Поэзия второй половины XX века: А.А. Вознесенский

На рубеже 50-х – 60-х гг. появляются поэты, сочетающие в своем творчестве открытую публицистичность с формальными поисками. В стихотворениях Р. Рождественского, Е. Евтушенко, А. Вознесенского гражданский пафос и условный мир лирического героя раскрываются при помощи авангардистского поэтического арсенала: создание неологизмов, звукопись, использование неклассических размеров, эксперимент с неточной рифмой, графическое выстраивание текста. Поэзия этих авторов получила название эстрадной, так как была ориентирована на слуховое восприятие.

К середине 60-х гг. наряду с поэзией, опирающейся преимущественно на прямое публицистическое вмешательство в жизнь, возникает другая, получившая название «тихая лирика». Объектом художественного исследования Н. Рубцова, В. Солоухина, А. Прасолова становятся те жизненные процессы, которые в прежние годы не замечались или их обходили стороной. Усиливается тяга к философскому осмыслению мира, к поиску новых граней вечных тем, касающихся человеческого бытия.

Кроме этого, в поэзии представлены авторы, использующие опыт модернизма рубежа веков. Их творчество усложнено, элитарно и богато ассоциациями. Это такие поэты, как А. Тарковский, Д. Самойлов, А. Кушнер, Б. Ахмадулина, а также ленинградская школа, группирующаяся вокруг А. Ахматовой и представленная именами И. Бродского, Е. Рейна, А. Наймана.

В начале 60-х гг. большую популярность приобретает бардовская поэзия А. Галича, Б. Окуджавы, Ю. Визбора, В. Высоцкого. Стихи бардов, положенные на музыку, шли к слушателю, но официально поэтами они не признавались. Лишь в 80-е гг. их тексты стали появляться в печати.

К началу 70-х гг. поэтический бум исчерпал себя. Чтобы публиковаться в периодике, авторам надо было ограничивать себя дозволенной тематикой и соответствующей идейной направленностью. Поэтому 80-е гг. характеризуются падением интереса к современной поэзии и усилением интереса к творчеству «возвращенных» поэтов: Мандельштама, Гумилева, Ахматовой, Клюева, Цветаевой, Иванова и др.

В 90-е гг. начинают усиленно печататься как поэты андеграунда, чье творчество было известно лишь узкому кругу слушателей, так и поэты всех трех волн русской эмиграции. В 1965г. создается первое неформальное литературное объединение СМОГ: «свежесть, мысль, образ, глубина» или «самое молодое общество гениев». Наиболее активные участники группы – Л. Губанов, С. Соколов, Ю. Кублановский. Они выступали против громкой эстрадной поэзии, называя ее поэзией гражданских поз.

Поэты «лианозовской школы» (Е. Кропивницкий, И. Холин, Г. Сапгир) тяготеют к традициям игровой поэзии. Они отказываются от прямого лирического пафоса и нарушают эстетические нормы. Их поэтика стремится к конкретике и минимализму, используя приемы абсурда, разрушая культурные стереотипы, создавая новую поэтическую реальность.


К концу 70-х гг. на первый план выдвинулось неформальное сообщество поэтов, использующих в своем творчестве опыт концептуализма. Они воздерживались от шумных социальных выступлений, сосредоточились на решении профессиональных задач, занимаясь моделированием процессов восприятия и утверждением феномена текста. В круг литераторов, ориентированных в своем творчестве на концептуализм, входили В. Сорокин, Г. Айги, Д. Пригов, Т. Кибиров.

В 1978г. состоялось первое совместное выступление поэтов-метаметафористов. К ним относятся А. Парщиков, И. Жданов, К. Кедров. В качестве своих поэтических предшественников они называют ОБЭРИУ. Эти поэты экспериментируют с семантикой произведения, в частности, Кедров изложил идею метаметафоры в программной книге «Поэтический космос».

В 80-е гг. заявляет о себе группа куртуазных маньеристов: В. Степанцов, В. Пеленягре, Д. Быков и др. Их художественная практика –искусная стилизация. Авторы помещают своих героев в атмосферу прошлых веков, подчеркивают свою независимость от настоящего, от идеологии и политики, от современной эстетики и поэтики.

Таким образом, в развитии русской поэзии ХХ века можно выделить следующие основные течения: эстрадная поэзия, «тихая лирика», бардовская поэзия и поэзия андеграунда.

Годы оттепели стали для русской поэзии не только временем возрождения, но и временем расцвета. Пафосом поэзии тех лет было утверждение ценности неповторимой человеческой личности, человеческого достоинства. Поэзия 1960-х годов решительно уходила от идеологических штампов, обретала полемичность, совершала художественные открытия. Если говорить о поэтической технике мастеров того времени, то в основном они оставались в русле традиций классической русской поэзии. Новое поколение – Евтушенко, Ахмадулина, Аверченко, Рождественский – молодые и дерзкие. Поэзию этого периода, в первую очередь творчество молодого поколения, определяли как эстрадную поэзию. Поэты заговорили о сокровенном и обыденном. Они явили лирического героя, который не разобрался в жизни. Его душевные искания и вызывали сочувствие. Исповедь об обыденном. Р.Рождественский «Моя любовь», Кирсанов «7 дней недели». Евгений Евтушенко – один из талантливейших публицистов 2 половины XX века. Острые политические, социальные, нравственные проблемы сегодняшнего дня – всегда в центре его внимания: Моя поэзия, как Золушка, забыв про самое свое, стирает каждый день, чуть зорюшка, эпохи грязное белье. Вершина поэтического творчества Евтушенко - поэма «Братская ГЭС» - «Людей неинтересных в мире нет, их судьбы как блуждание планет». Он многословен. Поэма «Братская ГЭС» строится на противопоставлении двух символов – пирамиды и ГЭС. Рваный ритм в стихах Евтушенко хорошо передает темпы мчащейся жизни, нервные интонации в речи людей. В 70-80-е гг Евтушенко сохранял умение вовремя и к месту почувствовать болевую точку. «Идут белые снеги». А.А.Вознесенский – поиск новых и иных средств изобразительности и выразительности. Вознесенский – поэт острой и напряженной мысли. Читать Вознесенского – искусство. Россия, любимая с этим не шутят. Все боли твои – меня болью пронзили. Россия я – твой капиллярный сосудик, Мне больно, когда – тебе больно, Россия. Он подчеркнуто новаторский «Треугольная груша ОЗА (Зоя)». Успех принесла поэма «Мастера». По содержанию «Мастера» - переработка легенды, которая существует у многих народов. Творчество – это неизбывно. Высказывается мысль о том, что связь с предшественниками вредна, так как кровосмешение ведет к вырождению. «Я – Вознесенский, Воздвигну их» Визуальная поэзия В 60-е годы появляется новое поколение поэтов – Л.Самойлов, Арсений Тарковский, Белла Ахмадулина. Изящество, грация, особая точность и музыкальность слова, изысканность метафор, легкий налет архаичности, тонкая стилизация – характерные черты поэзии Ахмадулиной: Влечет меня старинный слог. Есть обаянье в древней речи. Она бывает наших слов И современнее и резче. По сравнению с предшествующим периодом «эстрадной» поэзии (Евтушенко, Вознесенский, Рождественский) возникла потребность в стихе-размышлении, медитации. Это качество стало поддерживаться целой плеядой поэтов, дебютировавших в середине 60-х: Н.Рубцов, Жигулин, Передреев, Хабаров. Если ранее доминантой была эстрадность, то с конца 50х – в 60-х основной стилевой доминантой стала «тихая» лирика. Тихая лирика – это лирика, погруженная в себя, разговора о сокровенном. Этот термин – «тихая лирика» - ввел в 1973 году воронежский критик Осаткин. Лидером ее признан Рубцов. Его поэтическое творчество не очень обширно по написанному и по времени разворачивания. Одна из сквозных тем его лирики – тема скитаний, мотив дороги. Его произведения – «Лирика», «Звезда полей» (1967), «Душа хранит», «Сосен шум», «Зеленые цветы». Большую роль в сохранении наследия Н.Рубцова сыграл критик Вадим Кожинов, который не принимал эстрадности. Доминирующим образным ядром лирики Н.Рубцова стала тема Родины негромкой, неяркой – «тихая моя родина». Будничное, повседневное. Элегические мотивы очень важны для «тихой» лирики. Элегия – это возвращение поэта памятью назад, это грустная песня. Тихая лирика находила в настоящем то, что составило бы ценностную основу, действительность лишена ценностного начала, а нравственные истоки приходят из пережитого. Поэзия 1970-1990 лишилась массовой аудитории, но творческие поиски были продолжены, и результаты говорят сами за себя. Начало периода характеризуется преобладанием «традиционной поэзии», представленной именами Тарковского, Мартынова, Самойлова, Слуцкого и др. Не смолкли и голова шестидесятников – Б.Ахмадулиной, А.Вознесенского, Е.Евтушенко, Р.Рождественского, Б.Окуджавы. Ближе к сегодняшнему дню сначала в андеграунде, а затем и открыто зазвучали голоса модернистов самых различных направлений. Традиции Лианозовской школы были продолжены и развиты в поэзии метареалистов (Седакова, Жданов, Шварц) и концептуалистов (Д.Пригов, Л.Рубинштейн, Т.Кибиров, Н.Искренко). В поэзии 1970-1990-х годов независимо от направлений широко представлен верлибр, лучшие образцы которого явлены в творчестве И.Бродского и Д.Самойлова. В целом поэзия 1970-1990-х годов, как, впрочем, и вся художественная литература представляет собой органический сплав реалистических и модернистских тенденций. Иван Елагин – имя вернулось в 1988 году. Учился в Киевском медицинском институте. Когда началась война, примкнул к немцам. В творчестве выражены общегуманистические традиции. Присутствует тоска. В целом поэзия этого периода развивается без конфликта, не дает фигуры, способной стать лидером. Бардовская поэзия – магнитиздат. Это оказалось свежим словом. Соединение поэтического слова с исполнением, балладность, романтическая настроенность, нетрафаретность, нетрадиционность. «Традиции сдерживают развитие». Б.Окуджава «До свидания, мальчики». Поэтизация малой родины – Арбата. В.Высоцкий – соединял поэтический талант, актерское мастерство и музыкальность – исполнительское мастерство. Лирика Высоцкого многомерна. 1 период – уличная, блатная лексика. Блатная музыка и культура была связана с массовым освобождением из лагерей 1954-1956 годов. 2 период – философская лирика, драматичность и трагичность. «Кони привередливые», «Мы вращаем землю». Любовная лирика с надломом, драматизмом. Маски – ролевые интонации в лирике Высоцкого. Интонационно и лексикой создает особую доверительность. Рок-поэзия. Синтетичность этого жанра проявляется гораздо более ярко, нежели в авторской песне. Рок-композиция создается, как правило, в расчете на то, что и слова, и мелодия, и аранжировка лишь в момент исполнения производят задуманный художественный эффект. Как явление наша рок-поэзия заставила о себе говорить в середине и особенно во второй половине 1970-х гг. Постепенно складывались две школ: московская и ленинградская (свердловская заявит о себе в следующем десятилетии). В Москве интереснее других были «Машина времени» и «Воскресенье». Ленинград же стал настоящим центром рок-поэзии: «Аквариум», Майк Науменко, Виктор Цой, Ю.Шевчук, Константин Кинчев. Самой яркой индивидуальностью среди рок-поэтов является Александр Башлачев . Начав выступать со своими – чаще домашними – концертами в середине 1980-х и написав около 60 песен и несколько стихотворений, он неожиданно замолчал, когда, казалось бы, стало можно петь обо всем. И не просто замолчал, а уничтожил только что записанный альбом «Вечный пост». И пошел в самоуничтожении еще дальше – до конца: выбросился из окна 17 февраля 1988 года. В связи с этим фактом нужно сказать еще об одной важной особенности рок-поэзии и рок-культуры вообще. Ключевым, одухотворяющим ее понятием является протест. Рок-критик Артемий Троицкий очень точно назвал слагаемые творческой личности Башлачева: «У Саши Башлачева было все, и в избытке, - одухотворенность, энергия, владение словом и непохожесть». Язык песен Башлачева поражает не меньше, чем исполнение, создавая стойкое убеждение, что так с русским словом никто из современных рок-поэтов не работал. Обратившись к наиболее концентрированно-национальному в лексике – идиоматическим выражениям – и насыщая ими текст до предела, он с помощью сложнейших трансформаций этих выражений раскрыл смысл русской исторической судьбы: И наша правда проста, но ей не хватит креста Из соломенной веры в «спаси-сохрани». Ведь святых на Руси – только знай выноси! В этом высшая мера. Скоси-схорони. Или раскрытие судьбы русской поэзии, как в аллюзивно названной песне «На жизнь поэтов», поразительно насыщенной «русскими формулами бытия». Эти формулы (поговорки, пословицы, крылатые выражения) перестают быть «дежурными», то есть употребляемыми преимущественно в стандартных контекстных ситуациях. Словно сообщающиеся сосуды, идиомы взаимообогащаются с «оживляющим» их необычным окружением. Стертое «до смерти любить» вдруг возвращает себе первозданную полнокровность, а «семь раз отмерь…» вообще зловеще переворачивается: Несчастная жизнь! Она до смерти любит поэта. И за семерых отмеряет. И режет. Эх, раз, еще раз! Писавшие о Башлачеве отмечали предельную политизированность многих его песен. Добавим, что это не просто политика, а политическая история – судьба России, явленная живой, русской, болящей душе и переплавленная в ней в удивительно емкие, полнокровные образы: «Вытоптали поле, засевая небо» («Лихо»), «Если нам не отлили колокол, Значит здесь время колокольчиков». ВРЕМЯ КОЛОКОЛЬЧИКОВ Долго шли - зноем и морозами. Все снесли - и остались вольными. Жрали снег с кашею березовой. И росли вровень с колокольнями. Если плач - не жалели соли мы. Если пир - сахарного пряника. Звонари черными мозолями Рвали нерв медного динамика. Но с каждым днем времена меняются. Купола растеряли золото. Звонари по миру слоняются. Колокола сбиты и расколоты. Что ж теперь ходим круг-да около На своем поле - как подпольщики? Если нам не отлили колокол, Значит, здесь - время колокольчиков. Ты звени, звени, звени сердце под рубашкою! Второпях - врассыпную вороны. Эй! Выводи коренных с пристяжкою И рванем на четыре стороны. Но сколько лет лошади не кованы, Ни одно колесо не мазано. Плетки нет. Седла разворованы. И давно все узлы развязаны. А на дожде - все дороги радугой! Быть беде. Нынче нам до смеха ли? Но если есть колокольчик под дугой, Так, значит, все. Заряжай - поехали! Загремим, засвистим, защелкаем! Проберет до костей, до кончиков. Эй! братва! Чуете печенками грозный смех Русских колокольчиков? Век жуем. Матюги с молитвами. * Век живем - хоть шары нам выколи. Спим да пьем. Сутками и литрами. Не поем. Петь уже отвыкли. Долго ждем. Все ходили грязные. Оттого сделались похожие, А под Дождем оказались разные. Большинство - честные, хорошие. И, пусть разбит батюшка Царь-колокол - Мы пришли. Мы пришли с гитарами. ** Ведь биг-бит, блюз и рок-н-ролл Околдовали нас первыми ударами. И в груди - искры электричества. *** Шапки в снег - и рваните звонче. Свистопляс! Славное язычество. Я люблю время колокольчиков. 51. Поэтический мир Б. Пастернака (1890-1960). Тяга к поэзии проявилась у Пастернака, когда он учился на философском отделении историко-филологического факультета Московского университета. Значительную роль в духовном становлении поэта сыграли его занятия философией. В апреле 1913 года в альманахе «Лирика» были впервые опубликованы стихи Б. Пастернака. После окончания университета Пастернак написал и выпустил книгу «Близнец в тучах» (1913), куда вошло 21 стихотворение. В стихотворениях «Эдем», «Лесное» высказано понимание поэзии как средства самовыражения Вселенной. Здесь назначение поэта видится в способности раствориться в природе и говорить от ее имени: Я – уст безвестных разговор, Я – столп дремучих диалектов. Это убеждение станет основой творчества Пастернака, и он будет верен ему до конца. С.Дурылин считал, что у Пастернака еще в 1910 году, до футуристов, обнаружился «особый вкус к заумным звучаньям и словам». Вместе с тем сборник «Близнец в тучах» содержал немало реминисценций из Белого, Блока и других символистов. В то же время символист Брюсов указал на органическую футуристичность поэзии Пастернака и отнес его к «порубежникам», у которых футуризм сочетался со стремлением связать свою деятельность с художественным творчеством предшествующих поколений. В январе 1914 года возникла новая литературная группа «Центрифуга», куда Пастернак вошел вместе с С.Бобровым и Н.Асеевым. Появление ее было вызвано стремлением размежеваться с футуристами. В книгу «Поверх барьеров» вошли стихотворения 1914-1916 годов, она была издана в декабре 1916 г. Сборник открывался «Посвященьем», выразившим представления автора об аскетическом укладе духовной жизни – «нищенском ханстве» поэтов-изгоев. Исследователь поэзии Пастернака В.Альфонсов отметил, что в стихах периода «Близнеца в тучах» и «Поверх барьеров», во многом еще незрелых, пробивается удивляющая своей зрелостью поэтическая мысль. Сборник «Поверх барьеров», по его мнению, был самой экспериментальной книгой поэта. Он сознательно искал новую манеру, стремился к внешней изобразительности. Избежать чрезмерной усложненности Пастернаку позволяли глубина и подлинность выражаемых чувств. Вершиной раннего творчества Пастернака и его итогом стало стихотворение «Марбург», завершавшее сборник «Поверх барьеров». В основе сюжета стихотворения лежала встреча поэта с девушкой, у которой он был домашним учителем. В стихотворении передана драма неразделенной любви. В «Марбурге» любовный сюжет отражает миропонимание лирического героя: возникают такие образы, как инстинкт-подхалим, бессонница, которую герой знает «как грамматику», белое утро, узнаваемое в лицо. Стержнем стихотворения становится тема второго рождения – сквозная в поэзии Пастернака: любовь заново открывает для человека мир. Книга «Сестра моя – жизнь» (1922) была написана им в 1917 году и имела подзаголовок «Лето 1917». В основе внутреннего сюжета этой книги была история любви поэта к Елене Виноград. Пастернак признавался: «Сестра моя – жизнь» была посвящена женщине. Стихия объективности неслась к ней… умопомрачительной любовью». Композиция книги подчинена сюжету любовной драмы от момента зарождения любви до ее утраты. Сквозная для поэзии Пастернака тема женской доли, противопоставление естественного чувства правилам и установлениям морали, калечащим женскую судьбу, отразилась в стихотворении «Любимая, - жуть! Когда любит поэт…», «Сестра моя – жизнь и сегодня в разливе…» и др. Главная идея книги состояла в утверждении жертвенной сущности творчества: Сколько бедных, истерзанных перьев Рвется к окнам из рук рифмачей! Цикл «Тема с вариациями» построен по принципу музыкальных импровизаций. В начале цикла обозначена его тема: Пушкин и стихия. Обращение Пушкина к морю воспринимается автором как встреча «свободной стихии с свободной стихией стиха». Цикл «Разрыв состоит из девяти частей и завершается прощанием с возлюбленной: Я не держу. Иди, благотвори. Ступай к другим. Уже написан Вертер. А наши дни и воздух пахнут смертью: Открыть окно – что жилы отворить. Основной идеей книги «Темы и вариации» было убеждение в том, что искусство рождается из самой природы, что поэзия сродни стихиям и временам года. Особое место в творческой эволюции Пастернака занимают поэмы 1920-х годов: «Высокая болезнь», «Девятьсот пятый год», «Лейтенант Шмидт». Поэма «Высокая болезнь» явилась попыткой автора откликнуться на события общественной жизни. В центре произведения проблема места интеллигенции в революции, судьбу которой поэт связывает со своей судьбой и раскрывает с предельным драматизмом. Пастернак рисует картину эпохи, разрушившей привычный уклад жизни. В романе в стихах «Спекторский» (1931) Пастернак выразил свое отношение к современности. Переходы от картины к картине выглядят внезапными, так как определяются авторским восприятием изображаемого. В романе осмыслены судьбы интеллигентов, их связь с эпохой. Поэт передал предреволюционную атмосферу смятения, неразберихи и обреченности. Главной задачей в книге «Второе рождение» (1932) Пастернак считал обретение контакта с современностью. Он продолжает разработку традиций Пушкина, считая, что «в настоящее время менее, чем когда-либо есть основание удаляться от пушкинской эстетики». Конфликт книги «Второе рождение» заключается в противоречии между общим, социально-историческим бытием и частным, индивидуальным существованием человека, в котором заложены критерии проверки «общей» жизни на органичность и естественность. Многие стихи «Второго рождения» имеют конкретную биографическую основу. В них звучит мотив «двух женщин», связанный с переменами в личной жизни поэта, который оставил первую семью и женился на Зинаиде Николаевне Нейгауз. Одним из центральных в книге является мотив детства, в котором поэт находит источники естественности, доверчивости, чистоты – всего, что связано с его представлениями о нравственном идеале. Главным итогом книги «Второе рождение» стало утверждение единства субъективно-неповторимого и общечеловеческого начал жизни, воспринимаемой как высший дар. Особым этапом в судьбе и творчестве Пастернака были годы Великой Отечественной войны. Он жил в Москве, потом в эвакуации, затем снова вернулся в Москву. На этот период приходится формирование нового поэтического стиля Пастернака – сознательная ориентация на творчество, понятное для всех. В книге «На ранних поездах» (1944) стихам о войне предшествовали стихи переделкинского цикла. В цикл вошли стихи о временах года, каждое из которых воспринято как «новое чудо», как нескончаемая сказка. Стихи «Страшная сказка» посвящены детям, испуганным войной. «Старый парк» (1941) рассказывает о раненом, который попал в госпиталь, размещенный в усадьбе, где прошло его детство. Поэзия Пастернака периода войны свидетельствует об изменениях в мироощущении поэта: у него возникает чувство общности с народом, рождается потребность правдиво изобразить народный характер. Пастернак приступил к подготовке книги стихов «Когда разгуляется» (1956-1958) в 1956 году. Поэт собирался включить в книгу стихи, написанные за последний год. Среди них было программное для позднего Пастернака стихотворение «Быть знаменитым некрасиво». В стихотворении слышны торжествующие ноты выполнившего предназначение человека, который отказывался от своего прошлого в пользу будущего. В стихах 1956 г. поэт продолжил разработку своих сквозных тем: верность жизни как высшему началу, природе, одухотворенной человеком. Время все отчетливее проявляет масштабы художественного мира Пастернака. Подтверждается справедливость той оценки, которую дал его творчеству и личности Варлам Шаламов: «Жизнь в глубинах своих… всегда будет прежней – с жаждой настоящей правды… Вы приняли на себя эту ответственность, со всей твердостью и непреклонностью… Вы – честь времени, Вы – его гордость. Перед будущим наше время будет оправдываться тем, что Вы в нем жили». 52. Поэтика романа Б.Пастернака «Доктор Живаго» Замысел создания романа «Доктор Живаго» возник у него в 1946 году. Роман не является легким чтением. Многое в этом произведение определяется тем, что перед нами проза поэта, насыщенная образами-символами, сквозными мотивами, проникнутая раздумьями о своем времени. Центральная проблема романа «Доктор Живаго» - судьбы русской интеллигенции в 20 веке. Роман написан о человеке, сумевшем в испытаниях Первой мировой войны, в вихре революции и гражданской войны, а потом в эпоху обезличенности сохранить в себе личность. Избрав героя, не утратившего независимости и способности к самостоятельному мышлению, Пастернак утверждал десятилетиями отрицаемую советской литературой самоценность человека. «ДокторЖиваго» создавался в традициях русского романа XIX века с его уходящей поэзией «дворянских гнезд». Не случайно, рассказывая о замысле произведения, Пастернак напоминал, что начал его с описания старинной усадьбы. В романе изображаются заброшенный помещичий парк в Кологривовке, поместье в Дуплянке, имение на Урале. Пейзажи занимают в произведениях огромное место. Однако характер описаний природы у Пастернака заметно отличается от традиционного. Пастернак использовал в прозе художественные приемы, освоенные им в поэзии и характерные для искусства символизма и авангарда. Структура художественного мира романа определяется сильным лирическим началом, предполагающим субъективность автора в воссоздании событий исторической жизни и явлений природы. Как и в стихах, в прозе Пастернака природа наделена способностью видеть, думать, чувствовать, то есть принимать деятельное участие в жизни человека. Вместе с героями романа в движении сюжета участвуют образы-символы, образующие сквозные мотивы произведения: метель, вьюга, пурга, буря, снегопад. Пурга кружится в день похорон матери Живаго. Она запорошила газетный лист с сообщением об октябрьских событиях 1917 г. Снегом засыпана одичавшая, голодающая Москва первых послереволюционных лет, откуда вынужден бежать Юрий Живаго с женой Тоней, тестем и маленьким сыном. Снегом заметено Варыкино, где поселился с семьей Юрий Живаго. Пурга меняет мир. «Мело, мело по всей земле…» - этот мотив, восходящий к поэме А. Блока «Двенадцать», в поэзии Пастернака символизирует нарушение привычного порядка в жизни людей. Поэтому душа Юрия Живаго тянется к женщине, родившейся, чтобы «сбивать с дороги». Образы метели и снегопада соединяются в стихах и прозе романа со свечой, символизирующей свет жизни и пламя любви. Свеча, увиденная главным героем романа в окне дома в Камергерском переулке, служит предзнаменованием любви между Живаго и Ларой, которая ярким пламенем вспыхнет много лет спустя в заснеженном Варыкине. «А ты все горишь и теплишься, свечечка моя яркая!» - говорит Лара Юрию, когда однажды, проснувшись ночью, видит его за рабочим столом, освещенным свечой. Свет, горение связывают Юрия и Лару, образ которой ассоциируется с простором и светом: «Когда она входила в комнату, точно окно распахивалось». Любовь вторгается в судьбу героя романа, как стихия. Она предопределена и переживается Юрием как метель или ливень. Возлюбленная является ему «одна средь снегопада», и невозможно «провести границу» между ним и ею: «О, какая это была любовь… Они любили друг друга потому, что так хотели все кругом: земля под ними, небо над их головами, облака и деревья… Никогда, никогда, даже в минуты самого дарственного, беспамятного счастья, не покидало их самое высокое и захватывающее: наслаждение общей лепкою мира, чувство отнесенности их самих ко всей картине, ощущение принадлежности к красоте всего зрелища, ко всей вселенной». Природу, историю, мироздание объединяет, по художественно-философской концепции Пастернака, бессмертие. В романе показано слияние человека и природы: «Юрий Андреевич с детства любил сквозящий огнем зари вечерний лес. В такие минуты точно и он пропускал сквозь себя эти столбы света. Точно дар живого духа потоком входил в его грудь, пересекал все его существо и парой крыльев выходил из-под лопаток наружу… «Лара!» - закрыв глаза, полушепотом или мысленно обращался он ко всей своей жизни, ко всей Божьей земле, ко всему расстилавшемуся перед ним, солнцем озаренному пространству». Так в романе утверждается восходящая к философии Вл. Соловьева концепция «всеединства», в которой речь шла о слиянии человека с «целым», с «источником всего», о единении «небес, земли и человека» как общей конечной цели исторического, природного и божественно-космического процессов. Мотивы бури и метели сплетаются в романе с темой смерти. В ночь после похорон матери происходит первая встреча Юры с вьюгой: «Можно было подумать, будто буря заметила Юру и, сознавая как она страшна, наслаждается производимым на него впечатлением». В финале судьбы своего героя автор реализует метафору, высказанную в речи Блока о Пушкине: «Его убило отсутствие воздуха». Живаго не выдержал нестерпимой духоты. Очистительная буря, которой неосознанно ждал герой, произошла позже. Война явилась очистительной бурею. Люди вздохнули свободнее, всею грудью. В произведение вошли стихи, написанные Пастернаком во время работы над ним. Не все они создавались специально для романа, но все имели с ним внутреннюю связь. Стихотворение «Гамлет» соотносится с духовным обликом главного героя, который отважился утверждать свое право на внутреннюю свободу от жестокой эпохи: Но сейчас идет другая драма, И на этот раз меня уволь. В стихотворении «Август» отразилась драма отношений Юрия Андреевича и Лары, хотя оно и имеет конкретно-биографическое содержание. Стихи «Рождественская звезда», «Зимняя ночь», «Магдалина» разрабатывают традиционные евангельские сюжеты и служат выявлению духовно-нравственного облика Юрия Живаго. Главное в характере соотношения прозы и поэзии в романе «Доктор Живаго» было замечено одним из первых его читателей В.Шаламовым: «Голосом автора говорят все герои – люди и лес, и камень и небо… Главная сила романа в суждениях о времени, которое ждет не дождется честного слова о себе». Проза Пастернака написана по законам поэзии: в ней главенствует лирическое начало – «голос автора». На нее распространяется присущее его лирике ощущение слияния человека и природы: люди, лес, камень, небо в романе, как и в стихах, - равноправные герои. Роман «Доктор Живаго» Пастернак считал главным делом своей жизни.

Хрущёвская оттепель дала мощный импульс для поэтического творчества. В 50-60-е годы именно поэзия с наибольшей полнотой отразила процессы, происходящие в общественном сознании. В эту эпоху страна пережила поэтический бум: появление молодых имен, быстрый успех, приведший поэзию на эстраду огромных залов и даже на стадионы.

Традиционно поэзия была представлена тремя тематическими пластами:

1. Гражданская лирика (Твардовский, Смеляков, Евтушенко и др.).

2. Романтическая (Б. Окуджава, Юнна Мориц, Новелла Матвеева и др.).

3. Философская лирика (Пастернак, Тарковский, Заболоцкий и др.).

Наибольшую известность в этот период приобретают поэты-шестидесятники, чьё мироощущение созвучно мироощущению большинства населения Союза. Это поэты, граждански мужественные. Звучала шире всего четвёрка: Евтушенко, Рождественский, Вознесенский, Ахмадулина. Евтушенко воспринимался как подлинный лидер всего шестидесятничества. Евтушенко ставит задачу возродить гражданственность истинную, причём противопоставляет гражданственность истинную и гражданственность казённую (именно ему принадлежит фраза «Поэт в России больше, чем поэт»). Поэзия Евтушенко обращена к актуальным общественно-политическим проблемам эпохи. В стихах Р. Рождественского провозглашён патриотизм. Характерные черты его творчества - публицистичность, ораторский стиль. В поэме «Реквием» прославляется подвиг тех, кто защитил Родину от фашизма. В то же время Рождественский против обезличивания («Винтики»: перестать относиться к человеку как к винтику).Андрей Вознесенский продолжил традиции раннего Маяковского. Нормой существования он считал жизнь на пределе её возможностей, выступает как нравственный максималист, отстаивает приоритет духовного начала. Стиль Вознесенского критика определяет как экспрессивно-метафорический. Он использовал нетрадиционные стихотворные размеры, вводил новую лексику, в том числе научно-техническую, политическую, опирался на живой разговорный язык.Среди заметных поэтов второй половины ХХ в. достойное место занимает Арсений Александрович Тарковский (1907-1989). Важнейшие мотивы его поэзии: человек и мир, человек и космос, мир как текст - «нотная тетрадь», пушкинские мотивы, христианские мотивы, мотив двойственности человеческой природы, ее противоречивости. Основная идея всего творчества Тарковского - идея всеединства, основанная на учении В. Соловьёва и В. Вернадского о ноосфере. В творчестве Тарковского, «как и в теории «трёх миров» философа Г. Сковороды, можно увидеть «макромир» - космос, «микромир» - жизнь человека и мир «библейский»». В разные периоды творчества ведущими образами-символами были Дом, круг, зеркало, роза, свеча, ветер, причём образ Дома является центральным и сквозным в поэзии Тарковского.К особенностям стиля поэта можно отнести полярность художественного мира (оппозиция «бытие-небытие»), экспрессивность, романтическое восприятие мира, романтическое самовыражение, поиск опоры в культуре прошлого, генетические связи с поэзией символизма; преемственность традиций В. Хлебникова, А. Ахматовой, О. Мандельштама на уровне общих мотивов, образов, поэтических приёмов.



Талантливым поэтом второй половины XX в. был Давид Самойлович Самойлов (1920-1990). Самойлов считал, что «масштаб писателя определяется... объемом его культурного потенциала, в этом он - наследник данной культуры. А если не наследник, то и не писатель, а так, сочинитель». Д. Самойлов умело пользовался багажом, накопленным русской классической литературой. Многие его произведения пронизаны «пушкинским духом» («Болдинская осень», «Старик Державин», «Конец Пугачева», «Пестель, поэт и Анна» и др.). В его стихах осуществляется перекличка эпох через реминисценции и аллюзии: постоянно присутствуют знакомые поэтические и исторические образы, скрытые цитаты и прямые отсылки эрудированного читателя к русским и западным поэтам. Цель творчества поэт видит именно в передаче эмоционального накала своих чувств, в умении облечь его в словесную оболочку. Его поэзия ассоциативна, построена на звуковых образах, которые у него особенно удавались (мастерство звуковой инструментовки текста достигалось на всех уровнях: лексическом, синтаксическом, ритмико-мелодическом).На позднем этапе своего творческого пути Д. Самойлов сосредотачивается на размышлениях об ответственности поэта, о соотношении мысли и слова в стихах, об игровом элементе в поэзии, о подражаниях, свободном стихе и т.д.



Заметный след в русской литературе оставил Николай Михайлович Рубцов(1936-1971). К широкому читателю Рубцов пришел в средине 1960-х гг. С 1965 по 1971 гг. были изданы его книги: «Лирика», «Звезда полей», «Душа хранит», «Сосен шум», «Зеленые цветы». Главным образом в лирике поэта является Русь, а его художественный мир определяют стихии: стихия воды, света, ветра, всепроникающая стихия музыки, стихия странствий («одинокая странствий звезда»). Лирический герой Рубцова остро ощущает душевное родство с людскими судьбами, разделяя общее чувство неблагополучия, сиротства - результата всенародных бедствий, гибели близких, распада родственных связей («Как много желтых снимков на Руси»). Стихам этого художника свойственны как импрессионистичность (в изображении переходных состояний природы и времени), так и экспрессивность (в изображении грозных событий и явлений). На основе городского романса, студенческих, туристских, «дворовых» песен зародилась авторская песня.

Одним из основоположников этого жанра был Булат Шалвович Окуджава (1924-1997). Булат Окуджава заявил о себе прежде всего как романтик: он дал в своём творчестве идеал нравственно прекрасной личности, определяющие качества которой - нонконформизм, способность к возвышенным переживаниям. А в своей любовной лирике Окуджава стремился возродить культ Прекрасной Дамы, вызвать преклонение перед женщиной.Многие свои стихи Окуджава посвятил войне, на которую ушел добровольцем после девятого класса («Первый день на передовой», «Песенка о солдатских сапогах», «До свидания, мальчики», «Песенка о пехоте» и др.).Художественный мир Окуджавы - движущийся, живой, постоянно меняющийся, звучащий и красочный, в нем щедро представлены мотивы, связанные с живописью («Живописцы», «Фрески», «Отчего ты печален, художник…»). Одним из определяющих мотивов этого мира является мотив дороги: это и расставание с родным домом, и движение по бесконечным дорогам войны, это и дорога как символ жизненного пути, в котором житейская реальность сплетается с вечным, бытийным, космическим («По Смоленской дороге»).

Владимир Семенович Высоцкий (1938-1980) уже при жизни стал восприниматься как человек-легенда. Высоцкий был одновременно поэтом и композитором, режиссером и актером. Ему было присуще большое гражданское мужество. Во многих песнях поэт-бард высмеивает ограниченную, консервативную власть, которая не умеет управлять без помощи кнута.В стихотворении «Охота на волков» поэт аллегорически изображает борьбу власти с инакомыслящими в СССР. При этом автор не идеализирует себя и своё поколение. Высоцкий обличал ложь официальной пропаганды. Для художественного метода Высоцкого характерно особое ощущение обстоятельств быта, деталей человеческого поведения и психологии, переживания, жестов, а главное - предельная достоверность воссоздания живой разговорной речи многочисленных персонажей. Героем произведений Владимира Высоцкого подчас становился «маленький» советский человек, пьющий, скандальный, но не чужой автору В.С. Высоцкий стал культовой фигурой, кумиром нескольких поколений. На его могиле на Ваганьковском кладбище рядом с памятником на сиреневый куст кто-то из посетителей повесил медаль «За отвагу». Это было посмертной наградой Высоцкому от самого народа.

Иначе сложилась судьба Александра Аркадьевича Галича(Гинзбурга) (1918-1977). Многие его песни разошлись в народе безымянными. Галич не имел никакого выхода на массовую аудиторию, а хранение его плёнок каралось по статье 70 «Антисоветская агитация и пропаганда».Начало собственного поэтического творчества Александра Галича приходится на 1960-е гг. В это время поэт начинает создавать стихи-песни, изобразившие в целой галерее лиц портрет нашей трагической эпохи.

Властителем дум стал Иосиф Александрович Бродский (1940-1996). Иосиф Бродский относил себя к поколению 1956 г., перелом в сознании которых осуществился под влиянием подавления «Будапештской осени» войсками ОВД. Многие мыслящие люди перестали верить советской пропаганде. Он четырежды арестовывался и в 1964 г.был подвергнут психиатрическому обследованию, а затем по обвинению в тунеядстве получил 5 лет ссылки на север. В ссылке он перенёс открытую операцию на сердце, после чего, благодаря протесту общественности (Ахматова,Шостакович), ссылка была сокращена до полутора лет. Поэзия Бродского носит интеллектуально-философский характер. Уже его ранняя лирика отличалась пессимистичностью и драматизмом. Однако драматизм этот сдержанный, подтекстовый. Бродский ориентировался на прозаизацию поэтической речи. Бесстрастно-отстранённый стиль был очень тесно слит с особенностями личности, Бродский признан как поэт мысли, а не чувства. Большинство его произведений посвящены размышлениям о смерти и бытии, о пространстве и времени, о культуре и цивилизации. Произведения Бродского отличает обязательная связь единичного и всеобщего. Сквозь конкретные формы времени проступает вневременное, бытийное, вечное. Смерть занимает значительное место в произведениях Бродского. Поэт даёт собственную идеальную модель бытия, которая, по его представлению, лучше рая мира земного. Образные обозначения - метафоры звезды, «той страны», «там». Поэт чувствует себя подданным «той страны».Лирический герой Бродского «примеривает» и собственную смерть. Этот опыт рождает понимание того, что смерть преодолима символическим бессмертием духа. Бессмертие для Бродского - оправдание жизни. Если ты остался, значит, ты что-то очень важное и ценное создал. Средство достижения бессмертия - поэзия. У него негативное отношение к режиму, а не отечеству. И.Бродский часто использует образ развалин, обломков. Храм своей души он видит как развалины, осколки, а страдания уподобляет контузии или лучевой болезни. Кроме того, в произведениях Бродского мотив холода органически переплетается с мотивом одиночества, которому в эмигрантском творчестве.

Великий русский писатель Максим Горький говорил, что "в литературе 19 века запечатлены великие порывы духа, умы и сердца истинных художников". Это нашло отражение в творчестве писателей 20 столетия. После революции 1905 года, Первой мировой и Гражданской войны мир будто начал распадаться. Наступила социальная дисгармония, и задачу вернуть все былое берет на себя литература. В России начала пробуждаться самостоятельна философская мысль, появлялись новые направления в искусстве, писатели и поэты 20 века переоценивали ценности и отказывались от старой морали.

Какая она, литература на рубеже веков?

На смену классицизму в искусстве пришел модернизм, который можно подразделить на несколько ветвей: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм. Продолжал процветать реализм, в котором изображался внутренний мир человека в соответствии с его социальным положением; социалистический реализм не допускал критики власти, поэтому писатели в своем творчестве старались не поднимать политические проблемы. За золотым веком последовал серебряный со своими новыми смелыми идеями и разнообразными темами. 20 века были написаны в соответствии с определенным течением и стилем: для Маяковского характерно написание лесенкой, для Хлебникова - его многочисленные окказионализмы, для Северянина - необычная рифма.

От футуризма до социалистического реализма

В символизме поэт сосредотачивает свое внимание на неком символе, намеке, поэтому смысл произведения может быть многозначным. Основными представителями были Зинаида Гиппиус, Александр Блок, Они находились в постоянных поисках вечных идеалов, при этом обращаясь к мистицизму. В 1910 году наступил кризис символизма - все идеи были уже разобраны, и читатель не находил ничего нового в стихотворениях.

В футуризме полностью отрицались старые традиции. В переводе термин означает "искусство будущего", писатели привлекали публику эпатажем, грубостью и четкостью. Стихотворения представителей этого течения - Владимира Маяковского и Осипа Мандельштама - отличаются оригинальной композицией и окказионализмами (авторскими словами).

Социалистический реализм своей задачей ставил воспитание трудящихся в духе социализма. Писатели изображали конкретную обстановку в обществе в революционном развитии. Из поэтов особенно выделялась Марина Цветаева, а из прозаиков - Максим Горький, Михаил Шолохов, Евгений Замятин.

От акмеизма до новокрестьянской лирики

Имажинизм возник в России в первые годы после революции. Несмотря на это, Сергей Есенин и Анатолий Мариенгоф не отражали в своем творчестве социально-политических идей. Представители этого направления утверждали, что стихотворения должны быть образными, поэтому они не скупились на метафоры, эпитеты и другие средства художественной выразительностью.

Представители новокрестьянской лирики обращались в своих произведениях к фольклорным традициям, восхищались деревенским бытом. Таковым был русский поэт 20 века Сергей Есенин. Его стихи - чистые и душевные, и автор описывал в них природу и простое человеческое счастье, обращаясь к традициям Александра Пушкина и Михаила Лермонтова. После революции 1917 года недолгий восторг сменился разочарованием.

Термин "акмеизм" в переводе означает "цветущая пора". Поэты 20 века Николай Гумилев, Анна Ахматова, Осипа Мандельштам и в своем творчестве возвращались к прошлому России и приветствовали радостное любование жизнью, ясность помыслов, простоту и лаконичность. Они словно отступали от трудностей, плавно плыли по течению, уверяя, что непознаваемое нельзя познать.

Философская и психологическая насыщенность бунинской лирики

Иван Алексеевич был поэтом, живущим на стыке двух эпох, поэтому в его творчестве отразились некоторые переживания, связанные с наступлением нового времени, тем не менее, он продолжал пушкинскую традицию. В стихотворении "Вечер" он доносит до читателя мысль, что счастье заключается не в материальных ценностях, а в человеческом бытии: "Я вижу, слышу, счастлив - все во мне". В других произведениях лирический герой позволяет себе размышлять о быстротечности жизни, что становится поводом для грусти.

Бунин занимается писательской деятельностью в России и за границей, куда после революции отправляются многие поэты начала 20 века. В Париже он чувствует себя чужим - "у птицы есть гнездо, у зверя ест нора", а свой родной край он потерял. Свое спасение Бунин находит в таланте: в 1933 году он получает Нобелевскую премию, а в России его считают врагом народа, но не перестают печатать.

Чувственный лирик, поэт и скандалист

Сергей Есенин был имажинистом и не создавал новых терминов, а оживлял мертвые слова, заключая их в яркие поэтические образы. Со школьной скамьи он прославился озорником и пронес это качество через всю свою жизнь, был завсегдатаем кабаков, славился любовными похождениями. Тем не менее, он страстно любил родину: "Я буду воспевать всем существом поэта шестую часть земли с названьем кратким "Русь" - многие поэты 20 века разделяли его восхищение родным краем. Есенина раскрывает проблему человеческого существования. После 1917 года поэт разочаровывается в революции, поскольку вместо долгожданного рая жизнь стала похожей на ад.

Ночь, улица, фонарь, аптека…

Александр Блок - самый яркий русский поэт 20 века, который писал в направлении "символизм". Любопытно наблюдать, как из сборника в сборник происходит эволюция женского образа: из Прекрасной Дамы к пылкой Кармен. Если сначала он обожествляет предмет своей влюбленности, верно служит ему и не смеет опорочить, позже девушки кажутся ему более приземленными существами. Сквозь прекрасный мир романтизма он находит смысл, пройдя через жизненные трудности, откликается в своих стихах на события общественной важности. В поэме "Двенадцать" он доносит мысль, что революция - не конец света, и ее основной целью является разрушение старого и создание нового мира. Читатели запомнили Блока как автора стихотворения "Ночь, улица, фонарь, аптека…", в котором он задумывается о смысле жизни.

Две женщины-писательницы

Философы и поэты 20 века были преимущественно мужчинами, и их талант раскрывался благодаря так называемым музам. Женщины творили сами, под влиянием собственного настроения, и наиболее выдающимися поэтессами серебряного века были Анна Ахматова и Марина Цветаева. Первая была женой Николая Гумилева, и в их союзе родился известный историк Анна Ахматова не проявляла интерес к изысканным строфам - ее стихи невозможно было положить на музыку, встречались редко. Преобладание желтого и серого цвета в описании, беднота и неяркость предметов наводят на читателей тоску и позволяют раскрыть истинное настроение поэтессы, пережившей расстрел мужа.

Судьба Марины Цветаевой трагична. Она закончила жизнь самоубийством, а через два месяца после ее смерти был расстрелян ее муж Читателям она навсегда запомнилась маленькой светловолосой женщиной, связанной с природой кровными узами. Особенно часто в ее творчестве фигурирует ягода рябина, которая навсегда вошла в геральдику ее поэзии: "Красною кистью рябина зажглась. Падали листья. Я родилась".

Чем необычны стихи поэтов 19-20 веков?

В новом столетии мастера пера и слова утвердили новые формы и темы своих произведений. Актуальными оставались стихотворения-послания к другим поэтам или друзьям. Имажинист Вадим Шершеневич удивляет своим произведением "Тост". Он не расставляет в нем ни единого знака препинания, не оставляет промежутков между словами, однако его оригинальность заключается в другом: просматривая текст глазами из строки в строку, можно заметить, как выделяются среди прочих слов некоторые заглавные буквы, образующие послание: Валерию Брюсову от автора.

всемыкакбудтонароликах

сВалитьсялегконосейчас

мчАтьсяивеселОисколько

дамЛорнируютоТменнонас

нашгЕрБукрашенликёрами

имыдеРзкиедушАсьшипром

ищемЮгИюлявоВсёмформу

мчаСилоЮоткрыТоклиппер

знОйнознаемчтОвсеюноши

иВсепочтиговоРюбезусые

УтверждаяэточАшкупунша

пьёмсрадостьюзабрюсова

Творчество поэтов 20 века поражает своей оригинальностью. Владимир Маяковский тоже запомнился тем, что создал новую форму строфы - "лесенкой". Поэт писал стихи по любому поводу, но мало говорил о любви; его изучали как непревзойденного классика, печатали миллионами, публика полюбила его за эпатаж и новаторство.

На стыке XIX и XX веков Россия жила в ожидании грандиозных перемен. Особенно это ощущалось в поэзии. После творчества Чехова и Толстого было трудно творить в рамках реализма, так как уже были достигнуты вершины мастерства. Потому и началось отторжение привычных устоев и бурные поиски нового: новых форм, новых рифм, новых слов. Началась эпоха модернизма.

В истории русской поэзии модернизм представлен тремя основными течениями: символистами, акмеистами и футуристами.

Символисты стремились к изображению идеалов, насыщая свои строки символами и предчувствиями. Очень характерно смешение мистики и реалий, не случайно за основу было принято творчество М. Ю. Лермонтова. Акмеисты продолжили традиции русской классической поэзии XIX века, стремясь отобразить мир во всем его многообразии. Футуристы же, наоборот, отрицали все привычное, проводя смелые эксперименты с формой стихотворений, с рифмами и строфами.

После революции в моду вошли пролетарские поэты, излюбленной тематикой которых стали те изменения, которые происходили в обществе. А война породила целую плеяду талантливых поэтов, среди которых такие имена как А. Твардовский или К. Симонов.

Середина века ознаменовалась расцветом бардовской культуры. В историю русской поэзии навеки вписаны имена Б. Окуджавы, В. Высоцкого, Ю. Визбора. Вместе с тем продолжают развиваться традиции серебряного века. Одни поэты равняются на модернистов - Евг. Евтушенко, Б. Ахмадуллина, Р. Рождественский, другие наследуют традиции пейзажной лирики с глубоким погружением в философию - это Н. Рубцов, В. Смеляков.

Поэты "серебряного века" русской литературы

К. Д. Бальмонт. Творчество этого талантливого поэта на долгое время было предано забвению. Стране социализма не нужны были писатели, творящие вне рамок социалистического реализма. Вместе с тем Бальмонт оставил богатейшее творческое наследие, которое еще ждет пристального изучения. Критики назвали его "солнечным гением", так как все его стихотворения полны жизни, свободолюбия и искренности.

Избранные стихотворения:

И. А. Бунин — крупнейший поэт XX столетия, творящий в рамках реалистического искусства. Его творчество охватывает самые разные стороны русской жизни: поэт пишет о русской деревне и гримасах буржуазии, о природе родного края и о любви. Оказавшись в эмиграции, Бунин все больше склоняется в сторону поэзии философской, ставя в своей лирике глобальные вопросы мироздания.

Избранные стихотворения:

А.А. Блок - крупнейший поэт XX века, яркий представитель такого течения, как символизм. Отчаянный реформатор, он оставил в наследство будущим поэтам новую единицу стихотворного ритма — дольник.

Избранные стихотворения:

С.А. Есенин — один из самых ярких и самобытных поэтов XX столетия. Излюбленной темой его лирики была русская природа, а сам себя поэт называл "последним певцом русской деревни". Природа стала мерилом всего для поэта: любовь, жизнь, веру, силу, любые события - все пропускалось через призму природы.

Избранные стихотворения:

В.В. Маяковский — настоящая глыба литературы, поэт, оставивший огромное творческое наследие. Лирика Маяковского оказала огромное влияние на поэтов следующих поколений. Его смелые эксперименты с размерами стихотворной строки, рифмами, тональностью и формами стали эталоном для представителей русского модерна. Его стихи узнаваемы, а поэтическая лексика изобилует неологизмами. Вошел в историю русской поэзии как создатель собственного стиля.

Избранные стихотворения:

В.Я. Брюсов — еще один представитель символизма в русской поэзии. Много работал над словом, каждая его строка - точно выверенная математическая формула. Воспевал революцию, но большинство его стихотворений - урбанистические.

Избранные стихотворения:

Н.А.Заболоцкий — поклонник школы "космистов", которая приветствовала природу, преображенную руками человека. Отсюда столько эксцентричности, резкости и фантастичности в его лирике. Оценка его творчества всегда была неоднозначной. Одни отмечали его верность импрессионизму, другие говорили о чуждости поэта эпохе. Как бы то ни было, творчество поэта еще ждет подробного изучения истинными любителями изящной словесности.

Избранные стихотворения:

А.А. Ахматова — одна из первых представительниц истинно "женской" поэзии. Ее лирику можно смело назвать "пособием для мужчин о женщинах". Единственная русская поэтесса, получившая Нобелевскую премию по литературе.

Избранные стихотворения:

М.И. Цветаева — еще одна адептка женской лирической школы. Во многом продолжила традиции А. Ахматовой, но при этом всегда оставалась самобытной и узнаваемой. Многие стихотворения Цветаевой стали известными песнями.

Избранные стихотворения:

Б. Л. Пастернак — известный поэт и переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе. В своей лирике поднимал актуальные темы: социализма, войны, положения человека в современном ему обществе. Одна из главных заслуг Пастернака в том, что он открыл миру своеобразие грузинской поэзии. Его переводы, искренний интерес и любовь к культуре Грузии - это огромный вклад в сокровищницу мировой культуры.

Избранные стихотворения:

А.Т. Твардовский. Неоднозначное толкование творчества этого поэта связано с тем, что долгое время Твардовский являлся "официальным лицом" советской поэзии. Но его творчество выбивается из жестких рамок "социалистического реализма". Также поэт создает целый цикл стихотворений о войне. А его сатира стала отправной точкой для развития сатирической поэзии.

Избранные стихотворения:

С началом 90-х годов русская поэзия переживает новый виток развития. Происходит смена идеалов, общество вновь начинает отрицать все старое. На уровне лирики это вылилось в появление новых литературных течений: постмодернизма, концептуализма и метареализма.



Вверх