Крещенская вода и ее свойства: зачем и почему. Богоявленская и Крещенская вода. Есть ли разница? И что нельзя делать со святой водой

Крещение Господа нашего Иисуса Христа - это один из великих двунадесятых праздников, который празднуется, Русской Православной Церковью 19 января.

Господь Иисус Христос перед общественной проповедью на реке Иордан принял водное Крещение от Иоанна Крестителя. Происходило это священнодействие так: люди приходили к Иоанну, исповедывались в своих грехах, и он их погружал в воды Иордана. Это было знаком отпущения грехов. Господь Иисус Христос был безгрешен, но исполнял обычай, чтобы, как все, принять водное Крещение. В этот момент по Евангелию открылись небеса, и в виде голубя на Иисуса Христа сошел Святой Дух, что было засвидетельствовано Иоанном Крестителем. После Крещения Господь наш Иисус Христос выходит на проповедь Евангелия и три года проповедует, заканчивая свой светлый путь распятием на Голгофе. Поскольку начало главным событиям было положено у реки Иордан, в празднике Крещения заключается, может быть, все Евангелие.

Крещение Господне и Богоявление - это разные праздники или один и тот же?

Крещение Господне также называется Богоявлением, потому что при Крещении на Иордане явился Бог в трёх лицах, Пресвятая Троица: Бог Отец говорил с неба о Сыне, Сын Божий крестился от Иоанна и был засвидетельствован от Бога Отца, Дух Святой сошел на Сына в виде голубя.

С какого времени берет начало традиция освящения воды?

Святая Церковь еще с апостольских времен празднует день Святого Богоявления, заповедуя в своих постановлениях так: "Да будет у вас в великом уважении день, в который Господь явил нам Божество". Праздничное освящение воды ведет свое начало от традиции Иерусалимской Церкви, где уже в первые века христианства совершался праздничный выход к реке Иордан и водоосвящение в воспоминание Крещения Спасителя. Издревле и в Церкви Русской, подражая Иерусалимской, совершается в дни навечерия праздника и в сам день Богоявления торжественное водосвятие.

Чем отличается богоявленская вода от крещенской?

Существует ошибочное мнение, будто бы это разная вода: та - богоявленская, а та -крещенская. И в Сочельник 18-го, и в день праздника 19-го января вода освящается одним и тем же торжественным великим чином, проникнутым воспоминанием Крещения Спасителя от Иоанна в реке Иордане. Освященная таким образом вода называется «агиасма», что в переводе с греческого языка означает «святыня».

Как употреблять крещенскую воду?

Крещенская вода - это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу возле икон. Из благоговения к святыне обычно принимают крещенскую воду натощак. Однако в скорбях или болезнях пить ее можно для укрепления в любое время. Святой водой можно также окроплять жилище.

Верно ли, что обычная вода освящается, если в неё добавить крещенскую?

Да, верно. Если добавить крещенскую воду в обыкновенную, вся вода становится освященной.

Слышал, что купание в проруби на Крещение очищает от грехов?

Это не так. Купание в проруби - всего лишь старинный народный обычай. От грехов очищает Таинство Покаяния, совершаемое через исповедь. Таинство это обязательно для всех православных христиан, тогда как купание в проруби совершенно необязательно.

Как солнце светит добрым и злым и дождь падает на всех, так и святая вода — она отовсюду проистекает, но если сами мы душой нечистые, злые по натуре и неверующие, мы не можем усвоить благодать, заключающуюся в любой святыне. Источником Благодати Божией является Церковь Христова и воду все же лучше набирать в том месте, где происходит чин освящения воды.

Самое главное, следует помнить, что, если мы не будем стараться изменить себя для Бога, употребление святой воды нам не поможет. Чтобы святая вода принесла пользу, будем заботиться о чистоте души, достоинстве наших помыслов и поступков.

Тропарь праздника Богоявления
(по-церковнославянски):

Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя: и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение: явлейся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

Русский перевод:

Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, открылось поклонение Пресвятой Троице: ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, в виде голубя, заверял истинность слова Отчего; Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе!

Молитва на принятие святой воды

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

Крещенская вода , которая именуется также богоявленской или «великой агиасмой» (греч. – святыня) — одна из главных святынь Православной Церкви. Особый чин освящения воды совершается только в праздник Крещения Господня (Богоявления) в воспоминание событий крещения Господа Иисуса Христа, совершенного Иоанном Предтечей в водах реки Иордан. По учению Православной Церкви в тот момент произошло освящение всего водного естества. Наименование праздника «Богоявление» возникло в православной традиции в память о произошедшем в момент крещения Господа в Иордане явлении всех трех Лиц Святой Троицы: Отца через Его голос, Сына в его человеческом естестве и Духа Святого в виде голубя.

Тропарь (краткая молитва, излагающая суть праздника):

Во Иордане, крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе возлюбленного Тя Сына именуя: и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение: явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе.

Перевод :

Когда Ты, Господи, крестился в Иордане, произошло явление Святой Троицы: Родителя голос свидетельствовал о Тебе, именуя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух в виде голубя своим явлением подтвердил сказанные слова. Явившийся в мир и просветивший его, Христе Боже, слава Тебе!

Часто задаваемые вопросы:

Чем отличается крещенская вода от святой воды, освящаемой в любой другой день ?

В праздник Крещения Господня вода освящается особым чином, в отличие от чина освящения воды, совершаемого в другие дни, и этой, крещенской, воде Церковью усваивается особая святость.

Чем отличается крещенская вода, освящаемая в день навечерия Богоявления (18 января, то есть накануне праздника) и в сам день праздника Богоявления (19 января)?
Ни чем. И 18, и 19 января совершается одинаковый чин освящения воды. По традиции в день навечерия вода освящается в храме, а в сам день праздника на водных источниках (если есть такая возможность). Отсюда нет и различия наименования «крещенская» или «богоявленская» вода.

Считается ли в этот день любая вода (во всех водоемах, текущая из крана в квартире и т.д.) освященной?
Нет. Освященной считается вода, которая была освящена священнослужителем по установленному Церковью чину в храме или на водном источнике.

Изменяет ли вода, при ее освящении свою сущность?
Нет. Вода остается прежней по своему составу, но приобретает благодатные свойства, способные, в том числе, благотворно действовать на душевный и телесный состав человека: исцелять, по вере, душевные и телесные недуги.

Крещенскую воду можно пить только натощак?
Нет. Прямых указаний на это в православной традиции нет, но употреблять так крещенскую воду является благочестивой традицией, что делается в знак благоговения перед святыней. Главное условие употребления крещенской воды – вера и благоговение.

Крещенское купание смывает грехи?
Нет. Грехи прощаются человеку в таинстве покаяния.

Освящается ли вода, если в нее добавить крещенскую?
Да, освящается. Поэтому в храме или на источнике достаточно взять немного воды, а затем добавить ее в больший сосуд, специально приготовленный для этого дома.

Вода освящается через серебро, из которого изготовлен окунаемый вводу крест?
Нет. Вода освящается по вере и молитве. При освящении может использоваться деревянный крест или крест из других материалов.

Обязательно ли купаться в прорубе на Крещение?
Нет. Купание совершается по желанию и физической возможности.

© Храм Благовещения Пресвятой Богородицы г.Благовещенска Уфимской епархии Московского Патриархата, 2013.

19 января - один из дней, в который все православные храмы переполнены до отказа, ведь именно в этот день Церковь празднует Крещение Господа Иисуса Христа и по древней традиции совершается освящение воды, которое называют Великим водоосвящением. К сожалению, именно этот церковный праздник сопровождается шлейфом различных народных суеверий, не имеющих основания в церковной традиции. Вместе с клириком саратовского храма Первоверховных апостолов Петра и Павла, священником Василием КУЦЕНКО мы попытаемся рассмотреть наиболее распространенные суеверия, с тем, чтобы понять, как же нужно относиться к святой воде и что с ней делать согласно церковной традиции.

1. Есть вода «богоявленская» (освящается 18 января, в Крещенский сочельник) и «крещенская» (освящается 19 января, в сам день Крещения Господня).

Великое водоосвящение совершается дважды, это правда. Первое водоосвящение - накануне праздника Крещения, 18 января, в Крещенский сочельник, а второе - в сам день праздника. Но никакого отличия у этой воды нет, ведь и 18, и 19 января используется один и тот же чин (то есть последовательность молитв) водоосвящения. Вода, освященная по этому чину, называется Великой агиасмой, то есть Великой святыней. Не бывает отдельно «богоявленской» и отдельно «крещенской» воды, но только — Великая агиасма. В богослужебных книгах Православной Церкви праздник Крещения Господня называется «Святое Богоявление, Крещение Господа нашего Иисуса Христа». Слово «Богоявление» является кратким выражением событий, которые произошли во время Крещения Иисуса Христа от Иоанна Крестителя на реке Иордан. В Евангелии от Матфея это описано так: «Крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 16-17). То есть Крещение было явлением Божественной славы и подтверждением Богосыновства Господа Иисуса Христа.

Точно ответить на вопрос, с чем связана практика двух водоосвящений, сложно. Известно, что уже в VI веке в Палестине существовала традиция совершения освящения воды в реке Иордан накануне и в сам день праздника Крещения. В Древней Руси существовал обычай, который сохраняется и до сих пор в некоторых местах, совершать Великое водоосвящение 18 января в храме, а 19 января - вне храма, устраивая крестный ход к специально приготовленной проруби - Иордани.

2. В день Крещения Господня, окунувшись в ледяную купель или облившись водой, можно считать себя крещеным и носить крестик.

Действительно, существует традиция купания в проруби в праздник Крещения Господня. Но это именно купание, а не Таинство Крещения. Хотя, если познакомиться с историей праздника Крещения Господня, то можно увидеть, что именно этот день был раньше днем, в который принимали крещение взрослые люди. Уверовавший в Господа Иисуса Христа человек в течение определенного времени готовился принять Таинство Крещения, которое являлось новым рождением для жизни с Богом и вступлением в Церковь. Такие люди назывались оглашенными. Они изучали Священное Писание и основы христианской веры и готовились перед принятием Крещения покаяться во всех своих грехах, ведь принятие христианства должно начинаться с покаяния, то есть с изменения жизни. Поэтому Крещение без покаяния было попросту невозможно. И вот в праздник Крещения Господня епископ совершал Таинство Крещения взрослых. Такие крещения также совершались накануне праздника Рождества Христова, в Великую Субботу (суббота перед праздником Пасхи), на саму Пасху и на праздник Пятидесятницы, который также называется днем Святой Троицы или Сошествия Святого Духа на апостолов. Великое водоосвящение в день Крещения Господня является напоминанием для современных христиан о древнем крещении оглашенных. Но нужно помнить, что принятию Таинства Крещения предшествовали подготовка, покаяние в грехах и подтверждение искренности своих намерений перед церковной общиной. Поэтому нельзя сказать, что окунуться в прорубь-иордань и принять Крещение - одно и то же.

3. Искупавшись в Крещенскую ночь в проруби, можно избавиться от всех болезней, грехов и сглаза. Если в течение года заболеешь, нужно пить крещенскую воду для исцеления.

Нужно расставить акценты: отдельно - болезни и грех, отдельно - сглаз. Сглаз, порча и тому подобное - это суеверие. И избавляться нужно только от одного - от веры в суеверия. Христиане верят в Бога, а не в сглазы, порчи, привороты и т.п. Обращаясь к Богу в молитвах, мы просим, чтобы Бог защищал нас от зла. Например, в молитве «Отче наш» есть слова: «Избави нас от лукавого», то есть от дьявола. Дьявол - падший ангел, который противится Богу и хочет отвратить человека от Бога, поэтому мы и просим, чтобы Бог избавил нас от дьявола и всего того зла, которое он пытается посеять в людях. Если человек искренне верит в Бога, в то, что Господь Бог защищает верующих от всякого зла, то одновременно с этим верить в порчу, сглаз и тому подобное - невозможно.

Принимая крещенскую воду (как и любую другую святыню, например, просфору или освященный елей - масло) человек может молиться Господу о том, чтобы эта святыня послужила бы ему средством исцеления от болезней. В чинопоследовании Великого водоосвящения есть такие слова: «О еже бытии воде сей освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела и на всякую пользу изрядную Господу помолимся» (русский перевод: «Дабы стала эта вода освящения даром, от грехов избавление, для исцеления души и тела и для всякого полезного дела пригодной, Господу помолимся»). Мы просим, чтобы через употребление агиасмы человек получал благодать Божию, очищающую грехи, врачующую душевные и телесные немощи. Но все это не некое механическое или автоматическое действие: выпил воды - и все стало сразу хорошо. Здесь необходима вера и надежда на Бога.

4. Вода на Крещение становится святой везде, и нет нужды идти за ней в храм, можно набрать дома из-под крана.

Если понимать некоторые слова (например, «днесь - то есть сегодня, сейчас - вод освящается естество…») из чина Великого водоосвящения в широком смысле, то можно сказать, что действительно происходит освящение всех вод. Но опять же важно понять, что происходит это не само по себе, а по молитвам Церкви. Церковь просит, чтобы Господь Бог освятил воды, дал Свою благодатную силу, очищающую и освящающую естество воды. К сожалению, часто бывает так, что многие приходят в храм именно за водой, не участвуя при этом в богослужении праздника Крещения Господня. Получается, что крещенская вода становится самоцелью. А это неправильно. Прежде всего мы должны прославить Бога за его благодеяния к роду человеческому, которые Он явил через Своего Сына, Господа Иисуса Христа, взявшего на Себя грехи всего мира, ведь именно в память Крещения Христова на иордани и совершается освящение воды.

5. Крещенская вода никогда не портится.

Есть свидетельство святителя Иоанна Златоуста, жившего в IV веке: «В этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят весь год… Существо этой воды не портится от продолжительности времени, но… целый год, а часто два или три года она остается неповрежденною и свежею и после столь долгого времени не уступает водам, только что взятым из источников». Но бывает и так, что крещенская вода может испортится. Это происходит или из-за небрежного хранения, неблагоговейного отношения к святыне, или по каким-либо другим, вполне естественным причинам. В таком случае нужно вылить святую воду в непопираемое место (в храмах для этого специально устраиваются «сухие колодцы»).

6. Нужно добавлять крещенскую воду в ванночку, в которой купают младенцев, чтобы они не болели.

Думаю, это тоже одно из суеверий. Каждый человек может заболеть. И великие святые страдали от физических болезней. Например, преподобный Серафим Саровский не мог выпрямить спину из-за полученной травмы. На него напали разбойники и жестоко избили. Святая Матрона Московская от рождения до конца своих дней была слепой. Никто не запрещает давать святую крещенскую воду младенцам (все же лучше пить святую воду), в том числе и во время болезни. Но в очередной раз нужно напомнить о том, что употребление святыни - это не механизм, а действие, которое требует веры и надежды на Бога.

Существует традиция: водой, взятой в храме в день Крещения Господня, окроплять дома, участки и все, что там находится. Поэтому вполне можно окропить крещенской водой и свое жилище, и домашние вещи. При этом можно петь или читать тропарь (главное песнопение) праздника: «Во Иордане крещающуся Тебе Господи…».

7. Ели регулярно в течение года пить крещенскую воду, можно не причащаться.

Нельзя. Вероятно, это суеверие также связано с неправильным пониманием церковных традиций. Освященная в праздник Крещения вода, даже являясь Великой святыней, как уже было сказано, все же не может заменить причащения Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Хотя, например, есть определенные сходства в практике Причащения и употребления агиасмы - причащаться и пить агиасму нужно натощак. Этим подчеркивается особенное отношение к воде, освященной на Крещение. По правилам Церкви, Великую агиасму рекомендовали употреблять в качестве духовного утешения людям, которые по различным причинам находились под отлучением от Таинства Причащения, то есть речь шла не о полной и равнозначной замене, а лишь о духовном утешении.

8. И простой человек может освятить воду самостоятельно, прочитав над ней молитвы.

Действительно, молитвы Великого водоосвящения, как и все другие церковные молитвословия совершаются от лица всей Церкви. Священник, призывая верующих к молитве, произносит: «Миром Господу помолимся!» (русский перевод: «В мире, то есть в мирном состоянии, Господу помолимся!») - мы помолимся, то есть все те, кто находится на богослужении. Верующие люди - не наблюдатели происходящего, а живые участники богослужения, вместе со священнослужителями возносящие единую молитву к Богу. Поэтому можно сказать, что в освящении каждый верующий участвует своей молитвой, становящейся единой молитвой всей Церкви. Поэтому, чтобы поучаствовать в Великом водоосвящении, каждый из нас может прийти на богослужение в храм 19 января.

Газета «Саратовская панорама» №2 (930)

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Два раза в год можно видеть яркие картины, разворачивающиеся вокруг храмов, часовен и соборов — большие людские очереди!

На Крещение Господне, когда православный народ идет за Крещенской водой, и перед Пасхой, когда все идут освящать куличи и яйца.

Наступает праздник Крещения Господня, а значит речь пойдет о Крещенской воде.

Наверное, самым распространенным из заблуждений, связанных со святой водой, является мнение, что вода, освященная в крещенский сочельник, и вода, освященная в самый день Крещения, - различны: говорят, что вода, которую освящают в сочельник, т.е. 18 января, - это вода богоявленская, а та, что освящена 19 числа, - крещенская. При этом стараются набрать святой воды два дня подряд и хранят ее потом в разных сосудах, боясь перепутать. На самом же деле, и в праздник, и в сочельник вода освящается одним и тем же чином великого водоосвящения - в память сошествия Господа Иисуса Христа в воды реки Иордан. Вода, освященная в сочельник и праздник Крещения — одна и та же и называется богоявленской или крещенской.

С атеистических времен у некоторых людей осталось предубеждение, что святая вода только потому сохраняется долгое вре- мя, что при ее освящении применяется серебро. Иногда на Крещение. приходится наблюдать, как.люди заглядывают в емкости со святой водой и пытаются увидеть там серебряный крест. Но при освящении воды никакое серебро не используется - вода освящается молитвой, а кресты, которые окунают.в воду во время водосвятия, зачастую вообще деревянные.

Некоторых смущает, что в емкости со святой водой постоянно добавляют воду из шланга. Это никого не должно смущать: при соединении со святой водой простая вода также освящается, недаром существует поговорка «капля святой воды море освящает». По этой же причине необязательно набирать полные емкости, можно дома аналогичным образом’в святую воду добавить простой - и так поступать по мере расходования святой воды в течение года.

Если вы пришли за святой водой и трудно выстоять длинную очередь, то можно прийти в другой день. Для этого нужно заранее узнать график раздачи воды, который в разных храмах различен. В некоторых храмах святая вода, кроме 19 января, разливается в течение последующих нескольких дней.

Приходить за святой водой желательно с бидонами, стеклянная посуда часто в сутолоке разбивается. Пластиковые бутылки замедляют отпуск воды, но если другой посуды нет, то бутылки необходимо заранее промыть от пивных осадков и остатков ав оматизированных напитков. Этикетки на пластиковых бутылках необходимо смыть. Дома святую воду из пластиковых бутылок переливают в стеклянную посуду и накрывают неплотной крышкой. Чтобы святую воду ни с чем не перепутать, посуду подписывают или наклеивают специальные наклейки. Храниться святая вода должна в подобающем месте. Нельзя, например, ставить ее рядом со спиртными напитками.

Иногда люди берут воду, а сами толком не знают, что с ней делать. В день Крещения, когда святую воду приносят домой, ею принято окроплять помещения, чтобы Господь благодатью Святого Духа освятил жилище верующих людей. Стены в каждой комнате и все подсобные помещения окропляются святой водой с молитвой: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь», а кто знает, тот поет тропарь (краткую молитву) праздника Крещения.

Никогда нельзя забывать, что освященная вода - это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия и которая требует к себе благоговейного отношения. К сожалению, отношение к святой воде иногда бывает просто кощунственным.

Так некоторые хозяйки на Крещение специально заготавливают воду, чтобы потом солить в.ней огурцы: они считают, что в воде, набранной в день Крещения, огурцы солятся лучше.

Если святая вода по каким-либо причинам зацвела - такое иногда случается (зацвести она может, например, потому, что для нее использовалась недостаточно чистая емкость), - то зацветшую воду нужно вылить либо в комнатные цветы, либо за городом под кустарник, либо в проточную воду (реку, ручей). Также нужно обращаться с водой, которой споласкивается емкость из под прошлогодней святой воды. Есть еще один способ - вода наливается в небольшие емкости, ставится на батарею отопления и постепенно испаряется.

Желаем всем быть крайне осторожными при использовании этой великой православной святыни, которая исцеляет душу и тело!

Б.М. Кустодиев. Зима. Крещенское водосвятие. 1921 год.Фрагмент

Замечательную особенность праздника Богоявления Господня в церковном Богослужении составляют два великих водоосвящения, называемые так, в отличие от малых, которые совершаются при обыкновенных молебствиях во всякое время по благочестивому усердию желающих.

Одно из великих водоосвящений совершается накануне праздника, или в сочельник, по окончании Богослужения. Это первое великое водоосвящение совершается в церкви, — в воспоминание того древнего обычая, по которому в это время крестили оглашенных, или новообращенных, из иудеев и язычников. А другое водоосвящение совершается торжественно с крестным ходом в самый день Богоявления после литургии, на реках или других источниках, и даже на прудах и при колодцах, — в воспоминание Крещения Спасителя от Иоанна на Иордане. Отчего и самый крестный ход на воду в этот день называется «ходом на Иордан»; и самое то место, где погружается в воду животворящий Крест, изображающий Самого Христа, — называется «Иорданом».

Та и другая вода, освященная в это время троекратным погружением в нее святаго Животворящаго Креста после великих, трогательных и знаменательных молитв и песнопений, имеет одинаковую святость и называется «святой богоявленской водой», которая, по свидетельству святителя Златоуста, "никогда не портится в домах верующих и берегущих ее как святыню, с уважением". Этого не может быть с обыкновенной, простой, неосвященной водой, что могут подтвердить на опыте и ныне все благочестивые христиане.

Вода богоявленская так важна и так необходима для всех христиан, что они непременно должны иметь ее в своих домах для освящения ей себя и своих грешных жилищ, и для употребления оной прежде вкушения обыкновенной пищи и пития, для сохранения себя в здравии и для избавления себя от различных недугов и болезней. Даже были многократные примеры и того, что некоторые несчастные, подверженные сильному пьянству или запою, а также одержимые припадками и беснованием, после долговременного (например шестинедельного) употребления этой богоявленской воды натощак, по силе веры в чудодейственную ее силу, исцелялись навсегда от своих страшных недугов.

Самое вкушение этой воды в церковных книгах называется причащением; конечно, не в том смысле, чтоб оно могло иметь такую же божественную силу, как самое Причащение Тела и Крови Иисуса Христа, — но в том, что для некоторых лиц, за тяжкие грехи отлученных от святого Причащения, она назначалась вместо самого Причащения Святых Христовых Таин. А в местах, отдаленных от храма, эта вода, называемая по-гречески "агиасмою", то есть святыней, не без особенной пользы и отрады для души умирающего может быть ему преподаваема вместе с пасхальным артосом (или отдельно), как напоминание о святом Причащении.

Но не выведите отсюда того заключения, будто и во всех других случаях можно заменять святое Причащение Тела и Крови Христовой этой водой, как это силятся доказать наши раскольники, не имеющие возможности, при своем самовольном отступлении от Святой Церкви, причащаться Святых Христовых Таин. Важна и свята богоявленская вода, но она никогда не может заменить вполне святое приобщение великих, принебесных, Святых Божественных Христовых Таин. Она должна быть нами употребляема в той уверенности, что она служит "к избавлению грехов, исцелению души и тела, и на всякую пользу изрядную и к отгнанию всякого навета видимых и невидимых врагов", — как и говорит нам это Святая Церковь, освящающая эту воду благодатию Святаго Духа.

Некоторые в самую полночь почерпают воду из рек или источников и, смешивая ее вместе с освященной накануне или в самый день Крещения водой, также хранят ее благоговейно для священного употребления. Обычай почерпать воду в полночь накануне Богоявления имеет то основание, что Спаситель, по преданию, крестился от Иоанна именно в полночь, а это такое для нас знаменательное время, когда совершились и многие другие события Ветхого и Нового Завета. На основании этого предания и доселе иерусалимские христиане из местных жителей и путешественников-богомольцев, приходящих на поклонение Святым местам, с вечера, накануне праздника Богоявления, на реке Иордан, близ того места, где, по преданию, крестился Иисус Христос, собираются в огромном множестве с зажженными свечами и со священными песнопениями. И дожидаются, пока в самую полночь не начнется Великое водоосвящение с троекратным погружением Креста, после чего все спешат взять себе святой воды и сами погрузиться в священные струи священной реки. На основании этого предания, еще во времена святого Иоанна Златоуста у христиан был обычай и в прочих реках и источниках почерпывать воду в полночь на Богоявление и сохранять ее как святыню, для употребления в течение целого года.

Но, хваля добрые обычаи христиан, сохранившиеся до сего времени от древних времен, мы, к прискорбию, должны заметить, что некоторые из христиан и особенно простых, необразованных людей мало понимают святость и силу этой богоявленской воды и не умеют обходиться с ней, как с великой святыней. Так, иные в Навечерие Богоявления, не дожидаясь окончания Богослужения, с шумом и криком бросаются черпать ее без всякого благоговения и страха Божия. При этом многие друг друга толкают и проливают святую воду напрасно. И отсюда происходит между ними то страшная давка, то даже открытая брань.

Христиане православные! Устрашитесь Божия гнева за такое поругание святой, богоявленской воды и за такое страшное поругание святого храма, который обращается вами в это время, не в дом молитвы, а «в вертеп разбойников» (Мк. 14; 11,17). Именем Святой Церкви всех вас прошу: после окончания Великого освящения воды, когда будете почерпывать освященную воду, помните, что это — святыня, которую нужно брать «с благоговением и страхом Божиим», не борзясь и не толкаясь в шумном беспорядке. Иначе благодать Божия, которую мы призовем на эту воду молитвами Святой Церкви, отступит от ваших сердец! И самая святая вода, добытая вами с насилием, шумом и обидой ближнего, как и всякая святыня, при таких условиях обратится для вас, вместо здравия души и тела только в осуждение от Бога и добрых людей.

Не скверните того, что Сам Бог освятил, а «почерните воду с веселием» (Ис. 12; 3), в тишине души и тела, с полным благоговением! Нет особенной нужды набирать воды более надлежащего. В случае ее умаления она может быть разбавлена и простой, чистой, или в другое время освященной водою, не теряя чрез то своей благодатной силы даже и в малейших ее каплях.

Братие и чада о Христе! Еще раз, именем Церкви Святой, общей нашей Матери, и прошу, и молю вас о том, чтобы вы подходили к почерпыванию святой воды по окончании всего вечернего богослужения не иначе, как с благоговением, в полной тишине и совершенном порядке, без шума, толкотни и давки.

И да не будет этот мой совет только гласом, понапрасну раздающимся в пустыне, для людей с окаменелым слухом и сердцем! Надеюсь, что люди умные и добрые этот благой совет исполнят, зная несомненно из уст святой Церкви, что «благодать Святого Духа невидимо подавается от Христа Бога и Спаса душ наших» только верно и благоговейно «почерпающим святую богоявленскую воду». Аминь.

(Из "Проповедей " протоиерея Иоанна Полисадова)

Из Троицких листков архиепископа Никона (Рождественского)



Вверх