Новая ракета-носитель Falcon Heavy отправила в космос спорткар Маска. «Начало новой космической эры»: что нужно знать о SpaceX Илона Маска, зачем Tesla отправили в Солнечную систему и как мир оценил запуск Falcon Heavy

Компания Илона Маска Space X запустила в космос сверхтяжелую ракету Falcon Heavy. Успешный запуск обсуждают не только в научном сообществе - Маска поздравил президент США Дональд Трамп, а американские СМИ уже пишут о том, что Россия с треском проиграла в космической гонке. Мы решили коротко объяснить, какое значение для всего мира имеет ракета Илона Маска.

Мощность

СМИ называют Falcon Heavy самой мощной ракетой-носителем в истории. На самом деле лишь в новейшей истории, ведь в 80-х годах прошлого века Советский Союз запускал ракету и помощней - она называлась «Энергия» и выводила на орбиту корабль «Буран» весом в 105 тонн. Однако от строительства столь мощных ракет отказались, поскольку в них не было практической необходимости.

Илон Маск со своими планами покорения Марса изменил представления людей. Чтобы доставлять грузы на Марс, Луну или любую другую планету, потребуются сверхтяжелые ракеты, и кроме как у Маска, их в наше время нет ни у кого. В теории Falcon Heavy способен доставить до 63,8 тонн на низкую опорную орбиту, до 26,7 тонн на геопереходную орбиту, до 16,8 тонн на Марс и 3,5 тонн на Плутон.

Дешевизна

Если верить словам Маска, стоимость запуска ракеты Falcon Heavy составила всего лишь 90 миллионов долларов. Это невероятно дешево, причем не только для сверхтяжелой ракеты, но вообще для любого космического запуска. Для сравнения, в России на каждый старт тратится не менее полумиллиарда долларов. А аналог Falcon Heavy, который разрабатывает NASA, и вовсе обойдется не менее чем в 1,5 млрд долларов.

Успех Space X – невероятный прецедент того, как частная компания, существующая всего 15 лет, утерла нос титанам в лице США и России, которые много лет боролись за господство в космической гонке. Снижение стоимости запуска ракет может запустить новый виток развития космонавтики, ведь теперь полеты на Луну, даже туристические - не такая уж роскошь.

Многоразовость

Снизить стоимость полетов Маску удалось в том числе благодаря тому, что Falcon Heavy - ракета многоразовая. Ускорители первой и второй ступени, помогающие ракете выйти на нужную орбиту, после завершения своей миссии отсоединяются и плавно возвращаются туда, откуда взлетели - целые, невредимые и готовые к повторному использованию.

С боковыми ступенями все произошло ровно так, как и задумывалось - они приземлились на свое место. Центральный ускоритель слегка промахнулся и ушел под воду, но Маск пообещал его достать и даже продемонстрировать миру кадры посадки, сделанные с камер на борту.

Если ракета не взорвется на стартовой площадке, а взлетит - это уже удача. Но это всё-таки случилось: в ночь на 7 февраля с космодрома центра имени Кеннеди, что на мысе Канаверал, Илон Маск совершил удачный запуск Falcon Heavy - самой тяжелой ракеты-носителя в мире.

На борт ракеты поместили личный электрокар Маска Tesla Roadster, поскольку каким-то реально ценным грузом решили не рисковать, а провести испытания было необходимо именно с полезной нагрузкой. Кроме того, в машину посадили манекен в скафандре от SpaceX - реальном прототипе будущих скафандров для Марса.

На протяжении всего полета в автомобиле будет играть песня Дэвида Боуи Space Oddity, а также там находится книга Дугласа Адамса «Автостопом по галактике», плакат с надписью «Без паники!», отсылающий к роману, и полотенце.

Из запуска Falcon Heavy сделали целое шоу. Трансляцию смотрело более 2 миллионов человек, что сделало ее второй самой просматриваемой трансляцией после показа прыжка Феликса Баумгартнера из стратосферы. Во время трансляции стало известно, что Илон также поместил в свое авто культовый цикл американского фантаста Айзека Азимова «Основание», что стало своего рода метафорой.

На момент написания статьи, запись полета посмотрело почти 11 миллионов человек. Думаю, можно утверждать, что это поистине эпохальное событие. Теперь SpaceX станет лидером по доставке объектов в космос, ну и, само собой, это должно существенно продвинуть разработку пилотируемых ракет серии Dragon.

О Falcon Heavy было объявлено еще в 2011 году, с тех пор запуск много раз переносили. Это первая ракета сверхтяжелого класса, способная доставить на Марс около 17 тонн груза или почти 64 тонны на орбиту Земли. Кроме того, первая ступень ракеты полностью возвращается на Землю. Хотя из трех блоков первой ступени удачную посадку совершили лишь два. Третий должен был приземлиться на плавучую платформу, но упал в 100 метрах от нее.

После запуска SpaceX еще три часа вела прямую трансляцию с ракеты. На пресс-конференции Илон Маск рассказал, что Falcon пересек орбиту Марса и, немного не долетев до орбиты Цереры, вышел на гелиоцентрическую орбиту.

«Автомобиль удалится от Земли примерно на 400 000 000 километров и будет лететь со скоростью 11 километров в секунду. По нашим оценкам, он будет находиться на этой орбите несколько сотен миллионов лет, возможно даже более миллиарда лет», - сказал Маск репортерам на брифинге в понедельник.

Но это еще не все забавные цифры. По словам Маска, запуск Falcon Heavy обошелся в 90 млн долларов, а запуск аналогичных аппартов от НАСА стоит в районе 1,5–2,5 млрд долларов. И это учитывая, что ракеты Маска могут перевозить в два раза больше грузов. Можно говорить о том, что вчерашний удачный запуск приведет к революции в сфере космонавтики.

К успехам Илона Маска все постепенно привыкли, тем более что у его компании SpaceX всё шикарно с пиаром. Но вчера американцу удалась очередная невероятная штука: он запустил в космос сверхтяжёлую ракету Falcon Heavy, способную вывести на низкую околоземную орбиту до 63 тонн груза. К Марсу она могла бы доставить 16 тонн груза.

В этот раз в качестве полезной нагрузки на борту ракеты был личный красный Tesla Roadster Илона Маска с манекеном по имени Starman за рулём.

Сейчас электромобиль направляется к поясу астероидов. На гелиоцентрическую орбиту внутри орбиты Марса "Тесле" выйти не удалось.


Более того, SpaceX смогла успешно вернуть на Землю два из трёх разгонных блоков. У третьего, центрального блока, при посадке отказали двигатели, и он промахнулся мимо посадочной платформы.


Фото: SpaceX

В общем, для Маска и всего человечества это очень яркая ступень на пути к главной цели – колонизации Марса. Сейчас SpaceX верит, что сможет доставить на Марс человека к 2024 году.

Ладно, вы думаете, что Маск на самом деле что-то запускал? Пользователи Russia Today быстро разоблачили шарлатанов! Все же помнят, как америкосы сняли посадку на Луну в павильонах Голливуда, чтобы вызвать зависть у советского народа? Но не вышло, их быстро разоблачили, и даже явно подкупленные советские космонавты, которые пытались убедить всех в реальности лунной программы США, не смогли разрушить аргументы скептиков.

Читайте всю правду про жулика Маска!

Даже те, кто не верит в лунный заговор и шарлатанство Маска, нашли к чему прицепиться:

Неужели американцы думали, что им кто-то поверит? Шах и мат!

Пойду посмотрю сюжеты РЕН-ТВ про рептилоидов-масонов и мировой заговор!

А вы верите Маску?

Мир 6 февраля наблюдал за запуском сверхтяжелой ракеты-носителя Falcon Heavy, который ее создатель Илон Маск традиционно превратил в шоу. Запуск продемонстрировал не только маркетинговые таланты бизнесмена, но и технические достижения его компании. Однако говорить о «революции» в области космоса пока рано – ракеты производства SpaceX все еще уступают некоторым советским образцам.


Космический триумф американского бизнесмена Илона Маска оказался смазанным. При тщательно отлаженной пиар-кампании главу SpaceX подвела техника. Центральный разгонный блок сверхтяжелой ракеты-носителя Falcon Heavy разбился при посадке.

В блоке закончилось топливо, а потому запустился только один из трех двигателей, используемых при посадке. В результате вместо того, чтобы приземлиться на плавучую платформу Of Course I Still Love You в Атлантическом океане, блок рухнул в воду на скорости 480 километров в час, а его осколки повредили платформу. При этом два боковых ускорителя успешно совершили синхронную посадку неподалеку от космодрома на мысе Канаверал во Флориде.

Илон Маск превратил запуск ракеты в шоу

Конечно, неудачная посадка блока – мелочь по сравнению с самим успешным пуском сверхтяжелой ракеты-носителя. Свой первый испытательный полет Falcon Heavy совершила во вторник в 23.45 мск с космодрома на мысе Канаверал во Флориде.

Нельзя не отдать должное талантам Илона Маска в области пиара. В качестве груза он поместил в верхнюю ступень Falcon Heavy свой личный электромобиль Tesla Roadster с манекеном, одетым в скафандр производства SpaceX (и машина, и скафандр – тоже детища Маска). Утром в среду Tesla уже покинул орбиту Земли и теперь, по плану, начнет движение к Марсу по гелиоцентрической орбите.

При этом в кабине Tesla играет знаменитый трек Space Oddity Дэвида Боуи, которым каждый желающий может насладиться, посмотрев видео из кабины бороздящего космос автомобиля. Само собой разумеется, что сам пуск ракеты сопровождался онлайн-видеотрансляцией.

Сумел Маск обыграть и крушение центрального блока, пообещав, если камеры не взорвались и сумели это зафиксировать, выложить видео, на которое, по его словам, забавно будет посмотреть.

Естественно, привлечь внимание всего мира бизнесмену удалось, не говоря уже о США. Американский президент Дональд Трамп поздравил Маска, заявив: «Это достижение совместно с коммерческими и международными партнерами NASA продолжает демонстрировать изобретательность американцев в ее лучших проявлениях!».

Революционная модель космического производства

Несмотря на все это пижонство, главный успех Маска совсем не маркетинговый. После благополучного запуска Falcon Heavy становится самой мощной ракетой-носителем в мире, используемой на данный момент. Планируется, что носитель сможет доставлять до 63,8 т на низкую опорную орбиту, до 26,7 т на геопереходную орбиту, до 16,8 т на Марс и 3,5 т на Плутон.

При этом своего ближайшего конкурента Delta IV Heavy от компании Boeing она превосходит не только по полезной нагрузке, которую может вывести на низкую опорную орбиту (в два раза), но и по дешевизне. SpaceX заявляет, что запуск ракеты-носителя стоит 90 млн долларов, в то время как полет «Дельты» требует около 435 млн, а проектная стоимость одного пуска разрабатываемой NASA сверхтяжелой ракеты SLS (Space Launch System – Cистема космических запусков) – 500 млн долларов. Как отметил Маск, вся разработка Falcon Heavy обошлась его компании примерно в 500 млн долларов.

Сложность инженерной задачи, которую удалось решить компании Маска, можно описать следующим образом. На старте у ракеты Falcon Heavy работают сразу 27 двигателей – и это очень большое количество. Так много ракет нужно не только для создания соответствующей тяги. Если при старте использовать лишь один двигатель на каждый блок, то он не сможет выдавать требуемую мощность при дальнейшей посадке – тяга будет слишком велика, ракета почти мгновенно использует требуемое топливо и рухнет. Но чем больше количество двигателей, тем математически более вероятен отказ хотя бы одного из них – а такой отказ почти неминуемо закончится катастрофой. Придуманная Маском конструкция крайне напоминает советскую ракету Н-1, которая тоже имела на первой ступени 30 двигателей – и все четыре ее запуска завершились авариями.

Каким же образом Маску удалось успешно запустить ракету с таким количеством двигателей? Дело в том, что он совершенно иначе подошел к испытаниям, чем его советские коллеги почти пятьдесят лет назад.

Сначала эти блоки проходили испытания на ракете Falcon 9 – это позволяло получить данные о том, как блок ведет себя во время полета. Затем блоки были связаны в один пакет, и был сделан контрольный запуск всех 27 двигателей на 12 секунд. Советские инженеры в свое время не сделали таких испытаний, потому что сильно торопились. И только удостоверившись, что все двигатели успешно работают в связке, была запущена Falcon Heavy. Иначе говоря, Маск провел достаточное количество предварительных испытаний, прежде чем совершить сегодняшний пуск.

Руководитель Института космической политики Иван Моисеев отметил, что «это несомненный успех – появление новой ракеты-носителя, которая вдвое больше самой мощной существующей или в три раза больше нашего «Протона».

Проект еще отработают, осуществив несколько запусков, указал Моисеев, отметив, что в перспективе это откроет новые возможности. «При исследовании планет Солнечной системы можно посылать тяжелые аппараты, можно коммерчески успешно запускать по два тяжелых спутника за раз. Это шаг вперед», – отметил собеседник.
Запуск сверхтяжелой ракеты – это «выдающееся достижение для Илона Маска и его компании», – заявил газете ВЗГЛЯД член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин. Falcon Heavy – «действительно самая мощная ракета сейчас в мире», указал собеседник.

Поскольку человечество переходит к новому этапу развития космонавтики, связанному с освоением дальнего космоса, этот запуск можно назвать «первым серьезным шагом к реализации проектов, связанных с освоением Луны и Марса. Нельзя его недооценивать», – подчеркнул Ионин. Он напомнил, что такие программы потребуют очень серьезного увеличения грузопотока. И Маск не собирается останавливаться на Falcon Heavy, у него в планах более мощные ракеты.

«Маск шаг за шагом реализует абсолютно новую революционную модель космического производства», – указал собеседник. Он напомнил, что космонавтика живет в рамках тех моделей, которые были заложены в 50–60-х годах в СССР и США.

Маск все это изменил, в частности полностью пересмотрел вопросы, как ракеты надо делать и как об этом надо говорить. «Это его два главных достижения»,

– пояснил эксперт.

Не стоит преувеличивать значение

Многие уже поспешили объявить достижение Маска «прорывом». Однако преувеличивать значимость запуска сверхтяжелой ракеты SpaceX все же не стоит. «Я не стал бы использовать в отношении запуска Falcon Heavy такие громкие слова, как «революция» в сфере космоса», – отметил Моисеев.

Если взвешивать на весах , это не дотягивает ни до первого полета человека в космос, ни до высадки человека на Луну, соглашается Ионин. «Это событие стоит на ступеньку ниже, и оно очень важно в части реализации новых программ человечества по освоению дальнего космоса», – указал эксперт, выразив уверенность, что Маск еще успеет показать всем историческое событие.

И дело тут не в потере центрального разгонного блока. Тот факт, что при посадке разбился центральный разгонный блок, не имеет значения, так как этот блок набирает большую скорость и спасти его сложнее, отметил Ионин. «При первом пуске это тем более ерунда. Но даже если он потом не будет спасаться, я тоже не вижу здесь ничего страшного», – указал он.

Во-первых, пока это лишь первый тестовый запуск, и до начала регулярной эксплуатации ракеты еще далеко. Во-вторых, стоит вспомнить, что в свой первоначальный график Маск все же не уложился. Он обещал осуществить первый запуск Falcon Heavy летом 2017 года, то есть полгода назад. Кроме того, нельзя забывать и о недавнем провале с выводом на орбиту секретного американского спутника Zuma. Спутник, запущенный с помощью уже неоднократно отработанной ракеты Falcon 9, так и не достиг орбиты, разбившись при падении в океан.

И это была далеко не первая неудача Маска. Так, в 2013 году космический корабль Dragon потерял управление из-за блокировки топливных клапанов. В 2015 году другой Dragon, который должен был доставить воду и продукты питания на МКС, после запуска упал из-за взрыва резервуара с гелием. Ракета Falcon 9 вместе со спутником, который она должна была доставить, взорвалась в 2016 году прямо на пусковой платформе. Да и посадка первой ступени ракеты-носителя удалась компании далеко не с первого раза. Также в 2017 году грузовик Dragon не смог пристыковаться к МКС с первого раза. Не говоря уже о регулярных сдвигах сроков различных проектов SpaceX.

СССР запускал и куда более мощные ракеты

Важно отметить, что Falcon Heavy – самая мощная ракета из существующих на данный момент, но не в истории. Советский Союз активно занимался созданием сверхтяжелой ракеты-носителя еще в XX веке. Например, были такие проекты, как Н-1 и «Энергия».

Программа Н-1 в 1960-е годы предполагала возможность вывода на низкую опорную орбиту полезной нагрузки от 90 до 100 т, однако не была удачной. Все четыре старта завершились неудачно, ракета взрывалась по причине малонадежности двигателей. «А когда двигатели довели, проект «волевым решением» закрыли», – рассказал Моисеев.

Ионин не исключил, что проект все же можно было бы довести до конца. По его мнению, он «не был реализован во многом потому, что потерял политическую актуальность. И американский, и российский лунные проекты были политическими. И после того, как американцы высадились на Луну, политическое значение кратно снизилось. Поэтому проект Н-1 был закрыт», – пояснил эксперт.

А вот следующий проект «Энергия» был вполне успешен, отметил Ионин. Сверхтяжелая ракета с полезной нагрузкой в 100 т летала два раза: в 1987 и в 1988 году. Разрабатывалась и еще более тяжелая версия – «Вулкан», с грузоподъемностью до 200 т. «Но проект был закрыт, потому что Советского Союза не стало, а ракета дорогая и в рамках скудной космической программы России в 90-х годах была не нужна. Поддерживать все в режиме готовности – это невероятные усилия», – пояснил собеседник.
«С «Энергией» получилось так, что она была хорошо отработана, прекрасно сделана, двигатели до сих пор используются. Но на эту ракету уходили огромные деньги, а вот полезных нагрузок на нее не сделали, средств уже не хватило» – отметил Моисеев.

В России сверхтяжелую ракету стоит ждать не раньше конца 2020-х годов

В современной России, однако, ситуация со сверхтяжелыми ракетами обстоит пока не так хорошо, и тут Маск со своим первым запуском Falcon Heavy, безусловно, далеко впереди.

Россия заявляла, что будет создавать сверхтяжелую ракету, это необходимо для программы по освоению дальнего космоса, отметил Ионин. По его словам, пуск ориентировочно может состояться в конце 2020-х годов.

Моисеев рассказал, что у нас рассматривают создание сверхтяжелого носителя к 2028 году. А пока несколько лет дается на эскизный проект, «бумажную проработку», пояснил он.

Однако пока идут дискуссии, насколько она нужна, указал эксперт. «Пока денег на нее не выделено, только на один узел – ракету «Союз-5», да и то под вопросом. Каких-то нагрузок для ракеты не просматривается, не проектируется», – подчеркнул он. По его мнению, ситуация схожа с «Энергией» – ракету собираются делать, «а для чего она нужна, никто толком сказать не может».

Кстати, один из вариантов подобной ракеты получил обозначение «Энергия-3В», и в нем, соответственно, используются наработки старого советского проекта.

Космическая компания Илона Маска SpaceX запустила тяжелую ракету-носитель Falcon Heavy, которая должна доставить находящийся внутри нее автомобиль Tesla к солнечной орбите.

Ракета Falcon Heavy стартовала с космодрома космического центра имени Кеннеди во Флориде. На ее борту находится капсула с личным автомобилем Илона Маска − красным Tesla Roadster, в стереосистеме которого, по плану Маска, играет песня Дэвида Боуи «Space Oddity».

От Falcon Heavy благополучно отделились два ускорителя (вернулись на Землю) и первая ступень (что с ней, пока неизвестно). Вторая ступень ракеты доставит Tesla к гелиоцентрической орбите. Автомобиль будет обращаться вокруг Солнца, приближаясь то к Земле, то к Марсу.

Онлайн-трансляцию запуска смотрело более 2,2 миллионов человек

Корреспондент. net объясняет, почему это круто.

Первый автомобиль в космосе

Вишневый Tesla Roadster, который принадлежал Илону Маску, отправился на эллиптическую орбиту вокруг Солнца.

Автомобиль впервые в истории человечества оказался в открытом космосе. Основатель Маск уверяет, что путешествие машины может продлиться несколько тысяч лет.

Как написал в своем блоге Илон Маск, в машине есть книга Дугласа Адамса "Автостопом по галактике", полотенце и табличка с надписью Don’t Panic. В Tesla играет композиция Space Oddity Дэвида Боуи. Маск уверял, что это сделано для того, чтобы манекену за рулем "не было скучно".

Маск отмечал, что "время от времени орбита машины будет очень близка к Марсу". Однако двигателей для корректировки орбиты у электрокара нет.

Прорыв SpaceX Falcon Heavy

SpaceX Falcon Heavy − первая в своем роде, самая мощная в мире ракета-носитель, предназначенная для многократного использования. С 2013 года запуск Space X Falcon несколько раз откладывался.

Ракеты, способные перенести полезную нагрузку массой более 20 тонн, классифицируются как ракеты-носители сверхтяжелого класса. Чтобы выйти на орбиту, ракета должна развить скорость свыше 8000 метров в секунду на расстоянии 160 километров над поверхностью Земли.

Чтобы проиллюстрировать эти цифры, представьте себе, что ракета сможет перенести два полностью загруженных городских автобуса на высоту большую, чем 50 Эверестов, и на скорости, которая в 32 раза превышает крейсерскую скорость Boeing 747.

Falcon Heavy достигла этой цели, используя три ускорителя, «связанных вместе».

Частный бизнес

Со времен запуска первых космических миссий, освоение космоса, как правило, было сферой государственной. Правительства создали и финансировали такие организации, как НАСА, Европейское космическое агентство, Российское агентство «Роскосмос» и Японское агентство аэрокосмических исследований.

Наряду с этими агентствами были созданы частные космические компании. Однако, учитывая огромные затраты на исследование космоса, космическими инновациями всегда занимались правительства.

Но в XXI веке все начинает меняться. SpaceX придумала, как снизить затраты на запуск многоразовых ракет-носителей и повысить их эффективность. Новая космическая индустрия развивается огромными темпами, и компания SpaceX находится впереди всех.

Амбиции SpaceX не заканчиваются на запуске космических спутников с помощью Falcon Heavy. Ракета была спроектирована так, чтобы ее можно было использовать и для пилотируемых миссий. Также SpaceX планирует завершить испытания своей капсулы для астронавтов Dragon2 – контракт с двумя космическими туристами, чьи имена пока не разглашаются, уже подписан. Они отправятся в недельный полет вокруг Луны.

Маск меняет ландшафт всей космической индустрии, с далеко идущими последствиями.

Ближе к Марсу

Falcon Heavy − это первая действующая ракета, которая способна доставить людей на Луну и Марс. Таким образом, SpaceX восстанавливает возможности человечества для осуществления таких миссий.

Цель Маска − уже в следующем десятилетии осуществить пилотируемый полет на Марс.



Вверх