Что определяет общественное развитие по вико. Джамбаттисто Вико: изучение циклов и обоснование специфики обшественно-исторических наук. Спиралевидное развитие обществ

Первая в истории западноевропейской мысли детально разработанная концепция исторического круговорота была создана выдающимся итальянским мыслителем Джамбаттиста Вико (1668-1744). Она была изложена в вышедшем в 1725 г. его труде «Основания новой науки об общей природе наций» (М., 1940). Говоря о «нациях», Дж. Вико практически имеет в виду социально-историческое организмы.

Основная идея его труда - человеческая история подчинена таким же незыблемым законам, что и мир природы. Все «нации» независимо от внешних условий проходят одни и те же стадии развития. Свою задачу Дж. Вико видит в том, чтобы выявить повторяющееся в развитии «наций», вскрыть общие законы, управляющие этим процессом, нарисовать картину эволюции общества вообще. Он является рьяным приверженцем идеи единства человеческого общества и его истории.

Начальный пункт движения человечества - «звериное состояние», когда нет истории. Первые люди были тупыми, неразумными и ужасными животными.

Они в одиночку бродили по великому лесу земли, всецело находясь во власти животных стремлений. Но вот небо заблистало молниями и громами. Люди решили, что небо - огромное одушевленное тело и назвали его Юпитером. Страх родил веру в богов.

Боязнь перед богами заставила людей обуздать свои животные стремления, прежде всего похоть. Произошел переход от звериного состояния к человеческому обществу. Возник брак, причем моногамный, а вместе с ним семья. Люди осели. Вначале они жили в пещерах, затем стали строить жилища. Оседлость привела к возникновению собственности. Когда выросло население и стало не хватать плодов природы, люди стали жечь леса, обрабатывать землю и засевать ее хлебом. Этот первый период истории человечества Дж. Вико называет веком богов, или божественным веком.

В этот период единственной формой объединения людей была семья, которую возглавлял отец. В его руках была неограниченная власть над всеми членами семейства. Он был монархом и законодателем. Всеми средствами, включая наказания, он обеспечивал соблюдение морали и права.

Первоначально вышла из звериного состояния только часть людей. Остальные продолжали вести прежний образ жизни. Но он их перестал устраивать. В поисках обеспеченного существования они присоединялись к тем людям, которые уже жили в обществе, и входили в состав их семей в качестве зависимых - клиентов. Жили они на положении рабов. Патриархи - главы семей - имели право на их жизнь и смерть.

Когда зависимых стало много, они поднялись на борьбу против патриархов. Это вынудило благородных объединиться для защиты своих интересов. Возникло государство, которое приняло форму аристократической республики. Вместе с ним возник город. Власть в государстве находилась всецело в руках патрициев, героев, которые образовали правящее сословие. Клиенты стали плебеями, не обладающими гражданскими правами. Так начался второй исторический период - век героев, или героический век.

Плебеи героических городов возросли в числе и начали борьбу с патрициями, добиваясь уравнения в правах. Страх перед их силой заставил патрициев уступить. На смену аристократической республике пришла республика народная, свободная. Наступил третий исторический период - век людей, или человеческий век.

Неравенство, связанное с различием происхождения, исчезло. Но начало нарастать новое - имущественное. В условиях гражданского равенства богатство обеспечивало человеку могущество. Богатые и могущественные люди повели борьбу за власть, привлекая на свою сторону рядовую массу. Появились партии, начались гражданские войны и взаимное истребление. Единственным выходом из положения оказалось возникновение монархии. Монарх брал на себя заботу об общих интересах, оставляя на долю подданных заботу о своих личных делах. Он стремился уравнять подданных, подавить могущественных и освободить остальных людей от их гнета.

А далее, по Вико, на смену монархии приходит состояние «вторичного варварства», «вернувшегося варварства». Как и почему это произошло, он в пятой книге своего труда, посвященной веку людей, ничего не говорит. Лишь вскользь замечает, что монархию разрушили внутренние и внешние причины. Имеется также упоминание о варварских вторжениях, начавшихся с V века. И это все.

Чувствуя, что читатель явно не будет этим удовлетворен, Дж. Вико снова обращается к этой проблеме в «Заключении произведения». Но все, что им здесь сказано, еще более запутывает вопрос. Возвращаясь к последнему этапу существования народной республики, ознаменованному борьбой партий, гражданскими войнами и взаимным истреблением, он пишет теперь, что если одним из выходов из создавшегося положения был переход к монархии, то вторым - установление чужеземного господства.

А там, где не случилось ни того, ни другого, произошла катастрофа: города превратились в леса, а леса - в человеческие берлоги. Наступили долгие века варварства, а затем все начало повторяться: век богов, век героев, век людей. Примером может послужить развитие Западной Европы вообще, Италии в частности в период после крушения Римской империи.

Кое-где у Дж. Вико проскальзывает мысль, что каждый новый цикл начинается на более высоком уровне, чем прежний. Но она не получает у него разработки. Но на чем он категорически настаивает, так это на том, что развитие каждой нации идет по восходящей линии, является поступательным движением. Таким образом, циклизму Дж. Вико сочетается с идеей прогресса.

Если французские просветители оптимистически смотрели в будущее, верили в доброе начало человека; знали, кто враг науки и кто тормозит движение к царству Разума; то мыслители Италии находились в иной ситуации.

Время Возрождения, подарившее идеал Европе, сменилось социально - политическим упадком, что не могло не сказаться на оригинальной концепции истории.

Дж. Вико (1668-1744), который представлял мировую историю как повторяющееся круговое движение всех народов от периода дикости к цивилизации и затем возвращение к первоначальному состоянию, которое является исходным для нового восхождения. (См.: «Основания новой науки об общей природе наций» М., К.,1994 г.)

Дж. Вико волнует вопрос почему великие культуры Греции и Рима пришли в упадок. Решение этого вопроса он начинает с уяснения сущности человеческой природы. То что человеческая природа изначально общественна - это не вызывает сомнения, а то что она абсолютно добродетельна, как это утверждают мыслители эпохи Просвещения - это заключение сомнительно.

В пользу общественной природы человека говорит тот факт, что все народы без исключения имеют определенную религию, заключают браки, осуществляют погребение.

Что касается второго тезиса, то с точки зрения Вико человек не добр и не зол, хотя ему свойственно себялюбие и властолюбие, жадность и стремление к выгоде. И только Божественное провидение наставляет его на истинный путь, побуждает к милосердию и побуждает к добру и справедливости.

Дж. Вико анализирует исторический материал из жизни различных народов и выявляет в их истории три основные эпохи: время Богов, время Героев и время Людей.

Каждое время располагает своей природой, нравом, правом, языком и государством.

Время Богов - это состояние дикости и безудержной звериной свободы. Обладая слабым рассудком, но богатой фантазией, люди создали языческую религию, обуздавшую их дикость, приняли власть авторитета, объединявшего жреческую и монархическую власть, открыли для себя естественное право.

Первой мудростью язычников были мифы как регламент жизни общества и его подлинная история.

В эпоху Героев семья власти авторитета разрастается, принимая под свое покровительство представителей других родов и племен. Представители власти авторитета стали князьями рода человеческого. Но обращение благородных с плебеями вело к коллизиям, которые отчасти разрешались усилиями государства в форме аристократической республики. Естественное право рассматривалось как право силы, ограниченной усилиями религии. Язык этой эпохи был языком «героических знаков» гербов.

Эпоха Людей начинается когда плебеи уясняют, что по своей человеческой природе они равны благородным, и тогда они создают гражданское сословие. В результате смешения естественного права и гражданского права возникли народные республики со своим законодательством. Народные республики, уничтожив власть авторитета, сделали первый шаг к собственному уничтожению. На место народной республики пришла анархия - худшая из всех тираний, ибо демонстрировала разнузданную свободу, ничем не отличающуюся от первобытной звериной свободы эпохи Богов. В результате анархии народ возвращается в первоначальное состояние дикости.


Все 3 формы общественного состояния в реальной истории народов представлены в форме различных модификаций, что не перечеркивает общий сценарий.

С точки зрения Дж. Вико движение от одной эпохи к другой не является движением по кругу. Это состояние спирали со своей амплитудой колебания чем выше подъем, тем глубже падение. И тому примеры Греции, Рима, Европы.

Причина этого Возвращения коренится в природе человека.Преследуя свои интересы, человек может дойти до звериного состояния, и в этом проявляется его воля. Хотя эта же воля может подвигнуть человека к установлению более высокого порядка. Сила воли такова, что люди могут не только задержать развитие, но и повернуть его вспять, ибо в начале люди довольствуются только необходимым, затем обращают внимание на полезное, замечают удобное, развлекаются наслаждением, развращаются роскошью, безумствуют, растрачивая свое имущество.

«Природе человека соответствует и природа нации: сначала она жестока, затем сурова, мягка, утончена, наконец распущена».

Человек остается эгоистом, заботится о себе больше, чем о других. Но он склонен и к добру, хотя и не без помощи свыше.Поэтому сущность человека особая и нет смысла распространять законы природы на общество и человека, как это делает философия Просвещения.

Дж. Вико - рационалист, но не картезианской школы. Его рационализм тяготеет к эмпирической традиции, у истоков которой стоят Т. Гоббс, Дж. Локк. (См.: «Левиафан», «Два трактата об управлении»

Разум не дан в готовом и завершенном виде. Он является результатом развития человека и культуры его народа. Дж. Вико был одним из первых, кто сделал попытку увидеть в истории соединяющие друг друга во времени эпохи, каждая из которых обладала самоценностью и необходимостью.


§4. И. Гердер и его история как прогресс «гуманности».

Интерес представляет работа Иогана Готфрида Гердера (1744 - 1803) «Идеи к философии истории человечества», где он делает попытку осмыслить историю человечества, раскрыть законы общественного развития.

Исходный тезис: «Философия истории является частью Философии природы, а посему основные законы природы суть законы развития общества», ибо всякое существование в самом великом и самом малом основано на одних Законах. Но у каждого творения есть свой мир, обеспечивающий особенность его существования.

Разделяя учение Лейбница о монадах, Гердер высказывает мысль о самодостаточности природы, которая, сохраняя свое единство, обеспечивает жизнь в многообразии ее проявлений от камня к кристаллу, от кристалла к растениям, от них к животным, и от животных к человеку - таков путь развития Природы, где проявляется действие Закона восходящих сил (который предполагает действие). И закона господства основной формы (который находит свое воплощение в человеке).

Великое слияние низших органических сил породило душу или дух человека, он поднялся над телом и стал его господином. По Гердеру сущностью человеческого духа является гуманность. Она включает: волю, разум, этические и эстетические чувства, человеколюбие и справедливость,в сумме составляя человечность.

Однако человечность не врожденное, а приобретенное качество. Изначально оно существует только как возможность. Эта возможность может быть реализована только через воспитание на базе лучших традиций.

Таким образом, Философия истории Гердера основывается на 2-х принципах: действия «органических сил» и традиции как фактор воспитания.

Природа подарила человеку возрасты жизни и среди них детство и юность, отведенные для формирования разума, гуманного духа и человеческого образа жизни.

Многообразие среды обитания человека не исключает, а предполагает решение в первую очередь одной проблемы - проблемы человечности. Все остальное решается с позиции человечности.

Поднимает Гердер и проблему общения. Формирование гуманности исключено вне общения. Через общение и воспитание человек и становится человеком.

Рассматривает Гердер и возможности культуры как фактора воспитания, роль языка как организатора абстрактного мышления; роль религии с ее ориентиром на подобие человека и Бога, ибо положение обязывает.

Среди неназванных факторов исторического прогресса особое место занимает семья и государство. Первая олицетворяет власть авторитета, второе - авторитет власти. К сожалению, и семья, и государство не всегда бывают на высоте, о чем свидетельствует практика и сравнительный анализ существующих форм правления. Деспотизм в семье и тирания в обществе основаны не на разуме, а на необузданных чувствах.

Только те, кто всеми силами развивает в себе дух гуманности, постоянно обновляют свой облик. Это касается не только людей, но и целых народов. И если они остановились в своем развитии, это означает, что они перестали использовать разум по назначению.

Созидающая сила разума способна преобразовать хаос в порядок. Итак, философия истории Гердера отличается от концепций других просветителей. В её контексте всемирная история предстает как сложноорганизованная система, разрешающая противоречия хаоса и порядка через самосовершенствование «органических сил» и достижения определенной стадии гуманности в форме человечности. Не все строго выдержанно в концепции Гердера, но подкупает пафос идеи истории как прогресса гуманности.

§ 5. Гегель о «хитрости» Мирового разума.

Философия Гегеля (1770-1831) - вершина классического рационализма. «Разум правит миром» - кредо философии Гегеля, которое явлено во всех работах немецкого мыслителя, в том числе и на страницах «Лекций по философии истории».

С точки зрения Гегеля, сущностью мира, его субстанцией является «абсолютная идея» - безличный мировой разум, который в своем развитии порождает все многообразие мира, сознавая себя в качестве субъекта действия.

Все существующее многообразие мира, в том числе и социального, содержится лишь потенциально и только через усилия мирового разума, оно обретает свою действительность, свою историю.

Что касается Мирового Разума, то будучи субстанцией, он не нуждается во внешнем материале, а «берет все из самого себя, выступая собственной предпосылкой и конечной целью».

Первая ступень становления абсолютной идеи – природа. Она не имеет истории. Только через ее отрицание абсолютная идея становится «Мыслящим духом», который продолжает свое самоосвобождение на уровне субъективного, объективного и абсолютного духа, демонстрируя в каждом случае свою меру свободы. Пройдя этапы индивидуального и общественного развития, она в статусе всемирной истории становится способом самопознания Мирового Разума. Таким образом, философия истории по Гегелю есть рефлексия Абсолютной идеи - Мирового разума в формах права, морали и нравственности. Мораль обеспечивает нормы должного, нравственность демонстрирует сущее на уровне семьи, гражданского общества и государства. Что касается права, то оно определяет меру свободы, обеспечивая регламент общественных отношений.

Семья - способ воспроизводства общества и институт воспитания. Гражданское общество - это состояние, где «каждый цель, а все остальные средство», но все равны перед законом. Государство - высшая форма общности людей с ориентиром на достижение гармонии индивидуального и общественного.

То, что «должно быть» содержится в сущности Мирового разума - абсолютной идеи и «осуществляется с необходимостью на каждом этапе развития истории. С точки зрения Гегеля философия должна «способствовать пониманию того, что действительный мир таков, каким он должен быть, что истинное добро, всеобщий мировой разум, является силой, способной осуществлять себя. Его содержание и осуществление и есть всемирная история человечества».

Действительное - это должное, необходимое проявление Мирового разума. Неразумное лишается статуса действительного, хотя и остается существующим. С этих позиций «примирение» с действительностью достигается путем познания, утверждения положительного и преодоления отрицательного в процессе осуществления конечной цели.

Но если бы все события развивались в соответствии с логикой самопознания Мирового разума, то они служили бы лишь иллюстрацией его саморазвития. Однако, история только «виртуально» содержится в абсолютном духе, а реализуется через волю и поступки людей, обусловленными их интересами. Преследуя частные интересы, мобилизуя свою волю и вкладывая все силы для достижения поставленной цели, человек становится тем, что он есть, то есть конкретной, определенной личностью своего общества.

На фоне частных устремлений, общая цель, любовь к Отечеству, жертвенность, составляют мизерную величину. История превращается в арену своенравных устремлений, где в жертву приносятся государственная мудрость и индивидуальная добродетель. Но если возвыситься над этой картиной, то можно увидеть, что результаты поступков людей оказываются иными, чем те цели, которые они преследовали, ибо параллельно с их поступками осуществляется нечто такое, что скрыто от их глаз, но это нечто редактирует результаты их деятельности. В этом Гегель видит «хитрость» Мирового разума, который, так или иначе, расставляет все по своим местам.

Жесткость утверждения того, что люди являются средством (инструментом) Мирового разума не смущает Гегеля, ибо он полагает, что присутствие в каждом человеке вечного и безусловного - моральности и религиозности задает причастность к Мировому разуму, обеспечивает их самоценность.

Итак, сделав субстанцию - Мировой разум объектом развития, Гегель привнес в историю процессуальность и необратимость, становление и отчуждение ибо только в саморазвитии дух (мировой разум) познает себя и доходит до осознания своей свободы. Эмпирическая история как сумма различных факторов обрела идею свободы, которая могла осуществиться только в конкретных формах. Совпадение логического и исторического, в основе которого лежало тождество бытия и мышления сделало возможным философское рассмотрение истории, главным «героем» которой стал разум, познающий себя через философию.

Диалектика единичного и общего позволила Гегелю избежать ситуацию быть заложником исторических конкретных фактов, и не дать «идее» уйти в область чистой спекуляции.

И хотя всемирная история не есть «арена счастья», а скорее картина скорби по поводу творимого зла, утверждение приоритета разума снимает проблему всевластия зла, ибо истина и добро в конечном итоге совпадают и это единство есть гарант победы добра.

Наши поступки: добрые или злые, обусловлены проявлением свободы. Но свобода не дается, как утверждает французское Просвещение. По Гегелю свобода приобретается через воспитание и дисциплинирующее знание. И в этом смысле свобода не обязанность, а определенная «дисциплинарная матрица», предполагающая определенную меру ответственности. Это еще одно косвенное свидетельство веры Гегеля в победу добра и шествия истории как саморазвития Мирового разума.


23
Содержание
Введение …………………………………………………….. 3
Глава 1. Биография Джамбатисты Вико ………………….. 6
Глава 2. История как наука: методология Вико ………… 10
Глава 3. Философская концепция Вико в споре с Декартом. Вико и просветительская традиция ………………………………… 13
Глава 4. Теория цивилизации Вико. Идея круговорота … 15
Заключение ………………………………………………... 23
Список источников и литературы ……………………….. 26
Примечания ……………………………………………….. 27
Введение
Наш мир подобен колесу, что вверх и вниз стремит судьба...
Так плотник мастерит равно и колыбели и гроба:
Приходит сей, уходит тот, а он работает всегда.

В XVIII веке началось разрушение христианского видения и истолкования истории. Неаполитанец Джамбаттиста Вико (1668 - 1774 гг.) сформулировал принципы исторического развития, стоявшие вне августинской традиции. Он, по существу, явился родоначальником современных концепций исторического развития и создал историю как науку, в которой просматриваются параллели с разработанным Фрэнсисом Бэконом научным методом. История переживала в то время "кризис доверия". Точные науки - математика, физика и астрономия - возвысились над историей. Ее считали менее достойной изучения, к ней относились свысока. Такие взгляды, например, были присущи Декарту. Их разделяли многие мыслители той поры. Вико был не согласен с Декартом. Он поставил перед собой задачу показать на фактах, что истина есть истина, раскрывается ли она с помощью естественнонаучных методов или путем изучения истории. В своем сочинении "Новая наука" (1725 г.) Вико предложил широкий план совершенно нового направления мысли: исследование элементов для определения общих моделей. "Новая наука" Вико была вехой на пути развития истории как компаративной (сравнительной) науки. Курятников В.Н. О двух подходах в освещении истории: духовном и светском //samara.orthodoxy.ru/Hristian/Kuryatn.html
Цель данной работы - охарактеризовать историко-философскую методологию Вико.
Задачи:
1. Кратко охарактеризовать основные вехи биографии Вико.
2. Изучить выдвинутую Вико идею объективного характера исторического процесса.
3. Проследить полемику Вико с Р. Декартом, противопоставление общего разума индивидуальному.
Основным источником являются сочинения Вико. Вико Дж. Собрание сочинений в 3-х томах. М., 1986. «Как писатель Вико представляет собой загадку», Лифшиц М. Джамбатиста Вико // Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. М. - Киев, 1994. С. 3 - 19. - отмечает М. Лифшиц. Первое издание его основного сочинения вышло в 1725 году, второе - пять лет спустя, а третье, переработанное и дополненное, появилось уже в 1744 году после смерти автора. Книга Вико совсем не похожа на произведения писателей просветительной эпохи. Ее очень трудно читать. Вико неразборчив в выражениях, косноязычен, его рассуждения о всемирном потопе, о достоверности библейских сказаний, о преимуществах христианской религии никого не могут теперь соблазнить. В рецензии "Лейпцигского журнала" (1727) было написано, что "Новая наука" является апологией католической церкви.
Сама работа Лифшица, характеризующая подход Вико к истории, достаточно основательна и интересна. Но Лифшиц, написав статью в 1936 г., большую часть сносок ставит на классиков марксизма-ленинизма и зачастую анализирует не столько историческую концепцию Вико, сколько историческую концепцию марксизма-ленинизма.
Из современных работ внимание особенно привлекла работа В. Н. Курятникова «О двух подходах в освещении истории: духовном и светском», размещенная на сайте samara.orthodoxy.ru/Hristian/Kuryatn.html , в которой автор рассматривает эволюцию методов исторического познания и в том числе рассматривает концепцию Вико, характеризуя ее как соединение линейной и циклической концепций подхода подъема и упадка цивилизаций и одна из первых универсальных моделей в этом плане.
Глава 1. Биография Джамбатисты Вико
Джамбаттиста Вико родился в Неаполе 23 июня 1668 г. в семье скромного библиотекаря. «Много забот ему причиняла возраставшая бедность семьи, он горел желанием получить досуг, чтобы продолжать свои занятия, но душа его питала великое отвращение к шуму Форума», Вико Дж. Указ. соч. С. 318. - пишет в своем жизнеописании сам Вико.

Закончив школу, он стал изучать философию вместе с номиналистом Антонио дель Бальцо. Неудовлетворенный формализмом преподавания, он прекращает регулярные занятия и занимается самообразованием и чтением. Таким образом, он стал "ученым пустынником в стороне от забав молодости как породистый конь, обученный в войнах, вдруг оказался забыт брошенный на деревенском пастбище".

Последователь Скота Джузеппе Риччи спустя некоторое время посвятил его в премудрости гражданского права в школе при университете Неаполя. Однако вскоре пришлось прекратить и эти штудии, ибо "душа не выносила шума судебных распрей". По приглашению одного знатного господина он стал гувернером его внуков в замке Чиленто, где все располагало к здоровому образу жизни и плодотворным занятиям.

В тамошней библиотеке он изучил Платона и Аристотеля, Тацита и Августина, Данте и Петрарку, присоединился к метафизике истории и литературы. Когда в 1695 г. он вернулся в Неаполь, то почувствовал себя чужестранцем. Аристотель после схоластических переделок обрёл лубочные черты, никто не хотел обсуждать оригинальность его наблюдений. По экономическим соображениям он подал на конкурс на замещение вакансий по кафедре риторики Неапольского университета.

Затем начались годы преподавания, а в 1693 г. он стал лауреатом, написав несколько работ об "Обучении" Квинтилиана ("О положении дел"). Эти годы для Вико были особенно плодотворными. Выступая с речами-посвящениями на академических собраниях, с 1699 по 1708 г. он оттачивал свое мастерство и с блеском критиковал теоретические позиции так называемых новых ученых. Среди речей исторической стала седьмая: "О научном методе нашего времени", - опубликованная автором на свои средства.

Здесь мы находим замечательные педагогические интуиции Вико проницательную критику картезианского метода и наметки новой интерпретации истории. С 1713 по 1719 г. Вико посвятил изучению работ Гуго Гроция, в особенности "О праве войны и мира".

По заказу одного герцога он написал историческое исследование "Четыре книги о подвигах Антонио Карафы", опубликованное в 1716 г. Он также принял участие в грандиозной работе под названием "О древнейшей мудрости итальянцев, извлеченной из источников латинского языка" в трёх книгах: "Liber metaphysicus", "Liber physicus", "Liber moralis". Опубликованная в 1710 г., работа была раскритикована "Литературным итальянским журналом" с филологической точки зрения.

Вико, уже собравший большой материал, вынужден был остановить работу. Семейные заботы, капризы жены Терезы Катерины Дестито, наконец, нужда заставили заняться частными уроками, мелкими заказами случайного характера. Как отмечает М. Лифшиц, «Его жизненный путь вполне обычен. Добрых девять лет он провел в зависимом положении домашнего учителя. Заботясь о пропитании большой семьи, Вико сочиняет оды "на случай", свадебные поздравления, хвалебные биографии. Наконец в 1697 году ему удается получить должность профессора риторики Неаполитанского университета. Отсутствие нужных связей, неумение поладить с начальством, гордость великого человека, которому пришлось унижаться перед учеными ничтожествами, - все это помешало ему занять кафедру юриспруденции,по тем временам наиболее важную в университете». Лифшиц М. Указ. соч. С. 9 - 15.

Но, движимый неиссякаемым интересом к истории права, он написал в 1720 г. конкурсную работу "О единственном начале и единственной цели всеобщего права". Вскоре появляются его работы "О неизменности философии ", "О неизменности филологии ", "О неизменности правоведения". Их новизна и оригинальность остались непонятыми современниками. Философ с горечью констатирует профессиональное фиаско, уже не надеясь найти своего места в отечестве.

Однако вопреки провидению, перекрывшему, казалось бы, все пути к заслуженному успеху и даже достойному существованию, Вико мужественно принимается за новую работу под названием "Основания новой науки об общей природе наций, благодаря которым обнаруживаются также новые основания естественного права народов" (известна более под названием "Новая наука"). Книга, как и следовало ожидать, вызвала большую критику и мало понимания и сочувствия.

Впрочем, Вико спасло убеждение, при прочих равных условиях он оказался "более удачливым, чем Сократ". Затем, по просьбе Джована Артико ди Порчиа в 1725 г. Вико написал автобиографию "Жизнь Джамбаттиста Вико, написанная им самим", серию портретов современников. Первая её часть вышла под редакцией Анджело Калоджера в 1725-1728 гг. - "Собрание научных и филологических фрагментов".

Вторая часть была написана в 1731 году, а опубликована только в 1818 г. Второе издание "Новой науки" опубликовано в 1730, а третье, с дополнениями и стилистическими модификациями, - в 1744г. Принятая с восторгом в Италии, работа осталась незамеченной в остальной Европе. Он достиг преклонного возраста, изнурён многочисленными трудами, измучен заботами о доме и жестокими судорогами в бёдрах и голени, порождённый какой-то странной болезнью, уничтожившей у него почти всё находящееся внутри между нижней костью головы и нёбом. Тогда он совершенно отказался от занятий и подарил отцу Доменико Лодовичи (иезуиту, латинскому элегическому поэту) манускрипт "Примечаний к первой "Новой Науке".

Неудачная судьба книги, завистливое отношение коллег-профессоров, не принимавших его философские взгляды, болезнь дочери, тревога за сына, совершившего преступление - всё это подточило и без того слабое здоровье. Со словами: "Сын мой, спаси себя", - в момент исполнения судебного решения о тюремном заключении философ навсегда простился с сыном. Со словами покаяния перед Небом и Богом в январе 1744 г. 76 лет от роду Джамбаттиста Вико ушёл из жизни, оставив в наследство университету гораздо менее даровитого сына. Там же.

Глава 2. История как наука: методология Вико

Вико был одним из первооткрывателей истории, как обладающего объективным характером процесса. Философ считал, что надлежит исследовать именно этот мир, поднимая один пласт за другим и перерабатывая их как сделанные, можно достичь знания не менее точного и ясного, чем геометрия и математика. Однако открывая эту новую главу, необходимо понять принципы и методы выведения науки из того, что было до сих пор обледенелой массой, погребенной и забытой всеми.

Речь идёт о науке, похожей и вместе с тем превосходящей геометрию. "Эта наука должна освоил" нечто сверх элементов геометрии, имеющей дело с величинами, реальность которой точки, линии, плоскости, фигуры. Её доказательства как бы сродни божественному, они должны преисполнить тебя, читатель, упоением неземным, ведь в Боге знать и делать есть одно и то же". Во время Вико, история не считалась серьёзной наукой, которую следует внимательно изучать.

Она трактовалась как школа морали, проблемы научности её деталей не возникало, ведь что за наука - мораль? Вопреки всем Вико объявил: история не наука, но может и должна ею стать. Ведь этот гражданский мир сотворён людьми, а потому более других предметных сфер реальности научно объясним и подлежит систематизации. Но все это возможно лишь после отказа от неверных методологических предубеждений.

История с точки зрения самих историков Вико также мало удовлетворяет, как и история, увиденная глазами философов. Бесконечные противоречия и фальсификации, сомнительные принципы истолкования историографами использовались часто произвольно - всё это Вико называет "национальным чванством" и "ученой спесью". Важнее всего показать, что именно их нация раньше других пришла к цивилизованным формам жизни, что записано в памяти народа с сотворения мира.

Такими находит Вико реконструкции событий Геродота, Тацита, Полибия, Ливия - чересчур много сыновней любви к родине. Современных историков Вико упрекает в буквализме и однобокой интерпретации исторических документов, но тем не менее, они выработали достаточно стройную систему, из которой также можно извлечь пользу. Вико называет привычку распространять на отдаленные эпохи представления и категории, типичные для нашего времени - "концептуальным анахронизмом".

Вообще анахронизм - это устаревший взгляд или обычай, пережиток старины или отнесение какого-либо события к более древнему имени. Утрата чувства исторического времени, как и преувеличение рациональных возможностей, - это ошибки историков разных поколений. Вико не согласен с Бэконом, когда тот говорит о "несравненной мудрости древних", не потому, что недооценивал мудрость древних, а потому, что Бэкон не усматривал различия между идеалом мудрости древним и новым. Что же касается древней римской истории, то Вико был резко против толкования её документов в терминах "народ, царство, свобода" в современном значении этих слов, без старого понимания того, что "народ" - это "патриции", а "царство" - это "тирания".
К примеру, "Законы Двенадцати таблиц" (древний римский кодекс законов)

Вико трактовал как простое воспроизведение афинского кодекса. Во-первых, вряд ли корректно представлять римлян естественными наследниками греков, во-вторых, ещё более сомнительно читать "Двенадцать таблиц" на категориальном языке эпохи, во всем чуждой древнеримской. Отвергая все, Вико начинает с нуля: "Ничто не вытекает само собой из накопленной эрудиции".

Исторические реконструкции неадекватны, ибо их теоретические предпосылки недостаточны. Таким образом, Вико, как основоположник историзма, хотел показать, что исторический процесс носит объективное значение и имеет провиденциальный характер. Провиденциализм, приверженцем которого считался Вико, - это религиозно-философское учение, интерпретирующее исторический процесс как осуществление замысла Бога.
История основана на предвидении Бога, продумавшего жизнь человеческого рода от начала до конца, и отсюда, Вико заключает, что смысл истории находится в ней самой.

Глава 3. Философская концепция Вико в споре с Декартом. Вико и просветительская традиция

Главным врагом философии Вико был рационализм в его классической форме, выработанной еще в XVII веке Декартом.
Вико иронически относится к тайной мудрости философов, он больше уважает государственную мудрость политических деятелей, но выше всего ставит простонародную мудрость массы людей, которая своими руками творит историю, творит ее бессознательно вместе со множеством предрассудков и суеверий, свирепых и варварских обрядов, творит в постоянной кровавой и бескровной борьбе вокруг материальной собственности и власти.
Вико не только стремится обнаружить в истории естественную закономерность, независимую от желания отдельных людей, он понимает также, что в противоречивом и сложном ходе "всех человеческих и гражданских вещей" заключается какое-то внутреннее оправдание, хитрость разума, как сказал бы Гегель. И это оправдание представляется Вико фантастическим промыслом божьим, а философия истории - рациональной гражданской теологией. Свою собственную задачу он видит в раскрытии того, как должна была раньше, как должна теперь и как должна будет впредь протекать история наций, ибо, в сущности говоря, ее логический бег закончен. Французские просветители XVIII века предвидели славную заваруху, un beau tapage, в своем отечестве. Вико, напротив, представляет собой законченный тип мыслителя, пришедшего после великого оживления практической деятельности своего народа. Этим достаточно объясняется то обстоятельство, что "Новая наука" осталась почти незамеченной в литературе XVIII века. Там же.
Этим объясняются также безусловные достоинства и недостатки философской позиции Вико. «Его отсталость по сравнению с общим уровнем просветительской литературы - вне сомнения, - пишет М. Лифшиц. - Но по странной иронии судьбы с этой отсталостью связана передовая роль философии истории Вико. "Новая наука" неизмеримо выше популярных исторических представлений XVIII века. По глубине научного анализа ей уступают даже гениальные творения Вольтера, Руссо, Фергюсона, Ленге. Рядом с великими деятелями эпохи Просвещения Вико обладает преимуществом большей народности - правда, народности нищей, отсталой и сохранившей только следы былого величия». Там же.
Глава 4. Теория цивилизации Вико. Идея круговорота

Вико выдвинул циклическую теорию развития общества. Согласно его концепции, циклы развития, по которым Провидение шаг за шагом ведет человечество от варварства к цивилизации, история проходила от древнейших вр и т.д.................

Вико Джамбаттиста Ви́ко Джамбаттиста

(Vico) (1668-1744), итальянский философ, один из основоположников историзма. Исторический процесс, по Вико, имеет объективный и провиденциальный (см. Провиденциализм) характер; все нации развиваются по циклам, состоящим из 3 эпох: божественной (безгосударственное состояние, подчинение жрецам), героической (аристократическое государство) и человеческой (демократическая республика или представительная монархия). Основное сочинение - «Основания новой науки об общей природе наций» (1725).

ВИКО Джамбаттиста

ВИ́КО (Vico) Джамбаттиста (1668-1744), итальянский философ, один из основоположников историзма (см. ИСТОРИЗМ) . Исторический процесс, по Вико, имеет объективный и провиденциальный (см. Провиденциализм (см. ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ) ) характер; все нации развиваются по циклам, состоящим из 3-х эпох: божественной (безгосударственное состояние, подчинение жрецам), героической (аристократическое государство) и человеческой (демократическая республика или представительная монархия). Основное сочинение «Основания новой науки об общей природе наций» (1725).
* * *
ВИ́КО (Vico) Джамбаттиста (23 июня 1668, Неаполь - 21 января 1744, Неаполь), итальянский ученый и философ.
Биография, труды
Родился в многодетной семье бедного книготорговца. Учился в иезуитской школе, но, неудовлетворенный уровнем обучения, оставил ее. Усиленно занимаясь самообразованием, приобрел обширные и разносторонние знания. Изучал древние языки, историю, право, философию, литературу и т. д. Латинский и итальянский языки, Цицерон (см. ЦИЦЕРОН) , Вергилий (см. ВЕРГИЛИЙ (поэт)) , Гораций (см. ГОРАЦИЙ) , Данте (см. ДАНТЕ Алигьери) , Петрарка (см. ПЕТРАРКА Франческо) , Боккаччо (см. БОККАЧЧО Джованни) стали на всю жизнь его излюбленной стихией. Был адвокатом, домашним учителем. Испытывая материальную стесненность, писал на заказ стихи, речи, статьи и т. д.
В 1698, приобретя благодаря своим произведениям и филологической учености известность, был избран профессором риторики Неапольского университета. Создал ряд научных сочинений: «О современном научном методе» (1709), «О древнем итальянском мировоззрении, выводимом из основ латинского языка» (1710), «Четыре книги о деяниях Антонио Караффы» (1716), «О едином основании и единой цели всеобщего права» (1720), «О постоянстве законов» (1721) и др. Новаторские идеи в области юриспруденции помешали Вико занять кафедру права в университете.
В 1725 был издан главный труд Вико «Основания Новой науки об общей природе наций». Книга сразу же была раскуплена и вызвала оживленную полемику. Она вызвала острый интерес читающей публики, и сделала его имя известным ученому миру Европы, но и, вместе с тем, была встречена непониманием со стороны коллег на его родине. Впоследствии Вико развивал идеи своего сочинения, подготовил еще два его существенно переработанных издания, вел полемику со своими критиками. Написал интеллектуальную автобиографию «Жизнь Джамбаттисты Вико, написанная им самим» (1728).
В 1735 был назначен официальным историографом Неаполитанского королевства, что избавило его от докучливых материальных хлопот. В последние годы жизни Вико преподавал риторику и латинскую литературу у себя дома.
Основные идеи
Своими наставниками признавал Платона (см. ПЛАТОН (философ)) , Тацита (см. ТАЦИТ) , Гуго Гроция (см. ГРОЦИЙ) и Фрэнсиса Бэкона (см. БЭКОН Фрэнсис (философ)) . Испытал также влияние М. Фичино (см. ФИЧИНО Марсилио) , Пико делла Мирандолы (см. ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА Джованни) , Джордано Бруно (см. БРУНО Джордано) , Галилео Галилея (см. ГАЛИЛЕЙ Галилео) , Никколо Макиавелли (см. МАКИАВЕЛЛИ Никколо) .
Стремясь расширить возможности родного языка, Вико написал «Новую науку» не на латыни, как свои прежние произведения, а на итальянском, точнее, на замысловатом неаполитанском диалекте (единый национальный язык еще не сложился), что наряду с темной и запутанной манерой изложения затрудняет понимание идей этого произведения. В построении книги был использован аксиоматико-дедуктивный метод, что сближает ее с геометрическим трактатом.
Вико критиковал субъективизм, пристрастность, присущие отдельным людям и народам, а также методы экстраполяции, господствавшие в гуманитарном знании. Субъективизм и чрезмерный рационализм он полагал недостатками философии Декарта, которая была частым объектом его выпадов.
Свою историософию определял как «светское рационализированное богословие». Законы общества установлены «провидением» или «божеством», но фактически исторический процесс разворачивается в силу естественных, внутренних причин и имеет объективный характер. В деятельности людей реализуется естественный детерминизм, исторические законы, которые регулируют и направляют стихийную борьбу людей за осуществление их интересов. Новаторство Вико заключалось и в том, что существенная роль в его концепции была отведена принципу единства человечества, что предполагало подчинение всех народов и государств универсальным законам общественного развития.
Центральной частью философии истории Вико является теория общественного круговорота, согласно которой все народы развиваются по циклам, состоящим из трех эпох, аналогичных периодам детства, юности и зрелости в жизни человека. Это «век богов», «век героев» и «век людей». Развитие идет по восходящей линии, каждая стадия своим развитием отрицает себя, смена эпох осуществляется путем общественных переворотов, обусловленных социальными конфликтами, на складывание которых оказывают влияние и имущественные отношения. Цикл завершается кризисом и распадом общества, при котором все стороны социального организма переживают деградацию; далее следует начало нового цикла. Вико стремится брать общественный процесс в целостности взаимодействующих сторон: каждый «век» имеет свое право, нравы, язык, религию, социальные и экономические институты. Основой обобщений для «Новой науки» была преимущественно история Древнего Рима.
«Век богов» характеризуется первобытной дикостью, «безудержной звериной свободой», отсутствием государства. Власть считается принадлежащей богам, которые правят посредством жрецов. Господствуют страх и благочестие. Происходит борьба «отцов семей» с «домочадцами и слугами», для обуздания которых первые учреждают государство и наделяют вторых участками земли, что и полагает начало «веку героев».
В «век героев» «отцы семей» трансформируются в знать, в «феодалов», «домочадцы и слуги» - в «простой народ». Таковыми были, в частности, римские патриции (см. ПАТРИЦИИ) и плебеи (см. ПЛЕБЕИ) . Государство имеет аристократический характер. Знать, «феодалы» удерживают власть силой и обманом, господствует право силы. Люди чувствуют себя детьми богов, полубогами, они честолюбивы и воинственны. Этот период движим борьбой «феодалов» и «простого народа». Материал для иллюстрации «века героев» видел в поэмах Гомера.
«Век людей» - высшая стадия цикла - учреждается вследствие победы «простого народа» над «феодалами». Государство имеет форму демократической республики или ограниченной монархии, устанавливается гражданское, политическое равенство. Общественный строй приобретает гуманный характер, будучи основанным на разуме, совести и долге; фунционирует рациональное право. Возникают ремесла, науки, философия и искусство, отсутствовавшие в первые два периода. В это период преодолеваются межнациональные и межгосударственные границы, происходит тесное взаимодействие народов, человечество становится единым; важную роль в этом играет торговля. Но развитие демократических свобод и равенства приводит к анархии, разрушению общества и переходу к новому «веку богов».
Вместе с тем, Вико допускал существование исключений, не охватываемых его концепцией (Карфаген (см. КАРФАГЕН) и т. д.).
Важными достижениеми Вико были распространение историзма (см. ИСТОРИЗМ) и привнесение диалектики в рассмотрение многих сфер общественной жизни, которые исследовались как взаимодействующие друг с другом, в чем он превосходил своих современников - французских просветителей.
Помимо проблем философии истории, в главном произведении Вико обстоятельно излагаются вопросы истории, философии права, филологии (сравнительное языкознание) и т. д. Важными средствами для познания истории считал язык, мифологию, законодательство, погребальные и свадебные обряды и т. д. Преклоняясь перед «Одиссеей» и «Илиадой» как важнейшим историческим источником, доказывал, что Гомер (см. ГОМЕР) является мифической фигурой. Был истовым энтузиастом развития наук (выступал за установление единства наук) и распространение просвещения.

Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "Вико Джамбаттиста" в других словарях:

    Джамбаттиста Вико Джамбаттиста Вико (итал. Giambattista Vico, 23 июня 1668, Неаполь 21 января 1744, там же) крупнейший итальянский философ эпохи Просвещения, творец современной философии истории, кроме того заложивший основы культурной… … Википедия

    - (Vico) (1668 1744) итальянский философ, один из основоположников историзма. Исторический процесс, по Вико, имеет объективный и провиденциальный (см. Провиденциализм) характер; все нации развиваются по циклам, состоящим из 3 х эпох: божественной… … Политология. Словарь.

    - (1668 1744) крупнейший ит. философ, один из первых, кто в Новое время в Европе поставил вопрос о философии истории. В. жил в Италии, давно переставшей быть интеллектуальным центром Европы, во многом поэтому при жизни он был мало замечен и плохо… … Философская энциклопедия

    Джамбаттиста Вико Giambattista Vico Дата рождения … Википедия

    Вико (Vico) Джамбаттиста (23.6.1668, Неаполь, ‒ 21.1.1744, там же), итальянский философ. С 1698 профессор риторики в университете в Неаполе, с 1734 придворный историограф. В полемике с Р. Декартом В., противопоставляя общий разум индивидуальному … Большая советская энциклопедия

    Вико, Джамбаттиста - ВИКО (Vico) Джамбаттиста (1668 1744), итальянский философ. Исторический процесс, по Вико, имеет объективный и провиденциальный (смотри Провиденциализм) характер; все нации развиваются по циклам, состоящим из 3 эпох: божественной… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Вико Джамбаттиста - Жизнь и сочинения Джамбаттиста Вико родился в Неаполе 23 июня 1668 г. в семье скромного библиотекаря. Закончив школу, он стал осваивать философию вместе с номиналистом Антонио дель Бальцо. Неудовлетворенный формализмом преподавания, он… … Западная философия от истоков до наших дней

Основоположнику изучения исторического процесса, итальянскому философу второй половины шестнадцатого и первой - семнадцатого века посвящена эта статья. Вико Джамбаттиста характеризовал течение истории как провиденциальный и объективный процесс, где каждая нация развивается циклично по трём эпохам - божественной (когда государства ещё нет, вся власть у жрецов), героической (когда государство в руках аристократов) и человеческой (когда появляются либо представительная монархия, либо демократическая республика).

Биография

Неаполитанский философ и учёный Вико Джамбаттиста родился в июне 1668 года в многодетной семье. Отец торговал книгами, поэтому приобщился к наукам мальчик довольно рано, ещё до поступления в иезуитскую школу. Немудрено, что уровень обучения там его не устроил. Вико Джамбаттиста настолько упорно занимался самообразованием, что сам уклад школы этому занятию мешал, потому пришлось её оставить. Знания он приобрёл быстро, причём самые обширные, разносторонние и глубокие.

Среди его занятий были не только древние языки: помимо латыни и итальянского Вико Джамбаттиста изучал литературу, право, философию, историю, свободно жил в стихии трудов Цицерона, Вергилия, Горация, Петрарки, Данте, Бокаччо и многих других. Настоящую славу в родном городе он снискал как адвокат и домашний учитель, но несмотря на это материальная стеснённость была его обычным состоянием. Поэтому великий человек не чурался писать на заказ статьи, речи, стихи и тому подобное.

Признание трудов

В тридцатилетнем возрасте Вико становится профессором риторики университета в Неаполе, в стенах которого трудится более чем полвека, а его произведения и филологическая учёность приобретают широчайшую известность. Джамбаттистой Вико был рождён целый ряд чисто научных сочинений об основах латинского языка, откуда появилось и древнее итальянское мировоззрение, о современном методе в науке, об Антонио Караффе - "Четыре книги", об основаниии цели всеобщего права, которые являются едиными, о законах и их постоянстве и много других досконально изученных тем нашли своё воплощение в книгах.

А в 1725 году вышел главный труд его жизни, до наших дней являющийся предметом изучения. Написал Вико Джамбаттиста "Основания Новой науки о природе наций", и этот труд мгновенно был раскуплен и буквально взапой прочитан широкой публикой, которая с огромным интересом обсуждала мировоззренческие посылы автора. Полемика была острой, да и тема эта считается животрепещущей до сих пор. Имя автора узнали в самых дальних уголках учёной Европы, однако многие коллеги не разделили мировоззрения, которых придерживался Джамбаттиста Вико. Источники прогрессивного развития человечества они находили в других местах.

Отстаивание взглядов

Джамбаттиста Вико является представителем науки, который от своих убеждений отказаться никак не может, а потому он пытался различными способами повлиять на мнение коллег, убедить их в своей правоте. А потому были подготовлены им два новых издания, где он постарался как можно более доходчиво развить идеи прежнего сочинения в виде полемики с критиками.

Затем Джамбаттиста Вико, концепция которого ничуть не поменялась во взглядах на природу наций, написал автобиографию, причём если не чисто научную, то, так скажем, интеллектуальную, где все его искания и находки в мире науки нашли своё отражение. В 1735 году ему было поручено место историографа всего Неаполитанского королевства и потому, наконец-то, материальный недостаток он ощущать перестал. Однако преподавательскую деятельность не бросил: латинской литературе и риторике он учил студентов у себя дома.

Основные идеи

Настоящими наставниками учёного, чьи идеи он считал более чем близкими, были Тацит, Платон, и Гуго Гроций. Джамбаттиста Вико является представителем области знания, в которой не обойтись без трудов Марсилио Фичино, Галилея и Джоржано Бруно, а также и оказал на мировоззрение учёного большое влияние.

До определённого момента все труды Вико писал на латыни, затем понял, что сможет значительно расширить возможности и пределы родного языка, а потому сочинение Джамбаттиста Вико "Новая наука" было издано на итальянском. Вернее, это получился ещё не вполне итальянский - его ещё и не было на свете как единого национального языка, это был забавный и замысловатый неаполитанский диалект.

Новое в философии

Манера изложения и этой книги осталась прежней - она была сугубо научной, а потому запутанной и тёмной для понимания, а когда к вышеперечисленному приложился ещё и не всем территориям понятный язык Неаполя - далеко не каждый итальянец смог докопаться до тех идей, которые в книгу были заложены автором, и прочувствовать их.

Построена книга была с помощью аксиоматико-дедуктивного метода и как нормальный геометрический трактат, в котором Джамбаттиста Вико идеи свои развивал, яростно критикуя пристрастность и субъективизм, присущие не только отдельным людям, но и целым народам.

Не нравились ему также методы экстраполяции, которые в то время господствовали во всех гуманитарных знаниях. Вскрывал недостатки Чрезмерный рационализм и субъективизм в идеях этого противника эмпиризма часто были объектами критики, которую учинял Джамбаттиста Вико.

Социология

Новую науку, обозначенную как историософия, автор определил как богословие, только рационализированное и светское. Джамбаттиста Вико о правовом прогрессе писал по тем временам неслыханные вещи.

Например, что общественные законы, конечно, установлены Богом (или Провидением), однако естественные внутренние причины часто разворачивают ход исторического процесса в другую сторону от божественных планов. Таков объективный характер этого явления.

Человеческая деятельность реализуется с естественным детерминизмом, то есть по законам всеобщей причинности, а исторические законы направляют и регулируют стихийность борьбы за людские интересы.

Общественный круговорот

Новатор Вико выявил принцип единства человечества с подчинением всех без исключения народов и стран общественному развитию по универсальным законам. Теорию общественного круговорота, очерченную Джамбаттистой, знают и теперь.

Народы развиваются циклично, словно проживая детство, молодость и зрелость, развиваясь по восходящей линии, где каждая стадия отрицает предыдущую, а сменой эпох бывают общественные перевороты, созданные за счёт социальных конфликтов. Причиной конфликтов же являются, как всегда, имущественные отношения.

Цикл всегда завершается кризисом общества, его распадом, и все клетки социального организма подвергаются деградации. Затем начинается новый цикл.

Три "века"

Вико показывает общественные процессы как целостность взаимодействия сторон. Каждая стадия - "век" - имеет собственное право и язык, нравы и религию, институты социальные и экономические. Фундаментом для своих обобщений Вико выбрал историю Рима. "Век богов" - первобытная дикость и звериная свобода без границ, отсутствие всякой государственности. Власть у богов (вернее - у жрецов). Миром правят благочестие и страх. Затем отцы семейств завязывают войну со слугами и домочадцами, для прекращения которой необходимо государство, при котором первые будут править, а вторые возделывать землю. В этот момент и начинается "век героев", когда из отцов семейств появляется знать, а из слуг и домочадцев - простой народ. Патриции и плебеи. Характер государства аристократический, феодалы пользуются силой и обманом, чтобы удержать власть. Время, когда сильный всегда прав.

Однако простой народ ждёт не дождётся своей очереди на победу. "Век героев" заканчивается с началом "века людей" - высшей стадии цикла. Простой народ побеждает и уничтожает феодалов. Республика или монархия с гражданским и политическим равенством отличается гуманным характером, торжествуют разум, совесть и долг. Право становится рациональным. Процветают науки, ремёсла, искусство, в первых периодах отсутствовавшие. Торговля объединяет народы, человечество получает единство, благоденствие. Но демократические свободы имеют свойство развиваться до размеров анархии, что приводит к разрушению всего общественного порядка. Наступает крах государства и начало нового "века богов".

Исключения

Однако, Карфаген в эту историографическую схему не вписывается. И не только он. Вико допускал, что исключения существуют, а концепция, которая представлена выше, охватывает только некое большинство. Достижения в науке, которыми нас снабдил нас Вико, - диалектика в изучении многочисленных сфер жизни общества и распространение историзма. Во всём этом данный автор значительно превосходил даже французских просветителей. Помимо этого, много нового Вико привнёс в рассмотрение проблем философии и истории, философии и права, сравнительного языкознания, филологии и так далее.

Важнейшими средствами для понимания истории он считал изучение законодательства, мифологии, народных обрядов и прежде всего - языка. Мечтал Вико о развитии и установлении единства наук, широком распространении просвещения. Оказался прав. Синтез наук теперь является важнейшим фактором для развития технологий. Он преклонялся перед вечными сочинениями Гомера - "Илиадой" и "Одиссеей", считая их историческим источником полным и точным, однако доказывал всем, что сам Гомер - фигура мифическая. Идеи, которые были им сформулированы, не забыты, хотя с той дальней переходной эпохи из Нового времени в Просвещение прошло уже много веков.



Вверх