HEI-T 493 184 360 1100 3,6
Полубронебойный PGU-32/U SAPHEI-T 493 - 360 1100 3,6

30-мм бронебойный подкалиберный снаряд "Трезубка"



Американский 30-мм кумулятивно-осколочный снаряд М789



25 мм полубронебойный снаряд PGU-32/U SAPHEI-T


Реакционный ударный механизм взрывателя с противодождевыч исполнением


С этих позиций большой интерес представляет вопрос о перспективном калибре пушек отечественных БМП и в более широком плане – об их принципиальной схеме вооружения.

В настоящее время основным калибром отечественных автоматических пушек Сухопутных войск, ВВС и ВМФ является калибр 30 мм, а их монопольным разработчиком – Тульское КБП (конструкторы В.П.Грязев, А.Г.Шипунов), создавшее десять типов 30-мм пушек, в том числе одноствольных, двуствольных и шестиствольных. Использование одного калибра во всех видах Вооруженных сил и унификация боеприпасов является несомненным преимуществом, но в то же время значительно ограничивает боевые возможности автоматических пушек. Последнее в меньшей степени относится к авиационным пушкам и в большей – к пушкам БМП, зенитным пушкам Сухопутных войск и зенитным корабельным автоматам.

Применительно к пушкам БМП главным и решающим фактором негативной оценки калибра 30 мм является неудовлетворительное бронебойное действие. Пробиваемая толщина брони 30- мм бронебойным подкалиберным снарядом «Трезубка» под углом 60° от нормали на дальности 1500 м составляет 25 мм,что недостаточно для поражения лобовой брони состоящих на вооружении иностранных БМП, например, БМП «Мардер», а тем более вновь разрабатываемых БМП с повышенной противоснарядной стойкостью. К ним относится многоцелевая бронированная машина, разрабатываемая в настоящее время франко-германо-британским объединением. Машина имеет броню из высокопрочного алюминиевого сплава со стальным эквивалентом лобового листа до 40 мм, пушку калибра 45-120 мм и массу до 34 т. Полномасштабное производство начнется в 2002 году, предполагается выпустить в общей сложности 11 тысяч машин.

Так и не был создан отечественный 30-мм кумулятивный снаряд, хотя за рубежом такие снаряды имеются (например, 30-мм кумулятивно-осколочный снаряд М789 фирмы PRIMEX (США). В результате 30-мм пушки рискуют оказаться в положении слабосильного оружия, способного лишь «поцарапать» броню противника.

Не блещет эффективностью и действие 30-мм осколочно-фугасных снарядов по живой силе. Это объясняется как малой массой заряда ВВ А-1Х-2 (48,5 г), низким коэффициентом наполнения (0,125) (полная масса снаряда 389 г) и, как следствие, небольшим числом убойных осколков, так и специфическим исполнением ударного взрывателя, не обеспечивающим Мгновенный разрыв снаряда на поверхности земли.

Взрыватель имеет шариковый привод ударника, осуществляемый посредством обжатия колпака. Такая конструкция с одной стороны обеспечивает защиту взрывателя от самопроизвольного срабатывания при ударе дождевых капель (противодождевое исполнение), с другой стороны совместно с действием газодинамического замедлителя создает небольшое замедление срабатывания при стрельбе по тонкостенным транспортным средствам с целью реализации разрыва во внутреннем объеме цели. При стрельбе по грунтовой поверхности, в особенности рыхлой структуры (пахоте, торфянику, песку), а также по снегу, замедленное действие взрывателя имеет отрицательным следствием значительное заглубление снаряда в грунт к моменту разрыва (для калибра 30 мм – до половины длины корпуса и более) и перехват значительной части осколков грунтом с образованием «мертвого угла» вылета.

Сравнительно слабым является действие 30-мм осколочно-фугасных снарядов по сооружениям. На дальностях более 1000 м 30-мм ОФС не пробивает кирпичную стенку «в один кирпич» (0,25 м). Между тем при использовании БМП в региональных конфликтах способность борьбы с живой силой в зданиях и сооружениях приобретает решающую роль. Например, в ливанской кампании 1976 года в боях сирийской армии с отрядами ООП в Бейруте и Сайде великолепно зарекомендовали себя приданные сирийским танковым частям 57-мм зенитные самоходные установки ЗСУ-57-2, которые эффективно очищали верхние этажи домов от снайперов и расчетов РПГ.

В целом приходится признать, что сомнения относительно перспектив дальнейшего успешного использования в БМП пушек калибра 25-30 мм являются достаточно обоснованными.

Несоответствие диапазона 20-30мм реальным задачам БМП привели к нескольким направлениям дальнейшего развития пушечного вооружения БМП:

– вооружение БМП крупнокалиберной неавтоматической пушкой. Примером может служить южнокорейская боевая машина пехоты KIFV, имеющая варианты вооружения 75-мм и 90-мм пушками.

– вооружение БМП двумя пушками – крупнокалиберной неавтоматической и малокалиберной автоматической. Примером такого нетрадиционного решения, не имеющего аналогов за рубежом, является отечественная БМП-3. Обе пушки (100-мм пушка – пусковая установка 2А70 и 30-мм автоматическая пушка 2А72) вместе с 7,62-мм пулеметом размещаются в едином блоке, стабилизированном в двух плоскостях электромеханическим стабилизатором. Боекомплект 100-мм пушки составляет 40 выстрелов, из них 22 размещаются в автомате заряжания и 18 – в дополнительной укладке. Там же располагаются 8 ПТУР. Боекомплект 30-мм пушки 2А72 составляет 500 патронов.



30-мм пушка 2А72 – основное вооружение БТР-80А



Основная боевая машина российской армии – БМП-2, также вооружена 30-мм пушкой



30-мм пушки российских БМП -2А42 (вверху) и 2А72 (внизу)


До настоящего времени на вооружении состоял 100-мм выстрел ЗУОФ17, разработанный НИМИ. В этом выстреле был использован снаряд 30Ф32, ранее разработанный для буксируемой пушки БС-3 и самоходной пушки СУ- 100, имеющий толстостенный корпус из стали С-60, малый коэффициент наполнения (0,108) и, как следствие, невысокое осколочное действие. В настоящее время Тульским КБП разработан под руководством А.Г. Шипунова и С.М. Березина новый 100-мм выстрел ЗУОФ19 с увеличенными дальностью стрельбы и осколочным действием. В качестве замены штатной противотанковой управляемой ракеты (ПТУР) 9М117, запускаемой из пушечного ствола, разработана новая ПТУР 9М117М1 «Аркан» с увеличенной дальностью полета (до 5500 м) и бронепробиваемостью (до 750 мм).

Двухпушечная схема вооружения БМП с одной стороны является смелым техническим решением, возможно, предугадывающим генеральное направление развития вооружения БМП будущего, с другой – продолжает оставаться предметом острых дискуссий. Как уже указывалось выше, калибр 30 мм со многих позиций оказывается недостаточным. С другой стороны, указывают на слабое действие 100-мм снарядов. В ходе региональных конфликтов последних десятилетий остро выявилась потребность в так называемых штурмовых самоходных крупнокалиберных орудиях (до 152 мм) батальонного и полкового звена, способных сопровождать пехоту «огнем и колесами», имеющих небольшие дальности стрельбы, но мощное осколочное и компрессионное действие снарядов. В случае появления штурмовых орудий возникает непростой вопрос о разделении функций этих орудий и БМП. – вооружение БМП автоматической пушкой более крупного калибра.

В отличие от первых двух революционных направлений этот путь является эволюционным. При переходе на более крупный калибр уменьшаются темп стрельбы и численность боекомплекта. Например, масса 40-мм выстрела примерно в два раза больше массы 30-мм выстрела (соответственно примерно 2 и 1 кг), поэтому переход с калибра 30 мм на 40 мм при фиксированной массе боекомплекта приведет к снижению его численности в два раза (при фиксированной массе системы оружия (установка + боекомплект) – к снижению в 2,5-3 раза) и к такому же снижению числа выстрелов в очереди (при фиксированном числе очередей), но одновременно к значительному увеличению эффективности каждого выстрела. При этом следует учитывать дополнительные благоприятные факторы – уменьшение потери скорости на траектории у более крупного снаряда и уменьшение относительного заглубления в грунт. Снижение темпа стрельбы обеспечивает уменьшение износа ствола и существенное увеличение живучести автоматической пушки.

Определенный выше оптимальный диапазон калибров АП 35-45 мм включает в себя ряд штатных калибров, в том числе зарубежных (35,40 мм) и отечественных (37,45 мм). По-видимому, наиболее перспективным является калибр 40 мм, так как с одной стороны по импульсу отдачи он является еще приемлемым для установки на летательных аппаратах, что в перспективе сохранит трехвидовую (СВ, ВВС, ВМФ) унификацию автоматических пушек, с другой стороны этот калибр широко распространен за рубежом, что обеспечит возможность мировой стандартизации оружия неповышение экспортных возможностей.

Наиболее известными 40-мм автоматическими пушками являются пушки L60, L70 шведской фирмы Бофорс. Пушка L70 находится на вооружении 11 стран НАТО (в б-ти она выпускалась по лицензии). К 1985 году было произведено свыше 6 тыс. таких установок и более 10 млн. боеприпасов к ним. В настоящее время создан усовершенствованный вариант пушки, получивший обозначение «75».



40-мм осколочный снаряд 3P-HV фирмы Бофорс



Номенклатура 40-мм снарядов автоматической пушки L70 фирмы Бофорс


В сухопутных войсках пушка долгое время использовалась только как зенитная-буксируемая, либо в составе зенитных самоходных комплексов (в прошлом ЗСУ «Сержант Йорк» (США), в настоящее время ЗСУ TRIDON, ЗАК TriAD (Швеция)) и только в последнее время была принята на вооружение боевой машины пехоты CV-90 (Швеция). Масса пушки – 560 кг, скорострельность – 320 выстр./мин. Масса выстрела, масса снаряда и начальная скорость составляют соответственно для ОФЗ снаряда 2500 г, 964 г, и 950 м/с, для бронебойно-зажигательного снаряда – 2400 г, 880 г и 1020 м/с.

Пушка имеет в составе боекомплекта бронебойный подкалиберный снаряд с отделяемым поддоном, способный пробивать броню толщиной 100 мм (!) под углом 60° от нормали (дальность не указана). Указывается, что при этом обеспечивается поражение лобовой брони танков Т-54, Т-55, Т-62 и бортовой брони танков «Леопард-2А1», «Абрамс» M1 и «Челленджер».

Недостатком пушки является отсутствие стабилизатора, что исключает возможность успешной стрельбы в движении. В настоящее время разработана опытная конструкция БМП CV9040B со стабилизированной башней. Эта башня может устанавливаться на различные платформы. В частности, фирмой проводилась опытная установка этой башни на российские БМП-1, БМП-2.

БМП CV9040 разработана совместно шведскими фирмами Хэгглундс (платформа) и Бофорс (башня с вооружением и боеприпасы). Серийное производство начато в 1993 году. Масса БМП – 22,8 т, мощность дизельного двигателя – 446 кВт, максимальная скорость на шоссе – 70 км/ч. БМП является частью семейства бронированных машин CV90, отличающихся назначением и калибром орудия (табл. 3).

В состав семейства CV90 входят также разведывательная машина, командная машина и ремонтно-эвакуационная машина.

Другой 40-мм автоматической пушкой, разработанной специально для вооружения легкой бронетехники, является пушка CTWS (Cased Telescoped Weapon System – система оружия с телескопическим выстрелом) фирмы Эллайент Тексистемз (США). Пушка разработана в составе дистанционно управляемой низкопрофильной башни, имеющей общую массу 892 кг. Телескопический боеприпас отличается от обычного тем, что его пороховой заряд выполнен в форме трубки, по оси которой помещен снаряд. Вышибной заряд выталкивает снаряд из гильзы еще до момента воспламенения основного заряда. При этом освобождается пространство в гильзе, заполняемое продуктами сгорания вышибного заряда. В результате этого пороховой заряд высокой плотности может сгорать с той же эффективностью, что и заряды меньшей плотности в гильзе большего объема. При этом достигается большая начальная скорость по сравнению с соответствующей величиной для гильзы классической схемы. Другое преимущество создается цилиндрической формой гильзы. Гильзы этой формы более удобны для хранения и в укладке занимают в два раза меньший объем по сравнению с обычными гильзами.

Другой характерной особенностью пушки CTWS является поперечная схема заряжания. Затвор пушки выполнен в виде поворотного цилиндра, снабженного каналом для телескопической гильзы. Полная масса башни с пушкой – 892 кг, скорострельность – 200 выстр./мин, масса патрона -1,8 кг, начальная скорость БОПС – 1600 м/с.

Наряду с 40-мм пушками в качестве перспективного оружия для новых БМП рассматриваются и автоматические пушки более крупных калибров. Характерным примером является 50-мм автоматическая пушка Rh503 фирмы Маузер, входящей в корпорацию Рейнметалл. Пушка предназначается для вооружения разрабатываемой с 1984 года тяжелой БМП «Мардер-2» с боевой массой 43 т и мощностью двигателя 1100 кВт (1500 л.с.). Боекомплект пушки включает в себя подкалиберный бронебойный снаряд с отделяемым поддоном APFSDS-T фирмы Рейнметалл эмьюнишен и осколочно-пучковый снаряд HETF-T M-DN191 фирмы Диль. Следует отметить, что снаряд HETF-T является первым в мире серийно выпускаемым осколочно-пучковым снарядом, хотя разработки этих снарядов ведутся уже в течение 30 лет, в том числе и в нашей стране. Пушка оснащена автоматическим установщиком дистанционного взрывателя (АУДВ) осколочно- пучкового снаряда, имеет беззвеньевую подачу боеприпасов и сменный ствол калибра 35 мм для проведения учебных стрельб. Масса пушки – 540 кг, масса ствола – 170 кг, длина ствола – 4250 мм (85 калибров), усилие отдачи – 48 кН, максимальное давление в канале ствола – 560 Мпа, скорострельность – 150-400 выстр./мин. Масса подкалиберного снаряда APFSDS-T составляет 640 г, начальная скорость – 1600 м/с, дульная энергия 820 кДж, масса патрона – 200 г, масса пороха – 540 г.

Боевая машина пехоты 2-й разработки (вооружённые силы СССР/России и ряд других стран), сконструирована была с целью . Причина создания новой машины – необходимость смены комплекса вооружения, особенно гладкоствольной 73-мм пушки 2А28, которая оказалась не эффективна в борьбе против пехоты и низколетящих воздушных целей. В результате установили новую 30-мм автоматическую пушку, изготавливающиеся на Тульском машиностроительном заводе, и противотанковый ракетный комплекс «Фагот» или «Конкурс».

Новая боевая машина пехоты принята на вооружение в 1977 году, эксплуатация началась в восьмидесятые годы ХХ века.

История создания

После того, как БМП-1 поступила на вооружение, среди руководства развернулась полемика о составе необходимости и достаточности огневой мощи данной машины. Основным вооружением являлась 73-мм пушка 2А28 «Гром», которая была установлена для борьбы с бронированной с техникой, в боекомплекте боевой машины имелись только противотанковые кумулятивные снаряды.

Испытания показали, что данное орудие не эффективно ни в борьбе с пехотой, ни с техникой противника, поэтому начали создавать опытные боевые машины с новым комплексом вооружения.

В 70-е годы появился опытный образец боевой машины под обозначением Объект 768, где предусматривалось увеличение огневой мощи пушки «Гром». Модификация 73-мм гладкоствольной пушки «Гром» получила название 2А41 «Зарница» и была установлена на опытную машину. Но на вооружение армии Объект 768 не поступил. Одновременно был создан Объект 681 с тем же комплексом вооружения, но вскоре работы по проекту были прекращены.

Параллельно с этими опытными машинами были предложены новые варианты машин пехоты с совершенно новым типом вооружения – установка 30-мм автоматической пушки (2А38/2А42).

Предложение поступило от Курганмашзавода. Первая машина с новым вооружением называлась Объектом 680 с автоматической пушкой 2А38. Вторая, объектом 675 с автоматической пушкой 2А42. Военные эксперты серьезно не восприняли новые изобретения, считая, что этот комплекс вооружения не эффективен из-за малого калибра.

Отношение к новым опытным боевым машинам в корне изменилось с началом боевых действий в Афганистане. Стало очевидно, что Объект 675 незаменим в боевых условиях Афганистана. Так началась история боевой машины пехоты под обозначением БМП-2.

Конструкция

БМП-2 – это боевая машина пехоты, которая имеет идентичную компоновку с БМП-1. Главным различием между ними является наличие разного вооружения. Экипаж состоит из трех человек. Также машина вмещает до семи человек десанта, которые могут вести стрельбу через бойницы.

Корпус и башня машины сварены из стальных катаных листов, толщина которых от 5 до 19 миллиметров. Толщина лобовой брони башни до23 мм. Башня имеет форму усеченного конуса.

На БМП-2 установлен 6-и цилиндровый дизельный двигатель УТД-20С1 с жидкостным охлаждением, масса двигателя составляет 700 кг.

Мощность двигателя 300 л.с. Используется двухдисковое сцепление сухого типа с механическим управлением. Коробка передач пятиступенчатаяс синхронизаторами на четырех высших передачах. Для поворотов машины применяются планетарные редукторы.

Ходовая часть имеет шесть опорных катков, которые являются подвижной опорой корпуса на гусеничной ленте. Максимальная скорость, которую способна развить машина, составляет 65 км/ч по шоссе и до 45 км/ч при движении по пересеченной местности. Техника способна самостоятельно пересекать водоемы, развивая скорость на плаву до 7 км/ч. Движение по воде выполняется благодаря вращению гусениц. Из-за этого возникают сложности при перемещении машины против течения.


Управление БМП-2 выполняется при помощи руля, имеющего схему штурвала. Благодаря свободному вращению руля-штурвала для управления не требуется значительных усилий. При повороте штурвала происходит плавное изменение тяги на гусеницах, что обеспечивает плавность поворота и предохраняет элементы ходовой части от перегрузок. При отпускании штурвала происходит автоматический возврат управления к прямолинейному движению.

На БМП-2 применяется следующее оборудование для связи и обзора:

  • внутреннее переговорное устройство модели А-3;
  • рации Р-123М, Р-173 либо Р-126;
  • приборы наблюдения ТНП-165А либо ТНПО-170А;
  • прибор для наблюдения в ночное время.

В состав вооружения входят:

  • 30-мм пушка 2А42;
  • пулемет ПКТ ( танковый);
  • ракетный комплекс «Фагот» или «Конкурс».

Тактико-технические характеристики

В таблице показаны ТТХ советской боевой машины пехоты в сравнении с зарубежными аналогами, такими как: американская БМП М2 «Брэдли» и шведская Strf 90.

Параметры БМП-2 М2 «Брэдли» Strf 90
Страна СССР/Россия США Швеция
Экипаж/десант, чел 3/7 3/6 3/8
Длина/ширина, мм 6735/3150 6452 /3200 6550/3170
Основное вооружение 30-мм авт. пушка 2А42 25-мм авт. пушка «Бушмастер» 40-мм авт.
пушка
«Бофорс» L-70
Ракетное вооружение ПТРК «Фагот»/ «Конкурс» ПТУР ТOW/BGM-71 -
Бронирование, мм 6-23 14-25 до 30
Масса, т 14 от 22 23-35
Скорость передвижения
по шоссе
65 66 70
Запас хода, км 600 км 480 км 320 км
Преодолеваемые
препятствия ров/стена, м
2,5/07 2,5/0,9 2,5/0,5

В 70-е годы США разрабатывают БМП «Брэдли», которая стала сходить с конвейера в 1981-м году. Если сравнивать боевые качества БМП-2 и М2 «Брэдли», то они равнозначны. В случае боевого противостояния этих машин, большое значение имеет опыт экипажа.


Американская модель претерпевает не одну модернизацию, из-за чего БМП-2 стала отставать по многим параметрам. Следом и в России усовершенствовали боевую машину, которая вновь стала конкурентно-способной американской.

Модификации

БМП-2 после поступления на вооружение стала одной из лучших образцов боевых машин пехоты мира, но со временем любая техника устаревает, поэтому требуется модернизация.

В ходе модернизации машины были улучшены её характеристики, что приблизило машину до международных стандартов.

Одним из вариантов является БМП-2М «Бережок». При модернизации машины были усовершенствованы основные узлы управления огнём, проведена установка нового противотанкового комплекса «Корнет» и автоматического 30-мм гранатомета АГС-17 «Пламя», который позволяет вести поражение пехоты, находящейся в укрытии. В боекомплект пушки вошел новый подкалиберный снаряд «Трезубка».

Наводчик получил современный прицел, что позволяет увеличить точность стрельбы. Командир теперь имеет панорамный прицел, обеспечивающий круговое наблюдение и наведение оружия на цель.


Версия БМП-2Д (доработанная) создана специально для условий войны в Афганистане. Увеличение бронирования привело к тому, что машина не смогла плавать.

Попыткой улучшения характеристик БМП-2 до уровня БМП-3 стала машина с боевым модулем «Бахча-У». Из-за большой массы оборудования, количество десантников (во время перевозки) сократилось от семи до пяти.

Существовал также вариант БМП-2 с установкой автоматического гранатомета АГС-17 «Пламя».

Специально для мотострелковых войск создана версия БМП-2К, оснащенная дополнительной радиостанцией. Для осуществления дальней связи в наличии есть мачтовая антенна.

Боевое применение

Самое активное участие БМП-2 приняли в Афганской войне. В Афганистане боевые машины понесли большие потери (тысяча триста единиц, среди которых БМП-1, БМП-2, БТР, БРДМ). Участвовали в войне между армянскими и азербайджанскими вооруженными формированиями в борьбе за Нагорный Карабах (1988-1994 гг.).


Позднее машины приняли участие в конфликтах:

  • в первой (1994-1996 гг.) и второй чеченской войне (1999-2009 гг.);
  • в ходе гражданской войнына территории Таджикистана (1992-1997 гг.);
  • на территории Южной Осетии (2008год);
  • в боях на юго-востоке Украины (с 2014 года);
  • принимали участие в военных действиях в Анголе.

Также применялись в Иракской войне, где по некоторым данным от выстрелов автоматической пушки БМП-2 были выведены из строя . Используются сирийскими войсками в борьбе против боевиков.

На сегодняшний день БМП-2 состоит на вооружение многих стран мира.

В отличие от зарубежных аналогов, она имеет широкий спектр применения в разных боевых ситуациях, проста в эксплуатации. Уникальность строения машины даёт возможность быстрой её модернизации. Определенный интерес БМП вызывает на международном рынке вооружения. Несмотря на слабость в бронировании и другие некоторые недостатки, эта машина обладает большими перспективами дальнейшего развития.

Видео

Последняя новость из мира военной техники: в российскую систему артиллерийского вооружения возвращается забытый калибр 57 мм. И это называют настоящим русским чудом. Новое орудие уже стало мировой сенсацией. Есть мнение, что 57-ой калибр станет одной из самых заметных новинок оружейной выставки Russia Arms Expo-2015, которая пройдет в Нижнем Тагиле.


"Российскому оружию санкции не страшны"

А было так, что на этой же выставке в позапрошлом году была показана модель-концепция колесной боевой машины пехоты "Атом". Вроде бы это должен быть совместный российско-французский проект по разработке перспективной колесной БМП для коммерческой продажи третьим странам. Но что-то там с этим проектом не сложилось, и в итоге результатов не дал за одним важным исключением.

Этим исключением и стал боевой модуль вооруженный 57-мм автоматической пушкой АУ-220М разработки Нижегородского ЦНИИ "Буревестник", которая первоначально должна была устанавливаться на небольших боевых кораблях. А затем конструкторы подумали и приспособили это орудие к наземным условиям. И получилась нечто весьма и весьма впечатляющее.

Впрочем, прежде чем говорить о том, что получилось у конструкторов сегодня, есть смысл рассказать о том, как вообще появился на свет этот калибр, и какую роль ему довелось сыграть в истории вооруженных конфликтов.

Начнем с того, что скажем о том, что появление самодвижущейся мины Уайтхеда (то есть торпеды) сразу же вызвало и появление судов-носителей этого оружия — маленьких, но удаленьких минных катеров, которые уже в русско-турецкую войну 1876 — 1877 годов утопили турецкий сторожевик "Ихтибах".

Огромным броненосцам нечего было противопоставить этим юрким и маленьким суденышкам и для борьбы с ними французская фирма "Гочкис" предложила поставить на корабли 37-мм одноствольные и пятиствольные револьверные пушки (у последних при стрельбе стволы поворачивались!), скорострельность которых была довольна высока.

Адмиралы так и поступили, однако размеры катеров резко возросли, а сами катера превратились в миноноски и миноносцы и для того, чтобы их потопить понадобились пушки сначала калибром 47, а затем и 57-мм, с каковыми российские миноносцы провоевали всю русско-японскую войну.

В наземных войсках эти орудия также применялись: у немцев в мобильных ДОТах — "пилюльных коробках", тогда как англичане поставили их на свои первые танки. Правда, бои показали, что у корабельных пушек длинноваты стволы и англичане их обрезали. Все равно танкам на большое расстояние в то время стрелять не приходилось.

Советская Россия же после Гражданской войны в рамках военного сотрудничества с Веймарской Германией закупила там не только маузеры "Боло", но и 37-мм пушки "Рейнметалл", рассчитывая на их основе создать эффективную противотанковую артиллерию. Немцев калибр 37-мм устраивал. А вот наших военных (и они оказались дальновиднее!) — нет!

Но эффективность оружия вещь хорошая, но вот где деньги на все взять? Решили использовать огромные запасы старых снарядов царского времени к 47-мм пушкам Гочкиса, хранившихся на складах, но сточить на них ведущие пояски до 45-мм. При этом гильза с большим зарядом пороха разгоняла этот снаряд до такой скорости, что… новое орудие стало действенным средством борьбы с германскими танками.

А дальше было так: наша разведка накануне войны получила из Германии дезинформацию, что немцы собираются запустить в серию толстобронные танки, неуязвимые для наших серийных орудий. Сообщению поверили и конструктор В. Г. Грабин очень быстро разработал ответ: пушку калибра 57-мм ЗИС-2. Не такую тяжелую, как трехдюймовые орудия, но с высокой скоростью бронебойного снаряда. Выпуск новых пушек начали 1 июня 1941 года, а уже 1 декабря прекратили, хотя ее бронебойный снаряд спокойно пробивал броню толщиной 100 мм на расстоянии в один километр.

Как об этом написано во многих советских книгах, причиной стала ее "избыточность". Мол, подбивать немецкие танки можно было и из старых "сорокопяток". На самом деле это, увы, — нонсенс! Чем на большей дистанции ты уничтожаешь врага, тем меньше шансов, что он уничтожит тебя, не так ли? Однако технологические трудности производства длинных стволов, нехватка снарядов, которые до революции в России не выпускали и косность ряда военачальников, заставили производство ее прекратить.

До… того времени, когда у немцев не появились "Тигры" и "Пантеры", то есть не появился известный клюющий в одно место петух. Но база была, чертежи были, и пушки начали выпускать. Как у нас, так, кстати, и в Англии, но наша пушка оказалась намного лучше английской. Эти 57-мм пушки ставились даже на Т-34. Но оказалось, что танки чаше воюют с пехотой, чем с танками, поэтому такая мощная бронебойная пушка, в общем-то, для него вещь излишняя.

Потом появилась зенитная пушка этого же калибра и, наконец, в 1955 году самоходная зенитная установка ЗИС-57-2, имевшая сразу два таких орудия в открытой сверху башне. Но этой САУ не повезло. Пушки были отличные, а вот системы наведения так быстро устарели, что с вооружения ее сняли, затем сняли и зенитные орудия и калибр 57-мм из Советской армии исчез.

Но, как оказалось, исчез он не навсегда. Дело в том, что калибры скорострельных пушек, устанавливаемых на БМП тоже понемногу стали увеличиваться: 20,25, 27, 30-мм, а теперь вот на шведской БМП уже даже и 40-мм! То есть логичным представляется поставить на перспективную машину такого класса орудие калибра 57-мм и… разом их все обскакать! Правда на наших БМП-3 и БМД-4 стоят 100-мм орудия, спаренные с 30-мм пушками, которые и вовсе стреляют через ствол управляемыми снарядами, но… скорострельность их невелика!

А тут и скорострельность отличная — по одним данным 300, по другим 120 выстрелов в минуту, и дальность поражения 12-16 км, и скорость современного бронебойного снаряда такая, что… лобовую броню танка "Абрамс" он, может быть, и не пробьет, но вот БМП "Бредли" поразит на любом расстоянии. Шквал мощных фугасных снарядов и на том же "Абрамсе" просто снесет все внешние устройства — и оптику и антенны, разорвет гусеницы, и заклинит ему башню.

Привлекательность нового орудия не только в его скорострельности, но и в очень высокой скорости наведения на цель. Впрочем, тут надо говорить уже о самом модуле, то есть о башне, в которой находится эта пушка и в котором размещается боекомплект из 200 снарядов, и 2000 патронов к спаренному с ней пулемету, а также различные приводы наводки и система управления огнем. Причем сам модуль необитаем!

На выставке в Нижнем Тагиле будет показана и новая модификация БМП-3 с боевым модулем, оснащенным 57-мм пушкой. Тут, конечно, конфликт интересов налицо. Огромная ударная сила снарядов 57-мм орудия против мощного фугасного снаряда 100-мм пушки, которая к тому же может еще и управляемыми ракетами стрелять. И как выбрать, что лучше? Тем более что проблема выбора — "самая страшная проблема" современных людей!

Однако то, что и нижегородские конструкторы сегодня, что называется в тренде — несомненно. Все военные специалисты в один голос говорят о том, что переход на более крупные калибры орудий БМП необходим, но… что пока нужды в этом нет, потому что дорого! Однако всегда может найтись тот, у которых денег много и кто совсем не против того, чтобы поставить российский модуль на свое собственное шасси.

Можно, конечно, спарить 57-мм орудие со 100-мм пушкой, заменив им старую пушку в 30-мм. Но габариты установки и ее вес значительно возрастут и вот тут и думай, как совместить коня и трепетную лань в одной упряжке, да еще и по приемлемой для государственного бюджета цене!

Интересно, что на выставке в Эмиратах новый боевой модуль с 57-мм пушкой АУ-220М показывался в павильоне ОАЭ и был подан арабами очень эффектно. Дело в том, что тамошние военные инженеры создали собственный вариант колесной боевой машины пехоты. И вооружить ее хочется самым современным оружием. Вот они и поглядывают на наш боевой модуль, примериваются.

Сегодня шоссе все больше и больше, а качество их все выше и выше. Воевать вне дорог людям хочется также все меньше, вот отсюда и тяга к таким машинам. Так что можно с полным основанием утверждать, что новый калибр в нашей армии все-таки появится. Тем более что и само это орудие и вооруженная им башня (боевой модель) созданы на самом современном технологическом уровне.

Бронированная гусеничная, реже колесная, как правило, плавающая машина в мотострелковых (мотопехотных) войсках. Появилась в 1960 х гг. Экипаж 2 3 человека; 6 9 мотострелков. Вооружение: пушка и 1 2 пулемета; может иметь противотанковую… … Большой Энциклопедический словарь

- (БМП), гусеничная машина амфибия, предназначенная для повышения мобильности, вооружённости и защищённости пехоты. Оснащённые этими машинами подразделения могут действовать на поле боя совместно с танками в одной боевой линии. Впервые БМП… … Энциклопедия техники

- (БМП), бронированная гусеничная, реже колёсная, как правило, плавающая машина в мотострелковых (мотопехотных) войсках. Появилась в 1960 х гг. Экипаж 2 3 человека; 6 9 мотострелков. Вооружение: пушка и 1 2 пулемёта; может иметь противотанковую… … Энциклопедический словарь

Боевая машина пехоты - Термин боевая машина пехоты означает боевую бронированную машину, сконструированную и оборудованную главным образом для транспортировки боевого пехотного отделения, которая обычно обеспечивает десанту возможность вести огонь из машины под… … Официальная терминология

Боевая Машина Пехоты - BMP (véhicule militaire) Cette page d’homonymie répertorie les différents sujets et articles partageant un même nom. BMP (signifiant Boyevaya Mashina Pekhoty Боевая Машина Пехоты) soit véhicule de combat d infanterie) est le nom d une série de… … Wikipédia en Français

Гусеничная или колёсная боевая машина многоцелевого назначения, используемая в танковых и мотострелковых (мотопехотных) войсках. Появилась в 60 х гг. 20 в. в различных армиях и представляет собой усовершенствованную конструкцию… … Большая советская энциклопедия

- (БМП) бронированная гусеничная или колёсная машина (как правило, плавающая), используемая в мотострелковых войсках для передвижения личного состава и ведения боя. Появилась в 60 х гг. Скорость движения до 100 км/ч (по воде до 10 км/ч), масса до… … Большой энциклопедический политехнический словарь

БОЕВАЯ МАШИНА ПЕХОТЫ (БМП) - боевая бронированная гусеничная машина, сконструированная и оборудованная для ведения маневренных боевых действий и транспортировки бойцов. Обеспечивает возможность вести огонь из машин под прикрытием брони, днем и ночью. Вооружена встроенной или … Война и мир в терминах и определениях

Боевая машина пехоты (БМП) - бронированная машина мотострелковых войск (мотопехоты), предназначенная для передвижения личного состава и ведения боя. Повышает манёвренность, огневую мощь войск и защищённость личного состава. Современная БМП гусеничная (реже колёсная) машина… … Словарь военных терминов

В настоящее время, по мнению зарубежных военных специалистов, существенно расширились и усложнились боевые задачи, возлагаемые на пехоту. Считается, что они состоят не только в захвате объектов или территории и их удержании, а это при… … Энциклопедия техники



Вверх