Конспект занятия "наши помощники - органы чувств". План-конспект занятия на тему: «Наши помощники – органы чувств»

Конспект занятия "Наши помощники - органы чувств"

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников № 15 «Ромашка»

(Средняя группа)

Воспитатель 1 квалификационной категории Тагачакова Надежда Анатольевна

Цель: Закрепление знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.

Образовательные:

  • закрепить знания детей о мозге, об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние и осязание) .
  • уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств при восприятии им окружающего мира.

Развивающие: развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, культуру их охраны.

Методы и приемы:

Педагогические технологии: личностно-ориентированная, исследовательские, игровые.

Здоровьесберегающие технологи: дыхательная гимнастика, динамическая пауза, гимнастика для глаз.

Средства обучения:

Демонстрационный материал (муляж или цветная таблица с изображением мозга, карточки с изображением органов чувств)

Баночки с продуктами, различными на вкус

Дети входят в группу, их встречает доктор Медуница

М. – Добрый день. Ребята, меня зовут доктор Медуница. Сегодня я приглашаю вас и других моих гостей в «Институт здоровья» . Пожалуйста, присаживайтесь на стульчики.

Ребята, как вы думаете, почему у моего института такое название? (Ответы детей) .

Вы правы, я изучаю здоровье человека. А здоровье зависит от того, как работают различные органы нашего организма.

Хотите узнать что-нибудь о них? (Да) .

Хорошо, я с удовольствием вам о них расскажу…, но сначала ответьте мне на вопрос.

«Кто такой командир?» (Ответы детей)

А знаете ли вы, что в каждом из нас живет вот такой "командир"?

(Педагог показывает детям модель или цветную таблицу с изображением мозга.)

Кто из вас знает, как его зовут? (Мозг)

Это головной мозг - самый главный наш орган, без которого мы не можем жить. (Воспитатель предлагает детям показать на себе месторасположение мозга.) .

Правильно, мозг надежно спрятан в нашей черепной коробке. Человеческий мозг сложно устроен, но самая главная его часть - это кора мозга.

На что она похожа? (Показывает половинку грецкого ореха без скорлупы и предлагает сравнить ее с "извилистыми, спутанными морщинками - бороздками" коры головного мозга.)

Сложный узор у извилин головного мозга. У каждого человека извилины различные.

А знаете, дети, у нашего мозга есть секрет, хотите, я вам его открою?

У нашего "командира" - мозга есть память. Он может запоминать на долгие - долгие годы множество запахов, картин, звуков и никогда их не забывать.

А как вы думаете, какие органы помогают мозгу всё это запомнить? (Глаза, уши, нос, пальцы.)

Правильно, это глаза, уши, нос, язык, руки.

Они помогают нам познать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками.

Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать её.

На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза)

Молодцы!

Глаза - это один из ценнейших органов чувств человека.

В- Ребята, я предлагаю вам выяснить с помощью эксперимента, зачем человеку глаза?

Мы с вами поиграем.

Дети встают беспорядочно в группе. Одному ребенку завязывают шарфом глаза и предлагают пройти от двери до окна, стараясь обходить товарищей.

Так зачем же человеку глаза? (Чтобы видеть)

Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Но чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. Вы знаете правила по охране зрения? Дети перечисляют правила:

  • Нельзя тереть глаза грязными руками.
  • Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.
  • Нельзя близко и долго смотреть телевизор.
  • Нельзя долго играть в компьютерные игры
  • Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.

В- Молодцы, правила вы хорошо знаете. А сейчас я научу вас делать для глаз специальную гимнастику. (Проводится комплекс зрительной гимнастики)

Гимнастика для глаз "Белка"

Белка дятла поджидала, - (Резко перемещать взгляд вправо - влево)

Гостя вкусно угощала:

Ну-ка, дятел, посмотри - (Перемещать взгляд вверх - вниз)

Вот орехи: раз, два, три! -

Пообедал дятел с белкой- (Помигать глазами)

И пошел играть в горелки. - (Закрыть глаза и погладить веки указательными пальцами)

А сейчас слушайте внимательно 2-ю загадку:

Загадка Маша слушает в лесу, как кричат кукушки,

А для этого нужны нашей Маше: (ушки)

Слух для человека - это большая ценность. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их.

В - А мы знаем правила по охране слуха.

В- А сейчас я хочу проверить хороший ли у вас слух.

Все встают в круг, водящий ребенок - в центре. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят:

Алеша (Саша, Маша и т.д.) ,

Ты стоишь в кругу,
Мы зовем тебя: "Ау!".
Глаза закрывай
Кто позвал тебя, узнай!

Водящий закрывает глаза. Один из играющих называет его имя. Водящий должен определить по голосу, кто его позвал.

Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит. (Нос)

А для чего человеку нос? (Чтобы дышать, нюхать.)

Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже -
Руки за спину положим,

Голову поднимем выше
И легко - легко подышим.

(Глубокий вдох, через нос, руки медленно поднять, ладони свести вместе. Подняться на носки, подтянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком ААААА, руки в такт выдоху опускаются вниз)

Ребята, под этими салфетками кое - что спрятано. Давайте попробуем угадать по запаху, что там находится. А наши помощники-носики нам в этом помогут.

Игра "Узнай по запаху"

Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в баночках. (Шоколад, апельсин, лук, лимон:)

В- Как еще можно определить, что это за продукт, не видя его? (На вкус.)

В- А определить продукты на вкус нам помогает,? Правильно язычок Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. Скажите, какими бывают продукты на вкус? (Горькими, сладкими, кислыми, солеными) .

Ребята, а вы знаете, что язык помогает не только определять продукты на вкус, но и правильно произносить звуки.

В- Для того чтобы язык был чувствительным, и правильно произносил звуки давайте научим его выполнять специальные упражнения.

Выполняется артикуляционная гимнастика:

"Улыбка" Губы и зубы сомкнуты. Растянуть разомкнутые губы и произнести длительно звук И.

"Бублик" Округлить губы, удерживать под счет до десяти.

"Покусывание кончика языка"

"Часы" Приоткрыть рот, коснуться кончиком языка уголка рта и медленно двигать языком влево - вправо.

"Лошадка" Поцокать языком.

"Подуть на кончик языка"

Молодцы. А сейчас давайте проверим, стали ли наши язычки чувствительней?

Дети с закрытыми глазами определяют на вкус разные продукты: яблоко, банан, морковь, капусту.

Твои помощники, взгляни,
Десяток дружных братцев.
Как славно жить, когда они
Работы не боятся. (Пальцы)

Пальчиковая гимнастика «Ягодки»

Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают в низ.

С ветки ягодки снимаю

Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.

И в лукошко собираю.

Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.

Будет полное лукошко.

Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой.

Я попробую немножко.

Я поем еще чуть-чуть.

Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот.

Легким будет к дому путь!

Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.

Мы очень хорошо потренировали свои пальчики.

Ребята, посмотрите какой у меня есть чудесная коробочка, а вам хотелось бы узнать, что в ней лежит? (Да)

– Какие помощники нам в этом помогут? (Пальчики)

Воспитатель вызывает детей по одному, и просит определить, какие игрушки находятся в мешке.

В- Наша экскурсия по «Институту здоровья» подходит к концу. Закройте, пожалуйста, глазки. Представьте, что перед глазами возникает большой цветной экран, как экран телевизора. А по телевизору показывают фильм о нашей экскурсии в «Институт здоровья» от начала до конца. Откройте глаза. Скажите, что вам удалось увидеть на экране вашего волшебного телевизора. (Нашу экскурсию)

А я видела, как мы говорили о важности наших органов чувств, о том, как они нам помогают. Что "командир" нашего тела называется… (дети продолжают) . Мы узнали, что у нашего мозга есть память. А помогают ему запоминать наши … (органы чувств) .

В- Ну вот, ребята, пора возвращаться в детский сад.

А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу на прощанье
Мы подарим добрые пожелания.

Используемая литература:

  • Воронкевич О. А. – «Добро пожаловать в экологию» , М: «Детство-Пресс» , 2007г.
  • Картушина М. Ю. – «Логоритмические занятия в детском саду» , М: «Сфера» , 2004г.
  • Козлова С.А. - Тематический словарь в картинках: «Я и мое тело: Органы чувств человека «, М: «Школьная Пресса» , 2005г.
  • В. В. Цвынтарный. «Играем пальчиками и развиваем речь» , М: «Карапуз» , 1998г.
  • Щетинин М. Н. «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей» М: «Айрис-Пресс» , 2008 г.

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста

Наши помощники - органы чувст

Гаврилова Светлана Анатольевна,

воспитатель ГБДОУ детский сад № 39
Фрунзенского района Санкт-Петербурга


В настоящее время и воспитатели, и родители обеспокоены проблемой здоровья детей. С нашей точки зрения, самым важным является формирование у ребенка правильного отношения к своему здоровью, навыков здорового образа жизни.
Но как это сделать? Как нацелить ребенка на то, что нужно ухаживать за своим телом, своей кожей, беречь глаза, уши, зубы, руки и ноги? Как научить его следовать определенному режиму дня, заботиться о сне и питании? Решить эти задачи путем простой передачи знаний невозможно. Необходимо создавать различные ситуации, ставить перед ребенком разнообразные вопросы, чтобы он мог сам думать, рассуждать. Главная задача - не вложить в голову ребенка сумму определенных знаний и правил, а помочь ему задуматься о своем здоровье. И если это действительно произойдет, если ребенок проявит активность в отношении своего здоровья, то, следовательно, мы справились с поставленной задачей. Но прежде чем это произойдет, необходима упорная работа взрослых, их терпение, выдержка, а также огромное желание вырастить каждого ребенка здоровым.
Конспект занятия.
Тема "Наши помощники - органы чувств"
Цель:
Дать детям представления об органах чувств, как наших помощниках в познании окружающего мира.

Задачи:
Образовательные:

  • показать значимость каждого органа чувств человека;
  • учить делать выводы на основе наблюдений, экспериментирования;
  • формировать представления о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья.
  • закреплять гигиенические навыки, понимание необходимости бережного отношения к органам чувств.

Коррекционно-развивающие:
  • развивать навыки исследовательской деятельности, познавательной активности;
  • развивать логическое мышление и сообразительность;
  • развивать зрительное, музыкально-слуховое, тактильное, вкусовое, обонятельное восприятие, память, мышление;
  • продолжать учить детей отвечать на вопросы полным ответом;

Воспитательные:
  • воспитывать желание заботится о своём здоровье.
  • воспитывать дружеские взаимоотношения, отношения сотрудничества со сверстниками, взрослыми.
  • воспитывать умение слушать вопрос, воспринимать его, отвечать на вопрос, умение выслушивать ответы других детей.
Предварительная работа:
Беседа «Знакомимся со своим телом», игра «Дорисуй картинку», чтение стихотворения В. О. Свиридова «Для чего нужны глаза?», отгадывание загадок на данную тему; п/и "Жмурки", развивающие игры "Чего не стало?", "Найди отличия", "Повтори ритм"; дидактические игры "Зуб, Неболей-ка", "Сон. Питание. Кожа", "Нос. Глаза. Уши".

Оборудование:
Коллажи: «Наши глаза», «Кожа и уход за ней», «Чтобы уши слышали», «Береги зубы».
Схематичное изображение носа, рисунок-схема языка с изображением вкусовых зон, рисунок зубных щеток.
Игра «Сходство и различие». (Снеговики).
Игра «Чудесный мешочек»
Аудиозапись «Звуки леса».
Баночки с кусочками: лимона, шоколада, апельсина, лука, чеснока.
Тарелочка с кусочками фруктов овощей: яблоко, виноград, апельсин, лимон, банан, соленый огурец.
План занятия:
1. Организационный момент.
2. Игра "Узнай по запаху". Знакомство с носом.
3. Гимнастика для глаз
4. Игра "Найди отличия". Знакомство с глазами.
5. Игра "Узнай по вкусу". Знакомство с языком.
6. Игра "Музыкальная пауза". Знакомство с ушами.
7. Игра «Чудесный мешочек». Знакомство с кожей.
8 Итог занятия.
Ход занятия
Организационный момент
- Ребята, вы хотите отправиться в путешествие? Во время путешествия надо внимательно следить за знаками и за дорогой, чтобы не сбиться с пути. А какими мы должны быть мы? (дружными, внимательными, веселыми, ловкими и т. д.)
Игра "Узнай по запаху". Знакомство с носом.
-Ребята, посмотрите, что это за знак впереди? (изображение носа). Ответы детей.
- Для чего нужен он? (дышать, распознавать запахи)
- Правильно. А еще, ребята, внутри носа находятся мелкие волоски, которые, при вдыхании воздуха задерживают микробы, грязь и согревают холодный воздух.
-А сейчас давайте посмотрим, какие запахи мы сможем определить.(дети по запаху определяют, что находится в баночках - лимон, чеснок, яблоко…).
-Видите, каким замечательным органом обоняния наградила нас природа и надо помнить о том, что здоровье необходимо беречь.
- Вы, наверное, слышали такую пословицу «Любопытной Варваре на базаре нос оторвали». Как вы понимаете эту пословицу? (ответы детей, анализ ответов)
Гимнастика для глаз
Ребята, в лесу стало темно, зажмурьте глаза, а затем откройте (3 раза). Давайте нарисуем солнышко глазами. Сначала нарисуем круг, а теперь слева направо и сверху вниз рисуем лучики.
Игра "Найди отличия". Знакомство с глазами.
-А мы отправляемся дальше. Перед нами два снеговика, посмотрите, одинаковые они или чем-то отличаются? (Дети называют отличия)
-А что помогло вам найти отличия? (ответы детей)
- Верно! Способность человека видеть называется зрением. Глаза - это один из ценнейших органов чувств.
Зачем человеку глаза? (ответы детей)
- Правильно, благодаря глазам мы получаем информацию об окружающем мире. Ребята, как сохранить зрение? (ответы детей)
Работа с коллажем «Наши глаза»

  • нельзя бросать в глаза песок и грязь;
  • нельзя приближать к глазам опасные предметы;
  • читать нужно сидя, а не лёжа;
  • нельзя сидеть близко к экрану и долго смотреть телевизор;
  • не тереть глаза грязными руками;
  • при чтении, рисовании, письме помещение должно быть хорошо освещено;
  • регулярно проверять зрение у окулиста;
  • нужно тренировать глаза, делать упражнения, гимнастику;
  • нужно кушать продукты с витаминами, полезными для глаз;
  • гулять на свежем воздухе.
-Запомните, что мы с вами узнали о зрении, эти правила помогут вам сохранить здоровье глаз. А мы отправляемся дальше.
Игра "Узнай по вкусу". Знакомство с языком.
-Пора нам пополнить силы. Но, что за угощение для вас приготовлено, вы должны будете сейчас определить с закрытыми глазами. (дети пробуют кусочки яблока, соленого огурца, банана, винограда, апельсина…)
-Что вы сейчас пробовали? А вы знаете, что помогает определять вкус? (ответы детей)
-Правильно, язык. На языке расположены участки, которые определяют вкус пищи. Кончик языка определяет сладкий вкус. Боковые стороны слева и справа от начала языка определяют соленый вкус, за ними участки, определяющие кислый вкус, а конец языка определяет горький вкус. А еще во рту вырабатывается слюна, которая помогает пережевывать и переваривать пищу. И, конечно же, зубы.
-Для чего они нужны? (ответы детей)
-Как ухаживать за зубами, чтобы они оставались здоровыми?
Работа с коллажем «Береги зубы»
  • чистить зубы утром и вечером;
  • после еды полоскать рот водой;
  • не ковырять в зубах;
  • посещать стоматолога регулярно;
  • есть больше полезных продуктов и меньше сладостей.
-Посмотрите на рисунок и выберите ту щетку, которая хорошо будет чистить зубы? Почему не выбрали две другие щетки? (ответы детей)
Игра "Музыкальная пауза". Знакомство с ушами.
-Ребята, послушайте, какие звуки вы слышите? (звучат звуки природы, дети называют, что они слышат)
-Вы внимательно слушали и верно назвали все звуки леса, которые здесь звучали. А что помогло вам? (ответы детей)
-Верно! Орган слуха - уши. Для чего нужны уши? (ответы детей)
- Как сохранить хороший слух?
Работа с коллажем «Чтобы уши слышали»
  • зимой надевать шапку;
  • купаясь в бассейне или в воде, надевать резиновую шапочку, защищать уши от попадания воды;
  • не допускать попадания посторонних предметов в слуховой проход;
  • не слушать громко музыку, не кричать;
  • чистить уши (только взрослые)
Игра «Чудесный мешочек». Знакомство с кожей.
-А сейчас мы посмотрим, кто живет в лесу и что дарит нам лес. Игра «Чудесный мешочек». (дети наощупь определяют фрукты, грибы, животных, птиц, ягоды…)
Ребята, а что помогло вам определить то, что находится в мешочке, ведь вы не могли увидеть? (ответы детей-пальцы, руки, кожа).
- Ещё один орган чувств - кожа. Самая чувствительная кожа на кончиках пальцев рук. Чувствовать кожей называется осязание.
Зачем человеку нужна кожа? (ответы детей)
-Какие правила необходимо соблюдать, чтобы кожа оставалась здоровой?
Работа с коллажем «Кожа и уход за ней»
  • зимой защищать кожу тёплой одеждой, не переохлаждаться;
  • летом беречь от солнца, не перегреваться;
  • если поранился, то нужно обратиться к взрослому за помощью, не облизывать ранки;
  • умыться утром и вечером;
  • тщательно мыть руки после улицы, вытираться тщательно; ухаживать за кожей.

Итог занятия.
-Пора нам возвращаться из путешествия. О чем мы говорили? Что нового узнали? Что больше всего понравилось? Это путешествие помогло нам узнать больше о том, как устроен наш организм, как заботится о своем здоровье.

- Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию»
- Тихомирова Л. Ф. «Упражнения на каждый день: Уроки здоровья для детей 5-8 лет»; Ярославль: Академия развития, 2002.
- И. В. Чупаха, Е. З. Пужаева, И. Ю. Соколова «Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе»; М.: Илекса, Ставрополь: «Ставропольсервисшкола», 2001

Цели: помочь детям ближе познакомиться друг с другом; научить общаться друг с другом.

Программное содержание:

Закрепить знания детей об органах чувств, с помощью которых мы познаем

Уточнить, какое значение для человека в процессе познания мира имеют зрение, вкус, обоняние и осязание.

Воспитывать потребность быть здоровыми.

Продолжать учить детей определять и выражать различные эмоциональные состояния.

Повышать интерес к своим сверстникам, поддерживать чувство общности и необходимости друг в друге.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Способствовать развитию в детях уверенности в себе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Наши помощники – органы чувств».

Цели: помочь детям ближе познакомиться друг с другом; научить общаться друг с другом.

Программное содержание:

Закрепить знания детей об органах чувств, с помощью которых мы познаем

мир.

Уточнить, какое значение для человека в процессе познания мира имеют зрение, вкус, обоняние и осязание.

Воспитывать потребность быть здоровыми.

Продолжать учить детей определять и выражать различные эмоциональные состояния.

Повышать интерес к своим сверстникам, поддерживать чувство общности и необходимости друг в друге.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Способствовать развитию в детях уверенности в себе.

Организационный момент.

Восп. Дети, мы сегодня с вами оправимся в необычайное путешествие и посетим Институт здоровья. Побываем в разных лабораториях, где проходят исследования наших органов чувств. Скажите, какие органы чувств вы знаете? (Глаза, уши, нос, язык, руки) Они помогают нам познавать мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками. Отправляемся в путь. Я загадаю вам загадку, отгадав ее, вы поймете, какой орган чувств исследуют в этой лаборатории.

На ночь два оконца,

Сами закрываются,

А с восходом солнца Сами открываются.

Дети. Это глаза.

Восп. Да, в этой лаборатории изучают глаза. А для чего нужны нам глаза? (Ответы детей) Значит, глазами мы видим мир. Как же беречь глаза? (Ответы детей) Если глаза заболят, нужно обратиться к врачу. А сейчас мы с вами сделаем зрительную гимнастику.

Сомкнуть веки обоих глаз на 3-5 мин (6 раз)

Быстро моргать глазами в течении 10-15 сек, затем повторить тоже 3 раза с интервалом в 7-10 сек

Пальминг - потереть ладони друг о друга и легко, без усилий, прикрыть ими на 30-40 сек закрытые глаза, чтобы полностью огородить их от попадения света. Открыть глаза.

Восп. Посмотрите, глаза у всех отличаются цветом и формой. А знаете ли вы какого цвета у вас глаза? (Ответы детей)

Игра «Определи по глазам, кто это»

Детям предлагается рассмотреть их фотографии, на которых не закрыты только глаза Дети рассматривают их и отгадывают, кто на них изображен.

Восп. Отгадайте следующую загадку:

Два брата на одной голове живут,

Все слышат, а друг друга не видят.

Дети. Это уши.

Восп. Да, в следующей лабаратории изучают ухо. (Тихо) Все сядьте на ^ ц.чики. (Дети садятся) А почему вы сели?

Дети. Потому что услышали, что вы сказали.

Восп. Чем вы это услышали? (ответы детей) А для чего нам нужны уши?

Какие правила нужно помнить, чтобы уши не болели и хорошо слышали?

Игр овое задание «Какой музыкальный инструмент звучит?»

На столе перед детьми лежат муз. инструменты: бубен, металлофон, колокольчик, погремушка. Дети встают спиной к столу. Воспитатель предлагает им отгадать на слух какой муз.инструмент прозвучал.

Восп . А теперь перейдем в следующую лабораторию. Отгадайте загадку:

«Между двух светил в середине я один»

Дети. Это нос.

Восп. Зачем нам нужен нос?

Дыхательное упражнение

Восп. Представьте себе, что вы находитесь в лесу. Вдохните глубоко носом и медленно выдохните.

Восп. Вы сказали, что нос помогает определить разные запахи. Сейчас мы это проверим.

Игра «Узнай по запаху»

Детям предлагается следующая ситуация: во время полета космонавта необходимы разные продукты питания, которые лежат в баночках. Но этикетки с названиями отклеились. Детям нужно определить, что находится в каждой баночке: апельсин, лук, лимон. Дети нюхают содержимое и называют его.

Восп. В следующей лаборатории изучают орган чувств язык. Дети, для чего нужен язык? (Ответы детей) Давайте немного поиграем с языком.

Артикуляционная гимнастика

  • «Холодно - жарко»: открыть рот и положит широкий язык на нижнюю губу, посчитать до 5; спрятать язык, закрыть рот, посчитать до пяти.
  • «Качели»: открыть рот и медленно поднимать язык вверх и опускать вниз.
  • «Часики»: открыть рот и медленно двигать языком влево -- вправо до уголков рта.
  • «Лошадка»: поцокать языком.

Восп. Язык делится на участки, каждый из которых отвечает за определённый вкус. Какие вкусы вы знаете? Что бывает сладким, горьким, кислым, соленым? (Ответы детей)

Игра «Определи на вкус»

Детям предлагается определить на вкус разные продукты: яблоко, банан морковь, капусту, печенье, конфету.

Восп. Мы сказали, что еще язык нам нужен для общения. А скажите, как люди знакомятся друг с другом? (Дети называют свои имена) Давайте поиграем с мячом в одну очень интересную игру.

Игра «Придумай ласковое имя»

Дети передают друг другу мяч и называют при этом уменьшительно

ласкательное имя соседа по игре.

Восп. Вы сказали, что с помощью языка мы можем общаться друг с другом, а еще можно общаться с помощью мимики и жестов.

Подвижная игра «Солнышко и дождик»

Педагог произносит слово «солнышко» - дети бегают и резвятся. Как только звучит слово «туча», дети прячутся под «зонтиком».

Восп. А теперь улыбнитесь друг другу. Дети, когда вам бывает радостно? (Ответы детей) А когда грустно? (Ответы детей)

Давайте нарисуем с вами «настроение».

Детям предлагается изобразить эмоции радости и грусти на «солнышке» и

«тучке».

Восп. Дети, а из - за чего вы можете разозлиться? (Ответы детей)

Есть много способов помочь себе и другому человеку преодапеть плохое настроение и злость. Например, поиграть в игру.

Словсстная игра «Волшебные слова»

Дети становятся в круг, передают друг другу сердечко, говоря при этом добрые слова

Мы с вами ребята дружим, давайте возьмемся за руки и вспомним наш

девиз:

Как мы весело живем,

Дружно песенки поем,

Можно весело смеяться.

Пошутить, побаловаться И поспорить иногда,

Ну а драться - никогда!

Восп. А что вы чувствуете, когда держите друг друга за руки? (Ответы

детей)

Сейчас мы с вами оказались а лаборатории, где изучают последний орган чувств - руки. Дети, а для чего нужны руки? (Ответы детей)

Мы с вами уже хорошо знаем друг друга, что смогли узнать по глазам. А давайте проверим, сможем ли мы узнать друг друга с закрытыми глазами по рукам.

Игра «Жмурки»

Детям предлагается с закрытыми глазами узнать друг друга по рукам.

Восп- Ребята, мы с вами побывали в Институте здоровья, поговорили о значимости органов чувств, которые называем нашими помощниками.

А теперь мы улыбнемся,

Крепко за руки возьмемся.

И какие же слова

Говорим мы, уходя?

Дети говорят слова прощания.


Тема: Как мы узнаём мир. Наши помощники – органы чувств. Цели: – показать роль и специфику разных органов чувств; – показать связь между своими ощущениями и теми органами чувств, которые их обеспечивают; – прививать бережное отношение к своему организму; – учить сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с помощью которых они узнаются; - развивать умение ориентироваться в полученных знаниях, использовать их в жизни. Оборудование: а) мультимедийное оборудование, презентация «Наши помощники – органы чувств»; б) для работы в группах – мешочки с предметами: 1) фасоль, горох; 2) кофе, лук, чеснок; 3) палитра, кисточки, жёлтая и синяя краски; 4) стаканы разного цвета с кислой, сладкой, солёной водой; 5) коробочка со звонком. Ход урока Самоопределение Создадим хорошее настроение. - Улыбнитесь друг другу, садитесь! - Руки? - На месте! - Ноги? - На месте! - Локти? - У края! - Спина? - Прямая! Ι. Актуализация знаний Наш учебник называется «Я и мир вокруг». Что он помогает нам узнать? 4 – Посмотрите на картинки, что на них нарисовано? (Слайд 1). – Как вы догадались, что нарисовано на картинках? (По набору предметов.) – Перечислите предметы на первой картинке. На второй, на третьей. – Как вы отличали все предметы, которые перечислили? (По признакам.) – Что помогло вам распознать нарисованное на картинках? 3 (Увидели при помощи глаз.) – А что ещё нам помогает воспринимать окружающий мир? (Уши, рот, нос, кожа.) - К нам пришёл странный человек. Что вы заметили? А зачем нужны эти органы? Может ли такой человек узнать, что его окружает? 4 ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Совместное открытие знаний 1. – Как вы думаете, какая у нас будет тема урока? 1 – Что мы узнаем на уроке? – На какие вопросы вам хотелось бы получить ответ? 1. Какую работу выполняют глаза. 2. Какую работу выполняют уши. 3. Какую работу выполняет нос. 4. Какую работу выполняют рот и язык. 5. Какую работу выполняет кожа. 6. Почему органы чувств называют нашими помощниками. – Что мы сейчас сделали? (Составили план урока.) – Давайте его выполнять. 2. Работа с учебником. 4 3 – Давайте откроем учебники на с. 54. Посмотрите на картинку. Что вы видите? – Расскажите, что видит, слышит и чувствует Лена. – Что мы делаем с помощью глаз? (Слайд 2) – Что мы делаем с помощью ушей? – Какие признаки предметов мы определяем с помощью носа? – Что можно узнать о предметах с помощью рук? – Назовите ещё раз все части тела, которые помогают нам познать окружающий мир. – Кто знает, как все они называются? (Слайд 3) – Прочитайте, кто может, тему урока. – Почему в учебнике органы чувств названы нашими помощниками? (Помогают узнать предметы по их признакам.) Физкультминутка.(Игра. Покажите какие органы чувств помогают узнать предмет или его признак: холод, запах цветов, музыку, красоту природы, звонок на урок, свет солнца, его тепло, вкус лимона, узнать в тёмной комнате мяч, шелест листвы, сахар, арбуз круглый, сладкий, шум ветра, кислый лимон, гудок автомобиля, разноцветные краски, колючки ежа, мама печёт пирог, пожелтевшую листву, тишину в классе). 4. Работа в группах. 4 3 4 5 - Давайте проверим, как работают ваши помощники. (Слайд 4) Класс делится на 5 групп. Выбирают капитана группы. Каждая группа получает предметы для выполнения задания. Задания: I группе – на ощупь определить, что находится в мешочках. II группе – определить, не прикасаясь руками, что в пакетах. III группе – на палитре смешать жёлтую и синюю краски. Что получится? IV группе – определить, попробовав, что в стаканах. V группе – определить, что находится в коробке, не открывая её.. 5. Анализ работы в группах 4 Капитаны каждой группы дают ответ на вопрос, выбирая из плана урока символы – органы чувств, которые помогли выполнить задание и помещают его на фигуру человека. – Что помогает нам определить язык? (Мы пробуем ту или иную пищу, ощущаем вкус. Органом вкуса является язык. Благодаря ему мы чувствуем вкус пищи.) – Как помогает нам нос? (Умение человека различать запахи называется обонянием: мы чувствуем запах цветов, свежей зелени, вкусной пищи. Запахи предупреждают и об опасности: запах газа, гари, испорченной пищи.) - Как помогают нам глаза? (Глазами мы различаем цвета.) – Глаза – это орган зрения. – Какие ещё признаки помогают различать глаза? (форму, движение предметов) (Слайд 5) – Какое значение в нашей жизни имеют органы зрения? (Глазами мы видим предметы и можем определять их признаки: форму, цвет, величину. Также мы видим красоту окружающего мира, можем читать, смотреть кино и телевизор.) – Глаза надо беречь – потерянный глаз ничем не заменишь! 4 1 – Как помогает нам кожа? (В коже много чувствительных клеток, которые воспринимают тепло и холод, форму и величину предметов, их поверхность. Кожа – орган осязания.) – Как помогают нам уши? (Уши – это орган слуха.) - Уши, как и глаза надо беречь. Замену им найти невозможно. – Какой вывод можно сделать? Проверим себя по учебнику, с. 54, оранжевая рамка. – Совпал ли наш вывод с выводом учебника? В чём? ΙΙΙ. Применение нового знания – Посмотрим на иллюстрации в учебнике на с. 55. Работа в парах. Выполнение по вопросам учебника. 1 3 4 - Выберите для работы любой из двух рисунков, который вам больше понравится. – Расскажите, что «подсказывают» Мише и Лене их органы чувств. Физкультминутка. (Выполняется под музыку с показом движений учителем) (Слайд 6) - Какие органы помогли нам выполнить физкультминутку? – Что нового мы сейчас узнали? (Органы чувств часто «работают» вместе) 2. Работа в рабочей тетради. 1 3 – Посмотрите на картинки в рабочей тетради на с. 22, № 1. Что необычного в этих картинках? – Что нужно сделать, чтобы человечек смог почувствовать, что перед ним находится? Работа в парах. – Дорисуйте человечку необходимые органы чувств. Вопросы к ученику, озвучившему рассказ (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты выполнил правильно или были недочёты? – Ты сделал всё сам или с помощью товарища? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу в паре. – Молодец! 3. Самостоятельная работа. Задание по выбору: № 2 или № 3 Проверка: – Какое задание ты выбрал? Почему? - В конце страницы слева нарисуйте кружок и обозначьте цветом как, на ваш взгляд, вы справились с заданием. 4. Практическая работа. 3 5 - Для работы потребуются круги и квадраты двух цветов. Положите на парту красный квадрат, следующая фигура должна быть другого цвета и другой формы. Выложите таким образом 8 фигур. - Какие органы чувств помогли вам выполнить задание? - Смогли бы вы выполнить такое задание в темноте? - Какой орган чувств помог бы вам в этом? VΙ. Итог урока – Чему мы сегодня учились? 2 – Для чего это нужно знать? – Какие виды заданий мы выполняли? – Зачем человеку необходимы органы чувств? – Что у вас получилось лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Как бы оценили своё настроение после урока?



Вверх