Князь святополк владимирович окаянный. Святополк Окаянный — братоубийца на престоле

Владимир Святославич

7-й Великий князь Киевский
1015 - 1016

Предшественник:

Владимир Святославич

Преемник:

Ярослав Владимирович Мудрый

Предшественник:

Ярослав Владимирович Мудрый

Преемник:

Ярослав Владимирович Мудрый

Вероисповедание:

Язычество, принял Православие

Рождение:

ок. 979
Будутино под Псковом

Династия:

Рюриковичи

Ярополк Святославич

Княжение и убийство братьев

Борьба с Ярославом

В историографии

Святополк Владимирович , в крещении Пётр , в древнерусской историографии - Святополк Окаянный (ок. 979-1019) - князь туровский (с 988), а затем киевский в 1015-1016 и 1018-1019, правитель Киевской Руси.

Происхождение

Рождён гречанкой, вдовой киевского князя Ярополка Святославича, взятой в наложницы его братом и убийцей Владимиром. Летопись говорит, что гречанка тогда уже была беременна (бе не праздна), таким образом, отцом его был Ярополк. Тем не менее Владимир считал его своим законным сыном (одним из старших) и дал ему удел в Турове. Летописец называет Святополка сыном двух отцов (от двою отцю) и замечает с намёком на дальнейшую судьбу князя: «от греховного плод злой бывает».

В «Повести временных лет» другой сын Владимира Ярослав, ставший великим князем киевским Ярославом Мудрым, поставлен впереди Святополка. В Новгородской Первой летописи Ярослав Мудрый занимает четвертую позицию, которая, видимо, более соответствует действительности по мнению историков. Слух о рождении Святополка от двух родителей даёт основание считать, что он родился через 7-9 месяцев после вступления Владимира в Киев в июне 978, соответственно Святополк мог родиться в начале 979.

Часть историков продолжает считать дискуссионным происхождение Святополка. Г.Котельщик на основании тамги на монетах Святополка считает, что сам князь декларировал своё происхождение от Ярополка. Если эта версия правильная, а интерпретация княжеских тамг довольно спорная (двузубец был и на тамге Мстислава Владимировича, найденной на Тамани), то это доказывает старание Святополка отмежеваться от Владимира и других его сыновей. Известно, что в 1018 году Святополк взял в заложницы мачеху и сестёр Ярослава; это было бы едва ли допустимо, если бы он также считал себя сыном Владимира.

Брак

Святополк состоял в браке с дочерью польского князя Болеслава Храброго (польск. Boleslaw I Chrobry). Она родилась от третьего брака с Эмгильдой между 991-1001 гг. (ближе к первой дате) и умерла после 14 августа 1018 г. Большинство исследователей датируют брак 1013-1014 гг., считая, что он был следствием мира, заключенного с Польшей после неудачного похода Болеслава. Однако без внимания остается миссия цистерцианца Бруно в 1008 г., которая могла закончиться миром, скрепленным браком. Святополк занимал туровский престол где-то с 990 г., его земли граничили с Польшей и потому именно его избрал Владимир за кандидата на бракосочетание с польской принцессой.

Княжение и убийство братьев

Незадолго до смерти Владимира находился в Киеве в заключении; вместе с ним под стражу была взята его жена (дочь польского короля Болеслава I Храброго) и духовник жены, колобжегский (кольбергский) епископ Рейнберн, который умер в тюрьме. Причиной ареста Святополка был, по-видимому, план Владимира завещать престол своему любимому сыну Борису; примечательно, что и другой старший сын Владимира, новгородский князь Ярослав также около этого времени восстал против отца.

После кончины Владимира 15 июля 1015 года Святополк вышел на свободу и без особых затруднений вступил на престол; его поддержал и народ, и бояре, составлявшие его окружение в Вышгороде под Киевом.

В Киеве Святополк успел выпустить сребреники (известно 50 таких монет), похожие на сребреники Владимира. На лицевой стороне изображение князя с круговой надписью: «Святополк на столе [престоле]». На обратной стороне: княжеский знак в виде двузубца, левый конец которого завершается крестом, и надпись: «А се его серебро». На некоторых монетах Святополк именуется своим христианским именем Петрос или Петор.
В течение того же года были убиты три брата Святополка - Борис, муромский князь Глеб и древлянский Святослав. Повесть временных лет обвиняет Святополка в организации убийства Бориса и Глеба, которые при Ярославе были прославлены как святые мученики. Согласно летописи, Святополк послал вышгородских мужей убить Бориса, узнав же, что брат ещё жив, велел варягам добить его. Глеба он, согласно летописи, призвал именем отца в Киев и послал людей убить его по дороге. Святослав погиб, пытаясь бежать от убийц в Венгрию.

Тем не менее, существуют и другие теории на этот счёт. В частности, скандинавская Сага об Эймунде упоминает о войне между конунгом Ярислейфом (Ярославом) и его братом Бурислейфом, где Ярислейф нанимает варягов для борьбы с братом и в итоге побеждает. Имя Бурислейфа многими идентифицируется с Борисом (ср. также связь имени Борис с именем Борислав), но по другой версии это имя короля Болеслава Храброго, которым сага называет его союзника Святополка, не разделяя их. Также, хроника Титмара Мерзебургского, в которой рассказывается, как Святополк бежал в Польшу, часто интерпретируется в пользу его невиновности, так как в ней нет упоминания о княжении Святополка в Киеве (что, однако, противоречит существованию монет Святополка) и каких-либо действиях против Бориса и Глеба.

Борьба с Ярославом

Началась борьба за власть между Святополком и Ярославом. В 1016 году Ярослав выступил с новгородским и варяжским войском против брата. Войска встретились под Любечем на Днепре, ни одна сторона долго не решалась первой перейти реку и дать бой. Наконец, Ярослав атаковал, воспользовавшись моментом, когда Святополк пировал с дружиной. Войска киевского князя были разбиты и сброшены в реку, Ярослав захватил Киев.

Разбитый князь удалился в Польшу, где призвал на помощь тестя, короля Болеслава I Храброго. В 1018 при поддержке польских и печенежских войск Святополк и Болеслав двинулись в поход на Киев. Дружины встретились на Буге, где польская армия под командой Болеслава разбила новгородцев, Ярослав снова бежал в Новгород.

Святополк снова занял Киев. Не желая содержать войска Болеслава, поставленные в русских городах на прокорм, он разорвал союз и изгнал поляков. Вместе с Болеславом ушли и многие киевские бояре. Меньше чем через год лишившийся военной силы Святополк вынужден был снова бежать из Киева от вернувшегося с варягами Ярослава. Киевский князь призвал на помощь других союзников, печенегов, надеясь с их помощью вернуть власть. В решающей битве на реке Альте (недалеко от того места, где погиб Борис) Святополк получил рану, от которой, по-видимому, и умер: «…и расслабишася кости его не можааше седети, несяхут и на носилех». Место смерти Святополка ПВЛ обозначает как «между ляхы и чахы», что многие исследователи (начиная с одного из первых исследователей борисоглебских памятников О. И. Сенковского) считают не буквальным географическим обозначением границы Чехии и Польши, а поговоркой со значением «Бог знает где».

Существует исландская сага «Прядь об Эймунде Хрингссоне», которая, описывает борьбу между тремя братьями: Бурицлавом, в котором большинство исследователей видят Святополка, Ярицлейвом (Ярославом Мудрым) и Вартиславом, которого чаще всего отождествляют с полоцким князем Брячиславом Изяславичем, племянником, а не братом Ярослава и Святополка. Согласно ей после ранения Бурицлав отправляется в «Тюркланд» и возвращается с войском. Так вражда могла продолжаться бесконечно. Потому конунг Эймунд спросил у Ярицлейва: «прикажете ли убить его, или нет?» На что Ярицлейв дал свое согласие:

Получив согласие, Эймунд с сотоварищами отправился навстречу войску Бурицлавом. Устроив засаду на пути следования и дождавшись ночи, Эймунд сорвал шатер княжьей палатки и убил Бурицлавом с его охраной. Отрубленную голову он привез Ярицлейву, и спросил, прикажет ли тот похоронить брата достойно. Ярицлейв сказал, что раз они его убили, то им же должно похоронить его. Тогда Эймунд вернулся за телом Бурицлейва, оставленным, разошедшимся после его смерти, войском и привез в Киев, где тело вместе с головой похоронили.

Версию «Пряди» об убийстве Бурицлава-Святополка варягами, которых подослал Ярослав, сейчас принимают многие историки, иногда предпочитая её рассказу о смерти Святополка в летописях.

В историографии

В связи с ролью, которую Святополк играет в летописном и житийном рассказе о Борисе и Глебе (созданных начиная с третьей четверти XI в.), он предстаёт одним из наиболее отрицательных персонажей средневековой русской истории; Святополк Окаянный - такой постоянный эпитет этого князя в летописи и житиях. Существуют гипотезы ряда историков второй половины XX в. (Н. Н. Ильин, М. Х. Алешковский, А. Поппэ) пересмотреть сообщения источников, не согласившись с летописными текстами, оправдать Святополка, а убийство Бориса и Глеба приписать Ярославу или даже Мстиславу Владимировичу. Эта точка зрения опирается, в частности, на показания скандинавских саг, где князь «Бурислав» гибнет от руки Ярослава.

  Князю Святополку довелось родиться в эпоху кардинальных перемен в Киевской Руси, когда страна была впервые ввергнута в княжескую междоусобицу. В той ожесточенной борьбе за первенство победу одержал князь Владимир Святославич.

Дед Святополка, великий князь Киевский Святослав Игоревич , вынашивал идею создания могущественной русской державы с центром на Дунае. Руси в планах этого блестящего военачальника отводилась роль восточной окраины нового государства. В 971 году Святослав поделил Отечество на три удела между сыновьями Ярополком , Олегом и Владимиром , нарушив тем самым уже сложившееся государственное устройство Киевской Руси. Ни один из новых правителей Русской земли не имел главенства над другими, отчего возникла кровопролитная борьба наследников Святослава зa владение престолом в Киеве — «матери городов русских».

Святополк был единственным сыном князя Ярополка, красивого, образованного и мягкого характером правителя Киева, но волей судьбы он оказался пасынком жестокого и властолюбивого Владимира Святославича, который не останавливался ни перед чем в своей борьбе за господство на Руси. Воспитанный матерью-христианкой Святополк тяготел к православию, но уже в юном возрасте стал свидетелем учреждения князем Владимиром языческого пантеона, призванного объединить верования людей в равных частях Русской земли. Когда попытка превратить язычество в государственную религию не увенчалась успехом, Владимир провел новую религиозную реформу, в результате которой Киевская Русь приняла христианство по византийскому образцу.

Женитьба Святополка на дочери польского князя Болеслава из династии Пястов привела его к активному участию в международной политике стран Западной Европы. Святополк стал с интересом относиться к Римской церкви, думая вывести свою удельную Туровскую землю из состава Киевского государства и основать собственное государство. Однако стать самостоятельным правителем ему не удалось. После смерти князя Владимира Святополк попытался захватить власть в Киеве, ради чего совершил многочисленные злодеяния. Побежденный сводным братом Ярославом , он бесславно погиб.

ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ

  1015-1019 гг. Междоусобная борьба сыновей Владимира Святославича за киевский стол.

  1015-1016, 1018-1019 гг. Княжение в Киеве Святополка (Окаянного).

  1015 г. 24 июля Убийство на реке Альте подручными Святополка князя Ростовского Бориса Владимировича.

  1015 г. 5 сентября Убийство вблизи Смоленска по приказу Святополка князя Муромского Глеба Владимировича.

  1015 г. осень Убийство в Карпатских горах наемниками Святополка князя Древлянской земли Святослава Владимировича.

  1016 г. Поход новгородского князя Ярослава против Святополка. Победа Ярослава у города Любеча. Бегство князя Святополка в Польшу. Принятие Ярославом Владимировичем великого княжения на Руси.

  1018 г. Поход Святополка и польского князя Болеслава Храброго против великого князя Киевского Ярослава. Поражение войск великого князя Киевского Ярослава на реке Западный Буг. Бегство великого князя Ярослава в Новгород.

  1018 г. 14 августа Взятие Киева объединенным войском Святополка и Болеслава Храброго. Захват Болеславом великокняжеской казны и пленение им матери, сестер и жены Ярослава.

  1019 г. Битва на реке Альте между войсками Ярослава и Святополка. Поражение Святополка. Его бегство и смерть в Богемских горах.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

Владимир Святославич начинал свою княжескую «карьеру» как коварный, мстительный язычник, но впоследствии, утвердившись во власти, сумел сделать столько полезного для Руси, что память о нем осталась как о Красном Солнышке. Не таков был его наследник – народ назвал его Окаянным. За какие же «подвиги» наградили русичи преемника Владимира столь нелестным именем на века?

После кончины Владимира престол должен был достаться либо Борису, либо Глебу – какому-нибудь из любимых сыновей Владимира. Но кроме любимых детей, был у великого князя усыновленный племянник – Святополк. Именно его отца убил Владимир перед тем, как занять киевский престол.

Святополк, конечно, не мог испытывать к отчиму дружеских чувств. Да и Владимир отвечал ему взаимностью, правда, старался сделать для племянника все, что мог. Святополк полагал, что имеет право стать великим князем – вместо родного отца, погубленного Владимиром. И он начал действовать, едва только объявили о кончине Владимира Святославича.

Святополк решил уничтожить всех возможных конкурентов. Первой его жертвой стал Борис. Будучи в Киеве, Святополк одним из первых узнал о смерти главы государства и подослал к Борису наемных убийц. Борису сообщили верные люди, что на него готовится покушение, но он не стал выступать против брата. Он верил: распрей не будет, Святополк станет теперь всем братьям вместо отца. Но он жестоко ошибся. Четыре наемника оборвали его жизнь во время молитвы. Киевляне считали, что Борис мог бы стать добрым, справедливым правителем: он отличался спокойным нравом, обладал мудростью и храбростью.

Следующей жертвой Святополка стал второй брат, Глеб. Он находился в Муроме и еще ничего не знал о кончине отца. Святополк обманул его, отправив гонца с известием, что Владимир болен и хочет его видеть. Глеб вышел с небольшим отрядом, но по дороге его встретили посланцы еще одного брата, Ярослава, которые и рассказали правду.

Глеб не успел оплакать отца и брата: он тоже был убит. Следующий из братьев, Святослав, услышав о злодеяниях Святополка, решил бежать в Венгрию. Однако рука убийцы настигла его.

Так Святополк оказался на престоле. Щедрой рукой он раздавал дары киевлянам, но народ относился к нему враждебно.

Нашествие поляков

Теперь у Святополка остался лишь один серьезный противник – Ярослав, который находился в Новгороде. Ярослав был в растерянности: он только что расправился с новгородцами, которые подняли бунт против варягов, служивших в княжеской дружине. Варяги эти чинили беспорядки в городе, грабили мирных жителей. Ярославу нужна была поддержка, ведь он понимал, что Святополк рано или поздно доберется и до него. Но он настроил жителей Новгорода против себя, а потому не мог рассчитывать на их помощь. Однако ему все же пришлось пойти на риск: он собрал новгородцев и поведал им о злодействах Святополка. Новгородцы были так потрясены, что решили помочь Ярославу в борьбе против кровожадного брата.

Ярослав с новгородцами выступили в поход, одолели Святополка, и тот бежал в Польшу. Казалось бы, угроза миновала. Новым великим князем стал Ярослав, который начал понемногу вникать в государственные дела. Но тут новое бедствие обрушилось на Русь: польский король Болеслав Храбрый, поддерживаемый Святополком, выступил в поход на Киевскую Русь.

Болеслав брал города один за другим. Он был опытным воином и талантливым стратегом, поэтому это удавалось ему без больших потерь. Ярослав укрылся в Новгороде. Не зная, что ему делать, будущий князь Ярослав Мудрый намеревался бросить все и бежать к варягам. Он не надеялся, что сумеет справиться с поляками, и уже пришел в отчаяние.

Но ему помогли новгородские бояре, не желавшие видеть чужеземца на великокняжеском престоле и питавшие отвращение к братоубийце Святополку. Они собрали деньги и войско, а Ярослав нанял дружину из варягов, и все вместе они выступили против поляков и Святополка.

Тем временем Болеслав, заняв Киев, стал вести себя как единоличный правитель, что не понравилось Святополку. И этот последний, действуя в своих «лучших традициях», принялся через верных людей уничтожать находившихся в Киеве поляков.

Раздор в стане противника сыграл на руку Ярославу. Братья сошлись в бою на том самом месте, где убийцы, подосланные Святополком, оборвали жизнь князя Бориса. После долгого боя Святополк обратился в бегство. Удача отвернулась от Святополка окончательно: он вдруг заболел, был обездвижен. Дружинники сумели доставить его в Богемские пустынные земли, где он и умер.

Конец правления Святополка Окаянного

Что сделал Святополк для Руси? Никаких славных деяний не совершил он за свою жизнь. Наоборот, лишь убийства, причем коварные, совершенные руками наемников, помнит народ. Только раздоры и боль принес он родной земле. Сжигаемый лишь жаждой власти и мести сыновьям Владимира, он отдал на поругание и разграбление иноземцам русские города.

Бесславным изгнанием и смертью на чужбине закончилось короткое правление Святополка Окаянного.

Святополк Владимирович «Окаянный»
(Худ. В.Шереметьев. 1867)

(по прозвищу «Окаянный»)сын или пасынок князя Владимира Святославича от неизвестной «гречанки», бывшей женою у князя Ярополка, и взятой в наложницы Владимиром после убийства брата.

Родившись около 979 года, Святополк никогда не считал себя родным сыном Владимира, и после его смерти захватил власть в Киеве, положив начало междоусобной войне 1015-1019 годов (правил Киевом в 1015-1016 и 1018-1019). Согласно общепринятой версии истории именно Святополк послал убийц к своим братьям-князьям Борису, Глебу и Святославу, за что получил прозвище «Окаянный» .

Боролся со своим братом Ярославом за власть с помощью польского князя Болеслава, на дочери которого был женат. После поражения в 1019 году бежал на Запад, и умер где-то между Чехией и Польшей.

Ранние годы и княжение в Турове

О детстве Святополка ничего не известно. Около 988-990 годов он был посажен отцом на княжение в Турове. После смерти князей Всеволода и Позвизда Владимировичей, прививших на Волыни, территории земли Святополка стали граничить с Польшей. Возможно именно поэтому он был избран в качестве кандидата на брак с дочерью польского князя Болеслава I Храброго.

Брак с дочерью Болеслава I Храброго

По разным версиям, дочь Болеслава I от его третьего брака с Эмгильдой была выдана за Святополка в 1008 (миссия цистерцианца Бруно) или 1013-1014 года (в знак мира с Польшей после неудачного похода Болеслава).

На заключение брака в Туров польскую принцессу сопровождал католический епископ Рейнберн. Впоследствии, за организацию заговора по отвращению Руси от «византийского обряда» Святополк был отстранен от наследования киевского престола и заключен в тюрьму вместе с женой и её духовником Рейнберном, которые, по предположению историков, обещали Святополку поддержку Польши в случае успеха заговора. Кроме того, одной из возможных причин заговора называется план Владимира передать правление сыну Борису, которому он ранее поручил возглавить киевскую княжескую дружину.

Болеслав I Храбрый
(худ. Я. Б. Якоби, 1828)

Междоусобная война 1015-1019

Еще до смерти князя Владимира в Киевской Руси видны признаки грядущей междоусобицы — князь Ярослав Мудрый, правивший в Новгороде, в 1014 году отказался выплачивать ежегодную дань Киеву. В ответ на это, Владимир приказал своему любимому сыну Борису готовиться к походу против Ярослава, а новгородский князь стал нанимать варягов для будущего противостояния.

Святополк был прощен и выпущен из тюрьмы, но понимая опасность оставлять молодого князя без внимания, Владимир посадил его близ Киева — в Вышгороде.

В 1015 году князь Владимир умирает в селе Берестово и Киевская Русь погружается в кровопролитное противостояние его детей за право на Киевский престол.

Святополк скрывает смерть князя Владимира

«Умер же (Владимир) на Берестовом, и потаили (смерть) его, потому что был Святополк в Киеве: ночью же, разобрав помост между двумя клетями, обернули его в ковёр и спустили на верёвках на землю; возложили на сани, повезли и поставили в церковь Святой Богородицы, которую он сам создал» — ПВЛ


Скрывают смерть князя Владимира (Фрагмент летописей)

После смерти Владимира Святополк утверждается в Киеве и начинает раздавать местной знати имения и подарки, желая задобрить киевлян в начале своего правления.

Убийства Бориса, Глеба и Святослава

Согласно устоявшейся версии именно Святополк послал убийц к своим братьям-князьям, чтобы предотвратить возможные притязания на Киевский престол. Однако впоследствии, после перевода скандинавских саг пересекающихся с данными событиями, некоторые историки сделали предположения о виновности в смерти Бориса не Святополка, а Ярослава. Ниже будет изложена официальная трактовка.

Смерть Бориса Владимировича
князя Ростовского

На момент смерти Владимира, князь Борис Ростовский возвращался из похода на печенегов — противник бежал, не вступив в бой, поэтому сопровождающая Бориса княжеская дружина была в полной боевой готовности.

Во время остановке на реке Альте сначала пришло сообщение о смерти Владимира, а затем от Святополка:

“Брат, хочу жить с тобой в любви и к полученному от отца владению добавлю еще” - Святополк Окаянный

Узнав о смерти великого князя дружинники предложили Борису идти на Киев и силой отнять у Святополка отцовский престол, но молодой князь ответил:

«Не могу я поднять руку на брата своего, которого чту как отца». — Борис Муромский

«Святополк же пришёл ночью к Вышгороду, тайно, призвал Путшу и вышгородских болярцев и спросил их: “Преданы ли мне всем сердцем?” Отвечали же Путша и вышгородцы: “Можем головы свои положить за тебя”. И сказал он им: “Никому не говоря, идите и убейте брата моего Бориса”. Они же обещали ему вскоре всё исполнить». — Летописи

После того как Бориса покинули дружинники и он остался только с ближайшими слугами. Князь Борис начал молиться, скорбя об умершем отце. Глубокой ночью, отправленные Святополком вышегородские бояре, во главе с Путшей, окружили шатер князя и дождавшись пока он уснёт — напали, перебив слуг и пронзив Бориса копьями.

Ещё дышавшего Бориса убийцы завернули в шатёрное полотно и повезли в Киев. Проезжая на повозке мимо леса, Борис вдруг стал поднимать голову. Когда Святополку доложили, что его брат ещё жив, новый киевский князь послал двух варягов прикончить его, что те и сделали, пронзив Бориса мечом в сердце. Тело Бориса тайно было привезено в Вышгород и там погребено в церкви св. Василия.

Смерть Глеба Владимировича
князя Муромского

Узнав об убийстве Бориса, родная сестра Ярослава Мудрого, Предслава, написала брату о совершенном злодеянии и предупредила о грозящей тому опастности:

«Отец твой умер, а Святополк сидит в Киеве, убил Бориса и за Глебом послал, берегись его очень». — Предслава

Ярослав, в свою очередь, послал сообщение князю Глебу Муромскому, который на тот момент находился на пути в Киев, куда был вызван Святополком под предлогом «навестить тяжко больного отца». Официальные историки предполагают, что Святополк решил заманить Глеба, так как тот был родным братом убитого ранее Бориса и мог захотеть мести.

«Приезжай сюда поскорее, отец тебя зовет: сильно он болен!» — Святополк Окаянный

Глеб получил от Ярослава письмо во время одной из остановок, недалеко от Смоленска на реке Смядыни:

«Не ходи, брат! Отец твой умер, а брат твой убит Святополком». - Ярослав Мудрый

Как гласит житие, когда юный князь со слезами молился об отце и брате, явились посланные к нему Святополком и проявили явное намерение убить его. Сопровождавшие его отроки, по известиям летописей, приуныли, а по житиям святого князя им запрещено было употреблять в защиту его оружие. Горясер, стоявший во главе посланных Святополком, приказал зарезать князя его же повару.

Тело Глеба убийцы погребли «на пусте месте, на брези межи двемя колодами» (то есть в простом гробу, состоящем из двух выдолбленных брёвен).

Убийство Глеба в ладье. Клеймо иконы из Борисоглебской церкви в Запрудах в Коломне

Смерть Святослава Владимировича
князя Древлянского

Узнав о гибели Бориса и Глеба, Святослав Древлянский покинул свою столицу и попытался бежать в Карпаты. Погоня догнала Святослава Древлянского на берегу Опир близ нынешнего города Сколе. Согласно местной легенде, когда киевский князь увидел, что победа близка он решил не оставлять в живых никого из семьи преследуемого брата и отдал приказ:

«Сколоть их всех!»

С этим эпизодом легенда и связывает название города Сколе. В сражении с войсками Святополка погибли семеро сыновей Святослава и сам князь.

Гибель Святослава и борьба за власть между сыновьями Владимира Святославича лишила карпатских хорватов последнего союзника, и долины Боржавы и Латорицы были аннексированы венграми.

Борьба между Ярославом и Святополком за киевский престол

1016 — битва под Любечем

В 1016 году Ярослав во главе 3-тысячного новгородского войска и наёмных варяжских отрядов двинулся против Святополка, позвавшего на помощь печенегов. Два войска встретились на Днепре вблизи Любеча и на протяжении трёх месяцев, до поздней осени, ни одна из сторон не рисковала перейти реку. Наконец это сделали новгородцы, которым и досталась победа. Печенеги были отрезаны от войск Святополка озером и не смогли прийти к нему на помощь.

1017 — осада Киева

В следующем 1017 (6525) году печенеги по наущению Бурицлейфа (здесь мнения историков расходятся, одни считают Бурицлейфа - Святополком, другие - Болеславом) предприняли поход на Киев. Печенеги пошли на приступ значительными силами, тогда как Ярослав мог опираться только на остатки варяжской дружины под предводительством конунга Эймунда, новгородцев и небольшой киевский отряд. По данным скандинавской саги, Ярослав в этом бою был ранен в ногу. Печенегам удалось ворваться в город, но мощный контрудар отборной дружины после тяжелого кровоприлитного боя обратил печенегов в бегство. Кроме того, для обороны Киева положительную роль сыграли большие «волчьи ямы» у стен Киева, вырытые и замаскированные по приказу Ярослава. Осаждённые предприняли вылазку и в ходе преследования захватили стяг Святополка.

1018 — Сражение на реке Буге
Святополк и Болеслав Храбрый захватывают Киев

В 1018 году Святополк, женатый на дочери польского короля Болеслава Храброго, заручился поддержкой тестя и вновь собрал войска для сражения с Ярославом. Войско Болеслава, помимо поляков, включало 300 немцев, 500 венгров и 1000 печенегов. Ярослав же, собрав свою дружину, двинулся навстречу и в результате сражения на Западном Буге войско киевского князя было разбито. Ярослав бежал в Новгород, а дорога на Киев была открыта.

14 августа 1018 года Болеслав и Святополк вступили в Киев. Обстоятельства возвращения Болеслава из похода туманны. В Повести временных лет говорится об изгнании поляков в результате восстания киевлян, однако Титмар Мерзебургский и Галл Аноним пишут следующее:

Болеслав Храбрый и Святополк у Золотых ворот Киева

«Болеслав поставил там в Киеве на свое место одного русского, породнившегося с ним, а сам с оставшимися сокровищами стал собираться в Польшу.»

Болеслав получил в награду за помощь Червенские города (важный торговый узел на пути из Польши в Киев) киевскую казну и множество пленных, а также, согласно Хронике Титмара Мерзебургского, Предславу Владимировну - любимую сестру Ярослава, которую он взял в наложницы.

А Ярослав приготовился бежать «за море». Но новгородцы изрубили его ладьи и убедили князя продолжить борьбу со Святополком. Они собрали деньги, заключили новый договор с варягами конунга Эймунда и сами вооружились.

1019 — битва на реке Альте


Весной 1019 года Святополк сразился с Ярославом в решающей битве на реке Альте. Летопись не сохранила точного места и подробностей битвы. Известно только, что битва протекала весь день и носила крайне ожесточённый характер.

«Пришёл Святополк с печенегами в силе тяжкой, и Ярослав собрал множество воинов и вышел против него на Альту. Пошли друг на друга, и покрылось поле альтинское множеством воинов. … и на восходе солнца сошлись обе стороны, и была сеча злая, какой не бывало на Руси. И, за руки хватаясь, рубились и сходились трижды, так что кровь текла по низинам. К вечеру одел Ярослав, и Святополк бежал»

Ярослав Мудрый вновь занял Киев, но положение его было шатким и князю предстояло еще не раз доказать собственное право на владение столицей Киевской Руси.

Смерть Святополка Окаянного

Согласно летописям, после поражения на реке Альте Святополк бежал через Берестье и Польшу в Чехию. В пути, страдая от болезни, умер.

Не можаше терпети на единомь месте, и пробежа Лядьскую землю, гонимъ Божьимъ гневомъ, прибежа в пустыню межю Ляхы и Чехы, испроверже зле животь свои — летописи

Князь туровский (988-1015) и великий князь киевский (1015-1019) Святополк Владимирович, известный в древнерусской историографии как Святополк Окаянный, родился около 979 года. При крещении ему дано было имя Петр.

Святополк - сын Ярополка Святославича, его мать Юлия была гречанкой, монахиней. Как гласит летопись, ее в свое время привел как пленницу Святослав и выдал за Ярополка.

Летописец сообщает, что после убийства своего брата Ярополка князь Владимир Святославич взял в жены его вдову, которая была уже беременна от Ярополка. Вскоре она родила сына Святополка, которого Владимир воспитывал наравне со своими детьми. Поэтому в одних источниках Святополка называют сыном Ярополка, в других - сыном Владимира.

Около 988 года Владимир дал Святополку удел в Турове.

Около 1013 года Святополк женился на дочери польского князя Болеслава Храброго. Вместе с юной княгиней прибыл в Туров и ее духовник, епископ Рейнберн, который, очевидно, имел намерение отторгнуть Русскую церковь от Константинополя и переподчинить ее Риму.

Святополк, недовольный Владимиром и подстрекаемый женой и епископом, стал вести подготовку восстания против князя Владимира, заручившись поддержкой тестя. Но заговор был раскрыт, и Владимир заключил Святополка в темницу вместе с женой и Рейнберном.

Владимир умер в 1015 году во время подготовки к походу на Новгород против другого мятежного сына, Ярослава. Князь не успел сделать никаких распоряжений относительно наследника, а потому Святополк вышел на свободу и без каких либо затруднений занял престол.

В «Повести временных лет» Святополк обвиняется в организации убийства Бориса и Глеба, которые причислены к лику святых, как невинно убиенные. Первым делом Святополк решил расправиться с любимчиком Владимира, ростовским князем Борисом, в распоряжении которого находилась великокняжеская дружина. Святополк послал к Борису верных людей. Во время заутрени убийцы пробрались к шатру князя и искололи того копьями. Израненного, но еще живого Бориса привезли к Святополку, и уже там зарубили мечом. Затем Святополк послал гонцов к Глебу Муромскому, приглашая его навестить якобы тяжело больного отца, о смерти которого Глеб еще не знал. По дороге на Глеба напали подосланные Святополком убийцы, и один из людей Глеба, повар по имени Торчин, по приказанию злодеев зарезал своего господина. Третий брат, Святослав Древлянский, узнав о гибели Бориса и Глеба, бежал в Венгрию, но по дороге его нагнали люди Святополка и тоже убили.

После произошедших расправ над родственниками Святополк получил от современников прозвище «Окаянный» .

Узнав об убийстве братьев, новгородский князь Ярослав при поддержке варягов и новгородцев в 1016 году пошел войной на Святополка. Началась борьба за власть между Святополком и Ярославом. Войска встретились на Днепре при Листвене. Ярослав пошел в атаку, воспользовавшись моментом, когда шел пир Святополка с дружиной. Войска Святополка Окаянного были разгромлены и брошены в реку. Ярослав захватил престол в Киеве.

Князь Святополк бежал в Польшу и призвал на помощь короля Болеслава I Храброго, своего тестя. В 1017 году при поддержке печенежских и польских войск они двинулись походом на Киев. Встреча дружин произошла на Буге, Ярослав потерпел поражение и бежал в Новгород .

Киевский престол снова стал принадлежать Святополку. Чтобы не содержать войска своего тестя Болеслава, которые были поставлены в русских городах, он изгнал поляков. Вместе с Болеславом Храбрым ушло и большинство киевских бояр.

Тем временем на собранные новгородцами деньги Ярослав нанял новое войско из варягов и пошел на Киев. Оставшийся без военной силы Святополк бежал к другим союзникам - печенегам. Там он набрал новое войско и двинулся на Русь. В 1019 году Ярослав встретил его на реке Альте, недалеко от того места, где был убит Борис. Печенежское войско было разбито, а сам Святополк был тяжело ранен. Он бежал в Польшу, затем в Чехию.

Летописцы писали: «…и расслабишася кости его не можааше седети, несяхут и на носилех». Всеми покинутый, он умер в 1019 году по дороге где то между Польшей и Чехией.



Вверх